Понятие речи в психологии. Свойства речи
Речью называется процесс практического применения чело-веком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом. В процес-се общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совме-стной деятельности. Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются до-стоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи.
Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи имеют сложное физическое строение; в них различают частоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуковых волн.
Специальное значение в звуках речи имеет их тембр, в осно-ве которого лежат обертоны, сопровождающие и дополняющие основной тон звука речи. Входящие в состав речевого звука обер-тоны («гармоники») всегда находятся по числу колебаний зву-ковой волны в кратном отношении к основному тону. Все глас-ные и согласные звуки речи обладают характерными для них гармониками, что и позволяет нам воспринимать их очень диф-ференцированно.
Звуки речи (гласные и согласные) отличаются друг от друга по форме звучания и называются фонемами. В образовании фо-нематических особенностей звуков речи большую роль играет артикуляция, т. е. очень дифференцированное изменение по-ложения языка, губ, зубов, твердого и мягкого нёба при про-хождении выдыхаемого воздуха через полость рта. В результате получаются гортанные («г»), губные («б»), носовые («н»), ши-пящие («ш») и другие звуки.
Фонемы занимают одно из важных мест в устной речи, ее по-нимании другими людьми. Будучи включенными в звуковой со-став различных слов, они позволяют очень тонко дифференци-ровать их смысловое значение. Достаточно изменить хотя бы один звук из составляющих слово, чтобы тотчас же оно приобрело и ной смысл. Эту функцию выполняют как гласные (сравните, напри-мер, «пар» и «пир»), так и согласные фонемы («пар», «шар»).
Речь имеет свои свойства:
понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соот-ветствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
выразительность речи связана с ее эмоциональной насы-щенностью (по своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной);
бездейственность речи заключается в ее влиянии на мыс-ли, чувства и волю других людей, на их убеждения и по-ведение.
Речь выполняет определенные функции:
функция выражения заключается в том, что, с одной сторо-ны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а с другой -- вырази-тельность речи, ее эмоциональность значительно расши-ряет возможности общения;
функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию;
функция обозначения состоит в способности человека посред-ством речи давать предметам и явлениям окружающей дейст-вительности присущие только им названия;
функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз. Существуют определенные виды речи:
¦ устная речь -- это общение между людьми посредством произнесения слов, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух -- с другой;
¦ монологическая речь -- это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;
диалогическая речь -- это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;
письменнаяречь -- это речь посредством письменных знаков;
внутренняя речь это речь, не выполняющая функции об-щения, а лишь обслуживающая процесс мышления конк-ретного человека.
Раскрыть физиологические основы речи -- значит указать мозговые центры, управляющие ею, охарактеризовать перифе-рические системы ее обеспечения, показать ее второсигнальное происхождение, описать синтагматические и парадигматичес-кие механизмы ее образования, а также механизмы ее восприя-тия и организации речевого ответа.
К периферическим системам обеспечения речи относятся:
энергетическая система дыхательных органов, необходи-мая для возникновения звука;
легкие и главная дыхательная мышца -- диафрагма;
генераторная система, т. е. звуковые вибраторы (голосо-вые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;
¦ резонаторная система, т. е, носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.
В основе речи лежит деятельность второй сигнальной систе-мы. Согласно И.П. Павлову, у людей существуют две сигналь-ные системы раздражителей: первая сигнальная система -- это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздейст-вия на человека. Работа второй сигнальной системы заключа-ется, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сиг-налов.
Специальными исследованиями установлено, что способ-ность человека к анализу и синтезу речи связана:
с левым полушарием головного мозга;
со слухоречевой зоной коры больших полушарий -- зад-ней частью височной извилины, так называемый центр Вернике:
с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.
Кроме того, речь обеспечивается функционированием оп-ределенных физиологических механизмов. Синтагматичес-кие механизмы отражают динамическую организацию рече-вого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические меха-низмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семанти-ческим и т. д.).
Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической ин-терпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сиг-налам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.
У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутренними физиологически-ми кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операций, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.
Речь в то же время -- сложнейшая система условных рефлек-сов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе по-вторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вы-зывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.
В результате они приобретают смысловое значение, стано-вятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные свя-зи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых под-креплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его на-зывания, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.
Вопрос 25. Речевая деятельность. Виды и свойства речи. Речь и познавательная активность.
Язык – это система знаков и символов. Речь – это процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.
Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.
Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.
Функции речи:
Воздействия - Заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.
Сообщения - Состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
Выражения - Заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.
Обозначения - Состоит в способности человека посредством слова давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Формы и виды речи:
Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.
Устная речь – общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.
Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.
Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники.
Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.
Письменная речь – это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат).
Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Пользование письменной речью создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей.
Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.
С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.
Свойства речи:
Понятность - Синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность - Эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.
Виды речи
Общее понятие о речи
Переходим к первому вопросу нашего плана. Понятие речи.
Речь - это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны между собой, и эта связь выражается в том, что язык как орудие общения существует до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают говорить на нем, такой язык становится мертвым - примером могут служить латинский и старославянский языки.
Формирование высших психических функций и чувств (моральные, эстетические, интеллектуальные) у человека осуществляются только благодаря речи. Если речь у человека не развивается (дети-маугли), то ни моральные, ни эстетические, ни интеллектуальные чувства даже в самом примитивном виде не формируются. Механизм речи содержит 3 различных звена:
ü Восприятие речи
ü Произношение речи
ü Внутри речевое звено
Различия речи и языка:
Каждое слово языка относится не к отдельному предмету, а к целому классу однородных предметов, т. е. является обобщенным понятием. Речь же характеризуется конкретным значением, она всегда субъективна и неповторима. Язык является общим для народа, говорящего на нем, а речь всегда индивидуальна
Виды языков не совпадают с видами речи. Языки, например, бывают корневыми (китайский, бирманский) и индоевропейскими. Речь принято делить на внешнюю и внутреннюю, ситуативную и контекстную
Речь подвергается различного рода афазиям (нарушениям), а язык - нет
Для целей общения используется не только язык, но и неязыковые средства. Поэтому в речи может иметь место различная степень использования языковых средств.
Язык - это система словесных знаков, с помощью которой осуществляется общение между людьми. Всякий язык имеет определенную систему значащих слов (лексический состав языка), определённую систему слов и словосочетаний (грамматика языка), определенный, присущий только ему звуковой состав (фонетика языка).
Функции языка:
ü Коммуникативная - речь выступает в качестве средства
общения. Общаясь друг с другом, люди применяют слова и пользуются правилами того или иного языка (русского, английского, немецкого) S Информационная - передача различной информации, знаний
ü Выразительная - передача чувств и отношений говорящего к
объекту высказывания
Переходим ко второму вопросу. Виды речи.
По способу возникновения различают:
ü Ситуативная речь - возникает в момент общения и является
словесным описанием того, что воспринимается
ü Контекстная речь - это результат называния представлений, она
развивается по памяти. Говорящий описывает свои мысли, представления, чувства таким образом, чтобы вызвать у слушающего аналогичные мысли и представления.
Внешняя речь р еализуется в 4х речевых процессах:
ü Письменная речь. Она обращена к воображаемому собеседнику,поэтому всегда подготовлена и продумана. Предложения в письменной речи могут быть весьма сложными. Письменная речь появилась позже устной из потребности людей передавать информацию и накопленные знания. Наличие письменной речи дает огромные возможности накопления и передачи человеческого опыта. Первой попыткой передачи событий в форме рисунков была так называемая идеографическая речь. В рисунках запечатлелись определенные события, происходившие с человеком. Более поздней формой письменной речи являлось иероглифическое письмо. Иероглиф обозначает предмет или мысль целиком. Современный вид письма получил название алфабиотического, и его изобретение приписывают древним финикийцам. Письменная речь представляет собой самую многословную, точную и развернутую форму речи
ü Чтение письменной речи х арактеризуется достаточно высокой скоростью, превышающей говорение более чем в 3 раза
ü Говорение х арактеризуется двумя основными показателями объемом фраз и темпом речи. Оптимальный объем фраз устной речи составляет 7 плюс или минус 2 смысловые единицы. Темп речи - это количество произнесенных единиц речи в единицу времени.
Устная речь существует в форме:
ü Монолог - это последовательное, связное, длительное изложение одним человеком своих мыслей, знаний. Примером монолога является лекция, доклад, рассказ. Монолог непрерывен, характеризуется скупостью и сдержанностью жестов.
ü Диалог - возникает при общении двух людей, он ситуативен;
сопровождается мимикой, жестами, интонационной окраской. Диалог - речь поддерживаемая, в ходе диалога собеседники задают друг другу уточняющие, проясняющие вопросы, помогающие другому выразить свою мысль, быть понятым.
Переходим к третьему вопросу.
Выделяют следующие основные свойства речи:
ü Содержательность определяется объемом, глубиной и серьезностью выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений. Многословие, поверхностные, банальные мысли при отсутствии чувств или их малой выразительности делают речь малосодержательной
ü Понятность заключается в умении говорящего использовать
краткие, синтаксически правильные построенные предложения, не терять логики изложения, не злоупотреблять терминологией
ü Выразительность определяется её эмоциональной окраской и
ü насыщенностью (она может быть яркой, насыщенной образами и метафорами или, наоборот, тусклой, вялой, шаблонной), а также ясностью и отчетливостью произношения, правильным интонированием
ü Воздейственность состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю
других людей, их убеждения и поведение. Воздейственность речи бывает различной: людей могут поучать и наставлять, им могут советовать, приказывать, ими могут командовать, их могут просить, инструктировать. Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств:
Ø Поучение и наставление имеют характер разъяснения, раскрытия положительных и отрицательных сторон поступка. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живых примерах, причём правильные, с точки зрения говорящего, поступки одобряются, а ложные порицаются. Зачастую задачей речи политиков, продавцов, воспитателей является не столько передача мыслей или информации, сколько желание повлиять на поступки, взгляды и убеждения других людей.
Советдают в тех случаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, как ему поступить. Принятие субъектом предлагаемого зависит от авторитетности лица, которое предлагает, от привлекательности предлагаемого, от особенностей личности самого субъекта. Применительно к темпераменту человека отмечают следующее: холерик на совет скорее ответит сопротивлением, сангвиник проявит к нему любопытство, меланхолик ответит избеганием, а флегматик -отказом или затяжной времени, т. к. ему нужно разобраться в предложении.
Ø Инструкции выражаются в кратких положениях, не допускающих различных толкований, в них четко обозначается содержание, последовательность и способ выполнения определенных действий в различных видах деятельности.
Ø Просьба - направлена на удовлетворение определенных интересов самого просящего. «Очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры».
Ø Убеждение включает разъяснение сути явления, причинно- следственных связей и отношений, выделение социальной и личной значимости решения того или иного вопроса. Убеждение как психологическое воздействие должно создавать у человека убежденность в правоте другого и собственную уверенность в правильности принимаемого решения. Например, дети в подростковом возрасте чаще принимают убеждения сверстников, чем родителей.
Ø Приказ прямо воздействует на волю другого человека и заключается в прямом и жестком требовании выполнить определенное действие. Приказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо объяснений и обоснований.
Ø Команда по своему характеру близка к приказанию. Она применяется на учебных и тренировочных занятиях, например: «Смирно!», «На старт!». Речь команды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное и необходимое в действии.
С помощью языка, направленная на общение, сообщение, получение информации и расширение сознания своего и окружающих людей за счет передачи полученного опыта.
Она появилась в процессе совместной трудовой деятельности и постоянного обмена информацией. В то же время появились и первые функции речи.
Начало развития речи
Речь как науку углубленно начали изучать в 20-м веке. При этом начиная с древности существовали науки, которые были также направлены на постижение речи, такие как языкознание, логика, поэтика, теория словесности, риторика и теория сценической речи. Что касается 20-го века, то он принес новые направления в изучении речи, такие как психолингвистика, теория коммуникации, исследования речи ребенка, теория билингвизма, социолингвистика. Толчок в развитии получила функциональная стилистика, исследования разговорной речи, возникла фонология, функциональный и коммуникативный подходы в грамматике, статистика языка и речи, семиотика, фонология и компьютерные языки. Тогда же стали активно изучаться функции и формы речи. Психология изучает процесс обмена информацией в тесной взаимосвязи с мышлением и сознанием.
Теории возникновения речи у людей
С момента развития психологии как науки не ослабевает и интерес к исследованию феномена речи. Благодаря этой популярности возник ряд теорий ее возникновения, большинство из них абсурдны и не имеют права на существование, т. к. не решают проблемы генезиса языка и не подтверждают того, какие функции выполняет речь. Вот несколько наиболее популярных в разное время теорий:
- Теория социального договора — была популярна в 18-м веке и гласила о том, что речь возникла для заключения этого самого договора.
- Теория инстинктивного возникновения языка — не может объяснить разницы между человеческой речью и языком животных в той части, что первая осознанна и обозначена.
- Теория «ономатопоэтического» происхождения языка — заключается в том, что в основе речи лежат звукоподражательные слова, которые есть в разных языках (например, детские слова тик-так, мяу-мяу и прочие). Но она не получила развития, так как эти слова призваны изобразить предмет, а функцией речи является его отображение.
- Теория Нуаре — согласно данной теории, речь образовалась в процессе тяжелого труда и основана на сочетании звуков, издаваемых при выполнении определенного вида работ, таким образом в коллективе связь действия и звука, с ним связанного, и вызвала формирование речи.
- Теория Марра — основана на трудах Маркса и Энгельса и представляет собой следующую концепцию. Язык является продуктом общественно-исторического развития в процессе производства и проходит преломление через общественное сознание. Нельзя рассматривать язык только с физиологическо-фонетической точки зрения, при его изучении обязательно следует учесть его смысловую сторону. Поскольку состоит он из фонем — отдельных осознанных частей, а не из инстинктивно издаваемых звуков.
Функции звукового общения
Любой ребенок, постепенно развиваясь, начинает осваивать сначала жесты и движения, а затем переходит к восприятию и применению звуков, которые в дальнейшем становятся связанной речью с учетом всех правил и традиций, принятых в данной этнической группе.
Общение посредством звуков имеет свои функции, которые выделились постепенно и не отражают функции речи:
- Вложение в произносимое эмоциональной окраски, что позволяет влиять на восприятие оппонента и в некоторых случаях повышает возможность получения выгоды от контакта.
- Имитация звуков — благодаря звукоимитации некоторые предметы, существа и явления получили свои названия, поскольку это явление призвано отображать издаваемый ими звук.
- Выражение мыслей ассоциативно. Некоторые предметы получили свои названия за счет подобия другим предметам. Так, например, лист дерева называется так благодаря издаваемому звуку, от него свое название перенял бумажный лист - звуки сворачивания были аналогичными шелесту деревьев. А вот лист проката внешне ассоциируется с бумагой и назван так же. Таким образом ряд ассоциаций и дал трем совершенно разным предметам одинаковое название.
Какие бывают виды речи
Со временем появилось больше разделов науки, которые изучают виды и функции речи. Так, недавно удалось выделить основные виды речи:
- Автономная — феномен речи ребенка. Этот вид примечателен тем, что возникает ситуативно и не имеет особой синтаксической связи с понятиями повторяемых за взрослыми слов и слогов.
- Эгоцентрическая — речь без учета присутствия собеседника, направлена на себя самого, характеризует и контролирует собственные действия. Встречается у детей дошкольного возраста, когда они еще говорят сами с собой, комментируют свои действия или задают вопросы, не получая на них ответа извне. Как правило, исчезает проявление этого вида речи у детей к 7 годам.
- Устная — речь с применением языка, воспринимаемая на слух.
- Письменная — общение происходит с помощью применения графических конструкций, отражающих смысл устной речи.
- Жестовая — применяется для общения людей, лишенных слуха, имеет свои грамматические и лексические закономерности.
- Дактильная — имеет сходство с жестовой речью, при этом обладает мимическим сопровождением.
- Внутренняя — поддерживает мышление и не направлена на коммуникацию.
- Внешняя — служит для общения с другими лицами и передачи информации как в устном, так и в письменном виде.
Внутренняя речь
Внутренняя речь служит для поддержания мышления индивида, она не включает в себя звукового сопровождения. Из-за того что она лишена первостепенной функции речи — передачи сообщения, внутренняя речь становится формой работы мысли. В этом случае в мышлении человека происходит процесс внутреннего диалога, или воображаемого диалога, с каким-либо объектом, с которым нет возможности пообщаться лично.
Она часто лишена ряда элементов, типичных для коммуникативной функции речи, а также значительно сжата.
Внешняя речь
Внешняя речь используется в основном для передачи информации другим индивидам, являясь преобразованием мысли в нечто осязаемое. Виды и функции речи в данном случае более обширны.
Виды внешней речи:
- Монолог — вид речи, в котором присутствует лишь один субъект, служит для передачи знаний и информации большого объема, считается очень сложным процессом и предполагает высокую речевую развитость субъекта.
- Диалог — взаимный, попеременный обмен двух и более индивидов информацией.
- Реплика — эмоциональный ответ на высказывание или действие оппонента.
Функции, которые выполняет речь
Процесс обмена информацией, как и любой другой, выполняет свои задания. Функции речи в психологии — это особенности ее как деятельности. Они используются субъектом сознательно и бессознательно для достижения определенных целей.
Основные функции речи:
- Индикативная функция — явно или завуалировано происходит указание на какой-либо предмет.
- Предикативная — служит для высказывания субъективных суждений по определенной теме.
- Семантическая — выражает мысли говорящего, за счет чего обозначает предметы и действия, а также явления.
- Коммуникативная функция речи — служит как для передачи информации другим людям, так и для побуждения их к выгодным для говорящего действиям.
- Эмоционально-выразительная — выражает эмоциональное отношение конкретного человека к другому индивиду либо событию. В некоторых случаях может быть побуждением к действиям.
Функции стилей речи
- Научный — необходим для передачи сложных научных знаний.
- Публицистический - выполняет функцию пропаганды, агитации и воздействия. Применяется в публичных выступлениях, новостях и периодических изданиях.
- Художественный — используется при написании произведений для широкого круга читателей, воздействует на них эмоционально.
- Деловой стиль — используется при написании деловой документации и сжатой передачи информации, полностью лишен эмоциональной окраски.
- Разговорный — применяется как в устной, так и письменной формах, функции речи в этом случае сводятся к неформальному общению.
Особенности речи ребенка
Как говорилось ранее, речь ребенка сначала носит автономный характер. Вслед за автономным этапом развития речи у детей начинает проявляться эгоцентрический вид речи. Помимо общения с окружающими, ребенок сопровождает свои действия звуковой речью, это длится до семилетнего возраста, в это время также увеличивается словарный запас ребенка приблизительно до 4500 слов. Постепенно эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю, тогда же и меняются функции речи ребенка.
На первых этапах дети усваивают существительные и глаголы, а уже позднее прибавляются прилагательные. Также доказан тот факт, что именно в дошкольном возрасте, в процессе становления у ребенка речи, он осваивает полностью как звучание родного языка, так и цепочку построения грамматически правильного предложения, то есть ребенок учится изначально выстраивать полноценные предложения, это происходит практически подсознательно.
Функции речи в психологии, как и сама наука, до сих пор продолжают активно изучаться. Изучению особенностей детской речи уделяют много внимания, поскольку считается, что именно в этом возрасте начинается формирование мышления и сознания взрослого человека.
В психологии различают 2 базовых вида речевой деятельности:
1. Внешняя. Она включает в себя как устную, так и письменную речь.
· диалог - непосредственная беседа, происходящая между 2 людьми.
· монолог - долгое, последовательное изложение мыслей или мнений одного человека. Сочетательная сторона монологической речи должна сопоставляется с выразительной.
· письменная речь – представляет собой развёрнутый вариант монолога, но при этом она может оказывать влияние лишь с помощью слов.
2. Внутренняя. Особый вид речевой деятельность. Для внутренней речи характерно с одной стороны, фрагментарность и отрывочность, с другой стороны, в ней исключается возможность неправильного восприятия ситуации. Впрочем при желании внутренний диалог можно остановить.
Общение и речь в психологии объединяют в себе эти 2 вида речевой деятельности, поскольку на начальных этапах задействована внутренняя речь, а дальше используется внешняя речь.
Психология и культура речи неразрывно связаны между собой. Культура речи - это такая организация языковых средств, которая в современных условиях позволяет наиболее лаконично и информативно высказаться в определённой жизненной ситуации таким образом, чтобы слушатель правильно воспринял полученную информацию. Именно в связи с этим, в случае если вы хотите казаться культурным и высокоинтеллектуальным человеком, вам крайне важно следить не только за своей внешностью и поведением, но и за своей речью. Умение правильно высказываться, очень цениться во все времена, и если вы сможете овладеть этим мастерством, то перед вами будут открыты все двери. 32.Классификация видов речи. Учитывая зависимость отвыполняемых функций, структуры, степени активности и общей направленности выделяются различные виды речевой деятельности.
Речь бывает
· активной, спонтанно конструируемой, и
· реактивной - представляющей цепочку динамических речевых стереотипов.
Реактивная речь определяется преимущественно внешними по отношению к субъекту высказывания факторами и возникает как реакция либо на реплики собеседника, либо на актуальную ситуацию. Спонтанная творческая активность индивида здесь минимизирована, тогда как активная речь охватывает все многообразие индивидуального словесного творчества и самовыражения.
Принято разделять
· монологическую речь (без непосредственной обратной связи от адресата),
· диалогическую.
В первом случае субъект высказывания самостоятельно определяет объём, содержание и структуру речи, в соответствии с собственными мотивами, установками и индивидуальными особенностями.
Во втором случае говорящий может корректировать, уточнять, конкретизировать, расширять или углублять высказывание, изменять его тему и направленность на базе обратной связи. Диалогическая речь структурируется согласно законам межличностной/интерперсональной коммуникации: в данном случае раскрытие смысла сообщений, направленность коммуникативного процесса и взаимопонимание обеспечиваются за счёт постоянной смены ʼʼкоммуникативных ролейʼʼ говорящего и слушающего (порождающего и воспринимающего высказывание).
Отметим, что указанное разделение в некотором смысле условно, в случае если принять во внимание концепцию, согласно которой диалог - это не только определенная структура речевого общения, но выражение самой сущности речи, ее основной психологической и культурной функции. По М. Бахтину, любая форма речевой активности, от междометия до многостраничного романа, диалогична по своей природе, ᴛ.ᴇ. является высказыванием, адресованным Другому и ориентированным на Другого (не важно присутствующего в конкретной ситуации общения, потенциального или идеального).
В изначальной и принципиальной диалогичности любого высказывания и речи в целом отражается общая диалогическая структура любого культурного пространства, в котором происходит становление и самовыражение cубъекта. Диалог связывает не только конкретных индивидов, но также различные культурные сообщества и исторические эпохи. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, человеческая культура как таковая есть диалог, а речь (и внутренняя, и внешняя) - частный случай этого диалога. Речь всегда предполагает явное или неявное ʼʼприсутствиеʼʼ Другого как реального или идеального адресата высказывания (собеседник, читатель) или как альтернативной позиции, точки зрения, системы взглядов; также психика и культура определяют себя в диалогическом отношении к ʼʼиномуʼʼ.