История янтарной комнаты. Где сейчас находится Янтарная комната? Скрыта в темных глубинах лагуны

Больше 70 лет остается неразгаданным таинственное исчезновение, знаменитой «янтарной комнаты». Осенью 1941 года фашисты вывезли её с Царского села в Кёнигсберг, где она находилась всю войну, но в 45 году, когда Кёнигсберг заняли наши войска, оказалось, что комната бесследно исчезла.

Страсти вокруг нее не утихают до сих пор. Только официально заявленных местонахождений янтарной комнаты сегодня насчитывается более 600. Этот уникальный раритет, окружен огромным количеством мифов, легенд и странных происшествий. Многие, из которых связанны с гибелью людей.

Погибли 17 человек, которые находились на грани открытии ее нахождения. Подобных историй ее обнаружения немало. Почему поиски янтарной комнаты, стали смертельно опасными, за что были убиты все те люди, кто только приблизился к раскрытию этой тайны.

И, что хотел рассказать на своей пресс-конференции, самый известный энтузиаст поиска, гражданин ФРГ Георг Штайн, но так и не успел этого сделать. Стоит отметить, что Штайн воевал на стороне Германии, впоследствии решивший восстановить справедливость в отношении Советского Союза. Почему простой немец загорелся найти эту комнату, проявив такое рвение.

Кёнигсберг 1945 год, где началась невидимая связь между судьбой Штайна и янтарной комнаты. В этом городе случилась трагедия в семье простого солдата Георга Штайна, события которой перевернули всю его дальнейшую судьбу. Вся семья Штайна была арестована за связь с другом семьи Карлом Гёрделером, который был участником заговора против Гитлера.

Янтарная комната Кёнигсберг: начало

6 апреля 1945 года вся семья Штайна была казнена по приказу Коха. После смерти своей семьи Георг Штайн нашел предсмертную записку своего отца, в которой отец просил его закончить все начатые им дела. Штайн старший был архивистом и скрупулёзно вел учет всех вывезенных ценностей, похищенных фашистами. Особое место в его архиве занимала янтарная комната.

Скорее всего, г-н Штайн напал на след знаменитой янтарной комнаты, но за свое открытие он поплатился жизнью. Георг Штайн оставил ключи для расследования пропажи янтарной комнаты, это его записки и конспекты. Бавария 20 августа 1987 года Георг Штайн едет на встречу с двумя бывшими офицерами, особой группы Альфреда Розенберга рейх-министра оккупированных Восточных территорий.

Именно это сказали ему люди, звонившие по телефону, пообещав сообщить важную информацию по янтарной комнаты. Её поиску Штайн посвятил почти всю свою жизнь и наконец, сделал сенсационное открытие. Он уже готовился к предстоящей пресс-конференции, когда раздался этот звонок. Георг, не задумываясь, откликнулся, даже не подозревая, что едет навстречу своей смерти.

Его тело нашли на окраине городка Альдорф, случайный прохожий. На теле обнаружили восемь ножевых ранений, жесткое и страшное преступление, нераскрытое до сих пор. Вся уникальная информация, собранная за годы поиска, осталась в архиве Штайна. Осознавая ценность и важность этих документов, друг и соратник исследователя барон Эдуард фон Фальц-Фейн выкупил архив у родственников и торжественно передал его Советскому союзу.

Что знают архивы о янтарной комнате?

Не зная, что делать с таким подарком Московские чиновники отправили документы в Калининградский областной архив и успешно обо всем позабыли. В этом хранилище с ним работал один переводчик, бывший офицер СМЕРШа, который, кстати сказать, скоропостижно скончался. В архиве материалы пролежали 30 лет, настоящая историческая сенсация и ключ раскрывающий тайну исчезновения янтарной комнаты и многих других ценностей, вывезенных Германией из Советского Союза. За все 30 лет, только несколько сотрудников, заглянули в его записи.

Весной 1942 года, янтарная комната, украденная немецкими оккупантами из Царского села, была заново собрана в одном из помещений Королевского замка и вошла в музейную опись, художественных ценностей Кёнигсберга, но уже под другим названием «немецкий янтарный кабинет». Позже именно эта запись с играет с комнатой злую шутку.

На самом деле изначально вариантов янтарной комнаты было несколько, первый тот, что подарил Петру I Прусский король Фридрих, небольшой янтарный кабинет, который позже был увеличен вдвое. Архитектор Франческо Растрелли переделал его под один из залов Екатерининского дворца, добавив верхний ярус панели, мозаики, канделябры и резные элементы декора из тонированного янтаря. Вот этот второй полный вариант и назвали в последствие янтарной комнатой.

Янтарная лихорадка

Первый вариант, подаренный Петру I королем Фридрихом, взбудоражил умы историков и военноначальников Германии они решили признать его национальным достоянием Германии, вторая часть, доработка до янтарной комнаты их совершенно не интересовала.

Вариант комнаты подаренной Фридрихом был восстановлен в Королевском замке Кёнигсберга, оставшаяся же часть была уложена в коробки и сложена в погребах замка. Они мало кого интересовали.

Весной 42 года на торжественном открытии Прусской реликвии, собрался весь цвет Кёнигсберга. Среди первых посетителей комнаты оказался и 18 летний Георг Штайн. Комната произвела на него неизгладимое впечатление. Юноша прибежал домой, полный впечатлений, в гостях у его родителей был тогда друг семьи, тот самый Карл Гёрделер один из организаторов покушения на Гитлера.

Весной 42 года на торжественном открытии Прусской реликвии, собрался весь цвет Кёнигсберга. Среди первых посетителей комнаты оказался и 18 летний Георг Штайн. Комната произвела на него неизгладимое впечатление. Юноша прибежал домой, полный впечатлений, в гостях у его родителей был тогда друг семьи, тот самый Карл Гёрделер дин из организаторов покушения на Гитлера.

Гёрдер довольно резко прервал рассказ Штайна о янтарной комнате, фразой: «запомни Георг, все, что награблено, не может быть красивым, и должно быть возвращено туда, откуда его взяли». С таким вот напутствием Георг Штайн отправился на фронт.

Война дошла до Кёнигсберга в августе 1944 года, англичане опробовали напалмовые бомбы, специально созданные для гражданского населения. Более 4 000 жителей города, сгорели в своих домах и бомбоубежищах. Весь исторический центр города, был безвозвратно утерян, 200 000 человек остались без крова.

Самой страшной бомбардировкой была ночь на 30 августа, во время которой 6 цокольных панелей янтарной комнаты оплавились. Что произошло дальше с янтарной комнатой?

Из архива Штайна о движении ценностей:

«февраль 1943 года - август 44 года в хранилище Имперского банка»

Получается, что еще до бомбардировки янтарная комната, была разобрана, упакована и спущена в хранилище замка. Там их и удалось сберечь от пожара, но края нескольких панелей все-таки пострадали. Тогда их перенесли в более глубокое хранилище, филиал Имперского банка. Тем более это можно было сделать, не выходя на поверхность, туда вел подземный коридор с Королевского дворца.

«с июля 1944 года янтарная комната в имении Эрика Коха в пригороде Кёнигсберга».

О том, что комната оказалась в имении Коха, Георг Штайн узнал из дневников отца, правда на полях этой записи стоял знак вопроса, но Штайн не придал этому значения.

Позже в архиве Кёнигсберга было выяснено, что комната не покидала Королевский замок, а Штайн старший видел копию янтарных панелей комнаты, изготовленных мастерами янтарями из поместья Коха, для неизвестных целей.

Из допросов очевидцев, стало известно, что янтарная комната все-таки осталась в Королевском замке, правда переехала в другую его часть, популярный ресторан «Блютгерихт». Это было самое надежное место в замке, старинная часть замка состояла из трех ярусных каменных подвалов, которые могли выдержать, любые бомбардировки.

Почему комната не покинула Кёнигсберг до бомбардировок, ведь Гитлер лично дал приказ о её эвакуации? Ответ прост, смотритель Роде упорно не хотел увозить комнату, он повел свою опасную игру с Гитлером. Вместо отправки самой первой комнаты подаренной Фридрихом, Петру I, он стал отправлять разными путями, лишние детали «янтарные доработки» архитектор Франческо Растрелли, лежавшие в подвалах замка и незадействованные в обустройстве комнаты Королевского замка.

Этот факт был установлен в протоколе допроса Роде, который был обнаружен в архиве Александра Кучумова, руководителя государственной комиссии по поиску янтарной комнаты и других похищенных ценностей.

Александр Михайлович был не только известным искусствоведом, но и бывшим хранителем янтарной комнаты в Царском селе, и мечтал, о том дне, когда янтарная комната вернется на свое место. Эти документы нигде и никогда не публиковались, возможно кому-то было выгодно сохранить их в тайне.

9 апреля 1945 года на рассвете, первая Московско-Минская дивизия, форсировала реку Прегель и захватила Кафедральный собор и Королевский замок. Когда в замок вошли советские артиллеристы, то в Большом рыцарском зале обнаружили множество ящиков. На некоторых из них сидели испуганные немцы, на вопрос русского полковника: «что в ящиках?» ответили, «музейные ценности».

В регистрационном журнале замка, янтарная комната была записана под номером 200, как экспонат немецкого музея, т.е. собственность Восточной Пруссии, а не Советского Союза. Полковник решив, что это трофейные ценности, передал панели специальной трофейной бригаде НКВД.

Документы об этих событиях были обнаружены в архиве Кучумова руководителя государственной комиссии, после его смерти.

Сопоставив все факты, выясняется, что немцы сидели на ящиках немецкого янтарного кабинета подаренного Петру I, а янтарные панели, незадействованные в его строительстве были, отправлены Роде по железной дороге.

Секретность была большая, не принято было об этом говорить, интересоваться, управления и структурам было не до этого, нужно было разбираться с трофейными немецкими ценностями, награбленными со всей Европы. Проверочные комиссии приезжали в Кёнигсберг дважды, и всякий раз делался вывод, раритет найти невозможно, потому-что он сгорел.

Руководитель комиссии по поиску Кучумов, безусловно, догадывался, что оригинал янтарной комнаты не сгорел, а оказался в руках особой команды НКВД, которая переправила его в секретные фонды трофейных ценностей. Где она благополучно затерялась среди других трофейных ценностей и послевоенной неразберихе.

В последствие спецслужбы стали запутывать следы, боясь ответственности. Стало появляться много дезинформации в СМИ по поводу янтарной комнаты в Советских и Германских газетах. Советские спецслужбы, допустившие досадную ошибку с янтарной комнатой, уже не могли ничего исправить, поскольку не знали, где теперь в действительности она находиться и чтобы вывести себя из под удара, стали направлять поиски в ложную сторону.

Простой немец Георг Штайн, тоже прочитал заметку о янтарной комнате и решил восстановить хронологию событий. Сам на свои деньги, он стал проводить расследование. Заниматься этим было смертельно опасно, речь шла об очень больших деньгах, которые продолжали получать на аукционах за украденные ценности, бывшие нацисты, сумевшие скрыться от возмездия. Германия к своим послевоенным архивам никого не подпускала, Штайну пришлось прикрыться легендой по розыску бывших нацистов.

В архиве штаба Розенберга, Георг Штайн напал на след, но не янтарной комнаты, а на сокровище Псково-Печерского монастыря, которые с его помощью вернулись на родину. Денег Штайн не получил ни копейки от Советского руководства за помощь в возврате сокровищ.

В ГДР тоже вели поиске сокровищ на своей территории, соблюдая секретность. Сотрудники разведки Штази (Stasi), внедрили в окружение к Штайну разведчика под видом журналиста, который стал приносить Штайну очень интересные документы. В том числе были документы о шахте Грослебен в Саксонии, в этой шахте были спрятаны награбленные нацистами сокровища и в том числе и якобы янтарная комната. Это была сенсация, Штайн собирает пресс-конференцию и вдруг звонок, ему обещают дать очень важную информацию. Он выехал на встречу, которая оказалась роковой.

Дело в том, что никаких ценностей в шахте уже не было. Из записей Штайна:

«В ночь с 10 по 11 апреля 1945 года, группа офицеров СС вывезла детали янтарной комнаты вместе с другими ценностями в шахту Грослебене в Нижней Саксонии, и поместили на глубине 430 метров».

«15 апреля 1945 года шахту заняли американские войска и 10 мая 1945 года, американцы вывезли экспонаты янтарной комнаты через Висбаден в США».

На запрос Штайне в Висбаден ему ответили, что вся документация по этому делу засекречена.

Напрашивается вопрос, как янтарная комната могла быть в двух местах в трофейных складах НКВД и шахте Грослебен в Саксонии. Штайн все-таки нашел янтарную комнату, только не всю, а её часть, которую смотритель Роде успел эвакуировать с Королевского замка Кёнигсберга, это янтарное продолжение комнаты архитектора Франческо Растрелли, которая оказалась в руках американских военных. Остается вопрос, где основная часть комнаты, которую немцы назвали «немецкий янтарный кабинет».

В конце войны янтарный кабинет был отправлен из Кёнигсберга в музей Берлина, он оказался в Восточном секторе, ставшим в последствие столицей ГДР. После экспертизы, янтарную комнату передали в американский сектор музея.

Как он оказался у американцев? Дело в том, что оплата ленд-лиза началась через 5 лет после окончания войны. Платить было не чем, золота и валюты не было. Американцы же принимали помимо золота и ценное имущество, куда входили произведения искусств. Получается, что вместо денег американцы брали по ленд-лизу трофейные культурные ценности. Таким образом, янтарная комната, может быть, оказаться в числе вещей, которыми Германия расплачивалась по ленд-лизу перед Америкой.

Американцы не вывозили так называемый «Прусский янтарный кабинет» в США, скорее всего он так и находиться на территории Германии в музейных хранилищах Касселя. Куда изначально и планировался переезд янтарной комнаты из Кёнигсберга.

Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.

Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664-1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.

Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.

Курфюрст Фридрих III (1657-1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI-XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695-1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.

Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.

Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.

Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.

Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.

В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.

Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.

Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.

Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688-1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.

При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.

Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.

2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще, все предположения об их использовании в Зимнем дворце беспочвенны. Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение драгоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно. В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.

Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.

В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине.

Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.

Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. В это время было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря, и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид.

Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В северо-восточном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.

Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII-XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.

Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893-1897 годах. Позднее, в 1933-1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.

В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.

Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.

Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.

В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.

В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской . Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.

Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.

Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» - возрожденную Янтарную комнату, которую мы с благодарностью получили из рук российских мастеров.

Великолепие Янтарной комнаты, а также поистине титанический труд мастеров-реставраторов, вдохновили гражданина Германии Рейно Шульце (Reino Schulze) на создание музыкального произведения, которое он назвал . Вы можете прослушать его в исполнении духового оркестра Государственного музея-заповедника «Царское Село»:

Your browser does not support this audio format.


История Янтарной комнаты могла бы стать прекрасным сценарием для исторического детектива. В этой истории есть всё: монаршая щедрость, баснословные богатства, война, воровство нацистов, неустанные поиски Советского Союза, таинственные смерти и действительно бесценное сокровище, которое словно сквозь землю провалилось. Впрочем, его не перестают искать и сегодня, выдвигая самые неожиданные версии того, где может находится сегодня легендарная Янтарная комната.

Создание «Восьмого чуда света», именно так называют Янтарную комнату, началось в 1701 году по указанию прусского короля Фридриха I. Хотя оценки ее размеров варьируются, по некоторым данным, площадь Янтарной комнаты составляла около 55 квадратных метров после ее реконструкции в XVIII веке. На ее создание ушло более шести тонн янтаря, а также золото, бриллианты, рубины и изумруды. Являясь символом мира между союзниками, Янтарная комната дважды «переезжала» со своего места в дворце Шарлоттенбург сначала в Людские палаты в Санкт-Петербурге, а затем в Екатерининский дворец в Царском селе.

С началом Второй мировой войны бесценное сокровище потерялось навсегда. В 1941 году вторгшиеся нацистские солдаты разобрали ее, упаковали янтарные панели в 27 ящиков и отправили в Кенигсберг (ныне Калининград), в Германию. Когда город был разрушен бомбардировками союзников в 1943 году, комната пропала без вести. С тех пор правительства, историки, археологи, охотники за сокровищами, да и все, кому не лень, неустанно искали Янтарную комнату, брали интервью у тысяч свидетелей, проверяли исторические записи, производили раскопки по всей Европе и т. д. Но ее до сих пор так и не сумели найти. Итак, рассмотрим теории, где же может находиться уникальное сокровище.

1. Осталась из Калининграде


Хотя известная теория утверждает, что Янтарная комната скорее всего была уничтожена при бомбежке Кенигсберга, некоторые доказательства противоречат этому. В отчете объемом более 1000 страниц, составленном после десятилетнего советского расследования, утверждалось, что ни один из свидетелей не заявлял о каких-либо необычных запахах, когда город горел после бомбардировок.

Казалось бы, при чем здесь запах. Дело в том, что янтарь при горении выделяет характерный запах, похожий на церковный ладан. А пропустить горение эквивалента 6 тонн ладана было бы тяжело. В 1997 году немецкая комиссия в Бремене подтвердила идею о том, что комната пережила взрывы. Одна из ее флорентийских мозаичных панелей появилась на аукционе и действительно была аутентифицирована. Продавец заявил о том, что не знает, откуда она взялась.

2. Спрятана в серебряной шахте на чешской границе


Охотник за сокровищами Хельмут Гензель в конце 1990-х и начале 2000-х годов напал на след украшенных драгоценными камнями панелей Янтарной комнаты. Бывшие офицеры СС, живущие в Бразилии, подсказали ему, где к окончанию войны многие высокопоставленные нацисты прятали свои трофеи. По их словам, панели были спрятаны на 800-летней шахте Николая Столлена недалеко от границы между Германией и Чехией.

Гензель был далеко не единственным, кто узнал об этой истории. И в то время как он с командой инженеров, горнорудных специалистов и историков пытались раскопать шахту с немецкой стороны, другая группа во главе с Питером Хаустейном (на тот момент он был мэром города Дюссельдорф), пыталась проводить раскопки с чешской стороны. Никто ничего не нашел.

3. Скрыта в темных глубинах лагуны


Мэр литовского города Неринга считал, что Янтарная комната скрыта под грязными водами соседней лагуны. По словам Стасиса Микелиса, под конец войны местные жители видели солдат СС, которые пытались закопать деревянные ящики на береговой линии. Они явно не рассчитывали на то, что уровень моря повысится. Микелис не только верил в свою теорию, но и собрал исследовательскую группу в 1998 году, чтобы найти Янтарную комнату. Впрочем, все было безуспешно.

4. Потеряна в Баварском лесу


Георг Штайн был фермером и охотником за сокровищами, который всю жизнь посвятил поискам Янтарной комнаты. Он утверждал, что обнаружил секретную радиочастоту и подслушал на ней последнее известное сообщение о передаче Янтарной комнаты. Сообщается, что это сообщение было отправлено из замка Лауэнштайн на границе Тюрингии по прямой короткой волне в Швейцарию. Затем Штайн организовал встречу с «поисковиком-конкурентом» в Баварии, но встреча так и не состоялась. В 1987 году Штайна нашли мертвым в лесу, раздетым догола, причем его живот был вспорот скальпелем. Причиной смерти записали самоубийство.

5. Под Вупперталем, Западная Германия


Пенсионер Карл-Хайнц Кляйне считает, что он знает о расположении Янтарной комнаты и том, кто ее спрятал. По словам Кляйне, главный рейхскомиссар нацистов в Восточной Пруссии Эрих Кох спрятал сокровище в своем родном городе Вупперталь в промышленной Рурской области. Это было бы неудивительно для Коха, поскольку даже нацисты в свое время удивлялись его наглому воровству и использованию заключенных концлагерей для личной выгоды.

Коха судили за коррупцию в 1944 году и приговорили к смертной казни, но приговор отменили, и рейхскомиссар продолжил накапливать свое личное состояние до конца войны. После того, как его схватили в Польше, Коха приговорили к смертной казни за убийство 72 000 поляков и за отправку еще 200 000 человек в трудовые лагеря. Но он снова избежал приговора и отправился в тюрьму, где и пробыл до смерти в течение 27 лет, так и не раскаявшись.

6. Утонула в результате кораблекрушения в Балтийском море


Гибель лайнера «Вильгельм Густлофф» в ночь на 30 января 1945 года стала одной из крупнейших катастроф в истории морских перевозок. На борту лайнера, рассчитанного менее чем на 2000 человек, было 10 582 человек, пытавшихся эвакуироваться. Но в море корабль был торпедирован подводной лодкой и пошел на дно. По оценкам, в эту ночь погибло 9 343 человека, половина из них – дети. Точное местоположение остатков «Густлоффа» давно известно и обыскано. Но некоторые по-прежнему утверждают, что в его трюме могут быть скрыты панели Янтарной комнаты. Поскольку обломки «Густлоффа» были признаны военной могилой, обыскивать их запрещено.

7. На борту «Призрачного поезда», Валбжих, Юго-Западная Польша


Уже давно ходят слухи, что нацистский поезд, нагруженный сокровищами, был потерян в секретных туннелях под горой в Валбжихе. Никто не знает названия поезда, его миссии или откуда прибыл его драгоценный груз. Некоторые считают, что отсутствие записей о поезде только подтверждает их гипотезу. Некоторые теоретизируют, что поезд, возможно, перевозил золото и прочие ценности интернированных евреев, в то время как другие настаивают на том, что на поезде находились панели Янтарной комнаты. В 2015 году два человека, немец и поляк, утверждали, что нашли поезд. Местное правительство Валбжиха отказалось комментировать это заявление, но предупредило, что поезд может быть заминирован, если он даже существует.

8. В бункере в Мамерки, северо-восточная Польша


В 2016 году сотрудники Музея Мамерки сообщили, что нашли скрытую комнату в бункере Второй мировой войны, используя георадар. Бартломей Плебанчик из музея считал возможным, что панели Янтарной комнаты были спрятаны внутри этой комнаты. Его теория была основана на показаниях перебежчика-нациста. В 1950-х годах бывший немецкий солдат сказал полякам, что зимой 1944 года он был свидетелем того, как из грузовых автомобилей, прибывших под усиленным конвоем, что-то разгружали в бункер.

9. Похоронена в туннелях под рудными горами в Восточной Германии



В 2017 году охотники за сокровищами Леонард Блюм, Питер Лор и Гюнтер Экхардт утверждали, что определили местоположение комнаты с помощью архивных документов и радара. Как восточногерманская, так и российская тайная полиция проводили многолетние поиски Янтарной комнаты. В их записях (по крайней мере, так утверждается) нашли свидетельства того, что был обнаружен ключ к местонахождению комнаты.

Очевидцы утверждали, что в туннели заносили множество ящиков, после чего вход в туннели взорвали. Блюм, Лор и Экхардт с нетерпением обследовали «Княжескую пещеру» у чешской границы, и результаты были поразительными. Г-н Блюм сказал: «Мы обнаружили очень большую, глубокую и длинную систему туннелей, но не смогли пройти дальше». Их поиски продолжаются.

10. Секретное место в СССР, известное только Сталину



Согласно официальному протоколу, кураторы Екатерининского дворца после начала войны попытались разобрать и спрятать Янтарную комнату. Но когда хрупкие панели начали разрушаться, ее решили не трогать и законсервировали на месте. Но они не могли перехитрить нацистов, которые сразу обнаружили Янтарную комнату и демонтировали ее за двое суток. Эта теория заговора утверждает, что Иосиф Сталин обманул всех. Панели, которые вывезли нацисты, были репликами, а настоящая Янтарная комната уже была отправлена и скрыта где-то в другом месте. Если это правда, Янтарная комната, возможно, была спасена, но в итоге потеряна навсегда.

Янтарная комната Екатерининского дворца – одно из самых грандиозных творений, созданных из янтаря. Ее судьба связанна с огромным количеством легенд, тайн и загадок. Она была утрачена в годы Второй мировой войны и заново воссоздана, благодаря непревзойденному искусству русских мастеров, к 300-летию Санкт-Петербурга.

История возникновения Янтарной комнаты

Создание Янтарной комнаты связывают с началом XVIII века и именем прусского короля Фридриха I. В России же она появилась благодаря Петру I и изначально хранилась в его летнем дворце. Во времена правления императрицы Елизаветы Янтарную комнату перенесли в ее парадные покои в Зимнем дворце.


Дальнейшее передвижение Янтарной комнаты связано с летней резиденцией в Царском селе. Именно в Большом Екатерининском дворце, в зале, площадь которого составляет 96 кв.м, и разместили это выдающееся творение. Окончательно же завершилось создание Янтарной комнаты при Екатерине II, которая специально приглашала лучших иностранных мастеров для изготовления дополнительных панелей и мелких деталей, на которые ушло 450 кг янтаря. Так, именно в это время появились великолепный столик, неимоверной красоты наборные комоды и потрясающая флорентийская мозаика, которая аллегорически изображала пять человеческих чувств:

  • вкус;
  • осязание;
  • обоняние;
  • зрение;
  • слух.

Исчезновение и воссоздание

К огромному сожалению во время трагических событий Второй мировой войны все великолепное убранство Янтарной комнаты было похищено немцами и перемещено в Кенигсбергский замок в музей янтаря. А когда в 1944 году немцы отступали, комнату, в очередной раз, разобрали и увезли в абсолютно неизвестном направлении.

Только в 1979 г. было принято окончательное решение о восстановлении Янтарной комнаты. А сами работы по проекту А. Кедринского начались лишь спустя 4 года - в 1983 г. Над воссозданием интерьера трудились скульпторы, художники, паркетчики, резчики по дереву. Приятным моментом стало возвращение в 2000 году великолепного наборного комода и флорентийской мозаики «Осязание и обоняние», которые были обнаружены в Германии. Восстановление Янтарной комнаты продолжалось 24 года и закончилось в 2003 году, в 300-летний юбилей Санкт-Петербурга.

Сегодня, овеянная множеством мифов и легенд, Янтарная комната находится в Екатерининском дворце и радует своим великолепием посетителей. Любители легенд и роскоши оценят ее по достоинству. С другими местами, связанными с правлением династии Романовых, которые стоит увидеть и посетить в Санкт–Петербурге, можно ознакомиться на нашем ресурсе.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...