Где находится Янтарная комната? Тайна янтарной комнаты: где сейчас янтарная комната

Янтарная комната (Пушкин, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Янтарная комната в Пушкине - великолепное произведение мирового искусства с яркой и интересной судьбой. Над созданием трудились настоящие мастера - архитекторы и скульпторы, художники и камнерезы, а позже - реставраторы, скрупулезно восстанавливая утраченный шедевр.

История этой комнаты начинается в Пруссии - стране, которая издавна использовала «золото» Балтийского моря как материал для драгоценностей - отсюда и название. В 1701 г. король Пруссии Фридрих I потребовал сделать ему уникальный по красоте и убранству кабинет. Кто его проектировал до сих пор неизвестно, по одной версии замысел принадлежал Иоганну Эозандеру, любимцу королевы, по другой - известнейшему архитектору Андреасу Шлютеру. Невозможно сказать, сколько длились работы, точно известно лишь то, что к смерти монарха в 1713 г. комнату еще не завершили. Пришедший на трон Фридрих Вильгельм I закрыл все дорогие проекты отца, а те янтарные панно и украшения, что успели создать, украсили кабинет на главном этаже Большого королевского дворца в Берлине.

Путешествие Янтарной комнаты туда и обратно

В 1716 г. Пруссия и Россия заключили союз, и Фридрих Вильгельм I подарил в знак уважения Янтарный кабинет Петру I, который уже давно хотел себе такую диковинку. Неизвестно, где великий самодержец поставил янтарные подарки, вспоминают о них только в 1743 г., уже во время царствования Елизаветы Петровны, при создании нового Зимнего дворца. Строительством руководил Бартоломео Растрелли - русский архитектор итальянского происхождения. Создавая из разрозненных деталей единый ансамбль, Растрелли поместил между тремя янтарными рамами зеркальные пилястры в рамках из позолоты. Потом, чуть позже, к коллекции присоединилась четвертая рама с императорской символикой - подарок императрице от прусского короля. Долгое время комната служила для аудиенции послов и знатных вельмож в столичной резиденции, пока ее не перенесли в Царское Село, причем для транспортировки потребовалось 18 повозок. В летней резиденции места оказалось больше - Растрелли заполнил свободное пространство флорентийскими картинами из агата и яшмы, изящными фигурками амуров и золоченной деревянной резьбой.

В 60-70 гг. 18 века комнату дополняет художественный паркет из цветных пород дерева и мозаичные картины. Такой она простоит еще 200 лет, вызывая восхищение у посетителей. Комнату множество раз реставрировали - янтарь разрушался из-за многочисленных перепадов температур. В первую неделю Великой Отечественной Войны из Екатерининского дворца стали вывозить самые ценные экспонаты, но Янтарную комнату законсервировали прямо на месте - слишком много было хрупких предметов. 18 сентября 1941 г. Пушкин оккупировали немцы и комнату отвезли в Кёнигсберг. При наступлении Советов в 1944 г. большую часть упаковали и увезли неизвестно куда - шедевр пропал.

Наши дни

Совет РСФСР в июле 1979 г. постановил восстановить комнату - работа закипела в 1983 г. под руководством А. А. Кедринского. В стремлении максимально точно воссоздать оригинал, реставраторы даже добыли в Германии часть мебели и несколько флорентийских мозаик - они входили в первоначальное убранство. Кропотливый труд реставраторов закончился только к 300-летию Санкт-Петербурга и с 2003 г. возродившаяся Янтарная комната радует тысячи гостей из разных стран, решивших ее осмотреть.

Практическая информация

Янтарная комната - часть Екатерининского дворца, который расположен в 25 км к югу от города, в ГМЗ «Царское Село». Адрес: Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Садовая, 7.

Доехать можно несколькими путями:

Электропоездом от Витебского вокзала до станции «Царское село», затем автобусом или маршрутками №№ 371, 382.

От станций метро «Звездная» и «Купчино» г. Санкт-Петербурга автобусом № 186.

От станции метро «Московская» маршрутками №№ 286, 287, 342 или 347. Непосредственно к дворцу транспорт не подъезжает - нужно будет пройти полкилометра.

Екатерининский дворец работает с 10:00 до 18:00 всю неделю, кроме вторника и понедельника последнего месяца, но билеты продаются только до 16:45.

До 16 лет вход бесплатный, билеты для студентов, школьников и пенсионеров РФ - 350 RUB, взрослые билеты - 700 RUB. Также можно купить аудиогид, он стоит 150 RUB. В кассах принимают карты Visa, MasterCard, UnionPlay и Maestro. Фотографировать в зале Янтарной комнаты запрещено. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

  • Взрослые (базовый тариф) - 1 000 руб.
  • Взрослые (льготный тариф - для налоговых резидентов РФ) - 500 руб.
  • Пенсионеры РФ и Республики Беларусь - 290 руб.
  • Курсанты, военнослужащие срочной службы, члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России - 290 руб.
  • Учащиеся (с 16 лет), студенты - 290 руб.
  • Посетители до 16 лет - бесплатно.

: «Екатерининский дворец работал на пределе своих возможностей еще в 2015 году: тогда посещаемость достигла допустимого максимума. Поэтому теперь музей искусственно сдерживает поток туристов. Мы очень зависим от погоды: в дождь плац перед дворцом практически пустеет, а в солнечные дни посетители выстраиваются в огромные очереди. В такое время мы очень внимательно следим за тем, чтобы люди в очередях стояли честно: например, чтобы турфирмы на подходе к дворцу не ставили целую группу вместо одного человека».



Как купить билет

Билеты в Екатерининский дворец продаются только в кассах (возможности приобрести их на сайте ГМЗ «Царское Село» нет). Обратите внимание, что Янтарная комната пользуется огромной популярностью у туристов, поэтому в солнечные дни в туристический сезон время ожидания в очереди может составлять несколько часов. Как говорят работники музея, около четверти всех желающих посетить дворец так и не попадают в него.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село» : «Половина наших посетителей — люди в составе туристических групп, а остальные — одиночные посетители. Многие из них — это люди, приехавшие издалека, часто они живут в провинции и не имеют постоянного доступа к интернету. Мы могли бы поступить так, как поступают, например, во многих музеях Италии — запись только через интернет. Но я понимаю, что к нам приезжают туристы со всей страны, и многие могут просто не иметь компьютера и возможности записаться онлайн».

Экскурсии в Екатерининский дворец и янтарную комнату

Одиночные посетители Екатерининского дворца рублей взять аудиогид на английском, немецком и французском языках. Стоимость услуги — 150 рублей. Аудиогида на русском языке нет: для русскоговорящих посетителей организуется осмотр Екатерининского дворца в составе экскурсионной группы, которая формируется в вестибюле дворца после приобретения билетов.



История подлинной Янтарной комнаты

Идея создания Янтарной комнаты принадлежит немецкому архитектору Эозандеру. Изначально предполагалось, что она будет украшать Литценбург — летний дворец прусской королевы Софии-Шарлотты в Берлине, ныне известный как Шарлоттенбург. К созданию янтарного шедевра приступили в 1707 году двое польских мастеров — Э. Шахт и Г. Турау, которые трудились над отделкой на протяжении шести лет. Петр Первый, увидевший во время визита в Пруссию в 1712 году янтарные панели, был восхищен, и спустя четыре года Фридрих-Вильгельм подарил их российскому императору. В Большом Царскосельском дворце Янтарная комната была установлена только в 1755 году, и сделала это дочь Петра — императрица Елизавета.


История похищения Янтарной комнаты

Когда в 1941 году жителям Пушкина стало понятно, что вскоре линия фронта переместится под Ленинград, началась экстренная эвакуация ценностей из музеев Царского Села. Хрупкие панели Янтарной комнаты было опасно демонтировать, поэтому сотрудники приняли решение произвести их консервацию: панно прикрыли бумагой, марлей, ватой и деревянными щитами. Это не спасло шедевр от нацистов: Янтарную комнату вывезли в Германию, и в последний раз она демонстрировалась в Кенигсбергском замке в 1944 году. После отступления гитлеровцы разобрали янтарные панно и с тех пор их местонахождение неизвестно.


История восстановления Янтарной комнаты

Работы по воссозданию утраченного шедевра начались в 1983 году, а первые янтарные панели, созданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской, увидели свет уже после развала СССР. Элементы первоначального убранства комнаты вернулись на родину весной 2000 года: это были обнаруженные в Германии комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние». В общей сложности восстановление Янтарной комнаты заняло почти четверть века, и она вновь приняла посетителей в 2003 году — в год празднования трехсотлетия Санкт-Петербурга.




Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село» : «Многие идут в Екатерининский дворец только для того, чтобы посмотреть Янтарную комнату. К сожалению, она находится в середине золотой анфилады, поэтому отдельный вход в нее никак не организовать. У нас существует несколько основных маршрутов по дворцу. Мы запускаем два потока одновременно: они двигаются по параллельным анфиладам и встречаются в Янтарной комнате. Иногда одновременно в ней бывает по 4-5 групп. Мы разрабатываем нормы посещения дворца (не более девятисот человек в час) в том числе и из интересов Янтарной комнаты».

Янтарная комната и Агатовые комнаты

Помимо всемирно известной Янтарной комнаты, окутанной множеством мифов и легенд, в Царском Селе есть еще и агатовые комнаты, незаслуженно обделенные вниманием многих туристов. Это архитектурный шедевр ХVIII века, расположенный в павильоне «Холодная баня». Агатовые комнаты являются бывшими апартаментами Екатерины Великой и не имеют аналогов во всем мире. В отличие от Янтарной комнаты, они являются оригиналом, а их аутентичная отделка сохранилась до наших дней.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село» : «Агатовые комнаты не стали таким брендом, как Янтарная комната, и не имеют такой красивой легенды. Но мы этому даже рады: они бы точно не выдержали огромного потока туристов. Все-таки надо понимать, что Янтарная комната — это очень точное воссоздание, а агатовые комнаты - оригинал 18 века. Мы очень бережем их: например, в дождливую погоду они закрыты для посещения».




Текст: Светлана Широкова


- одна из известнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Роскошный зал в Большом Екатерининском дворце, украшенный от пола до потолка янтарем, золотом и драгоценными камнями, привлекает туристов со всего мира. Однако не все знают, что эта комната - копия той, что когда-то была создана прусскими мастерами, но после пропала в годы Второй мировой войны.




Замысел янтарной комнаты появился у немцев, это должна была быть зимняя резиденция Фредриха I, короля Пруссии. Комната была спроектирована немецким скульпторам Андреасом Шлютером. Когда комнату увидел Петр I в 1716 году, Фредрих Уильям I отдал ее российскому императору в дар, чтобы упрочить прусско-российский альянс против Швеции.



Вначале янтарнй кабинет был установлен в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, а после дочь Петра Елизавета решила перенести его в Екатерининский дворец в 1755 году.



В 1941 году после нацистского вторжения, начался массовый вывоз культурных ценностей из СССР. Эвакуировать янтарную комнату не представлялось возможным, материал был слишком хрупким. Чтобы
уберечь ее от грабежа, музейные работники попытались спрятать драгоценные украшения под обои. Для сохранности янтарь оклеили бумагой, а сверху проложили марлю и вату. Правда, такие меры не спасли произведения искусства: немцы смогли демонтировать драгоценное панно всего за 36 часов и отправить в Кёнигсберг.



С 1942 по 1944 год панно экспонировалось в одном из музеев Кёнигсберга. Из-за того, что зал по размерам был меньше питерского, часть панно хранилась отдельно. Этот замок-музей был захвачен советскими воинами, но из-за бомбежек там произошел пожар, и, согласно одной из версий, янтарная комната была утрачена.



Однако существуют и другие версии: по некоторым из них янтарная комната до сих пор хранится в тайных подземельях Калининграда (бывший Кёнигсберг), по другим данным ее вывезли тайно в одну из ближайших европейских стран (Германию, Австрию или Чехию). есть и более фантастические версии, что якобы она была передана в США или Южную Америку.



Большинство из этих версий историки опровергают, главный аргумент - без специального температурного режима в подземельях янтарь попросту не может храниться долго. В Санкт-Петербурге воссоздание янтарной комнаты начали в 1981 году. Десятки мастеров трудились над амбициозным проектом, и к 2003 году восстановительные работы наконец были завершены.



Янтарная комната - одно из .

По материалам сайта amusingplanet.com

И один из самых известных интерьеров, созданных в XVIII веке. История Янтарной комнаты с самого начала была овеяна тайной и являлась необычным символом отношений между Россией и Германией. Созданная в Пруссии она была подарена Петру Первому, а во время Великой Отечественной войны ее похитили немецкие захватчики. К 300-летию Санкт-Петербурга благодаря мастерству и терпению реставраторов уникальный интерьер был вновь воссоздан.

Посетить Янтарную комнату можно во время экскурсии по Екатерининскому дворцу в Царском селе .

Янтарная комната - описание

Высота Янтарной комнаты составляет 7,8 метра, а ее площадь ‑ около 100 кв. метров. На облицовку трех стен ушло 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Самый большой самородок весом в один килограмм был приобретен у московского коллекционера за тысячу долларов.

Для справки: Янтарь относится к самым податливым в обработке природным минералам и трудно найти материал менее пригодный для отделки стен. В природе он крайне редко встречается большими кусками и поэтому используется для изготовления мелких сувениров, а также самых разных ювелирных изделий.

Янтарь можно обрабатывать резцом, а для изменения цвета - вываривать в меду или льняном масле, а также прокаливать в песке. Вместе с тем, выполнить набор пластинок из янтаря очень сложно из-за малого его размера, а также из-за большого разнообразия оттенков и прозрачности материала. Кроме того, минерал очень чутко реагируют на изменение температуры и влажности - он начинает отслаиваться и осыпаться от основы.

Янтарный кабинет - это единственный интерьер, оформленный с помощью этого удивительного минерала, имеющего такие поэтические названия, как слезы моря и дар солнца. Повторить пример создания мозаики Янтарной комнаты больше никто не пытался - слишком дорогим, трудоемким и непрочным оказалось это «изделие».

Отличительной особенностью интерьера Янтарной комнаты является то, что в его основе господствует материал, а содержательный компонент сведен к минимуму.

Создание уникального убранства было завершено при Екатерине II в 1770-х годах. Янтарный убор располагался на трех ярусах, занимая три стены комнаты. Средний ярус отведен под восемь вертикальных панно, на четырех из которых установлены композиции из цветных камней, выполненных в 1752 году во Флоренции выдающимся камнерезом и гравером Луи Сириесом по эскизам художника Джузеппе Дзокки.

Картины, созданные в технике флорентийской мозаики из сицилийских яшм и маремских кремниев, изображают аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках размещены высокие зеркальные пилястры.

Прямоугольные янтарные панно установлены в нижнем ярусе комнаты. Также Янтарную комнату украшал маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке, наборные комоды русской работы и китайский фарфор. В застекленных витринах хранилась одна из самых значительных в Европе коллекция янтарных изделий XVII-XVIII веков.

Янтарная комната была предметом гордости каждого из русских царей - Петра I и Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, а начиналась ее история в конце XVII - начале XVIII века в Пруссии.

Янтарная комната - из истории

Король Пруссии Фридрих III, взойдя на престол, решил перестроить для своей супруги Шарлотты-Софии небольшой летний дворец в Литценбурге. Автором интерьера одной из комнат стал любимый архитектор королевы И.Ф. Эозандер. В помощь ему из Копенгагена пригласили придворного художника, резчика по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрама. После смерти королевы работы по созданию янтарных панно были остановлены и во дворце Литценбурга их так и не установили.

Взошедший на престол король Фридрих Вильгельм I отличался скупостью и все дорогостоящие работы по обустройству дворца прекратил. Вместе с тем, созданные панно он поместил в один из кабинетов Берлинского королевского замка.

Петр Первый, увидевший янтарные панели, восхитился их красотой и не скрывал, что хотел получить бы их для Кунсткамеры .

По одной из легенд, император был так впечатлён коллекцией, что якобы выпросил ее у Прусского короля. Этот миф говорит скорее не об унижении Петра Первого, а о красоте панно.

В действительности же, позже стало известно, что император получил эту коллекцию, а также яхту Либурнику от Прусского короля в качестве дипломатического дара. Это был дорогой подарок - ведь каждый кусочек необработанного янтаря весом от 75 граммов стоил столько же, сколько кусочек серебра. В качестве ответного дара император послал в Пруссию для службы в Потсдамской гвардии 55 высокорослых гренадеров.

Эта легенда стала доказательством красоты и великолепия подаренных панно.

В России ценный груз принял Александр Меншиков, но по каким-то причинам в коллекции не хватало нескольких деталей и Янтарный кабинет при Петре Первом так и не был установлен.

Императрица Елизавета Петровна вспомнив о хранившейся в Летнем дворце панелях, поручила архитектору Бартоломео Растрелли установить их в строящемся Третьем Зимнем дворце. Недостающие детали мастер дополнил зеркальными пилястрами и росписями под янтарь. В 1745 году прусский король Фридрих II, желая расположить к себе Елизавету Петровну, подарил ей еще одно янтарное панно, изображения которого прославляли императрицу. Янтарная комната стала залом официальных приемов в Третьем Зимнем дворце.

В июле 1755 года янтарное убранство было размещено в Екатерининском дворце в Царском селе .

Окончательный вид Янтарная комната приобрела в 1770 году, когда Екатерина II решила внести в нее изменения. Были изготовлены восемь плоских панелей нижнего яруса, восемь филенок под пилястры и множество других деталей, на что за четыре года ушло 450 килограммов янтаря.

Во время Великой Отечественной войны немецкие оккупанты вывезли коллекцию в Кенигсберг и несколько лет она экспонировалась в одном из залов Кенигсбергского музея. 6 апреля при отступлении немецких войск янтарные панно были демонтированы и отправлены в неизвестном направлении. Существуют множество версий о ее нахождении, но разгадать эту тайну до сих пор ученым не удалось.

Восстановление шедевра началось в конце 70-х годов и длилось почти 24 года, на эти цели было выделено 7,85 млн. долларов из бюджета России и 3,5 млн. долларов направил германский концерн «РурГаз». В мае 2003 года Янтарная комната, которую часто называют восьмым чудом света, была торжественно открыта и посетители увидели этот уникальный янтарный интерьер.

Необыкновенно интересной и красивой является Янтарная комната в Екатерининском дворце. Ее даже вполне заслуженно называют чудом света. Появление этого уникального помещения овеяно мифами и легендами. А исчезновение данного шедевра в военное время до сих пор волнует воображение. К счастью, Янтарную комнату все же удалось восстановить. В этой статье мы расскажем подробно о ее истории, а также о том, где находятся Екатерининский дворец, Янтарная комната. Стоимость билетов и время работы музея также можно узнать из данной статьи.

Прусский период

Прусские короли Курфюрсты Бранденбургские (а Пруссия считалась знаменитым центром янтарного промысла в Европе) с 1618 года в качестве подарков другим князьям стали по традиции дарить янтарь, это "золото" Балтийского моря, как его именовали. Благодаря чему искусство обработки этого камня стремительно развивалось, а одной из его вершин и стала Янтарная комната. Она была создана в период расцвета прусского и в целом немецкого искусства, а именно на рубеже XVII и XVIII веков.

Курфюрст Фридрих III (годы правления - 1657-1713 гг.) в 1701 году взялся за реконструкцию своей столицы и в частности королевской резиденции - целого комплекса зданий, относившихся к XVI-XVII векам. Придворный архитектор короля И. Ф. Эозандер сделал загородное владение настоящим дворцом, построенным по версальскому образцу. В наши дни доподлинно известно, что этот архитектор создал проект Янтарного кабинета. Литценбург и Ораниенбург, два дворца короля Пруссии, с которыми связывают судьбу Янтарной комнаты, с 1707 года стали местом деятельности Эозандера. Сначала Янтарная комната была предназначена для оформления дворца Литценбург. При жизни не удалось увидеть эту комнату законченной. Работа была в 1709 году еще в самом разгаре. К тому времени скончалась София-Шарлотта (в 1705 году). Фридрих I принял решение остановить реализацию проекта и украсить панелями из янтаря галерею в другом своем дворце - Ораниенбурге. Скорее всего, король решил прекратить строительство, чтобы сохранить дворец Литценбург, резиденцию своей супруги, таким, каким он был при ее жизни. Стены зала, в которые предполагалось установить янтарные панели, украсили золотым галуном и дамастом. И сегодня во дворце Литценбург можно полюбоваться Красной дамастовой комнатой. В память о королеве Софии-Шарлотте этот дворец стал называться Шарлоттенбургом.

Затем король поручил Эозандеру увеличить дворец в Ораниенбурге, добавив туда Янтарную галерею длиной 30 метров, превосходившую своими размерами первоначальный проект. Однако, несмотря на активные работы, эта галерея не была закончена при жизни Фридриха I, умершего в 1713 году.

Подарок Петру I

Русский император был восхищен работой Эозандера и не скрывал своего желания иметь подобное произведение искусства у себя в стране. Фридрих-Вильгельм I, наследник короля (годы жизни - 1688-1740, правление - с 1713 года), ввел в своей стране жесткую дисциплину, целью которой была практическая польза, и решил прекратить столь дорогостоящие работы во дворцах своего отца. Но нескрываемое восхищение многочисленных гостей побудило его вмонтировать янтарные панели в кабинет, принадлежащий парадным покоям Берлинского королевского замка. Это был единственный пдтвержденный факт пребывания этого шедевра в Берлине до отправки в русскую столицу, Санкт-Петербург.

Петр I еще при жизни Фридриха I лично осмотрел панели для Янтарной галереи во время своего визита в Берлин. В ноябре 1716 года во время встречи с его сыном, состоявшейся ради заключения союза между Пруссией и Россией, Фридрих-Вильгельм I преподнес императору дорогие подарки, среди которых значился и Янтарный кабинет. 13 января 1717 года Янтарная комната была доставлена в Петербург в 18 ящиках, в которых, кроме готовых панелей, было большое количество не использовавшихся ранее фрагментов.

Свидетельств о том, где царь Петр I планировал установить эти панели, не сохранилось, поэтому предположения об их предполагаемом использовании в интерьере Зимнего дворца остаются беспочвенными.

Янтарная комната во время правления Елизаветы Петровны

В 1743 году дочь императора Елизавета Петровна после вступления на царство велела поместить подарок в новую строившуюся резиденцию - Третий Зимний дворец. Для проведения работ был приглашен итальянский архитектор А. Мартелли. Под руководством другого великого архитектора - Ф. Б. Растрелли - уже в 1746 году преображенный Янтарный кабинет появился в Зимнем дворце. Однако некоторых элементов для нового интерьера недоставало, поэтому Растрелли принял решение установить зеркальные пилястры и вставить дополнительные панно, расписанные "под янтарь". В 1745 году король Пруссии Фридрих II подарил русской императрице еще одну исполненную по проекту А. Рейха янтарную раму, в украшении которой использовались мотивы и аллегории, прославлявшие величие Елизаветы Петровны. В 1746 году Янтарная комната стала использоваться для официальных приемов, хотя ее много раз во время неоднократных реконструкций Зимнего дворца переносили с места на место.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Через 12 лет, в июне 1755 года, уже в Царском Селе по указу императрицы начинает создаваться под руководством Растрелли Янтарная комната (где находится Екатерининский дворец, сегодня знает каждый). Так наступила новая эпоха славы этого шедевра в России, продолжавшаяся около двухсот лет.

Дворцовый зал, отведенный для нее, был площадью 96 квадратных метров, что существенно превышало размер прежней комнаты. Поэтому панели были размещены в среднем ярусе на трех стенах и разделены пилястрами с зеркалами и золоченой резьбой по дереву. Там, где янтаря недоставало, стены зала были затянуты холстом и украшены росписью "под янтарь", выполненной художником И. И. Вельским. Растрелли блестяще справился со своей задачей, усилив интерьер прекрасными бронзовыми светильниками, живописным плафоном, позолоченной резьбой, зеркалами и паркетом из различных драгоценных пород дерева.

Центр потолка украшала огромная по размерам картина неизвестного художника из Венеции XVIII века, изображающая Мудрость, оберегающую Юность от соблазнов любви.

Средний, центральный ярус составили 8 вертикальных панно, из которых в четырех были помещены мозаики из цветных камней, выполненные во Флоренции в 1750-х годах, образно изображавшие пять основных чувств: Слух, Зрение, Осязание, Вкус и Обоняние.

Янтарный кабинет Екатерининского дворца имел роскошное убранство. Его составляли китайский фарфор и комоды русской работы. В Янтарной Комнате хранилось и одно из самых больших собраний изделий из янтаря в Европе, а со временем появился музей янтарных вещей, где были шахматы, ларцы и шашки.

Личные предметы членов королевской семьи

С середины XVIII века в Царское Село, где к тому времени появились высококлассные мастера по обработке янтаря, стали поступать из Камерцалмейстерской кладовой для ремонта различные предметы, принадлежавшие членам королевской семьи. В документах указано, что в 1765 году сюда привезли для починки более 70 изделий из этого камня, среди которых были предметы культа (распятия и кресты), мебель (поставцы, кабинеты и шкафы) и предметы домашнего обихода. Особую группу вещей времени Елизаветы составляют настольные украшения, выполненные в виде створки раковины с акантовыми листьями и барочной волютой. Все они декорированы резными изображениями. Эти изделия, видимо, украшали праздничный стол императрицы Елизаветы Петровны во время торжественных приемов.

Янтарная комната во времена Екатерины II

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ, по которому все холсты, расписанные "под янтарь", должны были быть заменены настоящей мозаикой из янтаря. На грандиозную работу ушло 4 года и 450 килограммов этого камня. В 1770 году работы были завершены.

По указу Екатерины II, уделявшей большое внимание развитию мебельного дела в России, Янтарная комната пополнилась многочисленными шедеврами этого ремесла.

По описи, составленной Д. Григоровичем, к концу XIX века во дворце имелось большое количество мебели, в основном комоды и столы. В основном она была французского происхождения. Там, где место изготовления указано не было, скорее всего речь шла о русских изделиях. Один из экспонатов, комод, особенно интересен. Необычная судьба его и парного к нему комода весьма любопытна. В годы Великой Отечественной войны они были оставлены во дворце и вывезены в Германию оккупантами, а через полвека один из них вернулся на прежнее место. В довоенных фотографиях Янтарной комнаты были зафиксированы оба комода, они также были включены в описи музея в 1938-1940 годах. Возвращенный предмет интерьера имеет маркировку, которая соответствует номерам из учетных документов дворца. В 1990-х годах комод был обнаружен в Берлине, в частной коллекции, и выкуплен у ее обладателя по инициативе журнала "Spiegel", а позже, уже в 2000 году, вновь обрела этот шедевр Янтарная комната Екатерининского дворца (г. Пушкин). Комод, помимо своей интересной судьбы, любопытен сам по себе, как образец одного из первых опытов создания мебели в России по образцам французских изделий, относящихся к 1760-м годам.

Поскольку сильные перепады температуры, сквозняки и разрушали янтарь, только в XIX веке трижды осуществлялась реставрация Янтарной комнаты.

Снимок Янтарной комнаты

В 1907 году братья Люмьер выпустили первые пластинки-"автохромы", разработав трехцветный мозаичный растр. Это были одни из первых цветных изображений в истории фотографии. В 1917 году Лукомский, глава Художественно-исторической комиссии, работавшей во дворцах, получил разрешение осуществить съемку во дворцах Царского Села. В том числе планировалось снять и в г. Пушкин Екатерининский дворец, Янтарная комната также должна была быть сфотографирована. Это являлось необходимостью для создания каталогов музейных экспонатов. Съемка была проведена А.А. Зеестом. В Екатерининском дворце фотографии были сделаны в июне, а в Александровском - с 14 августа 1917 года, сразу же после того, как последний русский император Николай II вместе с семьей был отправлен в Тобольск. П. К. Лукомский 11 октября 1917 года получил 140 снимков, на одном из которых была запечатлена и Янтарная комната в Екатерининском дворце. Вплоть до 1941 года он остается единственным цветным ее изображением.

В 1933-1935 годах мелкие работы по реставрации проводил скульптор И. Крестовский.

Утрата интерьера

Летом 1941 года планировалась грандиозная реставрация шедевра, однако начавшаяся Великая Отечественная Война помешала ее осуществлению. Янтарную комнату хотели эвакуировать, для чего мозаики были заклеены тонким слоем специальной Но пробное снятие панно показало, что янтарь осыпается. Очень важно было сохранить от разграбления Екатерининский дворец. Янтарная комната, цена которой была поистине огромна, непременно должна была быть скрыта от оккупантов. Поэтому было принято решение подвергнуть ее консервации на месте. Панно заклеили марлевой тканью, заложили чехлами из ватина и закрыли их деревянными щитами.

Когда Янтарная комната (Екатерининский дворец, г. Пушкин) подверглась нападению немецких солдат, среди которых была команда специалистов по вывозу художественных ценностей, панно сняли и отправили в Кенигсберг.

Здесь она находилась вплоть до весны 1945 года. По сообщению немецкой газеты "Кенигсберг альгемайне цайтунг", искусствовед Альфред Роде 13 ноября 1941 года организовал выставку драгоценных камней и некоторых элементов убранства Янтарной комнаты (укрытой в безопасном месте) в Прусском художественном музее. В 1944 году, когда немцы отступали, панели снова разобрали, сложили в ящики и отправили в неизвестном направлении. С тех пор Янтарная комната остается утерянной.

Возрождение шедевра

В 1979 году Советом Министров РСФСР было принято решение о воссоздании янтарных панно.

В 1983 году по фотографиям и негативам Янтарная комната в Екатерининском дворце начала возрождение по проекту архитектора А. А. Кедринского. В 1994 году установили первые панели в нижнем ярусе, а еще через два года была завершена работа над мозаикой "Зрение". В апреле 2000 года в музей возвратились обнаруженные в Германии комод русской работы и мозаика "Осязание и Обоняние", которые входили в убранство комнаты.

В июне 2003 года, в честь трехсотлетия (Екатерининский дворец) Янтарная комната была открыта для посещения. В торжественной церемонии приняли участие руководители России и Германии. Работа, продолжавшаяся 24 года, была завершена. Начался новый период в истории этого грандиозного произведения искусства!

Янтарная комната (Дворец Екатерининский): где находится, часы работы

Город Пушкин, в котором расположен музей, находится в 25 километрах от Санкт-Петербурга.

В настоящее время Екатерининский дворец (Янтарная комната) работает ежедневно с 10 до 17 часов, единственный выходной день - вторник, а каждый последний понедельник месяца является санитарным днем.

В летний период обслуживание туристических групп и официальных делегаций осуществляется с 10 до 16 часов, а с 16 до 17 - вход по билетам для индивидуальных посетителей. Если заказные группы отсутствуют, обслуживание отдельных посетителей может осуществляться и в другое время. Билеты предварительно не продаются, их нужно купить в кассе, находящейся в вестибюле дворца (г. Пушкин, Царское Село, Екатерининский дворец).

Янтарная комната, посещение которой является платным, предлагает скидки для некоторых категорий населения. Так, стоимость билетов для взрослых составляет 400 рублей, а для учащихся, студентов вузов России, а также пенсионеров РФ и Белоруссии - 300 рублей. Такие цены на билеты установил Екатерининский дворец. Экскурсия по залам (Янтарная комната в том числе) оплачивается отдельно.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...