Экологические проекты в детском саду лекарственные растения. Экологический проект «Лекарственные растения» для детей подготовительной группы. Справка о деятельности коллектива

Введение:

Место проведения исследования: территория, прилегающая к ДОО

Сроки выполнения проекта: июнь - июль

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, педагоги, медсестра.

Задачи:

Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Методы исследования:

Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

Наглядные: театральное представление, тактильно-мышечная наглядность;

Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;

Слушание музыки.

Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на территории, прилегающей к ДОО.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

I этап.

1. Беседа «Лекарственные растения ».

Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (презентация)

2. Игра «Съедобное - Несъедобное»

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха) .

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

4. Чтение литературных произведений:

Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.

Чтение А. Онегова «Тропинка полевая»,

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павловой «Загадки цветов»,

А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.

Заучивание загадок и стихов о растениях.

5. Опыты и исследовательно - поисковая деятельность:

1. «На участке ищем полезные растения»

2. «Где лучше посадить растения? »

3. «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)

Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

6. Консультация медсестры для родителей «Народная медицина»

II этап

1. Наблюдение «Наш верный друг - чистотел»

Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

2. Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение) : «Я-подорожник… », «Я-ромашка… », «Я-крапива… »

3. Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп - листья и молодые стрелки

Одуванчик - листья, корень

Календула - цветы и семена

Ромашка - цветы

Мелисса - листья

Зверобой - цветы, листья

Мать - и - мачеха - листья

Пастушья сумка - цветы

Мята - листья

Щавель - листья, стебель, молодые стрелки

Лопух - листья и корни

4. Экскурсия на поляну.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего посёлка, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем посёлке, познакомить с тем какие лекарственные растения растут на поляне (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.) . Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

5. Занятия по ИЗО деятельности:

- «На лугу» - рисование.

Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.

- «Одуванчик» - объёмная аппликация.

Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

- «Наш друг - подорожник» - рисование.

Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.

6. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».

7. Слушание музыки:

Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.

1. Ю. Антонов «Не рвите цветы»

2. В. Моцарт «Цветы»

3. П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

4. Ю. Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»

5. М. Протасов «Одуванчики»

III этап

1. Занятие «Лесная аптека на службе человека»

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение? », «От какого растения часть».

Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

4. Создание «Именной книги»

Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.

5. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители) .

6. «Письма нашим друзьям» (родители вместе с детьми пишут письма лекарственным растениям) .

7. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай! » и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)

8. Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», «Мой педагогический опыт по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет) .

9. Подведение итогов реализации проекта.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Лекарственные растения»

Старшая группа №7

Воспитатели:

Войтович М.В.

Золотухина В.В.

2013 г.

Педагогический проект

(познавательный, среднесрочный)

«Лекарственные растения»

Сроки выполнения проекта: 1 месяц

Актуальность.

Гипотеза:

Участники проекта:

Цель проекта:

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

  1. Изготовление пособий.

Реализация проекта.

Работа с детьми

Познавательная деятельность

  1. Беседа «Друг или враг»

Продуктивная деятельность

Игровая деятельность

Работа с родителями

  1. Экскурсия в аптеку.

Обобщающий этап.

«Презентация проекта»

  1. Альбом «Зеленая аптека»
  2. Консультации для родителей
  3. Дидактическая игра «Фитодоктор»
  4. Загадки о лекарственных растениях
  5. Викторина «Знатоки лечебных трав»

Результаты реализации проекта:

Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

Сформировались знания о лекарственных растениях.

Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания .

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР Детский сад №8 «Салют»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

(познавательный, среднесрочный)

«Лекарственные растения»

Старшая группа №7

Воспитатели:

Войтович М.В.

Золотухина В.В.

2013 г.

Педагогический проект

(познавательный, среднесрочный)

«Лекарственные растения»

Место проведения исследования: территория МБДОУ ЦРР детский сад №8 «Салют».

Сроки выполнения проекта: 1 месяц

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

  1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.
  2. Подбор методической и художественной литературы.
  3. Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
  4. Изготовление пособий.
  5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  6. Разработка бесед, викторины.
  7. Составить перспективный план мероприятий.

Реализация проекта.

Работа с детьми

Познавательная деятельность

  1. Беседа «Лекарственные растения ».
  2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»
  3. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
  4. Беседа «Друг или враг»
  5. Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»
  6. Викторина «Знатоки лечебных трав»
  7. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
  8. Занятие – сказка «Старый подорожник»

Продуктивная деятельность

1.Рисование «Наш друг - подорожник»

2.Аппликация «Ромашковое поле»

3. Рисование «Чудо – растения»

Художественно – речевая деятельность

Чтение литературных произведений:

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павлова «Загадки цветов»,

А, Плешакова «Зеленые страницы»,

А. Онегова «Тропинка полевая»,

А. Плешакова «Зеленые страницы»,

Заучивание загадок и стихов о растениях

Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

Игровая деятельность

Дидактическая игры«Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека». Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”.

Поисково – исследовательская деятельность

1.Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение).

2.«На участке ищем полезные растения»

3.«Где лучше посадить растения?»

4. Составление схем «Что лечит растение»

Работа с родителями

  1. Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
  2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
  3. Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
  4. Оформление альбома «Зеленая аптека»
  5. Экскурсия в аптеку.
  6. Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

Обобщающий этап.

«Презентация проекта»

  1. Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»
  2. Выставка рисунков «Чудо – растения»
  3. Альбом «Зеленая аптека»
  4. Консультации для родителей

    Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

    Проблема . Беседа с детьми на тему растений помогла определить проблему, а именно - дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в целебных растениях. Поэтому и был разработан экологический проект «Лекарственные растения»

    Сроки проведения: разработка и реализация проекта проходила в летний период 2016 года в течении двух месяцев.

    Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

    Цель проекта : сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

    Задачи:

    1. Для воспитанников:

    1. Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

    2. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете.

    3. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

    4. Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать.

    5. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. 6.Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

    7. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

    2. Для родителей (законных представителей)

    1. Привлекать родителей к участию в образовательной деятельности, создании совместного образовательного проекта.

    2. Повышать родительскую компетенцию в вопросах экологического воспитания.

    3. Для педагога:

    1. Разработать систему мероприятий, направленных на развитие экологических знаний старших дошкольников.

    2. Создать условия для ознакомления детей с миром целебных растений.

    В летний период времени 2016 года на уровне ДОУ я внедряла проектную деятельность познавательного цикла под названием: "Растения, которые нас лечат". На начальном этапе внедрения проекта провела диагностическую беседу с детьми и анкетирование с родителями. План реализации проекта представлен в виде таблицы- матрицы. (план взаимодействия с детьми и родителями, сценарии мероприятий).

    Осуществляя прогулку с детьми по экологической тропе, я задала детям вопрос: "Что вы видите под своими ногами, когда идете?" Дети стали называть: траву, камешки, цветы. Катя назвала одуванчики. «Вот – лопух», сказала Аня. «А я вижу подорожник, он лечит», - сказал Саша. А какие еще растения, которые нас лечат, вы знаете? Ответов много не последовало, и эта проблема послужила толчком к созданию проекта.

    Ввести детей в проблему проекта помог просмотр мультфильма «Сказки про лекарственные растения». Сюжет мультфильма раскрыл перед детьми разнообразие мира растений, которые лечат людей, животных. После просмотра дети поняли, что в природе нас окружают растения, которые не только радуют своей красотой, но и помогают нам дышать. И также существуют лекарственные растения, которые в опасных для здоровья ситуациях приходят на помощь человеку, животным.

    Затем для расширения знаний у детей о лечебных растениях использовала беседы с использованием ИКТ: "Как разнообразен растительный мир", "Почва и ее свойства", "Царство лекарственных растений", "Что лечат лекарственные растения". После этого дети стали искать в ближайшем окружении лекарственные травы. Исследовав территорию детского сада, выявили с детьми наличие хорошо знакомых детям видов лекарственных растений - одуванчик, подорожник, лопух; и незнакомых - тысячелистник, цикорий. На месте их произрастания мы поместили таблички - указатели с картинкой. Позже Галя предложила придумать карту и занести на нее все растения- целители, которые растут на территории детского сада. Итак, дети выявили, что нужно на карту занести следующие растения: цикорий, тысячелистник, ромашку лекарственную, пастушья сумка, одуванчик, лопух, подорожник, крапиву. Совместно с детьми изготовили карту- схему.

    В период ознакомления с новым видом лекарственных растений мы читали такие литературные произведения как: рассказ "Огород на опушке" А. Стрижева, А. Онегова "Тропинка полевая", Н. Павловой "Загадки цветов", А. Плешакова "Зеленые страницы", Э. Шима «Сказки, найденные в траве», С. Козлова «Волшебная травка зверобой», К. Паустовский «Заботливый цветок».

    Разучивали стихи, отгадывали загадки про лекарственные растения: подорожник, ромашку лекарственную, крапиву, одуванчик.

    Чтобы сформировать представления о лекарственных растениях у детей проводила дидактические игры под названием: "Где что растет?", "Угадай, где я была?"(определение места произрастания), "Найди, о чем расскажу", "Что лечит это растение". "Какому растению принадлежит это?". Для создания игры "Угадай по запаху" приняли участие и дети и родители. Каждый ребенок выбрал понравившиеся растение, дома вместе с родителями собрали, высушили и принесли в сухом виде в мешочке из ткани.

    Экскурсии по экологической тропе помогли детям в экспериментальной деятельности. Дети узнали строение растений, условия, необходимые для их жизни, размножение, рост, развитие растений. На прогулочном участке создали уголок "Зеленые помощники", где дети самостоятельно рассматривали картинки с лекарственными растениями и иллюстрации из книг.

    Узнав о большой пользе всех лекарственных трав, дети предложили придумать плакат «Берегите лекарственные растения- это наши зеленые друзья» и разместили его в уголке на участке. А еще пригласили гостей- друзей из другой группы и рассказали им о пользе лекарственных растений.

    Позже ребята спросили: "А где могут расти еще лекарственные растения?" И тогда мы осуществили выход в парковую зону с целью выявления места произрастания лекарственных растений за территорией детского сада. Сделали вывод, что эти растения растут повсюду, всегда рядом с нами. Затем посетили аптеку, где работает бабушка Вероники. Она рассказала детям, что можно травы сушить самостоятельно дома, а можно купить готовую траву в аптеке и лечиться.

    С использованием изобразительных средств дети рисовали понравившиеся растения. Детские работы собрали в папку "Целебные травы".

    Завершая работу с детьми по проекту, мы собрали гербарий лекарственных растений. В игровой деятельности дети использовали лечение разными отварами, легко узнавали и называли лекарственные растения на территории детского сада, по дороге домой. Пополнилась развивающая среда новыми дидактическими играми, появилась картотека лекарственных растений нашей местности,

    В проектной деятельности принимали участие и родители. Совместно с детьми родители в домашних условиях изготовили схемы приготовления отваров, настоек для оздоровления организма и различных заболеваний. Поделились опытом на итоговом мероприятии. Вместе оформили копилку "Бабушкиных рецептов" (обмен рецептов).

    Интересными по содержанию получились сочинения сказок родителей и детей про лекарственные растения и их лечебные свойства.

    Творчески подошли родители к изготовлению книжек- малышек "Мое любимое лекарственное растение"

    Ожидаемые и полученные результаты.

    В ходе работы над проектом мы достигли следующих результатов: обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания. Мы собрали бесценный материал о целебных растениях нашей местности, которые растут и на территории детского сада. В период работы над проектом дети пополнили словарный запас. Экспериментальная деятельность, в которой участвовали дети была направлена на развитие воображения, мышления. В ходе всего проекта дети проявляли любознательность, были наблюдательны.

    В результате работы по проекту дети узнали больше названий целебных растений, узнали об их значимости для всего живого на планете. Если в начале работы дети знали только 2-3 растения, то к завершению их знания пополнились до 8-10. Легко узнавали их по внешнему виду, и также Путем исследования дети познакомились со свойствами лекарственных растений и их лечебными качествами.

    У детей сформировалось бережное отношение к природе.

    Ребята хорошо запомнили, что растения, которые нас лечат надо охранять и беречь.

    Из наблюдений за играми детей, можно сказать, что у детей появились новые сюжеты игр: "Фитобар", "Зеленая аптека".

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Топилинская средняя общеобразовательная школа»

    Проект «Лекарственные растения»

    Выполнили: обучающиеся 4 класса

    Руководитель: Алимова А.А.,

    учитель начальных классов.

    х.Топилин

    2016-2017

    "Лекарственные растения "

    Цель проекта :

    уточнить и расширить представления детей о лекарственных. Углублять знания детей о значении растительных сообществ. Пропагандировать исследовательское, вдумчивое и бережное отношение к живой природе, привлекать внимание детей к научно-популярной литературе о растениях.

    Задачи:

    Образовательная: обобщить знания о лекарственных растениях; изучить растения; выяснить значение лекарственных растений для человека; определить, какой вред человек наносит «зеленому другу»;

    Развивающая: развивать навыки исследовательской работы;

    развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей;

    развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений;

    развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.

    Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

    Прогнозируемый результат:

      Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе.

      Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений.

      Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

      Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражение и развитие творческих способностей.

      Освоение родителями педагогических приёмов необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей.

    Этапы проекта:

      Подготовительный:

      составление перспективног плана мероприятий проекта на месяц;

      подборка художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;

      подборка иллюстраций и фотографий лекарственных растений;

      подготовка материала: тетради и альбомы для оформления результатов.

      Реализация проекта:

      занятие познавательног цикла;

      чтение художественной литературы;

      игровая деятельность;

      совместная работа детей с родителями (сбор иллюстраций и фотографий, подготовка сообщений о лекарственных растениях;)

      Этап подведения итогов:

      создание информационного буклета «Зелёная аптека для детей и взрослых».

      творческий отчёт о проделанной работе и результатах проекта.

    Проект "Лекарственные растения " реализуется в рамках образовательного курса «Окружающий мир". В процессе выполнения данного проекта обучающиеся под руководством педагога проводят самостоятельное исследование на предмет наличия в лекарственных растений, их лекарственных свойств, делают подборку рецептов народной медицины с использованием лекарственных растений леса, формируют выводы относительно полезности использования лекарственных растений при лечении и необходимости охраны редких лекарственных растений. В процессе выполнения проекта ученики приобретают общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования, к числу которых относятся наблюдение объектов окружающего мира, их описание, соотнесение, навыки поиска информации, навыки самостоятельной работы, умения построения логических цепочек и формирования выводов.

    Проект является исследовательским, информационным, творческим, групповым. Внешним продуктом проекта станут созданные материалы: брошюра, сборник статей "Лекарственные растения ". Внутренним продуктом является формирование новых компетенций, опыт совместной работы.

    Ход проекта.

    1-й этап – п о д г о т о в и т е л ь н ы й.

    п/п

    Мероприятия

    Сроки

    Подборка художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях: стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки и т.д.

    Декабрь 2016

    Обращение к родителям: просьба принять активное участие в проекте "Лекарственные растения".

    Декабрь 2016

    Составление сметы расходов на реализацию проектов.

    Декабрь 2016

    Приобретение необходимых материалов.

    Декабрь 2016

    Познавательное занятие: "Лекарственные растения".

    Январь 2017

    Проведение дидактические игры.

    Январь 2017

    Составление правил сбора и обработки лекарственных растений.

    Январь 2017

    Творческий отчёт о проделанной работе: защита сообщений о лекарственных растениях.

    Январь 2017

    Выпуск информационного буклета "Зелёная аптека для детй и взрослых"

    Январь 2017

    Смета расходов на приобретение материалов, необходимых для реализации экологического проекта "Лекарственные растения".

    п/п

    Наименование материала

    Кол-во, шт.

    Цена, руб.

    Стоимость, руб

    Бумага листовая для офисной техники

    Папка с файлами

    Фломастеры

    Клей-карандаш

    ИТОГО:

    2-ой этап – реализация.

    « Нет такого растения, которое не являлось бы лекарственным,

    нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить растением".

    Восточная мудрость.

    Обычно мы не задумываемся, откуда берутся лекарства. Всё просто: если человек заболел - идем в аптеку и покупаем. Известно, что существуют спе­циальные заводы, которые выпускают различные лекарственные препараты. Но оказывается, растения тоже можно использовать как аптеку.

    Лекарственные растения были известны человеку практически с момента его появления на Земле. Древние люди знали о целебных свойствах многих растений и умело использовали их для лечения различных заболеваний. Лечение травами было известно в России с давних времен и было настолько популярно, что возделыванию лекарственных растений уделяли большое внимание даже цари. Петр I приказал создать аптекарские школы и «аптекарские огороды» - первые плантации лекарственных растений в России.

    Многое изменилось с той поры в России, но интерес к целебным травам не угас, наоборот, сейчас он особенно велик.

    С наступлением зимы мы стали чаще болеть: появился кашель, насморк, боли в горле. Лекарства пить не любим. И у нас возникла идея: выздороветь нам помогут лекарственные растения.

    Мы поняли, что нам необходимы дополнительные теоретические сведения, и решили заняться поиском нужной информации.

    На нашей планете произрастает множество видов растений: дикорастущих, культурных, полезных и ядовитых, травянистых и древовидных. Мы же хотим рассказать про те растения, которые называют полезными, лекарственными. Это растения, растущие чаще всего дико в природе, они являются полезными для человека, поскольку обладают целебными свойствами, поэтому их называют лекарственными травами или кустарниками. Благодаря своим целебным свойствам эти растения широко применяются в народной медицине, для лечения и профилактики самых разных заболеваний, многие из растений используют даже в фармацевтической промышленности, для изготовления лекарств.

    Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений

    На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта, проведено позновательное занятие. Проект решили делать всем классом. Каждый выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать (ромашка, душица, календула, зверобой, пустырник и др.).

    Проведение исследовательских наблюдений.

    По просьбе учителя дети провели два исследования.

    Собрали информацию своего лекарственного растения.

    Изучили строение растения.

    На этапе реализации дети совместно с родителями оформляли сообщение «Моё лекарственное растение», в которое заносилась важная информация наблюдений в виде кратких записей и рисунков. (Приложение)

    3-й этап – подведение итогов.

    1) Составление правил сбора и обработки лекарственных растений.

    Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Запомните правило: собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять неприкосновенными, чтобы сохранить их на будущее.

    Каждый кустик и травинка,

    Корень, ягода, орех –

    Все приносит пользу людям,

    Помогает от всех бед.

    Лес – богатство наше, знай!

    Береги и сохраняй!

    -Правило первое : что собирать?

    Следует научиться отличать растения подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других - листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

    -Правило второе: когда собирать?

    Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определённые месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и в сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, шиповник – в сентябре и т.д. Кроме этого нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

    -Правило третье : как собирать?

    Заранее запаситесь всем необходимым для сбора(совками, ножницами, ножами, наволочками или мешочками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

    -Правило четвёртое : где собирать?

    Каждое растение имеет определённые места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог. Нельзя также собирать в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений мало.

    -Правило пятое: собирая, сохранять.

    Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.

    Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки. При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь.

    2) Творческий отчёт о проделанной работе и результатах проекта.


    Заключение.

    Обобщая все вышесказанное, подчеркнём еще раз роль лекарственных растений. Они занимают особое место среди всех растений в природе, поскольку их стебли, листья, корни, цветки, плоды содержат большое количество микроэлементов, веществ, витаминов, которые необходимы человеческому организму, особенно когда организм ослаблен, в период болезни. Такие растения являются не только лекарствами, некоторые из них также составляют полезную добавку к нашей пище, они применяются в лечебном и диетическом питании. Травы входят в состав многих медикаментов. До сих пор в медицине используются отвары, экстракты и настои лекарственных трав, которые применяют при самых разных заболеваниях организма, для снятия боли, при простудных заболеваниях, для остановки кровотечений, для заживления ран и так далее. Но обязательно нужно помнить о том, что лечение травами необходимо согласовывать с врачами, либо с людьми которые хорошо знакомы с лекарственными травами, их свойствами и воздействием на организм человека.

    В ходе исследовательской работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Дети решили, что будут выращивать на своих участках и огородах лекарственные растения, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

    Приложение

    Сообщения детей о лекарственных растениях

    Байракдарова Арзу - 4 класса

    Ромашка аптечная

    Народные названия: ромашка, ромашка лекарственная

    Описание . Ромашка аптечная - однолетнее растение с сильно ветвистым стеблем, цветки белые с желтыми серединками. Имеет приятный запах. Цветет в мае.

    Ромашку часто высеивают в садах. Собирают ромашку аптечную в мае-августе.

    Применение . Лечебное действие ромашки связано с наличием эфирного масла. Растение обладает антимикробным, противовоспалительным, успокаивающим действием. Настой и отвар из цветков назначают для полоскания полости рта и горла; в виде примочек - при воспалительных заболеваниях кожи. Настоем из травы моют голову для укрепления корней волос и придания им мягкости, блеска и красивого цвета. Поэтому цветки ромашки широко применяют в косметологии, добавляя экстракты в кремы, лосьены и т.д.

    Хатамова Афида - 4 класс.

    Календула лекарственная, или ноготки

    Народные названия: ноготки лекарственные, ноготки, ноготки аптечные.

    Описание . Лекарственная календула - однолетнее травянистое растение. Листья опушенные мелкими волосками. Цветки желтого или ярко-оранжевого цвета. Цветет с июня до поздней осени.

    Календулу часто высеивают в садах. Собирают в июне - сентябре. Сушат в темном месте.

    Применение . Календула относится к древним лекарственным средствам, известным еще в Древней Греции. Настой из цветков обладает противовоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Его принимают при заболеваниях печени, селезенки, при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритах и различных кожных заболеваниях. Календулу применяют как вспомогательное средство при лечении рака желудка; в прошлом ее называли "травой против рака" и употребляли в качестве лечебного и профилактического средства.

    Тарадин Никита - 4 класс.

    Зверобой продырявленный

    Народные названия: заячья кровь, кровавчик, хворобой, заячья кривца, кровавник, кровца.

    Описание . Зверобой продырявленный - многолетнее травянистое растение. Листья зеленые с просвечивающимися точечными железками, как будто продырявленные. Цветки желтые, многочисленные. Цветет в апреле - мае.

    Собирают листья, стебли, цветки в июне - июле.

    Применение . Растение относится к древнейшим средствам народной медицины, часто говорят, что зверобой трава от девяноста девяти болезней. Зверобой обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным, ранозаживляющим, мочегонным и желчегонным действием. Его применяют при" женских болезнях, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, сердца и мочевого пузыря, бессоннице, раздражительности, головных болях в виде отвара, настоя. Из зверобоя получают антибиотик-новоиманин, который применяется в медицине для промывания гнойных ран. Зверобой также используется в кулинарии в качестве пряности для рыбных блюд.

    Чабаненко Станислав - 4 класс.

    Душица обыкновенная

    Народные названия: мята лесная, духовой цветок, боровая трава, блошничник, клоповная трава, материйка, душица боровая.

    Описание . Душица обыкновенная - многолетнее травянистое растение с ветвистым ползучим корневищем. Стебли прямые. Цветки мелкие, светло-розовые. Имеет приятный аромат цветков. Цветет в июне - августе.

    Собирают стебли, листья, цветки, в июне - августе.

    Применение . Душица является одним из популярных лекарственных растений народной медицины. Обладает успокаивающим, противовоспалительным и обезболивающим действием. Применяется при простудных заболеваниях, кашле, болезнях желудка и кишечника, ее используют как успокаивающее средство, при бессоннице, используют для ароматических ванн, из-за приятного ароматного запаха душицу используют в парфюмерии для изготовления мыла, мазей, ароматического масла. Сухие листья и цветки, растертые в порошок, нюхают при насморке. Душицу заваривают в чай, В народе это растение применяют как средство от моли.

    Краткосрочный проект на тему "Лекарственная кладовая Краснодарского края"

    Руководитель проекта: Гречкина Елена Александровна, воспитатель МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 20.

    Актуальность.

    В ФГОС ДО одними из основных принципов являются: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

    Тема проекта «Лекарственная кладовая Краснодарского края» представляется мне актуальной и значимой, потому что в процессе изучения лекарственных растений Краснодарского края формируются навыки мыслительных действий, анализа, развивается познавательный интерес и любознательность, активизируется и развивается речь.

    В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены в детстве. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о лекарственных растениях родного края, которыми так богата природа нашего Краснодарского края.

    Здесь можно встретить такие растения как тысячелистник, цикорий, зверобой, одуванчик и другие травы. Многие растения занесены в Красную книгу. Но всё меньше остаётся нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Как же приучить детей беречь и охранять природу, рационально использовать её богатства.

    Наблюдая и рассматривая растения в саду, огороде, парке мы с мамой узнали, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью детей и взрослых, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, условиях правильного сбора.

    Травы… Что в них необычного? Известно, что трава растет на полях, огородах, лугах, в лесах; трава является пищей птиц, насекомых и животных. Но, при более внимательном изучении лекарственных трав, мы поняли, что знаем о них очень мало. Появилось желание научиться находить, собирать лекарственные растения. А для этого необходимы определенные условия и, конечно, знания! Как развивать любовь к природе и стремление познавать, защищать окружающий нас мир? Именно поэтому мы решили включиться в экологический проект, который так и назвали "Лекарственная кладовая Краснодарского края".

    Мотив выбора темы исследования, значимость исследования для окружающих заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Лекарственные травы, которые есть в лесах, на полях нашего края, в каждом доме (в саду, огороде) , известны и знакомы, непознанные и таинственные! Проблема экологического воспитания – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе и познавательный интерес ко всему живому, осознание важности их охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения необходимо воспитывать с самых ранних лет.

    В ходе реализации данного проекта, каждый участник внес свой в клад в достижение цели.

    Гречкина Милана, воспитанница старшей группы МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №20, выступила автором данного проекта, в основу легли её интересы. Девочка изучала лекарственные растения, которые произрастают на территории родного Краснодарского края.

    Мама, помогала Милане. Они вместе собирали, знакомились, искали, в общем изучали мир лекарственных растений. Знакомились с миром целебных трав родного Краснодарского края, правилами их сбора, применения для оздоровления организма человека.

    Арутюнов Самвел Геворкович – папа, не оставался в стороне, он совместно с дочерью при помощи интернет ресурсов изучал места произрастания лекарственных растений.

    Гречкина Елена Александровна - воспитатель старшей группы МБДОУ детский сад №20 проводила беседы с родителями и воспитанницей. Консультировала в ходе реализации проекта. Осуществляла оформление данного проекта.

    1. 2 Цели, задачи, метод работы.

    Цели работы: создать условия для ознакомления детей с миром

    лекарственных растений, правилами их сбора, применение для лечения

    человека, животных.

    Задачи:

    1. Создание положительного эмоционального фона,

    способствующего освоению ребенком знаний о лекарственных растениях Кубани.

    2. Формирование элементарных знаний доступных пониманию ребенка- дошкольника о лекарственных растениях родного края.

    3. Развивать познавательный интерес к миру природы родного города, края.

    4. Воспитывать желание бережно использовать лекарственные растения; пользоваться их целебными свойствами для лечения и укрепления здоровья.

    Тип проекта:

    Информационно – исследовательский, творческий.

    Вариативная модель организации деятельности ребёнка и родителей.

    1. Сбор литературы о лекарственных растениях: загадки.
    2. При подготовке к организации наблюдений за лекарственными растениями выделить объекты для изучения и долгосрочного наблюдения.
    3. Работа над альбомом «Живая аптека»
    4. Консультации для родителей.

    Гипотеза: предположим, что мама права, и в нашем городе Армавире и крае действительно растут лекарственные растения.

    • семейные походы;
    • собрали лекарственные травы, которые произрастают в нашем крае;
    • выясняли, как используют лекарственные растения в целях лечения.
    • создали альбом «Лекарственные растения Кубани»

    2. Основная часть.

    Вот как все начиналось. В нашей группе мы беседуем на тему «Наша малая родина – Кубань» . Воспитатель, Елена Александровна, рассказывала нам о том, что в нашем родном городе Армавире и Краснодарском крае, растет очень много лекарственных растений. Я то думала, что лекарственные растения можно купить только в аптеке, вот в таких ярких упаковках, но как выяснилось –не только.

    Недавно мы побывали в поселке Каменномостском, где посетили удивительный монастырь. В монашеской лавке купили сбор травяного чая, собранный монахами. И нам показали, как правильно заваривать целебный "Витаминный чай". Все были поражены вкусом травяного чая. Мама объяснила мне, что такие сборы можно делать самому – для меня это было интересное открытие. Мы даже немного поспорили с мамой на тему – есть ли такие растения у нас в городе и сможем ли мы их найти и заготовить. Так пришла идея нашего проекта. Мои родители очень любят ходить в походы, путешествовать, особенно в Отрадненском районе. Нам с братом тоже стало немного интересно. Мы с мамой и папой решили все вместе исследовать места произрастания лекарственных растений. Где же, где же эти травы? И в оврагах можно найти лекарственные растения, в лесах, и в полях, и у дорог, высоко высоко в горах…И даже на грядках в огородах.

    С мамой мы прочитали книгу «Лекарственные растения Краснодарского края» . И узнали, как много лекарственных растений существует. Я даже не догадывалась, как много недугов и болезней можно излечить при помощи лекарственных растений. В книге говорилось о том, еще в старину человек заметил, что некоторые растения излечивают от недугов. Он стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Были даже старинные книги, в которые записывались рецепты целебных отваров, настоек из трав.

    Мы составили схему,

    где можно найти лекарственные растения в нашем Краснодарском крае:

    Дидактическая игра "Зеленая аптечка. "

    Программное содержание: познакомить детей с лекарственными растениями, дать представление о применении их в жизни человека.

    Необходимое оборудование: картинки- ребенок с завязанным горлом, ранка на руке, кружка с чаем, ромашка, шалфей, подорожник, мята, душица, крапива.

    Ход игры: В игре принимают участие 2-3 ребенка. Ребенок выбирает к примеру картинку-ребенок с ранкой на руке- соответствует картинка- подорожник или ребенок с завязанным горлом- соответствует картинка-ромашка, шалфей (полощут горло при ангине) . Ребенку мама капает носик соком каланхоэ- соответствует картинка –растение каланхоэ.

    Исследование продолжилось посещением различных мест нашего края с целью обнаружения лекарственных растений. Осенью я познакомилась с еще одним видом лекарственного растения. Была в гостях в поселке Никитино. Какая же там природа! Как –то бабушка мне сказала:

    Сегодня на обед будут крапивные щи, - объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.

    Крапивные?

    Да, - ответила бабушка. - А вы нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы…

    Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я поняла, что траву нельзя безоглядно называть сорной.

    Да, бабушка была права людям есть за что благодарить крапиву.

    Я (Милана) нашла в интернете раскраски "Лекарственные растения", раскрасила рисунки, затем с мамой мы нашли информацию о лекарственных травах. Затем мы приступили к сбору лекарственных растений и оформлению альбома. На страницы альбома мы приклеивали картинки и названия лекарственных растений затем приготовили пакетики и в эти пакетики раскладывали заранее заготовленные сушёные травы, цветы. Со сверстниками в детском саду я поделилась «книгой» собственного изготовления - на тему "Лекарственные растения Краснодарского края". Ребятам было очень интересно, многие задавали вопросы, на которые я уже готова была ответить. Да все это благодаря изучению лекарственных растений. Также я загадывала детям загадки о лекарственных растениях. Вместе с мамой мы посетили «Зеленую аптеку» , встретились с фармацевтом; и она нам рассказала о том, как можно использовать лекарственные растения, от каких болезней они помогают. Дома вместе с мамой мы собрали «Аптечку» из лекарственных трав. В эту аптечку мы положили только те травы, которые мы собрали сами на территории нашего Краснодарского края.

    Со старшим братом, мы посадили "Витаминную грядку". На которой будем выращивать лекарственные растения, прямо дома: мяту, каланхоэ, алоэ, герань). В ближайшее время планируем высадить семена календулы. А хочу я посадить календулу потому что, когда болела моя лемурчик, именно компрессы из отвара цветков календулы помогли ей. Да, это лекарственное растение помогло выздороветь любимому питомцу- Леле!

    Как проводилось исследование:

    • беседовали с людьми;
    • читали с родителями информацию о лекарственных травах;
    • собрали лекарственные травы, которые находятся в нашем крае;
    • выясняли, как используются лекарственные травы в медицине.
    • вырастили лекарственные растения в доме "Витаминная грядка"

    Методы: опросы, наблюдения, эксперименты, обобщение, прогнозирование, беседа, самостоятельная творческая деятельность.

    Загадки «Доскажи словечко» .

    Жёлтый цветик в поле рос,
    На него зимою спрос:
    Семена целебно-жгучи,
    Греют, будто летний лучик.

    Так с простудою сразиться
    Помогает нам...

    (ГОРЧИЦА!)

    Коль дитя вдруг простудилось,
    Горло сильно воспалилось,
    Мама даст ребёнку в чашке
    Чай из цветиков...

    (РОМАШКИ!)

    В цветах, и ствол его с шипами,
    На вид как роза, но с плодами.
    Полезней родственницы статной:
    Напитком с давних пор он знатный.

    Подскажет вам любой садовник,
    Что ценен свойствами...

    (ШИПОВНИК!)

    Сидит на палочке
    В красной рубашечке,
    Брюшко сыто -
    Камнями набито.

    (Шиповник)

    К дереву прижмётся
    И кверху змейкой вьётся.
    А под осень выйти в сад -
    Гроздья жёлтые висят

    (Хмель)

    Что за древо-медонос
    Манит пчёл, шмелей и ос?
    И людей зовёт, пленит
    Мелких цветиков магнит.

    От простуды и от гриппа
    Нас спасает в зиму...

    (ЛИПА!)

    Коль в ночи опять не спится,
    Не сомкнуть никак ресницы,
    Простынь в ёрзаньи измята -
    Выпей чай из листьев...

    (МЯТЫ!)

    В сенокос горька,
    А в мороз - сладка,
    Что это за ягода?

    (КАЛИНА)

    В нём почти сто метров роста,
    На него залезть непросто!
    Из Австралии был он
    К нам в Колхиду завезён.

    У него одна работа -
    Осушение болота.

    (Эвкалипт)

    Будто снежный шар бела,
    По весне она цвела,
    Нежный запах источала.
    А когда пора настала,

    Разом сделалась она
    Вся от ягоды черна.

    (Черемуха)

    3. Заключение.

    Мы рассказали сверстникам и взрослым все, что узнали о лекарственных растениях. Изготовили аптечку из лекарственных трав. А также оформили книжку "Лекарственные растения Краснодарского края ". Результатом исследовательской работы считаем то, освоили некоторые способы использования лекарственных трав, для лечения людей; вырастили лекарственные растения в домашних условиях.

    По итогам выполнения исследовательской работы мы сделали для себя следующие выводы:

    • некоторые растения излечивают от недугов;
    • наш край "Настоящая кладовая здоровья"!
    • В лесах родного Краснодарского края, на наших полях растет очень много разных лекарственных трав.

    Таким образом, наше предположение о том, что лекарственные травы растут в нашем крае подтвердилось. А также подтвердилась гипотеза о том, что возможно, сделать "Витаминную грядку" из лекарственных растений у себя дома.

    «Мой край как сказочное царство,
    Здесь везде растут лекарства:
    В каждой травке, в каждой ветке-
    И микстура и таблетки.

    Ну, а что и как лечить-
    Мы вас можем научить.
    Все целебные растения
    Знаем мы без исключения

    Нужно только не лениться,
    Нужно только научиться
    Находить все те растения,
    Что пригодны для лечения!»

    Мы с мамой рассказали воспитателям и детям нашей группы о том, что узнали и подарили альбом детскому саду.

    Результатом нашего проекта считаем:

    Гипотеза подтверждена:

    1. мы смогли найти лекарственные растения и собрать эти дары кладовой природы;
    2. мама оказалась права, в нашем крае, действительно, растут лекарственные растения.

    Ведь издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными настоями и бальзамами, пили чай из разных трав.

    По итогам выполнения исследовательской работы мы сделали для себя следующие выводы: очень многие растения способны нам помочь при различных недугах. Краснодарский край богат лекарственными растения. Нам необходимо немного знаний и желания – и все люди смогут помогать себе лечиться без химии, при помощи целебных свойств растений.

    4. Информационные ресурсы.

    1. В.К. Лавренов «Полная энциклопедия лекарственных растений»
    2. Н.В. Казаринова «Здоровье дарят комнатные растения»
    3. Интернет ресурсы.
    4. Большая детская энциклопедия: Биология / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
    5. Вольпер И.Н. Легенды и быль о лекарственных травах: Издательство «Экономика» . 1969.

    Интернет-ресурсы:

    Консультация для родителей Целебная сила растений

    Не секрет, что растения это самые эффективные лекарственные средства. 25% медикаментов изготавливаются на основе лекарственных растений.

    Целебная сила растений известна уже с древних времен, еще до появления письменности. Особенно почитали лекарственные растения на Ближнем Востоке, в Китае и Египте, об этом свидетельствуют источники датированные еще 3 тысячелетием до нашей эры.

    Так, египетские папирусы донесли до нас информацию о использовании десятков растений и способов их использования в медицине. В частности о таких растениях как чеснок, касторовое масло, смолы мирры. В Индии сохранились «Веды» , которые содержат сведения о растениях, которые широко использовались для лечения и в те далекие времена и часть которых используется и в наши дни. С развитием торговли жители Европы получили возможность лечиться рецептами восточных мудрецов. Например, гвоздика, родина которой Филиппины, сначала попала в Китай, затем в Египет, а уже к 8 веку была известна и в Европе своими антисептическими и болеутоляющими свойствами. Вскоре ботаники стали составлять лекарственные каталоги и указывать лечебные свойства того или иного растения. Так, в Китае в 1 веке был написан канон травоведения, в который входило 250 видов растений с подробным описанием целебных свойств. Благодаря этим сведениям китайская медицина до сих пор считается самой эффективной в области использования лекарственных растений. Первой европейской книгой о лекарственных растениях считается документ, написанный греческим врачом Диоскоридом, где он перечислил свойства 600 видов растений. Впоследствии эта книга была переведена на многие языки и получила широкое практическое применение. В средние века европейцы уже обладали достаточными знаниями в области лечения травами. Об этом говорят найденные при раскопках документы.

    Так в Шотландии, на территории монастыря 11 века были обнаружены свидетельства о том как монахи в качестве обезболивания использовали экзотические растения. Майя, ацтеки использовали лекарственные растения при кожных болезнях, а так же для очищения крови. С 17 века, благодаря французскому ученому Декарту, происходит переломный момент в отношении использования лекарственных растений. Если в Китае и Индии продолжали уважать целебную силу растений, то в Европе они стали считаться отсталыми. Хотя некоторые ученые, такие как Калпеппер, пытались возродить уважение к лечебным свойствам растений. Его эссе с описанием способов применения некоторых растений до сих пор пользуются уважением и используются на практике

    Некоторые страны до сих пор отдают предпочтение народной медицине, широко используя знания, передаваемые из поколения в поколение. Несмотря на то, что современная медицина многого достигла в фармакологии, люди сейчас болеют гораздо больше, чем раньше. Если острую форму заболевания еще можно как то вылечить, то хронические заболевания по прежнему остаются на высоком месте среди населения.

    Комплексный подход к лечению и профилактике ряда заболеваний стал сейчас особенно актуальным. И народная медицина здесь может стать поворотным моментом. Не стоит недооценивать возможностей лекарственных растений, и пренебрегать тем колоссальным опытом наших предков.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...