Крылатые выражения про учителей. Афоризмы о педагогах

1. Кормление с ложечки в далёкой перспективе может научить нас только тому, какая форма у самой ложки. Е. М. Фостер

2. Секрет настоящего обучения в том, чтобы подумать о том, что ты выучил сегодня утром так, будто ты знал это всю жизнь. Автор неизвестен

3. Мы можем научить, исходя из нашего опыта, но мы не можем передать сам опыт. Саша Азеведо

4. Учитель - это тот, кто с течением времени делает себя ненужным. Томас Каррутерс

5. Мне нравятся учителя, которые кроме домашнего задания дают нам домой что-то ещё, о чем можно подумать. Лили Томлин

6. Преподавание - это возможность обучиться чему-то дважды. Джозеф Юбер

7. Высшее искусство, которым обладает учитель, - это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний. Альберт Эйнштейн

8. Учитель влияет на вечность: никогда нельзя быть уверенным, где кончается его влияние. Генри Адамс

9. По-настоящему мудрый учитель не приглашает вас посетить его собственный дом мудрости, но ведёт вас к порогу вашего собственного разума. Халиль Джебран

10. Искусство обучения - это искусство помощи открытиям. Марк Ван Дорен

11. Я не учитель. Я - тот, кто пробуждает вас. Роберт Фрост

12. Не пытайтесь вылечить ваших студентов, вылечите сначала себя. Хороший учитель сделает плохого студента хорошим, а хорошего студента великолепным. Марва Коллинз

13. Когда наши студенты проваливаются, мы, как их учителя, тоже проваливаемся. Марва Коллинз

14. Когда преподаешь, нужно знать три вещи: свой предмет, кому ты его преподаешь и то, как преподать свой материал элегантно. Лола Мей

15. Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет. Уилльям Артут Ворд

16. Средний учитель разъясняет сложные вещи, одарённый учитель раскрывает красоту простых вещей. Роберт Браульт

17. Хороший учитель - как свеча. Он растворяет себя для того, чтобы дать другим свет. Автор неизвестен

18. Не злись на других, что не можешь заставить их быть такими, как тебе угодно. Злись на себя за то, что не можешь стать таким, каким хочешь быть. Томас А. Кемпис

19. Настоящая цель каждого учителя не в том, чтобы внушить своё мнение другим, а в том, чтобы разжечь умы других. Ф. В. Робертсон

20. Ум - это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь. Плутарх

21. Знать, как делать предположения, - это великое искусство учителя. Генри Фредерик Амиель

22. Вы можете заплатить людям, чтобы они учили. Но вы не можете заплатить им, чтобы они беспокоились о результате. Марва Коллинс

23. Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам. Ричард Генри Данн

24. Никто не сможет научить краба идти по прямой. Аристофан

25. Я никогда не учу своих учеников. Я только предоставляю условия, в которых они смогут учиться. Альберт Эйнштейн

26. Идеальные учителя - это люди-мосты, которые предлагают своим студентам перейти на другой берег. В тот момент, когда они решаются, мосты разрушаются и учителя вдохновляют студентов строить свои мосты. Никос Казандзакис

27. Иногда один человек может вдохновить множество других. Эндрю Джексон

28. Поток мыслей - это истории, истории о разных событиях, истории о людях и истории о достижениях. Самые лучшие учителя - это самые лучшие рассказчики историй. Мы учимся, слушая истории. Фрэнк Смит

29. Хороший учитель даёт больше вопросов, чем ответов. Джозеф Альберс

30. Время - это великий учитель. Как жаль, что он убивает всех своих учеников. Луис Гектор Берлиоз

31. Учителя, которые умеют вдохновлять, знают, что обучение похоже на ухаживание за садом. И те, кто не знает, что делать с колючками, никогда не должны заниматься цветами. Автор неизвестен.

32. Эй, великие учителя: слушайте, что вы говорите! Гёте

33. Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. Анатолий Васильевич Луначарский

34. Преподавание должно быть наполнено идеями, а не напичкано фактами. Автор неизвестен

35. Прежде чем учить других, человек должен понять своё жизненное направление. Будда

36. Обращайтесь с людьми так, как будто они уже идеальны, и тогда вы поможете им стать теми, кем они могут стать. Гёте

37. Лучшие учителя учат с помощью своего сердца, а не с помощью книги. Автор неизвестен

38. Учитель, который преподает, не вдохновляя студентов на обучение, пытается ковать холодное железо. Гораций Манн

39. Дайте мне рыбу, и я смогу насытиться на день. Научите меня ловить рыбу, и я буду сыт всю свою жизнь. Китайская пословица

40. Учителя, которые "выгорают", - это не те, кто постоянно учатся, что тоже может быть изматывающим. Те, кто "выгорают", - это учителя, которые пытаются держать своих студентов и происходящее в классе под своим постоянным контролем. Фрэнк Смит

41. Будь тем, кто открывает двери для тех, кто идет за тобой. Ральф Вальдо Эмерсон

42. Настоящий учитель научит своих учеников не поддаваться чужому влиянию, в том числе своему. Эймос Бронсон Элкотт

43. И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Л.Н. Толстой

44. Учителя должны вести вперед, не заставляя, и участвовать, не подавляя. С. Б. Неблетте

45. На каждого, кто хочет преподавать, приходится около 30 людей, которые больше ничему не хотят учиться. В. С. Стеллар

46. Самое важное знание для каждого учителя, чтобы делать свою работу хорошо, - это знание о том, как его ученики переживают процесс обучения, и о том, как они воспринимают действия своего учителя. Стивен Брукфилд

47. Вы не можете управлять ветром, но вы можете натянуть паруса. Автор неизвестен

48. Чтобы воспитывать другого, мы должны в первую очередь воспитать себя. Николай Васильевич Гоголь

49. Всё должно быть настолько просто, насколько это возможно. Но не проще. Альберт Эйнштейн

50. Учитель работает над самой ответственной задачей, - он формирует человека. Педагог - это инженер человеческих душ. М.И. Калинин

Александр Ботвинников когда-то сказал: «Учителя уверены, что яйца курицу не учат, а вот ученики убеждены - курица не птица». Вечное противостояние учителей и учеников на поле битвы под названием «Школа». Но стоит только закончиться веселым школьным денькам, как невозможно найти бывшего школьника, который бы ненавидел свою школу. И лишь цитаты об учителях напоминают о былом времени.

Школьные годы чудесные

Хороший учитель

Карл Краус когда-то изрек: «Информацию, которую переварили учителя, можно считать пищей для учеников». В действительности подобные цитаты об учителях часто можно встретить, вот только они не позиционируют педагогов хорошими или плохими.

Прийти к пониманию словосочетания «хороший учитель» поможет еще одно высказывание Дистервега: «Плохой учитель дарит своим ученикам знания, хороший - учит их находить». Именно так должен поступать истинный педагог. Разжечь интерес, научить отсеивать лишнее, постепенно добираясь до истины в поисках собственного ответа - вот задача каждого учителя.

Кто может стать учителем?

Изучая цитаты об учителях великих людей, можно наткнуться на интересное высказывание Менделеева: «К педагогике необходимо призывать как к медицине, морскому делу. Принимать в лавы не тех людей, которые хотят только обеспечить себе будущее, а тех, кто уверен, что имеет к этому делу призвание, получает от преподавания удовлетворение и понимает необходимость своего ремесла». И с этими словами ученого можно легко согласиться. Быть педагогом, как быть художником - научиться можно, но только одаренным от природы дано создавать настоящие шедевры.

В подтверждение выше сказанного следует привести цитаты об учителях из произведений классической литературы. К примеру, Лев Николаевич Толстой когда-то написал: «Учитель - это не человек, что имеет соответствующее образование и воспитание, а тот, кто уверен, что никем другим не желает быть. Такую уверенность редко можно встретить, а ее присутствие доказывается лишь жертвами, на которые человек пошел во благо любимого дела. Учитель - это одно из достойнейших и благороднейших призваний». Именно так отзывался известный человек о профессии учителя.

Совершенный учитель

В идеале учитель должен любить все, что связано с его профессией, а не просто иметь призвание. Просматривая цитаты об учителях русского языка, можно наткнуться на высказывание Толстого: «Хороший учитель любит то, что делает. Учитель, который любит своих учеников отеческой любовью, лучше того, кто прочел множество книг, но так и не полюбил ни свое ремесло, ни своих подопечных. И только тот, кто любит своих учеников и свое ремесло, может называться совершенным учителем».

Учитель должен любить свою работу и хорошо относиться к ученикам. Но стоит помнить, что хорошее отношение - это не только хорошие отметки. Мишель Монтень когда-то написал следующее: «У меня нет желания, чтобы наставник делал все один, я хочу, чтобы учитель слушал, что говорит его ученик. Сократ и Аркесилай всегда заставляли говорить первыми своих учеников, и только потом говорили сами. Учитель должен спрашивать с ученика не только материал урока, но суть и смысл. И судить ученика не за его хорошую память, а за его собственные слова. Объясняя что-то своему ученику, учитель должен осветить информацию с разных сторон и проверить понял ли его ученик. Когда ученик отвечает на вопрос учителя его же словами, это значит, что учитель плохо подал ему информацию и соответственно он плохой учитель».

Педагог обязан научить своих подопечных самостоятельно находить ответы и желать получить как можно больше знаний. Более того, учитель должен быть своему ученику и другом, и соперником.

Учитель-соперник

Еще Леонардо да Винчи говорил: «Ученик, который не может превзойти своего учителя, вызывает лишь жалость». Возможно, подобного роды цитаты об учителях звучат жестоко, но в них, несомненно, сокрыто зерно истины. Какой учитель обрадуется ученику, который прекратил свое интеллектуальное развитие. Желание найти свои ответы, свою истину - вот ради чего должен стараться учитель.

Хаббард когда-то сказал: «Учитель, который может научить своих воспитанников находить благо в труде, должен почивать на лаврах». Знания, полученные из-под палки, мотивированные только получением высокой оценки, никогда не будут качественным продуктом учебной деятельности. Они быстро забудутся и не принесут никакой пользы. Но если ученик желает знать - его ничто не остановит. Знания, которые он получает в момент, когда возникает потребность найти собственный ответ, запоминаются на всю жизнь. Именно поэтому учитель должен показать подопечному, что труд на благо истины приносит, помимо пользы, еще и удовольствие.

Но наряду с этим, учебный процесс должен быть ориентирован на то, что учитель - это соперник ученика. Даже Белинский настаивал на этом: «Ученик не сможет стать лучше своего учителя, когда тот является образцом для подражания, а не соперником».

Не всем и не всегда учитель необходим

Превознося профессию учителя, очень часто люди забывают о простом человеческом факторе, когда учитель, каким бы хорошим он ни был, становится бесполезным. В первом случае это когда ученик не может быть требовательным к себе. Василий Сухомлинский однажды сказал: «Пусть над учеником будет хоть сотня учителей - все их старания будут бессмысленными, если подопечный не сможет заставить себя что-то сделать или чего-то от себя потребовать».

Во втором случае учителя становятся бессильными, когда ученики изначально начинают постигать собственные истины. Очень хорошо об этом высказался Жан-Жак Руссо: «Ни один учитель не был нужен тому, кому заранее было предначертано создать собственное учение. Бэкон, Декарт, Ньютон - эти учителя рода человеческого никогда не имели своих наставников. И остается только спросить какие педагоги смогли бы привести их туда, где они оказались по воле случая?».

Многим покажется странным, но учителя не должны впихивать в учеников тонны информации. Настоящий учитель, словно катализатор, покажет, в чем красота его предмета, а дальше пытливый ум ученика уже сам сделает свое дело. Именно о таких учителях и вспоминается чаще всего после окончания школы. О тех, кто показал красоту науки, научил находить ответы и получать от этого удовольствие.

Цитаты об образовании и труде учителя

В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы людям, стоявшим ниже меня. Поэтому я хочу, чтобы мои ученики не считали для себя зазорным обращаться по всем вопросам и к тем, кто стоит ниже их. Тогда их знания будут более полными и совершенными.
Абу-ль-Фарадж (Григорий Иоанн Бар-Эбрей, 1226 — 1286, сирийский ученый, писатель и врач)

Следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает.
Аврелий Августин (Августин Блаженный, 354 — 430, епископ Гиппонский, философ и политик)

Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние.
Генри Адамс (1838 — 1918, американский писатель и историк)

Пока ученик не достигнет уровня знаний учителя, он не знает по-настоящему своего учителя.
Абу Хамид Аль-Газали (1058 — 1111, исламский богослов и философ)

Никто тебе не друг, никто тебе не враг! Но каждый человек тебе — Великий Учитель!
Кора Антарова (1886 — 1959, русская певица, писательница и теолог)

Учить — значить вселять надежду
Луи Арагон (1897 — 1982, французский писатель и политический деятель)

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь.
Аристотель (384 — 322 до н. э., древнегреческий философ и ученый)

Учительство — неутраченное искусство, но уважение к учительству — утраченная традиция.
Жак Мартен Барзэн (р. 1907, американский историк культуры и педагог)

Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека.
Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848, писатель и литературный критик)

Если что-то неясно, спроси учителя арифметики.
Алан Беннетт (р. 1934, английский писатель и актер)

Отношение государства к учителю — это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.
Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники.
Отто фон Бисмарк (1815 — 1898, германский государственный деятель)

Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет.
Боэций Дакийский (1230 — 1284, французский философ)

Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика.
Шарлотта Бронте (1816 — 1855, английская писательница)

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.
Вудро Вильсон (1856 — 1924, двадцать восьмой президент США и лауреат нобелевской премии за мир)

Плох тот ученик, который не превосходит учителя.
Леонардо да Винчи (1452 — 1519, итальянский художник, архитектор и ученый)

Человек всегда учится лишь у тех, кого любит.
Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.
Иоганн Вольфганг Гете (1749 — 1832, немецкий поэт)

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя.
Николай Васильевич Гоголь (1809 — 1852, русский писатель)

Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его.
Виктор Гюго (1802 — 1885, французский писатель)

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.
Владимир Иванович Даль (1801 — 1872, русский этнограф, писатель и медик)

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт.
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.
Адольф Дистервег (1790 — 1866, немецкий педагог)

Обучать — значит вдвойне учиться.
Детям нужны не поучения, а примеры.
Жозеф Жубер (1754 — 1824, французский писатель)

Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека.
Педагог — это инженер человеческих душ.
Михаил Иванович Калинин (1875 — 1946, советский государственный деятель)

В чем разница между хорошим и великим учителем? Хороший учитель развивает способности ученика до предела, великий учитель сразу видит этот предел.
Мария Каллас (1923 — 1977, греческая певица)

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом.
Катон Старший (Марк Порций Катон Цензор, 234-149 гг. до н.э., римский политический деятель)

Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.
Анатолий Михайлович Кашпировский (р. 1939 г., украинский гипнотизер)

Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?
Марк Фабий Квинтилиан (около 35 — около 96, древнеримский оратор)

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.
Василий Осипович Ключевский (1841 — 1911, русский историк)

Без примеров невозможно ни правильно учить, ни успешно учиться.
Луций Юний Модерат Колумелла (4 — около 70, древнеримский писатель и агроном)

Им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем.
Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.
Ян Амос Коменский (1592 — 1670, чешский педагог)

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встретил человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».
Если ваш план — на год, сажайте рис. Если ваш план — на десятилетие, сажайте деревья. Если ваш план — на всю жизнь, учите детей.
Конфуций (ок. 551 — 479 до н. э., древнекитайский мыслитель)

Воспитание ребенка — это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений — тяжких переживаний, усилий бессонных ночей и много, много мыслей-
Януш Корчак (1878 — 1942, польский педагог и писатель)

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.
Тадеуш Котарбиньский (1886 — 1981, польский философ)

Что переварили учителя, тем питаются ученики.
Карл Краус (1874 — 1936, австрийский писатель)

«Некоторые считают, что учитель обкрадывает своих учеников. Другие — что ученики обкрадывают учителя. Я считаю, что правы и те и другие, и участие в этом взаимном обкрадывании прекрасно»
Лев Давидович Ландау (1908 — 1968, советский физик, лауреат Нобелевской премии)

Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас.
Эрнст Легуве (1807 — 1903, французский писатель)

Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок — значит ты воспитатель.
Шарль Жан Мари Летурно (1831 — 1902, французский социолог, этнограф и психолог)

Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти; и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом.
Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря воспитанию.
Джон Локк (1632 — 1704, английский философ)

Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, — мы заботимся об их воспитании и о6учении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим.
Лукиан (около 125 — около 192, греческий писатель-сатирик)

Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.
Анатолий Васильевич Луначарский (1875 — 1933, советский государственный деятель)

Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других.
Роза Люксембург (1870 — 1919, немецкая революционерка)

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего, люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Антон Макаренко (1888 — 1939, советский педагог и писатель)

Я прикасаюсь к будущему. Я учу.
Криста МакОлифф (1948 — 1986, американская учительница и астронавт)

Воспитатель сам должен быть воспитан.
Карл Маркс (1818 — 1883, немецкий экономист)

Воспитывать человека — значит определять судьбу нации.
Схиархимандрит Иоанн (1932-1991)

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян
Дмитрий Иванович Менделеев (1834 — 1907, русский химик)

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому.
Самое главное — это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью.
Мишель Монтень (1533 — 1592, французский философ)

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу.
Ричард Олдингтон (1892 — 1962)

В воспитании все дело в том, кто воспитатель.
Дмитрий Писарев (1840 — 1868, русский философ и литературный критик)

Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому. («Уроки французского»)
Странно: почему мы так же, как и перед родителями, чувствуем вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе — нет, а за то, что стало с нами после.
Валентин Григорьевич Распутин (р. 1937 г., русский писатель)

Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, — это чересчур торопиться.
Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.
Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму... Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети.
Жак Жак Руссо (1712 — 1778, французский философ и писатель)

Учитель — человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймете, что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги. Слава Богу, что Создатель настоящего учителя учел это важное качество, которое не переходит в количество, а так и остается качеством!
Александр Рыжиков (р. 1976 г., учитель математики, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2009»)

Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой
Михаил Аркадьевич Светлов (1903 — 1964, советский поэт)

Уча, учимся. (другой перевод — Обучая учусь.)
Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом.
Хорошо учит говорить тот, кто учит хорошо делать.
Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н.э., римский философ, поэт и государственный деятель)

Люди учатся тому, чему вы их учите, а не тому, чему вы хотите их научить.
Беррес Фредерик Скиннер (1904 — 1990, американский ученый-психолог)

Долго сам учись, если хочешь учить других. Во всех науках и художествах плодом есть правильная практика.
Григорий Саввич Сковорода (1722 — 1794, украинский философ и поэт)

Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.
Сократ (469 — 399 г. до н.э., древнегреческий философ)

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Призвание учителя есть призвание высокое и благородное.
Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя.
И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить.
Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910, русский писатель)

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.
Уильям Уорд

Воспитатель чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и осознает, что его дело, скромное по наружности, — одно из величайших дел истории
Воспитатель есть художник; школа — мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества.
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.
Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 — 1870, русский педагог)

Педагог — человек, который лучше знает, как воспитывать чужих детей, чем своих.
Жюльен де Фалкенаре (1898-1958, фламандский писатель)

Открытия рождаются там, где кончается знание учителя и начинается новое знание ученика
Константин Федин (1892 — 1977, советский писатель)

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники.
Томас Фуллер (1608 — 1661, английский философ и писатель)

Достоинства и недостатки уходят корнями в школу, и ключи от благополучия находятся у учителей.
Рухолла Мусави Хомейни (1900? — 1989, аятолла, иранский религиозный и государственный деятель)

Знания — как и небеса — принадлежат всем. Ни один учитель не имеет права утаивать их от любого, кто о них просит. Преподавание — искусство отдавать.
Абрахам Джошуа Гешель (1907 — 1972, еврейский философ)

Обучать есть дело долга, развлекать же — дело уважения (к слушателям).
Марк Туллий Цицерон (106 до н. э. — 43 до н. э., древнеримский политик и философ)

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать
Уинстон Леонард Спенсер Черчилль (1874 — 1965, английский государственный деятель)

Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело
Антон Павлович Чехов (1860 — 1904, русский писатель)

Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика.
Артур Шнабель (1882 — 1951, австрийский педагог, пианист и композитор)

Тот, кто не помнит совершенно собственного детства, — плохой воспитатель.
От врачей и учителей обычно требуют чуда, но если чудо свершается — никто не удивляется.
Мария фон Эбнер-Эшенбах (1830 — 1916, австрийская писательница)

Большинство учителей тратят время на вопросы, призванные установить, чего ученик не знает, а настоящее искусство постановки вопроса заключается в том, чтобы выяснить, что ученик знает или способен познать.
Альберт Эйнштейн (1879 — 1955, немецкий физик)

Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими
Каждый человек меня в чем-то превосходит; и в этом смысле мне есть чему у него поучиться.
Ральф Эмерсон (1803 — 1882, американский философ)

Людьми не рождаются, а воспитываются.
Эразм Роттердамский (1465-1536, голландский ученый и писатель)

Всякий, кто думает одно, а учеников наставляет в другом, кажется мне, также чужд обучению, как и понятию о честном человеке.
Флавий Клавдий Юлиан (331 — 363, римский император)

Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания
Федор Иванович Янкович де Мариево (1741-1814, сербский педагог)

Пороку учатся не у школьных учителей. Датская поговорка
Строгому учителю учеников не видать. Бенгальская поговорка
Твой сосед — твой учитель. Египетская поговорка
Если бы молитвы детей осуществлялись — ни одного учителя не осталось бы в живых. Персидская пословица
Строгость учителя лучше ласки отца. Персидская пословица
У того, кто учит себя сам, учитель — дурак. Английская поговорка
Учитель немой, а ученик глухой. Бенгальская поговорка
Учителя открывают дверь. Входишь ты сам. Китайская поговорка
Учителя тоже ошибаются. Сингальская поговорка
Учителя умирают, но их книги продолжают жить. Голландская поговорка

Профессия «Учитель»
Высказывания мыслителей и педагогов о роли учителя

Мыслители и педагоги всех времён подчёркивали высокое общественное значение учителя. Библиотека высказываний великих мыслителей, философов и педагогов о профессии учителя огромна, вот лишь небольшая подборка...

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем...»
(Конфуций)

«Учитель и ученик растут вместе...»
(Конфуций)

«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...»
(Конфуций)

«Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона - так высоко древние чтили учителя...»
(Конфуций)

«Уча других, мы учимся сами...»
(Л. Сенека)

«Ученики должны искать одобрения учителя, а не учитель - одобрения учеников...»
(М. Квинтилиан)

«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь...»
(М. Квинтилиан)

«Большое несчастье, когда приёмы учителя отбивают у ребёнка всякую охоту к знаниям, прежде чем он может понять разумные основания, по которым он должен любить их. Первый шаг на пути образования - это привязанность к своему наставнику...»
(З. Роттердамский)

«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...»
(М. Монтень)

«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле...»
(Н. А. Коменский)

«Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам желает...»
(Н. А. Коменский)

«Тот, кто мало знает, малому может и учить...»
(Н. А. Коменский)

«Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость...»
(Ж.-Ж. Руссо)

«Воспитание и только воспитание - цель школы...»
(И. Песталоцци)

«Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании...»
(А. Дистервег)

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить...»
(А Дистервег)

«Хорошие учителя создают хороших учеников...»
(М. Остроградский)

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника...»
(В. Даль)

«Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребёнка...»
(В. Одоевский)

«В воспитании нет ничего ничтожного...»
(Н. Пирогов)

«Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели...»
(Н. Пирогов)

«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета...»
(К. Ушинский)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях...»
(К. Ушинский)

«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель...»
(К. Ушинский)

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...»
(Л. Толстой)

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...»
(Л. Толстой)

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться...»
(Л. Толстой)

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян...»
(Д. Менделеев)

«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние...»
(Г. Адамс)

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь...»
(В. Ключевский)

«Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами...»
(Э. Хаббард)

«Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!»
(А. Чехов)

«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать...»
(У. Черчилль)

«Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей...»
(Я. Корчак)

«Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность...»
(П. Блонский)

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу...»
(Р. Олдингтон)

«Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики...»
(Д. Лихачёв)

«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его...»
(С. Соловейчик)

«Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни...»
(С. Соловейчик)

«Воспитание - это искусство, и потому без свободного воспитателя искусства воспитания нет. Педагогика - наука о свободном искусстве воспитания свободного человека...»
(С. Соловейчик)

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...»
(Ш. Амонашвили)

Постер: Жюль Анри Жан Жоффруа. В классе.

Высказывания и мысли великих людей о воспитании!


От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада - это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя - не просто труд. Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в этом свет.

Я люблю читать умные, полезные высказывания. Воспитание детей - наука более древняя, чем может показаться на первый взгляд. Прививанию добродетелей уделялось особое внимание ещё в древние времена. О воспитании говорили античные философы, создавая афоризмы, которые в ту пору и являлись «педагогическим» пособием и передавались из уст в уста.

В мире есть две сложные вещи - воспитывать и управлять.

Иммануил Кант

Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог.

Лев Толстой

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Платон

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.


...Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.

Януш Корчак


Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.


Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.

В. А. Сухомлинский


Дети святы и чисты… Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...

Антон Павлович Чехов


Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.

Коменский Я.


Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Ушинский К. Д.


Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.


Януш Корчак


Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.

Т.Гончаров


Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.

А.Чехов


Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением.

И. Бабель


Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды.

Цицерон


Обучая учусь.

Сенека Старший


Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря воспитанию.

Д. Локк


Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.

Леонардо да Винчи


Наш воспитатель - наша действительность.

М. Горький


Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег


Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

А. В. Луначарский


Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

А.С. Макаренко


Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.

А.С.Макаренко


Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Только будет ли это настоящее счастье?

А.С. Макаренко


Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

А.С. Макаренко


Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

М. Монтень


Повторять слова учителя не значит быть его продолжателем.

Д.И. Писарев


Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

Ж.Ж. Руссо


Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д. Ушинский


Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.

К.Д. Ушинский


Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард


Если вы хотите убедить человека в том, что он живет дурно, живите хорошо; но не убеждайте его словами. Люди верят тому, что видят.

Г. Торо


Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Сократ


Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле - и одно из самых эффективных.

Дейл Карнеги


Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого

Эрнест Хемингуэй


В возрасте 12-16 лет я ознакомился с элементами математики, включая основы дифференциального и интегрального исчислений. При этом на моё счастье, мне попались книги, в которых обращалось не слишком много внимания на логическую строгость, зато хорошо была выделена везде главная мысль. Все это занятие было поистине увлекательно; в нём были взлёты, по силе впечатления не уступавшие «чуду»...

Альберт Эйнштейн


Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы.

Бисмарк


Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.

Антуан де Сент-Экзюпери


Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

Д. Дьюи


Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку.

Д.И. Писарев


Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию.

Я.А. Коменский


Письмо к учителю сына.

Если можете, научите его интересоваться книгами... И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать... Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне... Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым. Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество.

Авраам Линкольн


Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо


Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас.

Георг Лихтенберг


Чем старее школа, тем она ценнее. Ибо школа есть совокупность накопленных веками творческих приемов, традиций, устных преданий об отошедших ученых или ныне живущих, их манере работать, их взглядах на предмет исследований. Эти устные предания, накапливающиеся столетиями и не подлежащие печати или сообщению тем, кого считают неподходящим для этого - эти устные предания суть сокровища, действенность которых трудно даже представить себе и оценить. Если искать какие-либо параллели или сравнения, то возраст школы, накопление ею традиций и устных преданий есть не что иное, как энергия школы, в неявной форме.

Н.Н. Лузин


Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете.

Конфуций


Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Конфуций


Исследователи (Хейес, Блум) показали, что для приобретения экспертных знаний в любой широкой области человеческой деятельности, включая шахматную игру, сочинение музыки, рисование, игру на фортепьяно, плавание, теннис, а также проведение исследований по нейропсихологии и топологии, требуется приблизительно десять лет.

Причем создается впечатление, что в действительности этот срок невозможно сократить: даже Моцарту, который проявил выдающиеся музыкальные способности в возрасте 4 года, потребовалось еще 13 лет для того, чтобы он начал сочинять музыку мирового класса.

Сэмюэль Джонсон считает, что фактически требуется больше десяти лет: «Превосходства в любой области можно достичь только упорным трудом в течение всей жизни; его нельзя купить по меньшей цене».

И даже Чосер жаловался: «Жизнь так коротка, что не хватает времени на овладение мастерством»

Питер Норвиг, «Научитесь программировать за десять лет»


Школа наша давно плохо учит и дурно воспитывает. И недопустимо, чтобы должность классного воспитателя была почти не оплаченным добавочным бременем: она должна быть возмещена уменьшением требуемой с него учебной нагрузки. Нынешние программы и учебники по гуманитарным наукам все обречены если не на выброс, то на полнейшую переработку. И атеистическое вдалбливание должно быть прекращено немедленно. А начинать-то надо еще и не с детей - а с учителей, ведь мы их-то всех забросили за край прозябания, в нищету; из мужчин, кто мог, ушли с учительства на лучшие заработки. А ведь школьные учителя должны быть отборной частью нации, призванные к тому: им вручается все наше будущее.

А.И. Солженицын


Мы во многом ответственны за развитие задатка, вложенного в нас.

А.И. Солженицын


Над школой, как над колыбелью духа народного, необходимо бодрствовать с трагическим вниманием и не жалеть усилий, чтобы отстоять ее задачи.

Меньшиков


К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.

Д.И. Менделеев


В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны.

Н.И. Пирогов


Сократ заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам.

Монтень


Учитель должен не только обладать знаниями, но и вести правильный образ жизни. Второе даже более важно.

Тиру-Валлювар


Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.

Януш Корчак


Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя.

Ш. Амонашвили


Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский


Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?

Ш. Амонашвили


Для отдыха старшекласснику я советую шахматную игру, чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности - замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль.

В.А. Сухомлинский


Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры.

В.А. Сухомлинский


Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.

А. Дистервег


Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

A. Барбюс


У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка.

В.А. Сухомлинский


Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые.

Петр Капица


Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.

М. Булгаков


О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним.

Р. Бах


Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни.

К.Д. Ушинский


Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

В. А. Сухомлинский


Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится.

В. Ф. Шаталов


Талант - искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.

В.О.Ключевский


В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.

Cократ


Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей - еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.

К.Д. Ушинский


Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

К.Д. Ушинский


Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.

Конфуций


Отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.

Бисмарк


Заставляй ученика работать руками, языком и головой! Побуждай его перерабатывать материал, вкорени это ему настолько в привычку, чтобы он не умел поступать иначе, чувствовал себя неспокойным, когда это не делается; чтобы он чувствовал в этом внутреннюю потребность! Подобно тому, как никто не может за него, то есть с пользой для него, есть, пить и переваривать пищу, так никто другой не может за него думать, за него учиться; никто другой не может ни в каком отношении быть его заместителем. Он всего должен достигнуть сам. Чего он сам не приобретёт и не выработает в себе, тем он не станет и того он не будет иметь. Эти положения ясны, как солнечный день, но всё-таки тысячи людей поступают так, будто этих правил совсем не существует.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...