Молитва. Жировицкая икона Божией Матери

Жировицкой Божьей Матери занимает совершенно особое место благодаря своей уникальной истории, а также внешнему виду, обусловленному необычной в таких случаях техникой исполнения. Кроме того, она в равной степени почитается как православными верующими, так и последователями западных направлений христианства.

Описание уникальной иконы

В отличие от привычных нам икон, Жировицкий образ представляет собой овальную композицию в виде рельефа, выполненного на яшме. Его размеры весьма невелики - 5,7 х4,1х0,8 см, а внешне он напоминает нагрудную икону или камею. Оборотная сторона иконы гладкая. Яшма, из которой она изготовлена, имеет природное сочетание тёмно-красного и зелёного цветов, визуально составляющих охристый оттенок.

Пресвятая Богородица изображена держащей на правой руке Своего Предвечного Младенца, тогда как левая прижата к груди. Непокрытая голова Царицы Небесной наклонена в сторону прильнувшего к ней Сына и слега касается Его. Младенец Иисус облачён в короткий хитон, оставляющий открытыми Его колени. Голова Матери и Сына увенчаны коронами. По сторонам различимы греческие буквы, традиционные для данного типа икон, и обозначающие их имена.

Икона Жировицкой Божьей Матери, описание, которой приведено выше, принадлежит к иконографическому типу, называемому «Елеус» - Умиление. Эта разновидность богородичных икон весьма древняя, и появилась в Египте в раннехристианский период, когда получило расцвет так называемое коптское искусство.

Находка юных пастушков

История иконы столь же необычна, как и её внешний вид. Рассказывают (а люди, как известно, зря не скажут), что в 1470 году эта иконы была впервые явлена в Гродненской области неподалёку от деревни Жировичи, название которой, как нетрудно догадаться, и дало ей своё название. Случилось так, что местные дети пасли скот в лесу, принадлежавшему богатому вельможе - литовцу по рождению, но православному по вере. Звали его Александр Солтан.

Вдруг (с этого слова обычно всегда начинается самое интересное в рассказах), они увидели яркое сияние, исходившее из кроны росшего на опушке грушевого дерева. Преодолев испуг, пастушки подошли поближе, и среди листвы увидели небольшую икону, от которой во все стороны шли лучи. Затаив дыхание, дети сняли с дерева чудесную находку и опрометью бросились с ней к своему хозяину. Надо ли говорить, что это была та самая икона Жировицкой Божьей Матери - Благоздравница, как её стали называть впоследствии за многочисленные явленные через неё чудеса исцеления.

Начало неизъяснимых чудес

Александр Солтан, весьма озадаченный такой диковинкой, не знал, что с ней делать, но, дав мальчишкам по монетке, на всякий случай запер икону в ларец, решив при первом удобном случае отвезти её в Гродно и показать епархиальному архиерею. Кованый ларец - вещь надёжная, никуда из него находка (дорогая, судя по всему) не денется. Каково же было его изумление, когда на следующий день, желая похвастаться ей перед гостями, он обнаружил заветный ларец пустым.

Как ни стращал барин прислугу вечными муками на том свете, и розгами на этом, все как один, клялись, что знать ничего не знают. Да и ключ-то от ларца всю ночь пробыл у него на шее. Ну ясно, чьих рук это дело. Окропили покои Солтана святой водой, да и думать о том перестали. Как вдруг (опять это вдруг) те же пастушки вновь увидели на опушке уже знакомое им сияние и, в предвкушении ещё нескольких монет, бросились к нему.

Недолгая жизнь деревянной церкви

Повторное обретение иконы не оставляло сомнения в том, что находка является не чем иным, как чудом, а он, Алесандр Солтан, избранником Божьим, через которого оно явлено. Желая показать себя достойным столь высокой чести, вельможа тут же приказал построить на опушке леса, где пастушкам явилась икона Жировицкой Божьей Матери, деревянную церковь, и поместить в неё вновь обретённую святыню.

В краю, богатом лесом, построить что-либо долгое ли дело - оглянуться барин не успел, как уж смолкли топоры, и выросла посреди поляны красавица-церковь. Но, видать, не благословил Господь его начинание - не прошло и полгода, как ударила в неё молния, и сгорела в одночасье деревянная, ещё пахнувшая смолой постройка. Случилось это ночью, и пока разбудил селян заполошный колокол, пока добежали - тушить было уже нечего. Осталась на месте церкви лишь дымящаяся куча углей.

Третье обретение чудесного образа

Жаль было мужичкам трудов своих, а барину - средств, загубленных впустую, но более всего сожалели о чудесной иконе, которую сочли погибшей в огне. Её не чаяли больше увидеть, как вдруг (в третий раз это самое вдруг) те же дети, но уже возвращаясь из школы - видимо, в XV веке в деревне Жировичи она уже была, - заметили возле сгоревшей церкви сидящую на камне Женщину небывалой красоты, державшую в руках знакомую им икону.

Выслушав сбивчивый рассказ отроков, селяне, уверовавшие, что их вновь посетило Божье откровение, поспешили к указанному месту, не забыв позвать с собой местного батюшку, а тот, в свою очередь, прихватил отца-диакона с хоругвями да образами. В общем, к церковному пепелищу направился целый крестный ход.

И хотя все были готовы к чуду, но невольно замерли, когда на камне, почерневшем от копоти, перед ними предстала совершенно не тронутая огнём икона Жировицкой Божьей Матери. История может показаться невероятной, но, вот уже почти шесть столетий её с трепетом душевным слушают и читают многие поколения христиан как на Руси-матушке, так и в землях чужестранных.

Храм, положивший начало созданию монастыря

Впечатление, произведённое на Александра Солтана иконой, возродившейся из пепла подобно сказочной птице Феникс, было сродни удару грома. Он тут же приказал строить для неё каменный храм, искренне кляня себя за то, что вначале поскупился, и возвёл для столь бесценной святыни деревянную церковь. Ну да, скупой, как известно, платит дважды. Нанял он умельцев-каменщиков, и те, благословясь, возвели каменный Успенский храм, в который была торжественно помещена икона Жировицкой Божьей Матери - дважды утерянная и трижды обретённая.

В начале XVI века вокруг храма образовалась монашеская община, преобразованная затем в монастырь. Род Солтанов, изрядно обедневший к тому времени, продолжал всё же главенствовать в тех краях, и один из его представителей по имени Яков даже намеревался строить на территории обители ещё один каменный храм. Однако его планам не суждено было осуществиться, так как в середине века деревня Жировичи была за долги отдана в заклад банкиру Ицхаку Михалевичу, и выкуплена лишь наследниками Якова, перешедшими к тому времени в католицизм.

Монастырь под властью униатов

В 1605 году Жировичи вновь поменяли хозяина, им стал литовский шляхтич Иван Мелешко, передавший находившийся на территории его владений монастырь в ведение униатской церкви, сохранившей, как известно, часть православных обрядов, но подчинявшейся Ватикану. Так православная икона Жировицкой Божьей Матери оказалась под сенью римского понтифика.

Этот небольшой по размерам образ Пресвятой Девы принёс монастырю широкую известность благодаря явленным через него чудесам. Например, когда в июне 1660 года литовский гетман Павел Сапега сумел нанести русским войскам ощутимый удар под деревней Полонка, то, по общему мнению, его успеху послужила молитва Жировицкой иконе Божией Матери, которую пан воевода во всеуслышание прочёл перед началом боя.

Правда, о том, что уже осенью того же года псковский боярин князь Хованский задал ему хорошую трёпку, старались не вспоминать, главное, что сотни паломников шли поклониться чудотворной иконе, не забывая при этом пополнить монастырскую казну.

Фреска, обнаруженная в Риме

Жировицкая икона Божией Матери, фото которой представлены в этой статье, получила дальнейшее прославление в XVIII веке. Случилось так, что в 1718 году в римском отделении одного из католических монашеских орденов, делая ремонт, под слоем штукатурки обнаружили фреску, точь-в-точь соответствующую изображению на Жировицкой иконе. Её отреставрировали, и очень скоро появились первые свидетельства явленных через неё чудес.

Это заставило представителей Ватикана обратить самое серьёзное внимание на икону в деревне Жировичи, и папским капитулом - коллегией клириков при епископской кафедре - были подробно исследованы двести записей о её чудесах. На основании этих свидетельств икону признали чудотворной и вынесли решение о её коронации. Да-да, у католиков существует и такой обряд.

Коронация иконы

Торжества проходили в Жировичах в сентябре 1730 года. Никогда прежде эта скромная деревенька не видела такого скопления народа. Ещё накануне назначенного дня в неё прибыли три процессии паломников, сопровождаемые полком янычар, находившимся под командованием владетельного пана Радзивилла. Для чего к совершению, пусть католической, но всё же христианской церемонии привлекли мусульман - история не уточняет.

Икона Божией матери Жировицкая, значение которой с этого времени несравненно возросло, была коронована в присутствии тридцати четырёх тысяч человек, а на проводившихся в течение восьми дней богослужениях их побывало сто двадцать тысяч. На икону были возложены две золотые короны, специально изготовленные в Риме, и привезённые в Жировичи папским послом. Кстати, все расходы, связанные с исполнением этого обряда, и последовавшими затем торжествами взяла на себя мать посла - вдова польского короля Станислава Радзивилла Анна Катажина.

Отныне икона Жировицкой Божьей Матери стала одной из самых почитаемых у католиков. Известно, что о ниспослании Благодати Божьей перед ней не раз молились высочайшие особы. Так, в 1744 году специально с этой целью деревню Жировичи почтил своим посещением польский король Август III, а в 1784 году - последний монарх Речи Посполитой Станислав Август Понятовский. Правда, у него отношения с чудотворной иконой явно не сложились, и в 1795 году под конвоем русских драгун король был доставлен в Гродно, где подписал акт отречения от престола.

Возвращение иконы православной церкви

В конце тридцатых годов XIX века в западнорусском крае начался процесс повсеместного восстановления православного порядка богослужений, и одним из первых мест, где он был возрождён, стала деревня Жировичи. Находившийся в ней монастырь вновь стал православным. С тех пор акафист Жировицкой иконе Божией Матери, сложенный вскоре после этого события, сменил собой малопонятные местным жителям латинские молитвы.

Беды, принесённые XX веком

В годы Первой мировой войны Гродно и все прилегающие к нему районы оказались в центре боёв, и для сохранения святыни она была перевезена сначала в Московский Покровский собор на Рву, а затем в областной город Видное, где несколько лет хранилась в мужском монастыре великомученицы Екатерины.

В родную деревню, где она провела почти четыре с половиной столетия, икона вернулась в 1922 году. По всей стране тогда разворачивалась антирелигиозная кампания, и её перевозка была сопряжена с немалым риском. Поэтому специально прибывший в Видное архимандрит Жировического монастыря тайно вывез бесценную святыню, спрятав её в банку с вареньем.

Не удалось лишь доставить в Жировичи оклад иконы, но вскоре монахами Почаевской Успенской лавры был специально для неё изготовлен киот, в котором она хранилась все последующие годы. Присутствие в монастыре столь прославленной иконы способствовало восстановлению и реконструкции его главного храма - Успенского собора. В 1938 году с Жировицкой иконой были совершены крестные ходы во многих районах Западной Белоруссии, при которых все средства, собранные от пожертвований, пошли на проведение необходимых работ.

Следует заметить, что, несмотря на все гонения, которые претерпела Церковь на протяжении большей части XX века, к великой святыне Жировического монастыря не прекращалось паломничество. Продолжается оно и сегодня.

Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к посвящённым ей историческим трудам, в большинстве которых приводятся пространные выдержки из монастырских книг, с описанием явленных через неё чудес. Если обойти вниманием весьма сомнительное упоминание о помощи, оказанной иконой литовцам в столкновении с русскими войсками в 1660 году под Полонкой, о чём рассказывалось выше, то большинство записей свидетельствуют о чудесных исцелениях, совершённых Богородицей по молитвам перед этим образом.

В их достоверности трудно усомниться, так как каждая была в своё время заверена подписями свидетелей. Причём не только сама икона являлась проводником Божьей Благодати, но даже камень, на котором она была обретена возле сгоревшей церкви. В связи с этим существует запись, рассказывающая о том, как несколько его крупиц, принесённые к одру умирающей роженицы, вернули ей жизнь.

Таким образом, согласно традиции, сложившейся среди жителей Западной Белоруссии, признанной целительницей недужных является именно Жировицкая икона Божией Матери. О чем молятся кроме обретения здоровья перед этим честным образом? Нет сомнения, что Пречистая Царица Небесная не замедлит в Своей помощи, о чём бы не исходила просьба. Главное, чтобы при обращении к Ней из сердца молящегося была изгнана даже тень сомнения во всесилии Божьем безграничной милости Пресвятой Девы, ходатайствующей о нас перед Его Небесным Престолом.

20 мая - день празднования Жировицкой иконы Божией Матери. Это одна из самых необыкновенных по истории обретения святынь православных христиан.

Икона явилась в 1470 г. в Литовском княжестве в месте Жировичи Гродненского края (ныне Белоруссия). В лесу, который принадлежал православному знатному литовцу Александру Солтану, пастухи увидели на грушевом дереве икону Богородицы в лучезарном сиянии.

Как только свет стал ослабевать, пастухи взяли икону и отнесли к Александру Солтану. Он запер образ в ларец, но на следущий день икона исчезла и появилась на том же месте в лесу. Солтан посчитал это знамением и на месте явления святыни построил храм.

Через несколько лет храм сгорел. Несмотря на все усилия, никто не смог вытащить икону из огня. Все думали, что чудотворный образ погиб в пламени. Однажды дети, гулявшие у подножия горы, где ранее был сгоревший храм, увидели пребывающую в сиянии Деву. Они испугались и побежали домой рассказать родителям. Взрослые вместе со священником отправились к указанному месту. Подойдя, они увидели там на камне горящую свечу, а рядом с ней - икону Богородицы, не пострадавшую от пожара. Обретенную икону жители Жировиц перенесли в дом священника. Очень быстро на прежнем месте был выстроен новый храм.

В середине XVI в. при этом храме возник монастырь. Монахи ревностно отстаивали Православие от католиков и униатов.

В 1613 г. монастырь захватили униаты. Святой образ в то время пользовался почитанием как со стороны униатов, так и католиков. В 1839 г. монастырь был возвращен православным.

Чудотворный образ вырезан на полудрагоценном камне - яшме, его размер - 43х56 мм. На всех списках Жировицкой иконы по окружности нимбов Богородицы и младенца Иисуса изображен венок из прекрасных цветов.

Икона Божией Матери "Жировицкая"

Начиная со дня явления святыни и до наших дней, благодатная помощь от этого образа Божией Матери никогда не ослабевала. Существует множество письменных и устных свидетельств о сотворенных чудесах.

На месте явления иконы и рядом с ним находятся источники, которые считаются чудотворными, и было немало случаев, когда люди, находившиеся в трудных ситуациях или тяжело болевшие, получали здесь помощь, душевное и телесное исцеление.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

О Премилосердная Госпоже, Дево Богородице! Киима устнама прикоснуся ко святыни Твоей или киими словесы исповем щедроты Твоя, людем являемыя: никтоже бо, притекаяй к Тебе, отходит тощ и не услышан. От юности моея взысках помощи и заступления Твоего и николиже лишен бых милосердия Твоего. Зриши, Госпоже, скорби сердца моего и язвы души моея веси. И ныне, коленопреклоненно предстоя пред пречистым Твоим образом, моления моя приношу Ти: не лиши мя всесильнаго ходатайства Твоего в день скорби моея и в день печали моея заступи мя. Тока слез моих не отвратися, Владычице, и радости мое сердце исполни. Прибежище и предстательство буди мне, Милостивая, и света Твоего зарями ум мой просвети. И не токмо молю Тя о себе, но и о людех, притекающих к заступлению Твоему. Церковь Сына Твоего во благости соблюди и огради ю от злокозненных наветов враг, возстающих на ню. Архипастырем нашим посли помощь Твою во апостольстве и сохрани их здравы, долгоденствующи, право правящи слово истины Господни. Пастырем испроси у Бога, Сына Твоего, ревность и бдение о душах врученнаго им стада словеснаго и дух разума и благочестия, чистоты и правды Божественныя им низпосли. Испроси такожде, Владычице, у Господа властем предержащим и градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, всем же, притекающим к Тебе, дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве. Еще же молю Тя, Премилосердная, осени страну нашу кровом Твоея благостыни и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междоусобных нестроений, да вси, живущии в ней, в любви и мире пребывающе, тихое и безмятежное житие поживут и, благ вечных молитвами Твоими унаследивше, возмогут купно с Тобою восхваляти Бога на Небеси во веки. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Жировицкой.

глас 5

Пред святою Твоею иконою, Владычице,/ молящиися исцелений сподобляются,/ веры истинныя познание приемлют/ и агарянская нашествия отражают/ Темже и нам, к Тебе припадающим,/ грехов оставления испроси,/ помыслами благочестия сердца наша просвети/ и к Сыну Твоему молитву вознеси/ о спасении душ наших.

Ин тропарь особый Божией Матери пред иконой Ее Жировицкой

глас 2

Помощи от Тебе требующий не презри, Владычице,/ и милосердия бездну отверзи всем,/ притекающим к цельбоносней иконе Твоей./ Печали наша житейский утоли, Всещедрая,/ и от юдоли сея плачевныя/ к радости вечней верныя Твоя престави:/ Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение,/ милости источник, покров и спасение душ наших.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Жировицкой

глас 4

Величия Твоя кто исповесть,/ Пресвятая Дево,/ Творца всех Христа Бога рождшая?/ Едина бо еси Мати и Дева/ Преблагословенная и Препрославленная,/ упование наше, источник благостыни,/ верным прибежище и миру спасение.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и почитаем честную икону Твою, юже от лет древних во обители Жировицкой прославила еси.

Икона Божией Матери Жировицкая.

Явление иконы Божьей Матери ЖИРОВИЦКАЯ произошло в 1470 году в местечке Жировицы Гродненского уезда (ныне – Белоруссия). В лесу, принадлежащем православному литовскому вельможе Александру Солтану, пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший в виде пламени сквозь ветви грушевого дерева. Пастухи подошли ближе и увидели на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастухи отнесли её к своему господину. Однако вельможа не придал особого значения рассказу пастухов, но образ взял и запер его в ларец.
На следующий день у Александра Солтона собрались гости, и хозяин решил показать им находку, но иконы в ларце не оказалось. Через некоторое время пастухи опять нашли образ Богородицы на том же месте и опять принесли его своему господину. На этот раз Александр отнёсся к иконе с большим благоговением, нежели прежде, и дал обет на месте явления иконы Богородицы соорудить храм. Скоро небольшой деревянный храм был сооружен, и в него перенесли икону Пресвятой Богородицы.
В начале XVI столетия в церкви внезапно случился пожар. Несмотря на усилия жителей потушить огонь, спасти храм не удалось. Все решили, что в огне погибла и икона Божьей Матери. Но однажды малолетние дети увидели на горе, у подножия которой находился сгоревший храм, сидящую на камне Деву в лучезарном сиянии. Дети поспешили известить об увиденном своих домашних. Принимая сказанное детьми за Божественное откровение, все отправились на гору и, подойдя к камню, увидели на нём горящую свечу и Жировицкую икону Пресвятой Богородицы, нисколько не пострадавшую от пожара. Вскоре жители выстроили новый каменный храм и поставили в нём чудотворный образ.
Впоследствии около храма возник мужской монастырь. Ныне чудотворная Жировицкая икона Божией Матери находится в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы Жировицкого мужского монастыря в Белоруссии.

Полное собрание и описание: молитва жировичской иконы божией матери для духовной жизни верующего человека.

Среди обширных лесов во владениях казначея Литовского княжества боярина Солтана в Жировичах была обретена икона, изображавшая Богоматерь с Младенцем. Местные благочестивые предания указывают временем явления иконы 1470 год, связывая с этой датой и возникновение самой Свято-Успенской обители. Однако эти сведения нуждаются в уточнении: в специальном сочинении базилианского историка XVIII века Стебельского о роде Солтанов утверждается, что до 1493 года Жировичи с окрестностями находились во владении рода Гойцевичей, и лишь после смерти последнего представителя этой фамилии великий князь Литовский Александр своей грамотой от 20 марта 1493 года пожаловал Жировичи маршалу Солтану. Последний раз его имя упоминается в исторических документах в следующем году, а еще через год он значится в бумагах как умерший. Впервые же боярин Солтан Александрович упоминается в 1467 году в связи с его зарубежным путешествием, из которого он возвратился в Литву не ранее 1476 года, став через семь лет владельцем Жирович. В подорожной грамоте, данной ему королем Польским и великим князем Литовским Казимиром Ягайловичем, отмечается, что боярин Солтан принадлежит по вероисповеданию к Православной Церкви.

Во время первой мировой войны церковное имущество монастыря было перевезено в Москву и помещено в подвалах собора Василия Блаженного. Монастырский архив был отправлен в Новороссийск. Оккупировав Жировичи, немцы заняли помещения обители под казармы, изрубили на дрова иконостас Никольского храма, многое разрушили.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Жировицкая»

Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставления испроси, помыслами благочестия сердца наша просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и почитаем честную икону Твою, юже от лет древних во обители Жировицкой прославила еси.

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ "ЖИРОВИЦКОЮ"

Избранной от всех родов Царице и Владычице похвальныя песни принесем, яко Ходатаице и Заступнице рода христианскаго. Ты же, яко благая, Предстательница пред Господом умоли Сына Твоего и Бога нашего, даровати нам наследие благ вечных, да радующеся о тебе взываем: Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Архангел Гавриил, с небес посланный к тебе, Дево чистая веща Ти: Радуйся, Благодатная Господь с Тобою! Мы же благадатиею Божиею чрез тебе озареннии, восхвалим Тя песньми сицевыми: Радуйся, предъизбранная прежде веков Советом Божиим; Радуйся, Агнице, родившая Агнца Божия, вземлющаго грехи мира. Радуйся, сокровищнице спасения нашего, превысшая сил Ангельских; Радуйся, Отроковице пренепорочная и Матерь Света. Радуйся, горо несекомая, источник воды живыя источившая; Радуйся, Раю цветоносный, Божественное Древо жизни произрастившая. Радуйся, Богообрадованная Мати, радость небу и земли родившая; Радуйся, силою Всевышняго осененная, Божественный клас, Спасителя миру, прозябшая. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Видя верныя чада Твоя в бедах житейских унывающия и помощи небесныя от Тебе требующия, Ты, Богомати, надеждо христианом, чудесным явлением на древе святыя Твоея иконы насельником веси Жировицкия, исполнила еси радостию и веселием скорбныя сердца их, да вси благодарственно вопиют в Тебе Богу: Аллилуиа.

Разумом не уразумев тайны чудеснаго явления на древе иконы Твоея, Пречистая Владычице, скры болярин Солтан в ковчеге явленный Тобою пречестный образ Твой. Ты же, Дево Богородице, сугубым явлением на том же древе иконы сея вразумила еси его, да вси познают дар милосердия людем Тобою ниспосылаемый, и в веселии возопиют: Радуйся, Кладезю неисчерпаемыя радости; Радуйся, цвете благоуханный неизреченный сладости. Радуйся, аки древом жизни, верныя духовно услаждающая; Радуйся, богатство невесомое всем чтущим ю подавающая. Радуйся, благодати Твоея и милости заблуждших не лишающая: Радуйся, покровом Твоим всех притекающих к иконе Твоей осеняющая. Радуйся, гласу моления всех скорбящих послушная; Радуйся, Мати милосердия, неоскудная. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Силою вразумления о явлении чудотворныя иконы Твоея просвещенный, позна болярин Солтан, яко икона сия во утешение страждущим Тобою свыше ниспослана бысть, и, слезно моляся о неразумии своем, воздвиже храм на месте явления ея, да вси людие, молитвы в нем Богу вознося, воздают непрестанную о Тебе хвалу: Аллилуиа.

Имущи богатство милосердия неизреченное, не отринула еси промышлением избранных Твоих, в скорби велицей сущих. Егда бо храм, идеже бе иконы Твоя пречестная, огню предадеся, Ты, Всеблагая, Утешительнице, сохранши ю от огня неврежденною, паки явила на камени близ храма, огнем сожженнаго. Людие же, узреши таковое чудо, воспеша Ти хвалебную песнь сицевую: Радуйся, Купино неопалимая, неопально во огни пречестный Твой образ сохраншая; Радуйся, скорбныя люди Твоя чудотворныя иконы не лишившая. Радуйся, кровом крылу Твоею христиан покрывающая; Радуйся, предстательством Твоим святыни Твоя охраняющая. Радуйся, на камени пречестный Твой образ паки явившая; Радуйся, вразумлением Твоим на камени веры стопы наша утвердившая. Радуйся, яко стену нерушимую нашего прибежища Тебе стяжахом; Радуйся, яко благомощную Покровитсльницу Тя познахом. Радуйся, Премилосерд-ная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Бурею страстей и искушений одержимии вернии Твои, моляшеся пред чудотворною иконою Твоею, покой и душевную радость обретают. Ты бо, Дево чистая, христиан Путеводительница, правому пути их наставлявши и смысл бытия земнаго познати пособствуеши, да вси богокрасною песнию восхваляют Бога, поюще Ему: Аллилуиа.

Слышавшие людие, яко явленная Тобою икона даром чудес преизбыточествует, с верою и упованием на милосердие Твое к ней притекают и богатством щедрот Твоих обогатившеся, воспевают Ти хвалу таковую: Радуйся, Мати милосердия, море щедрот христианом изливающая; Радуйся, радость всему миру приносящая. Радуйся, священное прибежище верных; Радуйся, Подательнице благ вечных. Радуйся, Усладителънице горестей наших; Радуйся, крепкое востание всех падших. Радуйся, изнемогающих Заступнице и укрепление; Радуйся, в страданиях наших присное утешение. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Боготечней звезде, с востока возсиявшей, подобна была еси, Пресвятая Дево, егда в лучезарнем сиянии во образе жены красоты неизреченныя явилася еси детем, указуя место явления пречестныя иконы Твоея, чудесно Тобою от огня сохраненныя. Не лишила еси и малых сих Твоея благостыни, поучая их о великом милосердии Твоем, да, подражающе детем израилевым, восклицавшим Христу: Осанна, воспоют о Тебе хвалу Богу. Аллилуиа.

Видевши странное и преславное чудо иконою Твоею являемое, Пречистая, егда девица некая Ирина, в болезни сущая, подвигшися на поклонение святыне Твоей, на пути умре, и егда иноцы начата совершати чин погребения ея пред иконою Твоею, воскресе, вси людии со трепетом восклицаху: Радуйся, Слово жизни плотию родившая; Радуйся, молитвами Твоими мертвую рабу Твою воскресившая. Радуйся, ковчеже жизни нашея, от потопа смертнаго нас сохраняющая; Радуйся, разуме пресветлый, сладости жизни вечныя познание нам дарующий. Радуйся, иконою Твоею источники чудес великих нам являющая; Радуйся, тьму лютых обстояний от почитающих ю отгоняющая. Радуйся, знаменьми непостижимыми молящихся Ти ободряющая; Радуйся, матерними щедротами всех прибегающих к Тебе посещающая. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Проповедницы благостыни Твоея явившася вси притекающии к цельбоносней иконе Твоей, Владычице. Не отринула бо еси никогоже из них, в теплей молитве руце свои к ней простирающих, да, познавши силу дара чудеснаго Тобою в ней являемого, возопиют Богу благодарственную песнь: Аллилуиа.

Возсиявшим лучем светозарным путь жития благонравственнаго озаряющим, явися всечестная обитель Жировицкая, под кровом святыни Твоея, Богомати, воздвигнутая. Сей бо дом подвигов иноческих, и училище божественнаго разумения юношам, освети землю Литовскую лучами истиннаго боговедения, да вси Тебе, ума Божественного Насадительницу, тако воспоют в песнях достохвальных: Радуйся, Богородительнице света непостижимаго; Радуйся, заре Солнца незаходимаго. Радуйся, лествице, к небеси возводящая; Радуйся, немудрых разумом Божественным умудряющая. Радуйся, училище благочестия в стране нашей Насадительнице; Радуйся, в познании учений Христовых премудрая Руководительнице. Радуйся, душ верных благодатно питающая; Радуйся, верныя млеком премудрости насыщающая. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Хотящи воздати поклонение иконе Твоей, многими чудесы просиявшей, посещаху обитель Жировицкую не токмо худороднии, но и царие земнии, припадающе к Пречистому Твоему образу, Владычице, и, чающе от Тебе великия и богатыя милости, приношаху Ти песнь хвалебную и Богови воспеваху: Аллилуиа.

Дивное воистину промышление явила еси. Владычице, верным Твоим, егда бо обитель Жировицкая лестно и насилием от православия отгорожена бысть, заступлением Твоим паки вдадеся людем православным. Сего ради вси правыя веры поклонницы, притекли к пречистому Образу Твоему с веселием воспеша: Радуйся, в скорбных обстояниях надежное наше прибежище; Радуйся, ищущим спасения тихое пристанище. Радуйся, со апостолы веры Христовы Насадительнице; Радуйся, глубины слова Божия премудрая Учительнице. Радуйся, светильник Трисолнечнаго Света, истиною нас озаряющий; Радуйся, столпе огненный, путь правыя веры нам пока-зующий. Радуйся, от пагубных учений наше охранение; Радуйся, душевредных учений посрамление. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Странная и преславная чудеса познаша в Тебе, Богомати, вернии Твои, яко не токмо иконою Твоею благодатная дары им являеши, но и водам источника, на месте явления Твоея иконы проистекшаго, дар недуги исцеляти подаеши, да вси, великую и богатую милость, от Тебе восприимше, воспоют хвалебную песнь Богови: Аллилуиа.

Вси к покрову твоему прибегающии, не отходят от Тебе тощи и не услышаны; Ты бо, Богомати, скорби матерния при кресте Сына Твоего восприявшая, веси тяготу скорбей наших. Темже к Тебе, Мати, в скорби искушенней, яко общницы скорби и страданий Сына Твоего, тако взываем: Радуйся, ненадеянных надеяние; Радуйся, скорбных утешение. Радуйся, печали наша утолящая; Радуйся, всему миру радость дарующая. Радуйся, в бедах сущим руку помощи скоро подавающая; Радуйся, матернюю любовь и милосердие нам являющая.

Радуйся, Твоими молитвами пред Богом наша Заступница; Радуйся, в напастех превеликая защитнице. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Вся ангельская воинства Тебе, Богомати, яко высшую небес и чистую светлостей солнечных, величает: Бога бо зачала еси плотию и Света светов родила еси. Темже и мы, земнороднии, яко честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, величаюше Тя, воспоим о Тебе Богови: Аллилуиа.

Витийство всякое земнородных не довлеет к прославлению иконы Тобою явленныя, от нея же, яко от приснотекущего источника, притекающии обилие благ почерпают. Темже, недоумевающе восхвалити Тя по достоянию, яко первоисточницу благ сих, со умилением сердца взываем сице: Радуйся, Домостроительнице нашего спасения, житие наше земное добре устрояющая; Радуйся, Путеводительнице, к небесному отечеству нас возводящая. Радуйся, благих виновная, благ вечных грешников не лишающая; Радуйся, Предстательнице наша пред Богом, праведный гнев Божий на милость претворяющая. Радуйся, суетная мира сего презирати нас научающая; Радуйся, прозрением ума нашего к любви божественней нас привлекающая. Радуйся, от всех бед скорое избавление; Радуйся, отчаянных надежное спасение. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Спастися хотящим нам, и под кров Твой прибегающим, буди, Пресвятая Дево, Помощница неоскудная. Сохрани нас от бед и напастей, наипаче же отчаяния и падения греховнаго, да приспевая в добродетелех Христовых, с радостию о предивнем Твоем заступлении благодарственно вопием: Аллилуиа.

Стеною крепкою Церкви Православней была еси, Пресвятая Дево, во дни тяжких испытаний ея; тем же молим Тя: заступи, покрой и соблюди ю и во дни наши лукавы от враг злокозненных, возстающих на ню, да вси радостно о Тебе возопием: Радуйся, Церкве Христовы ограждение и православия поборнице; Радуйся, яко заступлением Твоим Церковь светло красуется. Радуйся, яко отступницы веры праотеческия Тобою вразумляются: Радуйся, яко Тобою козни врагов православия посрамляются. Радуйся, яко вразумлением Твоим истинная вера в стране нашей насаждается; Радуйся, яко пышущая на ню злоба вражия утишается. Радуйся, твердое православия укрепление; Радуйся, еретичествующих посрамление. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и нерадостное заступление.

Пение всякое не довлеет восхвалити по достоянию щедроты Твоя, Пречистая, людем Тобою явленныя. Несть бо разума, могуща познати глубину милосердия Твоего, ни слова, во еже достойно воспети Тя. Обаче, благая сущи, приими и наша убогая хваления, да и мы, величие Твое прославляюще, воспоем о Тебе песнь Богу: Аллилуиа.

Светозарным лучем помощи благодатныя, пречистому образу Твоему присущая озари, Владычице, путь жития нашего прискорбный, да вси от бед, скорбей и лютых напастей, Тобою избавленнии, возможем право стояти в законе Господни, благодаряще Тя и поюще сице: Радуйся, чудесы, иконою Твоею являемыя, яко омофором нас покрывающая; Радуйся, бесчисленныя щедроты всем подавающая. Радуйся, страсти наша и помыслы плотския утишающая; Радуйся, всякия болезни наша телесныя и душевныя исцеляющая. Радуйся, Твоим ходатайством от всех бед избавляющая; Радуйся, в скорбех и печалех скоро нас утешающая. Радуйся, вдов заступление и сирых призрение; Радуйся, юных исправление и старцев утешение. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Благодать с небесе от Бога испроси нам, Владычице, к пречистому образу Твоему притекающим, и Тебе, Матерь Света, в песнях величающим, да, осеняеми покровом Твоим, во всяком благочестии и чистоте поживем и Престолу Царя Славы неосужденно предстати сподобимся, поюще о Тебе хвалебную песнь: Аллилуиа.

Поюще величия Твоя, Пресвятая Дево, восхваляем Тя вси, и, яко твердую Предстательницу спасения нашего, усердно молим: буди нам всем ко благу Помощница и услыши ны, умильно взывающия Ти: Радуйся, праваго пути ко Христу премудрая Указательнице; Радуйся, чистоты и целомудрия предивная Охранительнице. Радуйся, алчущих и жаждущих правды Питательнице; Радуйся, ищущим предстательства Твоего неусыпная Заступнице. Радуйся, изнемогающим поможение; Радуйся, всему миру защищение. Радуйся, Путеводительнице наша, на всех путех жизни нас ограждающая; Радуйся, и по смерти на воздушных мытарствах от духов злобы нас защищающая. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, ангельскими чинми на небеси песнословимая, приими и от нас, недостойных раб Твоих, сие моление, в похвалу Ти приносимое, и от падений греховных нас избавляющи, наследниками Царствия Небеснаго соделай, да с Тобою во веки поем Богу: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Молитва жировичской иконы божией матери

На Гродненщине, в Жировичском Свято-Успенском мужском монастыре, находится глубоко почитаемая икона Всемилостливой нашей Заступницы – Матери Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы. В монастыре всегда много богомольцев и паломников. С молитвой и исключительным трепетом подходят к святыне люди.

В 1470 году пастухи местечка Жировичи в лесу православного боярина Александра Солтана заметили свет, который струился через ветви грушевого дерева. Пастухи подошли ближе и на дереве в лучистом сиянии увидели небольшого размера икону Божией Матери. Ее отнесли Александру Солтану, но тот не придал значения рассказу пастухов и спрятал икону. На следующий день к Солтану пришли гости, и хозяину захотелось показать находку. Но, на удивление ее нигде не оказалось. Ее снова на грушевом дереве нашли пастухи. На этот раз Александр Солтан отнесся к иконе с великим уважением и решил на месте ее появления построить деревянный храм. Так в честь Наисвятейшей Богородицы была возведена православная церковь. Около 1520 года она сгорела, и все думали, что икона погибла. Но крестьянские дети на месте сгоревшего храма увидели дивную сцену: там на большом камне сидела Дева чрезвычайной красоты. Узнав про это, жители местечка во главе со священником направились к камню и увидели на нем зажженную свечу и не пострадавшую от огня икону Божией Матери. После такого случая икона находилась в доме священника. Когда на месте деревянного храма построили каменный и освятили во имя Божьей Матери, чудотворную икону поместили в нем.

Через сто лет возле храма появился мужской монастырь. В начале XVII века его захватили униаты, но Жировичская икона почиталась не только ими, но и католиками. В 1839 году монастырь был возвращен православным и стал местом возрождения православного богослужения в западно-белорусских землях.

Во время первой мировой войны Жировичскую икону вывезли в Москву, а в начале 20-х годов снова вернули в обитель. Теперь она находится там в Успенском соборе и глубоко почитается за ее благодатную мощь.

Примечательно, что Жировичская икона входит в состав 100 самых значимых православных икон мира. И потому 20 мая православные празднуют день Жировичской иконы Божией Матери.

пред Жировичской иконой Божией Матери

О Премилосердая Госпоже, Дево Богородице! Киима устнама прикоснуся ко святыни Твоей, или киими совесы исповем щедроты Твоя, людем являемыя: никтоже бо, притекаяй к Тебе, уходит тощ и неуслышан. От юности моея взысках помощи и заступления Твоего, и николиже лишен бых милосердия Твоего. Зриши, Госпоже, скорби сердца моего и язвы души моея веси. И ныне, коленопреклоненно предстоя пред пречистым Твоим образом, моления моя приношу Ти. Не лиши мя всесильнаго ходатайства Твоего в день скорби моея, и в день печали моея заступи мя. Тока слез моих не отвратися, Владычице, и радости мое сердце исполни. Прибежище и предстательство буди ми, Милостивая, и света Твоего зарями ум мой просвети. И не токмо о себе молю Тя, но и о людех, притекающих к заступлению Твоему. Церковь Сына Твоего во благости соблюди, и огради ю от злокозненных наветов враг, возстающих на ню. Архипастырем нашим посли помощь Твою во апостольстве, и сохрани их здравы, долоденствующи, право правящи слово истины Господни. Пастырем испроси у Бога Сына Твоего ревность и бдение о душах врученнаго им стада словеснаго, и дух разума и благочестия, чистоты и правды божественныя им низпосли. Испроси такожде, Владычице, у Господа властем предержащим и градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицепиятие, всем же притекающим к Тебе дух целомудрия, смиренномудия, терпения и любве. Еще же молю Тя, Премилосердная, осени страну нашу кровом Твоея благостыни, и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междоусобных нестроений, да вси, живущии в ней, в любви и мире пребывающе, тихое и безмятежное житие поживут, и благ вечных молитвами Твоими унаследивше, взмогут купно с Тобою восхвалити Бога на небеси во веки.

Дата создания: 24.03.2008 07:35:00

Официальный сайт храма преп. Серафима Вырицкого

192284, Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 26

Приход храма во имя преподобного Серафима Вырицкого в Купчино

Жировицкая икона Божией Матери

Жировицкая икона Божией Матери. Молитва.

Жировицкая икона Божией Матери явилась в Гродненском крае местечке Жировицы в семидесятом году пятнадцатого столетия. В принадлежавшем местному литовскому православному вельможе Александру Солтону лесу, пастухи увидели, как сквозь ветви, стоявшего над ручьем под горой грушевого дерева, проникает необычный яркий свет. Пастухи решили подойти поближе и с удивлением увидели на дереве икону Божией Матери, которая была вся в лучезарном сеянии. Они взяли с благоговением икону и отнесли хозяину леса Александру Солтону. Вельможа не очень принял во внимание слова пастухов, просто взял икону и положил ее в ларец, который запер.

К Александру на следующий день пришли гости и хозяин вспомнил про икону, которую захотел им показать. Но он очень удивился, ведь в ларце иконы не было, хотя совсем недавно он ее там видел.

Спустя какое-то время пастухи опять увидели на том же самом дереве небольшую икону, которая была в ярком свете, и снова отнесли икону Солтону. Теперь вельможа не только взял икону и отнесся к ней с благоговением, а так же дал обет, что на месте явления иконы соорудит церковь в честь Пресвятой Богородицы. Он исполнил свой обет, возле деревянной построенной церкви появилось селение, а так же образовался приход.

Однако церковь не долго простояла, в 1520 году она полностью сгорела. Все жители старались потушить пожар, но им это не удалось. Так же не получилось и спасти икону, которая, как все думали, погибла. Но некоторое время спустя дети крестьян шли со школы и увидели, как на камне у сгоревшей церкви сидела необычно красивая дева, он была в лучезарном сиянии и в руках держала ту самую икону, которую считали сгоревшей. Дети побоялись подойти к деве, но побежали и рассказали своим знакомым и родным. Взрослые поверили детям и вместе со священником пошли к горе, на котором они видели Божественное откровение. Какое же было их удивление, когда на камне стояла зажженная свеча возле самой Жировицкой иконы Богоматери, которая вообще не пострадала от огня.

Эту икону поставили в доме священника, чтоб построить новый храм. Камень, на котором стояла икона, огородили. Спустя время на этом месте построили уже каменный храм, в который с почетом занесли чудотворную икону. Возле этого храма возник мужской монастырь. Братство монастыря боролось против латинства и против унии за Православие. Но в 1609 году монастырь захватили униаты, которые удерживали его в своих руках до 1839 года. Икона Жировицкая все время почиталась и католиками, и униатами.

Когда монастырь опять вернулся к православным верующим, то он стал в западнорусском крае первым местом восстановления православного Богослужения.

Когда началась первая мировая война, чтоб уберечь Жировицкую икону Божией Матери, ее привезли в Москву, а в двадцатых годах прошлого века ее снова вернули в обитель. Сейчас чудотворную икону можно увидеть в соборе Успения Пресвятой Богородицы Жировицкого мужского монастыря, что в Беларуси в Минской области.

Жировицкая икона Божией Матери в чем помогает. Ее глубоко почитают за благодатную помощь. Так, небольшие кусочки камня, на котором стояла икона, помогли умирающей при родах женщине. Молитва иконе «Жировицкой» Божией Матери исцелила крестьянку от чахотки. Много людей исцелились от потери памяти, от головных болей. Над одним мальчиком уже читали отходную молитву, но его мать все это время молилась Богородице о спасении ребенка, и шестилетний мальчик ожил. У женщины был врожденный дефект полости рта, а после молитвы к чудотворной иконе она начала хорошо разговаривать.

Исцелений у иконы было огромное количество. Все, кто обратился с молитвой к Пречистой, попросил покровительства и помощи, получил желаемое.

Жировицкая икона Божией Матери, о чем молятся. Православные просят Царицу Небесную от стихийных бедствий, защиты от пожара, об исцелении болезней, от хронических заболеваний, от врожденных заболеваний и аномалий, просят совета при сомнении в трудном выборе, просят помочь избавиться от вредных привычек.

Всех верующих Богородица не только слышит, но и помогает, дает желаемое.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Жировицкой»



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...