Угловой пандус. Пандусы для инвалидов: нормы


Часть третья — практическая, примеры из жизни

Время от времени приходится иметь дело с уклонами вообще, и пандусов в частности. "Один к шести", "один к двенадцати", десять процентов, восемь процентов и т.п. Что это? Теоретически это мы разобрали ранее, но хотелось бы знать, как это выглядит в натуре, чтобы понимать как будет "работать" то, что начертишь. В чём разница для "пользователя"? О чём говорят цифры: полого это или круто, удобно или неудобно, и насколько одно отличается от другого?

Пандусы
В СНиПе 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" (п. 5.6) по поводу уклонов пандусов говорится:
Уклон пандусов на путях передвижения людей не должен превышать:
внутри здания, сооружения - 1:6; снаружи - 1:8; на путях передвижения инвалидов на креслах-колясках, в том числе в стационарах лечебных учреждений - от 1:10 до 1:12.

На фото ниже представлены пандусы внутри здания с указанными уклонами — 1:6 и 1:12. Сразу видно, что 1/6 круче, чем 1/12. Заметно круче.

Посмотрели, теперь опишем физические ощущения от ходьбы по данным пандусам, и начнём с малого уклона.


1/12
Он же 8% (i=0,08), он же 4,8°. Это максимально допустимый уклон пандуса для инвалидов, согласно
СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", раздел "Лестницы и пандусы"
п.3.29 Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %.

Стоит отметить, что там же, в разделе "Участки и территории" указана меньшая цифра:
3.3 Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5 %

То есть уклон вне зданий должен быть более пологим. Почему так? Условиями из пункта 3.29 вводятся ограничения в виде перепада высот (0,8 метра) и максимального уклона (8%). При данных условиях максимальная длинна горизонтальной проекции пандуса составит 9,6 метра. В п.3.3 таких ограничений нет, а значит длина может быть любой. Важно, что на удобство перемещения по наклонной плоскости влияет не только величина уклона, но и длинна наклонной поверхности. Поэтому, чем больше длина пандуса, тем меньше должен быть уклон. Даже крутой уклон, преодолеваемый за один шаг, может восприниматься легче, чем более пологий, но продолжительный. Дальнейшие примеры наглядно продемонстрируют, что такое 8% без ограничения длины. Мало не покажется.

Подъём
Переход от ровной поверхности к наклонной почти не заметен, но примерно на шестом шаге инерция горизонтального движения заканчивается, и начинает ощущаться лёгкий подъём.

Спуск
С первого шага отчётливо ощущается изменение характера поверхности (наклон плоскости). При каждом шаге чувствуется небольшой провал.

По ощущениям идти по нему не сложно, но шаг уже явно не такой как по ровной поверхности. Уже вполне отчётливо чувствуется уклон. Если он чувствуется для обычного пешехода, то думаю, что для человека на инвалидной коляске он ощутим очень даже. Подтверждением этого могут быть слова автора книги "Доступная среда глазами инвалида " Елены Геннадьевны Леонтьевой eleont :
Уклон поверхности до 5%, на мой взгляд, можно называть не пандусом, а просто изменением рельефа, выравниванием поверхности, пологим съездом, так как при таком уклоне инвалиду на коляске не требуется посторонняя помощь.
Уклон более 5% вызывает определенные трудности для инвалида на коляске, поэтому необходима установка поручней с двух сторон или помощь сопровождающего.

Архитекторы и проектировщики, имейте это в виду. Если есть возможность заложить в проект более пологий пандус - делайте обязательно. 1/16 (6%) - хорошо, 1/18 - замечательно, 1/20 (5%) - просто великолепно! Прислушайтесь к мнению людей в инвалидной коляске, и не дай нам Бог оказаться на их месте.


Интересно, что при уклоне 1/12 (8%) перепад высоты на один шаг (60 см) составляет 5 см. В нормах тоже фигурируют 5 см.
СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", п.5.9. В полу на путях движения не допускаются перепады высотой менее трех ступеней (при высоте ступеней не менее 0,12 м) и пороги выше 0,05 м .
или
СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", п.6.24. В селитебных районах, в местах размещения домов для престарелых и инвалидов, учреждений здравоохранения и других учреждений массового посещения населением следует предусматривать пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок. При этом высота вертикальных препятствий (бортовые камни, поребрики) на пути следования не должна превышать 5 см ; не допускаются крутые (более 100‰) короткие рампы, а также продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорог более 50‰. На путях с уклонами 30 - 60‰ необходимо не реже чем через 100 м устраивать горизонтальные участки длиной не менее 5 м.

По моим наблюдениям перепады высотой до 4 см при движении практически не замечаются. А вот 5 см это та крайняя высота, которая уже слабо, но ощущается как препятствие. Его еще явно не переступаешь, но уже нога движется иначе. Колено приподнимается чуть выше, чем при ходьбе по ровной поверхности, и стопа как бы переносится над препятствием.
Почему это так, в какой-то мере можно объяснить тем, что "центр тяжести тела во время Х. совершает движения во всех трёх плоскостях. По вертикали амплитуда его перемещений достигает 4—5 см"— М.: Советская энциклопедия 1969—1978

В связи с этим любопытным представляется, что СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" требует в местах пересечения тротуаров с проезжей частью высоту не более 4 см.
3.4 Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.

Скорее всего, что в данном случае такая цифра вытекает из возможности колеса коляски преодолевать такие перепады высот, а не из-за особенностей ходьбы пешеходов. Хотя Елена Геннадьевна, в своей книге, даёт такой комментарий по этому поводу:
В России почему-то считается, что все инвалиды без исключения могут без проблем преодолеть перепад в 4 см. На самом деле это не так. В международной практике максимально допустимая высота перепада уровней составляет не более 1,3-1,5 см.
Леонтьева Е.Г. Доступная среда глазами инвалида: научно-популярное издание. - Екатеринбург: "БАСКО", 2001. - с.37 .

Тем не менее такая норма на руку и пешеходам, так как обеспечивает для них постоянство ритма ходьбы, а значит и её удобство и комфорт.

1/6
Он же 17% (i=0,17), он же 9,5°. Это предельный, максимально допустимый, уклон пандуса для передвижения людей внутри здания , согласно
СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" п.5.6, который уже воспринимается "горкой". Круче делать нельзя.

Подъём
С первого шага ритм и характер ходьбы меняется — скорее поднимаешься, чем идёшь вперёд. Скорость заметно падает. Шаг короче обычного, тело наклоняется вперёд, чувствуются усилия толчковой ноги. Для придания телу дополнительной динамики в работу включаются руки. Идти по нему не легко, есть ощущение, что по лестнице перемещаться легче. Может быть просто это связано с непривычностью движений, а не с количеством прилагаемых усилий.

Спуск
Чувствуется "тянущая" вперёд сила, для противодействия которой корпус тела отклоняется назад. При каждом шаге но́ги пружинят, и прилагаются усилия для гашения силы ускорения. Иначе шаг легко может перейти в бег.

Дороги
Выше был показан уклон 8% (1/12). Но это было внутри здания, а теперь рассмотрим его снаружи.
Подходящие параметры есть у дороги и тротуаров по пр.Ватутина (от ул.Костюкова до ул.5 Августа), где , в направлении центра города, установлен знак 1.13 "Крутой спуск" с указаным уклоном 9%.


Думаю, что те, кто тут проходил или проезжал уклон этот маленьким не назовут

Как известно, знак указывает лишь угол между началом и концом участка дороги, а в этом промежутке, в каждый отдельный момент, угол может быть разным. Что и показали натурные замеры. Уклон 9% соответствует лишь участку дороги от перекрёстка пр.Ватутина-ул.5 Августа до пешеходного моста. Дальше, до пересечения с ул.Костюкова, уклон равен 8%.

Длина участка с уклоном 8-9% около 250 метров. Не всякий велосипедист осиливает такой подъём, многие идут пешком.

8% Спуск и подъём
Спуск не вызывает особых трудностей, а ощущения при ходьбе были описаны выше. Длительный же подъём, при таком уклоне, даётся не легко. Во время подъёма чувствуется как переставляются ноги, примерно так же, как по лестнице. Обращаешь на это внимание. Мышцы спины начинают выделять тепло. К концу подъёма наблюдается учащённое сердцебиение, увеличивается глубина дыхания и ощущается напряжение мышц ног, в особенности икр.

Если продолжить идти по пр.Ватутина в сторону центра, то на пути встретятся участки с уклонами 5, 7 и 4%

7%
Близко по ощущениям к 8%, но немного легче. Ещё нет глубокого дыхания, учащённого сердцебиения и взмокшей спины. Лёгкий вариант 8%.

5%
Спуск лёгкий, но перемещение уже не совсем "свободное", как при ходьбе по ровной поверхности.
При подъёме чувствуется слабое, еле заметное, приложение усилий, преодоление. Дыхание держится в "нормальном" режиме.

Выводы
Уклон поверхности до 4% включительно не имеет каких-либо существенных различий с ходьбой по горизонтальной поверхности. 5% представляется граничным значением, при котором уже начинают появляться лёгкие изменения в характере ходьбы. Ещё двигаешься без затруднений, но уже различается наклон поверхности. Уклоны больше 5% меняют режим ходьбы, и чем больше уклон, тем изменения заметнее. От величины уклона поверхности зависит расстояние, которое можно пройти без утомления. Чем больше уклон, тем меньше расстояние. Например, при уклоне 2% пройти 1-2 километра не составит труда, а если уклон 8%, то можно запыхаться уже на 150 метрах (при подъёме).

Для объяснения этого можно вспомнить то, что удалось найти по механике ходьбы . Для демонстрации движения человека по наклонной плоскости, я использовал картинку из статьи Адама Саммерса (Adam Summers) "The Biomechanist Went Over the Mountain", размещённой на сайте Natural History Magazine. Повторю её тут.

Данные и картинка Natural History Magazine

На ней показана последовательность движений человека при ходьбе по ровной поверхности (1), с уклоном 5°(~8%) (2) и уклоном 15°(~26%) (3). Белыми точками обозначено положение общего центра масс (ОЦМ) тела человека, который при ходьбе действует как груз на конце перевёрнутого маятника. Амплитуда перемещений ОЦМ по вертикали составляет 4-5 см, при этом бо́льшая часть энергии (около 65%), затраченной на изменение высоты ОЦМ, сохраняется. Ходьба по плоскости с небольшим уклоном увеличивает затраты энергии на работу маятника, и амплитуду перемещений ОЦМ (2). Часть энергии расходуется на тепло, выделяемое мышцами, а часть всё ещё остаётся для последующих шагов. Но когда уклон становится больше (3), то уже вся энергия тратится на один шаг (так же, как и при восхождении по лестнице).

Отсюда можно вывести ориентировочную классификацию уклонов для пешеходной ходьбы на большие расстояния:
. идеальный 0-2%
. нормальный 2-4%
. допустимый 5-6%
. предельный 7-8%
всё что сверх 8% можно считать затруднительным с различной степенью тяжести.

Таким образом, судя по мои субъективные впечатлениям, увеличение затрат энергии на работу маятника начинается с уклона 5%.

Разница между уклонами в 2% ощущается и различается кинестетически (т.е. суставами и мускулами в движении).
При больших отрезках одного уклона изменения даже в 1% могут быть визуально заметны.


Инструмент
Для измерения уклонов использовал самостоятельно изготовленный прибор простой конструкции. Деревянная рейка длиной 1,10 метра (уж какая была), к которой прикреплён плотный картон (3 мм). На нём лист со шкалой и стрелка с грузиком. Можно в качестве стрелки использовать грузик подвешеный на нитке, но в таком случае придётся дольше ждать прекращеня колебаний.

шкала уклономера в процентах pdf , svg

Есть и второй, более современный и компактный, вариант — с помощью приложения Smart Protractor .

У него в настройках можно выставить показ измерений в радианах, градусах или процентах.
Неплохое приложение, но при измерении малых уклонов, из-за небольшой длины смартфона, точность может быть ±1%, а это многовато. В общем, использовать можно, но для качественного измерения нужно вначале точно откалибровать, а потом желательно сделать несколько замеров и сравнить их с показаниями механического уклономера. Это для понимания условий точного измерения (как держать смартфон, на что ставить, и т.п.)

На этом трилогия "Уклоны" завершена
до этого были:
— теоретическая, в которой разбираем, что такое уклон
— техническая, про моделирование уклонов в 3D программах (ArchiCAD и SketchUp)

Напоследок скажу, что всё что описано выше не более чем личные впечатления. Мне это нужно, чтобы в процессе проектирования не только опираться на цифры из нормативных документов, но и иметь кинестетическое представление о них. Также буду признателен, если поделитесь своими впечатлениями, наблюдениями или дополнениями.

Gre-kow, 2015 .
При копировании активная ссылка обязательна

СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", Госстрой России, М., 2001 год. К нему разработаны следующие своды правил:

СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения"; СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам"; СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные

маломобильным посетителям"; СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов".

Изменение № 3 СНИП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" (введён в действие с 1 марта 1999 года).

Справочные данные

Параметры инвалидной коляски: ширина - 0,7 м, длина - 1,2 м.

Зона для размещения коляски, не менее: ширина - 0,9 м, длина - 1,5 м.

Благоустройство прилегающей территории

Пересечение пешеходных дорожек выполняется в одном уровне.

На всём протяжении пешеходного пути имеющиеся перепады, выполненные в виде лестниц, должны быть продублированы пандусами. Лестницы и пандусы ограждаются перилами.

Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров не должны превышать: продольный - 5%, поперечный - 1-2%. Опасные для инвалида участки следует огораживать бортовым камнем высотой не менее 5 см.

В исключительных случаях - продольный уклон от 5 до 10% на протяжении не более 10 метров.

В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортового камня тротуара не должна превышать 4 см. Ширина пониженного бордюра - не менее 0,9 м, он окрашивается контрастной жёлтой краской. Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10. Не допускается применение скошенного бортового камня и съездов, сужающих ширину проезжей части. Для предупреждения людей с потерей зрения о приближении к пешеходному переходу, следует непосредственно перед ним изменить фактуру покрытия тротуара.

Толщина швов между бетонными плитами - не более 1,5 см. Рёбра решёток - перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см.

На каждой стоянке (парковке) выделяется не менее одного места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов (одно место - при общем числе мест - до 25, два места - от 26 до 50 и т.д.), максимально приближенного ко входу в здание или к съезду на стоянку. Возле специализированных учреждений - от 10 до 20% от машино-мест. Ширина этого места - 3,5 метра. Оно выделяется разметкой (жёлтого цвета) и обозначается специальными символами (на асфальте рисуется пиктограмма "Инвалид"). Возле этого места оборудуется съезд (пандус схода) инвалида на коляске с тротуара на парковку путём понижения бордюра.

Пути движения

Диаметр зоны для самостоятельного разворота на 90-180° инвалида на кресле-коляске следует принимать не менее 1,4 м (как исключение 0,9х1,2 м).

Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании "от себя" должна быть не менее 1,2 м, а при открывании "к себе" - не менее 1,5 м при ширине не менее 1,5 м.

Глубина тамбуров и тамбур-шлюзов должна быть не менее 1,8 м, а в жилых зданиях - не менее 1,5 м при ширине не менее 2,2 м.

Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

Двери

Необходимо обеспечить хотя бы один вход для маломобильных посетителей. Ширина хотя бы одного из дверных полотен должна быть не менее 900 мм. Как правило - двери не симметричные, а полуторные. Отсутствие порогов и перепадов (крайнем случае - не более 2,5 см). Стекло в дверном полотне на высоте 0,3 м защищается противоударной полосой. На путях движения инвалидов не допускается применение дверей на качающихся петлях и дверей-вертушек. Дверь должна открываться в сторону, противоположную от пандуса.

Лестница

Марш лестницы должен иметь не менее 3 ступенек.

Ступени- глухие, ровные, с нескользящей поверхностью, одинаковой геометрии и размеров: наружные 120х400 мм, внутренние - 150х300 мм.

Вдоль обеих сторон всех лестниц устанавливаются ограждения с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м. Для детей дошкольного возраста поручни устанавливаются на высоте 0,5 м. При ширине лестниц более 2,5 м следует предусматривать дополнительные разделительные поручни.

По не примыкающим к стенам боковым краям лестницы ступени должны иметь бортики высотой не менее 2 см

Поручни

Поручни должны начинаться на 30 см раньше первой ступеньки лестницы или начала пандуса и продолжаться на 30 см дальше марша лестницы или верхнего края пандуса. Диаметр поручня - от 3 до 5 см (рекомендуемый - 4 см) или прямоугольного сечения толщиной от 2,5 до 4 см. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей длине. Концы поручней должны отгибаться вниз, а при парном их расположении - соединяться между собой.

Пандус

Уклон пандуса допускается от 5 до 8%. При перепаде высот 0,2 м и менее допускается 10%. Максимальная высота одного пандуса не должна превышать 0,8 метра при уклоне 8% (т.е. длина не более 10 метров). При большей длине выполняется промежуточная площадка.

Общественная организация инвалидов-колясочников «Свободное движение» рекомендует в исключительных случаях (при реконструкции существующих зданий) ориентироваться на максимально допустимый уклон пандуса 15-18%. При отсутствии места для пандуса в социально-значимых объектах (магазинах, жилых домах и т.п.) допустима сплошная заливка в виде пандуса части лестницы (уклон -33%), высота которой не превышает 3 ступеней. Если высота лестницы превышает 24 -36 см (2-3 ступеньки), желательно в середине заливаемого на ступеньках пандуса сохранить ступеньки на ширину 28-30 см для предотвращения соскальзывания помощника. Расстояние между ограждающими поручнями или бортиками крутого пандуса не должно превышать 85-90 см.

Ширина пандуса при одностороннем движении - не менее 1 м, при двустороннем - не менее 1,8 м. Площадка для поворота пандуса должна иметь глубину на горизонтальном участке не менее 1,5 метра. В начале и в конце подъёма пандуса следует устраивать горизонтальные площадки длиной не менее 1,4-1,5 м. По внешним боковым краям пандуса следует предусматривать бортики высотой не менее 5 см. По обеим сторонам пандуса предусматриваются ограждения с поручнями. Поручни перил у пандусов следует располагать на высоте 0,7 и 0,9 м и выполнять их непрерывными по всей длине.

Установка на ступеньках крыльца направляющих швеллеров бессмысленна и неудобна.

Кнопка вызова (в нормативах она не предусмотрена)

Кнопка вызова в Екатеринбурге выполняется в случае невозможности оборудования пандуса. Располагается на высоте от 0,85 до 1 м от уровня земли и на расстоянии не менее 0,4 м от выступающих частей (например, первой ступеньки лестницы). Кнопку желательно выполнить в антивандальном исполнении (утопить в стене и т.д.), защитить от осадков. Предусмотреть возможность подъезда на коляске к кнопке вызова. Обозначить пиктограммой "Инвалид". Звонок установить негромкий, мелодичный, лучше - с регулируемым уровнем громкости.

Уборные

В уборных для посетителей необходимо предусматривать не менее одной специализированной кабины: ширина - не менее 1,65, глубина - н.м. 1,8 м. В кабине рядом с одной из сторон унитаза предусмотреть место для размещения коляски. Двери должны открываться наружу. Если уборная состоит только из одной кабины, то она выполняется по размерам специализированной. При отсутствии уборных для посетителей специализированные туалетные комнаты следует предусматривать при расчётной численности посетителей более 50 человек или при нахождении посетителя в здании более 1 часа. Одна из раковин умывальной устанавливается на высоте не более 0,8 м от уровня пола.

Прочие требования

Ширина проходов в магазинах и т.д. - не менее 0,9 м (особенно возле хотя бы одной из касс, если система самообслуживания).

Габариты кабины лифта в чистоте не менее, м: ширина -1,1; глубина - 1,5; ширина дверного проёма - 0,9 (0,85) м. Глубина пространства перед входом в лифт - н.м. 1,4 м, ширина - на 0,25 м шире двери лифта с каждой стороны.

Ширина балконов и лоджий (в санаториях, гостиницах и т.д) - не менее 1,4-1,5 м в свету.

Информация подготовлена Леонтьевой Еленой Геннадьевной – председателем Екатеринбургской городской общественной организации инвалидов-колясочников "Свободное движение".

Пандус для инвалидов является обязательным элементом всех современных общественных сооружений, и это не дань моде. Такие конструкции позволяют людям с ограниченными возможностями чувствовать себя более независимыми и равноправными. Более того, законодательство всех развитых стран (в т. ч. и РФ) устанавливает требования к доступности инфраструктуры общего пользования для таких людей (с обязательной комплектацией необходимыми элементами, в частности пандусами). Установка их должна производиться строго в соответствии с требованиями ГОСТ и СНиП.

Сущность конструкции

По своей сути пандус представляет наклонную плоскость между двумя горизонтальными площадками, по которой может перемещаться транспортное средство колесного типа малых размеров. Такие конструкции необходимы для перемещения детских колясок и тяжелых хозяйственных сумок с колесиками, но основное назначение - возможность самостоятельного передвижения людей с ограниченными возможностями на инвалидной коляске. Если обычный человек спокойно перемещается вверх и вниз по лестнице, то на коляске сделать это без посторонней помощи невозможно. Эту проблему и решает пандус.

Какие требования предъявляются к обустройству пандусов? Наиболее важные требования и нормы регламентирует соответствующий ГОСТ. Эти требования направлены на решение основных задач: обеспечение безопасности и комфортного перемещения инвалида на коляске без посторонней помощи. В качестве важнейшего параметра выделяется угол наклона площадки, который ответственен за безопасность при спуске и возможность подъема. Не менее важным можно считать ширину дорожки - она должна позволять использование любой стандартной коляски.

Требования по безопасности аналогичны требованиям, предъявляемым к лестницам. Во-первых, площадки должны иметь необходимую прочность и выдерживать с большим запасом человека с коляской (чаще всего нескольких людей). Кроме того, безопасность любых конструкций для подъема немыслима без установки ограничительных перил. Поручни для инвалидов на пандусе также должны соответствовать ГОСТ и в полной мере удовлетворять нормам безопасного перемещения человека (в т. ч. ребенка).

Особенности конструкций

Конструкция пандуса в зависимости от назначения сооружения и частоты использования имеют несколько разновидностей. Все они соответствуют ГОСТ и монтируются с учетом наличия пространства, удобства эксплуатации и дизайна сооружения. Выделяются следующие конструкции пандусов: стационарные и нестационарные типы.

Наибольшее распространение находят постоянно действующие стационарные конструкции, которые возводятся, как правило, при строительстве сооружения. В зависимости от высоты подъема стационарные пандусы могут быть составлены из одного или двух пролетов. В последнем случае в конструкцию вводится промежуточная горизонтальная поворотная площадка. Такие системы строятся в соответствии с ГОСТ. Отдельно выделяется достаточно редкий вариант - винтовой пандус, который обеспечивает достаточную высоту подъема, занимая минимум площади.

Нестационарные системы устанавливаются при дефиците площадей у входа в сооружение или при редком использовании. Такие устройства, например, нужны при обеспечении необходимости подъезда машины - в нужный момент убираются, а затем устанавливаются обратно. Наконец, подвижные конструкции обеспечивают нужный простор другим людям, в тот период, когда пандусы не эксплуатируются.

Находят применение следующие нестационарные конструкции:

  1. Откидной тип применяется при небольшой длине пролета. Он используется только при необходимости, а все остальное время располагается вертикально, в прижатом к стене положении.
  2. Съемный вариант предусматривает быстрый его монтаж и демонтаж с перемещением всей конструкции в другое место. Он устанавливается в 2-х случаях: при редком применении, когда большую часть времени в нем нет необходимости, и он хранится в отведенном месте; или, наоборот, при постоянном использовании, но с возможностью убрать на какое-то время.
  3. Телескопическая конструкция основана на увеличении длины площадки путем выдвижения его частей. Такая система более сложна, но обладает универсальностью.
  4. Ролл-система может скручиваться в рулон по аналогии с ковром.
  5. Рампа - небольшой пандус, который устанавливается при необходимости преодоления небольшого препятствия (например, бордюра).

Конструктивные элементы

Наиболее распространенная стационарная конструкция достаточно проста. Она включает горизонтальные площадки: въездную, выездную (вверху и внизу) и промежуточные (для отдыха при длинном пролете), а также наклонную дорожку. На верхней площадке и дорожке устанавливаются ограничительные поручни для инвалидов. Вся система устанавливается на опорной конструкции, от которой во многом зависит прочность всего пандуса. Отдельный ГОСТ регламентирует обустройство стационарных опор.

В принципе, пандусы могут изготавливаться из различных строительных материалов, но наибольшее использование находит бетон, металл и древесина.

Чаще всего используются металлические конструкции (особенно если пандусы пристраиваются уже в построенном сооружении). В процессе строительства капитальных сооружений, как правило, пандусы располагаются рядом с обычной лестницей и изготавливаются из бетона (железобетона).

При конструировании пандусов необходимо учитывать некоторые дополнительные условия:

  1. Дорожка должна иметь покрытие, исключающее чрезмерное скольжение.
  2. Материал покрытия выбирается с учетом исключения его разрушения при передвижении любого типа инвалидных колясок, а также других возможных средств (велосипед, хозяйственная сумка, тачка и т. д.).
  3. Необходимо предусмотреть демпферные устройства для устранения шума при передвижении коляски и других средств.
  4. В общественных сооружениях конструкция должна рассчитываться на возможность перемещения всех возможных типов инвалидных колясок.

Обеспечение оптимального наклона

Угол наклона площадки нормируется, исходя из возможности свободного подъема на стандартной коляске и безопасного спуска (без излишнего разгона). В соответствии с ГОСТ уклон дорожки не должен превышать 5 %, т. е. угол наклона выбирается не более 2,9-3 градуса. При установке конструкции необходимо соблюдать следующее условие: высота подъема должна составлять не более 0,8 м. Другими словами, при высоком пролете через каждые 80 см подъема должны предусматриваться промежуточные горизонтальные площадки. Такие элементы позволяют передохнуть человеку при подъеме и исключить неконтролируемый разгон коляски при спуске.

Допускаются и определенные отклонения от нормы. Так, для нестационарных систем и при общем подъеме не более 0,5 м допускается увеличение уклона до 8 % или угла наклона до 4,7-4,8 градусов. В случае наличия очень неровных полов (с перепадом высот до 15-18 см) уклон пандуса допускается до 10 % (угол наклона не более 5,6-5,8 градусов).

Выбор размеров конструкции

При выборе размеров пандусов особое внимание обращается на ширину дорожки и габариты площадок. Прежде всего, площадки вверху и внизу пандуса должны иметь ширину, превышающую размеры коляски и дающие возможность ее разворота. Сама наклонная дорожка изготавливается шириной не менее 0,9 м при одностороннем движении и 1,8 м - при двухстороннем перемещении. Широкий, двухполосный пандус может оборудоваться центральным разделительным поручнем.

Промежуточные площадки при большой длине одного пролета должны позволять въезд всей длины коляски. Горизонтальная площадка при двухпролетном варианте должна позволять разворот коляски (ширина - не менее 1,8 м, длина - более 1,5 м).

Поручни для инвалидов устанавливаются обязательно при высоте подъема более 20 см и длине пролета более 1,6 м. Высота перил выбирается 60 и 80 см, а для детей-инвалидов - 50 см. Ширина перила выбирается в пределах 4-5 см. Край дорожки для исключения проваливания колеса оборудуется бортиком высотой порядка 5-8 см.

Пандус для инвалидов является обязательным элементом всех общественных сооружений. Он должен обустраиваться с учетом требований безопасности и удобства использования.

Пандус - конструкция, имеющая уклон, по которой маломобильные группы населения могут подняться к входу в общественных местах или жилых зданиях. На данный момент огромное внимание уделяется возможности инвалидов пользоваться услугами наравне с остальными группами населения, не имеющими проблем со здоровьем и комфортно чувствовать себя в жилых зданиях. Необходимость возведения пандусов регламентируется законом «О социальной защите инвалидов».

Нормативно-правовая база необходимости установки пандуса

На данный момент существует огромное количество правовых актов, которые регламентируют доступную среду для инвалидов и устанавливают требования для ее воплощения в жизнь:

Конвенция ООН по правам инвалидов. Это международный документ, согласно которому все страны - участники обязаны соблюдать его требования, то есть предоставлять инвалидам подобающий жизненный уровень и социальную защищенность наравне с другими гражданами. Данный документ ратифицирован и принят Россией в 2012 году. Инвалидам, в соответствии с текстом документа гарантируется равный и беспрепятственный доступ к городской и сельской инфраструктуре, транспорту и связи, а также к квартирам в жилых домах.


Конституция Российской Федерации. Согласно статье 17 данного документа, Российская Федерация относится к типу социального государства, которое должно социально защищать и обеспечивать подобающие условия жизни малозащищенным слоям населения.


Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». Принят данный закон в ноябре 1995 года и с того момента провозглашено право инвалидов на свободное посещение общественных мест, без ограничений.

С 1 января 2016 года в закон вошли поправки, которые в большей мере касаются создания комфортной среды для жизни инвалидов. Инвалиды, которые не в силах самостоятельно передвигаться из-за проблем со зрением, смогут получить бесплатное сопровождение на объектах инженерного типа (вокзалах, аэропортах). Все органы государственной и муниципальной власти, а также юридические лица обяжут предпринимать действия по обустройству объектов необходимыми для инвалидов пандусами и другими важными сооружениями.

Программа Российской Федерации «Доступная среда». Данная программа разработана в 2009 году. Ее целью является к концу 2020 года создать по всей стране беспрепятственный доступ инвалидов к городской инфраструктуре. Выполнены должны будут следующие требования:

  • Создание единой базы инвалидов в каждом регионе.
  • Организация межведомственного взаимодействия для проведения экспертиз.
  • Организация доступности государственной системы.
  • Выявление существующих в каждом регионе проблем, связанных с жизнью инвалидов.
  • Улучшение жизненных условий инвалидов.
  • Реализация каждым человеком с ограниченными способностями себя в профессиональной сфере, а также обеспечение всевозможной поддержкой государства и социальной защитой.
  • Создание необходимого количества пандусов, имеющих правильный уклон, а также других жизненно важных для инвалидов конструкций.

Нормативные акты регионов Российской Федерации и министерств, которые помогают в реализации описанных выше законов и документов конкретно в каждом регионе.

ГОСТы, по которым устанавливается доступность общественных объектов, а также устанавливаются требования по сооружению необходимых для беспрепятственного доступа конструкций в зданиях и около них.


Требования к конструкции пандуса

Мы подробней остановимся на последнем документе - это ГОСТы, которые регламентируют требования к построению пандуса, в частности, возьмем СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В нем освещена как основная информация по проектированию инфраструктуры для инвалидов в общественных и жилых местах, так и та, что касается каждой отдельной части пандуса, в частности, ширина, уклон, поручни.


Разновидности пандусов

Стационарный - конструкции, которые устанавливаются на длительное время, имеющие правильный угол наклона. Бывают одно- и двупролетные, у которых больше ширина, то есть они обеспечивают движение сразу нескольких колясок, изготавливаются непосредственно по замерам, установленным ГОСТом.


Откидной - конструкция, монтируемая в ограниченном по площади месте, поэтому имеющая возможность подниматься и крепиться к стене специальным механизмом, во избежание помех при движении пешеходов. Очень удобен для монтажа в жилых домах, в которых ширина лестничного пролета не позволяет установить стационарный пандус.


Съемные - конструкции малых размеров, которые можно достать в любое время и положить в нужное место, а после сложить и убрать. Делятся на ролл пандусы, раздвижные, телескопического типа, рампы. В основном используются для пересечения малых неровностей, где не требуется большой уклон.



Важно! Телескопические конструкции - пандусы универсального типа, подходят для внешних спусков и лестниц в подъездах.

Размеры пандусов

Установка пандуса обязательна, если уровень поверхности меняется более, чем на 4 см. При установке должны соблюдаться требования по размерам, которые прописаны в ГОСТе:



Важно! Площадки перед пандусом и выездом с него должны быть оформлены другим цветом и нескользящим покрытием.

Угол наклона пандуса

Данную характеристику измеряют в процентах. Она также очень значима при монтаже пандуса и должна выполняться в соответствии с нормами:

  1. В общественных зданиях устанавливают пандусы с углом наклона не более 5%. Это в общей сложности угол в 2,9 градуса, при этом высота конструкции должна быть равна 80 см.
  2. В исключительных случаях, при неровной поверхности с большими перепадами, допускается монтировать пандус, имеющий угол наклона до 10 %, что в градусах будет равно 5,7.
  3. В случае если вертикальный подъем пандуса не превышает 50 см, а сама конструкция временного типа, уклон может быть 8%, то есть угол будет составлять 4,8 градуса.


Поручни

Перила имеют огромное значение для инвалидов, так как без них просто невозможно без посторонней помощи подняться или спуститься, так как пандус имеет уклон. Именно поэтому устанавливать их нужно правильно, соблюдая нормы, чтобы человек с ограниченными возможностями не испытывал дискомфорт при эксплуатации пандуса:

  • Может производиться установка как парных, так и одинарных поручней.
  • Установка должна быть непрерывной на каждом участке конструкции.
  • Идеальный вариант сечения круглого металлического профиля для поручней - 40 мм.
  • Крепить перила нужно с внутренней стороны параллельно движению.
  • По окончании марша необходимо оставить небольшой выступ, равный 30 см.


Ответственность заинтересованных лиц за несоблюдение правил по установке пандуса

Несмотря на то что принят ряд законов и программ на поддержание подобающего уровня жизни инвалидов и предоставления им беспрепятственного доступа к общественным зданиям, а также созданы требования, соблюдение которых обязательно, множество входов в магазины, аптеки, кинотеатры, места общественного назначения не оборудованы достаточным количеством пандусов для инвалидных колясок. К тому же часто строители возводят конструкцию, имеющую такой уклон, по которому невозможно передвигаться, что является откровенным нарушением всех норм. Нередки случаи, когда не соблюдается даже ширина пандуса. Существует ответственность, которую несут государственные власти и частные предприниматели, а также юридические лица, не обеспечивающие безбарьерный доступ к своим заведениям:



Если установлен факт нарушения законодательства об инвалидах, то можно запросить установку пандуса в общественных зданиях. Для этого необходимо обратиться в отдел социальной защиты с письменным заявлением, в котором будет указана необходимость возведения конструкции, ее вид.


Пандус очень важен для передвижения определенных групп населения. Это единственная возможность для инвалида подняться и спуститься, попасть туда, куда ему нужно войти. На данный момент законодательство всячески защищает инвалидов и старается обеспечить им равные возможности при посещении общественных мест. Есть определенные требования по монтажу пандуса, которые устанавливаются ГОСТами и СниПами, в которые включается ширина, требования к поручням и промежуточным площадкам, уклон. Если требования не соблюдаются, то это ведет за собой административную ответственность и выплату штрафа.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...