Почему французы так любят протестовать? Рельсовая война во Франции: почему бастуют железнодорожники

Во Франции продолжаются мощные забастовки, из-за которых страна столкнулась с дефицитом бензина и транспортными проблемами, под угрозой проведения Евро-2016

На родине революций жгут шины, блокируют нефтеперерабатывающие заводы и останавливают транспортное сообщение. Президент Франсуа Олланд, который и так уже заслужил звание самого непопулярного президента Пятой Республики, столкнулся с мощнейшим протестом с тех пор, как пришел к власти в 2012 году.

Какова главная причина протестов?

Участники протестов требуют, чтобы правительство отказалось от планов изменить трудовое законодательство. Ключевые пункты, которые не устраивают демонстрантов — упрощение процедуры увольнения, повышение пенсионного возраста, разрешение корректировать 35-часовую рабочую неделю.

Протесты во многих местах перешли в насилие. В Париже 18 мая сожгли машину полиции. Также нередко протестующие забрасывают стражей порядка подручными средствами, жгут шины, а полиция отвечает слезоточивым газом и дубинками. Несколько особо агрессивных участников протестов задержаны.

Во Франции все время протесты. Сейчас все то же самое, или есть разница?

Действительно, много вопросов французы привыкли решать уличными акциями. Протесты против трудового законодательства длятся уже несколько месяцев. Но в последние две недели они заметно радикализировались.

Возмущение протестующих вызвало решение премьер-министра протолкнуть реформу без голосования в парламенте. Конституция это позволяет. Кроме того, профсоюзные лидеры надеются, что правительство будет более сговорчивым перед угрозой срыва Евро-2016.

Предыдущие протесты, организованные профсоюзами, не приводили к желаемому результату.

В 2010 году они не помешали правительству повысить пенсионный возраст на два года. В 2014 году — провести реорганизацию железной дороги. Количество членов профсоюзов и соответственно их влияние во Франции неуклонно падают.

Если лидеры не покажут сейчас, что способны побеждать, их популярность упадет еще ниже.

Почему правительство взялось за реформу?

Главный аргумент инициаторов реформы — изменения в трудовом кодексе в пользу работодателей приведут в конечном итоге к падению уровня безработицы. Он уже три года превышает 10% .

В пример приводят Германию, где после аналогичной реформы в середине 2000-х годов уровень безработицы снизился с 10-11% до 4,5%. В Испании и Италии, которые также пошли путем либерализации правил для рабочих, уровень безработицы сократился.

В чем заключается реформа?

Французский Трудовой кодекс — это том на 4000 страниц. Как пишет Bloomberg , он контролирует все, от длительности перерывов на посещение туалета до размера окон в офисах.

В 2000 году предыдущее правительство социалистов ввело 35-часовую рабочую неделю, и это еще больше усложнило правила для работодателей.

В предложенном в феврале 2016 года законопроекте правительство предлагает оставить 35-часовую неделю, но как средний показатель. Компаниям предоставляется возможность договариваться с местными профсоюзами о более продолжительной или короткой рабочей неделе. Он не должен превышать 46 часов.

Меняются жесткие правила увольнения. Правительство надеется, что это поощрит работодателей активнее нанимать работников, потому что они будут знать, что уволить в случае необходимости их теперь можно не за несколько лет, а значительно быстрее и проще.

Также компании-работодатели получат больше возможностей для снижения зарплат. В частности, снижается порог минимальной зарплаты.

Также работодателям предоставят более широкие возможности обсуждать отпуска, в частности те, что для свадьбы, по уходу за ребенком и в случае беременности.

Масштаб протестов?

Из-за забастовки нефтяников из восьми нефтеперерабатывающих заводов Франции шесть или закрыты, или сильно сократили объемы производства. Участники протестов также заблокировали порты Марселя и Гавра.

Как следствие на заправках уменьшилось количество топлива и некоторые из них вообще закрылись. Полиция разблокировала некоторые нефтеперерабатывающие заводы и масштабного кризиса удалось избежать, но топлива все равно не хватает.

Также бастуют работники общественного транспорта. В ночь с 31 мая на 1 июня начинается забастовка железнодорожников.

Наполовину сократится количество скоростных международных поездов TGV, которыми управляет государственная компания. Количество местных поездов сократится на 60%. С 31 мая начинает бастовать парижское метро.

Также не выйти на работу собираются пилоты Air France. Они не довольны "чрезмерным снижением себестоимости", что отражается на условиях оплаты труда и социальных пакетах.

С пятницы по воскресенье собираются бастовать французские диспетчеры.

Кто организатор протестов?

Главный двигатель протестов — профсоюз Всеобщая конфедерация труда (CGT). Она вторая по количеству членов. Впрочем, это лишь 3% всех рабочих во Франции.

Как отмечает Bloomberg, она происходит из французской Компартии. Ее также поддерживает профсоюз Force Ouvriere, который является третим по численности и еще пять меньших.

Зато первый по численности профсоюз Французская демократическая конфедерация труда (CFDT) поддерживает планы правительства. На ее стороне также профсоюз CFE-CGC, объединяющий в основном "белых воротничков" — менеджеров и т.п.

Как относятся к забастовкам сами французы?

Согласно опросу, проведенному компанией Ifop для газеты Journal du Dimanche, протесты поддерживает 46% французов. Еще 40% желает, чтобы правительственный законопроект был изменен.

Опрос компании Odoxa для газеты Le Parisien свидетельствует, что 61% французов считает ответственным за рост жесткости протестов правительство. Еще 37% говорит, что это безответственность радикальных объединений. Две трети опрошенных считает, что правительство плохо справляется с ситуацией.

Интересно, что опрос Ifop показывает, что французы не доверяют и радикальному лидеру CGT Филиппу Мартинесу.

Или может из-за протестов сорваться проведение Евро-2016?

Правительство уверяет, что чемпионат все равно состоится. Полным ходом проводятся антитеррористические учения.

Профсоюз CGT другого мнения. Она прямо заявила, что в случае, если правительство не прислушается к требованиям участников протестов, они сорвут Евро-2016. И готовит массовые акции протесты во всех 10 городах, где будут проходить матчи.

В чем причина непопулярности правительства?

Франсуа Олланд пришел к власти как представитель Социалистической партии. Именно социалисты ввели в начале 2000-х годов жесткое трудовое законодательство, которое теперь пытается изменить Олланд, премьер-министр Мануэль Вальс и автор реформы — министр труда Мириам эль-Хомри.

В начале своего правления Олланд вел себя как типичный левый. Например, ввел 75% налог на сверхдоходы. Это привело к тому, что несколько французских богачей взяли себе бельгийское гражданство, чтобы избежать его уплаты.

Теперь Олланд больше похож на лоббиста интересов бизнеса . В 2014 году премьер Мануэль Вальс снизил размер отчислений в фонд зарплаты и налог на доходы. Фактически Олланд и его правительство предали профсоюзных лидеров, которые поддерживали его на выборах в 2012 году.

Пытается ли правительство договориться с участниками протестов?

Да. Как считает газета Journal du Dimanche, профсоюзам могут пойти на уступки, но такие, которые не касаются трудового законопроекта.

Премьер-министр Мануэль Вальс 26 мая заявил, что могут быть модификации и улучшения, но не уточнил, какие именно. Отзыв законопроекта невозможен, подчеркнул он. Президент Олланд заявил, что продолжит свой курс, потому что уверен в правильности реформ.

Почему протестам радуются в России?

Российская пропаганда освещает протесты с акцентом на угрозу Евро-2016. Их злорадство имеет простое объяснение — из-за допингового скандала и расследования в отношении взяток руководству ФИФА под угрозой оказался их собственный чемпионат Евро-2018.

А "Первый канал", освещая протесты, успел попасть в международный скандал.

Журналист кисельовського телеканала в своем сюжете выдал протесты против трудового законодательства за протесты евроскептиков против мигрантов. Он исказил в переводе слова людей, у которых брал интервью.

В передачи Le Petit Journal, что выходит на Canal+, по косточкам разобрали сюжет россиян и поговорили со всеми его героями. Киселев в ответ сделал вид, что все нормально. "Мы действительно иногда пропускаем заусеницы", — прокомментировал он ситуацию газете "Коммерсант".

Чем могут закончиться протесты?

Есть шансы, что большинство французов скоро переключатся на футбол и потеряют интерес к бастующим, считает BBC . Также профсоюзы рискуют нарваться на гнев публики, если сорвут футбольный чемпионат и продолжат вызывать нехватку топлива на заправках.

Снижению эффективности забастовок способствует законодательная норма, принятая в 2007 году. Она обязывает работников общественного транспорта во время протестов оставлять минимально необходимый для работы персонал. С тех пор забастовки вызывают неудобства, но не полный транспортный коллапс.

Как отмечает Bloomberg, нынешние протесты менее масштабные, чем те, что происходили в предыдущие годы из-за падения популярности профсоюзов. И это также играет в пользу правительства. Поэтому многие бизнес-аналитики прогнозируют, что реформа все-таки состоится.

Трудящиеся требуют вернуть сферу железнодорожных перевозок государству.

Причины и ход забастовки

Акция протеста началась 2 апреля и сразу охватила всю территорию страны. По данным администрации Национальной железнодорожной компании Франции SNCF и профсоюзов, в первых двух днях забастовки приняли участие 77% машинистов при поддержке более половины контролеров, техников, ремонтников и служащих офисов компании. В итоге было отменено 88% сверхскоростных экспрессов TGV, такое же количество междугородних поездов и 70% региональных электропоездов сети TER. На трассы не вышли до четверти поездов Eurostar, циркулирующих между Парижем и Лондоном, а также Брюсселем.

По информации руководства SNCF, каждый день забастовки обходится, в среднем, в 20 млн евро. Забастовка железнодорожников также привела к крупным потерям для туристической индустрии Франции, масштаб которых еще только предстоит оценить.

Железнодорожники ворвались в главный офис SNCF и устроили там митинг

По информации товарища из Коммунистической партии Франции Андрэ Бриана, в забастовке принимает участие три из четырёх профсоюзов трудящихся железных дорог. Тип забастовки необычен: железнодорожники останавливают работу на 2 дня, следующие 3 дня работают. Это позволяет ограничить финансовые последствия для трудящихся, вовлечь в забастовку всех членов профсоюзов (забастовщики не будут каждый раз одними и теми же) и протестовать длительное время. Благодаря выбранной тактике движение не проходит незамеченным: например, туристические фирмы и железнодорожные компании других стран вынуждены учитывать фактор протеста в свой деятельности, не говоря уже о самих французах.

Возможность для трудящихся отклонять реформы в парламенте ограничена. Правительство навязывает их «Постановлениями» (Ordonnances). Кроме того, большинство депутатов поддерживают правительство. Поэтому забастовки неизбежны, считает Андрэ Бриан.

Реформа касается сектора железнодорожного транспорта и уставов трудящихся железных дорог. Правительство планирует акционировать национальное государственное общество железных дорог.

«В случае проведения реформы французские железные дороги будут служить инструментом получения финансовой выгоды. Полезность для общества отойдёт на второй план. Правительство также планирует установить конкуренцию, разрешив использовать железнодорожный транспорт и другим предприятиям. Одновременно с этим проектом предполагается ликвидировать благоприятный статус трудящихся железных дорог, полученный ими после войны за активную революционную борьбу против нацистов»

Андрэ Бриан

Для справки. В 1997 года SNCF была разделена на две компании: SNCF Réseau, которая управляет дорогами, и SNCF Mobilités, отвечающая за поезда.

Для конкуренции открыты грузовые перевозки (с 2003 года — международные, а с 2006 года — внутрифранцузские). SNCF с тех пор потеряла 40% рынка.

С 2009 года частично открылся рынок для международных пассажирских перевозчиков. Но воспользовалась этим пока только компания Thello, которая в 2011 году запустила поезда из Франции в Италию.

План забастовки в июне

После проведения реформы монополию отменят для региональных электричек. Процесс начнется в 2019 году и завершится только к 2033 году.

С декабря 2020 года государство планирует открывать рынок скоростных перевозок TGV.

Высокий статус французских железнодорожников

Железнодорожники во Франции сейчас пользуются массой преимуществ. В частности, при поступлении на работу с ними заключается пожизненный рабочий контракт, согласно которому сотрудника SNCF можно уволить только за совершение служебной ошибки. Кроме того, работники имеют высокое социальное обеспечение и пенсию (в ряде случаев они имеют право досрочного выхода на пенсию). К тому же они и члены их семей пользуются правом бесплатного проезда в поездах. Средняя зарплата в компании выше, чем в целом по Франции — 3090 евро против 2912 евро. Национальная компания железных дорог Франции SNCF — государственный монополист в сфере железнодорожных перевозок. В компании работают около 150 тысяч человек, подвижной состав SNCF — 700 поездов. Длина сети железных дорог — 30 тысяч километров.

Митинг железнодорожников перед штаб-квартирой SNCF

О важнейшем значении для страны железных дорог, объединённых в единую сеть в 1938 году, говорил исполнительный директор Национальной железнодорожной компании Франции SNCF Гийом Пепи (Guillaume Pepy) в интервью “Financial Times” в августе 2015 года.

«...железная дорога построила Францию. До появления железной дороги Франция не была единой» , — заявил он.

Нужно отметить, что по заявленным планам правительства перемены должны коснуться лишь вновь нанятых работников, но профсоюзы считают, что это общая проблема.

Два года назад, несмотря на сопротивление трудящихся, правительству удалось протащить реформу Трудового кодекса. Суть реформы состояла в том, чтобы подчинить всю работу законам неолиберализма: установить во всех секторах экономики и общества конкуренцию и частную инициативу. Трудящиеся уверены, что это никак не способствует прогрессивным изменениям в обществе, а способствует лишь увеличению доходов капиталистов и возрастанию цен.

Правительство Франции стремится разрушить существующее устройство предприятия, изменив трудовые отношения в сторону ухудшения положения работников, лишив трудящихся всех средств защиты; стремится отменить государственную монополию на железнодорожном транспорте, как это было сделано ранее в сфере коммуникаций, газовой и энергетической сферах. Эти структуры и отношения были созданы после Второй мировой войны, когда во Франции и в мире социалистические идеи имели благоприятную почву для распространения, а Коммунистическая партия пользовалась поддержкой четверти населения страны. Это соотношение сил резко изменилось приблизительно 40 лет тому назад, когда неолиберальные идеи резко набрали популярность, а коммунистическое влияние регрессировало. Стоит отметить, что неолиберальная экономическая политика (приватизация) начала проводиться правительствами «социалистической» партии.

Секторы: энергетический, коммуникаций и транспорта — это секторы с сильными прогрессивными профсоюзами. Навязывание неолиберальных реформ позволит разрушить структуру этих последних бастионов рабочего, профсоюзного движения. Поэтому, уверены трудящиеся, нынешняя борьба имеет большое значение для них. Нельзя допустить проигрыша в этой борьбе. В 2009 году неудачей окончилась борьба относительно пенсий, а в 2017-м — относительно изменений в Трудовом кодексе Франции. С учётом этого профсоюзы избрали стратегию, сводящую, по их мнению, к минимуму вероятность нового поражения.

При этом неолиберальные реформы во всех сферах сопровождались массовыми увольнениями сотрудников. Например, в 2006 году из компании France Telecom , приватизированной в 2004 году, было уволено около 20 тыс сотрудников, в результате чего среди её работников произошёл всплеск суицидов.

«Мы живем в такое время, когда капитал неолиберальными догмами повсеместно навязывает обществу откат от цивилизации. Капиталисты хотят максимально сократить участие государства в экономике, заменив его "частной инициативой". Они атакуют систему здравоохранения, образования, университеты, транспорт, сокращают зарплаты и пенсии. А в это время побочные доходы капиталистов умножаются. Кризис был для них превосходным поводом для навязывания политики, благоприятной для плутократов» , — комментирует ситуацию Андрэ Бриан.

«Реакционные "реформы" не изобретены правительством Франции: они навязаны Евросоюзом, который следит и контролирует страны-члены ЕС. Клан, который руководит этим союзом, управляет с помощью неолиберальных догм, и ее цель состоит в том, чтобы навязать их везде» , — подытоживает он.

Опыт Германии

Следует отметить, что сторонники реформы в качестве основного аргумента используют то, что Национальная железнодорожная компания Франции SNCF имеет долг в 54,4 млрд евро, причём этот долг начал копиться сразу после основания компании в 1937 году, с момента первых инвестиций в развитие железных дорог.

В качестве причины называются требования общеевропейских директив к приватизации железных дорог «для повышения конкурентноспособности ».

Сторонники реформы ссылаются на опыт немецкого государственного железнодорожного оператора Deutsche Bahn, который был основан в 1993 году в результате слияния железнодорожных компаний ФРГ и ГДР. Согласно отчётам министерства транспорта Германии, в 1997 году железным дорогам требовалось 300 миллиардов евро субсидий в течение десяти лет. Но спустя 20 лет, в 2017 году, Deutsche Bahn показывает 2,2 миллиарда евро прибыли при обороте в 41 миллиард евро.

Однако, сторонники приватизации умалчивают о том, что немецкое государство не только открыло рынок железнодорожных перевозок для конкуренции, но и фактически провело политику приватизации прибыли и национализации убытков , переложив часть расходов на регионы, в частности то, что касается инфраструктуры и местного транспорта, связывающего железнодорожные станции с ближайшими населенными пунктами. Кроме того, штат компании был сокращён с 350 тысяч до 220 тысяч, из которых самих железнодорожных работников осталось только 40 тысяч на 40 тысяч километров железных дорог.

Именно этим объясняются постоянные задержки и проблемы с трафиком, которыми «славится» Deutsche Bahn. Газета Libération приводит в пример недавний торжественный запуск нового скоростного поезда по маршруту Берлин-Мюнхен, который должен был сократить время в пути с шести до четырех часов. В результате даже первый торжественный поезд с почетными гостями сумел опоздать на два часа.

Во Франции же новые скоростные поезда, запущенные в прошлом году между Бордо и Парижем, проходят то же расстояние в 600 км всего за два часа. А, например, те же самые, что и у DB, скоростные поезда производства Siemens, курсирующие между Москвой и Санкт-Петербургом, проходят еще большее расстояние в 700 км за 3,5 часа.

Все это дополняется еще более дорогими, чем у SNCF, билетами, что делает поезда DB практически недоступными для некоторых категорий населения.

Французская газета Le Monde пишет, что немецкому государству по-прежнему периодически приходится оказывать железнодорожникам финансовую помощь.

Опыт других европейских стран

В Италии в 2000 году была создана организация для поддержки частных перевозчиков. Рынок высокоскоростных поездов стал конкурентным, после чего цены на билеты понизились. Но региональные линии остаются недофинансированными, и, как пишет Le Monde, именно на этих линиях чаще всего случаются аварии.

В Великобритании железнодорожные перевозки были приватизированы после 25 лет дебатов, однако поезда по-прежнему медленные, переполненные и дорогие. Le Monde приводит данные опроса, согласно которым 75% британцев хотели бы, чтобы железные дороги были вновь национализированы.

В Швеции процесс либерализации длился с 1988 по 2010 год. Сейчас в стране существует около 50 транспортных операторов, которые не могут изменять контракты железнодорожников. Цены стали ниже, поездов стало больше, но вложения в инфраструктуру существенно сократились, в результате чего она разрушается.

Промежуточные итоги забастовки

По планам профсоюзов акция протеста должна продлиться до 28 июня. Французское правительство, судя по всему, идти на уступки не собирается. 7 июня Сенат одобрил реформу, а президент Эммануэль Макрон пообещал довести её до конца. В свою очередь, сотрудники SNCF заявляют, что забастовка может продлиться до осени.

От редакции : Мы выражаем солидарность с работниками железнодорожной кампании SNCF в их борьбе за свои права и желаем им одержать победу. Редакция Рабочего Университета продолжит следить за событиями и по мере появлние чего-то интересного будем публиковать новые материалы. Мы выражаем благодарность нашему товарищу Андрэ Бриану за предосталенные комментарии и информацию.

Альфия Хисямова, обозреватель РИА Новости (Париж)

18 октября во Франции уже называют не иначе как «черный четверг». Как и обещал министр труда Кзавье Бертран, стоят поезда, электрички, метро, автобусы... Транспорт фактически парализован. То, что в России ассоциируется с протестами рабочих начала XX века и голодовками шахтеров 90-х годов, во Франции является нормальным цивилизованным способом борьбы за права и привилегии. Франция бастует!

Впервые с 1995 года все профсоюзы железнодорожного и городского общественного транспорта единогласно объявили о проведении забастовки. Сегодня всего 50 поездов дальнего следования вместо обычных 800 выедут из Парижа. Движение электричек, метро и автобусов, как и обещали официальные коммюнике, «серьезно нарушено». Пассажирам настоятельно рекомендуют по возможности «отказаться от поездок до вечера пятницы».

К транспортникам присоединились компании EDF (электричество) и GDF (газ). Помимо парижского региона забастовка также проходит еще в 27 французских регионах, в том числе в таких крупных городах как Тулуза, Монпелье, Клермон-Ферран, Лион, Нанси.

Почему французы бастуют?

В основе конфликта - пенсионная реформа Николя Саркози, а точнее так называемые «специальные пенсионные режимы». Чуть больше месяца назад 9 сентября премьер-министр Франции Франсуа Фийон в эфире телеканала «Canal+» неосторожно приоткрыл завесу над тайной, заявив, что пенсионная реформа «готова» и «ее будет легко провести». Тем самым он поджег бикфордов шнур сегодняшнего «взрыва». Уже на следующий день сразу несколько профсоюзных лидеров заявили, что рассматривают высказывания Фийона как «объявление войны».

Все ждали, что же скажет президент. 18 сентября Николя Саркози выступил с долгожданной речью о социальной реформе во Франции. Не отступив ни на шаг от своих намерений и не пойдя на уступки профсоюзам, Саркози настаивает на необходимости отказа от «специальных режимов». Уже на следующий день 19 сентября на общем собрании профсоюзы приняли решение о проведении 18 октября забастовки.

Что такое «специальные пенсионные режимы» во Франции?

«Специальные пенсионные режимы» - это особые условия пенсионных отчислений и выхода на пенсию, которые распространяются на работников крупных государственных компаний, таких как SNCF (железнодорожный транспорт), RATP (городской транспорт), EDF (государственная компания электричества), GDF (государственная газовая компания), а также на представителей некоторых других профессий: военных, полицейских, моряков, работников французской Оперы, шахтеров, депутатов, др. Эти работники раньше остальных уходят на пенсию (до обычных во Франции 60 лет) и им полагается меньше годов пенсионных отчислений (для того чтобы выйти на пенсию французы должны платить пенсионные отчисления минимум в течение 40 лет). К примеру, железнодорожные работники могут выйти на пенсию уже в 55 лет, выплачивая пенсионные отчисления всего в течение 25 лет.

В результате существования таких специальных режимов и в условиях «старения» нации сейчас во Франции на 500 тыс. человек активного населения приходится 1,1 млн. пенсионеров. Дефицит пенсионных касс компаний достиг астрономических размеров: более 50 млрд. евро у EDF и GDF, более 20 млрд. евро у RATP и более 100 млрд. евро у SNCF.

Почему до сих пор во Франции не смогли провести пенсионную реформу?

Первая серьезная попытка ликвидировать «специальные режимы» была предпринята еще более 20 лет назад. В 1986 году премьер-министр Жак Ширак при поддержке парламента выступает с намерением лишить транспортников их привилегий. Тогда железнодорожный и городской транспорт был блокирован в течение трех недель до тех пор, пока после личной встречи президента Миттерана с лидерами бастующих правительство не отказалось от реформы.

Еще одна попытка была предпринята в 1995 году правительством Алана Жюппе. Забастовка 1995 года запомнилась Франции надолго: ни один из поездов не циркулировал во Франции, был парализован не только общественный транспорт, но и как результат почта, школы...По воспоминаниям сотрудников парижского бюро «РИА Новости» им приходилось добираться на работу по 4-5 часов, используя даже такое средство передвижения как речные трамвайчики. Манифестация 5 декабря насчитывала 500 тыс. человек. И опять через месяц забастовки правительство отступило.

В 2002 году правительство Жана-Пьера Раффарена провело-таки частичную пенсионную реформу, однако, боясь наступить на старые грабли, авторы нового закона предусмотрительно изъяли из проекта «специальные режимы».

Что предполагает пенсионная реформа Саркози?

Новая пенсионная реформа предполагает в частности, что к 2012 году все нынешние льготники должны будут выплачивать пенсионные отчисления, как и все остальные работники, в течение обязательных 40 лет; уровень пенсий будет индексироваться в зависимости от уровня цен, а не от уровня зарплат, как сейчас; больше не будет установленного возраста выхода на пенсию. Более того, Саркози не намерен ждать - реформа начнется уже в первой половине следующего года.

Судя по опросам общественного мнения, большинство французов согласны со своим президентом: 57% опрошенных считают отмену «специальных режимов» оправданной. В то же время нельзя не признать, что 30% «против» - это немало, и пока непонятно, кто победит на этот раз.

Как добраться на работу?

И все же главный вопрос, который волновал французов сегодня утром - как добраться на работу? В школу? В университет? Резко повысилась популярность сайта, на котором за разумную плату можно найти попутчика с машиной. На сайте газеты Le Parisien была в экстренном порядке открыта такая же специальная рубрика.

На недавно появившихся в Париже велосипедных стоянках, на которых до сих пор можно было легко взять в аренду двухколесное средство передвижения, уже рано утром не осталось ни одного велосипеда.

Самый простой способ, который скорее всего и возьмут на вооружение многие французы - это остаться дома и отдохнуть, воспользовавшись неожиданным подарком - выходным в середине недели.

Работники современной Франции бастуют не так часто, как предыдущие поколения французов. Но Франция по-прежнему склонна к социальным конфликтам - и недавние забастовки тому подтверждение. Если французское правительство пойдет на необходимые реформы по уменьшению роли государства в экономике, можно ожидать учащения подобных акций.

Международный театральный фестиваль в Авиньоне, одно из наиболее известных культурных меропрятий в стране, был отменен за несколько дней до открытия из-за забастовки работников индустрии шоу-бизнеса против изменений в системе щедрых пособий по безработице.

Из-за забастовки сотрудников паромного оператора SNCM, по сути государственной монополии, против реструктуризации компании на две недели остановилось сообщение между Марселем, крупнейшим мегаполисом юга Франции, и популярным среди туристов островом Корсика. Забастовка нанесла вред не только экономики Корсики, но и самому Марселю – корабли отказывались заходить в городской порт, опасаясь быть заблокированными протестующими докерами.

Три недели назад железнодорожники бастовали против предстоящего открытия их отрасли для конкуренции. Нынешним работникам железных дорог оно грозит утратой их “социальных привилегий”, поэтому они объявили забастовку, лишив жителей Франции и туристов возможности воспользоваться поездами, что привело к транспортному коллапсу в нескольких городах. Президент железнодорожной госмонополии SNCF Гийом Пепи заявил, что первые девять дней забастовки обошлись компании в 150 миллионов евро, что соответствует одной трети прибыли за 2013 год.

К забастовкам присоединились и авиадиспечеры, выбрав для этого наиболее загруженные выходные года.

Почему же французы так много бастуют?

Во Франции трудовые отношения и социальные гарантии тщательно регулируются государством. Как известно, существование социального государства ведет к конфликту между негативными правами человека и позитивными - или социальными - “правами”, а также между нынешним и будущими поколениями. Однако социальное государство в его французском варианте является источником более серьезной “классовой борьбы”, так как правительство, подобно монархиям прошлого, предоставляет привилегии избранным профессиональным ассоциациям в зависимости от их способности эффективно использовать такие инструменты как лоббизм, забастовки и коллективный отказ голосовать за неугодных политиков.

Как следствие, так называемая французская “социальная солидарность” только укореняет неравенство, ведь в этой системе некоторые группы населения “более равны”, чем остальные. “Трагедия общин” социального государства - ситуация, при которой к собственности граждан относятся как доступному всем коллективному ресурсу - во Франции усугубляется тем, что различные группы интересов находятся на разных уровнях доступа к деньгам налогоплательщиков. В этом стремлении к тому, что французский экономист девятнадатого века Фредерик Бастиа назвал “взаимным грабежом”, компании и профсоюзы пытаются добиться расположения властей и убедить население в том, что именно они заслуживают привилегии - естественно, ислючительно в интересах общества.

Возьмем, например, бастующих работников индустрии шоу-бизнеса, работающих на основе частичной занятости. Часто они отрабатывают минимум часов, необходимых по закону для получения пособия по безработице, при том что их налоговые взносы составляют всего лишь одну пятую от объема выплачиваемых пособий. Эта разница компенсируется за счет других налогоплательщиков. Опять же, это оправдывается соображениями “солидарности” и необходимости “поддержки культуры”.

Более общий пример - это профсоюзы в целом. Хотя они часто представлены в роли официальных “социальных партнеров” на переговорах с работодателями и при определении государственной политики, уровень членства в профсоюзах составляет всего около 8% от общего числа занятых! (Переговоры об уровне зарплаты в той или иной отрасли во многом лишены смысла из-за существования обязательной общегосударственной минимальной зарплаты). Поскльку членство в профсоюзах находится на таком низком уровне, они нуждаются в государственном финансировании за счет налогоплательщиков, а большинство профсоюзных должностей оплачивается работодателями, а не с помощью членских взносов. У профсоюзов нет стимулов к подотчетности, открытости и диалогу. Бастовать за чужие деньги всегда проще, чем искать компромисс.

Эта система только подогревает конфликты и укрепляет протестную ментальность французов.

Очевидно, что этот узаконенный грабеж, предполагающий неравенство между теми, кто платит налоги, и теми, кому они достаются, приводит к зависти, подозрительности и недовольству в обществе. По мнению экономистов Пьера Каука и Яна Алгана сочетание централизованного распределения социального “статуса” и социальных “прав” в контексте устойчивого корпоративизма (грубо говоря, доминирования групп интересов) приводит к формированию общества “недоверия” и “протеста”.

Поэтому, несмотря на любовь французов к выражению “общественный диалог”, многие на самом деле не способны к какому-либо диалогу. Французы разучились вести диалог “по горизонтали”, с соседями и коллегами, как следствие привычки обращаться напрямую к государству. Политика государства ведет к поляризации общественных отношений, которая подрывает динамику сотрудничества внутри гражданского общества.

Кризис на Корсике иллюстрирует этот принцип: местные предприниматели и фермеры, недовольные последствиями забастовки паромщиков, огранизовали собственную демонстрацию… перед зданием префектуры (регионального органа власти).

Сегодня, учитывая плачевное состояние финансовой системы Франции, необходим основанный на переговорах консенсус для проведения насущных реформ. Однако общественная модель Франции привела к появлению глубоко укоренившихся групп интересов, успешно противостоящих каким-либо реформам. При текущих бюджетных дефицитах дальнейшее сокращение государственных расходов неминуемо, как неминуемы и последующие забастовки.

Свободный рынок и верховенство права учат нас общественному взаимодействию через контракт и уважение взятых на себя обязательств, способствуя мирному разрешению споров. Государственное регулирование трудовых и других общественных отношений, особенно через предоставление привилегированного статуса избранным группам, напротив, ведет к конфликтам и злоупотреблениям. Франции необходимо немедленно приступить к реформированию своей “анти-социальной” модели.

Перевод Дмитрия Никитина.

Франция известна во всем мире красотой и разнообразием своих пейзажей, богатой культурой и бесконечными забастовками. В самом деле, если с понедельника по среду во Франции бастуют сотрудники железнодорожного транспорта и контролеры в поездах, то в четверг по улицам города дефилируют преподаватели средней школы, а в выходные – дальнобойщики.

Забастовкам французы отдаются не менее пылко, чем чревоугодию или любви. Французские забастовки абсолютно не внушают страха, вызванного буйством неорганизованной толпы. Толпа есть, но буйства нет. Французские забастовки - это тщательно организованное профсоюзами мероприятие, о котором оповещают население страны за день-два до его начала с помощью газет, телевиденья и радио, интернета.

Право на забастовки было введено во Франции еще в 1864 году, а с 1971 года оно было закреплено в Конституции. И, по правде говоря, французы не упускают ни одной возможности воспользоваться этим правом. Отметим, что забастовка во Франции – это всегда забастовка госслужащих. Оно и понятно: забастовка преподавателей средней школы произведет на население гораздо большее впечатление, чем выступление сотрудников частного завода в каком-нибудь забытом Богом французском департаменте. Нужно учитывать, что французы не могут похвастаться умением вести диалог с государственными инстанциями, и поэтому они предпочитают пускать в ход угрозу полного прекращения работы. Со временем государство нашло компромисс с профсоюзами, был принят закон об обязательной минимальной работе в ходе забастовок сотрудников общественного транспорта и средних школ. Пусть на масштабы и сроки забастовок этот закон никак не повлиял, он все же немного облегчил участь жителей и гостей столицы.

Во Франции в четверг 10 января 2013 года прошла общенациональная забастовка таксистов. Они протестуют против недобросовестной конкуренции, которая губит их профессию, а также против либерализации рынка услуг медицинского транспорта, на котором работают таксисты.

Акции прошли в Париже, Марселе, Лионе, Бордо, Тулузе и Нанте. В столице сотни таксистов собрались утром в аэропортах Руасси Шарль де Голль и Орли, чтобы колоннами отправиться к центру города, где в районе Эйфелевой башни была намечена акция протеста. Из аэропорта Руасси выехала колонна из 600-800 машин. Несколько сот такси отправилось из аэропорта Орли.

В Нанте, мэром которого был премьер-министр Франции Жан-Марк Эро, в манифестации приняло участие не менее 800 таксистов, собравшихся со всего западного региона (Бретани, Пэи-де-ла-Луар, Пуату-Шаранты). В Лионе колонна протестующих насчитывала 250-300 автомобилей. В Тулузе из-за акции таксистов сильно затруднено движение в городе и в районе аэропорта.

Во Франции насчитывается 55 тысяч официальных таксистов. Они недовольны «недобросовестной конкуренцией», которую составляют им мото-такси, а также фирмы, предоставляющие туристам транспортные услуги с шофером. Мотоциклы-такси получили свое развитие в 2000-е годы благодаря либерализации законодательства. Число же машин в транспортных фирмах для туристов оценивается в 10 тысяч во Франции. Таксисты считают, что речь идет о «недобросовестной конкуренции» с разрешения государства. Альтернативные перевозчики не подчиняются строгим правилам, установленным для таксистов, и не платят таких высоких социальных отчислений как таксисты.

Еще одна причина недовольства – либерализация услуг медицинского транспорта, проведенная законом о финансировании социального страхования на 2013 год. До последнего времени таксисты занимались перевозкой больных наряду с машинами «Скорой помощи» и санитарным транспортом. Таксисты предоставляли треть услуг на рынке медтраспорта. Стоимость таких поездок возмещается социальным страхованием. Перевозка больных – важный источник дохода для 34 тысяч таксистов, особенно в сельской местности, где такие услуги могут составлять для них 90% оборота. Новым законом кассы медицинского страхования получили право проводить конкурсы на предоставление услуг медтраспорта. В этих конкурсах могут участвовать крупные транспортные компании, с которыми таксисты не выдержат конкуренции.

Первая массовая манифестация бюджетников со момента избрания Франсуа Олланда на пост президента Пятой Республики прошла 31 января, незадолго до начала обсуждения размера заработной платы бюджетным работникам, намеченного на 7 февраля.

Главное требование бюджетных работников – увеличение заработной платы и введение моратория на сокращение рабочих мест в бюджетной сфере. Профсоюзы также требуют создания дополнительных мест, там, где это необходимо.

Сотни манифестаций прошли 31 января по всей Франции. Каждый третий учитель начальной школы в этот день принял участие в забастовке.

Как утверждают профсоюзы, покупательная способность бюджетников во Франции снизилась на 10% за 10 последних лет. Каждый пятый бюджетник живет на минимальную заработную плату. При этом, повышение зарплаты бюджетникам на 1% будет стоить французскому государству 1 млрд 800 евро, в то время как правительство заявило о своем намерении сократить бюджетные расходы на 10 млрд.

Постоянные забастовки во Франции приносят стране ежедневный убыток около четырехсот миллионов евро. Постоянные аресты и столкновения демонстрантов с полицией грозят также имиджу страны во всем мире.

Львиная доля убытков приходится на химическую промышленность. Но из-за перебоев в работе транспорта также сильно пострадали туризм и торговля.

Каждый год в Париж приезжают десятки тысяч гостей со всего мира. Туризм - одна из основных статей дохода городской казны. В отрасли занят каждый десятый парижанин. Но в из-за забастовок транспорт во французской столице работает с перебоями. Передвигаться по городу очень трудно, и многим это портит каникулы.

Страдает не только туризм. Владельцы торговых лавок и ресторанов тоже несут убытки.

Но гораздо больших сумм недосчитываются транспортные компании. Французские железные дороги ежедневно теряют 20 миллионов евро. Не легче и автопредприятиям. Дальнобойщики устраивают на дорогах пробки в знак протеста. Горючее по-прежнему в дефиците. Рабочие блокируют крупнейшие нефтяные терминалы в портах и нефтеперерабатывающие заводы. В результате без топлива в стране осталась четверть заправок. А химическая промышленность каждый день несет убытки на 100 миллионов.

Для французской экономики, которая только-только начала оправляться от последствий кризиса, это, безусловно, удар. Дефицит бюджета страны и так достигает астрономической суммы в 160 миллиардов евро. А каждый день экономика Франции несет убытки еще на триста миллионов.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...