Качество жизни с точки зрения социологии. Социологическая точка зрения

Термин “социология ” происходит от латинского слова “societas” (общество) и греческого “logos” (слово, учение). В буквальном смысле социология – наука об обществе. Попытка познать, осмыслить общество, выразить свое отношение к нему сопровождало человечество на всех этапах его истории.
Понятие “социология ” введено в научный потребления французским философом Огюстом Контом (1798-1857) в 30-х годах XIX ст. социологию он мыслил как науку, тождественную обществоведению, объединявшее в себе все области знаний об обществе. Философия Конта получила название “позитивизм”. Провозглашенная им “позитивная философия” сводилась к простому накоплению общих выводов отдельных наук. Этот же принцип распространялся Контом и на социологию, роль которой он усматривал в наблюдении, описании и систематизации фактов, процессов общественной жизни. Философское их осмысления принципиально отрицал как “схоластику” и “метафизику”.
Мнение Конта на социологию господствовала до конца XIX в. В конце XIX – начале XX в. в научных исследованиях общества наряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами стал выделяться и социальный. Согласно сужался предмет социологии, ограничиваясь изучением социальных сторон общественного развития.
Первым, кто дал “узкое” толкование трактовки социологии как науки, был Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог и философ, создавший так называемую французскую социологическую школу. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществоведению, к науке, сосредоточенной на изучении социальных процессов и социальных явлений общественной жизни, т.е. самостоятельной науки, которая граничит с другими общественными науками – историей, философией, политэкономией т.д.
Предмет и объект социологии, как и любой науки, не тождественны, поскольку объектом науки является все, на что направлено соответствующее исследование, а предметом – отдельные аспекты, свойства, отношения, составляющие объект конкретного исследования. Один и тот же объект может изучаться различными науками, предмет – всегда четко очерчивает сферу и цели исследования.
Современное толкование предмета социологии должно учитывать особенности данного этапа социологического познания, прежде всего то, что социология является специфическим научным знанием об обществе, которое отличается от других общественных наук и имеет свой самостоятельный предмет.
Социология – наука о становлении, развитии и функционировании общества, социальных общностей, социальных отношений и социальных процессов, о механизме и принципы их взаимодействия.
Будучи нефилософских наукой, опираясь на обобщение социальных фактов, социология определяет свой предмет на уровне макротеоретичного анализа. Она тесно связана с социально-философским уровня.
Кроме общетеоретического осмысления своего предмета, социология охватывает ряд социологических теорий, предмет которых – изучение особых состояний и форм бытия социальных общностей: социальной структуры, культуры, социальных институтов и организаций, личности, а также процессов социализации индивидов в социальных общностях.
Как наука о социальных сообщества, социология исследует массовые социальные процессы и поведение, состояния и формы социального взаимодействия и социальных взаимосвязей людей, образующих социальные сообщества.
Во всех освещенных проекциях на переднем плане – личность. Но социология рассматривает ее не сквозь призму индивидуально неповторимых свойств и качеств (это предмет психологии), а с позиции ее социально-типических черт как субъекта развития общества.
Социология – это наука об обществе, и такое определение признается практически всеми учеными-социологами. Но дальше ситуация усложняется, потому что именно общество, его структура и движущие силы его развития различными учеными понимаются по-разному. Для одних социологов общество – такой же объект исследования, как и природа, поэтому, изучая его, можно применять методы, заимствованные из естественных наук. По мнению этой группы ученых, общество развивается, как все живое, путем эволюции: от низших форм к высшим, этот процесс объективный и от человека, по сути, независимый. Близким к этому является марксистское понимание общества, в основе развития которого лежат объективные экономические закономерности, приводящие к социальным революциям и перехода от низших (первоначальной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической) до высших (коммунистической общественно-экономической формации с первой фазой – социализмом) ступеней общественного устройства. Человеку в этой концепции места фактически не остается, она вынуждена подчиняться жестокой воле этих закономерностей и не имеет возможности изменить что-либо в их ходе.

Другие авторы социальных концепций, наоборот, в основу понимания общества ставят прежде всего человека, пытаясь выяснить, почему, как и для чего этот человек создает общество и живет в нем несмотря на такие ее черты, как эгоизм, агрессивность и т.п. Здесь на первый план выступают воля и стремление людей к сожительству и созданию социальных групп; сознание, объединяющую людей и сообщества; интеллект человека, путем все новых и новых открытий и изобретений приводит технический прогресс и прогресс, другие феномены духовной жизни, общения людей и взаимодействия между ними.
Все эти способы объяснения общества места и роли в нем человека имели и имеют своих сторонников. Сегодня, в условиях идеологической свободы, мы не впервые имеем возможность ознакомиться с произведениями ученых, которые олицетворяют выше подходы к пониманию общества, и выбрать для себя тот из них, который наиболее соответствует нашим вкусам, убеждениям. Сейчас нет одной-единственной, исторически верной и всеобъемлющей теории общества и его развития. Ситуацию настоящее определяет теоретический плюрализм, т.е. право на существование различных исследовательских направлений, ибо жизнь является многогранным и сложным, а потому попытки описать и понять его идентичны разнообразными и непохожими.
Но если подойти к социологии с такой точки зрения, то мы будем вынуждены чуть ли не всю жизнь изучать различные социологические теории в поисках наиболее подходящей к нашим представлениям и вкусам. Возможен ли некий компромиссный вариант? Существуют ли в мире социологической науки попытки интеграции социологических знаний, идеи определенной функции теоретической языка социологии? Если человеческое общество в целом тяготеет к интеграции и объединения, то, возможно синтез, опираясь на тщательные эмпирические (опытные) данные.
Полной попыткой в этом направлении есть понимание социологии как науки о социальных сообщества, из которых состоит общество. Социальная общность – это реально существующая совокупность индивидов, которая характеризуется относительной целостностью. Социальные сообщества возникают в ходе исторического развития существования человечества на всех уровнях его существования и отличаются огромным разнообразием форм и содержательных связей внутри них. Эти социальные сообщества является продуктом деятельности людей, которые на протяжении своей жизни входят в уже существующих сообществ и творят новые. На ранних этапах развития человечества, люди объединялись в семьи, роды и племена на основе кровнородственных связей, ища в этих первобытных сообществах защиты от диких животных, стихийных сил природы или внешних врагов. То есть, на первый этап развития человечество тяготело к созданию сообществ, руководствуясь скорее внешними причинами, стремлением обеспечить свое существование и выживание во враждебном и угрожающем для него мире. Со временем в действие вступают другие побудительные причины, и объединение происходит на основе определенных производственных интересов и потребностей, религиозных верований, политических взглядов и т.д. Другими словами, с развитием общества внешние объективные факторы, которые обусловили создание первобытных сообществ, все больше уступают место внутренним субъективным факторам человеческого общежития.
В упрощенном варианте социальную систему можно представить в виде определенной пирамиды, все составляющие которого взаимодействуют между собой.
С такой точки зрения социологии можно определить как науку о становлении и функционировании социальных общностей, между которыми складываются определенные социальные отношения и взаимодействие, а также о социальной человека – творца этих сообществ и главного субъекта исторического развития.

Социология (от греч. socio — общество, лат. logos — слово, наука) — наука об обществе, о его функционировании, системе, взаимодействии людей. Её основной целью является анализ структуры социальных отношений, складывающиеся в ходе социального взаимодействия.

Впервые данный термин употребил французский философ Огюст Конт в 1840 году. Однако ещё ранее интерес к обществу проявлял Конфуций, индийские, ассирийские, древнеегипетские мыслители. Также социальные идеи прослеживались в трудах Платона, Аристотеля, Жан-Жака Руссо, Вольтера, Дени Дидро, Роберта Оуэна и других. Но именно в 19 веке она получила новое развитие, став наукой, дав новое понимание роли человека изучение сознания и поведения людей как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.

В отличие от философии, социология оперирует не высоким уровнем общения, а показывает жизнь во всём её противоречии, разворачивает сущность человеческой природы в действительности. Она осмысливает общество, общественную жизнь, не как что-то абстрактное, а как реальность, пытаясь выразить это в своих положениях.

Специфика социологии состоит в том, что общество рассматривается как упорядоченная система социальных общностей, а индивид, индивидуальное действие изучается на фоне отношений социальных групп. То есть индивид не является независимым объектом, а частью какой-то группы, выражая отношение к другим социальным группам.

Социология изучает то, как система упорядоченности формируется и воспроизводится в ходе общественной практики, как она закрепляется в системе таких социальных норм, ролей и усваивается индивидами таким образом, что становится социально-типичным и предсказуемым.

Данная типичность и свидетельствует о существовании объективных социальных законов, которые изучает социология, как научные дисциплины.

  1. Позитивизм и натурализм.
  2. Антипозитивизм (понимающая социология). Основная концепция состоит в том, что общество отличается от природы, поскольку в нём действует человек, со своими ценностями и целями.

Помимо этих направлений существует ещё огромная система классификаций и делений. Социология — многосложная структура.

В качестве практического применения социологии в наши дни можно выделить следующие направления:

  • Политическая социология,
  • Меры социального порядка, семьи и общества,
  • Изучение людских ресурсов,
  • Образование,
  • Прикладные социальные исследования (исследования общественного мнения),
  • Государственная политика,
  • Демографический анализ.

Также социологи занимаются проблемами гендерных отношений, вопросами экологического равенства, иммиграцией, нищетой, изоляцией, изучением организаций, массовыми коммуникациями, качеством жизни и т.д.

В социологии нет единой теории. В ней существует множество противоречивых схем и парадигм. Тот или иной подход может быть выдвинут на передний план, давая новое направление развития данной науки. Это связано с постоянными изменениями в развитии сознания общества. Однако весь выработанный социологией комплекс основных теоретических подходов в основном сохраняется и творчески развивается. Все они отражают реальные стороны общества, реальные факторы его развития, позволяя тем самым занимать социологии важное место в современном научном знании.

Принципиально иную теорию развилКарл Маркс (1818-1883) - выдающийся немецкий политэконом, философ и социолог. Положив в основание своей теории принцип материального фактора исторического развития, Маркс понимал под "материальным фактором" развитие производительных сил общества, которые в сочетании с соответствующими отношениями между людьми создают общественно-экономическую формацию, диктующую конкретный способ производства и соответствующие ему формы собственности.

Материальные силы, господствующие в обществе, определяют "духовную" надстройку, к которой Маркс относил различного рода политические, нравственные, духовные и иные об­щественные институ­ты. Между тем динамическая картина общественного развития детер­мини­руется не только научно-техническим, экономическим и социаль­но-политическим прогрессом общества, но и специфическим "располо­жением" общественных классов, то есть больших групп людей, имею­щих свое особое отношение к средствам производства, собственности и политиче­ским институтам.

Общественное развитие, складывающееся как результирующая экономического про­гресса и соответствующего ему развития классо­вых сил, переходит с одного этапа на другой, как правило, через мощный тоталитарный кризис, охватывающий все инсти­туты общества. Этот кризис Маркс называл социальной революцией, которая, по его мысли, представляет со­бой двигатель истории. При этом один из об­щественных классов ускоряет при­ход революции, тогда как другие классы сопротивляются ей.

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Маркс вводит понятие формаций

Общественно-экономическая формация , (или строй) - это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства социума, для продолжения рода или потомства - то есть создания новой формации.

Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, есть единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений (отношений собственности на средства производства). На основе способа производства формируются надстроечные отношения (политические, юридические и идеологические институты общества), которые как бы закрепляют сложившиеся производственные отношения. Единство взаимодействия надстройки и способа производства и составляет общественно-экономическую формацию.



По Марксу, человечество прошло несколько общественно-экономических формаций - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую, а последняя - коммунистическая - должна наступить в будущем и является окончательной.

На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.

Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества.



Маркс рассматривал человеческую историю как историю борь­бы между собой больших общественных групп

Революция пролетариата, по мнению Маркса, будет впервые в ис­тории революцией большинства для всех, а не меньшинства ради себя. "Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и асе производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Полити­ческая власть, в собственном смысле слова, - это организованное насилие одного класса для подавления другого Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращается в господствующий класс и в ка­честве господствующего класса силой упраздняет старые производ­ственные отношения, то вместе с этими производственными отно­шениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще А тем самым и свое собственное господство как класса. На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями при­ходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является главной целью.

7. Субъективный метод и психологическое направление
в социологии России конца XIX в.

Субъективистская парадигма фокусирует исследования на том, что и как делают люди. Здесь общество рассматривается с точки зрения взаимодействия социальных групп, каждая из которых обладает особыми ценностями, установками, привычками и статусами.

Она опирается на идеи понимающей социологии Макса Вебера, на психологические, за исключением бихевиоризма, направления, а также на феноменологическую философию. Объединяет эту парадигму следующее:

1) социальная реальность понимается как возникающая в результате взаимодействий, опосредованных индивидуальными смыслами и представлениями действующих лиц;

2) поэтому основная задача социологии – понять внутренний смысл тех или иных действий, описать представления, на основе которых конструируется социальная реальность, и процесс этого конструирования;

3) задача эта должна решаться с помощью методов, принципиально отличающихся от естественно-научных.

Субъективная социология сформировалась в юнце 60-х - начале 70-х гг. XIX века и изложена в трудах П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, их вэгпяды разделял С.Н. Южаков, не будучи народником.

Субъективная социология принципиально разграни­чивала естественнонаучные и социологические знания и в силу этого - объективный и субъективный методы исследования. Согласно субъективной социологии, личность, а не группа, класс, есть основная ""единица" общественной структуры, равно как и исторического развития. Субъективные помыслы и цели личности оп­ределяют ее социальную деятельность. Изучение лич­ности осуществляется социологом по принципу "сопе­реживания", "когда наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого". Кроме того, субъективная социология включала в себя этический аспект - оцен­ку исследователем социальных фактов с точки зрения своего общественного идеала, нравственных позиций.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) был первым, кто ввел в социологию та­кие термины, как "антропологизм", "субъективный метод", "субъек­тивная точка зрения". "В социологии и исто­рии, - писал Лавров, ­есть вещи неизменные и абсолютные, как и в других науках. Они объ­ек­тивны, о них могут не знать в какую-то определенную эпоху, но их обнаруживают в другую... Социология и история содержит такие истины, которые не могут быть обнаружены до опреде­ленного момента не в силу объективного несоответствия уже известному, но по при­чине субъ­ективной негодности общества понять вопрос и дать на не­го ответ"

Эту мысль русский социолог поясняет следующим примером: до тех пор, пока у рабочего класса не возникло желание принять учас­тие в общественной жизни, у историков не было необ­ходимости осмы­слить прошлое, в котором содержались истоки этого желания, и, хо­тя в летопи­сях и мемуарах содержалось много интересных фактов по этому вопросу, они еще не являлись научным пониманием истории.

Раскрывая основное содержание своего подхода к жизни общества и его процессам, Лав­ров отмечал, что "общественные формы являются как изменяющиеся в ис­тории продукты обще­ственного творчества лич­ности ввиду их блага, и поэтому личность все­гда имеет право и обя­занность стремиться изменить существующие формы сообразно сво­им нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом (постоянно подвергая критике по основ­ным требованиям этики свои представления о про­грессе), вырабаты­вая обще­ственную силу, способную восторжествовать в подобной борьбе".

Вследствие того что большинство руководствуется лишь расчетом пользы, интерес явля­ется самым общим общественным побуждением и в каждую историческую эпоху прогрессивное движение прочно лишь тог­да, когда интересы большинства совпадают в своих общественных иде­алах с убеждениями наиболее развитого меньшинства. Именно опира­ясь на это теоретиче­ское положение, Лавров обосновывает органичес­кую связь социологии с социализмом. Социа­лизм, согласно Лаврову, вполне отвечает изложенным выше требованиям: "Он представляет ин­тересы рабочего большинства, настолько оно проникнуто сознанием классовой борьбы; он осуществляет для развитого меньшинства идеал справедливейшего общежития, допускающего наиболее сознательное развитие личности при наибольшей солидарности всех трудящихся, идеал, способный охватить все человечество, разрушая все разгра­ничения государств, нацио­нальностей и рас; он есть для личностей, наиболее вдумавшихся в ход истории, и неизбежный результат совре­менного процесса экономической жизни.

Субъективистом в социологии был и другой крупный русский социолог Николай Константинович Михайловский (1842-1904). "Коренная и ничем неизглади­мая разница между отно­шениями человека к человеку и к остальной природе состоит прежде всего в том, - писал Ми­хайловский, - что в первом случае мы имеем дело не просто с явлениями, а с явлениями, тяго­теющими к из­вестной цели, тогда как во втором - цель эта не существует. Различие это до того важно и суще­ственно, что само по себе намекает на необходимость применения различных методов к двум великим областям человеческого ведения... Мы не можем общес­твенные явления оценивать иначе как субъективно... высший конт­роль должен принадлежать тут субъективному методу". Михайловский считал, что нельзя беспристрастно относиться к фактам общественной жизни. "Скажите мне, - говорил он, - ка­ковы ваши социальные связи, и я скажу, как вы смотрите на мир". Михай­лов­ский от­верг эволюционную теорию Ч.Дарвина и Г.Спенсера и исходил из теории необходимо­сти спасения индивида от разрушительного воздейст­вия социального контроля. По его мнению, между индивидом и общес­твом происходит непрекращающаяся война, свидетель­ством тому яв­ляет­ся история России. Обратив внимание на то, какое влияние на соци­альное по­ведение ока­зывают подражание, внушение, престиж, Михай­ловский предвосхитил психоанализ З.Фрейда и В.Адлера.


Структурно-функциональный метод - это подход в описании и объяснении систем, при которому исследуются их элементы и зависимости между ними в рамках единого целого; отдельные социальные явления выполняют определенную функцию в поддержке и изменении социальной системы.

В основе структурно-функционально го анализа лежит идея социального порядка, вкотором над конфликтом до­минирует согласие (консенсус). Для структурно-функцио­нальной теории характерно сознательное стремление по­строить законченную систему социального действия как наиболее полную систему объяснения эмпирических фак­тов реальной действительности.

Каждый элемент этой структуры выполняет определенные функции, которые удовлетворяют нужды системы. Сущность метода состоит в разделении сложного объекта на составные части, изучении связей между ними и в определении присущих им специфических функций (ролей), направленных на удовлетворение соответствующих нужд системы управления персоналом с учетом целостности последней и ее взаимодействия с внешней средой.

В структурно-функциональном анализе за единицу исследования принимается «действие», а общество представляется как совокупность сложных социальных систем действия (концепция Т. Парсонса, Р. Мертона). Каждый индивид в своем поведении ориентирован на «общепринятые» образа поведения. Нормы объединены в институты, которые имеют структуру и владеют функциями, направленными на достижение стабильности общества. Цель структурно-функционального анализа составляется в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям.

Структурно-функциональный анализ включает изучение функциональных зависимостей элементов системы, единства институтов власти, соответствия их действия (функционирование) потребностям субъектов, выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системы к среде, которая меняется.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Контрольная работа

по дисциплине «Социология. Экономическая социология»

ВИТЕБСК 2007


Задание 1

КУЛЬТУРА

Понятие культуры

Элементы культуры

Функции культуры

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

Сущность социальных ценностей и норм

Социальная трансляция норм

Изменение социальных норм

ИДЕОЛОГИЯ

Понятие идеологии

Социальные функции идеологии

Виды идеологии

Задание 2

Богомолова Т.Ю., Тапилина Е.С. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы// Социс. 2001. №6.


Задание 1 Общество и культура

КУЛЬТУРА

Понятие культуры

В XVIII веке смысл слова «культура» расширился настолько, что распространился на духовную сферу, и это слово постепенно приобрело целый спектр разнообразных значений. Специфика каждой области знания накладывает свой отпечаток на то, какой именно аспект культуры рассматривается как основной. Поскольку социология исследует общество на разных уровнях вплоть до самых конкретных, культура здесь рассматривается как система действующих в обществе или в рамках определенного социального класса общезначимых моделей поведения. В культуре выделяют два уровня: первичный, или спонтанной, - непосредственные и не подлежащие обычно теоретическому осмыслению массовые навыки людей в быту; вторичный – литература, кинематограф, живопись.

С точки зрения социологии спонтанная культура как объект изучении продуктивнее, поскольку дает больше информации о непосредственной социальной жизни, в том числе и о жизни тех социальных групп и индивидов, которые в значительной мере выпадают из радиуса действия вторичной культуры. Спонтанная культура – это миллион больших и маленьких деталей, касающихся образа мыслей, взглядов и манеры поведения, присущих всем членам данного общества. Именно эти черты культуры делают похожими людей из одной и той же социальной среды и непохожими – людей из разных обществ и эпох.

В рамках одного и того же общества могут сосуществовать разные культуры. Так, поведение русского дворянина XVIII века разительно отличалось от поведения крепостного крестьянина или купца. Они отличались одеждой, манерами, знаниями и умениями, даже языком, на котором они говорили в своей среде.

Влияние культуры на индивида сильнее, чем может показаться. Вопреки тому, что мы обычно считаем культуру чем-то вторичным и эфемерным по отношению к нашей физической природе, естественное и воспитанное так тесно переплетены в индивидуальном восприятии, что культура может даже влиять на ощущения. Например, Р. Мельзак подверг исследованию роль культуры в том, как человек чувствует физическую боль.

Элементы культуры

В культуре выделяют несколько составляющих:

1. Ценность – это то, что в рамках данной культуры является желательным и предпочтительным. Они передаются из поколения в поколение благодаря семейному и несемейному воспитанию.

2. Под идеологией понимается система взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Она обладает внутренним единством и цельностью и не содержит взаимоисключающих или противоречащих друг другу положений. Идеология представляет собой реальную силу, организующую и мобилизующую социальное действие.

3. Язык – это система словесных кодов и символов, транслируемая из поколения в поколение и служащая основой вербального взаимодействия. Это важнейший критерий, позволяющий отличать «своих» от «чужих». Более того, язык – это инструмент социальной дифференциации, поскольку передает мироощущение вместе с присутствующими в нем социальными установками.

4. Символы – важнейший элемент культуры. Наряду с языком они образуют систему кодов социального общения в рамках одной культурной системы. Как и слова, они отражают определенное миропонимание, присущее данной культуре.

5. Традиции – это совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры и передающихся из поколения в поколение. Это социальное и культурное наследие, которое родитель оставляют своим детям не как индивидуумы, а как члены той или иной социальной группы, национальной и религиозной общности, класса и т.д. Каждый человек в силу рождения причастен к каким-то традициям. Традиции регламентируют быт. Конкретным выражением традиции являются обычаи - это более частные, привязанные к определенным ситуациям «фрагменты» традиции.

6. Ритуал – это фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых и произносимых в строго определенное время, в строго определенном месте и в строго определенных обстоятельствах. По содержанию ритуал строго связан с традицией. Ритуалы очень разнообразны, от примитивных ритуалов первобытных обществ, направленных на обеспечение удачной охоты, до сложных обрядов и таинств мировых религий.

7. Модель поведения – это идеальные представления о том, как надо себя вести в той или иной ситуации. В основе моделей поведения, предлагаемых той или иной культурой, лежит присущее ей специфическое видение мира с конкретными ценностями, символами и традициями. Под такие модели мы подстраиваем свое собственное поведение в различных ситуациях и на основании их оцениваем поступки окружающих и свои собственные. Модели поведения стабильны и мало подвержены изменениям в повседневной жизни: для того, чтобы они изменились, нужен длительный исторический интервал, так как они не могут измениться без изменения всей системы ценностей.

Функции культуры

Как комплекс всех рассмотренных элементов выполняет в обществе ряд важных функций. Одна из важнейших функций культуры – коммуникативная. Культура – это универсальная система общения людей на всех уровнях, от межиндивидуального до уровня поколений.

Еще одна функция культуры – прогностическая. Поскольку культура предполагает определенные модели поведения и ценности, то исходя из требований культуры можно предсказать, как поведет себя средний носитель этой культуры в той или иной жизненной ситуации.

Третья функция культуры – идентификационная. Культура дает возможность индивиду ощутить свою принадлежность к группе через общие с группой ценности, символы, модели поведения и т.д. На основании общих ценностей возникает эмоциональная связь, объединяющая членов единой группы.

Наконец, четвертая функция – адаптационная. Культура позволяет индивиду адаптироваться к своему географическому окружению, помогая ему решать проблемы выживания.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

Сущность социальных ценностей и норм

Все мы, поскольку живем в обществе себе подобных, обречены выбирать линию поведения в их среде. Из поведенческих реакций – как наших собственных, так и чужих – мы узнаем, приняты ли мы той или иной социальной группой, являемся лидерами или аутсайдерами, определяем ли в чем-то поведение других или же это другие преимущественно определяют наше собственное поведение.

В разных ситуациях – в разном социальном контексте – одни и те же люди ведут себя по-разному. Поведение людей определяется ценностями. В сущности, ценности всех людей сходны, люди отличаются только шкалой своих ценностей – тем, какие из ценностей для них доминируют, а какими можно всегда или ситуативно поступиться.

Социальные ценности – это ценностные представления, принятые данной социальной группой. Такие представления более многообразны, чем индивидуальные ценности. Они определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры, если речь идет о народе, и спецификой рода занятий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах.

Поскольку каждый человек входит не в одну, а в несколько социальных групп, в его сознании перекрещиваются ценности этих групп, иногда весьма противоречивые. Групповые ценности классифицируются на общественные, стратификационные, политические, этнические, религиозные.

Те ценности, которые действительно определяют поведенческие стратегии людей, обязательны для всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе применяются санкционированные группой наказания, называются социальными нормами. Не все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Позитивные состояния вещей, которые не могут быть достигнуты человеческими усилиями, нормами не становятся, как бы они ни были хороши и желательны.

Существуют также позитивные оценки человеческих поступков и действий, которые никогда не становятся социальной нормой потому, что люди не в состоянии им следовать в массовом порядке. К примеру, в любом обществе почитаются герои как идеал храбрости и самоотверженности и святые как носители идеала возвышенной морали и любви к ближнему. Но история не знает общества, которое бы состояло только из героев или святых. Таким образом, некоторые социальные ценности всегда остаются эксклюзивным недосягаемым образцом. Нормой же становится то, чего в принципе можно потребовать от поведения каждого.

Нормой не могут быть и действия, не совершать которых человек никак не может. Для того, чтобы норма стала нормой, должна иметься возможность противоположного выбора.

Функция норм в обществе не сводится только к непосредственному регулированию социального поведения индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым. Нормы предписывают всем членам данной группы в такой-то ситуации вести себя строго определенным образом, и это нормативное предписание подкрепляется угрозой социальных санкций в случае невыполнения и ожиданием поощрения в случае выполнения.

15 февраля 2015 года известный французский социолог Фредерик Лебарон провёл цикл лекций и семинарское занятие для студентов и преподавателей Балтийского государственного университета им. Иммануила Канта. С БФУ города Калининграда Фредерика Лебарона связывают давние дружеские отношения. Вице-президент социологической ассоциации Франции, ученик и последователь Пьера Бурдьё, авторитетно заявляет, что социология неотделима от экономики и является уникальным инструментом для оценки уровня благосостояния общества.

Ещё в 2008 году Николя Саркози, будучи президентом Франции, предложил экспертам отмежеваться от прежней системы критериев оценки общественного развития: объёма промышленного производства и ВВП, назвав их неактуальными и неспособными дать объективную оценку качества жизни человека в обществе. Фредерик Лебарон пристально наблюдал за работой созданной комиссии, которая, к слову сказать, так и не выполнила поставленную французским правительством задачу.

Почему нельзя полностью полагаться на ВВП как показатель уровня благосостояния общества? Пробки на автомобильных дорогах повышают статистику расхода бензина. Следовательно, дорожные заторы способствуют увеличению доли производства и потребления нефтепродуктов. Однако, автомобильные пробки – скорее отрицательное явление, которое к тому же способствует ухудшению экологической ситуации.

Доля производства домашней продукции тоже не учитывается ВВП. Хотя уровень производства дачного и подсобного хозяйства достаточно высок. Шесть соток вполне могут прокормить среднестатистическую российскую семью. Теневой экономический сектор тоже нельзя сбрасывать со счетов, особенно учитывая российский уровень коррупции.

Какие параметры французская исследовательская группа вложила в понятие качество жизни? Прежде всего, экспертами учитывается материальный доход, уровень образования населения, качество услуг здравоохранения. Обязательно берётся во внимание состояние окружающей среды и показатели физической безопасности населения. Все статистические сведения должны брать во внимание показатели социального неравенства. Кроме того, эксперты отказались рассматривать только объём инвестиций как показатель развития экономики. На первое место вышли индикаторы, определяющие степень отдачи от вложенных средств. Этот показатель, который ввела правительственная комиссия, относится к так называемому критерию устойчивости. Здесь важна эффективность использования ресурсов: природных, интеллектуальных и социальных. Не все они восполняемы. Полезные ископаемые и водные богатства требуют более чем ответственного подхода к их использованию.

Экономика рассматривает понятие качества жизни с материальной точки зрения. А вот социологи вкладывают в определение достойной жизни показатели счастья или несчастья. Можно ли быть счастливым в отдельно взятой стране? Не к этому ли стремилось человечество на всём протяжении собственной истории? Если бы правительство определяло уровень качества жизни с точки зрения не только экономики, но и социологии, то вынуждено было бы рассматривать и такие стороны человеческого бытия, как институт брака и детства, условия жизни инвалидов и престарелых членов общества. Например, дети не являются сегодня источником экономического дохода, но они определяют будущий доход государства с точки зрения трудовых ресурсов. Французские эксперты предлагают рассматривать уровень качества жизни с точки зрения «культурно-специфической обоснованности довольства или недовольства», которое скорей всего определяется не сегодняшним днём, а перспективами развития общества. Ситуация в странах Латинской Америки наиболее приближена к «счастливым показателям»: у них наблюдается процесс сглаживания социальной дифференциации, намечается устойчивый экономический рост. Люди это почувствовали и воспряли духом. Следовательно, по показателям «довольства» они чувствуют себя не хуже немцев и французов.

К сожалению, экономический кризис не добавляет количества счастливых людей в российском обществе. Но есть надежда на цикличное развитие экономики, когда вслед за кризисными явлениями обязательно начнётся период экономического подъёма. А вслед за ним появятся перспективы и надежды на лучшие условия качества жизни.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...