Проверка технологической карты по русскому языку. Технологическая карта урока русского языка методическая разработка по русскому языку на тему. Работа с раздаточным материалом

Урок русского языка

Тема: « Местоимение».

Класс: 2»б»

УМК «Школа России»

Учебник - Русский язык, 2 класс, в 2-х ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Русский язык. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (1CD) (В комплекте с учебником)

Технологии: урок открытия новых знаний с элементами критического мышления

Цель урока : Формировать представление о местоимении как части речи; его роли в предложении.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся осознавать местоимение как части речи; употреблять местоимение вместо существительных; применять правила правописания.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Мизансцена: традиционный урок.

Ожидаемые образовательные достижения:

Предметные:

1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

Самостоятельно определять учебную задачу

Планировать свою деятельность по решению учебной задачи

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

Ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

Применять правила делового сотрудничества

Участвовать в продуктивном диалоге.

из частей; проводить анализ работы.

Образовательные ресурсы : Мультимедийное оборудование, презентация

Учебник «Русский язык», 2 класс, 2 часть

Алгоритм правила

Сигнальные карточки

Карточки с творческим задание по уровням сложности

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа:

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности

класса к уроку; организация

внимания.

Прозвенел опять звонок

Он зовёт нас на урок.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

Посмотрите на девиз нашего урока:«Учитесь тайны открывать!»

А что такое тайна?

А вы готовы открывать тайны? Так, начнём

Планирование деятельности

Проверяют готовность к уроку.

Дети высказывают свои предположения.

Личностные: определиться в желании грамотно писать.

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

1 . Словарная работа

На доске слова с пропущенными буквами (сн_гирь, _прель, х_р_шо, _лф_вит,р_бята)

Новое слово составьте из первых букв этих слов (сахар). Пропишите, поставьте ударение

Показ презентации.

Беседа вреден или полезен сахар.

Текст к презентации

Сахар к нам пришел из Индии. Добывают сахар из сахарного тростника.

Позже научились получать из сахарной свеклы.

Сахар необходим человеку, так как снабжает его энергией. Но избыток сахара может привести к заболеваниям, кариесу.

Как же быть?

Нужно есть продукты, которые будут снабжать нас сахаром, усваиваться огранизмом не нанося вреда. Это фрукты.

В это время учащихся у доски выполняют транскрипцию слова слова, 2 – записывает однокоренные слова и выделяет корень

Проверка работы ребят, которые работали у доски, сами учащиеся оценивают их.

Обратить внимание на то, что слово как слышим, так и пишем.

Отвечают на вопросы

Высказывают предположения.

Один из учащихся отвечает,

Ставят перед собой цель работы (верное написание элементов, аккуратность, не выходить за верхнюю и нижнюю строки и т.д .)

Оценивают работу(Какую цель ставил и получилось - не получилось)

(в тетрадях карандашом ставят отметку)

Учащиеся поднимают букву, которую нужно вставить.

Знакомятся с новым словарным словом.

Слушают, отвечают на вопросы

Подбирают и записывают однокоренные слова

Ставят цель работы, выбирают уровень.

Оценивают товарищей

Личностные:

ориентироваться на значимую для себя информацию.

Познавательные: уметь проводить анализ, синтез, сравнение информации, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные:

выполнять пробное учебное действие,

фиксировать индивидуальное затруднение в

пробном действии,

волевая саморегуляция в ситуации затрудне-

Коммуникативные:

выражать свои мысли с достаточной пол-

муникации.

Самоопределение к деятельности

- К какой части речи относится слово сахар. Давайте вспомним, что вы знаете о существительном.

Давайте вспомним: «Что такое речь?»

- Какие части речи вам знакомы?

Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?

Имя существительное

Имя прилагательное

Возьмите желтые карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.

Почему вы не все слова распределили?

- А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

- А как называется эта часть речи?

- Значит, какая цель нашего урока.

В парах с помощью алгоритма учащиеся рассказывают друг другу правило об имени существительном, оценивают друг друга

Сущ., прил., гл.

Личностные: самостоятельное формулировать

тему и ставить цель урока;

принимать поставленную цель

постановка цели и задач урока 5 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Нужно распределить слова, по частям речи.

По 1 чел к доске, вслух проговаривают и записывают.

Они не относятся ни к одной из групп.

Не знаем.

Узнать, как называется новая часть речи

Первичное усвоение новых знаний

Составление алгоритма

Цель этапа:

. Построение и фиксация нового знания.

Для этого я предлагаю вам выполнить такое задание – возьмите синие карточки

Создаю проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод

« » - уже знал «-» - думал по-другому

«+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопросы

Определите, правильно ли написан текст? найдите ошибки и исправьте прямо в карточках.

Сахар относится к одному из самых популярных продуктов питания. Сахар чаще используют в качестве добавки в различные блюда. Люди почти в каждом приёме пищи употребляют сахар. Сахар пришёл в Европу примерно 150 лет назад. Тогда сахар был очень дорогим и недоступным простым людям, его продавали на вес в аптеках.

Что нового узнали?

Что не поняли? (дом. задание – посмотреть в разных источниках информации, рассказать всем на след. уроке)

    какую ошибку вы заметили?

2. Как можно исправить?

3. Прочитайте исправленный текст.

4. назовите слова, которые вставили

5. Эти слова мы употребляем в речи?

6. Значит это часть речи?

7. А к какой части речи мы отнесем эти слова?

8. Вместо какой части речи мы их используем?

9. то есть чье место они занимают?

На доске

МЕСТО ИМЕНИ

Добавим букву Е .

Это и есть тема нашего урока.(прочитайте хором)

- Что же такое местоимение?

- Вы уже знакомы с некоторыми частями речи. Используя эти знания попробуйте сами вывести правило, что такое местоимение. на доске опорные слова, по ходу, я их выставляю в нужном порядке.

Давайте вспоминать, с чего начинается любое определение?

Местоимение-часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

Например: я, та, он, она, они, вы, мы

Открыли новое? узнали тайну?

Отвечают на вопросы.

Алгоритм на доске

Работают самостоятельно

повтор слова сахар – речевая ошибка)

Определяют тему и цель урока

Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.

На доске составляем алгоритм

Применение нового знания.

Новое знание открыли, что вы теперь должны сделать.

Открыли компьютеры, работаем в парах

(проговариваем друг другу, что делаете)

Кто правильно справился с заданием? молодцы! закрыли компьютер.

Научиться применять новое знание.

Работают на ноутбуках

Личностные:

самоопределе

ние к форме работы;

осуществление

самоконтроля в

деятельности.

Познавательные:

удержание

поставленной задачи,

осуществлять анализ, сравнение и выбор

информации

Определять основную и второстепенную информацию.

Регулятивные:

планировать учебное сотрудничество в группе;

уметь находить и исправлять ошибки в своей работе и работе других

уметь оценивать полученные результаты в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

уметь строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли с достаточной пол-

нотой и точностью, аргументировать своё мнение и позицию в ком-

муникации,

учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции, разрешать конфликты.

Физминутка

Я буду называть слова, а вы будьте внимательными, если услышите местоимение – садитесь на стул и сидите, как мышки, если я назову другие части речи, встаете и начинаете прыгать.

Дом, он, лес, зеленый, они, песня, я, вы, доска, он, парта, ручка, она, прыгайте, ты

Сели ровно, продолжаем урок.

первичная проверка понимания 5 мин. .

Применение новых знаний

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

создание ситуации успеха для каждого;

Возьмите красные карточки –

СОВА – ХИЩНАЯ ПТИЦА. … СЧИТАЕТСЯ ЛУЧШИМ ОХОТНИКОМ. У … МОЩНЫЕ КОГТИ И ЧУТКИЕ УШИ. … ЖИВУТ ПО ВСЕМУ СВЕТУ.

вставить пропущенные местоимения, работаем самостоятельно, затем обмениваемся листочками, проверяем.

Всё верно, Одна ошибка- +

Две ошибки, Три ошибки -

Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания

Проверка по эталону.

Дети поднимают руки.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе

знаний, выполнять действия по эталону.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полно-

той и точностью, формулировать и аргументировать своё мнение

в коммуникации, достигать согласование в парной работе.

Подвожу итоги работы в классе

    итак, какую тайну мы раскрыли на сегодняшнем уроке?

    как она называется?

    чем эта часть речи отличается от других, известных вам частях?

    расскажите определение

    какие местоимения вы уже знаете?

Отвечают на поставленные вопросы.

    что существует еще одна часть речи

    местоимение

    она не обозначает предметы, а указывает на них

    я, ты, мы, он…

Проставляют в тетради общий балл, набранный на уроке

Оценивают свою работу на уроке

Личностные: самооценка своей работы, адекватное понимание причин успеха / неус-

пеха в учебной деятельности.

Познавательные:

рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов дея-

тельности

Коммуникативные:

уметь отвечать на поставленные вопросы.

Домашнее задание

Изобразите на альбомных листах местоимения в образе предметов или животных

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

Рефлексия учебной деятельности

Составьте синквейн на тему местоимение

Составляют синквейны, зачитывают их

Список литературы:

1.Алтынова Т.В., Юдина О.А. Приглашаем на урок.2 класс. Волгоград: Учитель, 2011.

2.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. М.: Владос, 2001.

3.Канакина В. П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. М.: Просвещение, 2012.

4.Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. М.: Аквариум 2007.

5.Ситникова Т.Н.. Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 2 класс. М.: ВАКО, 2012.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.

В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока - таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:

  • этапы и цели урока;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.

Отличия технологической карты и конспекта

Технологическая карта урока

Конспект урока

Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока.

Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников.

Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии.

Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке.

Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения.

Только указывает цели урока.

С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса.

Преимущества технологической карты как инструмента планирования

Технологическая карта позволит учителю:

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
  • спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
  • проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
  • диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
  • строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.

Структура технологической карты урока

В технологической карте указываются:

  • тема;
  • цель освоения учебного материала;
  • результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
  • межпредметные связи;
  • организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
  • основные понятия темы;
  • технология изучения указанной темы.

Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.

Трудности при составлении технологической карты урока

Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:

  1. Объём на десятки страниц.
  2. Оформление всего содержания занятия как таблицу.
  3. Установление жёстких временных рамок.
  4. Обилие колонок.
  5. Сведение рефлексии к подведению итогов.
  6. Использование сложных и непонятных выражений - «самоопределение к деятельности».
  7. Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.

Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.

Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.

Примеры технологических карт уроков

Образец технологической карты №1

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Характеристика этапов урока

  1. Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
  2. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
  3. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
  4. Оценка достижений целей урока.

Образец технологической карты №2

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
  7. Актуальность использования средств ИКТ.
  8. Виды используемых средств ИКТ.
  9. Необходимое оборудование и программное обеспечение.
  10. Организационная структура урока.

Образец технологической карты №3

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока.

Образец технологической карты №4

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

УМ К: «Русский язык» под ред. М.М.Разумовской. Учебный предмет: русский язык

Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Цель: формирование умений учащихся на основе пунктограммы №5 (постановка знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом) Задачи:

  1. Актуализировать знания учащихся об обобщающих словах при однородных членах;
  2. Формировать умения применять пунктограмму на письме;

3) Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.
Формирование УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

  • Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
  • Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение, с точностью и полнотой выражать свои мысли.
  • Познавательные УУД: анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал, находить нужную информацию. Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях.
  • уметь находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания. Личностные:
  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение, с точностью и полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал, находить нужную информацию (Познавательные УУД) Основные понятия: однородные члены, обобщающее слово при однородных членах.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания

Формирование УУД

1.Организационный момент.(2 мин)

Цель: активизировать учащихся, проверить готовность учащихся к уроку, поставить цели урока.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Проводит инструктаж, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные УУД: определение цели учебной деятельности, умение слушать. Личностные УУД: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные УУД: извлечение нужной информации.

2. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация). Цель: выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативов учебной деятельности

Создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (надо!) Устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)

Психологически настраиваются на урок.

Личностные: самоопределение к деятельности; смыслообразование. Познавательные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (5 минут)

Организовать индивидуальную работу.

Оценивают одноклассника, комментируют его действия.

1.Орфографическая разминка. На доске записаны слова с пропущенными буквами. Один

Познавательные: осознанное и произвольное речевые высказывания.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Используемые технологии: сотрудничества, информационные.

Цель: актуализировать

учащийся у доски вставляет

Регулятивные: фиксирование

мыслительные операции,

пропущенные буквы, объясняя

индивидуальных затруднений в

повторить сведения об

орфограммы.

пробном учебном действии

орфограммах.

1)3ап..тая, дв..еточие,

Коммуникативные: выражение

в..скл..цательный знак.

своих мыслей с достаточной

2) Существительное,

полнотой и точностью,

числительное, пр..л,.гательное.

аргументирование своего

Обобщите, пожалуйста,

мнения

одним словом слова в каждой

строке.

Цель: актуализировать

Организовать фронтальную

Решение лингвистической

2.Лингвистическая задача

Познавательные: анализ

мыслительные операции;

работу с классом в форме

задачи, ответы на вопросы

«Убери лишнее»: дополнение,

объектов с целью выявления

повторить сведения о

опроса.

учителя.

местоимение, определение,

признаков.

местоимении, второстепенных

обстоятельство.

Коммуникативные УУД: умение

членах предложения,

Лишнее - местоимение,

слушать собеседника,

однородных членах

потому что это часть речи, а

формулировать собственное

предложения

остальные слова - члены

мнение, аргументировать свое

предложения.

мнение, учет разных мнений.

Что такое местоимение?

Регулятивные УУД: умение

Что такое дополнение?

планировать свое действие в

Что такое определение?

соответствие с поставленной

Что такое обстоятельство?

задачей.

Составьте предложение со

всеми словами.

Чем осложнено предложение,

которое вы составили?

Что такое однородные члены?

Каким словосочетанием

можно обобщить однородные

члены?

4. Сообщение нового

Объясняет новый материал с

Участвуют в обсуждении и

1. Объяснение учителя.

Личностные:

материала. (10 минут)

использованием

составлении схем, дают

Обобщающие слова - это

смыслообразование

Цель: формирование умения

интерактивной доски.

характеристику, делают

одно более общее

Познавательные:

находить обобщающие слова

выводы.

наименование всем

использование знаково-

при однородных членах и

однородным членам.

символических средств,

ставить знаки препинания,

Запишем предложение: В

установление причинно-

умения работать со схемами;

предложении местоимение

следственных связей

может выполнять

Коммуникативные:

синтаксическую роль любого

аргументирование своего

второстепенного члена:

мнения и позиции в

дополнения, определения,

коммуникации, выражение

обстоятельства.

- Составим схему: 0:0,0,0

- А теперь перенесем обобщающее слово и поставим его после однородных членов. Перестройте предложение. (В предложении местоимение может выполнять синтаксическую роль дополнения, определения, обстоятельства - любого второстепенного члена). Сделайте вывод.

- А можно перестроить схему так: 0:0,0,0-...

- Сконструируйте предложение по данной схеме. (Синтаксическую роль любого второстепенного члена: дополнения, определения, обстоятельства - может выполнять местоимение в предложении). Сделайте вывод.

- Подтвердим свои выводы чтением правила в учебнике (стр. 146)

своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

5. Первичное закрепление материала с комментированием во внешней речи (15 мин.) Цель: применение нового знания в типовых заданиях;

Организует учебную деятельность, консультирует по мере необходимости, контролирует выполнение задания.

Учащиеся выполняют задание устно.

1. На ИД выведены слова, к которым учащиеся устно должны подобрать слово или словосочетание с более широким значением -обобщающее слово.

1) запятая, тире, двоеточие
(знаки препинания)

2) М.Ю.Лермонтов,
А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев (поэты)
На ИД выведены обобщающие
слова, к которым учащиеся
должны устно подобрать по
нескольку слов с более узким
значением.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

1) части речи

2) писатели

Цель: формирование навыка

Диктует предложение,

Один учащийся работает у

2. На доске записываем

Познавательные:

правильной постановки знаков

контролирует выполнение

доски, остальные в тетрадях.

предложения, объясняем

использование знаково-

препинания.

задания.

пунктуацию них, составляем

символических средств.

схемы:

Коммуникативные: выражение

1)Обращаться с языком кое-как

своих мыслей с достаточной

Значит и мыслить кое-как:

полнотой и точностью,

приблизительно, неточно,

аргументирование своего

неверно. (А.Толстой}

мнения.

2)Постоянное обращение к

Регулятивные: выполнение

словарям,справочникам,

пробного задания.

наблюдение за живой речью

людей - все это способствует

развитию и обострению

«языкового чутья».

3) Многие композиторы:

Чайковский, Римский-

Корсаков, Даргомыжский,

Рахманинов - создавали оперы

по произведениям

А.С.Пушкина.

Цель: формирование навыка

Контролирует выполнение

Учащиеся читают материал

3. Чтение учебника (стр. 148),

Познавательные: извлечение

извлекать необходимую

задания.

учебника, выполняют устно

работа над интонационными

необходимой информации из

информацию из текста.

упражнение.

особенностями предложений с

текста.

обобщающим словом,

Коммуникативные: выражение

выполнение устно упр. 217.

своих мыслей с достаточной

Цель: научить видеть и

Организует учебную

Учащиеся читают записанные

4.Работа над устранением

полнотой и точностью.

исправлять грамматические

деятельность, контролирует

предложения с

грамматических ошибок.

ошибки, связанные с

выполнение задания.

грамматическими ошибками,

На доске записаны

Познавательные: осознанное и

неправильным употреблением

редактируют их и записывают

предложения с

произвольное речевые

обобщающих слов.

исправленный вариант,

грамматическими ошибками.

высказывания,использование

составляя схемы предложений.

Задание: устно исправить

знаково-символических

грамматические ошибки,

средств, умение

записать предложения в

самостоятельно делать

исправленном виде, составить

выводы, находить решения,

схемы. (Необходимо

обосновывать выводы.

/читывать, что все однородные

Коммуникативные: построение

члены должны стоять в том же

погической цепи рассуждений

тадеже, в котором стоит

4 доказательств, выражение

обобщающее слово).

;воих мыслей с достаточной

!.)Жизнь крестьян изображена г

юлнотой и точностью, умение

в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.

2) Справедливость, благородство, простота -редкими душевными качествами наделяет Л.Н.Толстой Кутузова.

анализировать и исправлять предложения.

б. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.(8 минут)

Цель: интериоризировать учащимся новый способ действия и провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия.

Организовывает самостоятельную работу на новый способ действия. Организовывает самопроверку теста по эталону. Создает ситуацию успеха для учащихся, допустивших ошибки.

Выполняют тест, фиксируют положительные результаты своих действий (знаково: +), оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.

Контрольное тестирование.

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

7. Рефлексия (3 мин.) Цель: оценить результаты собственной деятельности; подвести итог проделанной на уроке работе.

Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности.

Отвечают на предложенные учителем вопросы,соотносят цель и результат учебной деятельности, фиксируют степень соответствия.

- Давайте повторим, что такое обобщающее слово при однородных членах и какие знаки препинания ставятся при них?

- Что было трудным?

- Что вызвало интерес?

Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативные: Умение отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других, адекватное понимание успешности или неуспешности, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью, планирование успешного сотрудничества. Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль деятельности.

Приложение 1. Флипчарты, использованные на уроке.

Приложение 2. Тест Тест1. Укажите слово, которое не может быть в роли обобщающего:

  1. Повсюду 3) Всё
  2. Лошадь 4) Ничто

2. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

  1. Ни горы ни ущелья ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
  2. Запах черемухи чувствовался всеми в саду в доме на улице.
  3. Всё и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.
  4. Бычков и Сергей Корнеенко победители соревнования.

3. Найдите ошибку в постановке знаков препинания:

  1. В корзине была дичь: два тетерева и утка.
  2. Мастеровые, старики с палками, бабы - всё слилось в одну массу.
  3. Небо становилось разноцветным: белёсым, розовым, красным.
  4. Всё это - звуки и запахи, тучи и люди было странно красиво и грустно.

4. Неверно выделено обобщающее слово:

  1. Ничто не шевелилось: ни одна травка внизу, ни один лист на ветке.
  2. Тонкий нос, смелые брови, щеки - все черты ее лица выражали страсть.
  3. В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто.
  4. Дети, старики, женщины - всё смешалось в людском потоке.

5. Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления предложения:

See это 1 цвета, блесни, звуки и запахи 2 давило на глаза, наполняло сердце мутью унылой боязни.

  1. 1 - тире, 2 - двоеточие 3) 1-двоеточие, 2 - запятая
  2. 1 - тире, 2 -тире 4) 1 - двоеточие, 2-тире

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Я считаю своим долгом предостеречь вас от ошибок и ложных увлечений.
  2. В этом романе подробно рассказывается о двух персонажах: Илья Обломов и Андрей Штольц.
  3. Важной предпосылкой для выполнения этих работ является наличие квалифицированных кадров.
  4. Сочетание знаковых впечатлений со зрительными вообще характерно для репинского восприятия вещей.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №55

г.Улан-Удэ», Республики Бурятия.

Технологическая карта

открытого урока русского языка 2 класс УМК ПНШ

Подготовила учитель начальных классов

Гурылева Евгения Владимировна

Предмет : русский язык

Класс : 2 класс

Тип урока : обобщение и систематизация знаний

УМК : ПНШ

Технологическая карта

Тема

Повторение по теме «Орфография»

Цель

Обобщить и систематизировать знания по теме «Орфография», обеспечить применение учащимися знаний способов действий при решении орфографических задач.

Задачи

Содействовать развитию орфографической зоркости, умения осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.

Способствовать развитию интереса к предмету.

Формируемые УУД

Личностные : учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные : волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные : анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Орфограмма, корень слова, родственные слова, проверочные слова

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Н.А. Чуракова. Учебник Русский язык 1 часть, М.Л. Каленчук Русский язык 2 часть, Т.А. Байкова Тетрадь для самостоятельной работы №1, С. И. Ожегов Словарь русского языка, орфографические словари у каждого учащегося на парте;

Мультимедиапроектор, экран, индивидуальные карточки, лист самооценки.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

1. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на положительном эмоциональном уровне.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

    Прочитайте эпиграф урока.

    О каком времени года говорит поэт?

    Для кого из вас зима - тоже «краса волшебная»?

  • Красива зима в нашем крае! Зима - великая мастерица на выдумки! Чего только не увидишь зимой! В каких только зимних забавах не поучаствуешь! Назовите, что вы любите делать зимой.

    Сегодня на уроке мы повторим правила проверки слов с парными согласными и безударными гласными в корне слова. А помогать нам будет главный почтальон Деда Мороза.. А кто он, вам нужно отгадать:

    Три шара, ведро, морковка

    И для глаз - два уголька;

    Палки-руки вставим ловко:

    Лепим мы...(снеговика)!

    Минутка чистописания.

Актуализация опорных знаний.

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для организации обобщения и систематизации

Организует повторение изученного.

Повторяют изученный ранее материал.

У учащихся листы самооценки по каждому этапу работы

1 .-Внимательно и красиво записываем число.

и м з а е 1 ряд

а м о с р з о 2 ряд

Запишите красиво. Следите за правильным написанием, высотой, наклоном букв.

Подчеркните те буквы, которые получились у вас красивыми.

Составьте слова из этих букв (зима, мороз)

Какие буквы лишние и почему? Как догадались?

С какими трудностями встретились при написании слов?

    Что помогло вам правильно написать эти слова?

Орфограммы мы изучаем в разделе русского языка, который называется

«Орфография», это и есть тема нашего урока. Сегодня мы будем повторять изученные орфограммы. А вот какие орфограммы мы будем сегодня повторять - это вам предстоит самим догадаться.

- Какой этап работы мы прошли?

Продолжаем работу.

Знать признаки родственных слов, понятия «корень слова», «орфограмма», «орфографическая задача», правописание словарных слов

3. Словарная работа.Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы урока.

Формулируют тему урока.

Следующий этап. Словарная работа..

    Слова, которые мы будем сегодня записывать очень нравятся нашему гостю Снеговику, а почему, вы догадаетесь, когда соберете их.

Их обычно шьют из кожи,

Но из шерсти вяжут тоже

В них любой зиме назло

Пальцам рук всегда тепло. (перчатки)

Подчеркните все орфограммы.

Имеются ли здесь родственные слова?

Допишите еще в этот ряд два родственных слова. Объясните почему они родственные.

Как мы проверяли опасные буквы в словах?

Как еще можно проверить?

Какие цели поставим перед собой? Повторять будем какие орфограммы?

Уметь находить изученные орфограммы

4. Самостоятельная работа с самопроверкой Обобщение и систематизация знаний

Цель.

Уточнить способы подбора проверочных слов для разных частей речи

Определяют, по каким признакам объедены слова существительные в группы. Составляют алгоритм подбора проверочных слов для орфограмм корня.

Работа с учебником

С. 172, упр.137(142). Прочитайте задание.

Самостоятельная работа.

Уметь подбирать проверочные слова для решения орфографических задач в корне слова

5. Физкультминутка для глаз на тему «Зима» (презентация)

Цель: смена характера деятельности путем двигательной активности.

6. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить умение в подборе проверочных слов для решения орфографических задач в корне слова

Проводит инструктаж обучающихся.

Работа в группах

Каждая группа выбирает командира и он выходит, чтобы получить конверт с задание и время на его выполнение. Требование действовать сообща, поддерживать друг друга.

http://piratepad.net/OGzWhp1GQ4

http://piratepad.net/PUMFOK0mU8

http://piratepad.net/qfKRSnbH36

Давайте проверим выполненную работу и оценим себя.

Уметь выделять из группы слов слова на указанную орфограмму в задании, подбирать проверочные слова для решения орфографических задач в корне слова

7.Итог урока

Какую цель ставили перед уроком?

Удалось ли ее достичь?

Как вы считаете, нужно продолжить эту работу на следующих уроках?

8. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

    Своей работой на уроке я…

Мне больше всего удалось…

    Теперь я могу…

Было интересно…

Знания, полученные на уроке помогут мне …

Я хочу поблагодарить одноклассников...

Мое настроение…

9. Домашнее задание

Повторять правила.

1.Из христоматии списать 3 предложения, почеркнуть орфограммы.

2.П.т. №62 (с.50)

1 группа 2 группа

Задание. Найди в тексте слова с безударной гласной в корне слова. Исправь ошибки.

А знаете, в какие снижинки превращается вада? Они падают с неба, такие кросивые, нежные, как тоненькие цвиты.

3 группа.

4 группа. Придумать название к тексту. Исправить ошибки. Доказать свой ответ.

Диктант с постукиванием

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

1 группа. Найди в тексте слова с безударной гласной в корне слова. Исправь ошибки.

2 группа. Найди в тексте слова с безударной гласной в корне слова. Исправь ошибки.

А знаете, в какие снижинки превращается вада? Они падают с неба, такие кросивые, нежные, как тоненькие цвиты.

А знаете, в какие снижинки превращается вада? Они падают с неба, такие кросивые, нежные, как тоненькие цвиты.

3 группа. Вставьте пропущенные буквы в словах, подберите проверочное слово:

х…лодный - _________ ястре… - _________

тр…пинка - __________ арбу… - __________

з…мля - ________ гвоз…ь _________

4 группа. Придумать название к тексту. Исправить ошибки.

Ударил сильный морос. В лису холодно. Трищат сучья и стволы деревьев. Ветер тихо кружит снек. Он скрипит под нагами. Птицы прячутся в дуплах и гнездах. В лесу стоит тешина.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Предложение и словосочетание»

Дидактическая цель: формирование представления о словосочетании, о предложении и их отличии; о главном и зависимом слове в словосочетании.

Образовательная: учить на практике отличать словосочетание от предложения;

Развивающая: развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;

Воспитательная: воспитание умения отстаивать свою точку зрения, воспитание интереса к предмету.

Личностные: отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке

Регулятивные: осуществляют самоконтроль, овладевают умением прогнозировать, умение самостоятельно извлекать нужную информацию

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.

Оборудование: презентация, документ камера.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Давайте улыбнёмся друг другу. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют на парте наличие школьных принадлежностей.

Регулятивные УУД :организовать свое рабочее место под руководством учителя;

Личностные УУД:

правильная посадка за партой.

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

Начнем урок с минутки чистописания.

Открываем тетради и записываем число классная работа. Какое сегодня число? Выделите в предложениях которые мы написали все орфограммы, поставьте ударение и будьте готовы к их объяснению.

Сейчас послушайте загадку, и отгадайте, какую же букву мы будем сегодня писать.

С этой буквой веселей!
Ну и как не улыбнуться -
Повисеть могу на ней,
А еще и подтянуться!

Правильно ребята, это буква «П». Прописываем букву «П п» одну строчку, заглавную и строчную. А что написано на второй строке? Верно, на второй строчке прописываем слоги(по, пу,пи,па,пы,пэ)

Посмотрите на слайд, на нем картинки словарных слов. Записываем под диктовку, ставим ударение, подчеркиваем безударные гласные. (портрет, восемь, стакан, багаж, салют, вокзал, кастрюля, иней, орех) (1 ученик пишет на доске, второй контролер)

Выполняют минутку чистописания и словарную работу

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания)

Посмотрите на слайд, на нем зашифровано слово, вам необходимо расставить буквы в нужном порядке,чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока. (СЛОЧЕСОВОИЕТАН и ПРЕЖЕДЛОИЕН)

Верно, тема нашего урока «Предложение и словосочетание» Давайте попробуем определить цель нашего урока.

Вы уже знаете, что в предложении есть главные и второстепенные члены. Теперь давайте посмотрим, как в предложении соединяются слова.

Откройте учебник на странице 78 упр. 125. Прочитайте задание про себя. Прочитай… вслух. Первое предложение выполним вместе. Выполните третье предложение по образцу. (спросить 2-х учеников)

Что же такое словосочетание? Как связанны слова в словосочетании?

Предложение, словосочетание

Построение проекта выхода из затруднения

Давайте проверим правильны ли были ваши ответы, откроем учебник на странице 78 и найдем правило. (дети читают про себя)Правило: Словосочетание-соединение двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу. В словосочетаниях всегда есть главное слово и зависимое слово. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос. Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.

Какие слова есть в словосочетании? От какого слова к какому задается вопрос? Что не является словосочетанием? А теперь давайте сформулируем правило.(спросить 1-2 ученика)

Сейчас я прочитаю стихотворение, вы должны назвать ключевые слова о словосочетании.

Познавательные: осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют терминами.

Личностные: отвечают на вопросы; слушают собеседника и ведут диалог;

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нём ходят парою слова,

Но неравны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову.

И никогда - наоборот.

Запомни как основу.

Физминутка.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Главное слово определят вопрос в словосочетании, Вопрос идет от главного слова к зависимому.Выполняют физминутку.

Регулятивные: овладевают умением прогнозировать, умение самостоятельно извлекать нужную информацию

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Чтобы закрепить наши знания, откройте учебник на стр.78 упр.126. Прочитайте задание про себя. Первые два предложения выполним на доске. Третье выполните самостоятельно по образцу.

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, сверьте со слайдом.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют упражнение.

Личностные: обобщают собственное представление;

Регулятивные: осуществляют самоконтроль

Включение в систему знаний и повторение

Откройте учебник на странице 79 упр. 127. Прочитайте задание. Назовите все словосочетания. Докажите как вы определили, что это словосочетания. Запишите предложения, подчеркните главные члены. Давайте проверим, что у вас получилось.(2 человека проверить). Что называют предложением?

Как вы различали предложения от словосочетаний? Давайте проверим, обратите внимание на правило под упр. 127,прочитайте про себя.

Правило: Предложение сообщает о чем-то или о ком-то, выражает законченную мысль, а словосочетание только называет предмет, его действия или признаки, но более точно чем слово. Вот почему подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.

Что такое словосочетание? Так в чем же отличие словосочетания от предложения?

Выполняют самостоятельную работу на карточках.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: отвечают на вопросы;

Коммуникативные: уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Закончите предложения:

Я узнал(а)…

Было трудно…

Теперь я могу…

Вашим домашним заданием будет выполнить упражнение на стр. 78 № 128 и выучить правило.

Выполняют рефлексию своей учебной деятельности, записывают домашнее задание.

Личностные: отвечают на вопросы; оценивают свои достижения на уроке



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...