Интересный светильник своими руками. Люстра своими руками: придаем комнате завершенный вид. Как это сделать самим

От освещения зависит уют и комфорт в комнате. Сделать домашнюю атмосферу полной тепла можно, изготовив светильник своими руками. Идеи, которые помогут собственноручно и при минимальных затратах сделать эксклюзивный и модный абажур, можно почерпнуть из этой статьи.

Подвесной светильник в интерьере

Подготовка

Что нужно знать перед изготовлением светильника:

  1. Рекомендуется применять светодиодные или энергосберегающие лампочки, создавая собственный дизайнерский светильник. Стандартные лампы накаливания слишком сильно нагреваются и могут повредить его конструкцию.
  2. Если разбирается готовая лампа, нужно быть крайне осторожным с проводами, а после окончания убедиться в их целостности.
  3. Бывают лампочки нескольких цветовых температур. При создании подвесного светильника для дома стоит остановить выбор на «тёплом» оттенке.

Наглядный пример для различения цветовой температуры: чем большее число на коробке, тем выше её температура, и тем более холодным оттенком света она обладает.

Цветовые температуры лампочек

Выбор каркаса

Перед тем, как сделать светильник, нужно подготовить основу. Чаще всего она представляет собой пару колец, к которым прикреплена подложка из картона или пластика для придания формы.

Следующие идеи помогут решить вопрос с поиском основы будущего абажура:

  • Каркас такого типа можно сделать самому, имея под рукой лишь проволоку и плоскогубцы.
  • Каркасы продают в строительных магазинах или в лавках для рукоделия.
  • Нередко на блошином рынке встречаются старые лампы, откуда можно достать каркас.
  • Вместо каркасной конструкции, патрон лампы может держать горлышко 5-литровой пластиковой бутылки. Поэтому существует решение на рисунке ниже.

Абажур своими руками

Идеи светильников

В собственноручном декорировании подвесной или настольной лампы нет ничего сложного. Но лучше прежде, чем приступить к работе, нарисовать эскиз на бумаге. Процесс будет простым и быстрым, по ходу можно будет вносить изменения.

«Живая» лампа

Этот дизайнерский абажур носит название «Фотосинтез». Его спроектировал и воплотил в реальность автор из Тель-Авива. Каркас здесь представлен металлической сеткой, в основании которого размещено комнатное растение. По мере своего разрастания, цветок заполняет собой всё внутреннее пространство лампы и делает дизайн помещения летним и свежим. Здесь не обязательно использовать подойдёт обычная светодиодная. Создание такой подвесной лампы не является слишком хлопотным. Можно внести разнообразие в её декор, учитывая то, какая фурнитура и инструменты будут в наличии.

Подвесная «живая» лампа

Изготавливая такой светильник своими руками, нельзя использовать чересчур тяжелый горшок с растением. Особое внимание нужно уделить изоляции проводки и пустить её по поддерживающей проволоке.

Смастерить светильник своими руками из ткани – отличное решение, ведь большой выбор цветов и фактур позволяет реализовать многие креативные идеи и создавать декоративные абажуры для комнаты с любым интерьером. Прежде всего, надо подготовить необходимые материалы:

  • ткань;
  • скотч или самоклеящаяся плёнка;
  • линейка или сантиметр;
  • ножницы;
  • простой карандаш;
  • металлические кольца для каркаса;
  • биндеры;
  • кисточка;
  • клей;
  • полоска бумаги.

Последовательность действий:

  • Перед тем, как сделать светильник, нужно определить его форму. Для тканевого изделия идеально подойдёт цилиндрическая основа.

Определяясь с высотой и шириной, стоит позаботиться о том, чтобы основа не находилась слишком близко к лампочке.

  • Нужно вырезать из клейкой плёнки прямоугольник и лоскут из ткани, края которого больше на 5 см. Прикрепить плёнкой ткань к столу, лицевой стороной вниз.
  • Найти на ткани самый красивый узор, который должен быть на светильнике и с помощью линейки начертить углы и пунктирную линию.
  • Выровнять ткань и наклеить на неё плёнку.
  • С помощью скрепок-биндеров зафиксировать абажур на поверхности каркаса снизу и сверху.
  • Карандашом пометить края и сторону, которая будет сверху. Приклеить части абажура друг к другу, дать им просохнуть.
  • Перевернуть конструкцию, нанести на край клей и вставить кольцо из проволоки. Скрепить биндерами, дать просохнуть. Повторить процедуру на другом конце.
  • С краёв приклеить полоску из бумаги. После того, как она высохнет, сверху приклеить тканевую полоску. Сделать то же самое на шве сбоку светильника.

Тканевый абажур своими руками

Если делать маленькие треугольные надрезы на бумаге во время её приклеивания, она будет лучше сгибаться.

Существуют и другие идеи, как сделать светильник своими руками. Используя различные материалы и фурнитуру, можно создавать не менее впечатляющие декоративные абажуры из ниток, бумаги и других подручных средств.

Фотоколлаж

Чтобы сделать такой дизайнерский абажур-фоторамку, понадобятся:

  • каркас, как в предыдущем примере, или готовая купленная лампа с чистым белым абажуром;
  • несколько листов кальки;
  • ножницы;
  • клей ПВА;
  • простой карандаш;
  • принтер (рекомендуется использовать струйный).

Выбрав самые любимые и красивые фотографии, с помощью фоторедакторов нужно сделать коллаж. Сколлажировать изображения можно, вырезав их из бумаги. Этот метод оставляет много пространства для творческой идеи: на светильник можно нанести любой декор, а не только фото: рисунок ребёнка, мотивирующий афоризм или карту любимой местности.

Настольная лампа-фотоколлаж своими руками

До того, как сделать светильник из фотографий, стоит проследить, чтобы высохла краска. Категорически не следует перегибать бумажные листы кальки, потому что место изгиба всегда будет бросаться в глаза.

Солнце из верёвок

Создать такой подвесной дизайнерский светильник намного проще, чем кажется. Необходимый инструментарий:

  • нитки;
  • клей (для обоев или ПВА);
  • вазелин;
  • воздушный шарик.

Изначально уже надутый шарик смазывают вазелином. Это необходимо для того, чтобы к нему не приставали нити. Нитки смачивают в клее и обматывают ими шар. После того, как изделие высыхает, его сдувают и убирают. Изготовление верёвочного солнца завершено.

Что нужно сделать, чтобы декор светильника был максимально успешным: во-первых, сначала стоит «набить руку» и сделать пару небольших светильников для пробы. Во-вторых, до наматывания ниток на шарике нужно отметить место, где не должно быть ниток. Через это отверстие будет извлекаться шарик, и вставляться лампочка.

Изготовление светильника

Осуществить декор светильника – половина дела. Главное – качественно выполненная работа без грустных последствий. Поэтому непременно надо учитывать такие факторы:

  1. Если подключается светильник, свисающий с потолка, место соединения проводов и самого изделия должно быть покрыто защитным колпаком.
  2. Если в процессе работы, лампочка сильно нагревается, окружающий её дизайнерский абажур не должен находиться слишком близко. Вот поэтому стоит использовать лампочки малого накаливания.
  3. Если изделие имеет большой вес, категорически запрещено вешать его на провода. Для этого специально предусмотрены специальные стержни, тросы или кронштейны для крепления на стенах или потолке.
  4. Для освещения комнаты с повышенной влажностью: ванной, сауны или бани лучше не реализовывать свои идеи по изготовлению светильника своими руками, а купить и установить специальное изделие, в котором присутствует защита от влаги.
  5. Во время монтажа светильника проводка должна быть изолирована, чтобы исключить вероятность травматизации мастера и его близких.

Своими руками. Видео

Как создать светодиодный светильник своими руками из подручных материалов, расскажет это видео.

Декор из бумаги, фотографий, ниток, ткани и любых других средств обладает своими преимуществами перед готовыми изделиями, купленными в магазине. При минимуме затрат и времени, декоративные светильники не только украшают жилье, но и подчёркивают неординарность своего владельца. Собственноручное моделирование осветительных приборов – это возможность реализовать свою креативность, украсить интерьер и сблизить родственников за совместной работой.

Осветительные приборы способны не только развеять тьму, но и придать необычную ауру вашему интерьеру.

Бытует множество разнообразных идей, при помощи которых можно смастерить настенный светильник или светильник любого другого типа собственными руками.

Вы сами способны создать шедевр, которого нет ни в одном магазине.

Создание экстравагантной люстры

Весьма оригинальная вещь получается из простейших материалов, основную часть которых можно сохранить после пикника. Эффектно будут выглядеть светильники из различной тары.

Для этого вам понадобится:

  • овальная пластиковая бутылка ёмкостью 5 литров;
  • одноразовые ложечки;
  • кабель с патроном и вилкой;
  • светодиодная лампа небольшой мощности;
  • плоскогубцы;
  • клеевой пистолет;
  • отвертка;
  • канцелярский нож.

Во избежание возгорания, используйте только светодиодную лампочку!

Ножом аккуратно обрежьте днище бутылки, затем удалите у всех пластмассовых ложек ручки. На место среза нанесите небольшое количество горячего клея из пистолета, приклеивайте их снизу тары.

Приблизительно вам понадобится около семнадцати штук. Следующий и остальные ряды размещайте в шахматной очередности.

Для того, чтобы скрыть горловину бутылки, на клей посадите десять — двенадцать ложечек без ручки так, чтобы они образовали кольцо.

Сквозь отверстие снизу бутылки протяните патрон с лампой и кабелем.

Если нет желания собственноручно изготавливать эту часть, имеется возможность приобрести её в любом отделе хозяйственных товаров — провод, патрон и вилка уже соединены вместе.

В крышке сделайте отверстие для шнура, просверлив его дрелью либо раскалённым саморезом. Закрутите крышку, сверху наденьте подготовленное ранее кольцо из ложечек. Эксклюзивный светодиодный светильник готов к эксплуатации.

Несколько идей по созданию абажуров

Достаточно просто создать светильник из подручных материалов для дома или дачи.

Идея N1

  • любая полая посуда (это может быть старая кастрюля или горшок для цветов);
  • проволока;
  • монтажная пена и перчатки;
  • краска и кисточка;
  • острый нож;
  • плоскогубцы.

Предмет, взятый за основу, расположите дном вверх. Намотайте на изделие проволоку так, каким хотите видеть абажур, поскольку все витки копируют его форму. Наденьте перчатки и по чуть-чуть выдавливайте пену на каркас, чтобы она полностью покрывала проволоку, оставьте высыхать.

Затем при помощи ножа придайте контурам больше ровности и окрасьте в любой цвет. Такой вариант будет наилучшим для уличного светильника.

Идея N2 — классика

  • толстая проволока;
  • плоскогубцы;
  • небольшая бутылка с водой.

Обратите внимание!

Для изготовления верхнего центрального элемента на бутылку накрутите виток проволоки, затем снимите его и обрежьте лишнее. Концы необходимо закрепить так, чтобы они образовали кольцо диаметр которого должен позволять внизу продеть патрон, а вверху — не давать ему выйти.

Далее из проволоки нужно сделать большое наружное кольцо. Для его закрепления понадобится четыре равных куска проволоки. Один край каждого соединить с малым, а другой ― с большим кольцом. Верхняя часть светильника готова.

Самым большим будет нижний круг из проволоки, его надо прикрепить ко второму верхнему, равномерно размещая пять одинаковых кусков проволоки.

Для декорации каркаса сквозь второе верхнее кольцо проденьте проволоку, придавая ей волнистую форму, накручивайте на основание. Таким же образом оформите нижнее кольцо.

Обратите внимание!

На прогулке по лесу заберите с собой интересную формой ветвь, из нее выйдет отличный светильник из дерева. Отмойте ветку и ножом счистите с нее кору, покройте лаком для дерева. Для хорошей устойчивости саморезами прикрутите лампу к тяжелой подставке, ей также может послужить дерево.

Лучше вариант — это дуб, найдите сломанную ветвь и отпилите от нее круг не менее пяти сантиметров толщиной. Его тоже покройте лаком или покрасьте.

Изготовление абажура с детьми

Существует вариант изготовления абажура с детьми. Для каркаса потребуется канистра или бутылка, емкостью пять литров. Нужно свернуть бумажные полоски трубочкой, лучше всего наматывать их на карандаш или палочку для суши, затем приклеить оставшийся край клеем.

Эти заготовки нужно приклеить к каркасу в несколько слоев, чтобы не было просветов. Когда клей высохнет, абажур можно надеть на настольную лампу или же сделать потолочный светильник, который выглядит очень необычно.

Опытные рукодельницы могут связать абажур спицами или крючком, украсив его вязанными цветами, лентами.

Для придания изделию верной формы можно использовать раствор крахмала либо обычный клей ПВА. Посмотрите на предложенные фото вязаных светильников, сколько в них нежности и уюта!

Обратите внимание!

Эта статья рассказала вам, как сделать светильник своими руками. Используя полученную информацию и собственную фантазию, теперь вы сможете создать эксклюзивный осветительный прибор для любого помещения.

Фото светильника своими руками

Люстра в любой комнате выступает уже давно не исключительно прибором для освещения. Не будет преувеличением сказать о том, что это тот предмет интерьера, который выступает основным украшением в любой комнате.

Безусловно люстра своими руками при этом будет особенно ценной вещью. Это позволит не только выделить особенный вкус собственников дома, но также и их творческий ум.

Несмотря на то, что решив сделать абажур своими руками для люстры потребуется затратить достаточно много сил, ведь процесс требует особенной концентрации – наверняка время работы нельзя будет считать потраченным впустую, поскольку работа доставит невероятное удовольствие и после останется даже приятное послевкусие, и в дальнейшем обязательно захочется повторить еще раз такого рода работу.

Если вы задумались над тем, как сделать люстру, то наверняка уже видели, что на сегодняшний день для этого можно использовать самые различные материалы и причем порой совершенно необычные. Например, очень часто плафон для люстры выполняют из древесины или стекла.

Однако, если хочется чего-то еще более невероятного, то в ход можно пустить также и картон, и шпажки из дерева, и даже бутылки из под вина. Выбор здесь зависит исключительно от идей, которые есть у создателя, а также от различного рода пожеланий у собственников квартиры.

Кроме того, люстра из подручных материалов должна также обязательно создаваться с учетом общего интерьера комнаты.

Люстра, выполненная из пластмассовых ложек

Одноразовые ложки, которые большинство привыкли использовать исключительно для пикника, в действительности могут выступить также одним из самых простых и при этом легкодоступных каждому материалов для создания интересного варианта люстры в любую комнату.

Если посмотреть фото люстры такого плана, то поразит в первую очередь разнообразие цветовой гаммы, а в дальнейшем легко можно будет понять, что материал прослужит долгое время.

Кроме того, для того, чтобы создать такой интересный предмет интерьера, понадобится минимум финансовых и материальных вложений.

Какие материалы понадобятся?

  • Любая пустая бутылка из пластика. Единственное условие – ее объем не может быть меньше пяти литров.
  • Любые пластмассовые ложки. Их число зависит исключительно от выбранного размера будущей люстры.
  • Клей, который позволит склеивать пластик между собой.
  • Патрон от старой, уже не работающей люстры.

Процесс создания оригинальной люстры

Подготовьте пластиковую бутылку. В первую очередь необходимо избавиться от этикетки и дна, а также как следует ее просушить.

Достаньте ложки из пластмассы и уберите при помощи ножа все ручки, которые не понадобятся. Единственное, что нужно сделать – это оставить по паре сантиметров над так называемым уровнем «черпачка».

Приклейте заготовки к основанию подготовленной бутылки. На тот «хвост», который остался, нужно нанести как можно больше клея и прижать его после этого к поверхности.

Очень важно продолжать таким образом покрывать всю бутылку непосредственно по кругу до того момента, пока весь подготовленный периметр не окажется «занят» пластмассовыми ложками.

Лучше всего расположить их в классическом шахматном порядке и немного сдвинуть вместе.

Таким образом можно будет свести количество «свободных пятен» к минимуму.

  • Со старой приготовленной люстры снимается плафон и помещается в высушенную бутылку.
  • Если есть желание, то декоративная чаще может быть выполнена аналогичным образом.

Вот и все. Остается лишь установить люстру в выбранное место, а также проверить ее работу, подключив к электропитанию.

Еще одним интересным вариантом люстры является люстра с декоративными бабочками. Стоит отметить, что отправившись практически на любой мастер класс по изготовлению люстры дизайнеры всегда предлагают научиться создавать именно ее, что не удивительно, ведь она способна идеально вписаться практически в любой интерьер помещения.

Обратите внимание!

Кроме того, что данный вариант выглядит по-настоящему роскошно и дорого, его под силу сделать даже ребенку с помощью взрослого, так что его популярность легко объяснима.

Фото люстры своими руками

Обратите внимание!

Люстра предмет достаточно дорогостоящий, но технологически не столь уж сложный. Во всяком случае, производственных процессов, которые невозможно было бы осуществить в домашних условиях, для изготовления люстры почти не потребуется, или их можно заменить аналогичными ручными, зрительно и по надежности дающими тот же эффект.

Любители своими руками сделали и делают множество потолочных светильников общего освещения (а это и есть люстры), аналогов в широкой продаже не имеющих и порой весьма экстравагантного облика, см., напр., рис. Выдумки и читателю, надеемся, не занимать. Однако, к сожалению, в россыпи изображений самодельных люстр в интернете образцы, удовлетворяющие требованиям техники безопасности и светотехники жилых помещений, встречаются нечасто . Скорее даже, очень редко.

В данной статье рассматривается прежде всего, как правильно самому сделать люстру технологически и светотехнически . Ничего особо сложного тут нет; это нечто вроде мольеровского персонажа, который, оказывается, всю жизнь говорил прозой. Но некоторые основы знать никак не помешает. Тем более, что оригинальный гармоничный дизайн (речь о котором отнюдь не оставлена) также требует надежной основы, иначе на чем красоте держаться?

Примечание: например, как можно собственноручно в домашних условиях изготовить люстру в гостиную, см. видео ниже. По дизайну она пойдет в интерьер любого стиля, приемлющего четкие формы, а это очень широкий диапазон, от китайского мандаринского до фьюжн.

Видео: люстра своими руками из подручных материалов


Поэтому тонкости дизайна и конструкции основных светотехнических и в то же время декоративных элементов люстры – ; каркаса/опоры светильников, которые тоже важны как части общего дизайна – . Об общем светодизайне жилых помещений также не лишним будет узнать . А в этой статье займемся тем, что для них всех общее, плюс электрическая часть:

  • Светотехника и конструкция – самые начала для бытовых помещений;
  • Электроарматура, в основном с точки зрения техники безопасности;
  • Из чего делать светоарматуру, с упором на возможности изготовления из подручных материалов;
  • Особенности люстр для жилых помещений различного назначения;
  • Выбор источников света для той или иной люстры.

Примечание: тем, кто усомнится, к чему тут какие-то глубины, да будет известно – самодельные светильники прочно держатся в 1-м десятке по бытовому электротравматизму , пожарной опасности и как причина порчи зрения, особенно у детей.

Чего не надо бояться?

Дерева и работ по дереву. Глядя на фигурные деревянные детали люстр промышленного изготовления, кажется, что воспроизвести их дома невозможно. Между тем совершенно вычурный каркас люстры из дерева может быть изготовлен за день-два своими руками в кухне или на балконе.

Дело в том, что древесина при нагревании по всей массе до 150-250 градусов размягчается и гнется, а остыв, сохраняет приданную ей форму. Нагреть деревяшку до такой температуры не обугливая можно строительным феном. Только нужно не забыть предварительно просверлить осевые отверстия (скажем, для проводки электрокабеля), в уже изогнутой детали это будет невозможно.

Примечание: легче всего гнется разогретой древесина легкая или средней плотности мелкослойная – береза, клен, ясень, липа. Бамбук и некоторые породы тропического дерева гнутся вообще нагретыми до 90-100 градусов методом пропаривания в парах воды. МДФ вследствие однородности своей структуры гнется очень хорошо и точно, но требует большего нагрева.

Наконец, вполне элегантная деревянная люстра может быть выполнена из не гнутых деталей: современные источники света позволяют реализовать и такое решение. Тогда потолочный светильник делается в виде люстры-плафона, см. далее.

На что обратить внимание?

На старые советские люстры и вообще бытовые светильники. СССР, как известно, был явлением весьма неоднозначным, что особенно явственно выражалось в советском ширпотребе. Если у вас в кладовке завалялась старая домашняя люстра «совкового» производства, то ее светорассеивающие/светопропускающие детали наверняка выполнены из высококачественного стекла, а фарфоровые/фаянсовые декоративные из такого же качественного материала. Пусть 1 «рожок» из 4-5 разбит, оставшихся на новую самодельную люстру хватит. Краска облупилась? Сейчас в продаже есть любые смывки и отличные акриловые эмали. Часть «висюлек» потерялась? Из прочих тоже можно соорудить нечто очень красивое, была бы выдумка и вкус.

Светотехника и зрение

Примерно лет 10 тому назад была достаточно точно измерена пропускная способность по информации зрительного нерва. Она оказалась раз в 5-6 меньше количества информации в картинке, которую оптическая система глаза рисует на сетчатке, и ученым пришлось признать наконец-то как факт: где-то в глазу таится нечто вроде видеопроцессора . Подозрения о его наличии возникли еще лет 200 тому назад, т.к. определенные зрительные иллюзии никак не зависят от физического и психического состояния субъекта. Приходилось допускать, а теперь это уверенность, что картинка в мозг поступает не сырая, но каким-то образом обработанная. С точки зрения светотехники и влияния характера освещения на здоровье и самочувствие этот факт тоже немаловажен: хороший светильник должен давать свет не только достаточно яркий, но и ровный, мягкий, позволяющий четко различать детали разных цветов и не утомляющий глаз.

Примечание: напомним читателю, что картинку на сетчатке снимают фоторецепторы 2-х типов – палочки и колбочки. Первые наиболее чувствительны, но воспринимают только общую яркость, поэтому ночью все кошки серы. Колбочки 3-х видов, воспринимают отдельно красный (R), зеленый (G) и синий (B) участки цветового спектра. Также напомним, что глаз наиболее чувствителен к зеленым лучам, несколько меньше к красным и менее всего к синим.

Спектры источников света

Наименее утомителен для глаза свет со сплошным спектром, поз. 1 на рис : все видимые детали объекта более-менее равномерно освещены. Если спектр ограниченный, то те, которые в него не попадают, просто не видны. Процессору глаза не нужно ничего «дорисовывать», а именно это более всего утомляет зрение и портит его.

Дело в том, что для «дорисовки» плохо различимого оптика глаза должна все время и часто перефокусироваться, а фотоприемная система менять свою аккомодацию, т.е. общий уровень чувствительности. Эта процедура в некотором роде аналогична проработке деталей в фотошопе с помощью нормализации уровней и «подтягивания» тонкривых, но, кто умеет это делать, знают: очень вялая изначально картинка, если непременно нужно «вытянуть» детали, грубеет до «рвани». А если речь идет о собственном зрении, мозг в конце концов начинает понимать «рвань» как норму, соответственно перенастраивает мускулатуру глаза и алгоритмы работы зрительного процессора, что и приводит к расстройствам зрения.

К сожалению, из пригодных по требованиям безопасности для бытовых условий источников света сплошной спектр дают только лампы накаливания, обычные и галогенные . Они, во-первых, по современным требованиям неэкономичны. Во-вторых, их спектры тепловые и поэтому имеют сильный завал в синей области. Т.е., правильного цветоощущения при таком освещении добиться невозможно.

Тем не менее, лампы накаливания в бытовых светильниках вполне применимы: за миллионы лет эволюции человеческий глаз привык сам давать поправку на желтизну, и расстройства зрения при таком освещении возможны только от его недостаточной или избыточной яркости. Что до натриевых ламп, светящих только в желтой области, то для зрения их свет также безвреден, но о сколько-нибудь адекватном цветовосприятии тут говорить не приходится.

Почти идеальной цветопередачи позволяет при минимально возможной утомляемости зрения достичь синтетический, или аддитивный спектр, поз. 2 . Процессору глаза нет нужды перенапрягаться: верхушки зон R, G и B выходят за оптимальный при данной общей яркости уровень освещенности чуть-чуть, а на их стыках восстановление полной деталировки требует простого сложения парциальных (частных) картинок в соответствующих цветах. В итоге общий уровень белого выходит почти линейным и детали любого цвета четко видны, а серые тона плавно переходят друг в друга.

И снова к сожалению: аддитивный спектр дают только экраны хороших электронно-лучевых трубок (кинескопов). К нему медленно, но уверенно подобраются люминесцентные лампы (экономки) с 3-4 слойным люминофором, отдельные образцы светодиодных осветителей и экраны TFT-дисплеев, однако до полного решения проблемы еще далековато. Поэтому опытные и пекущиеся о своем зрении (которое в данном случае еще и основной рабочий инструмент) графические дизайнеры, фотографы и художники, работающие за компьютером, упорно держатся за «трубочные» дисплеи, покупая по бешеным ценам профессиональные или выискивая б/у с еще не севшей трубкой.

Примечание: свет от источников с аддитивным спектром принято называть предельно мягким. В природе предельно мягкое освещение – утреннее при легкой облачности, когда сквозь облака немного просвечивает диск Солнца.

В быту приемлемой мягкости света позволяют добиться его источники с островным спектром, поз. 3 . Выглядит он как 3 сплошных ограниченных, но это тот случай, когда количество переходит в качество: узрев 3 зоны основных цветов, глаз обязательно постарается рассмотреть, а что же между ними. В провалах между островами что-то еще видно, хоть и на уровне освещенности существенно меньшем оптимального при данной аккомодации. Пики островов тоже довольно сильно задраны вверх, но также в пределах допустимого.

Островной спектр дают большинство экономок и хороших светодиодных ламп; как их отличить сразу при покупке от, скажем так, не очень хороших, см. далее, в разделе об осветителях. Заниматься при таком свете работой, требующей напряжения зрения, нежелательно, но читать/писать по 3-4 часа в день можно.

У островного спектра есть 2 важные для бытовой светотехники особенности. Первая – его можно существенно смягчить с помощью светоформирующих устройств, см. далее. Вторая – «хвосты» красного и синего не уходят в ИК (инфракрасную) и УФ (ультрафиолетовую) области, а к границам видимого спектра спадают до черного. Поэтому, если детали какого-то цвета в островном освещении плохо видны, наращивать общую яркость – только вредить зрению. В таком случае необходимо использовать местное освещение лампами накаливания или экономками/светодиодными другой цветовой температуры, у них острова спектра будут расположены по-иному.

Самый вредный для зрения спектр – линейчатый, поз. 4 . В нем, во-первых, очень узкие зоны основных цветов не перекрываются. Во-вторых, для создания достаточной общей яркости приходится «задирать» пики линий, особенно синей, выше предельно допустимого. Свет вроде бы и не очень яркий, а глаза режет. Все в общем видно вроде бы и хорошо, но детали где-то теряются и никак не разглядишь, хоть глаза лопни.

Такой свет называется предельно жестким. Его дают дешевые светодиодные лампы и отдельные модели экономок с 1-слойным люминофором. Смягчить его светоформирователями никак не возможно, т.к. в провалах между линиями вообще ничего не освещено. При длительном пользовании таким светом возможно развитие не только близорукости/дальнозоркости, но и различных нарушений цветовосприятия (процессор глаза перенапрягается без толку, пытаясь разглядеть невидимое), и даже отслоение сетчатки.

Электроарматура

Грубое и наиболее часто влекущее за собой нежелательные последствия нарушение правил ТБ при самостоятельном изготовлении люстр – подвешивание их за электрокабель : его конец пропускают в патрон лампочки, завязывают узлом, так все и держится на весу. Люстру, даже легчайшую, нужно подвешивать на отдельной тяге, жесткой или гибкой.

Жесткий подвес люстры всем известен: это трубка, в которую протянут кабель . Традиционный гибкий подвес – цепочка; кабель в данном случае проходит сквозь звенья. Сейчас в продаже имеются и специальные кабели для люстр, в них кроме 3-х проводов под общей оболочкой еще и прочный канатик для подвеса. Его нужно выводить наружу и крепить в 2-х местах: вверху к крюку и внизу к каркасу люстры, иначе канатик со временем может выползти и люстра повиснет на проводах. При подвешивании на отдельном шнуре кабель необходимо обвести вокруг него несколькими витками (а не наоборот!) и закрепить концы «змейки» скотчем или, не натуго, мягкой ниткой.

Нештатные ситуации с люстрами чаще всего возникают в месте ввода проводов в патрон лампочки , поэтому патроны также нужно закреплять на каркасе отдельно. Наиболее удобен для этого патрон Е17 под лампу-миньон (лампу-свечку) с винтовым зажимом для крепежной ламели (показан стрелкой на поз. 1 рис.). Если каркас из трубок, ламели получают, сплющив их концы. К деревянному каркасу ламели из полоски стали толщиной 1-1,5 мм и шириной 10 мм можно прикрепить мелкими саморезами.

Патроны Е17 с концевым хомутом (хвостовиком), поз. 2, для домашнего мастера менее удобны, т.к. хомут закрепляется парой гаек, под которые на трубке нужно нарезать резьбу. Если места в люстре хватает, в таком случае лучше использовать патрон Е27 (обычный, «толстенький») с боковым хомутом, поз. 4. Хомуты, для получения желательной ориентации ламп, можно осторожно подгибать. И, наконец, в люстрах с единственной лампочкой удобнее может оказаться патрон Е17 или Е10 (суперминьон) с проушинами под крепление, поз. 5, но места присоединения проводов к такому следует тщательно заизолировать.

Примечание: обычные бакелитовые патроны Е27 тоже можно крепить жестко, для этого во вводных штуцерах их крышек есть специальная резьба. Но такую же резьбу нужно иметь на трубке, к которой крепится патрон, а ручных метчиков под нее в продаже нет.

О монтаже и подключении

Запитывать от сети люстру общей мощности до 60 Вт можно кабелем с сечением токопроводящих жил 0,35 кв. мм; до 120 Вт – 0,5 кв. мм; до 300 Вт – 0,75 кв. мм. Используют 3-жильный кабель с двойной изоляцией. К нулевому проводу сети подключают «земляной» (желтый с продольной зеленой полосой) провод, а к идущим от выключателей секций люстры фазным проводам – остальные 2.

Примечание: искать фазу с помощью контрольной лампочки, щелкая выключателями, недопустимо! Нужно пользоваться индикатором-фазоуказателем!

Подключение проводов к клеммникам патронов ламп и вообще электромонтаж люстры производится внизу пошагово в следующем порядке:

  1. Удостоверяются с помощью фазоуказателя, что напряжения на проводах нет и никто случайно щелкнуть выключателем не может. Для этого их рычажки можно временно заклеить скотчем.
  2. От потолочных концов кабеля пробрасывают до пола времянку из кабеля с жилами не меньшего, чем у штатного, сечения.
  3. Зачищают концы штатных проводов люстры, подключают ее общий ввод к времянке. Не забудьте заизолировать соеинения!
  4. Разбирают патрон.
  5. Вводят конец кабеля в крышку патрона сквозь штатное отверстие.
  6. Надевают на него стопорную шайбу, предотвращающую случайное выдергивание из патрона. В крайнем случае – завязывают кабель в узел.
  7. Заделывают оголенные концы проводов в клеммы. Многожильные провода перед заделкой скручивают и, желательно, лудят, чтобы вылезшие жилки не устроили КЗ (короткое замыкание),
  8. Вставляют клеммник в крышку, посадив его выемками на соответствующие выступы в ней.
  9. Проверяют, если ли небольшая петля кабеля под крышкой и не выдергивается ли она.
  10. Придерживая клеммник, чтобы не соскочил, навинчивают на крышку корпус патрона.
  11. По окончании монтажа секции винчивают лампы, проверяют, включив соотв. выключатель, горят ли ровно.
  12. Снова блокируют выключатели от случайного включения, убирают времянку.
  13. , подключают ее ввод к потолочным концам.
  14. Проверяют: горит ровно, не мигает – монтаж окончен, можно пользоваться.

Светоарматура

Световая арматура люстры (светоформирующая система) во-первых, направляет свет должным для данного типа помещения образом. Во-вторых, смягчает его за счет уменьшения поверхностной яркости осветителя. А для источников света с островным спектром проявляется еще одно благоприятное обстоятельство.

В школьных и даже общих университетских курсах оптики, чтобы слишком не запутывать студентов, считается, что при рассеянии, отражении и преломлении света его частота остается неизменной; это дает возможность наглядно вывести основные их законы. На самом деле абсолютно линейных сред не бывает и некоторая доля световых квантов в этих процессах переизлучается, благодаря чему меняет свою частоту и, следовательно, цвет. Т.е., «хвосты» спектральных островов получают небольшую яркостную «подпитку», что облегчает работу процессора глаза; это равносильно дополнительному смягчению света.

Рабочие процессы

В светоарматуре бытовых светильников используется в основном диффузное отражение и рассеяние света. Зеркальное отражение находит малое применение, т.к. само по себе не уменьшает поверхностную яркость и не смягчает свет. Достаточно широко используется преломление в прозрачных средах: хрустальные подвески не только дают приятную игру света, но и существенно смягчают его без значительных потерь светового потока. И, наконец, в отдельных случаях, напр. в абажурах из ниток, в формировании светового потока имеет место заметная доля дифракции.

Примечание: с дифракцией и тенями вообще-то надо поосторожнее. Свет в комнате, что слева на рис., может вызвать нервное расстройство и у взрослого, а колючие лучики от светильника справа там же на пользу зрению никак не пойдут. Здесь имеет место то обстоятельство, что в пиках дифракционной картины интенсивность света может быть много выше, чем на первично излучающей поверхности.

Формирующие элементы и системы

Смягчение света и формирование необходимой его диаграммы направленности (ДН), см. ниже, с помощью преломления в прозрачных средах и/или зеркального/полного внутреннего отражения требует большого количества таких оптических актов: в каждом из них светопотери малы, но мала и степень преобразования светового потока, т.к. прозрачные среды потому и прозрачны, что их нелинейность проявляется в ничтожной степени. Традиционно для этого нужно много преломляющих элементов с высокими оптическими свойствами; следовательно, дорогих или доступных от случая к случаю. Сейчас мастеров-любителей выручают пластики: оригинальная люстра на преломлении и переотражениях может быть изготовлена вообще из бросового материала, см. далее. Облик у таких люстр «воздушный»; срок эксплуатации – 1-3 года.

Если нет в распоряжении хрустальных подвесок, придется использовать рассеяние и диффузное отражение. Светопотери будут больше, но в таком случае возможно обойтись подручными материалами: достаточно получить всего 1-3% нелинейных оптических актов во всей светотехнической системе. Обычный люксметр с набором светофильтров такого количества «левых» квантов не улавливает, но его хватит, чтобы освещенность провалов между островами спектра поднялась выше «дна» диапазона аккомодации и глаз работал не переутомляясь.

В основе светоформирователей на диффузных оптических процессах лежат 3 элемента: плафон, абажур и диффузный рефлектор. Плафон, поз. 1 на рис. – колпак из матового стекла или аналогичного ему по оптическим свойствам материала. Наружу свет из него может выйти, только претерпев рассеяние. Для дальнейшего формирования светового потока оптические свойства помещения значения не имеют или имеют очень малое.

Абажур, поз. 2, часть первичного света выпускает наружу без преобразования; не обязательно вниз. Смягчение первичного светового пятна достигается за счет его подсветки отраженным от стен и потолка рассеянным светом, поэтому оптические свойства помещения в данном случае существенны. Определяющими они становятся для диффузного рефлектора, поз. 3, однако эта светотехническая система при помощи изменения степени прозрачности рефлектора(-ов), их размеров, конфигурации и расположения позволяет формировать различные ДН.

Световые системы люстр строятся, как правило, путем комбинирования элементарных формирователей. Напр., на поз. 4 – хорошо известная люстра из расположенных ступенчато концентрических абажуров, дополненных небольшим почти плоским плафоном. На первый взгляд, светопотери в ней должны быть велики, но вспомним: для освещения школьного спортзала площадью ок. 400 кв. м и с высотой потолка под 6 м хватало неэкономичных ламп накаливания на общую мощность 800-1200 Вт.

Среди новых световых систем выделяются люстры-плафоны, поз. 3. Названы они так потому, что являются одновременно плафонами и осветительными, и архитектурными потолочными, см. фото. Суть оптики данного типа в том, что в камере-ловушке первичные кванты испытывают многократные переотражения и наружу свет выходит сильно смягченным.

Материалы для световых систем

О покупных элементах люстр из стекла или специальных пластиков можно заметить, что:

  • Стекло нужно выбирать зеркальное, на сломе бесцветное или чисто белое.
  • Под любые источники света, кроме ламп накаливания, лучше брать оптические части, матированные не с поверхности, а в массе, т. наз. молочные, желаемой степени прозрачности.
  • Акриловые компьютерные диски в световых системах использовать нежелательно: полупрозрачный слой металла в них только без толку поглощает свет, а почти совершенно прозрачный и бесцветный оптический акрил сколько-нибудь заметно не преобразует световой поток.

Хорошие самодельные люстры получаются из пищевых ПЭТ-бутылок . Коэффициент преломления и прозрачность ПЭТ (полиэтилентерефталата) довольно высоки, что дает возможность при небольших светопотерях добиться значительного смягчения света. ПЭТ-бутылки выпускаются различных цветовых оттенков и полупрозрачными, благодаря чему люстру можно строить на основе как преломления и переоражений, так и диффузных процессов.

Помимо дешевизны и доступности существенное преимущество ПЭТ – легкость обработки в домашних условиях и, в умелых руках, неплохие декоративные качества. Напр., как делать цветы из бутылок, см. мастер класс по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=8TXXoiTLhVA

Цветочный декор не только украсит люстру, но и, благодаря увеличению числа преломляющих поверхностей, существенно улучшит ее светотехнику. Возможны и другие варианты оптически полезного и красивого декора из пластиковых бутылок, но мы их оставим для статьи об абажурах.

Прочие пластики для люстр с лампами-экономками тоже годятся, в качестве отражателей. Для них нужно брать материал как можно белее и слегка шероховатый или с сатиновым глянцем. Полупрозрачные детали из бытовых пластиков не очень-то хороши, т.к. в качестве наполнителя используется чаще всего мел или тальк с красящими присадками. Светопотери в таких будут велики, а смягчение света – только за счет падения поверхностной яркости. Использовать предпочтительнее пропилен, т.к. ПВХ от света довольно скоро желтеет и становится хрупким.

Второй очень хороший и доступный материал для оптической системы люстры – бумага . Если лампа светодиодная, то люстра из бумаги с ней прослужит несколько лет: бумага желтеет и теряет светопропускание от нагрева и воздействия УФ, которых светодиодные лампы почти или совсем не дают.

Светопропускание бумажных компонент люстры подбирают, выбирая материал соответствующей плотности, от 20 до 220 г/кв. м. Отражательные свойства современной писчей бумаги практически безупречны: с коэффициентом белизны ниже 0,8-0,85 она просто не выпускается. Кстати, некоторые ушлые производители оперируют коэффициентами белизны 1,05 и даже 1,15. По какой методике измерений они выходят на сверхединичные значения величины, которая в принципе не может быть больше 1, кто знает. Но с точки зрения физики это смешной абсурд: поставил такой листик перед зеркалом, между ними – солнечную батарею, раз посветил фонариком, вот тебе и вечный двигатель II рода. Или благодатная тема дискуссий на форумах техномистиков. А что тут такого? Раз КБ>1, то листик света и, соответственно, его энергии излучает больше, чем принимает.

Примечание: колба лампы накаливания мощностью 60 Вт может нагреваться более чем до 100 градусов Цельсия. Поэтому для люстр с плафонами, абажурами и отражателями из пластика, ткани, текстиля и ниток нужно применять лампы накаливания не более чем на 40 Вт, а галогенные – до 15-20 Вт.

Видео: мастер-класс по изготовлению люстры из веревки или ниток

Люстра в комнате

Основные типы ДН для освещения бытовых помещений показаны на рис. Кардиоиду формирует плафон, это свет для небольших спален, детских, прихожих. Провал вверху образуется за счет тени от цоколя. Детская люстра должна быть снабжена сферическим плафоном, сильно, но без чрезмерных светопотерь, рассеивающим свет. Особенно мягкое и, весьма желательно, бестеневое освещение в детской необходимо, чтобы не навредить еще не окрепшему зрению. Поэтому плафон детской люстры лучше всего делать из бумаги, а преломляющих материалов для нее избегать.

Восьмерочную ДН получают с помощью нескольких диффузных рефлекторов и хорошо беленого потолка, напр. гипсокартонного. Такой свет необходим в достаточно большой гостиной со свободным пространством в центре, кабинете и др. помещениях, где зоны освещаются локальными источниками света.

Веерную ДН дает простой абажур, а лепестковую он же, направленный апертурой (раструбом) вверх. Лепестковые ДН характерны для бра, которые здесь не совсем в теме, а вот люстры с веерной ДН подходят в небольшую гостиную с обеденным столом в центре или на кухню. Особенно для последней: свет способствует осаждению паров органических веществ и битуминизации их в жидкой фазе, так что потолок здесь особо освещать ни к чему, пусть лучше потенциальная копоть уйдет в вытяжку.

Примечание: наиболее равномерное освещение площади пола при минимальном расходе электричества на освещение дает т. наз. косеканс-квадратная ДН. Однако получается она с помощью весьма сложных осветительных приборов, стены и потолок нужно освещать отдельно. Применяется в основном для освещения больших производственных помещений, открытых площадей, спортивных сооружений и т.п.

Лампы для люстр

Далеко не все производители бытовых ламп освещения дают на сайтах и в спецификациях их спектральные характеристики, поэтому и продавцы чаще всего их не знают. Что касается ламп-экономок, тут несведущему покупателю проще: спектр неизвестен – берем на цветовую температуру 4300 К. В худшем случае получим сплошной ограниченный спектр. Рассмотреть во всей красе цветную открытку или иллюстрацию в книге он не даст, но зрению не повредит. Зрительно такой свет почти белый с легкой желтизной. Норма электрической мощности таких ламп – 1,8-3,4 Вт на 1 кв. м освещаемой площади в зависимости от конфигурации и общего тона дизайна комнаты.

Примечание: фитолампы для полок с цветами, парников/теплиц и аквариумов использовать для общего освещения нельзя. Их спектр резко линейчатый, он полезен растениям для фотосинтеза, но никак не человеку для зрения.

Светодиодные лампы выбираются, во-первых, на цветовую температуру 2800-3300 К , желтенькие. У белых спектр, как правило, линейчатый, что заметно сразу: их свет режет глаза и в хорошо освещенным естественным образом торговом зале. По видимым конструктивным признакам следует выбирать лампы-глобы с матовой колбой и глубоким ее хвостовиком, поз. 1 на рис. Если приглянулась лампа-«кукуруза», то руководствоваться нужно следующими признаками поз. 2:

  • Светодиодная сборка должна быть прикрыта полупрозрачной колбой, это гарантирует прежде всего долговечность лампы. «Голая кукуруза», со светящими структурами под защитной пленкой, чувствительна в загрязнениям и вообще внешним воздействиям.
  • Количество отдельных излучающих структур должно быть не менее 15-20.
  • «Кочан», т.е. обечайка-держатель излучающих структур, должен быть прозрачным. В сочетании с пред. условием это даст большее количество переотражений внутри колбы, большую равномерность первичного света и лучшие возможности формирования светового потока.

Чтобы не «попасть» на линейчатый спектр, следует также избегать имитаций под глобы и «кукурузы» в виде лампочек с прозрачной колбой, сидящей прямо на цоколе, и небольшим количеством излучающих структур, поз. 3. Освещенность от них в небольшой комнате и зрительно окажется неравномерной, а спектр чаще всего линейчатый. Также для освещения жилых помещений непригодны светодиодные лампы направленного света, поз. 4. Они предназначены для вспомогательного/служебного освещения и при длительном пользовании глазам вредны.

Мысль, сделать светильник своими руками, пришла в голову, когда после укладки линолеума в доме, осталась картонная труба (на которую был намотан линолеум).

Для изготовления светильника своими руками, осталось докупить самую малость по 2 метра черного и красного провода, 2 метра светодиодной ленты на клейкой основе, блок питания на 12В 1А, краска спрей в баллончике. Светодиодная лента конечно обошлась дороговато, но с ней легче работать. Можно было использовать отдельно сверх яркие светодиоды, но с ними много мороки в плане распайки между собой и креплении внутри трубы.


Изготовление светильника своими руками, было начато с нанесения предварительных эскизов на бумагу. Было желание, чтобы светильник не только был изогнут в плоскости, но и в пространстве, и имел причудливую форму 3d волны.

После того как эскиз на бумаге удовлетворял моим желаниям, приступил к изготовлению светильника. Была измерена каждая труба на рисунке, и по этим размерам производилась резка труб. Чтобы получить необходимые углы, из бумаги вырезались шаблоны и крепились скотчем на трубе.


Все трубы были выложены на столе, и сделана подгонка относительно формы волны.


Пропилы делались на стационарной циркулярке. Таким образом получается ровные пропилы без задиров шириной 2 мм.


Теперь нужно соединить все трубы в одно целое. Главная задача сделать плавные изгибы, для этого не помешает применить шаблон (лист ДВП) на столе. Поскольку трубы картонные, то соответственно соединять их можно при помощи клея ПВА, но я бы рекомендовал использовать клеи которые по крепче и быстрее застывают (момент, суперклей).

С обратной стороны на саморезы были привинчены деревянные планки, чтобы самодельный светильник можно было повесить на стену. И в каждой трубе были просверлены отверстия для вывода проводов от светодиодных лент.


Окраска труб производилась обычной краской в баллончике. Использовался красный цвет, поскольку стена, на которой должен быть расположен светильник, была белой, то хотелось получить некий контраст.


Краска высыхает очень быстро, по этому можно приступать к монтажу светодиодов. Главное запомните, что разрезать светодиодную ленту можно только в специально отмеченных местах. Ленту заранее необходимо разметить, чтобы ее хватило на все 12 труб.

Припаиваем к “+” контакту красные провода, а к “-” черные, чтобы в последствии не перепутать полярность.


Светодиодные полоски размещаем внутри труб и фиксируем клейкой стороной к стенке трубы, а провода выводим через заранее проделанные отверстия. Остается только параллельно соединить все провода (красные содинить с красными, а чертные с черными) и подключить к блоку питания.




Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...