Плетение: история, виды плетения. Основные виды и способы плетения

Существует множество техник и материалов применяемых для плетения корзин , однако, далеко не все готовы сделать корзину своими руками, так как не могут определиться с выбором, боятся сложностей и проблем, связанных с плетением. Данное руководство поможет Вам сделать первые шаги в освоении мастерства плетения.

Шаг №1. Прежде всего нужно определиться с назначением корзины. От этого зависит выбор и техники плетения, и материалов для изготовления корзины.

Виды корзин

Можно отметить несколько видов корзин, где каждый вид подходит для выполнения каких-либо задач, то есть имеет определенное назначение. Ниже я постараюсь рассказать о корзинах и их назначении, известных мне, а вы на основании этих данных сможете определить вид корзины, которую собираетесь изготовить.

Как обычно, не существует четкой классификации корзин, однако, можно разделить корзины по назначению, материалу и способу изготовления.

По назначению корзины можно классифицировать довольно просто:

  • Эстетическое (декоративное) назначение. То есть в качестве украшения, например, корзинка под цветы будет прекрасным дополнением композиции. Корзинки для фруктов и конфет при сервировке стола несут в себе уют и романтику. Почти из любого материала можно изготовить красивые корзинки, но далеко не каждый материал способен долго сохранять свои эстетические свойства.
  • Утилитарное назначение. Хранение и перенос всего, что только можно поместить в корзину - прямые функции корзин. Начиная от ягод и грибов, которые в корзине не мнутся и прекрасно переносятся в самых различных объемах, и заканчивая мусором и грязным бельем.

Назначение очень условно разделено, ведь всегда нужно стремиться к эстетике, даже при утилитарной необходимости - грязное белье в плетеной корзине из ивовой лозы будет сокрыто до момента стирки за красивым ажурным узором золотистых прутьев и при этом не будет залеживаться.

Для корзины, которую вы собираетесь изготовить самостоятельно, можно выделить еще одно назначение - для передачи ее кому-нибудь. Однако, будь это подарок или продажа, корзина все равно будет отнесена к одному из двух видов по назначению.

Шаг №2. Когда вы четко знаете для чего вам нужна корзина, самое время определиться с материалом и способом изготовления.


Требование к материалу должно быть одно - он должен быть вам доступен. Если у вас рядом не найти березы, то, наверно, не стоит обрекать себя на муки при поиске поставщика этого материала, а выбрать что-то другое. Но тут вам решать.

По материалу можно выделить следующие самые популярные виды корзин:

  • Корзины из пластика. Несомненно, пластик сегодня наиболее популярный материал, так как имеет низкую стоимость, высокую прочность и всеобщую доступность.
  • Корзины из лозы. Широкий охват материалов, называемых лозой (ивовая, виноградная и прочие), позволяет изготавливать практичные и эстетичные корзины различных размеров и форм.
  • Корзины из бересты. Менее популярный вид, ведь и материал этот добыть можно далеко не везде и далеко не в любое время года, но по эстетике и утилитарности данные корзины могут серьезно соперничать с более популярными видами.
  • Корзины из древесной ленты (дранки, лучины, щепы). Очень интересные и сложные в изготовлении изделия. Имеют довольно грубые и простые формы из-за ограничения материала, но очень прочны и пленяют своей простотой (особенно здорово смотрится свежие не потемневшие изделия в крупную клетку).
  • Корзины из прочих материалов. Сюда можно отнести, например, бумажные корзины.

По виду изготовления тоже можно классифицировать корзины:

  • Ручное изготовление. Конечно же, самым известным способом ручного изготовления является плетение корзин. Но еще корзины можно сшивать, склеивать и даже вязать!
  • Промышленное производство. Машинное производство рассматривать я не буду, данный сайт не про это.

Можно разделять корзины и по формам, но это уже совсем никчемное деление, так как многообразие форм очень велико. Тут можно выделить корзины с одной ручкой и двумя, квадратные и круглые, с крышками и открытым верхом, для пикников и для ручных гламурных собачек... и еще великое множество видов и подвидов...

Шаг №3. Подбор инструментов и подготовка рабочего места. Некоторые рекомендации вы можете поискать на данном сайте, воспользовавшись, например, поиском по сайту со словом "Инструменты".

Шаг №4. Изготовление корзины. На сайте вам доступны мастер-классы по плетению корзины из лозы и бересты. Кроме того среди других статей можно найти информацию по изготовлению различных элементов корзины и техник плетения (плетение ручки, украшение изделия, виды плетения и прочие).

Сравнение техник и материалов, применяемых для плетения корзин

Я проанализировал свойства плетеных изделий, в том числе корзин, из разных материалов, и это позволило мне сформулировать некоторые выводы, которые могут быть полезны начинающим мастерам в освоении плетения.

  • Плетение корзин из ивовой лозы имеет наибольший охват по формам и размерам корзин, а так же их утилитарному применению. Здесь можно ответить корзины для грибов, для детских игрушек, грязного белья, инструментов, кондитерских изделий, корзины для походу по магазинам, корзины для цветов и многие другие.
  • Корзины, сплетенные из бересты, наиболее подходят для сыпучих продуктов, так как материал позволяет создать сосуды, которые способны удержать даже воду! Ажурная поверхность корзин из лозы менее пригодна для сбора и переноса ягод, в отличие от берестяной.
  • Корзины из древесной ленты наиболее подходят для переноса грубых предметов (например, поленья дров), которые могут нанести повреждения нежной и бархатистой бересте или хрупкой ажурной лозе.
  • Корзины из древесной ленты наиболее склонны к потере эстетического вида и наиболее сложны не только в технике изготовления, но и подготовке материала.
  • Пластиковые корзины наиболее доступны из-за распространенности материала почти в любом населенном пункте. При этом пластик наименее подвержен разрушению под воздействием различных факторов (влага, перепады температуры). Пластик так же позволяет плести корзины самых смелых цветовых решений, в то время как другие материалы ограничены своими натуральными цветами, а с покраской теряют свой шарм и природную очаровательность.

Ну и традиционно я обращаюсь к своим уважаемым читателям с просьбой комментировать материал и по возможности присылать мне фотографии своих изделий, которые я мог бы здесь опубликовать.

Ко времени сбора урожая надо подумать и о том, чтобы приготовить легкую и удобную тару для яблок, груш, слив, картофеля... Лучше всего подходят для этого корзины, сплетенные из ивовой лозы. Они легкие, прочные, хорошо пропускают воздух.

Современные мастера применяют, как и в старые времена, в качестве исходного сырья для плетения корзин однолетние побеги почти всех видов ив, произрастающих на территории нашей страны. Побеги выбирают прямые и длинные, со здоровой древесиной, баз сучков и наростов, с небольшой сердцевиной.

Толщина у комля каждого прута не должна превышать 10—12 мм. Практически заготавливать ивовую лозу можно в течение всего года, но лучший материал обычно получают весной или поздней осенью.Для ппетения большинства корзин, за исключением корзин для картофеля, применяют очищенные прутья. Вели сбор происходит весной или в начале лета, то кора легко снимается без какой-либо дополнительной обработки.

Один из способов заготовки ивовых прутьев.

Старые мастера-корзинщики бережно относятся к каждому дереву. Поэтому для работы они выращивают окультуренную иву.
Вот как это делается. Весной, сразу после таяния снега, во влажном низинном месте высаживают черенки ивы. Для этого с местной ивы срезают однолетние побеги длиной 25 см.

Их втыкают в землю на 2/3 длины под углом примерно 45°. Расстояние между черенками в ряду — 60—70 см. Такое же расстояние и между рядами. Землю не надо сильно удобрять, иначе прутья будут слишком толстыми.

Достаточно внести немного навоза и суперфосфата. На такой почве прутья получаются длинные, ровные и достигают на третий год высоты 2—2,6 м. Эта плантация живет 10—15 лет.
Прутья для корзины срезают либо в мае, до цветения ивы, либо в августе, когда вырастают достаточно длинными новые побеги.

На одном кусте за лето образуется до 20 побегов. Для дальнейшего роста куста достаточно оставить на нем б—8 побегов.

Со срезанных прутьев сразу же снимают кору. Если вы не успели это сделать и прутья высохли, их придется смочить водой.
Очищенные прутья надо выдержать не меньше 5 дней в тени на открытом воздухе, чтобы они подсохли.

Прутья, заготовленные осенью, необходимо предварительно вымочить в течение 3—4 ч, затем пропарить 20— 30 мин. После пропарки их охлаждают в холодной воде и снимают кору. Делают это щемилкой — удобным самодельным приспособлением: вбивают в землю полуметровый кол и на трети его высоты сверлят в нем сквозное отверстие. Затем кол расщепляют от верхушки до отверстия. Получается пружинящий зажим, в который вставляют комлевую чзсть прута и, придерживая левой рукой щзмилку, правой тянут прут на себя. По этому же принципу действуют щемилки из металла.

Наиболее проста щемилка, изготовленная из двух металлических стержней. У двух больших гвоздей отпилите шляпки и вбейте полученные стержни в толстый кряж или колоду, обмотайте у основания толстой проволокой и разведите концы как у рогатки.

Для плетения довольно часто применяются так называемые ленты — прутья изы, расщепленные на две, три и четыре части. Конечно, имея некоторую сноровку, прут можно расщеплять обычным ножом, но в этом случае работа идет медленно. Быстрее действовать специальными колунками. Их вырезают из твердой древесины: березы, груши, лблони, сирени — или из металла, кости, пластмассы. И хотя деревянные колунки менее надежны, зато при необходимости их всегда можно вырезать из подручного материала. Чтобы расщепить прут, например, на четыре части, на его торце делают два взаимно перпендикулярных надреза. В надрезы вставляют клинообразные выступы колунка.

При продвижении колунка вдоль сердцевины прута он раскалывается под действием клина навоздух. И сделать их можно разных размеров — побольше и поменьше, з зависимости от того, что вы собираетесь в них хранить.Всегда пригодятся такие корзины и для сбора грибов, ягод.равные части.

У каждого из сегментов срезают сердцевину и получают ленты для тонкого плетения. Если заготовленный материал не собираются тотчас пускать в дело, то его высушивают и хранят связанным пучками з сухом помещении, а перед плетением замачивают. Как только прутья и ленты обретут вновь эластичность, их завертывают во влажную тряпку, а вынимают уже в процессе плетения по мере необходимости. При этом нужно иметь з виду, что замоченные прутья во влажном состоянии могут находиться не более суток, потом на них появляется плесень и древесина чернеет.

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:1 — щемилки для снятия коры и станина с укрепленной на ней щемилкой; 2 — колунки и последовательность расщепления прута; 3 — шило и колотушка.

Плетение корзин с круглым дном

Корзины с круглым дном а основном предназначены для сбора фруктов и овощей, кроме того, в них ставят цветы, с ними ходят по грибы, ягоды. Плетение таких корзин начинают с дна. Подберите восемь прутьев средней толщины. В серединах четырех прутьез прорежьте ножом щели и. вставьте з них четыре других прута. Полученную крестовину начинайте оплетать двумя тонкими прутьями (одним нельзя — при четном числе лучей переплетения не получится). Сделав один-два витка, разведите прутья, чтобы каждый луч состоял теперь только из одного прута. У вас получится 16 лучей.

Оплетать их двумя прутьями не очень-то удобно. Поэтому подставьте еще один прут — у вас получится 17 лучей, и вы можете продолжить плетение одним прутом. Закончив плести донышко, на месте 16 лучей заложите по два новых прута, а у 17-го — один.

У вас получится опять нечетное число — 33 луча. Чтобы получить правильную форму корзины, установите на донышке шаблон. Сделайте его из дерева или используйте подходящие по размерам старые кастрюли, ведра, бачки. Прижмите к шаблону прутья-стойки и свяжите их вершины в пучок. Первые ряды оплетения стоек — укрепляющие. Прутья в них переплетаются двойной или тройной веревочкой. Как выполняется тройная веревочка, понятно из рисунка. Двойная веревочка выполняется в той же последовательности, только в плетении участвуют не три, а два прута. Рисунок 1.

Дальше стойки корзины оплетайте простым плетением. При этом помните, что вплетать каждый новый прут нужно только в определенном порядке, убирая концы внутрь корзины, как показано на рисунке. Чтобы плетение было прочным, необходимо как можно плотнее прижимать друг к другу ряды прутьев. Делать это можно специальной колотушкой. Она должна быть узкой, свободно проходить между двумя соседними стойками плетения, но в то же время массивной и достаточно тяжелой.

Добротную колотушку можно вырезать из дуба, березы, клена или из засохшего ствола сирени. Закончив плетение бортов, приступайте к их заделке. Существует несколько способов заделки бортов.

Наиболее простой заключается в том, что одну стойку заводят за две последующие. Так же поступают со второй, третьей, и так до тех пор, пока весь борт не будет полностью заделан. Завершают рабочу прикреплением ручки.

Для этого прут толщиной чуть больше карандаша заостряют с двух концов и вставляют в борта корзины. Рядом вставляют пуки тоненьких прутьев. Каждый из пучков обвивают вокруг дужки, и у противоположного борта завязывают концы узлом в последовательности, показанной на рисунке 2.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕТЕНИЯ КОРЗИНЫ С КРУГЛЫМ ДНОМ 1 изготовление крестовины; 2 — закладка первого прута; 3 — закладка второго прута; 4 — сплетение прутьев крестовины; 5 — разведение прутьев крестовины и продолжение сплетения; установка цилиндрического или конического шаблона и закладка боковых стоек; 7 — сгибание стоек по шаблону и связывание* их концов в пучок; 8 — закладка прутьев для выплетания укрепляющей веревочки;9 — последовательность плетения тройной веревочки; 10— выполнение простого плетения на бортах корзины; 11 — заделка бортов корзины; 12 — последовательность сплетения ручки

Корзина сферической формы

Такие корзины хороши для сбора урожая в саду, в поле, на пришкольном участке. С большими корзинами, сплетенными из ивовых прутьев, ходят по грибы, с маленькими, сплетенными из гибких корней сосны, ели, лиственницы, — по ягоды.

Изготовление корзины сферической формы: 1 — каркас из двух обручей; 2 — на-чало сплетения каркаса; 3 — закрепление оплетекия; 4 — закладка боковых реоер каркаса; 5 — продолжение опяе-тения по спирали; 6 — готовая корзина.

Основу корзины составляет каркас из двух круглых обручей. Обручи сгибают из распаренных толстых прутьев на каком-нибудь предмете цилиндрической формы. Высохнув, они сохраняют приобретенную форму. Один из обручей в каркасе располагают горизонтально, а другой — вертикально. На обоих делают клинообразные срезы. Горизонтальный обруч соединяют на ус и связывают тонкой ивовой ленточкой. В двух противоположных точках его расщепляют кончиком ножа, и в образовавшиеся щели под прямым углом вставляют вертикальный обруч. Его тоже соединяют на ус и связывают в месте соединения.

Оплетают каркас лентами-прутьями,расщепленными пополам. Начинают с мест пересечения обручей. Уложив четыре-пять витков, конец ленты закрепляют, а между обручами закладывают шесть прутьев-ребер и оплетают их простым плетением по спирали. Как только лента доходит до обруча, делают полтора оборота вокруг него и плетение продолжают в обратную сторону. С противоположной стороны обруча поступают так же. По мере удаления от места прикрепления ручки расстояние между ребрами увеличивается. Когда оно становится очень большим, закладывают новые ребра. Оплетать ребра корзины надо равномерно, то с одного конца ручки, то с другого.

Декоративные блюда

Такие блюда могут не только украсить стены кухни или столовой, на них можно подавать хлеб или фрукты. Форма выбирается по желанию — круглая, овальная, прямоугольная. Из доски вырезается донышко нужной формы, и в нем по периметру сверлится нечетное число отверстий. В отверстия вставляются стойки-лучи и оплетаются, как у обычной корзины. Борта также заделываются известным способом. На донышке блюда резаком и стамеской выполняется декоративная резьба.

Корзина-дровница

Принести в дом охапку дров, не испачкав одежды, практически невозможно. Случается, что сучок или острая щепа, торчащие в полене, рвут одежду. Этих неприятностей можно избежать, если сплести специальную корзину-«дровницу», в которой не только удобно переносить дрова, но и держать их у печи во время топки.

1- Плетеные блюда с цельнодеревянными донышками; 2- изготовление корзины дровницы.

Длина корзины должна соответствовать длине заготовленных в поленнице дров. Возьмите две рейки такой Же длины и просверлите в них на равном расстоянии друг от друга сквозные отверстия. Четыре крайних отверстия должны иметь диаметры примерно в полтора раза больше, чем все остальные. В малые отверстия реек вставьте по два прута, вершинами в противоположные стороны. Оплетите дно простым плетением. Затем оплетите две боковые стенки и согните их под тупыми углами к донышку. В борта стенок вставьте согнутый дугой прут, обвейте его тонкими прутьями и завяжите на бортах с двух сторон узлы, расширяя зазоры между рядами плетения деревянным шилом.

Способы и техника плетения определяются формой и назначением изделия, материалом, из которого его изготавливают.

Плетение бывает густое (сплошное), редкое (ажурное). По видам его подразделяют на простое, послойное, рядами, квадратное, ажурное, веревочкой, загибкой и др.

При сплошном применяют чаще всего простое и послойное плетение, реже - рядами и квадратное. При изготовлении одного изделия используют несколько видов плетения: сплошное и ажурное, оба в комбинации, веревочкой и загибкой.

Простое плетение- одиночные прутья вплетают через одну стойку в виде непрерывной ленты, наслаивая по пологой спирали один ряд над другим. Для непрерывного плетения должно быть нечетное число стоек, поскольку при четном не будет переплетения.

Плетение начинают с комля прута, закладывая его то с одной, то с другой стороны стоек.

В сомкнутых фигурах наслаивание ведут кругообразно в одном направлении - слева направо; в несомкнутых порядок несколько иной: когда заканчивают один ряд, вокруг крайней стойки делают поворот, огибают ее и плетут в обратную сторону (рис. 1, б).

В случае, если прут заканчивается вершинной частью, новый присоединяют к нему тоже вершинкой, при этом для большей прочности следующий прут на протяжении трех-четырех стоек вплетают рядом с предыдущим (рис. 1, а).

Когда прут заканчивается толстым комлевым концом, следующий прут упирают также комлевой частью в сторону, где заканчивается предыдущий, и продолжают плетение. Все концы вплетаемого прута обращают во внутреннюю, противоположную от себя сторону. Периодически плетение выравнивают и уплотняют легкими ударами изера. Необходимо постоянно следить за расположением стоек, чтобы они располагались на равном друг от друга расстоянии и не уходили в сторону.

Простое плетение часто выполняют двойными и тройными прутами (рис. 1, в). Разновидностью простого плетения является плетение ординарными, двойными и более прутами с вплетением их к стоякам под углом 45° и более (рис. 1, г-ж).

Послойное плетение (рис. 2) - через одну стойку несколькими прутьями. В этом случае требуются прутья одной и той же длины и толщины. Начинают плетение комлевым концом прута, оплетают четыре стойки и оставляют конец на наружной стороне. Прут прижимать не надо; он должен быть немного приподнят. Начиная плетение каждого следующего прута от новой стойки с левой стороны, последовательно оплетая по четыре стойки справа, доходят до первой, исходной стойки.



Рис. 2. Послойное плетение

Все концы прутьев должны находиться с наружной стороны. Затем начинают плетение слева направо, последовательно оплетая одну стойку за другой до тех пор, пока круг не сомкнется, и не будут заплетены все прутья.

Плетение рядами (рис. 3). Выполняют следующим образом: комель первого прута закладывают под стойки и ведут плетение через одну стойку до его окончания; второй прут закладывают под следующую стойку и плетут точно так же, как и первый; далее, начиная от третьей стойки, плетут третьим прутом. Такое плетение продолжают до тех пор, пока не будет полностью выплетен ряд; затем выплетают второй ряд, а при необходимости и третий. Плести можно одним или двумя прутьями.

Наслоение тонких концов прутьев на толстые дает четкую диагональную линию за счет разницы их толщины, в результате получается красивая полоса, спирально огибающая изделие.



Рис. 3. Плетение рядами

Если при плетении комель прута закладывают под стойки справа налево, то и диагональ идет в этом направлении, и, наоборот, при закладывании прута направо, диагональ получается слева направо.

Квадратное плетение (рис. 4). Его начинают комлевым концом прута и ведут слева направо через две стойки (считая и угловую) до тех пор, пока от вершинного конца прута на наружной стороне остается 5-10 см. Вторым прутом начинают плести с правой стороны от второй стойки, плетение ведут также через две стойки, выводят его концы наружу на две стойки далее.

Аналогично плетут и следующие прутья до тех пор, пока получится квадрат, т. е. высота вплетенного ряда будет равно расстоянию между двумя стойками.

Закончив плетение первого ряда квадратов, плетут второй, но начинают плетение уже со следующей стойки и вершинными концами прутьев. Подобным образом плетут следующие ряды квадратов до нужной высоты. Особое внимание следует обратить на уплотнение плетения в том месте, где прут огибает стойки.

Рис. 4. Квадратное плетение

Плетение веревочкой (рис. 5) применяют для укрепления верхних и нижних концов боковых стенок и стоек основы дна, соединения и скрепления отдельных элементов при ажурном плетении. Плетение веревочкой состоит в том, что прутья не только оплетают стойки, но и переплетаются между собой, плотно охватывая стойки.

Рис. 5. Плетение веревочкой

Различают следующие виды этого плетения: веревочка в два, три, четыре и пять прутьев.

Веревочка в два прута - это плетение, при котором вплетают одновременно два прута: первый закладывают за одну из стоек, второй из-под него за следующую стойку и приплетают третью стойку и т. д. При выполнении первого приема конец одного прута будет снаружи между третьей и четвертой стойками, а конец второго - между четвертой и пятой стойками, при этом первый прут должен быть снизу, а второй сверху.

Веревочку в три прута плетут одновременно тремя прутьями. Первый прут закладывают за одну из стоек, следующие вторую и третью огибают снаружи, а четвертую с внутренней стороны и выводят наружу. Второй прут закладывают между второй и третьей стойками под первый прут, огибают снаружи с внешней стороны две, а с внутреннеи одну стоику и выводят наружу в промежуток между пятой и шестой стойками.

Третий прут закладывают в промежуток между третьей и четвертой стойками и выводят конец между шестой и седьмой стойками. Затем продолжают плетение: каждым прутом последовательно огибают изнутри одну, а снаружи две стойки.

Веревочку в четыре прута плетут одновременно четырьмя одиночными прутьями. Каждым из них последовательно огибают па две стойки то с одной, то с другой стороны. При огибании прутья переплетаются между собой» в результате получается двусторонняя веревочка.

Веревочку в пять прутьев плетут одновременно пятью одиночными прутьями. Каждым из них последовательно огибают с внутренней стороны одну стойку, а с внешней четыре. Перед плетением веревочки для ее утолщения и скрепления снаружи вдоль стоек укладывают прут, который оплетают вместе со стойками.

Рис. 6 Образцы простого ажурного плетения: а - звездочкой, б-столбиком, в - ромбом, г - отделочный в два прута, д-полуромбом (клином)

Ажурное плетение (рис. 6) - с открытыми ячейками. Виды ажурного плетения весьма разнообразны. Оно бывает простым и сложным (рис. 7). Сложный ажур может воспроизводить рисунки кружев, тканей и разных фигур.

Чаще всего ажур применяют в сочетании с другими видами плетения. Ажурное плетение придает изделию декоративность, изящество форм и рисунка.



Рис. 7. Образцы ажурного плетения

Плетение загибки косой. Существует два такого плетения - накладные и кромочные косички. Ими обычно заканчивают плетение стенок.

Накладные косички плетут отдельно из трех, четырех или пяти пар прутьев методом простого их переплетения с последующим креплением к кромкам изделия.

Кромочные косички начинают из концов стоек слева направо (рис. 8, а). Берут одну из стоек и, поставив под нее шило или кусочек прута, сгибают наружу. Точно так же сгибают вторую стойку (рис. 8, б). Первую стойку шилом проводят под второй и, обогнув следующую стойку, выводят внутрь (рис. 8, в).

Основные виды и способы плетения

Виды плетения определяются конструкцией и архитектурным решением формы изделия, его назначением и различаются по способу заполнения пространства между стойками.

Плетение бывает сплошное (густое), ажурное и смешанное.

Основные виды густого плетения: простое, послойное, рядами, квадратное, веревочкой. В одном изделии могут сочетаться несколько видов плетения.

В любом виде плетения различают стойки (основу) и прутья плетения (уток).

Простой способ плетения (рисунок 1 - 4) - заплетка нечетного количества стояков одиночным прутом через один промежуток по схеме «перед- за, перед- за» стояком в виде непрерывного ряда, идущего по пологой спирали. В замкнутых контурах изделий (различные корзины, кашпо, вазы и тому подобные предметы) наслоение рядов ведется кругообразно в од­ном направлении- слева направо, а в плоских изделиях прямоугольной формы прут, доплетенный до крайнего стояка, огибает его и заплетается по той же схеме в обратном направлении, пока не будет достигнута высота стенки. Если длина прута при этом израсходована полностью, его наращивают новым: комель состыковывается с комлем, вершинный конец с вершинным.




Послойное плетение (рисунок 5-8) в отличие от простого ведется справа налево путем подстановки к левому стояку по одному пруту изнутри и огибания правого стояка снаружи. После того, как все прутья утка будут установлены, они поочередно вплетаются в стенку изделия на один ряд через стояк. Диаметр прутьев и их длина должны быть строго одинаковыми, тогда вплетенные на всю длину между стояками прутья дадут и одинаковое количество рядков и равный по высоте слой плетения стенки.

Отпадает необходимость наращивания израсходованной длины прутьев. Высоту стенки рассчитывают по числу слоев плетения, разделяемых веревочками (см. дальше). Послойное плетение выполняют как одним, так и двумя, тремя прутьями. Послойным плетением выплетают только замкнутые поверхности.





Квадратное плетение (рисунок 9 - 11) подходит для изготовления прямоугольных изделий и, в отличие от всех перечисленных способов, ведется через два стояка снаружи за два стояка изнутри и т.д. Плетение первого ряда квадратов начинают комлевыми концами прута, пока высота выкладываемых рядков не будет равна расстоянию между стояками, то есть пока не получится квадрат. Следующую полосу квадратов начинают плести, отступив вправо на один промежуток, для того чтобы квадраты в рядах ложились как кирпичи в стене. Добиваясь большей плотности плетения, ряды квадратов все время сбивают, уплотняют колотушкой (изером).




Плетение веревочками (рисунок 12 - 19) тоже широко применяется буквально в каждом изделии. Различные веревочки в два, три, четыре и даже в пять прутьев используются для фиксации стояков на равных друг от друга расстояниях, для придания изделию жесткости и прочности, отбивок одного вида плетения от другого. Во всех этих случаях прутья не только оплетают стояки, но и перевиваются между собой в узоры «елочка», «цепочка» и др.









Ажурное плетение - один из видов художественного плетения (от французского слова « ажур » - « сквозной »), придающий изделиям декоративность, красоту, изящество. Огромное разнообразие рисунков обеспечивается за счет чередования открытых ячеек, столбиков, ромбиков и т.д. , вплоть до воспроизведения кружевных узоров, сложных тканей, воздушных загибок и бордюров.

Загибки и кромки завершающие плетение стенок изделия, также бывают разнообразные. Наиболее распространенные из них некоторые плетельщики называют условно «дорожками», «розгами», «косичками» или ажурными бордюрами. Но суть не в названии, а в технике плетения, о которой расскажем, хотя бы в общих чертах.

Так, «дорожки» заплетают по верхнему краю изделий из оставшихся свободных концов одинарных или парных стояков после заплетения боковой стенки веревочкой в два или три прута. Для этого справа от исходного стояка закладывают шило или короткий обрезок прута и, прижимая стояк к шилу или обрезку прута, загибают его вправо, обводят им изнутри соседний (второй) стояк, затем снаружи огибают два стояка и конец прута заводят за пятый от исходного стояк. Точно так же по этой схеме загибают второй, а затем и третий и все последующие стояки до последнего, еще не согнутого в загибку стояка.

Шило или обрезок прута из под исходного стояка вытаскивают и в образовавшееся под ним пространство изнутри заводят последний стояк, конец которого затем протягивают снаружи двух последующих (уже лежащих в загибке) стояков и заправляют внутрь изделия за уложенный так же в загибку пятый стояк. Кончики всех уложенных в загибку стояков подтягивают, загибка по всему периметру изделия выравнивается, а оставшиеся от нее концы обрезают.

Благодаря этому получается четкий рисунок края изделия, загибка красиво завершает боковую стеночку. Но иногда требуется более широкая кромка и тогда к основным стоякам изделия подставляют из прутиков такого же диаметра дополнительные стоячки, чтобы вести загибку по схеме: направо за вторую пару стояков изнутри перед третьей и четвертой парами, за пятой перед шестой и затем ведут прут дальше, за седьмую пару стояков внутрь изделия прячут концы и, подтянув их равномерно, аккуратно подрезают. Такую загибку называют «дорожкой в два прута». Загибка в два прута может заканчиваться обрезкой концов не только внутри изделия. Иногда их выводят наружу и подрезают на внешней стороне боковой стенки изделия. Дорожка в два прута по сравнению с предыдущей выглядит более эффектно. Когда изделие плетут из цветного прута, можно подставляемые к основным стоякам прутики взять другой расцветки или белые окоренные. И наоборот, когда изделие плетут из белого прута, можно подставить к стоякам цветные прутики и загибка получится в два цвета - еще наряднее.

Загибка в три или четыре пары прутьев (рисунок 20 - 35) - наиболее оригинальная и красивая из всех загибок, но для ее плетения требуется большой опыт. Такая загибка не только придает изделию красивый законченный вид, и обеспечивает хорошую жесткость кромке изделия и устойчивость приданной ему формы. Поэтому стоит потрудиться, чтобы овладеть приемами и последовательностью операций плетения такой заготовки.

















Кромка, или загибка "косичкой" (Рисунок 36 – 40)- самая наглядная, но и самая трудоёмкая из всех кромок, завершающих край борта изделий из свободных концов стояков. Обычно "косички" плетут из двух прутьев в одой пряди и трёх прутьев - в другой, а когда надо получить более широкую кромку, то плетение идет из двух троек симметрично






Является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Наиболее популярными сегодня является плетение из лозы, бисероплетение и макраме.

Плетение из лозы берет свое начало из глубины веков. Оно появилось гораздо раньше гончарного дела и заняло значительное место в жизни человека. Достаточно вспомнить хотя бы о том, что из веток деревьев возводились жилища, изгороди, изготавливались всевозможные предметы обихода, от мебели до детских игрушек. На Руси фактически каждый крестьянин мог сплести корзину, если в том возникала необходимость.

Также на сайт:

Без корзин обходиться было невозможно: в них носили на речку стирать белье, брали с собой в лес либо в дорогу, отправляясь в далекий путь. Кроме того, плетение является предшественником ткачества. Самые первые коврики, циновки и одежда, сплетенная из трав, являются прообразом современных тканей.

Лозоплетение дошло до нашего времени практически без изменений, и научиться плести из лозы может каждый желающий. К тому же доступность используемого материала очень подкупает, так как для плетения может использоваться не только лоза, но и, фактически, любое растение, имеющее длинные, гибкие, тонкие стебли. Это может быть тростник, ситник, виноградная лоза, листья кукурузы и многое другое, очень популярно плетение из ротанга.

Также большим плюсом является то, что плетение из лозы можно сочетать с другими техниками, в основе которых лежит использование природных материалов: роспись, резьба, икебана, флористика и многое другое, что подскажет творческая фантазия. Для начала можно создавать поделки попроще, а потом можно изготовить практически любую вещь. Светильники, вазы, табуреты, кресла, плетеная садовая мебель пользуются большим спросом, поскольку они красивы, практичны и подчеркивают индивидуальность обладателя.


И если плетение из лозы может украсить интерьер, то плетение из бисера может украсить одежду и стать ярким и модным аксессуаром. Родиной бисероплетения считается Египет, где задолго до нашей эры плелись украшения из стекла: в маленьких непрозрачных кристаллах проделывались дырочки, сквозь которые продевался волос или пропитанная воском нить.

Также украшения из бисера носили в Древней Руси. Даже зажиточные крестьянки могли позволить себе кокошники, расшитые бисером и речным жемчугом. Вышивка из бисера украшала также сумочки, кошельки, подушки, скатерти, пояса, подтяжки и т. д. Но настоящими «центрами рукоделия» являлись женские монастыри. Здесь готовили церковные убранства, расшивали одежду священнослужителей золотом, серебром, шелком, каменьями, а иконы, вышитые лицевой гладью и украшенные бисером и жемчугами, могли соперничать с писаными иконами.

Но монашкам-рукодельницам доверяли не только церкви, также их услугами пользовались богатые модные барышни и даже государственные мужи, желающие украсить шитьем свои мундиры. Именно благодаря монахиням и монастырям, собирающим и хранящим разные техники рукоделия, мы можем сегодня любоваться иконами, царскими одеяниями, патриаршими облачениями, которые поистине можно назвать произведениями искусства.


Сегодняшние мастерицы ничуть не уступают монахиням в искусстве бисероплетения , создавая из этих крохотных бусинок красивейшие украшения, мозаики, картины, которые смело можно назвать шедеврами. Ручное плетение бисером смотрится ярко и эффектно, облагораживает и придает оттенок роскоши. Многочисленные схемы бисероплетения цветов, деревьев, камей, брошей, колье и других украшений можно найти на специализированных сайтах.

Еще одним из видов плетения является макраме . История макраме начинается в Древнем Китае и Японии, откуда распространяется по всему миру. Некоторые народы использовали это узелковое плетение, чтобы сохранять и передавать информацию. «Узелковые письма» расшифровывались по цвету, размеру, форме и сочетанию узелков.

Во времена язычества из узелков плелись амулеты и талисманы, которые носили на руке или на шее. Церковники тех времен рассматривали плетение как преступление, а тех, кто занимался этим видом рукоделия, причисляли к еретикам и колдунам и подвергали жестокому наказанию или казни.

Бытует мнение, что посредником макраме стал парусный флот VIII - IX веков, так как многочисленные комбинации морских узлов крайне сложные и оригинальные по своей красоте. Моряки применяли хитроумные узлы для своих нужд, а в свободное время украшали свои ножи и безделушки узелковыми узорами. В разные времена узелковое плетение то возрождалось, то забывалось, но в каждый период своего расцвета техника плетения и вязания узелков усложнялась и задействовала все новые виды творчества.

Плетеные изделия можно было увидеть всюду: в интерьере, в одежде и даже в полотнах великих живописцев. Одним из первых художников, запечатливших плетеные изделия, стал Сандро Боттичелли. В настоящее время эта техника узелкового плетения также доступна всем, кто хочет самостоятельно украсить свой интерьер красивыми панно или сплести кашпо для цветов. Также в этой технике получаются оригинальные ремни и пояса, игрушки, кулоны, вазы, корзины и множество других полезных и красивых вещей, которые могут послужить прекрасным подарком к любому празднику.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...