Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки. Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи

Линиза Мамбетова
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [З]-[З’]»

Конспект занятия по звуковой культуре речи.

Тема: Звук З-Зь

Цель: Знакомство со звуком З. Формирование правильной артикуляции звука З. Развитие мышц речевого аппарата по средствам артикуляционной гимнастики. Учить произносить звук «з» твердо и мягко, громко и тихо. Развитие речевого дыхания и целенаправленной воздушной струи. Развитие фонематического слуха. Правильное произношение звука з-зь в чистоговорках.

Задачи:

обучающие: Упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко громко и тихо; различать слова с этим звуком.

развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.

воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Методические приёмы: Дидактическая игра малой подвижности «Кто быстрей подберет пары к своим картинкам?» беседа.

Материал: Картинки - комарик. Картинки на заданный звук. Комарик на ниточке. Большой и маленький комарик. Бубен. Картинки – символы артикуляционных упражнений. Две одинаковые пары картинок.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть на вас и узнать, какие вы умные и послушные. Давайте покажем им, что мы с вами умеем. На занятиях мы учимся говорить. А разговаривать нам помогают губы, зубы и язык. Поэтому давайте, сначала сделаем гимнастику для языка. А помогут нам в этом наши друзья».

Воспитатель достает картинки – символы.

Артикуляционная гимнастика: Бегемотик, улыбочка, заборчик, трубочка, хомячок, лошадка, вкусное варенье.

2. Основная часть.

Воспитатель: «Ребята, послушайте, кажется здесь еще кто – то есть. Кто это звенит: «ЗЗЗЗЗ».

Достает коробку с комариком. А хотите, я научу наш язычок петь звонкую песенку комара?

Предлагает детям позвенеть вместе с комариком. Озвучивает движения. Объясняет артикуляцию: когда поем песенку комарика, язычок внизу, за нижними зубами, горлышко звенит.

Воспитатель: Давайте все вместе выпустим своих комариков и споём: «З - з - з». Давайте сейчас послушаем, как поют песню комариков мальчики. А у девочек получится так же звонко? Теперь следите за моей палочкой. Когда я подниму палочку, вы звонко запоёте песенку комара, когда опущу – песенку комара запоёте тихо.

Воспитатель: «Комарик хочет поиграть с вами. Давайте мы с вами будем ловить комаров».

Дети вместе с воспитателем поют песенку комарика, а затем «ловят» воображаемого комара ладонями (хлопают).

Воспитатель: «А теперь вы сами превратитесь в комариков, позвените и полетайте. Но как услышите звук бубна, сразу же садитесь на стульчики».

Игра: «Прилетели комарики, сели на шарики».

Воспитатель: «Ребята, комарик на своей спинке принес вам картинки. На картинках нарисованы предметы, названия которых начинаются на звук З».

Воспитатель выставляет картинки на магнитной доске. Дети самостоятельно или с помощью педагога называют слова. Воспитатель уточняет, что все эти слова начинаются на звук З.

Воспитатель «А теперь давайте подуем на комариков, и они полетят».

Дыхательное упражнение: «Комарик на ниточке».

Игра для развития фонематического слуха «Какой комар звенит?»

Воспитатель показывает две картинки: большой комар и маленький комар. Большой комар звенит очень сердито, зло – ззззззз. А маленький комарик звенит ласково, мягко зьзьзьзьзь.

Воспитатель говорит звуки з и зь по очереди вразбивку. А дети делают сердитое выражение лица, если слышат звук з – «песню большого сердитого комара». И улыбаются, если слышат песню маленького комарика.

(Можно дать в руки ребенка картинки двух комаров и попросить поднять нужную картинку, когда услышишь песенку этого комара.)

Комарики устали пусть отдохнут, а мы свами поиграем.

«Один – много».

Я назову один предмет, а ты – много.

Один зонт – много зонтов.

Один зайка – много заек.

Один завод – много? Заводов.

Одна мозаика – много -? Мозаек…

Воспитатель: Молодцы! В музыкальной комариной школе малыши- комары (их ещё можно назвать иначе: вы ребята, а они. (комарята) ,вы ребятишки,а они (комаришки)

Исполняют сложные песенки.

(Чистоговорки:)

За – за – за – идёт коза.

Зу – зу – зу - я пасу козу.

За – за– за – ест траву коза

Зе-зе-зе - дай воды козе.

За-за-за, зя – зя – зя – шалить нельзя.

Зю- зю -зю, зу- зу -зу – не дрозните козу.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Зоя ведет козлят и? … козу!

Зой-зой-зой, зой-зой-зой. Козлята идут вместе с? …Козой!

Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто быстрей подберет пары к своим картинкам?», послушайте правила игры.

1. Разделить все картинки на две одинаковые парные группы. Одну группу картинок положить стопкой на стол рисунками вниз. Другую такую же группу картинок раздать детям.

2. Один ребенок берет картинку из стопки и показывает всем. Называет ее: «У меня гнездо». Другой ребенок, имеющий такую же картинку, говорит: «И у меня гнездо». Оба ребенка кладут свои парные картинки на стол.

3. Заключение.

Молодцы! Давайте ещё раз вспомним и расскажем а, комарик за ваши правильные, ответы, будет подниматься выше и выше слушая вас,

с каким новым звуком мы сегодня познакомились?

(звуком з)

Воспитатель: Как мы ещё назвали этот звук?

(Песенкой комара).

Воспитатель: Как звучит песенка комара?

Воспитатель: «Молодцы ребята. Но наше занятие подошло к концу и комарику пора улетать. Попрощайтесь с ним».

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Ч]» Коммуникация. (Развитие речи) Звуковая культура речи: звук «Ч» Показываю изображение цифры 4. Как вы думаете, что это? Дети называют.

Конспект интегрированного занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Семья» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по звуковой культуре речи «Семья» Цель: Закреплять у детей знание с согласного.

Конспект по звуковой культуре речи Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №132» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.

Конспект занятия по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте «Веселые звуки» Программные задачи: Учить подбирать слова похожие по звучанию, определять длину слова. Учить обводит и штриховать. Совершенствовать фонематический.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в первой младшей группе «Звуки [т]-[д]» Программное содержание. Образовательные задачи. Упражнять детей в отчетливом произношении изолированных согласных звуков «т» «д». Формировать.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения

2. Методика работы по воспитанию звуковой культуры речи вне занятий

3. Примерный практический материал по развитию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста (до 3-х лет)

4. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-5 лет

5. Примерный практический материал по развитию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста (3-5 лет)

6. Воспитание звуковой культуры речи у детей 5-6 лет

7. Примерный практический материал по развитию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста (5-6 лет)

Литература

Введение

Понятие "звуковая культура речи" широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Составные компоненты звуковой культуры - речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован (он лишь незначительно отличается от речевых органов взрослых), функционирует и фонематический слух. В то же время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи.

У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки.

Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.

При движениях органов речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, а такие качества формируются постепенно.

Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, в старшем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе.

Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

1. Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чис того и правильного произношения

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими. логопедия речь произношение артикуляция

Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов, и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.

Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения и от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков. Задача воспитателя - развивать у детей подвижность языка (умение поднимать язык вверх, отодвигать вглубь рта и т.д.), губ (умение их открывать, вытягивать вперед и т.д.), регуляцию движений нижней челюсти.

Так как речь связана с движениями речевого аппарата большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Обычно она включает в себя 3-5 упражнений в зависимости от звуков, которые нарушены, от степени сложности речевого дефекта. М.Ф. Фомичёва в своих методических пособиях предлагает такой "набор" артикуляционных упражнений: "трубочка-улыбка", "качельки", "часики", "маляр", "заведи моторчик" и т.д.

Дополнительно применяются упражнения по развитию мелкой моторики рук, своеобразная пальчиковая гимнастика:

Сборка картинок пазлов;

Построение цветовой композиции с помощью мозаики;

Игра с конструктором (типа "Лего");

Игры с игрушками-тренажерами: матрёшки, резиновые ёжики и пр.;

Верёвки капроновые плетёные для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;

Самомассаж с прищепками;

Упражнение "клювы", "колечки" и т.д.

Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование.

Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук "р" лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении "р". Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, нарушения плавности речи и т.п. Для развития речевого дыхания используют такие игры, как "Чей одуванчик раньше улетит?", "Чей паровоз лучше гудит". Очень полезны упражнения дыхательной гимнастики ("Крылышки", "Поймаем бабочку", "Цветок распускается"), пропевание гласных звуков с движениями ("Рубим дрова", "Пускаем облачко", "Поймаем лучик" и т.д.).

Ребёнка нужно научить правильно применять целесообразные движения, т.е. предъявлять определённые требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза - неотъемлемая часть работы по устранению недостатков звукопроизношения. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение. Опираясь на слух, ребёнок контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить, "подогнать" своё произношение к произношению окружающих. Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

Условно можно выделить 6 этапов формирования у детей дошкольного возраста правильного произношения:

1 этап - от 0 до 1 года;

2 этап - от 1 до 3 лет. В этот период у детей быстро увеличивается словарный запас. Для улучшения произносительной стороны речи необходима систематическая работа, направленная на развитие слухового внимания, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения:

а) игра "Кто пришёл в гости" (животные)-на развитие слухового внимания;

б) дуть на кораблик в тазу с водой, произнося звук "ф" - тихо плывёт, звук "п-п-п" - при сильном ветре - на развитие речевого дыхания. Здесь необходимо следить за тем, чтобы дети не надували щёки.

в) игра "Позови мишку играть с собой" - следить, чтобы ребёнок говорил громко, а не кричал -на развитие силы голоса.

г) на одном выдохе произносить 3-4 слога (ко-ко-ко, мяу-мяу, га-га-га).

3 этап - 3-4 года. В этом возрасте у детей непрерывно увеличивается словарный запас. Наблюдаются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых. На этом этапе большое внимание уделяется развитию речевого слуха, речевого дыхания и основных качеств голоса:

а) игра "Лошадка" - на развитие дыхания. Во время игры нужно следить, чтобы ребёнок произносил звук длительно.

б) "Хоботок", "Улыбочка" - на артикуляцию.

в) "Угадай, кто сказал" - на развитие речевого слуха.

4 этап - 4-5 лет. К 4 годам активный словарь достигает 2000 слов. Речь становится более связной, совершенствуется способность к восприятию и произношению слов. Важно развивать речевое дыхание, научиться различать ротовое и носовое дыхание:

а) упражнение "Ныряльщики" - на развитие дыхания;

б) "Вкусное варенье" - научить поднимать широкий передний край кверху. Губы и челюсть остаются неподвижными.

в) игра "Поезд" - обратить внимание, что при произношении звука "т" кончик языка стучит в верхние зубы, но не высовывается между зубами.

5 этап - 5-6 лет. К 5 годам в активном словаре ребёнка появляются обобщающие слова. По мере употребления слов совершенствуется их произношение. В этот период продолжается работа по совершенствованию произносительной стороны речи, воспитанию речевого слуха, речевого дыхания, произношения, а также по развитию фонематического слуха: ребёнок учится различать звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

а) игра "Лес шумит" - развитие дыхания;

б) "Угадай, что в руке";

в) "Шар лопнул".

6 этап - 6-7 лет. К 6 годам словарь ребёнка увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарём, неточное употребление слов. На этом этапе продолжается работа по звукопроизношению, развитию фонематического слуха и звукового анализа речи.

а) игра "Угадай, кто поёт". Обязательно нужно обращать внимание на положение кончика языка при произнесении звуков, а также их звучание.

Формирование правильного произношения у детей - это очень сложный процесс. В основе системы работы лежит индивидуально-дифференцированный подход. При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребёнка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру.

На протяжении занятия у ребёнка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать не только речь окружающих, но и собственную.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин боли позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряжённость в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Поэтому нужно применять в работе систему расслабляющих упражнений, которые помогут снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти. Материал для тренировки мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляции преподносится детям в виде сказок, весёлых полянок, стишков, загадок. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

На индивидуальных занятиях полезно учить детей воспроизводить ритмический рисунок хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне, игрой на дудочке, свистке, используя для этого несложные музыкальные произведения. Например, использовать задания типа "Узнай по движению, кто это" (ребёнок под музыку показывает движения какого-либо животного, остальные угадывают, кто это). Или имитировать действия людей (стирать, кататься на лыжах, сгребать снег, играть в снежки, подметать пол). Все движения выполняются ритмично, под музыку.

Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагом, бегом, прыжками.

Мелодия помогает плавному движению руки, улучшает слуховое внимание.

Для стимулирования речи используется и изобразительная деятельность, которая как музыка и движения, обладает определённым ритмом (повторяемость, чередование тех или иных элементов рисунка). Постепенно у детей развиваются точность и плавность движений пальцев. При рисовании используется ритмическое сопровождение: пословное, слоговое, звуковое, ритмический орнамент с комментариями, приговоркой: "топ-топ", "кап-кап", "рисуйте и думайте про те цветы, которые вы видели". При рассматривании игрушек-образцов (например, дымковских) используются загадки, стихотворения, песни - потешки в сочетании с движениями ("Жил-был у бабушки серенький козлик" - воспитатель читает, ребёнок выполняет движения).

Для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах используются считалки, в которых ритмический акцент сопровождается движением руки.

"Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была".

Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки - исключительно благоприятный материал для работы над автоматизацией поставленных звуков.

Таким образом, проводя систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков (начиная со 2 младшей и кончая старшей группой), а также по дифференциации часто смешиваемых звуков (в подготовительной группе), мы одновременно осуществляем большую работу по подготовке детей к обучению грамоте, направляем их внимание на звуковую сторону языка, на отрабатываемые звуки, воспитываем активность фонематического восприятия.

2. Методика работы по воспитанию зву ковой культуры речи вне занятий

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи - является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О.И. Соловьева, определяя основные направления работы по развитию звуковой культуры речи, отмечает, что "перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи"

Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Развитие звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Развитие звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Работу по звуковой культуре речи вне занятий можно организовать на утренней речевой зарядке, на прогулке, в часы игр, во время утреннего прихода детей и перед уходом их домой.

Для развития и совершенствования артикуляционного аппарата, голоса и речевого дыхания желательно включить в режим дня речевую зарядку. Она должна проводиться со всеми детьми и может сочетаться с утренней гимнастикой или проводиться самостоятельно перед завтраком. На речевой зарядке детям даются упражнения в игровой форме, направленные на выработку точных, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, на развитие речевого дыхания и голоса.

С детьми, которые не усвоили программный материал по звуковой культуре речи или плохо усваивают его на занятиях, необходимо проводить дополнительную работу. Занятия организуются как индивидуальные, так и групповые (например, объединяются в одну группу дети, которые не усвоили какой-либо звук). Такие индивидуальные и групповые занятия могут проводиться на прогулке, в часы игр, во время утреннего приема детей и перед уходом их домой.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, Способность воспринимать данный темп и ритм.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.

4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.

5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.

7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например, носовой оттенок произнесения слова, заикание), для того чтобы, своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту-логопеду.

Развитие речевого слуха. В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого слуха идет неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несет звуковысотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи (плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый) и тембру (отличают по голосу мать и других близких), а также правильно воспринимают ритмический рисунок слова, т. е. его акцетно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и месте ударного слога) в единстве с темпом речи. В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование, фонематического слуха, т, е. способности четко отличать один звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова. Хорошо развитый речевой слух обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, дает возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить умеренным, темном, интонационно выразительно. Развитие речевого слуха тесно связано с развитием ощущений, возникающих при движениях органов артикуляционного аппарата.

Таким образом, воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение, голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и т. д.).

Развитие артикуляционного аппарата. Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией. Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое небо и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения. Но если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения. Если же у ребенка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата (например, малоподвижный язык), то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи.

Поэтому задачами воспитателя являются: 1) развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т. д.); 2) развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами); 3) развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.

Работа над развитием речевого дыхания. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание является произвольным в отличие, от неречевого, которое осуществляется автоматически. При неречевом дыхании вдох и выдох производятся через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей дошкольного возраста, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием к речи детей со стороны взрослых. Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их на шепоте. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, от чего речь становится нечеткой, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает, говорить фразы в ускоренном темпе без соблюдения логических пауз.

Поэтому задачами воспитателя являются: 1) используя специальные игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох; 2) путем подражания речи педагога воспитывать умение правильно, рационально использовать его (произносить небольшие фразы на одном выдохе).

Голос возникает в результате колебания голосовых связок. Его качество зависит от совместной работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Различные заболевания верхних дыхательных путей, хронические насморки, аденоидные разращения и т. п. способствуют возникновению голосовых нарушений. Нередко у детей дошкольного возраста нарушения голоса возникают в связи с неправильным его использованием: перенапряжением голосовых связок, вызываемым постоянно громкой напряженной речью, особенно в холодное время года на улице, неправильным использованием тона голоса, не соответствующим диапазону голоса ребенка (например, дети подолгу подражают писклявой речи маленького ребенка или говорят низким голосом за "папу"). Нарушения голоса могут возникнуть также у детей, перенесших заболевания носоглотки или верхних дыхательных путей и не соблюдавших во время заболевания или сразу после него щадящего режима для голоса. Неправильное использование голосовых возможностей бывает связано с особенностями личности ребенка (слишком застенчивый ребенок часто говорит тихо; дети, которые быстро возбуждаются, говорят на повышенных тонах); с неправильным воспитанием, когда окружающие сами говорят на повышенных тонах, к чему приучаются и дети; с вынужденным использованием детьми громкого, напряженного голоса, если в помещении постоянный шум (радио, телевизор, постоянный шум в группе детского сада и т. п.).

Задачами воспитателя являются: 1) развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса - силу и высоту; 2) приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо - громко).

Формирование правильного произношения всех звуков родного языка. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования правильного произношения всех звуков родного языка. В детском саду эта работа должна быть закончена. Правильное произношение звуков может быть сформировано в том случае, если у детей достаточно развиты подвижность и переключаемостъ "деканов артикуляционного аппарата, речевое дыхание, "если они умеют владеть своим голосом. Очень важно для формирования правильного звукопроизношения иметь хорошо развитый речевой слух, так как он обеспечивает самоконтроль, а самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Нарушения звукопроизношения могут быть вызваны дефектами речевого аппарата (расщепления твердого и мягкого неба, отклонения в строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка и т. д.), недостаточной подвижностью органов артикуляции, недоразвитием фонематического слуха (неумение отличать одни звуки от других).. Снижение физического слуха, небрежное отношение к своей речи (неумение слушать себя и других), усвоение неправильной речи окружающих также могут приводить к недостаткам произношения. Неправильное произношение детьми звуков выражается в пропусках звука, замене одного звука другим, искаженном произношении звука, особенно важно начать вовремя работу с детьми, у которых выявлены замены и искажения звуков, так как замены звуков в дальнейшем могут проявиться в письменной речи (замена одной буквы другой), а искаженно произносимые и вовремя не поправленные звуки в дальнейшем потребуют больших усилий (со стороны логопеда и самого ребенка) и более длительного времени для их устранения. Кроме того, надо помнить, что недостатки звукопроизношения часто являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь симптомом, признаком другого, более сложного нарушения речи, требующего специального лечения и обучения (такими являются алалия, дизартрия и др.).

Воспитатель должен: научить детей правильно произносить все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове), вовремя выявить детей с недостатками речи и при необходимости своевременно направить их в специальные детские учреждения.

Работа над дикцией. Хорошая дикция, т. е. четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слова и фразы в целом, формируется у ребенка постепенно, одновременно с развитием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата. Работа над дикцией тесно связана с формированием правильного произношения всех звуков родного языка. В возрасте от 2 до 6 лет, когда идет интенсивное развитее всех сторон речи, необходимо обращать внимание на четкость и ясность произношения ребенком слов и фраз; воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах. Но не всегда можно добиться хорошей дикции только по подражанию. Этому могут препятствовать недостаточно развитый речевой слух, недостаточная подвижностью органов артикуляционного аппарата, неумение владеть своим голосом и др. Нередко нечетная дикция формируется у детей с неустойчивым вниманием, легко возбудимых, которые не могут сосредоточиться на речи говорящих и у которых недостаточно развит самоконтроль. У таких детей речь бывает недостаточно четной, смазанной; они не всегда ясно произносят окончания слогов, фраз. Постепенно с воспитанием умения внимательно слушать речь окружающих и свою с развитием речевого дыхания; артикуляции, с овладением голосом улучшается у ребенка и дикция.

Воспитатель должен давать дошкольникам образец грамматически правильной речи, с хорошей дикцией, приучать их внимательно слушать речь окружающих и следите за четкостью своего произношения:

Работа над орфоэпией. Чтобы люди могли понять друг друга, звуковое оформление их устной речи должно быть единым. Поэтому воспитателям необходимо не только самим соблюдать правила устной речи; но и приучать к этому детей. Неоднократно мы встречаемся с тем, что дети в своей речи употребляют местный говор; ошибки просторечия, неправильное ударение, "буквенное" произношение слов (что, чего вместо штo и чево и т. п.).

Воспитатель осуществляет постоянный контроль за соблюдением детьми норм литературного произношения слов, своевременно исправляет их ошибки; давая образец правильного произношения, Задачей воспитателей является повышение произносительной культуры своей речи путем овладения орфоэпическими нормами родного языка, систематического использования различных пособий, словарей при подготовке к занятиям.

Работа над темпом речи. Под темпом речи понимается скорость протекания речи во времени. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи, артикуляция звуков ухудшается, иногда отдельные звуки, слоги и даже слова выпадают. Особенно часто эти отклонения имеют место при произнесении длинных слов или фраз.

Работа воспитателя должна быть направлена на то, чтобы выработать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо.

Работа над интонационной выразительностью. Интонация - это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:

мелодику - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;

темп - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;

ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);

фразовое и логическое ударения - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;

тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса) - звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки ("грустный, веселый, мрачный" тембр и т. п.).

При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания. Интонационно невыразительная речь может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного речевого воспитания, различных нарушений речи (например, дизартрии, ринолалии и пр.).

Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, служить образцом интонационной выразительности. Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Воспитатель при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь воспитателя, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

Все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. Для систематического и последовательного проведения игр и занятий по развитию звуковой культуры речи за основу должна быть взята работа над "живым" звуком слова. На каждом возрастном этапе следует постепенно усложнять материал, обязательно включая в него все разделы развития звуковой культуры речи.

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа:

I этап - от 1 года 6 месяцев до 3 лет. Для этого этапа (особенно для его начала) характерно бурное развитие активного словаря. Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения, функционируя при произнесении целого слова, претерпевают некоторые изменения: уточняются, становятся более устойчивыми. Развивается способность ребенка осознанно подражать произнесению целого слова, благодаря чему воспитатель получает возможность существенно влиять на развитие звуковой стороны речи ребенка. Основой работы по звуковой культуре речи является использование различных звукоподражаний. Значительно возрастает эффективность работы, поскольку занятия с детьми в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет проводятся не с небольшим числом детей (5--6), как ранее, а с подгруппами.

II этап - от 3 до 5 лет. В этом возрасте идет формирование фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных артикуляционных движений. Это дает ребенку возможность воспроизводить щелевые, аффрикативные и сонорные звуки. Работа на этом этапе опирается на заметно выраженное сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной отработке всех звуков родного языка.

III этап - от 5 до 6 лет. Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников в детском саду. К началу этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформировались, однако важно, что бы четко различались (как в произнесении, так и при слуховом восприятии речи) звуки, которые близки по артикуляционным или акустическим признакам (с - ш, з - ж и др.; с - сь, с - эй др.). Специальная работа по совершенствованию различения, дифференциации таких звуков способствует дальнейшему развитию фонематического слуха детей, усвоению фонем как звуко-смысло-различителей (сайка - зайка, уеал - уголь и т. п.).

На каждом этапе развития звуковой культуры речи, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития речи детей.

3. Примерный практический материал по развитию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста (до 3-х лет)

Игра "Гости"

Цель. Воспитание слухового восприятия и правильного произношения звукоподражаний. Одновременно выработка умения пользоваться голосом средней громкости.

Содержание. Педагог говорит детям, что они будут встречать гостей. Выйдя с одним из детей из комнаты, воспитатель надевает ему шапочку с изображением собаки. Затем со словами "тук-тук" они открывают дверь. Дети спрашивают: "Кто там?" Ребенок отвечает: "Ав-ав". Воспитатель обращается к ребятам: "Кто пришел к нам в гости?" Дети отвечают: "Собака".-- "Позовем собаку". Дети говорят: "Ав-ав". Затем педагог повторяет игру, надевая детям шапочки с изображением гуся (га-га-га), лягушки (ква-ква), курочки (ко-ко-ко), козы (мз-мэ) и других животных.

Методические указания. Следить, чтобы дети произносили звукосочетания четко, достаточно громко.

"Баюканье куклы" .

Цель. Развитие артикуляционного аппарата, и формирование слухового восприятия. Одновременно выработка длительного речевого выдоха и умения менять громкость голоса.

Методические указания. Следить, чтобы дети произносили звук а длительно и на одном выдохе; тех, кто не умеет достаточно хорошо пользоваться голосом, вызывать небольшими группами, чтобы лучше проконтролировать их

"Ауканье"

Цель. Выработка четких движений органов артикуляционного аппарата. Одновременно отработка умения менять громкость голоса, длительность ротового выдоха.

Содержание. Находясь на прогулке, воспитатель говорит детям, что они пришли в сад собирать цветы. Некоторые ребята ушли далеко, надо, позвать их, поаукаться (складывает руки рупором и показывает, как надо произносить ау). Дети разбиваются на две подгруппы. Одну педагог ставит рядом (они будут говорить ау тихо), а другая уходит в отведенное место (они далеко и будут говорить громко).

Методические указания. Детей с тихой речью ставить в подгруппу, которая должна произносить ау громко. Следить, чтобы все дети оба звука произносили плавно, правильно пользовались громкостью голоса.

"Ветер"

Цель. Воспитание слухового восприятия и четкого произношения звука в. Одновременно отработка длительности ротового выдоха, умения менять громкость голоса.

Методические указания. Следить, чтобы дети правильно воспроизводили гудение ветра: тихо - легкого, громко - сильного.

4. Развитие звуковой культуры речи у детей 3 - 5 лет

Речь детей в возрасте от 3 до 5 лет продолжает развиваться. В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова. Они начинают правильно пользоваться грамматическими формами, могут в логической последовательности пересказывать небольшие сказки, рассказы, описывать и передавать содержание картинок. Быстро развивается и звуковая сторона речи. Дети усваивают и правильно произносят многие, звуки родного языка, чище и отчетливее произносят слова и фразы, умеют пользоваться голосом, Начинают следить за темпом своей речи.

Основная задача формирования звуковой культуры речи на данном; этапа сводится к развитию у детей фонематического слуха и правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произнесением слов и, фраз.

Наряду с решением основной задачи в этом возрасте необходимо проводить работу и по другим разделам, звуковой культуры речи, к именно: воспитывать умение соизмерять громкость голоса в зависимости от ситуации, говорить в размеренном темпе, правильно произносить слова с точным употреблением, в них ударения.

В работе с детьми раннего возраста и 1-й младшей группы широко используются звукоподражания. Для детей 2-й младшей и средняя групп воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением. Формирование его должно быть закончено в детском саду, а совершенствование остальных разделов звуковой культуры речи будет продолжаться и в школе 1. В то же время работу над звукопроизношением легко сочетать с развитием речевого слуха, речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата, дикции и интонации.

Воспитание правильного звукопроизношения осуществляется при последовательной отработке всех звуков родного языка. При этом мы формируем не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и слухопроизносительные возможности ребенка, т. е. те связи слухового и артикуляционного контроля, без которых невозможно правильное произношение звуков.

Если дети 3 лет еще недостаточно хорошо произносят звуки с, а, ц, ш, ж, ч, щ, р, л, не следует начинать их отрабатывать, так как это может привести к закреплению, их неправильного произношения. Надо проводить работу по всем разделам звуковой культур речи. Совершенствование речевого слуха и произносительных возможностей будет способствовать появлению этих звуков в речи ребенка и правильному их произношению. Например, отрабатывая с детьми 3 лет более легкие для произношения звуки и, ф, в, воспитатель создает предпосылки для появления новой группы звуков - свистящих (с, з, ц), для которых характерен определенный уклад органов артикуляционного аппарата, близкий к укладу звука и, а также наличие целенаправленной воздушной струи, которая вырабатывается при отработке звуков ф, в. Так мы создаем возможность переноса навыков, выработанных для одной группы звуков, на другую.

Последовательная обработка звуков дает возможность систематически, последовательно проводить работу по формированию и дальнейшему совершенствованию звуковой культуры речи.

Отработка всех звуков родного языка предусматривает четыре вида работы, последовательно сменяющих друг друга: подготовку органов артикуляционного аппарата, уточнение произношения кодированного звука (и в слогах) и умение выделить этот звук среди других, закрепление правильного произношения звука в словах, закрепление правильного произношения звука во фразовой речи.

Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделам звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи).

1-й вид работы - уточнение движений органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель дают игровые упражнения для развития иди уточнения движений, выработки определенных положений способствующих правильной артикуляции звуков. При этом выделяется работа над следующими разделами звуковой культуры речи: воспитание четкой и правильной артикуляции, длительного, главного ротового выдоха, развитие громкости голоса.

2-й вид работы - уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.

Воспитатель дает игры или игровые упражнения дня уточнения произнесения изолированного звука или вызывания его по подражанию. Внимание детей фиксируется на положении органов артикуляционного аппарата при произнесении этого звука и его звучания. Используются игры для выделения данного звука из группы звуков.

Этот вид работы способствует воспитаний речевого слуха, умения соизмерять громкость голоса, развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания.

3-й вид работы - воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха.

Воспитатель дает различный игровой материал (в основном дидактические игры), способствующий четкому и правильному употреблению звуков в словах. Сначала даются те слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко, длительно, т. е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем не только выделять, но и определять его место в слове. Одновременно решаются задачи совершенствования фонематического слуха, дикции и произнесения слов согласно орфоэпическим нормам.

4-й вид работы - воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.

Воспитатель дает специально подобранный речевой материал: словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки. Он следит за правильным употреблением данного звука на перечисленном материале. Воспитание правильного произношения звуков в самостоятельной речи сочетается с развитием речевого слуха и речевого дыхания, с выработкой умения пользоваться умеренным темпом и интонационной выразительностью речи.

5. Примерный практический материал по развитию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста (3-5 лет)

1-й вид работы

Цель. Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата.

"Покажи, как Федя сердится и как он радуется"

Содержание. Воспитатель говорит детям, что, когда Федя недоволен, он надувает губы вот так (вытягивает сомкнутые губы вперед трубочкой), а когда Федя бывает доволен, он улыбается (растягивает губы, обнажая верхние и нижние передние зубы). Воспитатель: "А теперь я буду рассказывать про Федю. Когда он будет недоволен, вы надувайте губы (показывает как), а когда будет радоваться, вы улыбайтесь... Купила мама Феде машину. Доволен Федя, улыбается. Вышел он с машиной гулять, а на улице дождь идет, что ему делать, не знает. Надул он губы. В это время вышел Петя. Обрадовался ему Федя, улыбнулся. Попросил Петя у Феди покатать ere машину. Жалко стало Феде машину, надул он губы. А здесь и тучки разбежались, выглянуло солнышко. Улыбнулся Федя и говорит Пете: "Пойдем вместе играть с машиной".

Методические указания. Следить, чтобы дети без напряжения растягивали губы в улыбке и обнажали передние зубы. При вытягивании губ вперед они должны быть сомкнуты.

2-й вид работы

Цель. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, правильного произношения изолированного звука с. Развитие речевого слуха, выработка длительного ротового выдоха.

"Насос"

Методические указания. Следить, чтобы дети произносили звук с четко, правильно, длительно.

3-й вид работы

Цель. Закрепить правильное произношение звука с в словах, развивать фонематический слух, добиваться четкого произнесения слов согласно литературным нормам произношения.

"Знаешь ли ты?"

Содержание. Воспитатель: "Дети, я задам вам несколько вопросов, а помогут ответить на них картинки, которые лежат у каждого на столе. Тот, кто найдет правильный ответ на мой вопрос, выйдет и четко назовет предмет, изображенный на картинке". Далее следуют вопросы: "На чем можно ездить?" (У детей по этой теме имеются картинки с изображением самоката, санок, самолета, коляски, автобуса, троллейбуса и т. д.). "Что есть в магазине?" (Сахар, сок, сыр, весы, колбаса, масло, капуста, мясои т. д.). "Кто живет в зоопарке?" (Сова, сом, суслик, слон, собака, лиса, аист и т. д.). После того как дети правильно назовут предметы и животных, изображенных на картинках, воспитатель спрашивает, какой звук повторяется во всех этих словах.

Методические указания. Следить за четким произнесением слов, за правильным произнесением звука с в словах. Если дети затрудняются определить звук с в словах, воспитатель сам называет несколько слов, голосом выделяя в них звук с.

4-й вид работы

Цель . Развивать речевой слух, вырабатывать хорошую дикцию, закрепить звук с во фразах при произнесении их на одном выдохе, воспитывать умение говорить интонационно выразительно, в умеренном темпе.

"Почтальон"

Подобные документы

    Методика обследования звуковой стороны речи у детей. Этапы обучения правильному звукопроизношению. Содержание, структура и методика занятий по формированию слово- и звукопроизношения в разных возрастных группах. Основные типы нарушения произношения.

    контрольная работа , добавлен 28.02.2011

    Особенности современных методик проведения занятий по развитию речи с детьми в детском саду, в том числе с книгами и картинками. Задания на воспитания звуковой культуры речи дошкольников. Дидактические упражнения "Назови предмет" и "Угадай по голосу".

    контрольная работа , добавлен 15.12.2009

    Формирования звуковой стороны речи. Возрастные особенности развития культуры речи. Полноценное формирование фонетики и фонематики. Лексикограмматический компонент речи. Воспитание звуковой культуры речи. Формирование правильного произношения звуков.

    курсовая работа , добавлен 13.08.2011

    Этапы овладения речью и стадии психического развития ребенка. Основы развития речи: зрительное и слуховое восприятие, двигательные функции речевого аппарата. Методики выявления сформированности психофизиологических предпосылок речевого развития у детей.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2011

    Основные задачи, содержание и методика работы по воспитанию звуковой культуры речи в возрастных группах. Развёрнутый план занятия для детей младших групп по формированию правильного звукопроизношения звуков "с" и "ш". Звуковая культура речи (звук з).

    контрольная работа , добавлен 15.01.2012

    Понятие звуковой культуры речи и её значение для развития личности ребёнка. Задачи и содержание работы по звуковой культуре речи в старшей группе. Опытно-экспериментальная работа. Анализ результатов диагностики. Рекомендации по результатам диагностики.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2017

    Сущность и исследование значения речевой функции в психическом развитии ребенка. Основные подходы к периодизации речевого развития ребенка, этапы данного процесса и принципы управления им. Оценка эффективности формирования правильной речи ребенка.

    реферат , добавлен 19.06.2014

    Понятие и проблема развития культуры речи, значение культуры речи и чистоты языка. Досуг как необходимое звено в цепи воспитания и развития ребенка. Возрастные особенности характера младшего школьника. Характеристика форм, методов, средств развития речи.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Значение устной речи для людей с нарушением слуха. Особенности устной речи и возможности ее овладения неслышащими детьми. Система работы по формированию правильного темпа речи и скорости произношения учеником речевых отрезков в единицу времени.

    дипломная работа , добавлен 25.07.2013

    Проблема воспитания звуковой культуры речи. Основы формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Роль фонематического восприятия в развитии речи. Использование в обучении дошкольников сюжетно-ролевых, подвижных и народных игр.

Тема: «СТРАНА ЗВУКОВ».

Задачи: развивать слуховое внимание и фонематический слух; учить различать неречевые и речевые звуки; уточнить артикуляцию гласных звуков; , придумывать слова на заданный гласный звук; дифференцировать понятия «звук», «слово»; учить различать короткие и длинные слова; учить управлять голосом, менять его силу, громкость; воспитывать умение слушать других; воспитывать доброе отношение к окружающим.

Ход занятия

Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, вы хотите попасть в страну звуков? Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, их можно только услышать и произнести. Давайте вспомним, какие звуки можно услышать, сидя дома.

Дети вспоминают, что слышали шум ветра, дождя, гром, как едет машина, поезд, поют птицы, лают собаки.

У.-д. Ребята, а ведь у каждого предмета свой «голос». Давайте с вами послушаем голоса различных предметов.

Игра «Внимательные ушки».

Педагог за ширмой производит шумы разными предметами, а дети отгадывают, какой предмет звучал. (Стучал барабан, звенел колокольчик, звучал бубен, рвали бумагу, переливали воду, стучали мячом, шарик катился по столу и т.д.)

У.-д. А ведь у каждого человека тоже есть свой голос. Вы узнаете друг друга по голосу? Давайте поиграем.

Игра «Ну-ка глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!».

У.-д. Все живые существа имеют свой голос и издают разные звуки,

У.-д. Ребята, а чем мы умеем издавать звуки? (Ногами.) Давайте потопаем тихо-тихо. А сейчас громко-громко. А чем ещё умеем издавать звуки? (Руками.)

Давайте потрём ладошки и послушаем, какой звук получился… А теперь тихо похлопаем… А теперь громко… А ещё чем мы издаём звуки? (Ртами.)

Закройте рот и попробуйте сказать слово «здравствуйте». Ничего не получилось?

Дети рассказывают, что рот умеет открываться и закрываться, язык, зубы, губы помогают нам издавать звуки.

В этот момент раздаётся шорох. Дети прислушиваются, идут на шорох и находят в сухих листьях маленького ёжика.

У.-д. Хотите, я расскажу вам историю про ёжика?

Дети располагаются на ковре, и педагог рассказывает историю, сопровождая её показом картинок-символов, вызывающих активное звукоподражание.

Однажды маленький ёжик отправился гулять один. Он топал по лесу - топ-топ-топ. Вдруг он увидел, что заблудился. Ёжик испугался и тихо заплакал, и слёзки закапали - кап-кап-кап. А тут ещё туча закрыла солнышко, и дождь забарабанил по сухим листьям - бам-бам-бам. А потом загудел сильный ветер -у-у-у; завыл - в-в-в. Ёжику стало совсем страшно, и он заплакал громко-громко, и слезы закапали сильнее - кап-кап-кап! Но вдруг зашуршали листья - ш-ш-ш. Из-под них выполз большой жук. Он сказал: «Не плачь, ёжик, я отведу тебя домой, а по дороге спою тебе песенку». И жук запел - ж-ж-ж. Потом они встретили комарика, который тоже согласился провести ёжика домой и при этом пел свою песенку - з-з-з. А потом им встретился весёлый ручеёк. Он сказал, что приведёт ёжика к самому дому. Они побежали вместе и пели песенку ручейка - с-с-с. Ручеёк привёл ёжика к самому дому, а там его уже ждала мама. Она согрела чай, и чайник радостно стучал крышкой - б-б-б. Мама поцеловала ёжика, а он сказал, что больше не будет гулять один, и радостно зафыркал - пфф-пфф-пфф.

У.-д. Ребята, а вы знаете, что звуки очень дружат друг с другом, и когда они соединяются, то получаются слова. Если звуков мало, то слово получается короткое, а если звуков много, то слово получается длинное. Давайте поиграем в слова!

Игра «Длинные и короткие слова».

Дети садятся вокруг стола, на котором большой лист бумаги и два мелка: длинный зелёный и короткий красный. Педагог показываем детям картинки, вместе произносят слова и «прохлопывают». После чего выбирают длинный или короткий мелок. Один из детей ещё раз проговаривает слово и одновременно рисует дорожку. Длинные слова оставляют длинную дорожку, а короткие - короткую.

У.-д. А сейчас посмотрим, что у нас получилось. Запомните, что слова бывают длинными и короткими.

Какие короткие слова вы запомнили? (Кот, дом, шар, лук, сыр.)

А какие длинные слова запомнили? (Че-ре-па-ха, по-пу-гай, са-мо-лет, ма-треш-ка, со-ба-ка.)

А сейчас мы с вами попадём на улицу гласных звуков. Давайте вспомним, что умеют делать гласные звуки. (Петь, громко кричать, растягиваться.)

Игра «Испорченный телевизор».

Дети выстраиваются друг за другом. Педагог показывает первому ребёнку беззвучно артикуляцию любого гласного звука. Дети поворачиваются друг к другу и передают «изображение» звука. Последний ребёнок должен угадать, какой звук ему передали и громко его крикнуть.

Игра «Тянем звуки».

Разные варианты игры: дети берутся за руки и, произнося гласные звуки, растягивают свой круг; дети присаживаются, как маленькие грибочки, произносят гласные звуки и «растут» вместе с ними. И т.д.

Игра «Хоровод гласных звуков».

Дети бегают друг за другом по кругу, если слышат гласные звуки, которые произносит педагог. А когда услышат согласный звук, который нельзя произносить протяжно, останавливаются.

У.-д. Ребята, на улицу гласных звуков пускают только тех, кто с ними знаком. Каждый из вас назовёт любой гласный звук и получит красный билетик.

Дети называют гласные звуки: а, о, у, и, ы, э.

В это время волшебная дорожка, ведущая на улицу гласных звуков, превращается в звуковую дорожку, на которой нарисованы символы гласных звуков. Дети идут по дорожке, пропевая гласные звуки. Дорожка ведёт к домикам, на которых тоже символы гласных звуков.

У.-д. Ребята, в этих домиках живут мальчики и девочки. Давайте угадывать их имена!

Аня, Алла, Алёнка, Андрей, Алёша.

Ульяна.

Оля.

Ира, Инна, Игорь, Ильюша.

А ещё в этих домиках живут картинки. Но они вышли погулять и забыли, кто где живёт. Поможем им найти домики?

Игра «Где чей домик?»

Дети по очереди переворачивают картинки, лежащие на ковре, громко называют слово, протяжно произнося первый звук, называют его и решают, в каком из домиков живёт эта картинка.

У.-д. Вот и закончилась наша игра со звуками. Вы немножко устали. Смотрите-ка, а ведь наш ёжик тоже устал. Давайте споем ему колыбельную песенку, а петь будем нежно и ласково.

Дети по очереди берут на руки ёжика, качают его, нежно напевая на мотив колыбельной: а-а-а-а-а-а-а; у-у-у-у-у-у-у; о-о-о-о-о-о-о; и-и-и-и-и-и-и; ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы; э-э-э-э-э-э-э.

Ёжик уснул. Скажем «тс-с-с» и выйдем из группы и будем вести себя тихо, не будем издавать громких звуков, чтобы не разбудить ёжика.

И. Лебедева

Правильная речь – это один из важнейших показателей того, что ребенок действительно . Ведь именно правильная речь — залог успешного овладения чтением и письмом. Письменная речь (чтение и письмо) будут формироваться на основе устной. Вот почету дети, страдающие нарушениями устной речи, могут стать в школе потенциальными и . По статистике процент детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается.

В отношении состояния звукопроизношения тревожным фактом является и то, что даже в младших группах детских садов теперь не отмечается только «возрастное косноязычие», поскольку почти у каждого третьего ребенка имеют место и патологические формы нарушений звукопроизношения.

Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей

Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи играет большую роль в речевом развитии ребенка. Ведь дети среднего дошкольного возраста могут испытывать много речевых проблем.

Для правильного произнесения звука необходимо:

  • Подвижность органов артикуляции
  • Развитое речевое дыхание
  • Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие.
  • Развитие мелкой моторики также оказывает свое благотворное воздействие на становление речи малыша.

Внимание воспитателей массовых групп к этим составляющим очень важно. Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей предусматривает введение с младшего дошкольного возраста в образовательный процесс упражнений артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, фонематического слуха. Все это плодотворно сказывается на развитии речи детей в целом или становится подготовкой к коррекционной логопедической работе с ними в дальнейшем, которая будет, несомненно, протекать успешнее.

Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи

Данные упражнения и игры целесообразно применять не только на занятиях по развитию речи и звуковой культуры, но и других занятиях. Поверьте, применять их постоянно и повсеместно — это совсем не сложно!

Так, рассказывая детям о животных, можно познакомить с базовыми артикуляционными упражнениями: «Хоботок», «Улыбка», «Бегемот» и т.д.

Вытянуть длинный «хоботок», как у слона (губы вместе вытянуты вперед); показать широкую улыбку лягушки; открыть широко рот, как бегемот.

Упражнения пальчиковой гимнастики: «Зайчик» (указательный и средний пальцы вверх, остальные зажаты в кулак), «Волк» (кисти рук соединены, пальцы имитируют пасть, которая открывается и закрывается).

На занятиях по ФЭМП можно перебирать мелкие предметы, обучая детей порядковому счету или «играть» пальчиками на воображаемых инструментах, а также изготовленных специальных клавиатурах (из поролона, пуговиц).

Для упражнений дыхательной гимнастики необходимо изготовление подвесных легких предметов в виде птиц, листочков, снежинок, цветов, пушинок, бабочек и т.д. Они могут находиться в природном уголке группы и могут быть связаны с сезонными изменениями в природе. Упражнения на развитие речевого дыхания можно включать в любые режимные моменты: утренняя гимнастика, занятия, прогулка (следить, чтобы дети дышали носом), гимнастика в постели после сна, физкультурные занятия и т.д.

На занятиях по ознакомлению с природными явлениями или животным миром детям можно предложить подуть, как дует ветерок, как течет ручеёк; как дышит медведь, а как заяц.

Упражнения на звукоподражание помогают малышу сконцентрироваться на заданном звуке, услышать его, попробовать произнести, учить отличать его от других. Тем самым у детей развивается фонематический слух и фонематическое восприятие.

Упражнения: «Листья шуршат» (ш-ш-ш коротко), «Деревья шумят» (ш-ш-ш длительно), «Водичка свистит» (с-с-с), «Комарик звенит» (з-з-з), «Жук жужжит» (ж-ж-ж) и т.д.

Упражнения проходят с интересом, если они обыгрываются воспитателем, который рассказывает при этом выдуманную им историю. Можно придумывать истории с продолжением, благодаря чему у детей легче происходит закрепление полученного материала и усваивание нового.

Использование вышеописанных упражнений могут стать неотъемлемой частью занятий, направленных на развитие речевого аппарата, а также речи в целом.

Долженко Ольга Владимировна,
учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с № 134,
г. Калининград



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...