Рассудок - это что такое? Значение слова "рассудок". Что такое рассудок


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

РАССУДОК

Дка, м.

Способность логически мыслить, рассуждать, осмыслять действительность; ум, сознание.

Деятельность рассудка.

Нормальное состояние человеческого сознания.

Потерять рассудок.

Матушка была в каком-то оцепенении; я даже боялась за ее рассудок. Достоевский, Бедные люди.

Здравый смысл, определяющий поведение человека; разум.

Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Н. Некрасов, Памяти Добролюбова.

{Дон Жуан:} Чего же ждать? Не буду малодушен, Чувствительность рассудком изгоню, Без нежных вздохов и без колебаний Пойду я прямо к цели. А. К. Толстой, Дон Жуан.

Что такое РАССУДОК , РАССУДОК это, значение слова РАССУДОК , происхождение (этимология) РАССУДОК , синонимы к РАССУДОК , парадигма (формы слова) РАССУДОК в других словарях

Парадигма, формы слова РАССУДОК - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

парадигма, формы слова РАССУДОК

рассудок

рассу́док,

рассу́дки,

рассу́дка,

рассу́дков,

рассу́дку,

рассу́дкам,

рассу́док,

рассу́дки,

рассу́дком,

рассу́дками,

рассу́дке,

рассу́дках

+ РАССУДОК - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

что такое РАССУДОК

рассудок

рассу ́док

м.

1) Мыслительная способность, позволяющая логически осмыслять действительность; разум.

2) Нормальное, обычное состояние человеческого сознания.

3) Общепризнанный здравый смысл, определяющий поведение человека.

+ РАССУДОК - С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

что такое РАССУДОК

рассудок

РАССУ́ДОК, -дка, м.

1. Способность к мыслительной деятельности, к осмыслению чего-н. Деятельность рассудка. Лишиться рассудка (сойти с ума).

2. Здравый смысл, разумность. С рассудком поступать. Голос рассудка (разумная мысль).

| прил. рассудочный , -ая, -ое (к 1 знач. ).

Синонимы к РАССУДОК - Словарь русских синонимов

сфера сознания, ориентированная на систематизацию и понятийное моделирование результатов персептивного (чувственного) познания бытия. Основными средствами такого моделирования являются законы и правила (формальной) логики. (См. сознание, познание, логика, мышление).

Отличное определение

Неполное определение ↓

РАССУДОК

тип мыслительной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения мышлением предмета. Выступая как необходимое условие работы мышления, его нормативного характера, рассудок осуществляет прежде всего упорядочивающую, систематизирующую функцию по отношению к предмету познавательной деятельности. В то же время абсолютизация в рассудке определенности и устойчивости форм мысли и их упорядочивающей функции приводит к известной скованности рассудочного мышления, опасности его догматизации, необходимости коррекции этих недостатков в реальном, живом познании многообразия действительности. В философской традиции рассудок как начальная, низшая стадия мышления противопоставлялась разуму как более высокой познавательной способности. Наиболее детально типология рассудка и разума была проанализирована в немецкой классической философии у Канта и Гегеля. Они исходят из того, что рассудок выступает как мыслительная деятельность в рамках определенных фиксированных мыслительных структур, «конечных определений мысли», по выражению Гегеля, Основная функция рассужа в процессе этой деятельности - упорядочивание, структуризация внешнего материала, заданного чувственностью, способностью созерцания. По Канту, все определения рассудка как спонтанности знания (в противоположность восприимчивости, чувственности), как способности мыслить и образовывать понятая или суждения сводятся к одному. - способности рассудка давать правила (Кант И. Соч. в 6 т., т. 3, с. 716-717). Осуществляя нормативно-ассимиляционную функцию по отношению к материалу чувственности, рассудок привносит форму в знание, содержание которого задается чувственным созерцанием. При этом Кант считает, что применение правил рассудка в реальном познании должно обязательно опосредствоваться т. н. способностью суждения - возможностью живого человеческого сознания применять общее нормативное правило в конкретной ситуации.

В своей концепции рассудка как нормативно-ассимиляционной функции мышления Кант по существу фиксирует специфику работы мышления в режиме «закрытой рациональности», предполагающей познание в рамках заданной системы предпосылок. В отличие от Гегеля, признавшего, хотя и с значительными оговорками, роль рассудка в познании, но настаивавшего на том, что мышление в наибольшей степени реализует свой творческий потенциал в разуме. Кант ограничивал познавательные возможности мышления только деятельностью рассудка на основе выделенных им в «Критике чистого разума» неизменных априорных предпосылок, представлявших канонизацию традиционной системы философских категорий и исходных основоположений современной ему научной картины мира. Признавая за Кантом несомненную заслугу выявления особой функции исходных предпосылок познавательных систем (научных картин мира, парадигм, исследовательских программ и пр.), современная методология науки в то же время отвергает абсолютизацию любых таких исходных посылок в духе кантовского априоризма, предусматривая возможности их совершенствования или даже отбрасывания. Т. о., «закрытость» мысли как рассудка должна рассматриваться в более широких контекстах и перспективах ее «открытости».

Отличное определение

Неполное определение ↓

Вы слышали о том, что влюбленные отказываются мыслить логически и могут на время терять рассудок? Все мы однозначно сталкивались с подобной фразой в различных жизненных ситуациях, но не всегда задумывались о ее истинном значении. Что значит слово "рассудок"? Это и стало темой данной статьи.

Рассудок: значение слова

Про людей, которые могут в любой ситуации принимать правильные решения, говорят, что они руководствуются рассудком. Что включает в себя это понятие? Давайте попробуем заглянуть в словарь, возможно, именно он раскроет все тайны слова.

Конечно, значение слова "рассудок" можно искать в различных справочниках, но лучше всего вам подойдет "Философский энциклопедический словарь". Да, да, именно философия лучше всего характеризует данное понятие. Не удивляйтесь, философы всегда пытались выяснить связь между рассудком и разумом и пытались дать ему точное определение. Труды многих знаменитых античных мыслителей были посвящены поискам понимания того, что такое рассудок. Это являлось одной из самых популярных тем и среди немецких философов Нового времени. Они внесли серьезный вклад в изучение данного вопроса.

Если суммировать определения из многочисленных научных работ, касающихся данной тематики, то можно сказать, что рассудок - это один из вариантов мыслительной деятельности человека, который позволяет оперировать готовыми представлениями - суждениями - выстраивая их в определенную цепочку. Многие философы называли подобное мышление низшей формой разума.

Характеристика рассудка

Как можно охарактеризовать данный мыслительный процесс? Обычно в представлении каждого человека существует такое понятие, как "холодный рассудок". Оно как нельзя точно характеризует данное слово. Ведь многие проводят параллель между рассудком и логикой. Между ними и вправду очень много общего:

  • апелляция к фактам;
  • отсутствие эмоциональной окраски;
  • умение находить взаимосвязь между различными предметами познания;
  • нахождение нужной модели поведения из полученного жизненного опыта.

Многие философы утверждают, что рассудок не несет познавательной деятельности, а просто соотносит новые факты с базой уже имеющихся информативных полей. Он выполняет упорядочивающую функцию, но довольно часто рассудочное суждение способно стать догматичным. Оно не получает новых образов извне и не способно порождать их.

Рассудок в трудах Канта и Гегеля

Множество научных трудов Канта посвящено рассудочному мышлению человека. Кант считал, что рассудок - это то, что превращает человеческое восприятие предмета в процессе познавательной деятельности, которой в равной степени может быть и ситуация, в опыт. Именно данный тип мышления способен объединить эти две категории и воссоздать взаимосвязи между ними.

Кант давал следующие характеристики рассудка:

  • отделение понятий друг от друга (они не сталкиваются и имеют четкие определения);
  • верная классификация всего того, что воспринимает разум относительно опыта, и отделение от эмоциональной составляющей;
  • систематизация знаний, умений и навыков в опыт.

Можно сказать, что он всегда находится на страже здравого смысла. Потерять рассудок - это значит лишиться возможности правильно воспринимать окружающий мир и принимать массу противоречивых решений, которые могут привести даже к гибели конкретного индивида или группы индивидов.

Деятельность рассудка

Рассудку свойственно абстрагирование. Он никогда не проникает в глубину проблемы или какого-либо предмета, а отдаляется от него и рассматривает немного свысока. Считается, что рассудок механизирует мышление, оно становится более сухим и напоминает деятельность по определенному выстроенному алгоритму действий. В реальности данный алгоритм не может быть абсолютно рациональным, так как он опирается на собственный уже приобретенный опыт. То есть в любом случае содержит определенную субъективность.

Рассудок и разум

Философы никогда не разделяли данные понятия. Рассудок и разум являются неотделимыми друг от друга и представляют собой две формы мыслительной деятельности человека. Но не стоит их путать, различия между этими формами мышления очевидны даже людям, которые никогда не увлекались философией и психологией.

Человек не может во всех жизненных ситуаций ориентироваться только на свой рассудок. В этом случае его жизнь превратится в череду формальностей и будет целиком и полностью подчинена рационализму. Все образы рассудка формальны, они не способны преобразовываться и трансформироваться. Из уже сложившихся форм никогда не образуется нечто новое, это попросту невозможно. Рассудок будет до бесконечности "доставать" из глубин своего хранилища одни и те же образы, примеряя их к новым ситуациям. В конечном итоге действия человека теряют спонтанность, живость и творческое начало. О людях, которые в своем большинстве руководствуются рассудком, говорят, что они "сухие" и "холодные".

Разум, в отличие от рассудка, оперирует образами различной степени. Он словно бы рассматривает предмет со всех сторон, познает его. В этом процессе участвуют нравственная, культурная и художественная составляющие. Каждое решение, принятое разумом, ведет к развитию человека, выводя его на новый уровень. Если рассудок и нравственное мышление предлагают диаметрально противоположные варианты решения проблемы, то разум в этом случае способен выйти на компромисс, объеденив все варианты в наиболее приемлемой форме.

Образы как инструмент разума и рассудка

Некоторые философы подчеркивают, что обе формы мышления пользуются образами. Но каждая из них приспособлена только для определенных мыслительных образов. Если упростить объяснение, то можно сказать, что разум позволяет себе массу различных вариантов образного мышления. Они бывают символическими с яркой эмоциональной окраской, что более свойственно воображению. А могут быть крайне строгими и четкими. Образы разума принято назвать разумениями.

Рассудок тоже оперирует образами, но они являются формальными. То есть они существенно отдаляются от жизни, становятся безжизненными и "сухими". Образы рассудка называются рассуждениями.

Рассудочное и разумное мышление: эволюция представлений в философии

Еще во времена античности философы четко разделяли оба вида мышления и видели между ними разницу. По суждениям многих древнегреческих мыслителей, рассудок способен познавать бытие и все то, что окружает человека. Он создан для суждений о земном, а разум открывает божественное и высшее.

Существует философская теория, согласно которой разум способен выхватывать из происходящего всю суть и объединять противоположности. В отличие от него, рассудок, наоборот, "раскладывает" все части единого по разным местам и "хранит" их по отдельности.

Большой вклад в сравнительный анализ и разработку теоретического определения разума и рассудка внес Иммануил Кант. Он утверждал, что рассудок принимает непосредственное участие в познании - без него процесс не может быть законченным. Любое знание проходит чувственный этап, затем рассудочный и только потом принимается разумом. В понимании Канта рассудок ограняет любое знание, он оттачивает его и ограничивает. Но разуму свойственно переходить за эти ограничения и менять пределы, он руководствуется чувственным восприятием, а не догматичными образами.

Гегель в своих трудах тоже не обошел вниманием тему мышления. Он доказывал тот факт, что разум представляется мышлением бесконечным, а рассудок имеет четкие границы и может являться только конечным мыслительным процессом. Разум воспринимается как свободная деятельность души или духа, ищущего и алчущего знаний.

Марксизм обращался в своих изысканиях к работам Канта и Гегеля, признавая их правоту в одних суждениях и опровергая другие. Учение подразумевает единство разума и рассудка, в тесной взаимосвязи они способны формировать теоретическое мышление. В их тандеме рассудок становится опорой разума, классифицируя и анализируя понятия.

Пример деятельности разума и рассудка

Довольно трудно представить, как происходят мыслительные процессы в той или иной ситуации и каким образом они задействуются. Давайте попробуем разобраться на крайне простом примере.

Представьте себе, что вы приходите к себе домой и обнаруживаете беспорядок в спальне, которого не было утром. Что происходит с вами в это момент? Правильно, после первоначального удивления вы начинаете думать. И в этот момент перед вами проходят различные образы, характеризующие возможные причины произошедшего. Ваши дальнейшие действия будут зависеть именно от того, какой вариант окажется правильным. Процесс выбора верного варианта является очень сложным и задействует массу граней мышления. Можно представить его поэтапно следующим образом:

  • Восприятие ситуации дает массу впечатлений. Это можно назвать подготовкой к разумному осмысливанию, в процессе которой образы пытаются трансформироваться во что-то знакомое и понятное. То есть мы пытаемся сравнить ожидаемую ситуацию с реальной увиденной.
  • На втором этапе происходит сравнение полученной картины с той, которая, по нашему пониманию, должна быть. Разум ищет возможность охарактеризовать данную ситуацию, определить, к чему ее можно отнести. В конечном итоге разумение относит картину в спальне к беспорядку.
  • Поиск причины тоже происходит разумом. В процессе подбираются несколько правдоподобных причин, которые могут объяснить ситуацию.
  • Рассудок начинает активно сопоставлять все причины с реальной картиной произошедшего, выстраивая логическую цепочку. В конце должна остаться только одна причина.
  • Выяснив причину, рассудок начинает составлять алгоритм действий, соотнесенный с личностью виновника и причиной. Выносится конечное суждение.

Конечно, данный пример не раскрывает всей сложности мыслительного процесса, он слишком прост. Но все же позволяет немного проникнуть в тайны разумений и рассуждений.

Фразеологизмы о рассудке

Многие фразы связаны с упоминанием рассудочного мышления человека. В разнообразных ситуациях они очень точно способны передать суть происходящего. Например, потеря рассудка представляется довольно печальным событием для конкретного человека в глазах окружающих его людей. Потерять рассудок можно в различных ситуациях, и обычно это связано с каким-нибудь трагическим для личности событием, в результате которого способность рассуждать здраво, подчиняясь логике, у человека пропадает. Обычно это ограничивается определенным промежутком времени, он зависит от масштабов события и особенностей психики индивидуума. В этом случае можно говорить про помутнение рассудка. Этот процесс воспринимается как временное и обратимое лишение здравомыслия.

В некоторых случаях потерянный рассудок ассоциируется с сумасшествием. В XVIII-XIX веке так говорили о людях, находящихся на лечении в психоневрологических клиниках. Чаще всего пациенты данных учреждений не имели шансов возвратить свой рассудок и встать в ряды здоровых людей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что рассудок является неотъемлемой частью мыслительного процесса здорового человека. Последний отличается так называемым здравомыслием и может самостоятельно принимать решения благодаря своим умозаключениям. Индивид, потерявший рассудок, не может быть членом общества и нуждается в помощи.

Рассудок в литературных образах

Поэты и литераторы, стараясь донести до читателей свои душевные порывы, довольно часто использовали в произведениях сравнительные образы, применяя слово "рассудок". Оно хорошо характеризует некоторые грани человеческой души и эмоционально-чувственного восприятия. К примеру, так звучит строка из стихотворения Алексея Толстого: "Коль любить, так без рассудку…" Автор буквально в нескольких словах передал всю силу чувства любви, которое отметает все правила и преодолевает любые границы. Данная фраза вообще очень характерна для русского народа, который совершает множество поступков под влиянием душевных порывов и благодаря им.

Ведь любить без рассудку - это значит не анализировать свое чувство, не пытаться подчинить его правилам. При такой влюбленности человек полностью подчинен эмоциональному восприятию и руководствуется только чувствами. Его разум и рассудок в равной степени не влияют на восприятие предмета и объекта страсти.

В литературных образах довольно часто поступки главных героев оцениваются с точки зрения рассудочности. При этом отсутствие таковой признается в некоторых ситуациях за слабохарактерность и неумение принимать решение.

Рассудком обладает каждый человек, без него мы не могли бы совершать героические поступки, подниматься по карьерной лестнице и действовать в экстремальной ситуации. Он является символом здоровья и ума, но не забывайте в своих рассудочных суждениях о чувствах и эмоциях. Ведь они делают нашу жизнь ярче и интереснее, а голос рассудка всегда подскажет, когда нужно вовремя остановиться.

РАССУДОК, -дка, м. I. Способность к мыслительной деятельности, к осмыслению чего-н. Деятельность рассудка. Лишиться россу дка (сойти с ума). 2. Здравый смысл, разумность. С рассудком поступать. Голос рассудка (разумная мысль). II прил. рассудочный, -ая, -ое (к 1 знач.).

РАССУДОК - книги

… шестерых детей и после всех этих потерь оставалась в своем разуме, а потом вдруг дворник как-то ее коту хвост отрубил – она этим так огорчилась, что с горя потеряла рассудок, начала кусаться, и ее св…

…о злом, о том, как притягательна власть и как сложно сохранить рассудок, обладая безграничным могуществом, о том, как даже лютому злодею можно помочь, наставив его на путь истинный. Эта сказка о порок…

…снова идет в поход, с ним его друзья, а против него извечные враги – маги, возжелавшие заполучить его жизнь и удачу. А еще заброшенный, растворяющий рассудок город огров и некто, вернувшийся из холодн…

…вого города Брюгге жила бегинка, потерявшая рассудок, в тихом помешательстве; ее держали в монастыре Св. Крови, потому что она была безобидна. Но из уважения к духовной одежде ей не позволяли больше о…

РАССУДОК - слова близкие по значению

  • ПОМРАЧИТЬСЯ , -чишься, 1 и 2 л. не употр.), -чится; сов. (книжн.). Омрачиться; сделаться смутным, неясным. Рассудок помрачился....
  • РАССУДОЧНЫЙ , -ая, -ое; -чен, -чна. 1. см. рассудок. 2. Отличающийся преобладанием рассудка над чувством. Рассудочная любовь. Р....
  • СБРЕНДИТЬ , -дю, -лишь; сов. (прост.). 1. Струсить, а также оплошать. Сначала расхрабрился, а потом сбрендил. 2. Потерять рассудок, а...
  • ДЕТСТВО , -а, ср. Ранний, до отрочества, возраст; период жизни в таком возрасте. Счастливое д. Друг детства. Провести д. в деревне....
  • ЗДРАВЫЙ , -ая, -ое; здрав. 1. Толковый, рассудительный, трезвый (в 3 знач.). 3. ум. Здравая мысль. 3. смысл (рассудок). Здраво...
  • СОЙТИ , сойду, сойдешь; сошел, сошла;сойди; сошедший; сойдя; сое. 1. с чего. Идя (в 1 и в нек-рых сочетаниях во 2 знач.),...

). Однако рассудок может быть без понятий и понятия бывают без рассудка.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

РАССУДОК

форма мышления, в к-рой его всеобщая диалектич. осуществляется и проявляется превращенно – как специфически субъективная способность логически обрабатывать материал познания, придавая ему определенность, организованность и , а также как дискурсивное в нем. Р., в интуиции, представляется лишенным творч. функций, хотя на деле они лишь не находят в Р. явного выражения. Следует отличать Р. как филос. категорию от обыденного Р. (см. Здравый смысл).

В пределах Р. абстракции наделяются самостоят., самодовлеющим значением. Поэтому , становясь рассудочным, выступает как якобы лишь в противовес чувственности, к-рая представляется монополизирующей конкретность. Отсюда – характернейшие черты Р.: ориентация на абстрактное , абстрактную и т.п. Поскольку Р. выносит характеристики мышления как творч. процесса вне себя, он фиксирует лишь р е з у л ь т а т ы разрешения всякого диалектич. противоречия, безотносительно к самому противоречию. Такие результаты неизбежно получают форму разрозненных фрагментов, замкнутых в себе "систем готового знания", не поддающихся никакому рацион. синтезу друг с другом средствами Р.

Р. разрывает эмпирич. и собственно теоретич. способы применения мышления и превращает их в самостоят. "типы", из к-рых второй якобы не глубже проникает в , а воспаряет над ним в абстракции. Для Р. характерны рядоположность, внешняя . В особенности Р. свойственно гипертрофирование различия: с его т. зр. есть высший научности. Языковое , к-рое никогда не может быть единств. способом опредмечивания мыслит. деятельности, фетишизируется (знаковый ). Поэтому специфич. законам языковых операций процесса рассуждения придается законов будто бы самого познающего мышления. Отсюда , будто логикой мышления должна быть не содержательная, а . Р. гасит в знании, взятом как внешний , его собств. генетич. процесса, подменяя строгость понимания строгостью изложения. Тем самым Р. придает понятию форму, "лишенную понятия" (см. К. Marx, Das Kapital, Bd 1, В., 1960, S. 106; Bd 3, В., 1960, S. 197, 225, 382, 387, 428, 435, 869). P. свойственна иллюзия, будто возможна алгоритмизация мышления, его машинизация. На деле к движению по алгоритму не сводимо также и рассудочное мышление, ибо и здесь остается содержательным и подчиняется содержательной логике, хотя и в превращенной форме. Именно Р. выступает как "огрубляющее" мышление, ставящее созданную субъективной рефлексией на место явно предметной связи.

Марксизм объясняет Р. как превращенную форму на пути анализа его с т. зр. социальной природы познания. Р. как самостоят. , не снятая разумом, а противостоящая ему, есть не вечная, а исторически преходящая форма, порожденная разделением деятельности, ее отчуждением. Особенность Р. и его предмета всецело определяется этими особенностями деятельности. Р. есть способ мышления, позволяющий использовать в формально-присвоенной, но творчески не освоенной форме гораздо большую теоретич. культуру, чем та, к-рая стала достоянием способностей использующего ее индивида. Однако посредством Р. все же совершается положит. работа . Поэтому науч. Р. должна обнаруживать в нем превращенные формы познающего мышления, в противовес нигилистич. отрицанию Р. иррационализмом, алогизмом.

Р. не способен отстоять науку от субъективистско-идеологич. элемента, напротив, он мирно уживается с ним, даже придавая ему респектабельный, наукообразный . Так, вульгарная политич. , оставаясь в плену "отчужденных по отношению к внутренней связи форм проявления", "лишь вносит известный рассудочный " в воспроизводящие их представления (см. тамже, Bd 3, S. 829, 885). Вульгарная т. зр. принимает формальную организованность фрагментарного знания за познания, а его универс. и творч. характер – за "иррациональное". Уже Гегель понял, что эта мнимая рациональность "...принадлежит на деле области рассудка", а это мнимое "и р р а ц и о н а л ь н о е" есть "начало и след р а з у м н о с т и" (Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 336). Подчеркнув правоту этой мысли Гегеля (см. К. Маркс , в кн.; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 340–41), Маркс показал, что превращенные формы, фрагментарные и "лишенные понятия", суть объективно существующие иррациональные формы (см. тамже, с. 389). "Рассудок нисколько не спотыкается о них" именно потому, что он – столь же превращенная, полная иррациональности форма познания (см. К. Marx, Das Kapital, Bd 3, S. 829). Поэтому Р. – ключ к критике иррационализма, как такой реакции на Р., к-рая, находясь в негативной зависимости от него, еще не способна его преодолеть.

Р. есть несуверенное мышление, заведомо подчиненное внешней целесообразности. Р. – носитель стандартности, слепой нормативности. С подлинно филос. проблематикой Р. не справляется и сдает ее враждебным разуму силам.

В сов. филос. лит-ре развивается и иная т. зр. на Р. (П. В. Копнин), согласно к-рой Р. есть низшая, нетворч. форма всякого теоретич. мышления, общая человеку с нек-рыми животными и информац. машинами. Историко-филос. очерк и лит. см. при ст. Разум .

Г. Батищев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

РАССУДОК

РАССУДОК - мыслительной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения мышлением предмета. Выступая как работы мышления, его нормативного характера, рассудок осуществляет прежде всего упорядочивающую, систематизирующую функцию по отношению к предмету познавательной деятельности. В то же абсолютизация в рассудке определенности и устойчивости форм мысли и их упорядочивающей функции приводит к известной скованности рассудочного мышления, опасности его догматизации, необходимости коррекции этих недостатков в реальном, живом познании многообразия действительности. В философской рассудок как начальная, низшая мышления противопоставлялась разуму как более высокой познавательной . Наиболее детально рассудка и разума была проанализирована в немецкой классической философии у Канта и Гегеля. Они исходят из того, что рассудок выступает как мыслительная деятельность в рамках определенных фиксированных мыслительных структур, “конечных определений мысли”, по выражению Гегеля, Основная рассужа в процессе этой деятельности - упорядочивание, структуризация внешнего материала, заданного чувственностью, способностью созерцания. По Канту, все определения рассудка как спонтанности знания (в противоположность восприимчивости, чувственности), как способности мыслить и образовывать понятая или суждения сводятся к одному. - способности рассудка давать правила (Кант И. Соч. в 6 т., т. 3, с. 716-717). Осуществляя нормативно-ассимиляционную функцию по отношению к материалу чувственности, рассудок привносит форму в , содержание которого задается чувственным созерцанием. При этом Кант считает, что применение правил рассудка в реальном познании должно обязательно опосредствоваться т. н. способностью суждения - возможностью живого человеческого сознания применять нормативное в конкретной ситуации.

В своей концепции рассудка как нормативно-ассимиляционной функции мышления Кант по существу фиксирует специфику работы мышления в режиме “закрытой рациональности”, предполагающей в рамках заданной системы предпосылок. В отличие от Гегеля, признавшего, хотя и с значительными оговорками, роль рассудка в познании, но настаивавшего на том, что мышление в наибольшей степени реализует свой творческий потенциал в разуме. Кант ограничивал познавательные возможности мышления только деятельностью рассудка на основе выделенных им в “Критике чистого разума” неизменных априорных предпосылок, представлявших канонизацию традиционной системы философских категорий и исходных основоположений современной ему научной картины мира. Признавая за Кантом несомненную заслугу выявления особой функции исходных предпосылок познавательных систем (научных картин мира, парадигм, исследовательских программ и пр.), современная в то же время отвергает абсолютизацию любых таких исходных посылок в духе кантовского априоризма, предусматривая возможности их совершенствования или даже отбрасывания. Т. о., “закрытость” мысли как рассудка должна рассматриваться в более широких контекстах и перспективах ее “открытости”.

В. С. Швырев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "РАССУДОК" в других словарях:

    См. ум не имеющий здравого рассудка... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. рассудок разум, ум, интеллект; сметка, умственные способности, мыслительные способности, разумность … Словарь синонимов

    рассудок - (рассудок и разум) в философско психологической традиции два типа работы логического мышления. Рассудок, будучи одним из моментов движения мысли к истине, оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твердо… … Большая психологическая энциклопедия

    Рассудка, мн. нет, м. 1. Мыслительная способность, позволяющая логически осмыслять действительность, то же, что разум в 1 знач. (книжн.). Деятельность рассудка. Категории рассудка. 2. Нормальное, обычное состояние человеческого сознания. «Я не… … Толковый словарь Ушакова

    РАССУДОК, дка, муж. 1. Способность к мыслительной деятельности, к осмыслению чего н. Деятельность рассудка. Лишиться рассудка (сойти с ума). 2. Здравый смысл, разумность. С рассудком поступать. Голос рассудка (разумная мысль). | прил. рассудочный … Толковый словарь Ожегова

    Англ. reason; нем. Vernunft. 1. Способность строго оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить знания в определенную систему. 2. Здравый смысл. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...