Какие передачи вел дмитрий быков. Дмитрий Львович Быков (писатель): биография, личная жизнь, творчество. Наиболее известные романы Быкова

Заявление по делу Юрия Дмитриева.

Юрий Алексеевич Дмитриев (1956) — карельский историк-поисковик, посвятивший 30 лет своей жизни восстановлению памяти о жертвах политических репрессий, основатель мемориальных комплексов общероссийского значения "Сандармох", "Красный Бор", мемориального кладбища на Секирной горе (Соловки) и др., составитель книг "Место расстрела Сандармох", "Поминальные списки Карелии", "Беломорско-Балтийский водный путь", "Их помнит Родина", "Красный Бор" и др. Только в Сандармохе Ю. Дмитриев нашел места захоронения и установил личности около 7 тысяч расстрелянных 56 национальностей. Всего же им найдены более 55 тысяч имен погибших и пострадавших от репрессий.

Награжден: премией имени А. Д. Сахарова и орденом "За мужество", премией Московской Хельсинкской группы, Золотым Крестом Заслуги Республики Польша, Почетной грамотой Республики Карелия; дважды финалист премии Фонда Б. Немцова, финалист премии Е. Гайдара.

Ежегодно пятого августа, в день памяти о начале Большого сталинского террора, в Сандармох и Красный Бор приезжают родственники российских граждан, расстрелянных в этих местах, родственники расстрелянных граждан бывших республик СССР, делегации зарубежных стран, граждане которых также расстреляны в лесах Карелии.

24 сентября нынешнего года мемориальный комплекс "Сандармох" посетила делегация из двадцати послов Европейского союза.

В то же время в Карелии в отношении историка Юрия Дмитриева возбуждено очередное уголовное дело, 28 июня 2018 г. он вновь арестован, идет повторное судебное разбирательство.

Менее чем за три месяца до второго ареста, 5 апреля 2018 г., Ю. Дмитриев был оправдан Петрозаводским городским судом после длительного содержания в СИЗО и психиатрических клиниках. Суд подтвердил его невиновность, незаконность предъявленных обвинений в изготовлении детской порнографии и развратных действиях.

Но карельские следователи и прокуроры не остановились. Они не признали противоправность своих действий, добились отмены оправдательного приговора и пытаются осудить Ю. Дмитриева по еще более тяжкой статье "Насильственные действия сексуального характера" (наказание до 20 лет лишения свободы).

Пущены в ход недопустимые и бесчеловечные методы: давление на приемную дочь Ю. Дмитриева, манипуляция сознанием ребенка ради получения показаний против близкого человека.

Инициаторы этого дела стремятся любой ценой не допустить оправдания, очернить и посадить Ю. Дмитриева, чтобы не нести ответственность за незаконную организацию уголовных дел, незаконное — уже около трех лет — содержание невиновного человека под стражей и в психиатрических учреждениях.

Об этом наглядно свидетельствует организованная в СМИ, в том числе и на федеральных каналах, грязная кампания в отношении Ю. Дмитриева, которого, не дожидаясь окончания судебного разбирательства, уже на всю страну объявили преступником; на экранах телевизоров и в интернете демонстрируются фото девочки из материалов следственного дела, которые возможно получить только из рук силовых структур; осуществляется давление на специалистов.

И все это для направления общественности "по ложному следу" с целью возбуждения ненависти к Ю. Дмитриеву, а в итоге — оказания массированного давления на суд.

Самое страшное, что для достижения этих неправедных целей ломается судьба ребенка, которому подобной "защитой" ее интересов нанесены и наносятся непоправимые душевные травмы.

Деятельность следователей и прокуроров Карелии в отношении Ю. Дмитриева входит в противоречие с официальной позицией федерального центра, демонстрирующего последовательную поддержку процесса реабилитации жертв политических репрессий и увековечения мест их захоронений, т. е. всей той работы, которой занимается Ю. Дмитриев.

Призываем общественность, экспертное сообщество, СМИ продолжать пристально следить за делом Юрия Дмитриева и не позволить силовикам Карелии расправиться с достойным гражданином России, который посвятил тридцать лет своей жизни восстановлению и сохранению памяти о наших согражданах и гражданах иных государств, безвинно погибших во времена "Большого террора" — сталинских массовых репрессий 1937-1938 годов. Нельзя позволить замолчать и извратить трагические страницы истории России.

Надежда Ажгихина, журналист
Константин Азадовский, член исполкома Санкт-Петербургского ПЕН-клуба, член Германской академии языка и литературы
Александр Акиньшин, научный редактор Книги памяти жертв политических репрессий Воронежской области
Светлана Алексиевич, писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе
Михаил Алдашин, режиссер, художник, лауреат кинопремий "Ника" и "Золотой Орел"
Александр Архангельский, писатель, профессор Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ
Юлия Ауг, актриса
Лия Ахеджакова, актриса, народная артистка России
Алексей Бабий, председатель Красноярского общества "Мемориал", руководитель рабочей группы по подготовке Книги памяти жертв политических репрессий Красноярского края
Дмитрий Бавильский, писатель
Всеволод Багно, член-корреспондент РАН, научный руководитель ИРЛИ (Пушкинский дом)
Ирина Балахонова, издатель
Екатерина Барабаш, кинокритик
Гарри Бардин, режиссер анимации
Нуне Барсегян, писатель
Леонид Бахнов, писатель
Надежда Беленькая, переводчик
Евгений Белянчиков, председатель Союза журналистов Республики Карелия, редактор сайта "Карелия.Ньюс"
Анатолий Бергер, поэт, прозаик, член общества "Мемориал", репрессированный по 70 статье УК РСФСР
Андрей Бильжо, художник, почетный член Академии художеств РФ, академик Академии графического дизайна
Татьяна Бонч-Осмоловская, писатель
Валерий Борщев, журналист, правозащитник, сопредседатель Московской Хельсинкской группы
Нина Брагинская, антиковед, член инициативной группы, создававшей общество "Мемориал", профессор НИУ ВШЭ и РГГУ
Константин Бронзит, режиссер-мультипликатор, заслуженный деятель искусств РФ.
Марина Бувайло, писатель, поэт
Тамара Буковская (Мишина), поэт

Дмитрий Быков, писатель, поэт

Ольга Варшавер, переводчик
Юрий Вдовин, член Правозащитного совета Санкт-Петербурга
Дмитрий Веденяпин, поэт, переводчик
Томас Венцлова, поэт, литературовед, публицист
Алина Витухновская, писатель
Марина Вишневецкая, писатель
Борис Вишневский, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга ("Яблоко"), обозреватель "Новой газеты"
Татьяна Вольтская, поэт, журналист
Мария Галина, писатель, переводчик
Сергей Гандлевский, поэт
Алиса Ганиева, писатель
Александр Гельман, драматург, поэт
Лидия Головкова, главный редактор Книги памяти "Бутовский полигон", с. н. с. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, автор книг о местах массовых злодеяний в Москве
Анатолий Голубовский, кандидат искусствоведения, член Совета Вольного исторического общества
Яков Гордин, литератор
Варвара Горностаева, издатель
Борис Гребенщиков, музыкант
Дмитрий Григорьев, поэт
Марк Гринберг, переводчик
Наталья Громова, писатель
Игорь Губерман, писатель
Юлий Гуголев, поэт
Любовь Гуревич, литератор, искусствовед
Иван Гусев, главный редактор газеты "Карельская Губерния", депутат Законодательного Собрания Республики Карелия
Юлия Гусева, переводчик
Александр Даниэль, член правления Международного общества "Мемориал"
Владимир Дашкевич, композитор
Наталия Демина, журналист
Иван Джуха, автор проекта "Греческий мартиролог", составитель Книг памяти греков- жертв сталинских репрессий
Виталий Диксон, писатель
Сергей Дмитриев, кандидат исторических наук, с.н.с. Отдела Китая Института Востоковедения РАН, зав.сектором древней и средневековой истории Китая; доцент УНЦ "Философия Востока" Философского ф-та РГГУ
Антон Долин, кинокритик, главный редактор журнала "Искусство кино"
Вероника Долина, поэт
Олег Дорман, кинематографист
Татьяна Дорутина, член Правозащитного совета Санкт-Петербурга
Ольга Дробот, переводчик
Дмитрий Дубровский, кандидат исторических наук, член Правозащитного совета Санкт-Петербурга
Валерий Дымшиц, доктор химических наук, преподаватель, переводчик
Наталия Евдокимова, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
Никита Елисеев, критик, переводчик, ведущий библиограф Российской Национальной библиотеки
Ирина Ерисанова, заведующая домом-музеем Б.Л.Пастернака
Евгений Ермолин, эссеист, историк культуры
Виктор Есипов, литературовед, поэт
Георгий Ефремов, поэт, переводчик
Михаил Ефремов, актер, заслуженный артист России
Вадим Жук, поэт, драматург
Алексей Захаренков, поэт, издатель
Андрей Збарский, журналист
Андрей Звягинцев, кинорежиссёр
Андрей Зубов, историк, религиовед
Наталья Иванова, писатель
Виктория Ивлева, журналист
Геннадий Калашников, поэт
Максим Камакин, адвокат Международной коллегии адвокатов "Санкт-Петербург"
Игорь Карлинский, член Правозащитного совета Санкт-Петербурга
Нина Катерли, писатель
Юлий Ким, поэт, бард
Виктор Кириллов, доктор исторических наук, составитель Книг памяти (Екатеринбург)
Александр Кобринский, доктор филологических наук, профессор, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 5-го созыва
Николай Кононов, писатель
Николай В. Кононов, журналист и писатель, автор романа "Восстание"
Ирина Кравцова, филолог
Сергей Красильников, доктор исторических наук, профессор (Новосибирск)
Геннадий Красухин, литературовед
Сергей Кривенко, член правления Международного общества "Мемориал"
Леонид Крикун, адвокат
Михаил Кром, доктор исторических наук, профессор факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге
Сергей Кропачев, доктор исторических наук, член редакции Книги памяти жертв политических репрессий Краснодарского края
Павел Кудюкин, сопредседатель Профсоюза "Университетская солидарность"
Сергей Кузнецов, писатель
Илья Кукулин, кандидат филологических наук, с.н.с. факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ
Иван Курилла, доктор исторических наук, профессор ЕУ СПб
Игорь Кучеренко, действительный государственный советник юстиции 3-го класса, адвокат, член Правозащитного совета Санкт-Петербурга
Майя Кучерская, писатель
Александр Лавров, академик РАН
Ксения Ларина, журналист
Олег Лекманов, филолог
Алексей Лидов, академик РАХ, зав. отделом культуры древности Института мировой культуры МГУ
Джонатан Литтелл, писатель, лауреат Гонкуровской премии
Елена Лозинская, переводчик
Светлана Лопатина, автор трёхтомной монографии "Технологический институт. ХХ век" — Книги памяти о репрессированных технологах
Лидия Луговая, инженер, химик
Сергей Лукашевский, член Московской Хельсинкской группы, исполнительный директор Сахаровского центра
Иван Максимов, режиссер анимационного кино, многократный лауреат отечественных и международных фестивалей
Виктор Матизен, кинокритик
Наталья Мавлевич, переводчик
Андрей Макаревич, музыкант
Александр Маноцков, композитор
Витус Медиа, координатор Санкт-Петербургской открытой школы прав человека, член Правозащитного совета Санкт-Петербурга
Вера Мильчина, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ИВГИ РГГУ и ШАГИ РАНХиГС
Михаил Минц, кандидат исторических наук, с.н.с. ИНИОН РАН
Владимир Мирзоев, режиссер
Григорий Михнов-Вайтенко, епископ АПЦ
Алексей Мосин, доктор исторических наук (Екатеринбург)
Алексей Моторов, писатель
Дмитрий Муратов, журналист, председатель Редакционного совета "Новой газеты"
Евгения Назарова, кандидат исторических наук, с.н.с. Института всеобщей истории РАН
Юрий Нестеров, член Правозащитного совета Санкт-Петербурга, депутат Государственной Думы РФ второго созыва
Юрий Норштейн, режиссер-мультипликатор, народный артист России
Николай Ольшанский, директор Общества реабилитированных Новгородской области, редактор Книги памяти
Андрей Орлов (Орлуша), поэт
Максим Осипов, писатель
Наталья Пахсарьян, доктор филологических наук, профессор МГУ, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН
Ирина Петровская, журналист, теле- и радиоведущая
Андрей Плахов, киновед, кинокритик
Николай Подосокорский, публицист, культуролог
Владимир Познер, телеведущий
Лев Пономарев, правозащитник
Алеша Прокопьев, поэт, переводчик
Ирина Прохорова, издатель, главный редактор журнала "Новое литературное обозрение"
Елена Рабинович, доктор исторических наук, переводчик
Анатолий Разумов, руководитель Центра "Возвращённые имена" при РНБ, составитель "Ленинградского мартиролога"
Иосиф Райхельгауз, режиссер, народный артист России
Давид Раскин, историк, литератор
Ян Рачинский, председатель правления Международного общества "Мемориал"
Леонид Романков, экс-депутат Законодательного собрания С.-Петербурга
Михаил Рогачёв, составитель Коми мартиролога "Покаяние", председатель правления Коми республиканского благотворительного общественного фонда жертв политических репрессий "Покаяние"
Борис Рогинский, литератор
Лев Рубинштейн, поэт, эссеист
Юрий Сапрыкин, журналист, руководитель проекта "Полка"
Зоя Светова, журналист, правозащитник
Ольга Седакова, поэт, переводчик
Адриан Селин, доктор исторических наук, профессор Департамента истории НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург)
Вячеслав Середа, переводчик
Наталия Сивохина, поэт
Эмилия Слабунова, председатель партии "ЯБЛОКО", депутат Законодательного собрания Республики Карелия
Алексей Слаповский, писатель
Вениамин Смехов, актер
Михаил Соколов, кандидат исторических наук, журналист
Никита Соколов, кандидат исторических наук, председатель совета Вольного исторического общества
Наталия Соколовская, писатель
Александр Сокуров, кинорежиссер, народный артист России
Марк Солонин, публицист
Константин Сонин, экономист, профессор Чикагского университета и НИУ ВШЭ
Владимир Сотников, писатель
Татьяна Сотникова (Анна Берсенева), писатель
Ирина Стаф, переводчик
Сергей Стратановский, писатель
Любовь Сумм, переводчик
Ирина Сурат, литературовед
Андрей Суслов, доктор исторических наук (Пермь)
Александр Тимофеев, историк литературы
Максим Трудолюбов, журналист, публицист
Татьяна Тульчинская, переводчик
Анатолий Турилов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела истории средних веков Института славяноведения РАН, иностранный член Сербской академии наук и искусств, член Академии Амброзиана по классу славистики, член итальянской Национальной академии деи Линчеи по классу морали, истории и филологии
Валентина Узунова, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)
Людмила Улицкая, писатель, кавалер ордена Почетного легиона (Франция)
Федор Успенский, член-корреспондент РАН
Мария Фаликман, поэт, переводчик
Александр Филиппенко, актер, народный артист России
Ирина Флиге, член правления Международного общества "Мемориал"
Георгий Франгулян, скульптор, народный художник РФ, автор монумента "Стена скорби"
Чулпан Хаматова, актриса, народная артистка России
Андрей Хржановский, режиссер
Татьяна Чернышева, переводчик, редактор
Елена Чижова, писатель, директор Санкт-Петербургского ПЕН-клуба
Мариэтта Чудакова, литературовед, академик, профессор Литературного института
Мария Чудакова, переводчик
Инна Чурикова, актриса, народная артистка СССР
Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), писатель
Илья Шаблинский, доктор юридических наук, профессор НИУ ВШЭ
Елена Шахова, председатель правления Санкт-Петербургского ОО "Гражданский контроль"
Алла Шевелкина, журналист
Виктор Шендерович, писатель
Лев Шлосберг, депутат Псковского областного Собрания (партия "Яблоко")
Виктор Шнирельман, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН
Владимир Шнитке, зам. председателя Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Санкт-Петербурга, член Правозащитного совета Санкт-Петербурга
Илья Шпаков, кандидат исторических наук, начальник отдела формирования и сопровождения электронных ресурсов Научной библиотеки Курского государственного университета
Илья Штемлер, писатель
Аркадий Штыпель, поэт
Валерий Шубинский, писатель
Татьяна Щербина, писатель, поэт
Энн Эпплбаум, журналистка и историк, автор книги "ГУЛАГ: паутина большого террора", лауреат Пулитцеровской премии
Николай Эппле, филолог, исследователь мемориальной культуры
Александр Эткинд, историк, литературовед, профессор Европейского университетского Института во Флоренции
Григорий Явлинский, председатель Федерального Политического Комитета партии "Яблоко"
Игорь Ясулович, актер, народный артист России

Вокруг нового романа Быкова «Сигналы» («Эксмо», М. 2013 г.) складывается своеобразный заговор молчания.

Казалось бы, о чем писать журналистам и рецензентам, как ни о новой прозе популярнейшего литератора?

Тем не менее, как раз ничего парадоксального в этой гробовой тишине нет. Она рациональна и легко объяснима.

Во-первых, потенциальных рецензентов может смущать проблема авторства. Обложка, сразу под фамилией Быкова, презентует читателям и Валерию Жарову, шрифтом, впрочем, помельче. Если предположить, что авторство представлено в пропорциях и третях, получается, что Быкова/Жаровой в «Сигналах» — два к одному.

Однако сам Дмитрий Львович предпочел другой вариант литературного подельничества: на форзаце указано «автор выражает искреннюю благодарность Валерии Жаровой за помощь в создании книги».

Я же буду упрямо называть «Сигналы» романом Дмитрия Быкова, поскольку он - стопроцентно быковский.

Во-вторых, тот же Дмитрий Львович, на обложке же, только задней, высказался о своей книжке почти исчерпывающе, искусно маскируя точную рецензию под анонсирование: «История пропавшего в 2012 году и найденного год спустя самолета „Ан - 2“, а также таинственные сигналы с него, оказавшиеся обычными помехами, дали мне толчок к сочинению этого романа, и глупо было бы от этого открещиваться. Некоторые из первых читателей заметили, что в „Сигналах“ прослеживается сходство с моим первым романом „Оправдание“. Очень может быть, поскольку герои обеих книг идут, не знаю куда, чтобы обрести не пойми что. Такой сюжет предоставляет наилучшие возможности для инвентаризации страны, которую, кажется, не зазорно проводить раз в 15 лет».

Тут добавить особо нечего, остается разве что полемизировать. Сходство с «Оправданием» и впрямь прослеживается, но гораздо больше «Сигналы» напоминают фантастический роман «Эвакуатор». Как на уровне фабулы - ритуальными плясками вокруг мифических летательных аппаратов и братско-стругацких могил. Так и общей торопливостью и некоторой небрежностью исполнения - все-таки «Оправдание» был несравненно лучше прописан.

И пафос его - возвышающий, а не уничижительный.

В «Сигналах» же на каждую загадку, способную хоть немного приподнять над собой и равниной, обнаруживается скушный и объективно постыдный ответ: строитель пасторального рая оказывается перекрывающимся должником. Закрытый город - не осуществленной мечтой или хотя бы памятником славным временам, а дырявой ловушкой. И даже позывные бедствия, «сигналы» - трансляцией бытового и неопрятного российского безумия.

Третья причина молчания - сам Дмитрий Быков как индустрия. Его собственный кризис перепроизводства. На быковское многописание прежде реагировали восхищенно, потом восхищение сменялось скептически-завистливым «он из каждого утюга», откуда один шажок - к обвинению этого литературного бизнеса в инфляции.

Дмитрий Львович, надо полагать, подобно герою его будущей ЖЗЛ, и сам чувствует себя заводом, вырабатывающим... Не счастье, разумеется, но некую продукцию, прежде всего для внутреннего потребления, способную остановить энтропию и депрессию.

Потому образ закрытого комбината в романе «Сигналы», чья производственная цепочка замкнута сама на себя - символичен и автобиографичен. Один из флагманов социалистической индустрии, не покинувший советского измерения, но ушедший в потустороннее состояние, описан Быковым весьма амбивалентно, на грани сатиры, не социальной, впрочем, а метафизической. Завод из «Сигналов» - довольно точный индикатор отношения Дмитрия Быкова к самому себе, нынешнему.

Максима о том, что это литература для Быкова, а уж затем - Быков для литературы, работает по-прежнему, но героя ее совершенно уже не удовлетворяет.

Любопытно, что бренд «Дмитрий Быков» сделался индикатором общественных настроений. Именно Быков, а не Навальный и Собчак, был для рассерженных горожан сезона 2011/12 наиболее крупной - во многих смыслах - фигурой митингов-шествий. Трубадуром протеста - его стихотворные сатиры из «Новых и новейших писем счастья», равно как из проекта «Гражданин поэт», во многом определили стилистику тогдашнего гуманитарного карнавала...

Синусоида читательского отношения двинулась вниз вместе с угасанием болотных настроений.

Быков, как художник чрезвычайно чуткий, во многом и творчески подпитываемый подобной интерактивностью, на мой взгляд, остро переживает эти (вполне естественные в любой писательской судьбе) процессы. И пребывает ныне, по-есенински выражаясь, в неустойчивом периоде, поиске новых форм, импульсов и площадок.

Сегодняшнее быковское ревизионистское переосмысление мира направлено не только вовнутрь, но и вовне - собственно, на Россию. В этом смысле фраза из обложечного анонса о новой инвентаризации страны очень показательна.

Книги истории «О» - «Оправдание», «Орфография», «Остромов» - были классическими русскими «толстыми» романами (а в обойму русского и классического ныне входят и модернизм, и постмодерн. На самом деле критерий здесь не формальный, а содержательный - наличие идей, характеров, сплав политики, мистики и эротики). Однако в текстах последних двух лет - «Икс» и «Сигналы» - автор демонстративно и подчас навязчиво уходит от русской романной матрицы.

Методом сухого отжима, так сказать. Или отжима досуха.

Быков сознательно прячется под личину англоязычного романиста, ищет речи точной и нагой (опять Маяковский, вообще масса у них, сегодняшних, пересечений), пытаясь создать текст самого товарного объема, лаконичный, а главное - свободный.

В качестве фабульного старта и материала для осмысления сегодняшний Быков выбирает не цепочку исторических фактов (с обязательным набором ингредиентов «спецслужбы - колдуны - художники»), но, так сказать, «случаи». Не столько в хармсовском, сколько фольклорном смысле - эдакие народные бродячие истории, байки с моторчиком. И в этом плане, уходя от одной национальной традиции, попадает в другую - была в популярном у подростков 70-х журнале «Техника - молодежи» актуальнейшая рубрика «Антология таинственных случаев». Бермудский треугольник, снежный человек, сигналы с Тау Кита, космогония племени догонов.

Собственно, и англоязычный стилевой ориентир, и байка, в мифы себя продвигающая, равно как интернациональный жанр роуд-муви, позволяют совершенно свободно обходится с материалом. Тут не столько означенная инвентаризация, сколько импровизация по текущим вопросам, Быкова интересующим.

Деятельность Евгения Ройзмана, чуть закамуфлированного под Евгения Ратманова - идеолога и практика нового крепостничества. Апофеоз сырьевой экономики в виде воскрешения ариев и мамонтов - для нужд туристического бизнеса. Очередная пародийная педагогическая поэма (традиционно не доверяющий педагогам-новаторам Быков в соответствующих эпизодах лютует явно меньше, чем умеет). Наивно-уродливое современное сектантство - последователи некоей Перепетуи. Перепетуя-мобиле: «эти бодрые ребята, как сорняки, первыми бросались на пустоши, но такой пустошью была сейчас более или менее вся территория, в особенности те места, где прежде гнездились НИИ».

Дмитрий Львович, преподавательским говорком, как на лекции, постулирует де-факто свершившийся распад страны, отпадение бескрайних и вечных пространств от временщицы Москвы: «все давно жили так, в сочетании звероватой изобретательности и цветущей дикости (...) - просто непривычна еще была эта картина полного зажима в центре и абсолютной, ничем не ограниченной свободы на прочей, отпущенной в никуда территории».

Конечно, йети, как же без него в антологии таинственных случаев. И главное - люди, уходящие в подпочвенно-подболтные слои, и слои эти, как-то невзначай новые биомассы производящие - всё как-то уравнялось, срослось, сдвинулось - плинтусом и ватерлинией.

Написано лихо, с традиционными быковскими умениями делать брендовые вещи из языкового сора - пресловутые сигналы - не только лейтмотив, поддерживающий сюжетное напряжение, но и сочные словесные конструкции, микс из камланий, центурий Нострадамуса и топонимики пейзажного дурного сна...

Можно пульнуть почти из Гоголя: «Иной человек шел в комнату, попал в другую, за триста километров, а почему туда попал - сказать не может, пришла внезапная блажь; двадцать лет спустя вернулся на родное пепелище - семья давно уехала, соседи позабыли, - и с ужасом узнал, что никто его не искал: дело возбуждается по факту трупа, а факта трупа нет, еще не умер или не нашли; пропавшего без вести взрослого мужика не станут искать никакие добровольцы, это девочку малолетнюю ищут с собаками по всему району, подвергают самосуду отчима, который нехорошо на нее поглядывал и наверняка растлил где-то в лесополосе, и находят несчастную через двадцать лет почтенной матерью семейства, почему-то в удивительном поселке с названием Примыкание, Саратовской области; что заставило ее туда примкнуть, или туда все примыкают, кого вдруг закружило по России?»

А можно - из Сорокина: история девушки Даши Антиповой, которая, подобно всем жителям «опустевших и заброшенных деревень, думала не одной только головой, а всем телом», очень напоминает новеллу из «Теллурии» про девочку Варьку, которой «купил папаня на базаре умницу».

Романы, впрочем, писались одновременно, поэтому сходство не намеренное, а знаковое.

Надо сказать, быковская «страшная история» (кстати, еще один жанровый ориентир - из пионерлагерного детства), на мой взгляд, куда убедительней сорокинской антиутопии с «новым средневековьем». Сорокин - в известной традиции - пугает, а нам не страшно, Дмитрий же Львович эсхатологические предчувствия приручил и одомашнил. Белый Зверь превратился у него в старую домашнюю болонку неопределенно-грязной масти: колтуны, стершиеся резцы, угасающее тявканье.

Тем не менее. Каково ему - жить-то с такой животиной рядом?

Алексей Колобродов

Российский писатель, журналист, поэт, кинокритик, сценарист, биограф Бориса Пастернака и Булата Окуджавы, Владимира Маяковского. Яркий представитель либеральной оппозиции.

Семья

Родился в семье Льва Моисеевича Зильбельтруда и Натальи Иосифовны Быковой. Родители вскоре развелись и Дмитрия воспитывала мать, учительница русского языка и литературы в школе № 1214 г.Москвы. Взял фамилию матери.

Женат, двое детей. Жена - писательница и журналистка Ирина Лукьянова - автор повестей, рассказов, романов и художественных переводов, а также колумнист газеты "Собеседник". В соавторстве с мужем написала две книги: "Зверьки и зверюши" (АСТ и "Астрель", 2008) и "В мире животиков" (2001).

Биография

Родился 20 декабря 1967 года в Москве. В 1984 году окончил школу с золотой медалью и поступил на факультет журналистики МГУ (специализировался по кафедре литературной критики). В 1991 году окончил университет с красным дипломом.

В 1987–1989 годах служил в армии.

В 1985 году, еще во время учебы в университете, Быков начал работать в газете "Собеседник" в качестве корреспондента, в 2000 году стал в ней креативным редактором.

В 1989–1992 годах Быков был активным участником поэтического объединения "Орден куртуазных маньеристов" . Его стихи вошли в поэтические сборники, опубликованные орденом.

Член Союза писателей СССР с 1991 года.

Дебютировал на ТВ в 1992 году в программе Киры Прошутинской . Участвовал в ТВ-проекте Сергея Лисовского в качестве ведущего и автора программ. На ATV вёл собственную программу "Хорошо БЫков" и работал соведущим программы "Времечко" .

В 2003-2006 годы вел мастер-класс "Журналистское мастерство" в Институте Журналистики и Литературного Творчества (ИЖЛТ).

В 2005-2006 годах был одним из ведущих вечернего шоу на радиостанции "Юность" (ВГТРК ).

С 2006 по 2008 годы - главный редактор арт-проекта "Moulin Rouge".

В 2008 году вышел документальный фильм "Девственность" , сценарий которого был написан Быковым в соавторстве с Виталием Манским.

В 2009 году был приглашённым ведущим в программе "Рождённые в СССР" (канал "Ностальгия").

C 2010 года по январь 2011 года вёл телевизионное ток-шоу "Картина маслом" на Пятом канале. Вел программу "Сити шоу с Дмитрием Быковым" на радио Сити-FM .

В 2011 году Дмитрий Быков начал работать в проекте "Поэт и гражданин" на телеканале "Дождь" совместно с актером Михаилом Ефремовым . Во время подготовки шестого выпуска программы между автором стихов и редакторами телеканала возникли разногласия, которые привели к прекращению сотрудничества.

С апреля 2011 года новые выпуски передачи стали выходить в эфир на радиостанции "Эхо Москвы" под названием "Гражданин поэт" . Одновременно на портале F5 медиагруппы "Живи!" появлялись видеозаписи выступлений. Всего было опубликовано 45 выпусков.


В 2011 году в рамках проекта состоялось несколько концертных выступлений в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре.

С февраля 2012 года - соведущий радиопрограммы "Новости" в классике на Коммерсантъ FM.

Преподаёт в московских средних школах "Интеллектуал" и "Золотое сечение" русский язык и литературу, ранее работал в школе № 1214. Является профессором кафедры мировой литературы и культуры МГИМО МИД России, также является преподавателем МПГУ . Быков считает, что "эта работа более осмысленная, чем журналистика, более насыщенная пользой ".

Автор публицистических, литературоведческих, полемических статей, которые были напечатаны во множестве журналов и газет, от элитарных ежемесячников вроде "Fly&Drive" до экстравагантных таблоидов типа "Московской комсомолки"; регулярно печатается- в качестве колумниста во многих изданиях.

Декабрь 2014 года. Дмитрий Быков представил на интеллектуальной ярмарке "Нон-фикшн" свой новый сборник под названием "Ясно. Новые стихи и письма счастья". В него вошли стихотворения, написанные за последние два года, а также ранее не публиковавшаяся полная версия перевода пьесы Мольера "Школа жен", выполненного по заказу театра-студии Олега Табакова .

Политическая и общественная деятельность

Дважды отказался от персонального приглашения на встречу деятелей культуры с Владимиром Путиным 7 октября 2009 и 29 апреля 2011.

В августе 2011 года Дмитрий Быков вместе с другими журналистами и политиками участвовал в создании общественного движения "Голосуй против всех!" , которое призывало бойкотировать предстоящие выборы в Государственную Думу как нечестные. Быков предложил сделать эмблемой придуманного персонажа - поросенка Нах-Нах , имя которого вскоре стало использоваться как название самого движения.

10 декабря 2011 года - принял участие и выступал на митинге протеста на Болотной площади против фальсификации результатов выборов в Госдуму РФ шестого созыва. Вошёл в оргкомитет следующих манифестаций. Свою активность мотивировал тем, что "надоело такое ощущение власти и такая атмосфера в стране ". На "прямую линию" Владимира Путина, запомнившуюся телезрителям репликой о бандерлогах, откликнулся сатирическими стихами "Свежий закон джунглей" , прозвучавшими 19 декабря в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

По результатам интернет-голосования на странице Facebook вошёл в топ-10, кого граждане хотят видеть и слушать на протестном митинге на проспекте Сахарова 24 декабря 2011. В своём выступлении на митинге Быков предсказал скорое появление новой политической элиты, а завершил речь словами "История поставила на нас - и положила на них ".

В январе 2012 стал одним из учредителей Лиги избирателей .

4 февраля 2012 принял участие в "антипутинском" протестном митинге на Болотной площади , где присоединился к требованию освободить всех политзаключённых.


В октябре того же года вошел в состав Координационного совета российской оппозиции , заняв второе место по числу отданных за него голосов (больше всего голосов на выборах получил Алексей Навальный ). Координационный совет провозгласил своей главной задачей разработку и обнародование детального плана политических реформ.

2014 год: О присоединении Крыма и ситуации на Украине высказался следующим образом: "Экономически он (Крым) для России скорее убыточен, политически - сомнителен, ибо усилил изоляцию и рассорил с Украиной окончательно ". И далее: "Если на том же Майдане многие клялись в любви к России и ненависти только к отдельным ее представителям, то сегодня мысль о рабской природе России и полной ее неисправимости владеет в Украине чуть не всеми умами - благодарить за это следует отнюдь не украинские власти… последствия нынешнего противостояния нам предстоит расхлебывать еще десятилетия, если не столетия. Хороша геополитика, которая так ссорит с ближайшим соседом, а в перспективе и со всем миром ".

"Донецк – это российский Израиль, где пассионарное меньшинство пытается восстановить ту Россию, которая существует в воображении представителей этого меньшиства ", - так Дмитрий Быков прокомментировал ситуацию в Новороссии на "Эхе Москвы".

Дмитрий Быков так охарактеризовал "парад" пленных по улицам Донецка: "По улицам Донецка – вели граждан своей страны. Марш пленных немцев в центре Москвы – это предвестие победы в страшнейшей из войн над страшнейшим противником. Парад пленных украинцев в Донецке – это глумление над пленными, и дело не только в том, что таким образом нарушается Женевская конвенция. Суть происходящего в том, что идеологам и командирам этих двух республик вообще очень нравится расстреливать (ссылаясь при этом на сталинские приказы) и публично унижать: в этом суть их политики и морали. И парад по случаю дня независимости Украины, когда сотню пленных под улюлюканье гнали по городу, стал лучшей иллюстрацией этой практики. Напомнить хочется только о том, что аналогии с великими событиями истории даром не проходят. И тех, кто развязал и поддерживает эту войну, ждет такой же эпохальный позор, такая же масштабная катастрофа, какие постигли агрессоров 70 лет назад ". ("Собеседник".28.08.2014г.)

По своим взглядам, Дмитрий Быков - убеждённый антисталинист. По его мнению, "Сталин принял Россию страной с высочайшим интеллектуальным потенциалом, с лучшей в мире культурой, с фантастическим энтузиазмом масс… Сталин 30 лет превращал Россию в скучнейшую и гнуснейшую страну мира - страну, в которой пятилетняя военная пауза, со всеми кошмарами войны, воспринималась как глоток свежего воздуха ".

По мнению Быкова, Россия - особая страна, в которой даже "физические законы действуют весьма избирательно ", сама же "Россия щеляста, и потому тоталитаризм в ней невозможен ", он считает, что "российский народ охотно идет вслед за любым вождем, лишь бы не думать самому ". По его мнению, "российская реальность отвратительна, сделать революцию очень хочется и не так уж трудно, но это решительно ни к чему не приведет, кроме моря крови и нескольких десятилетий интеллектуального мегасрача ".

Отношение к либеральному движению претерпело у Быкова ряд пертурбаций. От заявлений после трагедии Норд-Оста, 2002: "Либерализм сегодня - это точный, трусливый и подлый выбор слабака. Он знает, где сила, и противостоять этой силе боится ", до радикально противоположных позиций в 2010-х годаx.

В июле 2015 года Быков выступил с колонкой в издании "Собеседник", в которой задался вопросом "Разве может честный человек любить Родину?!". По мнению, публициста - конечно же нет. Далее, автор размышляет на примере закрытия фонда "Династия" о том, что гуманность становится антироссийским явлением в нашей стране. "Потому что любая гуманитарная, гуманистическая и прочая цивилизационная деятельность является по определению антироссийской ".

Скандалы, слухи

Недоброжелатели утверждают, что Дмитрий Быков писатель, журналист, поэт, общественный деятель, человек с активной гражданской позицией, активной ровно на столько, сколько ему за эту самую позицию заплатят.

Однажды Быкову позвонил неизвестный молодой человек и, представившись помощником бизнесмена Сергея Соловьева , попросил выступить с творческим вечером в маленьком провинциальном городке Нижняя Тура в Свердловской области. Якобы, его руководитель собирается принять участие в выборах в городскую Думу города Качканара, что в сорока километрах от Нижней Туры, и ему очень хочется преподнести жителям двух городов подарок ко Дню защитника Отечества - благотворительный вечер Дмитрия Быкова, замечательного писателя, публициста и поэта.

Не вникая глубоко в то, кто и зачем ему звонит, Быков согласился. Спустя несколько дней помощница Быкова - Татьяна озвучила сумму требуемого гонорара - двухчасовое выступление поэта-гражданина оценили в полмиллиона рублей. Кроме того, были оговорены условия встречи: самолет и автомобили исключительно бизнес-класса, номер люкс в гостинице, бутерброды и минеральная вода за сценой, чтобы артист мог подкрепиться во время антракта, и обязательный VIP-прием в ресторане после выступления.

По договоренности, Быков был обязан публично поблагодарить Соловьева за приглашение в Нижнюю Туру и поддержать кандидата. Что Быков и сделал. Таким образом, во время выступления московского гостя зрители впервые с удивлением узнали о новом прогрессивном кандидате в депутаты гордумы Сергее Соловьеве. На следующий день, Дмитрий Львович не отказался взять в знак глубокой благодарности еще немного денежек, сверх уже оплаченного.

Вот и получается, что все красивые слова об активной гражданской позиции и высоких нравственных устоях у борца за справедливость прекрасно измеряются в денежном эквиваленте, - передают отдельные СМИ.

Родился в семье Льва Моисеевича Зильбельтруда и Натальи Иосифовны Быковой. Родители вскоре развелись и ребёнка воспитывала мать, учительница русского языка и литературы в школе № 1214 г. Москвы. Окончил факультет журналистики МГУ.

Работа

С 1985 года работает в «Собеседнике». Член Союза писателей с 1991 года.

Автор публицистических, литературоведческих, полемических статей, которые публиковались во множестве журналов и газет, от элитарных ежемесячников вроде «Fly&Drive» до экстравагантных таблоидов типа «Московской комсомолки»; регулярно - в качестве колумниста - в изданиях:

«Огонёк» (до 2007 года),

«Вечерний клуб»,

«Столица»,

«Общая Газета»

«Новая газета»,

Лучшие дня

«Профиль» (с 2008 года),

«Компания» (2005-2008),

«Русская жизнь»

С 2006 по 2008 годы - главный редактор арт-проекта «Moulin Rouge».

Лауреат нескольких литературных премий. В 2003-2006 годы вёл мастер-класс «Журналистское мастерство» в Институте Журналистики и Литературного Творчества (ИЖЛТ).

В 2008 году вышел документальный фильм «Девственность», сценарий которого был написан в соавторстве с Виталием Манским.

Дебютировал на ТВ в 1992 году в программе Киры Прошутинской. Участвовал в ТВ-проекте Сергея Лисовского в качестве ведущего и автора программ. На ATV вёл собственную программу «Хорошо БЫков» и работал соведущим программы «Времечко». В 2009 году был приглашённым ведущим в программе «Рождённые в СССР» (канал «Ностальгия»).

Ведёт программу «Сити шоу с Дмитрием Быковым» на радио Сити-FM. C 2010 года ведёт телевизионное ток-шоу «Картина маслом» на канале Петербург - Пятый канал.

Женат, двое детей. Супруга, писатель Ирина Лукьянова, работала в журнале «Ломоносов» (2002 год), деловом журнале «Карьера» (2003-2005 годы) у Додолева, редактировала приложение «Пятнашки» к журналу «Крестьянка» (2008 год).

Дмитрий Львович Быков — известный российский писатель, поэт, журналист и радиоведущий. Обладает уникальным чувством юмора и не боится выражать свое мнение, которое часто противоречит интересам политических элит. Коллег Дмитрий поражает тем, что пишет стихи с той же скоростью, что и прозу, а прозу — со скоростью речи. Эта способность позволила Дмитрию Быкову открыть новый литературный жанр – рифмованную прозу. По мнению NoNews, является одним из лучших современных русскоязычных писателей.

Гражданство: Россия
Дата и место рождения: 20 декабря 1967, Москва, Россия
Образование и ученая степень: высшее образование, Факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (у) МИД России.

Семья и дети:

      • Отец: Лев Иосифович Зильбертруд — детский врач-оториноларинголог, кандидат медицинских наук;
      • Мать: Наталья Иосифовна Быкова — выпускница МГПИ, учительница русского языка и литературы в школе № 1214 г. Москвы;
      • Дядя: Григорий Иосифович Зильбертруд — детский оториноларинголог, кандидат медицинских наук;
      • Жена: Ирина Лукьянова — писательница и журналист, закончила гуманитарный факультет Новосибирского государственного университета;
      • Дочь: Евгения Быкова -;
      • Сын: Андрей Быков — .

Карьера:

  • 1973 год — написал свой первый стих;
  • 1984 год — закончил школу с золотой медалью;
  • с 1985 года — работает в газете «Собеседник»;
  • 1987-1989 годы — проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил СССР;
  • 1989–1992 годаы — был активным участником поэтического объединения «Орден куртуазных маньеристов», его стихи вошли в поэтические сборники, опубликованные орденом;
  • 1990-е годы — преподает в школе №1214 города Москвы;
  • 1991 год – окончил факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова с красным дипломом;
  • с 1991 года — член Союза писателей России;
  • 1992 год — вышел первый сборник стихов Быкова;
  • 1992 год — дебютировал на ТВ в программе Киры Прошутинской;
  • 2000 год — был ведущим программы «Времечко», а также автором и ведущим еженедельной публицистической программы «Хорошо, БЫков» на канале ТВЦ;
  • с 2000 года — креативный директор «Собеседника»;
  • 2003-2004 годы — редактор газеты «Культура»;
  • 2003-2006 годы — вел мастер-класс «Журналистское мастерство» в Институте Журналистики и Литературного Творчества (ИЖЛТ);
  • 2005-2006 годы — был одним из ведущих вечернего шоу на радиостанции «Юность» (ВГТРК);
  • 2006-2008 годы — главный редактор арт-проекта «Moulin Rouge»;
  • 2010 год — вел программу «Картина маслом» на «Пятом канале»;
  • 2010 год — получил премию «Золотое перо России» от Союза журналистов России;
  • 2011-2012 годы — вышел проект «Гражданин Поэт», в котором актер Михаил Ефремов читал стихотворения Дмитрия Быкова «на злобу дня»;
  • с 2012 года - соведущий радиопрограммы Новости в классике на Коммерсантъ FM;
  • с 2015 года - ведущий радиопрограммы Один на Эхо Москвы.

Биография

Дмитрий Львович Быков родился 20 декабря 1967 года в Москве. Родители Быкова рано развелись, и его мать, учительница русского языка и литературы Наталья Иосифовна Быкова, воспитывала сына одна. Упоминал писатель и фамилию своего отца — Зильбертруд, но при этом отмечал: «Я ношу фамилию матери, потому что я горжусь моей матерью».

В 1984 году Быков окончил школу с золотой медалью и поступил на факультет журналистики МГУ (кафедра литературной критики). С 1987 по 1989 год он служил в армии, в 1991 году окончил университет с красным дипломом. В 1985 году, еще обучаясь в университете, Быков начал работать в еженедельнике «Собеседник» корреспондентом, позже стал редактором одного из отделов газеты.

С 1989 года Быков выступал одним из активных участников появившегося незадолго до этого «Ордена куртуазных маньеристов» — поэтического объединения, творчество участников которого, по мнению критиков, отличала «бездна цинизма и острой сатиры, скрытая за блестящей куртуазностью». В ордене Быков носил звание «Командора», стал соавтором нескольких опубликованных ОКМ поэтических сборников. Покинул орден летом 1992 года, однако в числе «маньеристов» он и позднее упоминался в СМИ.

Еще в 1991 году Быков стал членом Союза писателей России. По его собственным словам, он был принят в Союз по списку, составленному поэтом Андреем Вознесенским, где тот «указал фамилий пятьдесят тех, кто, по его мнению, был достоин членства в союзе, но в советские времена не мог туда попасть». Однако о существовании «поэта Быкова» классик узнал лишь накануне, когда давал Быкову интервью.

В 90-е годы Быков продолжал работать в «Собеседнике», кроме этого печатался, по собственным словам, «почти во всех московских еженедельниках и нескольких ежедневных газетах», в том числе в «Вечернем клубе», «Столице», «Общей газете», «Семи днях», «Новой газете», «Фасе», «Профиле». С 1993 года Быков публиковался в журнале «Огонек», в 1997 году стал обозревателем журнала. Кроме того, он выступал на телевидении, где дебютировал в 1992 году в программе «Пресс-клуб» Киры Прошутинской.

В 1995 году Быков вместе с писателем Александром Никоновым выпустил юмористическое первоапрельское приложение к «Собеседнику» под названием «Мать», содержавшее нецензурную лексику. В связи с этим Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело о хулиганстве, Быков и Никонов были взяты под стражу. Комментируя произошедшее, сотрудники «Собеседника» предположили, что причиной давления со стороны Генпрокуратуры стало опубликованное еженедельником ранее интервью с бывшим генпрокурором России Алексеем Казанником, а также критический материал о Министерстве по чрезвычайным ситуациям. В защиту журналистов была организована общественная кампания, и вскоре их выпустили под подписку о невыезде. Процесс Быкова-Никонова продолжался два года, в итоге оба были полностью оправданы.

Одновременно с занятиями журналистикой в девяностые годы Быков преподавал литературу в московской школе №1214. В 2000 году он стал креативным редактором «Собеседника», а в 2002-2003 годах работал заместителем главного редактора газеты «Консерватор». В 2003-2004 годах Быков занимал должность редактора отдела «Культура», с мая 2004 года — отдела «Общество» журнала «Огонек». В 2006 году он стал главным редактором «глянцево-политического» журнала Moulin Rouge (был закрыт в 2008 году в связи с экономическим кризисом), а с апреля 2007 по 2009 год являлся обозревателем журнала «Русская жизнь».

Быков продолжал работать на телевидении: с 2000 по 2008 год он был одним из ведущих программы «Времечко» на канале ТВЦ и, кроме того, в 2000-2003 годах вел на ТВЦ авторскую программу «Хорошо, БЫков». Работал Быков и на радио: в 2005-2006 годах он был ведущим вечернего шоу на радиостанции «Юность», а в сентябре 2006 года начал вести передачу «Сити шоу с Дмитрием Быковым» на радио Сити-FM.

В 2007 году, после долгого перерыва, Быков продолжил работать в школе: он преподавал литературу в школе «Интеллектуал», а с 2009 года — в частной школе «Золотое сечение», (по данным сайта школы, работать там он продолжал и в 2012 году). С ноября 2010 года он также читал цикл публичных лекций «Календарь», посвященный русским и зарубежным писателям.

В 2009 году Быков был ведущим программы «Рожденные в СССР» на телеканале «Ностальгия», а в мае 2011 года на том же канале начал вести программу «Колба времени». С марта 2010 по январь 2011 года на Пятом канале журналист вел ток-шоу «Картина маслом».

Рассказывая о своем неучастии в политике, Быков в одном из интервью говорил, что результат политической борьбы «предопределен, а значит, вся борьба за идею превращается в борьбу за кусок». При этом он отмечал, что он был «в августе 1991 года у Белого дома и в октябре 1993 года у московской мэрии», что, по его мнению, «с точки зрения политической и человеческой …было глупо, но с точки зрения исторической и литературной – небесполезно».

В феврале 2011 года на телеканале «Дождь» начал выходить еженедельный проект «Поэт и гражданин» Дмитрия Быкова и актера Михаила Ефремова. Автором идеи, продюсером и режиссером проекта, в рамках которого Ефремов читал стихи Быкова в жанре острой политической сатиры, выступил журналист Андрей Васильев. В марте 2011 года очередной выпуск программы, посвященный взаимоотношениям премьер-министра Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева, не был допущен в телеэфир по цензурным соображениям, и следующие серии проекта, сменившего название на «Гражданин поэт», стали публиковаться в интернете на портале F5 и выходить в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

В августе 2011 года Быков вместе с другими журналистами и политиками создал движение «Нах-нах: голосуй против всех», призывавшее к бойкоту декабрьских выборов в Госдуму шестого созыва, которые многие считали нелегитимными из-за отсутствия в стране политических свобод и подавления «несистемной» оппозиции. Символом движения по предложению Быкова был выбран виртуальный персонаж — поросенок Нах-Нах. После выборов, победу на которых одержала «Единая Россия» (набравшая, по официальным данным, 49,32 процента голосов), 10 и 24 декабря в российских городах прошли массовые митинги против фальсификаций при подсчете голосов. Быков, выступая на митингах в Москве на Болотной площади и проспекте Академика Сахарова, призвал приверженцев разных политических взглядов объединиться в мирной борьбе за политические перемены, которые писатель назвал неизбежными. «История поставила на нас и положила на них», — завершил Быков свое выступление на проспекте Сахарова.

В январе 2012 года Быков стал одним из учредителей Лиги избирателей, которая задумывалась как продолжение протестного движения (в число учредителей Лиги, в частности, вошли телеведущий Леонид Парфенов, блогеры Рустем Адагамов и Илья Варламов, писатель Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), музыкант Юрий Шевчук, журналист Ольга Романова). Цель Лиги Быков обозначил как «обеспечение прозрачности выборов, широкой гласности любых нарушений». В числе целей говорил он и о попытке «противостоять пропаганде одного конкретного человека» (имея в виду выступившего кандидатом на президентских выборах 2012 года премьер-министра страны Владимира Путина — ред.). Писатель допускал, что из Лиги может быть организована новая политическая партия, выражающая интересы среднего класса. Однако другие учредители Лиги Быкова не поддержали: Парфенов и Адагамов сказали, что предпочитают оставаться вне политики, а Шевчук заявил, что покинет Лигу, если та превратится в политическую партию.

20-22 октября 2012 года состоялись выборы в Координационный совет российской оппозиции. С помощью этих выборов оппозиция намеревалась сформировать легитимный орган для переговоров с властью и разработки программы своих дальнейших действий. Быков был избран одним из 45 членов этого органа.

Быков — автор нескольких романов, в числе которых «Оправдание» (2001),»Орфография» (2003), «Эвакуатор» (2005), «ЖД» (2006), «Списанные» (2008), «Остромов, или Ученик чародея» (2010). Его перу принадлежат вышедшие в серии ЖЗЛ биографии Бориса Пастернака (2005) и Булата Окуджавы (2009) более десятка сборников стихотворений, пьес, рассказов и публицистических статей. Писал также под псевдонимами Мэтью Булл, Брэйн Даун.

За свои книги Быков получил ряд престижных литературных премий, в числе которых две премии «Национальный бестселлер» (в 2006 году за книгу «Борис Пастернак», в 2011 году за роман «Остромов, или Ученик чародея»), премия «Большая Книга» (в 2006 году также за биографию Пастернака), три премии имени братьев Стругацких (2004, 2006, 2007), а также премии «Бронзовая улитка» (2007, 2009), «Мраморный фавн» (2003, 2006, 2007, 2010), «Портал» (2008, 2011) , «Филигрань» (2007), «Полдень» (2006) и «Студенческий Букер» (2005). Быков также является обладателем журналистской премии «Золотое перо России» за 2010 год. Проект «Гражданин поэт» в 2012 году был удостоен гран-при премии «Сделано в России», организованной журналом «Сноб».

Быков женат вторым браком на писательнице и журналистке Ирине Лукьяновой, у него двое детей. Любит животных: писатель упоминал, что у него есть «собака, мышь, морская черепаха, два попугая».

Увлечения, хобби:
по словам самого Быкова, его любимое занятие в свободное время — сидеть дома;
любит животных;
дома содержит собаку, мышь, морскую черепаху и двух попугаев.

Цитаты:

Люди про Быкова

Его плодовитость стала легендарным фактом отечественной публицистики и была отражена в анекдоте, который сочинили его коллеги по цеху: «Пока ты сидел в туалете, Дмитрий Быков написал статью и заработал триста долларов».

Цитаты Быкова

«Российский народ охотно идёт вслед за любым вождём, лишь бы не думать самому».

«Россия щеляста, и потому тоталитаризм в ней невозможен».

«Я никогда не ставил своей задачей влиять на мнение россиян. Я ставлю себе задачу напоминать людям, что есть абсолютные ценности, а дальше они пусть думают сами».

«Никогда в жизни не хотел похудеть. Дискриминация толстых гораздо серьезнее, чем других меньшинств».

«отлично пишущая (искал такую двадцать семь лет, насилу нашёл, тут же набросился и женился - теперь пыль сдуваю, лишь бы сочиняла. С остальными со скуки помрёшь)», — Быков про свою жену.

«Я ужасный домосед, мне нравится сидеть дома и стучать по клавишам. Раз в год езжу на «Жигулях» в «Артек» и больше не путешествую.»

«Тимошенко из того ряда людей, что и Березовский: циничная, харизматичная и крайне эгоцентричная. Я рад, что у нас в России такого персонажа нет.»

«Я активно не люблю Борхеса, Кортасара, Селинджера, Гессе, Пинчона, Мураками, обоих Бартов, Роб-Грийе, Берроуза, Керуака и Лири. Я люблю американцев-южан от Фолкнера до Капоте. Мне не нравится весь Фаулз, кроме «Коллекционера», но нравятся Пелевин, Успенский и Лазарчук. Я никому не желаю ничего плохого, но считаю, что Бориса Кузьминского, Дмитрия Кузьмина и Вячеслава Курицына не существует в природе. Лучшими книгами, когда-либо написанными, я считаю «Уленшпигеля» де Костера, «Исповедь» блаженного Августина, «Потерянный дом» Александра Житинского, «Анну Каренину» Льва Толстого и «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой»

«Утверждая, что хрен редьки не слаще, я пропагандирую редьку?»

«В женщинах очень не люблю блядства - то есть любования собственной порочностью, гордости за неё. В мужчинах довольно противен мачизм, повышенное внимание к брендам, хвастовство - но это вещи простительные.»

Примечания:

Популярное:

Библиография:

Романы

  • Оправдание (2001), линейный сюжет с экскурсами, М.: издательство «Вагриус», цикл «О-трилогия», номинация на премию «Национальный бестселлер» в 2001 году и на АБС-премию в 2002 году, ISBN 5-264-00584-2.
  • Орфография (2003, 2006, 2007), М.: издательство «Вагриус», ISBN 5-264-00741-1.
  • Эвакуатор (2005), М.: издательство «Вагриус», ISBN 5-475-00099-9.
  • ЖД (2006, 2007, 2008), М.: издательство «Вагриус», ISBN 5-9697-0260-9, девять переизданий.
  • Оправдание. Эвакуатор. М., «Вагриус», 2008.
  • Списанные (2008), ISBN 978-5-91631-001-6.
  • Остромов, или Ученик чародея (2010), издательство «ПРОЗАиК», твёрдый переплёт, (768 стр.), тираж 5000 экз., ISBN 978-5-91631-120-4.
  • Орфография. - М.: ПРОЗАиК, 2010, 2011, 2013. - 736 с.
  • Оправдание. - М.: ПРОЗАиК, 2010
  • Остромов. - М.: ПРОЗАиК, 2012-768 с.
  • Списанные. - М., ПРОЗАиК, 2012., 384 с. ISBN 978-5-91631-155-6, ISBN 978-5-91631-001-6, ISBN 978-5-91631-003-X (ошибоч.)
  • Оправдание. Орфография. Остромов. - М.: ПРОЗАиК, 2011. - 992 с. ISBN 978-5-91631-106-8
  • Икс (2012), Эксмо, 288 с., 15 000 экз. ISBN 978-5-699-59749-9.
  • Эвакуатор (2012). М., ПРОЗАиК. - 336 с. ISBN 978-5-91631-154-9, ISBN 978-5-91631-087-0
  • Квартал: Прохождение. - М., АСТ, 2014-446 с.,15 000 экз. ISBN 978-5-17-082362-8

Сборники поэзии

  • Декларация независимости (1992), 52 стр, РИЦ «Палитра».
  • Послание к юноше (1994) М.: РИФ «РОЙ», (160 стр.)
  • Военный переворот (1996) М.: РИФ «РОЙ». - 208 с., 1 000 экз.
  • Отсрочка (2000) СПб.: издательство «Геликон Плюс».
  • Призывник (2003) СПб.: издательство «Геликон Плюс», ISBN 5-94278-341-1.
  • Письма счастья (2005) издательство «Геликон Плюс» (176 стр.), ISBN 5-93682-219-2.
  • Последнее время (2007) М.: издательство «Вагриус», 512 с., ISBN 978-5-9697-0370-4 , ISBN 5-9697-0178-5.
  • Отчёт (2010) М.: «ПРОЗАиК», 576 с. ISBN 978-5-91631-034-4.
  • Новые письма счастья (2010) издательство «Время», мягкая обложка, (320 стр)., тираж 3000 экз., ISBN 978-5-9691-0516-4. ,
  • На самом деле (2011), серия: «Поэзия XXI». Авторский сборник; издательство «Эксмо», твёрдый переплёт, (320 стр.), тираж 4000 экз., ISBN 978-5-699-51465-6.
  • Гражданин поэт. (2011). Азбука-аттикус. - 144 с., 25 000 экз. + DVD. ISBN 978-5-389-03165-4
  • Гражданин поэт. (2012) СПб., Азбука-аттикус. - 152 с., 80 000 экз.
  • Новые и новейшие письма счастья (2012), Время, (512 стр.), сборник стихотворных фельетонов, серия: «Поэтическая библиотека», тираж 3000 экз., ISBN 978-5-9691-0802-8.
  • Блаженство (2013), серия: «Золотая серия поэзии». Авторский сборник; издательство «Эксмо», твёрдый переплёт, (352 стр.), тираж 3000 экз., ISBN 978-5-699-62641-0.
  • Ясно. Новые стихи и письма счастья (2015), АСТ: Ред. Елены Шубиной, (284 стр.), ISBN 978-5-17-087962-5.

Другие работы (сборники статей, рассказов и пр.)

  • 66 дней. Орхидея джунглей. (1992) - под псевдонимом Мэтью Булл, издательство АСТ. Серия: «Кинороман»; ISBN 5-88196-067-X.
  • Харлей и Мальборо. Дикая Орхидея - 2. (1993) - под псевдонимом Мэтью Булл, издательство АСТ. Серия: «Кинороман»; ISBN 5-88196-114-5.
  • Блуд труда (2002, 2014) - сборник публицистических статей; СПб., «Лимбус Пресс»; ISBN 5-8370-0014-3, ISBN 978-5-8370-0481-0 (2007).
  • Как Путин стал президентом США (2005) - сборник рассказов; издательство «Ред Фиш»; ISBN 5-483-00085-4.
  • Хроники ближайшей войны (2005) - сборник публицистических статей; СПб., «Амфора»; - 512 с. ISBN 5-94278-941-X.
  • Борис Пастернак (2005) - М., Молодая гвардия, «Жизнь замечательных людей»; ISBN 5-235-02791-4.
  • Вместо жизни (2006) - сборник публицистических статей; ISBN 5-9697-0163-7.
  • ЖД-рассказы (2007, 2014) - сборник рассказов, «Вагриус». Тираж: 10 000 экз. ISBN 978-5-9697-0504-3.
  • Был ли Горький? (2008) - публицистическая книга; ISBN 978-5-17-054542-1.
  • На пустом месте (2008, 2011) - сборник публицистических статей; ISBN 978-5-8370-0534-3.
  • Булат Окуджава (2009, 2011) - М., Молодая гвардия, «Жизнь замечательных людей»; ISBN 978-5-235-03447-1.
  • Думание мира (2009, 2015) - сборник публицистических статей; СПб, Лимбус-пресс, ISBN 978-5-8370-0545-9.
  • И все-все-все (2009, 2011) - три сборника интервью, взятых Д. Быковым у известных лиц; ISBN 978-5-91631-037-5 (синий), ISBN 978-5-91631-038-2 (жёлтый), ISBN 978-5-91631-117-4 (зелёный). ,
  • Медведь (2010) - сборник пьес; М.: ПРОЗАиК, твёрдый переплёт, 272 с., 5 000 экз.; ISBN 978-5-91631-083-2.
  • Календарь. Разговоры о главном (2010) - сборник публицистических статей, М.:АСТ- Астрель, 2011 г.; ISBN 978-5-17-070384-5, ISBN 978-5-271-31273-1.
  • Прощай, кукушка (2011) - сборник рассказов; М.: «ПРОЗАиК», твёрдый переплёт, 272 с., 4 000 экз.; ISBN 978-5-91631-118-1
  • Борис Пастернак. Биография в 2-х книгах. СПб., Вита Нова, 2011. - 1 100 экз.
  • Мужской вагон (2012) - сборник из шестнадцати рассказов, при этом четыре написаны в рифму, М.: «ПРОЗАиК» (2012), ISBN 978-5-91631-158-7. «Рассказ как жанр требует чувства меры и ритма, - отметил автор, - и потому первые свои рассказы я писал в стихах: там не разлетишься».
  • Календарь-2. Споры о бесспорном (2012) - сборник публицистических статей; АСТ. - 448 с. ISBN 978-5-271-38602-2.
  • Тайный русский календарь. Главные даты (2012) - сборник публицистических статей; ISBN 978-5-271-44972-7.
  • Советская литература. Краткий курс (2012) - авторский сборник; ISBN 978-5-91631-174-7
  • Синдром Черныша. (2012) - рассказы. М.: ПРОЗАиК. - 512 с.
  • 100 книг, которые должен прочитать каждый (2013)
  • Советская литература. Расширенный курс. (2014) М., ПРОЗАиК, - 576 с., 5 000 экз. ISBN 978-5-91631-210-2, ISBN 978-5-91631-231-7
  • В мире животиков (2005) - сборник рассказов; в соавторстве с супругой Ириной Лукьяновой, в основу легла одноимённая передача, которую авторы вели 1998 году на московском радио, «где рассказывали про всяких несуществующих зверьков»; СПб., Амфора, 432 с. ISBN 5-483-00083-8.
  • Правда (2005) - в соавторстве с Максимом Чертановым, СПб.: «Амфора», ISBN 5-94278-899-5.
  • Живой (2006) - в соавторстве с Игорь Порублевым и Максимом Чертановым. СПб.: «Амфора», серия: «Смотрим фильм - читаем книгу». — 288 с., 30 000 экз. ISBN 5-367-00229-3.
  • Код Онегина (2006) - роман о найденной неизвестной ранее рукописи Пушкина (со вставками из жизни поэта Александра П. в России XXI века). Написан в соавторстве с Максимом Чертановым под псевдонимом Брэйн Даун; «Амфора», г. СПб, 2006 г., (624 стр.), ISBN 5-367-00028-2.
  • О зверьках и зверюшах (2007) - сборник рассказов; в соавторстве с Ириной Лукьяновой, СПб.: Библиополис
  • Зверьки и зверюши. (2008) — АСТ-Астрель, 512 с. ISBN 978-5-17-049396-8
  • Сигналы (2013) — в соавторстве с Валерией Жаровой. М.: Эксмо, 320 с. ISBN 978-5-699-68501-1

Медиатека

#gallery-1 { margin: auto; } #gallery-1 .gallery-item { float: left; margin-top: 10px; text-align: center; width: 25%; } #gallery-1 img { border: 2px solid #cfcfcf; } #gallery-1 .gallery-caption { margin-left: 0; } /* see gallery_shortcode() in wp-includes/media.php */





Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...