Правила успешного наставления. Искусство назидания


«Две Величайшие Милости!»

بسم الله الرحمن الرحيم

«Напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим!»

(Сура «Аз-Зарийат» 55 аят)

Хвала Аллаху, Господу миров! Хвала Ему премногая и преблагая, такая, которую Он любит, и которой Он доволен! Да пребудет благословение и мир Аллаха над благороднейшим из пророков и посланников и последним из них, господином рода человеческого, Мухаммадом, а также над его семьей и всеми его сподвижниками!

А затем:

Сказал Имам Муджахид: «Клянусь Аллахом, я не знаю какая из Двух Милостей Аллаха более велика (ко мне): то, что Он привел меня к Исламу, или то, что Он спас меня от этих страстей (нововведений) »

(Сунан Ад-Дарими)

Абуль‘Алия говорил: «Клянусь Аллахом я не знаю какая из Двух Милостей Величественней ко мне, то, что Аллах сделал моим руководством Ислам (т.е. сделал меня Мусульманином) или то, что Он не сделал меня хариджитом! » (А уберег меня от последователей своих страстей, ереси нововведений и заблуждений, и сделал меня приверженцем Сунны)!

(Ат-Табакат аль-кубра)

Далее, мир вам, милость Аллаха, и Его благословение! Дорогие братья и сестры! Восхваляйте и благодарите Всевышнего Аллаха за то, что Он даровал нам ключи ко всякому благу, и возвел между нами и злом преграду! И знайте, братья и сестры да укрепит вас Аллах, что поистине Всевышний и Могучий облагодетельствовал своих рабов из величайших милостей, Двумя Милостями! Поистине наш Господь облагодетельствовал своих рабов Двумя Величайшими Милостями! И первая милость – это Ислам ! А вторая Милость это – то, что человек придерживается Сунны Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, множествами приветствий! И мы очень нуждаемся в благодарности Всевышнему Аллаху - за эти Две Великие Милости оказанные нам, и нуждаемся в том, чтобы Аллах облегчил нам должным образом исполнять эти Две Милости - Ислам и Сунну! И благодарность возложенная на нас, не будет полной и совершенной, если мы не будем должным образом держаться за эти Две Милости! Поэтому, мы должны вести борьбу со своими душами, для того, чтобы надлежащим образом выполнять их! И всякий раз как мы выполняем эти Две Великие Милости должным образом, то добавляет нам Аллах богобоязненности в следование прямому пути, даёт нам победу и поддержку, оберегает и защищает нас, и добавляет нам успеха (тауфик)! Как сказал Великий и Возвышенный в Своей Книге: «А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах - с творящими добро! »

(Сура «Аль-Анкабут» 69 аят.)

И сказал Всевышний: «^ Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом ».

(Сура «Аль- Хаджж» 78 аят)

А настоящий джихад – это прямота (истикома) на религии Аллаха! Сказал Шейх аль-Ислам Ибн Таймийа: «Истинный смысл джихада – это усердие в достижении того, что любит Аллах, как иман, праведные деяния, и устранение того, что ненавидит Аллах, как неверие, нечестие и ослушание ».

(Маджму’уль-фатауа)

О, Мусульманин! О, идущий по пути, озаренному светом Истины, ночь на котором подобна дню! Задумайся, в какой же милости ты находишься! Поистине, большинство людей на Земле, лишены этих Двух Величайших Милостей! Сказал Всевышний Аллах в Своей Книге: «Большая часть людей не уверует, даже если ты страстно будешь желать этого » (Сура «Йусуф» 103 аят)

В этом аяте говорится о том, что большинство людей являются неверующими и лишены милости Ислама.

О Аллах, укрепи нас на Твоей религии! Хвала Тебе о Дарующий! Хвала Аллаху Который облагодетельствовал нас этой Величайшей милостью, милостью Ислама! Также, в Сунне содержится указание на то, что человеку может быть дарована милость Ислама, однако он может быть лишен второй милости, а это - следование Сунне, следование пути Пророка Мухаммада, (мир ему и благословения Аллаха)! Сунна - это прямой путь, и всякий кто собьется с него, встретит погибель! Поистине, многие люди лишены второй милости, милости Сунны! Абдулла ибн Умар передает, что Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха сказал: «Мою общину непременно постигнет то же, что постигло сынов Исраиля. Поистине, сыны Исраиля разделились на семьдесят две группы, а моя же община разделится на семьдесят три. Все они войдут в Огонь, кроме одной! Люди спросили: «Что же это за группа, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Та, что придерживается того же, чего придерживаюсь я и мои сподвижники! »

(Хадис передал Имам ат-Тирмизи)

Пречист Аллах! О мусульмане следующие путем Пророка, благодарите Всевышнего Аллаха за эти Две Милости! Благодарите Его денно и нощно и не будьте из числа тех, про которых Господь миров сказал: «Поистине, Аллах милостив к людям, однако большинство людей неблагодарны ».

(Сура «Аль-Бакара 243 аят)

Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он укрепил нас на Исламе и Сунне, и сделал нас богобоязненными и благодарными Ему! И последний наш зов! Хвала Аллаху, Господу миров!

«2MiLosti»

vk.com/2milosti

www.youtube.com/2MiLosti

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословения нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! 1.Гнев Мужа Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Молитвы трех людей не поднимаются выше их ушей: сбежавшего раба, пока он не вернется; женщины, которая засыпает, когда ее муж гневается на нее; и правителя, которым недоволен его народ». Этот хадис передал ат-Тирмизи. См. “Сахих Сунан ат-Тирмизи” (295). 2.Причинение страданий Мужу Имам Ахмад и другие знатоки хадисов передали хадис со слов Му‘аза, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Когда жена причиняет своему мужу страдания в этом мире, то его жены из числа гурий говорят: “Не мучай его! Да погубит тебя Аллах! Он всего лишь гостит у тебя, и очень скоро он расстанется с тобой, чтобы прийти к нам”». Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи. См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир” (7192). 3.Проявление неблагодарности за доброту Мужа Имам Муслим с своем сборнике достоверных хадисов сообщил, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я видел ад, и никогда прежде я не видел его таким. Я также видел, что большинство его обитателей являются женщинами». Его спросили: «О Посланник Аллаха! Почему?» Он ответил: «За их неблагодарность». Его спросили: «Они неблагодарны Аллаху?» Он ответил: «Они неблагодарны своим мужьям и неблагодарны за оказываемые им благодеяния. Если ты делаешь одной из таких женщин добро в течение целого года, а затем она остается недовольна чем-то одним, то говорит: “Я никогда не видела от тебя добра”». См. “Шарх Сахих Муслим”, т. 6, стр. 465. 4.Требование развода без уважительной причины Ат-Тирмизи и Абу Давуд передали хадис Саубана, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Если женщина просит у своего мужа развод без уважительной причины, то она будет лишена возможности почувствовать даже благоухания рая». См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир” (2706). 5.Покорность Мужу в неповиновении Аллаху Ахмад и аль-Хаким передали хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Нельзя повиноваться творению, ослушаясь Создателя».См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир” (7520). Уместно напомнить, что сатана наущает некоторых женщин ослушаться своих мужей в тех вещах, которые не запрещены шариатом. Да наставит Аллах таких женщин на прямой путь! Когда мужья повелевают им совершить нечто, они говорят: “Это – нельзя, а это – запрещено”. Таким образом они пытаются избежать повиновения мужьям. Но им следует помнить о следующем высказывании всевышнего Аллаха: «В День воскресения ты увидишь тех, которые возводили навет на Аллаха, с почерневшими лицами. Разве не в аду место для возгордившихся?» Сура “аз-Зумар” (“Толпы”), аят 60. Имам аль-Хасан аль-Басри сказал: «Нет сомнения в том, что наговаривать на Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, провозглашая дозволенным запрещенное, а запрещенное – дозволенным, является очевидным неверием». 6.Добровольный пост без разрешения Мужа В достоверном хадисе, переданном Муслимом со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Женщина может поститься в присутствии мужа только с его разрешения». См. “Шарх Сахих Муслим”, т. 7, стр. 120. Если женщина соблюдает пост в то время, как ее муж не находится в отъезде, то это может помешать мужу насладиться близостью с нею и подтолкнуть его на дурные дела. Безусловно, здесь имеется в виду добровольный пост, потому что обязательный пост является долгом человека перед Аллахом, который превыше долга перед мужем. 7.Отказ от близости с Мужем Передают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если муж позовет жену к себе в постель и та не придет, после чего он переночует разгневанный на нее, то ангелы будут проклинать ее до утра». Этот хадис передал Муслим. См. “Шарх Сахих Муслим”, т. 10, стр. 259. 8.Разглашение тайн интимных отношений.Передают, что Асма бинт Йазид рассказывала, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наверняка, кто-то из мужчин иногда рассказывает о том, что он делает со своей женой, и наверняка, кто-то из женщин рассказывает, что она делает со своим мужем». Люди смолкли, и тогда Асма сказала: «Ты прав, о Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, что женщины поступают таким образом, и мужчины тоже». Тогда он сказал: «Не поступайте так! Воистину, это подобно тому, как дьявол встречает дьяволицу на дороге и вступает с ней в половой акт на глазах у людей». Этот хадис передал Ахмад. Аль-Албани назвал хадис достоверным благодаря подтверждающим его свидетельствам. См. “Адаб аз-Зифаф”, стр. 144. 9.Снятие одежды в чужом доме Имам Ахмад и другие знатоки хадисов передали, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Если женщина снимет одежду не в доме своего мужа, то великий и могучий Аллах опозорит ее». См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир” (2708). “Аль-Мактаб аль-Ислами”, 3-е изд. 10.Прием гостей без разрешения Мужа В сборнике достоверных хадисов аль-Бухари сообщается, что Абу Хурейра рассказывал. Что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не разрешается женщине поститься в присутствии мужа без его разрешения и впускать в дом посторонних без его разрешения». См. “Фатх аль-Бари”, т. 9, стр. 295. 11.Отлучение из дома без разрешения мужа Всевышний Аллах сказал: «Не покидайте своих домов…» Сура “аль-Ахзаб” (“Сонмы”), аят 33. Ибн Касир, да смилостивится над ним Аллах, в толковании этого аята сказал:«Это означает: не выходите из дома безо всякой необходимости». Сура “аль-Ахзаб” (“Сонмы”), аят 33.

«И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (сура «Аз-Зарийат»/ «Рассеивающие», аят 51).

Наверное, каждый мусульманин хоть раз, но слышал хадис, в котором Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, говорит: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, обязательно должны вы побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию, и тогда вы будете взывать к Нему, но не будет вам отвечено».

Вот только почему все чаще случается так, что разговор, начавшийся с «напоминания», заканчивается спором или конфликтом? Причина проста, и кроется она не только в непонимании и высокомерии того, кого призывают, но и в «некомпетентности» призывающего. Давайте вспомним несколько условий успешного призыва, которые располагают сердце человека к добру и истине.

Уважение к личности «призываемого».

Знаете, почему многие призывы и порицания наталкиваются на ответную агрессию? Потому что они исходят с высокомерной позиции призывающего, который при виде плохого мнит себя чуть ли не посланным исправить человечество. Или это происходит в том случае, когда цель призывающего - продемонстрировать свои знания или сказать «для галочки», не заботясь о том, примет человек его слова или нет. Это, конечно же, мешает успеху призыва. Если призывая человека, вы видите в нем врага Ислама или невежественного грешника, то вы тем самым заставляете его защищаться. Да, он начнет защищаться и оправдывать свои деяния и убеждения. На самом же деле он защищается от вашего плохого мнения о нем, он приводит доводы в их пользу, как бы желая сказать: «Нет, я не так плох, как ты думаешь… Я так поступаю потому что…». Он чувствует себя разоблаченным, а его низость обнаженной. И тогда ему остается только одно - отрицать и защищаться. Чтобы такого не случалось, каждый призывающий должен видеть в человеке, совершившем ошибку или грех, не грешника и заблудшего, а потенциального брата, единомышленника, видеть в нем духовный потенциал. Он должен каждого человека уважать и ценить как уникальное творение Всевышнего. Такой подход даст ему больше шансов быть услышанным, а его словам - быть принятыми.

Понимание собеседника и диалог «Говори с каждым согласно его разумению».

В призыве и напоминании следует учитывать особенности человека, которого вы призываете. То есть отталкиваться от его собственных убеждений и потребностей. Кто-то ошибается по причине незнания, кто-то совершает грех по причине беззаботности, кто-то не следует нормам по причине собственного видения норм морали. Если хотите быть услышанным, попробуйте сначала услышать доводы вашего оппонента: что он думает, что ему мешает, почему он хочет поступать так, а не иначе? Услышав его, вы поймете, что стало причиной, и, отталкиваясь уже от этих знаний, вы сможете привести его к истине. С ребенком нужно говорить иначе, чем со взрослым. К мягкосердечному следует подобрать несколько иные слова, чем к жестокосердному.

Опирайтесь на особенности понимания вашего собеседника, «призываемого».

На кого-то больше действуют обещания наказания Всевышнего, кто-то более восприимчив к рассказам о вознаграждении, а кто-то усмирится при упоминании близости и милости Аллаха. Тот ключ, которым вы открываете дверь своей квартиры, непригоден для того, чтобы открыть дверь соседа. И хотя истина в глубине желанна для каждого сердца, ищите путь, по которому вы сможете открыть его для нее.

Доброта, мягкость и терпеливость

Очень важны нравственные качества призывающего. Если ты добр, мягок и скромен, то ты будешь более убедителен, чем при использовании агрессии, жесткости и бескомпромиссности. В конце концов, если человек примет вас как личность, то считайте, что полдела сделано. Потому что человек охотнее прислушается к тому человеку, к которому его сердце расположено. А этого не может произойти, если призывающий обладает дурным нравом.

В Коране Всевышний говорит: «Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым назиданием и веди с ним спор наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути и лучше знает тех, кто следует прямым путем» («Ан-Нахль»/ «Пчелы», аят 125). Как пишет АбдурРахман Ас-Саади к толкованию этого аята: «Если ты призываешь людей, будь то мусульмане или неверующие, следовать прямым путем твоего Господа, то руководствуйся полезными познаниями и праведными деяниями. Твои проповеди должны быть мудрыми, поскольку с каждым нужно разговаривать, учитывая его состояние, способность воспринять услышанное и готовность подчиниться истине словом и делом. А для того чтобы проповеди были мудрыми, необходимо обладать твердыми знаниями и не уподобляться невеждам. Нужно начинать призыв с самых важных вопросов, которые люди могут понять и усвоить. Нужно относиться к людям с теплом и добротой, дабы им было легче принять истину». Терпеливость, доброта, мудрость и знания - это те черты, которые способствуют успеху наставления.

Однако нельзя забывать о том, что конечный результат достигается только по милости Аллаха. В суре «аль-Касас» («Повествование») Всевышний говорит: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем». Но верующие не должны прекращать напоминать и призывать, делая это «добром и мудростью». Потому что даже если человек в этом и не добьется успеха, возможно, Всевышний запишет ему за старание на Его пути великую награду. Ведь Всевышний любит творящих благое и оценивает дела согласно их намерениям…

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

В Коране Всевышний говорит: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (сура «Аз-Зарийат»/ «Рассеивающие», аят 51). Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, обязательно должны вы побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию, и тогда вы будете взывать к Нему, но не будет вам отвечено». Но часто случается так, что разговор, начавшийся с «напоминания», заканчивается спором или конфликтом. Причина этого – не только в непонимании и высокомерии того, кого призывают, но также в «некомпетентности» призывающего. Давайте перечислим некоторые условия успешного призыва, которые не ранят, а наоборот, расположат сердце человека к добру и истине.

Уважение к личности «призываемого»

Знаете, почему многие призывы и порицания наталкиваются на ответную агрессию? Потому что они исходят с высокомерной позиции призывающего, который при виде плохого мнит себя чуть ли не Мессией, посланным исправить человечество. Или это происходит в том случае, когда цель призывающего – продемонстрировать свои знания или сказать «для галочки», не заботясь о том, примет человек его слова или нет. Это, конечно же, мешает успеху призыва.

Если призывая человека, вы видите в нем врага Ислама или невежественного грешника, то вы тем самым заставляете его защищаться. Да, он начнет защищаться и оправдывать свои деяния и убеждения. На самом же деле он защищается от вашего плохого мнения о нем, он приводит доводы в их пользу, как бы желая сказать: «Нет, я не так плох, как ты думаешь… Я так поступаю потому что…». Он чувствует себя разоблаченным, а его низость обнаженной. И тогда ему остается только одно – отрицать и защищаться.

Чтобы такого не случалось, каждый призывающий должен видеть в человеке, совершившем ошибку или грех, не грешника и заблудшего, а потенциального брата, единомышленника, видеть в нем духовный потенциал. Он должен каждого человека уважать и ценить как уникальное творение Всевышнего. Такой подход даст ему больше шансов быть услышанным, а его словам – быть принятыми.
Понимание собеседника и диалог
«Говори с каждым согласно его разумению». В призыве и напоминании следует учитывать особенности человека, которого вы призываете. То есть отталкиваться от его собственных убеждений и потребностей. Кто-то ошибается по причине незнания, кто-то совершает грех по причине беззаботности, кто-то не следует нормам по причине собственного видения норм морали. Если хотите быть услышанным, попробуйте сначала услышать доводы вашего оппонента: что он думает, что ему мешает, почему он хочет поступать так, а не иначе? Услышав его, вы поймете, что стало причиной, и, отталкиваясь уже от этих знаний, вы сможете привести его к истине.

С ребенком нужно говорить иначе, чем со взрослым. К мягкосердечному следует подобрать несколько иные слова, чем к жестокосердному. Опирайтесь на особенности понимания вашего собеседника, «призываемого». На кого-то больше действуют обещания наказания Всевышнего, кто-то более восприимчив к рассказам о вознаграждении, а кто-то усмирится при упоминании близости и милости Аллаха.

Тот ключ, которым вы открываете дверь своей квартиры, непригоден для того, чтобы открыть дверь соседа. И хотя истина в глубине желанна для каждого сердца, ищите путь, по которому вы сможете открыть его для нее.
Доброта, мягкость и терпеливость

Очень важны нравственные качества призывающего. Если ты добр, мягок и скромен, то ты будешь более убедителен, чем при использовании агрессии, жесткости и бескомпромиссности. В конце концов, если человек примет вас как личность, то считайте, что полдела сделано. Потому что человек охотнее прислушается к тому человеку, к которому его сердце расположено. А этого не может произойти, если призывающий обладает дурным нравом.
В Коране Всевышний говорит:

«Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым назиданием и веди с ним спор наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути и лучше знает тех, кто следует прямым путем» («Ан-Нахль»/ «Пчелы», аят 125).

Как пишет АбдурРахман Ас-Саади к толкованию этого аята: «Если ты призываешь людей, будь то мусульмане или неверующие, следовать прямым путем твоего Господа, то руководствуйся полезными познаниями и праведными деяниями. Твои проповеди должны быть мудрыми, поскольку с каждым нужно разговаривать, учитывая его состояние, способность воспринять услышанное и готовность подчиниться истине словом и делом. А для того чтобы проповеди были мудрыми, необходимо обладать твердыми знаниями и не уподобляться невеждам. Нужно начинать призыв с самых важных вопросов, которые люди могут понять и усвоить. Нужно относиться к людям с теплом и добротой, дабы им было легче принять истину».

Терпеливость, доброта, мудрость и знания – это те черты, которые способствуют успеху наставления. Однако нельзя забывать о том, что конечный результат достигается только по милости Аллаха. В суре «аль-Касас» («Повествование») Всевышний говорит: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем». Но верующие не должны прекращать напоминать и призывать, делая это «добром и мудростью». Потому что даже если человек в этом и не добьется успеха, возможно, Всевышний запишет ему за старание на Его пути великую награду. Ведь Всевышний любит творящих благое и оценивает дела согласно их намерениям…



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...