Володя аксенов. Аксенов владимир викторович (1935), летчик-космонавт ссср, дважды герой советского союза, академик российской академии космонавтики, почетный гражданин г. рязани и г. касимова. Правда о космосе
Владимир Аксенов родился 1 февраля 1935 года в селе Гиблицы Рязанской области. В 1949 году окончил семь классов школы в родном селе и поступил в индустриальный техникум в городе Касимов Рязанской области. В том же году переехал в город Королев Московской области. В 1953 году окончил Мытищинский машиностроительный техникум.
С 1953 по 1955 года учился в 10-й Военной авиационной школе первоначального обучения летчиков в городе Кременчуг, Украина. В 1955 году стал курсантом Чугуевского высшего военного авиационного училища летчиков, но в 1956 году его уволили в запас. В 1963 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по программе «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».
Работал конструктором третьей категории с 30 января 1957 года в 5 отделе Опытного конструкторского бюро-1, ОКБ-1. В августе 1957 года переведен в 18-й отдел, где вначале работал конструктором 3 категории, затем 2 категории и 1 категории, инженером-конструктором, старшим инженером-конструктором. С 16 октября 1964 года работал старшим инженером в 90 отделе, со 2 августа 1966 года руководил группой 732-го отдела. В августе 1967 года стал начальником группы 731-го отдела ОКБ-1.
С 1968 года являлся ведущим инженером, через два года возглавил лабораторию летных испытаний 731-го отдела ОКБ-1. Руководил летно-испытательной лабораторией, созданной на самолете Ту-104, предназначенной для создания искусственной невесомости. Занимался оценкой, проектированием и экспериментальной отработкой отсеков космических кораблей. Отрабатывал действия космонавтов в открытом космосе, включая переход из корабля в корабль, в условиях искусственной невесомости и лунной гравитации. На самолете-тренажере совершил 250 полетов, 1250 раз находился в условиях искусственной невесомости около 10 час и 150 раз в условиях лунной гравитации.
Получил медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем только со второго раза. После этого проходил ежегодную медицинскую комиссию, так как заключение о годности давалась всего на один год. Очередное заключение Главной медицинской комиссии о годности к специальным тренировкам получил 24 февраля 1972 года. На заседании Государственной межведомственной комиссии 27 марта 1973 года был рекомендован для зачисления в отряд космонавтов.
С января 1974 по январь 1976 года проходил подготовку к полету на транспортном корабле 7К-С. Одновременно возглавлял группу гражданских бортинженеров, готовившихся по этой программе. С января по июнь 1976 года проходил подготовку бортинженером первого экипажа по программе испытания многозональной фотокамеры МКФ-6, вместе с В.Ф. Быковским.
Свой первый полет в космос Аксенов совершил с 15 по 23 сентября 1976 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз-22», вместе с В.Ф. Быковским. Полет проводился в рамках программы «Интеркосмос». Продолжительность полета составила 7 суток 21 час 52 минуты 17 секунд.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1976 года за успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм Аксенову Владимиру Викторовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С сентября 1976 по октябрь 1978 года продолжал подготовку в группе 7К-СТ. С октября 1978 года по май 1980 года проходил подготовку в качестве бортинженера космического корабля «Союз-Т» по программе первого испытательного полета, вместе Малышевым.
Второй полет в космос совершил с 5 по 9 июня 1980 года в качестве бортинженера транспортного корабля «Союз Т-2», вместе с Малышевым. Была осуществлена стыковка корабля с орбитальным научно-исследовательским комплексом «Салют-6» - «Союз-36», на котором работал экипаж основной экспедиции. Продолжительность полета составила 3 суток 22 часа 19 минут 30 секунд.
Указом Президиума Верховного Совета ССР от 16 июня 1980 года за успешное проведение испытания в космосе усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т2» и проявленные при этом мужество и героизм Аксенов Владимир Викторович награжден орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда».
После полета продолжил работу в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, участвовал в подготовке экипажей к новым космическим полетам. С 16 октября 1984 года работал инструктором-космонавтом испытателем 2-го класса, заместителем руководителя комплекса № 3. Занимался разработкой систем управления, стыковки и спуска космических кораблей и орбитальных станций. Был отчислен из отряда космонавтов 17 октября 1988 года в связи с уходом на пенсию и переходом на другую работу.
Ведет активную общественную деятельность. С 1983 по 1992 года являлся заместителем председателя правления Советского фонда Мира, затем заместителем председателя Международной Ассоциации фондов Мира. Возглавляет постоянную комиссию по проблемам «Мир и устойчивое развитие». С 1996 года является председателем президиума общественной организации «Духовное движение России». В 2001 году стал президентом научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития».
Почетный гражданин Рязани. В городе Рязань на улице Циолковского открыт бюст Владимиру Викторовичу Аксенову. Дважды удостоен звания Герой Советского Союза. Награжден медалью «За заслуги в освоении космоса», орденом Карла Маркса. Заслуженный мастер спорта СССР.
> > > Аксёнов Владимир Викторович
Аксёнов Владимир Викторович (1935- гг.)
Краткая биография:
Космонавт СССР: №36;
Космонавт мира: №79;
Число полетов: 2;
Продолжительность : 11 суток 20 часов 11 минут 47 секунд;
Владимир Аксенов – 36-й советский космонавт и герой СССР: биография с фото, космос, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет, время в открытом космосе.
36 космонавт СССР и 79 мира.
Аксёнов Владимир Викторович появился на свет 1 февраля 1935 года в маленькой деревушке Гиблицы в Рязянской области (тогда СССР). В последствие мужчина займет место 36-го космонавта Советского Союза и 79-го в мире. Он увидит большой космос дважды и пробудет там без малого 12 суток. Но это потом....
Окончив 7 классов в родном селе в 1949 году, мальчик намеревался продолжить учиться в индустриальном техникуме, который располагался в районном центре. Но судьба распорядилась иначе: его мать умерла, и парень переехал в Подмосковье.
Окончив Мытищинский машиностроительный техникум, в 1953 году юноша продолжает учебу в Кременчуцкой 10-й Военной авиационной школе первоначального обучения летчиков.
Успешно окончив ее в 1955 году, он стал курсантом Высшего военного авиационного училища в городе Чугуев, из которого через год ушел в запас.
1963 год в жизни космонавта ознаменовался окончанием политехнического института, он получил диплом инженера-механика.
В 1981 году получил степень кандидата технических наук в Институте космических исследований.
Космос
Владимир Аксенов только со второго раза получил медицинский допуск к полетам. После него мужчине еще не один раз приходилось проделывать подобную процедуру. 27 марта 1973 года после очередной успешно пройденной медицинской комиссии, мужчина был рекомендован до зачисления в ряды космонавтов.
Последующие два года мужчина плечом к плечу с Л. Кизимом стажировался на воздушном судне 7К-С. Целью создания этого корабля были военно-технические исследования и опыты в автономном поле. Позже корабль начал доставлять экипажи на орбитальные станции. Также мужчина стажировался вместе с В. Быковским.
В рамках программы «Интеркосмос» проводимой в сентябре 1976 года Владимир Аксенов 7 суток провел в открытом космосе. Мужчина занимал должность бортинженера космического корабля «Союз-22» с позывным «Ястреб-2».
Через 4 года подобный опыт повторился в жизни Владимира Викторовича. В качестве того же бортинженера, но уже на «Союзе Т-2» космонавт удачно состыковался из орбитальным комплексом в котором находился экипаж основной экспедиции. На этот раз позывной «Юпитер-2» провел в космосе почти 4 суток.
Закончив этап космических полетов, мужчина продолжал работать в этой сфере, готовя новых космонавтов.
В 1988 году Владимир Аксенов покинул их ряды.
Свободное время бывший космонавт любит проводить разнообразно. В список его увлечений попали литература и музыка, горный туризм и легкая атлетика. Также мужчина не упускает возможности поиграть в большой теннис или футбол.
Личная жизнь
Живоглядов Виктор Степанович – отец, героически погиб на войне в 1944 году.
Аксенова Александра Ивановна – мать, скончалась когда будущему космонавту было 14 лет.
Аксенова (в девичестве Федорова) Марина Васильевна – жена, родилась в 1937 году,ныне пенсионерка. Родила космонавту двух сыновей.
Аксенов Валерий Владимирович - сын, 1964 года рождения, работник Министерства иностранных дел.
Аксенов Сергей Владимирович – сын, 1970 года рождения, доктор.
Космонавт: Аксенов Владимир Викторович (01.02.1935 г.)
- 36 -й космонавт России (79-й в мире)
- Длительность полета (1976 гг.): 7 суток 21 час 52 минуты, «Ястреб-2»
- Длительность полета (1980 гг.): 3 суток 22 часа 19 минут, «Юпитер-2»
Владимир Викторович был рожден 1-го февраля 1935-го года в деревне под названием Гиблицы, расположенной в пределах Рязанская область. Окончил семь классов местной школы, после чего в 1949-м году был зачислен в машиностроительный техникум города Мытищи. Завершив специальное образование 1953-м году, поступил в школу летчиков (ВАШПОЛ) в Кременчуге, Украинская ССР. С 1955-го по 1956-й год служил в авиационном училище города Чугуев, где ранее служил космонавт Георгий Добровольский. Однако Владимиру Аксенову не удалось окончить училище в связи с сокращением воздушных сил и его преждевременной демобилизацией.
Вначале 1957-го года будущий космонавт устроился конструктором на ракетно-строительное предприятие ОКБ-1, сегодня – РКК «Энергия». В 1963-м году завершил образование в области «Технологий машиностроения» во Всесоюзном заочном политехе в столице СССР, в том же году стал инженером-конструктором.
Космическая карьера
В феврале 1972-го года, со второго раза Владимиру Викторовичу удалось пройти медицинскую комиссию, чтобы иметь допуск к специальным тренировкам. Спустя два года Владимир Аксенов уже проходил подготовку к космическим миссиям.
Первый полет
15-го сентября 1976-го года с Земли стартовал космический аппарат «Союз-22», на борту которого расположились командир экипажа Валерий Быковский и бортовой инженер Владимир Аксенов.
Корабль был оборудован шестиобъективным фотоаппаратом МКФ-6, который являлся совместным проектом ГДР и СССР. В течение недели космонавты фотографировали поверхность нашей планеты при помощи МКФ-6. Фотоаппарат охватывал не только видимый, но инфракрасный участок электромагнитного излучения. После данного эксперимента модифицированная версия такого фотоаппарата была установлена на борту земной орбитальной станции «Салют-6». Сегодня такие мультиспектральные камеры, как МКФ-6, используются для спутниковой съемки.
За недельное пребывание на орбите Земли и проведение научных исследований космонавт Аксенов был награжден званием Героя Советского Союза, а также Летчика-космонавта СССР
Второй полет
5-го июня 1980-го года Владимир Викторович в качестве бортинженера стартовал на корабле «Союз Т-2». Командиром экипажа был Юрий Малышев, впервые покинувший пределы Земли. Задача космонавтов состояла в испытании модифицированного корабля, а также стыковке со станицей «Салют-6». Корабль был оборудован обновленной автоматической системой стыковки, которая во время проведения стыковки, работала со сбоями. В результате этого была успешно выполнена ручная стыковка. Отметив все недостатки конструкции и механизма корабля, 9-го июня экипаж «Союз Т-2» вернулся на Землю.
За проявленную отвагу и мужественность во время проведения космической миссии Владимир Аксенов во второй раз удостоился звания Героя Советского Союза.
Дальнейшая жизнь
В 1981-м году, уже через год после окончания последнего своего космического полета, космонавт Аксенов защитил диссертацию кандидата технических наук в Институте космических исследований. До 1988-го года Владимир Викторович продолжал службу в отряде космонавтов, вместе с тем продолжал деятельность конструктора в НПО «Энергия». В 1988-м году ушел из отряда космонавтов и устроился на должность директора НИИ по изучению природных ресурсов, где проектировались космические аппараты для дистанционного зондирования нашей планеты. С 1983 года имел руководящую должность в Советском Фонда мира (с 1992-го сего название «Международная Ассоциация фондов Мира»), с 1990-го по 1992-й год был гендиректором НПО «Планета». С 1996-го – председатель «Духовного движения России». А начиная с 2001-го года Владимир Аксенов является президентом фонда под названием «Институт проблем безопасности и устойчивого развития».
МОСКВА, 1 июл - РИА Новости, Александр Ковалев. Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов, в день гибели Юрия Гагарина, 27 марта 1968 года проходивший вместе с ним на аэродроме предполетное медобследование, но полетевший на другом самолете, впервые представил наиболее правдоподобную и пока официально не озвученную версию авиакатастрофы истребителя МиГ-15 УТИ, оборвавшей жизни первого космонавта планеты и командира летного полка Центра подготовки космонавтов Владимира Серегина.
Причины гибели Юрия Гагарина Владимир Аксенов изложил в книге "Дорогами испытаний", вышедшей в свет ограниченным тиражом. Один экземпляр издания летчик-космонавт с автографом передал корреспонденту РИА Новости в Мемориальном музее космонавтики.
Гагарин и Аксенов вместе прошли медобследование, но полетели на разных самолетах
"Представляемую версию первым сформулировал в первые дни после гибели экипажа Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель, член государственной комиссии по расследованию авиакатастрофы Сергей Анохин. Одному из первых он рассказал ее мне не только потому, что мы были в очень близких дружественных отношениях и понимали многое, относящееся к авиации с полуслова, но, вероятно, еще и потому, что в тот трагический день мне пришлось вместе с Юрием Гагариным утром одеваться для полетов в одной комнате, проходить у одного врача необходимое предполетное обследование и получать сведения о метеообстановке у одного метеоролога", - вспоминает Аксенов.
По его словам, после этого экипажи разошлись на разные самолеты: Юрий Гагарин - выполнять вместе с Владимиром Серегиным контрольный полет на МиГ-15, а Аксенов - на другой самолет, на котором в этот день проходили тренировки на невесомость.
Предпосылки авиакатастрофы: сложные метеоусловия
Летчик-космонавт уточняет, что метеоусловия в день авиакатастрофы были сложными, но вполне приемлемыми для выполнения летных заданий.
"Облачность в этот день была необычной: нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землей. Затем до высоты 4 тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разряжениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость. Нам показали даже фотографии верхнего края, сделанные с самолета-метеоразведчика", - отмечает Аксенов.
Последние слова Гагарина
По его словам, последнее сообщение с борта самолета Юрия Гагарина было о том, что они вместе с Владимиром Серегиным закончили выполнение летного задания, выполнявшегося над верхним краем облачности, то есть на высоте более 4 километров.
Аксенов полагает, что свое сообщение летчики сделали, вероятнее всего, после выхода из заключительной фигуры, на небольшой скорости в спокойном полете, но находясь еще на достаточно большой высоте. После этого им необходимо было выполнить значительное снижение, а затем подготовиться и проходить облачный слой.
До гибели Гагарина осталось несколько минут
"Снижение из зоны пилотажа можно выполнять разными способами: либо нисходящей спиралью за несколько кругов, либо сделав переворот с выходом из пикирования в сторону аэродрома. Второй способ - интенсивное снижение переворотом - применяют многие летчики, которым необходимо побыстрее завершить свое задание и предоставить самолет другим пилотам. А в этот день должен был летать еще и космонавт Евгений Хрунов, так что мотивы для наиболее быстрого снижения были", - констатирует Аксенов.
По его мнению, выполнив переворот, Гагарин и Серегин задержались на две-три секунды с выходом из пикирования и неожиданно для себя попали в слой сплошной облачности. Аксенов уточняет, что предпосылками для попадания в плотные облака после переворота могли стать и другие обстоятельства: увеличение высоты и плотности облачности по сравнению с ее общим уровнем в месте входа в нее самолета, или недостаточная начальная высота ввода МиГ-15 в переворот.
Причины авиакатастрофы по версии Аксенова
"Таким образом, причиной катастрофы могли стать усложненная метеообстановка с расположением верхнего края сплошной облачности на высоте около 4-х километров, а нижнего края - на высоте всего 600 метров от земли; недооценка летчиками, прежде всего, Владимиром Серегиным, сложности имеющейся метеообстановки, а также ставшее неожиданностью для пилотов попадание в сплошную облачность на большой скорости в режиме интенсивного снижения, и, как следствие, невозможность устойчивого пилотирования по приборам. Еще одной причиной авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования", - заключает Аксенов.
Срыв в штопор и гибель экипажа
Самым вероятным исходом от неожиданного попадания самолета в плотную облачность на высокой скорости без устойчивой работы приборов пространственного положения, в первую очередь, авиагоризонта, стало затягивание машины в глубокую нисходящую спираль, либо, при интенсивных попытках уйти вверх - срыв в скоростной штопор.
Согласно официальным данным расследования, самолет с Гагариным и Серегиным после выхода из облаков шел к земле почти вертикально со скоростью около 700 километров в час. На такой скорости МиГ-15 пролетел 600 метров, оставшихся до земли, примерно за три секунды.
Они не пытались катапультироваться из самолета
"Отсутствие попыток катапультироваться как у Гагарина, так и Серегина, равно как и попыток выйти на связь, можно объяснить тем, что попадание в облачность стало для них неожиданностью, а после они уже оба пытались найти выход из создавшегося положения. Если же аварийная ситуация была связана с какой-либо внешней причиной, то пилоты незамедлительно сообщили бы об этом по радиосвязи", - уверен Аксенов.
Он отмечает также, что вертикальный пилотаж на тяжелом самолете МиГ-15 УТИ является очень непростой задачей.
"В нижней точке выполнения фигур и переворотов скорости самолета почти максимальные - около 700 километров в час. На МиГ-15 при интенсивном снижении проскочить лишних нескольких сот метров и даже километр вполне реально", - заключает Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов.
Отчеты госкомиссии о гибели Гагарина до сих пор засекречены
Вместе с тем, правительственная государственная комиссия, скурпулезно изучавшая все обстоятельства гибели первого космонавта планеты, так и не смогла однозначно объяснить причины трагедии, а ее отчет до сих пор засекречен.
Официальные выводы вкратце таковы: экипаж из-за изменившейся в полете воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.
Аксенов опроверг слухи о том, что перед полетом Гагарин с Серегиным приняли по стакану водки
Обстановка секретности породила и массу невероятных слухов. Один из них, получивший широкое народное признание, сводится к тому, что Гагарин с Серегиным перед полетом приняли по стакану водки. По официальным источникам, эта версия опровергается заключением о том, что алкоголь в крови обоих пилотов обнаружен не был. Категорически отвергает ее и Владимир Аксенов.
"Зная сложность и ответственность того летного дня для Юрия Гагарина, нам всем, кто знал ситуацию изнутри, как впрочем, и всем летчикам, просто дикими представляются все пересуды и обсуждения о том, что Гагарин и Серегин якобы отправились в полет пьяными", - отмечает Аксенов.
Народные версии трагедии
Существует неофициальная версия и о том, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны, и катастрофа была подстроена специалистами КГБ, агенты которого принимали активное участие в расследовании произошедшего. До сих пор ходят слухи и о том, что официально объявленная катастрофа - фальсификация властей, а на самом деле Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после пластической операции на лице помещен в одну из провинциальных психиатрических больниц, где впоследствии и умер.
Ряд "исследователей" утверждает, что Гагарин сам подстроил катастрофу, сымитировав свою смерть, после чего еще много лет прожил под чужим именем в поселке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже пожилым человеком. Еще одна версия о так называемом малом "Советском лунном заговоре" содержит обоснования и ряд аргументов в пользу того, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полета на МиГ-15, а несколькими днями ранее, во время запуска нового секретного космического корабля в рамках программы СССР по освоению Луны.