Педагогические технологии. Понятие педагогической технологии - организация учебного процесса - сидоров сергей владимирович 14 под педагогической технологией понимают

Руководство по усвоению учебного материала

Цели:
- ознакомиться с изменением понятия «технология» в педагогике;
- изучить причины использования технологий в образовательном процессе.

Задание 1. Прочитайте соответствующий текст. Ответьте на вопросы: Как изменилось понятие «технология» в педагогике? Каковы причины технологического подхода к организации образовательного процесса? Что понимают под педагогической технологией? Выделите в тексте определения образовательной технологии и укажите, чем данные определения дополняют друг друга. Какое определение технологии ближе, понятнее Вам? Почему? Ответ аргументируйте.

Задание 2. Назовите отличия образовательных технологий с позиций психологии. Проанализируйте используемый (-ые) Вами способ(-ы) организации учения школьников с данных позиций.

Задание 3. Составьте схему данного текста.

Напоминаем: Вы можете использовать известные Вам схемы «Паучок» или «Генеалогическое дерево».

Понятие «технология» в педагогике

На первый взгляд личностно-ориентированный подход, определяемый нами в качестве ведущего в сфере образования, и технологический подход противоречат друг другу. Действительно, первый подход предполагает обращение к внутреннему миру ученика, его ценностям, взглядам. А в технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. И тогда возникает вопрос - разве можно четко описать внутренний мир обучаемого и способы его использования в образовательном процессе? Как поступить в этой ситуации?

Всем очевидно, что современный образовательный процесс должен быть ориентирован на ученика. А это означает, что в нем в соответствии с синергетическим подходом имеют право на существование спонтанность, неопределенность, нелинейность. Можно ли говорить о технологичности образовательного процесса и тут же сразу делать оговорки по поводу синергии субъектов? С целью ответа на поставленные вопросы обратимся к определению понятия "технология" и, в частности, понятию "образовательная технология".

В словаре иностранных слов дается следующее определение технологии . В переводе с греческого Techne - искусство, мастерство, умение и - логия - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта.

В толковом словаре этот термин определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.

Технология - категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта. Технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономических процессов (М. Чошанов).

Педагогическая технология - есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П. Митчелл).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса ().

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса ().

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей ().

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Из приведенных определений можно вычленить следующие признаки технологии: процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся; совокупность приемов, методов; проектирование и организация процесса; наличие комфортных условий. Однако, на наш взгляд, здесь не полно учитывается управленческий аспект.

С позиции управления образовательный процесс представляет собой сочетание управленческой деятельности учителя и самоуправления ученика в целостном управленческом цикле как взаимодействия участников образовательного процесса. Отмеченное дает нам основание для следующего определения понятия «образовательная технология».

Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Дадим пояснения в связи с приведенным определением. Во-первых, в нем дается указание на совместную деятельность учителя и учащихся , что означает фактическое отрицание программирования только педагогом конечных результатов и построения им жесткой программы деятельности ученика по их достижению. Иными словами речь идет об ученике как субъекте учения, определяющим и конечные результаты своей деятельности и процесс их достижения. Во-вторых, в приведенном определении фиксируется полный цикл управления учеником своей учебной деятельностью . В этой связи можно констатировать, что образовательная технология призвана обеспечивать обучение учащихся самоуправлению учением. В-третьих, в определении обращается внимание на создание комфортных условий деятельности субъектов образовательного процесса, что ориентирует, в первую очередь, педагогов на поиск и создание условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Любая образовательная технология включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий учителя и ученика (в первую очередь в категориях управления); критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Итак, современную технологию характеризуют следующие позиции:

    технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передача знаний, умений и навыков; технологии развивающей педагогики); технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации , оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения; поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками; органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Тест по дисциплине педагогические технологии.

Вариант 1

Ответ

1Педагогическая технология – это:
A) система функционирования всех компонентов педагогического процесса;
Б) точное инструментальное управление образовательным процессом и гарантированный успех в достижении поставленных педагогических целей;
В) организация хода учебного занятия в соответствие с учебными целями;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

2Массовую разработку и внедрение педагогических технологий относят к середине... годов прошлого века:
A) 40-ых;
Б) 50-ых;
В) 70-ых;
Г) 80-ых;
Д) нет правильного ответа

3Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса, результатом чего стало создание программированного обучения, теоретические основы которого разрабатывались:
A) Д. Дьюи;
Б) Б.Ф.Скиннером;
В) Г.К.Селевко;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

4Педагогическую технологию характеризует:
А) системность;
Б) цикличность;
В) прагматичность;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

5Значительный вклад в развитие исследований в области педагогических технологий внесен:
A) Беспалько В.П.;
Б) Пидкасистым И.П.;
В) Сластениным В.А.;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные



6Расположите иерархию вертикальной структуры педагогических технологий, начиная с наименьших:
метатехнология - 2;
микротехнология - 3;
А) 3,2,4,1;
Б) 3,4,1,2;
В) 3,1,4,2;
Г) 3,2,1,4;
Д) нет правильного ответа

7Технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса – это:
A) микротехнологии;
Б) макротехнологии;
В) метатехнологии;
Г) мезотехнологии;
Д) нет правильного ответа

8Аспект, входящий в горизонтальную структуру пед.технологии, где технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения результатов:
А) научный аспект;
В) оценочный аспект;
Г) формально-описательный аспект;
Д) нет правильного ответа

9В концептуальную часть педагогических технологии входит:

Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

10Единицей педагогического процесса является:
A) педагогическая ситуация;
Б) педагогическая задача;
В) учащийся;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

11Ученики не подготовились к уроку. Задача учителя – включить учащихся в деятельность на уроке. Определите тип задачи:
А) стратегическая задача;
Б) тактическая задача;
В) оперативная задача;
Г) традиционная задача;
Д) нет правильного ответа

12Последовательно расположите этапы решения педагогических задач:
прогностический этап -1
аналитический этап -2
рефлексивный этап -3
процессуальный этап - 4
А) 1,2,4,3;
Б) 2,1,3,4;
В) 1,4,2,3;
Г) 2,1,4,3;
Д) нет правильного ответа

13На каком этапе технологии решения пед. задач происходит отбор имеющихся средств достижения результата, проектирование воздействия или взаимодействия?
A) на аналитическом этапе;
Б) на процессуальном этапе;
В) на прогностическом этапе;
Г) на рефлексивном этапе;
Д) нет правильного ответа

14Какой уровень активности в образовательном процессе характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний по образцу:
A) творческий;
Б) интерпретирующий;
В) воспроизводящий;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные


А) игровые технологии;

Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

16По уровням процесса управления выделяют следующие деловые игры:
А) ситуативные, комплексные игры;
Б) учебные, проектировочные игры;
В) имитационные, операционные игры;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

17В моделирующий этап технологии деловой игры входит:
А) формулировка общей цели;
В) разработка проекта деловой игры с описанием конкретной ситуации;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

18Система ограниченного социального взаимодействия педагога и учеников, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия - это:
А) процесс воспитания;
Б) педагогический процесс;
В) профессионально-педагогическое общение;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

19Педагогический мониторинг – это:
A) длительное слежение за какими-либо объектами и явлениями пед. действительности;
Б) процесс реализации педагогических задач;
В) система функционирования педагогического процесса;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

20Что лежит в основании классификации мониторинга на педагогический, социологический, психологический, медицинский, экономический, демографический?
A) цели мониторинга;
Б) область применения;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

21Педагогическая диагностика является частью:
А) педагогического процесса;
Б) педагогического мониторинга;
В) педагогической деятельности;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

22Функция мониторинга, дающая возможность получить сведения о состоянии объекта, обеспечить обратную связь, – это:
А) информационная функция;
Б) аналитическая функция;
В) коррекционная функция;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

23Этап мониторинга, характеризующийся сбором и обработкой информации, анализом полученных результатов и выработкой рекомендаций, прогнозированием перспектив изменения исследуемой области – это:
А) нормативно-установочный этап;
В) диагностико-прогностический;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

24К какому этапу мониторинга относится определение объекта, предмета, субъекта, цели и задач педагогического мониторинга?
A) к нормативно-установочному;
Б) к диагностико-прогностическому;
В) к коррекционно-деятельностному;
Г) к итогово-диагностическому;
Д) нет правильного ответа

25Конструирование занятий с применением информационных технологий осуществляется на основе следующих этапов: концептуальный, этап пед.реализации, этап рефлексии и коррекции, технологический этап. Какой этап не назван?
A) аналитический;
Б) операциональный;
В) оперативный;
Г) коммуникативный;
Д) нет правильного ответа

26К принципам обучения, применяемым в информационных технологиях, не относится:
A) принцип стартовых знаний;
Б) принцип интеграции;
В) принцип информационной безопасности;
Г) принцип моделирования;
Д) нет правильного ответа

27Виды дистанционных учебных занятий, главной целью которых является привлечение слушателей:
A) вводные занятия;
Б) демонстрационные занятия;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

28Педагогические программные средства по методическому назначению делятся на:
A) тренажерные;
Б) коммуникативные;
В) аналитические;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

29В обязанности тьютора входит:
А) сопровождение учебного процесса;
В) проведение дистанционных занятий;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

30Какие педагогические задачи вытекают из общей цели образования, формируются в виде представлений о базовой культуре человека, задаются извне, отражая объективные потребности общества?
A) тактические;
Б) оперативные;
В) стратегические;
Г) дидактические;
Д) нет правильного ответа

Вариант 2

Ответ

1В общенаучном смысле технология – это:
A) совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;
Б) совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных областях и промышленности;
В) наука о способах производства в конкретных сферах и видах человеческой деятельности;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

2Неотъемлемым свойством педагогической технологии является:
A) целостность;
Б) оптимальность;
В) результативность;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

3В зависимости от психологических структур (И.Я. Лернер) выделяются и классифицируются следующие технологии:
А) авторитарные
Б) гуманитарные
В) информационные
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

4Расположите иерархию вертикальной структуры педагогических технологий, начиная с наибольших:
отраслевая макротехнология -1;
метатехнология - 2;
микротехнология - 3;
модульно-локальная мезотехнология - 4
А) 4,2,3,1;
Б) 2,1,4,3;
В) 3,1,4,2;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

5Педагогические технологии, охватывающие деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины – это:
A) микротехнологии;
Б) макротехнологии;
В) метатехнологии;
Г) мезотехнологии.
Д) нет правильного ответа

6Аспект, входящий в горизонтальную структуру пед.технологии, где технология представляется научно разработанным решением определенной проблемы, основывающемся на достижениях педагогической теории и передовой практики:
А) научный аспект;
Б) процессуально-действенный аспект;
В) оценочный аспект;
Г) формально-описательный аспект.
Д) нет правильного ответа

7В процессуальную часть педагогических технологии входит:
А) название технологии, целевые ориентации;
Б) структура и алгоритм деятельности субъектов;
В) экспертиза пед.технологии;
Г) содержание и структура деятельности учителя и ученика, объем содержания.
Д) нет правильного ответа

8Осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью – это:
A) педагогическое общение;
Б) педагогическая задача;
В) педагогическое взаимодействие;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

9В классификации педагогических задач по временному признаку не выделяются:
А) стратегические задачи;
Б) тактические задачи;
В) оперативные задачи;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

10Последовательно расположите этапы решения педагогических задач
прогностический этап - 2
аналитический этап - 3
рефлексивный этап - 4
процессуальный этап - 1
А) 1,2,4,3;
Б) 2,1,3,4;
В) 1,4,2,3;
Г) 2,1,4,3.
Д) нет правильного ответа

11Текущие, ближайшие задачи, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности – это:
A) тактические задачи;
Б) оперативные задачи;
В) стратегические задачи;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

12На каком этапе технологии решения пед. задач происходит осуществление педагогического целеполагания решения задачи; диагностика индивидуального или группового поступка, личности и коллектива?
A) на аналитическом этапе;
Б) на процессуальном этапе;
В) на прогностическом этапе;
Г) на рефлексивном этапе
Д) нет правильного ответа

13К учебно-воспитательным ситуациям можно отнести:
А) ситуации стимулирования;
Б) ситуации выбора;
В) ситуации успеха;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

14Воспроизводящая активность характеризуется:
А) стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания;
Б) интересом и стремлением ни только проникнуть в суть явлений, но и найти новый способ решения;
В) овладение способа применения знаний по образцу;
Г) стремлением ученика к выявлению изучаемого, овладения способами применения знаний в новых условиях;
Д) нет правильного ответа

15На основе активизации и интенсификации деятельности можно выделить следующие технологии:
А) игровые технологии;
Б) интерактивные технологии;
В) коммуникативные технологии;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

16Вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведение:
А) учение;
Б) наблюдение;
В) игра;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

17В подготовительный этап технологии деловой игры входит:
А) формулировка общей цели;
Б) подробный анализ деловой игры;
В) определение темы и содержания;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

18Педагогическое общение в технологическом плане находит свое выражение:
А) в умении управлять собственным психическим состоянием;
Б) в умении понять состояние ученика;
В) в умении передать информацию;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

19Обмен информацией в общении осуществляется при помощи:
А) вербальных средств;
Б) эмпатии;
В) рефлексии;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

20Невербальный вид коммуникации реализуется при помощи:
А) устной речи;
Б) письменной речи;
В) мимики;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

21Авторитарный стиль общения характеризуется:

Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

22Систематическое отслеживание, наблюдение состояния объекта образовательной деятельности, анализ его состояния посредством измерения реальных результатов учебной и воспитательной деятельности образовательного учреждения с заданными целями, прогнозирование изменения состояния объекта с целью принятия управленческих решений – это:
А) педагогическая диагностика;
Б) педагогический мониторинг;
В) педагогическая рефлексия;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

23Функция мониторинга, позволяющая провести диагностику и получить целостную информацию о состоянии объекта мониторинга – это:
А) информационная функция;
Б) диагностическая функция;
В) коррекционная функция;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

24Этап мониторинга, характеризующийся выделением критериев и показателей уровней сформированности исследуемого аспекта мониторинга:
А) диагностико-прогностический этап;
Б) коррекционно-деятельностный этап;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

25К внешним причинам внедрения информационных технологий относят:
А) повышение эффективности труда учителя за счет экономии времени;
В) массовое тиражирование средствами ИТ передовых технологий обучения;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

26В комплекс образовательных информационных технологий входят:
А) технологии записи и хранения информации;
Б) телекоммуникационные технологии;
В) поисковые технологии и системы управления базами данных;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

27Педагогические программные средства, используемые для организации деятельности во внеклассной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти, - это:
А) обучающие средства;
Б) досуговые средства;
В) моделирующие средства;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

28Реализация мер по сохранению целостности и конфиденциальности учебной информации, разграничению доступа и идентификации пользователей осуществляется на основе:

Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

29Интерактивные средства, позволяющие одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, видеофильмами, анимированными графическими изображениями, тестом, речевым и звуковым сопровождением, – это:
А) электронные учебно-методические комплексы;
В) мультимедийные средства;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

30Система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области, – это:

В) информационный процесс;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

Вариант 3

Ответ

1Технология обучения – это:
Б) совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации;
В) внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать «систематизацией образования»;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

2Какой параметр Г. К. Селевко не берет за основу классификации педагогических технологий:
А) уровень воспроизведения;
Б) философская основа;
В) методологический подход;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

3Педагогические технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране или регионе:
A) микротехнологии;
Б) макротехнологии;
В) метатехнологии;
Г) мезотехнологии;
Д) нет правильного ответа

4По стилю управления педагогические технологии делятся на:
А) нравственные;
Б) эвристические;
В) авторитарные;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

5Горизонтальная иерархия педагогических технологий не включает в себя:
А) монотехнологии;
Б) политехнологии;
В) микротехнологии;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

6Структура (модель) описания и анализа педагогической технологии не включает в себя:
А) концептуальную часть;
Б) содержательную часть;
В) профессиональную часть;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

7В критериально-оценочную часть педагогических технологий входит:
А) название технологии, целевые ориентации;
Б) структура и алгоритм деятельности субъектов;
В) экспертиза педагогической технологии;
Г) содержание и структура деятельности учителя и ученика, объем содержания;
Д) нет правильного ответа

8Классификации педагогических задач по видам деятельности педагога включает в себя:
А) конвергентные задачи;
Б) воспитательные задачи;
В) оперативные задачи
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

9Последовательно расположите этапы решения педагогических задач
прогностический этап - 4
аналитический этап - 2
рефлексивный этап - 1
процессуальный этап - 3
А) 1,2,4,3;
Б) 2,1,3,4;
В) 1,4,2,3;
Г) 2,4,3,1;
Д) нет правильного ответа

10На каком этапе технологии решения пед. задач происходит осуществление систематического отслеживания осуществляемых действий, оперативная корректировка отобранных способов действий?
A) на аналитическом этапе;
Б) на процессуальном этапе;
В) на прогностическом этапе;
Г) на рефлексивном этапе;
Д) нет правильного ответа

11При анализе учебно-воспитательных ситуаций необходимо учитывать:
А) отношение обучаемого к получению образования и необходимого уровня знаний;
Б) уровень учебных умений и навыков обучаемого;
В) взаимоотношения, сложившиеся с конкретным педагогом, учителем; стиль общения педагога, учителя;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

12Способность человека производить общественно-значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении – это:
А) принципиальность;
Б) активность;
В) созидательность;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

13На основе активизации и интенсификации деятельности можно выделить следующие технологии:
А) технологии саморазвития
Б) технологии программированного обучения;
В) гуманистические технология;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

14В целостном педагогическом процессе игровая деятельность выполняет:
А) развлекательную функцию;
Б) коммуникативную функцию;
В) диагностическую функцию;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

15В процессуальный этап технологии деловой игры входит:
А) формулировка общей цели;
Б) подробный анализ деловой игры;
В) проведение игры в соответствии с разработанной моделью;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

16В поэтапное развертывание педагогического общения не входит стадия:
А) управления общением в педагогическом процессе;
Б) организации непосредственного общения;
В) моделирования предстоящего общения;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

17Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы:
А) мимику;
Б) пантомимику;
В) речь;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

18Индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся – это:
А) формы общения;
Б) методы общения;
В) стиль общения;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

19Демократический стиль общения характеризуется:
А) единоличным решением всех вопросов педагогом;
Б) стремлением педагога минимально включаться в деятельность;
В) повышением роли учащегося во взаимодействии;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

20Что лежит в основании классификации мониторинга на школьный,
районный, областной (региональный),
A) цели мониторинга;
Б) область применения;
В) иерархия систем управления;
Г) основание экспертизы;
Д) нет правильного ответа

21Функция мониторинга, предполагающая контроль за состоянием объекта мониторинга и подготовку рекомендаций для принятия коррекционно-упреждающих управленческих решений.
А) информационная функция;
Б) диагностическая функция;
В) организационно-управленческая функция;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

22Этап мониторинга, характеризующийся сравнением результатов, полученных на разных этапах с первоначальными:
А) итогово-диагностический этап;
Б) коррекционно-деятельностный этап;
В) нормативно-установочный этап;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

23 внутренним причинам внедрения информационных технологий относится:
А) повышение эффективности труда педагога за счет экономии времени;
Б) общественная потребность в людях, владеющих методами информационных технологий;
В) стремительное совершенствование средств новых информационных
технологий;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

24Педагогические программные средства, используемые для наглядного представления учебного материала, визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей, – это:
А) демонстрационные средства;
Б) имитационные средства;
В) обучающие средства;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

25Определение требований педагогической оценки каждого шага проектирования, внедрения и функционирования информационных средств осуществляется на основе:
А) принципапедагогической целесообразности;
Б) принципа самостоятельной работы;
В) принципа информационной безопасности;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

26Виды дистанционных учебных занятий, главной целью которых является определение путей решения учебной проблемы:
A) вводные занятия;
Б) демонстрационные занятия;
В) индивидуальные консультации;
Г) дистанционные тестирования;
Д) нет правильного ответа

27Система функционирования всех компонентов пед.процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени в пространстве и приводящая к намеренным результатам, - это:
А) педагогическая система;
Б) образование;
В) педагогическая технология;
Г) методика.
Д) нет правильного ответа

28Гипертекстовая или гипермедиа система, размещенная на сервере или компакт-диске, – это:
А) электронная книга;
Б) педагогические программные средства;
В) мультимедийные средства;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

29Педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией, - это:
А) информационная технология;
Б) информационная технология обучения;
В) информационный процесс;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

30В обязанности тьютора не входит:
А) составление проверочных заданий;
Б) составление учебной программы, лекций;
В) проведение дистанционных занятий
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные

1 вариант

1. Педагогическая технология – это:

A) совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса

В) это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя

E) все ответы правильные

2. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию. Личностью человек становится в процессе развития -это:

A) Личность B) индивид C) человек D) ученик E) учитель

3. Генеральными факторами, влияющими на продуктивность современного дидактического процесса, являются:

A) педагогическая деятельность, обучение, воспитание;

B) учебный материал; организационно-педагогическое влияние; обучаемость учащихся; время

C) обучаемость учащихся; время

D) учебный материал; организационно-педагогическое влияние;

E) правильных ответов нет

4. Концепции развивающего обучения: направлена на обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества.

D) Концепция Е.Н. Кабановой E) Концепция Г.А.Цукерман

5. Гуманистическая направленность личности учителя – это:

A) самый главный компонент - это направленность на личность другого человека, утверждение наивысших духовных ценностей, моральных форм поведения и отношений, проявление профессиональной идеологии учителя

B) использование учителем гуманистических методик в обучении

C) гуманизация деятельности, достойного самоуважения, целесообразности средств

D) чувства ответственности перед будущим, осознание цели и большой любви к детям начинает формироваться профессиональное мастерство учителя.

E) все ответы правильные

6. Если ученик знает, из чего надо исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучении темы, как их достичь, то его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести. Таким образом, можно говорить о каком методе?

A) модельном B) репродуктивном или объяснительно-иллюстративном

C) программированном D) эвристическом E) проблемном

7. Технология – это:

A) составная процессуальная часть дидактической системы

C) описание процесса достижения планируемых результатов обучения

D) совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве

E) правильных ответов нет

8. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество:

A) развивающее обучение

B) педагогическая деятельность

C) педагогический процесс

D) педагогическое новаторство.

E) аттестация учителей

9. Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

A) цель работы, движение, новизна B) новаторство, деятельность, образец хорошей работы.

C) творческий подход, деятельность, новаторство D) особенности работы, процесс, новаторство

E) деятельность, приемы работы, творчество

10. Понятие «педагогическая технология» может быть представлено аспектами:

A ) научным, процессуально-описательным, процессуально-действенным

B) общепедагогический, частнометодический, локальный

C) предметный, общедидактический, модульный

D) приемы, звенья, элементы

E) правильных ответов нет

11. Концепции развивающего обучения: личностно-развивающего обучения направлена на развитие теоретического сознания и мышления.

A ) Концепция В.В. Давыдова – Д.Б.Эльконина B) Концепция Г.К.Селевко

C) Концепция Л.В. ЗанковаD) Концепция И.С. Якиманской, E) Концепция С.А.Смирнова

12. Сущность модульного обучения состоит в том, что оно:

A) позволяет каждому обучающемуся полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности.

B) осуществляется путем индивидуального общения или через информацию.

С) позволяет самостоятельно добиваться конкретных целей учебной деятельности.

D) позволяет преподавателю индивидуализировать работу с каждым обучающимся E) все ответы правильные

13. Классификации технологий обучения:

A) старые и новые B) естественные и технические C) традиционные и инновационные.

D) традиционные и технологические E) методические и компьютерные

14. Педагоги внесшие усилия на развитие дошкольной педагогики в Германии

A) Е.Н. Водовозова и Е.И. Тихеева В) П.Кергомар, Ф.Фребель, C) Р.Штайнер, Я.А.Коменский

D) Ф.Фребель, Р.Штайнер E) правильных ответов нет

15. Концепции развивающего обучения: направлена на формирование операций мышления, которые она называет приемами учебной работы:

16. Какие педагогические задачи вытекают из общей цели образования, формируются в виде представлений о базовой культуре человека, задаются извне, отражая объективные потребности общества?
A) тактические; B) оперативные; C) стратегические; D) дидактические; E) нет правильного ответа

17. Педагогические программные средства, используемые для организации деятельности во внеклассной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти, - это:
А) обучающие средства; B) досуговые средства; C) моделирующие средства;

18. Технология обучения – это:
А) совокупность знаний о способах и средствах осуществления педагогического процесса;
B) совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации;
C) внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать «систематизацией образования»;
D) нет правильного ответа; E) все ответы правильные

19. На каком этапе технологии решения пед. задач происходит отбор имеющихся средств достижения результата, проектирование воздействия или взаимодействия?
A) на аналитическом этапе; B) на процессуальном этапе; C) на прогностическом этапе;
D) на рефлексивном этапе; E) нет правильного ответа

20. Какой уровень активности в образовательном процессе характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний по образцу:
A) творческий; B) интерпретирующий; C) воспроизводящий;
D) нет правильного ответа; E) все ответы правильные

21. На основе активизации и интенсификации деятельности можно выделить следующие технологии:
А) игровые технологии; B) технологии программированного обучения;
C) гуманистические технология; D) нет правильного ответа; E) все ответы правильные

22. Система ограниченного социального взаимодействия педагога и учеников, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия - это:
А) процесс воспитания; B) педагогический процесс; C) профессионально-педагогическое общение;
D) нет правильного ответа; E) все ответы правильные

Педагогическая технология – это

A)система функционирования всех компонентов педагогического процесса

B)точное инструментальное управление образовательным процессом и гарантированный успех в достижении поставленных педагогических целей;

C)организация хода учебного занятия в соответствие с учебными целями;

D) нет правильного ответа; E)все ответы правильные

24. Массовую разработку и внедрение педагогических технологий относят к середине... годов прошлого века:

A)40-ых B)50-ых; C)70-ых; D)80-ых; E)нет правильного ответа

25. К принципам обучения, применяемым в информационных технологиях, не относится:
A) принцип стартовых знаний; B) принцип интеграции; C) принцип информационной безопасности;
D) принцип моделирования; E) нет правильного ответа

26. Виды дистанционных учебных занятий, главной целью которых является привлечение слушателей:
A) вводные занятия; B) демонстрационные занятия; C) индивидуальные консультации;
D) нет правильного ответа; E) все ответы правильные

27. Педагогические программные средства по методическому назначению делятся на:
A) тренажерные; B) коммуникативные; C) аналитические; D) нет правильного ответа;
E) все ответы правильные

28. В обязанности тьютора входит:
А) сопровождение учебного процесса; B) составление учебной программы, лекций;
C) проведение дистанционных занятий; D) нет правильного ответа;
E) все ответы правильные

29. В концептуальную часть педагогических технологии входит:
А) название технологии, целевые ориентации; B) структура и алгоритм деятельности субъектов;
C) экспертиза пед.технологии; D) нет правильного ответа; E) все ответы правильные

30. Единицей педагогического процесса является:
A) педагогическая ситуация; B) педагогическая задача; C) учащийся;
D) нет правильного ответа; E) все ответы правильные

2- вариант

1. Концепции развивающего обучения: направлена на формирование операций мышления, которые она называет приемами учебной работы:

A) Концепция И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова B) Концепция Е.Н. Кабановой

C) Концепция С.А.Смирнова D) Концепция И.С. Якиманской, E) Концепция Г.К.Селевко

2. Изучается опыт с помощью следующих методов:

A) анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;
B) посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ;

C) изучение УМК учителя; изучение его рабочей документации (планов);
D) проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта.

E) все ответы верны

3. Процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов –это:

A) Обучение B) Развитие C) Воспитание D) Действие E) Процесс

4. Если не известны и промежуточные результаты, и пути их достижения, ученик сталкивается с противоречием между имеющимися знаниями и необходимыми, то есть попадает в проблемную ситуацию. Его поиск приобретает более сложный характер. В этом случае учитель использует какой метод обучения?

A) модельный B) проблемный C) репродуктивный

D) эвристический E) программированный

5. Теория обучения, сформулированная кем в начале 30-х годов, введены понятия “зоны ближайшего развития” “зона актуального развития”?

A) Я.А.Коменским B) Ж.Пиаже C)Л.В. Занкова D) А.В.Выготским E) З.И Калмыковой

6. Концепции развивающего обучения: на создание условий для максимального развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.

C) Концепция Л.В. Занкова D) Концепция З.И Калмыковой E) Концепция Г.К.Селевко

7. Концепции развивающего обучения: направлена на формирование продуктивного или творческого мышления:

A) Концепция Л.В. Занкова B) Концепция З.И Калмыковой

C) Концепция И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова

D) Концепция Е.Н. Кабановой E) Концепция Г.А.Цукерман

8. Концепции развивающего обучения:

A) Концепция Л.В. Занкова,Концепция З.И Калмыковой, Концепция И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова B) Концепция Е.Н. Кабановой, Концепция Г.А.Цукерман

C) Концепция В.В. Давыдова – Д.Б.Эльконина,

D) Концепция И.С. Якиманской, Концепция Г.К.Селевко E) все ответы верны

9. Концепции развивающего обучения: направлена на раннее интенсифицированное общее психологическое развитие личности.

A) Концепция В.В. Давыдова – Д.Б.Эльконина B) Концепция Г.К.Селевко

C) Концепция Л.В. Занкова D) Концепция И.С. Якиманской, E) Концепция С.А.Смирнова

10. В теории обучения, сформулированная А.В.Выготским в начале 30-х годов какие понятия были изложены в работе?

A) духовное развитие, нравственное развитие B) зоны ближайшего развития, зона актуального развития.

C) развитие личности, развитие индивида D) зона развития, высшее развитие E) развитие, обучение

11. Профессиональный потенциал – это:

A) главная характеристика педагога, включающая в себя совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном уровне;

B) скорректированная на цель способность педагога ее реализовать: при этом речь идет о соотношении намерений и достижений;

C) база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь

D) достигать запроектированных результатов. E) все ответы правильные

12. Структура педагогической технологии:

A) предметный, общедидактический, модульный

B) научным, процессуально-описательным, процессуально-действенным

C) концептуальная основа, cодержательный компонент обучения, процессуальная часть-технологический процесс

D) процессуальная часть, концептуальная основа

E) процессуально-описательным, процессуально-действенным

13. Концепции развивающего обучения: направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.

A) Концепция Е.Н. Кабановой B) Концепция С.А.Смирнова

C) Концепция Л.В. Занкова D) Концепция З.И Калмыковой E) Концепция И.С. Якиманской

14. Концепции развивающего обучения: личностно-развивающего обучения направлена на развитие теоретического сознания и мышления.

A) Концепция В.В. Давыдова – Д.Б.Эльконина B) Концепция Г.К.Селевко C) Концепция Л.В. ЗанковаD) Концепция И.С. Якиманской, E) Концепция С.А.Смирнова

15. Эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени – это:

A) передовой педагогический опыт В) профессиональный потенциал педагога

C) новаторство D) педагог-мастер E) идеальный педагог

Понятие «педагогические технологии » пробивалось в педагогическую науку несколько десятилетий, поскольку педагогике как гуманитарной науке привычнее и понятнее были дидактические определения способов обучения и воспитания, формировавшиеся в течение столетий, если начать с Я. А. Коменского, и даже тысячелетий, если вспомнить педагогику Древнего мира. Но все изменяется, и в педагогике, как в зеркале, отразились характерные особенности XX в., а именно: в начале XX в. произошла техническая революция, а в конце - технологическая, «переход от машин к системам деятельности». Техника сказывается не только на развитии какой-либо отрасли науки и техники, но и на учебном процессе. Она врывается в него, диктует свои правила и законы. Так, в 50-х годах в высших и средних учебных заведениях появилось множество всевозможных технических средств обучения (ТОО). Сначала это были тумблерные тренажеры «ОМ-Зск», «Огонек», «Лингва» и дисплейное устройство «К-54» и многие другие, а затем широким фронтом пошли в наступление ЭВМ.

В 60 - 70-е годы возлагались большие надежны на ТСО, кое-кто считал их чуть ли не панацеей от всех педагогических бед. Но со временем пришло понимание, что техника - это положительный, но далеко не решающий фактор в образовании подрастающего поколения, что ее нужно использовать не вместо преподавателя (были, к сожалению, и такие суждения), а там, где это уместно.

С внедрением техники в учебный процесс на Западе заговорили о технологии обучения, связывая ее поначалу именно с ТСО. В России расширили понятие «технология обучения» до термина «педагогические технологии», понимая под этим содержательную технику учебно-воспитательного процесса.

Само слово «технология» (от гр. techne - «искусство, ремесло, наука» + logos - «понятие, учение») означает «совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, например, технология металлов, химическая технология, технология строительных работ и т.д.». Понимая «совокупность» этих знаний как «систему», авторы ряда работ говорят о технологии учебного процесса. Но ведь и дидактика пришла к системному пониманию образования. Дидактика занимается содержанием, способами и средствами образования, целями образования, деятельностью педагога и обучаемого. Педагогические технологии занимаются тем же, используя общеизвестные дидактические принципы: научности, систематичности, системности, прочности обучения; единство обучения, воспитания и развития обучаемого, учет индивидуальных способностей обучаемых при коллективном характере учебного процесса и пр. Так в чем же тогда разница между дидактикой и педагогическими технологиями? Не дань ли это моде, введенной инженерами-преподавателями, являющимися в большей мере инженерами, чем преподавателями, поскольку часто не имеют педагогического образования?

Оказывается, разница есть и большая. Коротко можно сказать так: дидактика - это теория образования в целом, а педагогическая технология - это конкретное, научно обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения опять-таки конкретной, реально выполняемой цели обучения, воспитания и развития обучаемого в частности. Ставится не просто общая цель, например, подготовка высококвалифицированного специалиста, а разрабатываются научно обоснованные конкретные цели по этапам обучения, содержание, способы и средства достижения этих целей, ведущих в конечном счете оптимальным путем к конечной цели, формированию высококвалифицированного специалиста, отвечающего современным требованиям его использования на всех стадиях профессиональной деятельности: исследования, разработки, конструирования, внедрения, эксплуатации оборудования и т.д. При разработке технологии обучения прогнозируется совершенно конкретная деятельность преподавателя и обучаемого с использованием ТСО или без них.

Существует мнение, что педагогика - это искусство. Но ведь искусство посильно не каждому, а только мастеру своего дела, обладающему определенными способностями. Не все преподаватели, к сожалению, обладают педагогическим мастерством, но овладеть педагогической технологией сможет каждый, ибо «искусство основано на интуиции, а технология - на науке». Овладеть этой наукой - значит стать хорошим преподавателем. Нельзя не согласиться с В. П. Беспалько, что «хорошая, научно обоснованная технология обучения и воспитания - это и есть педагогическое мастерство».

Что значит научно обоснованная технология обучения? Это значит, что она построена на научном анализе деятельности, в нашем случае - студента, будущего специалиста, отборе тех качеств, знаний, умений и навыков, которые будут ему необходимы в профессиональной деятельности; анализе и четком отборе учебной информации, т. е. содержания учебного материала, предназначенного для обучения и контроля его усвоения; анализе средств педагогической коммуникации (учебники, пособия, ТСО и методические указания к ним и т.п.; выборе форм и методов обучения, воспитания и развития студен-тов); конкретизации деятельности преподавателя и студента. После научного анализа всего указанного выше следует этап разработки самой технологии обучения на основе педагогической системы, где все компоненты связаны между собой и работают как единое целое. Далее следует проверка разработанной технологии в опытном обучении, ее коррекция, дополнение и изменение, если в этом есть необходимость, и только потом - этап ее реализации в естественных условиях обучения. Необходимо отметить, что педагогическая технология - не есть нечто застывшее и данное на все времена. Она может совершенствоваться или изменяться в зависимости от меняющихся условий обучения.

Важно, чтобы каждый преподаватель вносил в существующую технологию обучения студентов той или иной дисциплине свои научно обоснованные коррективы в зависимости от набора студентов, учета их психологических особенностей, развития соответствующей науки (принцип культуросообразности), их образовательной подготовленности, а также требований времени. В настоящее время требуется подготовка специалистов, которым придется работать в рыночной экономике, и не считаться с этим нельзя.

Таковы в основном этапы разработки педагогических технологий, ведущие преподавателя к овладению педагогическим мастерством, а студентов - своей профессиональной деятельностью. Трудно этого добиться? Естественно, трудно, если технологию обучения разрабатывает один преподаватель. Ее можно разрабатывать всю жизнь, и трудно остановиться, потому что лучшее - враг хорошего, постоянно хочется совершенствоваться. Однако коллективу преподавателей вполне по силам разработать такую технологию обучения, при которой приобретаемые студентами знания, навыки и умения формировали бы естественнонаучное мировоззрение студентов, оказывали бы на них нравственное воздействие, научили бы студентов не просто учиться и работать, а красиво учиться, без троек. Тройка - это безнравственно, это серость.

  • проблемное,
  • программированное,
  • адаптивное,
  • модульное,
  • суггестивное обучение,
  • деловые игры.

Однако - это не методы обучения, а именно технологии обучения, основанные на научном подходе, диагностичной конкретной цели исследования и проектировании познавательной деятельности студентов и прочих особенностях, присущих педагогическим технологиям. Эти технологии обучения основаны на том или ином дидактическом методе, могут использоваться и все общедидактические методы.

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С.Макаренко. В своей всемирно известной "Педагогической поэме" он писал, что "наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди". Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.

Противники идеи технологизации в педагогике считают недопустимой вольностью рассматривать творческий, сугубо интимный, как они считают, педагогический процесс как технологический.

Любая деятельность, отмечает В. П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии .

1 См.: Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хам-блин, Г. Гейс, В.Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А. Г. Ривина, Л.Н.Ланда, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдниева, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и др.

В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента .

1 См.: Щепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М., 1992.

Первоначально многие педагоги не делали различий между технологией обучения, обучающей технологией и педагогической технологией. Термин "педагогическая технология" использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое представление о педагогической технологии предполагает:

Возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт;
возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие "методика" выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Имеются подходы, несколько сужающие понятие педагогической технологии, низводящие ее до "искусства прикосновения к личности", научно обоснованного воздействия на ребенка в контексте ее взаимодействия с окружающим миром (Н. Е. Щуркова и др.).

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. В. В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:

Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;
технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;
органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные - это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.

Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации проекта педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.

Страница 16 из 90

16. Педагогические технологии

Технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.

Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса можно назвать технологией учебного процесса.

В отечественной литературе понятие «технология обучения» расширили до термина «педагогические технологии», понимая под этим содержательную технику учебно-воспитательного процесса.

Наиболее емко смысл термина «педагогические технологии» передает следующее определение.

Педагогические технологии – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.

Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет следующей:

– выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель;

– выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;

– разработка технологии обучения.

Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации этого процесса, выбор методов и средств обучения.

Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация учебного процесса; учащийся, преподаватель; результат деятельности.

Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга.

На сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологий обучения, однако выделено две градации – традиционные и инновационные.

Традиционное обучение опирается на объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, и основная его сущность сводится к процессу передачи готовых известных знаний учащимся.

Новые образовательные технологии зарождаются как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.

Формирование новых технологий осуществляется в следующей последовательности:

– определение возможностей с помощью фундаментальных исследований;

– определение эффективности с помощью прикладных исследований;

– разработка документации, программных и методических средств; обучение преподавателей;

– тиражирование и распространение программных средств.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...