Необычные музыкальные инструменты, которые нужно знать: окарина, панфлейта, сопилка и стеклянная гармоника. Музыкальная энциклопедия Старинная окарина

Название группы происходит из названия древнего инструмента «окарина», на котором и играет художественный руководитель коллектива Диего Модена.
Диего Модена родился в 1961 году в Буэнос-Айресе.В колледже им.Сан-Агустин в Буэнос-Айресе, где он обучался, музыкальные уроки были обязательными. В 12 лет он умел прекрасно читать, считать и впечатляюще играть на флейте. Обучаясь в консерватории, он познакомился с «поперечной» флейтой. Продолжая свое образование, он специализировался на андских флейтах и других южноамериканских инструментах, таких как окарина, пан-флейта и «quena». В 21 он основал свою собственную группу под названием «MAIZ» исполнявшую произведения современной музыки и аргентинского фольклора. Вместе с пятью аргентинскими музыкантами Диего Модена гастролировал по столицам Южной Америки, Италии, Швеции, Испании, Франции … Его талант, дружелюбность слушателей к его личности отразились в его паспорте с многочисленными приглашениями от культурных центров в Швеции и Голландии с просьбами к Диего давать уроки, играть в концертах и участвовать в выступлениях с другими исполнителями джаза, джаз-рока и синтез-джаза. Солнечным днем в 1991 году в Париже произошло событие, изменившее судьбу Диего Модена. На студии звукозаписи, Диего встретился с Полем де Сенневилье, продюсером и композитором Ричарда Клаудермана. Поль де Сенневилье сказал: «Вы - музыкант, которого я искал. Приезжайте немедленно в нашу студию: Я работаю над новыми песнями и, я уверен, что мы вместе сможем сделать что-то хорошее». В течение трех дней родилась Song for Ocarina. В Song for Ocarina вместе смешиваются пан-флейта, окарина и виолончель, в ритме реггей. Первый альбом под названием «Окарина», вышел во Франции. За 18 месяцев было продано свыше 1 900 000 единиц. За рубежом этот альбом стал Платиновым в Чили, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге и Испании; Золотым в Колумбии и Венгрии, не говоря уже о прекрасных продажах в Южной Африке, США, Турции, Тайване, Германии …

В сегодняшнем разнообразии музыкальных течений Диего Модене удалось найти свою нишу: он создал образ тонкого лиричного музыканта с непривычным для европейцев инструментом в руках - окариной - глиняной флейтой с нежным, немного печальным тембром. Трогательные напевы окарины, как и сам инструмент, родом из индейских Анд. Работая над своим собственным музыкальным стилем, Диего Модена вплетает необычное звучание окарины в контекст современной музыкальной культуры. Он смешивает звуки старинной индейской флейты с тембрами виолончели, саксофона, фортепиано и гитары, которые, как краски на холсте, прорисовывают свои ясные музыкальные линии на фоне электронного звучания ритм-секции. Модена нередко добавляет к создаваемому музыкальному образу и яркие всплески компьютерных звуковых эффектов. Кто-то говорит, что «Окарина» играет этническую музыку, кто-то называет выбранный музыкантами жанр - фьюжн («сплав»), кто-то пользуется наиболее распространенным и многоохватным термином world music («мировая музыка»), однако не столь важно, каким именно словом назвать получающийся у содружества музыкантов стиль, главное, что этот стиль самобытен и неповторим. Выпущенные музыкантами альбомы снискали огромную популярность.

Русь всегда славилась талантливыми мастерами–умельцами, чье творчество с давних времен впечатляло и до сих пор продолжает восхищать людей удивительными произведениями народного творчества. Среди художественных промыслов России, которые известны во всем мире: знаменитая русская матрешка, гжельская керамика, жостовские подносы, хохломская деревянная посуда, федоскинская лаковая миниатюра. И, несомненно, особого внимания заслуживает колоритная дымковская игрушка-свистулька, которая является важнейшим элементом народного фольклора. Кроме этого в жизни русского народа она имела очень важное сакральное значение. В давние времена ее использовали при лечении заговорами, для изгнания нечистой силы, вызова дождя в засуху, с ней зазывали весну. На русской земле эта игрушка называлась просто свистулькой, но у неё есть и другое имя - окарина. Такое называние имеет целый класс инструментов - свистковые флейты, сделанные из глины и имеющие схожее устройство и принцип звукообразования. Но также этим именем обладает совершенно определенный музыкальный инструмент с очень красивым звучанием, который в середине позапрошлого века создал итальянец Джузеппе Донати.

Историю окарины и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Музыкальный инструмент окарина обладает волшебным мягким успокаивающим и немного шипящим звуком, хотя в тембральном окрасе преобладает холодноватый оттенок. Высота и яркость звучания инструмента напрямую зависит от размера: чем меньше объем звуковой камеры, тем окарина звучит выше, светлее и громче. А если корпус инструмента больше, то звук получается тихий и приглушенный.

Звук окарины возникает в результате воздействия струи воздуха, направляемой во внутрь окарины на язычок, который рассекает воздух и вынуждает его вибрировать, тем самым создавая резонанс в корпусе инструмента.

Окарины могут иметь диатонический или хроматический строй. На инструментах с диатоническим строем извлечение хроматических звуков возможно при частичном перекрытии игровых отверстий. Диапазон инструмента зависит от количества отверстий, чем больше которых, тем звуковой диапазон шире.

Фото :

Интересные факты

  • Ансамбль окарин «Gruppo Ocarinistico Budriese», который изначально назывался «I Celebri Montanari degli Appennini», организованный создателем инструмента Д. Донати совместно с его друзьями, существует и с успехом выступает в настоящее время.
  • Очень интересная экспозиция окарин представлена в музее, который находится на родине изобретателя инструмента Д. Донати в итальянском городе Будрио.
  • Во время 1-й мировой войны солдаты брали окарины с собой как оберег и маленькую игрушку, которая своим звучанием напоминала о доме и поднимала им настроение.


  • Окарина очень красиво звучит во вступлении известной в нашей стране песни «Беловежская пуща» в исполнении популярного белорусского ансамбля "Песняры".
  • В Италии окарину пренебрежительно называют «Болонской колбасой», а в Соединенных Штатах ласково «Сладкая картофельная труба».
  • В 60–70-х годах прошлого века окарина была одним из важных аксессуаров представителей молодежной субкультуры хиппи.
  • Международный фестиваль исполнителей на окарине традиционно проводится раз в два года в Италии на родине Д. Донати в городе Будрио.

  • Японская фирма «Nintendo» в 1998 году интересно представила инструмент в пятом выпуске серии видеоигр «Легенда о Зельде. Окарина времени.» Инструмент в игре обладает магическими свойствами, помогает бороться со злом, а также перемещаться во времени. После выхода данной серии популярность окарины сильно возросла, и заметно увеличилось число её продаж.
  • В кинематографе окарину можно услышать в саундтреке к фильму итальянского режиссера Серджо Леоне «Хороший, плохой, злой», музыку к которому написал знаменитый Э́ннио Моррико́не, а также в фильме «Смысл жизни по Монти Пайтону» - комедии абсурда, поставленной английской комик-группой «Монти Пайтон».
  • Звук окарины для украшения своих музыкальных композиций использовали рок-группы из Великобритании «The Troggs» и «Duran Duran», а также американский певец Бинг Кросби, ирландский рок-музыкант и композитор Крис де Бург, британская и грузинская певица Кэти Мелуа
  • В анимации окарина ярко продемонстрирована в японских мультипликационных фильмах «Мой сосед Тоторо», « Драконий жемчуг Z» и «Анпанман».
  • Одним из лучших мировых производителей окарин считается фирма, находящаяся в г. Лос-Анжелес (США) и основанная большим поклонником инструмента Дэррином Сонгбердом.
  • Группа разработчиков компании Smule создало занимательное приложение для iPhone и iPod Touch, позволяющее преобразовать устройства в музыкальный инструмент - виртуальную окарину.
  • Всем хорошо известный спортивный свисток, по своей сути тоже является окариной, так как его устройство аналогично инструменту.

Конструкция

Конструкция окарины особой сложности не представляет. Это закрытая звуковая камера со свистковым устройством. Звуковая камера, форма которой может быть очень разнообразной, снабжена отверстиями для изменения тона. Количество отверстий может варьироваться от четырех до тринадцати. В свистковое устройство входит мундштук с пригубником и каналом воздуховода, которое называется виндвеем. Рядом с мундштуком находится окно свисткового устройства - лабиум и рассекатель воздушной струи – язычок.

Разновидности

Окарина на сегодняшний день поражает своим разнообразием, инструменты различаются по форме, размерам, строю, высоте звучания и диапазону.

Окарина, наверное, единственный музыкальный инструмент, имеющий сегодня такое множество форм. Она может быть в виде птичек, рыбок, животных, а также различных геометрических фигур. Материал, из которого изготавливается инструмент, тоже весьма разнообразен: керамика, дерево, стекло, металл, пластик и другие.

Окарины по конструкции бывают простые и сложные. К простым относятся однокамерные инструменты, имеющие небольшой диапазон звучания. Сложные – это двух или трехкамерные инструменты с диапазоном до трех октав, а также окарины, снабженные клапанным и поршневым механизмом, который позволяет изменять строй у инструмента.

Окарины, различающиеся по размерам и высоте звучания, имеют названия: пикколо, сопрано, альт, тенор и бас. Эти инструменты, соединенные в ансамбль, позволяют исполнять любые произведения, от классики до модерна.

Инструменты отличаются и по строю: они могут быть диатоническими и хроматическими.

Применение


Окарина, отличающаяся большим многообразием, широко используется во всем мире. Спектр её применения весьма разнообразен. В жизни людей - это оберег, сувенир, детская игрушка, сигнальное устройство и даже ритуальный атрибут. В музыке – это интересный инструмент, который нашел себе достойное применение в различных музыкальных направлениях, начиная от фольк и заканчивая рок музыкой. Окарина хорошо сочетается с голосами других инструментов, ее часто используют в различных ансамблях: струнных, народных, эстрадных, духовых и даже ударных. Окарина также красиво звучит на фоне симфонического оркестра . Оркестры Чикаго, Лос-Анжелеса и Сент-Луиса часто используют её в своих концертах. Следует также отметить, что существуют ансамбли, которые состоят только из окарин. Репертуар таких коллективов весьма разнообразен. Он включает в себя произведения различных жанров и направлений, даже тех, которые требуют очень виртуозного исполнения.

История

История окарины как полноценного музыкального инструмента, который в нынешнее время с успехом применяется в различных музыкальных направлениях, началась сравнительно недавно, всего лишь со второй половины 19 века. Однако окарина имеет очень богатую предысторию, которая затеряна в древних веках и в основном связана с тем временем, когда человек впервые научился обжигать глину и делать из нее различные вещи для своего обихода. Возраст дошедших до нас архаичных образцов, прототипов инструмента, археологи оценивают более чем в десяток тысячелетий. География находок весьма обширна – это Индия, Китай, Корея, Япония, Египет, Македония, Румыния, страны Средней Азии, Африки и Американского континента. Примитивные свистковые инструменты весьма разнообразных форм в виде овалов, птичек, рыбок, фигурок животных и различных абстрактных конфигураций, играли в жизни наших предков значимую роль. Их применяли для звукового сопровождения различных религиозных обрядов, на праздниках, или же просто носили как украшения.


Тем не менее по легенде прародителями современной окарины считаются инструменты, которые по распоряжению испанского конкистадора Эрнана Кортеса для развлечения императорского двора Карла V привезла с собой в Европу в 1527 году группа ацтеков - танцоров и музыкантов. Выступления этнической группы настолько впечатлили императора, что мексиканские артисты были отправлены в «гастрольный тур» по европейским странам, в том числе и по Италии. Увидев на таком концерте своеобразный инструмент американцев, один юный предприимчивый итальянский пекарь, которому необычная свистулька очень понравилась, решил сделать нечто подобное. Задумка молодого человека пришлась по душе и местным пекарям, которые также стали изготавливать маленькие керамические игрушки – свистульки, так как после выпечки хлеба печи долгое время оставались горячими.

Прошло три столетия. Свистульки в форме птичек и животных, издаваемые от трех до пяти звуков, завоевали большую популярность среди детворы. Одним из таких мальчишек, который был знаком со свистковой игрушкой с раннего детства, был Джузеппе Донати, родившийся в семействе пекаря в 1836 году в маленьком городке Будрио в окрестностях итальянского города Болоньи. Мальчику, который с детства проявлял интерес к музыке и музыкальным инструментам, а также музицировал на кларнете, очень нравился звук свистульки, но не устраивал небольшой диапазон и неточная интонация. В 17-ти летнем возрасте изначально в качестве шутливой забавы Джузеппе решил преобразовать детскую игрушку. В результате модификации у него получился музыкальный инструмент с 10-ю отверстиями, имевший отличный строй и значительно увеличенный диапазон. Юноша опять же в шутку назвал свое изобретение окариной, что с болонского диалекта итальянского языка означает «гусенок». Инструмент действительно по форме напоминал обезглавленное тело гусенка. У окарины Донати было восемь отверстий одинакового размера, расположенных в два ряда и ещё два по бокам, которые закрывались большими пальцами.

На этом изыскания молодого изобретателя не закончились. Впоследствии им были созданы другие разновидности окарины, отличавшиеся размерами и высотой звучания: пикколо, сопрано, альт и бас, которые затем вошли в состав ансамбля окарин, созданного Донати совместно с друзьями.


Ансамбль, получивший название «I Celebri Montanari degli Appennini», что в переводе - «Знаменитые горцы Апеннин» с успехом концертировал по европейским странам. Количество поклонников инструмента росло очень быстро. В крупных европейских городах, таких как Милан, Лондон и Париж открываются мастерские по его производству. В Соединенных Штатах окарина вошла в моду с начала двадцатого века, а чуть позже и в Японии. Японцам настолько полюбился инструмент, что они неоднократно предпринимали попытки его модифицировать. И в 1928 году Т. Акетагавой была создана окарина с двенадцатью отверстиями, что соответственно увеличивало её диапазон. Усовершенствованием любимого инструмента энтузиасты занимались постоянно и в разных странах. Например, в 63-м году прошлого столетия англичанином Д. Тейлором была изобретена окарина, которая имела всего четыре отверстия, но позволяла исполнять полный октавный звукоряд с хроматизмами. А в 80-х годах создали учебную пластиковую окарину, получившую названию «полиок».

Окарина – этот весьма незатейливый музыкальный инструмент, в настоящее время завоевывая все больше и больше поклонников, обретает огромную популярность во всем мире. Окарина, красиво звучащая со сцен концертных залов, овладевает сердцами миллионов меломанов по всему миру. Играть на ней очень увлекательно и приятно, поэтому много любителей музыки с большим удовольствием осваивают этот инструмент.

Видео: слушать окарину

Ответ на вчерашнюю загадку.

Таки большинство ответили правильно: это разновидность флейты, называемая "окарина".
Играют на ней примерно так:

Небольшой рассказик по истории предмета, если кому интересно.

Свистульки из глины, дерева и прочих подручных материалов известны с глубокой-преглубокой древности. И похожие забавки можно найти практически у любых народов. Включая Россию.

В Африке свистульки делали из подходящих по размеру скорлупок от фруктов и орехов. И пересвист использовался в том числе и как средство коммуникации на расстоянии (ну, понятно, не очень далеко).

Некие подобия современных свистулек можно найти в Индии (с историей около 5 000 лет) и в Китае (тож примерно этой же давности). Только китайские флейты, дожившие и до наших дней, назывались "ксунь" ("xun"? - синологи, поправьте, если неверно). И были такого яйце-тыкво-образного вида.

Однако, конкретно интересующий нас сегодня предмет ведет свою историю от народов Латинской Америки, всяких там индейцев майя, ацтеков, инков и прочих. Которые развлекались такими флейтами еще 12 000 лет назад.
Если верить археологам, американские прото-окарины были сделаны из глины, терракоты, камня, дерева и черепахового панциря преимущественно в форме птиц и прочих местных животных. Видимо, активно использовались для разных магических оккультных ритуалов.

Исходные археологические варианты глиняных индейских свистулек не нашла. Может, плохо искала.
Зато нашла современные их виды, которые производят вручную потомки тех самых майя, ацтеков и инков.


Дырок в таких свистульках было 4 штуки. И "мелодии", которые на них можно было исполнять, богатством не отличались. Впрочем, симфониями десять тыщ лет назад никто особо и не баловался.

Свистульками этими заинтересовались испанцы-португальцы и прочие европейцы, когда наконец приехали покорять Америки.
Если верить легендам и россказням, группу индейцев-ацтеков в 1527 году отправили в Европу ко двору Святейшего Императора Римской Империи Чарльза V. Чтобы индейцы развлекли государя и его свиту своими танцами и музыкой. Индейцы привезли с собой свистульки.
Выступление индейцев со свистульками европейским вельможам понравилось. И индейцев отправили с гастролями по всей Римской Империи (читай - практически по всей Европе). Глиняные свистульки начали свое завоевание Европы.

Первыми обаянию простеньких игрушек поддались... итальянские пекари.
Ну, а что? В наличии практически всегда имеется очень горячая печь. Остатки жара которой, уже не нужные для выпекания хлеба, можно использовать для изготовления мелких керамических игрушек. Сувениры там, подарки постоянным покупателям, бонусы и прочие маркетинговые штучки.

Примерно такие.

Как детская игрушка-сувенир, свустулька-флейта с 4-мя дырками прожила три сотни лет, до середины 19го века. И изготовлять ее продолжали преимущественно пекари. Как побочный продукт основного промысла. Впрочем, к началу 19го века уже вовсю было налажено и промышленное производство детской свистульки.

2 декабря 1836 года в городишке Будрио недалеко от Болоньи, в Италии, в семье пекаря родился мальчик, названный родителями Джузеппе Луиджи Донати. Утверждают, что мальчик уже в начальной школе интересовался музыкой, теорией музыки и историей музыкальных инструментов. И в 1863 году, семнадцати лет от роду, Джузеппе Донати модифицировал известную ему с детства индейскую свистульку в музыкальный инструмент с 10-ю отверстиями. Донати назвал свою флейту "окарина" (по-итальянски "гусенок"), потому что формой инструмент напоминал тельце гусенка, только без головы. На инструменте этом уже можно было исполнять довольно сложные мелодии.
Джузеппе Донати в последние годы жизни.

Донати же изобрел и вариации окарины, отличающиеся размером и, соответственно, высотой тона. Всего окарин известно 7 типов: пикколо (самый высокий тон), две сопрано, три альта и бас.
Первые окарины, сделанные Донати.

А вот современный набор всей гаммы итальянских окарин:


Самая здоровенная, похоже - супер-бас. Интересно, какой у нее звук?

Донати с друзьями организовал оркестрик окарин, названный Gruppo Ocarinistico Budriese , который существует и поныне.

На ЮТубе можно найти и другие их записи, если кому интересно.

Первый состав оркестра, с успехом покорявший Европу в конце 19го-начале 20 го веков.

Джузеппе Донати умер в 1925 году, в Болонье.
Сейчас в родном городке Донати, Будрио, есть Музей Окарины , где можно лично ознакомиться с историей создания этой флейты-"гусенка".

Во время Первой Мировой войны солдаты часто брали с собой окарины. Как сувенир из дома и небольшую игрушку, поднимающую настроение. И окарины разошлись по всему миру.

Примерно в это же время они проникли и в Японию. И очень быстро прижились тут. Настолько, что в 1928 году Такеши Акэтагава (明田川孝) модифицировал окарину Донати в 12-дырковую флейту. Но название осталось прежним - окарина (по-японски так и пишется катаканой オカリナ).


Оркестр 12-дырковых японских окарин.

Набор японских окарин:

Какое-то время окарина, как в европейском исполнении, так и в местном, пользовалсь популярностью, особенно у школьников и студентов. Но позже Вторая Мировая, последующее восстановление страны и появление многих других новых интересных игрушек отвлекло внимание японцев от этой флейты. О ней помнили только энтузиасты.

В 1988 году вышел мультфильм Хаяо Миядзаки "Тонари но Тоторо", где обаятельнейший герой, древнее лесное чудище Тоторо, исполняет при луне мелодии на окарине.
Тоторо и окарина.

В 1995 году вышел очередной фильм из бесконечного сериала про детского , "Анпанман и Окарина-химэ", где главная героиня - та самая принцесса Окарина - играет на одноименном музыкальном инструменте.

Справа которая - принцесса Окарина и есть.

В ноябре 1998 года фирмой "Нинтендо" была выпущена для ихней же игровой приставки игра "Легенда о Зельде. Окарина времени" (The Legend of Zelda: Ocarina of Time ), где одним из основных магических девайсов была окарина. Сыграв определенную мелодию, можно было получить магический эффект, в том числе и перемещение по времени.
"Окарина времени".

Игра оказалсь супер-популярной. И до сих пор удерживает позиции в десятке лучших игр всех времен.
И саунд-трек к этой игре тоже до сих пор считается одним из лучших.

Как видите, окарины атакуют по всем направлениям и захватывают в кольцо, начиная с самой активной, молодой категории японцев.
Теперь, думаю, вам не сложно будет понять, почему в Японии этот инструмент сейчас популярен более, чем где-либо еще.

Окарины сейчас производят не только из керамики. Есть и стеклянные модификации, деревянные и металлические. Последнее время все больше появляется пластиковых. Пластиковые недорогие, небьющиеся. Хотя и с не очень хорошим звуком. Подходят для начинающих и, конечно, для детей. Хотя профессиональными исполнителями пользуются исключительно керамические окарины.

Тоже как бы глобализация: от индейцев-ацтеков, через итальянских пекарей к японским геймерам.

Даже в России есть мастера, производящие окарины. По крайней мере, про одного из них,

Доводилось ли вам слышать удивительно глубокие и проникающие бархатные звуки, тембром напоминающие звучание органа или флейты, но мягкие и чистые даже на высоких нотах? Так звучит окарина - древний музыкальный духовой инструмент, представляющий собой небольшую глиняную свистковую флейту.

Происхождение и предназначение окарины

Первые варианты окарин, по версии учёных, появились ещё около семи тысяч лет назад. Инструмент этот поистине мультинациональный, поскольку в своём музыкальном качестве независимо развивался в самых разных уголках мира:

  • первоначально в Китае, Южной Америке, Корее и Африке,
  • гораздо позже в Европе,
  • в России на территории Алтая.

У древних народов в разные времена глиняная свистулька-окраина использовалась как обрядовый инструмент, с помощью которого общались с богами, вызывали дождь и ветер во время жары или засухи, а также отгоняли злых духов.

До 19 века на Руси окарина была основным элементом праздника со звучным названием Свистопляска. Гуляния устраивались в честь прихода весны, её зазывали угощеньями, танцами и, конечно же, звуками свистулек. С потерей этих традиций окарина в России утратила своё магическое предназначение и превратилась просто в детскую забаву.

«Окарина»: различия в определении понятия

Помимо того, что окариной называют все устройства, похожие на неё формой и звукообразованием, у неё есть иное понятие. Такое название получил музыкальный инструмент, который изобрёл на основе свистковой флейты ацтеков музыкант Джузеппе Донати. В переводе с итальянского «ocarina» означает «маленький гусь», как дань тому факту, что самая распространённая её форма напоминает голову гуся.

Чем окарина отличается от флейты?

Несмотря на то что окарину иногда именуют флейтой, эти инструменты имеют свои принципиальные отличия.

  • Открыты с двух сторон.
  • Высота тона зависит от столба воздуха внутри, управление которым осуществляется за счёт закрывания и открывания игровых отверстий. В связи с этим они должны быть расположены на определённом друг от друга расстоянии.
  • Закрытый объём со свистком.
  • Высота звучания зависит от разницы давлений внутри и снаружи инструмента. Давление как бы сжимает и разжимает «воздушную пружину». Более высокий тон получается при открытии игрового отверстия. Однако такая особенность ограничивает диапазон окарин.

Что представляет из себя окарина?

Современные сведения о том, как, согласно истории своего происхождения, должен выглядеть инструмент окарина, противоречивы. Однако есть факты, не вызывающие сомнения и соответствующие истине:

  1. преимущественно распространённая форма окарины - сосуд в виде конуса;
  2. отверстий для пальцев на инструменте с одной камерой может быть от четырёх до тринадцати;
  3. окарина может использоваться не только любителями, но и профессионалами.

Если говорить об окарине, как о глиняной свистульке, предназначенной для детских забав, то они со времён народных гуляний на Руси могли иметь разную форму: птиц, рыб, черепах, лягушек, жуков.

Сегодня такие инструменты изготавливают из самых различных материалов: дерева, пластика, стекла, кости, раковины и даже металла. Но настоящая окарина создаётся из глины. От того, каков будет состав глины, количество и расположение отверстий, а также сам объём и форма инструмента, будет зависеть и его звучание. Последний штрих - это роспись, которая наряду со звучанием придают уникальность и неповторимую красочность каждому отдельному инструменту. Расписанная в технике майолики окарина, купить которую можно в интернет-магазине «Лель», порадует как детей, так и взрослых, а также будет интересна и любителям, и профессионалам в игре на этом инструменте.

), но это, конечно, далеко не полный список. Сегодня мы пополним его ещё несколькими экспонатами (по мотивам комментариев к предыдущим материалам): окариной, панфлейтой, хроматической свирелью и стеклянной гармоникой.

Всё это - примеры не очень популярных сейчас музыкальных инструментов, которые были довольно широко распространены в прошлом.

Окарина

Окарина - это итальянское (ocarina) название духового инструмента, более известного нам как свистулька. Окарины - это те самые «птички» из глины, фарфора или дерева, которые можно встретить во многих этнографических музеях. В переводе с итальянского ocarina значит «гусёнок». Современные окарины часто делают из пластика или поликарбоната.

Обычно окарина в своей основе имеет форму сферы (чаще всего яйцеобразную), но на самом деле «золотого стандарта» для инструмента практически нет. У свистулек бывает самая разная форма и самое разное количество отверстий - обычно от четырех до тринадцати. Высота звука зависит только от размера отверстий, а окарина без дополнительных отверстий становится… обычным свистком.

В Европу окарину принёс итальянец и изобретатель Джузеппе Донати - именно он придумал более или менее современный облик «гусёнка» с десятью отверстиями, настроенными на знакомую европейцам нотную гармонию. Он же придумал специальный выступ, похожий на мундштук (и одновременно на клюв гуся - отсюда и современное название).

Но на самом деле окарина - обманчиво современное название для одного из самых древних музыкальных инструментов, известных человечеству. По оценкам некоторых историков, похожие на окарину инструменты использовались ещё в древнем Китае 7 тысяч лет назад. Керамическая прото-окарина называлась «сюнь ». На Руси тоже была своя окарина - те самые дымковские игрушки и филимоновские свистульки. У древних окарин было меньше отверстий и поэтому диапазон звучания был куда более ограниченным - однако принцип был тем же, что и у современных инструментов.

В 1960-х годах англичанин Джон Тейлор усовершенствовал конструкцию Донати - он сделал окарину всего с четырьмя отверстиями, которые имели, однако, разный размер. На окарине «английской» конструкции можно сыграть все ноты из привычной диатонической гаммы.

Стеклянная гармоника

Стеклянная гармоника - редкий и малоизвестный инструмент с очень необычным звучанием и оригинальной историей.

В середине XVII века стеклянная гармоника представляла собой конструкцию из тридцати-сорока стаканов, наполненных разным количеством воды - играющий прикасался к краям стаканов, извлекая «волшебные» звуки. В 1744 году ирландский музыкант Ричард Пакрич усовершенствовал эту технику - он создал инструмент под названием «серафим».

Более или менее современная конструкция гармоники - ряд стеклянных дисков-полусфер, нанизанных на вращающуюся металлическую ось. Звук извлекается трением или ударами пальцев исполнителя о влажное стекло. Более низкие ноты (крупные диски) расположены слева, более высокие (и маленькие) - справа. Ось приводится в движение педалью. Именно этот инструмент и получил название «стеклянной гармоники». Он может похвастаться довольно широким диапазоном - от двух с половиной до четырёх октав, что приближает его к клавишным инструментам.


За неземное звучание гармонику полюбили композиторы - Моцарт написал для неё два адажио, Чайковский использовал в балете «Щелкунчик» (Танец Феи Драже), Глинка - в «Руслане и Людмиле» (Чудеса Черномора), Доницетти - в опере «Лючия ди Ламермур». Интересно, что в XVIII веке гармонику пытались запретить из-за её якобы негативного влияния на здоровье и психику людей и животных.

К XX веку на стеклянной гармонике почти перестали играть. Инструмент стал очень редким - современных исполнителей насчитывается всего несколько десятков по всему миру. Так как сам инструмент найти очень сложно, его заменяют той самой «прото-гармоникой» из XVII века - набором стаканов , который иногда называют «стеклянной арфой».

Некоторые из этих инструментов появлялись примерно в одно и то же время в самых разных частях планеты и в разных культурах. Они назывались по-разному и чем-то отличались друг от друга, но в основе у них были похожие конструкции и принципы звукоизвлечения. Сейчас многие из них незаслуженно забыты, однако есть вероятность, что всплеск интереса к этнокультуре или (как в случае со стеклянной гармоникой) к инструментам с необычным звучанием, вернет им хотя бы долю былой популярности.

Посты по теме из нашего «Мира Hi-Fi»:

  • Колёсная лира, варган и музыкальная пила - инструменты, которые не стали мейнстримом
  • Какие необычные музыкальные инструменты используют в озвучке фильмов ужасов
  • «Изгиб морковки жёлтой»: 8 необычных музыкальных инструментов

С 30 апреля по 10 мая мы решили провести большую честную распродажу - 400 товаров со скидками до 80%! Можно купить в магазине, а можно никуда не ехать и заказать доставку - она осуществляется без выходных, а при заказе от 10 000 рублей будет для вас бесплатной.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...