Ипполит тэн - философия искусства. Тэн ипполит

Тэн (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828, Вузье, Арденны, ‒ 5.3.1893, Париж), французский философ, эстетик, писатель, историк. В 1848‒51 учился в Высшей нормальной школе (Париж). Член французской академии (1878). Родоначальник эстетической теории натурализма , основатель культурно-исторической школы . Основные сочинения ‒ «Критические опыты» (1858, рус. пер. 1869), этюды об О. Бальзаке (1858) и Стендале (1864), «История английской литературы» (1863‒1864, рус. пер. 1876), «Философия искусства» (1865‒69, рус. пер. 1866, 1899). Исходя из позитивистского эволюционизма О. Конта , Т. задачей критики считал «нейтральный» анализ, избегающий нравственных и идеологических оценок.

Основу его методологии составляет триада: «раса» (то есть врождённые, «естественные» качества), «среда» (географические и климатические условия), «момент» (бытие «расы» и «среды» в определённую историческую эпоху). Взаимодействие членов триады обусловливает возникновение стилей, жанров, школ. Художественное творчество Т. несёт печать элитарного равнодушия к жизни народа. Автор очерковых книг «Пиренейское путешествие» (1855), «Путешествие по Италии» (1866, рус. пер. 1913‒16), сатирической повести «Парижские нравы. Жизнь и размышления Фредерика Томаса Грэндоржа» (1867, рус. пер. 1880), «Очерков современной Англии» (1871, рус. пер. 1872), «Путевого дневника» (1897). Выступая до 70-х гг. с умеренно либеральных позиций, Т. после Парижской Коммуны 1871, которую он встретил враждебно, эволюционировал в сторону реакции. Этот перелом нашёл отражение в основном историческом труде Т. ‒ «Происхождение современной Франции» (т. 1‒3, 1876‒93, рус. пер., т. 1‒5, 1907). Построенное на тенденциозном подборе источников, сочинение Т. представляет собой по существу памфлет против Великой французской революции, против якобинцев и якобинской диктатуры.

Соч.: La Fontaine et ses fables, P., 1861; Sa vie et sa correspondence, v. 1‒2, 4 еd..P., 1908‒14; в рус. пер. ‒ Бальзак, СПБ. 1894; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 3, М., 1967.

Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1‒2, М., 1958; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 8, М., 1967; Анисимов И. И., Живая жизнь классики, М., 1974, с. 101‒03; Aulard A., Taine, historien de la rеvolution française. P., 1907; Lacombe P., Taine, historien et sociologue.P., 1909.

  • - Сын афинского царя Тесея и ы, царицы амазонок. Согласно легенде, принял обет безбрачия и посвятил себя служению богине девственности Артемиде...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - в греч. миф. сын афинск. царя Тесея и царицы амазонок Антиопы...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - 1. Греч, герой, сын Тесея и амазонки Антиопы, или ы, молодой стрелок, посвятивший себя богине Артемиде, из-за этого И. отклонил любовь своей мачехи Федры...

    Словарь античности

  • - И.- незаконный сын афинского царя Тесея и Амазонки, прекрасный юноша, чьей единственной страстью в жизни была охота. Он поклоняется деве-охотнице Артемиде, но отвергает плотскую любовь...

    Литературные герои

  • - Среди белого дня. Погребальный факел чадит Среди белого дня. Бойся матери ты, Ипполит: Федра – ночь – тебя сторожит Среди белого дня. ОМ915,16 ...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Hippolytos, св., ок. 170-235 гг. н. э., греческий христианский писатель. Ученик Иренея Лионского, пресвитер римской Церкви, затем антипапа...

    Энциклопедия античных писателей

  • - французский философ, историк, искусствовед, психолог. Представитель позитивизма первой ""классической"" формы, испытал на себе влияние О. Конта...

    Психологический словарь

  • - ...

    Сексологическая энциклопедия

  • - Жан – франц. философ, проф. Коллеж де Франс в Париже, один из немногих франц. специалистов в области нем. идеализма, исследователь наследия Гегеля. Внес большой вклад в ознакомление франц...

    Философская энциклопедия

  • - в греческой мифологии сын Тесея, искусный охотник, почитатель Артемиды. Отверг преступную любовь мачехи Федры, за это она оклеветала его перед отцом. Погиб, растоптанный своими конями...

    Современная энциклопедия

  • - Русский физик, минералог, кристаллограф и метеоролог, акад. Петербургской АН. Р. в Митаве. Окончил Геттингенский ун-т. В 1821 - 1823 совершенствовал образование в области кристаллографии в Парижской обсерватории...
  • - Архитектор-художник. Окончил Строгановское уч-ще в 1835 и ИАХ в 1839 со званием клас. худ. арх. 2-й ст. В 1847 удостоен звания акад. и определен архит...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сост. "Художеств. сборн. работ русск. архитекторов", архитектор...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Окончил МУЖВЗ, в 1892 получил звание неклас. худ. арх. В 1890-92 издавал "Художественный сборник работ русских архитекторов и гражданских инженеров" под ред. А. С. Каминского...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Жан, французский философ-идеалист. Испытал влияние немецкого неогегельянства. Профессор философии Сорбонны, директор Высшей нормальной школы, профессор Коллеж де Франс...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы. Отверг любовь мачехи Федры и был оклеветан ею перед отцом. Тесей проклял сына и просил Посейдона покарать его смертью...

    Большой энциклопедический словарь

"Тэн Ипполит Адольф" в книгах

Ипполит Претро

Из книги Зодчие Санкт-Петербурга XVIII–XX веков автора Исаченко Валерий Григорьевич

Ипполит Претро И.А. ПретроАрхитектор-художник Ипполит Александрович Претро (1871–1938) был одним из наиболее своеобразных зодчих Петербурга начала XX века. Его активная творческая деятельность началась сразу же после окончания в 1901 году Академии художеств. За полтора

Ипполит

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Ипполит Значение и происхождение имени: распрягающий коней (греч.).Энергетика и Карма имени: по своей энергетике имя Ипполит наделено твердостью, значительной возбудимостью и подвижностью. При этом ему явно не хватает пластичности. Обычно с самых малых лет Ипполит

§183. Ипполит

автора Шафф Филип

ЧАСТЬ ВТОРАЯ АДОЛЬФ ГИТЛЕР В ВЕНЕ ЮНЫЙ АДОЛЬФ ГИТЛЕР САМ ЗАРАБАТЫВАЕТ СЕБЕ НА ХЛЕБ

Из книги Повесть об Адольфе Гитлере автора Штилер Аннемария

ЧАСТЬ ВТОРАЯ АДОЛЬФ ГИТЛЕР В ВЕНЕ ЮНЫЙ АДОЛЬФ ГИТЛЕР САМ ЗАРАБАТЫВАЕТ СЕБЕ НА ХЛЕБ Приехав в Вену, юный Гитлер намеревался зарабатывать столько денег, чтобы хватало на жизнь и еще оставалось на покупку книг, необходимых для подготовки в архитектурную школу, куда он

Ипполит (Hippolytos)

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Ипполит (Hippolytos) Трагедия (428 до н э.)В древних Афинах правил царь Тесей. Как у Геракла, у него было два отца - земной, царь Эгей, и небесный, бог Посейдон. Главный свой подвиг он совершил на острове Крите: убил в лабиринте чудовищного Минотавра и освободил Афины от дани ему.

Ипполит

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Ипполит (греч.) - сын афинского царя Тесея и Антиопы (вариант: Ипполиты или Меланиппы). И. был искусным охотником, почитателем богини Артемиды. Он был равнодушен к любви, поэтому Афродита разгневалась на него и внушила его мачехе Федре любовь к пасынку. И. отверг ее

Ипполит Тэн

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Ипполит Тэн (1828-1893 гг.) философ, историк, литературовед и теоретик искусства В свете встречаешь людей четырех разрядов: влюбленных, честолюбивых, наблюдателей и дураков… Самые счастливые – дураки.До двадцати пяти лет дети любят своих родителей; в двадцать пять лет они

Ипполит

Из книги Энциклопедический словарь (Е-Й) автора Брокгауз Ф. А.

Ипполит Ипполит – сын Тезея и амазонки Антиопы или Ипполиты. Весьма известен миф о его трагической кончине. Вторая супруга Тезея, Федра, любовь которой он отверг, оклеветала его перед отцом; Тезей проклял И. и призванный им в гневе бог Нептун неожиданно послал волну на

Ипполит Жан

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИП) автора БСЭ

Ипполит Жан Ипполит (Hyppolite) Жан (8.1.1907, Жонзак, - 27.10.1968, Париж), французский философ-идеалист. Испытал влияние немецкого неогегельянства. Профессор философии Сорбонны (1947-55), директор Высшей нормальной школы (1955-1963), профессор Коллеж де Франс (с 1963). И. перевёл на французский

Тэн Ипполит Адольф

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЭ) автора БСЭ

ТЭН, Ипполит

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

ТЭН, Ипполит (Taine, Hippolyte, 1828–1893), французский литературовед и историк92Наука не имеет отечества.«Опыт о Тите Ливии», предисловие (1856)Затем у Луи Пастера: «Наука не имеет отечества, но ученый имеет» (речь на международном съезде врачей в Копенгагене 10 авг. 1884 г.). ? Markiewicz, s. 407.

«Ипполит»

Из книги Театральные взгляды Василия Розанова автора Розанов Василий Васильевич

«Ипполит» Тема Еврипида, приведшая теоретика Мережковского к практическим театральным штудиям, - противостояние Артемиды и Афродиты, конфликт «сладострастия» и «целомудрия», если судить по названию статьи Мережковского. Тот же принцип, по Мережковскому, формирует и

Св. Ипполит

Из книги Учение Оригена о Святой Троице автора Болотов Василий Васильевич

Ипполит

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. Χ.) автора Шафф Филип

Ипполит Знаменитый Ипполит в начале III века был решительным противником римских епископов Зеферина и Каллиста и по доктринальным, и по дисциплинарным вопросам. Однако мы узнаем из его труда, называемого «Философумены», что в то время римский епископ уже претендовал на

Ипполит

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Ипполит В древнегреческой мифологии – сын Тезея и амазонки Антиопы или Ипполиты; весьма известен миф о его трагической кончине. Вторая супруга Тезея, Федра, любовь которой он отверг, оклеветала его перед отцом; Тезей проклял Ипполита, и призванный им в гневе бог Нептун

Annotation

Автор этой в свое время одной из самых популярных книг по истории и теории изобразительного искусства выдающийся французский философ и историк Ипполит Тэн (1828-1893) по праву считается классиком мировой искусствоведческой мысли. Впервые она была выпущена в 1880 г. на основе лекционных курсов, прочитанных им в 1864-1869 гг. в парижской Школе изящных искусств. С присущим ему литературным мастерством Тэн увлекательно рассказывает о сущности, особенностях и характере процесса создания произведений искусства, творческой лаборатории видных итальянских и нидерландских живописцев, древнегреческих скульпторов. В книге воссоздаются картины жизни и наиболее яркие события Древней Греции, Италии и Нидерландов в средние века и в эпоху Возрождения, показано их влияние на развитие культуры.

Печатается в переводе А. Н. Чудинова по изданию, выпущенному в Санкт-Петербурге в 1904 г. Имена и фамилии, названия художественных произведений даются в современной транскрипции.

Для всех, кто интересуется проблемами теории и истории мирового искусства.

Тэн Ипполит

Силуэты культурных эпох

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА

Отдел первый. О сущности художественных произведений

Отдел второй. Возникновение художественных произведений

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА В ИТАЛИИ

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА В НИДЕРЛАНДАХ

Отдел первый. Постоянные причины

Отдел второй. Исторические эпохи

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА В ГРЕЦИИ

Отдел первый. Племя

Отдел второй. Историческая пора

Отдел третий. Учреждения

ОБ ИДЕАЛЕ В ИСКУССТВЕ

Отдел первый. Степень важности характера

Отдел второй. Степень благотворности характера

Отдел третий. Степень цельности впечатлений

Послесловие. О жизни и творчестве Ипполита Тэна

Тэн Ипполит

Философия искусства

Подготовка к изданию, общая редакция, составление именного указателя и послесловие -

А. М. Микиша

Вступительная статья -

П. С. Гуревич

В составлении именного указателя принимала участие

О. И. Шульман

М. Республика, 1996.

Силуэты культурных эпох

О мировом искусстве, его жанрах и этапах развития написано множество книг. Однако вряд ли может считать себя сведущим в этой области тот, кто незнаком с произведениями выдающегося французского философа и историка Ипполита Тэна. Его сочинения, изданные на русском языке несколько десятилетий назад, давно стали библиографической редкостью. Между тем в наши дни, когда особенно возрос интерес к познанию сущности, природы, закономерностей создания произведений культуры, ее развитию, настало время для пытливого и внимательного чтения работ Тэна. Наряду с трудами датского ученого Георга Брандеса и российского Александра Веселовского предлагаемая вниманию читателя книга составляет классику культурфилософской и искусствоведческой мысли.

Что можно сказать в предваряющем книгу слове? Тэн создал произведения, не имеющие аналогов по универсальности и богатству материала, исследовательскому кругозору и строгой фактологии. Исследовательская добросовестность философа не нуждается в рекомендациях. Идет ли речь о средневековой цивилизации и готической архитектуре, великих художниках Возрождения или духовном родстве греков и латинян, сравнении лирической поэзии греков с поэзией современных ему народов, типах реалистической или комической литературы, в работе Тэна нет приблизительных или неточных деталей, поверхностных оценок.

Обратимся к щедрой мозаике фактов, проницательных наблюдений и выводов, которые позволяют воссоздать силуэты эпох развития культуры. Когда Тэн сравнивает периоды расцвета или упадка, он не ограничивается двумя-тремя иллюстрациями. Исследователь говорит о литературе, музыке, скульптуре, живописи. Он вводит нас в мир культурных феноменов разного ранга и разного смысла.

В соответствии с установками классического позитивизма Тэн отдает предпочтение факту. Конечно, у кого-то, привыкшего к иной методологии, это может вызвать психологическую дискомфортность. Зачем это почти естественно-научное перечисление конкретных событий, деталей? Но вот по здравому размышлению улавливаем: за минувшие десятилетия преобразовались оценки, сменились пристрастия. Что же осталось нетронутым? Верховенство его величества Факта. Да, такими были, можно полагать, древние живописцы Помпеи и Равенны. Тождествен классический стиль при Людовике XIV. Узнаваемы статуи на гробнице Медичи. Самодовлеет живое тело, запечатленное на полотне художника. Живописцы-реалисты в Италии схожи с анатомами. Конкретны и выразительны символические и мистические итальянские школы.

Факт предельно значим, когда речь идет о культурно-исторической школе, поскольку именно разносторонней фактуры не хватает многим ’’всеобщим историям искусств”. Но примеры вовсе не представлены Тэном обособленно. Они выражают стремление воскресить образ культурной эпохи, передают ее аромат и неповторимость. Произведение искусства, по мысли французского искусствоведа, не есть нечто единичное, отдельное. Картина, трагедия, статуя - непременная часть целого. Речь идет не только о творчестве художника, которое выражает единство стиля. Воссоздается акустика времени. Рельефной, исторически конкретной оказывается общественная обстановка.

Однако как оценить философско-искусствоведческую концепцию автора? Одно дело, когда Тэн рассказывает о гимнастике во времена Гомера или о малых фламандцах. Другое - когда он рассуждает о типологии искусств. Третье - когда заявляет, что буквальное подражание не является целью искусства. Фактограф, аналитик, теоретик, эксперт. Чему же довериться? Ведь кроме описания явлений, регистрации фактов в книге немало теоретических рассуждений, обобщающих соображений. Неужели нет иной путеводной нити, кроме позитивистской?

Время расставляет собственные акценты. Наивно сегодня кроить философию по меркам точной науки. Да и сама наука все чаще рассматривается лишь как специфическая форма организации духовного опыта. Бурное развитие гуманитарного, антропологического знания лишает привлекательности идею строгого естественно-научного мышления. Не стоит отождествлять философию со своеобразной ботаникой; у нее совсем иное предназначение. И хотя позитивизм во многом выглядит сегодня уязвимым, однако идеал строгой рациональности сохраняет свое значение и в наши дни, в том числе и в культурфилософии. Если говорить об общей направленности тэновского анализа, то он ближе всего по своему духу к современным попыткам раскрыть коллективную ментальность, то есть передать исходные типы мышления, господствующие в конкретном обществе, особенности душевного склада людей, психологические черты эпохи.

Тэн Ипполит

Философия искусства

Подготовка к изданию, общая редакция, составление именного указателя и послесловие -

А. М. Микиша

Вступительная статья -

П. С. Гуревич

В составлении именного указателя принимала участие

О. И. Шульман

М. Республика, 1996.

Силуэты культурных эпох


О мировом искусстве, его жанрах и этапах развития написано множество книг. Однако вряд ли может считать себя сведущим в этой области тот, кто незнаком с произведениями выдающегося французского философа и историка Ипполита Тэна. Его сочинения, изданные на русском языке несколько десятилетий назад, давно стали библиографической редкостью. Между тем в наши дни, когда особенно возрос интерес к познанию сущности, природы, закономерностей создания произведений культуры, ее развитию, настало время для пытливого и внимательного чтения работ Тэна. Наряду с трудами датского ученого Георга Брандеса и российского Александра Веселовского предлагаемая вниманию читателя книга составляет классику культурфилософской и искусствоведческой мысли.

Что можно сказать в предваряющем книгу слове? Тэн создал произведения, не имеющие аналогов по универсальности и богатству материала, исследовательскому кругозору и строгой фактологии. Исследовательская добросовестность философа не нуждается в рекомендациях. Идет ли речь о средневековой цивилизации и готической архитектуре, великих художниках Возрождения или духовном родстве греков и латинян, сравнении лирической поэзии греков с поэзией современных ему народов, типах реалистической или комической литературы, в работе Тэна нет приблизительных или неточных деталей, поверхностных оценок.

Обратимся к щедрой мозаике фактов, проницательных наблюдений и выводов, которые позволяют воссоздать силуэты эпох развития культуры. Когда Тэн сравнивает периоды расцвета или упадка, он не ограничивается двумя-тремя иллюстрациями. Исследователь говорит о литературе, музыке, скульптуре, живописи. Он вводит нас в мир культурных феноменов разного ранга и разного смысла.

В соответствии с установками классического позитивизма Тэн отдает предпочтение факту. Конечно, у кого-то, привыкшего к иной методологии, это может вызвать психологическую дискомфортность. Зачем это почти естественно-научное перечисление конкретных событий, деталей? Но вот по здравому размышлению улавливаем: за минувшие десятилетия преобразовались оценки, сменились пристрастия. Что же осталось нетронутым? Верховенство его величества Факта. Да, такими были, можно полагать, древние живописцы Помпеи и Равенны. Тождествен классический стиль при Людовике XIV. Узнаваемы статуи на гробнице Медичи. Самодовлеет живое тело, запечатленное на полотне художника. Живописцы-реалисты в Италии схожи с анатомами. Конкретны и выразительны символические и мистические итальянские школы.

Факт предельно значим, когда речь идет о культурно-исторической школе, поскольку именно разносторонней фактуры не хватает многим ’’всеобщим историям искусств”. Но примеры вовсе не представлены Тэном обособленно. Они выражают стремление воскресить образ культурной эпохи, передают ее аромат и неповторимость. Произведение искусства, по мысли французского искусствоведа, не есть нечто единичное, отдельное. Картина, трагедия, статуя - непременная часть целого. Речь идет не только о творчестве художника, которое выражает единство стиля. Воссоздается акустика времени. Рельефной, исторически конкретной оказывается общественная обстановка.

Однако как оценить философско-искусствоведческую концепцию автора? Одно дело, когда Тэн рассказывает о гимнастике во времена Гомера или о малых фламандцах. Другое - когда он рассуждает о типологии искусств. Третье - когда заявляет, что буквальное подражание не является целью искусства. Фактограф, аналитик, теоретик, эксперт. Чему же довериться? Ведь кроме описания явлений, регистрации фактов в книге немало теоретических рассуждений, обобщающих соображений. Неужели нет иной путеводной нити, кроме позитивистской?

Время расставляет собственные акценты. Наивно сегодня кроить философию по меркам точной науки. Да и сама наука все чаще рассматривается лишь как специфическая форма организации духовного опыта. Бурное развитие гуманитарного, антропологического знания лишает привлекательности идею строгого естественно-научного мышления. Не стоит отождествлять философию со своеобразной ботаникой; у нее совсем иное предназначение. И хотя позитивизм во многом выглядит сегодня уязвимым, однако идеал строгой рациональности сохраняет свое значение и в наши дни, в том числе и в культурфилософии. Если говорить об общей направленности тэновского анализа, то он ближе всего по своему духу к современным попыткам раскрыть коллективную ментальность, то есть передать исходные типы мышления, господствующие в конкретном обществе, особенности душевного склада людей, психологические черты эпохи.

Раскрывая собственный вариант философии истории и искусства, Тэн выдвигал понятие ’’основной характер” (предвестие последующих формул в философии - ’’национальный характер”, ’’социальный характер”). Имелся в виду главенствующий тип человека, который появляется в конкретном обществе и затем воспроизводится в искусстве. Стало быть, исследователя интересовал не общий план истории, не анонимные социальные структуры, а именно всечеловеческое, как оно проявляется в разное историческое время.

Мысль Тэна не исключает того, что многие процессы в культуре возникают вообще на уровне коллективного бессознательного. Мы не знаем, например, кто является автором тех или иных традиций, идущих из глубины веков. Культурные феномены нередко восходят к глубинам психики. Национальные, расовые компоненты чрезвычайно важны в той же мере, как и общесоциологические факторы. Кроме расовой принадлежности и существующих исторических условий Тэн весьма большое значение придавал понятию среды, то есть психического, духовного, культурного, социального окружения. Весьма значимыми оказывались ’’моральная температура” или ’’состояние умов и нравов” (мы, возможно, сказали бы сегодня: ценностные предпочтения людей).

Разумеется, психологические процессы не следует сводить к физиологическим реакциям. Однако целесообразно ли естественную органику изгонять из ’’наук о духе”? Создавая типологию искусств, Тэн опирается на теорию аналогий, усматривая определенные прототипы собственных классификаций в тех усилиях, с помощью которых французский зоолог Жоффруа Сент-Илер объяснил строение животных, а И. В. Гете - морфологию растений. Означает ли это, что французский исследователь не видит различия между биологическим и социальным? Такой вывод был бы поспешным и тенденциозным. Изучая социум, важно, конечно, видеть его специфику. Но разве не разумно прослеживать в обществе те же закономерности, которые обнаруживаются в природе?

После неокантианцев ’’науки о природе” традиционно противопоставляли ’’наукам о духе”. Величие естественных наук, как подчеркивал немецкий философ-феноменолог Э. Гуссерль, состоит в том, что они не довольствуются эмпиризмом. Что касается человеческой духовности, то она опирается и на человеческую природу. Духовная жизнь человека укоренена не только в социальных связях, но и в его телесности, а каждая человеческая общность - в телесности конкретных людей, которые являются членами этой общности. Феноменолог прав: историк не может рассматривать историю Древней Греции, не принимая во внимание физической географии Древней Греции, не может изучать ее архитектуру без учета строительных материалов. Тэну было это предельно ясно.

П. С. Гуревич

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА


Отдел первый. О сущности художественных произведений


От автора

Милостивые Государи!

Приступая к этому курсу, я хотел просить вас о выполнении двух условий, крайне для меня необходимых: хотел просить, прежде всего, вашего внимания и, затем, в особенности, вашего снисхождения. Прием, какой вам угодно было мне сделать, убеждает меня, что вы не откажете мне ни в том, ни в другом. Позвольте изъявить вам за это заранее самую живейшую, самую искреннейшую благодарность.

«Происхождение современной Франции» – самое важное из произведений великого французского историка и философа XIX столетия Ипполита Тэна. Оно хорошо известно и в настоящее время, однако слава этой книги всё же далеко ниже подлинных её достоинств. Причиной тому – многие десятилетия охуления и принижения Тэна со стороны «либеральной» историографии, недовольной тем, что он обрисовал истинную – кровожадную и анархическую – картину великой Французской революции. «Парламентаристы» XIX и XX веков всячески старались выставить французские события 1789-1799 зарёй освобождения человечества, убедить, что их возглавляли самоотверженные и чистые идеалисты. Этот намеренно лживый подход не вязался с массой фактов, которые были хорошо известны и до Тэна, но в его работе впервые с ярчайшей художественной очевидностью и глубоким научным осмыслением собраны в один цельный научный портрет. «Происхождение современной Франции» есть одновременно историческое исследование грандиозного масштаба и блестящий литературный шедевр. Он поведал читателям истину не только о великой французской революции, но и об исторических истоках современных политических систем Запада. После выхода «Происхождения современной Франции» в свет левые «либералы» подвергли его шумным нападкам и отчасти добились своей цели. Хотя всецело третировать работу Тэна не удалось, её известность много ниже той, которой она заслуживает.

Интересна история создания этой книги. Начало франко-прусской войны 1870–1871 , отдавшей европейскую гегемонию в руки Германии, застало Ипполита Тэна за границей. Вернувшись по окончании военных действий в Париж, он увидел побеждённую родину в сложном положении. Империя Наполеона III рухнула, и во Франции шла острая борьба за власть между различными партиями – прежде всего между республиканцами и сторонниками монархии старого, католического типа. Хотя и будучи по натуре учёным, а не политиком, Тэн не мог стоять в стороне от происходившего. Стараясь в меру сил помочь родине, он издал ряд публицистических статей: об условиях мира с Германией, о лучшем способе всеобщего голосования, о патриотическом взносе на уплату контрибуции немцам и т. д. Но самой важной задачей в момент переживаемого Францией кризиса Тэн считал необходимость разъяснения его исторических истоков и поиск такого способ реформы французской государственности, который был бы тесно связан с традициями и прошлым страны. Именно с этой целью Тэн и приступил к работе над «Происхождением современной Франции» («Les origines de la France comtemporaine»).

Тэн не стремился провести в своей книге заранее выработанные выводы, не руководился предвзятым настроем. Он признавался, что в это время сам не имел полностью ясных политических взглядов и желал не только сообщить их соотечественникам, но и разъяснить для самого себя. Тэн предпринял широчайшие исследования архивных документов о событиях конца XVIII столетия, создавших Францию XIX века. Он вскоре решил, что «Происхождение современной Франции» будет состоять из трёх частей: изображения старой Франции, революции 1789-1799 и новой Франции, построенной на развалинах старой.

«Происхождение современной Франции» ранее публиковалось в Сети лишь в сканах страниц плохого качества. На нашем сайте впервые будет выкладываться полный OCR всех пяти томов книги – и в современной, а не дореволюционной орфографии. Ещё раз рекомендуем произведение Ипполита Тэна всем читателям. Знакомство с этой подлинно великой, ничуть не потерявшей актуальности работой необходимо для каждого образованного человека.

французский философ, историк и критик (Вузье, 1828 - Париж, 1893). Известен прежде всего своим объяснением исторических и литературных фактов, в основе которого лежат три фактора: раса, среда, исторический момент («Французская философия XIX века», 1857; «История английской литературы», 1863; «О разуме», 1870). Применил к эстетике понятие детерминизма, сделав искусство свидетелем духовной эволюции общества («Философия искусства», 1882). (Фр. акад., 1878.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЭН Ипполит

21 апреля 1828, Вузье, Арденны - 5 марта 1893, Париж) - французский философ, историк, теоретик искусства и литературы. Сторонник позитивизма, испытал влияние Гегеля.

Получил образование в парижском Коллеже Бурбон и в Эколь Нормаль (1841-52), преподавал в Невере, в 1864-69 - профессор эстетики и истории искусства в Школе изящных искусств в Париже. С 1853 публикует серию работ («Очерк о Тите Ливии» - Essai sur Tite-ljve, 1856, «Басни Лафонтена» - La Fontaine et ses fables, 1861; и др.), в которых отстаивает тезис о существовании некой господствующей идеи, в краткой форме выражающей гений народа и заключающей в себе всю его историю. Тэн утверждает, что реальному порядку причин и следствий в вещах соответствует адекватный логический порядок идей в мысли, поэтому наука способна воссоздать объективную реальность. В литературно-критических работах 1850-60-х гг., объединенных позднее в сборники «Очерки критики и истории» (Essais de critique et dhistoire, 1858, рус. пер. 1869) и «История английской литературы» (Histoire de la litterature anglaise, v. 1-4,1863-64, рус. пер. 1876), Тэн утверждает, что как в отдельном человеке, так и в народе существует изначальная и высшая предрасположенность, управляющая всеми их действиями и идеями и обусловленная тремя основополагающими силами: расой, средой и моментом. Эту предрасположенность Тэн называет «основным характером», определяющим доминирующий тип человека, который появляется в конкретном обществе и затем воспроизводится в искусстве.

В работах «Философы Франции 19 в.» (Les philosophes francais du 19 siecle, 1857), «Английский позитивизм» (Le positivisme anglais, 1864, рус. пер. 1866), «Об уме и познании» (De lintelligence, v. 1-2, 1870, рус. пер. 1872) он обращается к анализу современной ему философии и усматривает причину ее бесплодности в изолированности от науки. Он предлагает освободить философию от поисков последних причин и сущностей вещей и развивает концепцию «форм духа и разума», типов мыслительных привычек, ментальных структур, свойственных индивидам, народам, расам и отличающих различные ступени человеческого гения.

Свои представления об истории как науке, основанной на наблюдении и изучающей общие причины моральных и политических явлений, Тэн развивает в своей последней фундаментальной работе «Происхождение современной Франции» (Les origines de la France contemporaine, v. 1-3,1876-93, рус. пер, т. 1-5,1907), где нашли выражение его консервативные представления об обществе.

Теория искусства Тэна оказала влияние на развитие социологии искусства.

Соч. Pages choisies 1909, Philosophie de lart 1-2 1948;врус. пер Новейшая английская литература в современных ее представителях СПб, 1876, философия искусства 1996. Лит.: Barzellotti С La philosophie de H Tame 1900, Aulard A Tarne, historien de la revolution francaise P, 1907, ChevnllonA H. Tame, formation de sa pensee. P, 1932, Cresson A H Taine P, 1951.

Отличное определение

Неполное определение ↓



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...