Эффект боке в фотографии. Материалы по фотосъемке и другим темам


Опубликовано: Сентябрь 16, 2011 в 07:34

Боке — одно из понятий в фотографии, которое обсуждают и любители, и профессионалы. Слишком часто люди думают, что действительно знают, что значит, когда кто-нибудь говорит, что любит особенные снимки в технике боке. Если Вы только начинаете познавать мир фотографии, то Вам больше нет необходимости залезать в словарь и искать определение этого слова. Статья станет для Вас кратким проводником по эффекту боке.

1. Подобно «до, ре, ми…» при изучении нотной грамоты, начнем с постижения азов. И, прежде всего, с самого слова «боке» (bokeh – англ.). Оно не похоже на английское и по-английски почти не звучит. Было бы простительно, если бы Вы посчитали, что это очередная новомодная идея, охватившая нацию, что-то вроде необычного состояния кожи, или приняли бы это слово за имя одного из трансформеров.

2. Изначально это слово японского происхождения и дословно означает «размытость», «нечёткость». В японском языке на конце слова не встречается буква «h» и кажется, что оно заимствовано из английского для более правильного произношения. Если Вы произнесете «бокэй», то довольно близко подберетесь к оригинальному произношению.

3. Наверно, Вы уже догадались, что суть этого приема кроется в фокусе. Так и есть, правда, это несколько больше чем просто фокус. Вопрос о том, кто ввел этот фотографический термин в английский язык, обсуждается горячо, но предвестником стал Майк Джонсон, некогда выпускавший журнал «Photo Techniques».

4. Фотографическое сообщество использует термин «боке» с середины девяностых. В печати это слово с «h» на конце появилось в начале нашего века. Не думайте, что знали его всегда. Это довольно новое определение. Хотя, как было бы здорово, если бы его придумал Шекспир: “The quality of mercy is not bokeh”.

5. Одним из главных отличий фотографии от других видов искусства, скажем, живописи, является выбор фокуса. Когда мы, люди, смотрим на мир, наши глаза фокусируют объекты, находящиеся перед нами, безотносительно близко они или далеко. Раньше художники в большинстве своем так и изображали действительность. Даже если человек или объект на переднем плане картины написан детально и в четких цветах, то менее значительные объекты, как правило, выписывались так, чтобы можно было разглядеть их.

6. Но если вы целенаправленно посмотрите на один объект перед собой, то менее значимые детали фона расплываются. Существуют линзы фотоаппарата, которые способны растушевать объекты на переднем, среднем или заднем плане фотографии. Различные линзы в различных камерах открывают множество технических возможностей.

7. Камеры с большой величиной диафрагмы особенно искусны в создании эффекта боке. Те, у которых величина диафрагмы небольшая, обычно просто смягчают фон фотографии.

8. Красивое боке при фотосъёмке достигается увеличением значения диафрагмы (F-number). «F» означает «фокусный». Фокусное расстояние определяется способностью оптической системы собирать лучи в одну точку или рассеивать их. Другими словами, фокусировать или расфокусировать изображение.

9. Значение диафрагмы – это отношению диаметра входного отверстия объектива к его фокусному расстоянию. Чем больше размер диаметра входного отверстия, тем более размытым получается фон.

10. Однако, боке это не только наука и механика, это еще и эстетика. Прием определяется не столько тем, насколько размыт фон (или даже передний план), как тем, насколько хорош общий эффект размытия. Когда будите оценивать боке, обязательно обратите внимание, насколько приятна глазу неясность.

11. Эффект боке может значительно улучшить качество фотографии. Это происходит благодаря тому, что объект становится более заметным и заставляет зрителя концентрировать свое внимание на одной части снимка - на той, которую хочет показать нам фотограф.

12. Этот прием особенно полезен любителям макрофотографии - он позволяет подчеркнуть особенности крошечного объекта. Что за размытые очертания позади гигантского мертвого одуванчика? Конечно, дерево в поле. Боке делает изображение более привлекательным, потому что так много находится в центре нашего внимания.

13. Благодаря способности более эффективно, нежели другие средства фокусировать наше внимание на нужном объекте, боке можно назвать своего рода обманом зрения. Некоторые могут сказать, что это свойственно почти каждому приему в фотографии: от использования объективов с возможностью сдвигов и наклонов до применения светотени. Запутались?

14. Что ж, Вы на правильном пути, потому что все дело в так называемом пятне (кружке) рассеяния. Пятно рассеяния представляет собой конус из световых лучей, который исходит от линзы при создании фотографии, когда изображение не сфокусировано, но при этом имеет приемлемый уровень четкости.

15. Большинство отверстий диафрагмы многоугольные, именно поэтому, когда вы видите боке, формы рассеянных пятен на снимке, как правило, имеют схожие с этими отверстиями формы. Однако если вы установите максимальный размер диафрагмы, то боке должно быть в виде кругов.

16. При создании эффекта боке важную роль играет объектив. Диски нерезкости могут светиться равномерно, или, как вариант, ярче по радиусу или в центре. Все это зависит от сферической аберрации объектива. Аберрация - это эффект, возникающий при увеличении преломления света через объектив.

17. В «нормальных» фотографиях это будет аберрацией, но при создании эффекта боке все зависит от фотографа. Другими словами, фотограф может изменять настройки камеры, если сферические аберрации плохо влияют на достижения желаемого эффекта.

18. Конечно, эффект боке всегда изучают ради него самого.

19. Некоторые спорят о том, должно ли еще одно японское слово пополнить английский лексикон. Это слово «пинто» (pinto), что означает «в фокусе». Действительно, все, что на фотографии не в фокусе - то есть боке. Впрочем, это спорно.

20. В конечном счете, мнение о боке субъективно. Оно полностью зависит от того, как считаете Вы: выиграла или потеряла общая композиция от применения этого эффекта. Подводя итог, скажем, что каждый решает, что на фотографии можно убрать на задний план, а на чем можно было бы заострить внимание. Нравится вам боке, или нет - всегда и полностью зависит от вас.

Чтобы добиться эффекта боке на изображении, нужно использовать светосильный объектив - чем выше светосила, тем лучше. Значение светосилы должно быть по меньшей мере f/2,8, а лучше f/2, f/1,8 или f/1,4. Для создания фотографий с боке многие фотографы любят использовать светосильные объективы с постоянным фокусным расстоянием.

Необходимо фотографировать с широко открытой диафрагмой объектива, поэтому предпочтительно использовать приоритет диафрагмы или полностью ручной режим съемки. Ручная съемка позволяет выбрать значения и диафрагмы и выдержки. В режиме приоритета диафрагмы можно задать ее значение, а выдержку для корректной экспозиции подберет фотокамера. Вы также можете выбрать режим гибкой программы, который поможет найти сочетание самых больших значений диафрагмы и выдержки.

Если у вас нет светосильного объектива, не беспокойтесь. Добиться эффекта боке можно и при более низких значениях диафрагмы, увеличив расстояние между объектом и фоном.

Чтобы на фотографии был заметен эффект боке, увеличьте расстояние между объектом и фоном. Для этого можно приблизить фотокамеру к объекту. Чем меньше глубина резко изображаемого пространства или чем больше отдален фон, тем менее сфокусированным он будет. Яркие пятна или источники света на заднем плане помогут получить на снимке более заметное боке. Боке будет выглядеть более привлекательно, если использовать освещение сзади или сбоку, а также подсветку волос.

Боке отлично подходит для портретов. Особенно хорошо боке выглядит на портретах крупным планом. Зачастую для демонстрации этого эффекта используются изображения крупным планом и макросъемка цветов и других объектов природы. Если намеренно сфотографировать праздничные огни или другие источники света так, чтобы они находились вне области фокусировки, на изображении они превратятся в размытые сияющие круги.

Боке смягчает ярко освещенное изображение. Если использовать этот эффект для выделения объекта, то для съемки подойдет даже не очень привлекательный фон. Благодаря размытости заднего плана все внимание будет сосредоточено на объекте.

Текст статьи и изображения предоставлены Джоди Доул, Кристиной Курцке, Линдсей Сильверман и Полом Ван Алленом.

Боке — общепринятое слово, призванное заменить длинную и сложную формулировку “характер размытия заднего и переднего плана в зоне нерезкости”.

Боке это то, как выглядят разные объекты, находящиеся не в фокусе объектива. Это относится как к удалённым предметам, так и к расположенным непосредственно перед фотографом. У всех объективов боке разное, и зависит от нескольких параметров.

1. Светосила вашего объектива

Чем больше диафрагма, тем сильнее размытие заднего/переднего плана.

2. Фокусное расстояние объектива

Чем больше фокусное расстояние (зум), тем ярче выражено размытие заднего и переднего плана. При этом большое фокусное расстояние (например, у телеобъектива) обеспечивает достаточно сильное размытие даже при относительно малой диафрагме.

3. Расстояние до объекта съёмки и заднего/переднего плана

Итак, размытие заднего плана зависит от трёх факторов. Изменение хотя бы одного из них сильно влияет на глубину резкости и боке.

От чего зависит рисунок боке?

Как мы уже заметили, рисунок у всех объективов разный. Одни объективы размывают задний план «в кашу», другие создают множество рваных колец, третьи словно бы закручивают его. Характер размытия изображения зависит от конструктивных особенностей объектива. Общая тенденция такова: у старых объективов с ручной фокусировкой, большими, толстыми стёклами и малым количеством линз боке имеет более пластичный, объёмный рисунок, нередко очень агрессивный и сильно отвлекающий на себя внимание.

Вот для примера фотография, сделанная на объектив Гелиос-40 — старый советский портретный объектив со светосилой 1.5. Позади цветка множество капель. Как видите, они выглядят довольно контрастно и даже рвано.


А следующий снимок сделан на дешёвый никоновский объектив Nikkor 50 1.8D. Наблюдается похожий эффект, но «бокешки» (кружки заднего плана) уже менее контрастные


Или вот ещё фотография, сделанная на Гелиос-40. Обратите внимание, как закручивается задний план.


На следующем фото пример размытия заднего плана объективом Tokina 100 2.8 macro. Как видите, кружки менее контрастны, эффект закручивания слабо выражен:


Однако, многие забывают, что помимо боке заднего плана есть ещё и боке переднего плана. Вот пример работы объектива Nikkor 80-200 2.8D, здесь присутствует как задний, так и передний план. Между моделью и фотографом влезли листики, которые вы можете видеть как жёлтые пятна.


Как добиться боке от моего объектива?

Всё и просто, и сложно одновременно.

  1. Откройте диафрагму до максимума. Для этого лучше установите режим А (Av) на фотоаппарате и установите значение F на минимум. Например, это может быть 1.8, 2.8, 3.5…
  2. Установите максимальное фокусное расстояние (зум на максимум). Если у вас очень мощный зум, то ограничтесь каким-то здравым смыслом.
  3. Сделайте так, чтобы ваша модель была к вам достаточно близко (1.5-4 метра, если речь о человеке. 10-15 см, если речь о макро), а фон позади модели был максимально далеко (минимум 10 метров, а лучше километр для человека, 30см и больше для макро).
  4. Сделайте фотографию. Всё должно получиться.

На следующей фотографии есть боке переднего плана (руки), резкий ребёнок и боке заднего плана (фон)

Здесь боке переднего плана — очки, резкий ребёнок, а боке заднего плана — пол.

Как добиться ярких кружков в боке?

Чтобы получить яркие и контрастные пятна в боке, вам нужно, чтобы на заднем плане были яркие пятна. Это может быть листва, лампочки или капли воды, освещённые Солнцем. При этом важно, чтобы они находились достаточно далеко для появления размытия, но не слишком далеко, чтобы не пропала детализация. Например, эта фотография шишки сделана в закатное время после дождя ( ?), и тут нет никакой дополнительной обработки.


Какой объектив выбрать для самого сильного боке?

Для разных ситуаций есть разные решения.

Для классического портрета используются фокусные расстояния от 85 миллиметров (для полнокадрового фотоаппарата), и максимальное размытие здесь достигается величиной диафрагмы: 2.0, 1.8, 1.4, 1.2 — эти значения обеспечивают максимальное размытие и малую глубину резкости.

Для репортажного портрета используются телеобъективы. Их светосила не превышает 2.8, а частенько фотографы пользуются и гораздо более «тёмными» объективами со светосилой 3.5-5.6. В этом случае размытие заднего плана обеспечивается большим фокусным расстоянием — от 135 миллиметров.

Для макро размер диафрагмы не играет решающей роли. Здесь определяющим фактором является расстояние до объекта съёмки. При таком малом расстоянии даже на диафрагме 10 глубина резкости может оказаться слишком маленькой. Имеено поэтому макро объетивы часто бывают не особо светосильными, зато позволяют очень сильно закрывать диафрагму.

Фотографы-профессионалы очень любят красиво размывать фон. Это делается не только для того, чтобы привлечь внимание к основному объекту съемки — красиво размытый фон придает фотографии особый шик, улучшает качество снимка. Такой оптический эффект называется расфокусировкой главного объекта съемки, но чаще его называют на французский манер – «боке».

Что такое боке?

Если кратко, то красивым словом «боке» называют рисунок, который создает объектив, проецируя на матрицу расфокусированные световые пятна. Для того, чтобы на снимке появился фон с красивым размытием, нужно выполнить как минимум два условия: полностью открыть диафрагму и подобрать такой фон, на котором контровой свет будет пробиваться сквозь плотную преграду (например – снять что-то на фоне листьев, сквозь которые проходит солнечный свет). Причудливая игра теней и «солнечных зайчиков» и создаст тот самый размытый фон. Само качество боке зависит от расстояния до фона, от контраста светотеневого рисунка и еще многих параметров. При максимально открытой диафрагме форма боке будет круглой, если диафрагма прикрыта, то боке принимает форму многогранника (из-за формы лепестков диафрагмы).

Выбор объектива для боке.

Фотографу, знающему как управлять ГРИП, красиво размыть фон не составит труда. Но только одного знания мало, нужен еще и хороший объектив – разные объективы по-разному изображают нерезкие предметы. Одни мягко и плавно их размывают, другие покрывают зону нерезкости двоящимися линиями и пятнами. Хорошее боке никогда не получится, если ваш объектив дает окантовку в бликах или «двоит» линию, дает четко очерченные границы световых пятен. Кстати, китовый объектив для съемки боке тоже не подходит, поэтому скорее всего придется покупать сменную оптику. Вполне подойдет для съемки боке стандартный портретный объектив 50 мм f 1,8. При выборе обращайте внимание на форму лепестков диафрагмы и их количество в конструкции диафрагмы. От этого параметра напрямую зависит размытие фона – чем больше лепестков, тем интереснее размоется фон.

Как снимать боке?

В теории это будет выглядеть примерно так: по возможности максимально открываете диафрагму, переводите камеру в ручной режим и фокусируетесь на самую близкую дистанцию. Снимаете что-то блестящее (новогоднюю елку, например, или светодиодную гирлянду, собранную в пучок). Главное – чтобы светящиеся пятнышки-точки были поярче и поменьше. Ваша задача настроить камеру так, чтобы эти светящиеся пятнышки «промахнуть» мимо фокуса.

Для съемки боке можно использовать самодельный фильтр с вырезанной в центре фигуркой (сердечком, звездочкой и т.п.). Из черного картона сооружается циллиндрик (бленда) такого диаметра, чтобы плотно надевался на объектив. Спереди на бленду крепится кружок из картона или плотной бумаги черного цвета, в центре которого будет вырезано отверстие нужной вам формы. Размер этого отверстия можно определить только опытным путем. Диафрагма во время съемки полностью открывается.

Еще один интересный метод – использовать для съемки боке рюмочки, фужеры и прочую прозрачную посуду . Держите фужер за ножку перед объективом и крутите. Занятие очень увлекательное и можно получить неплохое боке без особых усилий. Но имейте ввиду, что посуда должна быть безукоризненно чистой, иначе потом засохшие капли воды и следы от пальцев будет тяжело убирать в графическом редакторе.


Как получить эффект боке в графическом редакторе?
Если вы умеете работать в одной из программ для обработки фотографий, то ГРИП легко усилить уже после съемки. Есть немало способов для этого. Например – сделать кисть в виде полупрозрачного круга с более темной окантовкой. Потом кисть настраивается (Shape Dinamics — Other Dinamics — Scattering). Далее создаете папку с режимом наложения Color Dodge, где вы создаете слои и работаете сохраненной кистью. Можно сделать несколько слоев и в каждом рисовать кистью, меняя ее направление и размер. Под папкой создается слой, заливается разноцветным градиентом (режим наложения Overlay).

Эффект боке очень востребован на фотостоках, в макросъемке, портретной съемке , так что есть смысл потратить время чтобы научиться с помощью красивого размытия выделять главный объект на вашем снимке. Но вообще боке, как и многие художественные приемы в фотографии, вещь довольно субъективная, и не факт, что тот эффект, который нравится вам, обязательно понравится кому-то еще.

Я уверен, что вы уже видели достаточно снимков с мягкими, круглыми, красивыми огоньками на заднем плане. Многие из вас задаются вопросом, как лучше всего достигнуть такого мягкого эффекта боке ?

Сейчас вы находитесь в правильном месте, ведь в этой статье мы как раз постараемся объяснить, что такое боке и как Вы сможете достичь этого эффекта на фотографиях самостоятельно.

Что такое боке

Нарастающая популярность термина «боке » в последние годы отчасти обусловлена его изначальным смыслом. Как говорят многие фотографы Москвы , сейчас термин «боке » используется для описания размытых оттенков и форм на фотографии. Точнее, это то, как еще точнее фотограф подчеркивает эстетические особенности расфокусированной области снимка.

Поэтому, возможно существование «хорошего » и «плохого » боке (несмотря на то, что это чисто субъективно ), но, по существу, все это касается области снимка, вышедшей за пределы глубины резкости.

Получить красивое боке достаточно просто: нужно всего лишь выставить правильные , которые позволяют получать превосходный образ естественного света на фотографии, создавая мягкие округлые узоры из огоньков света . Именно их мы и будем пытаться достичь в рамках данной статьи!

Где начать

Сначала, Вам нужно освоить несколько параметров настройки фотокамеры. Для создания эффекта «боке» понадобятся максимально открытая диафрагма и короткое фокусное расстояние. Лучше всего переключиться в режим приоритета диафрагмы (Aperture Priority mode ), что позволит управлять экспозицией.

В зависимости от способностей Вашего объектива, который Вы используете, выбирайте наименьшее число диафрагмы (число f), где-то между f/1.4 и f/4 , или даже f/5.6 , но чем меньше, тем лучше. Такая диафрагма будет также обеспечивать уменьшение глубины резкости.

Наиболее подходящими объективами, которые позволяют «рисовать » красивое боке, являются фикс-объективы (т.е. объективы с фиксированным фокусным расстоянием ), например 50mm , 85mm и т.п. С их помощью можно выставить число f, равное 1.4 , 1.8 и получить красивейший эффект боке.

Глубина резкости

Следующим шагом будет достижение правильной глубины резкости , с целью достичь эффекта размытия. Убедитесь, что Вы оставили достаточное расстояние между собой и источником света и удостоверьтесь, что на Вашей зеркальной камере выбрана ручная фокусировка .

Чтобы достичь наилучшего эффекта боке, необходимо, чтобы фотографируемый объект располагался настолько близко к объективу, насколько это возможно. Это обеспечит превосходное размытие огоньков света на заднем плане.

Передний план и силуэт

Как только Вы справились со всей технической стороной дела, Вы можете начинать использовать боке в своей повседневной работе. Старайтесь использовать боке на заднем плане изображения, у которого есть альтернативный фокус на переднем плане, например, человек или натюрморт.

Теперь попытайтесь увеличить расстояние между объектом на переднем плане и светом на заднем плане. Вы увидите, что результат будет меняться и сможете выбрать наиболее лучший снимок.

Теперь Ваша очередь

Итак, теперь Ваша очередь. Все, что Вам требуется – это зеркальная камера с объективом и коллекция маленьких источников света. К примеру, рождественская гирлянда будет прекрасным объектом для тренировки. Отдаленные уличные огни также подойдут для создания красивого боке .

Вам придется потратить не мало времени, чтобы попрактиковаться, подбирая необходимые параметры настроек Вашей фотокамеры . Но затем, как только вы наберетесь достаточно опыта, снимки у вас будут получаться всё лучше и лучше.

Если не перестараться, это умение может быть эффективно использовано для создания действительно превосходной мягкости и глубины изображения, не привлекая слишком много внимания. Это в огромной степени повысит ценность и красоту Ваших фоторабот!



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...