Реализация принципа интеграции в образовательном процессе фгос. "интеграция образовательных областей"

Выступление на районном семинаре воспитателей ДОУ по теме:

« Интеграция образовательных областей

в совместной деятельности с детьми и родителями

в рамках реализации федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования»

В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач:

    сохранение здоровья ребенка;

    развитие базовых качеств личности;

    построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества непосредственно образовательной деятельности (НОД) в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.

Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированная совместная деятельность с детьми (НОД)

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Это возможно только в том случае, если деятельность носит интегрированный характер.

Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами.

Интеграция – (лат.- целый) – означает восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение, взаимовыражение и взаимореализацию.

Интегрированное занятие - это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

    Первым системообразующим фактором в дошкольном образовании выступают образовательные области . ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые не должны реализовываться в образовательной деятельности ДОУ в чистом виде, их реализация предполагает гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение.

    Вторым системообразующим фактором является их интеграция на основе календарно-тематического планирования : выбор определенной темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.

Первый тематический круг - реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники) .

Второй тематический круг - воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это мощный темообразующий фактор, как и реальные события.

Третий тематический круг - события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность.(Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?).

Четвертый тематический круг - события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии (например, увлечение динозаврами, и т. п.)

Все эти темы могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

    Третьим системообразующим фактором является интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста : познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и быть интегратором всех других деятельностей

    Четвертым фактором можно выделить формирование интегральных качеств личности, которые предусмотрены как конечный результат образовательной деятельности ДОУ . По своей сути личность целостна, системна. Человек в процессе личностного становления постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения. Четко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное воспитание, а также воспитание здорового безопасного образа жизни.

Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их интеграцию. Например, тема «Мамин праздник» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник.

В течение дня дети читают произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др), рассматривают «Портрет матери» А.Шилова, сами рисуют портреты мам, делают выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам (например, Ф.Шуберта «AveMaria»), организуют совместно со взрослыми концерт для мам, участвуют в проекте «Мамины наряды» или «Хозяюшка». В такой день полезна встреча с одной из мам, которая поделится с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки (секреты могут быть разные).

В такой день дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и осваивают идеальные черты современной женщины, такие, как нежность, заботливость, ласка, доброта; учатся ценить и уважать свою маму. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а также формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, мы решаем такие задачи как:

    формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;

    интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

    интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей;

Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.

2. На занятиях развивается потенциал самих воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

4. За счет усиления связей между ОО высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, общения, прогулок, для занятий физическими упражнениями. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на НОД педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Важно заметить, что методика проведения НОД с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные образовательные технологии.

Наиболее эффективны из них следующие:

    сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

    проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

    разнообразные речевые дидактические игры, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:

    чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

    продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы

    взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД

    большая информативная емкость образовательного материала,

    систематичность и доступность изложения материала;

    необходимость соблюдения временных рамок

Основные принципы взаимодействия с детьми:

1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.

2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.

3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.

4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.

Основным фактором интеграционного процесса выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители.

Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника в процессе воспитания. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течении одного дня, одной недели. Такими интегративными формами в ДОУ могут выступать совместные творческие проекты, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры .

Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.

Наталья Соколова
Использование процесса интеграции в ДОУ

Соколова Н. А.

воспитатель МБДОУ д/с №45

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ В ДОУ

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема интеграции дошкольного образования, доказана ее современность и важность, как для теории, так и для практики. / In this article the problem of integration of preschool education, modernity and proved its importance for both theory and practice.

Ключевые слова. Интеграция , образовательные технологии, современное образование, систематизация. /Integration, educational technology, modern education, systematization.

Известно, что дошкольный возраст - это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитанниками, пробуждать познавательные интересы .

Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в детском саду, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности - интегрированные

занятия. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно.

У детей рано складывается своя «картина мира» . Данное понятие означает зримый портрет мироздания, образно-понятийную модель Вселенной, в которой обозначены ее пространственно-временные границы и место в ней человека.

Понятие «целостность» связывается в один смысловой узел с понятием

«гармония» и «интеграция » . Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я. А. Коменского, утверждавшего : что интеграция - одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.

Использование интеграции знаний в образовании позволяет нам выделять компоненты содержания, соответствующие целостным представлениям о явлениях и процессах , происходящих в окружающей среде.

Перед началом работы по осуществлению интеграции мы , используя труды К . Ю. Белой, выполняем ряд важных действий :

Определяем области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;

Анализируем и отбираем из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;

Учитываем программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;

Определяем одно или несколько базовых направлений в интеграции содержания образования;

Выявляем основной принцип построения системы интегрированных занятий ;

Продумываем развивающие задачи;

используем разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом ;

используем большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой)

используем в работе методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование и т. д.) ;

Интегрированные занятия мы проводим по следующим направлениям :

развитие речи-расширение и систематизация словарного запаса,

развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры речи;

Ознакомление с окружающим миром-систематизация и углубление знаний о

предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса к различным формам познания мира;

моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение,

продуктивная деятельность.

Подготовка к обучению грамоте-развитие речевого слуха, сенсорное развитие ребенка в области языка, формирование звукового анализа и синтеза , ознакомление с предложением и словом в предложении;

продуктивная деятельность-реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния в сюжетно-ролевой игре, изобразительном творчестве, инсценировках;

музыкальное воспитание в большей степени, чем другой вид искусства, доступного ребенку. В процессе слушания у детей формируется восприятие музыкальных образов. Они учатся соотносить их с литературными и выразительными образами изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) ;

ознакомление с художественной литературой может выступать в роли своеобразного стержня, объединяющего другие виды искусства;

изобразительное искусство способствует развитию внимания, наблюдательности, детализации воспринимаемого изображения, эмоциональную окраску;

драматизация связывает художественное творчество с личными переживаниями и позволяет знакомиться с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Используя образовательную программу детского сада,опирающуюся на программу «От рождения до школы «под редакцией Н. Е. Вераксы и выше изложенных авторов,нами были проведены занятия :спортивный праздник,посвященный «Дню Защитника Отечества» ,который включил в себя следующие области :физкультурная,познавательная, речевая, коммуникативно-личностная и мероприятие «Чистый город» по утилизации и вторичного использования мусора , где также очень удачно была проведена интеграция областей . Незабываемые впечатления на детей произвела театрализованная постановка сказки»Репка» в стихотворной форме, где также были использованы все пять областей образовательной деятельности. Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов :

Музыка+ математика

Обучение грамоте + математика

Художественная литература+ развитие речи + обучение грамоте

Развитие речи+ музыка + рисование

Математика+ труд и другие.

Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения .

Литература :

Программа»От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.

Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург., 1994.

Белая К. Ю. И др. Интеграция - как основной инструмент создания новой модели ДОУ// Управление ДОУ 2003 №4.

Дик Ю. И. Интеграция учебных предметов// Советская педагогика. 1987.№9.

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Интеграция образовательных областей
в педагогическом процессе ДОУ

Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Болотникова О.П., Еник О.А., Кузина А.Ю., Пенькова Л. А., Сидякина Е. А., Щетинина В. В.


Рецензенты:

Е. Н. Приступа – доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики ГБОУ ВПО «Московский государственный педагогический институт».

М. И. Богомолова – доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова».

Введение

Актуальность проблемы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ диктуют Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655), устанавливающие нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Содержание программы включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, – и должно строиться с учетом в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Это определяет важность исследования проблемы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе.

Педагогическая практика показывает, что, обладая достаточным запасом знаний, дети не всегда могут ими воспользоваться в поведении и деятельности, а также при решении практических задач. Об этом свидетельствуют наблюдения за педагогическим процессом, беседы с воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Это обусловлено тем, что формирующие знания чаще всего отрывочные и недостаточно ориентированы на дальнейшее их использование в деятельности. Для изменения существующего положения необходима реализация интеграции.

Интеграция в содержании образования означает объединение обобщенных знаний. Внедрение интеграции в практику работы ДОУ способствует решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных. Интеграция выступает как эквивалент межнаучным связям, а методологической основой служит процесс интеграции и дифференциации научных знаний. Реализация связей предполагает согласованное изучение понятий, которые являются общими для разных образовательных областей.

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ обеспечивает достижение готовности к школе, а именно: необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Интегрированный подход ведет к системным изменениям в образовательном процессе:

обоснование содержания образования и его организации подчеркивает взаимосвязь и взаимообусловленность социальных и педагогических объектов, процессов и явлений;

результат выражает степень адекватности образования целям развития и самореализации личности.

Исследование данной проблемы проходило на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти, в нем приняли участие заместители заведующих по воспитательно-методической работе: Храмова И. К. (ДС № 66), Терских Е. А. (ДС № 67), Артурская О. А. (ДС № 82), Шестопалова И. С. (ДС № 119), Бартошевич Т. И. (ДС № 140), Маненькова В. А. (ДС № 146), Флегонтова М. Р. (ДС № 150), Кудрина А. А. (ДС № 160), Сеннова Т. Н. (ДС № 169), Эренбург Е. А. (ДС № 171), Яковлева А. В. (ДС № 175), Кузнецова Н. Г. (ДС № 179), Горина Л. В. (ДС № 184), Каратаева Г. М. (ДС № 186), Игнатьева Н. А. (ДС № 188), Стрижкова М. В. (ДС № 189), Андреева Ж. В. (ДС № 192), Беляева О. М. (ДС № 207).

Список сокращений

ОО – образовательная область.

О – объединение.

к– координирование.

Ф – образовательная область «Физическая культура».

З – образовательная область «Здоровье».

Б – образовательная область «Безопасность».

С – образовательная область «Социализация».

Т – образовательная область «Труд».

П – образовательная область «Познание».

К – образовательная область «Коммуникация».

ЧХЛ – образовательная область «Чтение художественной литературы».

ХТ – образовательная область «Художественное творчество».

М – образовательная область «Музыка».

Способы интеграции образовательных областей

Подходы к определению интеграции в соответствии с ФГТ

Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагогическая работа в ДОУ должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

По мнению таких исследователей, как М. В. Крулехт, А. Г. Гогоберидзе, М. В. Лазаревой, реализация принципа интеграции способствует формированию у детей целостной картины мира, развитию коммуникативных навыков и умения свободно делиться впечатлениями, дает возможность реализовать творческие способности.

Принцип интеграции требует отбора и выбора содержания образования, а также путей его реализации, обеспечивающих целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями.

Прежде всего важно определить такую дефиницию, как «интеграция». Термин «интеграция» относится к числу общенаучных понятий. Активное его использование в отечественной науке отмечается с 1980-х годов. Философия, а следом и педагогика постепенно продвигались к характеристике таких явлений, как слияние, связь, взаимосвязь и т. п. Осмысление понятия «интеграция» шло от постижения категорий «связь», «отношения», «комплексный подход», «система», «целостность».

Вначале философы достаточно глубоко проработали понятия, входящие в категорию «интеграция». Достигнув некоторого единства в понимании их смысла, подошли к определению понятия «интеграция». Определение данного понятия с годами уточнялось, дополнялось и углублялось. Приведем несколько определений из философских словарей разных лет.

В 1975 г. интеграция понималась как «объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства» (Н.М. Кондаков). Как «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» определяется интеграция в 1983 г. (С.С. Аверинцев). В 1987 г. интеграция рассматривалась как понятие, «означающее связности дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию» (Советский энциклопедический словарь).

В настоящее время философы понимают интеграцию и как процесс, и как результат разрешения каких-либо противоречий через установление связей, как высшую ступень взаимосвязи, дающую такой продукт, как целостная непротиворечивая система.

В педагогику это понятие пришло из философии. Проблемой интеграции в образовании занимались О. П. Петрова, А. В. Петров, В.С. Безрукова, Н.С. Антонов, А.В Антонова, Т.С. Комарова, М.С. Асимов, А. Н. Турсунов, Ю. С. Тюнников, Н. К. Чапаев, М. Н. Берулава, А. А. Харунжев, В. Г. Иванов и др. Первоначально, как отмечает В. С. Безрукова, педагоги шли по пути прямого заимствования определений и характеристик интеграции из философских источников. Но это лишало педагогическую теорию интеграции самостоятельности и отражения специфики интеграции педагогических явлений, поэтому позже появились концепции педагогической интеграции.

Педагогическая интеграция, по мнению В. С. Безруковой, – это установление связей и отношений педагогическими средствами и ради педагогических целей. Она осуществляется в рамках педагогической теории и практики, поэтому используются педагогические принципы, формы и методы интегрирования. Педагогическая интеграция имеет несколько существенных характеристик, определяющих ее категориальный статус. Чаще всего интеграция рассматривается как процесс и как результат этого процесса. Но, кроме того, нередко интеграция характеризуется как принцип развития педагогики и педагогической практики. Триединая роль интеграции (принцип, процесс, результат) объясняет объективность существования нескольких дефиниций этого понятия. Нас интересуют такие дефиниции, как процесс и результат.

В качестве процесса интеграция рассматривается как «непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом» (В.С. Безрукова). Это своего рода процедура интегрирования объектов, включающая в себя выбор необходимых и целесообразных связей из всей совокупности их видов и типов, способов установления этих связей.

В качестве результата интеграция выступает как форма, которую обретают объекты, вступая во взаимодействие друг с другом. Как форма могут быть представлены интегративные программы, интегративные виды детской деятельности, интегративные формы организации психолого-педагогической работы, различные технологии.

Процесс интеграции, его проектирование мы предлагаем осуществлять в два этапа.

Первый этап состоит в подготовке к процессу интеграции, что предполагает:

– определение направления (цели) интеграции;

– подбор объектов интеграции и их анализ;

– выбор формы процесса интеграции с ее сущностными и формально-логическими признаками.

Итогом подготовительного этапа должна стать модель интегративного образовательного процесса, т. е. сложившееся общее представление о том, что именно интегрируется и что из этого должно получиться.

Второй этап интеграции представляет собой непосредственную разработку избранной формы интеграции, а именно:

– выбор системообразующего фактора;

– создание новой структуры новообразования;

– установление связей и зависимостей компонентов интегрирования;

– применение способов интегрирования;

– фиксирование нового интегративного образования.

Интеграция в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение – объединение в одно «целое» различных элементов или частей. У «целого» всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов. Интегрированная деятельность делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

Интеграция в дошкольном образовании обеспечивает суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников, которое во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает положительный результат образовательной работы. Интеграция заключается в реализации как приоритетных целей и задач воспитания и развития личности на основе формирования целостных представлений об окружающем мире; в осуществлении не только содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития; в усилении связей компонентов содержания разных разделов программы (межвидовая интеграция) и внутри разделов (внутривидовая интеграция); во взаимодействии методов и приемов воспитания и организации непосредственной образовательной деятельности детей (методическая интеграция); в синтезе видов детской деятельности; во внедрении интегрированных форм организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, имеющих сложную структуру.

В ФГТ обозначены десять образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому (таблица 1). Это дает нам право говорить о двух уровнях интеграции: интеграция основных направлений развития ребенка и интеграция образовательных областей.


Таблица 1

На уровне интеграции основных направлений развития ребенка происходит объединение в одно «целое» различных элементов (частей), объединение понятийных категорий разных направлений развития ребенка, что делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

На уровне интеграции образовательных областей устанавливаются связи между целями и задачами одной образовательной области и целями и задачами других образовательных областей. Решая интегрированные задачи в ходе совместной с педагогом деятельности, ребенок с помощью взрослого «протягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей интегрированных образовательных областей, что является основой обобщения. Благодаря последовательному изучению разных сторон познаваемой образовательной области с использованием основных анализаторов (ребенок видит, слышит, чувствует), дошкольник легко переориентируется с познания одной образовательной области на познание другой образовательной области. Процесс выделения существенных признаков происходит тем успешнее, чем шире ориентировка ребенка в данной образовательной области. Более полное и глубокое познание той или иной образовательной области значительно облегчает отбор нужных признаков.

Однако как инновационное явление в педагогической практике ДОУ интеграция вызывает сложность при внедрении в практику в силу слабой теоретической, методической обоснованности.

Во многих исследованиях рассматриваются различные аспекты педагогической интеграции: содержание дошкольного образования на примере взаимосвязи изобразительной деятельности и ознакомления с изобразительным искусством, с другими видами искусства, с формированием представлений об окружающем мире; затронуты отдельные элементы интегрированного обучения – игра как интегрирующий фактор, вопросы о связях целей и задач интегрированных занятий, о направлениях интеграции (внутривидовой и межвидовой) и др. (М.В. Лазарева, Н.А. Ветлугина, Т.И. Комарова, А.В. Антонова, О.В. Дыбина, Б.П. Юсов, Л.С. Вагинова, Л.В. Горюнова, Л.И. Ермолаева, Р.Л. Непомнящая, П.Г. Саморукова, В.И. Логинова М.В. Крулехт, Н.М. Крылова, Р.М. Чумичева, Н.А. Курочкина, Т.И. Лазарь, Н.Б. Халезова и др.).

В связи с положениями ФГТ необходимо разработать возможные способы интеграции различных образовательных областей. Анализ справочной литературы и упомянутых выше исследований позволяет нам рассматривать интеграцию как процесс объединения несоизмеримых частей в целое и их координирование.

Способом мы называем действия, которые позволяют реализовать принцип интеграции, т. е. обеспечить восстановление, восполнение целого в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

В рамках заявленной темы мы определили понятие «способ интеграции» как основополагающую характеристику структурных компонентов объединения и координирования, включающую в себя два основных признака: характер взаимоотношений оснований (задачи образовательных областей, виды детской деятельности) и степень их взаимопроникновения (взаимоотношений, взаимосвязей).

Определение позволяет выделить два способа интеграции образовательных областей: объединение и координирование (см. рис. 1).

Рис. 1. Способы интеграции образовательных областей


Объединение («соединение») – это способ интеграции, содержащий в себе все элементы нескольких исходных образовательных областей; получение из нескольких объектов одного целого, состоящего из нескольких элементов, позволяет использовать средства одной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области или основной общеобразовательной программы дошкольного образования в целом.

Координирование («приведение в соответствие») – это способ интеграции, который позволяет устанавливать связи, соотношения между задачами образовательных областей, видами детской деятельности, формами образовательной работы для решения психолого-педагогических задач двух и более образовательных областей.

Реализация выделенных способов интеграции образовательных областей (объединение и координирование) предполагает определение вариантов интеграции. Это требует не только выделения оснований, но и уточнения некоторых аспектов, связанных с их спецификой.

В соответствии с ФГТ мы определяем следующие основания для интеграции образовательных областей:

1) виды детской деятельности;

2) задачи образовательных областей.

Характеристика способов интеграции образовательных областей на основе видов детской деятельности

ФГТ определяют, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. При этом каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач. Возникает вопрос о возможностях каждого вида деятельности в решении задач других образовательных областей.

В связи с этим мы осуществили ранжирование видов детской деятельности (присваивался ранг от 1 до 10) по степени проявления их возможностей в решении задач каждой образовательной области (см. приложение 3 «Интеграция образовательных областей на основе видов детской деятельности (ранжирование)»).

Выделение приоритетного вида деятельности проранжированных образовательных областей позволило нам в каждом случае определить интегрированный вид деятельности. Это и есть результат интеграции на основе видов детской деятельности.

Присвоенные ранги определяют способ интеграции следующим образом. Способ «объединение» рекомендован при ранге от 1 до 4.0, а способ «координирование» – при ранге от 4.1 до 8.0. Ранг от 8.1 до 10.0 означает, что возможности интеграции слабы (см. приложение 6 «Способы интеграции видов детской деятельности» (на основе сравнительного анализа задач, структуры каждого вида деятельности)).

В интегрированной деятельности могут быть представлены несколько видов детской деятельности, содержание которых определяется одной темой. При этом следует обратить внимание на то, что структура интегрированной деятельности должна быть представлена компонентами каждого включенного в нее вида детской деятельности.

Это обусловливает необходимость уточнения специфики видов детской деятельности: сущности, видов и структуры.

Игровая деятельность

Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.

Виды игровой деятельности:

Творческие игры:

– режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми);

– сюжетно-ролевые;

– игры-драматизации;

– театрализованные;

– игры со строительным материалом (со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т. п.; с природными материалами; с подсобными материалами и т. п.);

– игры-фантазирования;

– импровизационные игры-этюды;

Игры с правилами:

– дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические и т. п.; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные (игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки));

– подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п.; по предметам: игры с мячом, с обручем и т. п.);

– развивающие;

– музыкальные;

– компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие).

Структура игровой деятельности (игры как деятельности):

мотивация – добровольность участия в игровой деятельности, возможность выбора, состязательность, удовлетворение потребностей детей в активности, одобрении, самоутверждении, самореализации;

целеполагание -цель игровой деятельности конкретна, осознается ребенком как игровые действия, которые он намерен осуществить (накормить куклу, догнать убегающих, выложить карточки по цвету и т. п.);

планирование – предварительное или протекающее по ходу игры обдумывание ее процессуальной стороны, например, последовательность игровых действий, разворачивание сюжета и т. п.;

средства – игрушки, предметы, материалы, игровая обстановка;

действия – действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, исполняются роли, решается игровая задача;

результат – выражается, в отличие от продуктивных видов деятельности, в положительных эмоциях, удовлетворении потребностей детей в активности, одобрении, самоутверждении, самореализации.

Структура творческой игры как процесса (Д. Б. Эльконин):

роли, которые берут на себя играющие;

действия, носящие обобщенный и сокращенный характер, способы реализации ролей;

употребление предметов, при котором реальные предметы замещаются игровыми предметами (условными);

сюжет, содержание – область действительности, условно воспроизводимой в игре;

реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется ход игры.

Структура игры с правилами:

Дидактическая задача (для детей формулируется как игровая);

Средства реализации игровой задачи;

Игровые действия (способы проявления активности ребенка в игровых целях);

Правила (имеют всеобщий обязательный характер);

Результат (решение ребенком игровой задачи).

Выделенные особенности игровой деятельности определяют ее значимость для решения задач всех образовательных областей. Следует подчеркнуть, что реализация любой деятельности может иметь игровой характер или протекать как определенный вид игры. Например, двигательная деятельность – подвижная игра; познавательно-исследовательская деятельность – дидактическая игра и т. д. Это позволяет определить объединение как способ интеграции игровой деятельности с любым другим видом детской деятельности.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Бесчётнова Татьяна Викторовна
Воспитатель МБДОУ "Инсарский детский сад "Солнышко" Республика Мордовия
Подготовила: воспитатель старшей группы Бесчётнова Т.В. Инсар 2013г.
Уважаемые коллеги!
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Таким образом, перед воспитателями, встают вопросы: как сделать процесс формирования личности ребёнка творческим и увлекательным, как добиться успеха в формировании становления личности дошкольника.
Одним из ответов на эти вопросы – интеграция образовательной деятельности
Интеграция – объединение в одно целое различных элементов или частей. У того целого всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов, и интеграция производится именно с целью воспользоваться этими плюсами.
Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Интеграция может проходить по следующим направлениям
- музыка + познание (математика),
- коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка,
- коммуникация (речь) + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература,
- познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд,
- познание (математика) + изобразительная деятельность,
- здоровье + физическая культура (двигательная деятельность) + познание, художественная литература, музыка и другие.
- познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + художественное творчество + коммуникация (общение, речь)

Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. В рамках принципа интеграции то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя, разные аспекты:
1) социальные, в том числе нравственно – эстетические;
2) эмоционально – чувствительные, включая музыкальные;
3) художественно – эстетические;
4) логика – математические;
5) естественно – научные.
Интегрированные занятия сложны, безусловно, но в целом дают неплохие положительные результаты в освоение ребёнком образовательных областей.
Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности.
Использование принципа интеграции на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Почему же мы выбрали именно такую форму?
Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием принципа интеграции раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Таким образом, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества и педагога и воспитанника.
Важно отметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.
Наиболее эффективны из них следующие:
-сравнительный анализ, сопоставление, поиск;
-проблемные вопросы;
- речевые игры, эвристическая деятельность, совместные открытия, активизация словаря.
На каждом занятии мы ставим следующие цели:
-чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала
-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии;
-систематичность и доступность изложения материала;
-необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Успех занятия в целом зависит от позитивного отношения к ребёнку, от проявления искренней заинтересованности к действиям ребёнка, от эмоциональной поддержки. Нельзя проявлять раздражение, нельзя говорить приказным тоном.
Таким образом, для достижения положительного результата воспитатель ставит перед собой задачи, которые должны научить ребёнка. Развивать внимание, память, логическое мышление, находчивость, фантазию, творческие способности.
Из всего сказанного следует вывод:
Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов детского сада и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детское – взрослое сообщество.

На современном этапе развития человеческому обществу требуется внедрение новых подходов, повышающих уровень образовательного процесса подрастающего поколения. Каким же образом может быть решена данная проблема? Интеграция в педагогике - вот реальный путь, который позволяет бывшим школьникам быстрее адаптироваться в окружающем мире. Именно поэтому для любого педагога важно значь, что включает в себя данное понятие.

Предпосылки интеграции

Самым распространенным в лексиконе современного педагога и воспитателя является слово «система». Она подразумевает:

  • образовательное учреждение как систему;
  • системы учебных занятий;
  • систему взаимоотношений между детьми и педагогами и т. д.

И все это совершенно естественно. Ведь еще А. С. Макаренко утверждал о то, что никакое средство не может быть рассмотрено отдельно от системы. Причем его нельзя признать хорошим или плохим при рассмотрении вне комплекса существующих воспитательных влияний.

В неразрывной связи с системой находится такое понятие, как «интеграция в педагогике и образовании». Она придает целостность всему процессу обучения.

Определение понятия

Это в педагогике не что иное, как процесс, а также результат взаимодействия разнообразных элементов. Вышеперечисленное приводит в конечном итоге к появлению чего-то целостного, нового.

Принцип интеграции в педагогике может быть рассмотрен в двух аспектах. Во-первых, это состояние, для которого характерна согласованность, упорядоченность и устойчивость связей между различными элементами. Во-вторых - процесс, который приводит к данному состоянию. Помимо этого, интеграция - это в педагогике весьма важный показатель эффективности всей системы образования, так как он служит критерием ее целостности.

Взаимодействие различных элементов в ДОУ - процесс сложный и многоуровневый. Именно поэтому к определению понятия интеграции существуют различные подходы. Так, В. С. Безрукова полагает, что интеграция - это в педагогике определение высшей формы взаимосвязи. Она выражает единство всех составляющих системы образования, определяя ее содержание.

А по мнению ученого О. Г. Гилязова, интеграция в педагогике - это целостная система органически связанных между собой дисциплин. Выстроена она по аналогии с миром, который окружает ребенка.

По утверждениям И. С. Сердюковой, интеграция - это в педагогике не что иное, как процесс связи и сближения наук, которые представляют собой высшую форму перехода к более качественной ступеньке образования.

Однако, несмотря на разные мнения, в основе рассматриваемого понятия неизменно лежат процессуальные характеристики. Именно поэтому интеграция - это в педагогике хорошо структурированная, многокомпонентная и прекрасно организованная связь всех частей системы образования. Ее конечная цель состоит в саморазвитии ребенка.

Значение интеграции

Целостная система различных элементов в образовании служит для разностороннего развития детей. Кроме того, она способствует удовлетворению их интересов и способностей, обеспечивая координацию влияния на эмоциональную, мотивационную, волевую и действенно-практическую сферу индивидуальности ребенка.

Понятие «интеграция» в педагогике означает:

  • комплексную характеристику ;
  • сочетание педагогических средств, применяемых во внеурочной и учебной деятельности;
  • целостность в достижении запланированных результатов;
  • взаимосвязь основного и дополнительного образования;
  • гибкость организации учебной деятельности, использующей различные методы и формы внеурочной деятельности;
  • создание творческих кружков, а также введение интегративных курсов;
  • взаимодействие всех элементов воспитательного процесса, социума и школы.

Формы и уровни интеграции

Основной задачей педагогического воздействия на ребенка является его обучение восприятию окружающего мира как единого целого. Учащийся должен осознать связь между предметами и явлениями, чтобы нарисовать затем общую картину. Кроме того, ребенок должен уметь видеть вещь с разных сторон.

Эффективная детей становится возможной только при определенных условиях, когда используются различные формы интеграции в педагогике. Одна из них - внутрипредметная. Она означает интеграцию по какой-либо отдельно взятой школьной дисциплине. При этом разрозненные факты и понятия, входящие в одну область знания, объединяются в систему. В итоге учебный материал принимает вид крупных блоков. Это позволяет видоизменить структурное содержание дисциплины. Преимущество данной формы интеграции состоит в том, что ученик получает полную информацию об изучаемом материале. Замечательно и то, что педагог при этом делает урок более емким.

Внутрипредметная интеграция предполагает построение спиральной структуры изложения материала, основанной на принципе концентричности. При этом познавательный процесс может проходить либо от общего к частному, либо наоборот. Новые знания даются учителем порционно, что постепенно углубляет и расширяет уже имеющийся кругозор школьника по данному предмету. Современная педагогика требует вести образовательный процесс по пути укрупнения с одновременным изучением родственных разделов и тем. При этом ученику предлагается обобщение упражнений и заданий, проведение самостоятельных действий на основе аналогии, индукции и сравнения, составление таблиц и схем и т. д.

Еще одной формой интеграции является внутрисистемная. Она вырабатывает умение у школьника пользоваться материалами по одному предмету при изучении другого. Ребенок начинает комплексно овладевать знаниями, воспринимая общенаучные категории и подходы как единое целое. При этом интеграция может быть осуществлена несколькими путями. Первый из них - горизонтальный. Он устанавливает межпредметные связи, которые основаны на одинаковых научных знаниях. Это позволяет избежать повторов и экономит учебное время. Второй подход - вертикальный. При нем межпредметные связи служат для формирования общих типов мышления, среди которых физико-математическое, гуманитарно-экологическое и т. д. Это позволяет ребенку создать целостную картину мира.

Понятие «интеграция» в педагогике включает в себя и еще две ее формы - внутреннюю и внешнюю. Первая из них является характеристикой внутреннего учебного процесса. Внешняя интеграция осуществляется при взаимодействии образовательного учреждения с другими структурами и с социумом.

Рассмотрим подробнее внутришкольную интеграцию. Она представляет собой взаимодействие и взаимосвязь разнообразных педагогических средств, используемых на нескольких уровнях:

  • налаживание внутренних связей (например, внутрипредметных);
  • осуществление взаимодействия между учебными средствами (например, между предметами);
  • подключение материала по одному предмету к изучению другого (проведение интегрированного урока);
  • внедрение новых обучающих средств (проведение занятий в разновозрастных группах и т. д.).

Направления интеграции

Педагогический процесс становится более эффективным при:

  • расширении воспитательных возможностей учебных занятий, повышающих нравственность ребенка и влияющих на его социальное становление;
  • усилении познавательного, интеллектуального характера внеурочной деятельности;
  • использовании целого комплекса воспитательных средств, стирающих грани между учебным процессом и внеклассной деятельностью, что обеспечивает разносторонне развитие личности ребенка.

Если в образовательном процессе на самом высоком уровне находится интеграция (это в педагогике определение такого процесса, который не регламентируется классно-урочной системой), то это новейшее качественное образование, представляющее собой комплексное воспитательное средство.

Идеи и задачи интеграции

Для осуществления комплексного воздействия на развитие и формирование ребенка в современной педагогике ведется разработка многоуровневой модели взаимодействия, которая предусматривает различные этапы взросления детей.

Так, существует интеграция дошкольного, а также начальной ступени школьного образования. Учитель младших классов помогает малышам изучить явления и понятия основных образовательных сфер. Это позволяет организовать дальнейшее освоение предметов на более глубоком уровне. При этом появляется замечательная возможность развить у детей особые способности, что входит в функции интеграции в педагогике.

Объединяя внутришкольные ступени обучения, учителя осуществляют комплексную образовательную деятельность, направленную на развитие ребенка и его обучение. При этом решается основная задача школы - выпустить из своих стен человека, обладающего устойчивыми умениями, знаниями и социальными навыками.

При слиянии общего и дополнительного образования выявляются одаренные и творческие личности. В этом случае широко используется дифференциация и интеграция. Педагогика при этом определяет направление деятельности ребенка и стремится к его всестороннему развитию.

Общее и специальное образование

В настоящее время государственная политика воспитания подрастающего поколения придерживается новой стратегии. Она состоит в слиянии общего и специального образования. Такая направленность дает возможность взаимодействия между детьми с различными возможностями по здоровью. Основной принцип такой политики заключен в гуманизации общества, а также в формировании умения нормального восприятия людей с ОВЗ.

Интеграция в коррекционной педагогике имеет огромное значение. Дело в том, что выпустить в жизнь человека с ОВЗ является непростой задачей. Он должен иметь реальную возможность участия во всех формах и видах деятельности социума. Это позволило бы ему в какой-то мере компенсировать имеющиеся ограничения возможностей и развития.

Интеграция в придерживается идеи о том, что быт и жизнь людей, имеющих ограниченные возможности, должны быть максимально приближены к стилю и условиям жизни всего общества.

Сегрегационные учреждения

К ним относят целую систему формирование которых в нашей стране было завершено к концу 20-го века. Этому процессу способствовало вхождение России в мировое образовательное и информационное пространство.

Понятие сегрегации и интеграции в коррекционной педагогике должно соответствовать принятым международным нормам, которые касаются лиц с ограниченными возможностями. Именно поэтому задача обучения таких детей должна решаться на государственном уровне, так как требует как экономической поддержки, так и духовно-нравственной, кадровой и содержательно-организационной готовности.

На сегодняшний день в России существует проблема интеграции в педагогике специального образования, так как много детей, имеющих проблемы в развитии, учатся в обычных школах по обычным программам. Причинами этому являются:

  • отсутствие необходимого числа коррекционных (специальных) образовательных учреждений;
  • их большая удаленность от того места, где проживает ребенок;
  • нежелание многих родителей отдавать свое чадо в специальные учреждения.

Совместное обучение

Существует несколько моделей интегрированного образования. Одной из них является совместное обучение обычных школьников и детей с ВОЗ. Подобная образовательная система возникла по инициативе современной специальной педагогики России. Так, относительно новым явлением считается интегрированное обучение в обычном классе неслышащих школьников. Еще недавно подобные дети попадали в массовые учреждения образования весьма редко, да и то в основном случайно. Это были малоэффективные интеграции, вызванные культурными и социально-экономическими условиями нашей страны. В настоящее время подобное явление перестало быть редкостью.

Родители слабослышащих и неслышащих детей отдают документы в обычную школу по различным причинам. Среди них:

  • отсутствие доступной информации о системе коррекционного образования;
  • объективная оценка по поводу готовности ребенка с ВОЗ к посещению массовой школы;
  • престижность посещения учреждения общего назначения для детей с нарушениями здоровья.

Независимо от причин выбора, сделанного родителями, их решение достойно уважения и понимания. Однако интеграция ребенка в обычные школы будет эффективна только для той части детей, которые благодаря ранней диагностике и упорным занятиям приближены по уровню своего развития к возрастной норме.

Создание специальных классов

Интеграция в коррекционной педагогике нашей страны придерживается, как правило, одной, наиболее распространенной модели. Она предусматривает создание специальных классов в массовых общеобразовательных школах. В них принимают детей:

  • с нарушениями интеллекта;
  • с задержкой развития психики;
  • с затруднениями адаптации в школьной среде.

Специальные группы могут быть созданы и в обычных детских садах. В них принимают воспитанников с отклонениями речи, зрения и слуха.

Проблема современности

В последнее время основной причиной стойкой неуспеваемости школьников становится трудность их адаптирования в образовательной среде. Из-за этого явления уже в начальных классах не могут усвоить материал обычной программы от 20 до 30 процентов детей. Это связано со все возрастающим потоком информации и ее усложнением, а также с ухудшением здоровья подрастающего поколения.

Для решения данной проблемы в России организуется В его основе лежит индивидуальный подход к школьнику, учитывающий его возможности и особенности. При этом создается система классов, в которых работает высококвалифицированный педагог, а дети находятся в щадящих условиях. Происходит корректировка школьной среды, подстраивающейся под потребности и возможности учащихся.

Обучение детей, имеющих задержку психического развития

При усвоении учебной программы школьники с ЗПР испытывают стойкие трудности, которые имеют место из-за:

  • недостаточного внимания;
  • низкого уровня учебной мотивации;
  • познавательной пассивности;
  • недоразвития памяти, восприятия, моторики, координации и т. д.

Для таких детей характерен ограниченный запас сведений об окружающем мире и низкая работоспособность. Для того чтобы выпустить такого человека в жизнь, нужна его Это в психологии и педагогике позволяют сделать специально созданные коррекционные образовательные учреждения или классы. Данное направление уже имеет достаточно серьезный опыт. Организация обучения детей с ЗПР в нашей стране осуществляется на протяжении нескольких десятилетий. С помощью педагога школьники преодолевают многочисленные трудности, и половина детей после начальных классов продолжает образование вместе с обычными учениками.

По утверждениям российских специалистов, для осуществления интеграции необходимо раннее выявление заболевания и его психофизическая коррекция на начальной стадии развития. Только в таком случае будет обеспечен процесс реального развития школьника с особыми нуждами. Реализация такого условия позволит подготовить ребенка к интегрированному обучению в массовом учреждении образования, реализует его природный потенциал. Кроме того, это оживит активность школьника и создаст среду, благоприятную для его полноценного развития.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...