Японские каменные фонари Stone Forest. Как сделать аутентичный японский фонарь для сада без посторонней помощи. Японские каменные фонари


Москва г
25.07.2010 13:11

23-24 июля 2010 года в питомнике "Ниваки" (г.Волоколамск, Московская область) прошел семинар по обрезке растений, который проводили японские мастера. Были теоретические и практические занятия. Все участники остались очень довольны.

НИВАКИ - это правильное название тех растений, которые мы привыкли называть "садовыми бонсаями". Бонсай - это "дерево на подносе" или "дерево в горшке" - миниатюрные деревца, которыми украшают сад или интерьер. А если дерево растет в саду - то это ниваки.

В питомнике "Ниваки" выращивают формированные деревья для наших садов из хвойных и лиственных пород. Через 3-4 года они приобретут товарный вид, и их можно будет купить. Питомник "Ниваки" является членом Ассоциации производителей посадочного материала.


Сенсей Хитоши Собуэ сосна обыкновенная до обрезки Суетоми Като формирует ниваки молодое растение ниваки практические занятия в питомнике "Ниваки" снаряжение японского садовника вручение дипломов участники семинара

доступ к материалам только для участников семинара

Для полноты картины жду фото и видеоматериалы от других участников семинара

Мастер топиарного искусства Владимир Ляпчев

Ольга
Москва г
31.10.2010 10:11

Светлана, хочу выразить Вам свое восхищение! Очень понравился Ваш сад, выставленный на "Взгляд из дома 2010". По-моему это - безоговорочное 1-е место. Вы - мастерица!!! И, конечно, замечательное качество фотографий (которые по-видимому сделаны Вами). Не понятно одно - как Вы все успеваете? Являясь участником вышеупомянутого конкурса от души желаю Вам победы и 1 места! УДАЧИ!

В Японии существует много самых красивых и разнообразных садов, поражающих своими комбинациями и пропорциями выбранных компонентов. Японский сад можно обозначить маленьким ландшафтным участком Японии, и каждый элемент этой небольшой модели удивляет своим особенным видом.

Одно из главных мест в любом саду занимают разные садовые сооружения. Как правило, делают из таких материалов, как металл, бамбук, глина, дерево и камни.

Японские сады украшают такие предметы как: мостики, изгороди, скамейки и каменные садовые фонари (или ). Однако это, безусловно, далеко не полный список декоративных элементов сада.

Японский садовый фонарь размещают в разных местах сада, в частности у водоемов, вдоль тропинок, которые пересекают территорию сада, рядом с мостами и мостиками; около традиционных построек - Цукубаи, представляющих собой каменные церемониальные чаши, наполненные водой.


Число и высота размещенных в саду японских садовых фонарей из камня зависит от размеров участка и от личного вкуса хозяина.

По такой причине их можно поделить на несколько типов:
≈ Первое место занимает фонарь, названный «Тачи-Гата», что переводится с японского как «пьедестальные». В самом слове и заключается предназначение - их применяют для освещения места, где владелец дома ведет разговоры с самыми почетными людьми.

От других видов каменных садовых фонарей «Тачи-Гата» выделяет его высота (от 1,5 -3 м), потому их устанавливают лишь в садах, с обширной территорией.


≈ Второй тип японский садовых фонарей - «Икекоми-гата». В Японии для этого вида фонарей часто отводится место рядом с Цукубаи. Однако этот тип фонарей некоторые японцы ставят и в других местах.

В Японии бытует легенда, согласно которой фонарь нужно расположить так, чтобы падающий на него луч света был непременно направлен в землю. Потому, как правило, для установки «Икекоми-гата» подбирают открытые для солнца садовые участки.


≈ Еще один фонарь – Катцуга. Он похож на модель Тачи-гата, но имеет более вычурные резные украшения. Его изготавливают не менее чем из четырех отдельно вырезанных элементов.


≈ Другая разновидность каменных фонарей называется «Якими-гата» или «Юкими-гата», значит - «кажущиеся покрытыми снегом». Достоинством таких фонариков являются крыши с квадратной или круглой формой. Основой служат подставки, которые делают из камня или бетона.

Еще одним достоинством, заслуживающего внимания в этом типе фонаря является матовое стекло, которое придает плавное свечение попадающему на него солнечному свету.

Именно благодаря матовому стеклу этот вид японских светильников и получил такое название - кажется, что камни покрыты снегом. Эти фонари обычно размещают у края водоемов.


≈ Пятый вид японских фонарей отличается от остальных своими миниатюрными размерами - и именно потому его назвали «Оки-гата», что значит «маленькие фонари».

Он отлично дополнит пейзаж японского сада, на участках расположенных недалеко от дорожки или на берегу пруда. А вот в небольшом садике такой сможет собой украсить внутренний двор дома.


Как вы уже догадались, отличительным свойством всех перечисленных видов каменных фонарей является их дизайн и высота, которая варьируется от 0,5 — 3 м. Но, если дополнить пейзаж посаженным за каменным светильником красивым деревом, вы этим лишь подчеркнете его размеры.

Например, для этого можно взять клен, который отлично вписывается в ландшафт, в особенности осенью, когда листья окрашиваются в несколько оттенков красного и желтого. И на фоне таких листьев, трава выглядит еще зеленее, а камни, как серые стражники сада.

Особенно прекрасны эти каменные фонари по ночам, когда они освещают окружающий вид светом свечей, расположенных внутри них. И сразу же все вокруг преображается и приобретает загадочный вид. Именно при свете таких фонарей японцы идут по дорожке в домик для чайных церемоний - Тясицу.

Японские фонари Торо (произносится как То-ро, с ударением на каждый слог) считаются одним из основных элементов японского сада.

Фонари пришли в Японию, как и многие другие вещи, из Китая, где их предшественниками были котлы для приготовления мяса животных, постепенно эволюционировавшие в сосуды для возжигания ароматных трав и в осветительные приборы.

Но, в отличие от китайцев, японцы стали изготавливать их не из металла, а из камня.

Прототипами фонарей Торо стали ритуальные курительницы благовоний, которые помещали перед залом Будды.

Вначале их стали использовали как обычные переносные светильники и ставили для освещения вдоль дорог, ведущих к храму.

В период Муромати японские фонари получают широкое распространение. В это же время среди японцев стремительно развивается культура чайных церемоний.

По правилам церемоний, чаепитие должно было проводиться в специальных чайных садах, украшением которых и стали японские фонари Торо.

С тех пор японский фонарь перестал быть исключительно религиозным атрибутом и из прибора для освещения постепенно превратился в скульптурное украшение и важный символ японской культуры.

Отличительной особенностью японских фонарей является их необыкновенная форма, разнообразие очертаний, орнаментов, украшений.

В Японии можно встретить светильники как обычной, так и витиеватой формы.

Сейчас в основном известны пять видов японских каменных фонарей торо: Юкими, Орибе, Касуга, Ямадоро, Оки. Каждый из них имеет свой неповторимый облик и связан с определенным историческим периодом, садовым стилем, а также местом первого изготовления, известными личностями и многим другим.

Орибе-торо – или фонарь мастера Орибе, имеет очень интересную легенду относительно своего происхождения. Легенда гласит, что мастер чая Орибе жил в одном из буддийских храмов в начале XVI века. В те времена исповедовать христианство было опасно, но мастер Орибе был христианином, и в нижней части ножки каменного фонаря он вырезал распятие.

Эта часть фонаря всегда была закрыта листьями растений. Поскольку Орибе был мастером чая, то фонарь располагался рядом с каменной чашей-цукубаем, из которой брали воду для чайной церемонии.

По традиции, мастер чая подходил к цукубаю и опускался на колени на камень перед ним, становясь лицом к фонарю, стоящему за чашей. Никто не мог заподозрить мастера Орибе, что в тот момент буддийского ритуала он обращался к своему богу.

Правда это или нет, сейчас сказать трудно, но фонарь мастера Орибе с барельефом в виде очень условной человеческой фигуры в нижней части всегда ставиться рядом с цукубаем, недалеко от чайного домика. Нижняя часть опоры фонаря утопает в зелени, скрывая от глаз то, что на ней изображено.

Касуга-торо – фонарь на круглой в сечении опоре с резным орнаментом на подставке светильника, а также в верхней и нижней частях самой опоры. Сильно загнутые вверх углы шестигранной крыши говорят о его связи с южной японской или даже китайской культурой. Его часто ставят напротив или рядом со входом в дом или беседку, а также такие фонари могут представлять собой симметричную пару.

Ямадоро-торо – фонарь, состоящий из грубо обработанных камней. Он откровенно асимметричен и представляется древним, вросшим в землю и покрытым мхом. Его высота не превышает 1 метра. Четырехгранная камера светильника имеет одно сквозное круглое отверстие. Ставится в сырых и темных уголках сада, идеально, если он со временем покроется мхом и лишайником.

Очень хорош в композициях с таким же грубо обработанным каменным изогнутым мостом через ручей, в месте, где ветки деревьев и высокий кустарник образуют полумрак даже в солнечные дни.

Оки-торо – самый маленький. Этот фонарь, как и все его собратья, имеет четко определенное место в саду. Фонарь Оки устанавливают на галечных отмелях в водоемах или на краю совсем маленьких прудов.

У этого типа фонаря вовсе отсутствует опора, иногда даже подставка камеры светильника или опорный камень. Его общая высота не превышает 40 см., но может быть еще меньше, в зависимости от размера водоема и отмели, у которого его установили.

Юкими-торо – «фонарь любования снегом». Самый распространенный вид фонарей.

От всех других каменных фонарей он отличается большой плоской крышей. Место рождения этого фонаря можно определить по названию: область, где выпадение снега представляется весьма редким явлением, которое и побудило японцев к созданию японского фонаря с большой плоской крышей, на которой снег таял бы не так быстро, и им можно было бы успеть полюбоваться.

Такие фонари имеют, как правило, три или четыре опоры, которые заглубляются в землю или опираются на большой береговой камень.

Фонарь Юкими чаще всего ставят на островах, где растут сосны или можжевельники, на камнях, нависающих над водоемом, на крутых мысах, но всегда возле воды, что бы он имел еще и возможность отражаться.

В Россию первый японский фонарь, правда, не каменный, а бронзовый, привез после путешествия в Японию в 1891 году цесаревич Николай (будущий царь Николай II). Этот фонарь был подарен ему в одном из храмов Киото, доставлен в Россию, затем хранился в коллекции подарков двора, а в 1903 году занял место в коллекции Эрмитажа.

Добавить в закладки:


В Японии имеется множество самых разнообразных и красивых садов, которые поражают своими пропорциями и сочетаниями выбранных материалов. можно назвать маленьким участком ландшафта Японии, и каждая деталь этой миниатюрной модели поражает своим особым пейзажем. Не последнее место в любом саду занимают различные садовые сооружения. Как правило, изготавливаются они из таких материалов, как глина, камни, бамбук, металл, и деревья.

В Японии использование (символа благородства) в различных декоративных композициях добавляет им особую утонченность, великолепно вписывающуюся в продуманный до мельчайших деталей сад. Для этого его не обрабатывают и чаще всего даже не снимают кору. А вот камни японцы предпочитают использовать только те, которые обладают неправильной и необычной формой. Ведь, как известно, в природе не существует камней идеального размера и внешнего вида. Хотя в случае необходимости позволяется немного изменить их форму. Вместо глины в Японии иногда применяют черепицу, бетон же используется только в примеси других природных материалов.

Украшением японских садов служат такие сооружения: , изгороди, скамеечки и каменные фонари (светильники). Это, конечно же, далеко не весь перечень декоративных садовых элементов.

Японские каменные фонари размещают в различных местах сада, в частности вдоль края пересекающих территорию сада тропинок; вблизи мостов и мостиков; у кромки ; около традиционных сооружений — тсукубаи, представляющих собой наполненные водой церемониальные каменные чаши. Высота и количество размещенных в саду моделей каменных фонарей зависит от вкуса хозяина и от размеров садового участка. По этой причине их можно подразделить на четыре вида.

Первое место по праву занимают фонари «тачи-гата» (Tachi-gata), что в переводе с японского означает «пьедестальные». В самом этом слове заключается назначение таких фонарей — их используют для освещения места, где хозяин ведет беседы с самыми почетными гостями. «Тачи-гата» размещаются только в садах, занимающих обширную территорию, поскольку они отличаются большой высотой (от 1,5 до 3 м).

Второй вид японских каменных фонарей — «икекоми-гата» (Ikekomi-gata). Для этого типа фонарей в Японии часто отводится место поблизости от тсукубаи. Однако данный вид светильников некоторые японцы воздвигают и в других местах. Выбранное место в этом случае зависит от желания хозяина или нанятого для этого декоратора. В Японии существует предание, согласно которому фонарь располагают так, чтобы падающий на него луч света обязательно был направлен в землю. Поэтому обычно для установки фонарей «икекоми-гата» выбирают участки сада открытые для солнца.

Следующая разновидность каменных фонарей получила название «якими-гата» (Yukimi-gata), хотя некоторые произносят его немного иначе («юкими-гата»), однако это не изменяет значения слова — «кажущиеся покрытыми снегом». Крыши, имеющие либо круглую, либо квадратную форму считаются изюминкой таких фонарей. Основания таких фонарей — подставки, которые изготавливают из камня или из бетона. Еще одной, заслуживающей внимание частью этого сооружения является матовое стекло, придающее мягкое свечение попадающим на него солнечным лучам. Именно благодаря использованию матового стекла этот вид каменных фонарей получил такое название — создается впечатление, что камни покрыты снегом. Обычно такие фонари размещают у кромки водоемов.

Четвертый тип японских садовых светильников отличается от остальных своими небольшими размерами — и именно поэтому он получил название «оки-гата» (Oki-gata), что означает «маленькие фонари». Он прекрасно дополняет пейзаж участков японского сада, расположенных на берегу пруда или неподалеку от дорожки. А вот в садике небольшого размера такой фонарь сможет занять достойное место, разместившись во внутреннем дворе дома. В подобных условиях он покажется королем среди своей свиты, состоящей из цветов и кустарников.

Как вы, должно быть, уже догадались, отличительной чертой всех перечисленных типов каменных фонарей является их внешний вид и высота, которая колеблется от 0,5 до 3 м. Но, дополнив пейзаж посаженным позади каменного светильника красивым деревом, вы только подчеркнете его размеры. К примеру, для этого можно использовать клен, который прекрасно вписывается в ландшафт, особенно осенью, когда листья приобретают несколько оттенков желтого и красного. И на фоне листьев трава кажется еще зеленее, а камни — серыми стражами покоя сада.

Особенно хороши каменные фонари темной ночью, когда они освещают окружающий пейзаж светом свечей, находящихся внутри них. И сразу же все преображается и приобретает таинственный вид. При свете именно таких фонарей японцы проходят по тропинке в чайный домик — тясицу.

Изготовление каменных светильников — процесс весьма трудоемкий, зато чрезвычайно интересный. Сначала обдумывается выбранная композиция нужного каменного фонаря, здесь важно определить тот главный камень — основание, который вместе с другими двумя камнями должен образовать божественную триаду.

Японский каменный фонарь

В выборе нужных камней японцы руководствуются следующими принципами: необходимо, чтобы каждый камень образовывал определенную «лицо» и «позу», то есть нужно увидеть, какое место в композиции сможет занять данный камень. По этому поводу в книге «Сэндзай Хисе» приводятся следующие строки, «камни убегают и догоняют, опираются и поддерживают, смотрят вверх и вниз, лежат и стоят». Данное высказывание как нельзя лучше дает понять, какие же камни нужно использовать при создании каменного светильника.

Когда эта задача осуществится, помните, что требуется много терпения и времени, так как камни должны стать неотъемлемой частью пейзажа. Установить камень на выбранное место - это первый шаг. Если на камне есть галька (песок или мох), то ему надо дать время «соединиться» с галькой, пустив в нее «корни», или, иначе говоря, «войти в придуманный образ».

При этом дизайнер учитывает тот факт, что каменные фонари — это часть культурной традиции Японии, а значит, их внешний вид нужно воспроизвести в точности. Поэтому истинный японский дизайнер никогда не будет придумывать какие-то новые оригинальные формы. Также здесь играет немаловажную роль гармония с климатом той местности, в которой находится сад. По этой причине в большинстве случаев светильники изготавливаются из камней данной местности.

Второй шаг — завершить «постройку» каменного фонаря. Остальные камни подбираются той же фактуры и цвета, что и камень-основание. Причем своей завершенной формой он должен напоминать разносторонний треугольник, хотя бы отдаленно. По старому обычаю необходимо, чтобы длинная сторона треугольника указывала на «лицевую» сторону дома (где находится вход в сад). Почувствовать нужную композицию, украшающую сад - вот предназначение дизайнера.

Желающим создать собственный уголок японского сада и проверить свои силы в подобном искусстве мы расскажем, как же делаются каменные фонари, описав этот процесс постепенно, шаг за шагом. Только предупреждаем, что вряд ли у вас получится точная копия, разве что после долгой практики в течение нескольких лет. Да и, честно говоря, такая задача перед нами не стоит.

Итак, для изготовления каменного фонаря вам понадобятся камни разных размеров, глина и пара-тройка свечей. Камни должны быть определенной формы и цвета, а чтобы определиться с этим, полагайтесь на интуицию и воспользуйтесь своей фантазией, не забывая традиционные правила. В создании каменных светильников применяются камни следующих видов: расположенный вертикально, лежачий и плоский. В данном случае вам понадобятся: один камень круглой (или квадратной) формы, один плоский, несколько камней размером с кулак.

Японский фонарь на берегу

Как только будут собраны все необходимые компоненты, можно приступать к процессу превращения разрозненных камней в фонарь. Первым делом плоский камень необходимо положить на землю таким образом, чтобы он не шатался. В крайнем случае, можно взрыхлить почву или насыпать достаточное количество песка для фиксации камня. После установки камня-основания необходимо постепенно и очень аккуратно сделать столбик из камней (тех самых, что размером с кулак) и закрепить их между собой глиной, замазав ею все возникшие щели. Затем надо подождать, пока глина полностью высохнет. Таких столбиков должно быть не меньше четырех, самое главное здесь — не увлечься, ведь внутрь нужно поставить свечи.

Круглый камень, который будет играть роль крыши, положите на столбики после того как они будут твердо стоять на основании. Благодаря камню круглой формы, свечи не погаснут в дождливую погоду, только при условии, что не будет ветра. Если в вашем распоряжении нет достаточного количества маленьких камней, то их можно заменить выстроганными из дерева и обмазанными глиной брусочками. Если не обмазать глиной, то подгоревшие бруски постепенно сломает «крыша» фонаря.


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Японский фонарь для сада – это необычное дизайнерское решение, которое позволяет хозяину продемонстрировать свой вкус и умение подбирать нестандартные решения в вопросах декорирования сада.

Разновидности фонариков

В последние годы популярность японских каменных фонарей значительно возросла, но не многие знают о том, что в древности такие фонари использовались в храмах и монастырях для защиты огня от разных внешних факторов. С практической целью их стали применять только в XVI веке.

Подобные фонарики бывают нескольких типов

При выборе японских фонарей, нужно отталкиваться от того, что они производятся по старинным технологиям, благодаря чему в дневное время они служат красивым и изящным украшением сада, а с наступлением темноты выполняют свою основную функцию по освещению территории. К числу основных видов японских фонарей относятся:

  1. «Тачи-гата». В переводе с японского языка их название переводится как «пьедестальные». Уже из названия можно сделать вывод об их предназначении. Обычно они устанавливаются в тех местах, где хозяева встречают своих гостей. От других видов фонарей они отличаются внушительной высотой, которая колеблется от 1,5 до 3 м. Они идеально вписываются в садовый ландшафт на большой территории.
  2. «Оки-гата». Их отличительной чертой являются небольшие (миниатюрные) размеры. Они прекрасно смотрятся в скромных по размерам садах. Чаще всего их устанавливают возле клумб и тропинок.
  3. «Икекоми-гата». Для установки этих фонарей выбирают открытые участки сада. Это связано с легендой, которая гласит о том, что лучи света, которые падают на фонарь, обязательно должны быть направлены на землю. Особой популярностью такие декоративные элементы пользуются у тех, кто интересуется восточной философией и культурой.
  4. «Юкими-гата». Фишкой этого вида является наличие круглой или квадратной крыши, благодаря которой огонь защищается от снега и дождя. Нередко такие фонари делают с закрытым матовым стеклом, чтобы придать большего эффекта свечению.
  5. «Ямадоро-торо». Это одно из самых необычных декоративных решений. Такие фонари выполнены из грубо обработанных камней и их устанавливают в отдаленных (тенистых) уголках сада. Их особенностью являет то, что со временем они обрастают зеленью.
  6. «Касуга-торо». Это один из самых больших и нарядных видов. Такие фонари обычно украшают красивой резьбой и устанавливают возле входа в сад. Оригинальнее всего они смотрятся парами.

Видео «Японский каменный фонарь своими руками»

Из этого видео вы узнаете, как украсить сад, сделав красивый японский каменный фонарь:

Инструкция по изготовлению

Японские фонари можно приобрести в готовом виде или сделать самостоятельно. Чтобы выполнить фонари своими руками, лучше всего подойдет такой материал, как пенобетон. Такие блоки намного лучше поддаются обработке, чем кирпич и другие материалы.

Фонарики делаются (вырезаются) не монолитными, а состоящими из нескольких частей: купола, крыши, основания, шпиля. Готовые части склеиваются между собой при помощи фасадной шпаклевки, которая практически не отличается по цвету от пенобетона, а потому в готовом изделии практически незаметны стыки (бетон использовать нежелательно).

Основными инструментами для работы являются ножовка, напильники и наждачная бумага. Если опыта в проведении подобного рода работ нет, то на начальном этапе желательно выполнить чертежи.

У опытных специалистов на изготовление одного фонарика уходит от 10 до 14 дней.

Когда изделие готово, его покрывают акриловой краской. Выбор цвета подбирается таким образом, чтобы фонарик идеально вписывался в дизайн сада.

Японские фонари – это не только изделия, выполняющие роль осветительных приборов, они также служат украшением любого сада, придомовой территории и дачного участка. Главной их задачей является создание дополнительного уюта, спокойной и душевной обстановки.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...