Как называется одна из древнейших обсерваторий земли. Самые древние обсерватории мира

Астрономия относится к одной из древнейших наук. Поначалу человеку просто нужно было ориентироваться во времени и пространстве, кроме этого, наблюдение за движением звезд и небесных тел заставляло людей задумываться о смысле своего существования. Созерцание звездного неба во все времена действовало на человека лирически. Ночь, звезды и луна сыпи воспеты многими поэтами и философами, начиная с Гомера.

Первые упоминания об астрономической деятельности наших предков были найдены в письменных источниках, датированных III-I тысячелетиями до н. э. В них говорится о древнейших цивилизациях рек двуречья, Малой Азии, Индии, Китая и Средиземноморья. Но имеются и косвенные доказательства того, что астрономические изыскания проводилась человечеством уже в IV тысячелетии до н. э., а то и раньше. Еще дальше, в глубь веков, уходят «солярные знаки» — наскальные рисунки первобытных художников, в которых ясно просматриваются изображения небесных светил.

В последнее время ученые расшифровали много древнейших археологических памятников, свидетельствующих об астрономической деятельности человека в далекие времена. Это мегалитические сооружения, представляющие собой огромные каменные столбы и глыбы, расставленные в определенном астрономическом порядке, который совладает сточками восхода Солнца, с перемещениями Луны в определенные периоды года. Самым знаменитым из подобных мегалитов считается найденный в Англии Стоунхендж. Таких сооружений много, разбросаны они по всей планете и ждут своего часа и своих исследователей.

Все сведения, которые сохранились в виде археологических памятников, ученые относят к доисторическим. К этому же периоду относится и астрономический фольклор, дошедший до нашего времени от самых истоков культуры. Этот жанр представляет собой астрономические мотивы, встречающиеся в сказках, мифах, песнях и танцах с ритуальным смыслом. Например, славянский обряд масленицы — поклонение Солнцу как божеству. Обрядовые песни и танцы Прибалтики также содержат тексты о небесных явлениях (кометы), метеорологические приметы, связанные с Луной и Солнцем. Космогонические мотивы присущи в большей степени сказкам и мифам народов Китая, Индии и Африки.

В последнее время в науке зародилось несколько новых терминов: археоастрономия и фольклорная астрономия. Первая дает возможность предположить, что именно видели древние астрономы, какие были у них цели и степень развитости науки. Фольклорная астрономия, при всей ее фантастичности, представляет не только образны древнего искусства, но и миропонимание древних людей окружавших явлений.

Осознание людьми своей зависимости от Вселенной, своего в ней места подвигло их на изучение всех происходящих явлений. Человечество пыталось воздействовать на окружавший мир путем поклонений и жертвоприношений. Древние китайцы и индейцы майя были убеждены, что нарушение порядка жертвоприношений может сдвинуть порядок смены времен года.

Но свою связь со Вселенной люди могли ощутить и при помощи увиденных «небесных указаний». Например, восход одних и тех же звезд, предшествующий восходу Солнца, указывал на то, что наступает теплый сезон. У египтян такой звездой был Сириус, а у майя — Венера. Подобные небесные указатели (метки-звезды) человек использовал в своих занятиях скотоводством, охотой, собирательством.

Древние люди уже тогда пытались найти ответ на вопрос: какова же причина всех небесных явлений? В своих изысканиях они могли опираться только на то, что окружало их: наблюдали причинные связи на Земле, в своем племени и переносили на небо познания о социальных взаимоотношениях, силе различных живых существ. Леди одушевляли Солнце, Луну, звезды и другие небесные тела. Постепенно картина мира становилась мифологизированной.

Страх перед необъяснимыми явлениями (гром, молния, метеоры) делал людей суеверными, заставлял преклониться перед ними. Древние считали небо могучим божеством, и это, в свою очередь, вызывало почитание на Земле племенных владык как «сыновей неба». Так астрономия с давних пор формировала религиозное общественное мировоззрение и социальное сознание.

Древние святилища и обсерватории

(организованное пространство земного космоса)

Введение


В истории Древнего Мира много проблем. Но не все они осознаются историками. К тому же не все осознанные проблемы оцениваются как актуальные, то есть не все они, по мнению специалистов, требуют незамедлительных исследовательских усилий. Одна из таких потерянных проблем - это древние святилища. Никто сейчас доподлинно не знает что такое древнее святилище. Определение термина слишком свободно: «святилище - место отправления культов в первобытной религии, обычно считается так же местом пребывания божества. То же, что храм».


Множество известных и, как кажется историкам, понятных памятников давно исследованы и классифицированы, они легко опознаются и называются. Памятники могут быть названы стоянками, поселениями (селищами, городищами), и разного рода могильниками (грунтовые, с надмогильными сооружениями, склепы, поля погребальных урн и прочее).


Однако довольно часто среди понятных сооружений и вещей встречаются объекты, не имеющие понятного смысла. Примеры многочисленны: насыпи без погребений, ямы, канавы, каменные выкладки, менгиры, стелы, ряды, кольца и иные группы камней, и прочее, и иное. Именно эти предметы называются историками ритуальными объектами (без указания ритуала, в котором они используются) или элементами святилищ. Там, где таких объектов много, или где они доминируют над понятными вещами, возникает представление о древнем святилище. Святилище это, образно выражаясь, отходы стандартной работы историков-археологов. Это то, что непонятно. Что с научной точки зрения бессмысленно.


В последнее время лишними объектами на памятниках древней истории стали интересоваться археоастрономы и астроархеологи. Благо, такие астрономы и такие археологи, наконец, появились и в нашей стране. И всюду они находят древние обсерватории. Очень много обсерваторий. Слишком много. Представления о древних святилищах и древних обсерваториях стали сближаться. Непонятые изгои ортодоксальной науки ощутили взаимное влечение.

Вездесущие «обсерватории» и арийские каршвары


Слишком часто археоастрономы в полевых исследованиях обнаруживают обсерваторные азимуты. В большинстве случаев эти азимуты не имеют технологического оборудования (рабочих мест наблюдателей, ближних или (и) дальних визиров) и археологически достоверных следов пользования этими азимутами с целью наблюдения в древние времена. Обычно памятники, содержащие обсерваторные азимуты, имеют небольшие размеры, и это сводит на нет технологические возможности наблюдения - слишком короткая база, то есть слишком короткое расстояние между наблюдателем и ближним визиром. Сплошь и рядом на видимой линии горизонта «обсерваторий» нет объектов, которые могут играть роль дальних визиров. Изредка сам видимый горизонт очень близок к наблюдателю, и это исключает качественную обсервацию. Но азимуты измерены и рассчитаны правильно! Азимуты есть, а обсерваторий нет! Типичная ситуация в отечественной астроархеологии.


Этот загадочный феномен, давно обнаруженный астроархеологами, компрометирует молодую науку в глазах солидной исторической и, вообще, гуманитарной общественности. Такое неприятное явление приходится объяснять техническими ошибками и случайными совпадениями. Но проку от этого тоже мало.


Проблема возникла в самом начале, то есть в момент рождения археоастрономии, и в самом её сердце - в Англии. Тогда, как, впрочем, и сейчас, общая и солидарная оценка гуманитарной общественности по поводу умственных способностей предков была чрезвычайно низкой. Признание возможности наблюдений за восходами и заходами светил представлялись европейским гуманистам и интеллектуалам высочайшим комплементом древним «троглодитам». В такой обстановке бессмысленно выяснять, зачем древним людям нужна пригоризонтная обсерватория. Сама по себе она уже признаётся высшим достижением ума диких предков. Образованная же публика, имеющая нулевое представление о любой астрономии, воображает древние обсерватории, подобные современным научным учреждениям.


Основное заблуждение современных исследователей на этот счёт состоит как раз во мнении, будто бы обсерватории нужны для практических целей. И, прежде всего, для ведения календаря. Теперь, после блестящих исследований Ларичева В.Е., легко понять, что древние люди великолепно владели разнообразным арсеналом календарей, и умели точно рассчитывать значимые для них астрономические события, не прибегая к громоздким и капризным обсерваторным инструментам. Так зачем же древним людям были нужны редкие полноценные обсерватории (есть и такие!), и многочисленные, но неразвитые обсерваторные азимуты? Научное гуманитарное мировоззрение не знает ответа на этот простой вопрос.


Ответ помогает найти новая естественнонаучная дисциплина, которую сейчас можно громоздко и неуклюже назвать «астроархеология духовной культуры». Она оперирует новой исследовательской технологией, которая открывает новые источники исторической информации, и позволяет дешифрировать все известные мифы. Описание результатов таких исследований представляет собой очень сложный текст, который по объёму многократно превосходит сам миф. Результаты удаётся изложить пока только в формате больших монографий. Сейчас же достаточно сообщить лишь короткие выводы, иллюстрирующие тему древних обсерваторий.


Абсолютный хронограф, содержащийся и обнаруживаемый в сюжетах множества (и, даже, большинства!) мифов, указывает на палеолит (от эпохи граветта до мезолита). Удалось восстановить и общие черты космологии людей того времени - она названа «ледяным космосом палеолита». Главным объектом космологии и главной ценностью Вселенной в палеолите признавалось, несомненно, Солнце. Древние «жрецы» постоянно и внимательно следили за поведением дневного светила, им важно было знать его точное местоположение среди звёзд в годовом движении. Наблюдение Солнца возможно практически только вблизи линии горизонта - для этого и создаются пригоризонтные обсерватории. Вспомогательное значение имеет так же наблюдение в утренней и вечерней зоре - наблюдение гелиакических состояний звёзд. Гелиакические восходы Сириуса, хорошо известные историкам, благодаря культуре Древнего Египта, восходят к древним практикам неолита и, вполне возможно, даже палеолита. Но и это - лишь часть богатого наследия эпохи камня в области астрономии и космологии. Так что, пригоризонтные обсерватории были всегда, когда были люди, и пользовались ими люди не только в календарных целях.


Особое отношение древних людей к линии горизонта обусловлено так же и тем, что именно там находились «звёздные врата» - путь человеческой души на небо . Душа, в отличие от тела, была, в представлении людей палеолита, двумерна и довольно тяжела (летать душа не умела), а потому, чтобы попасть на небо, легко и естественно преодолевала линию горизонта. Живое трёхмерное тело сделать этого не может никогда.


Солнце признавалось источником тепла, света, жизни, времени, пространства и порядка в мире. Оно же сотворило и линию горизонта. Древние люди жили в ориентированном мире. Ориентировка - это определение своего местоположения по отношению к востоку (orientalis - восточный), то есть к восходу, а позже - ко всем сторонам света. И эти стороны неслучайно назывались «сторонами света»! Солнечного света! С самого начала, с палеолита, стороны света определялись по обсерваторным азимутам. Описание таких сторон света полностью сохранилось в иранском священном тексте «Бундахишн», а намёки и фрагменты древнего способа ориентации остались в культуре древних греков и индусов.


От того места, откуда Солнце восходит в самый длинный день, до (места, где) оно восходит в самый короткий день, восточный кешвар Саввах. От того места, откуда оно восходит в самый короткий день, до (места, где) оно заходит в самый короткий день, - южная область, кешвары Фрададафш и Видадафш. От того места, где (Солнце) заходит в самый короткий день, до (места, где) оно заходит в самый длинный день, - западный кешвар Арзах. От того места где оно (восходит) в самый длинный день, (до места, где) оно заходит (в самый короткий [ошибка комментатора - нужно: «длинный», БКК] день), - северные кешвары Ворубаршт и Ворузаршт.


Когда Солнце поднимается, (его свет) достигает кешваров Савах, Фрададафш, Видадафш и половину Хванираса, а когда заходит по ту сторону (горы) Тирака, то освещает кешвары Арзах, Ворубаршт, Ворузаршт и половину Хванираса. Когда здесь день, там ночь.


Бундахишн. Перевод О.М. Чунаковой. Стр. 276 - 277. «Зороастрийские тексты». Суждение духа разума (Дадестан - и меног - и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. Издательство подготовлено О.М. Чунаковой. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. - 352 с. (Памятники письменности Востока. СXIV).


В иранской системе сторон света начало отсчёта - точка восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Отсчёт - по часовой стрелке . Особый интерес вызывает последний абзац «Когда Солнце поднимается...».


Дело в том, что предыдущее описание кешваров строго соответствует горизонтальной системе координат, в которой истинный горизонт принят за основной круг системы координат. Полюсами такой системы, как известно, являются надир и зенит. Иранские кешвары расположены в плоскости истинного горизонта. С этой точки зрения последний пассаж не имеет физического смысла.


Два разных смысла могут быть согласованы двояко. Во-первых, можно распространить описание кешваров на весь земной шар, с предположением, что древние иранцы имели адекватное представление о форме и географии Земли. Но и в этом случае формула «Каждый день Солнце освещает три с половиной кешвара» встретится с неразрешимым противоречием, вызванным наклоном земной оси к плоскости эклиптики.


Второе согласование своеобразно. Проще всего оно представляется в сравнении двух схем. Нужно сравнить схемы кешваров (рис.1) и схему «Вечного Зодиака» вместе с крестом сезонов определённой эпохи (рис.2). В последней схеме граница светлой и тёмной половин мира оказывается осью солнцестояний великого небесного креста, а сами половины - дневной и ночной частями Зодиака. На эклиптике эта ось отмечена точками солнцестояний. Существенная разница двух схем состоит в том, что точке лета в горизонтальной системе соответствует точка зимы в «Вечном Зодиаке». Однако замечательно, что конструкция «Бундахишна» содержит абсолютный хронограф. Достаточно знать азимут летнего солнцестояния. В Большекараганской долине (Аркаим) этот азимут, вычисленный для нижнего края диска на математическом горизонте, с поправками на удаление и рефракцию, имеет величину 47° 30 ′ 30 ′′ . Эта величина, в свою очередь, строго точно соответствует величине азимута «золотого сечения» круга . Такое сечение производится двумя разными радиусами: от направления «Запад» (первый радиус - азимут 270°) против часовой стрелки до второго радиуса с азимутом 47,5077636° (270° - 222,4922364°). Естественно допустить, что «золотое сечение» круга вычисляется по простой формуле: φ 360°, где φ = 0,61803399 есть «число Фибоначчи».


(1- 0,61803399) х 360° = 137,5077636°;


137,5077636° - 90° = 47,5077636° = 47° 30 ′ 27,95 ′′


В хронографе «Вечного Зодиака» оси солнцестояний с таким азимутом соответствует эпоха 1403 г. до н.э. Отрыв диска Солнца на видимой линии горизонта Аркаима с учётом всех поправок и на эпоху 2782 г. до н.э. происходил на азимуте 47° 42′ 04,06 ′′. Ось с таким азимутом на прецессионном хронографе датируется 1438 г. до н.э. Предпочтительнее дата 1440 г. до н.э., ибо ценность имеет число 1440, как удвоение великого магического числа 720.


На юге Ирана и в Месопотамии азимут имеет значение около 63° и датировку 25 век до н.э. Среднее значение 55° предполагает 20 век до н.э. и географические параллели юга Средней Азии или севера Ирана. Именно там историки обнаруживают родину пророка Заратуштры. «Астроархеология духовной культуры» даёт интересную возможность выбора места и времени для формирования космологических идей у древних иранцев.


Предыдущее описание кешваров в «Бундахишне» не единственное, но первое по порядку следования. Текст недвусмысленно сообщает, что оно (описание) относится к устройству неба и входит в объяснение движения Солнца и Луны вокруг горы Тирак , которая расположена в середине мира . Гора Албурз , напротив, располагается вокруг мира . Солнце движется над горой Албурз и вокруг горы Тирак. В Албурзе есть 180 окон на востоке и 180 окон - на западе. Солнце каждый день выходит из одного окна и заходит в другое, и все связи и движение Луны и звёзд зависят от этого. Речь, несомненно, идёт о 180 + 180 = 360 градусах окружности эклиптики.



... когда (Солнце) вышло из первой (звезды) дома (Овна), день и ночь были равны, это было во время весны. Когда (Солнце) достигает первой (звезды) дома Рака, время дня наибольшее, (это) начало лета. Когда (Солнце) достигает первой (звезды) дома Весов, день и ночь равны, (это) начало осени. Когда (Солнце) достигает (первой звезды) дома Козерога, ночь больше, (это) начало зимы, а когда оно достигает Овна, ночь и день опять равны. Так что с того времени, когда оно выходит из Овна, до того как оно вернётся в Овен, за триста шестьдесят дней и пять дней дополнительных оно входит и выходит через те же окна.


Классика. Священный календарь Древнего Египта и пресловутый «ноль Овна». В астрологии и астрономии именно этими значками и именно этих знаков Зодиака обозначают точки солнцестояний и равноденствий. При этом считается, что таким образом зафиксирована эпоха изобретения такой системы координат и системы обозначений. Эта эффектная формула в действительности не содержит астрономической определённости. С оговорками и натяжками можно получить крест двух эпох: эпохи 700 г до н.э. и эпохи начала нашей эры. Так что, анализ обнаруживает, по крайней мере, три эпохи редактирования космологических формул. Однако сейчас обсуждаются не формулы фиксации сезонов, а система кешваров. Дальше по тексту как раз и следует уже известное описание кешваров. Первое описание.


Но есть и второе описание. Между ними - битва злого духа с созданиями мира Ормазда. Второе описание кешваров - это описание земных объектов. Первое - устройство небесных конструкций, второе - земных.


В день, когда Тиштар пролил дождь и когда от этого появились моря, вся местность, наполовину залитая водой, разделилась на семь частей. Часть, равная половине (всей местности), - центр, а шесть частей - вокруг. Эти шесть частей равны Хванирасу, их назвали («кешвар») и они расположены бок о бок: так, часть, которая в восточной стороне от (Хванираса), - кешвар Савах, в западной - кешвар Арзах, в южной две части, кешвары Фрададафш и Видадафш, в северной две части, кешвары Варубаршт и Варузаршт, а тот, что центральный, - Хванирас. В Хванирасе есть море, так как его окружает море Фрахвкард. Из Ворубаршта и Ворузаршта выросла высокая гора, так что никто не может пройти из кешвара в кешвар. Из этих семи кешваров больше всего всякого блага сотворено в Хванирасе, и Злой дух наделал больше всего (вреда) для Хванираса из-за опасности, которую он видел в нём, потому что Каяниды и герои были созданы в Хванирасе и добрая вера маздаяснийская была создана в Хванирасе, а потом она была перенесена в другие кешвары. В Хванирасе родился Сошйанс, который ослабит Злого духа и вызовет воскрешение и телесное воплощение.

Бундахишн (Перевод О.М. Чунаковой. Стр. 272 - 273)


Это второе описание содержит в себе элементы исторической геодезии, то есть является земным объектом, и соответствует конструкции Аркаима. Точнее - Аркаим, в общих чертах, моделирует картину мира, соответствующую второму описанию кешваров «Бундахишна». Поскольку Аркаим оснащён ещё и полноформатным обсерваторным комплексом, постольку можно утверждать, что оба описания кешваров Бундахишна, опять таки в общих чертах, соответствует космологии Аркаима. Космология Аркаима, вопреки легкомысленному мнению некоторых историков-археологов, соответствует вовсе не мировоззрению предков индийских ариев, а, напротив, восходит к мировоззрению предков иранских ариев .


Обсерватория Аркаима содержит в себе не только все значимые солнечные азимуты, но и, что труднее объяснить, все значимые азимуты событий Луны. Азимуты крайних событий восходов полной Луны, а не азимуты крайних событий Солнца, формируют контур горизонтальной проекции внешних обводных стен «городища» Аркаим. Комплекс Аркаим включает в себя не только центральный объект, который археологи упорно называют «городищем», но и размеченную линию горизонта, вместе с оборудованием обсерваторных азимутов, найденных как под линией горизонта в долине, так и за горизонтом и за пределами долины. Это очень сложный комплекс. Именно его следует называть организованным пространством и Космосом. В схеме комплекса ясно выделяется центральная часть, середина мира - авестийская Хванирата, и шесть авестийских каршваров - три сектора наблюдений восходов Солнца и Луны и три сектора наблюдений заходов Солнца и Луны. Число частей совпадает с двумя описаниями «Бундахишна», а вот их местоположение различно.

Заключение


Теперь можно утверждать, что Аркаим и Большекараганская долина представляют собой сложный комплекс разномасштабных моделей мира, объединяющих космологию индоевропейцев - солнцепоклонников эпохи неолита и раннего металла. Здесь Небо и Земля соединились в неразрывную единую структуру с взаимодействующими частями. Этот объект представляет собой один из самых сложных вариантов ориентированного и организованного пространства, созданного людьми. С уральским Аркаимом, Синташтой и всей Страной Городов сейчас, в полученных уже исследовательских материалах, могут соперничать только Древний Египет и Древний Китай.


Создать такое организованное и ориентированное пространство с помощью примитивных измерительных приёмов невозможно. Для полного понимания древних творений требуется, чтобы уровень исследовательских технологий был выше, чем уровень технологий создателей. Но этого достичь до сих пор не удаётся. Исследовать почти невозможно - всё время приходится учиться.


Теперь нечего удивляться тому, что на территориях исторической жизни индоевропейцев находятся памятники с не вполне ясным назначением, на которых обнаруживаются обсерваторные азимуты без явных признаков наблюдательной практики. Эти объекты вписывались в организованное пространство и ориентировались в сложной космологической системе координат. Теперь уже недостаточно, по старой привычке, называть эти объекты святилищами и на этом заканчивать исследование. Нужно восстанавливать и систему координат, и замысел древних мастеров - и это тоже уже можно.



Рис. 1а. Схема арийских каршваров в Бундахишне (авестийские названия, «карш» от «кат» - линия) в горизонтальной системе координат (математический горизонт). Седьмой каршвар - Хванирата – середина. В середине Хванираты – Эран Вэйо (арийское семя).


Крупными линиями показаны азимуты восходов и заходов Солнца (середина диска). Мелкие линии - азимуты восходов и заходов полной Луны, в сутки, близкие к равноденствиям и солнцестояниям. Параллель системы (линия запад - восток) совпадает с азимутами восхода и захода Солнца в весеннее и осеннее равноденствия. Схема соответствует азимуту летнего солнцестояния 47,5° для геодезической широте 52° 39 - широте Большекараганской долины (памятник Аркаим, синташтинская археологическая культура, эпоха средней бронзы - 2782 г. до н.э.).


Наблюдательный сектор восхода Солнца в день равноденствия и крайних восходов полной Луны в сутки, близкие к равноденствиям, в древности назывался Савахи (Утро, Восток, в смысле восточный ветер) . Наблюдательный сектор заходов Солнца и Луны в те же дни - Арэзахи (Заход, Запад, в смысле западный ветер). Наблюдательный сектор Солнца в день летнего солнцестояния и крайних положений полной Луны в сутки, близкие к зимнему солнцестоянию (высокая и низкая зимняя Луна) назывались Вооуруджарэшти. Воорубарэшти . Сектор наблюдения восходов Солнца в день зимнего солнцестояния и крайних положений полной Луны в сутки, близкие летнему солнцестоянию (высокая и низкая летняя Луна) назывались Фрададафшу. Сектор наблюдения соответствующих заходов - Видадафшу.


Секторы в окрестности меридиана (северный и южный, в которых никогда не появлялись Солнце и Луна) в древности не имели названия и были пусты. В мировоззрениях солнцепоклонников параллель предпочтительнее меридиана.



Рис.1б Схема арийских каршваров по Генри Корбину


(Spiritual Body, Celestial Earth 01 (Contents & Preface))



Рис.2 Схема системы координат «Вечный Зодиак», совмещённая с проекцией рельефа материка памятника Аркаим



Рис.3 Схема системы координат Вечный Зодиак с крестом сезонов эпохи 1400 г. до н.э. (азимут оси солнцестояний 47,5°)


Материал: http://www.seredinamira.ru/articles/5/

Сегодня история и научные исследования всячески доказывают, что наши далёкие предки обладали уникальными знаниями в области астрономии. Обнаруженные по всему миру обсерватории говорят о том, что древние цивилизации вели удивительно точные астрономические наблюдения. Благодаря правильному определению движения небесных светил, учёные прошлого могли вести счёт времени и заниматься астрологическими прогнозами. Древние астрономы также придумали календарь для ведения сельскохозяйственных работ. С помощью самых простых приборов они определяли, что Луна, Солнце и другие космические тела движутся по сложнейшей траектории. Кроме того, отмечались солнечные и лунные затмения, определялись появления новых звёзд и даже предсказывались катастрофы. В прошлых веках, точно как и сейчас, обсерватория служила для сбора информации, была мастерской и хранилищем ценных приборов.

Совсем недавно учёные сделали вывод, что многие памятники древней архитектуры имели цель наблюдать за небесными светилами. Подобные сооружения изучает довольно молодая наука - археоастрономия, совмещающая два направления – археологию и астрономию. Древнейшие солнечные обсерватории были найдены во всём мире: Америке, Азии, Европе и Африке.

Необычная обсерватория «Эль-Караколь» : это сооружение было возведено приблизительно в 900 г нашей эры, когда знания цивилизации майя находились на высшем уровне. Главным предназначением обсерватории было наблюдение за перемещением одной из планет солнечной системы - Венерой. Это удивительно, ведь основными объектами исследований того времени являлись Солнце и Луна. Почему же тогда именно для красной планеты была возведена такая огромная обсерватория? Как оказалось, у народности майя Венера считалась священной. Её называли планетой войны, а также сестрой верховного божества Кукулькана. Учёным удалось выяснить, что майя совершенно точно определили круговорот планеты – 584 дня. Отметки, обнаруженные учёными в «Эль-Караколь», свидетельствуют об обширных знаниях древних астрономов. Местные жители были знакомы с происхождением 20 из 29 главных для своей территории астрономических явлений.

Необычное строение находится на территории Мексики в самом древнем культурном центре индейцев майя и тольтеков. В переводе с испанского название обсерватории переводится как «улитка». Оно появилось в результате схожести внутренней винтовой лестницы с раковиной моллюска. Обсерватория имеет башню и небольшие окна, которые «смотрят» на определённые космические объекты. Возможно, этим и объясняется ассиметричное расположение окон, которое изначально входило в проект. Данное сооружение является самым большим из найденных подобных комплексов на полуострове Юкатан.

Сооружение обсерватории «Эль-Караколь» хорошо сохранилось, несмотря на все тяготы прошедших тысячелетий, и считается высочайшим достижением архитектуры цивилизации майя. Возможно, именно в ней был составлен календарь майя, который заканчивался 2012 годом, в последствие трактуемым как «конец света». Здесь велись наблюдения за ночным небом, делались астрономические вычисления, предсказывались солнечные затмения, равноденствия, а также фазы Луны.

На сегодняшний день верхняя часть башни разрушилась, и обсерватория стала напоминать сооружение с куполом. Однако эта постройка была возведена в форме цилиндра и астрономы древности перемещались по обсерватории между смотровыми окошками, наблюдая за звёздным небом.

Древнейшая европейская обсерватория «Макотржаский квадрат» : эта постройка была обнаружена археологами в Чехословакии в 1961 году. Её возраст составляет приблизительно 5,5 тыс. лет. Учёные не могут объяснить, как жители того времени были знакомы с теоремой, которая спустя сотни веков получила название «Теорема Пифагора». Астрономы древности использовали в своих вычислениях единую меру длины, которую сегодня называют мегалитическим ярдом. Составлялись также календари и делались сложные вычисления движений космических объектов.

Учёные, воспользовавшись протонным магнитометром в исследовании, обнаружили, что найденное строение датировалось концом каменного века и имело форму квадрата. В западной и восточной его частях располагались ворота. Все прямые линии, соединяющие выход в восточной стороне квадрата и его южную часть, имеют длину 302 м. Это является числом в 365 мегалитических ярдов, а один ярд равен 0,83 м (средний человеческий шаг). Таким образом, 365 ярдов может указывать на количество дней в году.

Современные астрономы увидели ещё одну интересную деталь в «Макотржаском квадрате»: если провести линию, проходящую через центры западных и восточных ворот, то она будет указывать на место, где 6 тыс. лет назад заходила Бетельгейзе - ярчайшая звезда в созвездии Ориона. Линия от прямоугольника до середины восточных ворот показывала место северного восхода Луны, наблюдавшегося каждые 18 лет. А линия из восточных ворот квадрата к юго-западному углу указывала на точку летнего солнцестояния.

Собирая все эти факты, учёные пришли к выводу: «квадрат» был построен не «новичками», а людьми, прекрасно знающими геометрию и астрономию. Однако на сегодняшний день не все тайны «Макотржаского квадрата» разгаданы специалистами. По мнению учёных, эта обсерватория является одной из самых древних, найденных на территории Европы.

Одна из древнейших обсерваторий планеты Гозекский круг : это древнее сооружение было найдено случайно в 1991 году на территории Германии. Пролетая на самолёте над пшеничными полями, представители земельного управления увидели несколько круглых знаков и сообщили о находке в один из местных университетов. Однако только в 2002 году специалисты приступили к раскопкам сооружения.

Исследуя Гозекский круг, учёные пришли к заключению, что он является уникальным во всех отношениях. Эта масштабная по площади конструкция была нацелена на определение летнего и зимнего солнцестояния. И хотя сегодня об основном предназначении круга известно, всё же остаётся много неразгаданных моментов.

Гозекский круг имеет вид нескольких круговых рвов внушительных размеров с размещёнными по периметру тремя воротами. Через них в определённые дни проходил солнечный свет. Ежегодно в самый короткий день лучи восходящего небесного светила проникали точно по центру небольших ворот обсерватории. Археологи считают, что её построили жители каменного века. В диаметре древнее святилище имеет 75 м и опоясано деревянными кольцами из двух рядов высотой 3 м.

Хотя обсерватория была построена земледельцами, которые населяли эту равнину, всё говорило о них, как о способных личностях, разбирающихся в математике и астрономии. Некоторые учёные утверждают, что найденное сооружение являлось не только обсерваторией. На её территории проводились магические ритуалы, которые современным исследователям не удаётся расшифровать.

Необычная находка изначально состояла из 4 кругов, одного кургана, рвов и ворот, расположенных на северном, юго-восточном и юго-западном направлениях. Однако для наблюдения за движением Солнца жрецы пользовались только двумя воротами. Для каких целей использовались третьи – остаётся загадкой. Фрагменты керамики, найденные на месте раскопок, только подтверждают, что обсерваторию построили около 7 тыс. лет назад. Кроме того, астрономы использовали её для создания лунного календаря, имеющего отношение к земледелию.

Ещё одним интересным фактом стала находка останков зверей и обезглавленных человеческих скелетов, чья плоть была скребками содрана с костей. Возможно, здесь имели место кровавые жертвоприношения. Никаких следов стихийных бедствий, катастроф, войн или эпидемий на месте раскопок не обнаружили. Поэтому для учёных остаются загадкой причины, по которым святилище было брошено.

Спустя некоторое время вблизи Гозека археологи нашли диск, который являл собой отображение космологических представлений о мире того времени. Специалисты не сомневаются, что находка с изображениями космоса является результатом труда древних астрономов, наблюдающих за небесными светилами и другими звёздными объектами не одну сотню лет.

Какие бы цели не преследовали древние астрономы, построившие подобные обсерватории, их сооружения остаются для современного человека настоящим чудом. Простой с архитектурной точки зрения, но в то же время сложный по функциям памятник архитектуры, является гениальным замыслом древних цивилизаций.

Введение

Возникновение астрономических знаний принято относить к «седой древности». Накопление этих знаний, согласно наиболее распространенному сценарию, стимулировалось практическими потребностями общества. Обычно называют две: необходимость ориентироваться на местности и регламентация сельскохозяйственных работ. Полагают, что происхождение астрологии как целостной доктрины, трудно отделимой от практической астрономии (вплоть до конца средневековья), также следует отнести к аналогичной «седой древности». Одни считают, что астрология возникла позже - выделилась из
«практической» астрономии под влиянием некоторых социальных потребностей.
Согласно другой точке зрения, реальные практические астрономические знания накапливались первоначально в рамках астрологической парадигмы.
Астрономия выделилась из астрологии в процессе «распада» мифологемы тотального «поклонения Небу».

Археоастрономия свидетельствует о том, что древние сообщества придавали астрономическим наблюдениям очень важное значение. Вероятно, эта особенность социальной активности около 7000 лет назад носила глобальный характер. В последующие эпохи во многих районах ойкумены астрономическим наблюдениям уже, видимо, не придавалось такого значения. Расцвет мегалитической астрономии можно было бы понять, если бы влияние на природные экосистемы было бы столь значительным, что его следовало бы учитывать в практике ведения натурального хозяйства. Отмечается, что в древности эффекты солнечной активности в биосфере «отслеживались» по наблюдению планетных конфигураций. Можно предположить, что в эпоху массового строительства мегалитических обсерваторий масштабы влияния солнечной активности на природные явления были намного больше, чем в настоящее время. Такое предположение оправдано, потому что степень этого влияния на климат и на биологические явления зависит, видимо, от величины магнитного момента Земли - с уменьшением магнитного момента степень воздействия солнечной активности на параметры среды обитания и организмы, возможно, возрастет. Проверка этой гипотезы - дело будущего. Интересны, однако, палеогеофизические данные, указывающие на то, что магнитный момент Земли достиг минимума как раз в эпоху, предшествующую сооружению грандиозных астрономических обсерваторий (около 6500 лет назад).

Обнаружение мегалитических обсерваторий связано с именем английского астронома Дж. Хокинса. У него, конечно, были предшественники - среди них чаще всего называют имя его соотечественника Дж. Н. Локвела (1836
-1920). Все же именно Хокинс тщательно проанализировал особенности структуры Стоунхенджа и убедительно доказал, что он был астрономической обсерваторией.
Статьи Хокинса произвели сильное впечатление. И многие загадочные древние сооружения стали изучаться на предмет того, не являются ли они древними обсерваториями. Очень быстро оформилось специальное направление в исследованиях, получившее название археоастрономии. На первых порах естественно увлечение и, конечно, ошибки. В последние годы археоастрономические исследования вступили в фазу спокойного развития - созываются симпозиумы, издаются журналы, выпускаются монографии.

Стоунхендж - «висячие камни»

Теперь я бы хотела подробнее остановиться на такой древней обсерватории, как Стоунхендж.

«Восьмое чудо света» Стоунхендж был возведен на рубеже каменного и бронзового веков, за несколько столетий до падения гомеровской Трои.
Период ее постройки в настоящее время установлен радиоуглеродным методом из анализа сожженных при захоронении человеческих останков. Место ритуальных церемоний и погребений, храм Солнца и устрашающий символ власти доисторических жрецов, нетленный памятник творческих возможностей человеческого разума, Стоунхендж и сегодня продолжает будоражить мысль ученых как одно из удивительнейших достижений техники и науки древнего мира.
Стоунхендж вдоль и поперек систематически обследовался десятками ученых.
Совместными усилиями историки, археологи, антропологи, геологи, инженеры- строители и химики воссоздали картину: как, когда и кем был построен каменный исполин болотистой равнины Англии, Солсберийской. Однако, только астроному Джеральду Хокинсу удалось установить назначение Стоунхенджа.

Стоунхендж уникален. Во всем мире нет ничего подобного этим суровым руинам, которые, говоря словами Генри Джеймса, «высятся в истории столь же одиноко, как и на своей бескрайней равнине. Это гигантское сооружение словно совсем чуждо человеку, его бренному миру.
Это странное место породило множество небылиц, некоторые из которых живы и сейчас.
Стоунхендж настолько стар, что уже в эпоху античности его истинная история была забыта. Греческие и римские авторы о нем почти не упоминают.
Только когда мрак средневековья вновь окутал мир таинственностью, эти древние камни начали будить людское воображение. К тому времени происхождение и назначение «постройки гигантов» были давно и безнадежно забыты, поэтому пришлось заново придумывать ее историю - почти так же, как в те доверчивые дни по кусочкам сшивались жития бесчисленных, ни в каких источниках не упомянутых святых. И к 12 веку Стоунхендж был уже опутан плотным клубком легенд и догадок.

Кто же построил Стоунхендж?

Из истории следует, что в свое время Британия была завоевана римлянами, британцы быстро романизировались, да и римских легионеров не могли интересовать местные рассказы и предания, следовательно были потеряны описания предков британцев. Но характерные черты и способности доисторических людей Ирландии, несомненно, были типичны и для других народов, заселивших Британские острова. Опираясь на «Книгу завоеваний» и другие старинные рукописи, можно кое-что рассказать о них.

В них упоминается три волны ранних пришельцев - фоморяне, партолане и немедяне (появились они необязательно в этом порядке и необязательно до
Стоунхенджа). Фоморяне, свирепые и коварные, были «сумрачными морскими великанами… воинственные… они чинили большие досады всему миру», но несмотря на это они были трудолюбивыми земледельцами - «создали овечью землю» и «строили башни»(!). Свои навыки и умения они привезли из
Африки через ту часть Европы, которая сейчас называется Испанией.
Партолоняне также, по-видимому, явились из Испании. Об их обычаях известно гораздо меньше - только то, что с фоморянами они сражались успешнее, чем с болезнью («моровой язвой»), которая «погубила их… и земля пустовала тридцать лет». Немедяне явились из Греции, привезя с собой искусство политики. Как только фоморяне начали теснить их они воззвали о помощи к «знати Греции», которая появилась в виде «огромного войска с друидами и друидессами». Но вскоре и те и другие были уничтожены
«великой волной», и долгое время земля пустовала. Затем появились фир болг, которые, согласно легендам, были потомками греческих крестьян. Фир болги были очень трудолюбивыми и хорошими земледельцами (их отличительное свойство - создавать плодородные земли, перетаскивая нужную почву в кожаных мешках, что, по мнению некоторых исследователей, явилось причиной их названия). Затем явился самый мистический народ, который назывался туата де дананн. Это название, наверное, означало
«народ, или дети, Даны», а Дана был их богом, хотя некоторые мифологи связывают это название с именем богини луны Данаэ. Туата отличались удивительным обаянием и глубочайшей мудростью: «им были ведомы и волшебство, и магия, и друидизм, и колдовство, и хитрость… и они превосходили мудрецов-язычников в волшебствах и науках… дьявольских искусствах… во всех видах благородных тонкостях». Согласно легенде, туата были потомками тех немедийцев, которые спаслись и уплыли в Грецию; они вернулись в первый день мая и победили фир болг. «Тонкие» колдуны правили при помощи «волшебств и наук», которые бы очень пригодились бы для великих работ на Солсберийской равнине. Потом появились самые многочисленные и лучше всех организованные из всех охотников поживиться за чужой счет, милезяне (названные так по имени их предводителя,
Милезия). Большинство рассказов о милезянах всего лишь сказки, но, как и во всех остальных мифах и легендах, в них есть доля правды: конкретные черты, детали. У милезян была «федерация аристократических республик» и политическое единство, кроме того, они проводили «последовательную внешнюю политику». В бардических искусствах они не знали себе равных - их барды помнили 12 книг и 350 поэтических ритмов. Значит, они обладали политическими способностями и хорошей памятью - две черты, отнюдь не лишние для солидного строительного начинания. Огромный свод мифов и изустных историй содержит в себе немало интересного, и, хотя их нельзя считать научным доказательством каких-либо научных фактов, ознакомиться с ними не мешает.

Теперь посмотрим, что говорят археологи, те, кто исследует конкретные данные. Согласно их утверждению, предки современного человека обитали в
Англии уже 500 тысяч лет назад, а сам Homo Sapiens - около 50 тысяч лет назад, то есть очень скоро после того, как вообще появился. И перед этим первобытным существом стоял враг более непобедимый, чем все прочие враги, которые ему угрожали, – лед. По меньшей мере четырежды за последние два миллиона лет назад с севера на юг ползла гигантская ледяная стена, сметая все на своем пути, погребая под собой все пригодные для обитания равнины, долины и предгорья, вынуждая мигрировать все живое, что встречалось у нее на пути. Поскольку оледенения уничтожили почти все следы существования первых людей, подавляющее большинство орудий и других остатков, связанных с древними людьми в Англии, восходит к относительно «современной» культуре, которая была названа ориньякской. Физически ориньякцы принадлежали преимущественно к плосколицым кроманьонцам. Примерно за 30 тысяч лет до н.э. они небольшими группами переходили на Британские острова по перешейку, тогда еще соединявшему Англию с континентом.
Ориньякцы были жителями пещер и кочевниками, они выделывали маленькие кремневые орудия и украшения из кости (несколько таких предметов было обнаружено на юге Англии и в Уэльсе). Возможно, их погнало на континент последнее наступление льда. После ориньякцев на Британские острова с континента явились другие бродяги - граветиане. Они принадлежали культуре, распространявшейся от южной России до Испании. Это также были охотники, шедшие за стадами животных; с ними, возможно, на острова пришли первые солютрейцы. Когда холод последнего оледенения смягчился, некоторые охотники остались там навсегда и начали создавать новую культуру. На континенте это была эпоха мадленской культуры - около 10000 лет назад.
Однако, к тому времени, как обитатели континента уже создали изумительные рисунки в пещерах Ласко и Дордони, их британские современники сумели лишь создать кое-какое оружие и орудия мадленского типа, это произошло, наверное, потому, что в Англии было еще слишком холодно, или, что наиболее вероятно, Северное море затопило перешеек и отрезало древних британцев от континента. Уже после отделения островов на них прибыла новая группа иммигрантов, вероятно, на лодках. Это были тарденуазцы. Они пользовались кремневыми орудиями небольших размеров, и, вероятно, с ними на остров прибыли первые собаки. Пришельцы либо смешались с прежними обитателями острова, либо изгнали их. По-видимому, летом они бродили по холмам, а зимой жили в пещерах; там, где не было естественных пещер, они выкапывали себе искусственное жильё. Затем явились азильцы. Они охотились с собаками, ловили рыбу, и редко отходили в глубь страны. Некоторые из них дожили до бронзового века. Последними из тех, кто прибыл на острова в мезолите, были «лесные люди», или маглемозеяне. Они впервые начали изготовлять каменные и костяные орудия для обработки дерева и для охоты.
Они все еще занимались этим, когда климат потеплел, и началась неолитическая революция. Далее, начиная с 3000 года до н.э. земледельцы волна за волной перебирались на острова через все расширявшийся пролив.
Это был уиндмиллхиллский народ. Они все еще вели полукочевой образ жизни, но основной пищей им служил их собственный скот: они держали коз, овец, свиней и собак, кроме того они выращивали пшеницу. Наряду с другими занятиями эти люди находили время для того, чтобы добывать кремни и изготовляли из них топоры. Они были энергичными предпринимателями и торговцами, а не только земледельцами и охотниками. Эти люди были последними, кто населял равнину в неолите. Затем, вскоре после 2000 года до н.э., там появились бикеры, а с ними и бронзовый век. Свое название они получили из-за обычая класть в могилы усопших «бикеры» - глиняные чаши для питья. Они, по-видимому, были хорошо организованным, сильным и энергичным народом, и менее миролюбивые, чем уиндмиллхиллские люди.
Последним народом бронзового века, который нас интересует, были уэссекцы. Они появились вскоре после бикеров - около 1700 года до н.э.
Подоюно бикерам, они были высокоорганизованным и деятельным народом, но, пожалуй, менее воинственным. Есть данные, свидетельствующие о том, что уэссекцев интересовала не война, а искусства и радости жизни (это касается, конечно, только вождей этого народа). Они были искусными ремесленниками и располагали прекрасно сделанными орудиями, украшениями, оружием не только из бронзы, но и из золота. Правители уэссекцев были могучими владыками и вели широкие, международные торговые операции.

Все эти «народы» давным-давно исчезли как самостоятельные общества, и от них не осталось почти ничего, что могло бы рассказать о их повседневной жизни. Но они оставили нетленные памятники своим богам - свидетельства страхов, чаяний и великих целей. Стоунхендж - величайший из этих памятников.

История Стоунхенджа

За возможность познакомиться с этой историей мы должны поблагодарить ученых. В течение последних пятидесяти лет археологи, антропологи, специалисты по датировке, раскопкам и истолкованию находок обследовали этот памятник очень тщательно, и, благодаря их трудам, мы получили удивительно четкие сведения о том, из чего, как и когда он построен.
Стоунхендж был построен в период между 1900 и 1600 годами до н.э.,примерно на тысячу лет позже египетских пирамид и за несколько столетий до падения Трои. Он воздвигался в три этапа.

Первое строительство, следы которого можно обнаружить, было начато около
1900 года до н.э., когда на исходе каменного века какие-то люди вырыли большой кольцевой ров, выбрасывая землю двумя валами по обе его стороны.
Это кольцо, образованное рвом и валами, было оставлено незамкнутым на северо-востоке, чтобы можно было входить во внутрь, и перед входом, довольно точно напротив рва, строители выкопали 4 небольшие лунки («А» на рисунке). Археологам точно не известно их предназначение, но, возможно, в них могли устанавливаться деревянные столбы. Непосредственно на перемычке, на одной линии с концами внутреннего вала, строители вырыли лунки побольше (D и E). В этих лунках, по-видимому, раньше были вкопаны вертикально поставленные камни. Третий камень, ныне знаменитый Пяточный камень, был установлен вне кольца, м в 30 от него, чуть-чуть к юго- востоку; позже вокруг него вырыли узкий ров, который очень скоро был сознательно наполнен дробленым мелом. Внутри, по периметру вала, первые строители вырыли кольцо из 56 «лунок Обри». Несмотря на такую простую планировку, Стоунхендж уже тогда производил внушительное впечатление.
Внешний вал, теперь уже почти исчезнувший, имел форму почти правильного круга диаметром 115 метров. Ров находился сразу же за внешним валом.
Строго говоря, это был даже не ров, а кольцо из отдельных ям. Совершенно очевидно, что они служили просто карьерами и в само сооружение не входили. Прямо от внутреннего края рва поднимался самый внушительный меловой компонент раннего Стоунхенджа - внутренний вал. Эта ослепительно белая насыпь образовывала в окружность диаметром 100 метров. Сооруженный из твердого мела, он и сейчас хорошо заметен. Вход, расположенный там, где оба вала и ров прерывались, на северо-востоке, имел ширину примерно
10 метров и был ориентирован так, что человек, стоящий в центре круга и смотрящий через входной разрыв, утром дня летнего солнцестояния увидел бы, как солнце встает чуть левее Пяточного камня. Этот камень - возможно, самый первый большой камень, который ранний строители установили в
Стоунхендже,- имеет длину 6 метров, ширину 2,4 м и толщину 2,1 метр; на
1,2 м он закопан в землю, и оценивается в 35 тонн. Происхождение его названия точно не известно, но считается, что первым это название употребил Джон Обри, который впервые упомянул, что в одном из камней есть выемка, похожая на «пяту босоного монаха». И в завершение, 56 лунок Обри.
Поперечник лунок колебался от 0,8 до почти 1,8 м, а глубина - от 0,6 до
1,2 м. Несмотря на разнообразие их форм, их расположение подчинено очень строгому порядку: они образуют точный круг диаметром 87,8 м с промежутками между центрами лунок 4,8 м. Вот, по-видимому, и все, что ранние строители соорудили в Стоунхендже. Все это было расположено и спланировано так, что ось входа была ориентирована на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния. Возможно, именно в этот период ранние строители установили 4 необыкновенных «опорных» камня, хотя их
«возраст» вызывает сомнения. Наиболее примечательным в этих «опорных» камнях было их расположение по углам прямоугольника. Они размещались так, что каждая из сторон и одна из диагоналей имели астрономическое значение, а пересечение диагоналей находилось очень близко от центра Стоунхенджа.
Дж.Хокинс считает эти камни «очень важными».

Около 1750 года до н.э. начался второй этап строительства Стоунхенджа. По всей вероятности, эту работу выполняли бикеры. Новые строители установили первый ансамбль мегалистов, или «больших камней». По меньшей мере 82 голубых камня были установлены двумя небольшими концентрическими кругами на расстоянии 1,8 м друг от друга и около 10,5 м от внутреннего кольца.
Двойной круг имел узкий вход; он располагался всё по той же осевой линии, что была оставлена в неприкосновенности при первом строительстве.
Кроме того, новые строители расширили старый вход примерно на 7,5 м, срыв там валы и засыпав ров, а также вывели от этого входу «Аллею» метров в 12 шириной. Возможно, она использовалась для доставки камней от реки к месту строительства. Теперь рассмотрим поподробнее постройки вторых строителей.
Двойной круг голубых камней, по-видимому, должен был слагаться из радиально расходящихся лучей, включающий каждый по два камня. Такое расположение необычно, и очень трудно понять для чего оно предназначалось, так как этот двойной круг не был достроен. На западной стороне не хватает нескольких лунок, несколько лунок были выкопаны лишь частично; по какой-то причине строительство было прекращено и, по- видимому, внезапно. Сначала исследователи предполагали, что конечное число лучей должно было бы быть 38, но в 1958 году была обнаружена еще одна яма (она располагалась на юго-западной стороне на главной оси, проходящей через центр и вход). Таким образом, это означает, что количество лучей было нечетным и близким к 38. «Аллея» Стоунхенджа состояла из двух параллельных валов, располагавшихся на расстоянии 14 метров. Фотографии с воздуха показали, что эта дорога вела от входа в
Стоунхендж на северо-восток, по направлению к точке восхода Солнца в день летнего солнцестояния, продолжалась по долине приблизительно полкилометра, далее поворачивала направо, на восток, изгибалась и приближалась в Уэст-Эймсбери к реке Эйвон. К тому времени, как постройка второго Стоунхенджа была закончена, кончился и британский каменный век.

В 1700 году до н.э. в Британии начинается бронзовый век, а вместе с ним и третий этап строительства Стоунхенджа. Последними строителями, во всей видимости были уэссекцы. За этот период двойной круг, начатый во второй период, но незавершенный, был разобран. Голубые камни заменили на большие сарсеновые валуны, числом 81 или больше. Эти сарсены находились примерно там же, где и их предшественники, но совершенно по другому принципу. Во- первых, вокруг центра была сооружена подкова из 5 трилитов (групп из двух вертикально поставленных камней, на которые был положен третий).
Трилиты имели разную высоту - 6, 6.5 и 7.2 м, увеличивающуюся от северных концов к середине. Центральный трилит был самым большим элементом всей гигантской структуры Стоунхенджа. Вертикальные камни трилитов были поставлены очень близко друг к другу: расстояние между ними было приблизительно 30 см. Во-вторых, эта подкова была окружена простым кольцом из 30 вертикально поставленных камней, покрытых сверху горизонтально уложенными плитами. Эти камни имели высоту около 5.5 м, ширину 2.1 м и в толщину около 1 м. Подкова трилитов открывалась на северо-восток и была сориентирована так же, как и главная оси предыдущих строений Стоунхенджа. Возможно именно уэссекцы установили так называемый
«Эшафот» в старой лунке «Е» (см. рисунок 1). Этот камень имеет длину 6.3 м и теперь так глубоко ушел под землю, что видна только его верхняя грань.
Вскоре после того, как воздвигли свой новый Стоунхендж, начался следующий этап строительства, который, возможно, представлял собой продолжение строительства по тому же плану. В этот период был построен, по всей видимости, овал из 20 голубых камней внутри сарсеновой подковы. Может быть, тогда же был поставлен «Алтарный» камень, который был уникален по своему минералогическому составу. Были выкопаны лунки Y и Z. Имеется 30 лунок Y, которые образуют кольцо снаружи сарсенового кольца примерно в
10.5 м от него, и 28 лунок Z; эти лунки образуют кольцо поменьше. Затем овал из голубых камней был вновь разобран.
Заключительный этап строительства начался сразу после того, как уничтожили овал из голубых камней и выкопали лунки Y и Z. В этот период строители вновь установили камни уничтоженного овала, они создали подкову из голубых камней, остатки которой стоят по сей день. Кроме того, они установили кольцо из голубых камней между сарсеновой подковой и сарсеновым кольцом. алтарный камень, возможно, был установлен в этом кольце как высокая колонна на одной линии с центральным трилитом. И на этом постройка завершилась.

Назначение Стоунхенджа

Многие люди задумывались над астрономическим значением Стоунхенджа, но не могли сказать по этому поводу ничего определенного. Например, в 1740 году
Джон Вуд предположил, что Стоунхендж был «храмом друидов, посвященным
Луне». В 1771 году Джон Смит отметил ориентацию Стоунхенджа на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния и строил догадки по поводу числа и расположения камней. В 1792 году человек, о котором известно только то, что он называл себя Уолтайр, утверждал, что Стоунхендж представлял собо «огромный теодолит для наблюдения за движением небесных тел… и был воздвигнут по крайней мере 17 тысяч лет назад». В XX веке также высказывалось много догадок, правда весьма близких к истине, об астрономическом значении Стоунхенджа. После попытки Локьера в 1901 году датировать время построики памятника с помощью астрономических методов несколько видных ученых высказывали догадки о связи Стоунхенджа с астрономическими явлениями. Но их догадкам недоставало точных математических расчетов.

Провести прямые через 120 пар точек, нанесенных на карту.

Определить азимуты этих точек.

Определить склонения точек на небесной сфере, в которые

«опираются» эти линии.
Затем перфокарты «Оскара» были введены в машину. Через несколько секунд машина выдала результат - 240 направлений были переведены в значения склонений. Таким образом задача была наполовину решена, оставалось только выяснить, имеют ли эти склонения астрономическое значение. Программисты и
Дж.Хокинс заметили, что среди значений склонений преобладали такие числа, как +-29, +-24, +-19. После «проверки» выяснилось, что основные и часто повторяющиеся направления Стоунхенджа указывали на Солнце и Луну. Расчеты машины показали, что:
1) со средней точностью 1 градус двенадцать важных направлений Стоунхенджа указывали на Солнце и
2) со средней точностью 1.5 градуса двенадцать направлений указывали на крайние положения Луны.

Следует отметить, что на протяжении всех этапов строительства необходимые направления бережно сохранялись и дополнялись, а вид сооружения становился всё более внушительным. В течение 300 лет строительством
Стоунхенджа занималось много людей с разным образом мышления и уровнем культуры. Это монументальное сооружение, возникшее как простое кольцо из камней, разорванное в направлении восхода Солнца в день летнего солнцестояния, превратилось в прямоугольник, вписанный в окружность, и в массивный «храм» сложной конструкции из камней, установленных в форме подков и колец из арок. Однако сама древняя ориентация не была утеряна, наоборот, ее сохранили, многократно продублировали и выделили среди прочих направлений. В последней «версии» Стоунхенджа направления, определяемые пятью трилитами и Пяточным камнем, восемь раз указывают на восемь крайних положений Солнца и Луны. Такое совпадение не может быть случайно. После того, как установили, что строители сориентировали
Стоунхендж по Солнцу и Луне с таким искусством, последовательностью и упорством, естественно возникает вопрос: «Зачем?»
Дж.Хокинс считает, что солнечно-лунные направления в Стоунхендже были установлены и отмечены по двум, а может быть, по четырем причинам:
1) они служили календарем, особенно полезным для предсказания времени начала сева;
2) они способствовали установлению и сохранения власти жрецов, так как позволяли жрецам устраивать театрализованное представление по наблюдению восходов и заходов Солнца и Луны, особенно восхода Солнца над Пяточным камнем в день летнего солнцестояния и захода Солнца в арке большого трилита в день зимнего солнцестояния;
3) возможно, они служили также для чисто интеллектуальных упражнений;
4) они служили для предсказания затмений Луны и Солнца. Затмения имели место быть когда зимняя Луна всходила над Пяточным камнем. Конечно, из
Стоунхенджа наблюдалось не более половины этих затмений, большая вероятность того, что надвигавшееся затмение будет видно в Англии, позволяло жрецам считать восход зимней луны над Пяточным камнем опасным признаком. Исследования показали, что в те годы, когда зимняя Луна всходила над камнями D или F*, осень случалось лунное затмение. Интервал между ночами, когда Луна всходила по крайней линии центр - D, составлял
18. 61 год; отсюда следует, что Луна должна была всходить над камнем D не через равные 19-летние интервалы, а вперемежку - то через 19, то через 19 лет, причем в среднем на один 18-летний интервал приходятся два 19- летних. Самый маленький интервал, который мог бы оставаться точным на длительное время - это суммарное время трех интервалов, или 56 лет. Этот
56-летний цикл - разгадка числа лунок Обри. Они служили «счетно- вычислительной машиной». Пользуясь ими для отсчета лет, жрецы Стоунхенджа могли следить за движением Луны и тем самым предсказывать «опасные» периоды, когда могли происходить наиболее эффектные затмения Луны и
Солнца.

Во всяком случае, какими бы мотивами не руководствовались строители
Стоунхенджа, их детище оказалось чудом. Столь же сложный, как целый комплекс астрономических инструментов, и в то же время столь простой с архитектурной точки зрения, тонкий и сложный по своим функциям грандиозный Стоунхендж внушает трепет и является воплощением гениального замысла. По замыслу и выполнению - это восьмое чудо древнего мира.

Список используемой литературы
Хокинс Дж., Уайт Дж. «Разгадка тайны Стоунхенджа»
Владимирский Б.М., Кисловский Л.Д.

«Археоастрономия и история культуры»
* смотри рисунок 1

Стоунхендж – это древнейшее из сооружений, построенных в Англии, представляющее собой круг из камней. На английском языке Stonehenge означает «каменное ограждение». Ученые полагают, что строительство Стоунхенджа началось примерно 4 тысячи лет назад и длилось несколько столетий. Постройка Стоунхенджа, предположительно, велась таким образом: вначале громадные глыбы вытесывали в каменоломнях, затем их отправляли по реке или же волоком до места возведения и вкапывали камни в землю. Ученые установили, что каменоломни, из которых камни доставляли к месту их установки, находятся от места возведения на расстоянии примерно 300 километров. Сам комплекс Стоунхендж содержит 82 мегалита, весом пять тонн каждый, 30 каменных блоков (25 тонн каждый) и 5 огромных трилитов, весящих 50 тонн.

И по сей день предназначение каменных глыб остается загадкой. Общеизвестная версия предполагает, что Стоунхендж – это одновременно календарь и древняя астрономическая обсерватория. В день летнего равноденствия 21 июня утренние солнечные лучи вычерчивают одну ось этого сооружения. Это наводит на мысль, что из этого места древние люди наблюдали за Луной, Солнцем и другими планетами. Вторая распространенная версия - загадочные камни установили инопланетяне, с непонятной для людей целью. Также существует версия, что Стоунхендж выступает моделью Солнечной системы. Она, правда, содержит изображение двенадцати планет, а не девяти: еще две из них, по мнению древних, расположены за Плутоном, и одна находится между орбитами Марса и Юпитера. В наши дни вокруг Солнца на этом месте вращается пояс из астероидов. Другие предположения: каменные глыбы - это кладбище, или храм Солнца, или защита от атлантов, или языческий собор, или город Мертвых, или место посадки НЛО и тому подобные.

Стоунхендж, если доверять принятой датировке, немного младше египетских пирамид. Однако в список античных семи чудес света он не попал - о нем не упоминают ни римские, ни греческие авторы. Очевидно, римлян эти камни не особо впечатлили, они ведь видели пирамиды Египта и сами, к тому же, строили грандиозные храмы. На сегодняшний день уже нельзя точно определить, кто был же впервые описал Стоунхендж. К XII веку все данные о его происхождении канули в мифы и никто сейчас не вспомнит истинное назначение памятника. Древние британцы звали Стоунхендж «Пляской Великанов» и приписывали его авторство великому чародею Мерлину.

Ученые до сих пор пытаются выяснить, как устанавливали в землю исполинские глыбы. Бытует мнение, что вначале выкапывали ямы длиной, равной длине закапываемой в землю части камня. Ширина и длина лунок была примерно на сантиметров девяносто больше, чем камня. Три стенки в лунках делали отвесными, как пишет Дж. Хокинс, а четвертую делали под наклоном в 45 градусов - она выполняла роль приемного пандуса. Прежде чем ставить камень, стенки в лунках обкладывали широкими деревянными кольями. По ним камень скользил, не ссыпая землю. Потом махину при помощи канатов и веревок устанавливали вертикально, при чем очень быстро - пока у держащих камень хватало сил и засыпали пространство вокруг камня, лишь бы он не упал. После утрамбовки, оставляли его на несколько месяцев в покое, чтобы почва просела и спрессовалась. Очень важная деталь: у вертикальных камней нижние концы были оббиты в тупой конус - для того, чтобы после опускания в лунку, каменные глыбы можно было повернуть и установить точнее.



Последние материалы раздела:

Тело поднимают вверх по наклонной плоскости
Тело поднимают вверх по наклонной плоскости

Пусть небольшое тело находится на наклонной плоскости с углом наклона a (рис. 14.3,а ). Выясним: 1) чему равна сила трения, если тело скользит по...

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...