Дворец юсуповых на мойке. Юсуповский дворец на мойке Юсуповский дворец. История в девятнадцатом веке

Словосочетание «дворец Юсуповых» требует конкретизации. У этой знатной и богатой семьи было множество дворцов в разных частях Российской империи. Например, дом на Мойке был во владении пяти поколений Юсуповых. Это строение полностью отражало материальное положение семьи. За четким, гармоничным фасадом, не позволяющим сказать о подлинных размерах дворца, прячется роскошное великолепие его внутреннего убранства.

О дворце

Юсуповский дворец — бесценный объект для сферы туризма. Экскурсии по Петербургу часто включают посещение этого здания. В нем нашли себя самые известные городские сюжетные линии: роскошная жизнь русского аристократического общества и знаменитое К сожалению, легендарный случай для многих аннулировал великую историю дворца.

Историческая справка

Дворец на Мойке перешел во владение Юсуповых в 1830 году, поменяв перед этим несколько владельцев. В начале XVIII века поблизости располагалась усадьба племянницы Петра I, затем принадлежавшая построил первый дворец в стиле барокко. Сын графа продал этот дом и основал рядом еще одно здание, созданное в стиле классицизма, ставшее прототипом современного Юсуповского дворца. До сегодняшних дней от этого строения сохранилась триумфальная арка парадного въезда и высокая ограда с колоннами.

Во времена правления Екатерины II дворец на Мойке был передан в казну, а в 1795 году царица отдала его в качестве подарка своей фрейлине - Александре Браницкой. Спустя 35 лет усадьбу выкупил племянник Браницкой — князь Борис Николаевич Юсупов. Так как материальные средства семьи Юсуповых были безграничными, дворец вскоре стал прообразом сказочной роскоши и изысканной красоты.

С огромным размахом Юсуповы приступили к преображению дворца. Архитектор Андрей Михайлов не стал менять центральный фасад, но сделал больше на этаж боковые ризолиты, возвел трехэтажный корпус на востоке усадьбы, объединил флигели, где расположилась картинная галерея и домашний театр. Был сооружен сад, построены и оранжереи. Появилась парадная лестница со стороны реки, ведущая к парадным покоям. Интерьеры оформили лучшие декораторы того времени.

После кончины первого хозяина дворец был вновь реконструирован.

Еще одной перепланировке дворец подвергся к концу XIX века. Его оснастили необходимыми достижениями тех времен — канализацией, водопроводом, паровым отоплением, электрическим освещением. Последние видоизменения были произведены в 1914 году: покои на 1 этаже обновили перед свадьбой князя Феликса с великой княжной Ириной Александровной.

После революционного периода в Юсуповском дворце на короткий срок разместили выставку, посвященную убийству Распутина, и Музей дворянского быта. Потом здание передали ленинградским работникам просвещения. Благодаря этому Юсуповский дворец на Мойке смог избежать разорения. Во время блокады во дворце был госпиталь. В 1960 году дворец Юсуповых на Мойке стал признанным историко-культурным памятником федерального значения.

Наше время

Отреставрированные залы дворца открыты для экскурсионных программ, также здесь можно взять в аренду помещение для корпоративных праздников, балов, свадеб и других мероприятий. В театре проходят спектакли и концерты.

Образовательная деятельность также театрализована: актеры показывают сцены из Самая популярная - это экспозиция «Убийство Распутина», сделанная в тесном подвале, где все и совершилось. У некоторых посетителей и гостей создается эффект реального присутствия: восковые фигуры участников событий и фотографии усиливают действие.

Юсуповский дворец: как добраться?

Строение расположилось в центре города. Юсуповский дворец (адрес) находится на набережной Мойки в доме 94. Добраться до этого исторического памятника можно как пешком, доехав до ближайших станций метро, так и воспользовавшись наземным транспортом.

  • Дворец в свое время был широко известен высшему свету Петербурга, в нем постоянно проходили балы и светские приемы, поражавшие гостей роскошью и богатством.
  • Юсуповский дворец на Мойке был одним из 57 зданий, которые принадлежали в России этой семье. В Петербурге у княжеского семейства было 4 дворца.
  • В дворцовом театре ставились знаменитые на весь город спектакли, в нем был исполнено дебютное первое действие оперы Глинки - «Жизнь за царя».
  • Юсуповский дворец на Мойке входит в Единый государственный реестр объектов культурного наследия России.

Заключение

Юсуповский дворец на Мойке - поистине шедевр архитектуры своего времени, прекрасный как снаружи, так и внутри. Этот памятник культуры до сих пор восхищает всех его гостей. Побывав в Санкт-Петербурге, следует обязательно посетить это место. Экскурсии по Петербургу предлагают богатую программу, в том числе и с посещением дворца Юсуповых.

Дворец Юсуповых на Мойке является обязательным пунктом программы для посещения всеми туристами, приехавшими в Петербург хотя бы на неделю. Здесь почти тридцать залов ослепительных интерьеров, лучшая мебель разных эпох, витрина жизни дореволюционной российской буржуазии. Дворец начали строить в 1770 году для графа Андрея Шувалова, но первые деревянные хоромы царевны Прасковьи (племянницы Петра I) поставили на этом месте вскоре после основания города. Пять поколений Юсуповых владели дворцом с 1830 по 1917 год. Это была жемчужина в ожерелье из 57 дворцов рода Юсуповых. В подвале дворца в 1916 году был убит Распутин. С 1925 года дворец выполняет роль культурного центра работников образования.


1. Фасадом дворец выходит на набережную реки Мойки, а во дворе флигель и колоннада образуют широкую площадь, за которой лежит собственный сад.

2. Внутри дворца два парадных этажа, начнём осмотр с первого.

3. Первая комната - Белое фойе .

4. В бывшей Буфетной с шикарным деревянным интерьером располагается лавка сувениров.

5.

7. Шикарный камин с колоннами из оникса.

8. Гостиная наполнена мягким светом.

9. Из гостиной попадаем в Библиотеку князя.

10. Полки забиты старинными фолиантами.

11. Здесь тоже есть изящный резной камин и лакированный гарнитур, на котором было удобно заниматься чтением.

13. Вместо окон здесь - огромные витражи с подсветкой.

14. С деревянного с розеткой потолка свисает массивная хрустальная люстра.

15. Далее - Турецкий кабинет (бильярдная) с непривычным синим сукном на столе.

16. За Бильярдной лежит, пожалуй, самое знаменитое помещение дворца - Мавританская гостиная . Гостиная напоминает о восточных корнях рода Юсуповых.

17. Съёмка зала получилась скукоженной, потому что половина его на реставрации (трещины в стенах из-за многочисленных перестроек).

18. Закончив осмотр нижнего этажа, идём к Парадной лестнице .

19. Стены и потолок украшены лепниной тончайшей работы.

20. В начале лестницы стоят мраморные вазы.

21. В нишах установлены скульптуры древнегреческого стиля.

22. В углах промежуточной площадки - золочёные канделябры выше человеческого роста.

23. Они украшены дракончиками.

24. Сразу попадаем в Гобеленовую гостиную . Через внутренние окна ещё просматривается лестница.

25. Среди деревянных интерьеров по стенам развешаны огромные гобелены XVIII-XIX веков.

26. Картины изображают традиционные сцены охоты.

27. В промежутках между гобеленами стены покрыты тончайшей резьбой. С ума сойдёшь, наверное, пыль стирать со всего этого.

29. Перед спальней входим ещё в одну маленькую комнатку.

30. На дверь в спальню саморезами прикручен красивый замок. Могли хотя бы саморезы использовать золотистого цвета?

31. Парадная спальная комната .

32. На самом деле для сна эта комната не предназначалась. Она была одной из разновидностей гостиных.

33. Торшер под цвет зала.

34. Дверь из спальни ведёт в Большую ротонду .

35. Потолок ротонды - высокий купол с изумительными росписями.

36. Украшением зала служит европейский фарфор XIX века.

37. А также две керамические фигуры Нептуна и Салации.

38. По цвету обоев и обивки сидений легко можно догадаться, что мы вошли в Синюю гостиную .

39.

40. Следующая комната, как это не удивительно - Красная гостиная !

41. Здесь на полу шикарный наборный паркет.

43. Роскошный камин, покрытый малахитовой мозаикой.

44.

45. В следующем Танцевальном зале под потолком висит необъятная люстра.

46. Первый из залов картинной галереи Юсуповых - Николаевский зал .

47. Бюст князя Бориса Юсупова.

48. Следом входим в Прециозу (Зал Драгоценностей) .

56.

49.

50.

51. Длинный зал с красными стенами и мраморными скульптурами носит название Античный зал .

52.

53. Возвращаемся в Зал Прециоза и по короткому коридору идём дальше.

55.

57.

54. Зал Антонио Виги украшен портретом Зинаиды Юсуповой.

58. В зале великолепный расписной плафон.

59. Тяжеленные бронзовые люстры.

60. Из Коронационного коридора два проёма ведут ещё в одно уникальное помещение - Дубовую гостиную .

61. Стены покрыты деревянными панелями со средневековым растительным орнаментом.

62. Голландская керамика.

63. Центр зала занимает венецианский обеденный стол, примечательный прежде всего своими ножками.

64. Через Музейный коридор идём в театр.

65.

66.

67. Театр дворца вмещает 176 человек. На уровне второго яруса расположена княжеская ложа.

68. Роспись на потолке.

69. Занавес.

70. Великолепный золочёный зал - отличное место, чтобы завершить экскурсию.

Источники и дополнительная информация:

На тихой набережной реки Мойки, между Почтамтским и Поцелуевым мостом стоит дворец. Этот дворец - один из первых, один из самых красивых и один из тех дворцов, что хранят зловещую историю. Принадлежал он Юсуповым - богатому, древнему и необычному княжескому роду, сыгравшему серьёзную роль в истории нашей страны.

«Парашин дворец» и резиденция Шувалова

Место, где сейчас находится дворец, использовалось с самых первых лет Санкт-Петербурга. Здесь стоял деревянный дворец Прасковьи Ивановны, племянницы Петра Великого, не слишком выдающейся особы, благодаря которой резиденция получила неприглядное прозвище «Парашин дворец». В 1726-м году царевна попрощалась с дворцом и подарила его Семёновскому полку, уже тогда бывалому и заслужившему немалую славу. Не совсем понятно, как здание использовали военные, но до 1742-го года оно находилось в их распоряжении, после чего дворец приобрёл граф П.И. Шувалов - тогдашний глава правительства и человек огромного влияния.


План усадьбы Шувалова

В конце XVIII века здание ещё не выглядело так же внушительно, как сейчас. Это был двухэтажный особняк, хороший для того времени, но слишком величественный. При Шувалове дворец перестроили, но кто руководил строительством ныне неизвестно. Затем в 1760-м году над дворцом поработал знаменитый Валлен-Деламот, который, помимо всего прочего, возвёл шестиколонный портик и надстроил ещё один этаж. Особняк жил пышной жизнью: тут устраивали балы и маскарады, собирались знатные люди со всего города, и даже праздновалось рождение будущего императора Павла I. Но это продолжалось недолго: в 1762-м граф Шувалов умер, а его наследник продал дворец императрице.

Столько же, сколько Илья Муромец лежал на печи, столько и пустовал дворец после возвращения к монархам - тридцать лет и три года. Наконец, судьба его изменилась: Екатерина II подарила дворец одной из своих статс-дам, которая не проводила в нём много времени, а затем, в 1830-м, здание купил Борис Николаевич Юсупов. С тех пор он стал одной из резиденций этого знатного рода и стал зваться Юсуповским дворцом.

Путь к великолепию

Юсуповы были богаты. Они были богаты баснословно, несметно, разносторонне и давно. Григорий Юсупов, основатель рода, служил при Петре I и прошёл две войны, дослужившись до звания генерала. Его сын Борис побывал губернатором обеих столиц, тайным советником при императоре и, кроме этого, владел крупнейшей в России суконной фабрикой. Николай, сын последнего, стал дипломатом и, как и его предок, был тайным советником. Помимо этого он побывал на посту директора Эрмитажа, министра Департамента уделов, члена государственного совета, и, в то же время, возглавлял ряд крупных заводов. К тому же, он был меценатом и коллекционером, владел выдающимися картинами кисти Лорена, Рембрандта и Буше. Огромное состояние, накопленное Юсуповыми, не разделялось - по необычной закономерности у каждого князя всегда доживал до зрелости только один сын, которому и переходило наследство.


Борис Николаевич Юсупов

И вот Борис Николаевич Юсупов покупает дворец на Мойке. Это была капля в море - у Юсуповых тогда было 57 дворцов по всей России. С обретением нового хозяина особняк, привыкший пустовать, стал превращаться в обитель невероятной роскоши. Он перестраивается архитектором А.А. Михайловым, который создал из трёхэтажного дома усадьбу-ансамбль. Отделкой помещений занимаются пять именитых декораторов. Во дворец начинают стекаться предметы роскоши из Италии, Франции и Архангельска, где располагалась старая резиденция Юсуповых. У входа вырастают тосканские колонны, появляется домашний театр и дворцовый музей. Великолепный и властный ампир овладевает дворцом.


Красная гостиная

При Николае Борисовиче Юсупове-младшем дворец стал ещё роскошнее. Изюминкой резиденции стали интерьеры залов, каждый из которых выдержан в своей особой тематике, отражённой в названиях: Синяя и Красная гостиные, Турецкий кабинет, Танцевальный зал, Мавританская гостиная.


Мавританская гостиная

Жил Николай Борисович-младший вполне в духе своих предков: собирал произведения искусства и драгоценности, среди которых были вазы из горного хрусталя, наполненные драгоценными камнями, искусно сделанные табакерки, музыкальные инструменты со всего мира, а главной гордостью коллекции была огромная жемчужина «Пелегрина» - фамильная драгоценность рода.


«Пелегрина»

Нужно отдать князьям должное: они были не только стяжателями, но и благотворителями и меценатами. Николай Борисович жертвовал деньги на нужды армии и библиотек, а его отец очень заботился о крестьянах и во времена голода кормил на свои средства до 70 000 человек, а также жертвовал огромные суммы городским богадельням.


Турецкий кабинет

Убийство Раскольникова

Николай Борисович стал последним настоящим Юсуповым по мужской линии. Его сын не дожил до зрелого возраста, дочь Зинаида вышла замуж, и фамилия Юсуповых перешла другой семье. Новым князем стал Феликс Юсупов, которому было суждено сыграть в жизни дворца роковую роль.


Феликс Юсупов с невестой

Молодой князь увлекался актёрским мастерством, чему, скорее всего, поспособствовало наличие во дворце театра, вмещавшего 180 зрителей. Юсуповский театр действует и до сих пор. На его сцене в разное время выступали такие выдающиеся деятели искусства как М. Глинка, А. Даргомыжский, Ф. Шаляпин, Ф. Шопен и Ф. Лист. Но эпоха славы и роскоши подходила к концу: началась Первая мировая война, близились смутные времена, и Феликс Юсупов предпринял действие, которое до сих пор обсуждают и пытаются оценить историки.

17 декабря 1916 года князь Юсупов вместе с В.М. Пуришкевичем, великим князем Дмитрием Павловичем и сотрудником британской разведки О. Райнером убил Григория Распутина, «царского друга» Николая II. Убийство произошло во дворце Юсупова, где сейчас установлены восковые фигуры, иллюстрирующие произошедшее. Всем известны таинственные обстоятельства этого убийства, а последствия его обсуждаются до сих пор. Для самого Феликса они были вполне однозначными: он был выслан из столицы, а затем уехал в Лондон.

В советское время дворец стал музеем дворянского быта, затем - дворцом культуры работников просвещения. После Великой Отечественной войны дворец опять стал музеем, и с тех пор служит петербуржцам напоминанием о былом богатстве угасшего рода князей, которые любили роскошь, искусство и свою страну так сильно, что шли ради неё на всё.

Юсуповский дворец на Мойке известен многим людям. Он считается историческим особняком и имеет статус памятника культуры. Особенность данного здания заключается в том, что по нему можно изучать аристократический интерьер петербуржцев. К созданию данного дворца имеют отношение архитекторы с мировой известностью. А именно: Валлен-Деламот Ж. Б., Михайлов А. М., Симон Б. и другие великие мастера. Как ясно из названия дворца, около века им владел известный род Юсуповых. Пять поколений прожили здесь, это было в период с 1830-го по 1917-й гг.

Набережная реки Мойки. Юсуповский дворец: периоды строительства

Стоит сказать о том, что строительство данного здания можно разделить на два этапа. Первый этап относится к началу возведения. Оно началось в период строительства города Санкт-Петербурга. А второй период относится к тому времени, когда дом был куплен князем Юсуповым.

История Юсуповского дворца на Мойке. Сведения о возведении такого особняка

История построек на данном месте относится к началу восемнадцатого века. В этот временной период на Мойке стояла усадьба Прасковьи Иоанновны. Она являлась племянницей Петра. Затем Прасковья подарила данную усадьбу Семеновскому полку, это событие произошло в 1726 году. Через некоторое время территория данного места перешла во владение графа Шувалова.

У Шувалова был особняк, выполненный в стиле барокко. Здесь устраивались различные пышные мероприятия и проводились торжества. Одним из знаменательных событий, которое отмечалось в особняке графа, было рождение Павла Петровича - цесаревича. В дальнейшем он стал императором. Павел родился в 1754 году.

В семидесятые годы сын Шувалова построил дом, который расположился на данной территории, но выше по течению реки. В создании проекта участвовал такой архитектор, как Валлен-Деламот. Проект был выполнен в виде буквы "П", вытянутой формы. Боковые части сооружения имели два этажа, а центральная часть - три. Проект имел парадный въезд, который расположился со стороны реки. Также можно было осуществить въезд со стороны улицы Декабристов. Здесь были сделаны ворота в виде Триумфальной арки. Данные триумфальные ворота можно увидеть сегодня. Они дожили до наших дней. До нашей современности сохранилась ограда, высота которой составляет семь метров. Она включает в себя колоннаду, которая выполнена в классическом стиле.

Далее судьба дома складывалась следующим образом. В конце восемнадцатого столетия им стала владеть племянница Потемкина Г. А., который был князем. После этого в девятнадцатом веке, а именно в 1830 году, дом купил Юсупов Н. Б.

Юсуповский дворец. История в девятнадцатом веке

Юсуповский дворец на Мойке в СПб имеет свою историю в России. Известным является факт, что в середине 16-го века в Россию приехали сыновья султана Ногайской орды. Султана звали Юсуф. Через некоторое время появился его правнук. Он решил принять христианство. Правнука звали Абдул-Мурза. При крещении ему дали имя Дмитрий. Сын Дмитрия - Григорий стал приверженцем и сподвижником Петра I. А внук Дмитрия Николай Борисович заслужил все ордена России, также он был удостоен ордена Андрея Первозванного. Данной наградой он была подарена по указу Павлом I. Помимо этого для Николая Юсупова была сделана специальная награда, которая называлась "жемчужный эполет". Юсупов Николай Борисович относился к одному из наиболее богатых людей того времени в Российской империи. Род Юсуповых владел большим количеством дворцов. Их количество превышало пятьдесят. В Санкт-Петербурге у Юсуповых было четыре.

Юсуповский дворец на Мойке пережил реконструкцию в начале 19-го века под руководством такого великого мастера, как Михайлов. Изначально ризалиты, которые находились по бокам здания, имели два этажа. В этот период реконструкции они были достроены до трех этажей. Помимо этого с восточной части здания был построен новый корпус. Он состоял тоже из трех этажей. В этом здании расположился белоколонный зал. Он являлся самым большим залом с колоннами того времени. Данный зал включал 24 колонны. Кроме этого во флигелях, которые были объединены между собой, был домашний театр и галереи с шедеврами живописи.

Стилистическое направление, в котором был выполнен данный ансамбль, относилось к стилю барокко. Данное направление предполагает большое количество золотой лепнины. Этот театр прославился тем, что именно здесь первый раз была исполнена опера Глинки «Жизнь за Царя» из известного произведения «Сусанин». Опера была сыграна не полностью, а только ее первое отделение. Кроме того, здесь были сделаны оранжереи и сад.

Проект Михайлова предполагал, что парадный въезд, который был со стороны реки, будет заменен лестницей, которая вела в Юсуповский дворец на Мойке, а именно в его парадные залы. Также особняк был дополнен танцевальным залом и тремя гостиными. Последние стали называться Императорская, Зеленая, Синяя. Помимо российских художников и архитекторов в проекте участвовали итальянские мастера, а именно: Виги А., Медичи Б.

Из российских мастеров особого внимания заслуживает такой архитектор, как Степанов А. В конце 19-го века он создал проект, который позволил подключить особняк к электричеству, канализации и водоснабжению и водяному отоплению. Также он руководил реконструкцией домашнего театра и появлением Мавританской гостиной. Также стоит отметить появление таких помещений, как Большая гостиная, Большой зал, столовая. Данные новшества появились в 1914 году.

Данный особняк принадлежал роду Юсуповых до 1917 года. В 1916 году в данном месте произошло историческое событие: здесь был убит Григорий Распутин. Данная историческая личность была духовным наставником и другом Николая Второго и его семьи. Сам же Распутин относился к роду крестьян из Сибири.

Юсуповский дворец в двадцатом веке

После революции в Юсуповском дворце расположился музей. Затем, после 1925 года, здесь расположился Дом работников просвещения, или, по-другому, Дом учителей. Во дворце собирались и проводили встречи учителя. Мероприятия носили творческий и профессиональный характер. Во многом благодаря этому факту здание не пострадало и сохранилось.

Залы и парадные сохранились и дожили до современного времени. Сейчас в Юсуповском дворце размещаются работники, которые имеют отношение к просвещению. Другими словами, в особняке располагается центр, который занят музейной, театральной, концертной и просветительской деятельностью.

Госпиталь во дворце

Следует сказать о том, что в военные годы во дворце располагался госпиталь. В этот период здание подверглось обстрелам. Поэтому оно сильно разрушилось. Также на него попадали бомбы, которые сбрасывали фашистские захватчики с воздуха. Как только закончилась война, здание начали реставрировать. В 1958 году особняк пережил пожар. С 59-го по 78-й год двадцатого века велись работы по восстановлению после пожара. В конце восьмидесятых годов дворец принял у себя в стенах органный театр. Также во дворце проводились экспозиции по таким темам, как убийство Распутина и история рода Юсуповых.

Дворец на Мойке в наши дни

В наши дни в Юсуповском дворце на Мойке в Петербурге проводятся различные мероприятия, а именно работают экспозиции. Также посетители могут посмотреть убранство дворца. Здесь сохранены апартаменты парадного типа, галерея, домашний театр.

Также гости особняка могут увидеть жилые покои Юсуповых. Все это достигалось и сохранилось благодаря великому труду реставраторов.

Если говорить о мероприятиях, которые проводятся во дворце, то можно перечислить следующие:

  1. Новогодний бал маэстро Юрия Темирканова.
  2. Торжественные мероприятия, связанные с празднованием Рождества.
  3. Масленица.
  4. Пасха.
  5. Балы.
  6. Маскарады.

Режим работы

Гости города, а также петербуржцы могут наслаждаться величием, красотой и изысканностью Юсуповского дворца. Можно прийти на какое-нибудь мероприятие или сходить на экспозицию. Данный культурный центр имеет официальный сайт. А какой режим работы Юсуповского дворца на Мойке? Открыт он ежедневно, с 11:00 до 18:00.

Как добраться?

Стоит учитывать, что Юсуповский дворец на Мойке является очень посещаемым местом. Поэтому свой визит лучше планировать заранее. Перед посещением следует узнать, как добраться до Юсуповского дворца на Мойке. На каком транспорте можно доехать до места? На метро, автобусах и троллейбусе. Подойдут автобусы следующих номеров: 3, 22, 27. Выйти туристы должны быть на остановке «Площадь Труда». Если вы планируете ехать на троллейбусе, то знайте, что подойдет №5 и 22. Выходить нужно все на той же остановке «Площадь Труда».

В заключение

Посещение Юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге не оставит ни одного человека равнодушным. Так как здесь присутствует дух истории, искусства, творчества и неповторимого архитектурного изящества. Любителям искусства и истории необходимо обязательно запланировать посещение данного места. Оно пропитано необычайной красотой и хранит удивительные моменты нашей истории. Можно прийти сюда всей семьей или коллективом, особенной популярностью пользуются школьные экскурсии. Сюда приезжают дети со всей страны.

Тысячелетняя история знатного княжеского рода Юсуповых берет свое начало от ногайского правителя Юсуфа (Юсупа), предводителя Ногайской Орды. В 1563 году его сын Иль-мурза явился в Москву и стал служить русскому царю Иоанну IV. С тех пор Россия стала родиной для потомков ногайского хана. Все следующие поколения верно служили русскому престолу, занимали высокие посты и завоевали множество почестей. О богатстве рода Юсуповых ходили легенды.

К концу XIX в. во владении семьи находилось более 50 имений в 17 губерниях Российской империи. Одним из самых знаменитых владений рода является дворец в Санкт-Петербурге.

Истоки возникновения дворца на Мойке

В начале XVIII в. земли на берегу реки Мойки в Санкт-Петербурге были отданы во владение племяннице императора Петра I Прасковье Иоанновне. Именно там была выстроена усадьба, с которой и начинается история Юсуповского дворца. Прасковья Иоанновна владела усадьбой вплоть до 1726 года. В 1726 году она перебирается в Москву и перед отъездом дарит свой особняк лейб-гвардии Семеновского полка. Пребывание гвардейского полка на территории усадьбы продолжалось до 1742 года.

В середине 1740 гг. гвардейцам отводят новую слободу, а имение входит в состав владений графа Петра Шувалова. Для него на месте бывшей усадьбы был построен дворец в стиле барокко, в котором граф принимал важных гостей. В 1754 году во дворце Шувалова проходило празднование по случаю рождения нового императора России – Павла Петровича.

Сын Петра Шувалова, молодой граф Андрей Петрович продает особняк и в 1770 году приглашает французского архитектора Ж.Б.Валлен-Деламота для строительства нового дворца, выше по течению реки. Результатом его работы стало возведение роскошного особняка в форме вытянутой буквы «П».

Центральная часть дворца имела три этажа, в то время как боковые стороны были двухэтажные. Со стороны реки была обустроена въездная арка, которая вела во внутренний двор, где располагался парадный вход во дворец.

Сам граф Андрей Шувалов проживал во дворце в период с 1781 по 1789. Когда граф скончался, его наследники продали особняк в казну. Но недолго он пустовал.

В 1795 году в знак особого расположения Екатерина II дарит имение своей фрейлине, племяннице графа Г.А. Потемкина - графине Александре Браницкой.

В 1830 году племянник Александры Браницкой, не кто иной, как Борис Николаевич Юсупов покупает у нее имение за 250 000 рублей. Борис Николаевич(1794-1849) – действительный статский советник, гофмейстер Двора, Петербургский предводитель дворянства, имел репутацию человека прямодушного, искреннего и при этом практичного. Его супругой была княгиня Зинаида Ивановна, урожденная Нарышкина (1809-1893), которая считалась одной из первых красавиц высшего столичного света.

Именно с тех пор малозаметный особняк на Мойке превращается в великолепный Юсуповский дворец, образец петербургского аристократического интерьера.

Дворец во владении Юсуповых

Сразу же началась капитальная реконструкция особняка, которая длилась с 1830 по 1838 годы. Руководил перестройкой знаменитый архитектор Академии Художеств А.А. Михайлов. Прежде всего, особняк увеличился в размерах – с восточной стороны появился новый трехэтажный корпус. Боковые ризалиты высотой поравнялись с центральной частью особняка.

24 колонны украсили самый большой зал дворца – Банкетный, расположившийся в новом корпусе. Дворцовые флигели, объединенные в единое строение, украсили картинные галереи, там же был обустроен домашний театр, вместимостью до 180 человек. Юсуповский домашний театр сразу стал изюминкой дворца и центром светской жизни Санкт-Петербурга. Именно в нем впервые была осуществлена постановка первого действия оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». На сцене театра выступали многие прославленные артисты своего времени. На театральных постановках и представлениях, устраиваемых Юсуповыми, можно было видеть многих высокопоставленных особ, среди которых нередко были представителей императорской семьи.

Над интерьерами Юсуповского дворца трудились как итальянские архитекторы, так и русские мастера. Этот период ознаменовался появлением во дворце Танцевального зала, Зеленой, Синей, Императорской гостиной, Большой ротонды. Въездная арка со стороны Мойки была сломана, а вместо нее построена роскошная Парадная лестница, ведущая прямо в залы дворца. На территории усадьбы по проекту А.А. Михайлова появились сад и садовый павильон, цветочные оранжереи.

1840 год ознаменовался новой реконструкцией. Под руководством архитектора Бернара Симона во дворце появился Зимний сад и Гобеленовая гостиная. В Гобеленовой гостиной были размещены три фламандских шпалеры и французский гобелен, которые были подарены князю Николаю Борисовичу (сыну Бориса Николаевича Юсупова) Наполеоном I.

В данный момент подлинники шпалер находятся в Эрмитаже, а во дворце в оригинальных резных обрамлениях XIX в. находятся копии, выполненные на холсте. Это три шпалеры XVII в. из серии «Калидонская охота», произведенные во Фландрии. Их названия: «Встреча Мелеагра с Плексиппом», «Увенчание Аталанты», «Смерть Мелеагра». Там же находится копия французского гобелена XVII в. «Дети-садовники».

Николай Борисович Юсупов продолжил реконструкцию дворца, пригласив архитектора Ипполита Монигетти. С именем этого архитектора связано появление во дворце Белой и Музыкальной гостиной, Буфетной первого этажа и реконструкция Парадной лестницы.

Но этим воображение Юсупова не ограничилось. Есть история, согласно которой, путешествуя по Европе, он посетил одну итальянскую виллу. Роскошная мраморная лестница в ней так приглянулась ему, что он захотел ее купить. Но оказалось, что лестницу можно приобрести только вместе с виллой. Так и было сделано. В результате лестница в 1859 году была привезена в Санкт-Петербург, а в 1963 году архитектор Александр Степанов установил ее при входе в партер домашнего театра.

С именем архитектора Александра Степанова связана самая масштабная и значимая модернизация Юсуповского дворца. Именно он руководил работами по электрификации, проведению водяного отопления, канализации и водопровода в здание дворца, которые были осуществлены в 1890 году. В то же время перестройке подверглись и другие помещения: Мавританская и Дубовая гостиные и домашний театр.

Очередные изменения в интерьере были приурочены к свадьбе князя Феликса Феликсовича Юсупова и великой княжны Ирины Александровны, племянницы Николая II, которая состоялась в 1914 году. Целая плеяда архитекторов: Андрей Белобородов, Андрей Вайтенс, Сергей Чехонин и Владимир Конашевич трудились над созданием Большой гостиной, Большого зала, Столовой и других помещений.

Убийство Распутина

Юсуповский дворец знаменит не только великолепными образцами аристократического убранства XVIII-XIX вв., но и одним важным историческим событием. В ночь с 16 на 17 декабря 1916 года в Юсуповском дворце был убит Григорий Распутин. Загадочная личность - сибирский крестьянин, он имел репутацию прозорливца, целителя и приобрел всемирную известность, будучи другом семьи и духовным наставником императора Николая II.

Апартаменты князя Феликса Юсупова и его жены, расположенные в левом крыле дворца, образовывали «гарсоньерку», или отдельную квартиру внутри особняка, которая и стала местом кровавой драмы. Интерьер ее включал в себя полукруглую прихожую, восьмиугольную зеркальную туалетную комнату, столовую, кабинет и спальню. Сейчас там находится отдельная экспозиция, воспроизводящая историю убийства Распутина.

Отправляясь по приглашению князя Юсупова во дворец, Распутин не подозревал о приготовленной западне.

Убийц было трое – монархист Владимир Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович и сам хозяин дома. Согласно рассказу убийц, Распутин был сначала отравлен пирогом с цианистым калием, потом застрелен, избит гирей и утоплен в реке. После каждого умерщвления святой старец воскресал из мертвых, чем страшно пугал своих убийц, пока этому не положили конец, сбросив его тело в Неву. Это мистическое повествование опровергают показания медицинского вскрытия, согласно которому смерть наступила в результате трех выстрелов. В то же время, в теле не было обнаружено следов яда и признаков утопления. Существует еще одна версия, согласно которой убийцей Распутина был английский разведчик Освальд Рейнер.

Тем не менее, экспозиция Юсуповского дворца, воспроизводящая место преступления, следует классической версии смерти Григория Распутина, изложенной убийцами.

Судьба дворца после революции 1917 года

В 1919 году Ф.Ф. Юсупов вместе с семьей и родителями эмигрировал в Западную Европу. Жил сначала в Англии, затем во Франции, опубликовал три книги о жизни в России и в эмиграции. В 1919 году Г. Зиновьевым и А. Луначарским был подписан декрет, согласно которому имение князей Юсуповых было национализировано.

До середины 1920-х гг. дворец существовал в качестве музея «дворянского быта». С 1919 года в нем размещалась картинная галерея. В 1924 году открылась выставка, посвященная убийству Григория Распутина. Затем было принято решение использовать здание для других целей, и началось расформирование коллекций. Экспонаты залов вывозились довольно беспорядочно, в результате чего часть из них попала в другие музеи, а судьба других ценнейших экспонатов не выяснена до сих пор. Большое количество экспонатов находится в коллекции Государственного Эрмитажа.

Спустя некоторое время здание особняка было отдано под Дворец культуры работников просвещения (Дом учителя). В годы Великой Отечественной Войны, как и во многих памятниках архитектуры в то время, в особняке расположился госпиталь. Дворец сильно пострадал от обстрелов и ударов авиабомб. В 1946 началось восстановление поврежденных залов.

В 1960 году дворец князей Юсуповых получил статус памятника истории и культуры федерального значения.

Юсуповы и дворец в настоящее время

Дочь Ф.Ф. и И.А. Юсуповых Ирина Феликсовна (1915-1983) в 1938 году в Риме вышла замуж за графа Н.Д. Шереметева, в 1942 году от этого брака родилась дочь Ксения. В 1965 году Ксения Николаевна Юсупова-Шереметева вышла замуж за Илиаса Сфири, грека по национальности. У Ксении и Илиаса Сфири дочь Татьяна и две внучки – Марилья, 2004 года рождения, и Жасмин-Ксения, родившаяся в 2006.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...