Урок оп биологии на тему "цветок". Головоломка «надо подумать». VIII. Домашнее задание

Сегодня мы должны рассмотреть строение, классификацию, значение и разнообразие цветов и соцветий, как результат приспособления к опылению.

Учитель :(Демонстрация презентации, видеофрагмент о разнообразии цветков-1мин.) (2.Слайд-Видео). Посмотрите, как разнообразны и специфичны эти органы у разных растений.

Все цветы отличаются. А по каким же признакам? (3. Слайд –схема)

Но, несмотря на широкую палитру форм и красок, размеров и запахов, все цветки, имею одинаковый план строения.

Цветок – это видоизмененный побег, приспособленный для семенного размножения. После опыления и оплодотворения из цветка образуются плоды с семенами.

Зачем же нужны цветки растению?

Какой это тип размножения?

Каким органом является цветок?

Какими бывают цветы? (4.Слайд- сравнение цветков)

Среди цветов есть свои гиганты и карлики. Например, в Индонезии на о. Суматра в чаще тропических лесов, можно найти удивительный гигантский цветок раффлезии. Раффлезия Арнольди – рекордсмен. Цветок этого растения достигает 1м в диаметре, и весит около 7кг. А развивается растение, имеющее такие цветки гиганты, из самого обычного семечка.

Самые маленькие цветки появляются на растениях ряски. Их размер 5-6мм.

А теперь подробнее рассмотрим строение цветка.

Части цветка. ( 5.Слайд)

Цветоложе. Цветоножка.

Цветок расположен на цветоложе – расширенной части цветоножки.

Цветок состоит из главных частей – пестика и тычинок. И из вспомогательной части – околоцветника.

Главные части цветка. (6.Слайд)

Рассмотрим строение главных частей цветка. Тычинка состоит из тычиночной нити, пыльника, где созревает пыльца. Пестик состоит из рыльца, столбика, завязи.

В пестиках содержатся семязачатки. В тычинках образуется пыльца.

Околоцветник. ( 7.Слайд)

Рассмотрим подробнее строение околоцветника. Он состоит из венчика и чашечки.

Венчик цветка.

Теперь сравним венчик лютика и колокольчика. Чем они отличаются? (По цвету) А еще? У лютика венчик состоит из отдельных лепестков – это раздельнолепестной венчик. А у колокольчика все лепестки срослись. Такой венчик называется сростнолепестным.

Скажите, а почему венчики так ярко окрашены?

А вот цветы, которые расцветают ночью не такие яркие, но зато они обладают сильным ароматом.

Чашечка цветка.

Посмотрим еще раз на цветок колокольчика. Его нежный венчик снизу окружен «юбочкой», они есть и у многих других цветов. Они называются чашелистики. Все чашелистики образуют чашечку.

Околоцветник.

Все части цветка, которые располагаются вокруг тычинок и пестика, называется околоцветником. Он может состоять из чашечки и венчика. Тогда он называется двойным. Как у колокольчика. Околоцветник может быть простым, если в нем невозможно выделить венчик и чашечку. Такой околоцветник мы видим у тюльпана. (Слайд 7 – по щелчку)

Строение обоеполого цветка. (Слайд 8)

Однодомные и двудомные растения. (Слайд 9)

Что еще нужно знать о цветковых растениях. Благодаря различию в строении цветков, растения делятся на однодомные и двудомные. Например у кукурузы мужские и женские цветки расцветают на одном растении – как бы живут в одном доме. Такие растения называются однодомными. У тополя на одних деревьях расцветают только мужские цветки, а на других – только женские. Такое растение называется двудомным. Как раз женские растения тополя и засыпают в начале лета улицы пухом. Сажая двудомные растения в саду, мужские и женские растения необходимо высаживать рядом. Например, облепиха.

(Слайд 10)

Итак, давайте обобщим все, что мы узнали о строении цветка. Рассмотрим схему его строения.

Назовите типы венчика?

Типы околоцветника?

Почему данный цветки называются обоеполыми?

А есть цветки раздельнополые. Если на цветке только пестики – это женский цветок. Если только тычинки – мужской.

Урок биологии в 6 классе. «____»______________ 20___ г.

Цветок.

Цель. Способствовать формированию представлений о строении и многообразии цветов; создать условия для формирования умений узнавать и называть части цветка.

Задачи.

Образовательные. Изучить особенности строения и многообразия цветков; показать связь строения цветка с выполняемой функцией.

Развивающие. Развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ, развивать практические навыки по распознаванию цветков различных растений.

Воспитательные. Прививать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты.

Предметные:

Ученик научится

Определять понятия : «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения».

Характеризовать иописывать цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений; значение гл. частей цветка - пестика и тычинок, распознавать цветки различных растений.

Ученик получит возможность научиться

Различать и сравнивать строение цветка различных групп покрытосеменных растений. Записывать формулу цветка различных групп цветковых.

Личностные:

Имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Метапредметные:

Познавательные УУД: сформировать умение анализировать и оценивать информацию; владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществляют описание изучаемого объекта.

Коммуникативные УУД: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре); слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД: сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Ход урока.

Орг. момент.

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

Какие черты сходства просматриваются между типичным побегом и видоизмененными побегами?

Какое строение имеет клубень картофеля?

Что доказывает, что луковица - побег?

Какие растения имеют видоизмененные побеги - корневища?

Как человек используют видоизмененные побеги?

Письменный опрос.

Тестовая работа.

Клубень картофеля представляет собой:

Донце луковицы - это:

А) укороченный стебель В) видоизмененный лист

Б) видоизмененный корень Г) придаточный корень

Корневище - это видоизменение:

А) боковых корней В) главного корня

Б) придаточных корней Г) побегов

Столон - это:

А) боковой корень В) видоизмененный подземный побег

Б) видоизменение листа Г) утолщение главного корня

Корневища свойственны:

А) гороху В) картофелю

Б) чесноку Г) ландышу

Луковица лука представляет собой:

А) корень В) видоизмененный корень

Б) стебель Г) видоизмененный подземный побег

Столон отличается от корневища:

А) наличием листьев

Б) меньшим запасом питательных частей

В) большей длиной

Г) отсутствием на конце клубней

Изучение нового материала.

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.

Иван Суриков

Какова главная мысль данного стихотворения?

Как вы думаете, как данное стихотворение связано с темой нашего урока?

Тема урока «Цветок» (слайд 1)

Какие цели урока стоят перед нами?

Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты.

Дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью - цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни.

Цветок - это генеративный побег. А любой побег развивается из почки. Из какой почки развивается побег? (Из генеративной)

Давайте вспомним, какова основная функция цветка?

Из цветков образуются плоды, в которых созревают семена.

Цветы появились 125 млн. лет назад в раннемеловой период. Тогда их было мало, только 15 млн. лет спустя они расселились по всей земле. 235 тыс. видов растений имеют цветы.

(слайд 2) Самый большой цветок на земле это Раффлезия Арнольди в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг, а его запах напоминает запах…(гниющего мяса)

(слайд 3) Самый красивый цветок считается у кактуса « Царица ночи» цветет два часа, но запах прекрасней не бывает…

(слайд 4) В 150 лет 1 раз цветет пуйяраймондии, обитатель Анд, и потом погибает.

(слайд 5) Арабидопсис первое, которое побывало в космосе и цвело там.

Все цветы разные, но все они имеют общее строение.(слайд 6)

(слайд 7)

Используя слайд, или модель цветка, рассказать о строении цветка. Зарисовать на доске схему строения цветка. Обозначить чашечку, венчик.пестик, тычинки.

Особенности строения цветка и его формула.

Околоцветник , самая красивая часть цветка, состоит обычно из ярко окрашенных крупных лепестков, которая служит для привлечения насекомых.

Околоцветник состоит из лепестков, который составляет венчик растения. И из мелких листочков чашелистиков, которые составляют чашечку.

(слайд 8) Двойной околоцветник состоит из чашечки и венчика. В формуле цветка обозначают Ч, Л.

(слайд 9) Простой околоцветник состоит или из венчика, или из чашечки. Обозначают, О.

Существуют цветки, не имеющие околоцветника (ясень, осока, ива), их называют голыми.
(слайд 10) У одних растений (душистый табак, паслен черный, примула) лепестки венчика срастаются, образуя сростнолепестный венчик, обозначают Л(5); у других (капуста, яблоня, вишня) венчик состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным, или свободнолепестным, обозначают Л5.(слайд 11)

(слайд 12) Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько осей симметрии (яблоня, вишня, капуста и др.). Такие цветки называют правильными, обозначают *. (слайд 13) Цветки, через которые можно провести одну ось симметрии (горох, шалфей) или ни одной (канна), называют неправильными, обозначают .

(слайд 14) Пестик имеет рыльце, столбики и завязь, обозначают П.

Тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити. Тычинки обозначают Т.

Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком .

Формула цветка (слайд 15,16)

(слайд 17) Строение цветка является одним из признаков деления покрытосеменных растений на однодольные и двудольные растения. У однодольных растений число членов цветка кратно 3, а у двудольных кратно 4 или 5.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Большинство растений имеет цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики.

(слайд 18) Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений одни цветки имеют только пестики - пестичные цветки (женские - ), а другие только тычинки - тычиночные цветки (мужские -). Такие цветки называют раздельнополыми.

(слайд 19) Однодомные растения - это растения у которых женские и мужские цветки развиваются на одном растении (огурец, кукуруза).Двудомные растения - это растения, у которых на одних растениях развиваются женские цветки, а на других мужские (тополь, ива)

Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Что такое цветок?

Какое строение имеет цветок? (слайд 20)

Укажите цветок с простым околоцветником. (слайд 21)

Выберите цветок с правильным околоцветником. (слайд 22)

Добавьте недостающие значения в формуле цветка (слайд 23)

Укажите однодомное растение (слайд 24)

Письменная работа.

1 вариант.

Заполните перфокарту, используя предложенные к ней ответы.

Органы растения и части цветка.

Вопросы

Ответы

Ответы: А- органы растения, Б - части цветка.

1 - корень, 2 - побег, 3 - венчик, 4 - пестик, 5 - плод, 6 - чашечка, 7 - цветок, 8 - тычинка 9 - цветоложе, 10 - семя.

2 вариант.

Соотнесите между отделами цветка и их строением.

Отделы цветка

Строение цветка

А)главные части цветка

Б)околоцветник

В) пестик

Г) тычинка

1. чашелистики

2. столбик

3. тычинки и пестик

4. лепестки

5. завязь

6. пыльник

Итоги урока. Рефлексия.

Давайте теперь вспомним те вопросы, что мы задали в начале урока. Ответили мы на них?

Сможем рассказать, из чего же состоит цветок?

Сможете ли вы нарисовать строение цветка?

Давайте подумаем, как же вы сегодня поработали, все ли у вас получилось?

Народная мудрость гласит « кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы и преумножении естественных богатств. Прекрасные представители флоры, к сожалению, убывают, и от нас с вами зависит не дать им исчезнуть навсегда.

Домашнее задание. § 11, найти стихотворение о цветах

Тема: Цветок, его строение и функции

Цель: Сформировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; раскрыть биологическое значение главных частей цветка - пестика и тычинок.

Задачи: - Рассмотреть строение цветка;

Оборудование: комнатные растения, таблица » Строение цветка»

Тип: изучение нового материала

Ход работы:

    Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

    Актуализация знаний

Фронтальный опрос, беседа.

а) Какие видоизмененные побеги вы знаете? Назовите растения, имеющие корневище, клубень, луковицу.

б) Как отличить корневище от корня?

в) Как доказать, что корневище и луковица-это видоизмененные побеги.

    Изучение нового материала

Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование. Предмет нашего исследования мы сможем узнать, когда отгадаем эту загадку.

“На высоком холме стоит вишневый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зеленых зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки”.

Что это за замок?

Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Учащиеся записывают в тетради тему урока: “Цветок”.

1. Какую проблему мы будем решать сегодня на уроке.

2. Какую цель поставим?

3. Что мы должны сделать, чтобы достигнуть цели?

4. Какие задачи нам помогут достигнуть цели?

Проблема урока: Что же такое цветок?

Цель: Сформировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; раскрыть биологическое значение главных частей цветка - пестика и тычинок.

Задачи: - Рассмотреть строение цветка;

Показать биологическое значение частей цветка;

Воспитывать бережное отношение к растениям;

Проводить простейшие исследования с живыми растениями.

Сказочник, с мировым именем Г.Х.Андерсен писал “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”. Эти слова послужат девизом нашего урока.

Подумайте, у всех ли растений образуются цветки?

Рассмотрите на фотографии цветков, гербарии на столах, цветущие растения и скажите, что у них общего и в чем различие.

Давайте более подробно изучим строение цветка. Для этого зарисуйте схему цветка и, используя рисунки, текст учебника, подпишите части цветка.

Ребята, на что похожи цветоножка и цветоложе?

Какую функцию они выполняют?

А чашелистики, лепестки, тычинки и пестики?

Подумайте и продолжите заполнение схемы. Какие слова пропущены?

Учащиеся отвечают, что цветки образуются только у цветковых растений.

Опираясь на предыдущие знания, дети отвечают, что у всех цветков есть общий план строения и выполняемая функция. Цветки различаются формой, окраской, размерами, запахом.

Учащиеся анализируют и предполагают, что цветоножка и цветоложе похожи на стебель: цветоножка прикрепляет цветок к стеблю, а цветоложе - это ось цветка, на ней располагаются все его части.

А чашелистики, лепестки, тычинки и пестики - это видоизмененные листья.

Взаимодействуют в паре при заполнении схемы.

Помогают друг другу выполнять задания.

Взаимодействуют с учителем.

Приходят к выводу, что цветок состоит из стеблевой и листовой частей. Записывают эти слова в схему.

Чашелистики образуют чашечку цветка. Какого они цвета? Когда они хорошо видны?

За чашелистиками расположены лепестки, они образуют венчик.

Ребята, рассмотрите представленные на рисунке различные виды цветков и определите, какие у них по строению венчики? Сделайте вывод.

Лепестки венчика - самая красивая часть цветка, вместе с чашелистиками они образуют околоцветник, т. е. расположены около цветка.

Давайте рассмотрим околоцветник розы и тюльпана.

Покажите части околоцветника розы и тюльпана. Сравните их. Чем они отличаются?

Околоцветник с чашечкой и лепестками венчика называют двойной, как у розы, а околоцветник как у тюльпана называют простой, т.к. в нем нет чашелистиков

1. Чем отличается двойной околоцветник от простого?

2. Какую функцию выполняет околоцветник цветка?

Мы отметили, что околоцветник выполняет защитную функцию. Покажите, какие части цветка защищает околоцветник. Это и есть главные части цветка – тычинки и пестик. Они не такие красивые, как венчик, но называются главными частями в цветке. Чтобы понять, почему они главные вспомним их строение.

Пестик – женская часть цветка, расположен в центральной его части. Верхняя часть пестика – рыльце, его роль – удержание пыльцы. Средняя часть – столбик и нижняя – завязь, где расположены одна или несколько семяпочек. В биологии пестик обозначается символом “зеркало Венеры”–

Для того чтобы удержать пыльцу, рыльце может быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. А у ветроопыляемых растений оно напоминает ершик для мытья посуды.

Столбик служит для поднятия пестика на определенную высоту. А из завязи образуется плод.

Тычинка – мужская часть цветка. Она состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором развивается пыльца. В биологии тычинка обозначается символом “марса” – .

Внутри пыльников развивается пыльца, а тычиночная нить поднимает его на нужную высоту. Число тычинок в разных цветках различно.

Почему же тычинки и пестики – главные части цветка?

    Физкультминутка

Учащиеся отвечают, что чашелистики хорошо видны, когда цветок в бутоне и еще не распустился.

Учащиеся предполагают, что у колокольчика все лепестки срастаются, а у лотоса они расположены отдельно друг от друга. Таким образом, венчик и чашечка могут быть сростнолепестными и раздельнолепестными.

Учащиеся предполагают, что в двойном можно различить чашечку и венчик, а в простом нельзя выделить ни чашечку, ни венчик. В простом околоцветнике, как правило, все лепестки одинаковые.

Околоцветник выполняет функцию защиты органов размножения цветка и привлечение насекомых для опыления.

Показывают тычинку и пестик, вспоминают их строение, подписывают их части, используя интерактивную доску.

Цветки бывают разных видов. Откройте учебник на странице 29 и найдите определение обоеполых, однополых цветков, однодомных и двудомных растений.

Учащиеся отвечают: “Потому что после того, как цветок отцвел – лепестки венчика опали, из пестика образуется плод с семенами внутри”.

Учащиеся выполняют упражнения для снятия мышечного напряжения.

Учащиеся анализируют информацию учебника и предполагают, что цветок, имеющий и пестик и тычинки, называется обоеполым. Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым. Если в цветке только пестик – это женский цветок, если только тычинки –это мужской цветок.
Если цветки располагаются на одном растении, например, тыква, огурец, кабачок то они называются однодомными, так как растут на одном растении.

Если на одном растении располагаются только женские цветки, на другом – только мужские, то такие цветки называют двудомными (ива, облепиха, тополь черный).

Ребята, прочитайте текст и подумайте, где могут нам пригодиться знания об однодомных и двудомных растениях?

Нам всем в мае надоедает белый пух, он летит с растения, которое называют тополь черный. У тополя черного на одном растении только мужские цветки, на другом – только женские. Об этом явлении было известно в Древней Греции. Древние греки широко использовали это растение в посадках, так как оно прекрасно задерживает пыль в своей кроне, быстро растет и неприхотливо. Но знали они и об этой особенности данного растения, поэтому сначала высаживали тополь в питомники. Как только тополь зацветал, греки вырубали женские растения, так как именно женские растения “пылят”, расселяя семена, а мужские растения высаживали в городах и парках.

Применив математический метод подсчета, можно быстро сообщить все сведения о цветке, записав его формулу. Все части цветка записываются начальными буквами. Вспомните, из каких частей состоит околоцветник (Ч - чашелистиков, Л - лепестков). Назовите главные части цветка (П - пестик, Т - тычинка). Количество частей цветка записывается в виде индексов. Если число элементов большое, то рядом с буквой ставится символ, обозначающий в математике “бесконечность” – .

Учащиеся отвечают на вопрос, что применить знания об однодомных и двудомных растениях можно при озеленении улиц тополями, выращивании в саду актинидии, облепихи, в огороде огурцов, кабачков, тыквы.

Рассмотрим формулу цветка на примере модели цветка вишни. Подсчитаем количество чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков и запишем формулу:

Ч 5 Л 5 ТП 1.

Прочитайте формулу цветка вишни, которая показывает его строение.

Цветок с двойным околоцветником, состоящим из 5 несросшихся чашелистиков, 5 свободных лепестков, множества тычинок, кратных пяти, и одного пестика.

Совместно с учителем составляют формулу цветка вишни, пытаются ее прочитать. Цветок вишни имеет двойной околоцветник, состоящий из 5 несросшихся чашелистиков, 5 свободных лепестков, множества тычинок и одного пестика.

V. Обобщение новых знаний.

В начале урока мы с вами определили проблему. Что такое цветок? Сформулируйте ответ и докажите его справедливость. Сделайте выводы.

Учащиеся формулируют свой ответ.

Цветок – видоизмененный побег, служащий для семенного размножения;

Приводят доказательства:

Цветок развивается из почки;

2. Цветоножка, и цветоложе - стеблевая часть цветка;

3. Чашечка, венчик, тычинки, пестик образованы видоизмененными листьями.

Делают выводы.

VI. Применение знаний, развитие умений. Подведение итогов.

Разделитесь на группы и выполните задания.

Группа №1

Сегодня к нам в школу пришло сообщение “SOS!”.

Цветок абсолютно забыл, из каких частей он состоит. Разбежались от обиды пестики и тычинки, улетели лепестки и чашелистики…. Помогите, ребята, цветку найти беглецов!!!

Группа №2

Редакция журнала “Биология” интересуется, правильны ли следующие утверждения?

    Цветоножку имеют цветки всех растений.

    Тычинки и пестики бывают в каждом цветке.

    Цветок - орган семенного размножения.

    Тычинки и пестики – главные органы размножения цветка.

    Огурец – двудомное растение.

    Одна из функций венчика – защита тычинок и пестиков

    Если цветок имеет только тычинки - он однодомный.

    Роль чашечки – это привлечение опылителей.

Группа №3

Один огородник на огуречной грядке обрывал цветы – пустоцветы. Объясняя свои поступки тем, что все равно цветки без огурчиков.

Как, по-вашему, правильно ли он делал? Объясните, почему и дайте совет огороднику

Ознакомься с результатами выполнения заданий.

    Какие задания удалось сделать хорошо?

    Какие задания не выполнены?

Вспомните задачи урока. Удалось ли их выполнить?

Выставление оценок за урок.

Взаимодействуют в группе.

Помогают друг другу выполнять задания. Распределяют обязанности в выполнении заданий.

Взаимодействуют с учителем.

Анализируют, прогнозируют и предполагают правильные решения проблемных вопросов.

Сообщение о результатах работы в группах. Подведение итогов группового задания (работа с оценочными листами).

Волевая саморегуляция в преодолении препятствий в изучении материала, анализа результатов.

Осознают конечный результат.

Дают самооценку своей работы на уроке.

Анализируют то, что делали на уроке, знания, которые открыли в течение урока.

VII. Рефлексия.

Весной можно видеть картину, когда из леса выходят девочки с большими букетами цветов медуницы. Чаще всего эти букеты до дома не доносятся, так как быстро вянут цветы и их тут же выбрасывают. С каждым годом их становиться все меньше и меньше. Многие красивые растения стали сегодня редкостью и поэтому внесены в Красную книгу, хотя еще недавно они были широко распространены в природе.

Знаете ли вы, что под Петербургом установлен монумент, названный “Цветком жизни” в память о детях, погибших во время ленинградской блокады. На белых лепестках, раскрывшихся на 15 метровом стебле, большими буквами написано: “Пусть всегда будет солнце!”

А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы показали свое отношение к уроку. В тетради нарисуйте смайлик с улыбкой:

1. Урок интересный, заставляющий работать – улыбка,

2. Урок обычный – полоска;

3. Урок скучный, бесполезный – нарисуйте спущенные уголки губ.

Учащиеся говорят о необходимости защищать природу.

Учащиеся оценивают урок, рисуя смайлики с разной улыбкой.

VIII. Домашнее задание.

Выучить П. 34, подготовиться к лабораторной работе.

творческое задание на выбор:

1.Составить визитную карточку своего растения согласно цветочному гороскопу

2. Подготовить сообщение на тему “Цветы в преданиях и легендах”, о произведениях искусства, посвященных цветам.

3. Подобрать стихи, пословицы и поговорки о цветах.

Учащиеся записывают домашнее задание в тетрадь.

Один огородник на огуречной грядке обрывал цветы – пустоцветы. Объясняя свои поступки тем, что все равно цветки без огурчиков.

Как, по-вашему, правильно ли он делал? Объясните, почему и дайте совет огороднику.

Редакция журнала “Биология” интересуется, правильны ли следующие утверждения?

Цветоножку имеют цветки всех растений.

Тычинки и пестики бывают в каждом цветке.

Цветок - орган семенного размножения.

Тычинки и пестики – главные органы размножения цветка.

Огурец – двудомное растение.

Одна из функций венчика – защита тычинок и пестиков

Если цветок имеет только тычинки - он однодомный.

Роль чашечки – это привлечение опылителей.

Сегодня к нам в школу пришло сообщение “SOS!”.

Цветок абсолютно забыл, из каких частей он состоит. Разбежались от обиды пестики и тычинки, улетели лепестки и чашелистики…. Помогите, ребята, цветку найти беглецов!!!

Биология 6 класс.

Урок по теме: «Цветок и его строение ».

Воличенко Ирина Герасимовна,

учитель биологии МОУ СОШ №5

г.Пыть-Ях, Тюменской области

Цели урока:

Образовательная:

Продолжить формировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений;

Изучить строение цветка и выяснить биологическое значение цветка и его органов;

Развивающая:

Продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником, делать обобщающие выводы;

Создать условия для развития логических и мыслительных операций.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к дикорастущим растениям, окружающей нас природе, чувства восхищения красотой цветков растений.

Оборудование: таблица «Строение цветка», кодопроектор с проекциями строения цветка, живые цветки комнатных растений, муляжи цветов.

мультимедийный проектор, мультимедийное пособие «Ботаника 6 класс».

Слайдовая презентация.

Выставка книг « Все о цветах», плакаты «Цветочный календарь», « Цветы в легендах и мифах», «цветочный кроссворд». Учащимся было дано опережающее задание подготовить сообщение «Мой цветок».

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Оформление кабинета.

Эпиграф урока: «Они прекраснее всего,

Что нам дает природа на Земле:

Но дар её бесценный,

Для всех искусств цветок –

Образчик неизменный» Жак Делиль

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель . Здравствуйте ребята!

–Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы будем говорить о цветах. Подумайте, у всех ли растений они образуются? (Дети говорят).Цветки образуются только у цветковых растений. Наиболее яркое и значительное явление в растительном мире – цветение.

Цель, которую я поставила сегодня на уроке написана на доске.

А какую цель поставите вы перед собой на этот урок?

Учащиеся, обращая внимание на тему урока, ставят свои цели и записывают их в тетрадь.

2.Актуализация знаний .

Учитель.

Цветы украшают Землю уже 125 миллионов лет. Они вызывают разные настроения у человека. Так возник язык цветов. Например, астра стойкость и отвагу, гвоздика – страсть, васильки - доверие, лилия – чистоту дел и помыслов, незабудка – память, роза – любовь.

Красота растений, их краски, запахи, многообразие форм создают жизнерадостность, хорошее настроение.

Как цветы связаны с жизнью человека?

В зависимости от числа и месяца рождения есть цветок - талисман. (Учитель, предлагает учащимся коротко рассказать о своем цветке-талисмане. Учащимся было дано опережающее задание: «Найти свой цветок-талисман». Приложение1)

Учитель. Все согласятся, что растения изобрели цветы не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них были другие цели, направленные на выживание.

Что же такое цветок? Как бы вы ответили на этот вопрос?

(Учащиеся высказывают свое мнение, что можно назвать цветком)

Цветок – видоизмененный укороченный побег.

Цветок - это генеративная часть побега покрытосеменных растений.

Цветы необычайно разнообразны, но есть набор структур, общий для всех цветков.

3.Изучение нового материала.

Каково же строение цветка?

Рассматривание схемы строения цветка.

С помощью рисунка учитель вместе с учащимися называют главные части цветка:

Главные части цветка – пестик и тычинки

Пестик состоит из 3-х частей.

(Учитель предлагает учащимся с помощью учебника с.125 найти из каких частей состоит пестик).

Тычинка состоит из двух частей (определить с помощью учебника).

Все, что окружает цветок, называется околоцветником – венчик и чашелистики

Венчик служит для защиты главных частей цветка и для привлечения насекомых. Чашелистики в совокупности образуют чашечку и защищают цветок снаружи

Чашечка и венчик составляют двойной околоцветник

Цветок держится на цветоножке, а её верхняя расширенная часть образует цветоложе, куда крепятся все части цветка.

Работа с рисунком.

Околоцветник двойной и простой.

Если есть венчик и чашелистики, то такой цветок называется с двойным околоцветником

А если только лепестки венчика или только чашелистики – с простым околоцветником.

– Самая заметная часть цветка – венчик. Именно он бывает раскрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным. Если все его лепестки срастаются, то он называется сростнолепестным.

– Рассмотрите рисунок и определите типы венчиков.

– Не у всех цветов можно четко выделить чашечку и венчик.

Чашечка. Чашечка состоит из чашелистиков и может быть раздельнолистной и сростнолистной. Она, как правило, зеленого цвета.

Цветки правильные и неправильные по форме.

Обоеполые цветы, тычиночные и пестичные.

Если растение имеет пестик и тычинки, то такой цветок называется обоеполым.

Но у некоторых растений одни цветки имеют только пестики – пестичные, а другие только тычинки – тычиночные. Такие цветки называются раздельнополые.

Подумайте и скажите, по какому принципу растения можно разделить

на однодомные и двудомные?

Тополь и иву называют двудомными растениями, так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а на других – пестичные

– Но есть и другие примеры. Весной на веточках ивы появляются красивые желтые шарики – это расцветают мужские цветки, на которых нет пестиков, а только одни тычинки. Но если посмотреть внимательно, то где-нибудь рядом можно увидеть растение ивы с менее красивыми цветками: они будут зеленого цвета и похожи на «ершики для мытья посуды». Это женские цветки. Два растения: на одном располагаются только женские цветки, на другом – только мужские. Такие цветки называют раздельнополыми двудомными. Можно привести еще один интересный пример: нам всем в мае надоедает белый пух, он летит с растения, которое называют тополь черный. У тополя черного на одном растении только мужские цветки, на другом – только женские. Об этом явлении было известно в Древней Греции. Древние греки широко использовали это растение в посадках, так как оно прекрасно задерживает пыль в своей кроне, быстро растет и неприхотливо. Но знали они и об этой особенности данного растения, поэтому сначала высаживали тополь в питомники. Как только тополь зацветал, греки вырубали женские растения, так как именно женские растения «пылят» расселяя семена, а мужские растения высаживали в городах и парках.

Если на одном растении могут цвести сразу два вида цветов (пестичные и тычиночные), такое растение называется однодомным. (например, огурцы, кукуруза).

Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении, например, тыква, огурец, кабачок. И тогда они называются раздельнополыми однодомными, так как растут на одном растении. У вас наверняка на даче мамы выращивают эти растения. И вы слышите, как мама иногда говорит: «Ну вот, опять одни пустоцветы на огурцах». Как вы думаете, что обозначают эти слова? (Дети отвечают). Правильно: у огурцов на одном растении образуются и женские и мужские цветки. Женские цветки имеют пестик и поэтому образуют завязь. А мужские цветки пестика не имеют, у них одни тычинки. Они отцветают, а плодов не образуют. Поэтому ваша мама и называет их «пустоцветами».

4.Закрепление изученного материала

Индивидуальная работа. Учащимся раздаются рисованные модели цветка и задание, которое выполняют каждый самостоятельно:

  1. Обозначьте части цветка на схеме «цветок»

Работа в группах. Учащимся предлагают образовать группы, всего шесть групп. Распределить роли внутри групп. Каждой группе раздаются задания и оценочные листы.

Группа №1. Выполняет задание:

Соедините стрелками соответствующие термины и предложения

Задание для группы№2

Угадайте слова (название растения и частей цветка) по отдельным слогам.

1. Ты_ _ _ ка. 6. Цве _ _ нож _ _.

  1. Ва _ _ лек. 7. Ро _ _ _ ка.
  2. Цве _ _ ло _ _. 8. Ге _ _ гин.
  3. Оду _ _ _ чик. 9. Ле _ _ с _ _ к.
  4. Ми _ _ за. 10.Ши _ _ _ ник.

Задание для группы №3

Прочитайте зашифрованные слова и исключите «лишнее». Учащиеся записывают на доске правильные слова и зачеркивают лишнее слово с объяснением. (Ответ: рыльце, пыльник, завязь, столбик. Лишнее – пыльник, так как это часть тычинки).

Задание для группы №4

Подготовить сообщение о самом крупном и самом маленьком цветами на Земле. (Учащиеся готовят короткое сообщение о самом большом и самом маленьком цветах, пользуясь дополнительной литературой.)

Сообщение о результатах работы в группах. Подведение итогов группового задания.(работа с оценочными листами).

Учитель. Любовь к цветам понятна и естественна, но она не должна выражаться в истреблении растений. Надо уметь запечатлевать красоту в душе. Ведь цветок в вазе – пленник, приговоренный к скорой гибели. При постоянном сборе цветов в одних и тех же местах некоторые виды могут просто исчезнуть.

Слайд №20

На слайде «Медуница» растение нашей местности – на грани исчезновения.

Это ценное лекарственное и декоративное растение, замечательный ранний медонос. Интересная особенность её цветков – изменение цвета венчика в процессе цветения

Весной можно видеть картину, когда из леса выходят девочки с большими букетами цветов медуницы. Чаще всего эти букеты до дома не доносятся, так как быстро вянут цветы и их тут же выбрасывают. С каждым годом их становиться все меньше и меньше. Многие красивые растения стали сегодня редкостью и поэтому внесены в Красную книгу, хотя еще недавно они были широко распространены в природе. Зачитать стихотворение В.Викторова «Цветок».

Что сделать, чтобы предотвратить исчезновение цветов медуницы?

Значение цветка.

А мы с вами приближаемся к концу нашего урока.

Скажите, какие термины вы запомнили сегодня на уроке?

(работа по запоминанию терминов).

Проводиться игра «баранья голова». Первый ученик называет один термин, второй – предыдущий и свой, третий – оба предыдущих и свой и так далее. Если учащийся ошибся, следующий не исправляет его, а говорит «баранья голова». Цепочка доходит до 20 и более слов.

«На земле произрастают десятки тысяч растений. Но у людей особое благоговейное отношение к цветам. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, затерянном во ржи васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться или вспоминать о чем-то своем. Сколь бедны мы оказались бы, не будь на Земле цветов. И не мог бы, наверное, человек без них глубоко чувствовать, радоваться и любить, потому что его сердце не ведало бы подлинной красоты». Герцен.

Скажите, достигли ли вы своей поставленной цели на уроке?

(Анализ учащимися своих целей и подведение к выводу урока).

Заключительный этап урока , на котором обычно спрашивается:

Что понравилось на уроке, что нет?

Какие будут пожелания, замечания, и в итоге обобщается пройденное и побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.

Вывод урока: Цветок – это видоизмененный побег, служащий для семенного размножения.

Выставление оценок за урок - важный стимулирующий компонент урока.

Домашнее задание.

Изучить тему «Цветок» и ответить на вопросы в конце параграфа 28.

Подумать над вопросом: Изображенные на рисунках цветы представляют собой один цветок или группу цветков.

Приложение№ 1

Цветочный календарь

Дата рождения человека Цветок-талисман.

Язык цветов

Астра –печаль

Василек – изящество

Гвоздика красная – пылкая любовь

Колокольчик – болтливость

Лилия – символ невинности и печали

Пион – стыд

Сирень влюбленность

Тюльпан - признание в любви

Фиалка – скромность

Приложение№2 (Из книги «Занимательные материалы и факты по биологии» М.М.Бондарчук).

У какого растения самый большой цветок?

Ответ. Самым большим цветком является Раффлезия Арнольда, растущая в джунглях некоторых островов Индонезии. Гигантский цветок достигают в диаметре 1 метра, и весит 4-11 килограмм. Он состоит из пяти огромных красных мясистых лепестков толщиной 2 сантиметра, напоминающий по виду кучки сырого мяса.

Раффлезия издает очень сильный запах гниющего мяса, привлекающий ее опылителей – мух и жуков.

Это редкий цветок; описано всего не более 1000 растений. Крупнейший в мире цветок впервые обнаружил и описал в 1818 году немецкий ботаник Жозеф Арнольд во время своего путешествия по тропическим лесам острова Суматры вместе с губернатором Ост-Индийской компании Т.Раффлезом.

Известно 16 видов раффлезии, последний вид был открыт в 1988 году.

У какого растения самый маленький цветок?

Ответ. Самое маленькое цветковое растение – Вольфия бескорневая из семейства рясковых.

Это крошечное растение – обитатель пресных водоемов. Поперечник отдельного растения бывает меньше миллиметра.

Заросли вольфии похожи на плавающую в воде зеленую крупу. Примерно дважды в сутки от нижней её части отпочковывается новое растение.

Цветет вольфия очень редко, её цветы располагаются на верхней, выступающей из воды части и представляют собой углубление, в котором помещаются пестик и тычинки. Самое маленькое цветковое растение приносит самые маленькие в мире плоды.


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Оборудование:

1. Плакат – девиз урока.

2. Музыкальная запись “Вальс цветов” П.И.Чайковского.

3. Музыкальная запись классической музыки (легенда).

4. Видеослайды.

5. 22 набора – “Биологический конструктор”:

    • 5 лепестков;
    • 5 чашелистиков;
    • 12 пестиков;
    • 12 тычинок;
    • Пластилин;
    • 1 лист картона.

6. Тест проверочный

7. Тест психологический

Ход урока

I. Организационный момент (1–2 минуты).

Проверка готовности к уроку.

II. Повторение изученного (10 минут).

Звучит спокойная мелодия и на ее фоне – рассказ-легенда.

Из глубокой древности пришла к нам эта легенда. Ей не одна тысяча лет.

Во мраке и стуже лежала когда-то Мать – сыра Земля, не было ни света, ни тепла. И сказал однажды Ярило (бог Солнца, весны и плодородия): “Взглянем сквозь тьму кромешную, хороша ль, пригожа ль она, придётся ль по мыслям нам?” Он пронзил взором слои мрака, что лежали над спавшей Землей. Сразу воссияло красное Солнце, полились жаркие волны света. Пробуждалась от спячки Земля и нежилась в юной своей красе.

Жадно пила она щедрые солнечные лучи, набиралась до полных краев животворительной силой. Молвил тогда Ярило: “Ох ты гой-еси, Мать – Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь твою украшу я тебя синими морями, жёлтыми песками, голубыми реками, серебряными озерами, зеленой травой-муравой, цветами алыми …”.

Вот так (как повествует легенда), и появились на Земле цветковые растения.

И сегодня наш урок мы посвящаем цветковым растениям.

Ребята, а какие растения называют покрытосеменными или цветковыми?

На предыдущих уроках мы познакомились с особенностями строения таких органов цветкового растения, как корень, стебель, лист, семя.

Задача сегодняшнего урока – выяснить особенности строения и многообразия цветков покрытосеменных растений.

Как обычно, в начале урока мы повторим материал прошлого урока.

а) Фронтальный опрос:

Что такое орган? (Часть тела, выполняющая определенные функции )

Какие органы цветкового растения являются генеративными? (Цветок, плод, семя ); вегетативными? (Корень, побег )

Что называется побегом? (Стебель с расположенными листьями и почками)

Какие стебли вам известны? (Прямостоящие, ползучие, цепляющиеся, лазающие, укороченные)

Как могут листья располагаться на стебле? (Очередное, супротивное, мутовчатое)

Из каких частей состоит лист? (Черешок, листовая пластинка ).

Все ли листья имеют черешки? (Нет, есть сидячие листья ).

Какие виды листьев вы знаете? (Простые – 1 листовая пластинка, сложные ).

Как называется место прикрепления листьев к стеблю? (Узел )

Кроме листьев на стебле имеются почки. Назовите виды почек. Как они различаются? (Листовые – зачатки стебля и листьев, цветковые – зачатки стебля, листьев, цветка )

Дайте определение почки. (Почка – зачаточный побег )

б) Проверочный тест.

Сейчас на листочках, вам необходимо выбрать верные утверждения. Обведите их карандашом и запишите вверху листа Ф.И., класс.

На это задание вам отводится 5 минут.

III. Изучение нового материала (20 минут).

И так, тема сегодняшнего урока – “Цветок”. Откройте тетради, запишите тему урока.

Цветы … К ним у нас особое отношение. Они всегда привлекали внимание людей. Ещё сказочник, с мировым именем Г.Х.Андерсен писал “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”. Эти слова послужат девизом нашего урока.

Ребята, а какие ваши любимые цветы?

В настоящее время известно около 350 тысяч растений, 250 тысяч из них являются цветковыми. Они отличаются по форме, размерам, окраске, местообитанию (демонстрация слайдов). Но, тем не менее, они имеют общий план строения.

а) Строение цветка: (вишня).

б) Демонстрация слайдов (или рисунки на доске). Приложение 1

Итак, что же называется цветком?

Цветок – видоизмененный побег, служащий для семенного размножения.

Работая с учебником стр. 125 §28 докажите справедливость этого утверждения (цветок развивается из почки; стеблевая часть – цветоножка, цветоложе; а чашечка, венчик, тычинки, пестик – образованы видоизмененными листьями).

Следующий этап урока – самостоятельная работа в парах.

IV. Закрепление (5 минут).

У вас на столах находятся биологические конструкторы. Вам необходимо собрать цветок по предложенной формуле (по вариантам).

После проверки задания проводится фронтальный опрос:

Генеративный орган цветковых растений, в котором происходит формирование семени? (Пестик)

Самая яркая и заметная часть цветка, которая чаще всего бывает окрашена в различные цвета? (Венчик)

Венчик, лепестки которого срастаются между собой? (Сростнолепестный)

Венчик, как правило, окружен окрашенной в зеленый цвет …? (Чашечкой)

Совокупность чашечки и венчика? (Околоцветник)

Если через цветки можно провести только 1 ось симметрии, то такие цветки называются …? (Неправильными)

Мужской генеративный орган цветка? (Тычинка)

Верхняя часть пестика, приспособленная для удержания на нем пыльцы? (Рыльце)

Цветки растений, в которых имеются как так и органы? (Обоеполые)

Растения, мужские и женские цветки которых расположены на разных растениях? (Двудольные)

“А какой цветок самый крупный?” - сообщение учащегося.

Объявление оценок.

V. Подведение итога (5 минут).

Ребята, что узнали вы сегодня на уроке, что понравилось, что запомнилось? (Рефлексия).

И в заключении урока, нельзя не сказать о значении цветковых растений в жизни человека …

Цветы широко вошли в жизнь человека. Наиболее торжественные и радостные дни в нашей жизни мы стараемся отметить цветами, и дарим их тем, кого любим. Цветы нас радуют своей красотой. Изображение их мы встречаем на самых разных предметах: посуде, женской одежде, картинах.

Цветы – сама жизнь. Под Петербургом установлен монумент, названный “Цветком жизни” в память о детях, погибших во время ленинградской блокады. На белых лепестках, раскрывшихся на 15-ти метровом стебле, большими буквами написано: “Пусть всегда будет солнце!”

Цветы имеют свой “язык”. Они могут рассказать об обычаях народа, о его культуре. Они не только обогащают воздух кислородом, повышают влажность, служат биологической основой существования жизни на Земле. Они оказывают благотворное эмоциональное воздействие.

Сколько восторженных, трепетных строк сложили о них поэты! Сколько прекрасных, нестареющих полотен посвятили им художники!

Цветы нужны людям и в праздники, и в будни. Они делают нашу жизнь радостней, пробуждают в человеке любовь к добру.

Так, в г. Клину композитором П.И.Чайковским был написан балет “Щелкунчик”, послушайте вальс “Цветов” из этого балета. (Звучит музыка)

Но растения необходимо и охранять.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок
Если все – и я и ты, дружно соберем цветы
Опустеют все поляны – и не будет красоты.

На этом урок заканчивается, запишите домашнее задание.

Д/з. § 28 р.т. № 96, 97.

Эмоциональный настрой мне поможет выяснить тест “Эмоциональный мониторинг”.

На этом урок закончен. Всем спасибо!



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...