Конспект НОД Тема «Насекомые. Конспект интегрированного (ознакомление с окружающим, экология, развитие речи, конструирование) занятия в старшей группе. Тема: «В стране насекомых»

Программное содержание: расширять представления о насекомых, закрепить понятие о цикле развития бабочек, учить отгадывать загадки

Познакомить детей с некоторыми ракушками (донакс), показать характерные особенности их формы, цвета, рассказать о способе работы с данным природным материалом; воспитывать интерес к работе с новым материалом, вызвать желание делать игрушки такого же качества, как образец.

Материал: крышка с фоном, ракушки донакс, пластилин, вермишель, фото бабочек, доски, карточки с изображением цикла жизни бабочек, куклы бибабо Фиксики, ширма - мастерская, аудиозапись «Танец бабочек», игрушка дракончик, плакат с изображением природы.

Ход занятия.

Ребята, когда я сегодня шла на работу-то увидела маленького дракончика. Он сидел и жалобно плакал. Я его привела к нам в группу, так как не могла оставить его одного. Оказывается, ему друзья загадали загадки, а он не смог на них ответить.

Тогда я предложила ему спросить ответ у вас. Вы то наверняка отгадаете эти загадки.

Утром ползает,

В полдень недвижимо,

А вечером летает.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Конечно же, это бабочка!

Дино: «А, кто это-бабочка?»

Дети: Бабочка- это такое насекомое.

Повесить картинки с бабочками.

Вос-ль: Этих насекомых недаром называют «летающими цветами» — настолько они красивы. Окрашенные в яркие тона, эти создания порхают с цветка на цветок, питаясь сладким нектаром. В отличие от других насекомых, которые нас жалят и кусают, бабочки не приносят нам вреда, а только удивляют и восхищают нас своей трепетной красотой. Жизнь бабочки полна чудесных превращений. А давайте с вами отправимся на лесную полянку и понаблюдаем, что же происходит с бабочкой…

Кто из вас может рассказать, что происходит с бабочкой?

Бабочка откладывает яйца. Из них появляется гусеница. Сначала она стройна,…потом начинает усиленно есть листья. Превращается в толстую, огромную…затем обматывает себя шелковой нитью - превращаясь в куколку. Нитки между собой склеиваются и образуют плотный кокон. Затем он лопается и появляется бабочка.

Воспит: ребята, давайте ее внимательно рассмотрим, что есть у бабочки (туловище, голова, усики, крылья)

А вы хотите побыть настоящими бабочками? Тогда я превращу вас в гусениц. Ложитесь на ковер…начинайте обматываться шелковой ниткой. Потихоньку кокон лопается. На свет появляется бабочка. Движения осторожны и лишь, когда крылья окрепнут, она начинает порхать над цветами…

Дино: Ой, теперь я знаю, как появляются бабочки. Вот мне бы с ними подружиться.

Вос-ль: Конечно, сейчас подойдем к окну и обязательно подружимся с какой-нибудь красивой бабочкой. Ой, я совсем забыла. Сейчас только начало весны…и бабочек совсем совсем мало. Как же нам помочь динозаврику?

Дети: Мы можем их сделать!

Вос-ль: Давайте отправимся в мастерскую к Фиксикам и вместе что-нибудь придумаем.

А в мастерской сегодня только ракушки, пластилин, вермишель.

Как мы можем их использовать?

Давайте обратимся за помощью к Фиксикам. О, они уже обо всем позаботились (рассматривание образца)

Туловище сделано из пластилина, крылья - это ракушки. Обратите внимание, что крылья у бабочки направлены в разные стороны. Эти ракушки называются - донакс, что в переводе с греческого обозначает - треугольная раковина. Цвет, размер раковины зависит от среды обитания, ее питания.

Длину усиков вы можете сделать тоже на свое усмотрение.

Приступайте…(ПОД МУЗЫКУ «Танец бабочек»)

А давайте вместе сделаем подарок динозаврику…Картину из бабочек. Теперь он будет любоваться на бабочек, и вспоминать всех нас…

Скачать Чтобы скачать материал или !

Тема: «Изготовление насекомых из яичных лотков».
Цель: Учить изготовлять элементарные игрушки- самоделки из бросового материала.
Задачи:
Образовательная: Сформировать знания у детей по технологии изготовления насекомых из бросового материала.
Развивающая: .Формировать умение конструировать из бросового материала путем дополнения его деталями до создания выразительного образа.
Воспитывающая: Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе.

Материалы, инструменты, оборудование:
Образцы насекомых (паук, пчела, жук, божья коровка, бабочка); ячейки из-под яиц (с двух сторон проколотые шилом); декоративная проволока; фломастеры; ножницы; декоративные глазки.
Содержание занятия:
I часть:
Педагог: Когда я сегодня утром пришла в группу, то мне передали письмо. На нем написан адрес нашего сада и указана наша группа. А от кого оно неизвестно.
И что с ним делать не знаю. Может вы мне подскажите?

Педагог: Там письмо и загадки. Прочитаем? "Дорогие дети спасибо вам за ваше тепло и улыбки. Нам было с вами весело и интересно. Вы рассматривали нас, а смотрели на вас. Нам вы показались такими умными и внимательными. Вы задавали столько необычных вопросов. Вот и мы придумали для вас загадки.
Шевельнулись у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Тлю с ветвей она съедает
И в саду нам помогает,
На листок усевшись ловко.
Это - божия … (коровка)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (жук)

Тонко кружево плету -
Не заметишь на лету.
Кто в мою попался сеть,
В ней останется висеть. (паук)

На цветы она садиться,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мед дала
Беспокойная … (пчела)"
Педагог: Молодцы, загадки отгадали. А в конце письма написано "С уважением бабочки."И как бабочки могли раскрыть наш секрет? Ведь совсем недавно мы с вами сходили на живую выставку тропических бабочек и даже сделали летнюю полянку. Но на ней кого-то не хватает. Как вы думаете кого?
Педагог обращает внимание на полянку.
Дети: На ней нет насекомых.
Педагог: Ребята, как вы думаете, сможем мы это исправить?
Дети: Да.
II часть:
- Ребята, сегодня мы с вами будем изготавливать насекомых из яичных лотков.
Для этого нам понадобятся: Ячейки из-под яиц, декоративная проволока, фломастеры, ножницы, декоративные глазки.
- Что есть у насекомых? (Насекомые состоят из туловища, лапок и глазок).
Показ воспитателя с описанием своей работы и акцентом на технику безопасности.
Перед вами ячейка от яиц, в ней с двух сторон проделаны отверстия. Сначала мы с вами раскрасим наших насекомых. Возьмите необходимые для вас фломастеры и раскрасьте тело насекомого. Декоративную проволоку разрежьте на 8 частей. 6 из них - это лапки и два усика, у паука 8лапок. Вставляем лапки в отверстия. Глазки сделаны из пластмассы, поэтому когда мы их приклеиваем, то держим дольше, чем бумагу. У пчелки делаем крылышки, а не лапки. Когда насекомое готово, загибаем лапки как вам больше нравиться.
- Повторите какая последовательность выполнения работы.
- Прежде чем приступить к работе, вспомните как безопасно работать с проволокой и ножницами.
Приступаем к изготовлению. В процессе работы оказывается индивидуальная помощь.
Насекомое готово. Посадите его на полянку куда вам захочется и поиграйте.
Физкультминутка : при необходимости.

III часть:
Дети украшают полянку своими насекомыми.
Анализ занятия:
Педагог: Кому понравилось делать насекомых? А кому было трудно в работе? Молодцы, у вас у всех получились веселые насекомые (обращаю внимание на детали в работе).
А сейчас я вам расскажу интересные факты из жизни насекомых.

Ручной труд

«Пчёлка-труженица»

в старшей группе

Конспект организации и проведения ручного труда в старшей группе

Тема: «Пчелка-Труженица»

Цель: Формирование представлений детей об особенностях жизни пчел .

Программное содержание:

Образовательные задачи :

Продолжить знакомство детей с особенностями жизни пчел и природными взаимосвязями. Воспитывать любознательность, интерес к живой природе. Учить детей использовать природные материалы (каштаны, засушенные листья) в процессе конструирования, закреплять умение делать поделку по наглядному образцу воспитателя; продолжать закреплять навыки работы с пластилином. Формировать умение составлять композицию на основе наблюдений, развивать внимание и наблюдательность, воспитывать интерес к окружающей природе, развивать мелкую моторику и координацию.

Ввести в активный словарь слова: улей, нектар, опыление, соты, пасека, пасечник. Продолжать учить детей давать аргументированные ответы на вопросы. Развивать критичность мышления, активизировать познавательные способности детей.

Развивающие задачи:

Развивать внимание и старание в работе, активизировать познавательные способности детей.

Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе, любознательность, интерес к живой природе, художественный вкус.

Предварительная работа : чтение стихотворений, сказок, беседы о насекомых. Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением пчел .

Материалы, инструменты, оборудование : пластилин, доски для пластилина, стеки, влажные салфетки, цветной картон, каштаны, сухие листья, ножницы.

Демонстрационный материал: к артинки (пчела , цветок, мед, лекарства, дождь, улей, цветущий луг, соты, лапки с щеточками, пасечник), макет поделки-пчелы.

Длительность: 30 минут.

Ход:

Чтение стихотворения.

Воспитатель:

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

И он поделится медком.

Воспитатель: Ребята о ком эта загадка? (Ответы детей) Правильно, о пчеле .

Добродушно спрятав жало

На цветке пчела жужжала ,

В шубку теплую одета.

Ей не жарко, хоть и лето.

Давайте рассмотрим ПЧЕЛУ!

Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий с пчелами.

Туловище пчелы полосатое – с желтыми и черными полосками, усики, ножки, ротик, глазки. А какого цвета крылья? Крылья у пчелы прозрачные.

Пчелы – загадочные насекомые. Известно, что пчелы вырабатывают мед, который является сладким лакомством. Интересно, как пчелы этот мед производят?

Для того, чтобы произвести мед, пчела должна собрать цветочный нектар. Для выработки 100 граммов меда она должна пролететь 46 тысяч километров (это тоже самое, что облететь земной шар по экватору) и облететь приблизительно миллион цветов. У насекомого есть специальный хоботок, которым она собирает капельки нектара. Нектар пчела переносит в специальном органе, который называется медовым желудочком.

Пчелы приносят нектар в улей, где передает его другим пчелам-приемщицам. Пчелы-приемщицы забирают мед в свои желудочки. Затем с каплей нектара совершаются следующие манипуляции: пчела открывает челюсти и на кончике хоботка извлекает каплю нектара из своего желудочка, а затем возвращает каплю обратно. Эта манипуляция повторяется до 250 раз. После этого капля нектара помещается в ячейку. Это и есть готовый мед. Мед добавляют в сладости, им лечат от простуды.

Я трудилась круглый год,

Будет вам душистый мед.

Не жужжу, когда сижу.

Не жужжу, когда хожу.

Не жужжу, когда тружусь.

Я жужжу, когда кружусь! ( Пчела ) .

Первое солнышко, первые цветочки, и вот она - труженица полей - пчела , уже занята работой: собирает ароматный и сладкий нектар, строит улей, опыляет растения. На своих лапках она переносят пыльцу с одного цветка на другой, опыляя их. Благодаря чему, растения и деревья дают плоды и семена.

Пчёлы - самые полезные для нас насекомые из всех насекомых земного шара. Все продукты жизнедеятельности пчел (а их немало: мёд, прополис, пчелиный воск , перга, маточное и трутневое молочко, обножка и пчелиный яд ) человек использует с большой пользой для себя. Пчела - символ трудолюбия и коллективизма, польза в сельском хозяйстве от пчёл огромна, поскольку они являются одними из самых активных опылителей цветковых растений.

В каждом улье живет отдельно большая пчелиная семья , в которой есть самая главная пчела-матка (царица пчел ) и рабочие пчелы , которые добывают мед.

На цветы она садится,

Не устав с утра трудиться.

Людям воск и мёд дала

Беспокойная пчела .

А еще у пчелок есть жало , через которое они выпускают яд. Таким образом они защищаются от врагов. Но еще укусами пчел даже лечат людей .

Воспитатель : Сегодня мы с вами будем делать вот такую пчелу из природного материала.

Показывает образец пчелы из каштана и сухих листьев.

Объясняет и показывает, как ее делать.

Воспитатель : На ваших столах лежат заготовки для поделки. Остальные материалы вы можете самостоятельно выбрать на отдельном столе. Сначала мы делаем тельце пчелы, соединяя между собой каштаны при помощи пластилина. Затем крепим крылья из сухих листьев. После этого делаем глазки, усики, украшаем нашу пчелку.

Физминутка.

Пчелка трудится весь день

(Руками рисовать перед собой круг)

И работать ей не лень.

(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)

От цветка летит к цветку,

(Ритмичные взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу.

(Круговые движения ладонью по животу)

Хоботком нектар сосет,

(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)

За день много соберет.

(«Раскрыть» перед собой все пальцы)

Унесет нектар тот в улей

(Изображают полет)

И назад вернется пулей.

(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)

В сотах утрамбует мед,

(Топанье ногами)

Скоро ведь зима придет.

(Поеживание)

Будет пчелкам чем питаться.

(Имитация движения ложкой)

Надо летом им стараться.

(Имитация накладывания меда в соты)

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель :

Летом пчелкам целый день

Собирать нектар не лень.

Отнесут его потом.

В улей-свой чудесный дом.

Над цветком пчела жужжит

И нектар собрать спешит.

Весь нектар, что соберет,

Превращает пчелка в мед.

Воспитатель : Ребята, про кого мы узнали сегодня много интересного?

Дети : П ро пчелу!

Воспитатель : А, почему не надо трогать, обижать пчел и других насекомых?

Дети : Они живые.

Воспитатель : Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Наблюдать как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они поют или жужжат.

Мы с вами сделали очень красивых пчелок . Какие работы вам нравятся больше всего и почему? А свои работы вам нравятся? Что бы вы добавили в свою работу?

Ответы детей:

Фита Настя : Мне нравятся пчелки всех детей, но моя нравится мне больше всего. Я люблю делать поделки. Я подарю ее маме. Я все поделки дарю маме. Рябенкова Варя : Украшать пчелку не хочу, и так красиво. У других тоже красивые. Мне все нравятся.

Дейнека Егор : Моя пчелка немного грустная, она устала. Но она красивая. И у Никиты красивая, у Пети, у Софии. Некрасивых нет.

Воспитатель : Вы покажете и подарите своих пчелок родителям и расскажете, какие они полезные труженицы, и какую приносят пользу людям.

Самоанализ проведения ручного труда:

Тема: «Пчела-Труженица»

Цели: Формировать представления детей об особенностях жизни пчел . Учить детей использовать природные материалы (каштаны, засушенные листья) в процессе конструирования, закреплять умение делать поделку по наглядному образцу воспитателя; продолжать закреплять навыки работы с пластилином. Ввести в активный словарь слова: улей, нектар, опыление, соты, пасека, пасечник. Развивать критичность мышления, активизировать познавательные способности детей. Формировать умение составлять композицию на основе наблюдений, развивать внимание и наблюдательность, воспитывать интерес к окружающей природе, развивать мелкую моторику и координацию.

Что получилось хорошо : занятие вызвало у детей большой интерес, они увлеченно наблюдали за ходом изготовления поделки, с удовольствием отвечали на вопросы воспитателя и делились своими наблюдениями о природе. Выполняли свои работы старательно, аккуратно, творчески подходили к составлению композиции, делились своими идеями с другими детьми, предлагали свою помощь отстающим детям. По окончанию лепки большинство детей смогло точно объяснить, что у них получилось и почему именно так, кому они подарят свою работу. Дети с удовольствием рассматривали работы своих сверстников, обсуждали их, делились мнением.

Трудностей в ходе организации и проведения занятия не возникало.

Сценарий мультимедийной разработки НОД

Воспитателя Нефтеюганского районного муниципального

Дошкольного бюджетного учреждения

"Центр развития ребёнка- детский сад "Улыбка" с. п.Салым

Усольцевой Ольги Петровны

Тема НОД: "Насекомые"

Вид непосредственно- образовательной деятельности - интегрированная

деятельность (познавательная, продуктивная, игровая)

Интегрируемые области - "Художественное творчество" + "Познание"+

"Социализация"

Раздел: Конструирование

Форма деятельности - продуктивная, совместная деятельность взрослого и

детей,

Место проведения - игровая комната

Цель : Изготовление насекомых методом квиллинга

Задачи:

  • Совершенствовать умение детей создавать поделку в технике квиллинг.
  • Отрабатывать выполнение базовых форм: «капля», «глаз», «тугая спираль»,«свободная спираль».
  • Закреплять умение пользоваться операционными картами.
  • Закреплять знания детей о насекомых, их отличительных особенностях, строении, пользе
  • Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете

Методы и приёмы :

  • Наглядные: слайдовая презентация, операционные карты демонстрационные и индивидуальные, панно "Полянка"
  • Словесные: беседа, отгадывание загадок, уточнение приёмов выполнения,

поощрения.

  • Игровые: упражнение «Перекрёстные шаги», физ.минутка «Сороконожка», релаксационное упражнение "Порхание бабочки"
  • Практические: изготовление из бумажных полосок насекомых

Оборудование и инвентарь :

  • Мультимедийная презентация "Насекомые",
  • мультимедийная доска,
  • письмо,
  • операционные карты демонстрационные и индивидуальные,
  • музыкальное сопровождение,
  • заготовки бумажных полосок,
  • инструменты для квиллинга,
  • клей,
  • салфетки,
  • кисти,
  • силуэты бабочек, стрекоз, муравья, пчелы, божьей коровки,
  • частично изготовленные формы квиллинга,
  • панно "Полянка"

Предварительная работа :

  • рассматривание альбомов о насекомых,
  • беседы о жизни насекомых.

Прогнозируемые результаты:

Знать: технологию изготовления насекомых методом квиллинга

Иметь: представление о насекомых, их разновидностях, строении, пользе.

Уметь: изготавливать насекомых в технике квиллинг

Вводная часть 4 минуты

Организационный момент:

Воспитатель сообщает что сегодня они отправляются в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым.

Предлагает подготовиться к путешествию, проводит упражнение « Перекрестные шаги» «Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, через ветви пенечки. Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

Основная часть 20 минут

Придя на полянку замечает, что там ни кого нет, ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересуется от кого же оно? Предлагает прочитать.

Читает письмо от насекомых:

«Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

Сообщает, что с шестиногими малышами случилась беда, уточняет готовы ли дети помочь им в трудную минуту?

Но, чтобы помочь шестиногим малышам, они тоже должны превратиться в насекомых. Просит закрыть глаза и повторить волшебные слова:

Раз, два, три в насекомых превратись.

Вот мы с вами превратились в насекомых А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

(бабочка).

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки.

(Божья коровка).

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

(муравей).

Спрашивает как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

Просит назвать насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, божья коровка).

Уточняет почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.

Просит назвать полезных насекомых.

(бабочка, пчела, муравей.).

Уточняет какую пользу приносят полезные насекомые

(Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

Предлагает внимательно посмотреть на картинки и сказать, какие формы квиллинга нам нужны для изготовления насекомых.

"Стрекоза":

крылышко- 4 полоски разного цвета в форме "капли" или "глаза",

туловище- из 6--8 полосок скрутить "спираль",

голова- 1 "тугая спираль"

глаза- по 2 "спирали" или "капли"

выкладывают на заготовку, приклеивают.

"Бабочка":

Крылышко- скрутить 4 полоски разного цвета в форме "капли";

Туловище- 1 полоска в форме "глаза"

выкладывают на заготовку, приклеивают усики.

"Пчела":

на жёлтое туловище наклеить попеременно, полоски чёрного цвета

голова- 2 полоски любого цвета скрутить в форме"дольки",

глаза- 0,5 полоски скрутить в форме"дольки",

крылья- 3 полоски скрутить в форме "глаза"

"Божья коровка":

голова- скрутить 3 полоски чёрного цвета в форме "дольки"

туловище- 4 полоски красного цвета скрутить в форме "дольки " и распустить,

между ними вставить 3 чёрных "спирали"

выкладывают на заготовку, приклеивают лапки, усики.

"Муравей"

туловище- 3 "спирали" чёрного цвета, разные по размеру

выкладывают на заготовку, приклеивают лапки, усики.

Предлагает немного отдохнуть и прогуляться

Физминутка «Сороконожка»

Говорит, чтобы оживить насекомых -необходимо их изготовить

(дети самостоятельно подбирают цветные полоски для работы)

Дети скручивают различные формы квиллинга

Накладывают и приклеивают к основе, оформляют поделку.

Заключительная часть 6 минут

Сообщает что путешествие подошло к концу, хвалит детей за то, что они помогли насекомым, освободили от чар злого паука. Предлагает взять насекомых и поселить их на цветочной полянке.

(Дети берут свои поделки и размещают их на полянке)

Предлагает полюбоваться, какая полянка стала красивая. задаёт вопросы о внешнем виде поделки, о способах оформления. Что получилось? Что не получилось? Какие были трудности?

Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!

Сообщает, что им пора возвращаться в детский сад. Но сначала опять нужно превратиться в детей. Просит закрыть глаза и повторять:

Раз, два, три повернись и в детей превратись!

Уточняет понравилось ли быть насекомыми?

А если бы была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого бы они хотели превратиться и почему?

Релаксация. «Порхание бабочки»

Говорит, что они сегодня много путешествовали, устали и предлагает отдохнуть.

Приглашает лечь на коврик, закрыть глаза и вспомнить как они были насекомыми.

"Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообрази те себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие - это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза - поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время воз вращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу".

  • Логинова И.В. Бабаева Т. И. Программа «Детство» Детство – Пресс, 2003.
  • Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”. Из-во: «Николь – пресса» 2008г
  • Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. Из-во «Мир» 2008г
  • А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань" Из-во: «Айрис – пресс» 2011г

Конспект занятия в детском саду для детей 5-6 лет по теме: «Насекомые» (старшая группа)

Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать зрительную и слуховую память.
Развивать связную речь.
Развивать образность речи.
Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
Развивать общую моторику, координацию.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Стол, покрытый зеленой тканью, на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха, шапочки насекомых.

Ход занятия:

1.Кинесиологическое упражнение «Перекрестные шаги»
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
2.Организационный момент.
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, (включить музыку тревожные звуки) из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.
Воспитатель:
- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, пишет бабочка, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
Обратить внимание детей на тревожные звуки, доносящиеся с лесной полянки.
- Дети, можно обижать насекомых? Почему? (ответы детей)
3.Введение в тему.
Воспитатель:
- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!
Воспитатель:
- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
- Закройте все глаза и повторяйте за мной:
- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! (одеть шапочки)
Вот мы с вами превратились в насекомых, и отправимся мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука (в конверте): «Нужно отгадать загадки и найти отгадки».
4.Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, и встаёт тот ребенок, у которого шапочка названного насекомого, находит свою картинку и выставляет на доску.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза).
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Он работник настоящий

Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

Знаю точно, всем знакомо,
Среди зелени травы
Есть одно из насекомых –
Ноги выше головы!
(Кузнечик)
- Нос-то долог,
Голос звонок,
Много меньше кошки,
А по хуже - блошки. (Комар)
- Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)

Воспитатель:
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
- А паук – это насекомое?
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых. (Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар – переносит инфекции.)
- Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу (выставить на полянку стрекозу и пчелу), но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
5.Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).

5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
- Смотрите, ребята, ещё один конверт с заданиями.
Дети останавливаются садятся за столы. Задание нужно выполнить самостоятельно (индивидуальная работа)
6. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Воспитатель:
- выполнив это задание мы с вами еще спасли муравья (выставить на поляну муравья).
Продолжим наше путешествие.
Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом» . Дети читают стихи, выполняя различные движения.
Жу-жу-жу – жужжит пчела,
Я лечу из далека. (Дети ритмично помахивают руками)
З- з- з – комар пищит,
Укусить скорей спешит. (Выставить указательный палец, делают ритмичные выбросы рук вперед).
Уф- уф- уф, как паровоз,
Шмель пыхтит, - пыльцу повёз. (Ритмично притоптывают ногами)
Жук гудит: гу жу, гу жу.
Я любого разбужу (ритмично хлопают в ладоши).
- Продолжим наше путешествие.
Подошли к лужайке и нашли конверт. – Что за необычный конверт, он отличается от других. (воспитатель достает схемы из конверта)
- Давайте с вами рассмотрим эти схемы и составим рассказ.
7. Рассказы детей по цепочке:
Бабочка отложила яйца на цветке.
Потом появились гусеницы.
Гусеницы питались листьями и быстро росли.
Потом гусеницы превратились в куколки.
Вот из куколок появились бабочки. У них мокрые крылья. Бабочки сушат крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочки начинают летать.
Пальчиковая гимнастика:
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел.
- Мы помогли расколдовать бабочку (выставить на полянку бабочку)

8. Дыхательное упражнение «Посади бабочку на цветок» (за столом).
Воспитатель:
- Задние сложное, нужно быть аккуратными, глубоко вдохнули носом воздух и делаем тихий ветерок на бабочку, чтобы она оказалась на цветке. От этого зависит спасение следующего насекомого.
(выставить на полянку кузнечика и жука).
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят.
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.
- А что бы превратиться в детей нам нужно отгадать насекомых по звуку и показать их. (Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки).
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:
- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
- Вам понравилось быть насекомыми? (ответы детей)
- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
Мы отдохнули на полянке в лесу, и пришло время возвращаться в детский сад, но прежде чем возвратиться фея хочет узнать хорошо или плохо быть насекомым.
- Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?
Дети приходят к выводу о том, что если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.
- Вы все сегодня были молодцы!
12. Релаксация. «Порхание бабочки»
- Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Присядьте на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми.
Представьте себе прекрасный весенний день. Вы сидите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие - это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...