Мажоритарная избирательная система применяется выборах. Мажоритарная избирательная система в рф

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА

франц. majorite - большинство), в государственном праве система определения результатов голосования при выборах в представительные органы. При мажоритарной системе избранным по данному округу считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал установленное законом большинство голосов. В современных государствах применяются мажоритарная система абсолютного большинства и мажоритарная система относительного большинства (США, Великобритания, Индия, Мексика и другие).

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается тот, кто получил абсолютное (или простое) большинство голосов (то есть 50 % плюс 1 голос) от общего числа поданных и признанных действительными голосов. Если ни один из кандидатов не набрал положенного количества, проводится перебаллотировка, причем в списке остаются 2 кандидата, получивших наибольшее число голосов. Иногда вместо перебаллотировки проводится 2 й тур голосования, результаты которого определяются по другой системе (например, во Франции, где при выборах в Национальное собрание применяется мажоритарная система абсолютного большинства, 2 й тур проводится по мажоритарной системе относительного большинства).

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. При этой системе нередко большинство в представительном органе власти получает партия, не располагающая поддержкой большинства избирателей.

В условиях декларируемой демократии оба вида мажоритарной системы носят недемократический характер. Мажоритарная система не является представительной, ибо выборный орган, созданный в результате выборов по мажоритарной системе, как правило, не отражает действительного соотношения политических сил и роли той или иной партии. Кроме того, при существующей многопартийности мажоритарная система всегда выгодна крупным партиям, в то время как значительная часть голосов, поданых избирателями за небольшие партии, пропадает или распределяется между победителями.

Поскольку применение мажоритарной системы приводит к серьезному искажению воли избирателей в интересах правящих кругов, необходимо введение пропорциональной системы представительства, при которой места в представительном органе распределяются пропорционально полученному каждой партией количеству голосов избирателей (по определенной квоте), что в большей степени выражает волю избирателей.

Таким образом, мажоритарная система - один из видов выборных технологий, которая применяется в условиях, когда большинство населения не может разобраться во всех хитросплетениях технологии подсчета голосов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

С одной стороны, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс).

Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп , активизировать участие граждан в выборах и в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная , при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Смешанная избирательная система

В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некоторые организации ( , партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов . Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Наиболее распространена на выборах система большинства, которая именуется мажоритарной. При этой системе избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Эта система - единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.

Мажоритарная система относительного большинства - это самая простая система. «По этой системе победителю достаточно собрать больше голосов, чем любому другому претенденту, но не обязательно больше половины» Конституционное право зарубежных стран. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, как известно, в России.

Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, могут оказаться избранными кандидаты, за которых подано 10 процентов голосов или даже меньше. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).

Однако мажоритарная система относительного большинства крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Мандат достается кандидату, получившему относительное большинство голосов, тогда как против него могли проголосовать больше, чем за него. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством. Суть состоит в том, что голоса, поданные против победившего кандидата, вообще пропали. А в масштабе страны это может привести к тому, что партия, за которую голосует большинство избирателей, получает в парламенте меньшинство мест. При этих дефектах, система имеет своих сторонников потому, что обычно обеспечивает партии - победителю абсолютное, а порой и значительное большинство в парламенте, позволяя при парламентарных и смешанных формах правления сформировать устойчивое правительство. При многомандатных избирательных округах, в которых соперничают списки кандидатов, значимость указанных дефектов системы многократно возрастает.

Мажоритарная система абсолютного большинства - данная система отличается от мажоритарной системы относительного большинства тем, что кандидат считается победившим на выборах, если он получил абсолютное большинство голосов, т.е. 50 % общего числа поданных голосов плюс еще хотя бы один голос. При этом устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании: если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он чаще всего составляет половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% + 1 юридического избирательного корпуса. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше.

Хотя данная система и выглядит более справедливой но, тем не менее, у нее сохраняется тот же дефект что и у мажоритарной системы относительного большинства, т.е. вполне возможно, что и при этой системе партия, кандидаты которой по стране собрали большинство голосов, получит меньшинство парламентских мандатов. Это может произойти в случае, если избиратели, голосующие за такую партию, окажутся сосредоточенными в небольшом числе избирательных округов, а избиратели «партии меньшинства», напротив, добьются хотя бы даже ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов. Ведь после того, как планка в 50 процентов + 1 голос взята, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны.

У мажоритарной системы абсолютного большинства есть свой специфический дефект - частая не результативность, причем она тем более вероятна, чем больше конкуренция кандидатов. Такая опасность увеличивается, если требуемое абсолютное большинство отсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двух кандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против обоих кандидатов, или подала недействительные голоса. Если же абсолютное большинство отсчитывается от общего числа действительных голосов, то к такому результату может привести только голосование части избирателей против обоих кандидатов. Разумеется, при условии, что в голосовании принял участие установленный минимум избирателей; в противном случае выборы недействительны независимо от всех прочих обстоятельств.

Существуют различные способы преодолеть данную не результативность.

Перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это второй тур выборов или повторные выборы. Чаще можно встретить перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Но в тоже время при выборах во французское Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, получившие в первом туре голоса не менее 12,5 процента зарегистрированных избирателей округа.

Для избрания во втором туре достаточно только относительного большинства голосов, и поэтому такую систему называют системой двух туров. Если же во втором туре тоже требуется абсолютное большинство голосов, как, например, в Германии при выборах Федерального президента особой коллегией - Федеральным собранием, а относительного большинства достаточно лишь в третьем туре, то система именуется системой трех туров.

Альтернативное голосование. Оно предполагает, что избиратель в одномандатном избирательном округе голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами против их фамилий их предпочтительность для него. Против фамилии самого желательного кандидата он ставит цифру 1, против фамилии следующего по предпочтительности (т.е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый не пройдет) - цифру 2 и так далее. При подсчете голосов бюллетени раскладываются по первым предпочтениям. Кандидат, получивший более половины первых предпочтений, считается избранным. Если же не избран ни один из кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого меньше всего первых предпочтений, а его бюллетени передаются другим кандидатам в соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и после ни у одного из кандидатов нет абсолютного большинства бюллетеней, исключается кандидат с наименьшим числом первых и вторых предпочтений, и процесс продолжается до тех пор, пока у какого-либо из кандидатов не соберется абсолютное большинство бюллетеней. Преимущество этого способа в том, что можно обойтись однократным голосованием. Применяется он, например, при выборах нижней палаты Парламента в Австралии. Теоретики, правда, сомневаются, насколько обоснованно приравнивание второго и тем более третьего предпочтения к первому.

Мажоритарная (фр. majorité – большинство) система – одна из разновидностей , применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Согласно мажоритарной избирательной системе, избранным считается кандидат, набравший большее число голосов.

Виды мажоритарной системы

Существуют три вида мажоритарной системы.

  1. Абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос.
  2. Относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех набранных голосов.
  3. Квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4.

Во многих странах, в том числе и в России, большинство голосов рассчитывается от общего числа избирателей, пришедших и проголосовавших .

Достоинства мажоритарной избирательной системы

  1. Мажоритарная система универсальна. Она применяется как при выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр), так и при выборах коллегиальных органов власти (парламент, Дума).
  2. Мажоритарная система является системой персонального представительства – избираются конкретные кандидаты. Избиратель имеет возможность учитывать или партийную принадлежность, но и личные качества кандидата – репутацию, профессиональность, жизненные убеждения.
  3. Такой персональный подход к каждому кандидату дает возможность участвовать и победить любому независимому кандидату, не относящемуся ни к какой партии.
  4. Кроме того, при выборах в коллегиальный орган власти (парламент, Дума) по одномандатным мажоритарным округам соблюдается принцип народовластия. Избирая конкретного кандидата от своего округа, по сути, выбирают своего представителя в коллегиальном органе власти. Кандидату такая конкретность дает независимость от партий и их лидеров – в отличие от кандидата, прошедшего по партийному списку.

С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным мажоритарным округам, а вторая половина - по .

Недостатки мажоритарной избирательной системы

  1. Представители органа власти, сформированного на основе мажоритарной системы, могут иметь кардинально противоположные точки зрения, что затруднит принятие решений.
  2. Приоритетом каждого депутата, избранного по одномандатному мажоритарному округу, будут решения собственного округа, что также может затруднить принятие общих решений.
  3. При отсутствии реального выбора избиратели, голосуя за конкретного кандидата, голосуют не за него, а против его конкурента.
  4. Мажоритарной системе присущи такие нарушения, как подкуп избирателей и/или манипуляции с образованием избирательных округов, что лишает территорию с ярко выраженной позицией преимущества по голосам. Например, в США часто манипулировали при «нарезке» округов в районах массового проживания чернокожих граждан. В избирательный округ добавлялись районы с белым населением, и чернокожее население теряло большинство голосов за своего кандидата.
  5. При мажоритарной системе выборов может быть искажен реальный выбор избирателей. Например, в выборах участвуют 5 кандидатов, 4 из них набрали 19% голосов (в сумме 76%), а пятый набрал 20%, против всех проголосовало 4%. Пятый кандидат будет считаться демократически избранным, хотя против него или не за него проголосовало 80% проголосовавших.

    Чтобы нивелировать этот недостаток, была придумана система ординарного голосования (передаваемого голоса). Избиратель не только отдает свой голос конкретному кандидату, но еще и выставляет рейтинг предпочтений из нескольких кандидатов (не всех). Если кандидат, за которого проголосовал избиратель, не получил большинства голосов, голос избирателя переходит ко второму кандидату в его рейтинге – и так далее, пока не установится кандидат с реальным большинством голосов.

    Такая модифицированная система относительного большинства с передаваемым голосом существует в Австралии, Ирландии, на Мальте.

  6. Еще один недостаток мажоритарной системы был сформулирован французским социологом и политологом Морисом Дюверже в середине XX века. Исследовав результаты многих выборов по мажоритарной системе, он вывел, что рано или поздно такая система приводит к двухпартийной системе в государстве, так как шансы новых и/или небольших партий попасть в парламент или Думу очень малы. Яркий пример двухпартийной системы – парламент США. Этот эффект получил название «закон Дюверже».

Мажоритарная избирательная система в России

Мажоритарная система применяется в России при выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр), а также при выборах в представительный орган власти (Дума, парламент).

Также, можно разделить мажоритарную систему по типу округов.

  1. Мажоритарная система в едином избирательном округе.

    Так избирают высшие должностные лица. Используется абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

  2. Мажоритарная система в одномандатном избирательном округе.

    Так избирают депутатов представительных органов власти. Используется категорическое голосование за конкретных кандидатов. Избиратель имеет один голос, а избранным считается кандидат, набравший относительное большинство голосов.

  3. Мажоритарная система в многомандатных округах.

    Так избирают депутатов представительных органов власти. Используется одобрительное голосование за конкретных кандидатов. Избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов распределяется в округе. Такую разновидность системы еще называют системой неограниченного вотума. Избранными считаются столько кандидатов, сколько мандатов в округе, и набравшие относительное большинство голосов.

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Пензенский филиал)

Кафедра «_________________________»

Направление ________________________________

(Экономика, Менеджмент, Бизнес-информатика)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине ______________________________________

____________________________________________________

Тема (вариант)___ _________________________________

_____________________________________________________

Студент______________________________

Курс________ № группы ______________

Личное дело № ________________________

Преподаватель ________________________

(уч. степень, должность, Ф.И.О.)

Пенза – 2013

ТЕМА 7. Избирательная система.

План.

1. Введение.

2. Мажоритарная избирательная система, её разновидности и модификации. Преимущества и недостатки.

3. Пропорциональная избирательная система, её специфика в различных странах. Преимущества и недостатки.

4. Избирательная система в современной России.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

Введение.

Данная контрольная работа посвящена избирательным системам, их классификации, особенностям функционирования, а так же достоинствам и недостаткам этих систем. Подробно рассмотрена Российская смешанная избирательная система.

Мажоритарная избирательная система, её разновидности и модификации. Преимущества и недостатки.

2.1. Понятие и признаки мажоритарной избирательной системы.

Мажоритарная избирательная система (от фр. majorite - большинство) - система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты (независимые или выдвинутые от имени партий), получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии. В России мажоритарная система применяется при выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр), а также при выборах в представительный орган власти (Дума, парламент).

Признаки мажоритарной избирательной системы:

1. Мажоритарная избирательная система применяется при выборах по одномандатным административно-территориальным округам. Первая характеристика (одномандатный избирательный округ) означает, что в таком округе должен быть избран только один депутат, хотя кандидатов в депутаты может быть сколько угодно. Вторая характеристика (административно-территориальный округ) означает, что избирательные округа формируются по одному-единственному, причем чисто формальному признаку – в них должно быть примерно равное число граждан, обладающих правом голоса. Никакие качественные критерии – тип поселения, этнический состав населения и т.п. – не учитываются. Административно-территориальные округа – это не географическая или административная данность. Они создаются только на период выборов и в таком количестве, которое соответствует числу депутатских мандатов в законодательном органе власти.

Однако возможно использование и многомандатных административно-территориальных округов, в этом случае избиратель имеет столько голосов, сколько депутатов избирается от данного округа (выборы местного самоуправления в Великобритании). Причем максимальное число мандатов, приходящихся на один многомандатный избирательный округ, не может превышать пяти. Вместе с тем данное ограничение не применяется на выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также иного муниципального образования, границы многомандатного избирательного округа которого совпадают с границами избирательного участка.

Мажоритарная система на базе единого избирательного округа используется только на выборах должностных лиц.

2. При мажоритарной системе выборы могут быть проведены в два тура (Франция, выборы президента в РФ и др.). В первом туре – по мажоритарной системе абсолютного большинства (для того, чтобы исключить возможность формирования нелегитимного органа власти). Если первый тур не определил победителя, то во второй тур выходят два или более кандидата, получившие наибольшее число голосов избирателей в первом туре. Победитель определяется по относительному или простому большинству голосов. Несомненное достоинство этой системы, лежит на поверхности, оно в простоте и понятности процедуры определения результатов голосования, и при этом избранный депутат формально представляет абсолютное большинство избирателей. В то же время, применение такой избирательной модели значительно увеличивает затраты на проведение выборов, как со стороны государства, так и со стороны кандидатов.

По мнению Р. Таагепера и М.С.Шугарта “целью системы, при которой к участию во втором туре допускается двое и более кандидатов, состоит в поощрении сделок между партиями в промежутке между двумя турами.

Так, промежуток между первым и вторым туром голосования действительно используется французскими партиями для активного “торга”, какому из оставшихся кандидатов передать голоса тех, кто не прошел в первом туре. В итоге переговоров проигравшие в первом туре партии призывают своих сторонников отдать голоса одному из двух победителей первого тура. Эти “торги” зачастую приводят к заключению соглашений о взаимной поддержке кандидатур, когда партии договариваются поддерживать кандидата партии союзницы в том округе, где он имеет наибольшие шансы. Зачастую такие соглашения заключаются еще до выборов, партии-партнеры договариваются, по каким избирательным округам они будут выдвигать своих кандидатов, чтобы не допустить распыления голосов потенциальных сторонников. В таких соглашениях закладываются основы парламентских коалиций, что рассматривается как одно из важнейших преимуществ данной системы.

Однако нетрудно заметить, что даже эта избирательная модель не обеспечивает адекватного отражения политических предпочтений избирателей, поскольку ко второму туру “за бортом” оказываются кандидаты, пользующиеся иногда поддержкой значительной части электората. Перегруппировка сил между двумя турами, несомненно, вносит свои коррективы, но для многих избирателей второй тур голосования превращается в выбор “наименьшего из двух зол”, а не поддержки кандидатов, действительно представляющих их политические позиции.

3. При мажоритарной избирательной системе возможен вариант - так называемого “кумулятивного” голосования, когда избиратель получает несколько голосов и распределяет их между кандидатами по собственному усмотрению (он может, в частности, “отдать” все свои голоса одному, наиболее предпочтительному для него, кандидату). Эта система применялась пока только для выборов Палаты представителей американского штата Орегон.

2.2. Разновидности мажоритарной избирательной системы.

I. По методике определения победителя существуют три разновидности мажоритарной системы:

1. Система относительного большинства предполагает, что для победы кандидату необходимо собрать голосов больше, чем любому из его соперников. Для этой разновидности мажоритарной системы число голосов, необходимое для победы, напрямую зависит от числа кандидатов, баллотирующихся в каждом округе. Чем больше кандидатов, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более десятка, то избранным может оказаться тот, за которого подано всего 10% голосов или менее. Соответственно за его соперников проголосовало около 90% избирателей. Получается, что данный кандидат избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным их большинством. В этом заключается специфический недостаток этой разновидности мажоритарной избирательной системы.

Достоинством системы относительного большинства является то, что она результативна, поскольку вероятность получения одинакового наибольшего числа голосов крайне мала. Кроме того, обычно не устанавливается минимальный порог явки избирателей, необходимый для признания выборов состоявшимися.

Мажоритарная система относительного большинства применяется во многих странах, в том числе в США, Великобритании, Индии, Канаде.

2. Система абсолютного большинства предполагает, что для победы на выборах необходимо получить больше половину голосов (минимум 50% + один голос). Достоинство этой разновидности мажоритарной системы заключается в том, что избранным оказывается тот кандидат, которого поддержало действительно большинство проголосовавших. Однако специфический ее недостаток – выборы часто оказываются нерезультативными. Потому что чем больше в округе баллотируется кандидатов, тем меньше вероятность того, что кто-то из них наберет абсолютное большинство голосов. В этом случае проводится второй тур выборов, в котором принимают участие, как правило, два кандидата, набравших наибольшее число голосов в первом туре. Хотя, например, во Франции на выборах в Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, собравшие в первом не менее 12,5 % голосов от числа зарегистрированных в округе избирателей.

Мажоритарная система абсолютного большинства используется, например, на парламентских выборах в Австралии, Франции, на президентских – в Австрии, Бразилии, Португалии, Финляндии, Франции.

3. Система квалифицированного большинства встречается достаточно редко. Она основывается на том, что для победы на выборах необходимо не просто набрать то или иное большинство голосов, а большинство, зафиксированное в законе (не менее 1/3, 2/3, 3/4), от числа проголосовавших избирателей. В настоящее время она практически не применяется, хотя прежде случаи ее использования имели место в некоторых субъектах Федерации. Так, ныне отмененный Закон Приморского края от 28 сентября 1999 г. «О выборах губернатора Приморского края» предусматривал, что избранным по результатам голосования признается кандидат, набравший наибольшее количество голосов при условии, что оно составляет не менее 35% от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

II. По методам выдвижения кандидатов:

В одних государствах кандидат может самовыдвигаться, в других - только от партии. С одной стороны, самовыдвижение позволяет попасть в парламент популярной личности; с другой - самовыдвиженцы отчитываются только перед избирателями, но могут и примыкать к удобной для них партии.

2.3. Преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы.

В целом этот тип избирательной системы имеет ряд достоинств:

1. Мажоритарная система универсальная: с её использованием можно проводить выборы как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).

2. Препятствует созданию многочисленных партийных фракций в парламенте.

3. Позволяет попасть в парламент мелким партиям и самовыдвиженцам.

4. Способствуя победе крупных политических партий, позволяет формировать при парламентских формах правления и полупрезидентских республиках устойчивое правительство.

5. Поскольку при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой отдельные лица-кандидаты, избиратель принимает решение основываясь на личных качествах кандидата, а не его партийной принадлежности. Кандидаты, как правило, хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы избирателей, лично знакомы с их наиболее активными представителями. Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти.

Однако у мажоритарной системы есть и определенные недостатки:

1. Значительная часть избирателей может быть не представлена в выборном органе, так как голоса, поданные за потерпевших поражение кандидатов, пропадают. Проиллюстрируем это на условном примере соперничества трех кандидатов, представляющих различные партии, в одном округе:

Как видно, в данном округе победил кандидат В, а немногим менее половины избирателей проголосовало фактически впустую. Если же говорить о системе относительного большинства, то не представленными в выборном органе могут оказаться уже более половины избирателей.

2. Происходит сокращение представительства политических партий во властных структурах. Если вернуться к нашему примеру, то из трех партий лишь одна смогла провести своего кандидата. Особенно невыгодна эта избирательная система для небольших и средних по своему влиянию партий. В острой борьбе за единственный в округе мандат им весьма непросто противостоять крупным партиям, а в масштабах всей страны – составить реальную конкуренцию этим политическим силам.

3. Возникают диспропорции между количеством полученных партиями мандатов и числом проголосовавших за них избирателей. Воспользуемся условным примером, в котором три политические партии – А, В и С – выставили своих кандидатов в трех округах.

Этот пример убедительно показывает, что партия, получавшая в целом по стране больше голосов, чем ее соперники, может в итоге получить меньшее число мест в выборном органе.

4. Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей и джерримендеринг.

5. Результат выборов в значительной степени определяется финансовыми возможностями конкретного кандидата, что делает его зависимым от небольшого числа доноров.

2.4. Модификации мажоритарной избирательной системы.

Попытки преодолеть недостатки мажоритарной избирательной системы привели к ее модификациям в некоторых странах мира.

1. Система ординального голосования (система передаваемого голоса) используется для того, чтобы голоса избирателей не пропадали, а мандат получил кандидат, за которого проголосовало реальное большинство избирателей. При данной системе голосования в одномандатном мажоритарном округе избиратель ранжирует кандидатов по степени предпочтения. Если кандидат, которого избиратель поставил на первое место, в итоге получает наименьшее количество голосов в округе, его голос не пропадает, а передается следующему по степени предпочтения кандидату, и так далее до выявления реального победителя, который набирает, как правило, значительно больше 50% голосов избирателей. Подобная система существует в Австралии, на Мальте.

2. В Японии используется система с одним непередаваемым голосом в многомандатных округах, т.е. при наличии нескольких мандатов избиратель имеет только один голос, который не может передаваться другим кандидатам, а мандаты распределяются в соответствии с рейтингом кандидатов.

3. Интересной представляется система выборов на основе кумулятивного голосования, использующейся при формировании палаты представителей американского штата Орегон, при которой избиратель в многомандатном мажоритарном округе получает соответствующее количество голосов, но распоряжается ими свободно: может распределить свои голоса между несколькими симпатичными ему кандидатами, а может отдать все свои голоса одному из них, наиболее предпочтительному.

4. А еще бывает преференциальная избирательная система. Такая избирательная система применяется в многомандатных округах, где избиратель самостоятельно выводит рейтинг всех кандидатов. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства из всего списка кандидатов, то исключается тот, кто набрал меньше всего первых мест. Эта процедура исключения кандидатов, набравшие наименьшее количество первых мест, может охватывать несколько этапов и продлится до тех пор, пока необходимое количество кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов.

5. Еще одной модификацией мажоритарной избирательной системы является американская система выборов президента. Она характеризуется тем, что избиратели выбирают своего президента не прямо, а через коллегии выборщиков. Кандидатов в члены коллегии выборщиков выдвигают единым списком комитеты политических партий из 50 штатов. Количество коллегии выборщиков равно числу сенаторов и членов палаты представителей конгресса США, выбранных из данного штата. В день президентских выборов избиратели голосуют за членов коллегии выборщиков от той или иной партии. На заключительном этапе коллегии выборщиков отдают свои голоса персонально за кандидатов в президенты и вице-президенты.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...