Топиарное искусство: виды и фото

Стадо зеленых слонов притаилось на фоне яркого газона и кустарников. В тени расположились упитанные пляжники, щедро покрытые зелеными листьями… Это не сон и не бред. Это — примеры топиарного искусства, фигурной стрижки деревьев и кустарников, одного из интереснейших направлений ландшафтной архитектуры.

(Всего 20 фото)

1. Topiary - - узорные или выдуманные фигуры для ландшафта, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников. Английское слово «topiary» происходит от др.-греч. τόπος - место.

2. В латинском языке это слово - topiarius - a; -um; - (прил.) -относящийся к орнаментальному искусству. Topiarius - ii; -m; - (cущ), - топиариус - садовник. Topiaria - ae; - (ж.р) - топиариа - подразумевается орнаментальное искусство.

3. Топиар - начавшееся в древности искусство фигурной стрижки деревьев и различных кустарников, придание растениям различной формы, например животных, архитектурных сооружений, людей и т. п. Топиар (англ. topiary) происходит от латинского topiarius - садовник ландшафтного орнамента.

5. Процесс создания таких скульптур многолетний, очень кропотливый и трудоемкий, ведь «воспитывать» этих зеленых «аккуратистов» надо сызмальства, постепенно, год за годом приучая их к новым формам, а затем поддерживая эти формы регулярными стрижками. Наименьший срок для создания небольшой анималистической фигуры 6-7 лет. Сначала с помощь стимулирующих подкормок активизируют рост, на второй год начинают формировать скелетные ветви и только лишь лет через пять начинает обрисовываться силуэт. Получить геометрические фигуры - более простая задача, но тоже требующая терпения и специальных знаний.

6. Оригинальной новинкой в ландшафтном искусстве являются растения, специально сформированные в виде арки (из граба или тиса). Две половинки арки высаживают друг напротив друга, а вершины растений связывают. Так может получиться живая пергола, а если половинки арок высадить по кругу, то выйдет замечательная беседка. Особым видом топиарного искусства являются бонсаи. Восточные мотивы сейчас довольно популярны в Европе. Бонсаи уместно размещать в японских садиках или как одиночное, акцентное растение. В питомниках каждое такое дерево имеет индивидуальный номер и цену.

7. Упоминание об искусстве фигурной стрижки деревьев уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Симметричные сады с мощенными камнем дорожками, роскошные фонтаны, декоративные кусты, тисовые изгороди и замысловатые зеленые лабиринты… В Вавилонском царстве топиарное искусство вдохновило мастеров на создание одного из семи величайших чудес древнего мира – знаменитых висячих садов Семирамиды. А садовники Древнего Рима сооружали чудесные сады, огороженные зелеными изгородями, населяя их диковинными существами из самшита. Родоначальником искусства топиари (от лат. topia - фреска с изображением ландшафта, topiarus – садовод; от греч. topis - усадьба.) как такового считается Кней Матий (Gnaius Mattius), друг императора Августа, живший в первом столетии до нашей эры.

9. История сохранила для нас описание виллы, принадлежавшей древнеримскому политическому деятелю Плинию Младшему (61-113гг. н.э.): «…вокруг всего этого великолепия проходит дорога, спрятанная от глаз густой причудливо стриженой изгородью. Сзади расположена аллея …в форме круга, с орнаментом из самшита в центре. …Кусты самшита подстрижены в сотни разных форм: иногда в виде букв, прославляя имя мастера, а иногда и подмастерья; то тут то там небольшие обелиски появляются и исчезают, среди плодовых деревьев…»

11. Вместе с римлянами-завоевателями искусство топиари, осваивая новые зеленые ландшафты, покоряет Европу. Правда, суровое средневековье оставляет мастерам фигурной стрижки лишь территории, окружающие замки крупных феодалов и сады монастырей. Зато чуть позже, в эпоху ренессанса, практически каждый зажиточный хозяин в Италии считает своим долгом владеть изысканным садом. Фантазия итальянцев безгранична, - обыкновенные кустарники, словно по волшебству, превращаются в зеленые часовни, колоннады, фигуры животных; по зеленому парку степенно «прогуливаются» созданные из листвы кардиналы, а папа римский раздает своей пастве благословения.

13. Искусство топиари все больше набирает силу, XVII век уже известен как золотой для орнаментального садоводства. В это время по заказу французского короля Луи XIV архитектор Андрэ ле Нотр создает уникальный сад дворца Версаль вблизи Парижа, который по слухам, стоил около двух миллионов франков и стал образцом для подражания у большинства европейских монархов.

15. А в Англии увлекаются сооружением целых скульптурных композиций, вот литературное свидетельство об одной из них: «…ваш садовник может создать сцену охоты на фоне леса, используя фигуру вооруженного, готового к сражению человека; быстрых гончих, преследующих оленя или в погоне за зайцем» («Новый фруктовый сад» Уильям Лоусон 1618 г.)

17. Следующее, восемнадцатое столетие отмечается резким, даже болезненным протестом в адрес топиари и стремительным возвращением к естественному садовому пейзажу. Гонение на искусство фигурной стрижки доходит до крайних пределов, многие английские сады разрушаются и сжигаются. Живые изгороди и самшитовые фигурки находятся в опале целых сто лет и только в девятнадцатом веке потихоньку вновь проникают в пейзажные парки и сады европейцев. Оказывается, что два столь непохожих стиля – естественный пейзаж и фигурная стрижка могут неплохо уживаться вместе, создавая редкие эклектические садово-парковые композиции.

19. Новый виток в развитии искусства топиари происходит в Северной Америке. Именно здесь для создания зеленых скульптур впервые применены проволочные каркасы. У топиарного искусства открывается второе дыхание. Металлические конструкции для топиари позволяют добиться особой тонкости и изящества в деталях. Именно благодаря каркасам из проволоки современные мастера садового дела могут использовать растения, ранее для этого совсем не подходившие, воплощая в жизнь новые идеи и декоративные формы, а садоводы-любители, не обладающие специальными навыками, получили возможность самостоятельно создавать причудливые зеленые фигуры.

Топиарное искусство (топиарная стрижка) - изменение естественной формы растений путем художественной и фигурной стрижки и формировки деревьев и кустарников. Древесным, кустарниковым и травянистым культурам придается объемная геометрическая форма; из них формируются надписи (девиз, монограмма), изображения людей, животных и птиц, а также бордюры, изгороди, арки, колонны, геометрически правильные кроны деревьев и кустарников и т. д.

Топиарное искусство в ландшафтном дизайне.

Повсеместное распространение не исключает использования приемов искусственного формирования растений. Даже знаменитые английские газоны - не что иное, как разновидность декоративной стрижки. Кстати, именно англичане первыми стали выполнять сложные фигурные стрижки на хвойных растениях. Основными растениями для регулярных садов и парков в странах Старого Света являются тис и самшит. Они составляют почти 90% всей стриженой зелени в Европе.

К топиарному искусству относится и создание зеленых скульптур с помощью каркасов, увитых вечнозелеными лианами. В европейских садах конца XIX века такие садовые фигурки в виде животных или садовой мебели были очень распространены.

К сведению : Самый популярный и в то же время наиболее практичный элемент топиарного искусства – .

Она хорошо смотрится не только весной и летом, но и зимой, когда снег ложится на густые ветки живописными шапками. Как правило, в садах и парках растения высаживают в однорядную или двухрядную изгородь, простую по форме и однородную по составу.

Растения, предназначенные для стрижки, должны иметь мелкую листву и короткие ежегодные приросты, а также обладать более жесткими многолетними побегами.

Они должны быть теневыносливыми. Листопадные деревья и кустарники, некоторые хвойные породы под влиянием стрижки становятся более густыми и компактными. Наличие более густых крон приводит к недостатку света, и у большинства растений, особенно с северной стороны, нижние ветви оголяются - на фигуре или на зеленой изгороди могут появиться проплешины. Вот почему к вышеуказанной группе растений предъявляются такие требования, как повышенная теневыносливость.

На заметку : Самшит вечнозеленый, отдельные виды бирючины и а идеально подходят для сложной декоративной стрижки.

Совет опытного дачника : Занимаясь фигурной стрижкой растений, необходимо знать несколько основных правил, придерживаясь которых можно достичь высоких положительных результатов в данной области искусства. Прежде всего, это правильное расположение фигуры или стриженой изгороди по отношению к сторонам света, т. к. наиболее выигрышное положение занимают посадки, стриженные поверхности которых просматриваются с южной стороны и которые хорошо освещены в течение дня. Менее освещены восточная, затем западная, не говоря уже о северной стороне, - ее лучше вообще не использовать для посадок.

Заказать стрижку зеленой изгороди в Минске и Минском районе, можно :

Материал подготовил: специалист по садоводству Буйновский О.И.

Возможно, многие не знают, что собой представляет топиарное искусство, однако наблюдают результаты подобной деятельности. Потрясающие зеленые скульптуры, созданные руками людей, привлекают внимание разнообразием форм. Удивительно, как кустарники и деревья растут и развиваются не по природным, а по продиктованным человеком законам, которые соотносятся с его представлениями о красоте.

История искусства

Фигурная стрижка деревьев и кустарников производилась еще во времена Древнего Рима. Жители украшали свои сады именно таким образом, и мастеров художественной формовки ценили очень высоко. Позднее топиарное искусство надолго было забыто, и лишь во времена Ренессанса оно вновь возродилось к жизни. На итальянских виллах появлялись выполненные из кустов самшита живые шедевры, напоминающие животных и птиц. Причудливые лабиринты из липы и туи, аккуратные бордюры, зеленые комнаты, образованные из стен тиса, удивляли и радовали взор.

Однако законодательницей моды одного из направлений ландшафтного дизайна является Франция, и ее регулярные сады признаны величайшим достижением в этой области. После XVII века искусство создания подобного рода парков распространилось по всей Европе. Необычные идеи работы с кустарниками при Петре I были привнесены и в Россию. А через несколько десятков лет появился "новый топиарий" - особая техника, при которой для стрижки используют металлический каркас, однако в этом случае велик риск врастания в него дерева.

Существуют специальные формы, наполненные сфагнумом (мхом) и торфом, в которые сажают кустарники, и они вырастают с кроной необычных очертаний.

Живые изгороди

Кроме зеленых скульптур, украшающих сады и парки, самым распространенным создания различных фигур при помощи обрезки являются живые изгороди, отличающиеся компактностью. Они различаются по ширине и высоте, могут быть одно- и многорядными. Их высаживают в шахматном порядке, а расстояние между кустарниками зависит от их размеров и может достигать одного метра. Из стриженых изгородей состоят витиеватые лабиринты, ограждающие участок по периметру, а для их создания используют вечнозеленые растения вроде лавра или калины.

Растения, пригодные для стрижки

Надо сказать, что для фигурной стрижки подходят немногие растения. В природных условиях России чаще всего используют бирючину, ель и тис, а на зиму обязательно тщательно укрывают такие топиары. Когда необходима быстрорастущая живая стена, то идеальным материалом является туя западная, являющаяся очень неприхотливым растением.

Бонсаи

В отдельный вид выделяют выращивание самых причудливых форм, и такое искусство в Японии называется бонсаи. В последнее время восточные мотивы чрезвычайно популярны и в Европе. Подстриженные особенным образом деревья придают колорит паркам и создают уют. В России бонсаи - это подражание древнему японскому искусству, поскольку соблюсти все правила без длительной учебы невозможно. К сожалению, наши соотечественники гонятся за внешней экзотикой и проходят мимо карликовых деревьев, растущих в лесах. А ведь их можно пересадить на участок и получить уже готовый бонсаи.

Топиарное волшебство на пике моды

Топиарное искусство, чудесными примерами которого являются роскошные сады Петергофа и Версаля, часто подвержено веяниям моды, однако зеленые лабиринты со специально запутанными проходами никогда из нее не выходят. Они появились еще в эпоху Возрождения и по сей день пользуются популярностью.

Эффектной новинкой в ландшафтном искусстве являются сформированные в виде высокой арки растения. На пике моды всегда находятся живые беседки, выполненные из тиса и граба, и боскеты - замкнутые земельные участки, обсаженные стрижеными кустарниками в виде плотной изгороди вокруг газонов.

Длительный и увлекательный процесс

Процесс создания зеленых скульптур (топиара или топиари) - очень увлекательный, но длительный, занимающий около шести-семи лет, и перед тем как им заняться, необходимо освоить основы топиарного искусства. Для ухода за живыми композициями требуются секатор, пила и шпалерные ножницы.

Сначала выбирается место с учетом всех особенностей ландшафта, затем кустарники, из которых будут формироваться оригинальные фигуры. При помощи металлической сетки создается шаблон, а по мере роста побегов осуществляется стрижка, когда ветки обрезаются на одной длине садовыми ножницами, и создается ровная поверхность (например, изгороди). Работы проводятся в период роста побегов кустарника.

А обрезку деревьев секатором чаще всего осуществляют в начале марта. В этом случае длина веток рассчитывается в зависимости от фантазии мастера. Обрезка выполняется при создании сложных фигур.

На что обратить внимание?

Являющееся самым интересным направлением топиарное искусство требует не только терпения, но и специальных знаний. Ниже приведены некоторые рекомендации специалистов в этой области:

1. При создании живых скульптур не используют растения младше пяти лет.

2. В живых изгородях лучше всего смотрятся разные породы растений: необычные цветовые эффекты будут привлекать внимание.

3. Если за одну стрижку убрать более трети кустарника, то он начнет болеть.

4. В условиях холодного климата России живые изгороди не должны иметь вертикальных стен. В противном случае нижние ветки недополучат солнечного света и будут оголены.

Единственный в России парк топиарного искусства

В мире есть несколько топиарных парков, в которых можно найти восхитительные произведения ландшафтного искусства. Они существуют в Индии, Англии, США, Бельгии, Эквадоре. А в нашей стране подобного рода парк находится в Абакане. Комплекс "Сады мечты", созданный 10 лет назад, вызывает восхищение у всех посетителей. На небольшой территории разместились удивительные шедевры, созданные руками человека из растительного материала. Парк топиарного искусства в Абакане - главная достопримечательность Хакасии. Ландшафтный дизайнер Антропов запатентовал собственную технологию, по которой создаются уникальные фигуры.

Высокая Эйфелева башня, которая выглядит как настоящая, трехметровая панда, взмывающий вверх степной орел, выполненный из ячменя пушистый котенок, симпатичный ежик - да чего тут только нет!

Самый известный специалист топиарного искусства - В. Ляпчев

Кроме Василия Антропова, подарившего городу Брянску трехметровую фигуру мудрого филина и мечтающего создать здесь топиарный парк, в России известно имя Владимира Ляпчева, занимающегося фигурной стрижкой деревьев с 2005 года. Ведущий специалист ландшафтной архитектуры преображает до неузнаваемости старые сады, и за несколько дней ничем не примечательный уголок приобретает неповторимый вид. Познавательные статьи мастера топиарного искусства можно прочитать в специальных журналах, посвященных приусадебному хозяйству. Ляпчев проводит семинары в нашей стране и за рубежом, на которых делится тонкостями работы. Неоднократно он принимал участие в спецпроектах на международных фестивалях, за что получил престижные награды.

В настоящее время пользуется невероятной популярностью топиарное искусство. Фото уникальных шедевров, разнообразие которых зависит лишь от фантазии человека, приводят зрителя в подлинный восторг. Последние десять лет ни одна выставка, посвященная ландшафтному искусству, не обходится без зеленых композиций, выполненных из стриженых растений.

Введение

Садово-парковое искусство является критерием оценки благосостояния и общего культурного развития общества. Традиции садоводства передаются из поколения в поколение, зачастую перерастая в бережно охраняемое национальное достояние. Орнаментальное садоводство является неотъемлемой частью истории садово-паркового искусства, поражающей совершенством природы, отшлифованной человеческим опытом. Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует - пожалуй, самая подходящая латинская пословица, которой можно охарактеризовать топиарное искусство. Дошедшее до нас искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников - топиарное искусство, пережив многовековые "взлеты и падения" не потеряло актуальности, и, как ни странно, в век высоких технологий продолжает набирать популярность.

Топиарное искусство или искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников является одним из интереснейших направлений ландшафтной архитектуры. В современном ландшафтном дизайне и ландшафтной архитектуре стрижка растений применяется незначительно, и сводится к использованию живых изгородей, бордюров и зеленых стен. В городском озеленении топиарное искусство практически отсутствует, можно сказать не применяется, да и правильный уход за растениями осуществляется неквалифицированными работниками. Топиарное искусство в России претерпевает новый виток интереса у ландшафтных архитекторов, и выходит за рамки привычного "дворцового" стиля. Сейчас уже можно говорить о том, что городское озеленение непременно должно включать формованные стриженые деревья и кустарники. Геометрические формы в сочетании со свободными композициями упорядочивают ландшафт, придают новое эстетическое понимание городского пейзажа.

История топиарного искусства

Topiary - топиари, топиарное искусство - орнаментальное или фантазийное садоводство, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.

Английское слово "topiary" происходит от греческого topos (место), и, таким образом, имеет тот же корень, что и "топоним", "топография", "утопия". Уменьшительной формой существительного topos было слово topia/topion, означавшее традиционную тему в риторике, общее место, речевое клише.

В латинском языке это уже слово - topiarius;-a; -um;- (прил) - принадлежащий к орнаментальному искусству. Топиарное искусство по праву считается одним из древнейших видов искусства. Первые письменные упоминания об орнаментальном садоводстве принадлежат римлянам и датируются 38г. до н.э и 14г. н. э. Плиний Старший приписывал это открытие Кнею Матию, другу императора Августа. Возникновение искусства топиари связано со временами Римской империи. Согласно трудам Плиния-старшего, первое аккуратно подстриженное деревце создал придворный Цезаря по имени Калвена. Очень скоро растения-топиари стали популярными на римских виллах, где с их помощью создавались затейливые ландшафты из животных и геометрических фигур. Ответственных за такую работу садовников называли topiaries. Вместе с расширением границ Римской империи традиции топиари распространились по Европе. Возможно, искусство стрижки деревьев и кустарников было привнесено ранее из Средиземноморья и Азии. Каким бы ни было начало, к концу первого столетия н.э, топиари становится естественным украшением садов состоятельных людей.

После падения Римской империи, начинается период, известный, как Смутное время. Это был долгий период общественного хаоса, в течение которого основная борьба была за выживание. Блага цивилизации были оставлены в стороне. Только в монастырях искусство орнаментального садоводства не было забыто. В средневековых источниках часто можно встретить иллюстрации монастырских цветников и огородов, которые окружают аккуратно постриженные деревья и кустарники различной высоты. Эпоха итальянского Ренессанса способствовала расцвету ландшафтного искусства. Тогдашние дизайны повторяли в саду орнаменты ковров, гобеленов, лепнин и гравюр. Неотъемлемой частью таких дизайнов стали топиари, которые использовали, чтобы создать живые изгороди и длинные прогулочные аллеи. Многие образцы таких садов сохранились и по сей день, например, в Версале, английских садах Хэмптон Корт и др

Топиарное искусство – изменение естественной формы растений путем стрижки, формовки. Стриженые растения в садах и парках являются настоящей изюминкой. Для этого искусства не помеха наш суровый климат, нужно только правильно подобрать ассортимент растений для стрижки.

История топиарного искусства уходит корнями в древность. В Древнем Риме существовал особый цех садовых мастеров, которые занимались формовкой растений. Из вечнозеленых растений садовники создавали не только строгие живые изгороди, но и огромные вазы, шары, колонны, пирамиды, и даже фигуры птиц и зверей. Искусство стрижки растений римляне привезли в Англию, где поначалу живые изгороди использовались в качестве ограды владений.

Стрижка растений вновь стала очень популярна в эпоху Возрождения, это был золотой век топиарного искусства. Ни один созданный в то время парк не обходился без аккуратных бордюров, обрамлявших дорожки и цветники, без высоких стриженых стен, которые разделяли пространство на зеленые комнаты, без изысканных фигур, созданных при помощи стрижки из привычных растений. В XVII веке право быть законодателем ландшафтных мод перешло от Италии на север, прежде всего во Францию. И в России эта мода нашла свое отражение. Самые яркие барочные сады можно увидеть в окрестностях Санкт-Петербурга.

В настоящее время старые парки восстанавливаются, бережно поддерживаются и доступны для всех людей, а не только особ королевской крови. Каждый может посетить замки Шенонсо и Во-ле-Виконт, Версаль, Хемптон Корт, Вилянув, Петергоф и другие исторические места, полюбоваться прекрасными видами, увидеть разнообразие форм, созданных с помощью стрижки растений, и у вас непременно родятся идеи по оформлению своего сада.

страны юго-восточной Азии сегодня задают тон в развитии и совершенствовании топиарного искусства. Сады, скверы, парки и просто уличные газоны Гонконга, Куала-Лумпур, Сингапура, Чиангмай представляют собой истинные шедевры. В отличие от западных коллег, азиатские ландшафтные дизайнеры не боятся экспериментировать с объёмами, цветами, формами и композициями в целом. Тут можно увидеть множество уровней, различных форм, игру света и тени. А ежегодная цветочная выставка в Чиангмай – это праздник для любителей чудаковатых форм, новаторства и авангарда в мире садово-паркового искусства.

Возможные формы топиари.

Первой, и, пожалуй, самой популярной, является такая форма как живая изгородь. В ней выделяются следующие подвиды: бордюр (высота до 1 метра), изгороди (высота до 2,5 метров) и зелёные стены (высота более 2,5 метров). Это прекрасная форма, которая помимо декоративной функции выполняет ряд других задач по защите территории от пыли, грязи, ветра и шума.

Вторым видом топиари является создание правильных или простых геометрических форм: спиралей, шаров, кубов, пирамид, колонны, конусов, сердечек. Это приятная взору классика, которая украсит любой сад.

Третьим видом можно выделить более сложные формы топиари – фигуры людей, животных, абстрактные образы. Это уже, так сказать, высший пилотаж и проявление профессионализма и фантазии садовника. Такие топиари действительно произведения искусства, выполненные руками садового мастера.

Четвёртым видом являются различные авангардные и новаторские течения. Например, совмещенные стрижки с прививками для создания уникальных форм, где на одном штамбе произрастают зелёные, голубые и золотистые хвойные шары разного размера.

Растения, наиболее подходящие для создания топиари

Ниваки означает «садовое дерево». Это форма, которая выращивается в садовом грунте и является частью садового ландшафта. Высота ниваки может достигать нескольких метров.

Традиции и каноны в японском обществе занимают одни из самых важных мест, поэтому веками вырабатывались стили и стандарты формировки бонсаи и ниваки. Есть восемь канонических стилей ниваки, соблюдение которых священно для японского садовода.

  • Тёкан – классическая прямая форма. У дерева должен быть один прямой ствол.
  • Сокан («раздвоенный ствол») - представляет собой композицию, отличающуюся от остальных наличием двух стволов. Они могут быть разными по размеру и образовывать одну крону. Раздвоение должно начинаться сразу от земли.
  • Сякан (наклонный стиль) - отличается от формального прямого стиля только тем, что рост дерева идёт под углом к земле. Такие ниваки часто высаживаются на берегу водоёмов, чтобы дерево клонилось к воде.
  • Киотоская форма. Это форма возникла в городе Киото, когда при заготовке древесины криптомерии оставались пеньки, на которых из их поросли формировались новые стволы. В Японии такие ниваки создают из криптомерии, в Европе для этого подходит ель обыкновенная .
  • Моёги (извилистый ствол) - сложная и очень красивая форма ниваки, в которой ствол должен быть извивающимся в одной плоскости (как синусоида).
  • Кэнгай (поникающая форма) – форма, при которой ствол дерева направляют вниз, ниже основания ствола.
  • Котобуки - дорогая символичная форма, похожая очертаниями на иероглиф «счастье». Высаживают в японских садах как дерево-оберег.
  • Монкабури (дерево над входом) – такие ниваки формируют таким образом, чтобы одна нижняя ветка была очень длинной и располагалась горизонтально над входом в сад. В этом стиле формируют сосны . Такая форма ниваки считается символом удачи и успеха.

Как уже было сказано, классические традиции формировки ниваки очень почитаются в Японии, но после того как данное искусство начало укореняться в Европе, чётких стилей никто не придерживается. Европейский ниваки – это просто разновидность топиарного искусства. Основным мерилом тут выступает не архаичность, а красота. Европейские садоводы не придерживаются японского культа чисел и правила треугольника (на каждом стволе остаются только три ветки). Формировку японского ниваки начинают с раннего возраста растения и производят специальными маленькими ножницами. Европейские садоводы начинают обрезку дерева в 10-15 летнем возрасте (корда растение достигает необходимых размеров) и используют для этого сначала секатор и пилы , а потом уж садовые ножницы для стрижки. Также для фиксирования при формировании европейского ниваки используют не принятые в Японии бамбуковые палочки, а синтетические ленты.

Сформированное растение каждый год нуждается в стрижке. Кроме этого, все европейские ниваки, так же как и топиары, нуждаются в регулярных подкормках и защите от вредителей и болезней, особенно на этапе формирования.

Для создания ниваки используются как хвойные, так и лиственные растения. Европейские ниваки формируют из кедра гималайского (Cedrus deodara), кипарисовика Лавсона (Chamaecyparis lawsoniana) ,

Ноу-хау в ландшафтном искусстве – деревья, специально сформированные в виде арок. Размер арки примерно 3 х 3 метра, но вы можете выбрать любой, в зависимости от ваших потребностей. Если вы приобретаете такую арку в питомнике, просто высаживаете две ее половинки там, где планировали, например, возле садовой дорожки, и связываете их верхушки. Подобным образом можно сформировать настоящую зеленую беседку. Для этого нужно высадить по кругу 6-8 растений (подойдут только крупные кустарники или деревья), когда они достигнуть нужной высоты, связать в центре их верхушки. С помощью обрезки формируется крыша и стены, а можно устроить открытую зеленую беседку, если удалять поросль со стволов.

Строгие формы (шары, кубы, конусы, спирали) используются для создания садов или отдельных зон сада, оформленных в регулярном стиле. Они могут быть сформированы и на штамбе.

Надо различать понятия «стрижка» и «обрезка». При обрезке имеют дело с каждой веткой индивидуально, работают секатором. Тут есть свои правила относительно того, как выполнять срез, какие почки стимулировать, как обрабатывать ранки и другие. Очень подробные инструкции по обрезке можно найти в книгах о плодовых садах. Именно на примере плодовых растений эта тема разработана очень подробно. А стрижку называют еще «слепой обрезкой», когда не важно, где именно на ветках получаются срезы. Просто все растение подравнивается по установленным габаритам. В этом случае секатором уже не обойтись, ведь нужно срезать очень много веточек. Стрижку проводят садовыми ножницами, бензиновыми или электрическими кусторезами. Обрезку проводят обычно весной, а стрижку несколько раз за сезон.

В топиарном искусстве применяют и обрезку, и стрижку. Последняя используется на живых изгородях, строгих формах, таких как стриженые кубы, полусферы или пирамиды. Более кропотливая обрезка служит для создания садовых бонсаев, шпалер, растений в форме зонтиков и арок.

Растения для стрижки и формовки.

Далеко не все виды растений могут подвергаться стрижке. Тис, бирючина, граб и самшит, которые можно повсеместно видеть в Западной Европе, к большому сожалению, не подходят для формовки в климатических условиях Московской области. Но не стоит отчаиваться, потому что и здесь есть ряд растений, которые можно с успехом превратить в шедевры садово-паркового искусства. Мы перечислим основные из них.

Из хвойных растений для создания изгородей и стен подойдут ель колючая, ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный, туя западная. Можжевельник казацкий очень подходит для устройства бордюров.

Лиственных растений для стрижки гораздо больше, чем хвойных: магония падуболистная, арония черноплодная, барбарисы, бересклеты, боярышники, бузина кистистая, вяз шершавый, дерен белый, жимолости, ивы, ирга канадская, калина гордовина, карагана древовидная, кизильник блестящий, клен Гиннала, клен татарский, клен полевой, лапчатка кустарниковая, лох серебристый, облепиха крушиновидная, пузыреплодник калинолистный, роза ругоза, слива колючая, смородины, снежноягодник белый, спиреи, яблони. При выборе растения нужно руководствоваться следующими правилами: учитывать высоту растения (из крупного дерева практически невозможно сделать низкий бордюр, а из маленького кустазеленую стену), подбирать оптимальный размер листьев (мелкие формы из крупнолистных видов выглядят плохо) и, конечно, учитывать требования растений к почве, свету, влаге, причем относиться к этому более серьезно, чем при выращивании растений без стрижки.

Используя вековой опыт и современные технологии стрижки растений, можно очень эффектно оформить свой сад. К любому ландшафтному стилю легко подобрать топиарные формы. Для регулярного сада подойдут строгие формы и стриженые бордюры, для пейзажного – арки, зеленые беседки и формы-зонтики, для сада в японском стиле – садовые бонсаи.

Компеляция составлена мной на основе статьи канд. биол. наук Светланы Чижовой и материалов сайта arsen-senya livejourmal.com



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...