V. Падение Западной Римской империи. Причины гибели римской империи

Римская империя была разделена на две равных части. Восточной империи было суждено продержаться на страницах истории еще тысячу лет, в то время как Западная империя не устоит под напором варваров за какие-то сто лет.

Образование Западной Римской империи

К 4 веку Римская империя, достигшая гигантских по меркам античного мира масштабов, уже не могла эффективно функционировать в политико-административном плане. Несмотря на развитую инфраструктуру, вести с приграничных регионов доходили до Рима с огромным опозданием.

В 4 веке начинается Великое переселение народов. Северные границы империи все чаще подвергались нападениям со стороны варваров. Из-за растянутых коммуникаций единая империя не могла оперативно отвечать на угрозу извне, что также говорило о логичности раздела империй для упрощения контроля над имеющимися землями.

Для эффективного управления империей императоры Рима несколько раз делили ее на две или четыре части, где был свой наместник, отвечавший за многие вопросы, которые были раньше в юрисдикции императора.

Но всякий раз в результате борьбы за власть империю кто-то объединял под своей властью, пока в 395 году Феодосий I не разделил окончательно Римскую империю, передав восточную часть старшему сыну Аркадию, а младшему отдал Западную.

Рис. 1. Карта Западной Римской империи.

Предпосылки падения Западной Римской империи

Гонорий принял империю еще ребенком. Регентом при нем стал военачальник Стилихон, являвшийся вандалом на службе Рима.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Большим событием для империи стал перенос Гонорием столицы нового государственного образования из Рима в Равенну. Это было сделано из-за опасений варварских атак на богатую древнюю столицу.

В начале 5 века политика Западной империи в отношении варваров сильно изменилась.

На территориях Галлии и других приграничных областях они стали селиться целыми племенами, принося императору клятву защищать границы государства от внешней угрозы и таких же варваров, как они.

Служба в армии больше не была почетной среди коренного населения империи. У всех были земельные наделы и богатство, а, значит, смысла добывать себе состояние не было. Теперь основу армии составляли варвары-наемники, которые постепенно заполняли ниши и в командном, и в политическом составе римлян.

Военную слабость империи и ее доступность для варваров показало разграбления Рима вестготами во главе с Аларихом в 410 году. Грабежи продолжались в течении 3 дней.

Рис. 2. Аларих.

Указанные изменения привели к тому, что в 451 году усилившееся племя гуннов во главе с Аттилой перешло Рейн и вторглось в римские земли. В битве на Каталаунских полях встретились две огромные армии. В ходе сражения гуннам пришлось отступить и победа осталась за римскими войсками, однако это был пир во время чумы. Уже в 455 году Рим был разграблен второй раз за 50 лет. Вандалы по Тибру добрались к «вечному городу», который даже жители не отели защищать.

Рис. 3. Разграбление Рима вандалами.

В 440х годах для римлян навсегда потеряна Британия, завоеванная англами, саксами и ютами.

Причиной гибели Западной Римской империи были не только варвары. Сами римляне потеряли интерес к самовоспроизведению. Все меньше рождалось коренных римлян, что вело к вырождению нации. Всем давно было ясно, что крушение империи будет неминуемо, поэтому это не вызывало ужаса и воспринималось вполне нормально.

Во второй половине 5 века престол стал игрушкой в руках римских военачальников, менявших императоров по своей прихоти. К 460 году под контролем государственной власти оставалась фактически одна Италия.

В 475 году к власти в Риме пришел Ромул Август, который уже не играл особой политической роли в государстве.

476 год - дата падения Западной Римской империи. Варвар Одоакр, находящийся на службе в Римской армии, убил Ромула, объявив себя королем объединенной Италии. Он приказал Сенату отправить в восточную часть империи мантию и диадему Ромула, объявив, что Западу император не нужен.
Так прекратила свое короткое существование Западная Римская империя.

Конец V века, когда Западная Римская империя перестала существовать, был завершением эпохи античности. Вместе с империей римлян в прошлое ушла целая эпоха со своими ценностями, идеалами и особым мировоззрением. Античные устои уступили своё место средневековым, христианским по своей сути, принципам.

Римское общество и государство накануне падения

Разложение римского общество началось задолго до 476 года. Крайне тяжело государство пережило Кризис III века, когда на престоле постоянно сменялись солдатские императоры, не способные укрепить империю. В III-IV веках на римском престоле были люди, мыслящие государственными масштабами и способные на серьёзные реформы. Благодаря императорам Диоклетиану и Константину, римское величие на время возродилось. Однако процесс разрушения уже невозможно было остановить. К основным причинам грядущей катастрофы исследователи относят:

  • Политическую и этническую неоднородность империи. Уже во II веке было заметным различие между восточной аристократией, представители которой восходили к знатным древнегреческим родам, и западной знатью. В будущем культурно-исторические и политические различия приведут к разделению единого государства на Западную и Восточную Римские империи. Не было единства и среди самих римских граждан и правящей верхушки, о чём свидетельствует целая череда гражданских войн, происходивших на протяжении III-V веков.
  • Разложение римской армии. К IV веку образ мужественного римского легионера окончательно остался в прошлом. Римляне потеряли всякий интерес к армейской службе и шли туда только ради денег. Ещё при Септимии Севере (193-211) из-за нехватки добровольцев в армию стали принимать варваров, что позже вылилось в падение воинской дисциплины. Кроме того, Север для того чтобы поднять престиж ремесла военного, разрешил легионерам покупать землю и вступать в брак до завершения службы. Реформы Севера, безусловно, сыграли свою роль в укреплении боеспособности государства, но позже стала проявляться обратная сторона его преобразований. Легионные лагеря стали превращаться в посёлки, где текла обычная мирная жизнь. Римские отряды теряли свою мобильность, а воины – сноровку. Начальники лагерей отныне должны были совмещать военное руководство с решением гражданских задач, из-за чего в штабах начался процесс бюрократизации, в которой позже погрязнет весь государственный аппарат.
  • Кризис языческого мировоззрения. Со временем римляне потеряли и свои прежние религиозно-мировоззренческие идеалы, лежавшие в основе римской государственности. Представления о прежних героях и богах образованным людям уже казались наивными, попытка властей ввести культ «гения» императоров также провалился. С I века н. э. римская аристократия склонялась к учению стоиков, а в среде низшего сословия и рабов всё больше распространялась идея о появлении спасителя, который восстановит справедливость. Образ спасителя соединился с образами языческих умирающих и воскресающих богов (Осириса, Аттиса, Митры), а также с представлением о том, что за чертой смерти начинается новая жизнь, где каждому воздастся по его деяниям. Постепенно на этой базе стало развиваться христианство, устои которого коренным образом отличались от идеалов древнеримской мифологии. Император Константин в 313 году провозгласил религиозную терпимость, что фактически означало победу христианской церкви и окончательный распад языческого мировоззрения.
  • Экономическую ситуацию. В IV веке в империи началось разложение рабовладельческого строя, повлекшее за собой захирение городов, возвращение к натуральному хозяйству, разрушение экономических связей между разными регионами, огрубление ремесла. Поскольку роль центров ремесла и торговли переходила от городов к крупным землевладельцам, последние стали составлять серьёзную конкуренцию императорской власти. Последние римские императоры уже не могли тягаться с аппетитами своих подданных. Для поддержания государства и его казны императоры повышали налоги, из-за чего массово разорялись крестьяне и ремесленники.
  • Набеги варваров. Многие историки считают именно этот фактор главной причиной разрушения Западной Римской империи. Впервые римляне столкнулись с варварами во II веке, но тогда им достаточно легко удалось отразить угрозу. Впрочем, небольшие стычки на границах империи с тех пор стали для римских легионеров постоянными. Во второй половине III века началось Великое переселение народов, когда целые орды азиатских кочевников двинулись с просторов Восточной Сибири, Монголии, Китая и т. д. на запад. В авангарде этого движения находились гунны – грозные и бесстрашные завоеватели. Из-за постоянной военной угрозы император Константин был вынужден перенести столицу своего государства в Константинополь, что послужило толчком для развития и роста богатств восточной части империи, но в то же время стало ещё причиной упадка западной её половины. Многие европейские племена, спасаясь от гуннов, просили римских императоров убежища. В 378 году состоялось сражение между римским императором Валентом и вестготами, поселившимися на окраинах империи. В этой битве варвары не только разбили римское войско, но и убили императора. Все дальнейшие отношения римских императоров с варварами можно охарактеризовать как лавирование. Рим то подкупал варварских вождей, то пытался стравить их друг с другом, то пытался дать им отпор. В 395 году империя была официально поделена на Западную и Восточную части. Силы Западной империи были слишком слабы, чтобы самостоятельно справиться с варварской угрозой. Племена свевов, вандалов и других стали захватывать обширные области и основывать тут собственные государства. С каждым годом римские императоры были вынуждены делать всё новые и новые уступки варварам.

Последние годы империи

К V веку государство окончательно перестало справляться с возложенными на него функциями. Императоры не могли ни остановить хаос внутри своего государства, ни положить конец постоянным набегам варваров. Между тем, варвары уже не ограничивались походами на окраины государства, угроза нависла над самим Вечным городом. В 410 году Рим был взят и разграблен королём вестготов – Аларихом, пока император Гонорий прятался от варваров в Равенне. Для современников это событие было настоящим крахом старого мира. Впрочем, империя пока ещё продолжала существовать. В 451 году в Каталаунских полях римлянам, временно объединившимся со своими врагами – вестготами, саксами и другими племенными союзами, даже удалось остановить грозного вождя гуннов – Атиллу.

Впрочем, эта победа не оказала особого значения на дальнейшую судьбу Рима. Четыре года спустя город был разграблен вандалами. После погрома, который был учинён в городе именем этого племени стали означать любые акты бессмысленного разрушения.

Последним по-настоящему значимым человеком в древнеримской истории был император Юлий Майориан (457-461). Он инициировал череду реформ, направленных на возрождение былого величия империи. Однако начинания Майорина расстраивали планы варварских королей и провинциальной знати, привыкшей к самостоятельности. Поэтому вскоре император был убит. После его смерти на римском престоле сменилось несколько совершенно незначительных фигур. В 476 году полководец Одоакр (германец по происхождению) сверг последнего римского императора, которого, по иронии судьбы звали Ромул – точно также как и легендарного основателя Рима, и основал собственное государство. Так закончилось существование Западной римской империи.

Древние римляне оставили после себя великое наследие - римское право, ставшее основой для более поздних юридических систем, римская философия и поэзия, уникальные архитектурные сооружения с арками (в частности, Колизей), уникальные военные орудия. Можно также вспомнить о том, что в Риме до нашей эры и в первые века нашей эры была построена продвинутая для тех времён канализационная система, акведуки, фонтаны, общественные бани и туалеты… Рим был столицей огромного государства, которое, однако, уже к концу IV века разделилась на две империи - Западную и Восточную. А в 476 году Западная империя (её центром оставался всё тот же Рим) пала под натиском варваров. Впрочем, у этого события было много причин…

Разделение Римской империи на Восточную и Западную

Римская империя в период своего расцвета являлась поистине гигантским образованием, которым сложно было управлять. О том, что хорошо было бы разделить эту огромную территорию на части, задумывались порой даже сами императоры. И, например, при императоре Октавиане Августе (правил с 27 года до 14 года до н. э.) каждому претенденту на трон выдавалась во владение своя отдельная провинция.

А в III веке, когда Рим переживал мощный кризис, местные элиты даже провозглашали свои собственные «провинциальные империи» (возникли, допустим, Гальская Империя, Пальмирская Империя и т. д.).

В IV веке тенденция разделения империи на Западную и Восточную значительно усилилась. Стоит обратить внимание на то, что огромная территория в те времена порождала проблемы с передачей информации о важных событиях и происшествиях. Передавать информацию с Запада на Восток приходилось на кораблях или с гонцами на лошадях, что занимало много времени. В общем, в 395 году н. э., когда умер император Феодосий, империя была разделена на Восточную и Западную официально.

Давление варварских племён

Но Западной империи это не слишком-то помогло. С наступлением V века положение её медленно, но верно ухудшалось. В 401 году на Италию напали вестготы под предводительством Алариха, в 404 - восточные готы, бургунды и вандалы во главе с Радагайсом, римлянам их удалось разбить с огромным трудом. А в 410 году вестготы впервые дошли до Рима и разграбили его. Гражданам города пришлось в этот момент, чтобы избежать верной погибели, попрятаться в храмах.


Потом императору Гонорию, сыну Феодосия, удалось заключить мир с вестготами. Но когда на трон в 425 году в шестилетнем возрасте вступил Валентиниан III, давление варварских племён на Западную Римскую империю вновь стало возрастать. И, пожалуй, не развалиться ей в это время помешал Флавий Аэций - последний, по оценкам многих исследователей, талантливый римский полководец и дипломат.

В 450-ых годах на Западную Римскую империю напали гунны во главе с легендарным Аттилой. Аэций, понимая, что гунны - серьёзный противник, закончил союз со многими племенами - франками, готами, бургундами. А летом 451 года он всё-таки смог победить Аттилу в сражении на Каталаунских полях (это местность восточнее Парижа).


Немного придя в себя, гунны в очередной раз пошли на Италию и хотели дойти до Рима, но снова были остановлены Аэцием. В 453 году Аттила внезапно умер на собственной свадьбе от носового кровотечения и его войско стали раздирать противоречия - тогда это спасло римлян. Но ненадолго.

Валентиниан III уже в следующем году, поверив, что Аэций готовит против него заговор, убил своего лучшего полководца. А весной 455 года Валентиниан III, в целом слабая и бесхарактерная фигура, был свергнут интриганом Петронием Максимом. Через несколько месяцев после этого события вандалы добрались-таки до Рима и подвергли его невиданному разграблению - они сняли даже крышу с храма Капитолия.


Вандалы в результате набега того года подчинили себе Сицилию и Сардинию. А в 457 году другое воинственное племя, племя бургундов, заняло бассейн Родана (река на землях современной Франции и Швейцарии) и создало там своё королевство.

До окончательного развала империи оставалось около двадцати лет. За это время на троне успели побывать целых девять императоров, а территория государства сократилась до размеров практически одной Италии. Казна истощалась, народ всё чаще поднимал восстания. Слабость верховной власти и утрата практически всех провинций сделали развал государства по факту необратимым.

Последним императором Западной империи стал Ромул Августул - сын патриция Флавия Ореста. Августул означает «Мелкий Август» , это весьма уничижительное прозвище. Он пришёл к власти следующим образом: Орест свергнул предыдущего императора, Юлия Непота, и объявил своего отпрыска очередным правителем. Почему он сам не взошёл на престол, до конца историкам не ясно. Но правил империей в последние её годы фактически Орест.

У Ореста в подчинении был человек по имени Одоакр. Этот Одоакр исполнял обязанности начальника гвардии. Однажды его отправили в одну из провинций для вербовки наёмников для войска. С задачей вербовки Одоакр справился блестяще. Но имея под личным контролем довольно большую армию, он решил осуществить госпереворот.

Узнав об этих планах, Орест сбежал из Рима, но Одоакр направил войска за ним и в конечном счёте настиг и уничтожил конкурента. Юный император Ромул был отправлен в ссылку в Кампанию (область Италии). В ссылке он, кстати, прожил ещё много лет как знатный пленник.


После падения

Одоакр был признан сенатом как легитимный правитель сократившейся в размерах Западной империи. На землях, которые перешли под правление Одоакра, он расселил свою армию наёмников. И выделил им в собственность земельные наделы определённых размеров, заложив этим жестом основу для средневекового феодализма.

Известно также следующее: правивший тогда Византией император Зенон, чтобы показать, что он контролирует западные земли, провозгласил Одоакра патрицием и своим наместником (хотя на самом деле тот мог действовать самостоятельно). В ответ Одоакр отправил в Константинополь символы императорской власти - пурпурную мантию и диадему. Он решил, что будет править открыто и по-своему, не привлекая для этого какого-либо «марионеточного» императора.

Удивительно, но Восточная Римская империя смогла просуществовать ещё почти тысячу лет после исчезновения Западной. За столь долгий срок Византия пережила ряд кризисов, уменьшилась в размерах, и в итоге покорилась османам, чьё войско было в разы больше и сильнее. Чуть позднее племянница византийского императора Константина, Софья Палеолог, уехала на север и стала женой московского правителя Ивана III. Поэтому за Москвой закрепилось наименование «Третий Рим».

Здесь надо отметить, что идея Западной империи, объединяющей весь христианский мир и восходящей к временам Древнего Рима, ещё долго владела умами европейских завоевателей. И, например, Карл Великий за годы своего правления (а правил он с 768 до 814 год) сумел объединить многие земли Западной Европы воедино и образовал Франкское королевство. В 800 году Карл был коронован в Риме.


Но весть о провозглашении единого Западного королевства в Византии не восприняли всерьёз - воссоединения западной и восточной части так и не произошло. Когда Карл Великий умер, его королевство разделилось на Италию, Францию и Германию.

В 962 году германский правитель Оттон смог завоевать север и центр Апеннин и вошёл в Рим. В результате Оттон I был благословлён Папой Римским на престол так называемой Священной Римской империи. Но властные полномочия Оттона в реальности были не так уж велики, а политический вес ещё меньше. Впрочем, Священная Римская империя, сердцем которой стала Германия, существовала ещё очень долго - до 1806 года, пока Наполеон не вынудил её последнего императора Франца II отказаться от титула.


В любом случае империи, основанные Карлом Великим и Оттоном, имели на самом деле мало общего с древнеримским государством.

Факторы упадка Древнего Рима

Падению Рима посвящено множество исследований. Одним из первых изучил эту тему глубоко и всесторонне английский учёный XVIII века Эдвард Гиббон. И Гиббон, и другие историки прошлых времён и современности указывают на целый комплекс факторов (всего их можно насчитать около 200), которые привели к гибели Западной Римской империи.

Один из таких факторов - отсутствие действительно сильного лидера. В последние 25 лет существования империи её императоры не обладали большим политическим авторитетом, умением собирать земли и предвидеть на несколько шагов вперёд.

Кризис армии тоже имел место в Римской империи в V веке. Вооружённые силы пополнялись в незначительном количестве из-за нежелания землевладельцев отправлять своих рабов в армию и нежелания свободных жителей городов идти в армию (их не привлекали низкие заработки и высокая вероятность гибели). Проблемы с воинской дисциплиной, низкий профессионализм рекрутов тоже, разумеется, сказывались не самым положительным образом.

Рабовладечельский строй тоже называется в числе причин падения. Жёсткая эксплуатация рабов вызывала с их стороны многочисленные восстания. А армия занималась прежде всего отражением атак варваров и не всегда своевременного могла прийти на помощь рабовладельцам.


Экономический кризис тоже имел место в Римской империи. В провинциях большие земельные владения стали дробиться на малые и частично отдаваться в аренду мелким собственникам. Стало активно развиваться натуральное хозяйство, сектор перерабатывающих отраслей стал сжиматься, взлетели вверх цены на транспортировку различных товаров. Из-за этого торговые отношения тоже стали переживать определённый упадок. Центральная власть повысила налоги, но платёжеспособность людей была мала и собрать деньги в нужном объёме не удавалось, что привело к инфляции.

Экономические проблемы и несколько неурожайных лет привели к голоду и волне эпидемий инфекционных болезней. Смертность повысилась, а рождаемость снизилась. Вдобавок ко всему в римском обществе был слишком велик процент людей преклонного возраста, не способных защищать государство с оружием в руках.

Большую роль в закате рассматриваемой империи учёные традиционно отводят Великому переселению народов, которое происходило с IV по VII век н. э. В это время из Китая или Монголии в Европу прибыли беспощадные и жестокие гунны и начали сражаться с племенами, которые встречались им пути. Эти племена (речь идёт, например, о германских племенах - готах и вандалах) были вынуждены под давлением гуннов срываться с насиженных мест и двигаться вглубь Римской Империи.


В принципе римляне и до этого уже были знакомы с вандалами и готами и отражали их набеги. Некоторые германские племена даже какое-то время находились под протекторатом Рима, выходцы из этих племён служили в имперской армии, достигая порой на этом поприще высоких позиций.

С конца IV века движение германских племён на юг стало более активным. Противостоять ему (при учёте больших проблем внутри самой империи) становилось всё сложнее. Итог закономерен: готы и вандалы в конце концов вторглись в ранее неприступный Рим и стали контролировать римских императоров.

Документальный фильм Discovery «Рим - Сила и величие: Падение империи»

ГЛАВА XV

Падение язычества и торжество христианства

V. Падение Западной Римской империи

362. Причины падения Римской империи

В V в. произошло падение Западной Римской империи, которая окончательно отделилась от Восточной в конце IV века (395). Германские варвары, постоянно напиравшие из-за Рейна и Дуная, требовали энергичного отпора, что вызывало необходимость большого войска и громадных денежных издержек. Между тем население империи оказывалось все менее и менее способным оказывать сопротивление варварам и выносить бремя налогов. С конца III в. императоры вынуждены были для борьбы с одними племенами германцев селить другие их племена в пограничных областях империи с обязанностью защищать её границы. Вместе с этим для правильного поступления налогов они сочли себя вынужденными прикрепить земледельческое население к земле, а землевладельцев к их городам. Внутренние смуты и злоупотребления чиновников довершали бедствия населения многих провинций. Областные восстания были часто лишь результатом недовольства их населения гнетом империи. К непосильным для народа требованиям государства присоединялись еще поборы землевладельцев. В Галлии , например, народная масса была в крепостном состоянии еще до римского завоевания, которое не только не изменило этого отношения, но даже прямо содействовало развитию крупных поместий. Недовольные галльские колоны в союзе с рабами, поденщиками и бродягами стали в конце III в. составлять мятежные шайки, или багауды, которые подняли целое восстание. Их вожди (Элиан и Аманд) провозгласили себя императорами, построили укрепленный лагерь недалеко от впадения Марны в Сену и оттуда делали опустошительные набеги на страну. Багаудское волнение продолжалось много времени. Недовольство закрепощенного населения выражалось и в том, что многие прямо бежали к варварам, вместе с которыми и нападали на области империи.

Еще в I в. Плиний говорил, что «латифундии погубили Италию и провинции», и действительно с III в. экономический упадок все сильнее и сильнее давал себя чувствовать, особенно на Западе, ведя с собою и вообще падение культурного уровня жизни. Общество Римской империи распалось на земельную аристократию и закрепощенный народ. Обремененные тяжелыми повинностями, обнищалые, невежественные и приниженные колоны не могли вести хорошо хозяйство на своих участках и не имели особого интереса поддерживать империю. Разоренные куриалы тоже теряют силу нести повинности и утрачивают интерес к общественной жизни. Остались только сильными и свободными от общего государственного закрепощения представители земельной знати. Пользуясь некоторыми привилегиями по закону (вроде свободы от несения муниципальных тягостей), члены имперского сенаторского сословия начали уклоняться от платежа налогов и от несения военной службы и отказывать в повиновении судам, хлопоча лишь о том, чтобы каждая латифундия была особым, замкнутым и самодовлеющим мирком. Эти «господа земли», имевшие в своих владениях все, что им было нужно, обособляли свои поместья и в хозяйственном, и в государственном отношении, как бы совсем более не ощущая потребности в сохранении единства империи. Римская знать в своем равнодушии к политической жизни дошла до того, что её члены стали отказываться от самых важных должностей в государстве, чтобы сохранять свое положение независимых господ земли. Угнетая массу и доводя ее до полного равнодушия к судьбам государства, магнаты IV и особенно V вв. таким образом подкапывали единство империи и утрачивали римский патриотизм. Если колоны бежали к варварам, то и магнаты не оказывали сопротивления варварам, особенно когда чувствовали, что при новых правителях провинции им не будет хуже. На Востоке с его более развитою экономическою жизнью и более древнею культурою внутренние отношения империи были лучшими, и она с большим успехом отстаивала себя в борьбе с варварами. Недаром у императоров IV в. было решительное предпочтение к Востоку.

Гости Вечного города спешат первым делом увидеть руины великой империи римлян. во время экскурсий часто задают вопрос о причинах упадка Римской империи: туристы не могут себе представить, что такая гигантская махина, располагавшая опытом, неограниченными материальными и людскими ресурсами, покорившая самых непокорных, могла рухнуть без основательной причины.

В самом деле, подробный ответ на этот резонный вопрос интересен, но не так прост. И вряд ли во время экскурсии по городу гид сможет отклониться от заданной темы более чем на 5 минут. Мы хотели бы помочь всем любознательным, поэтому публикуем материал известного обозревателя журнала "Знание - Сила" Александра Волкова.

210 оттенков гибели Рима

Пятнадцать веков назад Рим умер, поваленный варварами, как иссохшее дерево. На его кладбище, среди его осыпавшихся памятников, давно вырос другой город, которой носит то же название. И вот уже который век историки продолжают спорить о том, что же погубило Рим, казавшийся «вечным городом». Рим, чьи «образы гражданской мощи» повергали в трепет величайшие царства античной ойкумены. Рим, чьи беззащитные останки так деловито обобрали вандалы-воры.

Итак, почему погиб Рим? Почему светоч всех стран погас? Почему глава величайшей державы древности так легко была отсечена? Почему был завоеван город, который прежде покорил себе мир?

Сама дата гибели Рима вызывает споры. «Гибель одного города повлекла за собой крах целого мира», - так отозвался на кончину Рима святой Иероним, философ и ритор, переселившийся из Рима на Восток. Там он узнал о захвате Рима готами Алариха. Там оплакал навеки погибший град.

Ужас слухов о трех августовских днях 410 года раскатился, как гул лавины. Современные историки спокойнее относятся к тому недолгому пребыванию варваров на стогнах Рима. Словно табор цыган через провинциальный городок, они прошли, пошумев, через Рим.
Это было «одно из самых цивилизованных разграблений в истории города, - пишет британский историк Питер Хизер в своей книге «Падение Римской империи». - Готы Алариха исповедовали христианство и отнеслись ко многим святыням Рима с величайшим уважением… Даже по истечении трех дней огромное большинство городских памятников и зданий остались нетронутыми, разве что с них сняли то ценное, что можно было унести».

Или Рим погиб в 476 году, когда варвар Одоакр низложил последнего правителя Западной Римской империи - ее «пятнадцатилетнего капитана» Ромула Августула? Но в Константинополе еще много веков продолжали править «императоры римлян», удержав под натиском варваров хотя бы пядь имперской земли.

Или, как считал британский историк Эдвард Гиббон, Римская империя окончательно умерла в 1453 году, когда последний ее осколок, отблеск былой славы, померк и Константинополь заняли турки? Или когда Наполеон упразднил Священную Римскую империю в августе 1806 года? Или Империя была обречена уже в день своего Преображения, своего перерождения, когда в 313 году император Константин издал Медиоланский эдикт, прекратив преследования христиан и уравняв их веру с язычеством? Или подлинная, духовная смерть античного Рима наступила в конце IV века при императоре Феодосии Великом, когда началось осквернение языческих храмов? «Монахи, вооруженные дубинками, опустошали святилища и уничтожали произведения искусства. За ними следовала толпа, жаждавшая добычи, которая грабила деревни, подозреваемые в нечестии», - так описывал самоумерщвление Рима, гибель самой его плоти, русский филолог и историк И. Н. Голенищев-Кутузов. Рим умер, а варвары лишь заселили его кладбище, усеянное церковными крестами? Или всё произошло позже, когда к концу VII столетия на большей части римских земель расселились арабы и не осталось больше свободных земель, чтобы огнем и мечом спаять из них точную копию державного Рима? Или…

Причина гибели Рима еще непонятнее оттого, что историки даже не могут утвердиться в дате его смерти. Сказать: «Здесь еще был Рим, здесь уже не было Рима».

Но прежде Рим высился как ливанский кедр. Откуда же в его мощной древесине завелась гнильца? Почему древо державы покачнулось, упало, разбилось? Почему оно так явственно напомнило истукана, что, по Книге пророка Даниила, приснился царю Навуходоносору?

Полезно :

Уже Орозий, завершив в 417 году «Историю в семи книгах против язычников», показал, как с неизбежностью вершится история мира. Как одно мировое царство сменяется другим, другим, всё более могучим: Вавилонское - Македонским, Карфагенским, Римским.

На протяжении тысячелетия закономерность этой смены государственных формаций оправдывалась философским выводом, логику которого немыслимо было поколебать. У Данте в трактате «Монархия» он сформулирован так: «Если Римская империя существовала не по праву, Христос, родившись, совершил бы несправедливость».

Но и Римское царство погибнет, увенчав смену царств земных и торжество Царства Небесного. И верно, Аларих уже взял Рим, и готы его прошли по «вечному городу», словно тени будущих воинств Врага человеческого.

В эпоху Просвещения, казалось, был дан энциклопедически полный ответ на этот вопрос: была издана монументальная эпопея британского историка Эдварда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи» (1776−1787).

В принципе, выводы, сделанные им, были не вполне новы. Почти за три столетия до него выдающийся итальянский мыслитель Никколо Макиавелли в своей книге «История Флоренции» в таких выражениях описывал падение Рима. «Народы, живущие севернее Рейна и Дуная, в областях плодородных и со здоровым климатом, зачастую размножаются так быстро, что избыточному населению приходится покидать родные места и искать себе новые обиталища… Именно эти племена и разрушили Римскую империю, что было облегчено им самими же императорами, которые покинули Рим, свою древнюю столицу, и перебрались в Константинополь, тем самым ослабив западную часть империи: теперь они уделяли ей меньше внимания и тем самым предоставили ее на разграбление как своим подчиненным, так и своим врагам. И поистине, для того чтобы разрушить такую великую империю, основанную на крови столь доблестных людей, потребна была немалая низость правителей, немалое вероломство подчиненных, немалые сила и упорство внешних захватчиков; таким образом, погубил ее не один какой-либо народ, но объединенные силы нескольких народов».

Враги, стоявшие у ворот. Слабые императоры, сидевшие на троне. Их ошибочные решения, повлекшие за собой тяжкую цепь непоправимых последствий. Коррупция (в ту эпоху перечень государств был слишком куцым, чтобы Рим мог занять надлежащее ему место во второй сотне самых коррумпированных).

Наконец, что очень смело для того времени, язвительный историк назвал одним из главных пороков, погубивших Рим, всеобщее увлечение христианством: «Но из всех этих перемен самой важной была перемена религии, ибо чудесам новой веры противостоят привычка к старой, и от их столкновения возникали среди людей смута и пагубный раздор. Если бы религия христианская являла собой единство, то и неустройства оказать бы меньше; но вражда между церквами греческой, римской, равеннской, а также между еретическими сектами и католиками многоразличным образам удручала мир».

Этот приговор Макиавелли воспитал в европейцах Нового времени привычку смотреть на Поздний Рим как на государство, пришедшее в полный упадок. Рим достиг своих пределов роста, ослабел, одряхлел и был обречен умереть. Схематичный, сведенный к тезисам очерк истории Рима превратился под пером Эдварда Гиббона в многотомный труд, над которым он работал почти четверть века (по его признанию, в первый раз мысль написать историю падения и разрушения Рима мелькнула у него 15 октября 1764 года, когда, «сидя на развалинах Капитолия, я углубился в мечты о величии древнего Рима, а в то же время у ног моих босоногие католические монахи пели вечерню на развалинах храма Юпитера»). Мысль о том, что христианство погубило Рим, пронизала его книги.

«Чистая и смиренная религия тихо закралась в человеческую душу, - писал Эдвард Гиббон, - выросла в тишине и неизвестности, почерпнула свежие силы из встреченного ею сопротивления и наконец водрузила победоносное знамение креста на развалинах Капитолия». Еще до полного торжества христианства римские язычники часто задавались вопросом: «Какова была бы участь империи, со всех сторон атакованной варварами, если бы весь человеческий род стал придерживаться малодушных чувств новой (христианской - А.В.) секты?» На этот вопрос, пишет Гиббон, защитники христианства давали неясные и двусмысленные ответы, ибо в глубине души ожидали, «что прежде, нежели совершится обращение всего человеческого рода в христианство, перестанут существовать и войны, и правительства, и Римская империя, и сам мир».

Мир уцелел. Рим погиб. Однако изложенная блистательным литературным языком, приправленная, как пряностью, иронией эпопея Гиббона в XIX веке постепенно пришла в упадок. Ее автор был прекрасным рассказчиком. Его величественный труд, как на античных колоннах, покоится на сочинениях древних и новых писателей.

Но, чем усерднее историки XIX века исследовали археологические находки, а также дошедшие до нас надписи и тексты, сохранившиеся на папирусах, чем тщательнее они занимались критическим анализом источников, одним словом, чем глубже они копали, тем сильнее расшатывались опоры, на которых покоилось наследие Эдварда Гиббона. Постепенно становилось понятно, что упадок и крушение Римской империи нельзя сводить к одной-единственной причине.

С каждым новым историком, ступавшим на научное ристалище, этих причин становилось всё больше. В своих лекциях, посвященных императорскому Риму (они опубликованы лишь недавно), знаменитый немецкий историк Теодор Моммзен подвел черту под теориями гибели Рима, которые оставил потомкам XIX век.

Ориентализация. Варваризация. Империализм. Пацифизм. И, главное, утрата военной дисциплины.

Сам Моммзен, будучи либеральным националистом, охотно заговаривал о том, как поспособствовали падению Рима «наши немцы». К 1900 году древняя история стала понемногу превращаться в турнир пропагандистов, оттачивавших свои убийственные идеи на знакомых примерах из далекого прошлого.

Например, для основателей марксизма-ленинизма некоторые события римской истории (особенно восстание Спартака) были ярчайшим примером классовой борьбы, а действия популярных вождей восстания - наглядным уроком того, как нельзя совершать революцию. В советское время любая работа, посвященная истории Рима, непременно включала цитаты, подобные этим:

«/Спартак - это/ великий полководец… благородный характер, истинный представитель античного пролетариата» (К. Маркс). - «Спартак был одним из самых выдающихся героев одного из самых крупных восстаний рабов… Эти гражданские войны проходят через всю историю существования классового общества» (В. Ленин).

Но триумфального шествия пролетарской революции Рим избежал. Рим обезлюдел. Рим в конце своей истории был подобен дереву, сбросившему листву. Тем легче эту пустоту было заполнить варварам, изрек провозвестник «заката Европы» Освальд Шпенглер, проанализировав «закат Рима»:

«Хорошо всем известный «закат античности», завершившийся еще задолго до нападения германских кочевых народов, служит наилучшим доказательством того, что каузальность не имеет с историей ничего общего. Империя наслаждается полнейшим миром; она богата, она высокообразованна: она хорошо организована: от Нервы и до Марка Аврелия она выдвигает столь блестящую когорту правителей, что второй такой невозможно указать ни в каком другом цезаризме на стадии цивилизации. И всё равно население стремительно и массово убывает - невзирая на отчаянные законы о браке и детях, изданные Августом… несмотря на массовые усыновления и непрекращающееся заселение обезлюдевших земель солдатами варварского происхождения и на колоссальные благотворительные фонды, основанные Нервой и Траяном в пользу детей неимущих родителей. Италия, затем Северная Африка и Галлия, наконец, Испания, которые были населены при первых императорах гуще, чем все прочие части империи, становятся безлюдными и пустынными».

В 1984 году немецкий историк Александр Демандт в своей монографии «Падение Рима» подвел итог двухвековым поискам причин катастрофы. В работах философов и экономистов, социологов и историков он насчитал не менее 210 факторов, которыми объясняли злополучную историю Рима.

Некоторые причины мы уже назвали, приведя развернутые аргументы их сторонников. Вот еще несколько.

Суеверия. Истощение почвы, вызвавшее массовые неурожаи. Распространение гомосексуализма. Культурный невроз. Старение римского общества, рост числа пожилых людей. Смирение и безразличие, охватившее многих римлян. Паралич воли ко всему - к жизни, к решительным действиям, политическим поступкам. Торжество плебеев, этих «хамов», прорвавшихся к власти и не способных мудро править Римом/Миром. Война на два фронта.

Похоже, историкам, которые берутся объяснять плачевную судьбу Римской державы, нет нужды напрягать фантазию и выдумывать новую теорию. Все возможные причины уже названы. Им остается лишь анализировать их, чтобы выбрать ту, что была «несущей конструкцией», ту, на которой держалось все здание римской государственности. Причин так много и они вроде бы так хорошо объясняют случившееся, что, может быть, это лишь потому, что самого падения вовсе и не было?

В самом деле, на поверхности того же V века много роковых, бурных событий. Аларих входит в Рим. Гунны устремляются в Европу. «Битва народов» на Каталаунских полях. Вандалы, грабящие «мать городов европейских». Низложенный мальчишка Ромул Августул.

На поверхности века бушует буря. В глубине же тихо, спокойно. Всё так же сеятель выходит сеять семена. Всё так же звучат проповеди в церквях. Идут нескончаемые крестины и похороны. Пасется скот. Печется хлеб. Косится трава. Собирается урожай.

В 1919 году, наблюдая за тем, как на переломе эпохи, миновав пропасть войны. разбившись вдребезги несколькими государствами кряду, Европа всё так же продолжает жить - дансинг, кино, кафе, крестины и похороны, хлеб и стать, скот и вечное колесо политики, - австрийский историк Альфонс Допш выдвинул полемический тезис. Между Античностью и Средневековьем нет никакой четко выраженной границы. Раннее Средневековье - это лишь поздняя Античность и наоборот. Ночь, перетекающая в день, - день, слившийся с ночью, переиначим мы, легко припоминая гравюры Эшера.

Если и есть четкая грань, линия раздела, после которой уже нельзя сказать: «Мы всё еще на античной земле», а надо: «Античность осталась позади», то эта грань - VIII век, уточнил в начале 1920-х годов бельгийский историк Анри Пиренн.

Восьмой век. Беспримерное продвижение ислама, уже готового обратить в свою веру даже Галлию-Францию, как это произошло с большинством земель Древнего Рима. Мир римский был миром Средиземного моря. В хаосе ойкумены римская держава внезапно застыла на каркасе из Средиземного моря, как застывает платье, надетое на манекен. Теперь мирное море, решительным натиском императоров когда-то очищенное от пиратов, ставшее гладкой дорогой, связующей все части Империи между собой, превратилось в поле войны. Войны между мусульманами и христианами. Первые продвигались на север, восстанавливая на свой, иноверческий лад Римскую империю. Вторые пятились на север, роняя из своих рук одну область земли за другой. В конце концов, натиск ослаб, наступление прекратилось. Но воссоздать Империю было уже не из чего. Не к чему прикрепить, нечем соединить отдельные части.

В последние десятилетия, перебрав все 210 (и даже больше) оттенков гибели Рима, историки все чаше соглашаются с идеей Допша и Пиренна. Рим умер, но никто из живших тогда людей и не заметил, что это произошло. Круговерть политических событий ослепляла, не давала увидеть, как одна эпоха переродилась в другую. Неспешный ход житейских дел успокаивал, обманно уверял, что ничего вокруг не меняется, что все мы живем по-старому, и иного быть не может. Так в старину заблудившийся парусник мог перебраться из Атлантического океана в Индийский, и никто из команды еще долго не замечал этого.

В 1971 году британский ученый Питер Браун в своей, как отмечают специалисты, актуальной и сегодня книге «Мир поздней античности» предложил раз и навсегда отказаться от выражения «упадок Рима», поскольку оно отягощено отрицательными смыслами, и вместо него употреблять более нейтральную формулу «религиозный и культурный переворот». Проблема, сформулированная Эдвардом Гиббоном, неуместна?

Мало того! Вместо упадка и крушения следует вести речь об изменении и обновлении, призывали приверженцы этой школы. И вот уже в возобладавших к концу XX века традициях политкорректности разграбление Рима вандалами стало принято сокрушенно именовать «досадными упущениями в процессе интеграции»…

Но тут маятник мнений снова качнулся в обратную сторону. Изданная в 2005 году книга Питера Хизера «Падение Римской империи» столь же резко, сколь и скрупулезно оспаривает благостную картину перерождения Римской империи, ее спокойной трансформации в варварские королевства.

В этом он не одинок. К столь же категоричным выводам пришел и археолог из Оксфорда Брайан Уорд-Перкинс. Он пишет о «глубоком военном и политическом кризисе», который пережила в V веке Римская империя, о «драматичном упадке экономического развития и благосостояния». Жители Римской империи испытали «ужасные потрясения, и я могу, честно говоря, лишь надеяться на то, что нам никогда не доведется испытать ничего подобного».

Вряд ли случайным совпадением можно назвать то, что ученые стали высказывать подобные мнения после 11 сентября 2001 года, когда стало очевидным, что «конец истории» снова откладывается, и нам, возможно, предстоит пережить очередной конфликт цивилизаций. Снова ужасы войн, кошмары страхов? Снова упадок и крушение… Вот только чего?

«Римляне в канун катастроф, ожидавших их, были точно так же, как и сегодня мы, уверены в том, что их привычному миру ничто не грозит. Мир, в котором они живут, может лишь незначительно меняться, но в целом он останется таким же всегда», - пишет Уорд-Перкинс, привнося в мировоззрение римлян смыслы, которые нам, тоже привыкшим к нашему мирку, никак не хотелось бы туда вкладывать. Ведь еще римлянин Тацит учил всех приверженцев музы истории Клио говорить о прошлом sine ira ei studio, «без гнева и пристрастия». Но ведь и Тацит был уверен в том, что Рим, в котором он живет, мир, в котором он живет, вечен и неизменен.

Так от чего все-таки погиб Рим?..
Мир хочет знать. Древо мира тоже открыто всем ветрам катастроф.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...