История развития топиарного искусства. Топиари — зеленое искусство. История формирования топиара, зарождение и развитие

Топиарное искусство (топиарная стрижка) - изменение естественной формы растений путем художественной и фигурной стрижки и формировки деревьев и кустарников. Древесным, кустарниковым и травянистым культурам придается объемная геометрическая форма; из них формируются надписи (девиз, монограмма), изображения людей, животных и птиц, а также бордюры, изгороди, арки, колонны, геометрически правильные кроны деревьев и кустарников и т. д.

Топиарное искусство в ландшафтном дизайне.

Повсеместное распространение не исключает использования приемов искусственного формирования растений. Даже знаменитые английские газоны - не что иное, как разновидность декоративной стрижки. Кстати, именно англичане первыми стали выполнять сложные фигурные стрижки на хвойных растениях. Основными растениями для регулярных садов и парков в странах Старого Света являются тис и самшит. Они составляют почти 90% всей стриженой зелени в Европе.

К топиарному искусству относится и создание зеленых скульптур с помощью каркасов, увитых вечнозелеными лианами. В европейских садах конца XIX века такие садовые фигурки в виде животных или садовой мебели были очень распространены.

К сведению : Самый популярный и в то же время наиболее практичный элемент топиарного искусства – .

Она хорошо смотрится не только весной и летом, но и зимой, когда снег ложится на густые ветки живописными шапками. Как правило, в садах и парках растения высаживают в однорядную или двухрядную изгородь, простую по форме и однородную по составу.

Растения, предназначенные для стрижки, должны иметь мелкую листву и короткие ежегодные приросты, а также обладать более жесткими многолетними побегами.

Они должны быть теневыносливыми. Листопадные деревья и кустарники, некоторые хвойные породы под влиянием стрижки становятся более густыми и компактными. Наличие более густых крон приводит к недостатку света, и у большинства растений, особенно с северной стороны, нижние ветви оголяются - на фигуре или на зеленой изгороди могут появиться проплешины. Вот почему к вышеуказанной группе растений предъявляются такие требования, как повышенная теневыносливость.

На заметку : Самшит вечнозеленый, отдельные виды бирючины и а идеально подходят для сложной декоративной стрижки.

Совет опытного дачника : Занимаясь фигурной стрижкой растений, необходимо знать несколько основных правил, придерживаясь которых можно достичь высоких положительных результатов в данной области искусства. Прежде всего, это правильное расположение фигуры или стриженой изгороди по отношению к сторонам света, т. к. наиболее выигрышное положение занимают посадки, стриженные поверхности которых просматриваются с южной стороны и которые хорошо освещены в течение дня. Менее освещены восточная, затем западная, не говоря уже о северной стороне, - ее лучше вообще не использовать для посадок.

Заказать стрижку зеленой изгороди в Минске и Минском районе, можно :

Материал подготовил: специалист по садоводству Буйновский О.И.

Стадо зеленых слонов притаилось на фоне яркого газона и кустарников. В тени расположились упитанные пляжники, щедро покрытые зелеными листьями… Это не сон и не бред. Это — примеры топиарного искусства, фигурной стрижки деревьев и кустарников, одного из интереснейших направлений ландшафтной архитектуры.

(Всего 20 фото)

1. Topiary - - узорные или выдуманные фигуры для ландшафта, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников. Английское слово «topiary» происходит от др.-греч. τόπος - место.

2. В латинском языке это слово - topiarius - a; -um; - (прил.) -относящийся к орнаментальному искусству. Topiarius - ii; -m; - (cущ), - топиариус - садовник. Topiaria - ae; - (ж.р) - топиариа - подразумевается орнаментальное искусство.

3. Топиар - начавшееся в древности искусство фигурной стрижки деревьев и различных кустарников, придание растениям различной формы, например животных, архитектурных сооружений, людей и т. п. Топиар (англ. topiary) происходит от латинского topiarius - садовник ландшафтного орнамента.

5. Процесс создания таких скульптур многолетний, очень кропотливый и трудоемкий, ведь «воспитывать» этих зеленых «аккуратистов» надо сызмальства, постепенно, год за годом приучая их к новым формам, а затем поддерживая эти формы регулярными стрижками. Наименьший срок для создания небольшой анималистической фигуры 6-7 лет. Сначала с помощь стимулирующих подкормок активизируют рост, на второй год начинают формировать скелетные ветви и только лишь лет через пять начинает обрисовываться силуэт. Получить геометрические фигуры - более простая задача, но тоже требующая терпения и специальных знаний.

6. Оригинальной новинкой в ландшафтном искусстве являются растения, специально сформированные в виде арки (из граба или тиса). Две половинки арки высаживают друг напротив друга, а вершины растений связывают. Так может получиться живая пергола, а если половинки арок высадить по кругу, то выйдет замечательная беседка. Особым видом топиарного искусства являются бонсаи. Восточные мотивы сейчас довольно популярны в Европе. Бонсаи уместно размещать в японских садиках или как одиночное, акцентное растение. В питомниках каждое такое дерево имеет индивидуальный номер и цену.

7. Упоминание об искусстве фигурной стрижки деревьев уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Симметричные сады с мощенными камнем дорожками, роскошные фонтаны, декоративные кусты, тисовые изгороди и замысловатые зеленые лабиринты… В Вавилонском царстве топиарное искусство вдохновило мастеров на создание одного из семи величайших чудес древнего мира – знаменитых висячих садов Семирамиды. А садовники Древнего Рима сооружали чудесные сады, огороженные зелеными изгородями, населяя их диковинными существами из самшита. Родоначальником искусства топиари (от лат. topia - фреска с изображением ландшафта, topiarus – садовод; от греч. topis - усадьба.) как такового считается Кней Матий (Gnaius Mattius), друг императора Августа, живший в первом столетии до нашей эры.

9. История сохранила для нас описание виллы, принадлежавшей древнеримскому политическому деятелю Плинию Младшему (61-113гг. н.э.): «…вокруг всего этого великолепия проходит дорога, спрятанная от глаз густой причудливо стриженой изгородью. Сзади расположена аллея …в форме круга, с орнаментом из самшита в центре. …Кусты самшита подстрижены в сотни разных форм: иногда в виде букв, прославляя имя мастера, а иногда и подмастерья; то тут то там небольшие обелиски появляются и исчезают, среди плодовых деревьев…»

11. Вместе с римлянами-завоевателями искусство топиари, осваивая новые зеленые ландшафты, покоряет Европу. Правда, суровое средневековье оставляет мастерам фигурной стрижки лишь территории, окружающие замки крупных феодалов и сады монастырей. Зато чуть позже, в эпоху ренессанса, практически каждый зажиточный хозяин в Италии считает своим долгом владеть изысканным садом. Фантазия итальянцев безгранична, - обыкновенные кустарники, словно по волшебству, превращаются в зеленые часовни, колоннады, фигуры животных; по зеленому парку степенно «прогуливаются» созданные из листвы кардиналы, а папа римский раздает своей пастве благословения.

13. Искусство топиари все больше набирает силу, XVII век уже известен как золотой для орнаментального садоводства. В это время по заказу французского короля Луи XIV архитектор Андрэ ле Нотр создает уникальный сад дворца Версаль вблизи Парижа, который по слухам, стоил около двух миллионов франков и стал образцом для подражания у большинства европейских монархов.

15. А в Англии увлекаются сооружением целых скульптурных композиций, вот литературное свидетельство об одной из них: «…ваш садовник может создать сцену охоты на фоне леса, используя фигуру вооруженного, готового к сражению человека; быстрых гончих, преследующих оленя или в погоне за зайцем» («Новый фруктовый сад» Уильям Лоусон 1618 г.)

17. Следующее, восемнадцатое столетие отмечается резким, даже болезненным протестом в адрес топиари и стремительным возвращением к естественному садовому пейзажу. Гонение на искусство фигурной стрижки доходит до крайних пределов, многие английские сады разрушаются и сжигаются. Живые изгороди и самшитовые фигурки находятся в опале целых сто лет и только в девятнадцатом веке потихоньку вновь проникают в пейзажные парки и сады европейцев. Оказывается, что два столь непохожих стиля – естественный пейзаж и фигурная стрижка могут неплохо уживаться вместе, создавая редкие эклектические садово-парковые композиции.

19. Новый виток в развитии искусства топиари происходит в Северной Америке. Именно здесь для создания зеленых скульптур впервые применены проволочные каркасы. У топиарного искусства открывается второе дыхание. Металлические конструкции для топиари позволяют добиться особой тонкости и изящества в деталях. Именно благодаря каркасам из проволоки современные мастера садового дела могут использовать растения, ранее для этого совсем не подходившие, воплощая в жизнь новые идеи и декоративные формы, а садоводы-любители, не обладающие специальными навыками, получили возможность самостоятельно создавать причудливые зеленые фигуры.

Первые сведения о фигурной стрижке растений относятся к Древнему Риму. А. Регель в книге «Изящное садоводство и художественные сады» (1898) пишет: «Плиний Старший гордился не одним только пейзажем и не одной архитектурой своего угодья, а чуть ли не всего более - партерами, расположенными в виде геометрических фигур, буксусами, подстриженными в виде шара, различными деревьями и кустами, подрезанными так, что появлялось либо имя владельца, либо подпись «топиария» (садовника), либо фигура корабля, пирамиды, шара, какого-нибудь зверя и т. п. Искусство подрезки, еще при Августе введенное неким Мастием, входило в курс обязательных знаний садовника и ценилось выше всего».

Искусству стрижки деревьев и кустарников придавалось важное значение в древнеримских садах, которые нередко превращались в выставки произведений топиарного искусства.

Наивысшего расцвета искусство формовки деревьев и кустарников достигло в регулярных садах. Дворцовые ансамбли - французский Версаль и австрийский Шенбрун - во многом прославились благодаря своим безукоризненно правильным зеленым стенкам, аркам, коридорам, образующим замысловатые геометрические рисунки.

В Россию топиарное искусство проникло во времена Петра I и было впервые применено в Летнем саду и Петергофе.

В XVIII в. своим умением стрижки лип, тиссов, буксусов прославились голландские садоводы, которые кропотливо, не считаясь со временем, создавали высокохудожественные, к сожалению неповторимые и несохранившиеся произведения.

Когда регулярные парки уступили место ландшафтным, искусство стрижки растений стало применяться значительно реже, но и в наше время в парках Европы, особенно в Англии и Голландии, как правило на небольших участках парков и садов или традиционно в исторических дворцово-парковых.комплексах, стрижка деревьев находит применение.

Декоративные геометрические формы, фигуры животных, птиц из стриженых растений можно увидеть в парках Индии и США. В городе обувщиков Партизанске (ЧСФР) в центре клумбы на одной из площадей высится из вьющейся зелени и цветов необычной башмачок. Зоопарки с животными из вечнозеленых деревьев и кустарников созданы в Мехико и вьетнамском городе Нончхай.

Деревья и кустарники обрезают, стригут, подвязывают, переплетают ветви, начиная с момента посадки растений и добиваясь придания им задуманной формы.

Основные формы стрижки деревьев и кустарников: высокие зеленые стенки, живые изгороди, бордюры, фигуры, сложные композиции, отдельно стоящие на партерах растения-солитеры. Степень стрижки определяется композицией и меняется от легкого подравнивания, небольшой корректировки направления роста веток до серьезной обрезки, прививки черенками с целью придания растениям необходимых сложных фигур.

Простая формовка геометрической фигуры (пирамиды, конуса, параллелепипеда, куба) начинается с земли или штамба, при сложной создающей композиции из нескольких элементов возможны различные варианты их сочетания.

Результат зависит от декоративных качеств выбранных растений, художественного вкуса и мастерства садовника, его терпения в выполнении скрупулезной, трудоемкой работы. Регулярность и умелое использование приемов фигурной стрижки могут значительно повысить декоративные достоинства парка или сада.

Самое широкое распространение получили высокие стриженые стены, которые применяются для защиты от ветра, сокрытия некрасивых видов и сооружений с целью создания перспектив, при устройстве зеленых театров и эстрад. В зависимости от задуманной высоты подбирают растения с необходимыми биологическими характеристиками. Деревьям и кустарникам, хорошо поддающимся стрижке, в плотных (обычно в двух-трехрядных) посадках придают нужные формы - параллелепипедов, уступов, сводов, ниш.

В некоторых случаях для получения стен используют многорядные посадки растений, сочетающих естественные и стриженые кроны. Для образования высоких и плотных стен применяют ель, тую западную, восточную, можжевельник виргинский, кипарис горизонтальный, пирамидальный, лиственницу, а из лиственных - липу, вяз, берест, граб, клен полевой, бук.

В садах и парках вместо заборов, решеток и сеток используют живые изгороди, что, безусловно, создает не только декоративный, но и гигиенический эффект. Наиболее устойчивыми являются изгороди, имеющие в разрезе вид трапеции.

В средней полосе для живых изгородей используют вечнозеленые ель обыкновенную, тую западную, можжевельник обыкновенный, тис ягодный или европейский, а из лиственных пород - клен татарский, липу, боярышник, кизильник блестящий, чубушник, шиповник, бирючину, лох узколистный, смородину альпийскую и золотистую, спирею. Для изгородей-ограждений используют быстрорастущие растения с шипами и колючками, а для обсадки площадок отдыха - растения с высокими декоративными качествами (цвет листвы, ветвей, окраска и форма плодов, фактура стволов, запах цветов и т. д.).

Бордюры - невысокие живые изгороди - служат для обрамления дорожек и площадок. В европейской части чаще всего используют буксус, а к северу - кизильник, чубушник. Перечень растений, пригодных для фигурной стрижки, в северных районах значительно меньше, чем в южных, к тому же и период облиствения растений намного короче.

Древнюю историю имеет декоративная стрижка растений на Кавказе. И сегодня она является одним из основных приемов садовников, работающих в традиционной манере. В Грузии (Тбилиси) для этих целей применяют тис, кипарис, тую, можжевельник, самшит, лавр, бирючину, барбарис, питтоспорум, кизильник, пираканту, вечнозеленые лох, бересклет, жимолость.

Для создания геометрических форм больше всего подходит тис ягодный или европейский. Он имеет крепкий ствол и ветви, очень компактную крону, из которой можно создавать точные фигуры, а кроме того, он легко и безболезненно поддается стрижке. Темная хвоя тиса хорошо контрастирует со светлым зеленым газоном, покрытиями площадок, он может быть прекрасным фоном для цветов, скульптуры.

В некоторых случаях для создания сложных композиций используют разные виды деревьев, кустарников, а при необходимости - и вьющиеся растения на каркасах.

Понятием “топиари ” (topiary) обозначают искусство художественной стрижки и придания декоративных форм кронам деревьев и кустарников.

Топиарное искусство или искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников является одним из самых интересных направлений ландшафтной архитектуры.
Еще во времена Древнего Египта, Китая и Персии люди начали придавать кустарникам геометрические формы для их более интересного вида. Это искусство прошло сквозь века и в наше время развилось достаточно широко, а также получило большую популярность.

С помощью топиари можно вырастить у себя на участке растение или целую группу растений не только в виде геометрических фигур (шаров, конусов, пирамидок, кубов, дисков, спиралей, колонн), а еще и в виде разных животных, птиц, сказочных и мультяшных героев (причем, это еще не полный список).
С ними ваш участок станет эффектным и оригинальным, к тому же у детей он вызовет огромный ажиотаж. Площадки с растениями в виде мишек, слоников, лисичек, собачек и т. д. – станут любимыми местами для игр и отдыха.

Топиарное искусство очень красиво и изящно, а потому растения с такой вот “модной стрижкой” обязательно становятся предметом внимания и пользуются растущей популярностью у многих владельцев садовых участков.
Сад со стрижеными растениями всегда выглядит ухоженным, являясь предметом гордости своего хозяина. Конечно, не каждый может решиться на выращивание растений искусственных форм в своем саду, но оно того стоит.

Правильный выбор растений для стрижки – это уже полдела в создании топиарного шедевра. Как правило, в этих целях используют растения, которые хорошо поддаются стрижке и образуют плотную крону, с многочисленными ветвями и густо покрытыми листвой.
Формовке поддаются многие хвойные, лиственные, декоративные и плодовые культуры. Сегодня в моде штамбовые деревья. Кроны яблонь, груш и других плодовых можно преобразить, сделав похожими на пальмы, веера – это будет смотреться необычно. Очень популярны также стрижки в виде зонтиков из ирги канадской, клена полевого и сосны обыкновенной.

На пике популярности находится прием, который практикуется последнее десятилетие в европейских и американских питомниках, – это стрижка, совмещенная с прививками . Таким способом на одном штамбе получаются хвойные шары золотистого, зеленого и голубого цвета разного размера или плакучие формы, увенчанные стрижеными конусами, и т.п. В общем, простор для фантазии есть.

Но если вы – не любитель таких экспериментов (по крайней мере, пока) – то можете начать с простых форм . Вам в этом помогут граб обыкновенный, туя западная, самшит вечнозеленый, дерен белый, тис ягодный, барбарис обыкновенный, боярышник и некоторые другие виды растений.

Если вы хотите создать вечнозеленые изгороди или отдельные фигуры , то для этого необходимо использовать растения хвойных пород: тис ягодный, тую западную, можжевельник обыкновенный, ель колючую, которые эффектно выглядят круглый год и особо радуют глаз в зимнюю пору.
Тем, кто хочет избежать преобладания зеленого цвета у себя в саду и боится однотипности, можно использовать смешанный тип изгороди . Для того чтобы создать такой тип, обычно используют растения одного вида, но разных сортов, которые отличаются окраской листвы.

Для создания красивых стриженых изгородей и скульптур рекомендуется использовать теневыносливые породы деревьев и кустарников. Ведь обычно нижняя часть формованных растений освещается слабо и более светолюбивые растения просто сбрасывают листья в нижней части композиции. Поэтому лучше использовать бирючину, кизильник блестящий, липу.

Топиарное искусство – изменение естественной формы растений путем стрижки, формовки. Стриженые растения в садах и парках являются настоящей изюминкой. Для этого искусства не помеха наш суровый климат, нужно только правильно подобрать ассортимент растений для стрижки.

История топиарного искусства уходит корнями в древность. В Древнем Риме существовал особый цех садовых мастеров, которые занимались формовкой растений. Из вечнозеленых растений садовники создавали не только строгие живые изгороди, но и огромные вазы, шары, колонны, пирамиды, и даже фигуры птиц и зверей. Искусство стрижки растений римляне привезли в Англию, где поначалу живые изгороди использовались в качестве ограды владений.

Стрижка растений вновь стала очень популярна в эпоху Возрождения, это был золотой век топиарного искусства. Ни один созданный в то время парк не обходился без аккуратных бордюров, обрамлявших дорожки и цветники, без высоких стриженых стен, которые разделяли пространство на зеленые комнаты, без изысканных фигур, созданных при помощи стрижки из привычных растений. В XVII веке право быть законодателем ландшафтных мод перешло от Италии на север, прежде всего во Францию. И в России эта мода нашла свое отражение. Самые яркие барочные сады можно увидеть в окрестностях Санкт-Петербурга.

В настоящее время старые парки восстанавливаются, бережно поддерживаются и доступны для всех людей, а не только особ королевской крови. Каждый может посетить замки Шенонсо и Во-ле-Виконт, Версаль, Хемптон Корт, Вилянув, Петергоф и другие исторические места, полюбоваться прекрасными видами, увидеть разнообразие форм, созданных с помощью стрижки растений, и у вас непременно родятся идеи по оформлению своего сада.

страны юго-восточной Азии сегодня задают тон в развитии и совершенствовании топиарного искусства. Сады, скверы, парки и просто уличные газоны Гонконга, Куала-Лумпур, Сингапура, Чиангмай представляют собой истинные шедевры. В отличие от западных коллег, азиатские ландшафтные дизайнеры не боятся экспериментировать с объёмами, цветами, формами и композициями в целом. Тут можно увидеть множество уровней, различных форм, игру света и тени. А ежегодная цветочная выставка в Чиангмай – это праздник для любителей чудаковатых форм, новаторства и авангарда в мире садово-паркового искусства.

Возможные формы топиари.

Первой, и, пожалуй, самой популярной, является такая форма как живая изгородь. В ней выделяются следующие подвиды: бордюр (высота до 1 метра), изгороди (высота до 2,5 метров) и зелёные стены (высота более 2,5 метров). Это прекрасная форма, которая помимо декоративной функции выполняет ряд других задач по защите территории от пыли, грязи, ветра и шума.

Вторым видом топиари является создание правильных или простых геометрических форм: спиралей, шаров, кубов, пирамид, колонны, конусов, сердечек. Это приятная взору классика, которая украсит любой сад.

Третьим видом можно выделить более сложные формы топиари – фигуры людей, животных, абстрактные образы. Это уже, так сказать, высший пилотаж и проявление профессионализма и фантазии садовника. Такие топиари действительно произведения искусства, выполненные руками садового мастера.

Четвёртым видом являются различные авангардные и новаторские течения. Например, совмещенные стрижки с прививками для создания уникальных форм, где на одном штамбе произрастают зелёные, голубые и золотистые хвойные шары разного размера.

Растения, наиболее подходящие для создания топиари

Ниваки означает «садовое дерево». Это форма, которая выращивается в садовом грунте и является частью садового ландшафта. Высота ниваки может достигать нескольких метров.

Традиции и каноны в японском обществе занимают одни из самых важных мест, поэтому веками вырабатывались стили и стандарты формировки бонсаи и ниваки. Есть восемь канонических стилей ниваки, соблюдение которых священно для японского садовода.

  • Тёкан – классическая прямая форма. У дерева должен быть один прямой ствол.
  • Сокан («раздвоенный ствол») - представляет собой композицию, отличающуюся от остальных наличием двух стволов. Они могут быть разными по размеру и образовывать одну крону. Раздвоение должно начинаться сразу от земли.
  • Сякан (наклонный стиль) - отличается от формального прямого стиля только тем, что рост дерева идёт под углом к земле. Такие ниваки часто высаживаются на берегу водоёмов, чтобы дерево клонилось к воде.
  • Киотоская форма. Это форма возникла в городе Киото, когда при заготовке древесины криптомерии оставались пеньки, на которых из их поросли формировались новые стволы. В Японии такие ниваки создают из криптомерии, в Европе для этого подходит ель обыкновенная .
  • Моёги (извилистый ствол) - сложная и очень красивая форма ниваки, в которой ствол должен быть извивающимся в одной плоскости (как синусоида).
  • Кэнгай (поникающая форма) – форма, при которой ствол дерева направляют вниз, ниже основания ствола.
  • Котобуки - дорогая символичная форма, похожая очертаниями на иероглиф «счастье». Высаживают в японских садах как дерево-оберег.
  • Монкабури (дерево над входом) – такие ниваки формируют таким образом, чтобы одна нижняя ветка была очень длинной и располагалась горизонтально над входом в сад. В этом стиле формируют сосны . Такая форма ниваки считается символом удачи и успеха.

Как уже было сказано, классические традиции формировки ниваки очень почитаются в Японии, но после того как данное искусство начало укореняться в Европе, чётких стилей никто не придерживается. Европейский ниваки – это просто разновидность топиарного искусства. Основным мерилом тут выступает не архаичность, а красота. Европейские садоводы не придерживаются японского культа чисел и правила треугольника (на каждом стволе остаются только три ветки). Формировку японского ниваки начинают с раннего возраста растения и производят специальными маленькими ножницами. Европейские садоводы начинают обрезку дерева в 10-15 летнем возрасте (корда растение достигает необходимых размеров) и используют для этого сначала секатор и пилы , а потом уж садовые ножницы для стрижки. Также для фиксирования при формировании европейского ниваки используют не принятые в Японии бамбуковые палочки, а синтетические ленты.

Сформированное растение каждый год нуждается в стрижке. Кроме этого, все европейские ниваки, так же как и топиары, нуждаются в регулярных подкормках и защите от вредителей и болезней, особенно на этапе формирования.

Для создания ниваки используются как хвойные, так и лиственные растения. Европейские ниваки формируют из кедра гималайского (Cedrus deodara), кипарисовика Лавсона (Chamaecyparis lawsoniana) ,

Ноу-хау в ландшафтном искусстве – деревья, специально сформированные в виде арок. Размер арки примерно 3 х 3 метра, но вы можете выбрать любой, в зависимости от ваших потребностей. Если вы приобретаете такую арку в питомнике, просто высаживаете две ее половинки там, где планировали, например, возле садовой дорожки, и связываете их верхушки. Подобным образом можно сформировать настоящую зеленую беседку. Для этого нужно высадить по кругу 6-8 растений (подойдут только крупные кустарники или деревья), когда они достигнуть нужной высоты, связать в центре их верхушки. С помощью обрезки формируется крыша и стены, а можно устроить открытую зеленую беседку, если удалять поросль со стволов.

Строгие формы (шары, кубы, конусы, спирали) используются для создания садов или отдельных зон сада, оформленных в регулярном стиле. Они могут быть сформированы и на штамбе.

Надо различать понятия «стрижка» и «обрезка». При обрезке имеют дело с каждой веткой индивидуально, работают секатором. Тут есть свои правила относительно того, как выполнять срез, какие почки стимулировать, как обрабатывать ранки и другие. Очень подробные инструкции по обрезке можно найти в книгах о плодовых садах. Именно на примере плодовых растений эта тема разработана очень подробно. А стрижку называют еще «слепой обрезкой», когда не важно, где именно на ветках получаются срезы. Просто все растение подравнивается по установленным габаритам. В этом случае секатором уже не обойтись, ведь нужно срезать очень много веточек. Стрижку проводят садовыми ножницами, бензиновыми или электрическими кусторезами. Обрезку проводят обычно весной, а стрижку несколько раз за сезон.

В топиарном искусстве применяют и обрезку, и стрижку. Последняя используется на живых изгородях, строгих формах, таких как стриженые кубы, полусферы или пирамиды. Более кропотливая обрезка служит для создания садовых бонсаев, шпалер, растений в форме зонтиков и арок.

Растения для стрижки и формовки.

Далеко не все виды растений могут подвергаться стрижке. Тис, бирючина, граб и самшит, которые можно повсеместно видеть в Западной Европе, к большому сожалению, не подходят для формовки в климатических условиях Московской области. Но не стоит отчаиваться, потому что и здесь есть ряд растений, которые можно с успехом превратить в шедевры садово-паркового искусства. Мы перечислим основные из них.

Из хвойных растений для создания изгородей и стен подойдут ель колючая, ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный, туя западная. Можжевельник казацкий очень подходит для устройства бордюров.

Лиственных растений для стрижки гораздо больше, чем хвойных: магония падуболистная, арония черноплодная, барбарисы, бересклеты, боярышники, бузина кистистая, вяз шершавый, дерен белый, жимолости, ивы, ирга канадская, калина гордовина, карагана древовидная, кизильник блестящий, клен Гиннала, клен татарский, клен полевой, лапчатка кустарниковая, лох серебристый, облепиха крушиновидная, пузыреплодник калинолистный, роза ругоза, слива колючая, смородины, снежноягодник белый, спиреи, яблони. При выборе растения нужно руководствоваться следующими правилами: учитывать высоту растения (из крупного дерева практически невозможно сделать низкий бордюр, а из маленького кустазеленую стену), подбирать оптимальный размер листьев (мелкие формы из крупнолистных видов выглядят плохо) и, конечно, учитывать требования растений к почве, свету, влаге, причем относиться к этому более серьезно, чем при выращивании растений без стрижки.

Используя вековой опыт и современные технологии стрижки растений, можно очень эффектно оформить свой сад. К любому ландшафтному стилю легко подобрать топиарные формы. Для регулярного сада подойдут строгие формы и стриженые бордюры, для пейзажного – арки, зеленые беседки и формы-зонтики, для сада в японском стиле – садовые бонсаи.

Компеляция составлена мной на основе статьи канд. биол. наук Светланы Чижовой и материалов сайта arsen-senya livejourmal.com



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...