Интегрированное занятие в старшей группе «Мир посуды. Конспект НОД «Волшебная посуда» старшая группа

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Посуда»

Тихоненко Наталья Александровна, воспитатель, МАДОУ "Катюша", Ямало-Ненецкого А.О., г.Лабытнанги
Описания материала: Предлагаю вашему вниманию конспект беседы о классификации посуды, который рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, а также может быть полезен воспитателям, родителям, студентам и учителям начальных классов.
Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие.
Цель: Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении.
Задачи:
Образовательные – обогащать знания детей по теме “Посуда”; обучать детей умению отвечать на вопрос полным предложением; образовывать относительные прилагательные, продолжать учить классифицировать посуду (чайная, столовая, кухонная).
Развивающие – развивать диалогическую речь, систематичность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода; логическое и образное мышление, творческое воображение.
Воспитывающие – воспитывать аккуратность, прививать любовь к добру и дружбе.
Предварительная работа : рассматривание посуды, чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»
Словарная работа : кухонная, чайная, столовая посуда; «сундук».
Оборудование: Сказка К.И.Чуковского «Федорино горе», иллюстрации с изображением посуды, детская посуда (стакан, чашка, блюдце, сахарница, заварочный чайник, чайник, сковорода, кастрюля и т.д.), картинка – загадка «Волшебный лес», кукольный театр «Три медведя», сундук, картинка «Перепутаница», миска с чистой водой, бумажные полотенца, испачканная посуда, продукты для чаепития.

Ход беседы

I. Организационный момент
1. Психологический настрой
Воспитатель : Правда, ребята, сегодня хороший день?
Дети : Да
Воспитатель : Тогда давайте возьмемся за руки, слегка пожмем их, посмотрим ласково друг другу в глаза, улыбнемся. Правда, стало хорошо?
Дети : Да
Воспитатель : Какие же вы, ребята?
Дети : Добрые, веселые, ласковые…
Воспитатель : А вы бы хотели, ребята, красиво и правильно говорить?
Дети : Да
Воспитатель: А что мы делаем для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить? (гимнастика, чистоговорки, скороговорки).
2. Артикуляционная гимнастика
Губки сожмем и рот прополощем,
И самоваром пыхтим, что есть мочи.
Блюдца поставим – положат блины нам,
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
На нос подули, мы чай остудили,
Чаю попили – ни кто не обижен
Вкусный был завтрак – мы губки оближем.
II Основная часть
Воспитатель : Послушайте загадку.
,Возле леса на опушке
Троя их живет в избушке
Там три стула, три подушки
Угадайте без подсказки
Кто герой этой сказки? (Три медведя)

Воспитатель : А их зовут?
Дети: Михайло Потапыч, Настасья Никулишна, Мишутка
Воспитатель: Правильно, Михайло Потапыч, Настасья Никулишна и Мишутка пришли к нам в гости.
Мишутка: Вы умеете разгадывать загадки?
Дети: Да
Мишутка: Тогда слушайте внимательно.
,Я рукотворная, звучащая
Воды не боюсь, для еды горжусь,
А ударят, разобьюсь. (Посуда)
Мишутка: Что это?
Мишутка: Посмотрите, я нарисовал для вас рисунок, но у меня все перепуталось.
Помогите мне разобраться.
Игра на развитие воображения «Картинки перепутались»


(дети находят, называют и обводят найденный предмет, называют его значение)
Воспитатель: Что вы видите на рисунке Мишутки?
Воспитатель: Какой предмет лишний? Почему?
Настасья Никулишна : Смотрите, что я вам принесла. Что это?
Дети: Сундук
Настасья Никулишна : А что такое сундук?
Настасья Никулишна : Хотите узнать, что в нём? Тогда слушайте мою загадку.
1) На огне я стою. Еду вкусную варю.
Дети: Кастрюля


Настасья Никулишна : Что такое кастрюля?
Дети : Кастрюля это посуда, - в которой готовят горячую еду.
Настасья Никулишна : Открываем мой сундук. Есть там ответ на нашу загадку?
(если ответ верный дети достают нужный предмет)
Настасья Никулишна : А какую еще посуду, вы знаете, в которой можно готовить горячую еду?
Дети : Чайник, сковорода и т.д.



Настасья Никулишна : А как можно назвать эту посуду?
Дети : Кухонная посуда


Настасья Никулишна: Куда её отнесем?
(дети распределяют посуду по соответствующим игровым зонам)
Дети: На кухню
Настасья Никулишна: Слушайте следующую загадку.
2) При виде еды не считают ворон,
Бросаются дружно с обеих сторон
Один разрезает, другая хватает,
Обоим работы в тарелки хватает.
Дети: Нож, вилка – это столовые приборы.



Настасья Никулишна : Какую ещё вы знаете столовую посуду? (дети перечисляют)
Настасья Никулишна : Посмотрите, есть ли она в моём сундуке?




Настасья Никулишна: Куда вы ее отнесете? (в столовую)
Настасья Никулишна : Какая еще есть посуда в моём сундуке?
Дети : Чашки и блюдца


Настасья Никулишна : Для чего нужна чашка, блюдце?
Дети : Чашки и блюдца нужны для питья чая
Настасья Никулишна : А посуда для питья чая, как назовём?
Дети : Чайная посуда


Настасья Никулишна : Правильно, куда её поставим?
Воспитатель: - Ребята, скажите, на какие группы делятся посуда? (кухонная, столовая, чайная)
Дидактическая игра “Из чего сделана посуда?”.
(игра на образование относительных прилагательных.)
Воспитатель: Ребята, из чего может быть сделана посуда?
Дети: Посуда может быть сделана из фарфора, стекла, дерева, глины и метала.
Мишутка: Ой, ой, а вы знаете, совсем недавно мама мне прочитала одну сказку о посуде, которая сбежала от бабушки. Только не помню, как она называется.
Мишутка : А вы ребята знаете эту сказку? А кто её автор?



Мишутка : Почему К.И Чуковский, так назвал свою сказку? (потому что в сказке рассказывается о Федоре, от которой сбежала вся посуда, и она очень огорчилась)
Воспитатель: - А почему посуда сбежала?


Воспитатель: Какая посуда была? (грязная)
Игра «Пантомима»
Воспитатель: Представьте, что вы грязная посуда и изобразите её при помощи мимики и жестов.
Воспитатель: Какая была Федора?
Воспитатель : Можем ли мы, помочь, Федоре справиться со своим горем? Как?
Дети : Помоем посуду
(дети моют загрязненную посуду «детскую»)
Воспитатель: Теперь посуда, какая? (чистая)
Воспитатель : Как вы изобразите чистую посуду?
Воспитатель : Кто помнит, куда сбежала посуда?
Воспитатель : Что с ней может случиться в лесу?
Воспитатель : Есть еще один вариант, что может произойти с посудой. Она превратится в сказочный лес.
Мишутка : Я уже представил, как посуда превратилась в сказочный лес и даже нарисовал. Посмотрите ребята, какой он.
Показ «Сказочного леса»


Воспитатель : Что мы видим в лесу? (Елочки, грибочки, т.д. )
Воспитатель : А если приглядеться, во что превратилась посуда?
Мишутка : Ой, ребята пока вы тут воображаете этот чудесный сказочный лес, мне захотелось превратиться в листочек и прогуляться в этом сказочном лесу.
Физ. минутка
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой.
Мама с ним поменьше роста.
А сынок- малютка просто.
Очень маленький он был
С погремушками ходил.
Дзинь-дзинь-дзинь.(2 раза)
Воспитатель: Вернулась ли посуда к Федоре? Почему?
Воспитатель: Какая стала Федора (показ иллюстрации)

Задачи:

  1. Расширять и активизировать предметный словарь по теме: «Посуда».
  2. Уточнить названия предметов посуды и их частей, материалов, из которых сделана посуда;
  3. Формировать навык образования относительных прилагательных.
  4. Развивать зрительное, слуховое восприятие, память, познавательный интерес.
  5. Закрепить у детей знания о народных промыслах: хохломской росписи.

Материал: Набор посуды: стеклянной, фарфоровой, глиняной, металлической, деревянной; 3 таза с водой; магниты.

Ход занятия

1. Игровой момент.

В руках у воспитателя письмо. Воспитатель читает письмо: «Дорогие дети! Помогите мне вернуть посуду! Вся моя посуда убежала в царство Самовара. Вернуть ее можно только выполнив все задания Самовара». Воспитатель: Дети, как вы думаете, от кого это письмо?

Дети: От Федоры.

Воспитатель: Поможем Федоре Егоровне?

Воспитатель: Итак, мы отправляемся в царство Самовара. Путь туда не близок, и на нашем пути будет много препятствий. А дорогу в царство Самовара нам покажет вот этот клубочек.

2. Основная часть.

1. «Ты клубочек, покатись, нам дорожку укажи!»

Клубочек катится, дети идут за ним, он останавливается. «Клубочек дальше не катится,

значит нужно выполнять первое задание Самовара". Воспитатель убирает салфетку, под которой на столе находится стеклянная посуда:

– Что это? (посуда)

– Назовите ее: (стакан, кувшин, салатник, фужер, бокал, кружка).

– Из какого материала сделана эта посуда? (из стекла).

– Значит, какая она? (стеклянная).

(Указание воспитателя – отвечать полным предложением).

– Что можно сказать о стеклянной посуде? Какая она может быть? (она тонкая, прозрачная, хрупкая, легкая).

Давайте сравним кружку и бокал. Что у них общего, чем они похожи? Чем они отличаются?

– Для чего используют стеклянную посуду? (в нее наливают воду, сок; из нее пьют; в нее кладут салат).

2. «Ты, клубочек, покатись, нам дорожку укажи!»

Клубочек катится, дети идут за ним, он останавливается. «Придется выполнить второе задание Самовара. Воспитатель убирает салфетку, под которой на столе находится фарфоровая посуда.

  1. Что это за посуда? (сахарница, чайник, чашка, молочник, блюдце).
  2. Из чего она сделана? (из фарфора).
  3. Значит она какая? (фарфоровая).
  4. А как называется набор посуды с одинаковым рисунком? (сервиз).
  5. Какие сервизы вы знаете? (чайный, кофейный, столовый).
  6. А это какой сервиз? (чайный).

– А что можно рассказать о фарфоровой посуде? (она изящная, тонкая, хрупкая, легкая, блестящая).

3. «Ты клубочек покатись, нам дорожку укажи!» А теперь наш Самовар приготовил нам третье задание – загадки.

Загадки:

  • Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)
  • Новая посуда, а вся в дырах. (Сито, дуршлаг)
  • Дам есть – скворчит, ворчит
  • Не дам есть – молчит. (Сковорода)
  • 4 ноги, 2 руки, один нос, одно брюхо. (Самовар)

Воспитатель убирает салфетку, под которой на столе находится металлическая посуда.

– О какой посуде эти загадки? (о металлической).

– Значит из чего она сделана? (из металла)

– Назовите ее? (сковорода, кастрюля, дуршлаг, самовар).

– Для чего нужна эта посуда? (для того, чтобы жарить, варить, кипятить, сливать воду).

– Какая она по весу? (тяжелая).

– Справились мы и с этим заданием. Молодцы! А наш клубочек катится дальше.

4. «Ты, клубочек, покатись, нам дорожку укажи». Клубочек останавливается. Четвертое задание Самовара. Воспитатель убирает салфетку, под которой находится глиняная посуда.

– Что это за посуда? (горшочек, кофейник, чашка, блюдце).

– Из чего сделана эта посуда? (из глины).

– Значит какая она? (глиняная).

– Что можно еще сказать о глиняной посуде? (она тяжелая, блестящая, хрупкая, гладкая)

5. «Ты, клубочек, покатись, нам дорожку укажи!»

Дети, клубок привел нас к «Золотой хохломе». Воспитатель убирает салфетку, под которой на столе находится деревянная посуда.

Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)

– Почему эту посуду называют «Золотая хохлома»? (потому что она расписана элементами хохломы). Назовите их (лист, ягодка, травка).

– А из какого материала изготовлена эта посуда? (из дерева).

– Значит она какая (деревянная)

– Назовите ее (тарелка, солонка, миска, сахарница).

– Что еще можно сказать о деревянной посуде? (она легкая, расписная, золотая).

– Итак, со всеми заданиями Самовара вы справились!

Физминутка. Мы посуду называем. Вместе, дружно поиграем…

6. За то, что вы выполнили задания Самовара – он хочет с вами поиграть. Дети садятся полукругом.

1) Дидактическая игра. «Узнай, какая посуда звучит?»

Воспитатель ставит ширму, ударяет по посуде, дети угадывают какая посуда «пела».

2) Опыт. «Тонет, не тонет»

Самовар придумал такую интересную игру, он хочет узнать, какая посуда тонет, а какая нет.

Выберете каждый по одному предмету посуды и опустите в тазик. У тебя Катя, почему тарелка плавает? Она легкая, из дерева и т.д. Она не тонет. А теперь давайте посмотрим, утонет ли металлическая посуда. Да, утонет, потому что эта посуда тяжелая, из металла. Давайте расскажем Самовару, какие предметы тонут и какие не тонут? (Вывод: тонет металлическая посуда, не тонет деревянная).

Самовар такой затейник, хочет он в еще одну игру поиграть.

3) Опыт. «Какие предметы притягиваются?»

Дети, что у меня в руке? (магнит).

– Для чего нужен магнит? (чтобы узнать какие предметы притягиваются, а какие нет).

Проведение опыта: Дети берут магниты и подносят к металлической посуде, затем подносят магнит к стеклянной, деревянной посуде. Делают вывод – притягивается к магниту только металлическая посуда.

7. Дети, а теперь давайте вспомним, почему в сказке посуда убежала от Федоры? (потому что она не ухаживала за ней, била ее). Давайте поможем Федоре «отремонтировать» ее посуду.

Игра «Дорисуй». На рисунках у детей чайник, кастрюля, чашка, сковорода, у которых недорисованны детали – крышка, ручка, носик. Им нужно назвать недостающие детали и дорисовать их.

Теперь Самовар разрешает, чтобы мы отправили всю посуду Федоре Егоровне и просит нас о том, чтобы мы написали ей письмо, о том, как надо обращаться с посудой и заботиться о ней. Как за ней ухаживать? Для чего нужна посуда? Ответы детей воспитатель записывает в «письмо».

3. Подведение итогов занятия. Оценка.

– Молодцы ребята. Воспитатель благодарит всех детей за помощь Федоре и предлагает детям угощение, которое передал им Самовар (баранки, печенье, пряники), и приглашает всех попить вкусного чая из самовара.

Организованная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в старшей группе. Тема: «Посуда»

Интеграция областей:

1. Коммуникация. Развитие всех компонентов устной речи, практическое владение нормами речи.

2. Здоровье. Первичные представления о здоровом образе жизни.

3. Физическая культура. Физкультминутка «Я чайник-ворчун».

4. Социализация. Дидактическая игра разрезные картинки «Собери посуду».

5. Познание. Решение задач, развивающих речь:

  • Игра «Сравни»
  • Игра «Четвертый лишний»
  • Игра «Из чего сделана посуда»
  • Игра «Каждый продукт в свою посуду»

6. Чтение художественной литературы. Произведение К.И. Чуковского «Федорино горе». Знакомство с автором (портрет). Отгадывание загадок по теме.

7. Художественно-эстетическое развитие. Штриховка карандашом.

Программное содержание:

Закрепить познания детей о посуде. Учит называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану. Правильно строить предложения. Полно отвечать на вопросы. Развивать память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме. Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне.

Оборудование: Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, опорная схема для составления описательных рассказов «посуда», разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, давайте подойдем к столам, встанем около своих мест. А теперь я разрешу сесть на свое место тому, кто отгадает мою загадку. И воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают, кто догадался, поднимает руку и говорит отгадку.

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон.

Чайник

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее ……….

Тарелкою

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны

Кастрюля

4. На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без ……..

сковороды

5. Лишь для хлеба создана,

Бережет его она.

хлебница

6. Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем.

чашка

7. Сама не ем,

А людей кормлю.

ложка

8. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

стаканы

9. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест

вилка

10. Новая посуда, а вся в дырках

дуршлаг

Молодцы, все загадки отгадали. Все заняли свои места. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки? Правильно, о посуде!

Давайте вспомним, какая бывает посуда.

Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? Чайная посуда.

Из какой мы кушаем? Столовая.

Как называется посуда, в которой готовят? Кухонная посуда.

Вот такая разная посуда бывает.

А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей,
Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница!

Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

Как она называется? Федорино горе.

Кто написал эту сказку? К.И.Чуковский (показать портрет писателя).

Какие сказки он еще написал?

Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Слышите шорох, кто-то вздыхает. А! Вот она Федора Егоровна пришла сегодня к нам. И пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. У вас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.

Проводится игра «Собери посуду». Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник...)

Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним. Вы ответите на мои вопросы.

Игра «Сравни».

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).

3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).

4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).

5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).

6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зулбчиков, как у вилки, ложка круглая).

Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда?».

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка.

«Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд

шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот

руки на поясе,

Повороты туловища

Вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

Эй, люди, я с вами почайпить хочу.

прыжки на месте

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду».

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем …

Молоко нальем …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Сок налили …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в …

Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Игра «Четвертый лишний».

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питься).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили все по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нм, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец воспитания)

Название предмета посуды

Цвет

Форма

Части

Из чего сделана

Как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

3. чайник

4. сковорода

5. ложка

Ну, заглянули мы с вами и в сундук Федоры, помогли ей с посудой. Ребята, а закончилось чем «Федорино горе»? Да, она исправилась.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

А как вы своей маме дома помогаете?

А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Давайте все пересядем за столы на свои места. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.


Чебрякова Юлия Юрьевна

МБДОУ "Детский сад № 5 "Родничок" г. Луховицы

воспитатель

Конспект НОД по теме "Посуда"

Познавательное развитие. Ознакомление с предметным окружением, с миром природы, с социальным миром.

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Посуда».

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания детей по теме «Посуда», активизировать словарь и обогащать его новыми словами и словами-антонимами;
  • развивать познавательно-психические функции: речь, мышление, восприятие, внимание, воображение, память, логику;
  • развивать мелкую моторику и зрительную память в работе с разрезными картинками;
  • упражняться в составлении описательных рассказов по схеме;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • воспитывать чуткое, отзывчивое отношение, желание помочь попавшему в беду.

Материал и оборудование: магнитофон, кассета со звуковым письмом; разрезанные на части разноцветные силуэты посуды (чашка); чашки, вырезанные из цветного картона для дыхательной гимнастики; картина к дидактической игре «Отыщи посуду в сказочном лесу»; предметные картинки с изображением посуды; схема для составления описательного рассказа о посуде, предметы посуды.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент.

Дети заходят в группу. Воспитатель встречает их на ковре, в руках кассета.

- Ребята, я сегодня получила посылку, в которой было вот это звуковое письмо. Давайте его послушаем.

II. Введение в тему.

Звуковое письмо:

И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
А за ними блюдца, блюдца
Вдоль по улице несутся.
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
"Вы куда? куда? куда? куда? куда?"
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке…

(пауза)

Ребята, из какой сказки эти слова?

Правильно, это из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Повтори.
-Что за «горе» приключилось с Федорой? (Ответы детей) .
-Почему же посуда убежала от своей хозяйки? (Ответы детей) .

Послушаем продолжение звукового письма.

Ребята! Это я, бабушка Федора!

Написала вам письмо,

Не простое, а звуковое.

Ой, ой, ой, ой, ой!
Помогите вы посуду мне вернуть домой,
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.

III. Работа по теме

Поможем Федоре! А сначала соберем разбитую посуду. И чтобы лучше у нас это получилось, разомнем пальчики.

Воспитатель встает, дети стоят полукругом.

Пальчиковая гимнастика .

Раз, два, три, четыре,

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,

Снова загибают пальчики.

Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и

Так мы маме помогали.

хлопают в ладоши.

1. Дидактическая игра «Почини посуду» .

Пальчики подготовили! Проходите за столы. Соберите посуду.

У каждого ребенка на столе разрезанная чашка.

Что у вас получилось? (Чашка)

А у тебя?

Какого цвета твоя чашка? Полным ответом скажи!

Для чего нужна чашка? (из нее можно пить)

Что можно пить из чашки? (молоко, сок, чай, воду)

Верно, но чай может быть иногда слишком горячим. Такой чай пить опасно, можно обжечься. Что нужно сделать, чтобы чай остыл? (подождать или остудить его)

Верно, сейчас я вам покажу, как правильно остужать чай, выходите на ковер.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель раздает чашки.

Возьмите чашки. Представьте, что в них горячий чай, который нужно остудить. Я покажу вам как правильно это сделать. Посмотрите сначала. Я делаю глубокий вдох носом, а затем длинный выдох ртом. Щеки я не надуваю.

Давайте вместе подуем. Теперь посильнее.

Теперь еще сильнее.

Молодцы! Остыл наш чай. Теперь вы знаете, правильно пить чай, чтобы не обжечься. Ставьте чашки на поднос.

2. Дидактическая игра «Отыщи посуду в сказочном лесу» .

Ребята! Разбитую посуду мы собрали Федоре, а еще посуда убежала и спряталась в лесу. Давайте её найдем. 1, 2, 3 повернись - в сказочном лесу окажись!

Перед детьми изображение сказочного леса.

Подойдите поближе, рассмотрите сказочный лес.

Посуда замаскировалась, превратилась в разные предметы. Скажите, во что превратилась посуда!

Облако в сито, из которого идет дождь.

Кастрюля в пень, на котором выросли грибы.

Блюдца- в шляпки грибов, стаканы- в ножки грибов.

Поднос в озеро.

Чашка с ложкой в лодку с веслом.

Вилки в камыши.

Нож, кувшин, бутылка в стволы деревьев.

Дуршлаг в ёжика.

Сковорода, половник в шишки.

3. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Вот и отыскали заблудившуюся посуду. Только посуда в сказочном лесу совсем не такая, какая была у Федоры.

У Федоры она была грязная, а в сказочном лесу…(чистая)

тусклая - блестящая;

разбитая - целая;

старая - новая;

уродливая - красивая;

кривая - ровная…

А теперь давайте изобразим посуду, которую мы нашли.

Физкультминутка.

Вот большой железный чайник
Очень важный, как начальник,

- надули животик: одна рука на поясе -« ручка», другая изогнута - «носик»,

- «сделали важное лицо», приподняв подбородок

Вот керамические чашки,
Очень хрупкие, бедняжки

- присели, одна рука на поясе - «ручка»,

- испуганное выражение - вдруг кто разобьет

Вот фарфоровые блюдца,
Очень весело смеются;

- кружатся, «рисуя руками круг»,

-- смеются

Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке;

- потянулись, руки вверх, сомкнутые над головой,

-- «удивились» - какие они высокие

Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.

- легли на ковер, вытянулись - «устал» поднос, расслабились

Встают с ковра.

Ребята! Смотрите!! Вот она, Федорина посуда! Вернулась!!

Воспитатель ставит на стол предметы посуды. Дети называют её.

Входит Федора.

Ах! Моя посуда! Какие вы молодцы, что помогли мне вернуть её назад!

Да, Федора! Отыскали мы твою посуду. А сейчас ребята тебе расскажут о том, для чего нужна посуда и как правильно с ней обращаться! Садись.

4. Составление описательных рассказов о посуде по опорной схеме.

1. Название посуды.

2.Части посуды.

3.Материал.

4.Назначение посуды.

(3-4 человека)

-- А давайте еще расскажем Федоре, как нужно ухаживать за посудой.

V . Подведение итогов занятия.

Федора: Ну спасибо, ребята! Теперь я знаю, для чего нужна посуда и как с ней обращаться! Уж не буду, уж не буду я посуду обижать! Буду, буду я посуду и любить и уважать! А за вашу помощь я хочу вас отблагодарить!

Дарит ребятам баранки.

Программное содержание:

— Закрепить познания детей о посуде.

— Учить называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану.

— Правильно строить предложения, полно отвечать на вопросы.

— Развивать память, внимание, мелкую моторику.

— Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме.

— Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне.

Коммуникация.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое владение нормами речи.

Здоровье.

Первичные представления о здоровом образе жизни.

Физическая культура.

Физкультминутка «Я чайник-ворчун», пальчиковая гимнастика «Посуда», зрительная гимнастика в стихах.

Социализация.

Дидактическая игра разрезные картинки «Собери посуду».

Познание.

Решение задач, развивающих речь:

Игра «Сравни»

Игра «Четвертый лишний»

Игра «Из чего сделана посуда»

Игра «Каждый продукт в свою посуду»

Чтение художественной литературы.

Произведение К.И. Чуковского «Федорино горе». Знакомство с автором (портрет). Отгадывание загадок по теме.

Художественно-эстетическое развитие.

Штриховка карандашом.

Оборудование:

Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.

Словарная работа: сахарница, конфетница, фарфоровая, кухонная, чайная.

Предварительная работа: рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства, чтение сказок К.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин», отгадывание и разучивание загадок о посуде, игры: «Что в чём?» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов), «Четвёртый лишний» и др.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).

Воспитатель: Ребята, а сейчас вам надо отгадать загадки.

1. Имеет хобот, а не слон, он чашкам отдает поклон. (чайник)

2. Для нас она необходима, ведь пищу из нее едим мы, глубокая и мелкая, зовут ее …(тарелкою)

3. На кухоньке нашей мы варим в ней кашу, картошку, бульоны, супы, макароны… (кастрюля)

4. На кухне ей всегда почет она и жарит и печет, не приготовить нам еды на кухне без …(сковороды)

5. Лишь для хлеба создана, бережет его она… (хлебница)

6. Ее за ручку мы берем, чай, кофе из нее мы пьем… (чашка)

7. Сама не ем, а людей кормлю… (ложка)

8. Сделаны из стекла, предназначены для чая, сока, молока… (стаканы)

9. Имеет 4 зуба, каждый день появляется за столом, а ничего не ест (вилка)

10. Новая посуда, а вся в дырках… (дуршлаг)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки?

Дети: Посуда.

Воспитатель: Правильно, все загадки о посуде! Наше путешествие будет в страну «Посуда». Давайте вспомним, какая бывает посуда.

— Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? (Чайная посуда).

— Из какой мы кушаем? (Столовая).

— Как называется посуда, в которой готовят? (Кухонная посуда).

Вот такая разная посуда бывает. А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей, превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками, разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке, или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду нам различная посуда:

На неё еду кладут, из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты: сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд- варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница!

Воспитатель: Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

— Как она называется? (Федорино горе).

— Кто написал эту сказку? (К.И.Чуковский — показать портрет писателя).

— Почему вся посуда убежала? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Слышите шорох, кто-то вздыхает. А! Вот она Федора Егоровна пришла сегодня к нам. И пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. У вас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нём расскажите.

Игра «Собери посуду»

Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник…)

Воспитатель: Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним. Вы ответите на мои вопросы.

Игра «Сравни»

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).

3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).

4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).

5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).

6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (У ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).

Воспитатель: Молодцы. Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг. Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда?»

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы – пластмассовая

Сковорода из чугуна – чугунная

Миска из глины – глинная

Нож из стали – стальной

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка: «Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд (шаги на месте)

Я всем напоказ выставляю живот (руки на поясе, повороты туловища)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (хлопки в ладоши)

— Эй, люди, я с вами чай пить хочу. (прыжки на месте)

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду»

Масло сливочное положим…(в маслёнку) .

Сахар насыпаем…(в сахарницу).

Молоко нальем …(в молочник).

Соль у нас в …(в солонке).

Перец …(в перечнице).

Хлеб положили в …(в хлебницу).

Фрукты …(в вазе).

Сухари …(в сухарницу).

Сок налили …(в кувшин).

Селедку в …(в селёдочницу).

Конфеты к чаю у нас в …(в конфетнице).

Воспитатель: Молодцы. Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Игра «Четвертый лишний»

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Воспитатель: Молодцы!

Зрительная гимнастика в стихах.

Раз –налево, два – направо, три — наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир.

Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас!

Воспитатель: Ребята, а Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нём, описывают. Игру начинает воспитатель (дает образец описания).

— название предмета посуды

— из чего сделана

— как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

4. сковорода

Воспитатель: Молодцы, вы правильно и подробно рассказали о посуде. Ребята, а закончилось чем «Федорино горе»? Да, она исправилась.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

А как вы своей маме дома помогаете? (ответы детей) . А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Давайте все сядем за столы. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...