Тайна Балаклавы. Как секретная база подводных лодок стала музеем. "призрачный конвой" фюрера

В честь прошедшего вчера дня моряка-подводника хочу напомнить вам о "сверхсекретной" подводной лодке. Сведений о ней очень мало, а посему придется "пролапатить" глобальную сеть...

Об этих небольших ядерных подлодках даже моряки-подводники предпочитают не говорить. И не потому, что кто-то запрещает, просто и по сей день в открытых источниках о них очень мало сведений. Так что говорить-то, собственно, не о чем. А ведь глубоководные атомные мини-субмарины, предназначенные для выполнения спецзаданий, начали сходить со стапелей в начале 80-х годов прошлого века! Разработки конструкторов СССР опередили свое время на несколько десятилетий.

Тайна

До середины 80-х годов прошлого века эти атомные субмарины во флоте вообще не числились и работали непосредственно на Главное разведуправление СССР. В 1986 году их, правда, поставили на довольствие ВМФ, но менее секретными они не стали.
Доподлинно известно, что первая подлодка специального назначения с атомным двигателем была заложена в 1981 году.

Первый «Кашалот»

Головным кораблем серии стала атомная глубоководная станция АС-13 (проект 1910 «Кашалот»). Лодка была создана на Ленинградском судостроительном заводе. Официально она предназначалась для «испытаний новых типов атомных реакторов»…

Атомная глубоководная станция АС-13

Вторым кораблем данной серии стала подлодка АС-15, которая была спущена на воду в 1988 году.

Развитием проекта 1910 стал проект 1851. Подлодки, создававшиеся по этому проекту, предназначались для проведения глубоководных работ и были оснащены водолазной станцией, позволявшей акванавтам выходить в воду сразу на глубине.

Атомные субмарины совместили в себе лучшее от батискафов и подлодок.

Как только американцы пронюхали про новые разработки советских конструкторов, они окрестили секретные субмарины русских Х-Ray.

Атомная глубоководная станция АС-15

Ухо на глубине

Чем же занимаются все эти подлодки на глубине? Существует несколько версий. По одной из них, глубоководные станции в основном занимаются банальной прослушкой. Подключаются к подводным кабелям и скачивают информацию. Эти сравнительно небольшие субмарины с титановыми корпусами способны опускаться глубже обычных подлодок и могут месяцами лежать на морском дне.

Есть также предположения, что эти лодки несколько раз проводили операции по подъему секретного оборудования с упавших в море самолетов и вертолетов Североатлантического альянса.

Эти лодки первыми обследовали район, где потерпела катастрофу атомная подлодка «Курск», и именно на основе их информации было принято решение о подключении к спасательной операции иностранных специалистов.

О значимости работы подводников говорит то, что, по имеющимся данным, только за последние 10 лет более десяти офицеров соединения были удостоены звания Героя России. Кстати, на этих подлодках служат исключительно офицеры.

«Лошарик»

В настоящее время развитием проекта атомных мини-субмарин стала уникальная подводная лодка проекта 210. Разработчики (КБ «Малахит») дали ей смешное неофициальное название «Лошарик». Свое название субмарина получила из-за того, что форма ее внутреннего наполнения напоминает одноименного героя мультфильма. В корпусе лодки вмонтировано несколько сферических частей. Они придают ей прочность и являются своего рода отсеками. «Лошарик» был спущен на воду в августе 2003 года. Хотя заложили лодку еще в далеком 1988 году. Изготовление лодки продолжалось 15 лет!

Об уровне секретности говорит и тот факт, что в ту часть севмашевского цеха, где строили эту подлодку, не пускали даже многих руководителей этого предприятия. Число занятых в процессе строительства рабочих и инженеров жестко регламентировалось на протяжении всех пятнадцати лет, которые ушли на создание этого уникального корабля.

По данным экспертов «Независимого военного обозрения», особенности конструкции этой субмарины позволяют ей погружаться на глубину до трех километров. Подлодка Лошарик на дальнем плане.

Самая бесшумная и неуязвимая

Официально сообщалось, что глубоководный корабль предназначен для решения научно-технических задач и для спасения людей в экстремальных ситуациях, то есть он имел некое специальное назначение. При этом весь спектр задач подлодки не оглашался никогда. Однако если взять атомные подводные лодки других проектов, разработанных конструкторами «Малахита», то можно предположить, что «Лошарик» - самая бесшумная и неуязвимая подводная лодка российского флота. Скорее всего, на определенной скорости она становится практически неуязвимой для гидроакустиков вражеских кораблей и может выполнять поставленные задачи незамеченной по всему Мировому океану, в том числе в Арктике.

Проект 10831 - атомная глубоководная станция.

Подводное водоизмещение ориентировочно) - 2000 тонн, Подводная скорость (ориентировочно) - 30 узлов, Предельная глубина погружения - 1000....6000 м, Автономность (неизвестно) - ориентировочно, несколько месяцев, Экипаж - 25 человек, вооружение - неизвестно.

Миссия «Хребет Менделеева»

Первой ставшей известной широкой публике миссией уникальной атомной подводной лодки «Лошарик» стал сбор геологического материала на глубине 3000 метров районе хребта Менделеева в сентябре 2012 года. По опубликованной информации, «Лошарик» работал на глубине от 2,5 до3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка находилась под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.

Ей было собрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Полученные данные легли в основу заявки в Комиссию ООН по морскому праву, которой в ближайшие несколько лет предстоит разделить арктический континентальный шельф, и Северный полюс в том числе, между приарктическими странами.

Честно говоря, сначала я полагал, что все попытки нацистов основать собственную колонию в Антарктиде на этом закончились – по крайней мере, до 1945 года, когда они ринулись туда просто от безысходности. Действительно, каким образом удавалось снабжать две достаточно крупные полярные станции, если страна фактически находилась в жесткой морской блокаде? Настораживало только то, что я не встречал никаких следов эвакуации полярников с антарктических станций. Действительно, трудно предположить, что несколько сот человек были брошены на произвол судьбы и погибли, не оставив после себя следов.

Впрочем, почему бы и нет? Гитлеровский режим никогда не отличался особой сентиментальностью, а готовность к самопожертвованию преподносилась как высшая добродетель. Следы вполне могли быть заметены теми, кто прибыл в Антарктику после войны… Нет, все получалось как-то слишком сложно и неправдоподобно.

В этот момент мне в руки попала книга «Подводный флот Третьего рейха». Я заглянул в нее в надежде узнать какую-нибудь информацию про верфь «Нептуния». Однако обнаружил нечто совсем иное, впрочем, не менее полезное для хода моего исследования. Скрывалось это сокровище в разделе «Нереализованные проекты». Перевернув очередную страницу, я сначала решил, что мое зрение меня обманывает: на рисунке красовался типичный атомный крейсер конца XX столетия! Однако, вчитавшись в текст, я понял, что к подводным ракетоносцам изображенная субмарина не имеет никакого отношения. Речь шла о проекте большого подводного транспорта, способного транспортировать сотни тонн груза на дальние расстояния. В частности, говорилось следующее:

Проект подводного транспорта разрабатывался судостроительными фирмами Германии начиная с 1938 года, когда стало ясно, что на горизонте маячит мировая война. Было вполне очевидно, что с началом боевых действий страна окажется в морской блокаде и будет отрезана от многих видов дефицитного стратегического сырья. Руководство военно-морским флотом прекрасно понимало, что надводным кораблям будет трудно прорвать британскую блокаду, и планировало использовать для этой цели подводные корабли. К лету 1939 года рабочие чертежи подводного транспорта под кодовым названием UF (Unterwasserboot-Frachtschifr) были готовы. Однако по ряду причин, в частности из-за нехватки производственных мощностей, проект так и не был реализован.

Вот в последнем я сильно сомневался. Если корабль действительно нужен, его строят, и никакая нехватка мощностей здесь не помеха. Впрочем, кто говорит о том, что ни одна подобная субмарина не была построена? Логично предположить, что ограниченная серия все же была выпущена. Правда, отнюдь не для доставки в рейх стратегических материалов, а для регулярного сообщения с Антарктидой. И тут меня осенило: буквенный код UF я уже видел в каком-то документе из отцовского архива!

Полчаса спустя я уже держу в руках пожелтевший листок, явно вырванный из какой-то тетради. На нем незнакомым мне размашистым почерком написано:


Для людей, не являющихся специалистами в военно-морской истории, поясню: римские цифры – это типы подводных лодок. VII и IX – это океанские подводные лодки, предназначенные для атак надводных кораблей торпедами. XIV серия – это подводные танкеры; UF, как мы теперь уже знаем, – подводные транспорты. Заметьте, количество транспортных кораблей в эскадре А значительно превышало число боевых на протяжении практически всей войны. Следовательно, эскадра А создавалась с чисто транспортными целями. Маршрут, очевидно, был определен раз и навсегда: от Гельголанда, маленького скалистого островка в Северном море, одной из основных баз германского флота, до карстовых пещер под антарктическими горами, где находилась база «Вальгалла».

Но почему же эти лодки никто не видел? – спросите вы. Дело в том, что их никто особенно и не искал. Транспортные субмарины шли своим маршрутом, стараясь не привлекать к себе особого внимания и не вмешиваясь в происходившие на поверхности боевые действия. Кроме того, существовала специальная «отвлекающая» группа подлодок, получившая название «личный конвой фюрера». Именно они совершали активные операции в южных районах Атлантики, привлекали внимание противолодочных кораблей и исправно гибли под их ударами.

С этим «личным конвоем» связано немало легенд. Свою отвлекающую роль он продолжает играть и сегодня, уводя внимание исследователей от эскадры А. Вот уже несколько десятилетий историки и обычные энтузиасты пытаются доказать, что на субмаринах «конвоя» в Южную Америку перевозились некие секретные грузы и пассажиры. Правда, что это были за грузы, куда конкретно и зачем они доставлялись и, самое главное, много ли груза можно было перевезти на самых обычных боевых лодках – история умалчивает. Сторонники загадочной миссии «личного конвоя фюрера» оперируют простым доводом: раз существует множество свидетельств тайных манипуляций с этими подлодками, значит, тут что-то не так! Они не понимают простой вещи – как раз существование подобных свидетельств и подтверждает то, что «личный конвой» – не более чем бутафория. Потому что профессионалы следов не оставляют.

Ну, или почти не оставляют. Потому что гигантские подводные лодки все-таки были замечены несколько раз с разведывательных самолетов. Тогда этим рапортам не придали значения: мало ли как может выглядеть самая обычная субмарина в глазах усталого пилота? Хорошо, если он еще и морского змея при этом не увидит! Один раз промелькнула информация о том, что такая субмарина была потоплена оказавшимся на ее пути эсминцем США – впрочем, поскольку подлодка – это не рыба, которая всплывает брюхом вверх, проверить что бы то ни было не представлялось возможным.

Теперь я знаю, что гигантские подлодки серии UF действительно существовали и в течение всей Второй мировой войны совершали регулярные рейсы между Антарктикой и Германией. Причем объем перевозок был достаточно большим – иначе зачем строить и использовать целый флот громадных подводных транспортов в условиях, когда катастрофически не хватало самых обычных субмарин?

Что же создавали на Ледовом континенте нацистские лидеры?

В СМИ считают, что американская лодка «Seawolf» является угрозой для России. Но на такие заявление можно ответить простой фразой: «Не пугайте ежа пятой точкой».

Во многих западных и отечественных СМИ появилось достаточно большое количество материалов, посвященных самой современной подводной лодке США класса «Seawolf». Ее тактико-технические характеристики настолько хороши, что многие не побоялись даже говорить о «страхе русских» перед этой субмариной.

Например, иностранное издание National Interest в статье «Русские в страхе от американского «Сивульфа» раскрывает историю появления и технические показатели подводной лодки. По данным издания стало известно, что «Seawolf» сконструирована в результате продолжения гонки вооружений между США и Россией, а также необходимостью иметь современный подводный флот. Строительство «Морских волков» подстегнуло также создание в СССР подводных лодок класса «Акула», винты которых были созданы при помощи новых станков. Они передвигались практически бесшумно и более того, могли погружаться на глубину до 600 метров против 200 метров у американских подлодок.

Поэтому в Америке в срочном порядке были собраны все ресурсы для создания «Seawolf». В итоге появилось несколько военных единиц, которые также могут погружаться на глубину в 600 метров и двигаются с минимальным шумом. Однако ее боевые характеристики были существенно увеличены. В частности, значительному расширению подвергся арсенал. Лодка может нести на своем борту 50 торпед типа Mark 48. Также в качестве вооружения могут быть использованы противокорабельные ракеты «Sub-Harpoon» и крылатые ракеты «Tomahawk».

Скорость лодки под водой составляет 35 узлов. Американским инженерам удалось существенно снизить шумность субмарины, и она стал в 70 раз тише всех имеющихся лодок в США. Новые субмарины должны были заместить военные лодки класса «Los Angeles». Таким образом, в Штатах создали боевую единицу, которая по скоростным показателям и малошумности обходит российские разработки.

Еще больше страху нагоняет другая статья National Interest «Секретные» подлодки США, которых боятся русские». Материал, размещенный на сайте повествует о том, как лодка класса «Seawolf» была значительно модернизирована и теперь в состоянии ходить в арктических широтах. Теоретическая возможность прохода в холодных водах обосновывается ее перемещением из Вашингтона на норвежскую базу Хоконсверн всего за несколько недель. Кроме того, приводится сообщение о том, что «Морской волк» успешно дошел северного полюса в рамках учений «ICEX» 2009. Таким образом, издание подчеркнуло, что якобы России нечем ответить и подводные лодки подобного класса представляю «безответную угрозу».

Возможности современной российской армии противостоять новейшим подводным лодкам США в интервью изданию «ПолитЭксперт» прокомментировал заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В.Плеханова, член Ассоциации военных политологов, эксперт Андрей Петрович Кошкин.

«Подводная лодка, которая по своим технологическим характеристикам является прорывной для Соединенных Штатов Америки, появилась не за один день. Это результат многолетнего труда военно-промышленного комплекса и научного сообщества, перед которыми стояли специализированные задачи. В Российской Федерации точно также разрабатывались технологии для обеспечения стратегических интересов и безопасности страны во всех регионах. Также это включает узкоспециализированные зоны – подводное пространство. А потому, появление американской лодки не стало сюрпризом.

Подводные субмарины подобного класса хоть и имеют некое технологическое преимущество, но навряд ли смогут пробить брешь в обороны Российской Федерации. Сегодня есть системы, которые позволяют успешно позволяют блокировать действия вражеских военных единиц. В качестве примера можно привести недавнюю ситуацию при сопровождении иностранной подводной лодкой боевого соединения во главе с «Адмиралом Кузнецовым». Кроме того, в Арктике есть секретные мониторинговые системы, которые позволят отследить появление американской лодки в арктических широтах России. То есть незаметной она не пройдет.Также в России довольно давно взят стратегический курс на обеспечение армии новой техникой, которая бы успешно функционировала в арктических широтах. И в скором времени она обязательно появится».

На все фразы о страхе русских перед зарубежной угрозой хотелось бы ответить старой, но очень подходящей крылатой фразой в чуть переработанном виде: «Не пугайте ежа пятой точкой». На сегодняшний день Россия является страной, которая разрабатывает, принимает на вооружение и продает самую современную военную технику. Именно Россия идет впереди планеты всей по конструированию противокорабельных береговых ракетных комплексов. Это касается как сухопутной техники, так и морской. У некоторых видов аналогов нет до сих пор. И да, - не стоит списывать со счетов тот факт, что «Seawolf» появились практически через десятилетие после появления российской «Акулы». И что еще сейчас прячется в закромах и военных ангарах Родины – большая загадка.


27 лет назад Центральное телевидение показало четырехсерийный фильм "Секретный фарватер", снятый В. Костроменко по мотивам одноименного романа Леонида Платова.
По сей день эту скромную ленту регулярно демонстрируют на разных телеканалах, и уже новое поколение зрителей с удовольствием следит за приключениями командира советского торпедного катера Шубина, который сумел обезвредить грозную немецкую подлодку. Но мало кто знает, что в "Секретном фарватере" впервые в мировом кино снят проход настоящей подводной лодки под водой.

Лодки нет, а кино осталось
Действие фильма происходит в 1944 году на Балтийском море. Выполняя боевую задачу, командир торпедного катера Борис Шубин случайно обнаруживает секретный фарватер немецкой подводной лодки без опознавательных знаков. Непредвиденный случай забрасывает его на "Летучий голландец" и дает возможность приоткрыть завесу строжайшей тайны Третьего рейха, которая ее окружает.
Естественно, что в картине, где действует подводная лодка, трудно было обойтись без сцен под водой. Поначалу предполагалось, что погружение и всплытие подлодки снимут в знаменитом бассейне Одесской киностудии.
Этот бассейн был построен для съемки морских батальных сцен. Вода в бассейн наливалась так, чтобы она переливалась через край. В бассейн запускали макеты кораблей разных эпох, преимущественно парусного флота, и при помощи разных приспособлений их приводили в действие. На заднем плане открывалась панорама на Черное море, благодаря чему создавалась иллюзия морской дали.
Местные мастера комбинированных съемок умудрялись устраивать вполне правдоподобные морские сражения. Сегодня, пересматривая эти картины, трудно поверить, что в этих сценах на самом деле были задействованы не реальные корабли, а их совсем небольшие по размерам макеты.
Макет подлодки готовился и для "Секретного фарватера", но, когда режиссер увидел погружение реальной подлодки, он буквально заболел желанием снять эту сцену в натуре.

- Когда подводная лодка погружается, - поясняет свое решение Вадим Васильевич Костроменко, - возникает такой водоворот, такая потрясающая картина, что в бассейне создать подобный эффект просто невозможно.
Хотя по сюжету действие фильма происходило на Балтике, подводные сцены снимали в Крыму, в Балаклаве, тем более что вода в этих местах была удивительно прозрачной.
К кинематографистам в ту пору относились уважительно, тем более что фильм рассказывал о героизме советских моряков, так что все, что требовалось для съемочной группы, флотское командование выдавало без лишних слов и бесплатно. (В нынешних условиях подобные съемки стоили бы миллионы гривен, а то и долларов). Однако с этим эпизодом поначалу не складывалось.

Съемочной группе выдали водолазный борт, у которого жёсткий трап уходит глубоко под воду. Режиссер решил, что на конце этого трапа будет сидеть оператор, естественно, соответствующим образом экипированный, и со специальной камерой для подводной съёмки. А рядом с ним должна была пройти подводная лодка.

И вот наступил день съемки. Подводная лодка пришла, но...
- Я поставил перед командиром лодки задачу, - вспоминает В. В. Костроменко. - Он на меня посмотрел и говорит: "Вадим Васильевич, в тюрьму мы сядем оба. Вы думаете, что я по шоссе еду? Я же под водой буду плыть. Чуть-чуть не туда - и ваш оператор попадёт мне под винты. И всё - сядем. Нет, я этого делать не буду!"
Развернул свою лодку и ушел.
Пришлось режиссеру ехать в Севастополь к командующему флотом.
- Я его понимаю, - сказал командующий, выслушав рассказ режиссера. - Тут нужен человек рисковый.
И распорядился дать другую лодку, с другим командиром. Съемка прошла отлично, ожидаемый эффект получился. Во время нашей беседы Вадим Васильевич признался, что не запомнил фамилию лихого командира подлодки. Помнит только его уникальное имя-отчество - Африкан Африканович. Зато фамилию, как нам удалось установить, моряк носил самую простецкую - Попов.
А командовал капитан-лейтенант Попов А. А. дизель- электрической подводной лодкой С-296 проекта 613, заводской номер 152. Первый выход в море этой лодки помечен 1955 годом, а 1 октября 1990 года экипаж был расформирован. По всей видимости, в ходе последующих бурных лет лодка пошла на металлолом. Но в историю мирового кино она успела войти...


С весельем и отвагой

Вадим Васильевич вспоминает и о других интересных ситуациях во время крымских съемок. Предстояло снять несколько подводных сцен встречи двух героев. В кино существует неписаный закон: во время съемок опасных и ответственных эпизодов постановщик обязательно должен находиться на съемочной площадке. В данном случае такой площадкой было подводное царство, так что режиссеру пришлось в ускоренном темпе пройти курс аквалангиста и даже сделать первое пробное погружение.
- Но, как только я погрузился, вода заполнила маску , - вспоминает В. В. Костроменко. - Я вынырнул и говорю: "Ребята, что вы мне за маску дали, которая пропускает воду?" А мне отвечают: "Вадим Васильевич, маска не виновата, усы сбрить надо".
- Ну не могу я сбрить усы!
- улыбаясь, продолжает режиссер и рассказывает, что, когда однажды в молодости он совершил эту процедуру, то чувствовал себя так, как будто находится без штанов.

Тупиковую эту ситуацию разрешил исполнитель главной роли Анатолий Котенев, который уговорил режиссера оставаться на берегу, поскольку эта подводная съемка технически была совсем несложной. Скрепя сердце постановщик согласился. Но на душе скребли кошки: ведь актерам предстояло сниматься без аквалангов: они должны были нырнуть в воду и быстро вынырнуть.

Однако прошло уже довольно много времени, а никто из моря не появлялся. В. Костроменко в ужасе метался на берегу, предполагая, что случилось самое страшное. А актеры между тем просто решили разыграть постановщика. Они быстро сняли эпизод, потом заплыли подальше от режиссерских глаз и преспокойно себе загорали.

Сейчас, конечно, рассказывать об этом весело, но то, что я тогда высказал "шутникам", я вам повторить не могу, - улыбается Вадим Васильевич.
Сам исполнитель главной роли вспоминал, что консультант картины - адмирал, увидев его на съемках, спросил: "Ты, наверное, на флоте служил? У тебя походка, выправка флотские" .
Между тем прежде артист к флоту не имел никакого отношения. Он служил в артиллерии, к тому же большую часть службы провел на сцене, поскольку уже имел начальное театральное образование. Помогли занятия спортом, которые пригодились и во время съемок "Секретного фарватера", где актеру пришлось прыгать с парашютом, плавать под водой и долго держаться на плаву в открытом море. Правда, признавался артист, под водой по большей части плавал один мой дублер, другой - прыгал с парашютом, а сам исполнитель в это время бегал в катакомбах, где с "немцем" - каскадером Петром Шерекиным - изображал драку. А вот в воде ему пришлось провести целую съемочную смену.

- Нашли длинный пирс, уходящий в море,
- рассказывал впоследствии артист, - с него и снимали на фоне моря. Я там плаваю, изображаю что-то, а с пирса кричат: "Толя! Побарахтайся немножко! Сейчас мы камеру перезарядим!" И вижу, как помощник оператора неуклюже карабкается в гору, к автобусу с аппаратурой. А я плаваю. Вот тогда я понял, что, пока камера работает, актер и в огонь пойдет, и в воду... да на все пойдет! И пока я слышал громкий треск камеры "Конвас", я самоотверженно барахтался в воде.

Но однажды А. Котеневу захотелось лично прыгнуть с парашютом, хотя снимали общий план и его вполне мог заменить дублер. Однако артист уговорил режиссера дать ему возможность прыгнуть, заверив, что имеет опыт целых пяти прыжков.
"Правда , - глядя честными глазами на постановщика, сказал актер, - документы об этом у меня остались дома" . Проблема заключалась в том, что во время войны использовались круглые парашюты, которых сорок лет спустя на складах уже не было. С огромным трудом нашли старый круглый парашют, тщательно его проверили и наконец дали согласие на съемку. Прозвучала команда, включили камеру, и из самолета вылетел комочек. Он летел подозрительно долго и лишь почти у самой земли раскрылся парашют.
"Толя, что случилось?" - подбежал к артисту обеспокоенный режиссер.
"Ничего особенного, - "на голубом глазу" ответил тот, - я просто хотел вам показать, что такое затяжной прыжок".

Еще один забавный эпизод случился во время съемок на Балтике. В сценарии было написано: "Флотилия входила в залив, вода кипела от взрывов" . Чтобы снять эту сцену, пиротехники целый день на лодочке закладывали взрывпакеты. Но никто не подумал о последствиях взрывов. А они не заставили себя ждать. Ибо, как только закончилась съемка эпизода, на поверхность вспыли тысячи рыбьих трупов.
И, как на грех, откуда ни возьмись, появился инспектор рыбнадзора, который потребовал, чтобы съемочная группа заплатила штраф. Но в смете фильма такой статьи, естественно, не было. Пришлось провести с инспектором беседу на предмет того, что это за фильм. Кто в нем снимается и т. п. А моряки тем временем из оглушенной рыбы сварили прекрасную уху, от которой инспектор не смог отказаться...

Интересные факты о фильме
- Некоторые эпизоды биографии книжного героя Шурки Ластикова (закрытие пробоины радиатора своим телом и медаль Ушакова среди наград) почерпнуты из реальной жизни выпускника Соловецкой школы юнг А. Ф. Ковалёва (Рабиновича).
- В фильме таинственной немецкой субмариной является U-127. На это указывает номер, выбитый на тарелке, из которой кормят Шубина на этой подводной лодке, и номер на согнутой вилке, обнаруженной в куче мусора на корабельном кладбище в Пиллау. Реальная лодка U-127 погибла ещё в 1941 году.
- В качестве торпедных катеров снимался речной сторожевой артиллерийский бронекатер проекта 1204 "Шмель". С нескольких "Шмелей" демонтировали реактивную систему залпового огня БМ-14- 17, установив на освободившееся место муляжи трубчатых торпедных аппаратов. После чего в своём новом виде 73-тонные "Шмели" в фильме исполнили роли 15-тонных торпедных катеров Г- 5.
- Имя командира "Летучего голландца" - Герхард фон Цвишен. В переводе с немецкого это означает "Герхард из между", то есть из ниоткуда, и является аллюзией на капитана Немо (Немо по- латыни значит "никто") из романа Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой".
- Диверсанта-аквалангиста, реально сыграл спецназовец Шерекин Пётр Павлович. Мастер спорта СССР по рукопашному бою. Первый командир Республиканского отряда специального назначения МВД Украинской ССР. Первый абсолютный чемпион Украины по каратэ-до.
Представитель тай-дзюцу в Украине от World Federation HOKU SHIN KO RYU BUDJUTSU. Пожизненный член в JU JUTSU INTERNATIONAL, член Академии черных поясов и Дома Самурая.

Секрет долголетия - искренность
Шутки шутками, но, как полагает режиссер, его картина в определённой мере оказалась пророческой. Ибо в последней сцене на подводной лодке фашистский командир произносит такой текст: "Это безумный, дурной Гитлер войну проиграл. И я хочу, чтобы вы поняли, как легко и свободно мы внедримся в послевоенный мир. Мы будем пользоваться покровительством важных людей, мы сохраним национал-социализм и будем заботливо его выращивать на новой почве".
- Мне горько от того, что кое-где, даже у нас, фашизм снова поднимает голову, - говорит В. В. Костроменко. - Наш фильм довольно часто показывают по телевидению, и хочется верить, что эти слова заставят кого-то задуматься...

"Секретный фарватер" принес популярность исполнителю главной роли Анатолию Котенёву. Сейчас он - один из ведущих артистов Белоруссии, снялся в 60 фильмах и сериалах и даже избран вице- президентом Белорусской гильдии актёров кино.
Нет надобности представлять и Ларису Гузееву, которая снималась в этой картине вскоре после оглушительного успеха "Жестокого романса". Ей было интересно сыграть роль в военной форме. Вот только некоторые зрители остались недовольными гибелью героини, и режиссер после выхода картины получил немало писем с гневным вопросом: "Почему вы убили такую красивую женщину?"
"Секретный фарватер" не назовешь шедевром мирового кинематографа. Честная, добротная работа, которая и четверть века спустя смотрится с неослабевающим вниманием. В чем секрет такого долголетия? На этот вопрос даже сам постановщик не знает ответа. Скорее всего, в искренности, чувстве личной причастности, с каким снимал фильм В. В. Костроменко - "дитя войны".

Американские же кинематографисты - при всей своей технической изощренности - только лишь через пять лет рискнули снять реальное погружение подводной лодки. Так что лавры первооткрывателей остались за нашими киношниками.

Пропавшая немецкая подлодка, которая якобы перевезла нацистское руководство в Южную Америку, обнаружена спустя 73 года у берегов Дании. Как выяснили журналисты , U-3523 была одной из подводных лодок Гитлера нового усовершенствованного типа XXI, которая появилась слишком поздно, чтобы предотвратить победу союзников.

Как сообщает Daily Mail, находка обнаружена в десяти морских милях к северу от датского города Скаген и в девяти милях к западу от позиции, на которой, как считается, ее уничтожил британский тяжелый бомбардировщик B24 Liberator 6 мая 1945 года.

Сканирование морского дна показало, что субмарина в данный момент лежит на глубине 123 метров, что затрудняет доступ к ней. При этом, как утверждается, ее положение весьма необычно — передняя часть лодки зарыта в песок, а задняя часть возвышается над дном на 20 метров.

U-3523 была сделана по последнему слову техники, могла находиться под водой в течение длительного периода времени и имела запас хода, который позволял ей беспрепятственно добираться в том числе и до берегов Южной Америки.

Невозможность обнаружить место затопления судна породила слухи о том, что оно смогло ускользнуть с неким ценны грузом на борту.

По данным датского Музей морских войн, обнаружившего находку, нет никаких свидетельств того, что она могла перевозить лидеров нацистов или какие-либо их ценности. «Ходят слухи, что она имела большое значение для Германии, так как исчезла после окончания войны, — заявил директор музея Герт Андерсен. — Думаю, эти слухи подогревались теми фактами, что U-3523 была очень современной подлодкой, способной перемещаться на большие расстояния, и что некоторые нацисты пытались бежать с драгоценностями в последние дни перед капитуляцией. Однако, на самом деле, она шла в Норвегию, а не в Южную Америку».

Андерсен также показал копию последней телеграммы, отправленной с субмарины 5 мая 1945 года, в которой не упоминается ни о каких драгоценных грузах или о высокопоставленных пассажирах.

По данным издания, рассекреченные документы американской разведки способствовали распространению слухов о том, что руководство нацистов, включая самого Гитлера, бежало в Южную Америку в последние дни войны.

Так, один из материалов ЦРУ, датируемый 3 октября 1955 года, содержал утверждение бывшего солдата СС по имени Филипп Ситроен, о том, что Гитлер скрывался сначала в Колумбии, а затем в Аргентине. К своему заявлению солдат приложил фотографию, якобы сделанную в 1954 году в колумбийском городе Тунха, на которой он якобы изображен с Гитлером.

Также издание описывает другие свидетельства якобы пребывания лидера нацистов в Латинской Америке, полученные американскими спецслужбами.

Нацистская Германия построила 118 подводных лодок типа XXI, но из-за плохого контроля качества только четыре из них были пригодны для плавания к концу Второй мировой войны, и лишь двое были спущены на воду, так и не успев затопить ни одного корабля союзников.

Позднее их дизайн был скопирован Великобританией, США, Францией и Советским Союзом, а через советские модели и Китаем.

На сегодняшний день в мире существует только одна оригинальная подводная лодка типа XXI. U-2540, теперь известная, как «Вильгельм Бауэр», является частью немецкого морского музея в Бремерхафене.

Как сообщала , аргентинский писатель-документалист Абель Басти провел исследование, которое документально указывает на то, что Адольф в Южной Америке и дожить там до старости.

Адольф Гитлер — основоположник и центральная фигура национал-социализма, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха, фюрер Национал-социалистической немецкой рабочей партии, рейхсканцлер и фюрер Германии, верховный главнокомандующий вооруженными силами Германии во Второй мировой войне.

По показаниям свидетелей, допрошенных как советскими органами контрразведки, так и соответствующими службами союзников, 30 апреля 1945 года в окруженном советскими войсками Берлине Гитлер вместе со своей женой Евой Браун покончил жизнь самоубийством, предварительно умертвив любимую собаку Блонди. В советской историографии утвердилась точка зрения, что Гитлер принял яд (цианистый калий, как и большинство покончивших с собой нацистов). Однако, по свидетельствам очевидцев, он застрелился. Существует также версия, согласно которой Гитлер, взяв в рот и раскусив ампулу с ядом, одновременно выстрелил в себя из пистолета (применив, таким образом, оба орудия смерти).

Однако существует точка зрения, будто в бункере были найдены трупы двойников Гитлера и его жены, а сам он успешно сбежал.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...