Конспект логопедического занятия предлоги в, под, на, за. Конспект урока на тему "предлоги" IV. Подготовка к активной деятельности на уроке

Предлог как часть речи

Цель:

Образовательная:

    повторить и обобщить знания студентов о служебных частях речи;

    сформировать навыки правописания производных предлогов, разграничения омонимичных частей речи;

    учить соотносить синонимичные конструкции;

студент должен знать :

    определение предлога;

    виды предлогов по структуре и по происхождению;

    правописание предлогов;

    нормативное употребление предлогов;

студент должен уметь :

    характеризовать предлог как часть речи;

    отличать предлоги от других частей речи;

    правильно писать слова с изученными орфограммами и исправлять орфографические ошибки.

Воспитательная:

    привитие интереса к русскому языку,

    воспитание способности понимать и воспринимать материал;

Развивающая:

    развитие речевых навыков студентов;

    совершенствовать культуру речи студентов

    развитие орфографических навыков,

    умений отличать предлоги от других частей речи, наблюдать, анализировать

Методическая:

    стимулирование познавательной и творческой активности;

    усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины с помощью различных методов обучения: словесного, наглядного, с использованием современных технических средств;

    создание условий для усвоения материала.

Продолжительность: 90 минут.

Тип урока: к омбинированный урок.

Формы организации учебной деятельности : коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, с использованием ИКТ, выполнение упражнений, самопроверка, взаимопроверка.

Межпредметные связи: русский язык и культура профессиональной речи, литература, история.

Внутрипредметные связи: самостоятельные части речи, словосочетание, предложение, пунктуация.

Оборудование: ПК, экран , классная доска, мел.

Оснащение:

Методическое оснащения занятия:

    Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

    Календарно-тематический план учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

    Методическое пособие для преподавателя по теме « Предлог как часть речи»

Дидактическое оснащение занятия:

2. Раздаточный материал.

3. Мультимедийная презентация темы

Виды самостоятельной работы:

аудиторная: виды предлогов по структуре и по происхождению, упражнения на правописание предлогов и задание, входящее в базовую часть ЕГЭ.

внеаудиторная: работа с учебной литературой, выполнение упражнений.

План занятия:

1. Организационный момент 1-2 мин

- проверка отсутствующих и готовности студентов к занятию

2. Актуализация знаний 15-20 м

А) Словарный диктантн.

Б) проверка домашнего задания

В) сообщение студента

3. Изучение нового материала 10-15 мин

Работа с эпиграфом

Классификация предлогов

Морфологический разбор предлога

4. Первичное закрепление материала 15-20 мин

Выполнение упражнения

Дифференцированное задание

5. Правописание предлогов 5- 8 мин.

6. Закрепление изученного материала 7-10 мин.

Выполнение упражнений

Работа с материалом ЕГЭ

7. Контроль уровня усвоения материала 8-10 мин

Самостоятельная работа.

8. Рефлексия. Подведение итогов 3 мин

9. Домашнее задание 2 мин

Ход урока

    Организационный момент .

    Актуализация знаний

А) Словарный диктант

Крест-накрест, точь-в-точь, всего-навсего, с бухты-барахты, по-видимому, полным-полно, на ощупь, на нет, на память, в обмен, по дешёвке, вообще, исподволь, наизнанку, в насмешку, невтерпёж, вбок, вброд, ни в коем случае, до отвала, назло, набело, по-иному, впоследствии, на удалую, ненароком, замуж, с размаху, с налёту, побоку, на авось, не к спеху, запанибрата, незачем, в общем, сбоку, на боковую.

Б) проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос-проверка по вопросам и заданиям для повторения по теме «Слова категории состояния» (стр.190).

В данном четверостишии найти наречия и слова-состояния, подчеркнуть их, доказать, где наречия, а где слова-состояния:

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично – больно мне.

(И.Северянин)

    Изучение нового материала

    Сегодня на уроке мы с вами поговорим о предлоге как служебной части речи, расширим и обобщим знания о морфологических признаках предлога, выработаем умение распознавать их среди других частей речи, закрепим орфографические навыки написания предлогов.

Эпиграфом нашего урока служат следующие стихотворные строчки:

Они неделимы и целы,

корней и приставок в них нет,

нельзя отыскать в них морфемы -

И в этом их главный секрет

    О каких словах идет речь в этом стихотворении? Лингвист В.Г.Богородицкий дал им определение «словечки отношений».

    В чем заключается отличие служебных частей речи от самостоятельных мы узнаем из небольшого сообщения. (Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия. К ним относятся имена существительные, прилагательные, числительные, а также местоимение, глагол, наречие, слова категории состояния. В предложении они являются членами предложения и, кроме наречий и слов категории состояния, имеют различные формы, то есть, изменяются.

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы. Они:

- Не имеют лексического значения - выражают только различные отношения

- Не бывают членами предложения

- В предложении употребляются только с самостоятельными частями речи

- Не изменяются )

3.1 Классификация предлогов

По образованию (происхождению)

По структуре

Производные (непервообразные) предлоги

по соотношению с другими частями речи

3.2 Морфологический разбор предлога

Схема морфологического разбора предлога.

      Часть речи.

II. Морфологические признаки:

        производность-непроизводность;

        простой или сложный

        выражаемые отношения (пространственные, временные, целевые, причинные)

        с каким падежом употреблен.

    Первичное закрепление материала.

4.1 Выполнение упражнения

    Откройте стр.194 и запишите в тетради номер упражнения № 293. Выполняем упражнение по заданию в учебнике.

4.2. Дифференцированное задание

    Спишите предложения, вставляя нужные предлоги, объясните выбор.

I вариант – упражнение 295

II вариант – упражнение 296

    Правописание предлогов

    Сложность при изучении предлогов связана с их написанием. Еще в начальной школе вы усвоили, как пишутся непроизводные предлоги со словами. (предлоги со словами пишутся раздельно, сложные непроизводные – через дефис)

    А как же пишутся производные предлоги? (§ 57, стр. 195)

    Закрепление изученного материала

    Упражнение № 298

    Упражнение № 299

    Работа с материалом ЕГЭ (выполнить задание А11)

В каком предложении выделенное слово не является производным предлогом?

    (НЕ)СМОТРЯ НА середину марта, весна уже смело заявляла свои права.(Л.Чарская)

    Иногда ВДОЛЬ дороги тянулась рожь. (Ю.Казаков)

    Ребята бежали (НА)ВСТРЕЧУ мальчикам. (А.Рыбаков)

    К рассвету ПОЗАДИ осталось более ста пятидесяти километров. (В.Богомолов)

Ответ: 4

    Контроль уровня усвоения материала

Самостоятельная работа.

I вариант

    Ты, конечно, понимаешь, что я имею (В)ВИДУ. (Проскурин П.)

    К планёрке он был не готов (В)ВИДУ абсолютного отсутствия идей. (Арсенов Я.)

    Корнилов, (В)ВИДУ опасного положения на Юго-Западном фронте, приехать не смог. (Понизовский В.)

    (В)ВИДУ сложности и ответственности дела разрешите мне ехать немедленно. (Булгаков М.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово является предлогом.

    Струящаяся зелень берёз, как неохватная, необозримая зелёная река в неровно шевелящихся солнечных пятнах, стремилась, текла в одном направлении СОГЛАСНО и ровно. (Проскурин П.)

    Где-то в отдалении, внизу, стучали и перекатывались шаги торопливо расходившихся, СОГЛАСНО приказу, новоявленных артиллеристов. (Булгаков М.)

    Хор пел СОГЛАСНО и чинно. (Нагишкин Д.)

    Оба моряка СОГЛАСНО кивнули головами. (Тренев В.)

    Укажите вариант ответа, в котором выделенное слово не является предлогом.

    Инстинкты преобладают и В СИЛУ темперамента требуют немедленного исхода. (Огнев Н.)

    А дочь смотрела на него, ждала. Она все ещё верила В СИЛУ и всемогущество отца. (Кубанский Г.)

    Дунуло ещё раз, и тогда, открыв глаза, Левий увидел, что все в мире, под влиянием ли его проклятий или В СИЛУ каких-либо других причин, изменилось. (Булгаков М.)

    Утром Катя Теплова получила назначение в отдел. А Саше под расписку объявили приказ: чекисты, которые В СИЛУ военной необходимости покинули свои города, должны вернуться к месту работы. (Крон А.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово не является предлогом.

    Я поехал в деревню к приятелю Ивану Антоновичу, чтобы договориться (НА)СЧЁТ охоты.(Скребицкий Г.)

    И снова, в этот час, он [Артамонов] подумал, что некоторую долю его греха справедливо будет отнести (НА)СЧЁТ сына. (Горький М.)

    Попытки поэта сочинить заявление (НА)СЧЁТ страшного консультанта не привели ни к чему. (Булгаков М.)

    А вот (НА)СЧЁТ отпуска, пожалуй, поговорить стоит. (Беляев А.)

    Удаление Степана Богдановича из Варьете не доставило Римскому той радости, о которой он так жадно мечтал В ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких лет. (Булгаков М.)

    Частая раздражительность Нины, ее капризы, которые стали проявляться ВСЛЕДСТВИЕ ее болезни, охотно прощались бедной девочке. (Чарская Л.)

    В ТЕЧЕНИЕ всей оставшейся ночи этот человек не дал Иванову сомкнуть глаз, объясняя всё о колодцах и водопроводах.(Залыгин С.)

    ВПОСЛЕДСТВИИ мне много раз доводилось любоваться северным сиянием. (Соколов-Микитов И.)

II вариант

    Почтенная немка волнуется, краснеет от досады, идет НАВСТРЕЧУ Дине, растопыривая руки. (Чарская Л.)

    Наташа повернулась и подставила лицо НАВСТРЕЧУ ветру. (Вересаев В.)

    Жёлтые полосы были редкими, метель плотными клубами катилась НАВСТРЕЧУ. (Катерли Н.)

    Тавровский поскакал НАВСТРЕЧУ своей невесте, оставив весь дом Натальи Кирилловны в тревоге. (Некрасов В.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является производным предлогом.

    (НЕ)СМОТРЯ НА бессонную ночь, я на редкость хорошо себя чувствую. (Санин В.)

    Весеннее солнце так и пригревало, (НЕ)СМОТРЯ НА раннее утро. (Мамин-Сибиряк Д.)

    Утром, (НЕ)СМОТРЯ НА непогоду, миноносцы снялись с якоря и пошли дальше. (Арсеньев В.)

    Пленные, высокие как на подбор, шли угрюмо, насупившись и (НЕ)СМОТРЯ по сторонам. (Селянкин О.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является производным предлогом.

    НАПРОТИВ парка стоял большой двухэтажный деревянный дом. (Козлов В.Ф.)

    НАПРОТИВ стенда, где испытывалась установка, за письменным столом работал инженер Новиков. (Гранин Д.)

    Наконец Бурмин решился позвать доктора, жившего НАПРОТИВ. (Куприн А.И.)

    НАПРОТИВ книжного магазина был подземный переход. (Шим Э.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово не является производным предлогом.

    Река взломала лёд и с шумом свободно несла его МИМО города. (Коковин Е.)

    МИМО проходили воинские эшелоны. (Коковин Е.)

    Последние вагоны прошли МИМО Васи совсем тихо. (Платонов А.)

    МИМО террасы к клинике подошёл моторный вагон с двумя прицепами. (Пастернак Б.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово является производным предлогом.

    Губернский предводитель встал, БЛАГОДАРЯ дворянство за доверие, и прослезился. (Толстой Л.)

    Николай, БЛАГОДАРЯ, дружески улыбнулся. (Проскурин П.)

    И мать пошла в другую комнату, к телефону, на ходу БЛАГОДАРЯ того, кто придумал этот дивный аппарат, избавлявший бежать к дочери на соседнюю улицу. (Литвина Л.)

    Однажды, БЛАГОДАРЯ тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека. (Платонов А.)

Вариант 1.

Эталон ответа: 1, 2, 2, 2, 4

Вариант 2.

Эталон ответа : 3,4,3,2,4

    Рефлексия. Подведение итогов.

    Расскажите о предлоге как части речи.

    Расскажите о правописании предлогов.

    С какими частями речи употребляются предлоги? (с существительными, а также с местоимениями и числительными).

    Какие предлоги употребляются с двумя и тремя падежами (Р.п. и Т.п. – с; В.п. и П.п. – в, на; Т.п. – за)

    От дома до дома. От звонка до звонка. Что общего и чем различаются предлоги от…до (Употребляются с Р.п.; имеют пространственное и временное значение; от – удаление, до – приближение).

    У дома – около дома. Определите значение предлогов. (Синонимия. Обозначает пространственные отношения; «находиться» в непосредственной близости.

    Домашнее задание §56-57 Упр. 301

Южно Казахстанская область,Казыгуртский район осш «Абай » (ж-н)

Алимкулова Насипа Ораловна

Тема урока: Предлоги

Цели урока:

— формировать умение различать предлоги.

— развивать познавательный интерес учащихся, умения вступать в речевое общение, анализировать, сравнивать, обобщать, организовывать самостоятельную и групповую работу.

— активизировать творческие способности учащихся

— прививать интерес к родному языку.

Оборудование: интерактивная доска, флажки, слайд

Ход урока: І.Организация учебного процесса

Показ фильма «Все оставляет след»

Вводное слово учителя:

Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость, что-то новое, интересное.

«Для всего, что существует в природе: вода, воздух, небо, облака, солнце, дожди, леса, болота, реки и озера, луга, поля, цветы и травы, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий»,- писал К.Г.Паустовский.

Слов в языке много. Они отличаются друг от друга лексическим значением. Однако все слова можно объединить в группы, которые называются частями речи.

Сегодня у нас урок-соревнование.

Нам нужно выбрать жюри.

Хочу рассказать вам сказку

«ССОРА ПРЕДЛОГОВ СО ВСЕМИ СЛОВАМИ»

Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Были они драчуны, забияки и задиры и всегда старались кого-нибудь задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местимениям.

Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, что между ними порой умещались целые прилагательные Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно, благодаря дурной репутации, они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.

Так предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек,

решили записать в книгу Правил это событие – предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

О какой части речи говорится в сказке?

С какими частями речи употребляются предлоги?

Как предлоги пишутся с другими словами?

1 станция «Теоретическая»

1.Что изучает морфология?

2.На какие две группы делятся части речи?

3.Самостоятельные части речи-это …

4.Служебные части речи – это …

5.Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

6.Какая часть речи называется предлогом?

7.На какие разряды по значению делятся предлоги? (пространственные,

временные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные,)

8 На какие группы делятся предлоги по происхождению?

(непроизводные и производные)

9.По своему строению предлоги бывают (простые и составные)

10.Назовите примеры производных предлогов.

11.После каких предлогов существительные, местоимения и числительные всегда стоят в дательном падеже?

12.Составные предлоги состоят (из двух и более слов)

13. Как пишутся предлоги из-за, из-под? (через дефис)

2 станция «Разминка»

Сгруппируйте словосочетания по значению предлога:

1 группа с пространственным значением

2 группа с временным значением

3 группа с причинным значением

Жить при станции, не спать из-за ветра, общаться вне дома, добежать до финиша, рассказать после матча, пойти за другом, задержать из-за неисправностей, стоять перед окном, ошибаться по невнимательности, отсутствовать по болезни, привезти в два часа.

3 станция «Грамматическая»

Исправьте предложения, найдите ошибки в употреблении предлогов.

(Устная работа.)

1 группа

1.Над входной дверью я увидел надпись: «Скупка вещей от населения». (У)

2.Благодаря густому туману самолёт не мог взлететь. (Из-за)

3.Благодаря моих товарищей я успешно закончил полугодие.

(Моим товарищам.)

2 группа

1.Согласно вашей просьбы материалы будут отпущены. (Просьбе)

2.Брат пришёл с армии. (Из)

2.Мать принесла овощи с магазина. (Из)

3 группа

1.Ученик не выполнил домашнего задания благодаря тому, что заболел.

(Из-за)

2.Старинная чашка с фарфора привлекла внимание гостей (из)

3.Розоватый дым клубился под пустыней (над)

Выписать из предложений словосочетания с предлогами

1 группа

А) Солнечные лучи пробиваются сквозь ветви вековых сосен.

Б) Медведица строго следит за своими непоседливыми шалунишками.

В) На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…

С) И снится ей всё, что в пустыне далёкой, в том крае, где солнца восход, одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растёт.

2 группа

А) Молодые дубы темнеют на фоне облачного неба.

Б) Под деревьями лежат густые тени.

В) За деревьями сгущаются тучи.

Г) Небольшой овраг преграждает путь к дубовому лесочку.

3 группа

А) Непривычному человеку легко затеряться в лесной глуши.

Б) На упавших деревьях лежит зелёный мох.

В) Солнечным лучам трудно проникнуть сквозь кроны столетних деревьев

С) Вследствие беспорядочной вырубки лесов нарушается равновесие в природе.

4 станция «Четвертый лишний», аргументируйте свой выбор.

1 группа

А)Ехать в город, сидеть на берегу, обойти вокруг озера, прийти через час (прийти через час, т.к. это временной предлог, а не пространственный)

В ) В течение, в продолжение, вследствие, впоследствии (лишнее слово впоследствии, т.к. это наречие, а не предлог)

2 группа

А) Ввиду плохой погоды, не пришли из-за болезни, работать в течение недели, дрожать от холода (работать в течение болезни, т.к. это временной, а не причинный)

В) в, на, за, под, благодаря (лишний благодаря, т.к это производный предлог, а остальные непроизводные).

3 группа

А) Стоять на площади, сказать о поездке, забыть про неприятности, урок по алгебре (стоять на площади, т.к. это пространственный, а не объектные)

В) Насчет, ввиду, благодаря, за (лишний за, т.к. это непроизводный предлог, а остальные производные)

5 Станция «Индивидуальное задание»

Определите производные и непроизводные предлоги

1 группа Я хочу поговрить с вами насчет квартиры.

2 группа Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств.

3 группа У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой

Предлог или наречие.

Чем являются выделенные в тексте слова: предлогами или наречиями

1 группа

Впереди мы услышали какие-то странные звуки.

Проводник шел впереди всех и показывал дорогу.

2 группа

Напротив дома росла высокая береза.

В конце улицы ты увидишь высокую березу. Я живу напротив.

3 группа

Вместе с телеграммой принесли письмо. Мы с подругой любим делать уроки вместе.

Предлог или деепричастие

Чем являются выделенные в тексте слова: предлогами или деепричастиями.

1 группа

Несмотря на болезнь он справился с работой.

Он шел очень осторожно, не смотря по сторонам.

2 группа

Они уходили из больницы, искренне благодаря врачей за помощь.

3 группа

В столовой было совершенно по-вчернему, благодаря лампе под шелковым абажуром.

Предлог или существительное с предлогом.

1 группа Иванов показывал на счет в двенадцать тысяч рублей.

2 группа Насчет Федороа распорядиться

3 группа Мы увидели маленькое пушистое деревце вроде елочки.

Физминутка

1. Солнце ….. небу гуляло

И ….. тучку забежало.

Глянул заинька …. окно,

Стало заиньке темно.

2. Вышел слон …. лесную дорожку,

Наступил муравью …. ножку

И вежливо

Очень

Сказал муравью:

Можешь и ты

Наступить ….. мою.

6 станция «Творческая»

Вставьте недостающие предлоги, подчеркивая их, вставьте пропущенные запятые. Определите стиль речи.

В жизни есть какой-то уровень счастья, … которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты … уровня моря.

Точка отсчета. Так вот, задача каждого человека и … крупном и … малом повышать этот уровень счастья … жизни. И свое личное счастье тоже не останется вне этих забот. Но главным образом – окружающих, тех, кто ближе … вам, чей уровень счастья можно повысить просто легко, … забот. А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества … конце концов.

Можно творить просто добрую атмосферу … себя. Например, в общество человек может принести … собой атмосферу подозрительности какого-то тягостного молчания, а может нести сразу радость свет. Человек рождается и оставляет … себе память. И вот очень важно, какую память он … себе оставляет.

Тест.

1.Предлог- это:

А) служебная часть речи;

Б) самостоятельная часть речи

2.Что выражает предлог:

А) различные смысловые значения;

Б) грамматическое значение существительных.

3.Какое значение имеет предлог из-за (туч):

А) временное;

Б) пространственное;

В) причинное.

4.Вставьте нужную букву в предлог по окончани.. школы:

А) и;

Б) е;

В) ю.

5.Предлог через является:

А) производным;

Б) непроизводным.

6.В каком предложении слово впереди является предлогом:

А) Барабанщики шли впереди.

Б) Барабанщики шли впереди отряда.

7.С каким падежом употребляются предлоги благодаря, согласно:

А) родительный;

Б) дательный;

В) винительный;

Г) творительный.

8. Предлог (не)смотря на пишется:

А) слитно;

Б) раздельно.

9.Какой из предлогов пишется слитно:

А) (по)причине;

Б) (в) целях;

В) (на)подобие;

Г) (со)стороны

10.В предлоге в течени.. на конце пишется:

А) е;

Б) и.

11.В предлоге в продолжени.. на конце пишется:

А) е;

Б) и.

11.Какой из предлогов пишется раздельно:

А) (в)место;

Б) (в)виду;

В) (в)следствие;

Г) (в)виде.

Ответ

1- А

2- А

3- Б

4- А

5- Б

6- Б

7- Б

8-А

9-В

10-А

11-А

12- Г

.

Рефлексия

Учитель: Ребята! О чем мы говорили на уроке ? Где вы испытали успех?

Какие задания вызвали у вас затруднения? Интерес?

8. Домашнее задание. Выучить правило. Упражнение 9,10

9.Выставление оценок.

10. Обобщение:

Учитель: Ребята! Вот закончился урок, он пошел вам только впрок.

Вы работали прекрасно, не теряли времени напрасно

Мне приятно всем сказать: «Молодцы, спасибо. Так держать!»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема урока: Раздельное написание предлогов
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: сформировать представление о том, что предлог – это слово, а приставка – это часть слова;
сформировать способность выбирать слитное или раздельное написание слов;

Развивать умение выделять орфограмму­ пробел – раздельное написание и орфограмму­дефис,
совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно­значимом уровне
­ Добрый день, ребята! На столах у вас по три
тот,
смайлика,
который
соответствует вашему настроению.
­ Как много улыбок засветилось. Спасибо!
­ А это моё настроение… Я готова
продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
выберите

Выбирают смайлик и демонстрируют своё
настроение.
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового
знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
На доске стихотворение
С.Я.Маршака(слайд № 1)
­ Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда (по)мчался вскачь?
Находят глаголы, выделяют в них
приставки, осуществляют самопроверку,
Самоопределение,
смыслообразование (Л)
Целеполагание (Р)
Сопоставление и подбор
информации(П)
Планирование учебного
сотрудничества (К)
Анализ объектов с целью
выделения признаков (П);
подведение под понятие;
Выполнение пробного

(По)катился (в)огород,
(До)катился (до) ворот,
(Под)катился (под)ворота,
(До)бежал (до)поворота,
Там (по)пал (под)колесо,
Лопнул, хлопнул – вот и все.
­Найдите в этом стихотворении глаголы.
­Бывают ли перед глаголом предлоги?
­Между по и мчался можно вставить слово?

приставка и пишется слитно.
­ В (какой?) огород – в – это предлог, потому
что можно вставить слово или вопрос.
Какой вывод можно сделать – по – это
Распределите слова по группам – глаголы в 1
столбик, а существительные – во 2.
­ Оцените работу соседа по парте.
­ По каким признакам распределяли слова?
­ Как думаете, какова тема урока? (Если детям
сложно, можно помочь вопросами.)
­ Какова главная цель урока?
­ Какова задача урока?
дают ответы.
Делают вывод.
учебного действия;
фиксирование
индивидуального
затруднения; саморегуляция в
ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей;
аргументация своего мнения;
учёт разных мнений (К)
Учащиеся работают в группе по заданию,
затем оценивают работу соседа по парте.
Формулируют тему урока (Раздельное
написание предлогов с другими словами)
Формулируют цель (различать приставку ­
это часть слова и предлог – это слово,
уметь выделять орфограмму пробел,
различать самостоятельные и служебные
части речи,понять, что дефис – это тоже

орфограмма.)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися,
что предлог – это слово, служебная часть речи, а приставка­ это часть слова, что такое
орфограмма ­ пробел и орфограмма ­ дефис и употребление предлогов из­под и из­за.
­ С чего же начать «открытие нового знания»?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю
прочитать текст на доске – слайд № 2.
Дети работают с текстом на доске.
Приводят примеры изученных орфограмм,
находят однородные члены предложений,
находят слова с приставками и слова с
предлогами.
Солнце стоит неподвижно (над) головой и жжет
траву. Воздух (пере)стал струиться и висит без
движения. Ни дерево. Ни вода не шелохнутся;
(над) деревней и полем лежит невозмутимая
тишина – и все как будто (вы) мерло. Звонко и
далеко (раз)дается человеческий голос (в)
пустоте.
­ Прочитайте текст.
­ Озаглавьте его.
­ Объясните, (над)головой –
напишем слитно или раздельно?
­ Найдите однородные члены в предложении.
­ Найдите известные вам орфограммы.
­Обозначьте новую для вас орфограмму ­
пробел.
­ Спишите текст, раскрывая скобки и обозначая
По окончании проходит взаимопроверка
Поиск и выделение
информации; синтез как
составление целого из частей;
выдвижение гипотез и их
обоснование;
самостоятельное создание
способа решения проблемы
поискового характера (П)
Аргументация своего мнения
и позиции в коммуникации;
учёт разных мнений (К)

орфограмму пробел.
­Проверь работу соседа – взаимопроверка.
работ учащихся.
Работа в группах.
Анализ работ и вывод внутри группы
Слайд № 3 –
крыльца
(из­под) куста
ворот
гор
(из­за) туч
острова
­С каким падежом употребляются предлоги из­
за и из­под?
­Обратите внимание, как они пишутся?
­Запомните, дефис (маленькая черточка между
словами) – это тоже орфограмма.
­ Работа в группах: 1 группа составит
предложения с предлогом из­под, а 2 ­ с
предлогом из­за.
­ Обменяйтесь и проанализируйте работу
другой группы.
­ Верните работу своей группы и дополните её,
если надо, сделайте вывод. Можно сообщить
учащимся, что есть еще предлоги, которые
пишутся через дефис – это по­над и по­за.
Предоставляет слово каждой группе.

­ Оцените свою работу?
­ Какие трудности возникли?
Выполняют задание в парах. Затем
проверяют и оценивают.
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного
осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию
­ Прочитайте задание к упражнению № 62,
запишите слова в 3 столбика – в 1 –
существительные с предлогом из­за, во 2 –
существительные с предлогом из­под, а в 3 ­ с
предлогом из.
Игра «Угадай-ка»- слайд № 4.
­ поднимайте руку, если я называю слова с
приставками: пришкольный, влететь, в лесу,
полететь, по улице, покатился, по полю, затаил,
за тобой.
Краткий ответ­комментарий, если кто­
либо ошибается.
Работают индивидуально с
проговариванием в громкой речи
Работа с таблицей по распознаванию видов
орфограмм – слайд № 5.
Слова земля, колосок, радостный, чувство,
чижи, счастье, березка, автобус, чудесный,
аллея распределить в 4 столбика: 1­ с
безударными гласными в корне, 2 –
непроизносимые согласные, 3 – после
Оценивают свою работу
Анализ объектов с целью
выделения признаков и синтез
как составления целого из
частей; подведение под
понятие; выдвижение гипотез
и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с
полнотой и точностью;
формулирование и
аргументация своего мнения;
учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого
содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка
(Р)

шипящих, а в 4 – согласные в корне.
Дают ответы на вопросы
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов
деятельности своей и всего класса
­ Исследование какой темы вели на уроке?
­ Какие понятия разобрали?
­ Удалось решить поставленную задачу?
­ Каким способом?
­ Какие получили результаты?
­ Что нужно сделать ещё?
­ Где можно применить новые знания?
­ Оцените свою работу на уроке. Работу класса
­ Выберите смайлик своего настроения.
Изменилось ли оно? Почему?
­ Дома выполните упражнение № 64.
Озаглавьте текст, спишите один из отрывков
(на выбор учащихся), найдите предлоги и
подчеркните их вместе с существительными.
Анализируют работу на уроке через
самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и
условий действия; контроль и
оценка процесса и
результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное
понимания причин успеха или
неуспеха в УД; следование в
поведении моральным нормам
и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей
полно и точно;
формулирование и
аргументация своего мнения,
учёт разных мнений (К)

ПЛАН - конспект урока

Тема: Предлог как часть речи.

Учитель: Рубе Л.С.

Класс:

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: углубить знания о предлоге и научиться распознавать в текстах предлоги, выявлять их функцию.

Задачи:

Обучающая: научить определять предлоги; закрепить умения писать предлоги с другими частями речи;

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение применять теоретические знания на практике.

Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку через выполнение упражнений.

Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята! Какое у вас настроение? Отличное? Нам предстоит многое успеть. Вы готовы?

Эпиграфом нашего урока служат следующие стихотворные строчки:

Они неделимы и целы,

корней и приставок в них нет,

нельзя отыскать в них морфемы -

И в этом их главный секрет

- О каких словах идет речь в этом стихотворении? Лингвист В.Г.Богородицкий дал им определение «словечки отношений»

2. Мотивация учащихся.

Ребята! Выполнив данное задание, вы сможете назвать тему.

Перед вами словосочетания. Назовите выделенные слова. Какой частью речи они являются?

1.Скучать по тебе

2. При содействии друзей

4.Добежать до дома

5.Капли для лечения

6. Предостеречь от опасности

7.Сделал благодаря мне

Изучение служебных частей речи начнем с предлога.

Что вы знаете о нем?(служит для связи слов в ссчт)

3.Этап целеполагания.

Проанализируйте проделанную работу, сформулируйте тему урока, подумайте, чему будем учиться сегодня. (Цель урока определяется совместно с учащимися).

Ученики отвечают:

Тема урока - «Предлог». Наша задача - научиться распознавать предлоги и отличать их от других частей речи, выяснить, на какие группы они делятся. (Записать на доске)

Стадия осмысления

1. Сегодня на уроке речь пойдёт о предлоге. Скажите, ребята, сколько частей речи в русском языке?

(12: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния; предлоги, союзы, частицы)

На какие 2 группы делятся они в зависимости от роли в языке?(самостоятельные и служебные)

Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных (знаменательных)?

В результате коллективной работы делается вывод, что особенности служебных частей речи таковы: (устно)

Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия. К ним относятся имена существительные, прилагательные, числительные, а также местоимение, глагол, Наречие, слова категории состояния. В предложении они являются членами предложения и, кроме наречий и слов категории состояния, имеют различные формы, то есть, изменяются.

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы. Они:

Не имеют лексического значения - выражают только различные отношения

Не бывают членами предложения

В предложении употребляются только с самостоятельными частями речи

Не изменяются

Изучение служебных частей речи начнем с предлога. Что вы знаете о нем? (служит для связи слов в ссчт)

Задание. Из данных слов составьте предложения. Кто больше?

Книга, стол, лежит

Почему эти предлоги выбрали?

Работа с учебником , упражнение 326,стр.150 (письменно). 2 у доски. Задание: из первой части выписать ссчт с предлогами.

Проверка. Обобщение.

Попробуем самостоятельно сформулировать правило.

Предлог –это…

Изучение нового материала по учебнику (стр152).

Мини-исследование текста по теме. Работа по группам. (Учитель объясняет последовательность действий).

Сегодня мы поработаем в группах с раздаточным материалом, выполним предложенные задания и пополним наши знания о предлоге.

1 группа: Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся и с какими падежами употребляются? (Из какого произведения отрывок?)

… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. … ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.

2 группа Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами? (Из какого произведения отрывок?)

3 группа.

Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкаф за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя срезался.)

З аслушивание результатов работы групп.

- Итак, мы сегодня открыли тему «Предлог», несмотря на то, что мы знакомы с ним с начальной школы, мы узнали на этом уроке много нового и интересного. Дети называют то, что им известно об этой части речи, приводят примеры.

Ответ 1 группы Через (В.п.) базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в (П. п.) новой шинели и с (Тв.п.) узелком в (П.п.) руке. За (Тв. п.) ним шагает рыжий городовой с (Тв. п.) решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На (П.п.) площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на (В.п.) свет божий уныло, как голодные пасти; около (Р.п.) них нет даже нищих.

(7 предлогов употребляются с сущ., 2 с мест.)

Ответ 2 группы В тексте 11предлогов: к - 1, около -1, в – 4 , на - 3, с – 2. Наиболее употребительные предлоги на - 3 раза, в – 4 раза используется. Все предлоги написаны со словами отдельно.)

Ответ 3 группы Непроизводные: в, с, в, за, с, с, по, за, в, во, в, в. Производные: согласно. В тексте 13 предлогов. Наиболее употребительные – в (5), с(3).

Распределительный диктант

Учащиеся записывают слова под диктовку в 2 столбика.

с предлогами с приставками

понесся по рассеянности

на расстоянии навеяло

подо мной подбросив

надписать над нами

при приближении присоединяя

за зайцами запоминаешь

-Как отличить предлог от приставки?

(У слова с предлогом в начальной форме он отсутствует: заяц, а не «зазаяц»!)

Работа с листом оценивания №5

1) В предложении найдите предлоги и дайте их характеристику: Несколько раз в течение лета мы ездили к морю.

2) Найди «лишнее» слово и объясните свой выбор: в, до, вблизи, несмотря на, к, по.

3) Сравните предложения и докажите, что в одном из них есть предлог. Отец беспокоился насчёт моего здоровья. – На счёт банка поступили деньги.

3.Домашнее задание. Упр.332 п 27

Стадия рефлексии

1.Контрольно-оценочный этап.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ответ: Узнали, что

1.Предлоги бывают простыми и составными.

2.Производными и непроизводными.

3.Частотные предлоги – в, на, с.

4.Предлоги употребляются с существительными, местоимениями.

5.Некоторые предлоги омонимичны приставкам.

6.Предлоги употребляются с определенными падежами.

Оценивание работы .

Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели?

Дайте самооценку работы. Какие оценки вы поставите лично себе, группе.

Ученики оценивают себя, группу, проводят устную рефлексию.

Устная рефлексия.

Интересным показалось …

Полезным было …..

Мне трудно было…..

Я понял….

Я справился с заданиями….

Я выполнил…

Раздаточный материал

1 группа.

    Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся?

… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.

    Найти в тексте все предлоги (10 предлогов).

Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

2 группа.

    Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами?

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

    Найти в тексте все предлоги (10 предлогов).

Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

3 группа.

    Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги, распределите их в две колонки. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные.

Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)

    Найти в тексте все предлоги (10 предлогов).

Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

Самоанализ урока русского языка в 7-ом классе.

Тема : Предлог как часть речи.

Данный урок первый в разделе «Служебные части речи». С предыдущими темами не связан, но имеет большое практическое значение для изучения дальнейших тем в этом разделе.

При планировании урока были учтены особенности класса. Класс имеет средний уровень качества знаний.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Структура урока:

    Организационный момент

    Мотивация учащихся

    Этап целеполагания

    Контрольно-оценочный этап

    Оценка результативности урока

    Домашнее задание. Оценивание работы.

    Устная рефлексия

Начало урока было максимально доброжелательным, искренним и открытым. Начало урока было организованным. Класс к уроку был подготовлен. Дети в течение всего урока показывали хорошую работоспособность.

Учащиеся совместно со мной определили цели урока. Это было сделано в ходе небольшой беседы, где я помогала детям наводящими вопросами. Так как цели формулировались не одним учителем, а совместно с детьми, то дети вникли в них, и приобретение знаний стало осознанным.

Цели, предложенные детям на урок, соответствовали программным требованиям:

Знать перечень служебных и самостоятельных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных;

Знать определение предлога как служебной части речи; значения, выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания;

Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.

Исходя из этого, были поставлены цели и задачи урока:

1.Углубить знания о предлоге и научиться распознавать в текстах предлог, выявлять их функцию.

2. Формировать умения работать в паре, группе, осмысленно осуществлять оценку собственной результативности.

3. Формировать устную и письменную речь.

4. Формировать культуру умственного труда.

Основная цель – изучение предлога как служебной части речи.

Задачи :

Систематизировать изученный ранее материал о самостоятельных и служебных частях речи, сформулировать их отличительные признаки;

Определить значения, выражаемые предлогами;

Доказать значимость предлога как части речи.

Для достижения поставленных целей были выбраны следующие методы и приёмы:

Тема и цели урока формулировались совместно с учащимися, что обеспечивает включение учащихся в активную мыследеятельность;

Я использовала приемы активизации познавательной деятельности такие как кроссворд, прием «Знаю-Хочу знать-Узнал», прием «Синквейн».

На основе сочетания разных форм работы добиваюсь включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность.

Контроль был организован: через контроль учителя, само- и взаимоконтроль, у каждому ученика был лист оценивания. Такая организация урока помогает учащемуся видеть свои результаты.

При построении урока пользовалась принципами:

Научности, проблемности, наглядности, активности, доступности,

системности и последовательности.

Старалась на всех этапах урока создавать ситуацию успеха и формировала у уч-ся ответственность за свою деятельность.

С целью проверки усвоения знаний провела оценку результативности урока. На этом этапе учащимся было предложено выразить понимание темы Предлог как часть речи» через составление синквейна. В конце урока было сделано возвращение к целям, которые рассматривались в начале урока.

После этого был подведен итог урока и ученикам предложено домашнее задание. Домашнее задание было закрепляющего, развивающего характера. На мой взгляд, оно было посильно для всех детей.

Учащиеся на уроке были активными. Они показали умение продуктивно работать, делать выводы, умение анализировать и обобщать свои знания. Также дети показали наличие навыков самоконтроля.

Класс к уроку был подготовлен. Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...