Общество в произведении господин из сан франциско. Философское и социальное в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско. Заключительное слово учителя


Рассказы Бунина являются актуальными и по сей день. И дело не в том, что они критикуют капитализм и колониализм, как ужасающие моменты истории. Бунин подымает остросоциальные вопросы, которые просто не могут оставить человека равнодушным.

Важное место в его рассказе «Господин из Сан-Франциско» играет описание «вечной» проблемы человечества в развитии цивилизации.

Особенность произведения в том, что в нем совершенно отсутствует сюжет. Перед нами проносятся люди, места, разговоры, встречи. Но во всем этом вечном потоке нет ничего искреннего и чистого.

Главный герой Господин из Сан-Франциско – это обобщенный образ человечества. Так что не удивительно, почему Бунин не дал ему даже имени. Описывая жизнь персонажа, автор погрузил его в суету тысяч разных мелких дел, которые с головой окунули Господина в рутинную работу.

Больше всего меня поразило описание корабля. Мне очень понравилось, как Бунин описывал всю сущность жизни, используя различные сравнения и метафоры. Верхние палубы – это элита общества, высший класс. Нижние палубы – это порабощенное общество. Корабль будет плыть только при условии жестокой эксплуатации. Пока верхушка общества будет наслаждаться жизнью, все остальные будут вынуждены нести на себе тяжелое ярмо. Самое страшное то, что все это было на самом деле. История преподносит, по истине, тяжелые уроки.

Образ Господина Бунин использует для того, чтобы показать какой пустой и никчемной является жизнь представителя капиталистического общества. Человек того времени думал только о наживе, напрочь забыв о Боге, покаянии, смерти и грехе.

Люди стремились к единому установленному образу идеала. И никого не волновало то, что он был аморальным, греховным и антидемократичным. Все были слепы на пути к своему «успеху» и «счастью».

Господин из Сан-Франциско не жил, а существовал. Так что нет ничего удивительного в том, что в конце жизни в нем, напрочь, отсутствовала человечность.

Итак, в чем же смысл данного рассказа. Прежде всего, Бунин старался показать нам, как сильно влияет цивилизации на человека. На каждом этапе своего развития общество имело свои ценности и желания. Конечно, всегда были люди, готовые идти против системы. Но большинство выбирало просторный и легкий путь подчинения.

Автор пытался донести, как важно сохранить истинные человеческие ценности, что без них человек просто не может называться человеком. Каждый из нас индивидуален, у каждого своя особенная судьба. Все мы должны переживать не только за материальное, но и за духовное. А самое главное, по словам автора, в том, что только отношения человека с Богом, могут сделать тебя счастливым.

Я знаю, что впереди еще много испытаний. Человечеству придется снова и снова подстраиваться под новые законы. Так что мы должны быть готовыми к этому, чтобы дать достойный отпор всякой системе, которая будет считать, что имеет право порабощать, унижать и оскорблять.

Обновлено: 2014-05-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Взгляд на буржуазную цивилизацию в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

«Господин из Сан-Франциско» был написан в 1915 году, во время Первой мировой войны, к которой писатель относился крайне негативно. В этом рассказе отразился трагизм жизни и отчаяние автора, который не в силах был что-либо изменить. Бунин не приемлет тот мир, в котором живет, и дает в рассказе почувствовать резкую отрицательную характеристику современной ему цивилизации.

В рассказе автор использует интересные приемы обобщения и осуждения социального зла, воплотившегося в образе главного персонажа, в нем высвечены те черты личности, которые типичны для людей, особенно состоятельных. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель старается ответить на интересующие его вопросы: в чем счастье человека, его предназначение на земле? Также Бунин ставит такую проблему, как взаимодействие человека и окружающей среды. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» (первоначальное название «Смерть на Капри») наряду с философской линией разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением писателя к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию. Основное действие рассказа разворачивается на огромном пароходе, знаменитой «Атлантиде». Само название здесь приобретает символическое значение. Атлантида - полулегендарный остров к западу от Гибралтара, в результате землетрясения опустившийся на дно океана. Особенно большое значение образ Атлантиды приобретает в финале рассказа, хотя еще в самом начале читателю нетрудно догадаться о том, что ждет главного героя, который так и остается безымянным в конце его пути, как оказалось, его жизненного пути. Ограниченность сюжетного пространства позволяет сосредоточить внимание на механизме функционирования буржуазной цивилизации. По Бунину, все люди равны перед великим миром природы. Главная ошибка человека состоит в том, что он живет ложными ценностями. В рассказе звучит мысль о ничтожности могущества человека перед лицом одинакового для всех смертного итога. Оказалось, что все накопленное господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому все подчинены без исключения. Смысл жизни ни в наполнении, ни в приобретении денежного богатства, а в чем-то ином, неподдающемся денежной оценке. В центре произведения образ миллионера, у которого нет имени или его никто не запомнил. Вместе с семьей господин отправляется в путешествие, маршрут которого тщательно продуман, как все в его жизни. В скрупулезном описании маршрута и планируемых развлечений в рассказе мыслится не только авторская усмешка, но и голос «вселенского рока», готового покарать бездуховное устройство мира, и людям, живущим при таком укладе, грозит участь погребенной Атлантиды. Смерть господина воспринимается окружающими как неприятность, которая омрачила приятное время препровождения. Судьба семьи героя никого уже не интересует. Хозяина отеля волнует только получение прибыли, а потому сей инцидент непременно нужно сгладить и постараться поскорее забыть. Жена господина из Сан-Франциско была потрясена случившимся, но, скорее, внезапностью его, чем самим фактом. Обе женщины - и жена и дочь господина провели ночь после его смерти в слезах, но нельзя сказать, что потеряв своего господина, его семья потеряла смысл жизни. Являясь частью того высшего общества, подноготную которого обнажает Бунин в своем рассказе, можно говорить о том, что семья из Сан-Франциско в большей степени сожалела лишь о том, что закрылся бесперебойный источник материальных благ для них. Таково нравственное падение цивилизации и общества в целом. Богатство американского туриста, словно волшебным ключом, открывало многие двери, но не все. Оно не смогло продлить ему жизнь, оно не оберегло его и после смерти. Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти. Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире. И жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил. Проблема взаимоотношений человека и цивилизации раскрывается писателем не только за счет сюжета, но и с помощью аллегорий, ассоциаций, символов. Трюм корабля можно сравнить с преисподней. Командир корабля сравнивается с «языческим идолом». Бушующий океан предвещает о надвигающейся опасности. Гроб в трюме в финале рассказа является своеобразным приговором безумно веселящемуся обществу, напоминанием о том, что и богатые люди, стоящие «на вершине мира» отнюдь не всесильны, далеко не всегда определяют свою судьбу и являются никчемными перед высшими силами. «Господин из Сан-Франциско» повествует о сложном и драматическом взаимодействии социального и природно-космического в человеческой жизни, о претензиях на господство в этом мире, о непознаваемости Вселенной и цивилизации, которая неизбежно движется к собственному финалу, о котором никогда не стоит забывать. И движется корабль нашей цивилизации, руководимый гордым сознанием своей человеческой избранности, к самонадеянно поставленной мечте, а в ушах все отчетливее предупреждающий свист сирены: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий».

Рассказ Бунина Господин из Сан-Франциско имеет остросоциальную направленность, но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение вечных проблем человечества в развитии цивилизации.

В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах Азии. Бунин осознает всю безнравственность порядков, царящих в империалистическом обществе, где все работают только на обогащение монополий. Богатые капиталисты не стыдятся никаких средств в целях умножения своего капитала.

В этом рассказе отражаются все особенности поэтики Бунина, и вместе с тем он необычен для него, его смысл слишком прозаичен. В рассказе почти отсутствует сюжет. Люди путешествуют, влюбляются, зарабатывают деньги, то есть создают видимость деятельности, но сюжет можно рассказать в двух словах: Умер человек. Бунин до такой степени обобщает образ господина из Сан-Франциско, что даже не дает ему никакого конкретного имени. Мы знаем не так уж много о его духовной жизни. Собственно, этой жизни и не было, она терялась за тысячами бытовых подробностей, которые Бунин перечисляет до мельчайших деталей. Уже в самом начале мы видим контраст между веселой и легкой жизнью в каютах корабля и тем ужасом, который царит в его недрах: Поминутно взывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обитающих слышали сирену ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра...

Описание жизни на пароходе дается в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля: Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскаленного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, курили,

Цедили коньяк и ликеры... Этим резким переходом Бунин подчеркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счет эксплуатации, порабощения людей, беспрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. И наслаждение их пусто и фальшиво, символическое значение играет в рассказе пара, нанятая Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги.

На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско Бунин пишет о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества. Мысль о смерти, покаянии, о грехах, о Боге никогда не приходила господину из Сан-Франциско. Всю жизнь он стремился сравниваться с теми, кого некогда взял себе за образец. К старости в нем не осталось ничего человеческого. Он стал похож на дорогую вещь, сделанную из золота и слоновой кости, одну из тех, которые всегда окружали его: золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью крепкая лысина.

Мысль Бунина ясна. Он говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу. Путешествовать богатый господин едет на пароходе Атлантида, где находится самое отборное общество, то самое, от которого зависят все блага цивилизации: и фасон смокингов, и прочность тронов, и объявление войны, и благосостояние отелей. Эти люди беззаботны, они веселятся, танцуют, едят, пьют, курят, красиво одеваются, но их жизнь скучна, схематична, неинтересна. Каждый день похож на предыдущий. Их жизнь похожа на схему, где спланированы и расписаны часы и минуты. Герои Бунина духовно нищие, недалекие. Они и созданы, только чтобы наслаждаться едой, одеваться, праздновать, развлекаться. Их мир искусствен, но он им нравится, и они с удовольствием живут в нем. На пароход была нанята даже специальная пара молодых людей за очень большие деньги, которая играла влюбленных, чтобы веселить и удивлять богатых господ, и которым эта игра давно надоела. И никто не знал, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку...

Единственное настоящее в мире искусственного было зарождавшееся чувство любви к молодому принцу у дочери господина из Сан-Франциско.

Пароход, на котором плывут эти люди, состоит из двух этажей. На верхнем этаже властвуют богачи, которые считают, что имеют право на все, что им все позволено, а на нижнем этаже до изнеможения работают кочегары, грязные, голые по пояс, багровые от пламени. Бунин показывает нам раскол мира на две части, где одним все позволено, а другим ничего, и символом этого мира является пароход Атлантида.

Мир миллионеров ничтожен и эгоистичен. Эти люди всегда ищут себе выгоду, чтобы им одним было хорошо, но они никогда не задумываются о людях, которые их окружают. Они высокомерны и стараются избегать людей низшего ранга, относятся к ним с пренебрежением, хотя оборванцы будут им преданно прислуживать за гроши. Вот как Бунин описывает цинизм господина из Сан-Франциско: А когда Атлантида вошла, наконец, в гавань, привалила к набережной своей многоэтажной громадой, усеянной людьми, и загрохотали сходни, сколько портье и их помощников в картузах с золотыми галунами, сколько всяких комиссионеров, свистунов-мальчишек и здоровенных оборванцев с пачками цветных открыток в руках кинулось к нему навстречу с предложением услуг! И он ухмылялся этим оборванцам.., и спокойно говорил сквозь зубы то по-английски, то по-итальянски: «Прочь! Прочь!».

Господин из Сан-Франциско путешествует по разным странам, но в нем нет чувства восхищения красотой, ему неинтересно осматривать достопримечательности, музеи, церкви. Все его чувства сведены к тому, чтобы хорошо поесть и отдохнуть, отвалившись в кресле.

Когда же господин из Сан-Франциско умирает, внезапно почувствовав какой-то недуг, то все общество миллионеров заволновалось, ощутив омерзение к умершему, потому что он нарушил их покой, их постоянное состояние праздника. Такие люди, как они, никогда не задумываются о человеческой жизни, о смерти, о мире, о каких-то глобальных вопросах. Они просто живут, ни о чем не думая, ничего не делая ради человечества. Их жизнь проходит бесцельно, и, когда они умрут, никто не вспомнит, что существовали эти люди. В жизни они не сделали ничего существенного, стоящего, поэтому бесполезны обществу.

Это очень хорошо показано на примере господина из Сан-Франциско. Когда жена покойного попросила перенести ее мужа в номер, то хозяин отеля отказался, так как ему от этого не было никакой выгоды. Мертвого старика положили даже не в гроб, а в ящик из-под содовой английской воды. Бунин противопоставляет: как почтительно относились к богатому господину из Сан-Франциско и как неуважительно относились к умершему старику.

Писатель отрицает такую жизнь, какую вел господин из Сан-Франциско и богатые господа с парохода Атлантида. Он показывает в рассказе, как ничтожна , деньги перед смертью. Главная идея рассказа заключается в том, что перед смертью все равны, что перед ней не важны какие-то классовые, имущественные грани, разделяющие людей, поэтому прожить жизнь надо так, чтобы после смерти осталась о тебе долгая память.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Как Бунин описывает состояние души человека в рассказе «Господин из Сан-Франциско» . И в закладках появилось готовое сочинение.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: проанализировать, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”.

  • Сформулировать понятия “бездуховность”, “духовность”.
  • Раскрыть проявление данных понятий на примере рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
  • Создать условия для свободного выбора учащимися приоритетов в жизни общества.

Оборудование: интерактивная доска (презентация выполнена в программе Smart Notebook), тексты художественного произведения И.А Бунина “Господин из Сан-Франциско”.

Ход урока

Учитель обществознания:

Что же такое духовный мир человека? В научном обиходе понятие “духовная жизнь людей” охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Перед вами два понятия - духовность и бездуховность. Ваша задача распределить предложенные характеристики таким образом, чтобы раскрыть сущность каждого из них, возможно, вы дополните данный список своими признаками.

В течение трех минут сформулируйте определение понятий “духовность” и “бездуховность”.

ДУХОВНОСТЬ-это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

БЕЗДУХОВНОСТЬ - это низкий уровень развития духовной жизни, человек не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. Такой индивид не способен создать что-то ценное, что бы оставило след в памяти даже близких ему людей.

Понять и осмыслить данные категории нам сегодня предстоит на примере рассказа И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”.

Учитель литературы:

Чтобы понять смысл происходящего и объяснить существующую действительность, Бунин уезжает за границу.

Весной 1910г. И.А.Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. А в декабре 1910- весной 1911годов был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и др. городах Европы. Впечатления от этих путешествий отразились в его рассказах и повестях, одним из которых является “Господин из Сан-Франциско”(1916г.).

Повесть “Господин из Сан-Франциско” продолжала традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности. Наряду с философской линией в повести Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию

Учитель обществознания:

Буржуазная цивилизация демонстрирует бездуховность, а вследствие этого - неотвратимость гибель этого мира.

Учитель литературы.

Примером проявления данной концепции служит сюжет рассказа Бунина, который построен на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого “никто не запомнил”.

Бунин в своем рассказе использует многие символы для отображения конкретно взятой ситуации.

  • “Атлантида” - затонувший легендарный мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии.
  • “Нет имени у господина” - олицетворение человека буржуазной цивилизации
  • “Океан, ходивший за стенами” парохода - символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.
  • “Влюбленная пара”, нанятая за деньги, чтобы изображать любовь-символ того, что в буржуазном обществе все продается и покупается. (слайд на доске)

Анализ рассказа.

Обратимся к содержанию рассказа.

Прослушайте отрывок из произведения “Господин из Сан-Франциско”.

А.Бунин “Господин из Сан-Франциско” (презентация, слайд 6)

Почему главный герой лишен имени? (Герой назван просто - “господин”. По крайней мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением: он может позволить себе ради развлечения поехать в “Старый Свет” на целых два года, может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, может презрительно унижать людей, говоря им “Прочь!”)

Как описывает “господина” автор? (Подчеркивается его богатство и его неестественность: “серебряные усы”, “золотые пломбы зубов” и пр. В “господине” нет ничего духовного. Его цель-стать богатым и пожинать плоды этого богатства - осуществилась. Но он не стал от этого счастливее).

Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность? (“Господин” меняется перед лицом смерти, в нем начинает проявляться человеческое. Смерть делает его человеком: черты его стали “утончаться и светлеть…” Резко меняется отношение окружающих: никто не сочувствует и не сожалеет о его смерти, а прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым).

Как показано общество в рассказе? (Работа с текстом рассказа) (На верхних этажах корабля протекает жизнь богатых, достигших “полного благополучия”. Общество обезличено, лишено индивидуальности. Все, что они делают, ненатурально: нанятая пара влюбленных – показатель отсутствия настоящих чувств. Это искусственный рай, залитый теплом и музыкой)

Учитель обществознания:

На данном литературном примере показана тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченное на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии. Дело каждого из нас – сделать свой выбор: “Я хочу быть таким, как “господин”, либо могу стать “Лоренцо”. Либо раб эпохи, либо – хозяин жизни”.

Попробуйте сейчас сформулировать не менее пяти категорий, которые будут отражать то общество, в котором вы хотели бы жить.

Творческое задание.

Напишите эссе на тему “Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот”. Л.Н.Толстой.

Сложный, но достаточно интересный рассказ «Господин из Сан-Франциско» был опубликован в 1915 году и сразу же получил одобрение и восхищение других писателей, как отечественных, так и мировых. История богатого американца, который решил устроить круиз для себя и своей семьи, потрясла воображения многих из нас. И. Бунин мастерски, учитывая все тонкости и детали богатой жизни, передал нам всю ту атмосферу, которая царила вокруг господина из Сан–Франциско.

Прочитав рассказ до конца, мы узнаем про трагическую судьбу человека, который умер во время путешествия. Именно в этот момент читателя посещают некие философские мысли о том, а что же все-таки жизнь и в чем ее прелести?

Глядя на судьбу главного героя, мы понимаем, что долгие годы он стремительно накапливал средства, для того, чтобы разбогатеть и наслаждаться окружающими прелестями жизнь. Он так мечтал быть похожим на те «сливки» общества, которые окружали его. Но, добившись такого же статуса, герой стал совершенно очерствелым и бездушным. Его не радовали красоты природы, во время круиза вид из окна раздражал его взгляд. Он бесчеловечно относился к обслуживающему персоналу «Атлантиды» и считал их лишь предметами роскоши.

И теперь, я спрашиваю себя: «А нужна ли человеку такая жизнь?». Добившись успеха, господин стал совершенно огрубевшим и черствым камнем. Я бы точно так не хотел! После того, как человек достигает жизненных успехов и не представляет свое существование без денег и остальных благ, он теряет связь с остальными, окружающими людьми. Теперь, социальный статус имеет немаловажное значение, и главный герой предпочитает общаться только с себе подобными – богатыми и разбалованными. Люди превращаются в ничтожества. Богачи называют их предметами, вещами, которые созданы для комфортной жизни.

Именно в таких моментах раскрывается социальное и философское в рассказе И. Бунина. Писатель пытается открыть глаза всех нас на жестокую реальность, на социальное неравенство и на бессмысленно прожитые жизни.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...