Конспект оод насекомые в подготовительной группе. Конспект НОД. Тема: «Эти удивительные насекомые

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №63» общеразвивающего вида Центрального района г. Барнаула
Провела: учитель-логопед Шичкова Н. В. г. Барнаул, 2013 г.
Программные задачи:
1. Расширять и закреплять знания детей о насекомых;
2. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме;
3. Обучать детей приемам сохранения здоровья, применяя здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика Стрельниковой);
4. Учить детей согласовывать числительные с существительными, вести работу над словообразованием;
5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: ромашка с заданиями, листок с божьими коровками, одуванчики, зеленая ткань, игрушки-насекомые, картинки для занавеса (солнце, цветы, бабочки, стрекоза, божья коровка и другие), маски, лупа, обручи, бабочки и пчелы на нитках, карточки с насекомыми, бумажные цветы напольные, запись с музыкой, костюм феи.

Ход занятия:
Дети заходят в музыкальный зал. Звучит голос Феи под музыкальное сопровождение.
Фея: Здравствуйте ребята! С вами говорит Фея страны насекомых. Я хочу пригласить Вас в гости. Вас ждут бабочки, стрекозы, муравьи и жуки. Но попасть ко мне нелегко.
Чтобы познакомиться с моим миром, вам нужно превратиться в маленьких человечков.
Для этого нужно повторить волшебные слова:

Логопед: Дети, вы хотите отправиться в страну насекомых? (Дети отвечают.)
Звучит запись стрекотания кузнечика.
Логопед: Вот мы и попали в волшебный мир насекомых. Вы узнали, кто это стрекотал? (кузнечик) Посмотрите как здесь красиво, кругом цветут цветы, порхают бабочки. Фея приготовила для вас много заданий, интересных игр, в которые мы с вами и поиграем. (Дети садятся на стулья)
Вы любите отгадывать загадки? Дети отгадывают загадки, а логопед показывает картинки с отгадками.
1. Шевелились два цветка
Все четыре лепестка.
Я поймать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (стрекоза)

На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)

Я трудилась круглый год
Будет вам душистый мед. (пчела)

Мастера без топоров
Срубили избу без углов. (муравей)

2. Беседа с детьми о насекомых.
Логопед: Ребята! А каких вы еще знаете насекомых? По какими признакам вы определяете насекомое это или нет? (усики, 6 ножек, голова, грудь, брюшко, жало, крылья).

Какую пользу приносят насекомые? (опыляют растения, являются кормом для птиц, приносят мед, шелк) Каких вредных насекомых вы знаете? (таракан, муха, комар, колорадский жук) Почему у некоторых насекомых яркая окраска, а у других нет? Расскажите что умеют делать насекомые? (летать, прыгать, стрекотать, жалить, порхать…)

3. Логопед: Дети, пойдемте, погуляем и полюбуемся этой красотой. Ой, смотрите, над нами летят бабочки. У них какие крылья? (красивые, разноцветные, пестрые, пестрокрылые). Хотите посмотреть, как они порхают, как будто танцуют вальс. Давайте на них подуем, они и полетят. (дети дуют на бабочек) А кругом растет столько красивых и нежных цветов на поляне. Вы чувствуете, какой от них исходит приятный аромат!
Встаньте все в круг. Мы с вами будем наслаждаться этим запахом. (дети выполняют дыхательное упражнение по Стрельниковой «Повороты»)

4. Кто из вас знает скороговорки о насекомых?

Много ножек у сороконожек.
Муха-горюха села на ухо.
Жук упал и встать не может, ждет он кто ему поможет.
На окошке крошку мошку, ловко ловит лапой кошка.
Зеленая жаба жевала жука, а птичка клевала с сучка паучка.

5. Чтение стихов о насекомых. (дети одевают маски насекомых и рассказывают стихи)

Шмель
Я – большой мохнатый шмель,
Разбудил меня апрель,
Жаркими лучами,
Звонкими ручьями.
Я летаю, я жужжу, над поляною кружу,
Яркий выберу цветок –
Буду пить душистый сок.

Пчела
Пчелка золотая
Над цветком порхает,
Сок душистый пьет –
Собирает мед.

Стрекоза
На березе стрекоза –
Изумрудные глаза.
Тельце - словно бирюза,
Крылья – светлая слеза.
«Стрекоза, а стрекоза!
Ты с березы-то слезай.
А не то придет гроза, забодает, как коза»

Муравей
В муравейнике под ивой
Муравьи живут красиво.
Дом их – сказочный дворец, каждый житель в нем боец.
С детства учатся стрелять,
Охранять царицу-мать.
А царица не прядет –
Яйца белые кладет.
Защищают муравьи
Яйца царские свои.
И живут в стране счастливой
Во дворце под старой ивой.

Комар
Я накрылась одеялом
И тихонько задремала, вдруг услышала сквозь сон
Тонкий комариный звон.
Я зажгла настольный свет –
Комара в помине нет!
Погасила свет. Опять надо мной
Он стал летать.
Так до самого утра
Я ловила комара.

Муха
Жила-была Муха-чистюха
Все время купалась муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник в вишневой наливке.
Во вторник – в томатной подливке.
В среду – в лимонном желе.
В четверг – в киселе и в смоле.
В пятницу – в простокваше, в компоте и в манной каше.
В субботу, помывшись в чернилах, сказала:
- Я больше не в силах!
Ужасно, ужасно устала,
Но, кажется чище не стала!

Кузнечик
Растет трава густая
В тени больших берез.
На скрипке там играет
Кузнечик-виртуоз.
Волшебные рулады
Выводит он смычком,
И льются серенады
Над садом вечерком.

6. Логопед: Ребята! Посмотрите, мы пришли к нашим маленьким друзьям. Кого вы здесь видите? Давайте мы их рассмотрим под лупой. Они становятся очень большими.
- Это стрекоза. У нее большие глаза – глазище.
- Это не жук, а жучище.
- У бабочки не крыло, а крылище.
- У кузнечика не усы, а усище.
- Это большой таракан – тараканище.
Молодцы ребята!

За дверью слышится жужжание.
7 Вы слышите жужжание? Это пчелы прилетели. Как они жужжат? Ж-ж-ж-ж.
Они хотят поиграть с вами в интересную игру «Пчелы».
Правила игры:
Вы будете пчелами. Пчелы летают по поляне и жужжат. Как только вы услышите звуки дождя, улетайте в свои ульи (обручи) и прячьтесь там. В каждом улье прячется две пчелы. (садятся на корточки)

Звучит музыка и появляется Фея.
Фея: Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть. У меня в руках волшебная ромашка. На каждом лепестке интересное задание. Давайте с вами сядем на стульчики и поиграем.
Каждый из вас будет срывать лепесток и отвечать на вопрос. За правильный ответ получит божью коровку.

8.Вопросы:
- Паук – это насекомое?
- У какого насекомого большие изумрудные глаза?
- Зачем пчеле жало?
- Кого называют чемпионкой по чутью?
- Как размножаются бабочки?
- Почему мухи к осени звереют?
- У каких насекомых жесткие надкрылья?
- Кто самый сильный на земле?
- Где живут пчелы?
- Как называется сказка, где паук поймал муху в паутину?
А теперь мы посчитаем сколько всего божьих коровок на листочке. (одна божья коровка, две божьи коровки, три божьих коровки, четыре божьих коровки, пять божьих коровок)
Молодцы!!!

9. Фея: Предлагаю вам поиграть в игру «Гусеница». Нужно собрать буквы в нужном порядке.
Логопед: Дорогая Фея! Спасибо тебе за все. Но нам нужно возвращаться в детский сад. Мы не можем вернуться маленькими человечками. Помоги нам.
Фея произносит волшебные слова, прикасаясь своей палочкой к каждому ребенку. (запись музыки), и уходит.

Итог: Дети! Вам понравилось в гостях у насекомых? Что больше всего вам запомнилось? В какие игры мы играли? Молодцы! (дети уходят в группу, звучит песенка В. Шаинского «В траве сидел кузнечик»)

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе

«Насекомые»

Воспитатель

муниципального бюджетного

дошкольного образовательного

учреждения детский сад

общеразвивающего вида № 50

Программное содержание:

Образовательные задачи - учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать обобщения; отвечать на вопросы; активизировать память;

Развивающие задачи: развивать творческую активность, воображение, речь;

Воспитательные задачи - воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Музыка», «Художественное творчество».

Методы и приемы: наблюдение (показ образца, способов действий), демонстрация наглядных пособий, рассказ педагога (вопросы, пояснение), беседа, дидактическая игра, воображаемая ситуация с соответствующим игровым оборудованием.

Оборудование и материалы: картинки с изображением леса; предметные картинки, иллюстрации насекомых, цветов; дидактическая игра «Четвёртый лишний», цветная бумага, ниточки, волшебный обруч.

Средства ИКТ: презентация, экран, проектор.

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на прогулке, на клумбе, рассматривание иллюстраций с насекомыми, знакомство с моделями существующих признаков насекомых; динамической моделью «бабочка, складывающая крылья», экскурсия в парк, по территории детского сада.

Ход занятия

Воспитатель: - Сегодня мы отправимся на поляну, чтобы узнать тайны из жизни насекомых. Давайте на минутку закроем глаза и представим себе лето.

Какое ласковое солнышко. Лучики играют с нашими ресничками, где-то рядом летают бабочки, стрекочут кузнечики, слышатся голоса птиц. Ребята, чтобы попасть нам на поляну, нужно пройти через этот волшебный обруч. Когда будете проходить через волшебный обруч, не забудьте назвать своё имя, вот так, как я. Прохожу через обруч называю своё имя. Я, Мария Владимировна.

Дети проходят, называя свои имена, тихо звучит музыка.

Воспитатель: - Ребята! Как хорошо в лесу! В прекрасном мире веток и теней. Всё то, что живо, Музыкою дышит! Здесь всё поёт и даже муравей. Ползёт, поёт, и сам себя не слышит.

Музыка звучит громче.

Воспитатель: - Посмотрите ребята, сколько здесь цветов!

Назовите, какие цветы вы здесь видите? (колокольчик, ромашка, василёк, ландыш) . А ещё, какие луговые цветы вы знаете? (одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка). Ах, какой аромат я чувствую. Да это же ландыш! А кого привлекают луговые цветы? (людей, насекомых). Для чего нужны цветам насекомые? (опылять цветы) .

Воспитатель: - Каких насекомых можем встретить на поляне? Жучков, кузнечиков, божью коровку, муравья. А как ты думаешь? (вопросы детям) .

По каким признакам можно определить, что это насекомое? (у насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко).

Воспитатель: - Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки. Давайте поближе познакомимся с жителями нашей планеты насекомыми. Отгадайте загадки:

· У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие, большие глаза. Называем её...(стрекоза)

· Сок цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд, людям всем она мила, а зовут её… (пчела)

· Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (жук)

· Не, не птица, нос как спица; летит - кричит, сядет - молчит, кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

· Он работник настоящий, очень, очень работящий, под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (муравей)

· Она легка, красива, изящна, легкокрыла, сама похожа на цветок. И любит пить цветочный сок. (бабочка)

· Всех жучков она милей, спинка алая на ней. а на ней кружочки, чёрненькие точки. (божья коровка)

Воспитатель: - Молодцы ребята! В лесу и на полянке, живут не только насекомые и птицы, но и животные. Только мы их сейчас не видим. Они испугались нас и прячутся. А знаете ли вы, что есть животное, которое летает? Какое это животное?

(летучая мышь) Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»:

· Заяц, ёж, лиса, шмель.

· Трясогузка, паук, скворец, сорока.

· Бабочка, стрекоза, муравей, енот.

4. Лягушка, комар, жук, бабочка.

Воспитатель: - А сейчас вы должны быть очень внимательными. Я хочу поиграть ещё в одну игру с вами: «Игра в слова». Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят:

· Муравью: зелёный, порхает, мёд, паутина, муравейник, трудолюбивый.

· Пчеле: спинка, пасека, вредитель, трудолюбивая.

· Кузнечику: полосатый, нектар, зелёный, «чемпион по прыжкам.

· Бабочке: улей, большие глаза, порхает, красивая.

Физкультминутка:

Танец « В траве сидел кузнечик»

Воспитатель: - Ребята, а почему нельзя рвать цветы? (ответы детей) Для кого хорошо, когда много насекомых? Что произойдёт, с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые? (ответы) Как нужно вести себя в лесу, на поляне? Не шуметь, не кричать, не мусорить, не разжигать костры. Ребята! Насекомые, это часть природы, а природу надо беречь! Нам пора возвращаться, но нас ждут интересные дела. Проходите через волшебный обруч и садитесь за столы. Мне так понравилось, как вы сегодня показывали, как летают бабочки. Я предлагаю сделать бабочку из бумаги вот такую. (показать образец)

Ручной труд: Изготовление бабочек.

Воспитатель: - У вас в конверте лежат два квадратика: один большой, другой поменьше. Возьмите большой квадратик и сложите его гармошкой. (показываю) Получилось вот такое крылышко.

Индивидуальная помощь.

Воспитатель: - Теперь возьмите квадратик поменьше и также сложите гармошкой. У вас получилось два крылышка. Возьмите ниточку и перевяжите два крылышка вместе. У вас получилась бабочка, сложившая крылышки. Что нужно сделать, чтобы бабочка выглядела летящей? (расправить крылья)

Воспитатель: - Ребята выходите из-за столов, и покажите своим друзьям и мне своих бабочек. Вы так старались, у вас получились красивые бабочки. Вам понравилось занятие? Что вам понравилось больше всего? А тебе Оля? (ответ) А что нового узнали? (ответ) Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли, и делали из бумаги бабочку. Пусть эти бабочки напоминают нам о лете и о нашем занятии. Занятие закончено. Всем, большое спасибо. До свидания!

Цель урока:

— познакомить учащихся с признаками насекомых.

Задачи урока:

Сформировать у детей общее представление о насекомых, их отличительных признаках;

— использовать дифференциацию и индивидуализацию обучения;

— воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

— развивать творческое воображение учащихся.

Оборудование:

Интерактивная доска, мультимедийная презентация «Насекомые», картинки с изображением насекомых: пчела, бабочка, жук, кузнечик, стрекоза, божья коровка; шесть кружков коричневого цвета, пять зеленых, пять синих; наборы для аппликации (круг из бумаги черного цвета, два полукруга из бумаги красного и белого цветов, шесть маленьких кружков черного цвета, лист зеленого картона, ножницы, клей, цветная бумага, фломастер черного цвета).

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Вступительная беседа (4-5 мин). «Вхождение» в тему урока.
  3. Раскрытие темы урока. (10-12 мин)
  4. Работа с учебником (7-8 мин)
  5. Выполнение аппликации (8-10 мин)
  6. Итог урока (2 мин)

На проведение физкультминуток отводится 2-3 минуты в течение урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ребята, здравствуйте! Тихонько садитесь на свои места.

2. Вступительная беседа.

— Дорогие ребята, какое сейчас время года (осень), а совсем недавно было … (ответы детей — лето). (СЛАЙД 1) Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда нас пригласил Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.

— Но кто же они? Догадайтесь!

— В эту пору здесь очень весело. Как много пчел летает возле цветущих трав (СЛАЙД 2). Пахнет медом. Над цветами летают бабочки (СЛАЙД 3), гудят шмели (СЛАЙД 4), жуки (СЛАЙД 5), а в траве стрекочут кузнечики (СЛАЙД 6).

Кто может назвать друзей Муравьишки Вопросика? (Ответы детей — пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)

— Каким же словом мы можем их назвать? (Насекомые.)

— Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых.)

— Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое.)

— Отгадайте загадку. О каком из насекомых здесь говорится?

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

(Бабочка)

Давайте представим, что мы с вами красивые бабочки (дети встают).

Физкультминутка.

Спал цветок, (дети присели))

И вдруг проснулся! (поднялись, потянулись)

Больше спать не захотел! (покачали головой)

Улыбнулся, встрепенулся, (помахали ручками)

Взвился вверх и улетел! (покружились и тихонько сели на свои места)

3. Раскрытие темы урока.

Существует более миллиона насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна или две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей. Самый главный орган чувств насекомых – это усы, у кого-то они мохнатые, у кого-то совсем коротенькие, а у кого-то тоненькие как ниточка! (СЛАЙД 7) Длинные усики помогают насекомым вокруг себя ощупывать предметы. Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от пищи, которой они питаются. У бабочки, которая любит полакомиться сладеньким нектаром, — длинный хоботок. Очень острые и зазубренные челюсти у жука. (СЛАЙД 8) Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из огромного множества глазков, каждый из которых может дать свое изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными лапками! (СЛАЙДЫ 9, 10) Как вы думаете, можно ли убивать насекомых (Нет). Почему? (Все в природе взаимосвязано, если люди уничтожат насекомых, погибнут птицы, которые ими питаются, не будет птиц, значит – не будет и животных)

4. Работа с учебником. (с.20)

Откройте свои учебники на странице 20.

Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.

— Сколько крыльев у бабочки? (Четыре)

— Сколько мы видим? (Два) Почему?

— Сколько ног у бабочки? (Шесть)

— Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка)

Учитель вывешивает на доску соответствующие картины. Дети рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у них те же части тела. У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него — челюсти потому что эти насекомые питаются другой пищей.

— Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. Что вы можете сказать? (Их по шесть)

— Обратите внимание на правую страницу (с.21). Каких насекомых вы видите?

— Сосчитайте ножки у насекомых.

ВЫВОД (дети делают самостоятельно): что у всех насекомых по 6 ног.

— Что объясняет Черепаха Муравьишке (с.20)? (У всех насекомых по шесть ног. Муравьишка считает ноги. Он – насекомое.)

— Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое –нет? (Ответы детей: Нужно сосчитать его ножки)

Межпредметная связь с уроком математики:

— Сколько пар туфелек принес Муравьишка Бабочке? (Ответы детей: три) Почему? (Ответы детей: Бабочка –насекомое. У нее шесть ног или три пары ног, в одной паре две туфельки. В двух – четыре, а в трех – шесть туфелек. Значит на шесть ножек надо шесть туфелек).

— Найдите рисунок вверху левой страницы. Назовите животных, которые не являются насекомыми. (Сороконожка, рак, паук.)

— Почему? (Ответы детей: потому что у них не по шесть ножек)

— Кто знает, как называется это насекомое? (Учитель показывает рисунок богомола в учебнике). И обращает внимание на доску (СЛАЙД 11)

— Сейчас я вам расскажу об этом интересном насекомом

Богомол обычно стоит на четырёх из шести лап, а передние держит сложенными впереди, как будто молится. Но не дайте себя обмануть! На самом деле этот хищник поджидает в засаде насекомых, чтобы с быстротой молнии схватить неосторожную жертву. Богомол - насекомое юга, многие из вас его встречали. Представляете, древние греки богомола в средние века его считали предсказателем погоды или вестником весны.

А хотите побольше узнать о самом главном нашем друге – Муравьшке? (СЛАЙД 12)

Муравьи относятся к классу насекомых, которых на земле насчитывается около 1 млн. видов (это половина всех видов животных на земле). У этих насекомых общество подобно человеческому, со своими царями, рабами, рабочими и солдатами. Посадите муравья в банку, и он вскоре погибнет, несмотря на обильную пищу, а в муравейнике тот же муравей может прожить до двух лет. Каждый муравей выполняет в семье определённую функцию. Потревоженный муравей принимает оборонительную позу и выстреливает из железы вещество тревоги. Почувствовав его запах, то же делают другие муравьи.
Известны семьи рыжих лесных муравьёв, которые оставались на одном месте свыше 100 лет, тогда как одна самка живёт в среднем около 10 лет. Вот что даёт этим насекомым жизнь в обществе или семье. Есть очень много разных видов муравьёв.

Ребята, а как вы думаете, пауки являются насекомыми? (Нет) Это особая группа – паукообразные. У них в отличие от насекомых восемь ножек и нет крыльев. На брюшке у пауков есть железки, из которых выделяется жидкость, которая на воздухе застывает в виде ниточки – паутинки.

— Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых 6 ног).

IV. Игра «Узнай насекомое» (Дети встают со своих мест и звуками изображают насекомых)

Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит – кричит;

Сядет- молчит;

Кто его убьет-

Свою кровь прольет. (Комар) (СЛАЙД 13)

Кто над нами

Вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится? (Муха)(СЛАЙД 14)

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она жалит и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот, как пчела.

Вот только меду не дает

Как пчела. (Оса) (СЛАЙД 15)

А сейчас прикройте название кружочками и назовите насекомых еще раз.

Дети работают по учебнику (с.21)

— Рассмотрите рисунок ниже. Каких насекомых вы узнали? (Кузнечик, шмель.)

— Мудрая Черепаха предлагает раскрасить рисунок. Какой цвет нужно выбрать для кузнечика?

— А для шмеля?

— Прочитайте вопрос Мудрой Черепахи. Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?

— Кузнечику помогает зеленая окраска спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить в том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может ужалить.

Дети раскрашивают рисунок.

Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз — росой она умылась,

Два изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

  1. Выполнение аппликации

А мы с вами сегодня сделаем своими руками одно очень красивое насекомое, которое называется – божья коровка. (СЛАЙД 16) Этого почти круглого жучка с красными или оранжевыми надкрыльями и черными точками зовут в украинских селах солнышком. Маленький, как будто безобидный жучок, который медленно ползает по листьям и стволам деревьев, привлекая внимание своей яркой окраской. Природа не зря наградила его такой броской внешностью. Это предостерегающий знак для птиц, чтоб им не вздумалось полакомиться жучком. Если на него надавить, он тут же выделяет из «коленок» капельки желтой жидкости, ядовитой и с неприятным запахом. Если молодая птица по неопытности и возьмет жучка в рот, удовольствия ей это не доставит и в следующий раз она будет осмотрительней. Выделяющуюся из ножек жидкость в народе прозвали молочком. И естественно, что жучка начали величать коровкой.
Всего на земле более 2 тысяч видов божьих коровок.

  1. Итак, возьмите лист зеленого картона. Переверните его цветной стороной вниз. Обведите по шаблону контуры листочка. Вырежьте.
  2. Наклейте в середине листочка круг черного цвета.
  3. Наклейте два полуовала белого цвета, разведите их немного в стороны.
  4. Сверху на белые полуовалы приклейте красные, тоже разведите их немного в стороны.
  5. На крылышки приклейте маленькие кружочки черного цвета.
  6. Фломастером дорисуйте лапки. Кто из вас помнит, сколько их должно быть (6), голову и усики.

6. Итог урока.

Ребята, ответьте на вопрос, кто такие насекомые? (Это животные, у которых шесть ног) Какие у них есть еще отличительные особенности? (У них есть еще крылья, усики). Приведите примеры насекомых.

Вы сегодня очень хорошо работали, молодцы!

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому — что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать образность речи.
  • Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
  • Развивать общую моторику, координацию.
  • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Ход занятия:

1.Кинесиологическое упражнение « Перекрестные шаги»

Воспитатель:

— Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

2.Организационный момент.

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

Воспитатель:

— Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

3.Введение в тему.

Воспитатель:

— Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст:

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам помоги!

Воспитатель:

— А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

— Закройте все глаза и повторяйте за мной:

— Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

4.Загадки. Беседа по теме.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

  • У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

— Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

  • Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее… (пчела).

Воспитатель:

— Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

  • Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей).

Воспитатель:

— Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  • Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель:

— Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

  • Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка).

Воспитатель:

— А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

— Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

— Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

— А паук – это насекомое?

— Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

— Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

— Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей.)

— Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

— Назовите вредных насекомых.(Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

— Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

5.Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

(дети останавливаются и приседают.)

— Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(дети останавливаются, трясут одной ногой),

Каждой лапкой потрясу!

(трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

(дети топают ногами)

— Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель:

Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.

6. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:

— Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
  • Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
  • Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

Воспитатель:

— Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Воспитатель:

— Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам. Катя, разложи бабочек. Воспитатель:

— Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:

Я разложила бабочек по форме. Воспитатель:

— А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок:

— Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:

— А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:

— По размеру. Воспитатель:

— Арина, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:

— Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:

— Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)

8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

— Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:

Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:

— Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:

— Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:

— Кто появляется из яйца? Ответы детей:

— Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:

— Что делает гусеница? Ответы детей:

— Она питается листьями и растет. Воспитатель:

— В кого она превращается? Ответы детей:

— Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:

— Кто выходит из куколки? Ответы детей:

— Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель:

— Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.

9.Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо — (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

10. Рассказы детей по цепочке:

  • Бабочка отложила яички на цветке.
  • Потом появилась гусеница.
  • Гусеница питалась листьями и росла.
  • Потом гусеница превратилась в куколку.
  • Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

11. Итог занятия.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:

— Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

— Вам понравилось быть насекомыми?

— А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

— Какая игра вам больше всего понравилась?

— Вы все сегодня были молодцы!

12. Релаксация. «Порхание бабочки»

Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.

Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми.

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие - это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки… (пауза - поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к… (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

Цель: вызвать интерес к миру насекомых; развивать наблюдательность.

Оборудование : таблицы; экспонаты, представляющие мир насекомых.

Действующие лица

Урок предполагает научить детей различать вредных и полезных насекомых, нельзя сразу прибить насекомое, не зная о нем ничего. Например, майский жук красив, а он - вредитель. А вот черная жужелица с неприятным запахом - наш помощник, уничтожающий слизняков.

Учитель . И опять у нас загадки.

Вдруг цветок зашевелился,

Встрепенулся, в путь пустился.

Крыльями то вверх, то вниз.

Ну-ка, цветик, приземлись. (Бабочка.)

Много ножек у колбаски,

Но еле движется она.

Как огурчик зелена

И лохматая спина. (Гусеница.)

Все летаю и жужжу,

Потом на ветке я сижу,

Во все стороны гляжу.

Кто я, вам не расскажу. (Жук.)

Я на скрипочке играю,

Друзей песней созываю.

Тирли-тирли-тирли-ли!

От зари и до зари. (Кузнечик.)

Дружно трудится народ,

Вверх по холмику ползет.

Здесь строительство идет

День-деньской напролет. (Муравьи.)

Нити шелковы плетет,

В темном уголке живет.

Ну-ка, мухи, налетайте,

Жизнь в тенетах оставляйте. (Паук.)

Его скрипочка играет,

Дрему сонну навевает.

Пой, скрипи, трещи, дружок,

Неугомонный ты... (Сверчок.)

Вертолетик все летал,

Ос и мух везде хватал.

Опустилась егоза,

Золотистые глаза. (Стрекоза.)

На пчелку малую похож,

Весь лохмат, пушист, пригож.

Очень громко жужжит,

Даже воздух дрожит. (Шмель.)

Учитель. О ком были наши отгадки? Как можно назвать одним словом? (Насекомые.)

Вот и побываем у них в гостях.

СКАЗКА-БЫЛЬ

Солнышко послало на землю лучи, чтобы разбудить уставший от зимы мир. Первыми проснулись мухи, стали свои спинки греть. А тут и паук-бродяга подоспел, за зиму проголодался, стал красться к мухам. Кто зазевался, тот в его пасти оказался. Из трещин коры вылетела бабочка-крапивница. Расправила кирпично-красные крылья с черными пятнышками, послала солнышку привет, поблагодарила его за свет и ласку.

Загудели басом шмели и отправились к иве попить сладкого нектара. Затем поспешили построить свои домики-норки в земле.

А вот холмик, осыпанный хвоей. Это муравьиный дом. Обитатели его после долгой зимы обессилели и теперь прогреваются на солнышке.

И вот загудел, запел весь мир. Тысячи звуков можно услышать.

Вдруг сошел весь снег, земля покрылась цветами. Это лето протянуло свои руки весне.

Плавно расправив крылья, взлетела вверх божья коровка. Полетела искать добычу. А вот и добыча. Это тля, маленькие зеленые насекомые, сосущие из растений сок. Вонзила свои маленькие клыки в тлю, давай ее поедать. Позвала подружек, чтобы помогли воевать с противной зеленой тлей. Вдруг птицы кинулись, хотели съесть божью коровку. Да не тут-то было. На лапках у нее ядовитые капельки повисли. Плохо стало птицам. Да и красный цвет крыльев режет глаза. Не стали они больше божью коровку трогать.

Деревья в лесу имеют много опасных врагов. Самые опасные тоже рады лету. Майский жук объедает листья деревьев, а их личинки едят корни молодых хвойных деревьев.

Гусеницы бабочек-шелкопрядов - большие обжоры, поедают листья различных деревьев.

Как же защитить лес? А так: у леса есть не только враги, но и друзья. Они помогут.

Учитель. Обобщим знания.

Вопросы:

Кто проснулся весной первым?

Где провела зиму бабочка-крапивница?

Кто первым полетел к иве? Почему?

У кого дом холмиком?

Опишите наряд божьей коровки.

Какую пользу она приносит?

Какие жуки самые опасные для них?

Дети отвечают на вопросы.

Учитель . Посмотрим видеоряд «Насекомые леса» (или слайды).

Задание : нарисовать некоторых насекомых, составить сказки или рассказы. Желательно создать коллекцию открыток о насекомых.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...