Как выполняется ремонт шуруповерта без помощи специалиста. Как отремонтировать своими руками шуруповерт: практические советы Видео: как снять патрон трубчатым ключом

Самое востребованное приспособление для любого домашнего мастера - это шуруповерт. Но случается так, что устройство выходит из строя. Естественно, если усилия допускают в качестве альтернативы можно использовать электрическую дрель. Однако при выполнении деликатных работ, где электродрель использовать нельзя не подходит, придется отдать шуруповерт в ремонт специалистам. Но для экономии времени и домашнего бюджета, оптимальнее всего произвести ремонт шуруповерта своими руками. Чтобы это сделать правильно, необходимо изучить его устройство и ознакомиться с принципами работы каждого отдельного узла инструмента.

Устройство шуруповерта

Все шуруповерты имеют практически одинаковую конструкцию. Для их изготовления используются следующие функциональные узлы:

  • кнопки включения/отключения («Пуск»);
  • широтно-импульсные регуляторы;
  • электродвигатели;
  • транзисторы;
  • планетарные редукторы.

Прочный и эстетичный корпус позволяет надежно закрепить каждый компонент устройства. На нем расположена прорезиненная рукоятка, регулятор (кнопка управления) и разъем для подключения аккумуляторной батареи. Источник питания для шуруповертов - аккумуляторная батарея с различной мощностью в пределах от 9 до 18 В. При этом у шуруповертов, работающих от сети в 220 В, аккумулятор отсутствует.

Нередко пользователи сталкиваются с проблемой писка в устройстве при запуске. Это связано с особенностью работы двигателя переменного тока, когда он работает на низких оборотах при запуске.

Электродвигатель. Является основным элементом устройства. В данном инструменте, как правило, применяют однофазные коллекторные двигатели постоянного тока. Они характеризуются надежностью, простотой производства и обслуживания. Конструкция такого двигателя следующая: корпус, на котором расположены магниты, якорь и щетки.

Работа электрического двигателя осуществляется за счет постоянного тока, который поступает от электросети или аккумулятора. Двигатель имеет цилиндрическую форму, в нем расположен якорь, состоящий из щеток и магнитов. Данная электрическая схема предусматривает перенаправление питающих потоков напряжения на узел со щетками. Изменяя питаемую полярность, напряжение способствует реверсивному движению мотора.

Кнопка «Пуск». Посредством данной клавиши выполняется запуск шуруповерта. Она необходима для включения цепочки питания в электрическом двигателе. При нажатии на кнопку, цепь питания в двигателе начинает замыкаться контактами, что приводит к возникновению максимальной мощности. Благодаря ней также контролируется частота оборотов для подбора оптимальной скорости вращения. Более мощное нажатие позволяет увеличивать количество оборотов. То есть, при более интенсивном нажатии, увеличивается число оборотов двигателя, а при сниженном нажатии мощность ослабевает.

Реверс. Функция переключателя реверса заключается в осуществлении операций смены вращения двигателей шуруповертов. Удобство этого функционала заключается в возможности не то только закручивать шурупы, но и выкручивать их.

Регулятор усилий. позволяет устанавливать значение с какой скоростью должна выполняться затяжка шурупов. Актуальные модели предусматривают 16-ступенчатую регулируемую градацию, позволяющую максимально точно и удобно определять затяжную скорость, которая необходима при работе с различными материалами.

Планетарный редуктор. Также относят к важным элементам электроинструмента. Они преобразовывают движения от высокочастотных колебаний электродвигательных валов в низкие частоты на патронных валах. Зачастую для изготовления подобных деталей используется износоустойчивый металл или пластик. У многих шуруповертов присутствуют в наличии двухскоростные редукторы. Так, например, чтобы закрутить саморез необходимо использовать первую скорость. Для сверления древесного, пластмассового или металлического основания следуют использовать вторую скорость.

Стоит отметить, что для изготовления шуруповертов используются планетарные и классические виды редукторов. Последние достаточно редко применяются, в связи с этим особое значение стоит уделить именно планетарному типу. Составные части планетарного редуктора:

  • кольцевая шестерня;
  • солнечная шестерня, которая крепится на вал двигателя;
  • сателлиты и водило (их число определятся количеством ступеней: могут быть 2-х и 3-х ступенчатые).

По принципу действия данный функциональный элемент достаточно прост. Работа солнечной шестерни осуществляется за счет того, что вал якоря приводит ее в движение. Посредством зубьев шестерни начинают вращаться сателлиты, передающие импульс водилу. Двухступенчатые редуктора валов патрона соединяются со вторым водилом, при трехступенчатых передачах – с третьим.

Патрон. Крепление данного элемента осуществляется к разъему выходного вала редуктора. Он оснащен тремя прижимными кулачками, позволяющими эффективно удерживать деталь.

Неисправности, которые возникают у шуруповерта

Большинство современных шуруповертов оснащены стандартной однотипой схемой устройства. По этой причине все они имеют одни и те же неисправности. Среди основных дефектов, которые свидетельствуют о поломке инструмента можно отметить проблемы с:

  • неисправностью аккумуляторов;
  • износом щеток;
  • поломкой кнопок;
  • биением патрона;
  • безрезультатностью попыток вкл/выкл;
  • возникновением перебоев.

Каждую такую поломку можно легко устранить собственными силами, при наличии опыта в использовании измерительных и паяльных приборов. Помните, что в определенных ситуациях не исключается полная замена узлов, поскольку далеко не каждая деталь продается по отдельности.

Видео « Как разобрать шуруповерт»

Ремонт шуруповерта своими руками

Чтобы устранить неисправность устройства, необходимо произвести его разборку, посредством снятия корпуса и отсоединения основных элементов инструмента между собой. Ремонт любого оборудования можно разделить на несколько этапов. В случае шуруповерта это выглядит следующим образом. При этом в каждом отдельно случае этапы починки могут отличаться в зависимости от причины поломки, которую необходимо устранить.

Разборка

Шуруповерты разбираются с соблюдением определенной последовательности:

  1. Выполняется снятие аккумулятора (если он предусмотрен конструкцией изделия).
  2. Производится откручивание винтов, соединяющих две части корпуса.
  3. Снимается верхняя часть.
  4. Осуществляется извлечение содержимого.
  5. Выполняется отсоединение кнопки.
  6. Выполняется снятие скоростного переключателя.
  7. Осуществляется отсоединение двигателя, редуктора, регулировочной муфты и патрона.

Как отремонтировать патрон

Патрон у каждой определенной модели шуруповерта отличается от аналогичных элементов других моделей. Основной отличительной особенностью является способ крепления патрона:

  1. Конус Морзе.
  2. Резьбовое соединение.
  3. Резьбовое соединение с фиксирующими винтами.

Для определения способа крепления, оптимальнее всего воспользоваться маркировкой, которая наносится на гильзу патрона:

  • значение маркировки «1–6 В10» свидетельствует о способе крепления при помощи конуса Морзе.
  • надпись на подобии «1,0–11 М12х1,2» или «2–13 мм ½-20 UNF» свидетельствует о метрической или дюймовой резьбе.

В случае, если патрон крепится посредством резьбы, то необходимо выполнить ряд следующих действий:

  1. Разжать каждый кулачок патрона.
  2. При наличии винта выполнить его выкручивание.
  3. Выполнить зажим шестигранного Г-образного ключа (10 мм) короткой стороной в патроне.
  4. Малыми оборотами запустить и сразу выключить шуруповерт, таким образом чтобы произошел удар длинного края шестигранного ключа об стол. Чтобы не включать прибор необходимо просто несколько раз ударить молотком по шестиграннику. Таким образом произойдет сдвиг резьбы и выкручивание патрона.

При отсутствии результата можно разобрать шуруповерт и вынуть из него собранный редуктор. Для этого достаточно воспользоваться Г-образным трубчатым ключом (зачастую на «19»), чтобы открутить патрон, зажимая с другой стороны сторон крепежный болт редуктора с накидными головками ключей. Они обеспечивают необходимым упором, благодаря чему патроны легко откручиваются руками.

При разборке патрона снимается заглушка у основания. Пластиковые заглушки нужно осторожно поддеть ножом. Металлические следует выбивать молотком, нанося удары по основанию патрона:

  1. Необходимо заранее предусмотреть наличие большого болта, который следует закрепить в патроне и с легкими усилиями поджать, чтобы выполнить центровку. Выступ головки болта должен быть на более 2-3 см над патроном.
  2. Далее следует ударить молотком по поверхности головки болта. Патрон должен выскочить из держателя.

Наиболее часто встречаемая неисправность патронов:

  • неровно зажимаются биты;
  • возникают люфты между битой и кулачком;
  • кулачок неравномерно выдвигается.

Чтобы выяснить причины и устранить их, нужно выполнить ряд следующих действий:

  1. Разобрать патрон.
  2. Произвести снятие конусной гайки, состоящей из двух элементов.
  3. Выкрутить зажимной кулачок.
  4. Проверить резьбу на гайке и кулачке, заменить каждую неисправную деталь.
  5. Полностью собрать патрон.

Стоит учитывать, что приобрести кулачок или конусную гайку достаточно трудно, поскольку на рынок они поставляются в полной комплектации. Но их можно снять с других аналогичных патронов. В связи с этим неисправные патроны оптимальнее всего заменить на новые. Во время покупки нового элемента рекомендуется идти в магазин с шуруповертом и демонтированным старым патроном.

Ремонт аккумулятора

На шуруповерты может устанавливаться один из аккумуляторов:

  1. Никель-кадмиевый (Ni-Cd). Может заряжаться неограниченное количество раз, однако имеют эффект памяти. То есть, если не дождаться полную разрядку и приступить к зарядке батареи, то с каждым разом будет происходить уменьшение ее емкости. После приобретения важно сразу же раскачать аккумулятор. Для этого нужно разрядить и зарядить его, чтобы увеличить максимальную емкость.
  2. Никель-металл-гидридный (Ni-MH). Такие аккумуляторы также обладают не менее ярко выраженным эффектом памяти, но обладают высоким током саморазряда. При хранении шуруповерта на протяжении месяца без работы, важно на 100% выполнит зарядку аккумулятора.
  3. Литийионный (Li-Ion). Такая батарея разряжается достаточно быстро, но она неустойчива к морозам. Ее преимуществом является зарядка в любое удобное время.

При хранении всех видов аккумуляторных батарей важно отделить шуруповерт и зарядное устройство. Если батареи долго не используются их все равно следует заряжать не реже 1 раза в месяц.

В том случае, если у батареи не держится заряд, нужно разобрать ее и проверить заряд при помощи тестера в каждом элементе питания. Рабочее напряжение указывается на корпусе, и оно соответствует каждому элементу. Нерабочий аккумулятор следует заменить.

Ежели аккумуляторная батарея не съемная, то скорее всего дело заключается в заклинившей фиксирующей кнопке. В таком случае требуется снять верхушку корпуса, после чего отсоединить батарею и разобрать инструмент, отрегулировать кнопку.

Ремонт зарядного устройства

Можно выделить несколько наиболее частых поломок зарядного устройства:

  • сгорел предохранитель;
  • преломление сетевого кабеля;
  • оборванная первичная обмотка трансформатора;
  • пробитые диоды.

Разобрав зарядное устройство инструмента, можно увидеть понижающий трансформатор и плату. помощью сетевого провода напряжение проходит к первичной обмотке трансформатора. Термопредохранитель работает последовательно с сетевой обмоткой, в связи с чем происходит перегрев первым и предохранение обмотки от обрыва. Во время вторичной обмотки напряжение направляется на диодный мост. При пропущении тока зарядным устройством, около диодов возникает желтизна. Происходит перегрев обмоток трансформатора, диоды пробиваются.

  1. Проведите замер с помощью мультиметра сопротивления на первичной обмотке. При его отсутствии — цепь может быть оборвана, в результате чего напряжение не доходит до первичной катушки. Предохранитель располагается под изоляцией трансформатора возле проводов, которые подключаются к сети. Далее требуется проверить его при помощи тестера.
  2. Когда предохранитель целый, необходимо проверить сетевой провод. Как вариант, он может быть перебит.
  3. При цельном сетевом проводе рекомендуется провести проверку обмотки. При имеющемся пробое, понадобится замена трансформатора.

Проблемы с кнопкой

Поломка кнопки включения может привести к возможным нарушениям в работе инструмента:

  • появление самохода;
  • не удается включить шуруповерт;
  • нестабильная работа прибора.

Имеется два провода, которые идут от кнопки к контактам аккумулятора, и еще два по направлению к двигателю. При имеющемся транзисторе, подключение производится с помощью трех проводов. Необходимо убедиться, что проблема заключается именно в кнопке:

  1. Подключите аккумуляторную батарею. Зажмите кнопку с тестером, после чего проведите замер напряжения на ее выходе, где оно должно отсутствовать.
  2. Снимите батарею и проведите извлечение верхнего провода двигателя из корпуса кнопки.
  3. Проведите подключение двигателя напрямую к батарее. Чтобы это сделать, два провода достаточной длины требуется подсоединить к контактам батареи. Другие два конца необходимо подсоеденить к корпусу двигателя, а также к проводу, вставленному в кнопку. Если двигатель работает, то кнопка сломана.

Алгоритм действий при ремонте кнопки:

  1. Провода, которые направляются от кнопки, не нужно отпаивать. Аккуратно, чтобы не было повреждено основание, нужно снять нажимную часть кнопки, не попадающую во внутрь корпуса. Данную манипуляцию необходимо делать очень медленно, без резких движений.
  2. Снять защитную крышку. Для этого рекомендуется взять нож и плоскую отвертку. Нужно поддеть и освободить все защелки, вытащить первый элемент и снять крышку отсека включения. При слегка обгоревших контактах требуется провести их очистку. Если же они сгорели вовсе, то лучше провести замену кнопки. Ее можно приобрести в комплекте с проводами.
  3. Если контакты целые, нужно придерживать пружину и аккуратно извлечь механизм включения. Осмотреть все внутри. Как вариант, при низком качестве металла могли стереться контактные площадки и на них могла осесть пыль. В результате этого диэлектрические поверхности начали проводить электрический ток. Это является одной из распространенных причин самопроизвольной работы инструмента. Второй причиной можно выделить транзистор, который вышел из строя. Чтобы это проверить необходимо удалить металлическую пыль при помощи смоченной в спирту ваты. После, контакты можно очистить с помощью ножа, но не наждачной бумаги, так как она может повредить поверхность. Далее нужно собрать все в обратном порядке, заменить сгоревший транзистор и включить прибор.

Как отремонтировать регулятор усилий

Возле патрона находится участок расположения регулировочного кольца с пружиной, которая контролирует усилия и позволяет отщелкивать патроны от редуктора. Этой пружиной оказывается давление на шариковые элементы, упирающихся в выступ кольцевых шестерней на редукторе. Разбирается трещотка, проверяется целостное соединение каждого элемента. Удаляются остатки грязи спиртовой салфеткой или тряпкой (смоченной в спирте), удаляются шарики.

Разбор и ремонт редуктора

Составные части редукторов:

  • шестерня;
  • водило;
  • сателлит.

Для изготовления данных элементов используется металл и пластмасса. Кольцевые шестерни - это цилиндры, имеющие внутренние зубья по всему диаметру. По направление зубьев осуществляется движение сателлитов.

Первые водила имеют две шестеренки на каждом конце. К первым относятся солнечные шестерни - являющиеся собой приводными шестернями двигателя. Они находятся между сателлитом на первом водиле. Вторые солнечные на противоположной стороне заходят между сателлитом на втором водиле. У двухступенчатых редукторов вторые водила связаны с валами, на которых крепят патрон. У трёхступенчатых редукторов предусмотрено наличие еще одного механизма. Каждая из деталей расположена в середине кольцевых шестерней.

От двигателя передается вращение к сателлиту первых ступеней посредством солнечной шестерни. Первым водилом вращается вторая ступень сателлита. При наличии третьей ступени вращение осуществляется вторым водилом. Сателлит на каждой ступени вращается в кольцевых шестернях. Последним водилом вращаются валы патронов. Каждая передача на крутящем моменте приводит к снижению скорости.

Разборка редуктора осуществляется следующим образом:

  1. Снимается патрон.
  2. Раскручивается корпус.
  3. Отсоединяется редуктор с двигателя.
  4. Снимается пластина.
  5. Изымаются все детали из корпуса устройства.
  6. Выкручиваются все болты, соединяющие одну и другую половину редуктора.
  7. Выполняем коррекцию диаметров пружин с использованием плоскогубцев с целью улучшения включения передачи.
  8. Разбираем муфту за счет того, что снимаем стопорное кольцо, шайбы, насыпной подшипник.
  9. Изымаем вал.

Каждую снятую деталь на разбираемом редукторе лучше всего разложить по порядку, чтобы в итоге было легче проводить его сборку.

  1. Если в процессе работы шуруповерт издает подозрительные звуки или вибрацию, то у редуктора возможно присутствуют дефекты. При работе с таким инструментом его необходимо чрезмерно надавливать и работать боковым нажатием. Такая неправильная эксплуатация ведет к искривлению вала редуктора и возникновению заметного биения. При таких поломках необходима полная замена узла.
  2. Возможный износ опорной втулки и подшипника вала, подразумевает замену этих элементов на аналогичные детали.
  3. Поломанный штифт на сателлите приводит к шумовым колебаниям и вызывает моментальную остановку в двигателе. Такая поломка обуславливает замену водила и редуктора.
  4. При изнашивании на шестеренке зубцов важно предусмотреть замену редуктора.

Нередко в процессе ремонта редукторов владельцы инструмента проводят исключительно очистку и смазку. Однако не нужно усердствовать с этим, иначе это может вызвать в работе оборудования.

Как заменить щетки

Каждая из графитовых щеток располагается на торце двигателя возле места его соединения с кнопкой. Графитовые щётки расположены с торца двигателя со стороны соединения с кнопкой. Щетка может располагаться в середине корпуса двигателя под задними крышкам либо снаружи. Если износ одной щетки составляет хотя бы 40%, то необходимо сразу две. Также необходимо выполнить проверку контактов. Если у щеток имеется износ, то об этом свидетельствует:

  • работа двигателя с рывками;
  • возникновение несвойственных для исправного оборудования звуков;
  • появление искрения и запаха гари.

Особенности ремонта двигателя

У шуруповертов применяются двигатели с постоянным током, для изготовления которых применяется цилиндрический корпус с магнитами. В корпусе расположен якорь с обмоткой и щетками. Чтобы проверить двигатель, следует отсоединить редуктор и проводку, которая идет от кнопки, и выполнить замер сопротивления обмотки якоря при помощи тестера. Если отсутствуют показания, то это свидетельствует о том, что есть обрыв, а в случае крайне низкого значения можно говорить о замыкании. Показатели сопротивления необходимо измерять на конце вала и поверхности пластины. Оно должно быть больше нуля. Неисправность якоря приводит к тому, что инструмент может отключиться в процессе работы, также может произойти потеря мощности, искрение и задымление.

Нередко случается так, что если ломается двигатель, то шестеренка может быть исправной. Поскольку многие двигатели с запрессованной шестерней на валу, то снять ее достаточно трудно. Чтобы это осуществить можно воспользоваться специальным съемником или использовать подручные средства. Не используйте для этого плоскогубцы или гвоздодер, так как это чревато изгибанием вала и порчей зубьев шестерни.

  1. Можно взять профиль или швеллер и сделать на нем продольное сечение при помощи болгарки.
  2. Вставить вал в разъем канавки перпендикулярным образом к профилю и поддеть шестеренку.
  3. Положить профиль на два бруска таким образом, чтобы было свисание двигателя.
  4. Воспользуйтесь гвоздем и молотком чтобы аккуратными движениями сбить шестерню с вала.
  5. Снятую шестерню нужно надеть на вал нового двигателя, используя для надевания молоток и твердую поверхность.

Поломка и треск шуруповерта: что делать

Если в процессе эксплуатации вы заметили треск в работе шуруповерта, то можно попробовать изменить регулятор скорости, что бы исключить вероятность неполного включения устройства. Если эффект от проделанных действий оказался нулевым, то можно попробовать разобрать устройство:

  1. При прокручивании двигателя нужно отсоединить патрон. А также выполнить проверку вращения вала на редукторе и проверку состояния шестеренки на двигателе. Проверьте вращение вала редуктора и состояние шестерни двигателя.
  2. Если вращения вала не наблюдается, а шестерня исправна, то можно провести разборку редуктора. выполнить проверку зубьев на сателлитах и шестернях.
  3. Если работа двигателя отсутствует, то нужно выполнить проверку щеток, обмотки и якоря.

При соблюдении всех вышеописанных аспектов, можно полноценно разобрать, собрать и отремонтировать шуруповерт своими руками.

Шуруповерт – это популярный и незаменимый инструмент. Применяется он как в бытовых условиях, так и на разного рода строительных объектах. В процессе многих работ без него попросту не обойтись. Но как и положено сложной и функциональной технике, шуруповерт подвержен поломкам. От этого не застрахован даже самый дорогой и высококачественный инструмент. Сегодня мы детально рассмотрим, как можно починить такое полезное приспособление, а также узнаем, какие неполадки случаются с шуруповертами чаще всего.

Устройство и принцип работы

Прежде чем переходить к самостоятельному ремонту такого инструмента, как шурурповерт, следует детально разобраться в его устройстве и принципе работы. Только владея такой информацией, можно будет отремонтировать приспособление, а не навредить ему.

Базовыми составляющими компонентами любого современного шуруповерта являются:

  • электрический двигатель;

  • редуктор планетарного типа;

  • пусковая кнопки, которую можно регулировать;

  • переключатель реверсного типа;
  • деталь, регулирующая усилия;
  • блок питания.

Электродвигатель в конструкции шуруповерта характеризуется тем, что работает от сети постоянного тока. По своей конструкции, он имеет особую форму цилиндра. Во внутренней части движка имеет место специальный якорь со щеточками и магнитными деталями. Отличительная черта такой схемы кроется в том, что направление питающего потока напряжения всегда стремится на упомянутые выше щетки, расположенные внутри. Если изменяется полярность, то осуществляется реверсивный ход движка.

Редуктор планетарного типа считается очень серьезным компонентом , ответственным за преобразование высокочастотных валовых колебаний электродвижка в низкочастотные обороты патронного вала. Обычно указанные составляющие изготавливают из прочного и стойкого к износу пластика либо металла. Нередко модели современных шуруповертов комплектуются редукторами, рассчитанными на пару скоростей. Переход в режим первой скорости требуется для работы с саморезами. Что касается второй скорости – если ее установить, можно будет сверлить древесные, металлические или пластиковые основы.

Функциональная кнопка «пуск» необходима для того, чтобы при ее нажатии устройство запускалось. С помощью этой кнопочки появляется возможность держать под контролем обороты. Кроме того, получится выбрать идеальную на определенный момент скорость вращения патронного вала. Так, сильный нажим на «пуск» спровоцирует работу двигателя при высоких оборотах. Если же нажимать на кнопку слабее, то и сам показатель мощности будет слабеть.

Реверсный переключатель требуется для проведения мероприятий по смене направления вращения движка приспособления. Данную функциональную составляющую весьма удобно пускать в ход не только с целью закручивания, но и выкручивания крепежей.

Что касается элемента, регулирующего усилия, – тут следует заметить, что таковой отвечает за определение быстроты затяжки шурупов. В современных спросовых экземплярах шуруповерта нередко имеет место изменяемая градация с 16 ступенями. Она дает возможность по максимуму точно и беспроблемно выявить, какая именно скорость затяжки станет идеальной при работе с разнообразными материалами.

Источник питания такого приспособления – АКБ. Их показатели мощности напряжения способны составлять от 9 до 18 В.

Частые неисправности

Разобравшись в том, каким образом устроен современный аккумуляторный шуруповерт, можно смело двигаться дальше и рассмотреть, какие неполадки характерны для такого инструмента.

Если в какой-то миг вы заметили, что инструмент попросту не запускается, то, возможно, его поразила определенная неисправность. На практике дело обстоит так, что неработающий инструмент может быть таковым по двум основным причинам:

  1. поломки, при которых подобные устройства перестают работать, во многих случаях обусловлены проблемами, связанными с их электронной «начинкой»;
  2. многие поломки современных шуруповертов случаются из-за механических повреждений.

Если разбираться непосредственно в объективных причинах поломки таких инструментов, то можно выделить ряд характерных признаков:

  • в какой-то момент техника перестает включаться;
  • перестает нормально функционировать регулятор оборотов (он может и вовсе перестать работать);
  • прекращает свою работу реверс.

Что касается механических проблем подобных устройств, тут часто имеет место значительный износ частей, находящихся во внутренней части инструмента. К примеру, от шуруповерта могут исходить характерные трещащие звуки механизма. В большинстве ситуаций сломанный шуруповерт начинает издавать необычные шумы в тех местах, где произошел серьезный износ втулки, или развалился подшипник. Довольно часто с указанными неполадками сталкиваются инструменты фирмы Hammer.

А также к самым распространенным проблемам шуруповертов можно отнести следующие неполадки:

  • неисправная работа аккумуляторной батареи (зарядное устройство может перестать ее заряжать, или устройство перестает держать зарядку);

  • сильный износ щеток, находящихся во внутренней части движка;

  • поломка пусковой кнопочки;

  • биение патрона;

  • может не зажимать биту;

  • отсутствие реакции на включение и выключение устройства;

  • «неровная» работа с заметными сбоями.

Со всеми перечисленными поломками можно справиться своими силами, если у вас есть хотя бы минимальные навыки в таких делах. Тут надо иметь под рукой паяльные и измерительные приборы – они помогут решить многие проблемы шуруповертов. В ряде случаев не удастся избежать полной замены важных узлов, поскольку далеко не все запчасти продаются в магазинах по отдельности (к таким деталям относятся шестеренки, находящиеся во внутренней части инструмента).

Если ремонт двигателя или редуктора шуруповерта кажется вам непосильной задачей, то эти детали допустимо подвергнуть полной замене либо отправить их в мастерскую, где данные элементы, подлежащие ремонту, быстро приведут в рабочее состояние.

Как разобрать?

Часто выявить ту или иную неисправность шуруповерта, а также отремонтировать его получится только после правильной разборки. Поскольку практически все подобные инструменты похожи друг на друга и имеют форму своеобразного углового пистолета, при их разборке следует придерживаться полезных рекомендаций.

  • Первым делом понадобится отсоединить блок аккумулятора от батареи устройства. С этой целью будет необходимо аккуратно нажать на защелку и не менее аккуратно отстегнуть модуль.

  • По периметру инструмента понадобится открутить винтики, используя небольшую крестовую отвертку.

  • Выкрутив все крепежи, две части корпусной основы можно будет беспроблемно отсоединить друг от друга. Но при этом крайне важно придерживать остальные элементы имеющейся конструкции, что зафиксированы в пазах.

  • Очень осторожно надо снять деталь, отвечающую за переключение скоростей. Вместе с ней аккуратно уберите пусковую кнопку и реверсный механизм.

  • После этого можно дальше аккуратно разбирать технику. Из снятой половинки корпуса извлеките редуктор. Чтобы его удалить со своего места, потребуется повернуть редуктор в месте посадки.

Как своими руками отремонтировать?

Зная внутреннее устройство шуруповерта, а также его принцип работы и метод разборки, можно смело переходить к знакомству с процессом его непосредственной починки. С таким инструментом может приключиться любая беда – большинство проблем можно решить своими силами, не прибегая к помощи опытных мастеров. Разберем поэтапно, как надо чинить разные элементы данного инструмента, чтобы он вновь работал правильно и эффективно.

Зарядное устройство

В большинстве случаев проблемы, связанные с зарядными устройствами, возникают по следующим распространенным причинам:

  • если сгорел предохранитель;

  • переломился сетевой кабель;

  • оборвалась первичная обмотка трансформатора;

  • пробился диод.

Совершенно неважно, под какой маркой выпущен шуруповерт, которым вы владеете. Если при его включении он попросту не запустился, то первым делом вам надо убедиться в том, что его батарея заряжена. Чтобы узнать это, надо поставить АКБ на пару часов на зарядку. Спустя указанное время вытащите батарейку и снова установите в устройство. Убедитесь в работоспособности батареи. Если шуруповерт так и не заработал, то вам понадобится провести ряд манипуляций при помощи такого приспособления, как мультиметр (вместо него можно использовать специальный тестер). С применением данного инструмента вы сможете провести диагностику имеющихся деталей шуруповерта.

Если вы имеете в арсенале мультиметр, то, скорее всего, пользоваться им вы умеете. Если же нет, то следует ознакомиться с инструкцией по его использованию. Этот инструмент очень полезен и эффективен.

При помощи указанных приспособлений понадобится определить, в чем именно кроется проблема отказа техники от запуска. В данном случае виноват либо аккумулятор, либо само зарядное устройство. Чтобы узнать, в чем же заключается причина неисправности, потребуется провести следующие процедуры:

  • сперва зафиксируйте мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения (выставьте номинал в 20 В);
  • если батарейка в шуруповерте отличается номиналом в 24 В, то на приборе потребуется выставить номинал в 200 В;
  • вставьте вилку зарядника в розетку;
  • а теперь померьте выходное напряжение на клеммах блока зарядки.

Показания этого устройства должны быть примерно на 2 В больше, нежели номинал диагностируемой батарейки. Если же данный показатель оказался намного ниже, или же значений нет вовсе, то это значит, что проблема кроется в неисправности самого зарядника, а не аккумулятора в устройстве. Отремонтировать эту деталь получится только в том случае, если вы можете похвастаться определенными знаниями и умениями в электронике. Если же таковых нет, и починить зарядный блок у вас не выходит, то понадобится приобрести новую деталь такой же марки.

Батарея

Если же вы выяснили, что зарядник шуруповерта работает нормально, и дело вовсе не в нем, это значит, что проблема заключается в аккумуляторе техники. Однако не торопитесь скорее разбирать батарейку. Перед этим вам потребуется убедиться в том, что неполадки шуруповерта кроются именно в данной детали. Для этого существует два метода.

  • Подключите к клеммам аккумуляторной батарейки тестер. Определите уровень напряжения на выходе. При проведении указанных манипуляций потребуется предварительно зарядить батарейку, оставив ее заряжаться часа на 3-4. Если значения на тестере окажутся меньше номинала, то корень неисправности шуруповерта заключается именно в поломке аккумуляторной батареи.
  • Установите в шуруповерт другую батарейку. Убедитесь в том, что с ней приспособление включается. Если так и получилось, значит, первая батарея неисправна, и техника не запускается из-за нее. Современные производители настоятельно не рекомендуют прибегать к самостоятельному ремонту аккумуляторов. Разбирать их также не советуют. Именно поэтому если вы перешли к разборке устройства, вам нужно иметь в виду, что каждое ваше действие является совершенно небезопасным. На практике дело обстоит так, что восстановить АКБ все-таки возможно, да и делается это довольно просто. Рассмотрим, как можно починить аккумулятор шуруповерта.

  • Разберите батарею (на свой страх и риск – не забывайте о рекомендациях производителей). Многие изготовители производят аккумуляторы из пары пластмассовых основ, соединяющихся шурупчиками.
  • Убрав верхнюю крышку, перед вами предстанет определенное число маленьких бочонков (банок). Их количество находится в зависимости от непосредственного напряжения аккумулятора. Банки выдают по 1 В. Чтоб получить номинал в 12 или 15 В (либо иных значений), баночки понадобится последовательно соединить.
  • Теперь надо убедиться в надежности контактов. Если имеет место обрыв соединений между банками, то можно сделать вывод, что непосредственно поломка выявлена. Но надо учесть, что указанные неполадки встречаются в редких случаях. В большинстве ситуаций из строя выходит одна или определенное количество баночек.
  • Далее следует проверить, присутствует ли напряжение в каждой из банок. Если все они имеют напряжение, составляющее 1 В, а одна – 0,8 В, то это значит, что проблемы с запуском шуруповерта кроются именно в этой детали. Ремонту они не подлежат, но их вполне возможно подвергнуть замене, чтобы починить аккумуляторную батарею устройства.

Для замены баночек надо будет провести такие манипуляции.

  • Отсоедините поврежденный бочонок при помощи паяльника.
  • На его место припаяйте новенькую банку такого же размера. Подбирая новую деталь, потребуется брать в учет ее номинал и наполнение.
  • Соберите батарейку обратно, зарядите и протестируйте правильность функционирования техники.

Проблемы с кнопкой

Если вы узнали, что и АКБ, и блок зарядки действуют нормально, то искать источник поломки надо будет чуть глубже. Разберите шуруповерт. Далее понадобится выполнить ряд действий по выявлению и устранению поломок.

  • Измерьте напряжение, что поступает от АКБ к клеммам пусковой кнопочки. Если напряжение имеет место, это значит, что на кнопочку приходит необходимое питание. Если же напряжение выявлено не было, то это значит, что на определенном участке был поврежден провод, или нарушен какой-то из важных контактов. Двигайтесь дальше по цепи, чтоб выявить неисправность.
  • Проверьте работу включающей устройство кнопки. Уберите батарейку, дабы провести необходимую проверку. Закоротите контакты. К выходным элементам кнопочки потребуется подключение щупов мультиметра. Установите прибор в режим измерения сопротивления. Если кнопка работает исправно, показатели на приборе станут стремиться к нулю. Если же указанная деталь все-таки неисправна, то параметры устремятся к бесконечности.

Сломанную пусковую кнопку можно поменять на новую или провести ее ремонт. Если этот компонент разборный, то его допустимо разобрать, очистить контакты. Зачастую кнопки ломаются, если один из них подгорает. Его можно почистить наждачкой. После этого шуруповерт будет работать как раньше. Если же кнопочка неразборная, то понадобится приобрести новую.

Редуктор

Редуктор представляет собой комплект шестерней, способствующих приумножению момента вращения патрона и уменьшению скорости. Если шестеренки металлические, лучше починить деталь, а не заменять новой. Осуществляя ремонт данной составляющей, надо будет ее разобрать, найти неисправность. Проведите очистку механизма и всех элементов от старой смазки. Затем надо смазать все компоненты заново. Дефектные шестеренки поменяйте. Потом надо собрать редуктор. Сборка должна быть аккуратной.

Замена щеток

Графитовые щетки находятся в торцевой части движка в месте соединения с кнопочкой. Они могут располагаться и во внутренней части корпуса, а могут и снаружи. Если износилась хотя бы одна щеточка, то менять придется обе. Для этого нужно будет разобрать двигатель, аккуратно отогнуть развальцовку при помощи пассатижей. Потом достается деталь со щеточками. Из нее извлекаются старые элементы и устанавливаются новые. После этого надо собрать основание обратно.

Двигатель

В современных шуруповертах имеет место двигатель постоянного тока в корпусе цилиндрической формы с магнитными элементами. Чтобы проверить состояние движка, надо отсоединить редуктор, а также провода, идущие к пусковой кнопочке. Измерьте сопротивление обмотки якоря (деталь, находящаяся во внутренней части), используя мультиметр. Если на приборе вы не увидели никаких показаний, то это укажет на то, что имеет место обрыв. Слишком маленькие значения станут подтверждением того, что в устройстве произошло короткое замыкание.

Параметр сопротивления коллектора надо измерять на валу и каждой из пластиночек. Оно должно быть нулевым. Поломки в якоре могут спровоцировать отключение устройства по ходу его функционирования. Будет теряться мощность, возможно появление искр и задымления. При поломке движка шестерни часто остаются не пострадавшими. Потому как во львиной доле двигателей она спрессована на валу, снять ее бывает трудно. Приобретите специализированный съемный элемент либо прибегите к использованию подручных средств. Не делайте это при помощи гвоздодера или плоскогубцев – испортите шестеренки. Действовать следует иначе.

  • Запаситесь кусочком профиля или швеллера. Проделайте аккуратно продольно расположенную выемку, используя болгарку.
  • Установите вал в выемке в направлении перпендикулярно профилю. Подденьте шестеренку.
  • Уложите подготовленный профиль на 2 жесткие основы таким образом, чтоб движок свисал между ними.
  • Возьмите гвоздь и молоток. Аккуратно простучите по краевым участкам вала. После этого шестерня беспроблемно сползет.
  • Теперь можно надеть шестеренку на новенький движок, используя молоток и основание с жесткой поверхностью.

Трещотка

Если в таком инструменте сломалась трещотка, то ее будет надо открепить от редуктора, чтобы обнаружить причины поломки. Зачастую в муфте зафиксированы особые штоки, отведенные для регулировки усилий. Бывают и устройства, где вместо штоков, устанавливаются по паре шариков в каждой дырке. Они прижимаются с помощью пружины.

Во многих случаях ремонт данной детали заключается в ее очистке и нанесении свежей смазки.

Если не работает регулятор оборотов техники, значит, сгорел транзистор. Его надо будет обязательно заменить.

Шестерни из пластика можно заменить, а вот металлические лучше оставить – починить и поставить на место, если они сломались.

Если проблема в патронах, то их легче заменить на новые. Найти запасные детали для патронов – большая проблема. Легче приобрести новенькую зажимную запчасть. Он обойдется недорого (около 300 рублей).

Разбирайте и собирайте шуруповерт очень аккуратно, чтобы не повредить детали, расположенные внутри его корпуса.

Как отремонтировать шуруповерт своими руками, вы узнаете в следующем видео.

Шуруповерт - это универсальный инструмент, способный сверлить, резать, чистить, шлифовать и выполнять другие задачи, что зависит от установленной в патроне насадки. Как и все инструменты, рассматриваемый прибор (независимо от его качества) ломается. В этом случае поможет только ремонт шуруповёрта или покупка нового прибора. Отремонтировать его самостоятельно - просто, с чем может справиться даже новичок. Если возникают затруднения, то инструкция на сайте всегда поможет быстро устранить поломку.

Из чего состоит шуруповерт или конструкция инструмента

При работе шуруповертом (в народе его называют «шуриком») возникают неисправности, которые можно разделить на ремонтируемые и неремонтируемые (требующие замены). К неремонтируемым поломкам, когда деталь нельзя отремонтировать, относится выход из строя двигателя, кнопки, редуктора, патрона и т.п., когда их невозможно отремонтировать, но при этом можно заменить. Прежде чем проводить ремонт шуруповерта своими руками, с чем справится любой владелец инструмента, нужно разобраться с его конструктивными особенностями.

К основным составным деталям любого аккумуляторного шуруповёрта относятся:

  1. Электродвигатель - приводится в действие за счет автономного аккумулятора (9В, 12В, 15В и 24В). Сетевые приборы работают от сети 220В, поэтому они имеют большой запас мощности, и стоят в 2 раза дешевле портативных моделей
  2. Редуктор - устройство, преобразующее большие обороты вала двигателя в более низкую скорость. Состоит из набора шестеренок (обычно из пластика, но встречаются модели из стали)
  3. Кнопка пуска - деталь, отвечающая за подачу напряжения на вал двигателя, и приводит в движение якорь
  4. Аккумулятор или сетевой провод. В портативных приборах применяются аккумуляторы двух типов - никель-кадмиевые и литий ионные. Если прибор сетевой, то его вес значительно меньше, но при этом для его применения, необходимо подключить вилку в розетку
  5. Регулятор усилия - устройство, отвечающее за величину усилия, прилагаемого к шурупам, проделываемым отверстиям или полируемым поверхностям
  6. Патроны - механизм, в котором закрепляются насадки для выполнения соответствующих действий. На шуруповертах обычно применяются быстрозажимные (бесключевые) патроны
  7. Реверс - еще одна полезная опция, позволяющая менять направление вращения патрона. Это удобно при установке и снятии насадок в патрон прибора
  8. Корпус - изготавливается из ударопрочного пластика, что делается не только с целью удешевления прибора, но и для повышения безопасности при работе инструментом

Это интересно! Каждый узел имеет соответствующее назначение, однако на выход из строя этих деталей влияет не только частота пользования инструментом, но еще и правильность применения прибора. К примеру, шуруповерт нельзя применять для сверления бетона, так как он не имеет ударную функцию. Если сверлить прибором отверстия в стене, то долго такой прибор не прослужит.

Назначение всех деталей и узлов инструмента - как они называются

Если поломался шуруповерт, то перед тем, как его ремонтировать, нужно разобраться, какая конкретно деталь вышла из строя. Чтобы узнать неисправность самостоятельно, надо разобраться с назначением каждого узла и его конструктивными параметрами.

  1. Кнопка пуска - именно с нее начинается работа инструмента. Данный механизм выполняет две опции - включает цепь питания, то есть подает напряжение на электромотор, а также регулирует количество оборотов вращения двигателя. Чем сильнее нажатие кнопки, тем с большей скоростью будет вращаться патрон. В качестве регулятора оборотов применяется электронный ШИМ генератор, который установлен на плате. При нажатии на кнопку происходит перемещение контакта по плате. В качестве контакта применяется полевой транзистор, который и играет роль регулятора скорости вращения

  2. Электромотор - в портативных инструментах используются однофазные электродвигатели постоянного тока коллекторного типа. К достоинствам этих агрегатов относится высокая надежность и простота обслуживания. Электродвигатель состоит из магнитов (играют роль статора), якоря и щеток. Применение магнитов значительно удешевляет стоимость агрегата

  3. Реверс - эта опция реализуется за счет смены полярности на клеммах. Для того чтобы пользователь не выполнял смену полярности вручную, в конструкции инструмента применяются перекидные контакты в виде переключателя. Этот переключатель расположен возле кнопки «Пуск»
  4. Редуктор - это набор шестерней, за счет которых происходит увеличение момента вращения патрона или понижение скорости. В «шуриках» применяют два типа редукторов - планетарные и классические. Классические подобны тем, которые устанавливаются на дрелях, только в шуруповертах они встречаются очень редко. Более популярны планетарные редукторы, состоящие из кольцевой (промежуточная) и солнечной шестеренки, а также сателлитов. В действие от вала двигателя приводится солнечная шестерня. От ее вращения в движение приводятся сателлиты, передающие вращающий момент к кольцевой шестеренке. В зависимости от количества скоростей, планетарные редуктора могут быть двухступенчатыми или трехступенчатыми. Чем больше скоростей, тем дороже будет стоить инструмент

  5. Регулятор усилия - обычно применяется 16 позиций усилий, но есть и такие модели, которые имеют большее количество. От величины усилия зависит возможность завинчивания шурупа в дерево. Если нужно завинтить шуруп в гипсокартон или другие мягкие материалы, то большое усилие для этого не потребуется, поэтому регулятор можно установить в положение от 1 до 7

  6. Патрон - механизм имеет простой принцип работы. Состоит приспособление из трех кулачков, которые надежно фиксируют устанавливаемые насадки. Достоинство быстрозажимных устройств - высокая скорость смены насадок
  7. Корпус - пластиковая ударопрочная конструкция, внутри которой расположены все составные детали. Чтобы отремонтировать прибор, надо разобрать корпус. Для этого производители выпускают корпуса из двух частей, соединяемых при помощи винтов
  8. Аккумулятор - производители выпускают два типа портативных аккумуляторов с наполнением из никель-кадмия и литий-иона (как на мобильных телефонах). Литий-ионные являются долговечными и более надежными, однако они стоят в 3-4 раза дороже, чем инструменты с никель-кадмиевыми батареями. Обычно с шуруповертом комплектуется две никель-кадмиевые батареи, что связано с небольшим их сроком службы

Если сломался шуруповерт, то отремонтировать его дома не трудно, если только отыскать поломку. К частым проблемам неисправностей шуруповертов относят выход из строя аккумуляторов, замена которых может вызвать некоторые трудности. Рассмотрим механические и электрические неисправности, а также особенности их устранения своими силами.

Как правильно разобрать шуруповерт - инструкция для новичков

Перед тем, как ремонтировать рассматриваемый прибор, его нужно правильно и аккуратно разобрать. Новички не всегда справляются с этой задачей, поэтому будет интересно узнать, как же правильно выполняется разборка. Инструкция по разборке шуруповерта имеет следующий вид:

  1. Разборку нужно проводить на столе, чтобы не растерять составные детали. Изначально нужно выкрутить все винты, которыми крепится корпус устройства
  2. Раскрыть корпус осторожно, чтобы не повредить его. Чтобы исключить повреждение пластиковой конструкции корпуса, можно воспользоваться пластиковой лопаткой
  3. Если после вывинчивания крепежных деталей корпус не разбирается, нужно внимательно осмотреть его внутреннюю конструкцию. В конструкции могут находиться скобы, которые нужно извлечь
  4. После разборки нужно располагать детали в порядке их снятия, чтобы не попутать и собрать прибор обратно

Если внутри имеются признаки окислов, то это означает, что в прибор попадала вода. Высока вероятность того, что причиной неработоспособности устройства является высокая влажность, которая повлекла за собой выход из строя деталей шуруповерта. После разборки инструмента, можно переходить к его ремонту. Видео описание процесса разборки ниже.

Поломки в механической части - как устранить

Неисправности в механической части инструмента обнаружить легче, чем в электрической составляющей. Это связано с тем, что любые механические дефекты слышны. К основным признакам механических неисправностей рассматриваемых устройств относятся:

  1. Возникновение посторонних звуков
  2. Вибрация и бой зажимного патрона
  3. Слышна работа двигателя инструмента, однако патрон не вращается

Чтобы починить прибор, и устранить механические неисправности, понадобится, прежде всего, разобрать корпус. Зная устройство шуруповерта, не будет трудно устранить возникшие поломки в механической части. Если возникают посторонние звуки, что говорит о причине износа втулок и подшипников якоря мотора, то эти элементы нужно заменить. При износе подшипника и втулок нужна их замена, но для начала эти детали надо купить. При покупке могут возникнуть трудности, так как найти запчасти на устаревшие модели инструментов практически невозможно.


Кроме выхода из строя подшипника, на шуруповерте может поломаться редуктор. К ряду неисправностей данного устройства относятся:

  1. Вал редуктора искривляется от воздействия больших нагрузок
  2. Рабочие поверхности шестерней изнашиваются
  3. Изломывается штифт, на котором крепятся сателлиты
  4. Изнашивается подшипник или опорная втулка редуктора

Чаще всего из строя выходит именно редуктор, а точнее, его составные детали - зубчатые колеса. Причинами выхода из строя редуктора являются:

  1. Неправильная эксплуатация инструмента
  2. Сильные нагрузки, на которые не рассчитан прибор
  3. Отсутствие смазки
  4. Материал, из которого изготовлены устройства

Если шуруповерт «старой закалки», то есть его редуктор состоит из стальных шестеренок (вместо пластиковых), то целесообразно его отремонтировать, чем покупать новый. Для этого прибор нужно разобрать, произвести его осмотр и отыскать причину неисправности. При ремонте редуктора требуется очистить механизм и детали от устаревшей смазки, и нанести новые смазочные вещества. Если имеются поврежденные шестеренки, то их нужно заменить. Не спешите утилизировать неисправные зубчатые колеса, так как понадобится купить точно такие детали (возьмите их в качестве шаблона).


Это интересно! Если на инструменте установлены пластиковые шестерни, то менять их на стальные не рекомендуется. Причина заключается в том, что пластиковые шестерни под воздействием больших нагрузок ломаются, что уберегает двигатель от сгорания. Если на устройстве с завода установлены металлические шестеренки, то это говорит о том, что двигатель имеет большой запас мощности.

Чтобы при самостоятельном ремонте механической части шуруповертов не возникало лишних вопросов, ниже есть таблица, в которой указаны основные признаки механических неисправностей, а также способы их устранения.

Признаки неисправности инструмента Способы устранения неисправности
Возникновение посторонних звуков и гула Если при работе инструментом начинают появляться посторонние звуки, то это говорит об износе подшипников. Для устранения поломки нужно проверить целостность подшипника якоря мотора и редуктора. Если подшипники исправны, надо также проверить целостность втулок, так как они также изнашиваются. Чаще всего изнашивается опорная втулка вала подшипника
Вибрация Искривление редукционного вала, что способствует возникновению сильного биения и вибраций. Для решения проблемы нужно разобрать корпус, оценить поломку и принять соответствующее решение о замене детали
Возникает бой зажимного патрона Если обнаруживается биение патрона, то нужно проверить качество его фиксации. Крепится деталь болтом, который находится внутри детали (чтобы увидеть болт, следует развести губки). Для завинчивания патрона, болт надо вращать не в правую, а левую сторону, так как он имеет обратную резьбу
Заклинивание Если заклинил инструмент, о чем говорит работа мотора, но при этом патрон не вращается, то нужно разбирать корпус и проверять целостность редуктора. Заклинивание инструмента говорит о смещении сателлитов, нарушении целостности зубчатых колес или нарушение целостности подшипника. Чтобы устранить поломку, нужно разобрать шуруповерт и найти причину заклинивания
Трещит и прокручивается на положении переключателя Неисправность редуктора. Для устранения нужно разобрать инструмент, и осмотреть целостность механизма

Поломки в электрической части - как выявить и устранить

У дрели и шуруповерта есть много общего, но различие заключается в крутящем моменте. Если дрель предназначена для сверления отверстий в разных материалах, то главное назначение шуруповерта - это завинчивание саморезов. При наличии регулятора скорости, этот инструмент может применяться для сверления и полировки поверхностей. Его также можно использовать для перемешивания растворов (только при условии небольших объемов). Не редкими являются случаи неисправности электрической части, которые проявляются следующими факторами:

  1. При нажатии кнопки пуск, инструмент не подает признаков жизни
  2. При переключении реверса - эта опция не работает
  3. Не регулируются обороты

Чтобы разобраться с такими поломками, нужно для начала узнать, какие причины способствуют возникновению таких неисправностей.

Если шуруповерт не хочет включаться - проверка зарядного блока

Не имеет значения, какой марки шуруповерт выходит из строя - Bosch, Makita, Интерскол, Metabo, Зубр, DeWalt и другие. Если инструмент не запускается, то прежде надо проверить наличие заряда батареи, и ее исправность. Для этого поставьте на зарядку АКБ (на 1-2 часа), а затем установите батарею обратно, и проверьте ее работоспособность. Если признаки жизни отсутствуют, тогда нужно вооружиться измерительным прибором под названием мультиметр или тестер, с помощью которого будет выполнена диагностика.

При помощи мультиметра будем выяснять, что же является причиной поломки - аккумулятор или зарядное устройство. Для начала выясним исправность зарядного устройства. Для этого делаем следующие действия:

  1. Устанавливаем мультиметр в режим измерения постоянного напряжения на номинал 20В. Если батарея на инструменте имеет номинал 24В, тогда на приборе нужно установить номинал 200В
  2. Вставить вилку зарядного устройства в розетку
  3. Измерить выходное напряжение на клеммах зарядного блока

Его показания должны быть на 2В больше, чем номинал проверяемой батареи, например, для аккумулятора на 12В, показания зарядного прибора должны соответствовать значению 13,5-14В. Если номинал ниже или вовсе показания отсутствуют, значит, неисправен зарядный блок. Его можно отремонтировать, если имеются познания в электротехнике. Если починить зарядное не получается, то нужно купить новый блок аналогичной марки.

Неисправность АКБ шуруповерта и ее правильный ремонт

Если зарядный блок исправен, тогда неисправность скрывается в самом аккумуляторе. Однако не спешите разбирать батарею, так как для начала требуется убедиться, что причина неработоспособности инструмента именно в ней. Как ее проверить на работоспособность? Для этого есть два способа:

  1. Подключить к клеммам батареи тестер, и измерить выходное напряжение. При реализации данного способа нужно изначально зарядить батарею, поставив ее заряжаться на 2-4 часа. Если показания на мультиметре будут ниже номинала устройства, то причина неработоспособности шуруповерта скрывается в поломке АКБ
  2. Поставить в шуруповерт вторую батарею, и убедиться, что от нее инструмент запускается (обычно в комплекте шуруповерты имеют две никель-кадмиевые батареи)


Производители не рекомендуют заниматься самостоятельным ремонтом аккумуляторов, и тем более разбирать эти устройства. Именно поэтому, если занимаетесь разборкой устройства, то все действия являются небезопасными. Отзывы и практика доказывают, что отремонтировать аккумулятор шуруповерта не только можно, но еще и сделать это очень просто. Процесс ремонта шуруповертов своими руками выглядит следующим образом:

  1. Разбираем батарею. Многие производители изготавливают АКБ из двух пластиковых оснований, которые соединяются шурупами. Однако некоторые производители делают устройства цельными или неразборными. Видео по разборке батареи шуруповерта ниже

  1. После снятия верхней крышки увидим соответствующее количество бочонков (банок). Их количество зависит от номинала напряжения аккумулятора. Каждый бочонок выдает 1 Вольт напряжения. Для получения номинала 12В, 15В или других значений, все бочонки соединяются последовательно
  2. Проверяем качество соединений (контакты). При наличии обрыва между бочонками можно считать, что неисправность найдена, однако такие поломки встречается редко. Чаще всего выходит из строя одна или несколько банок
  3. Проверяется наличие напряжения на каждой банке, которое должно быть не ниже 0,9В-1В. Если все банки имеют напряжение 1В, а одна 0,8В и ниже, то причина неработоспособности инструмента именно в этом бочонке. Банки не подлежат ремонту, но их можно заменить, чтобы отремонтировать АКБ

Для замены банок выполняются такие действия:

  1. При помощи паяльника отпаять бочонок, который имеет низкий показатель напряжения
  2. Вместо него припаять аналогичного размера и параметра банку. При покупке новой банки нужно учитывать номинал и материал наполнения (никель-кадмий или литий-ион)
  3. Собрать батарею, зарядить ее и проверить исправность работы

Это интересно! Если возникают трудности с поиском одной или нескольких банок для ремонта аккумулятора, то можно взять их со второй АКБ (если инструмент комплектуется двумя батареями), которая уже устарела, и также не работает. Перед тем, как выпаивать банку с устаревшей АКБ, нужно ее изначально зарядить. После этого следует разобрать АКБ, и найти исправный бочонок (который выдает напряжение не ниже 0,9В).


Процесс ремонта АКБ шуруповерта не сложный, но при его реализации не нужно забывать, что вы работаете с электрическим током, поэтому следует соблюдать технику безопасности, и работы проводить только в защитных средствах.

Если батарея и зарядный блок исправны - но шуруповерт не работает

Если выяснилось, что зарядный блок и аккумулятор инструмента работают, то искать причину неисправности электрической части следует немного глубже. Для этого надо разобрать шуруповерт. Дальнейшие действия по выявлению поломок и их устранению следующие:

  1. Измерить наличие напряжения, поступающего от аккумулятора к клеммам кнопки «Пуск». Если напряжение есть, значит, питание на кнопку поступает. Если напряжение отсутствует, значит, поврежден провод или нарушен контакт. Следуем по цепочке далее, чтобы отыскать неисправность
  2. Проверьте пусковую кнопку. Для начала требуется снять батарею с инструмента - это нужно, чтобы проверить исправность кнопки. После извлечения батареи, следует закоротить контакты (соединить провода, которые идут от батареи к входным клеммам кнопки). К выходным контактам кнопки нужно подключить щупы мультиметра, и выставить прибор в режим измерения сопротивления. Чтобы измерить величину сопротивления, нужно нажать на кнопку инструмента. Если кнопка исправна, то показания прибора будут стремиться к нулевому значению. При ее неисправности показания прибора будут стремиться к бесконечности (обрыв)

Кнопку можно заменить или отремонтировать. Если деталь разборная, то можно разобрать ее, и почистить контакты. Очень часто причиной неисправности кнопок является подгорание контактов. Если их почистить при помощи наждачной бумаги, то устройство будет работать в прежнем режиме. Если кнопка неразборная или ее контакты сильно выгорели, то понадобится купить новую деталь. Ее цена не высокая, поэтому каждый может позволить купить ее, чтобы избежать ремонта.

Неисправности двигателя реверса и регулятора оборотов

Если шуруповерт не подает признаков жизни, то неисправность может скрываться в самом двигателе. Чаще всего в двигателе стираются щетки, через которые подается напряжение на якорь. Если графитовые щетки стираются больше 40% от их длины, то их нужно заменить. О том, что подходит время замены графитовых щеток, говорит искрение внутри корпуса инструмента. Щетки не подлежат ремонту, поэтому надо покупать аналогичного вида и размера детали.

Если выясняется, что щетки в порядке, а инструмент все равно не работает, то причина скрывается в самом электродвигателе. Для его проверки нужно померить сопротивление обмотки якоря. Если показания мультиметра стремятся к нулю или имеют низкое значение, то уместен обрыв обмотки. Для восстановления работоспособности устройства понадобится купить новый электродвигатель.

  • Прибор фиксирует показания, и если на дисплее отображается какая-либо величина, то деталь исправна. Если прибор будет «молчать», то нужно произвести замену детали
  • Если не работает опция реверса, то можно даже не проверять исправность устройства мультиметром. Разберите прибор, и проверьте качество соединения контактов. Если провода не оторвались, значит нужно менять сам переключатель.

    При неисправности регулятора оборотов следует выполнить замену регулятора скорости вращения (полевой транзистор). Эта деталь подключается к кнопке «пуск», поэтому заменить ее не составляет большого труда.

    С ремонтом электрической части ничего сложного нет, нужно только соблюдать четкую последовательность действий для выявления причины неисправности и ее устранения.

    Причины поломок разных марок шуруповертов - как продлить жизнь инструмента

    Ломаются не только инструменты, которые имеют низкую цену. Всем инструментам свойственно ломаться, поэтому от этого никуда не уйдешь. Чтобы продлить срок службы шуруповерта, нужно разобраться, какие причины способствуют быстрому выходу из строя устройства.

    1. Неправильная эксплуатация. Инструмент нужно использовать только по назначению. Если ежедневно портативный прибор применять для бурения бетона, то он не прослужит и нескольких дней
    2. Назначение - как и другие виды инструментов, шуруповерты делятся на бытовые или любительские и профессиональные. Если профессиональные рассчитаны на длительное время эксплуатации, то бытовыми приборами можно пользоваться не более 2 часов в день
    3. Соблюдение условий хранения - инструменты нельзя хранить в помещении, где имеется высокая влажность. Если внутренние части (механические и электрические) отсыреют, то аппарат быстро выйдет из строя. Хранить портативные шуруповерты нужно не только в соответствующих условиях влажности, но еще и при правильной температуре. Это необходимо не для самого инструмента, а для аккумуляторов, которые при низких температурах разрушаются. На зиму рекомендуется хранить прибор в отапливаемых гаражах и мастерских
    4. Исключить негативное влияние погодных условий - это не только дождь или снег, но и солнечный свет. Если прибор перегреется на солнце, то при очередном его включении, он может сгореть, поэтому не допускайте продолжительное нахождение инструмента на палящем солнце



    Чтобы продлить срок службы аккумуляторов, которые ломаются быстрее, чем шуруповерты, нужно их не только правильно хранить, но еще и заряжать. Нельзя допускать, чтобы батарея хранилась длительное время в разряженном состоянии, а также долго стояла на зарядке. Регулярно требуется включать инструмент, и давать ему поработать (1-2 раза в неделю). Если этого не делать, то уже вскоре понадобится покупать новую батарею или сам инструмент. От качества ухода и эксплуатации зависит, сколько прослужит инструмент китайского, европейского или немецкого качества.

    Для ремонта рассматриваемого прибора понадобится минимальный набор инструментов. Ремонтные работы нужно выполнять на столе при хорошем освещении, так как шуруповерт имеет множество мелких деталей, которые могут растеряться. Уделите достаточное количество времени, чтобы отремонтировать прибор, а не разобрать его и выбросить. Если ремонтируете электрическую часть, то перед сборкой рекомендуется обработать трущиеся детали смазочными материалами. После ремонта шуруповерт сможет прослужить еще столько же или даже больше. Подробная видео инструкция - как починить шуруповерт от «А до Я».

    Подводя итог, нужно отметить, что шуруповерт - это самый надежный и нужный инструмент, который всегда должен быть исправным. Для его ремонта не нужно прилагать много усилий, и если аппарат сломался, то для его починки понадобится только время и запасные части, купить которые не составляет большого труда.

    Шуруповерт относится к категории инструментов, которые часто используются не только при выполнении строительных и ремонтных работ, но и в быту. С течением времени любым механизмам свойственно ломаться, что случается и с шуруповертами. Если случилось такое дело, то не нужно спешить выбрасывать инструмент, так как можно выполнить самостоятельный ремонт шуруповерта. Из этой статьи вы узнаете о том, как дать отремонтировать шуруповерт, не прибегая к помощи специалистов.

    Начинать ремонт шуруповерта своими руками следует с ознакомления с его конструкцией. Главным элементом шуруповерта является электрический мотор. Шуруповерты бывают как сетевого, так и аккумуляторного типа. К использованию сетевого шуруповерта прибегают реже, из-за такого недостатка, как необходимость подключения инструмента к сети 220В. Инструменты аккумуляторного типа более популярны, так как позволяют проводить не только ремонтные работы дома, но и за его пределами.

    Основными узлами аккумуляторного шуруповерта являются:

    1. Корпус. Обычно все шуруповерты изготавливаются из прочного пластика.
    2. Кнопка пуска. Она устроена так, что от силы нажатия на нее зависит количество оборотов патрона.
    3. Электродвигатель. В аккумуляторных инструментах применяются однофазные моторы коллекторного типа и постоянного тока. Двигатель представляет собой ротор, статор в виде магнитов, а также щеточный узел.
    4. Редуктор.
    5. Регулятор усилия.
    6. Переключатель реверса.
    7. Аккумулятор. Как правило он съемный и зачастую комплектуется с изделием в двойном экземпляре.
    8. Патрон. Как правило, применяются быстрозажимные патроны.

    Некоторые модели дополнительно оснащаются светодиодными фонариками подсветки, а также указателями зарядки батареи. Возвращаясь к проблемам с шуруповертом, следует отметить, что любой из вышеперечисленных элементов может стать причиной неисправности инструмента. Что необходимо для ремонта? Первым делом требуется отыскать причину поломки, после чего принимать соответствующее решение об ее устранении. Инструмент можно разделить на две части: электрическую и механическую. Первоначально требуется выяснить, в чем проблема неработоспособности шуруповерта: в механике или электрике. Сделать это не составит особого труда, поэтому рассмотрим поломки более подробно.

    Неисправности механической части

    Выявить механические неисправности шуруповертов можно по такому признаку, как слышимость функционирования электродвигателя. При нажатии на кнопку пуска слышны признаки работы электродвигателя, но при этом патрон инструмента не вращается или при вращении слышны характерные звуки неисправности.

    Устройство шуруповерта достаточно простое, но существенным недостатком является то, что все элементы практически в 2-3 раза меньше, чем на электродрели. К механическим возможным поломкам шуруповерта относятся следующие неисправности:


    Следует отметить, что малые размеры механической части инструмента несколько усложняют процесс ремонта инструмента, поэтому обязательно при проведении ремонтных работ будьте внимательны.

    Неисправности электрической части

    В отличие от дрели, шуруповерты функционируют преимущественно от аккумуляторов. Это означает, что в конструкции этих инструментов используются разные электродвигатели. Определить неисправность электрической части шуруповерта не составляет труда. Если аккумулятор заряжен, но при нажатии кнопки «Пуск» не слышен звук работы электромотора, то причиной является поломка именно в электрике. Рассмотрим основные виды неисправностей шуруповертов по электрической части.


    Теперь вы знаете основные признаки и виды неисправностей шуруповерта. Чтобы его отремонтировать, не нужно быть специалистом, а достаточно запастись инструментом и свободным временем.

    Любое устройство, сочетающее в себе электрические и механические узлы, со временем приходит в негодность. Это связано как с условиями эксплуатации, так и естественным износом частей. Не исключение и шуруповёрт. В процессе работы его механические узлы быстро забиваются пылью, двигатель работает в тяжёлых условиях, теряется ёмкость аккумулятора. Ремонт шуруповёрта можно доверить сервисным центрам, но провести его самостоятельно выгодней, так как этот процесс совсем несложен.

    История появления устройства

    Шуруповёрт представляет собой электроинструмент. Основное его назначение, следующее из названия, закручивать или откручивать крепёжный элемент. После того как в 1868 году была изобретена электродрель, развитие электроинструмента получила широкое распространение. Основополагающие компании DeWalt, Bosch, Black&Decker, Makita и Hitachi развивали индустрию, создавая новые устройства.

    Появление в 1934 году винта с крестовым разъёмом повлекло спрос на электрический инструмент для его закручивания. Особенно востребованным он оказался в машиностроении. Первого такого рода приспособление называлось гайковёрт. С появлением аккумуляторов устройство получило мобильность, и в обиход вошло название шуруповёрт. Его массовое производство началось в начале 80-х годов .

    Современные устройства постоянно совершенствуются, но в большей мере это относится к способу автономности и управления. Конструкция же устройства остаётся неизменной.

    Принцип работы и основные узлы

    Перед тем как приступить к ремонту шуруповёрта своими руками, необходимо понимать принцип его работы и из каких частей он состоит. Основное отличие шуруповёрта от другого электроинструмента — это использование механизма, останавливающего вращение рабочей части устройства. Происходит это при достижении максимально настроенного для инструмента сопротивления. Эта величина непостоянная и может подстраиваться. Существуют две разновидности прибора:

    • работающие от сети 220 вольт;
    • использующие аккумуляторную батарею.

    Независимо от разновидности устройства, принцип действия у них одинаков и построен на передаче вращательного момента. Он определяет, какой крепёжный инструмент сможет закрутить шуруповёрт. Для увеличения вращающего момента в приборах применяют редукторы с большим передаточным соотношением, но скорость вращения снижается. У шуруповёртов, работающих от сети переменного тока, значение вращающего момента соотносится с потребляемой мощностью инструмента. Основные части, лежащие в основе устройства шуруповёрта, будь то Макита, Хитачи или Зубр, следующие:

    • электродвигатель;
    • нажимная кнопка;
    • регулятор оборотов с реверсом;
    • зажимной патрон;
    • электронный блок;
    • редуктор.

    Электродвигатель вращает с установленной скоростью шпиндель, используя для этого планетарный редуктор. Крутящий момент регулируется муфтой, а на шпиндель надет зажимной патрон или шестигранный держатель. В этот патрон устанавливается сменное приспособление под названием «бита». Управляется шуруповёрт электронной схемой и переключением реверса .

    Реверс происходит за счёт смены полярности питания. В качестве двигателя используется однофазный коллекторный электродвигатель непрерывного тока. Такой двигатель предназначен для подключения к сети переменного тока. Обмотка возбуждения соединена последовательно с якорной обмоткой и делится на две части. Одна включается до якоря, а другая после него.

    В инструменте применяется редуктор планетарного типа. В состав редуктора входят солнечная и кольцевая шестерёнки, сателлиты, водило. Вал электродвигателя вращает солнечную шестерню, которая передаёт вращающий момент сателлитам, а те уже напрямую воздействуют на водило.

    Редуктор выпускается одно- и двухступенчатого вида. Во втором случае используется двойное водило, связанное с валом. Конструкция из двух водил и сателлитов располагается в середине кольцевой шестерёнки. Фиксируется она через специальные пазы на корпусе. По всему периметру выступы кольцевой шестерни упираются в подпружиненные шарики через кольцо. Механизм регулирования нагрузки воздействует на кольцо через управляемую пружину, усилие которой изменяется перестановкой регулятора.

    Управление оборотами выполняется с использованием импульсной схемы, собранной на микросхеме с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ). Контроллер управляет полевым транзистором, работающим в режиме ключа. Частота импульсов меняется с помощью переменного резистора. Величина сопротивления резистора зависит от усилия, которое прикладывается к кнопке.

    Муфта шуруповёрта представляет собой трещотку. Если нагрузка на патрон превышает допустимое значение, то срабатывает . Усилие пружины становится недостаточным для удержания кольцевой шестерёнки, и она сходит с шариков. Электродвигатель начинает вращать шестерню вхолостую. При переключении в режим электродрели эта шестерня отключается и в работе не участвует .

    В качестве источника питания чаще всего используется аккумуляторная батарея с напряжением 12 В или 18 В. Оно характеризует мощность устройства.

    Аккумулятор состоит из нескольких элементов, устанавливаемых в одном корпусе и подключённых последовательно. Корпус имеет специальную защёлку, позволяющую быстро извлекать батарею.

    Разборка шуруповёрта

    Чаще всего, чтобы найти неисправность и отремонтировать устройство, потребуется его разобрать. Так как все устройства внешне похожи, напоминая собой форму пистолета, их разборку можно представить в виде рекомендаций, данных по ремонту шуруповёрта Интерскол:

    Сборка происходит в обратном порядке . При этом необходимо следить, чтобы все снятые элементы и провода располагались в специально выполненных для них углублениях.

    Чтобы провести смазку механических частей или восстановить редуктор, часто последний приходится разбирать. Для этого вначале снимается защитная пластина, после чего по кругу выкручиваются шурупы, и снимается верхняя крышка. В качестве смазки используют вязкие материалы, например, Литол. Важно отметить, что серьёзный ремонт редуктора шуруповёрта своими руками провести практически невозможно, так как отдельно шестерёнки производителями не выпускаются. Поэтому при его повреждении придётся совершить замену всего блока.

    Следующим элементом, который приходится разбирать, является патрон. Он представляет собой быстрозажимную конструкцию, которая закрепляется c помощью резьбового соединения, винтом, или конусом Морзе. При первом способе потребуется с помощью шестигранного ключа открутить крепление, а затем, установив ключ в патрон, плотно его зажать. Патрон откручивается вращением ключа.

    При втором виде соединения с помощью отвёртки против часовой стрелки выкручивается винт, находящийся в середине губок патрона. Далее, установив и зажав в губках ключ г-образной формы, резким движением ключ необходимо повернуть против часовой стрелки. Извлечение крепления с применением конуса Морзе происходит аккуратными ударами в торец патрона.

    Нахождение причины поломки и её устранение

    Окончательная поломка инструмента нередко сопровождается предварительными событиями, обращая внимание на которые можно предотвратить серьёзную неисправность: появление посторонних звуков, искрения, запахов горелого, увеличение вибрации, быстрая разрядка батареи.

    Разобрав устройство, можно понять, какой узел неисправен. Все неполадки устройства разделяют на два типа:

    • электрические;
    • механические.

    Каждому типу характерны свои первичные признаки, по которым легко вычисляется повреждённая деталь. К особому роду относятся неисправности, связанные с аккумуляторной батареей. Характер поломки связан с тем, что батарея быстро разряжается, или устройство совсем не хочет запускаться.

    Если приобретение нового аккумулятора проблематично, можно попробовать его разобрать и заменить в нём неисправный элемент.

    Аккумулятор разбирается путём вывода его защёлок из пазов. Под кожухом располагаются элементы с ёмкостью. Их соединение между собой выполнено контактной сваркой. Мультиметром можно измерить величину напряжения на каждой банке. Нормальное значение заряженного элемента составляет 1,2 вольта. Неисправные элементы удаляются — для этого они аккуратно откусываются кусачками в месте контакта, а вместо них устанавливаются аналогичные. Если сварки нет, возможно воспользоваться паяльником. Затем батарею необходимо собрать и установить в шуруповёрт для проверки .

    Но не всегда проблема связана с батареей питания. Например, при ремонте шуруповёрта Бош своими руками нередко обнаруживается повреждение (ЗУ), а не аккумулятора. Ремонт ЗУ заключается в прозвонке радиоэлементов. В первую очередь проверяется сетевой предохранитель и .

    Обычно при вскрытии корпуса ЗУ по внешним признакам в виде почернения радиоэлементов или платы текстолита сразу видно, какой элемент требует замены. Чаще всего из строя выходят транзисторы, которые располагаются на радиаторах, и операционный усилитель.

    Повреждения электрической части

    Наиболее часто неисправности в электрической части связаны не только с невозможностью включить инструмент, но также и отсутствием переключения в режим реверса или возможности регулировать обороты.

    Если аккумулятор исправен, а при подключении к схеме шуруповёрта напряжение на его клеммах падает, то это говорит о неисправности в элементах мотора устройства. Если напряжение нормальное, проверяется кнопка. Для этого тестер переключается в режим прозвонки и его щупы устанавливаются параллельно кнопке. При её нажатии мультиметр должен издать писк, в противном случае кнопка нерабочая. Деталь можно попробовать восстановить самостоятельно, почистив её контактные группы.

    Проверка реверса происходит также с использованием мультиметра. Одним щупом следует дотронуться до входа кнопки, а другим до контакта электродвигателя. При переключении реверса должно возникнуть сопротивление, если оно отсутствует, то повреждение следует искать в проводке. Если не работает регулировка оборотов двигателя, то поломка связана с управляющим транзистором или кнопкой.

    Проверка щёток электродвигателя осуществляется визуально, их износ должен быть не более 60 процентов. Если всё в порядке, следует проверить другие элементы двигателя. Чтобы померить сопротивление обмоток, контакты двигателя нужно отключить от остальной части схемы. При обрыве, межвитковом замыкании или замыкании на корпус обмотку потребуется перемотать. Таким же образом проверяется и якорь. Для измерения его сопротивления щупы тестера устанавливаются на пластинах коллектора. Величина сопротивления должна быть равна нулю. Если обмотку починить не получится, придётся приобрести новый двигатель.

    Также электрическими неисправностями считаются искрение и потрескивание при работе. Связано это с износом щёток или медленным вращением коллектора из-за его засора.

    Неполадки в механических узлах

    Если во время работы появились посторонние звуки и происходит клин устройства, то это свидетельствует об износе втулок или подшипников. После разборки редуктора станет понятно, что могло сломаться. Нехарактерные шумы могут образовываться и при деформации вала. Такая поломка проявляется и при биении патрона. Если в патроне ослабевает затягивание, то необходимо проверить муфту на износ. При работе инструмента зубья изнашиваются, и муфта начинает прокручиваться.

    Чтобы избежать поломок в редукторе, необходимо периодически его обслуживать. Для этого рекомендуется смазать все трущиеся механические части, желательно заранее удалив остатки старой смазки. Засорение конструкции также может влиять на обороты инструмента.

    Посторонние звуки могут быть характерны не только из-за повреждения редуктора, но и быть вызваны двигателем. Шум возникает при оторвавшемся магните или при износе втулок якоря. Для восстановления работы якоря можно попробовать смазать его машинным маслом.

    Таким образом, при механических поломках причину найти легко, но проведение ремонта потребует покупки новых комплектующих взамен сломанных. Для нахождения электрических неисправностей понадобится использовать мультиметр.



    Последние материалы раздела:

    Теплый салат со свининой по-корейски
    Теплый салат со свининой по-корейски

    Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

    Салат с морковкой по корейски и свининой
    Салат с морковкой по корейски и свининой

    Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

    На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
    На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

    Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...