Главные отряды насекомых. §27. Типы развития и многообразие насекомых. Проживают и размножаются даже в холоде

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАВЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллекции насекомых, картинки насекомых, презентация «Многообразие насекомых. Деление на отряды».

Ход урока:

I . Организационный момент.

Сегодня мы продолжим путешествие в удивительный мир насекомых.

П. Актуализация опорных знаний

1. Фронтальный опрос по базовым вопросам.

Как происходит развитие насекомых с полным превращением?

Чем отличается развитие с неполным превращением от развития с пол­ным превращением?

Насекомые какого типа развития имеют большее преимущество и почему?

Заполните схему «Развитие колорадского жука» (Схема на доске)

III . Изучение нового материала. ( В сопровождении презентации)

Насекомые - процветающий класс животных. По многообразию видов, распределению, общей численности насекомые намного превосходят всех остальных животных. В настоящее время известно уже более 1,5 млн. видов.

По окраске, особенностям строения тела, величине и другим признакам насекомые могут существенно различаться между собой. Карликами среди них являются некоторые наездники, длина тела которых составляет всего 0,2 мм. Самые крупные насекомые встречаются среди бабочек (размах крыльев до 28 см) и палочников (длина тела до 30 см). Таким образом, наиболее крупные насекомые превышают в длину самых мелких в 1500 раз, самые мелкие оказываются меньше некоторых простейших, а самые крупные - больше некоторых млекопитающих.

Как же можно разобраться во всём этом «хаосе»?

Тема урока записывается на доске и в тетрадях учащихся.

Познакомимся с отрядами насекомых, раскроем характерные признаки систематики отрядов. с

На доске написаны слова. Что это за слова?
Чешуекрылые Двукрылые
Жесткокрылые Прямокрылые
Перепончатокрылые Равнокрылые
Полужесткокрылые Сетчатокрылые

О чем это вам говорит?

Попробуем отнести известных вам насекомых к какому-либо отряду.

На доске размещаются рисунки и фотографии бычьего слепня, щавеле­вого клопа, осы, бабочки, певчего кузнечика, красотела пахучего (возможны и другие представители этих отрядов). В ходе небольшого обсуждения учащиеся распределяют насекомых по соответствующим отрядам. (Возникают сомнения и разногласия.)

Можно ли при классификации живых организмов пользоваться лишь одним отличительным признаком?

По многообразию форм класс насекомых превосходит все остальные группы животного мира. Зоологи делят его на два подкласса и на большое количество от­рядов. Как и во всех других группах, в один отряд соединяют формы, которые можно считать более близкими по своему происхождению и которые сходны ме­жду собой по целому ряду признаков. Такими признаками, на основе которых проводится разделение насекомых на отдельные отряды, являются, во-первых, тип развития (полное или неполное), во-вторых, строение рото­вых частей и в-третьих, как нам уже известно, характер строения крыльев. Особенности строения крыльев и отмечаются в названиях многих отрядов.

Современные систематики принимают до 25 отдельных отрядов насеко­мых. Познакомимся с самыми многочисленными и распространенными отрядами.

Количество видов насекомых

Отряды насекомых

Всего на Земле

Характерные виды

Жесткокрылые, или жуки

Майский хрущ, навозники, дровосе­ки, усачи, короеды, божьи коровки, щелкуны и т. д.

Чешуекрылые, или бабочки

Махаон, капустница, крапивница, го­лубянки, совки, пяденицы, шелкопря­ды и т. д.

Отряды насекомых

Всего на Земле

Характерные виды

Перепончатокрылые

Пчелы, осы, шмели, муравьи, пиль­щики, наездники

Двукрылые

Мухи, комары, оводы, слепни, мошки и т. д.

Полужесткокрылые, или клопы

Клопы-солдатики, водомерки, глады­ши, черепашки и т. д.

Равнокрылые

Цикады^тли

Прямокрылые

Саранча, кузнечики, сверчки и т. д.

Сетчатокрылые

Муравьиные львы, флерницы

Стрекозы

Коромысла, лютки и др.

Ручейники

Различные ручейники

Закаспийский и др.

Таракановые

Прусак, черный таракан, реликтовый

Ногохвостки

Различные ногохвостки

Уховертки

Различные уховертки

Различные поденки

Учащиеся отмечают самые многочисленные отряды. Это жуки, бабочки, пе­репончатокрылые, двукрылые, клопы, равнокрылые, прямокрылые.

Используя материал учебника § 21, заполните предложенную таблицу.

Главнейшие отряды насекомых (предполагаемые ответы учащихся)

Отряды насекомых

Характерные признаки отряда

Представители

Ротовой аппарат

Характер строения крыльев

Тип развития

Прямокрылые

Грызущий

Передние крылья с про­дольным жил­кованием, а задние - с веерообраз­ным

Неполное

Кузнечики, саранча, медведки

Равнокрылые

Колюще-сосущий

2 пары про­зрачных крыльев

Неполное

Клопы, или по­лужесткокрылые

Колюще-сосущий

Перепонча­тые нижние и полужесткие верхние

Неполное

Постельный клоп, лесной клоп

Жесткокрылые, или жуки

Грызущий

Жесткие пе­редние (над­крылья) и пе­репончатые задние

Майские жуки, жужелицы, божьи коровки, долгоносики

Чешуекрылые, или бабочки

Сосущий; у личинок (гусениц) грызущий

2 пары крыль­ев, покрытых чешуйками - видоизменен­ными хитино­выми волос­ками

Траурница, крапивница, дневной павли­ний глаз, перламутровка

Перепончато­крылые

Грызущий или грызуще-лижущий

2 пары про­зрачных пере­пончатых крыльев; зад­ние всегда ко­роче перед­них; скрепля­ются зацепками

Пчелы, осы, шмели, муравьи, яйцееды, наездники

Двукрылые

Лижуще-сосущий или колюще-сосущий

1 пара пере­пончатых крыльев; задние крылья видоизменены в жужжальца, это - орган равновесия

Мухи, комары, слепни

Ты прав, одним воздушным очертаньем

Я так мила,

Весь бархат мой с его живым миганьем -

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я летний опустилась

И вот - дышу...

Так писал А. Фет. О каком насекомом идет речь?

Бабочки - одно из самых ярких и красочных созданий природы. В Древнем Риме верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от своих стеблей.

Сообщение учащегося: Основной признак бабочек - наличие на их крыльях мельчайших окрашенных чешуек, расположение которых определяет рисунок крыла. Эти рисунки легко стираются, поэтому у долго летавших экземпляров рисунок не такой яркий.

Ротовые органы бабочек в большинстве случаев представлены длинным, спирально закрученным хоботком. Некоторые бабочки не питаются, хоботка у них нет.

Личинок бабочек называют гусеницами. Характерный признак гусениц - наличие на брюшных сегментах мясистых ложных ножек, подошва которых снабжена крючочками, позволяющими гусенице прочно удерживаться на растениях. Ложные ножки гусениц не разделены на членики.

Почти все гусеницы питаются растениями и живут, открыто на деревьях, кустарниках, травах. У них грызущий ротовой аппарат. Этим они причиняют вред людям.

К специфическим для гусениц органам следует отнести прядильные или шелкоотделительные железы, лежащие в полости тела по бокам кишечника и открывающиеся выводным протоком на нижней губе. Эти органы представляют собой видоизмененные слюнные железы. Выделяемые ими нити, похожие на паутину, используются например, для спуска гусеницы с дерева на землю, для свертывания листьев в трубку (у листоверток), для прикрепления к субстрату куколок или для их опоясывания, для сплетения коко­нов, для соединения листьев в паутинные гнезда.

Паутинные гнезда защищают гусениц от непогоды, сильных ветров, нападения птиц, а в зимнее время служат удобным убежищем на период спячки. Гусеницы видят предметы с расстоя­ния примерно в 1 см.

Учитель: О Рассмотрите фотографии (рисунки) бабочек. Чем они отличаются друг от друга? Назовите общие, отличительные для каждой группы, признаки.

Дополнительный материал разложен на столах.

Дневные и ночные бабочки

Разнообразие бабочек можно разбить на две группы: дневных и ночных. Научиться отличать их друг от друга нетрудно. У дневных бабочек усики на концах имеют булаво­видные утолщения, крылья в покое подняты вверх и плотно сжаты в виде пластинки. У ночных бабочек усики без булавы , а крылья сложены в виде крыши. Окраска крыльев дневных видов бабочек отличается от окраски ночных видов. Верхняя сторона обоих крыльев у дневных бабочек обычно бывает пестрая или яркая и служит средством рас­познавания особей противоположного пола на расстоянии. С нижней стороны оба крыла имеют маскирующую, защитную окраску, так как у сидящей бабочки именно она оказывается в поле зрения врагов, тогда как верхняя сторона при складывании и прижатии крыльев друг к другу бывает скрыта. У ночных бабочек верхняя сторона пе­редних крыльев невзрачная, с маскирующим рисунком, при складывании крышей за­крывает нижние крылья и брюшко, делая бабочку незаметной на фоне предметов, на которые она обычно садится. Окраска задних крыльев у одних видов однотонная, невзрачная или, наоборот, яркая, с цветными пятнами и полосами (на­пример, у ленточниц, у медведиц). В последнем случае потревоженные бабочки раздви­гают передние крылья и внезапно обнажают яркий рисунок нижних крыльев, чем отпугивают врагов.

После работы по изучению этого вопроса учащиеся отмечают, что первая группа - это ночные бабочки, а вторая группа - это бабочки дневные, и до­казывают это. Учащиеся формулируют вывод об общих признаках отряда че­шуекрылые, или бабочки.

Другие представители различных отрядов насекомых. (слайды презентации.)

Сообщения учащихся.

Уховёртка. В разных странах Европы об уховертке рассказывают немыслимые, но, странно, повсюду одинаковые истории. Она, это тене - и чадолюбивое насекомое, заползает будто бы спящему человеку в ухо. А там каким-то путем (молва об этом умалчивает!) добирается до мозга. Питаясь им, растет и растет - до размеров гусиного яйца и, разумеется, человек - жертва злокозненной уховертки - после этого умирает.

В переводе с немецкого «уховертка» значит «ушной червяк», с французского - «проткни уши».

Английское ее название - испорченное от «ухокрылая». Это ближе к истине: крылья уховертки, подобно парашюту в сборе, так согнуты и сложены под короткими надкрыльями, что, если надкрылья отогнуть, и в самом деле, хотя и отдаленно, напоминают конфигурацию уха.

Мало кто из людей видел, как летает уховертка. Днем она прячется под землей, под камнями, в трещинах коры. Ночью, особенно в брачный сезон, уховертки распускают свои широкие красивые крылья и летают где-либо над кустами роз, или грядками клубники, или в других подобных местах.

Уховертки кормятся в основном лепестками цветов, за что их часто не любят садовники. Едят и фрукты, но обычно надкусанные осами, так или иначе поврежденные. Уховертка вползает в уже проделанное в персике, клубнике отверстие. Поедая плод, углубляется в него. Тут ее нередко и находят люди и весь грех за порчу плода приписывают ей одной.

Местами у нас уховерток называют мокрицами, хотя ничего похожего у них нет. Уховертка - насекомое с удлиненным телом, короткими надкрыльями, под которыми спрятаны задние крылья. Самое главное ее отличие - две длинные «сабли» на конце брюшка. Для чего они еще служат (и служат ли?) уховертке, неясно, но на последних этапах упаковки крыльев под надкрылья роль их незаменима: насекомое изгибает брюшко кверху и длинными «саблями», словно двумя пальцами, запихивает многократно веерообразно сложенные крылья под твердое их прикрытие, то есть под крылья. Вся эта сложная процедура проделывается за несколько секунд.

Уховертка - заботливая мать. Для гнезда она выбирает разные щели в земле, особенно прельщают ее норки дождевых червей, отличное укрытие для яиц и будущего потомства.

«Один выводок уховерток заключает в среднем от пяти-десяти до шестидесяти яиц. Нежная мать сидит на них не только до тех пор, пока выйдут дети, но и заботится о последних, как курица о цыплятах, не покидая в продолжение нескольких недель» (Грант Аллен).

Ее детишки, личинки, во всем похожи на мать, только маленькие и бескрылые. Она оберегает своих детей от врагов, которых может одолеть, а затем... Затем следует финал, по нашим моральным кодексам, которые к жизни природы малоприменимы, «ужасный»: мать умирает, а окружающие ее личинки съедают мертвое тело. Затем выходят из норки.

Подёнки.

В послеполуденные и предзакатные часы на солнечной поляне, луговине, у воды и над водой вьются порой бесчисленными мириадами крылатые насекомые. А в темноте слетаются на свет фонарей или снежными хлопьями врываются в лучи автомобильных фар, и трудно тогда водителю разглядеть дорогу.

Словно «танец-полет» на месте: вверх-вниз, вверх-вниз, рывок вперед и назад. Похоже на комариный «лет» перед ясной погодой. Но заметно крупнее комаров наши летуны. На бабочек вроде бы похожи... Но крылья прозрачные, сетчатые (передние заметно больше задних, которых и вовсе может не быть). Брюшко длинное и тонкое, а на конце его - три, реже две хвостовые нити.

Взмахами крыльев поденка почти вертикально поднимается на некоторую высоту, затем, раскинув крылья, падает вниз, тоже немного. Широкие крылья, длинное брюшко, парящий эффект которого усилен тонкими нитями на конце; подобно парашюту, замедляют ее падение. Заметим здесь: наполненный лишь воздухом, а не пищей кишечник взрослой поденки работает как своего рода аэростат, противодействующий силам земного притяжения.

Самка живет недолго. Она откладывает яйца прямо в воду (кучками или поодиночке). У некоторых видов она падает в пруд и тут же на его поверхности умирает, предоставив, таким образом, в теле своем временное укрытие потенциальному потомству. Те из поденок, чьи личинки живут в быстрых ручьях и реках, предпринимают подводные путешествия, чтобы поток не унес яйца в места, малопригодные для их развития: в застойные заводи и низовья рек. Крылатая мать умудряется погрузиться на дно и там, под камнями, корягами и под всяким хламом, приклеивает яйца. Все взрослые поденки ничего не едят, ни секунды не тратят на поиски пропитания из быстротечной своей жизни, отданной одной лишь цели - размножению.

Две недели - рекордное долголетие у поденок. Многие живут лишь несколько часов, сутки, реже - несколько дней.

IV . Давайте вернёмся к нашим картинкам и проверим, правильно ли мы распределили насекомых по отрядам

Викторина

1. Чем вы можете объяснить тот факт, что осы-парализаторы, охотящиеся на жуков, всегда жалят жертву с нижней стороны?

2. Чем отличается жало пчелы от «жала» комара?

3. Свое название они получили за присущую большинству видов характер­ную позу при откладке яиц: насекомое садится верхом на жертву и изгибает брюшко вниз, причем часто жертва продолжает при этом двигаться. Как назы­ваются эти насекомые? К какому отряду они относятся?

4. Сколько ног и крыльев у домашней мухи?

5. Каким образом бабочки с сосущим ротовым аппаратом могут наносить ущерб природе?

6. Майский жук (2), тля (2), божья коровка(2), комнатная муха (1), медонос­ная пчела (1), шмель (1), комар (1) овод, медведка(2), водяной скорпион (2). У каких из названных насекомых одна пара крыльев, а у каких - две пары?

7. . Карл Линней сказал о мухах: «Три мухи могут съесть труп лошади так же скоро, как и лев...»

8. Домашнее задание

§ 21, записи в тетради.

Индивидуальное задание: подготовить доклады к уроку-конференции: «Вредители полевых культур», «Вредители огорода».

Насекомое с полным превращением (с метаморфозом) проходит в своём развитии четыре стадии: яйцо - личинка - куколка - взрослое насекомое (имаго) .

Обрати внимание!

Отряды насекомых с полным превращением: бабочки (чешуекрылые), жуки (жесткокрылые), двукрылые, перепончатокрылые, блохи.

Большинству видов насекомых свойственно развитие с полным превращением. У насекомых с полным превращением (бабочек, жуков, мух, ос, муравьёв) личинки совсем не похожи на взрослых особей. У них отсутствуют сложные глаза (есть только простые глазки, или органы зрения совсем отсутствуют) часто отсутствуют усики, нет крыльев; тело чаще всего червеобразное (например, гусеницы бабочек).

У насекомых с полным превращением личинки часто обитают совсем в других местах и питаются иной пищей, чем взрослые насекомые. Это исключает конкуренцию между разными стадиями одних и тех же видов.

Личинки насекомых с полным превращением несколько раз линяют, растут и, достигнув предельных размеров, превращаются в куколку . Куколка обычно неподвижная. Из куколки выходит взрослое насекомое.

Посмотри видео, которое демонстрирует выход бабочки Монарха из куколки.

Отряд Бабочки, или Чешуекрылые

Бабочки отличаются от других насекомых в основном двумя признаками: чешуйчатым покровом крыльев и сосущим ротовым аппаратом , свёрнутым спиралью.

Бабочек называют Чешуекрылыми потому, что на крыльях у них находятся мелкие хитиновые чешуйки . Они преломляют падающий свет, создавая причудливую игру оттенков.

Окраска крыльев бабочек помогает им узнавать друг друга, маскирует в траве и на коре деревьев или предупреждает врагов, что бабочка несъедобна.

Ротовой аппарат у бабочек сосущий - это свёрнутый в спираль хоботок. Питаются бабочки нектаром цветков.

У личинок бабочек (гусениц) грызущий ротовой аппарат, они питаются тканями растений (чаще всего).

При окукливании гусеницы некоторых бабочек выделяют шёлковые нити. Шёлковая нить выделяется особой шёлкоотделительной железой, расположенной на нижней губе гусеницы.

Отряд Жуки, или Жесткокрылые

У представителей этой группы плотные жёсткие надкрылья, прикрывающие вторую пару кожистых крыльев, при помощи которых они летают. Ротовой аппарат грызущий.

Среди жуков много растительноядных, есть хищники и падалееды.

Жуки живут в наземно-воздушной среде (на растениях, поверхности земли, в почве) и в воде.

Личинки жуков бывают и очень подвижными хищниками, живущими открыто, и малоподвижными, похожими на червей, живущими в укрытиях и питающимися растениями, грибами, иногда разлагающимися остатками организмов.

Отряд Двукрылые

Эти насекомые имеют только одну пару крыльев. Вторая пара сильно редуцирована и служит для стабилизации полёта. К этой группе относятся комары и мухи. Они обладают колюще-сосущим или лижущим ротовым аппаратом. Некоторые двукрылые питаются пыльцой и нектаром цветков (мухи-сирфиды), есть хищники (ктыри) и кровососы (комары, мокрецы, мошки, слепни). Их личинки обитают в разлагающихся остатках выгребных ям, компостов (комнатные мухи), в воде (комары и мошки) или ведут бродячий образ жизни и охотятся на мелких насекомых.

Отряд Перепончатокрылые

Группа включает таких хорошо известных насекомых, как шмели, осы, пчёлы, муравьи, пилильщики, наездники. У них имеется по две пары перепончатых крыльев (у некоторых крылья отсутствуют).

Калиева Бибигуль Сериковна учитель биологии, сертифицированный учитель II(основного) уровня, КГУ «Гимназия», Костанайская область, город Житикара

Урок № 35 Класс: 7 Дата проведения: ________________

ТЕМА : Вредители лесных и сельскохозяйственных растений среди представителей этих отрядов. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопряда. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний.

Цель методическая: Развитие познавательного интереса к предмету, естественно научной грамотности через призму семи модулей программы для повышения качества обучения.

Лаб.раб. № 5 «Изучение коллекций вредителей сада и огорода. Изучение насекомых – вредителей».

Образовательные.

Выяснить роль в природе и жизни человека этих насекомых.

Продолжить формирование умений работать с учебником, текстом.

Развивающие.

Развивать интерес к энтомологии.

Развивать зрительную память.

Развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.

Развивать умения учебного труда, т.е. приемов наблюдения.

Воспитывающие.

Воспитывать положительное отношение к учебному труду.

Воспитание экологической грамотности.

Тип урока : комбинированный

Педагогические технологии : критического мышления, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения

Приемы, методы: активные методы в обучении,приемы, стратегии критического мышления.

Оборудование : интерактивное оборудование, презентация , таблицы из серии “Насекомые – вредители растений и способы борьбы с ними”, коллекции вредных насекомых.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

Орг. Момент

Стадия вызовая

1.Формирование групп- интерактивная игра «Стикеры».

2.Разработка правила работы в группах

3. раздаются листы оценивания- с этапами работы урока

4. выбрать наблюдателей в группе

5. выбрать оценщиков в группе

    Под музыку учащиеся выбирают стикера и рассаживаются по группам, согласно выбранного цвета

    Повторяем правила работы в группе

4.загадки

Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настаёт,
Тогда перестаёт.
( муха)

Продолжаем изучать насекомых

Цель- повторение отрядов насекомых

5 прием Зиг-Заг

Прослушивание и коррекция ответов.

Прием Зигзаг (систематическое положение отрядов насекомых в империи клеточных)

Индивидуальная, парная работа

Понимание

6. Повторение материала

Заполнение таблицы

Работа в группе заполнить таблицу- шаблоны у каждой группе

ПРЯМОКРЫ-ЛЫЕ

ДВУКРЫЛЫЕ

ЖЕСТКОКРЫ-ЛЫЕ

ЧЕШУЕКРЫ-ЛЫЕ

ПЕРЕПОНЧА-ТОКРЫЛЫЕ

Работа в группах

7.прослушивание ответов спикеров .

Выступление спикеров

Выступление спикеров

Применение

8. создайте Схему по типам развития насекомых, впишите отряды, представителей.

Работа групп

Прослушивание спикеров

Работа в парах, группах

Физкультминутка

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

(Г. Виеру)

Учащиеся под музыку выполняют зарядку.

Все учащиеся одновременно

9. демонстрация картинок насекомых

Цель: выйти на тему урока

10. прием Думай в паре –делись

Составить таблицу о насекомых вредителях и возбудителях заболеваний

Записывают тему урока. Оформление Л.Р.№5

Отрицательное значение насекомых для человека

Представители

Значение, примеры

Прямокрылые

Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях

Тли

Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений

Клопы

Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство

Жуки

Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев

Бабочки

Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти

Перепончатокрылые

Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья

Двукрылые

Тараканы

Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию

Вши

Переносчики сыпного и возвратного тифа

Блохи

Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

Работа в группе

11.Прослушивание спикеров

12. Выполнение заданий ПИЗа

13. из предложенного текста выберите способы борьбы с насекомыми.

14. Выполнение тестирования

Защита спикеров

Решите биологическую задачу.

А. Если побеспокоить гусеницу капустной белянки, то она начинает выделять изо рта едкую жидкость. Какое значение имеет такая особенность поведения гусеницы?

(

Б. Наиболее распространенным на Земле видом является комнатная муха. Доказано, что первоначально это насекомое обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения мухи +25 градусов. Какие особенности биологии комнатной мухи позволили насекомому широко распространится на Земле, в том числе и в северных широтах?

В. Нередко можно услышать мнение: «Неужели современная наука не может найти средств для уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и животным?» Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?

Переносчики болезней:

А – Мухи.

Б – Комары малярийные.

В – Слепни.

Г – Оводы.

Д – Вши.

Биологические помощники человека:

Е – Божьи коровки.

Ж – Жужелицы.

З – Муравьи.

    Кровососущие насекомые, живущие на коже птиц, млекопитающих, человека.

    Мухи, личинки которых наносят вред различным копытным животным.

    Пестро окрашенные небольшие жуки с полукруглым телом, уничтожающие в большом количестве тлей.

    Общественные перепончатокрылые насекомые, истребляющие вредителей леса.

    Кровососущие двукрылые насекомые, личинки которых развиваются в воде.

    Приносит вред человеку, т.к. переносит на лапках возбудителей опасных болезней.

    Семейство насекомых отряда двукрылых. Хоботок колюще-лижущий, легко прокалывает кожу позвоночных. Укусы болезненны, личинки развиваются в воде, почве. Хищники.

    Тело продолговатое, усики нитевидные, ноги длинные, бегательного типа. Уничтожают огромное количество вредных беспозвоночных.

(Ответы: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-З, 5-Б, 6-А, 7-В, 8-Ж)

Рефлексия

Заполнение рефлективных карт

Заслушивание наблюдателей,

Оценщиков.

– Что нового узнал на уроке?
– Где испытывал трудности?
– Что понравилось на уроке?
– Что не понравилось на уроке?
– Где пригодятся эти знания?

Итог урока

Сдача листов оценивания.

5 4 3

Само, взаимооценивание.

Анализ наблюдателей

Заполнение рефлективных карт

Источники, оснащение и оборудование:

Бумага, ручки и т.д. интерактивное оборудование, маркеры, готовые микропрепараты, рабочие тетради, учебники, по возможности интернет ресурсы.

Последующие задания и чтение

А. Учебник 7кл,§ 43,с168,конспект Составить таблицу о способах защиты насекомых вредителей

В. Повторите материал по изученной теме составьте задания из 10 вопросов;

Творческая работа - найти интересные факты о насекомых ;

Составить сравнительную таблицу по типу членистоногие

Задания опережающего характера: составьте 5 вопросов в порядке усложнения.

Составить логико- смысловую схему ОТРЯДЫ НАСЕКОМЫХ? В ТЕТРАДИ И НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ

Мини сочинение «Любил бы я лето, когда б... не комары да мухи...»

Анализ и оценивание урока

На каждом этапе проводить оценивание, вносить в общую таблицу.

Самоценивание,

суммативное взаимооценивание, формативное -жестами пальцев(учащимися), стикерами, критериально,формативно оценивание учителем в течении урока, и суммативное после проведения тестирования.

Изменения к уроку

Провести наблюдение за учениками А,В.С.

Приложения Приложение 1

Определительная таблица отрядов насекомых

1) Крыльев одна пара. Задняя видоизменена в жужжальца отряд Двукрылые

Крыльев две пары…………………………………………………………………………….2

2) Крылья обеих пар перепончатые…………………………………………………………..3

Передняя и задняя пары крыльев отличаются друг от друга строением…………………7

3) Крылья прозрачные………………………………………………………………………...4

Крылья непрозрачные, густо покрытые чешуями; ротовые органы в виде спирально закручивающегося хоботка……………………………… отряд Чешуекрылые (бабочки)

4)Передние и задние крылья приблизительно одинаковой длины…………………………5

Передние и задние крылья различной длины………………………………………………6

5) Крылья богаты жилкованием; голова с большими глазами и короткими усиками; грызущий ротовой аппарат; удлиненное тонкое брюшко (его длина превосходит

ширину в 5-10 раз) ………………………………………………………. отряд Стрекозы

Ветви жилок у края крыльев явственно раздвоены; усики расположены

между глазами ……………………………………………………… отряд Сетчатокрылые

6) Задняя пара крыльев сцеплена с передней и меньше ее, в состоянии покоя крылья складываются вдоль тела, часто имеют жало………………… отряд Перепончатокрылые

Задняя пара крыльев часто значительно короче передней; тело удлиненное с мягкими покровами; ротовые органы редуцированы; брюшко, кроме пары длинных многочленистых церков, часто имеет сходный с ними непарный хвостовой придаток; во взрослом состоянии живет от нескольких часов до нескольких дней…………………………………………………………………………….. отряд Поденки

7) Передняя пара крыльев превратилась в непрозрачные твердые надкрылья, лишенные явственного жилкования; в покое надкрылья складываются с образованием продольного шва…………………………………………………………….. отряд Жесткокрылые (жуки)

Передняя пара крыльев иного строения……………………………………………………8

8) Передняя пара крыльев превращена в полунадкрылья с перепончатой вершинной частью и более плотной кожистой остальной; в покое крылья сложены на спине обычно плоско………………………………………………….. отряд Полужесткокрылые (клопы)

Крылья подразделены на более плотные кожистые удлиненные надкрылья и широкую, веерообразно складывающуюся заднюю пару ………………………. отряд Прямокрылые

Карточка №1

Систематическое положение:

Царство : Тип : Класс : Отряд:

Карточка №2

Насекомые отряда ________________________________?

Систематическое положение:

Царство : Тип : Класс : Отряд:

Карточка №3

Насекомые отряда ________________________________?


Систематическое положение:

Царство : Тип : Класс : Отряд:

Карточка №4

Насекомые отряда ________________________________?

Систематическое положение:

Царство :

Тип :

Класс :

Отряд:

Приложение №2

Отряды

Тип развития

Кол-во пар крыльев

Ротовой аппарат

Особенность развития крыльев

Некоторые представители

Равнокрылые

С неполным превращением

2 пары

Колюще-сосущий

Сетчатые

Цикады, тля

Бабочки, или чешуекрылые

С полным превращением

2 пары

Сосущий

Сетчатые с чешуйками

Капустница-белянка, боярышница, тутовый шелкопряд

Двукрылые

С полным превращением

1 пара

Колюче-сосущий

Сетчатые

Комары, мухи, оводы, мошки

Блохи

С полным превращением

Нет

Колюче-сосущий

Бескрылые

Блоха человеческая, блоха крысиная

Приложение 3

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
Ответ: Бабочка

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
Ответ: Комар

На большой цветной ковёр
Села эскадрилья -
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
Ответ: Бабочки

Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоёт его смычок.
Музыканта звать…
Ответ: Сверчок

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
Ответ: Пчела

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
Ответ: Стрекоза

Ползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?
Ответ: Паук

На ромашку у ворот
Опустился вертолёт -
Золотистые глаза.
Кто же это?...
Ответ: Стрекоза

Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
Ответ: Осы

Без прядева прядёт нитку,
Без иглы вяжет сетку;
Целое лето пташек душит,
Мясо ест, а перья сушит.
Ответ: Паук

Кто на себе свой дом носит?
Ответ: Улитка

Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно меленькие точки
Строят дом себе на кочке.
Ответ: Муравьи

Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
Ответ: Муха

Восемь ног.
Как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк!
Ответ: Паук

Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
Никто не приучает,
А на нос садится.
Ответ: Муха

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
Ответ: Оса

Приложение 4

    Проверка знаний.

Задание №1. Найдите лишнее насекомое. Почему именно оно не вписывается в эту компанию. Ответ аргументируйте.

А. Красотел пахучий, божья коровка, жук колорадский, вошь головная

Б. Гладыш, клоп постельный, водомерка, стрекоза большое коромысло.

Задание№2. Назовите насекомых

    Жуки, повреждающие зерна злаков: ржи, ячменя, пшеницы (хлебные жуки, или кузьки)

    Жуки, которые во взрослом и личиночном состоянии уничтожают тлю, белокрылку, паутинных клещиков (божьи коровки)

    Жуки, которые уничтожают непарного шелкопряда вредителя леса (жуки - красотелы)

    Дневное хищное насекомое, с грызущим ротовым аппаратом, большими глазами на голове, личинки которого развиваются в воде (стрекоза)

    Клопы, обитающие на поверхности воды (водомерки)

Задание№3 Дайте ответы на вопросы.

1. Глаза стрекоз размером чуть ли не с их голову. Они обеспечивают этим насекомым прекрасное зрение, которое многим представителям класса насекомые не свойственно. Чем можно объяснить хорошее развитие органов зрения у стрекозы?

(Стрекозы ловят в полете мелких насекомых, глаза их – незаменимые помощники в охоте. Хорошее зрение – признак приспособленности насекомого к хищному образу жизни.)

2. Для выяснения способа ориентации личинок майского жука в почве был проделан следующий опыт. В почву шприцом впрыснули углекислоту. Личинки стали передвигаться к месту впрыскивания. Какая гипотеза легла в основу этого опыта?

(В основе опыта – предположение о том, что личинки майского жука определяют местонахождение корней растений, которыми они питаются, по углекислому газу, выделяемому при дыхании)

II .Изучение нового материала

Задание. Составить таблицу

Название отряда

Признаки отряда

Представители

Бабочки (Чешуекрылые)

Равнокрылые

Двукрылые

Задание . Размножение и развитие бабочек.

    Прочитайте текст на стр. 80, рассмотрите рисунок №67, дайте ответы на вопросы

    Почему бабочек относят к насекомым с полным превращением?

    Какой образ жизни ведут гусеницы?

    Каково внешнее строение гусеницы (форма тела, окраска тела, ротовой аппарат)

III . Закрепление изученного материала.

Задание №1

К каким отрядам относятся следующие насекомые.

    Муха комнатная (двукрылые)

    Блоха человеческая (блохи)

    Комар малярийный (двукрылые)

    Слепень бычий (двукрылые)

Задание№2. Выберите правильный ответ.

    У бабочек ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) сосущий,

г) колюще-сосущий

2. Бабочки имеют:

3.У бабочек развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

а) лижущий,

б) грызущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

5.Равнокрылые имеют:

г) не имеют крыльев

6. У равнокрылых развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

а) грызущий,

б) лижущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

8.Двукрылые имеют:

в) одну пару перепончатых крыльев,

9.У двукрылых развитие:

а) прямое;

б) с неполным превращением;

в) с полным превращением.

10.У блох ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) колюще – сосущий,

в) лижущий,

г) грызущее лижущий

11.У блох развитие:

а) с полным превращением,

б) прямое,

в) с неполным превращением.

а) две перепончатых крыльев,

б) одна пара крыльев,

в) нет крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

Задание №3.

Решите биологическую задачу.

А. Если побеспокоить гусеницу капустной белянки, то она начинает выделять изо рта едкую жидкость. Какое значение имеет такая особенность поведения гусеницы?

(Выделение едкой жидкости – защитное приспособление гусениц капустной белянки)

Б. Наиболее распространенным на Земле видом является комнатная муха. Доказано, что первоначально это насекомое обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения мухи +25 градусов. Какие особенности биологии комнатной мухи позволили насекомому широко распространится на Земле, в том числе и в северных широтах?

(Высокая плодовитость, поселение в жилище человека и около него, перемещение вместе с людьми, впадение в состояние спячки в неблагоприятный период (зимой)

В. Нередко можно услышать мнение: «Неужели современная наука не может найти средств для уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и животным?» Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?

(Неправильно. Комары занимают определенное место в сообществе организмов: взрослыми особями питаются, например птицы, личинками и куколками комаров – водные животные.)

Тестирование

    Выберите правильный ответ.

    У бабочек ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) сосущий,

г) колюще-сосущий

2. Бабочки имеют:

а) две пары перепончатых крыльев,

б) две пары крыльев покрытых чешуйками,

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

3.У бабочек развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

4. У равнокрылых ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

5.Равнокрылые имеют:

а) две пары чешуйчатых крыльев,

б) две пары прозрачных крыльев,

в) две пары перепончатых крыльев.

г) не имеют крыльев

6. У равнокрылых развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

7.У двукрылых ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) лижущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

8.Двукрылые имеют:

а) две пары перепончатых крыльев;

б) две пары прозрачных крыльев;

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары крыльев покрытых чешуйками

9.У двукрылых развитие:

а) прямое;

б) с неполным превращением;

в) с полным превращением.

10.У блох ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) колюще – сосущий,

в) лижущий,

г) грызущее лижущий

11.У блох развитие:

а) с полным превращением,

б) прямое,

в) с неполным превращением.

а) две перепончатых крыльев,

б) одна пара крыльев,

в) нет крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

    У бабочек ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) сосущий,

г) колюще-сосущий

2. Бабочки имеют:

а) две пары перепончатых крыльев,

б) две пары крыльев покрытых чешуйками,

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

3.У бабочек развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

4. У равнокрылых ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

5.Равнокрылые имеют:

а) две пары чешуйчатых крыльев,

б) две пары прозрачных крыльев,

в) две пары перепончатых крыльев.

г) не имеют крыльев

6. У равнокрылых развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

7.У двукрылых ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) лижущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

8.Двукрылые имеют:

а) две пары перепончатых крыльев;

б) две пары прозрачных крыльев;

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары крыльев покрытых чешуйками

9.У двукрылых развитие:

а) прямое;

б) с неполным превращением;

в) с полным превращением.

10.У блох ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) колюще – сосущий,

в) лижущий,

г) грызущее лижущий

11.У блох развитие:

а) с полным превращением,

б) прямое,

в) с неполным превращением.

а) две перепончатых крыльев,

б) одна пара крыльев,

в) нет крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

Задание №3.

    Муха комнатная (двукрылые)

    Белянка капустная (чешуекрылые)

    Цикада полосатая (равнокрылые)

    Блоха человеческая (блохи)

    Тля обыкновенная (равнокрылые)

    Комар малярийный (двукрылые)

    Тутовый шелкопряд (чешуекрылые)

    Слепень бычий (двукрылые)

    Белокрылка цитрусовая (равнокрылые)

    Пяденица крыжовниковая (чешуекрылые)

Дата ____________________

Деятельность

загадки

Перекресный

опрос

джексоу

Тонкие,толстые вопросы

Загадки

Защита проекта

тест

Итог

Балл

    За урок я: устал, не устал

Лист оценивания 7 класс 34урок

Ученика Ф.И.________________________________________класс_____________________-

Тема урока_____________________________________________________________________

Дата ____________________

Деятельность

загадки

Перекресный

опрос

джексоу

Тонкие,толстые вопросы

Загадки

Защита проекта

тест

Итог

Балл

Рефлексия после проведения урока

    На уроке я работал: активно, пассивно

    Своей работой на уроке я: доволен, недоволен

    За урок я: устал, не устал

    Урок для меня показался: коротким, длинным, обычным

    Мое настроение: улучшилось, стало хуже, осталось прежним

    Задания урока для меня: легкие, тяжелые

Лист оценивания 7 класс 34 урок

Ученика Ф.И.________________________________________класс_____________________-

Тема урока_____________________________________________________________________

Дата ____________________

Деятельность

загадки

Перекресный

опрос

джексоу

Тонкие,толстые вопросы

Загадки

Защита проекта

тест

Итог

Балл

Рефлексия после проведения урока

    На уроке я работал: активно, пассивно

    Своей работой на уроке я: доволен, недоволен

    За урок я: устал, не устал

    Урок для меня показался: коротким, длинным, обычным

    Мое настроение: улучшилось, стало хуже, осталось прежним

    Задания урока для меня: легкие, тяжелые
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Оборудование: таблицы из серии “Насекомые – вредители растений и способы борьбы с ними”, коллекции вредных насекомых, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (тест).

1. К общественным насекомым относят:

А) муравьев

В) бабочек

2. Приспособление к сбору пыльцы у медоносной пчелы –

А) грызуще-лижущий ротовой аппарат

Б) пяточки и корзиночки

В) обтекаемая форма тела

Г) крылья

3. Пчела, обнаружившая нектар, сообщает о его местонахождении другим пчелам:

А) звуками

Б) пением

В) танцами

Г) жужжанием

4. Муравьев охраняют, так как они:

А) уничтожают вредителей лесов и их личинок

Б) поедают семена

В) являются хорошими опылителями растений

Г) поедают тлей

5. Грена тутового шелкопряда – это:

А) куколка

Б) гусеница

В) взрослая особь

Г) кокон с яйцами шелкопряда

(Ответы: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-Г)

III. Изучение новой темы.

Учитель объявляет тему урока. Предлагается просмотр презентации. Изучение материала происходит в процессе беседы, рассказа учителя или выступления учеников, предварительно подготовивших доклады по теме. В ходе работы учащимися заполняется таблица в тетради.

Отрицательное значение насекомых для человека

Учитель предлагает подумать, а какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми. В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:

Методы борьбы человека с вредящими ему насекомыми

IV. Закрепление материала.

Установите соответствие:

Переносчики болезней:

А – Мухи.

Б – Комары малярийные.

В – Слепни.

Г – Оводы.

Биологические помощники человека:

Е – Божьи коровки.

Ж – Жужелицы.

З – Муравьи.

  1. Кровососущие насекомые, живущие на коже птиц, млекопитающих, человека.
  2. Мухи, личинки которых наносят вред различным копытным животным.
  3. Пестро окрашенные небольшие жуки с полукруглым телом, уничтожающие в большом количестве тлей.
  4. Общественные перепончатокрылые насекомые, истребляющие вредителей леса.
  5. Кровососущие двукрылые насекомые, личинки которых развиваются в воде.
  6. Приносит вред человеку, т.к. переносит на лапках возбудителей опасных болезней.
  7. Семейство насекомых отряда двукрылых. Хоботок колюще-лижущий, легко прокалывает кожу позвоночных. Укусы болезненны, личинки развиваются в воде, почве. Хищники.
  8. Тело продолговатое, усики нитевидные, ноги длинные, бегательного типа. Уничтожают огромное количество вредных беспозвоночных.

(Ответы: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-З, 5-Б, 6-А, 7-В, 8-Ж)

V. Домашнее задание.

§ 29, вопросы после параграфа.

Литература

  1. Иванова Т.В. Тесты. Биология. 6-11 кл. – М.: Олимп, Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2001. – 336 с.
  2. Константинов В.М. , Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М: Вентана-Граф, 2005. – 304 с.
  3. Пименов А.В., Пименова Е.А. Биология: Дидактические материалы к разделу “Животные”. 7-8 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 208 с.
  4. Степанов И.А. Тестовые задания по биологии. Зоология. 7-8 класс. – М: Новый учебник, 2001. – 96 с.

Класс Насекомые - это самый высокоорганизованный, многочисленный, разнообразный класс членистоногих, распространены во всех средах жизни, в водной - вторично. Большинство представителей способны к полету. Насекомые относятся к типу Членистоногие .

Значение насекомых:

1. Участие в круговороте веществ

2. Важная роль в цепях питания

3. Опыление цветов и распространение семян

4. Получение продуктов питания, лекарственных препаратов, шелка

5. Вредители сельского хозяйства

6. Хищные насекомые истребляют вредителей сельского хозяйства

7. Повреждение тканей, древесины, книг, механизмов

Класс Насекомые

Отделы тела

Голова, грудь, брюшко

Особенности строения

Есть крылья

Среда оби-тания

Во всех средах

Количество ходильных ног

У разных видов -разная пища и раз-ные ротовые аппараты

Дыхательная система

Пучки трахей, от-крывающиеся на сегментах брюшка

Кровеносная система

НЕЗАМКНУТАЯ; кровеносные сосуды открываются в по-лость тела, на нижней стороне тела кровь собирается в другие сосуды; есть сердце (двухкамерное - одно предсердие и один желудочек)

Выдели-тельная сис-тема

Мальпигиевы сосу-ды и жировое тело

Нервная сис-тема

Окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка

У насекомых головной мозг - результат слияния скоплений нервных клеток (поэтому более сложное поведение)

Органы чувств

Зрение (мозаич-ное), обоняние, осязание, слух

Представи-тели

Отряды Жестко-крылые, Чешуе-крылые, Двукры-лые, Перепонча-токрылые, Пря-мокрылые

Главнейшие отряды насекомых

Пред-стави-тели

Ротовой аппарат

Тип превращения

Жестко-крылые

Жуже-лица, майский хрущ, божья коров-ка

Верхние - жесткие (надкры-лья), ниж-ние - лета-тельные

Грызущего типа; есть хищные и раститель-ноядные

Личинка(червь с тремя парами но-жек - гусеница)

куколка (стадия покоя)

Взрослая особь

Чешуе-крылые

Махаон, голу-бянка, крапив-ница

Две пары, покрыты чешуйками

Сосущего типа (хобо-ток); питаются некта-ром растений; личин-ки (гусеницы) имеют грызущий ротовой аппарат

Дву-крылые

Мухи, комары, оводы, слепни

Одна пара; вторая пара крыльев видоизме-нена в жужжальца

Колюще-сосущего типа; питаются кро-вью человека и жи-вотных

Перепончатокрылые

Пчелы, осы, му-равьи

Две пары, с четко вы-раженными жилками

Грызущий или лижу-щий ротовой аппарат, питаются нектаром и пыльцой цветков

Прямо-крылые

Саран-ча, куз-нечики, медвед-ка

Передние - с продоль-ным жил-кованием, задние - веерооб-разные

Грызущий ротовой аппарат (питаются растительной пищей)

НЕПОЛНОЕ (личинка похожа на взрослую особь; рост во время линьки)

Клопы (полужесткокрылые)

Лесной клоп, ягодный клоп, постельный клоп

Две пары крыльев

Колюще-сосущий ротовой аппарат

Равнокрылые

Тля, медяница

Две пары прозрачных крыльев

ротовые органы - колюще-сосущий хоботок

Насекомые с неполным превращением

Вши, около 150

Человечья вошь (головная и платяная)

Клопы, более 30 000

2 пары крыльев (передние - полунадкры-лья, задние - перепончатые) сложены плоско в состоянии покоя на спине. Ротовой аппарат - колюще-сосущий

Постельный клоп, водомерки, вредная черепашка

Прямокрылые, более 20 000

2 пары крыльев (передние - надкрылья с прямым жилкованием, задние - веерные перепончатые крылья). Ротовой аппарат - грызущий. Задние ноги обычно прыгательные

Обыкновенный кузнечик, домовой сверчок, саранча

Стрекозы, около 4500

2 пары сетчатых крыльев. Тело обычно вытянутое. Голова подвижная, глаза очень крупные. Ротовой аппарат - грызущий

Коромысло, лютка, красотка

Тараканы, 2500

2 пары крыльев (передняя - кожистые надкрылья, задние - веерные перепончатые). Ротовой аппарат - грызущий. Яйца откладывают в оболочке

Черный таракан, рыжий таракан, или прусак

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...