Понятие речи в психологии. Свойства речи

Речью называется процесс практического применения чело-веком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом. В процес-се общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совме-стной деятельности. Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются до-стоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи.

Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи имеют сложное физическое строение; в них различают частоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуковых волн.

Специальное значение в звуках речи имеет их тембр, в осно-ве которого лежат обертоны, сопровождающие и дополняющие основной тон звука речи. Входящие в состав речевого звука обер-тоны («гармоники») всегда находятся по числу колебаний зву-ковой волны в кратном отношении к основному тону. Все глас-ные и согласные звуки речи обладают характерными для них гармониками, что и позволяет нам воспринимать их очень диф-ференцированно.

Звуки речи (гласные и согласные) отличаются друг от друга по форме звучания и называются фонемами. В образовании фо-нематических особенностей звуков речи большую роль играет артикуляция, т. е. очень дифференцированное изменение по-ложения языка, губ, зубов, твердого и мягкого нёба при про-хождении выдыхаемого воздуха через полость рта. В результате получаются гортанные («г»), губные («б»), носовые («н»), ши-пящие («ш») и другие звуки.

Фонемы занимают одно из важных мест в устной речи, ее по-нимании другими людьми. Будучи включенными в звуковой со-став различных слов, они позволяют очень тонко дифференци-ровать их смысловое значение. Достаточно изменить хотя бы один звук из составляющих слово, чтобы тотчас же оно приобрело и ной смысл. Эту функцию выполняют как гласные (сравните, напри-мер, «пар» и «пир»), так и согласные фонемы («пар», «шар»).

Речь имеет свои свойства:

понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соот-ветствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

выразительность речи связана с ее эмоциональной насы-щенностью (по своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной);

бездейственность речи заключается в ее влиянии на мыс-ли, чувства и волю других людей, на их убеждения и по-ведение.

Речь выполняет определенные функции:

функция выражения заключается в том, что, с одной сторо-ны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а с другой -- вырази-тельность речи, ее эмоциональность значительно расши-ряет возможности общения;

функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию;

функция обозначения состоит в способности человека посред-ством речи давать предметам и явлениям окружающей дейст-вительности присущие только им названия;

функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз. Существуют определенные виды речи:

¦ устная речь -- это общение между людьми посредством произнесения слов, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух -- с другой;

¦ монологическая речь -- это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;

диалогическая речь -- это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;

письменнаяречь -- это речь посредством письменных знаков;

внутренняя речь это речь, не выполняющая функции об-щения, а лишь обслуживающая процесс мышления конк-ретного человека.

Раскрыть физиологические основы речи -- значит указать мозговые центры, управляющие ею, охарактеризовать перифе-рические системы ее обеспечения, показать ее второсигнальное происхождение, описать синтагматические и парадигматичес-кие механизмы ее образования, а также механизмы ее восприя-тия и организации речевого ответа.

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

энергетическая система дыхательных органов, необходи-мая для возникновения звука;

легкие и главная дыхательная мышца -- диафрагма;

генераторная система, т. е. звуковые вибраторы (голосо-вые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;

¦ резонаторная система, т. е, носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

В основе речи лежит деятельность второй сигнальной систе-мы. Согласно И.П. Павлову, у людей существуют две сигналь-ные системы раздражителей: первая сигнальная система -- это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздейст-вия на человека. Работа второй сигнальной системы заключа-ется, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сиг-налов.

Специальными исследованиями установлено, что способ-ность человека к анализу и синтезу речи связана:

с левым полушарием головного мозга;

со слухоречевой зоной коры больших полушарий -- зад-ней частью височной извилины, так называемый центр Вернике:

с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием оп-ределенных физиологических механизмов. Синтагматичес-кие механизмы отражают динамическую организацию рече-вого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические меха-низмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семанти-ческим и т. д.).

Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической ин-терпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сиг-налам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутренними физиологически-ми кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операций, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Речь в то же время -- сложнейшая система условных рефлек-сов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе по-вторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вы-зывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, стано-вятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные свя-зи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых под-креплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его на-зывания, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Вопрос 25. Речевая деятельность. Виды и свойства речи. Речь и познавательная активность.

Язык – это система знаков и символов. Речь – это процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.

Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.

Функции речи:

Воздействия - Заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Сообщения - Состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Выражения - Заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

Обозначения - Состоит в способности человека посредством слова давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Формы и виды речи:

Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.

Устная речь – общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.

Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники.

Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.

Письменная речь – это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат).

Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Пользование письменной речью создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей.

Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.

Свойства речи:

Понятность - Синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность - Эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

Виды речи

Общее понятие о речи

Переходим к первому вопросу нашего плана. Понятие речи.

Речь - это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны между собой, и эта связь выражается в том, что язык как орудие общения существует до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают говорить на нем, такой язык становится мертвым - примером могут служить латинский и старославянский языки.

Формирование высших психических функций и чувств (моральные, эстетические, интеллектуальные) у человека осуществляются только благодаря речи. Если речь у человека не развивается (дети-маугли), то ни моральные, ни эстетические, ни интеллектуальные чувства даже в самом примитивном виде не формируются. Механизм речи содержит 3 различных звена:

ü Восприятие речи

ü Произношение речи

ü Внутри речевое звено

Различия речи и языка:

Каждое слово языка относится не к отдельному предмету, а к целому классу однородных предметов, т. е. является обобщенным понятием. Речь же характеризуется конкретным значением, она всегда субъективна и неповторима. Язык является общим для народа, говорящего на нем, а речь всегда индивидуальна

Виды языков не совпадают с видами речи. Языки, например, бывают корневыми (китайский, бирманский) и индоевропейскими. Речь принято делить на внешнюю и внутреннюю, ситуативную и контекстную

Речь подвергается различного рода афазиям (нарушениям), а язык - нет

Для целей общения используется не только язык, но и неязыковые средства. Поэтому в речи может иметь место различная степень использования языковых средств.

Язык - это система словесных знаков, с помощью которой осуществляется общение между людьми. Всякий язык имеет определенную систему значащих слов (лексический состав языка), определённую систему слов и словосочетаний (грамматика языка), определенный, присущий только ему звуковой состав (фонетика языка).

Функции языка:

ü Коммуникативная - речь выступает в качестве средства

общения. Общаясь друг с другом, люди применяют слова и пользуются правилами того или иного языка (русского, английского, немецкого) S Информационная - передача различной информации, знаний

ü Выразительная - передача чувств и отношений говорящего к

объекту высказывания

Переходим ко второму вопросу. Виды речи.

По способу возникновения различают:

ü Ситуативная речь - возникает в момент общения и является

словесным описанием того, что воспринимается

ü Контекстная речь - это результат называния представлений, она

развивается по памяти. Говорящий описывает свои мысли, представления, чувства таким образом, чтобы вызвать у слушающего аналогичные мысли и представления.



Внешняя речь р еализуется в 4х речевых процессах:

ü Письменная речь. Она обращена к воображаемому собеседнику,поэтому всегда подготовлена и продумана. Предложения в письменной речи могут быть весьма сложными. Письменная речь появилась позже устной из потребности людей передавать информацию и накопленные знания. Наличие письменной речи дает огромные возможности накопления и передачи человеческого опыта. Первой попыткой передачи событий в форме рисунков была так называемая идеографическая речь. В рисунках запечатлелись определенные события, происходившие с человеком. Более поздней формой письменной речи являлось иероглифическое письмо. Иероглиф обозначает предмет или мысль целиком. Современный вид письма получил название алфабиотического, и его изобретение приписывают древним финикийцам. Письменная речь представляет собой самую многословную, точную и развернутую форму речи

ü Чтение письменной речи х арактеризуется достаточно высокой скоростью, превышающей говорение более чем в 3 раза

ü Говорение х арактеризуется двумя основными показателями объемом фраз и темпом речи. Оптимальный объем фраз устной речи составляет 7 плюс или минус 2 смысловые единицы. Темп речи - это количество произнесенных единиц речи в единицу времени.

Устная речь существует в форме:

ü Монолог - это последовательное, связное, длительное изложение одним человеком своих мыслей, знаний. Примером монолога является лекция, доклад, рассказ. Монолог непрерывен, характеризуется скупостью и сдержанностью жестов.

ü Диалог - возникает при общении двух людей, он ситуативен;

сопровождается мимикой, жестами, интонационной окраской. Диалог - речь поддерживаемая, в ходе диалога собеседники задают друг другу уточняющие, проясняющие вопросы, помогающие другому выразить свою мысль, быть понятым.

Переходим к третьему вопросу.

Выделяют следующие основные свойства речи:

ü Содержательность определяется объемом, глубиной и серьезностью выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений. Многословие, поверхностные, банальные мысли при отсутствии чувств или их малой выразительности делают речь малосодержательной

ü Понятность заключается в умении говорящего использовать

краткие, синтаксически правильные построенные предложения, не терять логики изложения, не злоупотреблять терминологией

ü Выразительность определяется её эмоциональной окраской и

ü насыщенностью (она может быть яркой, насыщенной образами и метафорами или, наоборот, тусклой, вялой, шаблонной), а также ясностью и отчетливостью произношения, правильным интонированием

ü Воздейственность состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю

других людей, их убеждения и поведение. Воздейственность речи бывает различной: людей могут поучать и наставлять, им могут советовать, приказывать, ими могут командовать, их могут просить, инструктировать. Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств:

Ø Поучение и наставление имеют характер разъяснения, раскрытия положительных и отрицательных сторон поступка. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живых примерах, причём правильные, с точки зрения говорящего, поступки одобряются, а ложные порицаются. Зачастую задачей речи политиков, продавцов, воспитателей является не столько передача мыслей или информации, сколько желание повлиять на поступки, взгляды и убеждения других людей.

Советдают в тех случаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, как ему поступить. Принятие субъектом предлагаемого зависит от авторитетности лица, которое предлагает, от привлекательности предлагаемого, от особенностей личности самого субъекта. Применительно к темпераменту человека отмечают следующее: холерик на совет скорее ответит сопротивлением, сангвиник проявит к нему любопытство, меланхолик ответит избеганием, а флегматик -отказом или затяжной времени, т. к. ему нужно разобраться в предложении.

Ø Инструкции выражаются в кратких положениях, не допускающих различных толкований, в них четко обозначается содержание, последовательность и способ выполнения определенных действий в различных видах деятельности.

Ø Просьба - направлена на удовлетворение определенных интересов самого просящего. «Очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры».

Ø Убеждение включает разъяснение сути явления, причинно- следственных связей и отношений, выделение социальной и личной значимости решения того или иного вопроса. Убеждение как психологическое воздействие должно создавать у человека убежденность в правоте другого и собственную уверенность в правильности принимаемого решения. Например, дети в подростковом возрасте чаще принимают убеждения сверстников, чем родителей.

Ø Приказ прямо воздействует на волю другого человека и заключается в прямом и жестком требовании выполнить определенное действие. Приказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо объяснений и обоснований.

Ø Команда по своему характеру близка к приказанию. Она применяется на учебных и тренировочных занятиях, например: «Смирно!», «На старт!». Речь команды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное и необходимое в действии.

С помощью языка, направленная на общение, сообщение, получение информации и расширение сознания своего и окружающих людей за счет передачи полученного опыта.

Она появилась в процессе совместной трудовой деятельности и постоянного обмена информацией. В то же время появились и первые функции речи.

Начало развития речи

Речь как науку углубленно начали изучать в 20-м веке. При этом начиная с древности существовали науки, которые были также направлены на постижение речи, такие как языкознание, логика, поэтика, теория словесности, риторика и теория сценической речи. Что касается 20-го века, то он принес новые направления в изучении речи, такие как психолингвистика, теория коммуникации, исследования речи ребенка, теория билингвизма, социолингвистика. Толчок в развитии получила функциональная стилистика, исследования разговорной речи, возникла фонология, функциональный и коммуникативный подходы в грамматике, статистика языка и речи, семиотика, фонология и компьютерные языки. Тогда же стали активно изучаться функции и формы речи. Психология изучает процесс обмена информацией в тесной взаимосвязи с мышлением и сознанием.

Теории возникновения речи у людей

С момента развития психологии как науки не ослабевает и интерес к исследованию феномена речи. Благодаря этой популярности возник ряд теорий ее возникновения, большинство из них абсурдны и не имеют права на существование, т. к. не решают проблемы генезиса языка и не подтверждают того, какие функции выполняет речь. Вот несколько наиболее популярных в разное время теорий:

  • Теория социального договора — была популярна в 18-м веке и гласила о том, что речь возникла для заключения этого самого договора.
  • Теория инстинктивного возникновения языка — не может объяснить разницы между человеческой речью и языком животных в той части, что первая осознанна и обозначена.
  • Теория «ономатопоэтического» происхождения языка — заключается в том, что в основе речи лежат звукоподражательные слова, которые есть в разных языках (например, детские слова тик-так, мяу-мяу и прочие). Но она не получила развития, так как эти слова призваны изобразить предмет, а функцией речи является его отображение.
  • Теория Нуаре — согласно данной теории, речь образовалась в процессе тяжелого труда и основана на сочетании звуков, издаваемых при выполнении определенного вида работ, таким образом в коллективе связь действия и звука, с ним связанного, и вызвала формирование речи.
  • Теория Марра — основана на трудах Маркса и Энгельса и представляет собой следующую концепцию. Язык является продуктом общественно-исторического развития в процессе производства и проходит преломление через общественное сознание. Нельзя рассматривать язык только с физиологическо-фонетической точки зрения, при его изучении обязательно следует учесть его смысловую сторону. Поскольку состоит он из фонем — отдельных осознанных частей, а не из инстинктивно издаваемых звуков.

Функции звукового общения

Любой ребенок, постепенно развиваясь, начинает осваивать сначала жесты и движения, а затем переходит к восприятию и применению звуков, которые в дальнейшем становятся связанной речью с учетом всех правил и традиций, принятых в данной этнической группе.

Общение посредством звуков имеет свои функции, которые выделились постепенно и не отражают функции речи:

  1. Вложение в произносимое эмоциональной окраски, что позволяет влиять на восприятие оппонента и в некоторых случаях повышает возможность получения выгоды от контакта.
  2. Имитация звуков — благодаря звукоимитации некоторые предметы, существа и явления получили свои названия, поскольку это явление призвано отображать издаваемый ими звук.
  3. Выражение мыслей ассоциативно. Некоторые предметы получили свои названия за счет подобия другим предметам. Так, например, лист дерева называется так благодаря издаваемому звуку, от него свое название перенял бумажный лист - звуки сворачивания были аналогичными шелесту деревьев. А вот лист проката внешне ассоциируется с бумагой и назван так же. Таким образом ряд ассоциаций и дал трем совершенно разным предметам одинаковое название.

Какие бывают виды речи

Со временем появилось больше разделов науки, которые изучают виды и функции речи. Так, недавно удалось выделить основные виды речи:

  • Автономная — феномен речи ребенка. Этот вид примечателен тем, что возникает ситуативно и не имеет особой синтаксической связи с понятиями повторяемых за взрослыми слов и слогов.
  • Эгоцентрическая — речь без учета присутствия собеседника, направлена на себя самого, характеризует и контролирует собственные действия. Встречается у детей дошкольного возраста, когда они еще говорят сами с собой, комментируют свои действия или задают вопросы, не получая на них ответа извне. Как правило, исчезает проявление этого вида речи у детей к 7 годам.
  • Устная — речь с применением языка, воспринимаемая на слух.
  • Письменная — общение происходит с помощью применения графических конструкций, отражающих смысл устной речи.
  • Жестовая — применяется для общения людей, лишенных слуха, имеет свои грамматические и лексические закономерности.
  • Дактильная — имеет сходство с жестовой речью, при этом обладает мимическим сопровождением.
  • Внутренняя — поддерживает мышление и не направлена на коммуникацию.
  • Внешняя — служит для общения с другими лицами и передачи информации как в устном, так и в письменном виде.

Внутренняя речь

Внутренняя речь служит для поддержания мышления индивида, она не включает в себя звукового сопровождения. Из-за того что она лишена первостепенной функции речи — передачи сообщения, внутренняя речь становится формой работы мысли. В этом случае в мышлении человека происходит процесс внутреннего диалога, или воображаемого диалога, с каким-либо объектом, с которым нет возможности пообщаться лично.

Она часто лишена ряда элементов, типичных для коммуникативной функции речи, а также значительно сжата.

Внешняя речь

Внешняя речь используется в основном для передачи информации другим индивидам, являясь преобразованием мысли в нечто осязаемое. Виды и функции речи в данном случае более обширны.

Виды внешней речи:

  • Монолог — вид речи, в котором присутствует лишь один субъект, служит для передачи знаний и информации большого объема, считается очень сложным процессом и предполагает высокую речевую развитость субъекта.
  • Диалог — взаимный, попеременный обмен двух и более индивидов информацией.
  • Реплика — эмоциональный ответ на высказывание или действие оппонента.

Функции, которые выполняет речь

Процесс обмена информацией, как и любой другой, выполняет свои задания. Функции речи в психологии — это особенности ее как деятельности. Они используются субъектом сознательно и бессознательно для достижения определенных целей.

Основные функции речи:

  1. Индикативная функция — явно или завуалировано происходит указание на какой-либо предмет.
  2. Предикативная — служит для высказывания субъективных суждений по определенной теме.
  3. Семантическая — выражает мысли говорящего, за счет чего обозначает предметы и действия, а также явления.
  4. Коммуникативная функция речи — служит как для передачи информации другим людям, так и для побуждения их к выгодным для говорящего действиям.
  5. Эмоционально-выразительная — выражает эмоциональное отношение конкретного человека к другому индивиду либо событию. В некоторых случаях может быть побуждением к действиям.

Функции стилей речи

  • Научный — необходим для передачи сложных научных знаний.
  • Публицистический - выполняет функцию пропаганды, агитации и воздействия. Применяется в публичных выступлениях, новостях и периодических изданиях.
  • Художественный — используется при написании произведений для широкого круга читателей, воздействует на них эмоционально.
  • Деловой стиль — используется при написании деловой документации и сжатой передачи информации, полностью лишен эмоциональной окраски.
  • Разговорный — применяется как в устной, так и письменной формах, функции речи в этом случае сводятся к неформальному общению.

Особенности речи ребенка

Как говорилось ранее, речь ребенка сначала носит автономный характер. Вслед за автономным этапом развития речи у детей начинает проявляться эгоцентрический вид речи. Помимо общения с окружающими, ребенок сопровождает свои действия звуковой речью, это длится до семилетнего возраста, в это время также увеличивается словарный запас ребенка приблизительно до 4500 слов. Постепенно эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю, тогда же и меняются функции речи ребенка.

На первых этапах дети усваивают существительные и глаголы, а уже позднее прибавляются прилагательные. Также доказан тот факт, что именно в дошкольном возрасте, в процессе становления у ребенка речи, он осваивает полностью как звучание родного языка, так и цепочку построения грамматически правильного предложения, то есть ребенок учится изначально выстраивать полноценные предложения, это происходит практически подсознательно.

Функции речи в психологии, как и сама наука, до сих пор продолжают активно изучаться. Изучению особенностей детской речи уделяют много внимания, поскольку считается, что именно в этом возрасте начинается формирование мышления и сознания взрослого человека.

В психологии различают 2 базовых вида речевой деятельности:

1. Внешняя. Она включает в себя как устную, так и письменную речь.

· диалог - непосредственная беседа, происходящая между 2 людьми.

· монолог - долгое, последовательное изложение мыслей или мнений одного человека. Сочетательная сторона монологической речи должна сопоставляется с выразительной.

· письменная речь – представляет собой развёрнутый вариант монолога, но при этом она может оказывать влияние лишь с помощью слов.

2. Внутренняя. Особый вид речевой деятельность. Для внутренней речи характерно с одной стороны, фрагментарность и отрывочность, с другой стороны, в ней исключается возможность неправильного восприятия ситуации. Впрочем при желании внутренний диалог можно остановить.

Общение и речь в психологии объединяют в себе эти 2 вида речевой деятельности, поскольку на начальных этапах задействована внутренняя речь, а дальше используется внешняя речь.

Психология и культура речи неразрывно связаны между собой. Культура речи - это такая организация языковых средств, которая в современных условиях позволяет наиболее лаконично и информативно высказаться в определённой жизненной ситуации таким образом, чтобы слушатель правильно воспринял полученную информацию. Именно в связи с этим, в случае если вы хотите казаться культурным и высокоинтеллектуальным человеком, вам крайне важно следить не только за своей внешностью и поведением, но и за своей речью. Умение правильно высказываться, очень цениться во всœе времена, и если вы сможете овладеть этим мастерством, то перед вами будут открыты всœе двери. 32.Классификация видов речи. Учитывая зависимость отвыполняемых функций, структуры, степени активно­сти и общей направленности выделяются различные виды речевой деятель­ности.

Речь бывает

· активной, спонтанно конструируемой, и

· реактивной - представляющей цепочку динамических речевых стереотипов.

Реактивная речь определяется преимущественно внешними по отношению к субъекту вы­сказывания факторами и возникает как реакция либо на реплики собеседни­ка, либо на актуальную ситуацию. Спонтанная творческая активность индиви­да здесь минимизирована, тогда как активная речь охватывает всœе многооб­разие индивидуального словесного творчества и самовыражения.

Принято разделять

· монологическую речь (без непосредственной об­ратной связи от адресата),

· диалогическую.

В первом случае субъект вы­сказывания самостоятельно определяет объём, содержание и структуру ре­чи, в соответствии с собственными мотивами, установками и индивидуаль­ными особенностями.

Во втором случае говорящий может корректировать, уточнять, конкретизировать, расширять или углублять высказывание, изме­нять его тему и направленность на базе обратной связи. Диалогическая речь структурируется согласно законам межличностной/интерперсональ­ной коммуникации: в данном случае раскрытие смысла сообщений, направ­ленность коммуникативного процесса и взаимопонимание обеспечиваются за счёт постоянной смены ʼʼкоммуникативных ролейʼʼ говорящего и слушаю­щего (порождающего и воспринимающего высказывание).

Отметим, что указанное разделœение в некотором смысле условно, в случае если принять во внимание концепцию, согласно которой диалог - это не только определœенная структура речевого общения, но выражение самой сущности речи, ее основной психологической и культурной функции. По М. Бахтину, любая форма речевой активности, от междометия до многостраничного ро­мана, диалогична по своей природе, ᴛ.ᴇ. является высказыванием, адресо­ванным Другому и ориентированным на Другого (не важно присутствующе­го в конкретной ситуации общения, потенциального или идеального).

В из­начальной и принципиальной диалогичности любого высказывания и речи в целом отражается общая диалогическая структура любого культурного про­странства, в котором происходит становление и самовыражение cубъекта. Диалог связывает не только конкретных индивидов, но также различные культурные сообщества и исторические эпохи. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, человече­ская культура как таковая есть диалог, а речь (и внутренняя, и внешняя) - частный случай этого диалога. Речь всœегда предполагает явное или неявное ʼʼприсутствиеʼʼ Другого как реального или идеального адресата высказыва­ния (собеседник, читатель) или как альтернативной позиции, точки зрения, системы взглядов; также психика и культура определяют себя в диалогиче­ском отношении к ʼʼиномуʼʼ.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...