Конспект НОД Тема «Насекомые. Занятие по ручному труду в подготовительной группе «Вот паук — восемь. Или лап? Или рук

Конспект занятия в детском саду для детей 5-6 лет по теме: «Насекомые» (старшая группа)

Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать зрительную и слуховую память.
Развивать связную речь.
Развивать образность речи.
Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
Развивать общую моторику, координацию.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Стол, покрытый зеленой тканью, на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха, шапочки насекомых.

Ход занятия:

1.Кинесиологическое упражнение «Перекрестные шаги»
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
2.Организационный момент.
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, (включить музыку тревожные звуки) из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.
Воспитатель:
- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, пишет бабочка, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
Обратить внимание детей на тревожные звуки, доносящиеся с лесной полянки.
- Дети, можно обижать насекомых? Почему? (ответы детей)
3.Введение в тему.
Воспитатель:
- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!
Воспитатель:
- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
- Закройте все глаза и повторяйте за мной:
- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! (одеть шапочки)
Вот мы с вами превратились в насекомых, и отправимся мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука (в конверте): «Нужно отгадать загадки и найти отгадки».
4.Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, и встаёт тот ребенок, у которого шапочка названного насекомого, находит свою картинку и выставляет на доску.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза).
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Он работник настоящий

Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

Знаю точно, всем знакомо,
Среди зелени травы
Есть одно из насекомых –
Ноги выше головы!
(Кузнечик)
- Нос-то долог,
Голос звонок,
Много меньше кошки,
А по хуже - блошки. (Комар)
- Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)

Воспитатель:
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
- А паук – это насекомое?
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых. (Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар – переносит инфекции.)
- Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу (выставить на полянку стрекозу и пчелу), но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
5.Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).

5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
- Смотрите, ребята, ещё один конверт с заданиями.
Дети останавливаются садятся за столы. Задание нужно выполнить самостоятельно (индивидуальная работа)
6. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Воспитатель:
- выполнив это задание мы с вами еще спасли муравья (выставить на поляну муравья).
Продолжим наше путешествие.
Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом» . Дети читают стихи, выполняя различные движения.
Жу-жу-жу – жужжит пчела,
Я лечу из далека. (Дети ритмично помахивают руками)
З- з- з – комар пищит,
Укусить скорей спешит. (Выставить указательный палец, делают ритмичные выбросы рук вперед).
Уф- уф- уф, как паровоз,
Шмель пыхтит, - пыльцу повёз. (Ритмично притоптывают ногами)
Жук гудит: гу жу, гу жу.
Я любого разбужу (ритмично хлопают в ладоши).
- Продолжим наше путешествие.
Подошли к лужайке и нашли конверт. – Что за необычный конверт, он отличается от других. (воспитатель достает схемы из конверта)
- Давайте с вами рассмотрим эти схемы и составим рассказ.
7. Рассказы детей по цепочке:
Бабочка отложила яйца на цветке.
Потом появились гусеницы.
Гусеницы питались листьями и быстро росли.
Потом гусеницы превратились в куколки.
Вот из куколок появились бабочки. У них мокрые крылья. Бабочки сушат крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочки начинают летать.
Пальчиковая гимнастика:
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел.
- Мы помогли расколдовать бабочку (выставить на полянку бабочку)

8. Дыхательное упражнение «Посади бабочку на цветок» (за столом).
Воспитатель:
- Задние сложное, нужно быть аккуратными, глубоко вдохнули носом воздух и делаем тихий ветерок на бабочку, чтобы она оказалась на цветке. От этого зависит спасение следующего насекомого.
(выставить на полянку кузнечика и жука).
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят.
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.
- А что бы превратиться в детей нам нужно отгадать насекомых по звуку и показать их. (Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки).
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:
- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
- Вам понравилось быть насекомыми? (ответы детей)
- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
Мы отдохнули на полянке в лесу, и пришло время возвращаться в детский сад, но прежде чем возвратиться фея хочет узнать хорошо или плохо быть насекомым.
- Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?
Дети приходят к выводу о том, что если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.
- Вы все сегодня были молодцы!
12. Релаксация. «Порхание бабочки»
- Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Присядьте на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми.
Представьте себе прекрасный весенний день. Вы сидите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие - это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

Цель: развитие творческих способностей по ручному труду.

Основная образовательная область: художественное творчество.

Задачи основной образовательной области:

— совершенствовать умение работать с бумагой, трафаретами, правильно пользоваться ножницами;

— закрепить сходные и отличительные особенности насекомых;

— учить различать по внешнему виду;

— развивать творческое воображение, творческий вкус;

— воспитывать аккуратность умение действовать самостоятельно.

Интегрируемые области:

— коммуникация;

— продуктивная;

Задачи по интегрируемым областям:

— расширять представления детей о насекомых;

— создавать из бумаги объемные фигуры;

— развивать связную речи, мышление.

Виды детской деятельности:

— сотрудничество;

— коммуникативная.

Оборудование и материалы: образцы насекомых из бумаги; иллюстрации насекомых; шаблоны; ножницы; цветная бумага; кисточки; клейстер; клеёнки; салфетки.

Предварительная работа:

Чтение произведения Корнея Чуковского «Муха Цокотуха», беседы о насекомых рассматривание иллюстраций и чтение художественных текстов Виталия Бианки «Приключение муравьишки» И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»; д/и «Узнай по описанию»; Д/и «Насекомые», «Четвёртый Лишний», «Найди отличия».

Ход занятия:

1.​ Воспитатель читает стихотворение: Веселый бал (Г. Галина)

На лугу веселый бал.

Был открыт весною:
На трубе Комар играл,
Шмель мохнатый танцевал.

С Мушкой голубою.
И кружился ветерок,
Листьями играя.
И качался в такт цветок,
Свой зеленый стебелек
Стройно наклоняя.
Стрекоза легко неслась.

С Мотыльком нарядным.
И Улитка приплелась,
И удобно разлеглась
Под листком прохладным.
Прилетел и Майский Жук,
С толстою Жyчихой,
И, толкая всех вокруг,
Он вошел в веселый круг,

Подбоченясь лихо.
Муравьи толпой пришли,
Шевеля усами,
И плясать они пошли!..
Лишь Паук сидел вдали,
Прячась за ветвями.
И сердился и ворчал:
«Что за новоселье, -Что еще такой за бал?»
Злой Паук не понимал
Счастья и веселья…

— Подскажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Воспитатель: — По каким признакам вы решили, что наступила Весна?

Дети: На лугу веселый бал. Был открыт весною

Воспитатель: О каких насекомых говорится в стихотворении?

Дети: муравей, паук, майский жук, стрекоза, комар, шмель.

Муха:

Ах, какой чудесный день

Встать с постели мне не лень,

Приглашу я в дом гостей

Угощу их повкусней.

Ах, смотрите, там что-то лежит

И на солнышке очень блестит.

Подойду поближе, посмотрю внимательно

Это же монетка!

Ах, как замечательно.

Самовар мне нужен к чаю и его я покупаю.

— Приходите, гости

Я вас чаем угощу

Нынче Муха-Цокотуха именинница.

Воспитатель: — Почему Муха приглашает к себе гостей?

Дети: Потому что у мухи день рождение.

Воспитатель: — А если к ней никто не придёт, что с ней будет?

Дети: Расстроится, огорчится.

Воспитатель: — А кто может прийти на день рождение?

Дети: Разные гости – жучки, паучки, комары, муравьи, стрекозы.

Воспитатель: — Почему вы так решили?

Дети: Потому что они её друзья.

Воспитатель: — Посмотрите на картинки и скажите, какие насекомые похожи на муху. Что общего у всех насекомых? Чем они отличаются?

Дети: Жучки, мотыльки, шмели, паучки. Крылышки, лапки, туловища.

Воспитатель: — Как же мы можем помочь Мухе.

Дети: сделать ей гостей

Воспитатель: — Правильно, сделать насекомых из бумаги и полететь в гости.

— Я предлагаю вам сделать одно из этих насекомых. (рассматривают образцы)

(Дети объясняют, что из каких деталей можно сделать, как пользоваться трафаретом, чтобы получились крылья)

Физминутка — Кузнечики

Поднимите плечики.

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Дети, рассмотрев трафареты и обсудив этапы работы – приступают к самостоятельной деятельности.

Итог работы.

— Кто какое насекомое делал? Получилось ли то, что вы хотели сделать?

Муха:

Гости дорогие, не стесняйтесь,

По удобнее рассаживайтесь, угощайтесь.

В круг скорее становитесь

Крепче за руки беритесь.

П/и «Превращение»

Количество детей не ограниченно.

Ведущий (взрослый): — теперь мне хочется поколдовать: «Раз, два – вот и фея теперь я. Три, четыре – превращаю всех вас в насекомых». Дети – насекомые летают, прыгают, порхают, издавая характерные звуки насекомых: комару («з-з-з»), жуку («ж-ж-ж»), мухе («з-з-з»), шмелю («ж-ж-ж»).


Тема: «Насекомые».
Цели и задачи:
Совершенствовать умение работать с бумагой, трафаретами, правильно пользоваться ножницами
Создавать из бумаги объемные фигуры
Расширять представлении детей о насекомых
Закрепить сходные и отличительные особенности насекомых
Учить различать по внешнему виду
Развивать творческое воображении творческий вкус
Воспитывать аккуратность умение действовать самостоятельно.
Оборудование:
Образцы насекомых из бумаги, иллюстрации насекомых, шаблоны ножницы, цветная бумага, кисточки, клейстер, клеёнки, салфетки.
Предварительная работа:
Чтение произведения Корнея Чуковского « Муха Цокотуха», беседы о насекомых рассматривание иллюстраций и чтение художественных текстов Виталия Бианки « Приключение муравьишки» И.А. Крылова « Стрекоза и муравей» д/и «Узнай по описанию».

Ход занятия:
- Подскажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
- По каким признакам вы решили, что наступила весна?
- А кто это идёт?
Муха: Ах, какой чудесный день
Встать с постели мне не лень,
Приглашу я в дом гостей
Угощу их повкусней.
Ах, смотрите, там что-то лежит
И на солнышке очень блестит.
Подойду поближе, посмотрю внимательно
Это же монетка!
Ах, как замечательно.
Самовар мне нужен к чаю и его я покупаю.
- Приходите, гости
Я вас чаем угощу
Нынче Муха- Цокотуха именинница.
- Почему Муха приглашает к себе гостей?
- А если к ней никто не придёт, что с ней будет?
- А кто может прийти на день рождение?
- Почему вы так решили?
- Каких насекомых вы знаете?
- Посмотрите на картинки и скажите, каких насекомые похожи на муху.
- Что общего у всех насекомых?
- Чем они отличаются?
- Как же мы можем помочь Мухе
- Правильно, сделать насекомых из бумаги и полететь в гости.
- Я предлагаю вам сделать одно из этих насекомых. (рассмотреть образцы)
(Дети обьясняют,что из каких деталей можно сделать, как пользоваться трафаретом, чтобы получились крылья.)
Физминутка.
Вот, полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг
Липы кронами шумят
Ветры в их листве гудят
В низ верхушки опускают
И качают и качают
Чок - чок, каблучок!
В танце кружится сверчок.
А кузнечик, без ошибки
Исполняет вальс на скрипке.
На полянке у дубка, прыгает кузнечик
Нацепил зелёный фрак, будто человечек.
Крылья бабочки мелькают, с муравьём она порхает.
Под весёлый гопачок, пляшет лихо наш жучок.
Громко хлопают ладошки
Всё! Устали наши ножки.
Самостоятельная работа детей.
Итог работы.
- Кто какое насекомое делал? Получилось ли то, что вы хотели сделать?
Муха: Гости дорогие, не стесняйтесь,
По удобнее рассаживайтесь, угощайтесь.
В круг скорее становитесь
Крепче за руки беритесь.
П/и «Ходим кругом друг за другом»

Анализ занятия: Совершенствовали умение работать с бумагой, трафаретами, правильно пользоваться ножницами. Расширили представление детей о насекомых. Развили творческое воображение, творческий вкус.

Занятие№8

Конспект прогулки в старшей группе на тему: «В гости к Солнцу в Солнечный город»Цели и задачи: 1 Обучать детей составлению коллективных рассказов; 2 Учить придумывать продолжение сказки; 3 Развивать связную речь детей на основе обучения рассказывания; 4 Развивать логическое мышление, творческое воображение; 5 Повышать речевую активность; 6 Воспитывать культуру речевого общения, уверенность в себе. 7 Помочь детям понять значимость солнца для живой природы. Словарная работа: активизация в речи слов - эпитетов, заклички. Методы: игровой метод, сказкотерапия, словесный, наглядный. Приемы: игровая мотивация, сюрпризный момент, введение в воображаемую ситуацию, загадка, художественное слово, беседа. Демонстрационный материал и оборудование: Солнышко с лучиками - ленточками, лучик, пенек, два цветочка с заданиями, солнечная полянка, иллюстрации с цветами, музыкальный центр, диск с музыкой. Ход занятия: Звучит русская народная мелодия. Воспитатель: Нас солнца луч смешит и дразнит... Всем нынче весело с утра? Ребята, а вам весело? Мне очень хочется, чтобы ваше хорошее настроение оставалось надолго и поэтому я вас приглашаю в гости. Очень, добрым, очень светлым Золотистым ясным днем В гости мы сейчас пойдем? А куда, вы узнаете, отгадав загадку. (Загадывает загадку) Кто раньше всех встает, Тепло всему живому дает? (Солнце, солнышко) А как можно назвать ласково Солнце? (Солнышко, солнышко-колоколнышко, красно-солнышко, ясно-солнышко). Ребята, а для чего нужно солнце? Дети. Солнце все кругом греет. Если не будет солнца, то на земле не будет жизни. Солнце согревает всех: людей, животных, насекомых, растения. Воспитатель. Давайте, мы сделаем солнышко. Мы будем называть, какое оно и добавлять лучик. (Дети называют слово-определение и расправляют лучик: доброе, ласковое, лучистое, теплое, ясное, красивое, желтое, золотистое, нарядное, праздничное, приветливое, сказочное и т.п.) Воспитатель: Эти слова стали волшебным ключиком в сказочную страну, где находится Солнечный город, где живет Солнышко. Вот он, лучик золотой Он волшебный, не простой Он дорогу нам укажет И куда идти подскажет Звучит русская народная музыка. (Лучик показывает на дорогу. Дети идут и на пути встречают камень, на котором написано задание) Воспитатель: (читает первое задание) В город Солнца попадешь, Если что бывает желтым назовешь. (Дети называют то, что бывает желтого цвета: лимон, банан, мяч, платье, листок, цветок, машина, карандаш, краска и т. д.) (Читает второе задание) В гости к Солнышку хотите, Тогда Солнышко зовите. (Дети читают заклички) 1. Солнышко, любимое пробудись, Солнышко, любимое, улыбнись! Нам с тобою, Солнышко, так тепло. Нам с тобою, Солнышко, так светло! Прими нашу радость и нас прими И лучами добрыми обними! 2. Солнышко, покажись, Красное нарядись! Чтобы год от года давала нам погода: Теплое летечко, грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, зеленого горошка! 3. Солнышко, покажись, Обогрей, улыбнись. К нам в гости приди, Да тепло принеси. 4. Солнышко ведрышко, Выгляни в окошко. Где твои детки? Сидят на запечке, Лепешки валяют Тебя поджидают. 5. Солнышко, Солнышко, Красное ведрышко, Выгляни из-за горы, Выгляни до вешней поры. 6. Солнышко, нарядись, Красное, покажись. Поскорей, не робей, Нас ребят обогрей! 7. Солнышко, выгляни, Красное высвети, К нам на нивку иди - ладить косы и серпы! 8. Солнышко, Солнышко, Красное ведрышко, Высоко взойди, Далеко посвети: На темные лесочки, На сырые борочки, На речку, на поля, На синие моря, На зеленый огород И на весь народ. Воспитатель: Молодцы! Быстро справились с заданием. Идем дальше. Физкультурная минутка «В гости к Солнцу» В гости к Солнцу мы идем, И немножко отдохнем. Остановимся и дружно Глубоко сейчас вздохнем. Руки в стороны, вперед, Дружный, мы, такой народ! Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли, Может, дети, вы устали? (Ответы детей - нет) Воспитатель: Тогда отправляемся дальше... (Звучит русская народная музыка). Воспитатель: Вот и ворота в Солнечный город. Солнышко: Здравствуйте, ребята! Воспитатель: Здравствуй, Солнышко. Солнышко: Я очень радо, что вы пришли ко мне в гости. Воспитатель: Солнышко, где ты? Мы тебя не видим. Солнышко: А вы сказки любите? Воспитатель и дети: Конечно, любим. Солнышко: Расскажите добрую, солнечную, лучистую сказку - солнечные ворота откроются. Воспитатель: Ребята, придумаем сказку вместе. Я начну, а вы мне помогайте. Один раз сидели на лавочке Таня и Ваня, читали сказку про Солнечный город. Этот город был необычный и очень красивый и жители в нем жили тоже необычные. Таня и Ваня захотели побывать в этом Солнечном городе. Они закрыли книгу и отправились в путь... что же было дальше? Шли они шли... (Коллективное составление сказки по окончанию ворота открываются) Воспитатель: Солнце нас встречает, В сказку приглашает. Солнце поднимается, (cолнце двигается вверх) Сказка продолжается. (Звучит русский наигрыш) Воспитатель: Нам хорошо и весело, светло и радостно. Вот и сказка у нас получилась добрая, лучистая, солнечная. Вам нравится Солнечный город? Сделаем его еще краше и нарядней, посадим цветы на клумбы. На одну - садовые, на другую - луговые. (Дети определяют какие цветы и раскладывают картинки). (Солнце тихонько двигается обратно вниз) Вот уже и вечер ближе, Солнце клонится все ниже. Вот и спряталось за тучи, Ни один не виден лучик. Солнце спит и небо спит, Даже ветер не шумит. (Дети поют песню «Закатилось солнышко») Мы с хорошей сказкой неразлучны, А чудес у сказки - до небес! Вы представьте, как бы было скучно, Если б в мире не было чудес? Воспитатель: Солнышко спит, а завтра наступит новый светлый, радостный день. Ребята давайте подарим солнечный свет и тепло наших сердец гостям, которые сегодня приехали к нам, чтобы им тоже стало тепло, чтобы тоже были добры и счастливы. Гимнастика: «Лучик» (Дети выполняю движения по тексту) К Солнышку потянулись, лучик взяли, К сердцу прижали, Людям отдали! И потянулись! И улыбнулись! С таким замечательным настроением идем в группу. (Дети уходят).

Анализ занятия: Обучили детей составлять коллективный рассказ;
Научили придумывать продолжение сказки;
Развивали логическое мышление, творческое воображение;
Повышали речевую активность; Помогли детям понять значимость солнца для живой природы.

Занятие №9.

Конспект занятия по родной природе в старшей группе, тема "Муравей"

Цели и задачи:

Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Развивать мышление. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о их потребностях, что-то новое.

Оборудование:

Картинки с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок. Вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см).

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами начнем занятие с викторины.

Дидактическая игра «Самые-самые»

Самый хитрый зверь, это … (лиса). Самый трусливый зверь, это … (заяц). Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь). Самая длинная шея у … (жирафа). Самая маленькая птица, это … (колибри). Самые крупные яйца несет … (страус). Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды). Самая маленькая лошадка, это - … (пони). Самый быстрый зверь, это … (гепард). Самые умные животные, это … (обезьяны). Самое долгоживущее животное, это … (черепаха). Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если представить, что Ваня (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Воспитатель: Устройство муравейника

А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной. Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор. Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают. В хлебном складе муравьи хранят зерна. В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу. Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях. В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи. Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ карт инок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья).

Воспитатель: Жизнь муравьев

Вопросы по содержанию занятия: 1Почему муравьев считают самыми сильными? 2. Что такое муравейник? 3. Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»? 4. Почему муравьи заботятся о тлях? 5. Как появляются на свет муравьи? 6. Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается? 7. Зачем муравьям усики? 8. Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности? 9. Чем питаются муравьи? 10.Назовите врагов муравьев. 11.Почему муравьев называют «санитарами леса»?

Дети отвечают.

Спасибо, все хорошо отвечали!

Анализ занятия: Познакомили детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Развивали мышление. Воспитывали любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о их потребностях, что-то новое.

Занятие №10.

Конспект занятия-наблюдения "Клён"

Цели и задачи:

Расширить и уточнить знания детей о клене. Обобщить представления о росте растений, их взаимосвязи с человеком и животным миром. Словарь: клен, крылатка, морозостойкий, засухоустойчивый, быстрорастущий. Учить детей видеть красоту природы. Воспитывать интерес к растениям.

Ход занятия:

Ребята, перед нами дерево, которое называют украшением парков. Знакомо вам это дерево? Это клен. А теперь подумайте, почему его называют украшением парков. Клены – красивые деревья, поэтому могут украсить любой парк. А вам нравится клен? Что именно кажется вам красивым в этом дереве? Во все времена года хорош клен, но особенно красив и приметен он осенью. Почему? Вот какая загадка есть про осенний клен.

Загадка про клён

Стоит Антошка

В красной одёжке,

Под ветра свист

Гоняет лист (клен).

Воспитатель: Действительно, клен красив. Но кроме красоты у клена еще много достоинств. Клен морозостойкий. Что это значит? Стойко держится на морозе, не боится его. Это очень важно для дерева, так как помогает выжить в лютые морозы. А еще клен – засухоустойчивый. А это как понимать? Клен устойчив к засухе. Что такое засуха? Отсутствие влаги, воды. Ива или тополь не выдерживают долгой засухи и засыхают, а клену легче. Он засухоустойчивый и переносит засуху. И еще клен – дерево быстрорастущее. Как вы понимаете слово «быстрорастущий»? Тот, кто быстро растет А растет клен при благоприятных условиях очень быстро, за год вырастает выше меня (до двух метров). Клен дружит с дубом и ясенем – любят эти деревья рядом расти. Листья у клена крупные, с жилками. Кленовые листья, как растопыренные пальцы. Листьями клёна питаются личинки многих видов бабочек. Плод клена называется – крылатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на значительное расстояние. Так клен заботится о потомстве. После листопада на ветках клена до глубокой осени висят подвески из крылатых семян. Стоит дунуть легкому ветерку, и множество крылатых семян, похожих во время полета на серых стрекоз, неспешно полетят к земле, стараясь приземлиться подальше от родительского ствола. Некоторые из них весной прорастут и вырастет со временем из слабого ростка могучий красавец клен. Как по-вашему, почему семя клена получило название «крылатка». У кленового семени есть два крыла. Хоть и не птица, А с крылом родится; И обычай - птичий: С ветки сорвется - По воздуху вьется. Семена клена довольно жирные, за это их любят птицы и звери. Клён - отличный медонос. Ранней весной летят пчелы на клен за пыльцой и нектаром. Поскольку клёны крайне важны для выживания пчёл, их часто высаживают возле пасек. Пыльцу клена с удовольствием поедают не только насекомые, но и белки. Клён используется человеком для получения кленового сиропа и сахара. Если ранней весной пробуравить кору клена, то оттуда начнет сочиться сладковатый сок. Но еще раньше людей, сладкий кленовый сок распробовали птицы и звери: дятлы, сойки, длиннохвостые синицы, белки. Дятел дырявит клювом кору клена, а белка прокусывает. Но вреда дереву от этого нет: ранки маленькие и быстро затягиваются. Люди используют клены с давних времен. Древесина клёна использовалась для изготовления мебели, линеек, лыж, музыкальных инструментов (барабаны, гитары, духовые инструменты). Знаменитый мастер Страдивари делал скрипки из древесины клена. В старину из клёна мастерили кухонные приборы и вёсла для лодок.

1. Почему клен называют украшением парков? 2. Как быстро клен растет? Боится ли морозов? Засухи? 3. Как называется плод клена? Почему? 4. За что любят клен звери, птицы, насекомые? 5. Как использует клен человек?

Ответы детей: Все молодцы хорошо работали!

Анализ занятия: Расширили и уточнили знания детей о клене. Обобщили представления о росте растений, их взаимосвязи с человеком и животным миром. Научили детей видеть красоту природы.

Тема: «Изготовление насекомых из яичных лотков».
Цель: Учить изготовлять элементарные игрушки- самоделки из бросового материала.
Задачи:
Образовательная: Сформировать знания у детей по технологии изготовления насекомых из бросового материала.
Развивающая: .Формировать умение конструировать из бросового материала путем дополнения его деталями до создания выразительного образа.
Воспитывающая: Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе.

Материалы, инструменты, оборудование:
Образцы насекомых (паук, пчела, жук, божья коровка, бабочка); ячейки из-под яиц (с двух сторон проколотые шилом); декоративная проволока; фломастеры; ножницы; декоративные глазки.
Содержание занятия:
I часть:
Педагог: Когда я сегодня утром пришла в группу, то мне передали письмо. На нем написан адрес нашего сада и указана наша группа. А от кого оно неизвестно.
И что с ним делать не знаю. Может вы мне подскажите?

Педагог: Там письмо и загадки. Прочитаем? "Дорогие дети спасибо вам за ваше тепло и улыбки. Нам было с вами весело и интересно. Вы рассматривали нас, а смотрели на вас. Нам вы показались такими умными и внимательными. Вы задавали столько необычных вопросов. Вот и мы придумали для вас загадки.
Шевельнулись у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Тлю с ветвей она съедает
И в саду нам помогает,
На листок усевшись ловко.
Это - божия … (коровка)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (жук)

Тонко кружево плету -
Не заметишь на лету.
Кто в мою попался сеть,
В ней останется висеть. (паук)

На цветы она садиться,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мед дала
Беспокойная … (пчела)"
Педагог: Молодцы, загадки отгадали. А в конце письма написано "С уважением бабочки."И как бабочки могли раскрыть наш секрет? Ведь совсем недавно мы с вами сходили на живую выставку тропических бабочек и даже сделали летнюю полянку. Но на ней кого-то не хватает. Как вы думаете кого?
Педагог обращает внимание на полянку.
Дети: На ней нет насекомых.
Педагог: Ребята, как вы думаете, сможем мы это исправить?
Дети: Да.
II часть:
- Ребята, сегодня мы с вами будем изготавливать насекомых из яичных лотков.
Для этого нам понадобятся: Ячейки из-под яиц, декоративная проволока, фломастеры, ножницы, декоративные глазки.
- Что есть у насекомых? (Насекомые состоят из туловища, лапок и глазок).
Показ воспитателя с описанием своей работы и акцентом на технику безопасности.
Перед вами ячейка от яиц, в ней с двух сторон проделаны отверстия. Сначала мы с вами раскрасим наших насекомых. Возьмите необходимые для вас фломастеры и раскрасьте тело насекомого. Декоративную проволоку разрежьте на 8 частей. 6 из них - это лапки и два усика, у паука 8лапок. Вставляем лапки в отверстия. Глазки сделаны из пластмассы, поэтому когда мы их приклеиваем, то держим дольше, чем бумагу. У пчелки делаем крылышки, а не лапки. Когда насекомое готово, загибаем лапки как вам больше нравиться.
- Повторите какая последовательность выполнения работы.
- Прежде чем приступить к работе, вспомните как безопасно работать с проволокой и ножницами.
Приступаем к изготовлению. В процессе работы оказывается индивидуальная помощь.
Насекомое готово. Посадите его на полянку куда вам захочется и поиграйте.
Физкультминутка : при необходимости.

III часть:
Дети украшают полянку своими насекомыми.
Анализ занятия:
Педагог: Кому понравилось делать насекомых? А кому было трудно в работе? Молодцы, у вас у всех получились веселые насекомые (обращаю внимание на детали в работе).
А сейчас я вам расскажу интересные факты из жизни насекомых.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура», «Безопасность».
Задачи:
Образовательная область «Познание»
1.Обобщить представления детей о многообразии насекомых
2. Уточнить знания детей о пользе насекомых
3. Упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величина, окраска, части тела)
Образовательная область « Коммуникация»
1. Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы
2. Развивать эмоциональность речи, сообразительность, в процессе отгадывания загадок
Образовательная область «Социализация»
1. Формировать умение выслушивать других детей, при обсуждении какой либо проблемной ситуации

2. Воспитывать сопереживание, желание помочь
Образовательная область «Безопасность»
1. Воспитывать желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу
2. Не разрушать условия жизни лесных обитателей
Методы и приёмы:
- практические (дидактическая игра, физкультурная минутка, создание художественного продукта, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика,утренняя гимнастика);
-наглядные (рассматривание картинок, просмотр м/ф);
-словесные (беседа, вопросы, разгадывание загадок, чистоговорка).
Материалы и оборудование: Незнайка (игрушка), картинки с изображением насекомых, стол, накрытый зелёной скатертью, карточки для игры «Что лишнее?», фломастеры, 2 конверта с бабочками и божьими коровками, бумага, ножницы, нитки, разрезные картинки, СД диск с записью мультфильма.
Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.

Дидактическая игра « Разрезные картинки», дидактическая игра

« Кого не стало», «Что лишнее?»

Продуктивная

Коммуникативная

Вопросы, разгадывание загадок, чистоговорка.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанника

Ожидаемые результаты

Сюрпризный момент.

В гости к детям приходит грустный Незнайка.

Незнайка отвечает, что пошел на поляну посмотреть на насекомых, а они куда-то исчезли.

Вручает конверты Незнайке и просит сказать, что там лежит.(В одном лежат бабочки, в другом божьи коровки.)

Герой ошибается.

Дидактическая игра

«Что лишнее?»

Показывает картинку и предлагает детям найти лишнее, объясняя свой ответ:

ü Бабочка, стрекоза, божья коровка, самолет;

ü Комар, воробей, пчела, муха.

ü Жук, таракан, бегемот, муравей.

ü Кузнечик, поезд, муравей, гусеница.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.(Бабочка)

Я – пятнистая букашка,

Если в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду. (Божья коровка.)

Я на ветке сижу

И звук «ж» всё твержу. (Майский жук.)

Целый день летает, всем надоедает,

Ночь настанет - тогда перестанет. (Муха.)

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась.

(Плавные взмахи руками.)

Потянулась, улыбнулась.

(Выполнять движения в соответствии с текстом.)

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Пальчиковая гимнастика.

Пчелка трудится весь день (руками обрисовывать перед собою круг)

И работать ей не лень (покачивание указат. пальцем в знак отрицания)

От цветка летит к цветку (ритмические взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу (круговые движения ладонями по животу)

Хоботком нектар сосет (вытянуть руки вперед, наклон вниз)

За день много соберет (раскрыть перед собой все пальцы)

Унесет нектар тот в улей (изобразить полет)

И назад вернется пулей. (резко выбросить руку с вытян. указат.пальцем).

Конструирование из бумаги «Пчелка»

Раздает пчелок на нитке, вырезанных из бумаги.

Дыхательная гимнастика.

А теперь мы с вами все вместе отправим пчелок в полет за нектаром.

Словами корректирует силу, с которой дети дуют на пчелку.

Просмотр отрывка из мультфильма «Муха-Цокотуха».

Кто спешил в гости к мухе? (бабочки, жуки, гусеницы, блошки, комар)

Как можно назвать их одним словом? (насекомые)

Кто притаился на дереве в дупле? (паук)

Чистоговорка.

Ук-ук-ук – появился здесь паук.

Как-ка-ка – все боятся паука.

Ок-ок-ок – паук муху поволок.

Как-как-ка – прогоните паука.

Дидактическая игра

« Разрезные картинки».

Дидактическая игра

« Кого не стало»

Убирает любую картинку с изображением насекомого, затем спрашивает: Кого не стало?

Обращают внимание на гостя.

Спрашивают у героя, что с ним случилось.

Дети исправляют Незнайку.

Находят правильную картинку и объясняют свой ответ.

Отгадывают загадки.

Повторяют движения в соответствии с текстом.

Рисуют фломастером полоски на брюшке пчелы, приклеивают крылья.

Держат пчелок за ниточку и дуют на нее.

Смотрят мультфильм.

Участвуют в беседе.

Повторяют.

Каждый ребенок собирает картинки насекомых из отдельных частей по образцу, затем говорят - кто у них получился.

Закрывают глаза. Дети открывают глаза и отвечают, кого не стало (какая картинка убрана).

Включаются в образовательную деятельность.

Сформировано эмоциональное восприятие героя.

Развито умение находить лишнюю картинку.

Сформировано умение отгадывания загадок.

Развита двигательная активность. Умение соотносить движения с текстом.

Развито умение правильно держать фломастер, аккуратно наносить рисунок.

Развита память, логическое мышление.

Сформировано умение правильного произношения звуков.

Развиты конструктивные способности создания целого из нескольких частей.

Развита память, внимание.

Итоговое мероприятие: Книжка-малышка о насекомых.

Литература:
1. Гризик Т.И. Развитие речи детей 4-5 лет: Методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2004.
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.- М., Просвещение, 2000.
3. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа.- М., ЦГЛ, 2005.
4. Ремезова Л.А. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида.- М.: Школьная пресса, 2004.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...