Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ. Урок по литературному чтению "Е.Чарушин "Страшный рассказ"

Пояснительная записка к уроку

Это урок - открытие новых знаний, пятый урок раздела “О братьях наших меньших”. Цели урока соответствуют стандартным требованиям программы. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников. На уроке используются информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Применяются следующие формы познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяют друг друга. Время, отведенное на все этапы урока, рационально распределено. Поддерживается высокий темп работы учащихся. Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. При планировании урока учтены психологические особенности учащихся. Выбранные учителем формы и методы обучения способствуют созданию на уроке положительной психологической атмосферы.

Сценарий урока

Цель:

  • Познакомить с творчеством Е.И.Чарушина и его произведением “Страшный рассказ
  • Развивать навыки выразительного, беглого чтения.
  • Учить делить текст на смысловые части и озаглавливать их, читать по ролям.
  • Способствовать воспитанию любви к природе, к животным.

І. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Формирование уважения к иному мнению;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

ІІ. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные УУД:

  • формирование умения работать с информацией;
  • формирование умения использовать различные способы поиска информации;
  • развитие операции мышления;
  • формирование основ грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя.

Регулятивные УУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять учебные задачи;
  • овладение навыками смыслового чтения;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения слушать и слышать;
  • формирование умения ясно, четко излагать свою точку зрения и доказывать ее;
  • формирование умения работать в паре;
  • формирование умения работать в подготовленной среде, осуществлять выбор;
  • формирование умения связанно выражать свои мысли, готовить полные высказывания.

ІІІ. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • формирование способности к целостному восприятию художественного текста на основе эмоциональности детского мышления;
  • развитие навыков правильного, выразительного, осознанного чтения; критического и визуального мышления;
  • формирование умения пользоваться справочными источниками;

воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.

Оборудование урока: автоматизированное рабочее место учителя, учебники, выставка книг Е. И.Чарушина, блицконтроль скорости чтения и понимания текста (М.В.Беденко, А.Н.Савельев), кроссворды, плакат “В мире литературных героев”, презентация (автор Герасимова С.Ю.)

Ход урока

1. Мотивационно-ориентировочный блок

1.1. Этап актуализации - обращение к индивидуальному опыту учащихся, связанному с метапредметной темой урока

Учитель читает стихотворение.

Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
Литературия!

Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.

Поприветствуйте друг друга.

1.2. Этап проблематизации - определение учениками собственного “незнания” относительно фундаментального образовательного

Разбегалочка “найди пару”. 6 учащихся получают карточки (На нашем; Томкины; Верный; Тюпа, Томка и Медведь; Страшный)

Найти пару среди учащихся, сидящих за партами. (дворе, сны, Трой, сорока, рыбак, рассказ)

Проблема: Что объединяет все произведения? (автор)

Какое произведение незнакомо?

1.3. Этап целеполагания - формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного “незнания”

Какова тема нашего урока? Каковы цели?

2. Организационно-деятельностный блок

2.1. Этап моделирования - построение идеального видения фундаментального образовательного объекта, оформление его в виде модели, отражающей его внутреннее устройство, систему внешних связей

Сегодня мы с вами вспомним творчество Евгения Ивановича Чарушина и познакомимся с его произведением “Страшный рассказ” (Слайд №1)

Посмотрите на выставку книг. Давайте вспомним, глядя на обложки, о чём писал Е.И.Чарушин. (ответы детей)

(Слайд №2 Биография) - Е.И.Чарушин родился в 1901году на Урале. Детство писателя и в особенности его родители определили будущее маленького Жени. Папа у него был архитектором, много разъезжал и нередко брал с собой сынишку. Первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Мама - садовод-любитель. Женя много помогал ей в работе: ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения и сажать их в своём садике, выкармливать уток и тетеревов, занимался цыплятами, поросятами и другими домашними животными. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушину предложили иллюстрировать книги В.В.Бианки, С.Маршака, М.Пришвина. В 1930 году вышел его первый рассказ. Е.Чарушин был блестящим рассказчиком-анималистом, т.е. художник, изображающий животных. Герои Чарушина добры, обаятельны. Художник любил изображать звериных детёнышей пушистых, мягких и ещё совсем беспомощных. Произведения Е.Чарушина известны не только у нас в стране, но и во многих странах мира.

Какое новое слово я произнесла? (Слайд №3)

Кто запомнил, что оно обозначает?

2.3. “Открытие” учащимися нового знания. Первичное восприятие.

Учитель читает первый абзац рассказа.

Давайте закроем глазки и послушаем звуки леса, чтобы лучше представить, где жили мальчики.

Музыкальная минутка ЦОР №1

Как вы думаете, кто топал и шлёпал?

А теперь давайте откроем учебник, дочитаем рассказ и узнаем, кого же испугались мальчики?

Читают дети по цепочке. Объясняется слова ЧУЛАН, СЕНИ

2.4. Этап презентации образовательных продуктов - соединение идеальных планов каждого в общий и коллективный “объем” - совместную действительность.

Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.

Как вы думаете, прочитанное произведение сказка или рассказ? Докажите.

Понравился ли вам рассказ? Что интересного в нём?

Кого же испугались мальчики? (Слайд 4, ЦОР №2)

- Ёж-это маленький ночной хищник. Обитают ежи в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём спят, а ночью охотятся на улиток, насекомых, лягушек, ящериц. В случае опасности ёжик фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, а если это не помогает, свёртывается в клубок. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. Интересно, что ежата рождаются с белыми мягкими иголками, слепые и глухие. Но уже через сутки иглы у них твердеют и становятся такими же тёмными и острыми, как у матери.

Давайте откроем книжку с тестами на стр.11 и прочитаем ещё информацию о ежах.

Выполняется тест из “Блицконтроля” с.11

Спасают ли иголки ежа от холода? Как?

От чего ещё спасают колючки животных?

Какое ещё животное имеет колючки? (Слайд №5)

Взаимопроверка. Работа в парах.

Поднимите руку, кто на все вопросы ответил правильно.

Вторичное восприятие и анализ

Прочитайте рассказ ещё раз самостоятельно и приготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию. (Чтение текста детьми.)

Как звали мальчиков?

Почему же они испугались ежа?

Где они жили?

Почему они остались дома одни?

Что они делали, когда остались одни?

Какие звуки они услышали?

Как они отреагировали на эти звуки?

Найдите и прочитайте их разговор по ролям. (с.136-137, 4 абзац)

Рассказали ли мальчики родителям, что случилось?

Кого нашли родители? Прочитайте, как это было. (с.138, 1 абзац)

Чем они угостили ёжика?

Изменилось ли отношение мальчиков к ночному гостю?

Физкультминутка ЦОР №3

2.6. Этап конструирования - переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления и создание учащимися собственных образовательных продуктов (на данном этапе - коллективных).

Составление плана (Слайд №6)

На сколько частей можно разделить рассказ?

С помощью подчёркнутых слов составим план. (Работа в группах.)

1. Мальчики одни.

2. Дети легли спать.

3. За дверью кто-то топает ногами.

4. Пришли папа с мамой.

5. Да это ёжик!

Пересказ по плану

Попробуем пересказать рассказ коллективно.

А теперь я хочу вам предложить кроссворд и убедиться, что урок для каждого из вас прошёл не зря. Если вы правильно его разгадаете, то по вертикали в выделенном столбике ещё раз прочитаете фамилию автора, написавшего “Страшный рассказ”. (Работа в группе) Приложение 4

3. Рефлексивно-оценочный блок - выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, оценка степени приращения инструментальных ресурсов личности обучающихся, а также качества созданных на уроке образовательных продуктов

Что запомнилось в рассказе?

Показался ли он вам страшным?

Почему называется “Страшный рассказ”?

Почему ему удалось написать такой хороший рассказ?

Какой герой появится в нашей литературной стране?

Домашнее задание

Подготовить группой книжку-малышку о животных.

Учитель назначает организаторов, организаторы набирают себе команду.


Конспект урока по чтению 2 класс.

Составила: Куликова Людмила Витальевна, учитель начальных классов

Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Цели:

1. Познакомить с творчеством Е. Чарушина;

2. Развивать навыки выразительного, беглого чтения, учить делить текст на смысловые части и озаглавливать их;

3. Воспитывать любовь к природе, к животным.

Оборудование: 1)Иллюстрация с изображением ёжа; 2) Портрет Е. И. Чарушина.

Ход урока

I. Организационный момент

^ II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение рассказа «Сова» В. Бианки по ролям.

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя о Е. Чарушине

– Откройте учебник. Прочитайте название.

– Вам когда-нибудь было страшно?

– Попробуйте предположить, о чем этот рассказ?

– Верны ли ваши предположения, мы узнаем, прочитав этот рассказ.

^ IV. Первичное чтение рассказа учителем

Словарная работа, слова: сени, чулан.

V. Проверка усвоения смысла и содержания рассказа

– Понравился ли вам рассказ?

– Кого испугались мальчики?

– Посмотрите на иллюстрацию на доске. Ёж – это маленький ночной хищник. В его колючей шкурке почти 16 тысяч иголок.

^ VI. Слово учителя

Обитают они в основном в смешанных лесах, также в парках и скверах. Днем они прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы.

Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат дождевые черви, лягушки, ящерицы, мыши и змеи.

В случае опасности ёжик сворачивается в клубок, прижимая голову к брюху, втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисой ёж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага. Если это не помогает он свертывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто, наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое.

К зиме ежи жиреют и впадают в глубокую спячку, находя себе убежище в густых кустах, в углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой.

Ёж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки (Это жуки, которые питаются листьями, цветами и ягодами растений, а их личинки подгрызают корни растений) гусениц, мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.

Серый ежик весь в иголках

Словно он не зверь, а ёлка

Хоть колюч молчун лесной

Ёжик добрый, а не злой

^ VII. Вопросы

– Почему же мальчики испугались ежа?

– Как звали мальчиков?

– Где он жили?

– Почему они остались дома одни?

– Что они делали, когда остались дома одни?

– Какие звуки они услышали?

– Как они отреагировали на эти звуки?

– Рассказали они родителям, что случилось?

– Кого нашли родители?

– Чем они угостили ежа? Почему?

– Боялись ли его мальчики потом?

Физкультминутка

VIII. Закрепление нового материала

Выразительное чтение (С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему?)

^ IX. Составление плана

– На сколько частей можно разделить рассказ?

Чтение каждой части и составление плана

1. Мальчики остались одни;

2. Странные звуки;

3. Испуганные дети;

4. Родители вернулись;

5. Неожиданная находка;

6. Ёжик остался на даче.

X. Итоги урока

– Как назывался рассказ, который мы сегодня прочитали?

– Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему?

– Почему ёжик не ушёл, а остался жить с ребятами всё лето?

– Чему учит этот рассказ?

– Почему нужно беречь животных?

XI. Домашнее задание:

ГУО «Общеобразовательная средняя школ №7 г.Сморгони

с физкультурно-оздоровительным уклоном»

Урок литературного чтения

2 класс

Учитель Дунай Оксана Анатольевна

Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ».

Цели урока:

    расширить кругозор детей, пробудить интерес к личности и творчеству Е. И. Чарушина

    развивать мышление, четкую дикцию, совершенствовать технику чтения.

    прививать интерес к чтению, любовь к животным.

Оборудование: презентация, мультимедийная установка, экран, портрет Е. Чарушина, карточки с заданиями для работы в группах, иллюстрации животных.

Ход урока

    Орг. момент.

Пробудилось утро! Здравствуй, день. Здравствуй, класс уютный! Улыбнитесь, я прошу вас: веселей! От улыбки все становятся добрей! - Каждый день по дороге в школу вы видите удивительные творения природы. Что такое природа? (Это запах свежего воздуха, запах цветов, красота деревьев…) Природа не каждому человеку раскрывает свои секреты. Только доброго человека она посвящает в свои тайны. Для этого нужно быть наблюдательным, любознательным и много читать. - Какой раздел мы с вами изучаем?(Слайд №1 с названием раздела)

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать произведения о животных, узнавать про них новое и интересное. За правильные ответы вы будете получать фишки. Кто наберёт 4 фишки, тот попадёт в нашу «страну живой природы» и расскажет нам о своём любимом животном.

Давайте вспомним, какие произведения о животных вы уже читали?

    Проверка дом задания.

- О чём сказка «Аист и соловей»? - Какая из птиц вам понравилась? Почему? - Посмотрите на иллюстрации. Расскажите отрывок из сказки, которым можно подписать 1-ый рисунок (2-ой). (Самооценка. Фишки) - На прошлом уроке в «страну живой природы» попали несколько ребят. Они расскажут нам о своём любимом животном. (Выступления 1-2 учеников)

    Изучение нового материала.

Актуализация внимания

    Кто такой писатель?

    Кто такой художник?

    А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?

- Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Е. И. Чарушина. (Слайд №2 с портретом писателя) - А как всё начиналось…(Сведения из биографии писателя рассказывают ребята) Родился Е. И. Чарушин в 1901г. в городе Вятке. Отец Жени Чарушина был архитектором (придумывал, рисовал дома) – ватман, тушь, краски – все это нравилось мальчику.
С детства Е. Чарушин полюбил поездки за город с отцом. Многое о родной природе узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Сын помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду около дома. Самые яркие воспоминания о детстве связаны у
Е. Чарушина с животными, которых он сам ловил, воспитывал, наблюдал или просто читал о них. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах - банки с рыбками, в клетках распевали и свистели птицы. Будущий писатель выкармливал уток, развод ил кроликов. На его детских рисунках чаще всего были изображены птицы и звери. С 15 лет он стал писать стихи все о тех же животных, птицах. И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – художником-анималистом.

- Вот как говорил сам писатель… (Зачитывается учителем высказывание

Е. И. Чарушина)

(Слайд №3 с высказыванием автора) «...вся моя любовь к зверям, птицам, к родной природе оказалась очень и очень нужна. Нет большего счастья, для художника и для писателя, как, создавая свои любимые образы, переживать их и знать в то же время, что это дело, нужное всем ребятам…» Просмотр рисунков Е.И Чарушина. (Слайды №4-17 с рисунками Е. И. Чарушина) Первичное восприятие художественного произведения.

1.Загадка про ежа.

Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это... (Ёж)
(Слайд№18)

2.Сообщение названия рассказа. (Слайд №19) ПВ:

3. Первичное восприятие. (Слайды №20-22 с иллюстрациями к рассказу) - Какие чувства у вас возникли при чтении рассказа?

Паника страх трепет испуг ужас боязнь

- Действительно ли этот рассказ страшный?

- Какова роль ежа в этом рассказе?

В какой момент вы волновались?

Что у вас вызвало улыбку?

Справочное бюро. (Слайд №23 со словами) Чулан - подсобное помещение. Сени - помещение между жилой частью дома и крыльца. Физкультминутка Ёжик топал по тропинке И грибочек нёс на спинке. Ёжик топал не спеша, Тихо листьями шурша. А навстречу скачет зайка, Длинноухий попрыгай-ка. В огороде чьём-то ловко Раздобыл косой морковку. Прибежали, прибежали, Ёжики, ёжики. Наточили, наточили Ножики, ножики. Прискакали, прискакали Зайчики, зайчики. Ну-ка вместе, ну-ка дружно: «Девочки! Мальчики!»

(Гимнастика для глаз.)

Чтение рассказа детьми (цепочкой) -Как получилось, что дети остались дома одни?

Где всё происходило?

Что напугало ребят? - Как мальчики уговаривали себя не бояться? Зачитайте. - Как вы думаете, испугались ли ребята, когда услышали какой-то топот? - Какие слова подтверждают это? Зачитайте.

Можно ли назвать мальчиков смелыми?

Расскажите, что сделали родители, когда вошли в дом? - Как вёл себя ёжик, когда его искали? - Чему учит нас этот рассказ? (Уважайте и берегите животных. Нежелательно брать диких животных к себе домой. Ведь их дом - это лес. Каждый счастлив только у себя дома.)

IV. Работа в группах.(Слайд №24. Картинка.)

Названия групп: лисята, зайчата, ежата, совята.

I группа . Ежата. Прочитать описание ежа из энциклопедии. Ёж - хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, среди кустарников, ночью выходит кормиться. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами. Острые иглы, покрывающие тело, направлены в разные стороны. Основную пищу ежа в природе составляют насекомые, главным образом жуки. Он охотно поедает также червей, улиток, мышей, ящериц, лягушек, змей, яйца птиц. Еж довольно добродушное животное. Ответить на вопросы . (Слайд №25 с вопросами)
    Какое это животное? Чем питается?
    Когда спит?

    Как ведёт себя в случае опасности?

II группа. Зайчата. Составить пословицы. Добавить две свои на эту же тему.

Трусливому зайцу

глаза велики.

и пень волк.

и куста боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает,

а кто узнал и навстречу ему идёт.

Пуганая ворона

своей тени боится.

(Слайд №26 с пословицами)

    Трусливому зайцу и пень волк.

    У страха глаза велики.

    Трус своей тени боится.

    Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.

    Пуганая ворона и куста боится.

III группа . Лисята. Составить «тонкие» и «толстые» вопросы к тексту. (Слайд №27 с таблицей вопросов)

IV группа . Совята . Отгадать кроссворд. (Слайд №28 с кроссвордом)

Вопросы:

    Где происходило действие рассказа? (Дача)

    Как зовут в рассказе одного из мальчиков? (Шура)

    Подсобное помещение? (Чулан)

    В чём унесли ёжика? (Шапка)

    Что зажгли родители, для того чтобы увидеть ежа? (Лампа)

    Один из главных героев рассказа? (Ёжик)

    Помещение между жилой частью дома и крыльцом? (Сени)

V. Подведение итогов. Самоанализ (выставление фишек в «стране живой природы»). - Как называется рассказ? - Кто его автор? - Почему автор назвал рассказ именно так? - Чему учит рассказ?(Любить и беречь животных. Изучать животных, чтобы их не бояться)

Подготовила:

Учебный год

Урок литературного чтения во 2-м классе.

Рассказ "Страшный рассказ"

Цели: создать условия для

    раскрытия смысла художественного произведения; расширения представления об особенностях жанра (в основе лежит реальное событие); развития художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни.

Оборудование: книги (выставка), портрет писателя, презентация
Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

І. Орг. момент.

1. Эмоциональная мотивация

Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Возьмите друг друга за руки и пожелайте удачи на уроке. А я вам всем желаю получить больше хороших оценок.

2. Речевая разминка.

У ёжика и ёлки иголки колки.

I I . Проверка домашнего задания.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М. Пришвин “Ребята и утята”).

Какое домашнее задание нужно было подготовить?

(нужно было подготовить пересказ)

Но вначале восстановите деформированный план рассказа.

1. Ребята ловили утят. (2)

2. Приказ взрослого. (3)

3. Утка повела утят к озеру. (1)

4. Семья продолжает путешествие. (4)

Перескажите по этому плану.

Что полезного для себя вы взяли из этого рассказа?

ІІ I . Изучение нового материала

1. Целеполагание.

Вспомните, какую тему мы изучаем на уроках чтения. (О братьях наших меньших)

Кого мы называем нашими меньшими братьями?

(Надпись на доске:“Я и мои друзья”).

Можно ли животных назвать нашими друзьями?

Для чего нужно заботиться о животных?

Прочитайте названия животных. Выделенные буквы соедините в слово (узнаете фамилию писателя.)

2 . Работа с портретом.

Кому-то из вас сегодня предстоит впервые познакомиться с этим автором?

Что вам интересно узнать о?

Как вы думаете, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Евгения Чарушина, жизнью и творчеством этого замечательного детского писателя.

- Ребята подготовили для нас небольшие сообщения о Евгении Ивановиче Чарушине. Послушаем.

Сообщение 1.

Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец, известный русский художник – архитектор, много разъезжая, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Отец же дал первые навыки рисования.

Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных.

Сообщение 2.

Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богато одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику-иллюстратору. Евгений Чарушин иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы о животных, их повадках. С равным искусством владел Евгений Иванович Чарушин словом, карандашом и кистью.

Чарушин в детстве жил среди вятских лесов. Он хорошо знал и любил лес и его обитателей. Свою любовь и интерес к природе писатель умело передает детям. В своих книгах Чарушин трогательно изображает медвежат, пушистых зайчат, лисичек, лупоглазых олешек, занимательно рассказывает о поведении животных.

Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам М. Пришвина, К. Ушинского, С. Маршака. Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин.

Сообщение 3.

Всю жизнь, с раннего детства, Чарушин прожил среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. А когда он вырос, стал ходить на охоту, но не с ружьём. Он подолгу наблюдал за животными, их повадками, чтобы потом рассказать о них в своих произведениях. Он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцах, а так же про зверей, живущих в лесу – волков, медведей, лисиц.

3. Первичное восприятие художественного произведения

а) Отгадайте загадку:

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами

Кто это? (Ёж).

По каким признакам вы узнали? Кто видел ежа? Где? Чем питается еж?

Ёж - хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3-х км. Пищей ему служат жуки, лягушки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами. Есть у ежа враги, от которых его не спасают ни шипы, ни свертывание в клубок. Во время ночной охоты на ежа часто нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от коварной лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. А вот при встрече с гадюкой еж выходит победителем. Он хватает ее за хвост и сразу свертывается в клубок. Гадюка при попытке укусить своего врага наталкивается на иглы. Тем временем еж постепенно втягивает под себя гадюку и затем съедает ее.

б) Эмоциональная подготовка к восприятию.

Вы когда-нибудь вечером дома были одни?

Отчего бывает страх? Испытывали ли вы когда-нибудь страх? Сегодня мы прочитаем рассказ “Страшный рассказ”.

Попробуйте предположить, о чем будет рассказ?

Кому удалось услышать что-нибудь в названии этого произведения? Попробуйте, слушая это произведение, отмечать свое настроение: какое оно, меняется или остается постоянным, что на него влияет, выделите самый яркий для себя эпизод.
(Ответы детей).

в) Словарная работа.

Что такое сени? (В деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом).

Чулан? (Помещение в доме, служащее кладовой).

г) Чтение рассказа учителем.

д) Первичный анализ.

Что ты испытывал, слушая это произведение?

Случалось ли кому-нибудь из вас переживать то же самое, что и героям?

4. Повторное чтение и анализ произведения.

А) Повторное чтение рассказа учащимися по цепочке

Б) Анализ произведения.

Почему мальчики испугались ежа?

Какими вы представляете мальчиков?

Какую подсказку нам дает? (“в постельки”)

Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся?

Кто испугал ребят?

Почему ёжик не ушел потом в лес?

Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?

А как бы поступили вы? (Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить)

5. Художественное исполнение.

(Чтение диалога по ролям. Работа в парах).
Перечитайте в парах отрывок диалога ребят, стараясь передать все чувства, которые хотел донести до нас автор.
Представьте, что вы боитесь, но говорите, что вам не страшно. Попробуем прочитать диалог без слов автора, интонационно показывая свои ощущения.

6. Работа с пословицами.

На доске пословицы. Выберите ту пословицу, которая подходит к данному рассказу.

“Все хорошо, что хорошо кончается.”

“На всякую беду страха не напасешься.”

“У страха глаза велики.”

Как вы понимаете пословицу “У страха глаза велики”?

Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение спокойствия.

7. Тест.

Я предлагаю вам, ребята, проверить себя – насколько вы были внимательны на уроке. Вам нужно будет записать ответ, одним словом. Затем, (при проверке) если вы ответили правильно, ставите плюс, а если неправильно – минус.

(Вопросы появляются по щелчку. Дети записывают свой ответ. По щелчку появляется ответ на доске, они сверяют, ставя нужный знак.)

У кого 4 плюса? Самые внимательные! Молодцы!

У кого больше трёх ошибок дома ещё раз внимательно перечитайте рассказ и расскажите родителям, что узнали сегодня на уроке.

8. Художественное творчество.

Давайте подумаем, как мы с вами поступим, если вдруг окажемся в такой же ситуации?

Поищите вокруг себя примеры, когда человек и животное оказываются рядом.

Для чего нужно оберегать диких животных?

Почему надо любить и беречь природу?

На этот вопрос ответил так: “Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные - это наша родная природа. Оберегать и любить их - это значит любить и беречь свою Родину”.

9. Возвращение к эпиграфу.

Почему на нашем уроке эти слова? Как вы их теперь понимаете? Что объединяет наш рассказ с эпиграфом.

I V. Рефлексия:

    Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чем особенно творчество писателя? Какие формы работы на уроке вам больше понравились? Какие задания показались интересными? Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем? Чему научил нас рассказ Е. Чарушина? (Учиться контролировать свой страх, бережно относиться к животным).

V . Выставление оценок. Похвала.

Хочу выразить благодарность за то, что на уроке вы не просто читали, а рассуждали, размышляли, ведь (обращение к пословице).

“Настоящее чтение учит быть человеком”.

VI. Домашняя работа:

2. По желанию:

– Подготовить краткий пересказ.

– Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.

– Подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки.

– Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...