Андрей дементьев год рождения. Дементьев андрей


Родился 16 июля 1928 года в Твери. Отец – Дементьев Дмитрий Никитович (1901 г. родж.). Мать – Орлова Мария Григорьевна (1908 г. рожд.). Супруга – Пугач Анна Давыдовна (1957 г. рожд.). Дети: Демченко Марина Андреевна (1954 г. рожд.), Дементьева Наталия Андреевна (1960 г. рожд.), Дементьев Дмитрий Андреевич (1969 г. рожд.).

Многие годы жизни поэта связаны с Тверской землей и городом Тверь (ранее Калинин). Здесь он родился, окончил среднюю школу, учился в Калининском педагогическом институте. После завершения литературного образования в Москве, в Литературном институте имени А.М. Горького (1949–1952), Андрей Дементьев вернулся в родной город, работал в редакциях областных газет «Калининская правда» (1953–1955), «Смена» (1955–1958), затем на радио, был главным редактором областного книжного издательства (1958–1961). Первая поэтическая публикация Андрея Дементьева состоялась в декабре 1948 года в калининском альманахе «Родной край» и в областной газете. Здесь он стал первым лауреатом премии имени Лизы Чайкиной. Любовь к родному краю передана во многих произведениях поэта, таких как известные на всю страну песни «Отчий дом», «А я без Волги просто не могу», «Алёнушка».

Среди многочисленных книг стихов А.Д. Дементьева – «Родное» (1958), «Солнце в доме: Избранное» (1985), «Азарт» (1985), «Стихотворения» (1988), «Аварийное время любви» (1996) и др. Андрей Дмитриевич является автором более 40 поэтических сборников. По читательской популярности его поэзия занимает первое место среди 20 лучших книг по данным российских книжных магазинов. За минувшие три года книги А.Д. Дементьева «Лирика», «Нет женщин нелюбимых», «Виражи времени», «Избранное», «Я живу открыто», «У судьбы моей на краю» выдержали 40 изданий, общий тираж которых превысил 300 тысяч экземпляров. Стихи поэта переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, португальский, венгерский, болгарский, румынский, хинди и другие языки. Книги А.Д. Дементьева вышли в Азербайджане, Узбекистане, Грузии, Болгарии и других странах.

На стихи Андрея Дементьева написано более 100 песен. Такие песни как «Лебединая верность», «Отчий дом», «Алёнушка», «Яблоки на снегу», «Баллада о матери», «Каскадеры», «Натали», «Признание» вошли в классику современной российской эстрады. Все эти песни начиная с 1974 года неизменно становились лауреатами телевизионных конкурсов в России и за рубежом. Соавторами А.Д. Дементьева являются известные композиторы – Р. Паулс, А. Бабаджанян, Е. Мартынов, Е. Дога, Н. Богословский, В. Мигуля, П. Аедоницкий, А. Хоралов, А. Ковалевский.

Двадцать один год своей жизни Андрей Дементьев отдал журналу «Юность» (1972–1993). С 1972 по 1981 год он был первым заместителем главного редактора, а в течение последующих 12 лет – главным редактором этого популярного литературно-художественного издания, тираж которого при нем достиг небывалого размера – 3 млн. 300 тыс. экземпляров. Благодаря Андрею Дмитриевичу журнал открыл немало талантливых писателей, печатал романы, повести, стихи современных мастеров литературы – В. Аксенова, А. Арканова, В. Астафьева, Б. Ахмадулиной, Б. Васильева, Ю. Друниной, А. Вознесенского, В. Войновича, Е. Евтушенко, В. Максимова, В. Некрасова, Б. Окуджавы, Л. Филатова и др.

Многие годы Андрей Дементьев тесно связан с телевидением. С конца 1980-х годов он был ведущим передач «Добрый вечер, Москва», «Клуб молодоженов», «Браво», «Семейный канал», «Воскресные встречи».

С 1997 по 2001 год работал в Израиле в качестве шефа бюро Российского телевидения на Ближнем Востоке. За это время вместе с коллегами он создал три телевизионных фильма, посвященных Израилю, Святой земле.

Андрей Дмитриевич принимает активное участие в популярных телевизионных программах, ведет на ТВЦ вместе с журналисткой Кирой Прошутинской ток-шоу «Народ хочет знать». С марта 2001 года А.Д. Дементьев – политический обозреватель «Радио России», ведущий еженедельной авторской программы «Виражи времени», которая по праву считается одной из самых рейтинговых передач радиостанции. В ней поэт говорит со своими современниками и друзьями обо всем, что происходит в их жизни и в стране. В 2005 году за эту программу А.Д. Дементьев удостоен «Гран-при» Всероссийского фестиваля «Вдохновение». Своеобразие и успех «Виражей времени» обусловлены тем, что это не монолог героев, а разговор собеседников на равных. За три года в гостях у А.Д. Дементьева побывали: Иосиф Кобзон , Илья Глазунов , Вера Васильева , Леонид Рошаль , Майя Плисецкая , министр культуры Александр Соколов , Николай Басков , Александр Градский , Андрей Вознесенский , Зураб Церетели , Михаил Горбачев , Игорь Крутой , Александр Шилов , Родион Щедрин , Евгений Евтушенко , Оскар Фельцман , Николай Сличенко , депутаты Государственной Думы Геннадий Селезнев , Владимир Рыжков , Владимир Жириновский , председатель Счетной Палаты РФ Сергей Степашин и многие другие.

Интерес к творчеству поэта, к его общественной и журналистской деятельности не ослабевает. Об этом говорят тысячи писем, которые приходят к Дементьеву от его читателей, радиослушателей и телезрителей. Его новые стихи и еженедельные передачи на радио и телевидении – яркое тому свидетельство.

Несколько лет А.Д. Дементьев был председателем Государственной экзаменационной комиссии в Литературном институте. Принимал участие во всех крупных поэтических семинарах, а во Всесоюзном совещании молодых писателей – в качестве руководителя. С 1981 по 1991год А.Д. Дементьев – секретарь Правления Союза писателей СССР. В настоящее время – сопредседатель Содружества Союзов писателей, председатель общественно-редакционного Совета «Литературной газеты».

Более 40 лет А.Д. Дементьев принимает активное участие в работе общественных организаций Москвы и России, деятельность которых посвящена миротворчеству и благотворительности, укреплению дружбы и сотрудничества между народами, достижению согласия в обществе, воспитанию уважения к отечественной истории. Он стоял у истоков создания Советского фонда мира. В 1990 году А.Д. Дементьев был избран заместителем председателя Правления Российского фонда мира, ныне преобразованного в Международный общественный фонд «Российский фонд мира». При непосредственном участии Андрея Дмитриевича в Москве проводятся международные олимпиады зарубежных школьников, изучающих русский язык, в каждой из которых участвуют сотни учащихся из десятков стран мира.

А.Д. Дементьев принимает участие в реализации благотворительных программ Российского фонда мира. Им проведен целый ряд благотворительных творческих вечеров и концертов для детей-сирот, ветеранов войн и малообеспеченных граждан, как в России (Москва, Московская область, Петербург, Тверь, Пенза, Псков, Северный Кавказ), так и для соотечественников за рубежом (США, Франция, Германия, Сербия, Хорватия, Чехия, Израиль).

Андрей Дементьев удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств РФ». За книгу лирики «Азарт» в 1985 году ему присуждена Государственная премия СССР. Еще ранее, в 1981 году, за избранные произведения поэт получил премию Ленинского комсомола.

Поездки, встречи с читателями, работа по консолидации здоровых сил общества, возвращение к культурным традициям отечественной словесности стали неотъемлемой частью деятельности А.Д. Дементьева. За большой вклад в пропаганду творчества М.Ю. Лермонтова и за новую книгу стихов «У судьбы моей на краю» поэт удостоен Всероссийской литературной премии имени М.Ю. Лермонтова за 2003 год. В 2005 году ему присуждена литературная премия имени Александра Невского «России верные сыны».

А.Д. Дементьев награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998), Ленина (1988), Октябрьской Революции (1984), Трудового Красного Знамени (1984), «Знак Почета» (1970), серебряной медалью ВДНХ СССР, почетным знаком губернатора Тверской области «Крест святого Михаила Тверского». Андрей Дементьев – почетный гражданин города Твери.

За активное участие в миротворческой и благотворительной деятельности А.Д. Дементьеву в 1998 году вручен Памятный знак Российского фонда мира «Символ мира». В 2002 году он награжден высшей наградой Российского фонда мира – Золотой медалью.

Андрей Дмитриевич любит чтение, классические музыку и песни, исторические фильмы. Увлекается футболом, плаванием, гимнастикой.

Российский поэт Андрей Дементьев.

Андрей Дмитриевич Дементьев родился 16 июля 1928 года в Твери в семье агронома. Отец - Дмитрий Никитович Дементьев (1901-1992), мать - Мария Григорьевна Орлова (1908-1998).

В школьные годы посещал занятия в литературном кружке, начал писать стихи.

В 1948 году поступил на историко-филологический факультет Калининского государственного педагогического института (ныне - Тверской государственный университет). В 1948 году в калининской газете "Пролетарская правда" и альманахе "Родной край" было опубликовано его первое стихотворение - "Студенту".

В 1949 году по совету поэта Сергея Наровчатова перешел в Литературный институт им. А. М. Горького (Москва), где занимался на семинарах Михаила Луконина и Евгения Долматовского. Окончил столичный вуз в 1952 году. Вернувшись в Калинин, занялся журналистской деятельностью. С 1953 года был сотрудником газеты "Калининская правда", в 1955-1958 годах являлся завотделом комсомольской жизни калининской газеты "Смена". В 1959 году был принят в Союз писателей СССР.

В период с 1967 по 1972 год работал инструктором, заместителем заведующего отделом агитации и пропаганды ЦК ВЛКСМ. Некоторое время возглавлял отдел поэзии в издательстве "Молодая гвардия".

В 1972-1981 годах - первый заместитель главного редактора литературно-художественного журнала "Юность". В 1981-1993 годах являлся главным редактором этого журнала. В эти годы в "Юности" публиковались произведения Василия Аксенова, Беллы Ахмадулиной, Бориса Васильева, Владимира Войновича, Евгения Евтушенко и других известных авторов.

В 1983-1991 годах являлся членом комитета по Ленинским и Государственным премиям. Дважды избирался депутатом Моссовета.

С 1985 года был первым заместителем председателя Советского комитета защиты мира (с 1990 года - Российский фонд мира).

С конца 1980-х годов вел телепередачу "Добрый вечер, Москва!" на Московском телевидении. В 1995-1997 годах был автором и ведущим телепрограмм "Семейного канала".

В октябре 1990 года подписал Римское обращение группы советских, а также эмигрантских русскоязычных литераторов с призывом предоставить "реальное право на самоопределение путем референдума или решения свободно избранного парламента" для всех народов, живущих в СССР. Среди авторов обращения были также Чингиз Айтматов, Виктор Астафьев, Иосиф Бродский, Василь Быков, Дмитрий Лихачев и др.

17 декабря 1995 года баллотировался в Госдуму II созыва по Бежецкому одномандатному округу №172 (Тверская область) от блока Ивана Рыбкина. В Думу не прошел, набрав 4,27% голосов избирателей.

В 1997-2001 годах работал директором ближневосточного представительства телеканала РТР в Израиле.

С 2001 года являлся политическим обозревателем Радио России. В 2003-2006 годах был одним из ведущих телепрограммы "Народ хочет знать" (ТВЦ).

С 2008 года - член Общественной палаты РФ, входил в состав ее комиссий по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации, по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей и др.

Поэтическое и песенное творчество

Андрей Дементьев являлся одним из наиболее известных отечественных поэтов второй половины XX века. Выпустил сборники "Лирические стихи" (1955), "Родное" (1958), "Глазами любви" (1962), "Солнце в доме" (1964), "Наедине с совестью" (1965), "Боль и радость" (1973), "Рядом ты и любовь" (1976), "Рождение дня" (1978), "Азарт" (1983), "Снег в Иерусалиме" (1993) и др. В общей сложности опубликовано несколько десятков его поэтических книг, а также сборники избранных произведений разных лет. Автор поэм "Мужество" (1958), "Дорога в завтра" (1960), "Россия" (1964). Сочинения поэта были переведены на несколько иностранных языков.

Андрей Дементьев был широко известен как автор множества лирических и патриотических песен. К числу наиболее известных относятся: "А я без Волги просто не могу", "Отчий дом", "Прекрасное имя - Россия", "Яблоки на снегу", "Поздняя любовь", "Расскажи мне, мама", "Лебединая верность", "Аленушка", "Баллада о матери", "Мы навек любовью ранены" и др.

Звания, награды

Заслуженный деятель искусств РФ (2004).

Был награжден орденами "Знак Почета" (1970), Трудового Красного Знамени (1978), Октябрьской Революции (1984), Ленина (1988), "За заслуги перед Отечеством" III и IV степеней (2008, 1998), Почета (2013).

Был удостоен премии Ленинского комсомола (1981) и Государственной премии СССР (1985), отмечен Царскосельской художественной премией (2011) и премией Министерства обороны РФ в области культуры и искусства (2018). Почетный гражданин Твери (1999).

Был женат четвертым браком на Анне Пугач (род. 1957). От предыдущих браков имел дочь Марину (род. 1954), сына Дмитрия (1969-1996), также у него была приемная дочь - Наталия (род. 1960).

Andrey Dementiev Карьера: Поэт
Рождение: Россия» Тверская область» Тверь, 16.7.1928
За активное участие в миротворческой и благотворительной деятельности А.Д. Дементьеву в 1998 году вручен Памятный знак Российского фонда мира Символ мира. В 2002 году он награжден высшей наградой Российского фонда мира Золотой медалью.

Родился 16 июля 1928 года в Твери. Отец Дементьев Дмитрий Никитович (1901 г. родж.). Мать Орлова Мария Григорьевна (1908 г. рожд.). Супруга Пугач Анна Давыдовна (1957 г. рожд.). Дети: Демченко Марина Андреевна (1954 г. рожд.), Дементьева Наталия Андреевна (1960 г. рожд.), Дементьев Дмитрий Андреевич (1969 г. рожд.).

Многие годы жизни поэта связаны с Тверской землей и городом Тверь (раньше Калинин). Здесь он родился, окончил среднюю школу, учился в Калининском педагогическом институте. После завершения литературного образования в Москве, в Литературном институте имени А.М. Горького (19491952), Андрей Дементьев вернулся в близкий городок, работал в редакциях областных газет Калининская правда (19531955), Смена (19551958), после этого на радио, был главным редактором областного книжного издательства (19581961). Первая поэтическая публикация Андрея Дементьева состоялась в декабре 1948 года в калининском альманахе Родной край и в областной газете. Здесь он стал первым лауреатом премии имени Лизы Чайкиной. Любовь к родному краю передана во многих произведениях поэта, таких как известные на всю страну песни Отчий дом, А я без Волги легко не могу, Алёнушка.

Среди многочисленных книг стихов А.Д. Дементьева Родное (1958), Солнце в доме: Избранное (1985), Азарт (1985), Стихотворения (1988), Аварийное время любви (1996) и др. Андрей Дмитриевич является автором больше 40 поэтических сборников. По читательской популярности его поэзия занимает первое местоположение посреди 20 лучших книг по данным российских книжных магазинов. За минувшие три года книги А.Д. Дементьева Лирика, Нет женщин нелюбимых, Виражи времени, Избранное, Я живу открыто, У судьбы моей на краю выдержали 40 изданий, совместный тираж которых превысил 300 тысяч экземпляров. Стихи поэта переведены на британский, французский, германский, итальянский, испанский, португальский, венгерский, болгарский, румынский, хинди и другие языки. Книги А.Д. Дементьева вышли в Азербайджане, Узбекистане, Грузии, Болгарии и других странах.

На вирши Андрея Дементьева написано больше 100 песен. Такие песни как Лебединая верность, Отчий дом, Алёнушка, Яблоки на снегу, Баллада о матери, Каскадеры, Натали, Признание вошли в классику современной российской эстрады. Все эти песни начиная с 1974 года неизменно становились лауреатами телевизионных конкурсов в России и за рубежом. Соавторами А.Д. Дементьева являются известные композиторы Р. Паулс, А. Бабаджанян, Е. Мартынов, Е. Дога, Н. Богословский, В. Мигуля, П. Аедоницкий, А. Хоралов, А. Ковалевский.

Двадцать единственный год своей жизни Андрей Дементьев отдал журналу Юность (19721993). С 1972 по 1981 год он был первым заместителем главного редактора, а в течение последующих 12 лет главным редактором этого популярного литературно-художественного издания, тираж которого при нем добился небывалого размера 3 млн. 300 тыс. экземпляров. Благодаря Андрею Дмитриевичу журнал открыл полно талантливых писателей, печатал романы, повести, вирши современных мастеров литературы В. Аксенова, А. Арканова, В. Астафьева, Б. Ахмадулиной, Б. Васильева, Ю. Друниной, А. Вознесенского, В. Войновича, Е. Евтушенко, В. Максимова, В. Некрасова, Б. Окуджавы, Л. Филатова и др.

Многие годы Андрей Дементьев узко связан с телевидением. С конца 1980-х годов он был ведущим передач Добрый конец дня, Москва, Клуб молодоженов, Браво, Семейный канал, Воскресные встречи.

С 1997 по 2001 год работал в Израиле в качестве шефа бюро Российского телевидения на Ближнем Востоке. За это время вкупе с коллегами он создал три телевизионных фильма, посвященных Израилю, Святой земле.

Андрей Дмитриевич принимает активное участие в популярных телевизионных программах, ведет на ТВЦ сообща с журналисткой Кирой Прошутинской ток-шоу Народ хочет знать. С марта 2001 года А.Д. Дементьев политический обозреватель Радио России, ведущий еженедельной авторской программы Виражи времени, которая по праву считается одной из самых рейтинговых передач радиостанции. В ней стихотворец говорит со своими современниками и друзьями обо всем, что происходит в их жизни и в стране. В 2005 году за эту программу А.Д. Дементьев удостоен Гран-при Всероссийского фестиваля Вдохновение. Своеобразие и счастливый момент Виражей времени обусловлены тем, что это не монолог героев, а разговорчик собеседников на равных. За три года в гостях у А.Д. Дементьева побывали: Иосиф Кобзон, Илья Глазунов, Вера Васильева, Леонид Рошаль, Майя Плисецкая, министр культуры Александр Соколов, Николай Басков, Александр Градский, Андрей Вознесенский, Зураб Церетели, Михаил Горбачев, Игорь Крутой, Александр Шилов, Родион Щедрин, Евгений Евтушенко, Оскар Фельцман, Николай Сличенко, депутаты Государственной Думы Геннадий Селезнев, Владимир Рыжков, Владимир Жириновский, председатель Счетной Палаты РФ Сергей Степашин и многие другие.

Интерес к творчеству поэта, к его общественной и журналистской деятельности не ослабевает. Об этом говорят тысячи писем, которые приходят к Дементьеву от его читателей, радиослушателей и телезрителей. Его новые вирши и еженедельные передачи на радио и телевидении яркое тому подтверждение.

Несколько лет А.Д. Дементьев был председателем Государственной экзаменационной комиссии в Литературном институте. Принимал участие во всех крупных поэтических семинарах, а во Всесоюзном совещании молодых писателей в качестве руководителя. С 1981 по 1991год А.Д. Дементьев секретарь Правления Союза писателей СССР. В настоящее время сопредседатель Содружества Союзов писателей, председатель общественно-редакционного Совета Литературной газеты.

Более 40 лет А.Д. Дементьев принимает активное участие в работе общественных организаций Москвы и России, дело которых посвящена миротворчеству и благотворительности, укреплению дружбы и сотрудничества между народами, достижению согласия в обществе, воспитанию уважения к отечественной истории. Он стоял у истоков создания Советского фонда мира. В 1990 году А.Д. Дементьев был избран заместителем председателя Правления Российского фонда мира, теперь преобразованного в Международный социальный фонд Российский фонд мира. При непосредственном участии Андрея Дмитриевича в Москве проводятся международные олимпиады зарубежных школьников, изучающих российский язык, в каждой из которых участвуют сотни учащихся из десятков стран мира.

А.Д. Дементьев принимает участие в реализации благотворительных программ Российского фонда мира. Им проведен весь строй благотворительных творческих вечеров и концертов для детей-сирот, ветеранов войн и малообеспеченных граждан, как в России (Москва, Московская область, Петербург, Тверь, Пенза, Псков, Северный Кавказ), так и для соотечественников за рубежом (США, Франция, Германия, Сербия, Хорватия, Чехия, Израиль).

Андрей Дементьев удостоен почетного звания Заслуженный участник искусств РФ. За книгу лирики Азарт в 1985 году ему присуждена Государственная премия СССР. Еще прежде, в 1981 году, за избранные произведения стихотворец получил премию Ленинского комсомола.

Поездки, встречи с читателями, служба по консолидации здоровых сил общества, возвращение к культурным традициям отечественной словесности стали неотъемлемой частью деятельности А.Д. Дементьева. За здоровый вклад в пропаганду творчества М.Ю. Лермонтова и за новую книгу стихов У судьбы моей на краю стихотворец удостоен Всероссийской литературной премии имени М.Ю. Лермонтова за 2003 год. В 2005 году ему присуждена литературная премия имени Александра Невского России верные сыны.

А.Д. Дементьев награжден орденами За заслуги перед Отечеством IV степени (1998), Ленина (1988), Октябрьской Революции (1984), Трудового Красного Знамени (1984), Знак Почета (1970), серебряной медалью ВДНХ СССР, почетным знаком главу администрации области Тверской области Крест святого Михаила Тверского. Андрей Дементьев почетный гражданин города Твери.

За активное участие в миротворческой и благотворительной деятельности А.Д. Дементьеву в 1998 году вручен Памятный знак Российского фонда мира Символ мира. В 2002 году он награжден высшей наградой Российского фонда мира Золотой медалью.

Андрей Дмитриевич любит читка, классические музыку и песни, исторические фильмы. Увлекается футболом, плаванием, гимнастикой.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Андрей Кайсаров Andrey Kajsarov

Воспитанник Московского благородного пансиона, недолго состоял в военной службе, потом учился в Геттингене, объездил славянские земли и Англию,..

Андрей Поляков Andrey Polyakov

В столице Черноземья побывал известный писатель и публицист Юрий Поляков. После встреч с воронежскими библиофилами писатель еще раз утвердился в..

Андрей Пумпур Andrey Pumpurs

Андрей Пумпур - известный латышский поэт. Родился 22 сентября 1841 года.Андрей Пумпур являеся автором эпоса Лачплесис, классического произведения..

Андрей Белянин Andrey Belyanin

В 1994 году был принят в Союз писателей России. К тому времени уже были выпущены три сборника стихов и сказки Рыжий и Полосатый, Орден Фарфоровых..

"Служебный роман" по Андрею Дементьеву

Они долго шли по Парижу, не было денег на такси… Иногда Любовь начинается и так…

Эксклюзивное интервью с Анной Пугач, женой поэта Андрея Дементьева

Лина ГОРОДЕЦКАЯ

+++++++++++++++++++++++++++

А эту зиму звали Анна

Она была прекрасней всех…

Д. Самойлов

И были зимы, и были весны… И опадала постаревшая листва, и вновь зеленел летний мир… В независимости от дождливых или солнечных дней эти сезоны для Андрея Дементьева зовутся «Анной». Ибо все времена года поэт может назвать именем своей жены. Они вместе уже двадцать лет, и, не считая себя Музой, Анна Пугач, несомненно, таковой является для супруга. Будучи самодостаточным журналистом, политическим обозревателем российского телевидения, она в первую очередь - любимая женщина, которой посвящаются поэтические строки:

Пою хвалу терпению мужскому.

Еврейским женам почесть воздаю.

Одна из них не просто мне знакома,

Она судьбу возвысила мою.

Поэта Андрея Дементьева не нужно представлять читателю. В конце девяностых Андрей Дмитриевич был директором ближневосточного представительства РТР в Израиле и годы работы сблизили его с нашей страной, подарившей ему рождение многих ярких стихотворений. А с Анной Пугач я познакомилась во время творческого вечера Андрея Дмитриевича, состоявшегося в Кармиэле и посвященного восьмидесятипятилетию поэта. Наш короткий разговор в антракте перешел в интересную и долгую беседу о любви, о карьере, о времени…Голубоглазая, светловолосая Анна оказалась контактным и динамичным собеседником, и так родилось это интервью, которое сегодня я хочу представить читателям:

- Анна, а как вы стали женой поэта?

- До того как я стала женой поэта, мы проработали много лет вместе в редколлегии журнала «Юность». А вообще все началось в 1975 году… Тогда я оставила подмосковный городок Коломна и отправилась в столицу поступать в МГУ на факультет журналистики. Помню, как родители провожали меня на вокзале, папа был мною чем-то не доволен, а мама ему сказала: "Перестань ворчать. Может быть, ребенок навсегда уезжает" Так и получилось… Конкурс на факультет был огромный, и приоритеты отдавались абитуриентам, которые уже работали в этой области. Я отправилась искать счастья в разные периодические издания и совершенно случайно оказалась около здания, где располагалась редакция «Юности». Был обеденный перерыв, в редакции находился только ответственный секретарь. Он и предложил мне временно поработать учётчицей писем вместо девушки, которая вышла замуж и взяла отпуск. Это был мой счастливый билет… А когда я была уже студенткой и это место освободилось, мне предложили войти в штат редакции. Я перевелась на вечерний факультет и стала полноправной сотрудницей «Юности».

- И вы познакомились с будущим мужем…

- Нет, это было не совсем так. Мы абсолютно не пересекались по работе. Что общего может быть между учетчицей писем и заместителем главного редактора одного из самых популярных журналов в стране? Первые полгода я его даже не видела, слышала о нем много от сотрудников и очень хотела увидеть. А получилось, что впервые увидела в телевизионной передаче «Песня Года». Евгений Мартынов исполнял «Лебединую песню», а потом на сцену поднялись авторы. Андрей Дементьев был такой импозантный, холеный… и мне не понравился.

- И все же работая вместе, на каком-то этапе пришлось познакомиться…

- Конечно. Со временем я стала литературным сотрудником отдела писем, затем заведующей отделом критики, мои публицистические статьи печатались в «Юности»… А Андрей Дмитриевич жил своей жизнью. Он был очень популярен. Но мы общались по работе. В те времена было принято, что спорные произведения перед решением об их публикации читались всеми членами редколлегии. И мнения наши часто совпадали.

- А где же романтика?

- Романтика… Она возникла спустя много лет. Мы как-то долго шли по Парижу. Не было денег на такси…

- Париж, действительно место для романтики…

- Мы находились там в командировке и всю ночь шли по городу и разговаривали. У нас было несколько рабочих поездок в Париж. В составе делегации мы ездили на празднование столетия Эйфелевой башни. Затем встречались в Париже с Владимиром Максимовым, известным диссидентом, главным редактором журнала «Континент», и Галиной Вишневской. К тому времени ее книга «Галина» вышла на многих языках,… кроме русского. Русскоязычный читатель впервые прочитал эту книгу благодаря Андрею Дмитриевичу, который содействовал ее публикации. Он написал предисловие к книге, которая вышла в издательстве «Новости» и через два месяца Галина Вишневская уже прилетела на презентацию. Общение с такими людьми, желание вернуть их творчество на Родину во многом сплотило нас.

А затем наступил год 1991. К этому времени Андрей Дементьев уже давно был главным редактором «Юности». Но времена требовали изменений. Андрей хотел вводить новых людей в штат редакции, ветераны журнала сопротивлялись. Все завершилось тем, что Андрей ушел из «Юности». А я - вместе с ним.

- В никуда?

- Да. Знаете, первое время - это была действительно пустота. Когда после стольких лет активной творческой жизни молчит телефон, кажется, что ты никому не нужен….Дальше мы работали вместе на телевидении. Затем пять лет в Израиле. А когда вернулись домой, нужно было вновь искать себя. Понадобилось лет семь, чтобы адаптироваться…Сейчас мы работаем в холдинге российского радио-телевещания.

- Андрею Дмитриевичу нужны определенные часы для творческой работы?

- Об одном нашем знакомом поэте говорят, что с восьми до десяти - он "на Пегасе". Но Андрей — не требовательный и не капризный человек. И пишется ему в любое время суток.

- Он любит с вами делиться новыми строками?

- Конечно. Иногда это бывает совершенно курьёзно. Когда я веду машину и сосредоточена на своих мыслях, он вдруг неожиданно начинает декламировать что-то новое и сразу хочет знать мое мнение

- А к критике как относится?

- Поначалу плохо. Возмущается, что я не вникла, не прочувствовала. А потом все-таки прислушивается. До творческих конфликтов не доходит.

- "Ничего не жалейте вдогонку. Если то, что случилось нельзя изменить…." Андрей Дмитриевич живет по принципу своих стихотворных строк?

- Однозначно, да. Он - оптимист по натуре. И это очень помогает ему по жизни.

- Вы чувствуете себя ангелом - хранителем своего мужа?

- Я никогда не задумываюсь об этом. В творческий процесс его я не вмешиваюсь. Но Андрей знает, что на всех его поэтических вечерах я рядом — за кулисами. И если он забыл строку, это не страшно, я помню ее наизусть.

- А домашний быт получается поддерживать? Готовить вы любите?

- Мы оба заняты, оба работаем. Если получается сварить кастрюлю борща, едим его всю неделю.

- Анна, как получилось, что вы стали политическим обозревателем во всероссийской государственной телерадиокомпании?

- Меня отточила жизнь в Израиле, где политические события опережают все остальные. А я, как оказалось, типичный информационщик, оттачивающий свое внимание к каждому нюансу. Андрей, например, как поэт воспринимает события в мире совершенно иначе, не уделяя внимания мелочам. Любопытно, мы оба гуманитарии, но у нас разные восприятия происходящего.

- Я уверена, что на вопрос, нравится ли вам Израиль, получу положительный ответ. А что вам не нравится в нашей стране?

- Нетерпимость. Голда Меир однажды сказала,что трудно быть премьер-министром в стране, где еще пять миллионов премьер-министров…Здесь все всегда все знают… Но поражает меня и Андрея до глубины души - родственность израильтян, готовых всегда прийти на помощь. Андрей недавно перенес операцию в больнице «Адасса». Его ни на минуту не оставляли без внимания, приходили и близкие и дальние знакомые.

- Андрей Дмитриевич родился в Твери. Вы часто бываете на его родине?

- Конечно, бываем. Очень красивый город, любимый Пушкиным. Там, кстати, родился и Борис Полевой, бывший редактор "Юности". Этим летом в центре Твери открылся Дом Поэзии. Там будут проводиться поэтические вечера, семинары, презентации книг, планируется открыть маленькое кафе. Все для того, чтобы творческие люди смогли чувствовать себя комфортно. И, знаете, этот Дом расположен совсем недалеко от улицы, где вырос Андрей.

- Дом его родителей сохранился?

- Нет….Но Андрей часто вспоминает годы, которые прожил там…Его отрочество пришлось на Великую Отечественную, а в первые дни войны отца, который работал агрономом, арестовали по доносу. Всю жизнь Андрей помнит, как забрали отца. В последнюю минуту он посмотрел на сына и сказал: «Это ошибка». Его действительно реабилитировали, но гораздо позже. Андрей рассказывал, каково было ему знать, что отцы друзей на фронте, а его - заключенный.

- Анна, вернемся к женским вопросам…А что вы цените в первую очередь в своем муже?

- Благородство, джентльменство. Всегда приятно, когда рядом мужчина, который умеет ценить женщину. И еще широту души, во всем. Я помню, что во времена, когда редактором «Юности» был Борис Полевой, на все праздники устраивались обильные застолья. И собирались деньги, по рублю. А если не хватало, шли к Дементьеву, который, не раздумывая моментально добавлял, сколько было нужно. Когда Андрей стал редактором, застолья сохранились, но уже без выпивки. Это не в его вкусе.

- А какой главный недостаток у вашего мужа?

- Вспыльчивость. Если он чем-то не доволен, то «заводится с полуоборота». Но, слава богу, Андрей — отходчивый человек. Поэтому нам удается избегать конфликтов.

- Таланты всегда имеют своих поклонников… Как Андрей Дмитриевич справляется с этим?

- Вы знаете, он по-настоящему любимый многими поэт. Это и приятно и сложно. Ибо почта завалена письмами, телефон не прекращает звонить. Его приглашают на мероприятия в разные города, просят прорецензировать свои стихи. Иногда мне просто приходится объяснять человеку, которому Андрей однажды ответил, что он не может быть его личным рецензентом до конца дней. Сегодня позвонили из редакции московского радио, где Андрей отвечает на письма радиослушателей и сказали, что конвертами завалены две комнаты.

- Но все-таки это приятная ответственность - открывать новые имена в российской поэзии.

- Конечно. В этом присутствует радость открытия. Недавно одна, как Андрей думал, юная женщина прислала стихи, которые Андрею понравились свежестью молодости. А оказалось, что ей уже пятьдесят. И это ее первый поэтический сборник. Андрей написал к нему предисловие и дал поэтессе свою рекомендацию в Союз Писателей. Вообще же, его мечта - издавать российский журнал «Дом поэзии». Я надеюсь, что она сбудется, и журнал этот станет трамплином для многих талантливых поэтов.

- По журналу «Юность» вы не скучаете?

- Было жаль покидать журнал, где проработали вместе столько лет. Но теперь… там другие люди. У нас нет никаких контактов с ними.

- А налаживать быт вместе было тяжело?

- Андрей ушел из квартиры в элитном писательском доме в Безбожном переулке, оставив все жене.

И мы начинали жизнь в моей маленькой квартире. Все сначала…А когда мы вернулись из Израиля, то смогли купить трехкомнатную квартиру. И его кабинет - моя большая гордость. Потому что в прошлой квартире он практически не имел личного пространства. В его кабинете стоял телевизор, и собиралась вся большая семья. А тут мы купили письменный стол, и книжные шкафы, и все это так элегантно вписывается в интерьер кабинета. Я вообще думала, что наша квартира на самом высоком уровне. Мы так старались, столько вложили сил и средств…. А когда зашла к соседям, бывшим нефтяникам из Воркуты, то поняла, что нет предела совершенству. Новая Россия…

- Вы заговорили о прошлой семье Андрея Дмитриевича. Он общается со своими детьми?

- Конечно. Андрею пришлось пережить огромное горе - потерять сына…Дмитрий был совсем молодым, когда ушел из жизни… Затем — невестка…Остался внук. Полный тезка Андрей Дмитриевич Дементьев. Красавец, почти два метра роста…Он дружен с дедом. Андрей младший нашел себя в кинематографе, сыграл несколько главных ролей… Сейчас участвует в совместном российско-американском проекте. На празднование восьмидесятипятилетия Андрея в Тверь приехали и внуки, и дочери Андрея - Марина и Наташа.

- Анна, Вас сегодня просили выйти на сцену, но вы отказались, хотя именно вам уже многие годы Андрей Дементьев посвящает все лирические стихи. Вас никогда не тянет прикоснуться к славе мужа?

- Я была амбициозна в молодости. Я рвалась в Москву, поступила в МГУ, мечтала окончить аспирантуру, радовалась, когда получала заграничные командировки. гордилась продвижением своей карьеры… И знаете, удивительно, но все мои амбиции закончились, когда я вышла замуж за Андрея. То есть, они теперь касаются его творчества. Мне просто стало интересней помогать ему.

- А Андрею Дмитриевичу нынче пишется?

- Думаю, что даже больше, чем в молодые годы. Тогда ему приходилось в основном заниматься редакторской работой и стихи писать урывками. А сейчас каждый год - новая книга.

- Так как у нас получился разговор женский, то напоследок хотелось спросить, а что бы вы пожелали читательницам этой статьи?

- Облагораживать мужчин. Нам нужно им помогать и их создавать. Готовых своих мужчин не бывает… Думаю, что и я в чем-то изменила Андрея.

******

А свое интервью с Анной Пугач о жизни и любви, которая никогда не бывает поздней, я бы хотела завершить словами Андрея Дементьева: «Я продолжаю влюбляться в свою Аннушку. Она самый первый мой читатель. И самый строгий мой критик. В последнем сборнике есть стихотворение, которое начинается так: "Благодарю тебя за то, что ты со мной…" Это про нее…»

Лина Городецкая

Журналист, прозаик, переводчик. Фрилансер. Автор сборника рассказов «Русские корни».

Был редактором отдела поэзии издательства «Молодая Гвардия» , заместителем главного редактора (1972), а затем главным редактором журнала «Юность» (1981-1992). В октябре 1990 года подписал "Римское обращение".

В 1997 году был назначен на должность директора ближневосточного представительства РТР в Израиле . Отозван с этой должности в 2000 году после публикации в «Московском комсомольце» стихов, обличающих российских чиновников. В 2003-2006 годах был ведущим программы «Народ хочет знать» на канале ТВ-Центр , однако был уволен руководством канала без объяснения причин, скорее всего за публикацию книги острой публицистической поэзии «Новые стихи».

Ведёт авторскую программу «Виражи времени » на Радио России с июля 2001 года .

Издано более 50 книг стихов поэта, не считая многочисленных сборников избранных и лучших стихов разных лет.

Творчество

Дементьев - один из известнейших советских поэтов второй половины XX века. Диапазон его творчества - от новелл о Михаиле Калинине («Август из Ревеля», 1970) до текстов к широко известным лирическим песням советской эпохи: «Алёнушка», «Лебединая верность», «Отчий дом», «Баллада о матери» и другие в исполнении Евгения Мартынова .

В своем творчестве Дементьев утверждает идеалы романтики, гуманизма и сострадания. По словам самого Дементьева,

Стихи Дементьева отличает обострённое чувство патриотизма , неприятия отрицательных черт современности, горькая ирония , лиричность, оптимизм , наслаждение элементарными радостями жизни, любовь к природе, в ранних стихах - комсомольский задор.

Дементьев пишет традиционные, легко доступные, отличающиеся музыкальностью стихи, о которых, хотя они и не упоминаются в историях русской литературы, пишутся доброжелательные рецензии. <…> Его стихотворения сконцентрированы на одном вопросе или одной проблеме, которая рассматривается с разных точек зрения в строках, часто выстроенных по принципу параллелизма (анафоры и другие формы повторов). Мотивы лирики Дементьева связаны с природой; он рассматривает также этические вопросы и отношения между людьми, причем главное для него в человеке - душевные качества.

Книги А. Д. Дементьева «Лирика», «Нет женщин нелюбимых», «Виражи времени», «Избранное», «Я живу открыто», «У судьбы моей на краю» выдержали не менее 40 изданий, общий тираж которых превысил 300 тысяч экземпляров .

Андрей Дмитриевич принимает активное участие в популярных телевизионных программах, ведет на ТВЦ вместе с журналисткой Кирой Прошутинской ток-шоу «Народ хочет знать ». С марта 2001 года А. Д. Дементьев - политический обозреватель «Радио России », ведущий еженедельной авторской программы «Виражи времени », которая по праву считается одной из самых рейтинговых передач радиостанции. В ней поэт говорит со своими современниками и друзьями обо всем, что происходит в их жизни и в стране. В 2005 году за эту программу А. Д. Дементьев удостоен «Гран-при» Всероссийского фестиваля «Вдохновение».

Своеобразие и успех «Виражей времени » обусловлены тем, что это не монолог героев, а разговор собеседников на равных. За три года в гостях у А. Д. Дементьева побывали: Иосиф Кобзон , Илья Глазунов , Вера Васильева , Леонид Рошаль , Майя Плисецкая , Ризван Садырканов , министр культуры Александр Соколов , Николай Басков , Александр Градский , Андрей Вознесенский , Зураб Церетели , Михаил Горбачев , Игорь Крутой , Александр Шилов , Родион Щедрин , Евгений Евтушенко , Екатерина Шаврина , Юлиан , Оскар Фельцман , Николай Сличенко , депутаты Государственной Думы Геннадий Селезнев , Владимир Рыжков , Станислав Говорухин ,Владимир Жириновский , Светлана Горячева , председатель Счетной Палаты РФ Сергей Степашин , (Валентина Толкунова) и многие другие.

Интерес к творчеству поэта, к его общественной и журналистской деятельности не ослабевает. Об этом говорят тысячи писем, которые приходят к Дементьеву от его читателей, радиослушателей и телезрителей. Его новые стихи и еженедельные передачи на радио и телевидении - яркое тому свидетельство.

Общественно-политическая деятельность

Более 40 лет А. Д. Дементьев принимает активное участие в работе общественных организаций Москвы и России, деятельность которых посвящена миротворчеству и благотворительности, укреплению дружбы и сотрудничества между народами, достижению согласия в обществе, воспитанию уважения к отечественной истории. Он стоял у истоков создания Советского фонда мира. В 1990 году А. Д. Дементьев был избран заместителем председателя Правления Российского фонда мира , ныне преобразованного в Международный общественный фонд «Российский фонд мира». При непосредственном участии Андрея Дмитриевича в Москве проводятся международные олимпиады зарубежных школьников, изучающих русский язык, в каждой из которых участвуют сотни учащихся из десятков стран мира. А. Д. Дементьев принимает участие в реализации благотворительных программ Российского фонда мира. Им проведен целый ряд благотворительных творческих вечеров и концертов для детей-сирот, ветеранов войн и малообеспеченных граждан, как в России (Москва , Московская область , Петербург , Тверь , Пенза , Псков , Северный Кавказ), так и для соотечественников за рубежом (США , Франция , Германия , Сербия , Хорватия , Чехия , Израиль).

В октябре 1993 года подпись Дементьева появилась в письме сорока двух в поддержку силового разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета России. 30 сентября 2012 года в интервью на радио «Эхо Москвы» Дементьев отрицал своё подписание этого письма, а также его подписание Беллой Ахмадулиной и Булатом Окуджавой : «Я был на Северном Кавказе, в это время наши писатели, ну, невысокого класса писателей, которые руководили Союзом писателей, решили поддержать и начали собирать подписи под этим письмом. Позвонили мне домой, - не помню, кто у меня был дома в это время. Говорят - вот письмо, он его подпишет? - А кто его подписал? - Это в защиту демократии, - так сказали. Подписали Окуджава, Ахмадуллина. - Ну, если они подписали, Андрей подпишет. И они поставили мою подпись» .

Награды и премии

Государственные награды Российской Федерации и СССР

Награды субъектов Российской Федерации

  • Почётный гражданин города Твери

Общественные награды

  • Памятный знак Российского фонда мира «Символ мира» () - за активное участие в миротворческой и благотворительной деятельности
  • Золотая медаль «За миротворческую и благотворительную деятельность» (Российский фонд мира) ()

Премии

  • премия Ленинского комсомола () - за стихи последних лет
  • Государственная премия СССР () - за книгу лирики «Азарт»
  • Всероссийская литературная премия имени М. Ю. Лермонтова () - за большой вклад в пропаганду творчества М. Ю. Лермонтова
  • Литературная премия имени Александра Невского «России верные сыны» ()
  • Бунинская премия ()
  • Царскосельская художественная премия (18 октября ) - за долгое и преданное служение поэтической музе, яркую личность и открытую гражданственность в книгах последних лет
  • Премия «Золотой Дельвиг» () - «За выдающийся вклад в отечественную словесность и в связи с 85-летием со дня рождения»

Напишите отзыв о статье "Дементьев, Андрей Дмитриевич (поэт)"

Примечания

Литература

  • Акимов В. Исследование и исследователь. - Вопросы литературы, 1984, № 4
  • Баруздин С. Стихи Андрея Дементьева. - Москва, 1959, № 3
  • Вышеславский Л. Позывные добра. - Дружба народов, 1984, № 12
  • Дементьев А. Избранное. М., 1988
  • Дементьев А. Аварийное время любви: Стихи. Статьи. Песни. М., 1996
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .
  • Карцев В. Андрей Дементьев: «Скоро - домой…» // Тверская Жизнь. - 2000. - 3 ноября.
  • Я ваш друг. Я все равно в читателе воскресну (рец. на Дементьев А. У судьбы своей на краю. М., 2000) // Тверская Жизнь. - 2001. - 8 сент.
  • Кузьмин В. Андрей Дементьев: Тверь - вся моя суть // Тверская Жизнь. - 2001. - 18 сент.
  • Прийма А. Плоть от плоти эпохи своей… - Знамя, 1984, № 3

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дементьев, Андрей Дмитриевич (поэт)

Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову.
– Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него.
– Об одном тебя пг"ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться.
Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.
– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.
У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики.
– Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице.
Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему.
– Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову.
Переговоривши с старшим французским офицером, который вышел к нему из за дома с платком на шпаге и объявил, что они сдаются, Долохов слез с лошади и подошел к неподвижно, с раскинутыми руками, лежавшему Пете.
– Готов, – сказал он, нахмурившись, и пошел в ворота навстречу ехавшему к нему Денисову.
– Убит?! – вскрикнул Денисов, увидав еще издалека то знакомое ему, несомненно безжизненное положение, в котором лежало тело Пети.
– Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! – крикнул он Денисову.
Денисов не отвечал; он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети.
«Я привык что нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», – вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него.
В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.

О той партии пленных, в которой был Пьер, во время всего своего движения от Москвы, не было от французского начальства никакого нового распоряжения. Партия эта 22 го октября находилась уже не с теми войсками и обозами, с которыми она вышла из Москвы. Половина обоза с сухарями, который шел за ними первые переходы, была отбита казаками, другая половина уехала вперед; пеших кавалеристов, которые шли впереди, не было ни одного больше; они все исчезли. Артиллерия, которая первые переходы виднелась впереди, заменилась теперь огромным обозом маршала Жюно, конвоируемого вестфальцами. Сзади пленных ехал обоз кавалерийских вещей.
От Вязьмы французские войска, прежде шедшие тремя колоннами, шли теперь одной кучей. Те признаки беспорядка, которые заметил Пьер на первом привале из Москвы, теперь дошли до последней степени.
Дорога, по которой они шли, с обеих сторон была уложена мертвыми лошадьми; оборванные люди, отсталые от разных команд, беспрестанно переменяясь, то присоединялись, то опять отставали от шедшей колонны.
Несколько раз во время похода бывали фальшивые тревоги, и солдаты конвоя поднимали ружья, стреляли и бежали стремглав, давя друг друга, но потом опять собирались и бранили друг друга за напрасный страх.
Эти три сборища, шедшие вместе, – кавалерийское депо, депо пленных и обоз Жюно, – все еще составляли что то отдельное и цельное, хотя и то, и другое, и третье быстро таяло.
В депо, в котором было сто двадцать повозок сначала, теперь оставалось не больше шестидесяти; остальные были отбиты или брошены. Из обоза Жюно тоже было оставлено и отбито несколько повозок. Три повозки были разграблены набежавшими отсталыми солдатами из корпуса Даву. Из разговоров немцев Пьер слышал, что к этому обозу ставили караул больше, чем к пленным, и что один из их товарищей, солдат немец, был расстрелян по приказанию самого маршала за то, что у солдата нашли серебряную ложку, принадлежавшую маршалу.
Больше же всего из этих трех сборищ растаяло депо пленных. Из трехсот тридцати человек, вышедших из Москвы, теперь оставалось меньше ста. Пленные еще более, чем седла кавалерийского депо и чем обоз Жюно, тяготили конвоирующих солдат. Седла и ложки Жюно, они понимали, что могли для чего нибудь пригодиться, но для чего было голодным и холодным солдатам конвоя стоять на карауле и стеречь таких же холодных и голодных русских, которые мерли и отставали дорогой, которых было велено пристреливать, – это было не только непонятно, но и противно. И конвойные, как бы боясь в том горестном положении, в котором они сами находились, не отдаться бывшему в них чувству жалости к пленным и тем ухудшить свое положение, особенно мрачно и строго обращались с ними.
В Дорогобуже, в то время как, заперев пленных в конюшню, конвойные солдаты ушли грабить свои же магазины, несколько человек пленных солдат подкопались под стену и убежали, но были захвачены французами и расстреляны.
Прежний, введенный при выходе из Москвы, порядок, чтобы пленные офицеры шли отдельно от солдат, уже давно был уничтожен; все те, которые могли идти, шли вместе, и Пьер с третьего перехода уже соединился опять с Каратаевым и лиловой кривоногой собакой, которая избрала себе хозяином Каратаева.
С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него. Пьер не знал отчего, но, с тех пор как Каратаев стал слабеть, Пьер должен был делать усилие над собой, чтобы подойти к нему. И подходя к нему и слушая те тихие стоны, с которыми Каратаев обыкновенно на привалах ложился, и чувствуя усилившийся теперь запах, который издавал от себя Каратаев, Пьер отходил от него подальше и не думал о нем.
В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был бы несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками. Он узнал, что, когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене, он был не более свободен, чем теперь, когда его запирали на ночь в конюшню. Из всего того, что потом и он называл страданием, но которое он тогда почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие тело, приятно согревали.) Одно было тяжело в первое время – это ноги.
Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал невозможным ступить на них; но когда все поднялись, он пошел, прихрамывая, и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру страшнее еще было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом.
Теперь только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его превышает известную норму.
Он не видал и не слыхал, как пристреливали отсталых пленных, хотя более сотни из них уже погибли таким образом. Он не думал о Каратаеве, который слабел с каждым днем и, очевидно, скоро должен был подвергнуться той же участи. Еще менее Пьер думал о себе. Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления.

22 го числа, в полдень, Пьер шел в гору по грязной, скользкой дороге, глядя на свои ноги и на неровности пути. Изредка он взглядывал на знакомую толпу, окружающую его, и опять на свои ноги. И то и другое было одинаково свое и знакомое ему. Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги, изредка, в доказательство своей ловкости и довольства, поджимая заднюю лапу и прыгая на трех и потом опять на всех четырех бросаясь с лаем на вороньев, которые сидели на падали. Серый был веселее и глаже, чем в Москве. Со всех сторон лежало мясо различных животных – от человеческого до лошадиного, в различных степенях разложения; и волков не подпускали шедшие люди, так что Серый мог наедаться сколько угодно.
Дождик шел с утра, и казалось, что вот вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям.
Пьер шел, оглядываясь по сторонам, считая шаги по три, и загибал на пальцах. Обращаясь к дождю, он внутренне приговаривал: ну ка, ну ка, еще, еще наддай.
Ему казалось, что он ни о чем не думает; но далеко и глубоко где то что то важное и утешительное думала его душа. Это что то было тончайшее духовное извлечение из вчерашнего его разговора с Каратаевым.
Вчера, на ночном привале, озябнув у потухшего огня, Пьер встал и перешел к ближайшему, лучше горящему костру. У костра, к которому он подошел, сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью, и рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. Было уже за полночь. Это было то время, в которое Каратаев обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен. Подойдя к костру и услыхав слабый, болезненный голос Платона и увидав его ярко освещенное огнем жалкое лицо, Пьера что то неприятно кольнуло в сердце. Он испугался своей жалости к этому человеку и хотел уйти, но другого костра не было, и Пьер, стараясь не глядеть на Платона, подсел к костру.
– Что, как твое здоровье? – спросил он.
– Что здоровье? На болезнь плакаться – бог смерти не даст, – сказал Каратаев и тотчас же возвратился к начатому рассказу.
– …И вот, братец ты мой, – продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах, – вот, братец ты мой…
Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.
Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, – как следует по порядку, говорил Каратаев, – сослали в каторгу.
– И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у бога смерти просит. – Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку – хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.
Каратаев замолчал, радостно улыбаясь, глядя на огонь, и поправил поленья.
– Старичок и говорит: бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьми слезьми. Что же думаешь, соколик, – все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, – что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. – Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. – А его уж бог простил – помер. Так то, соколик, – закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой.
Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.

– A vos places! [По местам!] – вдруг закричал голос.
Между пленными и конвойными произошло радостное смятение и ожидание чего то счастливого и торжественного. Со всех сторон послышались крики команды, и с левой стороны, рысью объезжая пленных, показались кавалеристы, хорошо одетые, на хороших лошадях. На всех лицах было выражение напряженности, которая бывает у людей при близости высших властей. Пленные сбились в кучу, их столкнули с дороги; конвойные построились.
– L"Empereur! L"Empereur! Le marechal! Le duc! [Император! Император! Маршал! Герцог!] – и только что проехали сытые конвойные, как прогремела карета цугом, на серых лошадях. Пьер мельком увидал спокойное, красивое, толстое и белое лицо человека в треугольной шляпе. Это был один из маршалов. Взгляд маршала обратился на крупную, заметную фигуру Пьера, и в том выражении, с которым маршал этот нахмурился и отвернул лицо, Пьеру показалось сострадание и желание скрыть его.
Генерал, который вел депо, с красным испуганным лицом, погоняя свою худую лошадь, скакал за каретой. Несколько офицеров сошлось вместе, солдаты окружили их. У всех были взволнованно напряженные лица.
– Qu"est ce qu"il a dit? Qu"est ce qu"il a dit?.. [Что он сказал? Что? Что?..] – слышал Пьер.
Во время проезда маршала пленные сбились в кучу, и Пьер увидал Каратаева, которого он не видал еще в нынешнее утро. Каратаев в своей шинельке сидел, прислонившись к березе. В лице его, кроме выражения вчерашнего радостного умиления при рассказе о безвинном страдании купца, светилось еще выражение тихой торжественности.
Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми, круглыми глазами, подернутыми теперь слезою, и, видимо, подзывал его к себе, хотел сказать что то. Но Пьеру слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда, и поспешно отошел.
Когда пленные опять тронулись, Пьер оглянулся назад. Каратаев сидел на краю дороги, у березы; и два француза что то говорили над ним. Пьер не оглядывался больше. Он шел, прихрамывая, в гору.
Сзади, с того места, где сидел Каратаев, послышался выстрел. Пьер слышал явственно этот выстрел, но в то же мгновение, как он услыхал его, Пьер вспомнил, что он не кончил еще начатое перед проездом маршала вычисление о том, сколько переходов оставалось до Смоленска. И он стал считать. Два французские солдата, из которых один держал в руке снятое, дымящееся ружье, пробежали мимо Пьера. Они оба были бледны, и в выражении их лиц – один из них робко взглянул на Пьера – было что то похожее на то, что он видел в молодом солдате на казни. Пьер посмотрел на солдата и вспомнил о том, как этот солдат третьего дня сжег, высушивая на костре, свою рубаху и как смеялись над ним.
Собака завыла сзади, с того места, где сидел Каратаев. «Экая дура, о чем она воет?» – подумал Пьер.
Солдаты товарищи, шедшие рядом с Пьером, не оглядывались, так же как и он, на то место, с которого послышался выстрел и потом вой собаки; но строгое выражение лежало на всех лицах.

Депо, и пленные, и обоз маршала остановились в деревне Шамшеве. Все сбилось в кучу у костров. Пьер подошел к костру, поел жареного лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина.
Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске.
«Жизнь есть всё. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».
«Каратаев» – вспомнилось Пьеру.
И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», – сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
– Вот жизнь, – сказал старичок учитель.
«Как это просто и ясно, – подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде».
– В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. – Vous avez compris, mon enfant, [Понимаешь ты.] – сказал учитель.
– Vous avez compris, sacre nom, [Понимаешь ты, черт тебя дери.] – закричал голос, и Пьер проснулся.
Он приподнялся и сел. У костра, присев на корточках, сидел француз, только что оттолкнувший русского солдата, и жарил надетое на шомпол мясо. Жилистые, засученные, обросшие волосами, красные руки с короткими пальцами ловко поворачивали шомпол. Коричневое мрачное лицо с насупленными бровями ясно виднелось в свете угольев.
– Ca lui est bien egal, – проворчал он, быстро обращаясь к солдату, стоявшему за ним. – …brigand. Va! [Ему все равно… разбойник, право!]
И солдат, вертя шомпол, мрачно взглянул на Пьера. Пьер отвернулся, вглядываясь в тени. Один русский солдат пленный, тот, которого оттолкнул француз, сидел у костра и трепал по чем то рукой. Вглядевшись ближе, Пьер узнал лиловую собачонку, которая, виляя хвостом, сидела подле солдата.
– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...