Грам.стил. Чем крепить рубероид к деревянной крыше: рассмотрим способы, как и чем лучше крепить рубероид при обустройстве крыши Покрыть крышу толью

Толь - кровельный и гидроизоляционный материал. Он изготавливается с помощью пропитки основы - кровельного картона, бумаги или ролевой целлюлозы - каменноугольными дегтевыми (смоляными) веществами. Пропитка не должна содержать легколетучих веществ, древесный или торфяной деготь для пропитки не используется. После того, как основа пропиталась, она с обеих сторон посыпается кварцевым песком, который должен быть сухим и без глинистых примесей.

Этот строительный материал различается по толщине основы и характеру посыпки: песчаной или крупнозернистой.

Разновидность толя - толь-кожа, или подкладочный толь: это только пропитанная основа без посыпки. Его применяют как подкладочный материал под толь, а также для пароизоляции.

По сравнению с другими кровельными материалами толь менее стойкий, поэтому он используется для покрытия кровель временных сооружений. При этом толь не подвержен гниению и не пропускает воду.

Безусловный плюс этого материала - его низкая стоимость, легкость и огнестойкость, поэтому толь незаменим при обустройстве дачного участка.

Как используется толь

Толь с песчаной посыпкой применяется для устройства кровель временных сооружений, а с крупнозернистой - для монтажа верхнего слоя кровли.

Толь укладывают на деревянные, бетонные и шлакобетонные поверхности. Он используется для покрытия плоских крыш. Уклон кровли, покрываемой этим гибким материалом, не должен быть больше 12°.

Также толь можно применять для защиты каменных стен и фундаментов от воды и сырости.

На постройках со сроком службы до 5 лет настилают однослойную толевую кровлю. При сроке службы здания до 10 лет кровлю делают двухслойной: первый слой стелят из толя-кожи, прибитого насухо, а второй - из кровельного толя, приклеенного толевой клебемассой.

При этом после покрытия каждые 3 года нужно будет проводить ремонтные работы: наносить на кровлю слой специальной мастики .

Как стелить толь

Кровлю стелят в сухую и теплую погоду, чтобы мастика хорошо легла на влажное основание. Из плотно сбитых досок сооружают обрешетку, затем тщательно чистят ее от пыли и других загрязнений. Рулонный материал разрезают на полотна нужной длины и укладывают вдоль ската.

Перед наклейкой полотен с их нижней части убирают посыпку со всей поверхности, а с верхней, лицевой - только на ширину наклейки. Посыпку из песка счищают деревянным шпателем или щеткой с жесткой щетиной.

Затем на полотно наносят слой горячей мастики (на 1 м² используется 2 кг мастики). Полотно, обработанное мастикой, стелят на обрешетку и тщательно разглаживают. Новый слой материала подгоняют так, чтобы его края ложились на края предыдущего примерно на 8-10 см. Чтобы исключить появление пузырей, все полотно хорошо приглаживают, на края полотен обильно наносят мастику и придавливают их к обрешетке.

После этого нужно подготовить треугольные или квадратные бруски сечением 5 x 5 см. Их гвоздями прибивают поверх рулонного материала. Расстояние между брусками должно составлять на 10 см меньше, чем ширина полотен толя. Затем полотна толя стелят между брусками и подворачивают края так, чтобы они легли на бруски. Далее каждое полотно разглаживают и прибивают к брускам через каждые 50 см толевыми гвоздями. На швы между полосами накладывают неширокие полоски материала, сложенные в два слоя, и также приколачивают их толевыми гвоздями через каждые 6 см.

Толь на спусках подворачивают на 10 см под обрешетку и закрепляют с помощью толевых гвоздей. На ребрах и коньке толь покрывают досками.

При строительстве временного сооружения обычно не используют дорогостоящие материалы. В том числе и для кровельного покрытия. Один из бюджетных вариантов - использование толя. Что это за материал?

Что такое толь

Толь - это разновидность картон, пропитанный каменноугольными или дегтевыми продуктами с посыпкой песком или минеральной крошкой. Материал не очень долговечный, но достаточно дешевый, поэтому по-прежнему пользуется популярностью, несмотря на обилие новых, современных покрытий. Толь, рубероид используются обычно при строительстве временных построек. Для капитальных сооружений применяются более долговечные материалы.

Применение

Для чего может использоваться толь? Технические характеристики материала позволяют применять его для различных целей в зависимости от вида посыпки. Если она песчаная, можно использовать толь для и для крыш различных времянок. Крупнозернистая посыпка позволяет использовать материал для верхнего слоя покрытия плоских кровель. Например, для сараев и гаражей.

Не имеет покровного слоя и посыпки специальный гидроизоляционный толь. Характеристики позволяют защищать от влаги фундамент, подвал и пол, благодаря чему его часто укладывают под плитку в ванной. Сам по себе бетон пропускает влагу, поэтому применение данного вида материала в этом случае вполне оправдано и эффективно. Помимо изоляции от воды и пара, толь может использоваться как подкладочный материал для многослойной кровли.

Плюсы и минусы

Какими достоинствами обладает толь? Технические характеристики его не требуют особых навыков при работе с материалом. Благодаря небольшому весу рулонов работать с толем можно без напарника. Гибкость материала позволяет укладывать его под любым углом. Он защитит сооружение от дождя и снега, от конденсата. Толь - это недорогой материал, что позволяет использовать его при строительстве временных сооружений, дачных или надворных построек и не наносить серьезного урона бюджету.

Есть и известные минусы, которые стоит также учитывать, когда выбираете, чем покрыть или что использовать для гидроизоляции фундамента. Толь легко воспламеняется, малоустойчив к внешним воздействиям. В грунте материал потребует дополнительной защиты, как и при использовании его верхним слоем в кровле. В плане долговечности уступает многим современным покрытиям. Гидроизоляция толем не будет стопроцентной. Низкие температуры приводят к появлению трещин на поверхности материала, поэтому желательно укладывать его в несколько слоев, таким образом можно продлить срок службы покрытия и сделать его более надежным. Толь - это не декоративный материал, вид его непрезентабелен, и нет выбора расцветок. Однако поклонников он все равно находит, в первую очередь благодаря своей невысокой цене и простоте работы с ним.

Уход за кровлей, крытой толем

Необходимо своевременно убирать с крыши опавшую листву, снег. Особое внимание этому стоит уделять осенью и весной. Не реже одного раза в пять лет придется ремонтировать поврежденные участки и восстанавливать защитное покрытие, поэтому толь и не используют обычно при строительстве капитальных сооружений.

Современные аналоги

Основой стеклорубероиду служит стеклянная ткань, пропитанная битумом с двух сторон. Этот материал является достаточно прочным и биостойким. Используется, как правило, для покрытия промышленных зданий и гидроизоляции.

Рубемаст - это наплавляемый картон с высококачественной битумной пропиткой, посыпкой по поверхности и с добавлением пластификатов. На данный момент считается наиболее эффективной разновидностью рубероида. Стоимость его не слишком высока, поэтому он пользуется немалым спросом.

Более длительный срок прослужит еврорубероид на основе полиэстера, стеклохолста или стеклоткани, прекрасно подходящий для гидроизоляции.

Выбор материала зависит от целей его использования. Различные характеристики позволяют подобрать наиболее подходящий вариант.

Толь - это не самый долговечный кровельный и зато он обладает невысокой стоимостью, что делает его достаточно популярным при покрытии кровли временных сооружений и защите фундамента от влаги.

Рубероид считается одним из лучших покрытий для кровель хозяйственных построек. Этот материал продается в рулонах, он имеет доступную цену, продолжительный срок службы и что немаловажно, его можно уложить самостоятельно. Информация о том, как правильно положить рубероид на крышу, поможет домашним умельцам выполнить данную работу.

Как и жилому дому, так и хозпостройкам требуется устройство качественной кровельной гидроизоляции. Но использование дорогих материалов в данной ситуации нельзя назвать рациональным решением. Доступный по стоимость рубероид хорошо защитит строение от проникновения атмосферных осадков.

Что такое рубероид и его виды

Рубероид – это давно известное покрытие для крыш, которое продается в рулонах. При его изготовлении используют специальный картон, пропитанный тугоплавким битумом. Основание рубероида в процессе производства пропитывают составом, состоящим из полиэфирных масел с добавлением синтетического каучука.

Далее на поверхность материала наносят посыпку, изготавливаемую из композитных материалов, таких как тальк, мел, кварцевый песок, мраморная или каменная крошка. Укладывают кровлю из рубероида своими руками способом наплавления или фиксации битумной мастикой.


Об основных характеристиках данного кровельного материала узнают из стандартной буквенной маркировки. «Р» - означает класс продукции, а конкретно, рулонный рубероид, к которому относятся покрытия, изготовленные на основе специального картона, пропитанного битумом.

Следующая буква указывает на назначение продукции. Если это «К», то она кровельная, а если «П» - подкладочная. Материалы с буквой «К» нужно применять в качестве финального покрытия кровли, поскольку его стоимость выше. Подкладочную продукцию следует использовать как основу для кровельного пирога или задействовать в процессе обустройства изоляции мауэрлата или фундамента.

Маркировка материала для кровли

Последняя из букв, имеющихся в маркировке, указывает на разновидность посыпки:

  • «ПП» - указывает на то, что она пылевидная;
  • «К» - крупнозернистая;
  • «Ц» - цветная;
  • «М» - мелкозернистая;
  • «Ч» - чешуйчатая.

Далее в маркировке следуют цифры, говорящие о плотности основы рубероида. Можно встретить кровельную продукцию, в которой картон имеет данный показатель в пределах от 200 до 420 грамм на один квадратный метр.


После цифр иногда следует буква «Э» означающая, что материал эластичный. Он удобен при укладке на кровлю, имеющую сложную геометрию.

В продаже встречается покрытие, называемое толью, которое является разновидностью рубероида. Картон для него пропитывают каменноугольными или дегтевыми составами и посыпают песком или каменной крошкой.

До того, нужно определить, сколько рулонов требуется для обустройства покрытия. Сначала вычисляют квадратуру скатов. Потом полученное значение делят на площадь поверхности одного рулона. Его стандартная длина равна 10 метрам, а ширина одному метру.

Таким образом, одним рулоном материала можно покрыть 10 «квадратов» площади. Но не следует забывать, что рубероид настилают с нахлестом, равным 10 –20 сантиметрам.

Послойное строение кровельного пирога

Чтобы знать, как правильно покрыть крышу рубероидом, следует определиться со строением кровельного пирога. Кровля, обустраиваемая с применением материалов в рулонах, всегда насчитывает несколько слоев. Каждый из них способствует усилению гидроизоляционных показателей покрытия.

От правильности выбора рубероида во многом зависит процесс его укладки. Материал кровельной марки желательно использовать в комплекте с подкладочным видом.


Для определения количества слоев в «пироге» нужно знать величину наклона скатов:

  1. Плоская крыша . В случае, если уклон не превышает 2-3 градусов, потребуется настелить 4 -5 слоев рубероида. Из них первые три делают с использованием подкладочного материала, а остальные из кровельного, который покрыт бронирующей посыпкой. Если крыша будет эксплуатироваться, тогда потребуется еще один подкладочный слой.
  2. Кровля с уклоном 3 -6 градусов . Для гидроизоляции такой крыши нужно уложить 3 слоя. Поскольку угол наклона ската способствует отведению воды самотеком, монтаж большего числа слоев материала не приведет к повышению эффективности функционирования покрытия, а только сделает дороже стоимость строительства.
  3. Крыша с наклоном 6-15 градусов . Для качественного ее обустройства потребуется уложить 2 слоя рубероида, при этом один должен быть подкладочным, а второй – основным.

Покрывать крышу с уклоном свыше 15 градусов данным кровельным материалом не следует. В этом случае специалисты используют битумный материал в рулонах в качестве подкладки при монтаже ондулина, металлической черепицы или профнастила. Дело в том, что эффективность гидроизоляции крыши с применением рубероида понижается с увеличением крутизны скатов.

Мастики для крепления рубероида своими руками

Для фиксации этого материала на основании кровли пользуются битумными мастиками. Исключение касается наплавляемых и самоклеящихся видов покрытий. Правда, опытные кровельщики рекомендуют во всех случаях до того, как покрыть крышу толью (рубероидом), обрабатывать основание мастиками, которые улучшают сцепление между поверхностями.


Выпускают два вида продукции, предназначенной для крепления данного материала:

  1. Холодная мастика . Ее изготавливают на основе растворителей и расфасовывают по металлическим банкам. С мастикой можно работать сразу после их открытия. При укладке покрытия ее не нужно разогревать. Недостатком данного состава является продолжительный период высыхания.
  2. Горячая мастика . Представляет собой расплавленный битум с добавлением армирующих компонентов. Твердый кусок материала нагревают на огне в котле до вязкого состояния, а потом в горячем виде наносят на кровельное основание. В течение рабочего процесса мастику постоянно нагревают, чтобы она не приобрела свою первоначальную твердость.

Как правильно покрыть крышу рубероидом

Выполняют работу в условиях безветренной и сухой погоды. Основание крыши должно быть хорошо просушенным. Перед укладкой нового покрытия удаляют изношенный материал, когда на нем имеются выпуклости, вмятины или трещины. Если состояние ранее уложенного рубероида хорошее, монтаж производят поверх него.


Последовательность выполнения работы следующая:

  1. Перед тем, как покрывать деревянную крышу, подготавливают основание. С него удаляют грязь и мусор, а потом покрывают праймером для битумной мастики, способствующим улучшению адгезии.
  2. Раскатав рубероид, его разрезают на полотна. Когда уклон кровли не более 6 градусов, то материал настилают горизонтально или перпендикулярно относительно стропильных ног. Если величина наклона превышает 6 градусов, покрытие монтируют вдоль ската.
  3. На основание кровли наносят мастику и пока состав не остыл, начинают укладывать подкладочный рубероид, не забывая делать нахлест в размере 10-15 сантиметров.
  4. На первый слой покрытия наносят мастику и полосы следующего ряда. Монтаж осуществляют со смещением, равным половине ширины рулона. Перед тем, как укладывать последний слой, нужно убедиться, что поверхность не имеет неприкрепленных участков и пузырей. При наличии дефектов проблемное место прокатывают валиком.

В том, как покрыть рубероидом деревянную крышу, имеются особенности. В такой ситуации работы проводят по другой технологии.

Кровлю из битумных компонентов (толь, рубероид) как правило выбирают в качестве настила на плоские крыши и крыши, имеющие небольшой уклон (сараи, дачные домики).

Производители выпускают рулонную кровлю шириною в 914 миллиметров. Одна из сторон покрытия имеет присыпку из минеральной крошки, а другая - чисто битумная. Сама рулонная кровля достаточно влагостойкая, но если под нее попадет хоть немного воды (например из за трещин в покрытии или через неплотные стыки), то такая кровля может вздуться и тогда покрытию необходим небольшой «заплаточный» ремонт. Само собою, дело тут не в эстетической стороне вопроса, а в том, что из за этих вздутий толь (рубероид) может прежде времени потрескаться следствием чего станет увеличение количества протечек.

Метод ремонта вздувшейся кровли зависит от площади вздутия. Если оно небольшое, то необходимо прорезать его, затем приподнять края разреза и тщательно просушить настил под разрезом. Затем, на нижний слой кровли вокруг разреза необходимо нанести кровельный клей и прижать края разреза к настилу.

Потом следует обработать тем же клеем верхний слой кровли вокруг разреза (достаточно на полсантиметра от краев). После чего надо вырезать заплатку, немного большую, чем разрез. прибить ее и покрыть всю ее поверхность (и немного рядом с ней) кровельным клеем. И все.

Если вздутие побольше, а сама кровля вокруг него растянулась и тоже имеет повреждения, то поработать придется несколько побольше: для начала необходимо вырезать (а не надрезать) всю кровлю на месте вздутия и дать настилу под вырезом просохнуть. (примечание: если рядом со вздутием кровля волнистая или сморщенная, то ее надо вырезать не только по периметру вздутия, но и на «сморщенных» участках тоже, вплоть до того места, где кровля прилегает к настилу плоско, без бугров и морщин). Затем необходимо (как и в первом случае) нанести кровельный клей на нижнюю часть кромок, потом плотно прижать и прибить края гвоздями к настилу и завершить все нанесением на всю площадь открытого настила кровельного клея.

Вторым этапом станет наложение самой заплаты. Для этого вырежьте из кровельного материала заплату, немного превышающую вырезанный участок. Прибейте подготовленную заплату кровельными (лучше оцинкованными, чтобы не ржавело) гвоздями к настилу. После чего промажьте кровельным клеем наложенную заплату и места рядом с ней приблизительно на 5 сантиметров от краев.

И последнее: можно, конечно закончить и предыдущим этапом, но, для повышения стойкости отремонтированной кровли рекомендуется наложить поверх первой еще одну заплату, сантиметров на 10 побольше и пошире первой, также обработать ее клеем и прибить гвоздями. Шляпки гвоздей желательно тоже обработать кровельным клеем.

Нравится

ГРАММАТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Употребление форм имен существительных

Упражнение 1. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением грамматического рода имен существительных.

    После обеда мы обычно пили (черный – черное ) кофе .

    Покупатель попросил дать ему (правый туфель – правую туфлю) .

    (Читальный зал – читальная зала ) библиотеки всегда (переполнен – переполнена ) студентами .

    В (табеле – табели ) отмечается выполненная членами бригады работа .

    Крыша сарая была покрыта (толем – толью ) .

    В магазине продается (яблочная повидла – яблочное повидло ) .

    Лесовоз проезжал по (широкому просеку – широкой просеке ) .

    Лицо женщины было покрыто (траурным вуалем – траурной вуалью ) .

    Стрелочник вовремя заметил, что в ремонте нуждается (правый рельс – правая рельса) .

    Кому приятно, чтобы ему наступили на (любимый – любимую мозоль) ?

Упражнение 2. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением формы падежа имен существительных.

    Роль Раневской в («Вишневом саду» - «Вишневом саде» ) А.П.Чехова в свое время исполняла артистка Книппер-Чехова .

    Мичурин творчески переработал многое из того, что было создано (Дарвином – Дарвиным ) .

    В магазине «Одежда» был большой выбор чулок и (носок – носков ) .

    Лучше всего астрономы наблюдают (Марс – Марса ) во время его противостояния, когда он находится на самом близком расстоянии от Земли .

    Новый фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста (гектар – гектаров ) .

    В реконструированном (цехе – цеху ) завода было новейшее оборудование .

    Работа должна быть закончена к первому (августу – августа ) .

    В продажу поступила первая партия ранних (помидоров – помидор ) .

    По завещанию наследство было разделено на несколько равных (долей – доль ) .

    Чтобы разделить дробь на дробь, нужно (числитель – числителя ) первой дроби умножить на (знаменатель – знаменателя ) второй, а (знаменатель – знаменателя ) первой - на (числитель – числителя ) второй .

Упражнение 3. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм числа имен существительных.

    Интересы людей, принадлежащих к (различным социальным средам – различной социальной среде ), во многом совпадают .

    В (речи – речах ) студентов наблюдаются отклонения от литературной нормы .

    Партизаны нередко попадали в (окружение – окружения ), но благодаря находчивости и присутствию духа вырывались из кольца неприятельских войск .

    Почти все (цеха – цехи ) завода полностью восстановлены .

    Нужно воспитывать у граждан (правильное отношение – правильные отношения ) к происходящему в мире .

    Лучшие учителя школ страны регулярно проводят обмен (опытом – опытами ) профессиональной деятельности .

    В современном сельском хозяйстве используются (трактора – тракторы ), созданные по новейшим технологиям .

    Родина высоко ценит подвиги своих (сыновей – сынов ) и дочерей .

    Чтобы баян красиво звучал, нужно широко раздвигать (меха – мехи ) этого музыкального инструмента .

    Опытные (шоферы – шофера ) уверенно ведут машины по горным дорогам, почти не сбавляя скорости на поворотах .

П. Употребление форм имен прилагательных

Упражнение 4. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в

соответствии с нормативным употреблением форм имен прилагательных.

1. Ученик был (способен – способный ) к математике .

2. Молодое поколение всегда надеется на (более светлое – еще более светлое ) будущее .

3. Подобный ответ (бессмыслен – бессмысленен ) .

4. У ребенка появились и (худшие – более худшие ) привычки .

5. Второй прыжок был (ловчее – ловчее), чем первый .

6. Дверь (низка – низкая ) для такой высокой комнаты .

7. Небо сегодня удивительно голубое и (полно – полное ) какой-то особенной прозрачности .

8. Партия была отложена в (лучшем – более лучшем ) положении для белых .

9. Герой рассказа – кадет. Он всегда (подтянутый – подтянут ), всегда (одет – одетый ) по форме, (культурный – культурен ) в обращении .

10. Кто (ответствен – ответственен ) за проведение мероприятия ?

Ш. Употребление форм имен числительных

Упражнение 5. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм имен числительных.

    (Трое юношей и трое девушек – три юноши и три девушки ) исполняли красивый танец .

    Школьная библиотека располагает двумя тысячами (четыреста восемьдесят – четырьмястами восьмьюдесятью ) тремя книгами .

    Первый искусственный спутник земли просуществовал как космическое тело (92 суток – 92 дня – в течение 92 суток ) .

    Место лесоразработок находится в (полутораста километров – полутораста километрах ) от железнодорожной станции .

    В этот день комиссия проэкзаменовала (двадцать два – двадцать двух ) студентов .

    До конца месяца осталось еще пять дней, а план уже выполнен на 96,5 (процента – процентов ) .

    Грузовые машины стояли у (обоих – обеих – тех и других ) ворот оптовой базы .

    До начала экзаменов осталось полтора (учебного – учебных ) месяца .

    Вся страна пышно отмечала (восемьсотлетие – восьмисотлетие ) со дня основания Москвы .

    Каждому студенту выдали по (пять – пяти ) учебных пособий .

    Вес посылки составил 8,3 (килограмма – килограммов) .

IV. Употребление местоимений

Упражнение 6. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением местоимений.

    Сережа остался сиротой; отец умер, когда (ему – мальчику ) было девять лет .

    Проводник шел впереди, а сзади (него – его ) ехала нагруженная вещами повозка .

    Группа сдала все зачеты и попросила проэкзаменовать (их – ее ) в первую очередь .

    Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула (его – стол – чемодан ) в сторону .

    Больной попросил сестру налить (себе – ему ) воды .

    Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от (ней – нее ) можно было ждать многого .

    По плану на этом участке будут построены многоэтажные дома, напротив (их – них ) будет разбит сквер .

    Если студент не начнет посещать занятия, то в отношении (его – него ) будут приняты строгие меры .

V. Употребление форм глагола

Упражнение 7. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм глагола.

1. Сюда (собираются дети – собирают детей ), которые бродят по улицам .

2. Надо помогать молодым духовно расти и (проявить – проявлять ) свои способности .

3. Не (порть – порти ) мебель, ставя на полированный стол горячий чайник .

4. Выступавшие в прениях (сосредотачивали – сосредоточивали ) внимание на основных положениях доклада и не касались частных вопросов .

5. Где вы (слышали – слыхали ) о последних событиях на Ближнем Востоке ?

7. Когда вы говорите, не (махайте – машите ) так сильно руками .

8. Цветок без воды (сох – сохнул ) в вазе .

9. Староста группы (уполномачивается – уполномочивается ) выступать от имени студентов .

10. По совету врача больной (полощет – полоскает ) горло раствором борной кислоты .

VI. Строй простого предложения

Упражнение 8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным построением простого предложения.

1. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в концертных выступлениях – дадут ряд концертов ) .

2. На восстановленных предприятиях (происходит рост производительности – растет производительность ) труда благодаря применению новейших технологий .

3. (Одна - одной ) из задач, которую нам предстоит срочно решить, является задача повышения уровня речевой культуры .

4. Сложный и оригинальный внутренний облик героини нашел свое отражение в ее языке, самом ярком (среди – по сравнению с языком ) всех действующих лиц пьесы .

5. Ломоносов в юности был (рыбак – рыбаком ) .

6. Эта река (спокойна – спокойная ) .

7. Общественность (широко готовится – готовится широко) отметить юбилей писателя .

8. Для нашей небольшой аудитории эта доска слишком (широкая – широка) .

VII. Согласование сказуемого с подлежащим

Упражнение 9. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. Ряд столов (стоял – стояли ) посередине комнаты .

2. Пять студентов (подошло – подошли ) к экзаменационному столу .

3.Двадцать две работы, проверенные преподавателем, (лежало – лежали ) на столе .

4. На съезд (прибыл – прибыли ) двадцать один делегат .

5. Тысяча солдат (бросились – бросилась – бросилось ) в атаку .

6. (Прошло – прошли ) два месяца .

7. На экскурсию (пошло – пошли ) всего десять студентов группы .

8. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного рассказчика, (прошло – прошли ) незаметно .

9. Пятерка истребителей (бросилась – бросились ) на вражеские бомбардировщики .

10. Много выпускников школы (пошло – пошли ) учиться в вузы .

Упражнение 10. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

    Секретарь (выдал – выдала ) [речь идет о лице женского пола] нам нужные справки .

    «Война и мир» (написана – написано – написаны ) Л.Н.Толстым .

    Недавно у нас (открыта – открыто ) кафе-столовая с самообслуживанием .

    Никто, даже самые сильные ученики, не (мог – могли ) решить эту трудную задачу .

    Правление садового кооператива, в том числе председатель и его заместитель, много (сделали – сделало ) для обустройства участков садоводов .

    Народ Франции, как и народы России, не (может – могут ) поддерживать войну на Ближнем Востоке .

    Группа студентов во главе со старостой и членами спортивной секции активно (помогали – помогала ) в организации соревнований между курсами по волейболу .

    Администрация школы, особенно директор и завуч, много (сделали – сделала ) для успешного проведения олимпиады по физике .

    Росно (подтвердил – подтвердило ) свое решение .

    В продаже (имеется – имеются ) в большом ассортименте готовое платье, обувь, трикотажные изделия .

    Брат или сестра (поможет – помогут ) мне устроиться на работу .

    Мать с детьми (уехала – уехали ) на отдых .

Упражнение 11. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.

1. Большинство студентов, состоящих в спортивных секциях, уже сдал… нормы по лыжам.

2. Ряд мер, направленных на улучшение дисциплины среди учащихся, принима…тся администрацией школы.

3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал… на экзаменах глубокие знания.

4. Установлен… три мировых рекорда.

5. Сорок два станка неумолчно гудел… и равномерно вздрагивал… .

6. Много детей больн… был… гриппом.

7. Мы вошли в кабинет декана, после того как девушка-секретарь доложил… о нашем приходе.

8. Такси стоял… у подъезда.

9. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был… отложен… для них.

10.Ты и твои друзья окаж…т нам помощь и на этот раз.

VIII. Согласование определений и приложений

Упражнение 12. Раскройте скобки, выберите нужную форму, согласуйте определение с определяемыми словами.

    Три (соседние – соседних ) здания были построены недавно .

    Квартира делилась на две (неравные – неравных ) части .

    (Первые – первых ) два места поделили зарубежные спортсмены .

    Привлекает быстрое обслуживание в (новом – новой ) кафе-столовой .

    Город был открыт ветрам с северной и восточной (стороны – сторон ) .

    И первая, и вторая (половина – половины ) встречи прошли в исключительно быстром темпе .

    Ряд экспедиций провели студенты географического и исторического (факультетов – факультета ) .

    Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между левым и правым (глазом – глазами ) .

    Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области – областях ) .

    В книге описываются последствия первого и второго крестов… (похода – походов ) .

Упражнение 13. Согласуйте определения с определяемыми словами, допишите окончания.

1.Российск… печать, радио и телевидение являются основными каналами информации в стране .

2. Загоревш… и окрепш… брат и сестра вернулись с моря .

3. Он с гордостью говорил об успехах сво… сына и дочери .

4. Реставрирован… музей и галерея открыты для посетителей .

5. В наследство России достались разрушен… промышленность и транспорт .

6. В последние годы отмечаются позитивные изменения в наш… технике, науке и культуре .

7. Экспонаты были размещены в больш… зале и холле .

9. Проводился конкурс на решение шахматн… этюда и задачи .

Упражнение 14. Допишите, где нужно, окончания в приложениях – географических названиях.

    Некоторое время он жил в городе Москв… .

    Упорные бои шли на реке Висл… .

    Родом он был из села Крюков….

    Линия железной дороги проходит в непосредственной близости от озера Байкал….

    Пароход приблизился к острову Кипр… .

    Теплое течение проходит мимо полуострова Флорид… .

    Альпинисты остановились у подножия горы Казбек… .

    Поезд приближался к станции Тул… .

    Астрономы изучали движение планеты Марс… .

    Много рыбачьих баркасов было в порту Находк… .

IХ. Некоторые случаи управления

Упражнение 15. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

    Докладчик оперировал (непроверенными –с непроверенными ) данными .

    Преподаватель указал (о том – на то ), что в работе имеется ряд ошибок .

    Русские народники в последней трети ХIХ века рьяно отстаивали взгляд (об «особом» пути – на «особый» путь ) развития России .

    Все это говорило (за то – о том ), что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши мастера могут с честью бороться с ними .

    Ответ (на заявление – по заявлению ) был получен немедленно .

    Многие молодые режиссеры добились больших успехов (в деле создания - в создании ) интересных кинофильмов .

    Движение на дороге было прервано (благодаря – из-за ) невнимательности постового .

    Посевы проводились согласно (указаниям – указаний ) агронома .

    Закончив гастроли, артисты цирка вернулись (из – с ) Крыма .

Упражнение 16. Укажите, правильно ли выбран падеж дополнения при глаголе с отрицанием в следующих примерах .

    Некоторые студенты не выполняют домашние задания.

    Успехи наших спортсменов не должны заслонять недостатки, которые все еще имеются.

    Критика справедливо указывала, что писатель не замечает в своем творчестве отрицательные влияния.

    Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребенка.

    Было бы неправильным отрицать наличия положительных сторон в работе.

    Некоторые мастера не приняли участие в розыгрыше первенства страны по шахматам.

    Мальчик не боялся свою маму, хотя она была довольно строгая.

    К сожалению, я не часто получаю писем из дому.

Упражнение 17. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

    Мать сильно беспокоилась (за сына – о сыне ) .

    Всякий непредубежденный человек видит преимущества нанотехнологий (над – перед ) традиционными .

    Хорошая подготовка фигуристов вселяет в нас уверенность в их (победу – победе ) .

    Напрасны были попытки (тормозить – препятствовать ) развитию цифрового вещания .

    К концу года каждое предприятие должно отчитаться (о – в ) проделанной работе .

    Астрономы с большим интересом наблюдали (за солнечным затмением – солнечное затмение ) .

    Мальчик бросил (камень – камнем ) в воду .

    (Чем я обязан такому лестному отзыву - чему я обязан таким лестным отзывом ) о моей работе ?

    Следует своевременно обеспечить (школам необходимое количество школы необходимым количеством ) компьютеров .

    Успокойтесь, выпейте (воду – воды ) .

    В американских кинофильмах нередко показывается, как молодежь безуспешно ищет (работы – работу ) .

    (В целях дальнейшего улучшения качества обучения – чтобы улучшить обучение ) высшие учебные заведения оборудовали компьютерной техникой .

    Проверка (деканатом – деканата ) работы студентов первого курса выявила ряд недостатков .

    Наш преподаватель организовал и руководит кружком любителей вышивки и вязания .

Х. Предложения с однородными членами

Упражнение 18. Укажите, правильно ли построены приводимые ниже предложения.

    Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины .

    Укажем место Пушкина в истории русской и мировой литературы, его роль в создании русского языка, особенности онегинской строфы .

    Чувство героя должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы героини .

    Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта .

    Организована производственная практика студентов на заводах, в Сбербанке и конструкторском бюро .

    Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах .

    Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: 1) ликвидация академической задолженности; 2) поднять дисциплину в группе; 3) соблюдать порядок и чистоту в общежитии .

    Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение .

    Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники средней школы, а также учащиеся девятых классов .

    В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Великобритания, Россия и др. .

    Работа ведется в соответствии и на основе утвержденного плана .

ХI. Причастные обороты

Упражнение 19. Укажите, правильно ли построены приводимые ниже предложения.

    Роман вскрывает противоречия, господствующие в государстве до перестройки .

    Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений .

    Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию .

    В ближайшее время будет показана новая программа, создающаяся силами членов студенческого актива .

    Наша регулярно выпускающаяся газета сообщает интересные сведения о жизни студентов .

    Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью .

    Ученики, напишущие плохо домашнее сочинение, должны будут его переделать .

    Каждый студент, пожелавший бы участвовать в играх КВН, должен обратиться к организаторам .

    Прочитанная лекция для студентов о преимуществах нано-технологий вызвала большой интерес .

    Здесь противопоставлены: Буревестник, олицетворяющий пролетариат, стремящийся к революции и видящий в ней единственный выход, и глупый Пингвин, олицетворяющий

мещанина-обывателя, прячущийся от грома, боящийся надвигающейся,

хотя и не угрожающей ему бури – революции, беспокоящийся только о своей безопасности .

    Ученик держал в руке орфографический словарь, служивший ему как справочник и которым он пользовался в случае затруднений .

    Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова .

Упражнение 20. Замените придаточные определительные предложения причастными оборотами; если этого нельзя сделать, укажите причину невозможности замены.

    Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы .

    В крайнем доме, которым кончается деревня, горел еще свет .

    Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем и покрыта пылью .

    Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики .

    Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня .

    Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь .

    Илья входил во двор с важным видом человека, который хорошо поработал .

ХII. Деепричастные обороты

Упражнение 21. Укажите, правильно ли построены приводимые ниже предложения.

    В соревнованиях на первенство мира по шахматам молодой мастер Каспаров, встречаясь с гроссмейстером Карповым, одержал победу .

    Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы .

    Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента .

    От науки требуются такие советы, применив которые получалась бы польза в практической работе .

    Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно .

    Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду .

    Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко .

    Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами .

    Он ушел, выполнив домашнее задание и когда закончил свои личные дела .

    Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал .

Упражнение 22. Замените придаточные определительные предложения деепричастными оборотами и наоборот; если этого нельзя сделать, укажите причину невозможности замены.

1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях.

2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело .

3. Евгений Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди других гостей .

4. После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель собрал тетради .

5. Старик перевозчик дремал, наклонясь над веслами .

6. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла .

7. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили люди .

8. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол.

ХIII. Сложное предложение

Упражнение 23. Укажите, правильно ли построены приводимые ниже предложения.

    Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике .

    Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя .

    Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе .

    Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу .

    Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся .

    Волчица осторожно пробиралась по дороге, ведущей к хлеву и которая была ей уже знакома .

    Мы посетили выставку, на которую нам посоветовали сходить и посвященную творчеству Пушкина .

    На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит прохожий, которого отправили в больницу .

    В группе обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты .

    Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех .

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1.Иноязычные по происхождению несклоняемые слова, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду: летнее пальто, широкое шоссе . Исключение : кофе (мужского рода).

2.В литературном языке употребляется форма туфля (женского рода). Форма туфель (мужского рода) присуща профессиональному употреблению.

3.В современном языке употребляется форма зал (мужского рода) в значении «помещение для многолюдных собраний или для специальных целей». Форма зала (женского рода) является устарелой и имеет значение «просторная парадная комната в частном доме для приема гостей».

4.Слово табель в современном языке относится к мужскому роду. Только в выражении «Петровская табель о рангах» сохраняется прежняя форма женского рода.

5.Слово толь мужского рода. К мужскому роду относятся также слова (приводятся те, в грамматическом роде которых наблюдаются колебания): ботинок, валенок, выхухоль, георгин, довесок, желатин, занавес, канделябр, картофель, комментарий, корректив, мирт, погон, привесок, рельс, рояль, санаторий, фильм, эполет .

6.В литературном языке употребляется слово повидло (среднего рода). К среднему роду относятся также слова (приводятся те, которые иногда употребляются в другом роде с нарушением литературной нормы): ведерко, контральто, монисто, мочало, чучело, щупальце.

7.В современном языке употребляется форма просека (женского рода). К женскому роду относятся также слова (приводятся те, которые употребляются и в мужском роде, как форме устарелой, диалектной, профессиональной и т.д.): бакенбарда, бандероль, вуаль, катаракта (болезнь глаз), коленка, конопля, манжета, мозоль, плацкарта, расценка, чинара.

8.Некоторые существительные неодушевленные мужского рода второго склонения употребляются в предложном падеже единственного числа с одним из двух окончаний: (обычно без ударения) и –у (только под ударением). Окончание –у(-ю) употребляется, если перед существительным стоит предлог в или на , причем существительное имеет обстоятельственное значение (указывает на время, место, образ действия, состояние). Ср.: в саду – о саде, на берегу – о береге, на своем веку, на ходу, в цвету . То же при указании на вещество или массу (пряники на меду, весь в снегу ), при обозначении собрания людей (в полку, в строю ). В объектном значении (дополнение) употребляются формы на –е . Ср.: деревья в вишневом саду – в «Вишневом саде» А.П.Чехова; находиться в лесу – в «Лесе» А.Н.Островского.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...