Эссе на тему что вам дает толерантность. Миграция, терпимость и нестерпимое. От слов к делу

Бородаенко Денис, руководитель Нечаева Валентина Витальевна

Толерантность... Это понятие довольно легко осознается и запоминается даже в средней школе. Оно определяется как терпимость к чуждому верованию, образу жизни, взгляду. Но почему оно так актуально сейчас в России? Ответов много, я сформулирую лишь некоторые:

  • Ну, во-первых, наша страна многонациональная, и каждая нация имеет свой язык, нравы, обычаи, взгляды. Обычаи Осетии, Адыгеи, Ингушетии отличаются от обычаев центральных районов России, которым в свою очередь чужды нравы Чукотки и Бурятии.
  • Во-вторых, географически наша страна располагается в нескольких климатических поясах, поэтому гражданами нашего государства являются представители практически всех рас. Так коренные жители Бурятии и Удмуртии, принадлежащие к монголоидной расе, весьма отличаются от большинства жителей Урала и центральных регионов, от представителей южных регионов.
  • В-третьих, все народности и национальности Российской Федерации исповедуют разные религии: православные и католики, представители ислама и иудеи. И это если не брать в расчет смешанных верований и сект.

Да, мы все очень разные, но ведь уже больше десяти веков мы живем бок о бок в одном государстве. Со времен князя Владимира, когда разные княжества объединились в одно большое, мы являемся гражданами одной державы. И в принципе уже мало кто удивляется, что в пределах одного города прекрасно уживается костел, мечеть и церковь. Мы давно уже привыкли спокойно относиться к чернокожим гражданам, и не оборачиваемся вслед компании студентов-иностранцев. Но... Мне вспоминаются слова чемпиона мира по боям без правил, Расула Мирзаева, которые он сказал в репортаже после судебного разбирательства о смерти студента Ивана Агафонова: "Когда я победил на чемпионате, окружающие говорили, что победил россиянин, что в моем лице одержала победу Россия, а сейчас я сразу для всех стал не россиянином, а дагестанцем, горцем."

А действительно, почему так? Мы с гордостью говорим о многонациональности нашей державы, о богатстве ее нравов и обычаев, о плодородности и богатстве полезными ископаемыми. Мы все как один болеем на соревнованиях за нашу сборную, и каждый, кто носит форму с символикой РФ, будь то эскимос или горец, считается соотечественником https://ru.wikiquote.org/wiki/Вячеслав_Владимирович_Кантор.

Но стоит произойти конфликту, достаточно небольшой искры, и вспоминается жадность у евреев, кровожадность у всех горцев, хитрость у армян... А ведь любой представитель русской национальности может не только иметь эти черты характера, но и даже совмещать это с другими "достоинствами". Почему русский или украинец, или белорус никак не может быть обманщиком или расчетливым негодяем? Потому что это "свой", а они - чужие, не такие как мы? Смешно звучит, не так ли? Может все-таки дело в отношении к себе и к другим. Конечно, стать многоликим человек не сможет, но можно попробовать представить себя на месте другого. А что было б, если б я оказался среди эскимосов? Неужели приятно было б мне спасаться от насмешек и побоев только за то, что я имею большие глаза и светлые волосы? Видимо, и чувству терпимости к другим, не таким, как мы сами, тоже надо учиться.

Эволюция меняла строй и формы правления нашей страны, изменялись быт и обычаи, но одинаковыми люди не становились никогда. Всегда кому-то нравились красные одежды, кому-то белые. Кто-то носил длинные волосы, кто-то короткие. Один, глядя на землю, видит плодородную почву, ростки и отражение солнышка в луже; другой - одну лишь грязь, да пыль с песком. Но если принять эту непохожесть как нечто само собой разумеющееся, если определяющими качествами в человеке считать его личные заслуги и качества, то, возможно, чувство толерантности не придется прививать. Ведь, как сказал Герберт Уэллс: «Наша истинная национальность - это человечество.»

Тема: Толерантность как школа жизни с непохожими людьми, школа человечности и великодушия.

Терпимость не есть равнодушие к добру и злу:

терпимость есть добродетель....

Н. Бердяев

Мы живём в том мире, где нас с вами окружает огромное множество различий, противоречий. Мы сталкиваемся с представителями различных этнических групп, с личностями, которые так не похожи друг на друга, не похожи на нас.

Порой мы считаем, что наши взгляды, наши принципы - единственно правильные. И все то, что не соответствует им, не имеет шансов на существование. Как трудно посмотреть на мир, окружающий нас, не сквозь собственную призму, искажающую все на свой манер, а со стороны: объективнее, шире. Но, возможно, тогда нашему взору откроется Истина, которая покажет множество дорог.

И наша задача найти, почувствовать верный путь.

Необходимо помнить о том, что каждый из нас - неизведанная и прекрасная планета, и без любви, уважения и терпимости к себе нельзя прийти к толерантности в целом.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.

Толерантная личность... Терпимая, чуткая, доброжелательная, терпимая к различиям, способная сопереживать, знающая о своих достоинствах и недостатках, умеющая владеть собой... Трудно ли быть таким, трудно ли мириться с чужим мнением, уважать человеческое достоинство и права других? Не требуется много мужества, чтобы критичнее относиться к себе, перестать обвинять окружающих в своих бедах, перекладывать ответственность на других

Чем мы можем помочь нашим детям? Каким образом взрастить то зерно толерантности в их сердцах, которое даёт мощные всходы? Нашим собственным примером, созданием необходимых условий для развития и укрепления всего самого светлого, доброго и прекрасного, что находится в детских сердцах.

Но дети тоже живут в этом полном противоречий мире, и по мере взросления их души обрастают условностями, которые часто навязываем им мы, взрослые. Переучивать всегда сложнее...

Именно поэтому рядом с ними всегда должны быть люди, готовые прийти на помощь в трудную минуту, легонько подтолкнуть в нужном направлении, к той дороге, где их спутником будет Милосердие, Мудрость и Красота. Это и есть моя задача - помочь пробудить и сохранить живой интерес наших учеников к самим себе, к миру, который их окружает, сохранить самое ценное, чем обладает человек.

16 ноября – Международный день толерантности. Толковый словарь даёт значение этого слова как терпимость к чужому образу жизни. Умение жить с микро и макросредой. Первого ноября появился семимиллиардный житель нашей планеты. Маленький Петя Организацией Объединённых Наций зарегистрирован в Калининграде. Каждую секунду на Земле рождается 15 младенцев. Много на нашем земном шаре, увы! таком маленьком, стран и народов. Люди говорят на разных языках (их более шести тысяч), по – разному одеваются, по – разному устраивают свою жизнь, по – разному выглядят. Хотя жители планеты разные, но всё же они схожи и одинаковы в главном. Все народы хотят счастья и мира для себя и своих детей, все любят справедливость и сочувствуют попавшим в беду, все ценят доброту, ум, трудолюбие. Нет такого народа, в сказках которого побеждал бы злой или ленивый. Люди могут придерживаться разных религиозных убеждений. Однако нет такой религии, которая учила бы злу и несправедливости. Нам нужно жить в мире и дружить. Нужно научиться уважать и уступать друг другу. Человечество тысячелетиями проходит испытание на человечность. Люди понимают значение слова «род», но забывают о слове «родство». Возможно, они когда - нибудь освоят формулу жизни, связывающую всё живое на планете: «Мы с вами одной крови, вы и я». Тогда они станут собратьями не только по крови, но и по духу. Сможет ли Земля, разделённая этническими, религиозными, мировоззренческими «территориями» стать общим тёплым домом? Как много вопросов совместного бытия!? Нет понимания, солидарности, нарастают разнообразия, «живёт» террор. Думая о толерантности, невольно возникает вопрос: быть или не быть человечеству как единству разнообразия? Быть или не быть? Историческая память говорит нам, что человечество во все времена пыталось быть человечным, однако наталкивалось, наоботрот, на человекофобию: агрессию, фанатизм, национализм, экстремизм. Люди привыкли навязывать друг другу свою веру, виденья тех или иных «святых» дел. Этим разрушают мир до основания, разделяя на верящих и не верящих, верных и неверных, наших и не наших, своих и чужих, местных и не местных, капиталистов и пролетариев… Хотелось бы думать, что это в прошлом. Однако это наивность. Фанатики живут сегодня. Они среди нас. Это демоны ксенофобии. Все помнят её пик - события 11 сентября 2001 года…и не только! Идеология толерантности – универсальная норма поддержки разнообразия в сложных формах симбиоза, сосуществования различных видов, рас, национальностей, народов, религий, мировоззрений. Человечество должно понимать, что в развитии сложных вопросов и систем, толерантность отражает стратегию взаимопомощи, а ксенофобия же связана в первую очередь с пониманием конфликта как монопольной движущей силы классовой или социальной борьбы. Многие писатели, мыслители времен и эпох отстаивали идеи взаимопомощи и примирения: Махатма Ганди, Антуан де Сент – Экзюпери, Анатолий Приставкин, Михаил Шолохов, Пётр Кропоткин, В.И. Вернадский… Л.Н. Толстой – великий гуманист мира писал: «Если бы люди понимали, что они живут не одной своей жизнью, а жизнью всех, то они знали бы, что делая добро другим, они делают его себе». Слова апостола Павла многими преданы забвению. Смысл их в том, что нет для Христа ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни самарянина, ни раба, ни свободного, ибо все они едины. Так что же такое толерантность? Это прежде всего школа, которая учит людей жизни с непохожими людьми, школа человечности и великодушия.

Справедливость воцарится тогда, когда каждый будет воспринимать чужую обиду как свою. (Солон)

других людей разрушающе действует на принятые моральные устои общества. Примеры двоякого толкования и негативного отношения к проявлениям толерантности: В молодежной среде. Примером ярых противников толерантности в России является молодежь, составляющая группировку скинхедов. Терпение к чужеродной культуре они связывают с неизбежным последующим геноцидом славянской расы. Не менее агрессивны в выражении своей позиции и противники ЛГТБ-движения. В семье. Некоторые законы, принятые в отличающейся особенной толерантностью к меньшинствам Европе, откровенно абсурдны. Например, британский закон, официально запрещающий в юридической документации использовать употребление слов «муж» и «жена» (а в перспективе планируется запретить использование слов «мать» и «отец»). Считается, что это устаревшие понятия ущемляют права секс меньшинств. Предлагается менять их на толерантные термины «супруги» и «партнеры». Негативную оценку в России получает и разрешение на усыновление детей семьям с однополыми «партнерами». В политике. Грань между толерантным поведением и рабской терпимостью очень тонка. Опытные политики весьма умело манипулируют сознанием лояльно настроенных людей. Например, в глазах мировой общественности Россия проявила явную интолерантность, приняв закон, запрещающий пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. В настоящее время большинство россиян возмущает и толерантное отношение к проявлениям фашизма на территории Украины. Принимать религиозно-этнические традиции и особенности поведения меньшинства стоит только с позиции здравомыслия и соответствия их исконно принятым в демократическом обществе. Необходимо чувствовать и осознавать границы терпимости, позволяющие различать проявление толерантности и не подменять его вседозволенностью и безразличием к происходящему попиранию истинных ценностей. Видео: Толерантность

Борискина Г. Г.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края

г. Чита, Забайкальский край

Сочинение ученицы 11 класса

«Что такое толерантность?»

Толерантность. Что это такое?
Если
спросит кто-нибудь меня,
Я
отвечу: "Это все земное.
То,
на чем стоит Планета вся".

Что же такое толерантность? Над ответом на этот вопрос я сама задумалась не так давно... И теперь понимаю, что слово «толерантность» созвучно по значению со словами человечность, искренность, понимание, внимательность, дружелюбие, терпимость, принятие. Что для меня значат эти слова....
Человечность-это для меня понятие, исключающее эгоизм. Если в человеке есть эти качества, то он всегда придет на помощь

Искренность близка человечности. Например, если человек просит прощение у другого, то стоит делать это искренне, от сердца.

Таким образом, искренность-это те поступки и слова, которые человек говорит и делает от сердца и от души, не ради собственной выгоды, а для того чтобы наладить отношения с другим человеком.

В слове «понимание» лежит способность человека понимать причины чужих и своих поступков. Понять человека, поддержать его в трудную минуту.
Внимательность подразумевает умение заметить то, что человеку нужна твоя помощь. Если человек внимателен, то он может заметить свой какой-то проступок и извиниться.
Дружелюбие-это слово с корнем Дружба ... В сердце у дружелюбного человека нет места злу, для такого человека дружба стоит выше собственных интересов. Человек, ценящий дружбу и друга, всегда готов прийти ему на помощь в трудную минуту.
Слово «толерантность», на мой взгляд, заставит многих из нас задуматься, а правильно ли живем мы? Правильно ли живет современное общество? Как сейчас относятся к людям другой расы или национальности? На мой взгляд, некоторые люди нашего общества не имеют представления о понятии слова «принятие». Люди не умеют принимать обычаи и привычки других. Некоторые люди в нашем обществе к человеку другой расы, вероисповеданием и другими обычаями относятся холодно, порой даже в открытую показывают своё негативное отношение. А это неправильно! В начале моего сочинения-рассуждения я написала эпиграф-строчки из замечательного стихотворения:
Толерантность. Что это такое? –


Если спросит кто меня,

Я скажу, что это всё земное.

То, на чём стоит планета вся.

Толерантность – это люди мира

Разных наций, веры и судьбы.

Открывают где-то, что-то

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета кожи, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить мы, друга уважая!

Толерантность – слово для живых.

Чтобы окончательно донести понятие толерантности, я хочу проанализировать несколько строк из этого стихотворения...

«Толерантность это люди мира

Разных наций, веры и судьбы.»

Этими строками автор хотел сказать, что неважно, какая вера у человека и нация, какие обычаи и привычки, главное - другое: все мы люди! Наше существование дано свыше. Каждый человек на земле выполняет свою функцию, то, для чего он нужен.
«Толерантность слово для живых.»

Фраза говорит сама за себя. Пока мы, люди всей планеты, будем проявлять друг к другу уважение, понимание и терпение, мы будем жить в мире и согласии без войн, террактов, убийств. Не будет человеческих страданий и слёз! Когда же мы научимся принимать людей другой нации? ! Приведу пример из своей жизни. В начальной школе со мной в классе учился мальчик армянин, хороший, солнечный мальчишка, всегда улыбчивый, он тянулся к знаниям, хотел наладить контакт с другими ребятами. Но я поняла, что человечность и дружелюбие многим ребятам из моего класса чуждо, с Федей они не разговаривали, не понимали его, высмеивали, а мне было очень обидно за него. Так нельзя поступать с людьми другой национальности.

Не так давно мной было прочитано стихотворение К. Бальмонта «Аромат солнца»:

Запах солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор.

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы

Все слились в согласный хор,

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами,

Пробужденною весной,

И смолистою сосной.

Нежно-светлоткаными,

Ландышами пьяными,

Что победно расцвели

В остром запахе земли.

Солнце светит звонами,

Листьями зелеными,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц.

Так и молви всем слепцам:

Будет вам!

Не узреть вам райских врат,

Есть у солнца аромат,

Сладко внятный только нам,

Зримый птицам и цветам!

И тут вдруг меня осенило... Ведь это стихотворение подходит как нельзя лучше для завершения моего сочинения.
Автор в этом стихотворении делает акцент на Мечты, Цветы и Весну. На всё Прекрасное, что только может быть на свете. Этим стихотворением автор заставляет нас задуматься, а не слишком ли много вокруг нас мрачных мыслей и зла, не пора ли нам переключиться на что-то более позитивное? Как научиться замечать вокруг себя прекрасную природу и не только весной?! Ведь Прекрасное в этом стихотворении связано с природой и человеком.
А я хочу сказать, что нет ничего прекрасней на свете, чем Человек и абсолютно неважно, какой он расы, какие у него привычки и какой жизнью он живет. Жизнь - вот что самое важное и прекрасное в этом мире. И пока мы толерантны к другим, мы Живем и будем Жить! Толерантность-это слово для Живых. Помните!

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стало реально. И это страшно.

Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.

Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.

Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.

Мне кажется, что толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. Мне хочется показать различные суждения по поводу толерантности. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Не является исключением и школа. Хочется рассказать о развитии этнической политики в школе. Толерантности и его производным отводится главное место при решении проблемы развития культуры межнациональных отношений.

Так что же такое толерантность?

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции.

Я считаю, что толерантность способна к установлению и поддержанию общения с людьми. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Недаром была принята Декларация принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроений. Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.

Конфликт – это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно. Для демократии очень важна социальная ответственность каждого человека осмысленно следовать моральным нормам при принятии решений.

Принципы толерантности

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.

Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.

Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства.

Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.

Так как же трактуют вопрос о толерантности в современной отечественной педагогике, психологии, социологии. В психологии считают, что толерантность – это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или ее элементов. В социологии, что толерантность – “культурная” направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО –толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе – это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений. Например, Б.С. Гершунский вводит понятие, как “менталитет толерантности”, “мировоззрение толерантности”, “толерантное поведение”. Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению “толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу”. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма).

Психологический уровень

а) добровольный индивидуальный выбор;
б) приобретается через воспитательную информацию;
в) личный жизненный опыт.

Политический уровень

а) активная позиция намеренного невмешательства;
б) добровольное согласие на взаимную терпимость разных и
противодействующих в несогласии субъектов.

Наиболее точное в современной отечественной педагогике трактовка толерантности, у Б.З. Вульфова в книге “Воспитание толерантности: сущность и средства” Это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами.

Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.

Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе “Многокультурное образование” выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.

I. Обучение толерантности.

    Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

    Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

II. Изучение и поддержка другой культуры.

    Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.

III. Уважение культурных различий .

    Cтановление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

IV. Утверждение культурных различий.

Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

Отсюда можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость – значит признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. При этом следует поговорить о личности толерантной и интолерантной. В современной психологической литературе это весьма условно, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой. В психологии рассмотрели основные черты и отличия:

Толерантные люди

Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках.

Интолерантные люди.

Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность.

Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности.

Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность.

Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении .

Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.

Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях).

Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека.

Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.

6. Чувство юмора.

Толерантный человек способен посмеяться над собой.

Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

7. Авторитаризм

Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А инвариантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Роль учителя при этом очень высока. Учитель может и должен:

    воспитывать в духе мира;

    признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;

    быть примером для детей;

    уметь слушать;

    поддерживать эмоциональные привязанности;

    развивать у учащихся чувство взаимного расположения;

    давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;

    избегать жестких иерархических отношений;

    не допускать проявлений авторитаризма;

    поощрять совместную деятельность.

Проводя классный час по толерантности с целью закрепления полученных знаний о чертах толерантности, я разделила их на две группы, чтобы дать подросткам возможность оценить степени толерантности. И ребята довольно правильно оценили толерантного и интолерантного человека, назвав такие черты как:

    чувство юмора; непонимание;

    доброжелательность; равнодушие;

    гуманизм; агрессивность;

    хорошее отношение к другим людям; высокомерие;

    умение владеть собой; безразличие;

    уважение мнения других; раздражительность;

    терпение;

    доверие; взглядов, обычаев.

    желание вместе делать что-то.

Задания могут быть разные: учащимся сравнить представление о себе с портретом толерантной личности; может создать представление о толерантной личности одного из членов группы. Главное ребята поняли, что толерантный человек и интолерантный человек – это две противоположности и в человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживается добро и зло, правда и ложь, активность и пассивность, доброта и жесткость, свобода и независимость. Примеров множество: в школе я пассивен, а на улице активен, люблю один предмет, не понимаю другой. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества. Ведь не бывает в жизни идеального человека. Важно стараться принимать себя и других, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что есть в человеке. Педагог должен помочь ребенку отыскать то, что является его наивысшим достижением, и так как каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств, то эти наивысшие достижения помогут ему выстоять в любых ситуациях. Учитель должен помочь ребенку решить его проблему, которая мешает ребенку свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Наша задача донести до наших воспитанников, что мир, окружающий нас разнообразен, а человек, как его частичка, многообразен. И чем богаче внутренний мир человека, тем интереснее жить.

Применение различных приемов на практике предполагает наличие гуманной позиции учителя, по отношению к детям; большую степень доверительности в отношениях, их принятие и поддержку. Любая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а учитель использует те приемы, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

Хочется вернуться к вопросу о развитии этнической толерантности в школе- как доминанте культуры межнациональных отношений, как исторически наша страна складывается, как сообщество разных этносов, культур и религий. В современных условиях происходит рост национального самосознания этносов. В обществе появилась тенденция к межэтническому обособлению, часто переходящему в национальную непримиримость. Государство уделяет особое внимание развитию культуры межнациональных отношений, улучшению этнических взаимоотношений.

Предлагается проводить работу по развитию этнической толерантности по следующим направлениям:

урочная работа – национально-региональный компонент содержания образования, который представляет систему знаний, способов деятельности и ценностей, которые обеспечивают развитие этнической толерантности;

внеурочная работа – специалисты предлагают ввести специальный курс, который выполнит ту же задачу, что и урочная работа, но более объемную т. К. располагает большим временем.

Реализовать эти два направления они предлагают при помощи известных педагогических технологий:

тренинг общения. Это вид групповой психологической работы, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в межэтническом взаимодействии. Участвуя в практическом тренинге в ситуациях общения, которые воспроизводятся в группе, ученик лучше видит свои ошибки. Он помогает учащимся:

а) овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений;
б) обучает индивидуализированным приемам взаимодействия с людьми различных национальностей;
в) способствует правильной оценке себя и окружающих, в том числе и представителей других национальностей;
г) через диагностику и коррекцию личностных качеств и умений школьников способствует снятию барьеров, которые мешают реальному межэтническому общению.

Если тренинг индивидуальный, то можно дать такое задание. Например, есть ли в классе (группе) ребята, которые принадлежат к различным этнокультурным группам и выразить свое отношение. Пусть они проанализируют свой жизненный опыт и опишут причины, которые способствовали возникновению и формированию отношений (даже если они негативные). Что помогло (помогает) им преодолеть их? Индивидуальный тренинг – как одна из форм представляет собой самоподготовку, которая дает эффективный результат, так как вызывает интерес у ребят. Но групповой тренинг (так и хочется назвать КУД) коллективная учебная деятельность представляет более высокий уровень, социально-психологической подготовки, где специальные психологические упражнения одновременно являются способом диагностики и фактором развития этнической толерантности в группе. Эта технология применяется с целью снять напряжение, раскрепощение выявление лидера (это перед началом тренинга). Самым известным тренингом является ролевая игра, учащиеся усваивают общественный опыт самоуправления поведения.

Направленность на развитие этнической толерантности осуществляет за счет подбора содержания. Профессор Г.Д. Дмитриев, который создал теорию “Многокультурное образование” предлагает в старших классах ролевую игру. Учащиеся делятся на две группы, участники которых говорят не только на разных языках, но имеют много различий в поведении, жестах, традициях, устоях, которые затрудняют общение друг с другом. Игра позволяет участникам:

    приобрести практический опыт пребывания в иной этногруппе;

    проанализировать свои стереотипы;

    критически оценить уровень своей толерантности.

А самая новейшая педагогическая технология, которая сейчас широко используется в Европе, особенно в Англии – это психодрама (социодрама). Это социально-психологический театр, в котором отрабатывают умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека, умение войти в контакт с человеком другой национальности. Данная технология эффективна для подростков; так как в игре они воспроизводят образ другого, возвращаются в свою роль, усиливают конкретизируют некоторые характеристики другого, стараются показать этнокультурные различия, и главное – допускается “проигрывание конфликтных ситуаций. Эти предложенные педагогические технологии в основном реализуются во внеурочное время. На уроке учитель может развивать этническую толерантность за счет использования активных методов обучения, которые повышают активность учащихся на уроке и способствуют осознанному изучению материала, составляющего содержание национально-регионального компонента. Образование – это может быть элемент проблематики. (В чем сходство? В чем различие? Что общего?).

    письменные проекты как индивидуальные, так и групповые, домашние творческие работы;

    устные сообщения учащихся;

    работа в парах, группах;

    выпуск школьной газеты;

    составление кроссвордов.

При этом использование “национального” решения, национальных мотивов, традиционных национальных иллюстраций. Посещение этнического музея, выставок декоративно-прикладного творчества, что вносит разнообразие в учебную деятельность и оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов.

И, подводя итоги, мне хочется несколько слов сказать по поводу дальнейшего развития толерантности в школе, в нашем обществе. Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии. Выполнение Программы должно привести к укоренению духа толерантности, развитию у учащихся черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их. Предполагаемый результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

    принятие себя и других людей таких, какие они есть;

    установление доброжелательных отношений с окружающими;

    способность к глубокому пониманию жизни;

    активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;

    развитие творческих способностей;

    умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;

    способность брать на себя ответственность;

    приложение усилий для достижения поставленных целей.

Вывод : Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Литература:

1. Сафонова В.В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,1996 г.

2. Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.

3. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.

4. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

5. Тишков В.А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997 г.

6. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999 г.

7. “Волшебный кристалл”(игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.

8. Громова Е.Л. “Развитие этнической толерантности в школе” Ульяновский университет.

Что же такое «толерантность»? Социология рассматривает данное понятие, как терпимость к мировоззрению другого человека, его образу жизни, поведению и обычаям. Но, безусловно, это очень узкое понятие.

Быть толерантным – значит быть внимательным. Внимательным и уважительным к нуждам, вкусам и убеждениям другого человека. Даже если этот человек – случайный прохожий.

Быть толерантным – значит понимать, что каждая, живущая на планете, личность имеет свои права и личное пространство, которые не должны быть нарушены. Важно осознание того, что все люди разные, но каждый из них (не имеет значения, какого он вероисповедания, национальности, какую имеет политическую и гражданскую позицию, как одевается, какую музыку слушает и.т.д.) имеет возможность жить так, как велит ему сердце (конечно же, если при этом он сам не нарушает ничьих прав и свобод).

Увы, современное общество до сих пор не научилось проявлять к людям достаточную степень толерантности. Пассажиры маршруток по- прежнему хамят друг другу (порой переходя на личности, затрагивая недостатки внешности, национальность человека, говоря плохо о его родителях, которых даже не знают), случайные прохожие могут тыкать пальцами в слишком уж эксцентрично одетого человека или инвалида (чего тоже делать нельзя, ведь первый может одеваться так, как считает нужным, а второй не виноват, что отличается от здоровых людей внешне) и.т.д.

Даже при поиске работы человек может столкнуться с отсутствием толерантности. Конечно же, дресс-код компании - это понятное правило. Но важна ли, допустим, прическа работника, если он согласен надеть униформу и будет ответственно исполнять свои обязанности, станет трудолюбивым и усердным сотрудником? По идее, нет. Соответственно, и требования начальства к сотрудникам носить одинаковую прическу также можно назвать отсутствием толерантности. Поскольку, в отличие, от одежды, ее нельзя кардинально сменить после того, как рабочий день уже окончен.

Примером недостатка толерантности можно назвать и оскорбления чужих чувств и верований – допустим, травлю кришнаитов либо афроамериканцев теми, кто не приемлет какие-либо течения и народности. А имеют ли они на это право? Конечно же, нет. Ведь не они создавали этот мир, не они давали жизнь этим людям – соответственно, и вредить их здоровью либо даже лишать жизни по причине «не того» цвета кожи или отличных от общепринятых, взглядов, никто не имеет права.

Что же касается представителей людского рода, порой они склонны испытывать неприязнь либо выражать прямую агрессию по отношению к тому, кто отличается от них в чем-либо. Но почему «инакомыслие» в стиле одежды, в жизненной позиции, нетипичную внешность воспринимают так враждебно? Когда же люди, наконец, поймут, что свободную жизнь на земле, без гнета и гонений заслуживает каждый, если он не причиняет никому вреда?

Вариант 2

Толерантность, для начала, очень красивое, серьёзное и даже немного модное слово, по моему мнению. И хорошо, что у него такой замечательный смысл, добрый. Оно ведь означает принятие других взглядов, образа жизни.

Часто проблемы людей от того, что они знают, как надо жить… другим! И ещё лучше знают, как жить не надо! Сразу замечают, что вот сосед живёт совсем не правильно. Кто-то ест мясо – это неправильно, а кто-то ест – тоже неправильно. Вегетарианцы, кстати, без мяса должны быть менее агрессивными, а они иногда почти бросаются на тех, кто ест мясо. И могут неприятные вещи говорить и пугать… Неприятно от такого!

Ещё больше такого в религии и политике, когда нет толерантности. Кому-то кажется глупым поздравлять с религиозными праздниками, а кому-то – простаивать в церкви… Причастие принимать вином и хлебом? А кто-то, вообще, не верит. И он над другими смеётся, а они – над ним. В общем, нам сильно не хватает толерантности…

Если она есть у людей, то они спокойно принимают разный цвет кожи, разные взгляды. Никто камнями не забросает! Дискриминировать никто не будет. Даже перегибы есть за границей. Если там темнокожему покажется, что его, например, на работу не взяли из-за его цвета, то он и в суд подать может!

Я думаю, что толерантность – это хорошо. Она снимает напряжение в обществе, с ней оно становится боле разнообразным. Люди не боятся проявить свою индивидуальность, выразить свои идеи и чувства.

Только вот её не должно быть слишком много, а то всё усложняется. И даже что-то странное боятся запретить, а то это будет выглядеть не очень толерантно.

Думаю, что нормальная толерантность нам нужна. Так люди будут думать больше о себе, а не о том, как жить другим. И ещё, когда мы найдем инопланетян с разных планет, то тут тоже нужно быть очень толерантным. Не поссориться бы с инопланетной цивилизацией! А то мы можем начать и их учить, как жить… Но ещё до полетов в космос толерантность важна, так как люди скоро смогут телепортироваться. То есть мгновенно можно перенестись из Китая в Америку, поэтому надо быть готовым встретить много во всех смыслах разных людей, с разными взглядами, образом жизни. Нужно запастись толерантностью!

Несколько интересных сочинений

  • Дубровский и князь Верейский (сравнительная характеристика)

    Кем же является Дубровский и князь Верейский? Это два человека, которые играли значимую роль в жизни Маши Троекуровой

  • Характеристика и образ Ленского в романе Пушкина Евгений Онегин

    Владимир Ленский – молодой дворянин, выступает в романе невинным и юным товарищем Онегина. Молодой, немногим меньше 18, он был одним из самых завидных женихов губернии

  • Основные темы и мотивы лирики Тютчева сочинение

    Федор Иванович Тютчев известен своим гениальным поэтическим талантом и умением тончайшим образом передавать сложные философские вещи, делать яркие психологические зарисовки, создавать по-настоящему прекрасные

  • Сочинение Анализ повести Барышня-крестьянка Пушкина

    «Барышня-крестьянка» - это одно из лёгких произведений А. С. Пушкина, в котором простенькая и даже игривая история заканчивается свадьбой главных героев.

  • День космонавтики в мире отмечают 12 апреля. Праздник установлен в 1962 году в ознаменование первого посещения человеком космического пространства. Имя Юрия Алексеевича Гагарина известно жителям всех других стран.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...