Архитектурные композиции в ландшафтном дизайне. Соотношение величин форм в ландшафтном дизайне. Создание монохромной композиции

Представляет собой распределение на участке некоторых форм, которые сочетаются с друг другом и, тем самым, создают цельную картину. При оформлении необходимо добиться того, чтобы каждый элемент сада гармонично вписывался в общий стиль и дополнял его. Поэтому при проектировании нужно учитывать множество факторов, таких как размер объектов, их массу, форму, цвет, расположение и многие другие. Перед созданием композиционного решения желательно заранее определить следующие его параметры:

В плане ландшафта часто важно помнить, что для достижения интересного ландшафта требуется множество линий, форм, текстур и цветов. Без разнообразия в использовании «твердых» и «мягких» ландшафтных материалов это может привести к неблагоприятным результатам.

Пространственный ландшафтный дизайн

Простота - суть дизайна. Как дизайнер творчески сочетает растительный материал и другие компоненты дизайна в простой, единой схеме, это всегда захватывающая задача. В пейзажной палитре дизайнер занимается живыми растениями, которые подвержены множеству погодных условий, различным типам почв, проблемам насекомых и болезней, а также множеству других экологических и физических обстоятельств. Ландшафтный художник должен иметь дело с растениями, которые празднуют сезоны с разворачиванием листьев весной, ароматом и визуальным восторгом эфемерных цветов и блеском ветвей зимой.

  • основное предназначение дизайна участка;
  • функция каждой детали в общем проекте;
  • возможность реализации назначенной цели.

Соотношение между формами в ландшафтном дизайне

При создании композиции ландшафтного дизайна важно принимать во внимание, что каждый природный элемент имеет определенную форму. Например, цветочные массивы, травы и кусты похожи на плоскости, а кроны деревьев схожи с овалами или пирамидами. При планировании будущего участка нужно соблюдать принципа контрастного соотношения таких элементов и уравновешивать разные по форме предметы. В частности, прямые дорожки будут хорошо смотреться в сочетании с объемными цветниками или кустарниками, а ровные берега бассейнов украсят ансамбли из камней.

Изменение ландшафта никогда не бывает постоянным, так как времена года приходят и уходят. Как конструктор успешно сочетает в себе растения и другие материальные компоненты в Плане ландшафтного садоводства, уделяет особое внимание деталям, глубокому знанию практического садоводства и хорошему пониманию основных принципов и элементов дизайна. Дизайнер сталкивается с проблемой создания плана, который приятен чувствам и визуально, функционально и эстетически улучшает внешний вид ландшафта по доступной цене.

В криволинейном дизайне линии должны быть драматичными, выполняться с чувством яркого блеска и быть очень выразительными по своей форме. Криволинейные линии, которые имеют слабые края раскола, не будут визуально интересными или приятными для глаз. Криволинейные, извилистые линии предлагают натуралистический вид, который приглашает пользователя небрежно прогуливаться и ощущать пейзаж.






Принцип контрастного соотношения также касается размера и высоты элементом. Не стоит использовать слишком большое количество предметов - их количество должно соответствовать масштабу определенного участка. В центре композиции лучше разместить какой-нибудь оригинальный элемент необычной формы, например дерево или редкий цветок.

Основные задачи линий в композиции ландшафтного дизайна

С другой стороны, линейные линии, такие как найденные в прямой хеджинге или краях мощения, предполагают быстрое, прямое движение. Угловые линии могут создавать возможности для создания «костей или рамки ландшафта». Линии, которые соединяются под прямым углом, создают возможность для отражения, остановки или сидения.

Благодаря умелому использованию линий в ландшафте, дизайнер может обратить внимание зрителя на фокус. Благодаря акценту движение глаз направлено на центр интереса, который занимает видное место в ландшафте. Это может быть одно дерево, красиво оформленная водная особенность, кусок скульптуры или коллекция из розовых растений, которые автоматически привлекают внимание к этой точке интереса. Открытые участки лужайки, дорожки и стратегически расположенные растения могут привести к главному признаку без отвлечения внимания.

Организация пространства

Любая ландшафтная композиция состоит из элементов следующих типов:

  • проектируемые (площадки, аллеи, дорожки)
  • объемные (растения, кусты, деревья, здания, рельеф и т.д.)
  • плоскостные элементы (ровные, газоны, лужайки, водоемы)

При создании дизайна участка необходимо учитывать зрительное восприятие человека, согласно которому расположение объектов должно осуществляться по определенным правилам. Некоторые элементы лучше располагать внизу или вверху, в зависимости от их формы. Если расположить предмет дальше от наблюдателя, то его контуры и цвет будут казаться более мягкими.

Насаждения должны быть размещены, чтобы легко привести глаз к этому центру повышенного интереса. Также могут быть созданы вторичные особенности ландшафтного интереса. В этом случае, хотя эти компоненты выгодны для содействия единству сайта и связывают общий состав сайта вместе, они оказывают значительно меньшее общее влияние, чем фокус.

Форма относится к естественной форме растения. Например, считается, что растение, которое является очень быстрым или вертикальным по своей привычке к росту, имеет вертикальную или стремящуюся форму. Гинкго билоба «Принстонский сторож» - Принстонский часовой Гинкго - хороший пример этой формы.

Сочетание цветов

Цвет является одним из главным инструментов, с помощью которого композиция ландшафтного дизайна становится более выразительной. Наибольшая сложность здесь заключается в необходимости учесть, что при смене сезонов и росте растений, их цвет меняется. Зимой обычные деревья теряют листву и их окраска определяется только цветом ствола и ветвей, в отличии от летнего периода. Обычно фоном пейзажа становятся газоны из травы, меняющие свою окраску с апреля по сентябрь. Помимо цвета, важной характеристикой предметов является также и их фактура, под которой понимается характер их поверхности.

Соотношение геометрических форм

Плач, опускание маятниковых форм также можно использовать для создания более мягких линий или интересных акцентов в саду. Существуют также округлые или глобулярные формы, которые полезны при создании больших масс. Большинство кустов попадают в эту категорию.

Текстура относится к грубости или тонкости листа, шероховатости или гладкости коры, тяжести или легкости листвы или других компонентов, используемых в ландшафтном плане. Например, при использовании декоративных трав, градация текстур от мелкого до среднего до грубого может быть следующей.






Здесь мы перечислили только наиболее важные аспекты создания правильной композиции. При проектировании ландшафтного дизайна профессионалы применяют также такие понятия как ритм, симметрия и ассиметрия, сюжет, свет и тень, нюансы и многие другие. Добиться того, чтобы стиль участка обладал внутренней гармонией и при этом соответствовал внешнему виду сооружения, довольно сложно. Именно поэтому такие работы лучше всего доверить квалифицированным специалистам, которые смогут проконсультировать вас по всем вопросам и качественно воплотить в жизнь все ваши задумки.

Текстура в ландшафте зависит от расстояния, от которого растение просматривается наблюдателем. В отдаленных взглядах основная масса растения является доминирующей чертой, и теряется тонкость или мягкость листа или разветвления. С точки зрения общего плана посадки текстура должна балансировать по отношению к оси. Вес с одной стороны должен равняться массе на другой стороне оси. Промежуточные растения рекомендуются для обеспечения необходимого перехода от одной текстурной экстремальности к другой. Теория цвета - очень сложное и очень личное дело, которое выражает индивидуальный вкус и чувства.

Чтобы создать королевский сад вокруг усадьбы или скромный сельский пейзаж вокруг дачного домика, запроектировать городской парк или озеленить и создать гармоническую среду обитания в коттеджном поселке, необходимо знать и владеть законами построения объемной пластики ландшафта.

В ландшафтном дизайне существуют те же правила, что и в других видах искусства – таких, как архитектура, живопись, поэзия, музыка и сценография и режесура. Эти правила диктует нам сама природа.

Теплые цвета, такие как красные, апельсины и желтые, как правило, продвигаются к зрителю, в то время как блюз, фиалки и зелень, как правило, уходят в пейзаж. Теплые цвета хорошо читаются и воздействуют на глаза быстрее, чем прохладные цвета. При использовании теплых цветов их следует использовать в последовательности, которая должна быть гладкой и постепенной. Например, от красного до алого до апельсинового алого до оранжевого до бронзового до оранжевого желтого до желтого до бледно-желтого до кремового до белого.

Рассмотрение использования цвета в насаждениях требует тщательного, практического понимания личности растений. Для энергичного использования цветных и эффективных цветовых комбинаций требуется глубокое знание растений, их цветов и сезонных изменений с деталями веточек, листьев, цветов и фруктов, а также принципов цвета.

Природный ландшафт включает в себя несколько взаимосвязанных природных элементов: воду, воздушные массы, растительность, геопластика земли. Современные загородные усадьбы или общественные территории являются образцом искусственного ландшафта, созданного руками человека и включает в себя искусственно – созданные озера, ручьи, холмы и искусственно-посаженые деревья, кустарники, цветы.

Баланс носит формальный или неформальный характер. В формальном балансе масса или вес или количество объектов по обе стороны от центральной оси должны быть одинаковыми. Растения часто обрезаются, линии имеют тенденцию быть прямыми, а края четко определены. Для асимметричного баланса растения должны располагаться нерегулярно по обеим сторонам воображаемой оси, чтобы масса или вес по обе стороны от оси были сбалансированы. Изогнутые линии, неясные и сливающиеся края и естественные контуры определяют асимметрию в саду.

Повторяя использование идентичных или похожих компонентов в других местах ландшафта, дизайнер может достичь единой схемы посадки. Однако важно не слишком часто использовать какие-либо материалы, поскольку это может привести к монотонности. Деликатный баланс необходим для достижения визуально, функционально и эстетически привлекательного дизайна.

Таким образом, восхищаясь «натуральностью» или, наоборот, «подчеркнутой искусственностью» тех или иных культурных ландшафтов, следует обратить внимание на основные приемы их объемно-пространственной композиции и многообразие взаимодействия ландшафтных составляющих.

Одним из важнейших приемов в построении ландшафта я считаю прием сценографии и режиссуры. Так же как режиссер в своих картинах полностью воссоздает атмосферу того или иного исторического периода или заглядывает в будущее, «рисует» картины иных стран и миров. Так ландшафтный архитектор может воссоздать старинный парк, оранжерею или создать парк будущего, применяя определенные виды растений, дополняя их соответствующими малыми формами и декором.

Гораздо большая привлекательность достигается, когда в ландшафте используются нечетные количества растений. Группировка из трех, пяти, семи, девяти растений и т.д. создаст сильное чувство массы и смелого пейзажного заявления. Растения должны располагаться нерегулярно, и необходимо приложить все усилия, чтобы избежать размещения растений в равностороннем треугольнике. При группировке дизайнер обычно начинается с образца, который устанавливает масштаб ландшафта. Вокруг него сгруппированы несколько менее важные растения, которые дополняют образец цветом, текстурой и привычкой к росту.

Но начинать надо с выбор сюжета.

Выбор сюжета

Проектирование любого ландшафта должно быть подчинено четко сформулированной внутренней идее. Сейчас это актуально, как никогда для создания и озеленения таких объектов, как аквапарк, загородные рестораны и клубы, крупные фирмы, яхтклубы, коттеджные поселки, клубные дома, городские парки и скверы. Также это важно для озеленения благоустройства частных усадеб, так как современный заказчик предъявляет особые требования к качеству благоустройства, ему уже недостаточно перед домом иметь просто газон, туи и ели.

Посадка одного из них и одна из них создадут пятнистое разрозненное чувство. Состоит из растений, которые не могут быть видны полностью из любой точки зрения. Сезонная стабильность и разнообразие в растительной массе достигается за счет сочетания вечнозеленых растений и лиственных растений. Только редко дизайн должен состоять исключительно из вечнозеленых или лиственных материалов, а не из смеси обоих.

Чтобы создать гармоничный эффект в любой группе, дизайнер должен стремиться правильно подогнать растительные формы, текстуры и цвета в гармоничное целое или массу. Размер любой массы или состава зависит от его местоположения в зависимости от других факторов, таких как необходимость скрининга, близость к другим группам и т.д. масса может быть любого размера, но меньшие массы или скопления обычно не столь эффективны, как более крупные, более смелые массы насаждения.

Целостность проектируемой композиции сохраняется только тогда, когда смена пейзажных картин представляет собой не просто случайный набор видов, а является сюжетной основой, предназначенной для «чтения» при движении от одной картины к другой. В наиболее знаменитых историко-культурных ландшафтах последовательность пейзажей тщательно продумывалась, увязывалась с маршрутом прогулок, внешним природным окружением. Между особенно эффектными видами вводились пейзажные паузы, чтобы дать посетителю эмоциональную передышку, а затем удивить вновь открывающимися выразительными панорамами. Этот прием логического построения смены картин позволяет избежать однообразия и создать постоянную смену впечатлений, благодаря чему возникает неослабевающий интерес к прогулке. К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на кажущееся обилие специалистов в области ландшафтного дизайна, сейчас это искусство нюансов почти утеряно.

Композиции из лиственных и хвойных растений

Хорошая пропорция и масштаб не имеют жестких и быстрых правил. Вообще говоря, это вопрос «правильно ли он выглядит?» Масштаб обычно ссылается на размер вещи или объекта, который, как представляется, имеет приятное отношение к другим вещам или к дизайну в целом. Это по существу относится к некоторой конечной мере универсального применения или стандарту известного измерения.

Пропорция - это отношение ширины к длине области или отношения к частям организации. Ритм выражается через размещение растений, парковой мебели и т.д. Индивидуально или в виде группы. Например, несколько скамеек могут быть размещены в обычных углублениях вдоль кустарниковой границы. Если бы каждая другая скамейка была заменена привлекательной скульптурой, был бы создан ритм, который бы облегчил любое однообразие из-за чрезмерного использования одного ландшафтного компонента.

Организация пространства

Любой ландшафт представляет собой объемно-пространственную структуру, которая состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

    планировочных (аллеи, тропинки, площадки и др.);

    объемных (формы рельефа, камни, древесно-кустарниковая и травянистая растительность, крупные архитектурные сооружения и малые формы);

    Эффективное использование последовательности часто используется для создания визуального движения в ландшафте. Например, последовательность может быть упорядоченной естественной комбинацией растительного материала. В этом случае на переднем плане появятся объекты с низкими объектами, промежуточные объекты в средней земле и высокие объекты в фоновом режиме.

    Исправленный термином «опыт», насколько эффективный дизайнер отвечает потребностям людей и функциональным требованиям сайта, считает, что текущие потребности в обслуживании и выбор соответствующих заводов, эффективность и экономичность будут сочетаться для оценки эстетического успеха проекта Все вышеперечисленное должно быть тщательно сплетено вместе, чтобы создать открытую комнату, которая по-настоящему приятна и приятна на протяжении всего года. Отмечайте стиль года.

    плоскостных (водоемы, лужайки, поляны, партеры и др.).

Композиционные сочетания этих элементов определяют пространственный характер того или иного пейзажа.

Как отмечал «отец нового садоводства» У. Кент, пространственность, а также контраст света и тени являются наиболее важными в ландшафтном проектировании.

Г. Рептон установил правила построения пространственных планов. Чтобы привлечь внимание к композиционному центру проектируемого пейзажа, необходимо создать определенную глубину перспективы. Этой цели служат следующие элементы многоплановой перспективы:

Создание монохромной композиции

План метрополии в целях устойчивого развития должен определять руководящие принципы, цели и критерии, с тем чтобы обеспечить конкурентоспособность и привлекательность территории столичного сообщества в отношении защиты и совершенствования природной и строительной среды, а также ландшафтов.

Этот интерес может быть историческим, культурным, эстетическим или экологическим. Область интересов может относиться к зданию или группе зданий с характеристиками, которые придают им региональный интерес. Идентификация территорий исторического, культурного, эстетического или экологического интереса позволяет физически идентифицировать и ограничить ресурсы наследия в их самом широком смысле, а также поддерживать поддержание или развитие их уникальных характеристик и усиливая чувство принадлежности к данной среде обитания.

    Точка обзора и первый пространственный план. Основные элементы первого плана служат своеобразным обрамлением главной пейзажной картины. Глубиной первого плана должна быть удвоенная (или утроенная) высота самого высокого объекта. Например, дерево своеобразным обрамлением главной пейзажной картины имеет высоту 10 м, следовательно, оптимальным расстоянием для его наилучшего обзора будет 20 м.

    Промежуточный средний план. Он влияет на степень открытости или закрытости вида. Поэтому в зависимости от поставленной задачи, его могут формировать густые куртины деревьев и кустарников, поляна, склоны речной долины над водной поверхностью и др.

    Задний план и фокус композиции, на который и направляется перспектива. Фокус композиции - это самый выразительный элемент многопланового ландшафта, концентрирующий на себе внимание зрителя. В зависимости от масштабов композиции фокусом перспективы могут быть: декоративная группа деревьев, солитер, водоем, водопад, архитектурное сооружение или же ландшафтный фон - теряющаяся в дымке бескрайняя водная гладь, вершины холмов и др.

Соотношение глубины пространства между планами выражается пропорцией 1:2:4. Например, высота дерева 10 м, следовательно, глубина первого плана 20 м, среднего - 40 м, заднего - 80 м. Причем каждый из основных пространственных планов может представлять серию более мелких нюансных планов, которые различаются в процессе их более внимательного рассмотрения (Николаевская 3. А., 1989, с.58).

При создании планировочной композиции ландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия. К ним относятся:

    величина угла зрения на объект или пейзаж;

    закон линейной перспективы (взаимосвязь видимой величины предмета и его удаленности);

    закон воздушной перспективы (ослабление четкости контуров и окраски предметов по мере их удаления). Знание и применение законов перспективы особенно необходимо при создании панорам с дальними видами и большими открытыми пространствами.

Пространственный ландшафтный дизайн.

В данном случае мы подразумеваем положение предметов относительно друг друга и по отношению к наблюдателю. Располагая предметы в пространстве, мы можем получить фронтальную, объемную или глубинно–пространственную композицию. Восприятие глубинно–пространственной композиции определяется посредством линейной и воздушной перспективы.

Закон линейной перспективы.

Благодаря тому, что кажущаяся величина предмета уменьшается по мере его удаления от наблюдателя - закон линейной перспективы, существует возможность зрительно видоизменять пространство ландшафта в целом и размеры его отдельных элементов. Например, открытая, ровная и постепенно поднимающаяся поверхность кажется более обширной, а понижающаяся, наоборот, меньше своего размера. Также и низкие берега водоемов, особенно если они не имеют густой растительности, способствуют визуальному расширению водного пространства.

Как правило, предметы выглядят лучше, если расположены либо на горизонтальной поверхности, либо

на поверхности с небольшим подъемом. Но некоторые объекты проектирования наиболее интересны при рассмотрении их сверху или снизу. В частности, планировочные элементы ландшафта (водоемы, лужайки и др.) наиболее благоприятное впечатление производят при рассмотрении их сверху, а некоторые объемные элементы (например, деревья с пирамидальной, плакучей или ажурной формой кроны) выглядят наиболее эффектно на фоне неба, поэтому на них лучше смотреть снизу. С учетом этого должна меняться и предполагаемая точка обзора: в первом случае - со склона холма, террасы и т.п., а во втором случае - с более низкого участка.

Кроме того, расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую между ними местность (кулисами кустарников, понижением рельефа и т.д.). Это происходит потому, что глаз наблюдателя в данном случае не имеет масштаба для сравнения, поэтому интересный пейзаж окружающей местности будет зрительно включаться в культурный ландшафт. В китайском и японском садово-парковом искусстве этот прием назывался «прием заимствованного пейзажа» (Голо-сова Е. В., 2002; Кетчел Р., 2002; Малявин В. В., 1997).

Закон воздушной перспективы

В ландшафтном проектировании имеет большое значение закон воздушной перспективы. Чем дальше от наблюдателя располагается предмет, тем больше смягчаются его окраска и очертания. Поэтому, если возникает необходимость оптически увеличить глубину пространства, задуманное можно успешно осуществить, например, с помощью соответствующего подбора растительности. В частности, использование на значительном удалении от зрителя древесно-кустарниковой растительности с мягкими очертаниями крон и с синеватым оттенком листвы или хвои значительно усилит впечатление глубины пейзажа. И наоборот, проектирование насаждений с серебристой, пестролистной и светлоокрашенной листвой на переднем плане будет оптически приближать их к наблюдателю.

Ландшафтный дизайн - выбор сочетания цветов

При выборе цветовой гаммы необходимо учитывать время года, возрастные изменения растений, колорит цветников.

Летом, весной и осенью цветовая гамма растений определяется окраской листьев, цветов, плодов, стволов и ветвей. А зимой только из окраски ствола и ветвей. Фоном для деревьев могут служить цветники, газоны, водоемы.

Цвет и свет.

Цвет в ландшафте и солнечное освещение тесно взаимосвязаны. Изменение освещения в течение дня влияет на свойства цвета, эффект сочетания отдельных тонов, а также на восприятие пространства.

В частности, красный цвет при ярком дневном освещении выступает вперед, приближается, при сумеречном - служит фоном и создает впечатление глубины. Желтый цвет приподнимает поверхность, и она кажется более обширной. Давно замечено, что белый и желтый распространяются на более темные цвета, расположенные рядом, зрительно уменьшая их размеры, а голубой - при дневном освещении удаляет предмет (поэтому его часто используют для оптического расширения небольших участков). При сумеречном цвете темно-синий, фиолетовый и черный цвета уменьшают объект. Зеленый цвет самый спокойный, однако не следует забывать, что в больших пространствах зеленого цвета человек также себя чувствует некомфортно, постоянно пытаясь отыскать взглядом какой-либо элемент другого цвета. В данном случае внесение цветового пятна, эффекта светотени может оживить однообразный зеленый тон и структуру пейзажа.

Композиция в ландшафтном дизайне

«Композиция» в переводе с латинского языка обозначает «связь, соединение». Мы же подразумеваем под композицией расположение различных форм в пространстве в сочетании друг с другом, при котором создается единое целое. Для того, чтобы выстроить композицию, необходимо учитывать геометрический вид, величину, массу, фактуру, расположение, свет, цвет и светотень объектов. Сюда также входят: единство, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы.

Важнейшими композиционными приемами ландшафтного проектирования являются ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс.

Ритм. Примером ритмического повторения отдельных элементов и расстояний между ними могут служить аллейные посадки. Устойчивое впечатление ритма формируется при повторении элементов не менее 4-6 раз, но до определенного предела, поскольку может возникнуть ощущение монотонности восприятия. Чтобы избежать эмоционального утомления, в ритмические построения включают скульптуру, цветники, фонтаны, чередуют группами различные виды деревьев и кустарников (например, три пирамидальные ели и пять кустов сирени).

Контраст представляет собой сильно выраженное различие объектов по одной или нескольким

характеристикам - по форме, цвету, открытости и закрытости пространства, свету и тени и т.д. В целях усиления создаваемого впечатления может одновременно использоваться несколько контрастных признаков, но следует помнить, что при контрастном сопоставлении противоположные свойства каждого объекта выступают значительно рельефнее, поэтому контраст не должен быть слишком резким и частым.

Приведем пример контрастного сочетания двух пород деревьев по форме кроны, ее плотности и сезонной цветовой гамме листвы (хвои), а также по цвету коры стволов (табл. 1), которые могут использоваться для создания группы. Тем не менее следует помнить, что если это сочетание в ландшафте будет встречаться часто, то выразительность такой группы будет значительно снижена.

Существуют также и последовательные контрасты. Они возникают во время движения, и поэтому впечатление от ландшафта в значительной мере зависит от предшествующих впечатлений. Например, после замкнутого пространства темного ельника открытая солнечная местность покажется еше более радостной и светлой и т.д.


Нюанс.
В построении ландшафтной композиции обязательно сочетание контраста и нюанса. Нюанс представляет собой тонкий переход, едва уловимое отличие форм, красок, пространств. Нюансные соотношения предназначены для наблюдения с очень близких расстояний, поэтому они требуют очень тщательной проработки. Чаще всего в ландшафтных композициях используются цветовые нюансы, например, в древесной группе могут применяться породы, контрастные по ряду признаков (форма кроны), но с нюансными оттенками - схожесть по плотности кроны и сезонной окраске листвы (табл. 2).

Симметрия и асимметрия. Гармония и равновесие в ландшафтной композиции могут быть достигнуты в результате использования двух приемов - симметрии и асимметрии. При асимметричном композиционном решении (свойственном пейзажному направлению) формируется так называемое динамическое равновесие, когда объекты, разные по своему колориту, величине и форме (пространственной, объемной, плоскостной), размещаются таким образом, что создается впечатление гармонии.

Иными словами, динамическое равновесие асимметричной композиции при обзоре должно создавать впечатление, что сумма элементов ландшафтной картины по одну сторону направления луча зрения (водоемов, групп деревьев, солитеров, их цвета, освещенности и др.) уравновешивается соответствующей суммой контрастных элементов с другой стороны.

Для симметричной планировки характерны внесение упорядоченности, строгости; четкое осевое деление территории, где одинаковые основные элементы композиции, а также их более мелкие части и детали располагаются на равном удалении от главной осевой перспективы, что создает впечатление торжественности.

Любопытно отметить, что в эпоху расцвета стиля барокко и даже французского классицизма делались отклонения от строгости геометричной планировки для того, чтобы добиться еще большего разнообразия паркового ландшафта. Как ранее отмечалось, особенно заметно это было в России. Вопрос взаимоотношений симметрии и асимметрии в садово-парковом искусстве очень деликатен, ему свойственны тонкие, трудноуловимые грани переходов, подчиненные принципам гармонии и разнообразия.

Самым обстоятельным образом отвечает на этот вопрос ученик французского ландшафтного архитектора Ж. Б. Леблона-д"Аржанвиль, поэтому трудно удержаться от цитирования его высказывания: «...Планируя сад и распределяя его отдельные части, следует всегда заботиться о том, чтобы они были противопоставлены друг другу, как, например, лесок - партеру или булингрину, и ни в коем случае не размещать весь лес по одну сторону, а все партеры - по другую. Не следует также размещать булингрин против бассейна, так как тем самым мы помещаем одно углубление симметрично другому, чего следует избегать, а помещаем склон холма напротив свободного пространства и высокие сооружения против плоских, чтобы создавать тем разнообразие.

Разнообразия следует всегда добиваться не только в генеральном плане сада, но и в деталях, так что если две рощицы находятся со стороны партера и хотя их внешние формы и размеры одинаковы, то для разнообразия вы не должны повторять их рисунок, но каждую должны сделать так, чтобы они различались внутри, так как было бы крайне неприятно, если бы вы увидели одну рощу, а в другой ничто не пробудило бы вашего любопытства, чтобы осмотреть ее. Такой сад с повторениями будет не более чем половиной своего плана, разнообразие плана будет уменьшено вдвое, тогда как величайшая красота садов состоит в их разнообразии.

Так же точно следует разнообразить каждую часть каждого куска. Если пруд круглый, то дорожка, которая его окружает, должна быть ортогональной (восьмиугольной), и то же самое следует заметить о каждой лужайке или булингрине, которые расположены посредине рощи. Одинаковые сооружения не должны быть расположены по обеим сторонам центральной оси за исключением открытых мест, где взор может охватить их разом.

Можно сделать сравнительный анализ композиционного построения архитектуры зданий и архитектуры ландшафта. Композиция зданий – статична, элементы зданий не перемещаются в пространстве, не меняют цвет и структуру с изменением времен года в отличии от композиции ландшафтных садов и парков, где происходят эти постоянные динамические изменения. Поэтому, композиционное построение ландшафтных объектов я считаю более сложным. Доказательством и образцом сложности композиционного построения ландшафта являются японские сады, гармоничность их структур не изменяется и не теряет своих качеств во все времена года. Многим ландшафтным дизайнерам не удается создать или повторить японские шедевры, даже многим специалистам из Востока.

Ландшафтный дизайн и соотношение геометрических форм.

Природой не создано четких геометрических линий, они – изобретение человека. Каждый природныйэлемент тесно связан с какой-либо геометрической формой. Посмотрите на кроны деревьев! Все они имеют различную форму, но каждую из них можно представить в виде шара, конуса, пирамиды и т. д. Низкорослые кустарники, цветники и травы имеют плоскостную форму. Линейной формой обладают дорожки и бордюры.

Соотношение величин форм в ландшафтном дизайне

При выборе деревьев и кустарников для сада мы основываемся на контрастах: большой - маленький, высокий - низкий, конусовидный - шарообразный и т.д. Например, прямые дорожки прекрасно смотрятся в сочетании с круглыми клумбами цветников. При планировании дизайна участка не стоит использовать большое количество различных элементов, для достижения разнообразия лучше использовать закон масштабирования.

Геометрические формы интересны в проектировании дорожек, бордюров, газонов. В центре композиции необходимо расположить что-нибудь оригинальное, например, необыкновенной формы дерево, яркий цветник, устроенный в клумбе или кадке. Подстриженные деревья и кустарники будут хорошо смотреться по углам цветника квадратной и прямоугольной формы или в конце дорожек.

Использование фактуры в ландшафтном дизайне

Фактура – это характер поверхности предметов. Фактура кроны деревьев может быть грубой (дуб), средней (вяз, липа) или тонкой (береза, ива).

Приемы сценографии и режиссуры в построении ландшафта

Применяя прием сценографического построения ландшафта можно создать вокруг здания или сооружения свой особый мир. Кто-то любит классический регулярный сад, а кто-то хочет видеть вокруг себя таинственно сад, окунающий человека в романтику средневековья или иных прошлых столетий, а кто-то хочет каждый день гулять в японском саду. Ну, а если мы создадим зеленые кулисы на пути прогулочных дорожек, то приемы сценографии помогут открывать пространство сада постепенно, показывая нам все новые и новые виды и картины.

Создавая сады и парки с соблюдением всех законов ландшафтного дизайна, мы можем изменить ощущение пространства и времени.

Динамика и статика в ландшафте

Одним из особенностей в садово-парковой архитектуре является создание динамических и статических композиций. Хотя, по сути ландшафт всегда динамичен во времени. Но, создавая пейзажные панорамы, мы можем «нарисовать тихое умиротворение», или добавить динамику бурного потока, извилистого ручья или многоярусного водопада. Легко создать динамическую «картинку» на участке с рельефом или большим перепадом высот. Очень важно умело сочетать динамические и статические элементы в садах и парках.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...