Дифференциация л м на письме упражнения. Логопедическое занятие по преодолению оптической дисграфии. Список использованной литературы

Алеся Королькова

Дифференциация звуков Н-М.

Подготовительная группа

Задачи:

1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М.

2. Учить детей различать звуки Н, М в слогах, словах, на слух.

3. Учить зрительно различать буквы Н и М.

4. Развивать фонематический слух и восприятие.

5. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Ход занятия:

Сегодня в гостях у нас две куклы. И обе без имени.

Ребята поможем куклам придумать имена. Имя одной куклы должно начинаться со звука М, а другой – со звука Н (Наташа и Маша). Эти звуки мы будем сегодня учиться различать.

Дайте характеристику звука Н. (Звук Н – согласный, твердый, звонкий).

А теперь характеристику звука М. (Звук М - согласный, твердый, звонкий).

В чем сходство? Чем отличаются?

Сейчас проверим, как вы умеете их различать. Возьмите в руки буквы М и Н. Я буду говорить слоги и слова, если вы услышите звук М или Н, то показываете соответствующую букву.

Слоги: ан, ам, ом, ут, ын, ма, на, па, му.

Слова: Наташа, мак, ум, кино, ком, кон.

Подбор слов со звуками М и Н: Подарим картинки кукле Маше и кукле Наташе:

мак, нож, майка, макака, слон, звон, сом, ком, поклон, книга, смех, сумка, санки.

А теперь поменяйте в слове звук М на звук Н:

Маша - наша Мыть - ныть Рамы - раны

Мил - нил Мытье - нытье Комок - конек

Миг - Ник Мука - наука Самки - санки

Дама - дано Дом - Дон Сама - Саня

Рама - рано Ком - сон Дима - Дина

Миша - ниша Там - тон Моль - ноль

Назовите картинки. Определите место звука Н, М в названии картинок:

мак, нож, майка, макака, слон, звон, сом, ком, поклон, книга, смех, сумка, санки .

Молодцы все сделали!

На что похожа буква Н? а буква М?

Выложите буквы из счетных палочек.

А сейчас выполните задания в тетрадях. Раскрасьте букву М и Н в синий цвет.

Определите, какой звук М или Н спрятался в каждом слове. Впишите буквы М или Н в квадратики. Раскрасьте картинки.

Какие звуки мы научились различать? Дайте им характеристику.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [т]-[д]. Наша Родина» Тема: Звуки [т - д]. Цель: Дифференциация звуков [т - д] Задачи: Коррекционно - образовательные: 1) уточнить акустические особенности звуков.

Тема: «Дифференциация К - Г» Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: учить различать звуки и буквы К-Г устно.

.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Цель: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Конспект подгруппового логопедического занятия "Дифференциация звуков [с-ш]" Цель: Дифференциация и закрепление правильного.

Конспекты занятий Тема: Дифференциация л – м в слогах и словах ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ Отработка и закрепление правильных движений руки при написании букв л, м. Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза. Развитие слухового внимания, памяти. Увеличение объема зрительного восприятия. Обогащение и активизация словаря. Формирование интереса к логопедическим занятиям. ОБОРУДОВАНИЕ 1. Демонстрационные карточки с изображением прописных букв Л и М, карточки-опоры Л и М. 2. Слоговая таблица, изображения Мальвины и Буратино, таблички М, Е, Л для тренировки распределения внимания. 3. Предметные картинки с изображением ягод. 4. Цепочки слов для каждого ученика, карточки. *** Организационный момент Логопед. Назовите учебные принадлежности, в названиях которых встречается звук [л]. Ученики. Линейка, пенал, фломастер. Логопед. Определите место звука [л] в каждом слове. Ученики. Первое, пятое, второе. Логопед. Назовите урок, в названии которого есть звук [м]. Ученики. Математика. Логопед. Сколько раз в слове слышится [м]? Ученики. Два раза. Логопед. Правильно. Теперь посмотрите на карточки. (Вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением прописных букв Л, М.) О каких буквах будем говорить на занятии? Ученики отвечают, ищут сходства и различия букв. Обратите внимание на одинаковые первые элементы букв: Л как бы «прячется» в М, а в М есть добавочный элемент. Какой вывод мы можем сделать отсюда? Ученики. Буквы имеют сходство, поэтому их легко перепутать. Логопед. Правильно. Давайте запишем тему сегодняшнего занятия в тетрадях. А я запишу ее на доске: «Различай Л - М». Установление связи артикулема - кинема - графема Логопед. Какой орган речи помогает произнести звук [л]? Ученики. Язык. Логопед. Язык у нас один. (Показывает карточку-опору.) Напишите пальчиком на столе и в воздухе букву Л на счет «раз - и». Теперь произнесем звук [м]. В его произнесении участвуют губы, их две. (Показывает карточку-опору.) Напишите пальчиком букву М на счет «раз - и - два». Какой вывод мы можем сделать? Ученики. Л - «одинарная» буква, звук произносим языком, М - «двойная» буква, звук произносим губами. Выбор буквы Логопед. Сегодня к нам пришла сказочная героиня. (Показывает изображение Мальвины.) В ее имени потерялись буквы. Вернем их на место, используя наши подсказки. М - две губы - «двойная» буква - ведем руку на счет «раз - и - два». Л - один язык - «одинарная» - «раз - и». ..а..ьвина. Вспомните, как пишутся имена. Ученики. С большой буквы. (Выполняют задание.) Логопед. Ребята, вспомните, из какой сказки эта девочка? Мальвина учила Буратино писать без ошибок. Был ли он внимательным учеником? Ученики отвечают на вопросы. А сейчас проверим, внимательны ли вы? Посмотрите на таблички и запомните все, что увидите. (Показывает таблички 3-4 с) Какое слово вы прочли? В какой фигуре пряталась первая, вторая, третья буквы? Ученики отвечают на вопросы. В названиях каких фигур есть л, м? Ученики. Овал, треугольник, прямоугольник. Логопед. Назовите героев сказки «Приключения Буратино». Запишите четвертую по счету букву в слове Карло, соедините ее с буквой, пятой по счету в слове Артемон. Ученики выполняют задание. В именах каких героев сказки встречаются буквы л, м? Ученики. Лиса Алиса, кот Базилио, Дуремар, Тортилла. Слоговой анализ и синтез Логопед. Мальвина приглашает вас на урок русского языка. Как называются части, на которые мы делим слова? Ученики. Слоги. Логопед. Запишите первый и последний слоги слов на слух. (Диктует.) Первый слог: лето, месяц, луна, муха, минута, линейка. Последний слог: зима, читала, апрель, камень, карамель. Мальвина просила Буратино записать слова, но он перепутал все слоги. Верните их на место и составьте слова из двух слогов. Для этого меняем слоги местами. (Диктует.) ла, Ми мон, ли мал, сло ло, мы лок, ме ля, зем Теперь запишем слова с опорой на артикуляцию и графические символы. Что общего у всех слов? Ученики. В каждом есть буквы л, м. Пальчиковая гимнастика Логопед. Ваши пальчики устали, давайте поиграем с ними. Пальчик, пальчик-непоседа, Где ты бегал, где обедал? Ученики сгибают, разгибают пальчики, вращают большими пальцами. Я с мизинцем ел калинку, С безымянным ел малинку, Ел со средним землянику, С указательным - клубнику. Поочередно соединяют пальцы с большим. Какие ягоды ел пальчик? Ученики называют ягоды, логопед выставляет предметные картинки с их изображением на доску. А теперь мы отгадаем названия ягод. Цифры показывают номер буквы в слове по порядку. Давайте подберем карточки к картинкам. (Карточки по одной прикрепляет к доске.) Графический диктант Логопед. Отгадайте о каком предмете Мальвина сказала кислый, желтый, ароматный, крупный? Ученики. О лимоне. Логопед. Повторите каким бывает лимон. Зашифруйте это слово так, как названия ягод. Записывайте только буквы л, м и их порядковый номер в слове. Например, лимон - л1м3. Используйте подсказки-опоры при написании л, м. То же сделайте с другими словами. Свежее, коровье, сливочное (масло - м1л4). Высокая, кокосовая, стройная (пальма - л3м5). Теперь мы повторим признаки предметов. Зашифруем слова, определяя предмет по подсказкам: Его дает корова (молоко - м1л3). Грядка для цветов (клумба - л2м4). Материал для лепки (пластилин - л2л7). Древние ископаемые животные, похожие на слонов (мамонты - м1м3). Полное имя Люды (Людмила - Л1м4л6). Работа со слоговой таблицей Логопед. А теперь у нас будет урок чтения. Давайте прочитаем слоги парами и по три. (Вывешивает слоговую таблицу на доске.) Придумайте и запишите слово по начальному слогу. (Показывает слог в таблице.) Ул.., ле.., ме.., юл.. и т.д. Покажите в таблице второй слог слов. (Значение незнакомых слов объясняет.) Поел, поем, колол, вымыл, помял, налил, налим, сломал, белым. Мальвина учила Буратино читать целыми словами. Попробуйте прочитать и вы. (Выдает цепочки слов каждому ученику.) Мел - мил - мыл - мыло - смыл - смел - смело - мелок - мелко. Цепочки читают 2-3 ученика. Теперь закройте карточки. Назовите слова в два слога. Запишите их, используя наши подсказки. Какие слова различаются одной буквой? Мама - лама - мало - Мила - милый - налим - лимон - линия - лилия. Закройте слова. Запишите их в порядке названий. Фрукт. Цветок. Рыба. Животное. Слово, которое отвечает на вопрос какой? Какие слова остались? Ученики. Мама, мало, Ми-ла, линия. Итог занятия Логопед. Молодцы! Сегодня мы попали к Мальвине сразу на два урока. Что мы учились делать на занятии? Как губы и язык помогают различать буквы л, м? Какие задания Мальвины больше всего понравились? Ученики отвечают на вопросы.

1. Дифференциация букв и-у.

1 этап

(Логопед вместе с детьми уточняет положение органов артикуляции в момент произнесения звука.)

Звук и буква «у» . Губы округлены и сильно выдвинуты вперед. Кончик языка отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква «и» . Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград.

2 этап

После того, как дети произвели анализ артикуляционного уклада гласных звуков «и-у», им предлагается следующее сравнение:

При произнесении гласного «и» губы растягиваются в улыбке, точно
также буква «и» при написании растягивается по строчке, никуда «не съезжая»:

При произнесении звука «у» губы вытягиваются трубочкой вперед, детям предлагается увидеть себя в профиль перед зеркалом, посмотреть на соседа, а затем обратить внимание, как буква «у» при написании точно также «вытягивает» свой «хвостик», съезжая с нижней рабочей строки.

На данном этапе важно, чтобы дети увидели сходство артикуляции с написанием букв, научились чувствовать положение губ в момент произнесения, а главное: поняли, что этим необходимо руководствоваться при написании этих гласных в словах.
Другими словами, ребенок, услышав слово, которое ему необходимо записать, проговаривает его, ощущая положение своих губ, и «переносит» это на бумагу.

3 этап . Графический диктант. Игра «Шифровка».

Для закрепления навыка необходимо потренироваться на следующем упражнении. Дисграфику выдается карточка-бланк, в которой зашифрован набор букв, где
«- » - обозначает букву «и», которая растягивается по строчке и губы также «расплываются» в улыбке. Так, ребенок, глядя на черточку, принимает нужный артикуляционный уклад, а под ней пишет букву.
« / » - обозначает букву «у», у которой «хвостик» вытягивается, спускаясь ниже рабочей строки, как и губы в момент произнесения данного звука:

- / - - / / - - / / / - - - - / / - / - / - / - /
и у и и у у и и у у у и и и и у у и у и у и у и у

Дети с удовольствием выполняют задание, а после, один из них читает, что получилось, у всех ли совпала последовательность, а если нет, то разбирается почему, уточняется артикуляция, исправляют ошибки.

4 этап . Дифференциация «и-у» в слогах.

Задание1 . Учитель-логопед диктует слоги, а дети должны записать только те, в которых слышится звук «и» (затем «у»).
Задание 2 . Записать предлагаемые слоги в 2 столбика: кту, лки, лну, жшу, ржи, гси, дву, нпи, зру, шду, хби, фжи, фпу, пси, сви, кму, гбу.


Задание 3 .Записать слоги под диктовку. В них выделить двумя разными цветными карандашами буквы «и» и «у».
Задание 4 . Выпишите из каждой строчки только те «слова», в которых гласные стоят в следующем порядке.
уиу
бизури, дузису, гимуви, дируну, рукури, луничу
иуи _______________________________________________________________
мурину, шикуди, пудилу, дигури, кисуму, гулити, визури

5 этап . Дифференциация букв «и-у» в словах.
Задания те же, что и со слогами. (Добавляются слова с пропущенной буквой «и» или «у», вставить нужную букву.)

6 этап . Дифференциация букв «и-у» в предложениях.
Задание 1. Вставить нужную букву «и» или «у», подходящую по смыслу.
Задание 2. Записать предложения под диктовку. Выделить двумя цветными карандашами буквы «и-у».

2. Дифференциация букв л-м.


1 этап . Уточнение артикуляционного уклада.

Звук и буква «л» . Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка приподнята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка.

Звук и буква «м» . Губы сомкнуты и не размыкаются, выдыхаемый воздух проходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

2 этап . Соотнесение артикулемы с кинемой.
На этом этапе важно сравнить, что в произнесении звука «л» участвует язык, который поднимается вверх. Обращаем внимание детей на то, что язык у нас один , а значит и количество элементов (т.е. палочек) будет соответствовать одному (в написании буквы «л» - одна палочка):

(В 3 классе у меня один ученик опровергнул данное мнение, объяснив это тем, что «у нас во рту есть ещё один маленький язычок, так что их два!» Здесь важно уточнить, чтобы не возникло путаницы, что мы опираемся на артикуляцию, говоря «о том язычке», который принимает непосредственное участие в произнесении звука «л».)


При произнесении звука «м» основными участницами являются губы, а т.к. у нас их две (нижняя и верхняя), то и количество элементов (палочек) будет соответствовать двум:

3 этап . Графический диктант.

На данном этапе варианты упражнений я провожу по аналогии с дифференциацией букв «п-т», изложенной в книге Л. Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».

Задание 1 . Запишите названное логопедом количество палочек.
О б р а з е ц: Логопед: «Две, одна, одна, две, две…» и т. д.
(запись: // / / // // /)
Под палочками запишите соответствующие буквы: л-м.

Задание 2 . Запишите цифры под диктовку логопеда: « Один, два. Два, один, один…» и т. д.
(запись: 2 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 1 2…)
Под цифрами запишите соответствующие буквы.

4 этап . Дифференциация «л-м» в слогах.

Задание 1 . Игра «Шифровка».
Расшифруй слоги (вместо цифр пиши буквы).
2а-1а 2у-2у-1у и2-и1
2и-1и 2е-2е-1е а2-а1
2о-1о 2а-2а-1а о2-о1

Задание 2 .
Расшифруй звуковые сочетания:
2о2 2о1 2и1
1о1 1а2 1е2
2е2 2и1 1я2
1и1 3ю1 1ё2

5 этап . Дифференциация «л-м» в словах.

Задание1 . Расшифруй слова:
2ера же1ток са1ют па1ь2а
2олоко г1оток теп1ло пав1ин
1одка 1и2он програ22а к1ад
1апка г1ина по1яна стек1о
2ышь 2о1оток с1оварь са1ют

Задание 2 . Вместо точек вставь букву «л-м»:


Задание 3 . Запиши слова в два столбика: в первый - с буквой «л», во второй с - «м». (Предлагаются слова: лак, мак, лужа, мел, лодка, машина, клад, лейка, муха...)

6 этап . Дифференциация «л-м» в словосочетаниях.
Задание 1. Расшифруй словосочетания, вставляя вместо точки нужную букву «л-м»
Зо.отой ку.он
.о.одежный ба.
Тяже.ое одея.о
Ше.ковый п.аток
Подсо.нечное мас.о
У.ыбка м.аденца

7 этап . Дифференциация «л-м» в предложениях, пословицах, поговорках.
Задание: Вставь буквы «л-м».

В до.гах – как в ше.ках.
.олчание – знак сог.асия.
По.ожить зубы на по.ку.
Го.ова седая, да душа.олодая.
У.ение – по.овина де.а.
Кто с.ел, тот и съе.
Кабы куст не бы. ми., со.овей гнезда б не ви.
Где много с.ов, та. мало де.а.
У.елого по с.овам – неу.елого по г.азам видать.
С.ово сказа. – стре.у пос.ал, пись.о написа. – в западню попа. .

8 этап . Дифференциация в текстах.

Слуховой диктант .
Солнечные лучи осветили землю. Колокола звонили на всю площадь. Люди шли толпами и пели. Стоял месяц май. Я любовался молодой зеленью.

Апробировав данные методики на своих учащихся 2 -3 классов в ГОУ №1607 г. Москвы, я имела возможность наблюдать за тем, как с каждым днем у них повышался уровень самоконтроля. При записи слов, предложений, я видела, как старательно они вытягивали губки (при проговаривании слов со звуком «у») или, наоборот, растягивали их (при звуке «и»), с каждым разом допуская все меньше и меньше ошибок. Интересно было заметить, как на первых порах дети приоткрывали рот, ощущая подъём языка вверх (при проговаривании слов со звуком «л»), или смыкали губки (при звуке «м») и записывали нужное количество элементов. Проводя работу с родителями, я также объясняла им, на что нужно обращать внимание. При выполнении письменных работ детьми дома, родители сначала напоминали им об этом, а позднее, стали отмечать самостоятельное выполнение ими этих «упражнений», достигая тем самым необходимых результатов. Таким образом, к концу года из 8 выявленных учеников с описываемым нарушением, у 7 были полностью устранены ошибки, а у 1 – резко сократилось их количество (остаточные явления связываю с редкой посещаемостью логопедических занятий по причине частой болезни ребенка.)

Литература.

1. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В. Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению.»-М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. издат.центр ВЛАДОС, 2001.

3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999.

4. И.Н. Садовникова Нарушение письменной речи у младших школьников: Учебное пособие – М.: ВЛАДОС, 1997.

5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. С.-Пб, изд. «СОЮЗ», 2001 г.


1. Вставь в слова пропущенные буквы И или Ш.

Р__ска мы__ка __гру__ка

Гла пу__ка __збу__ка

2. Вставь пропущенные буквы И или Ш. Запиши словосочетания.

х__трая ко__ка

мам__на ча__ка

р__совая ка__а

Шарф, бабушка, вяжет, Саше.


Самостоятельная работа № 27

Дифференциация Л – М

1. Вставь в слова пропущенные буквы Л или М.

ко__ар __одка __е__кий

по__ощь __арка __а__ина

2. Вставь пропущенные буквы Л или М. Запиши словосочетания.

Е__кий __ук

И__оный сок

Исья __орда

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Кисель, Марина, малиновый, любит.


Самостоятельная работа № 28

Дифференциация К – Н

1. Вставь в слова пропущенные буквы К или Н.

ба__ти__ клоу__ __озлё__о__

Анава __и__ка __и__о

2. Вставь пропущенные буквы К или Н. Запиши словосочетания.

Лубо__ __ито__

и__терес__ое __и__о

крас__ый ба__ти__

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Купила, бант, красный, Марина.


Самостоятельная работа № 29

Дифференциация Н – П

1. Вставь в слова пропущенные буквы Н или П.

Ушка ка__ава __авли__

А__ка к__ига __а__ама

2. Вставь пропущенные буквы Н или П. Запиши словосочетания.

си__яя __а__ама

зуб__ая __аста

шерстя__ые __оски

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Получил, папа, письмо, заказное.


Литература

1. Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.П. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. – М.: 2005.

2. Ефименкова Л.Н.

Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. – М.: Книголоюб, 2003.

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.: Книголоюб, 2005.

4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

5. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с НВОНР или ОНР на первом этапе обучения. – Воронеж: Изд-во «Учитель», 2000.

6. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий № 1.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

7. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий № 2.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

8. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные.

Тетрадь для логопедических занятий № 3.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

9. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

10. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 1. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»


11. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 5. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

12. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 2. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

13. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

15. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

16. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

17. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В.Мазанова. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

18. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

19. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.

Тема: Дифференциация букв л-м, Л-М.
Цель: создать условия для дифференциации букв л-м, Л-М.
Педагогические задачи: познакомить детей с буквами л-м; научить соотносить звук, символ и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, в словах и словосочетаниях, давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия; уточнить у детей знания об элементах букв занятия; развивать у детей умение строить словосочетания, зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся сравнивать и различать буквы л-м, Л-М, характеризовать звуки занятия; решать учебные и практические задачи –проводить звуковой анализ слов, строить словосочетания, безошибочно списывать слова и словосочетания
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные:
-общеучебные – уточнить и обогатить словарь, развивать умения строить словосочетания и связные высказывания.
-логические – развивать логическое мышление.
Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность согласно заявленной задаче; сопоставлять выполненную работу с образцом, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения с учетом характера допущенных ошибок.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные: расширять познавательные интересы, учебные мотивы; работать по заявленному заданию самостоятельно, осуществлять самоконтроль работы; проявлять прилежание в учебе; выражать желание осваивать новые приемы и действия, улучшать результаты труда.
Оборудование: заглавные и строчные буквы л-м рукописного и печатного шрифтов (запись на доске) ; раздаточные карточки с изображением букв занятия; «стилизованные буквы»; точечное изображение кота Леопольда; разрезные картинки с изображением мышат; картинки с изображением предметов, в названии которых есть буквы занятия.
Ход занятия
1.Оргмомент.
1.Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Что мы сейчас делали? (пальчиковую гимнастику) Для чего её делали? (чтобы размять пальчики и «зарядить голову»).

2.Правила посадки при письме, правильное держание ручки.
Логопед: Почему надо правильно сидеть за партой? (чтобы не было искривления позвоночника и не болела спина)

3.Развитие зрительного и слухового восприятия.
Логопед: Послушайте стихотворение. Угадайте имя героя и раскрасьте картинку.
Есть на свете кот один,
Он учёный господин.
Если грустно станет вдруг –
Вспомни, он хороший друг.
Для него не страшен труд.
Знаешь, как его зовут?

Дети обводят по точкам изображение кота Леопольда, называют его имя, припоминают, из какого он мультфильма. Логопед записывает имя кота Леопольда на доске.
Логопед: Что мы сейчас делали? (обводили по точкам кота). Для чего? (чтобы развить зрительное внимание).

4. Развитие логического мышления и зрительного восприятия.
Логопед: Составьте из частей разрезную картинку и назовите остальных героев занятия.
Леопольду все друзья:
Мама, папа, ты и я,
Но его не любят …(мыши) –
Вот они бегут по крыше!
Дети составляют картинку с изображением двух мышат, бегущих по крыше. Логопед записывает слово мыши на доске.

2.Основная часть занятия.
1.Знакомство с буквами занятия. Соотнесение звуков с символами и буквами.
Логопед: Назовите первую букву в имени кота. (Л-эль). А с какой буквы мы записали слово мыши? (М-эм). Давайте попробуем сформулировать тему занятия. (Различение букв м-л)

2.Сравнение букв занятия.
Логопед: Сравните буквы занятия в печатном и рукописном шрифте среди заглавных букв и строчных.

3.Конструирование и реконструирование букв занятия.
Логопед: Постройте из элементов печатную и строчную буквы Л, затем «превратите» их в букву М. Для буквы л – выбираем один элемент (по количеству верхушек), для буквы м – два элемента.

4.Развитие зрительного восприятия.
Кто за дверью? Тихо… Слышишь?
Там опять скребутся мыши.
Нужно мышек нам позвать,
Буквы будем мы искать.

Логопед: Найдите все буквы л-м. (Выставляю пособие со стилизованными буквами л-м.)
Что мы сейчас делали? (находили буквы л-м) Для чего мы это делали? (чтобы не путать буквы л-м между собой)

5.Дифференциация букв занятия в слогах.
Логопед: Запишите слоги в две строчки. В первую – с буквой л, во вторую – с буквой м. Слоги: ма, ло, лу, мы, ле, ми, мо, ла, лы, му. Прочитайте слоги с буквой л, затем - слоги с буквой м.
Что мы сейчас делали?
(учились различать быквы л-м в слогах) Для чего мы это делали? (чтобы не путать буквы л-м)

6.Дифференциация букв на уровне слова.
Леопольд тебя встречает,
Чашку чая наливает,
Чай отличный – высший сорт,
А к нему отличный торт.
Ах, какая красота!
Именины у кота!

Логопед: Вставьте в праздничный торт Леопольда свечки с буквами л-м, так чтобы получились слова.
Карточка:
…е…кий, …ы…о, …и…а, со…о…а, с…о…а, …а…льчик, …о…око, …о…ь, с…е…о,
…ет…а, ш…е…ь, …а…ина
Записываем слова в тетради:
мелкий, мыло, Мила, солома, смола, мальчик, молоко, моль, смело, метла, шмель, малина
Что мы сейчас делали? (учились различать буквы л-м в словах) Зачем? (чтобы не путать буквы л-м)

7. Физминутка.
Дети выполняют движения по заданию логопеда.

8. Самостоятельная работа.
Логопед: Я буду диктовать слова, а вы будете записывать их в два столбика. В первый – с буквой л, во второй – с буквой м.
Лист, молоток, мышка, бегемот, маска, луна, месяц, лиса, ложка, мама.
- Чем отличается луна от месяца?
- Прочитайте слова первого столбика, а теперь – второго столбика.
- Что мы сейчас делали?
(писали слова с буквой л в один столбик, а слова с буквой м в другой столбик) Зачем? (чтобы не путать в словах буквы л-м)

9.Дифференциация букв занятия на уровне словосочетания.
Логопед: Кот Леопольд вчера гулял под дождём и промочил ноги.
Какие правила нам надо соблюдать, чтобы не промокнуть и не заболеть?
(если сыро –надевать резиновые сапоги, куртку или плащ, брать с собой зонтик; если промочил ноги, то дома их нужно высушить и согреть, выпить горячий чай)
Леопольд сегодня болен,
Он врачами не доволен:
Принесли ему врачи
Лишь пустые калачи!
Вы исправьте огорченье,
Что же нужно для леченья?
Чем можно вылечить больного Леопольда. Составьте словосочетания по картинкам, запишите их и подчеркните буквы л-м разными карандашами.

Словосочетания:
Чай с лимоном, молоко с мёдом, молоко с маслом, горячая грелка, витамины, уколы.

3.Итог занятия.
- Что мы делали на уроке? (учились различать буквы л-м)



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...