Что такое 7 смертных грехов. Смертные грехи

Смертные грехи были определены из заповедей по библии. Смертные грехи подразумевают под собою весьма тяжкие грехи, которые влекут за собою потерю спасения души. Любой грех обозначает торжество эго человека над его сущностью, над его истинным я. А любое по величине эго – ничто иное, как отсутствие любви к ближнему человеку, окружающей среде. Поэтому, природу греха не так сложно понять. Человек, обладающий любовью, состраданием, знающий природу кармических законов, никогда не будет потакать выходкам эго, и смертные грехи не будет применять в жизни.

Конечно, это весьма нелегкая работа над собою, но зато жизнь меняется в лучшую сторону. Самым распространенным способом, при котором смертные грехи ну никак не могут проявиться, − это аскетизм. Он применим во многих религиях, и в православии, в том числе. Аскетизм хоть и трудно выполним, однако максимально оголяет духовную сущность человека. Принято разделять смертные грехи на 7 основных

7 смертных грехов

Степень греховности – весьма относительное понятие, и больше применимо для сравнения и ознакомления с этим, чем утверждение истины, не подвергающейся сомнениям. Тем не менее принято выделять 7 смертных грехов:
1. Гордыня – переоценка своих возможностей, превозношение себя над другими, усиленное чувство собственной важности;
2. Зависть – желание к присвоению побед, положения других людей, чужих свойств, благ;
3. Гнев – это прямая противоположность любви, которая выражается в негодовании, непринятии;
4. Уныние и лень – нежелание работать в своих физических и духовных аспектах, развиваться;
5. Алчность, жадность – желание любых материальных благ в безмерных количествах, с полным игнорированием духовности;
6. Чревоугодие – употребление еды в количествах, значительно превышающих потребности;
7. Сладострастие – несдерживаемое желание плотских утех.
Эти все 7 смертных грехов можно проследить в десяти заповедях. Самое интересное. Что есть весьма легкий способ не следовать этим грехам. Он легок к озвучиванию и очень непрост к выполнению. Это любовь. Где есть любовь к своему телу и энергии, то не будет похоти и чревоугодия, где есть любовь к ближнему – не будет жадности и зависти, где есть любовь к жизни – не будет места унынию и гневу.

8 смертных грехов

Распространенное мнение о таком количестве грехов всем давно известно и на слуху. Однако многими применимо такое понятие, как 8 смертных грехов. Если покопаться в религиозных учениях и утверждениях, то 8 смертных грехов упоминаются в православии, а 7 в католицизме. Однако, это не появление или нахождение нового греха. Это скорее разделение одного определения на два составляющих, которые могут немного отличительно трактоваться.
Хотя изначально разделение на грехи смертные и не смертные – комично и примитивно. Любой грех, если он применяется в жизни человека, как норма, как способ жить, является очевидным способом разрушения и деградации личности. Любое проявление греха – в любом случае духовная смерть человека.

Смертные грехи и список их разделения на группы больше имеет ознакомительный характер, и не несет особой значимости. Однако такая классификация заставляет задуматься, о том насколько в нашей жизни распространены эти смертные грехи. Ведь по убеждениям современного общества: «Вот я не убивал, не воровал, преступником не был, нет на мне грехов». Это наивно, ведь мы грешим уже одним проявлением нелюбви к жизни или окружающему миру.
Кстати, не только смертные грехи в список вынесены. Часто напротив каждого греха еще указывают тот вид добродетели, который противоположен. Например, целомудрие является противоположностью похоти, умеренность сопоставима жадности. Добродетели указывают на те качества. Которые нужно развить, чтоб смертные грехи не находили место в жизни.

Смертные грехи в православии

Смертные грехи в православии разделены на восемь основных. В православных книгах указаны также и способы борьбы с ними. Однако не стоит распинаться в заумных утверждениях, если ответ лежит на поверхности, как выше уже упоминалось. Достаточно просто любить, и уже проявление этих смертных грехов по сути будет невозможно.
Но для этого одних знаний, одной теории мало. Нужно практиковать такое каждый день в своей жизни, взять себе за правило, а еще лучше, сделать своей привычкой.
Поэтому смертные грехи в православии – чуть ли не основа самой религии, являются хорошим напоминаем любому человеку и моментальным включением осознанности.

Некоторые считают смертный грех уныние самым страшным и в этом есть своя доля истины. Ведь уныние является отказом от жизни, нежеланием действовать и открывать новые грани жизни. Ни одно жизненное обстоятельство не может быть причиной унынию, ведь всегда на смену чему-то плохому быстро приходит хорошее. Это все для того, чтобы держать нас в равновесии, и еще раз говорит о гармоничности и совершенстве устройства вселенной.
Смертный грех уныние для большего понимания можно заменить словами как тоска, грусть, печаль. Это весьма разрушительные эмоции, состояние, при котором человек словно отворачивается от жизни и не желает видеть всю ее многогранность и разнообразие. Да и если разобраться, то все цвета жизни делаем мы сами. Проявление того или иного жизненного обстоятельства или его изменение только в наших руках.

Смертные грехи библия упоминает в своих писаниях не раз. Однако современные христиане не все считают список этих грехов правильным с одним только объяснением, что его невозможно соблюсти и не проявлять в жизни. Однако подобные заявления служат всего лишь оправданием и не желанием духовно работать над собою, ведь это нелегкий труд.
Доступным образом смертные грехи библия раскрывает каждому человеку, трактует их суть, и предупреждает о последствиях их проявления в жизни. Ни в коем случае такие упоминания не являются нравоучением, они выступают в качестве совета и помощи человеку.

Канонический список смертных грехов числом семь был составлен в VI веке Римским Папой Григорием Великим на основе труда греческого монаха-теолога Эвагриуса из Понта, который составил список восьми худших помыслов. Григорий Великий отметил гордыню, алчность (жадность), похоть (сладострастие), гнев, чревоугодие, зависть и лень (уныние). Далее концепция семи смертных грехов получила распространение после трудов Св. Фомы Аквинского, который был не только великим теологом, но и великим систематизатором религиозной науки. Существует несколько вариантов порядка следования значимости грехов.
К примеру, Григорий Великий упорядочил список по степени противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви), именно по этому порядку следования грехов устроено чистилище в “Божественной комедии” Данте. Большее распространение получили классификации в зависимости от степени серьезности греха, один из таких вариантов: гордыня, алчность (жадность), похоть (сладострастие), зависть, чревоугодие, гнев и лень (уныние).
Списку грехов противопоставляется перечень добродетелей. Гордыне - смирение; жадности - щедрость; зависти - любовь; гневу - доброта; похоти - самоконтроль; чревоугодию - умеренность и воздержание, а лени - усердие. Фома Аквинский среди добродетелей особо выделял Веру, Надежду и Любовь.

Гордыня (высокомерие, тщеславие, лат.superbia)
Гордыня является самым главным грехом, потому что влечет за собой все остальные. Гордыня – это чрезмерная вера в свои возможности, вступающая в противоречие с величием Господа, ведь ослепленный гордыней грешник гордится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. Не стоит забывать и то, что гордыня именно тот грех, который привел к низвержению Люцифера в Ад. Высокомерие влечет за собой заниженную оценку, а затем и презрение, окружающих нас людей, вопреки словам Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» Мтф. 7:1-2.

Алчность (жадность, скупость, лат.avaritia)
Под алчностью подразумевается желание материального богатства, жажда наживы с игнорированием духовного. Этот грех в наше время актуален не менее, чем гордыня. Еще две тысячи лет назад Иисус Христос говорил: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» Мтф. 6:19-21.

Похоть (сладострастие, блуд, распутство, лат.luxuria)
Этот грех характеризуется не только внебрачными половыми связями, но и самим страстным желанием плотских удовольствий. Обратимся к словам Иисуса Христа: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» Мтф. 5:27-28. Человек, которого Господь наделил Волей и Разумом, должен отличаться от животных, которые слепо идут на поводу у своих инстинктов. Также к похоти стоит отнести и различные виды сексуальных извращений (зоофилия, некрофилия, гомосексуализм и др.), которые по своей сути противоречат человеческой природе.

Зависть (лат.invidia)
Зависть - это желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации, а также огорчение по поводу успеха и благополучия других людей. Предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка и зачастую влечет за собой осуждение как окружающих нас людей, так и самого Господа. В Библии по этому поводу сказано: «Всякий грех и хула простятся людям, а хула на Духа Святого не простится вовек» Мтф. 12:31.

Чревоугодие (обжорство, лат.gula)
Чревоугодие в буквальном смысле означает неумеренность и жадность в еде, доводящая человека до скотского состояния. Дело здесь не только в еде, но и в несдерживаемом желании потреблять больше, чем того требуется. Однако борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к пище, сколько размышление о её истинном месте в жизни. Еда безусловно важна для существования, но она не должна становиться смыслом жизни, тем самым заменяя заботы о душе на заботы о теле. Вспомним слова Христа: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды» Мтф. 6:25. Это очень важно понять, т.к. в современной культуре обжорство определяется скорее медицинским недугом, чем нравственным понятием.

Гнев (ненависть, злоба, лат.ira)
Гнев включает в себя раздражительность, желание причинить зло. Человек, который легко рассерживается, чувствует себя обиженным или спровоцированным, находится в постоянной опасности совершить ужасные поступки, причинив тем самым неисправимый вред себе и другим. Гнев является полным противопоставлением любви. Иисус Христос в Нагорной проповеди говорил об этом следующее: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» Мтф. 6:44; «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» Мтф. 6:46.

Праздность (лень, уныние, лат.acedia)
Праздность - избегание физической и духовной работы. Уныние, которое тоже входит в состав этого греха, является состоянием беспредметного недовольства, обиды, безнадежности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил. По словам Иоанна Лествичника, одного из создателей списка семи грехов, уныние есть «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив». Господь наделил нас Разумом, который способен стимулировать наши духовные поиски. Здесь вновь стоит привести слова Христа из Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.»

Новость отредактировал Оляна - 13-11-2012, 12:34

Библия - это действительно мудрая книга, которая может дать совет в любой жизненной ситуации. Герои и злодеи, пороки и добродетели - обо всем этом упоминается на ее страницах. Стоит отметить, что Библия не просто дает указания что делать, а чего не делать - она пытается всегда все объяснить и самым наглядным образом донести смысл до людей. Кроме Библии к Священным христианским текстам принято относить труды известных деятелей в данной сфере, так как считается, что они писали от лица Господа.

Расписаны очень подробно. Они отличны друг о друга очень многим: степенью тяжести, возможностью искупления и прочим. Говоря о том, какие бывают грехи, особое внимание стоит уделить семи Многие слышали об них, правда, не все из них знают, какие именно грехи входят в данный список и чем они отличаются от всех остальных.

Что собой представляют семь смертных грехов

Смертными они названы не случайно, так как в христианстве бытует мнение, что именно эти грехи способны привести душу к гибели. Стоит сразу заметить, что вопреки всеобщему мнению, семь смертных грехов в Библии не описаны, а их концепция появилась намного позже, чем Считается, что основой для них стали труды монаха по имени Евгарий Понтийский, который составил список из восьми человеческих пороков. Ближе к концу шестого века Григорий I Великий сократил данный список, и в нем осталось только семь смертных грехов.

Не стоит думать, что грехи, которые будут описаны ниже, являются самыми страшными в христианстве. Дело в том, они не являются теми, которые искупить невозможно, а просто-напросто способны привести к тому, что человек станет сам по себе намного хуже. Можно прожить жизнь не нарушив ни одну из десяти заповедей, однако нельзя прожить так, чтобы избежать семи смертных грехов (или хотя бы некоторых). Семь смертных грехов - это то, что заложила в нас природа. Возможно, при определенных обстоятельствах это и помогало человеку выжить, однако все же считается, что данные «грехи» ни к чему хорошему привести не могут.

Семь смертных грехов

  1. Алчность. Люди очень часто пытаются заполучить даже не задумываясь над тем, зачем они им вообще нужны. Вся жизнь превращается в постоянное накопление имущества, драгоценностей, денег. Алчные люди всегда желают получить больше, чем у них имеется. Меры они не знают, да и не хотят знать.
  2. Лень. Человек, который устает от постоянных неудач, может просто перестать стремиться к чему-либо. Его со временем начинает устраивать жизнь, в которой ничего не происходит, нет никакой нервотрепки и суеты. Лень атакует быстро и безжалостно, поддавшись ей всего один раз, можно навсегда потерять себя и свою личность.
  3. Гордыня. Многие люди делают что-то не по причине того, что это действительно нужно, а лишь из-за того, что это поможет им возвыситься над другими. Всеобщее восхищение разжигает в них огонь, который сжигает все лучшие чувства, которые хранятся в душе. Со временем такой человек начинает думать только о себе.
  4. Похоть. Инстинкт размножения заложен в каждом из нас, однако есть люди, которые не могут насытить сексом. Секс для них - это образ жизни, а в их мыслях только похоть. Каждый зависим от него в той или иной степени, однако злоупотребление им до добра еще никого не доводило.
  5. Зависть. Она очень часто становится причиной ссор или даже преступлений. Не каждый способен нормально воспринять то, что его друзья и близкие живут лучше, чем он сам. История знает много случаев, когда зависть заставляла людей даже совершать убийства.
  6. Чревоугодие. Разве приятно смотреть на человека, который не знает ничего лучше, чем вкусно поесть? Еда нужна для того, чтобы жить и совершать в этой жизни что-то хорошее и значимое. Однако чревоугодники считают, что это жизнь нужна для того, чтобы можно было есть.
  7. Гнев. Нужно уметь сдерживать свои эмоции. Конечно же, рубить с плеча легко, но вот последствия могут быть необратимыми.

На том или ином жизненном этапе практически все люди совершают хотя бы некоторые из перечисленных грехов. И очень важно вовремя остановиться, критически взглянуть на свою жизнь, чтобы не тратить ее попусту и постараться стать чище и лучше.

Читая святые писания, многие верующие люди очень часто сталкиваются с таким выражением, как «семь смертных грехов». Этот фразеологизм никак не касается, каких-то конкретных грехов. Список таких деяний гораздо больше. Ещё в 590 году Григорий Великий предложил условно сгруппировать поступки в 7 основных групп. Своё разделение имеется и в церкви.

Гордыня или упоение своим достоинством

На сегодняшний день также можно увидеть книги, фильмы и мультфильмы, в которых рассказывается о страшных людских пороках. Слово страсть в переводе с церковнославянского языка означает страдание. Peccata capitalia - в переводе с латыни означает «главные грехи». Христианство описывает гордыню как смертный грех , который имеет классификацию:

Нездоровое внимание к своей персоне является результатом всех этих болезней. При развитии этого духовного отклонения, сначала у человека появляется тщеславие. Не каждый может заболеть гордыней. Так как все, без исключения, стремятся к добру. У человека всегда порождает только лишь одобрение любое проявление любви и добродетели. Ребёнок, всегда старается делать какие-либо дела лучше и правильнее, если получает похвалу за свой успех и усердие. В воспитании детей одним из важных моментов считается поощрение.

Однако жажда похвалы может заставить человека свернуть с правильного пути. Если человек будет добиваться похвалы великими делами, которые он будет делать ради впечатления на окружающих - это может привести к ханжеству. Излишняя самоуверенность порождает гордыню. Развитие этого греха подготавливает отменную почву для лжи и лицемерия. Впоследствии могут развиваться такие чувства, как раздражение, вражда, гнев и жестокость. Гордыня - это отвержение Божьей помощи. Именно гордый человек очень нуждается в помощи Спасителя. Так как, кроме самого Всевышнего, его духовный недуг никто не сможет исцелить.

Настроение тщеславного со временем начинает портиться. Как правило, его заботит всё, кроме собственного исправления. Он никогда не наблюдает за собой никаких недостатков или всегда старается найти причины, которые бы оправдывали его поведение. Он очень сильно жаждет признания своего превосходства, поэтому всегда старается преувеличить свои способности и жизненный опыт.

Критика и несогласие с его мнением очень болезненно отображается на его настроении. Чужое независимое мнение в любых спорах воспринимает как вызов себе. Это повышает высокомерие. Его проявление чаще всего встречает отпор окружающих. Впоследствии сильно возрастает раздражительность и упрямство. Тщеславный человек начинает верить в то, что все окружающие его люди ему сильно завидуют.

При развитии последней стадии этой болезни, душа человека становится холодной и тёмной. В ней зарождается презрение и злоба. Его ум очень сильно помрачается и он уже не в состоянии отличить зло от добра. Ему всё труднее становится признавать чужие приоритеты, так как он начинает тяготиться «глупостью» начальников. На первом месте для него становится доказательство своего превосходства. Как правило, ему не хватает этого как воздуха. Он очень болезненно воспринимает ситуации, когда оказывается неправ. Успехи другого человека воспринимаются как личное оскорбление.

Ненасытное желание иметь всё

Алчность является одним из наиболее распространённых грехов современного мира. Господь помог приобрести знания людям о том, что благотворительностью можно одолеть сребролюбие. В противном случае, человек всей своей жизнью старается показывать, что земное богатство ценится намного выше. Вечную жизнь он готов обменять на сиюминутную выгоду. Для профилактики против зла стоит позаботиться о систематических пожертвованиях. Бог видел, что алчность выводит из сердца истинное благочестие.

Безмерная любовь к деньгам способствует к охлаждению и ожесточению сердец и препятствует щедрости. А также делает человека слепым и глухим к нуждам страждущих. Алчность оказывает на душу людей парализующее воздействие. Их мысли всё чаще становятся наполнены желанием разбогатеть. Часто в характере человека закрепляется честолюбие. Он становится равнодушным к интересам и нуждам других людей, так как страсть к накоплению средств умиротворяет в нём все благородные побуждения. Со временем он становится бесчувственным.

В современном обществе мир притупил нравственные чувства людей. Даже те люди, которые воспитывались в православной вере, нередко допускают добрачные связи и разводы. Блудник считается намного хуже блудницы . Так как ему проще расстаться со своим грехом. Как правило, он рассчитывает на безнаказанность. А вот женщина-блудница всегда рискует своей репутацией. На сегодняшний день многие люди утратили это чувство греха. Такого никогда не встречалось в истории человечества.

Великие люди всего мира всегда старались вытравить этот грех из сознания людей. Лукавого всегда возмущали Божьи Заповеди. Поэтому неслучайно можно встретить рост преступности в различных странах. В некоторых из них на данный момент не считается чем-то предосудительным даже содомский грех - мужеложство. Сегодня официальный статус получают даже однополые связи.

Отрава человеческого сердца - зависть

Под завистью понимается сопротивление создателю, вражда против всего, что дал Бог. В душе не бывает более пагубной страсти, чем зависть. Порча жизни и поругания самой природы сильно съедает душу примерно так же, как ржавчина разъедает железо. Зависть - одна из самых непреодолимых разновидностей вражды. Как правило, завистливого сильно раздражает сделанное ему доброе дело.

Дьявол - это первый истребитель жизн и, который наделяет завистью, как оружием от начала мира. Из этого зарождается смерть души. Такому человеку присущи отчуждение от Бога и лишения всех благ жизни, на радость лукавому , хотя он и сам поражён той же страстью. С особым рвением необходимо остерегаться завистника. Завладевшая душой зависть сможет оставить человека только после того, когда доведёт его до полного безрассудства. Несмотря на, то что духовно больной человек может вести трезвую жизнь, подавать милостыню и регулярно поститься - это не оградит его от преступления, он при всех своих деяниях всё равно будет завидовать.

Завистливый будет считать всех своих окружающих своими врагами даже тех, которые его никогда ничем не обижали. Зависть берёт своё начало от гордости. Гордый человек всегда хочет вознестись над всеми остальными. Ему очень тяжело находиться рядом с равными ему людьми, особенно с теми, кто лучше его.

Чревоугодие - рабство собственному желудку

Чревоугодие - это великий грех, заставляющий принимать пищу ради наслаждения. Такая страсть может привести к тому, что человек перестанет быть разумным существом и превратится в подобие скота. Он перестанет обладать даром слова и пониманием. Человек способен навредить не только своему здоровью, но и всем своим добродетелям, если он будет давать полную волю чреву. А также обладатель этого греха будет возжигать в себе похоть, так как избыток пищи очень сильно этому способствует. Необходимо хорошо вооружиться против этой страсти, так как похоть ведёт к падению.

Ни в коем случае не стоит давать чреву столько, сколько оно захочет. Употреблять пищу необходимо только для поддержания жизненных сил. Как ни странно, чревоугодие причисляют к семи смертным грехам, так как посредством его зарождаются разные страсти. Чтобы оставаться человеком, необходимо сдерживать своё чрево. Стоит с особой заботой хранить себя, чтобы случайно не оказаться побеждённым чревоугодием. Прежде всего, необходимо задуматься, как чревоугодие угнетает организм человека.

Обжорство и пьянство доставляют немало тягот желудку. Что может быть особенного в чревоугодии? Приятный вкус от лакомств держится только тогда, когда они находятся во рту. После того как происходит проглатывание не остаётся не только вкуса, но и даже воспоминаний об их вкушении.

Гнев как свойство человеческой души

Грехом, который больше всего удаляет душу от бога , является гнев. Гневящийся человек будет проводить свою жизнь:

  • В беспокойстве.
  • В смятении.
  • Утрачивая мир и здоровье.
  • Душа начинает скорбеть.
  • Разум понемногу изнемогает.
  • Плоть начинает увядать, а лицо бледнеть.

Гнев является самым опасным советником. Он часто заставляет прибегать к мести. Так как все деяния, сделанные под его влиянием, нельзя назвать благоразумными. Не существует большего зла чем-то, которое делает человек во власти гнева. Сильный гнев особенно омрачает ясность мысли и чистоту души. Такой человек неспособен здраво мыслить, он начинает врать и изворачиваться. Чаще всего он уподобляется тем людям, которые потеряли способность рассуждать. Гнев наподобие всепожирающего огня опаляет душу и вредит телу. Он охватывает всё человеческое существо, сжигая его. При этом даже сам вид человека довольно неприятный.

Уныние и бесконечное беспокойство

Под седьмым номером находится тяжкий грех, уныние - это бесконечное беспокойство, которое способно сокрушить силу души. Оно доводит душу до изнеможения. От него рождаются непостоянство тела и ума, сонливость, лень, праздность, бродяжничество, разговорчивость и любопытство. Уныние является помощником всего злого. Не стоит отводить в сердце местечко для этого скверного чувства.

Только бесы способны навести на душу уныние. Они предполагают, что терпение истощается в долгом ожидании Божьей милости. Однако любовь, воздержание и терпение способны противостоять демонам. Только уныние для христианина является поражающей страстью. Из всех семи страстей уныние не может быть упразднено какой-нибудь из христианских добродетелей.

Некоторые проповедники и верующие считают что в православие существует 10 грехов. На Востоке изучается восьмеричная схема тяжёлых грехов. Библия не приводит грехи как точный список, но старается предостеречь от их совершения в десяти заповедях. Чтобы разобраться, сколько смертных грехов на самом деле, существует целый список в виде таблицы, в которой ясно описывается значение каждого греха и его пояснение.

Смертным грехом нарекают самый тяжёлый из вероятных грехов. Искупить его можно только покаянием. Совершение такого греха воспрещает душе угодить в рай. В основном в православии насчитывают семь смертных грехов. А именуют их смертными, потому что к попаданию в ад приводит неизменное их повторение. Такие действия берут себе за основу библейские тексты. Их появление в текстах богословов датируется более поздним временем.

Для того чтобы подготовиться к исповеди , необходимо покаяться и обрести веру. Лучше всего для этого подойдут чтение покаянных молитв и пост. Кающемуся человеку нужно исповедать свои грехи, тем самым выказать признание своей греховности. Необходимо выделить при этом те страсти, которые ему особенно свойственны. Лучше всего называть конкретные грехи, которые обременяют душу. На сегодняшний день можно найти огромное количество описаний всех пороков и описать весь перечень будет довольно сложно, первыми кто стал описывать грехи, стали:

  • Григорий Великий перечислил иерархию грехов в сочинении под названием «Толкование на Книгу Иова или Нравственные толкования».
  • Поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» описывал семь кругов чистилища.
  • Святой Иоанн Лествичник рассказал, как бороться с восьмью главными страстями.

Грешить или не грешить - личное дело каждого. Но, зная список грехов, от некоторых из них все-таки можно воздержаться, тем самым обеспечить себе место в раю.

Главные грехи - термин, которым в католическом богословии называют семь основных пороков , порождающих множество других грехов. В восточной христианской традиции их принято называть семью смертными грехами (список ниже). В православной аскетике им соответствуют восемь греховных страстей. Cовременные православные авторы иногда пишут о них как о восьми смертных грехах. Семь (или восемь) смертных грехов следует отличать от отдельного теологического понятия смертного греха (лат. peccatum mortale, англ. mortal sin), которое введено для классификации грехов по степени тяжести и последствиям на тяжёлые и обыденные.

Божию жизнь в человеке портит грех. Надо остерегаться прежде всего тех греховных поступков, которые затягивают человека к следующим грехам (список согласно Катехизесу Католической Церкви пункт 1866. 2001 г.)

  1. Гордыня
  2. Скупость
  3. Зависть
  4. Похоть
  5. Обжорство (Чревоугодие)
  6. Уныние

Нравственные добродетели, противоположные семи главным грехам

  1. Смирение.
  2. Отрешение от земных благ.
  3. Целомудрие.
  4. Милосердие.
  5. Умеренность.
  6. Терпение.
  7. Трудолюбие.

Грехи против Святого Духа

Постоянное сопротивление Божией благодати и частое совершение тяжких грехов в последствии может привести к тому, что человеческая совесть становится нечувствительной и приводит к исчезновению чувства греха. Такие поступки называются деяниями или грехами против Святого Духа (Мф 12, 31).

  1. Грешить, дерзко рассчитывая на милосердие Божие.
  2. Отчаиваться или сомневаться в милосердии Божием.
  3. Противиться узнанной христианской истине.
  4. Завидовать благодати Божией, данной ближнему.
  5. Откладывать покаяние до самой смерти.

Грехи по отношению к ближнему

Способствуя в какой-либо форме греху других людей, мы сами, в какой-то степени, становимся виновниками этого зла и участвуем в грехе. Грешить по отношению к ближнему - это:

  1. Уговаривать кого-либо согрешить.
  2. Приказывать согрешить.
  3. Позволять грех.
  4. Побуждать ко греху.
  5. Хвалить грех другого.
  6. Сохранять безразличие, если кто-то согрешил.
  7. Не бороться с грехом.
  8. Помогать согрешить.
  9. Оправдывать чей-либо грех.

«Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18, 7).

Грехи, вопиющие к небесному наказанию

К тяжёлым грехам относятся также поступки, вопиющие к небесному наказанию (Быт 4, 10):

  1. Сознательное злостное человекоубийство.
  2. Грех содомский, или мужеложество (гомосексуализм).
  3. Угнетение бедных, вдов и сирот.
  4. Лишение платы за исполненный труд.

Коротко о грехе согласно Катехизису Католической Церкви (приведены ссылки на пункты из главы 7)

  • "Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (Рим 11,32). п. 1870
  • Грех - это "слово, действие или желание, противящееся вечному закону". Он есть оскорбление Бога. Он восстает против Бога в непослушании, противоположном послушанию Христа. п. 1871
  • Грех - поступок, противоречащий разуму. Он уязвляет человеческую природу и наносит ущерб человеческой солидарности. п. 1872
  • Все грехи коренятся в человеческом сердце. Виды и тяжесть их оцениваются, в основном, в зависимости от их предмета. п. 1873
  • Избрать свободно, то есть зная и желая этого, то, что серьезно противоречит божестенному закону и конечному предназначению человека, - значит совершить смертный грех. Он разрушает в нас любовь, без которой невозможно вечное блаженство. Оставленный без сокрушения, он влечет за собой вечную смерть. п. 1874
  • Грех обыденный представляет собой нравственное беззаконие, поправимое любовью, которой он позволяет в нас пребывать. п. 1875
  • Повторение грехов, даже обыденных, порождает пороки, среди которых мы различаем главные (коренные) грехи. п.1876

Испытание совести:

ГРЕХИ ПРОТИВ БОГА

Верю ли я в то, что Бог присутствует во всем, что случается в моей жизни?
Верю ли в то, что Бог любит и прощает меня?
Не обращался ли я к гороскопам, гаданию, не ношу ли амулеты, талисманы, не верю ли я в приметы?
Не забываю ли о молитве? Не читаю ли ее машинально? Молюсь ли утром и вечером?
Всегда ли я благодарю и прославляю Бога, или же я обращаюсь к Нему только когда мне что-нибудь нужно?
Не сомневаюсь ли я в существовании Бога?
Не отрекался ли я от Бога? Не обвинял ли его в неприятностях, произошедших со мной?
Не произносил ли я имени Бога попусту? Предпринимаю ли я достаточно попыток, чтобы лучше узнать Бога?
Стараюсь ли познать Бога на занятиях в воскресной школе?
Как часто я читаю Священное Писание и другие книги о Боге?
Не принимал ли я причастия в состоянии тяжкого греха? Готовлюсь ли к принятию Тела Христова и благодарю ли Его за этот дар?
Не стыжусь ли своей веры во Христа?
Является ли моя жизнь свидетельством о Боге для других? Говорю ли я другим людям о Боге, защищаю ли свою веру?
Является ли воскресенье для меня особым днем? Не пропускаю ли воскресных и праздничных месс, не опаздываю ли на них? С верой ли участвую в Таинствах?

ГРЕХИ ПРОТИВ ЦЕРКВИ

Молюсь ли за Церковь, или думаю, что есть только я и Бог?
Не критикую ли Церковь? Не отвергаю ли учения Церкви?
Не забываю ли о том, что если я живу в грехе, то община от этого слабеет?
Не веду ли себя во время совершения Таинств, как наблюдатель или зритель?
Интересуюсь ли тем, что происходит в местной Церкви (приходской общине, епархии, стране)?
Молюсь ли о единстве всей Церкви, с уважением ли отношусь к христианам других конфессий?
Не бывает ли так, что я вместе с общиной только во время молитвы, а когда выхожу из Церкви, становлюсь "нормальным" человеком - и другие меня не касаются?
Не забываю ли о Боге на время каникул?
Всегда ли я соблюдаю пост? (это выражение нашей причастности страданиям Христа) Умею ли отказываться от удовольствий?

ГРЕХИ ПРОТИВ БЛИЖНЕГО

Не хочу ли все время быть в центре внимания? Не ревную ли я своих друзей? Признаю ли их свободу?
Отдаю ли я Богу своих друзей, "впускаю" ли Его в свои отношения со знакомыми? Всегда ли замечаю других людей?
Благодарю ли Бога за своих братьев и сестер, помогаю ли им?
Достаточно ли молюсь за других?
Благодарю ли за доброе, прощаю ли злое?
Как отношусь к калекам, больным, нищим?
Не обвиняю ли других в своих проблемах?
Достаточно ли уделяю времени тем, кто нуждается во мне, не отказываю ли в помощи?
Не говорю ли плохо о ближних?
Не завидую ли другим, не желаю ли, чтобы у них пропало то, что у них есть?
Нет ли в моем сердце ненависти к другим? Не желаю ли я зла кому-либо?
Не хочу ли я отомстить другим?
Не выдаю ли чужих секретов, не использую ли доверенную мне информацию против других?
Люблю ли своих родителей и пытаюсь ли укрепить отношения с ними? Слушаюсь ли их?
Не брал ли я без спроса чужие вещи, не крал ли денег у родителей или кого-то еще?
Добросовестно ли исполняю доверенную мне работу?
Не уничтожал ли бессмысленно природу? Не сорил ли?
Люблю ли я свою страну?
Соблюдаю ли правила дорожного движения? Не угрожаю ли чьему-нибудь здоровью?
Не толкал ли других на зло?
Не соблазнял ли других своим словом, поведением, видом?

ГРЕХИ ПРОТИВ СЕБЯ САМОГО

Не отношусь ли к Богу с равнодушием и легкомыслием? (это грех против Бога, но также и против себя самого, поскольку тем самым я отрезаю себя от источника Жизни и становлюсь духовно мертвым.)
Не замыкаюсь ли я в собственных мечтах? Живу ли сегодняшним днем, а не в прошлом или в будущем?
Спрашиваю ли я о том, что думает о моих решениях Бог?
Принимаю ли самого себя? Не сравниваю ли себя с другими? Не бунтую ли против Бога из-за того, что Он сотворил меня таким?
Принимаю ли свои слабости и отдаю ли их Господу, чтобы Он мог их исцелить?
Не избегаю ли правды о самом себе? Принимаю ли замечания в свой адрес и меняю ли свое поведение?
Исполняю ли то, что обещал?
Хорошо ли использую время? Не теряю ли времени даром?
Друзья, круг общения, который я избрал, - помогают ли они мне стремиться к добру?
Умею ли сказать "нет", когда меня толкают на зло?
Не бывает ли так, что я склонен видеть в себе только плохое; молюсь ли о том, чтобы Святой Дух открыл мне, какие у меня дары и помог развить их?
Делюсь ли с другими теми талантами, которые дал мне Господь? Служу ли другим людям?
Как готовлюсь к своей будущей профессии?
Не замыкаюсь ли в себе, перестав радоваться тому, что получил от Бога?
Человек - это душа и тело; достаточно ли я забочусь о развитии своего тела, о его физическом здоровье (теплая одежда, отдых, борьба с дурными привычками)
Целомудренно ли отношусь к разным сферам моей жизни? (делаю ли усилие, чтобы приготовить сердце принять настоящую любовь?)
Не рассказываю ли грязных шуток, не читаю ли неприличных журналов? Умею ли отказаться от фильмов и журналов, подталкивающих меня к нечистым мыслям? Не вызываю ли своей манерой одеваться или своим поведением таких мыслей у других?



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...