Дидактическая игра на занятиях логопеда. Дидактические игры по формированию правильного звукопроизношения. «Ежику снятся сны»

Логопедические игры для детского сада

Червякова Татьяна Васильевна, учитель-логопед МДОУ детский сад "Родничок" пгт Свеча Кировской области
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
- проверить знания, умения и навыки детей по теме;
- учить применять их в практической деятельности – игре;
- воспитывать интерес к речевым играм.

Игра «Чья одежда – мамина или Танина?»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Игровой материал.
- картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви

- картинки двух шкафов:
Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды.


Ход игры:
Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.


- Это длинное платье мамино.
- Это синее платье Танино.
- Эта розовая блузка Танина.
- Эта белая блузка мамина.
- Эти чёрные брюки мамины.
- Эти сиреневые брюки Танины.
- Эта пышная юбка Танина.
- Эта узкая юбка мамина и т.д.

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.

Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.

Игра «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например,
- У мамы платье, а у Тани … платьице .
- У мамы туфли, а у Тани … туфельки.
- У мамы брюки, а у Тани … брючки.
- У мамы куртка, а у Тани … курточка .

Игра «Что из чего?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый сообщает:
- У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа (какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.

Игра «Один - много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,
- У мамы одно платье, а у Тани много платьев .
- У мамы одна юбка, а у Тани много юбок...

Игра «Два – две»»

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
- О чём можно сказать два?
- Два платья, два пальто, два плаща…
- О чём можно сказать две?
- Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.


Например,
Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
Одна куртка, две куртки … пять курток.
Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот:
Чистые ботинки – … грязные ботинки;
Новые сапоги – … старые сапоги;
Широкая юбка – … узкая юбка;
Длинное пальто – … короткое пальто;
Белый пиджак – … черный пиджак.

Игра «Разложи по полочкам»

Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.


Дети раскладывают картинки и объясняют:
- шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….

Игра «Мой, моя, моё»

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё (что?) – платье, пальто…

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание.
Ход игры. Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

Дидактические игры в индивидуальной работе логопеда с дошкольниками

Предлагаем некоторые дидактические игры, которые можно использовать в работе логопедам на индивидуальных занятиях, а также для закрепления воспитателям и родителям.

Дидактическая игра «Речевой кубик»

На каждой стороне куба расположена группа картинок – наклеек, в названиях которых находится автоматизируемый звук. На одной стороне звуки С,З,Ц, на другой Ш,Ж,Ч на третьей- Л,ЛЬ, далее- звуки Р,РЬ, и две стороны на дифференциацию звуков С –Ш, З-Ж, и Р –Л, РЬ-ЛЬ. Ребёнок рассматривает картинки и проговаривает слова. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком. Например: Составь предложение с данным предметом и проговори его, чётко выделяя звуки.

Дидактическая игра «Логопедическая гармошка»

Игра выполнена из цветного картона, на каждом сгибе «гармошки» наклеены картинки на автоматизируемый звук. Картинки можно вырезать из не нужных книг и журналов. Ребёнок переворачивает грани гармошки и называет картинку на автоматизируемый звук.

Дидактическая игра «Назови игрушку»

Игрушки небольшого размера подобраны и помещены в коробки по группам: свистящие звуки, шипящие звуки, звуки Л, Ль, звуки Р, Рь. Предназначены для автоматизации звуков в словах, предложениях, рассказах - описаниях игрушек.

Дидактическая игра «Кубик на кубик»

«Дидактические игры в работе логопеда и воспитателей»

В статье вниманию педагогов представлены рекомендации для организации речевых игр и упражнений, раскрыты виды дидактических игр, представлены игры с различными вариантами.

Одним из пяти направлений развития и образования детей (образовательные области) федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определил речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для дидактических игр характерно то, что создают их взрослые с определённым содержанием и правилами. Задача дидактических игр — организовать в желательном направлении деятельность и взаимоотношение детей.

Работа по развитию речи – это и составная часть логопедической работы с детьми, имеющие различные речевые нарушения. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается логопедическим по своему характеру и коррекционно-развивающим по своей направленности.

Игра – это «дитя труда». Наблюдая за деятельностью взрослых, ребёнок, ребёнок переносит её в игру.

Ребёнок, играет сначала с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые ему физически недоступны. В игре ребёнок овладевает элементами абстракции. Он познаёт предметы окружающего его мира и как бы овладевает ими.

Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В процессе этих подражательных игр дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Через игру дети получают возможность развитие себя – как личность в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.

Особо важно отметить, что интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к познанию, к процессу познания.
В игровой деятельности дети с интересом преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы и возможности, развивают свои способности и умения.

Подбирая игры, необходимо помнить, что они должны содействовать полноценному и всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, воспитанию навыков правильной речи, опыта и умения общаться со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребёнку научиться анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

  • Игры не должны быть длительными по времени (7-10 минут).
  • Они должны проводиться в неторопливом ритме.
  • Игра должна быть живой, интересной и привлекательной для детей.
  • В игре должен присутствовать элемент соревнования.
  • Выигравший должен быть отмечен.
  • В игре необходимо добиваться активной речевой деятельности всех детей, максимально используя возможности речедвигательной активности.
  • Необходимо в процессе игры развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью, учить детей правильно и быстро выполнять речевые задания.

Игры, проводимые на логопедических занятиях, можно разделить на 3 группы в соответствии с их целями.

Обучающие игры

Это игры на развитие внимания, слухового восприятия, слухового внимания, различение на слух близких по звучанию звукосочетаний и слов; игры, закрепляющие правильное произношение и обучающие произнесению определённых звуков в слогах, словах, предложениях; игры на развитие голосового аппарата, произнесение многосложных слов, правильную постановку ударений в словах.

  • Игры на выявление у детей простейших представлений
  • и умений различать окружающие их предметы по цвету, форме и расположению в пространстве, уточняющие представления детей о размере и числе предметов:
  • игры, обобщающие и систематизирующие количественные и пространственные представления у детей, обучающие их сравнению и различению предметов по общим и разным признакам;
  • игры, формирующие понятия о формах геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат).
  • Игры, помогающие формированию грамматического строя речи, формированию связной речи

Сюда входят игры, занимательные задания и упражнения. Они охватывают большой круг тем: существительные, прилагательные, числительные, местоимения и наречия, простые предложения, простые распространённые предложения, предлоги в предложениях, сложные предложения и т.д. Все перечисленные темы игр способствуют правильному развитию мыслительной и речевой деятельности детей.

Дидактические игры

Игра «Построим домики и посадим рядом деревья»

Дидактическая цель.

Научить детей обобщать и систематизировать количественные и пространственные представления; обучить детей умению сравнивать предметы по разным признакам. Способствовать развитию мелких движений и конструктивной деятельности.

Оборудование.

14 полосок цветной бумаги для строительства домиков и проведения дороги, 7 треугольников зелёного цвета для ёлок. 2 трафарета – грибы:

  • гриб с большой шляпкой на толстой ножке;
  • гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке.

Педагог совместно с детьми начинает строить (выкладывать из полосок бумаги) сначала высокий дом, потом низкий. Около высокого дома предлагает посадить (выложить из треугольников и полосок) высокую ёлочку, около низкого – низкую ёлочку. От высокого дома к низкому дому проводится дорога двумя полосками бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома. Около высокой ёлки нужно расположить гриб с большой шляпкой и толстой ножкой, около низкого дерева – небольшой гриб на тонкой ножке.

В заключение игры дети должны уметь охарактеризовать расположение предметов, употребляя точные определения: высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий, большой-маленький.

Игра «Наоборот»

Дидактическая цель.

Развитие речи детей, включение в их активный словарь понятий «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий», «большой», «маленький», «тяжелый», «лёгкий», «длинный», «короткий».

Даются предметы (картинки), которые надо классифицировать по данным признакам.

1 вариант

БОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ

Дом зайчик

Корабль стульчик

Самолёт колокольчик

Гриб шапочка

2 вариант

Бросая мяч, педагог называет слово. Ребёнок ловит мяч, отвечая противоположным словом, и возвращает мяч логопеду или передаёт очередному ребёнку.

ПЕДАГОГ РЕБЁНОК

  • Толстый тонкий
  • Большой маленький
  • Высокий низкий
  • Глубокий мелкий
  • Тяжелый лёгкий
  • Широкий узкий
  • Длинный короткий

Игра «Закончи предложение»

Дидактическая цель.

Развитие речи детей, включение в активный словарь слов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Развитие и закрепление пространственных представлений у детей.

Педагог произносит начало предложения, дети должны его закончить.

Если сосна выше берёзы, то берёза… (ответ: ниже сосны).

Если ствол дуба толще ствола берёзы, то ствол берёзы… (тоньше ствола дуба).

Игра «Фигуры высшего пилотажа», или «Мы учимся летать»

Дидактическая цель.

Закрепление понятий вверх, вниз, налево, направо, справа налево, слева направо.

Оборудование.

Большой самолёт-игрушка (или картинка), маленькие самолётики для детей (или картинки).

Педагог рассказывает, что во время праздничных парадов лётчики выполняют на самолётах разные фигуры высшего пилотажа: самолёт то быстро поднимается вверх, то резко падает вниз; вот несколько самолётов образуют звезду или делают петли и т.д. Педагог выступает в роли лётчика. Его самолёт выполняет разные фигуры, меняя направления движения, а лётчики – дети – определяют изменения маршрута и по сигналу педагога хором называют его, употребляют слова: «вверх», «вниз» и т.д. и повторяя эти фигуры своими самолётами.

Выигрывает тот, чей самолёт правильно выполняет фигуры высшего пилотажа согласно указаниям ведущего.

Игры на развитие внимания, зрительного представления и памяти

Игра «Геометрические фигуры»

Дидактическая цель.

Развитие внимания детей, зрительного представления, развитие зрительной памяти.

Оборудование.

Геометрические фигуры (7-8 комплектов); круги (красный, зелёный, желтый); треугольники (синий, белый); квадраты (красный, желтый, зелёный);

Детям раздаются комплекты геометрических фигур. Дети должны разложить их на столе в определённом порядке.

Например:

  • Круг – круг – круг.
  • Квадрат – квадрат – квадрат.
  • Треугольник – треугольник.

Дети называют фигуры и их цвет, Педагог обращает внимание детей на форму геометрических фигур и её особенности.

ПЕДАГОГ ДЕТИ

Имеет ли круг углы? Нет

Сколько углов у квадрата? Четыре

Сколько углов у треугольника? Три

Равны ли все стороны у квадрата или нет? Равны, одинаковы

Все ли стороны у треугольника равны? Нет

Вариант 1

Педагог просит детей разложить фигуры так, как он скажет («геометрический диктант»).

Например: красный круг, зелёный квадрат, синий треугольник, зелёный круг и т.д. Дети выкладывают геометрические фигуры под диктовку педагога.

Вариант 2

Педагог диктует порядок выкладывания геометрических фигур. Дети внимательно слушают, а затем по сигналу педагога (по памяти) выкладывают геометрические фигуры.

Вариант 3

Педагог показывает табличку с изображенными в определённом порядке геометрическими фигурами. Дети смотрят на изображенные геометрические фигуры, педагог считает до двух, если на таблице две фигуры, или до трёх, если на таблице три фигуры. Затем таблицу педагог убирает, и дети должны выложить по памяти геометрические фигуры так, как они были изображены на табличке.

Педагогу на заметку.

Трудность этого задания заключается в том, что необходимо не только запомнить расположение геометрических фигур, но и соблюсти цветовую гамму. Выигрывает тот, кто правильно выложит геометрические фигуры, соблюдая и цветовую гамму.

Вариант 4 «Отгадай загадки Буратино»

Научить детей различению предметов по форме и составлению из кругов, квадратов и треугольников разных рисунков. Развивать у детей зрительные представления и умения конструировать.

Педагог выставляет на наборное полотно геометрические фигуры и предлагает детям подумать, что можно нарисовать из круга? Какие предметы, окружающие нас, похожи на круг? (яблоко, арбуз, мяч и т.д.). Что можно нарисовать из квадрата? (ящик, печенье, портфель). Что можно нарисовать из треугольника? (ёлку, парусную лодку и т.д.).

Вариант 5 «Сконструируй из геометрических фигур предметы»

Развитие творческих представлений и возможностей, развитие зрительных представлений; развитие мыслительной деятельности; развитие мелкой моторики.

1. Педагог предлагает детям изобразить светофор, лодочку, пароход, карусель, машину, клоуна, человечка, ёлочку, домик.

2. Педагог просит детей внимательно посмотреть на геометрические фигуры и сконструировать из них предметы по своему усмотрению.

Затем дети называют предметы, которые ими сконструированы; составляют предложения с данными словами (можно провести анализ какого-либо слова на усмотрение педагога и т.д.).

Смелова Н.А.,
учитель-логопед

Комплекс логопедических игр, предложенных в данной статье, направлен на развитие у детей фонематического восприятия; фонематического, слогового, звукобуквенного анализа и синтеза.

Для предложенного комплекса игр вам необходимо заранее подготовиться: на плотный цветной картон размером 30 х 30 см наклейте цветок с желтой серединкой диаметром 10 см и семью разноцветными лепестками. Отдельно в пакетах из плотного полиэтилена размером 15 х 15 см положите игровой материал (картинки, вырезанные в соответствии с размером и формой лепестков), на отдельном листочке напишите название и цель игры.

ИГРА «Сколько? Сосчитай!»

Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

Вначале в центр цветка кладется полоска картона, разделенная на три квадрата, один из которых заштрихован (один слог в слове). Дети отбирают картинки с изображением предметов, в названии которых один слог, и выкладывают их на лепестки. Аналогично обыгрываются полоски с двумя и тремя заштрихованными квадратами (два и три слога).

ИГРА «Буква – звук»

Цели: закрепление понятий буква, звук; определение наличия данного звука, независимо от его позиции в слове.

В центр цветка кладется буква. Дети находят картинки с изображением предметов, в названии которых есть соответствующий звук, и выкладывают их на лепестки. Звук может занимать в слове любую позицию.

ИГРА «Какой звук?»

Цели: определение первого звука в слове; закрепление понятий гласный, согласный твердый, согласный

мягкий звуки.

В центр цветка помещается карточка с изображением мальчика в зеленой рубашке (согласный мягкий звук). Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, название которых начинается с мягкого согласного звука, обосновывая свое решение. Аналогично обыгрываются картинки, на которых изображена девочка в красном платье (гласный звук) и мальчик в синей рубашке (согласный твердый звук).

Игры на развитие лексико-грамматических категорий

ИГРА «Лето – зима»

Цель: обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.

В центр цветка кладется карточка с изображением солнца (лето) или снежинки (зима). Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов или природных явлений, относящихся к данному времени года, объясняя свое решение. (Я поставил на лепесток изображение стога сена, потому что сено заготавливают летом.)

ИГРА «Он, она, оно, они»

Цель: соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он,

она, оно, они.

В центр цветка по очереди кладутся карточки с изображением девочки - она, мальчика - он, мальчика и девочки - они, солнца - оно. Дети должны выложить на лепестки картинки, про которые можно сказать - она, он, оно или они.

ИГРА «Летит, плывет, ползет»

Цель: активизация предметного, глагольного словаря В центр цветка по очереди кладутся карточки с изображением неба (летает), земли (ползает), воды (плавает). Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, зверей, птиц, насекомых, которые совершают данное действие, обосновывая принятое решение. (Я положил на лепесток картинку со стрекозой, потому что она летает.)

ИГРА «Карлик – великан»

Цель: обучение употреблению слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.

В центр цветка кладется карточка с изображением карлика или великана. Дети выкладывают картинки с изображением различных предметов и называют их ласково (если в центре находится карлик) или называют слово, прибавив к нему суффикс -ищ (если в центре - великан).

ИГРА «Что делает?»

Цели: обучение использованию в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.

В центр цветка кладется карточка с написанным вопросом «Что делает?». Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением действий и говорят, что нарисовано. (Сорока варит вкусную кашу.)

ИГРА «Приготовим сок»

Цель: формирование навыков образования относительных прилагательных.

В центр цветка кладется карточка с нарисованным стаканом. На лепестки по очереди выкладываются картинки с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети говорят, какой сок они приготовили. (На картинке вишня. Сок называется - вишневый.)

ИГРА «Сколько?»

Цель: упражнение в согласовании существительного и числительного.

В центр цветка ставится изображение цифры 1 (3, 5). На лепестки выкладываются картинки с изображением различных предметов. Дети называют, каким будет количество предметов в зависимости от поставленной цифры. (Одно дерево, один мяч, одни очки.)

ИГРА «Какой?»

Цель: обучение подбору к предмету нескольких признаков. В центр цветка кладется карточка с написанным вопросом «Какой»?. Дети выкладывают на лепесток картинку с изображением любого предмета и описывают его, используя несколько слов-определений. (Мяч резиновый, круглый, разноцветный, большой.)

ИГРА «Чей хвост?»

Цель: формирование практических навыков образова ния притяжательных прилагательных.

На лепестки по очереди выкладываются карточки с изображением хвостов разных животных. Дети определяют и называют, чей это хвост, находят это животное. Аналогично выкладываются карточки с ушами, ногами, мордами, шерстью, перьями и т.д.

Дидактическая игра: «Кто где живет?»

Цель: углубить и расширить знания детей о животных, об их жилищах;

научиться различать понятия «домашние» и «дикие» животные;

развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: изображение лисы, волка, медведя, зайца, белки, собаки; дома - норы, логова, будки, дупла, берлоги, корни деревьев.

Вариант 1. У каждого ребенка на столе лист бумаги, на котором нужно разместить животных. Логопед читает загадки, а дети разгадывают и подбирают рисунок-отгадку (свободное расположение на листе).

Лает, кусает,

И в дом не пускает. (Собака)

Затаился он, умолк.

Грозный зверь конечно, ... (Волк)

Кто летом гуляет,

А зимой отдыхает. (Медведь)

Зверек маленький,

Зимой беленький,

Летом серенький. (Заяц)

Я рыжая, низкого роста,

Хитрая я и длиннохвостая. (Лиса)

Дети размещают на листе изображения домов. Карандашами разного цвета проводят «дорожки» от зверя к его дому (рассказать, дорожкой какого цвета можно дойти до дома животных).

Вариант 2. На демонстрационном панно на доске дети закрепляют рисунки животных рядом с их домами, отвечают на вопрос в соответствии с темой «Кто, где живет?» (правильное согласование слов в предложении). Рассказывают, каких животных считают дикими, а каких животных домашними.

Дидактическая игра «День рождения»

(для развития грамматического строя речи)

Цель: научить детей использовать в речи простые распространенные предложения с приложением в дательном или родительном падеже. научить правильно строить предложения;

развивать умение логически мыслить, выражать связно свои мысли, наблюдательность, развивать мелкую моторику рук детей.

Оборудование: фланелеграф, рисунки с изображением животных (еж, лось, белка, заяц, медведь, лиса) и лакомства (грибы, яблоко, сено, мед, капуста, морковь, орехи, рыба).

Логопед: Сегодня у ежа день рождения. Он пригласил к себе в гости лесных зверей и хочет угостить их (на фланелеграф прикреплены рисунки). Догадайтесь, кому он приготовил сено, капусту, морковь, грибы, яблоко (еж и себя не забыл!). Для кого еж приготовил мед, орехи, рыбу?

Дидактическая игра «С какого дерева плоды?»

Цель: научить различать понятия «дикорастущие» и «садовые» деревья;

расширять знания воспитанников о природе, воспитывать бережное отношение к ней;

развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук детей.

Оборудование: лото с изображением дикорастущих и садовых деревьев, листьев, плодов.

Кто на зиму раздевается,

А на лето одевается? (Дерево)

Вот и лес, дубы большие,

И березки белоликие,

Рябина, ясень, клен.

Встречайте, люди, нас,

Мы приехали для Вас!

Дети собирают карточки с изображением деревьев, называя логопеду, рассказывают, где растут эти деревья.

Мои листья замысловатые,

И не похожи на кружочки.

Мои листья, как ладони,

Растопырили пять пальцев. (Листья каштана)

Дети рассматривают изображения листьев других деревьев. Логопед обращает внимание детей на «листочки» елки.

Загадки о деревьях и плодах

На «я» начинается,

На «я» кончается,

В саду растет,

Вкусные плоды дает. (Яблоня)

У меня платье зелененькое,

И гибкие, нежные веточки,

Белая кора, тоненькая...

Как зовут меня, ребята (Береза)

Живет себе один отец и тысячи сыновей имеет,

Всем сыновьям шапки раздает. (Дуб и желуди)

Дети работают с карточками (на карточках изображено дерево, с бумажным карманом), детям выдают маленькие карточки с изображением плодов различных деревьев, объясняют, что нужно собрать в карманы плоды соответственно каждому дереву. Далее каждый ребенок выходит к доске, размещает свою картинку и рассказывает о своем дереве.

Дидактическая игра «Смотри-не ошибись»

Цель: обогащать словарный запас, стимулировать речевую уверенность, активность;

развивать умение наблюдать, логически мыслить, анализировать ситуацию, развивать зрительную память и внимание, мелкую моторику рук детей.

Оборудование: ситуационные рисунки, где отсутствует предмет. (Мальчик рубит дрова, а топора нет.

Девочка рисует в альбоме, а карандаша нет.

Дети слепили снеговика, а носа-морковки нет.

Дети играют в футбол, а мяча нет.)

Предметные рисунки: топор, карандаш, морковь.

Найти ошибки, которые сделал художник. (Курица гуляет с утятами.

На дереве растут арбузы.

Стоит автомобиль, а вместо шин - цветные шарики.)



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...