Топиарное искусство в ландшафтном дизайне. Топиарное искусство

Мало кто знает, что бордюры зеленых ограждений, часто попадающиеся нам на глаза в городских парках – это целое искусство, а точнее – топиарное искусство.

Топиар, или как его на японский манер иногда называют – топиари – это изменение естественной геометрической формы растений. На практике, так называют садовые работы по фигурной обрезке и стрижке деревьев и кустарников.

В нашей стране аккуратно подстриженные ленты кустарника – непременный атрибут украшения государственных общественных учреждений. Этот городской элемент ландшафтного дизайна сохранился еще с советских времен и совершенно не утратил своей актуальности, что не удивительно: традиция использовать ухоженные сады из сформованных растений как символ незыблемости власти, процветания и богатства зародилась еще в древнеримской империи.

История формирования топиара, зарождение и развитие

Мы никогда не узнаем, где и когда садовод создал из обычного дерева или кустарника первую растительную скульптуру, но расцвет этого вида искусства начался еще в Древнем Риме. В те времена империя порабощала обширные территории, и вместе с новыми народами впитывала свежие веяния в искусстве и культуре.

Украшение сада растениями, стриженными в особые геометрические формы, быстро вошло в моду.

Все состоятельные граждане империи увлекались топиаром. Желая подчеркнуть власть, богатство и украсить свое жилье, они заказывали садовые работы особым мастерам – топиариям. Эти искусные скульпторы-растениеводы столь виртуозно владели садовыми инструментами, что могли в считанные часы превратить обыкновенные заросли тиса, мирта, самшита или розмарина в строгие геометрические формы или фигуры людей и животных.

[!] Название профессии топиарий образовано от греческого «топос» (место, местность, ландшафт) и в современных реалиях может быть переведено как – ландшафтник или ландшафтный дизайнер.

Таким образом, зародившись еще во времена Римской империи, топиар навсегда прижился на территории Европы. Конечно, этот вид искусства не был одинаково востребован. В период средневековья вместе с общим упадком культуры, садовая скульптура сводилась к простейшим оградкам из кустов и стрижке газонов.

Однако в период итальянского возрождения топиар снова набирает популярность. В украшении парков и скверов вновь появляются элементы строгой геометрической формы.

Кроме создания зеленых стен и живых изгородей в садоводстве тех времён впервые используется стрижка деревьев и кустарников в виде симметричных конусов, шаров и пирамид.

Своего максимального расцвета классический топиар достиг с развитием барокко. Сложные композиции зеленого ковра из причудливо остриженных насаждений украсили собой множество дворцов и богатых вилл Италии и Франции. Подобные произведения топиарного искусства стало принято называть французским парковым стилем.

В петровские времена, вместе с прочими европейскими веяниями искусства и культуры, регулярные французские парки появились и в России. В первую очередь – как украшение резиденции царствующей семьи в столице того времени Санкт-Петербурге. Одним из известнейших произведений топиара того времени является садово-парковая зона Петергофского дворца.

В начале девятнадцатого века садовая скульптура вновь немного утратила свои позиции. На контрасте с регулярными французскими парками в моду входят «дикие» английские парки. Основная идея нового стиля заключалась в облагораживании естественной красоты живой природы без каких-либо искусственных форм. Однако отказ от прекрасных растительных скульптур продлился не долго. Уже в конце девятнадцатого века интерес к топиару вспыхнул с новой силой и не утихает до сих пор.

Практически в любом городе мира можно встретить как отдельные произведения, так и парковые ансамбли созданные при помощи топиарного садового искусства.

[!] Приемы планировки регулярных французских и пейзажных английских парков, как и их сочетание стали основой современного ландшафтного дизайна.

Впрочем, рассматривая топиар в широком понимании этого стиля, необходимо упомянуть о его восточных корнях.

Китайские мастера превратили формирование кроны деревьев в искусство еще две тысячи лет назад. Чуть позже создание миниатюрных деревьев распространилось и получило дальнейшее развитие в Японии.

Сегодня традиционное искусство бонсаи (миниатюрное деревце на блюде), как и ниваки (деревце в саду) стало популярным далеко за пределами исторической родины. Выращивание карликовых сосен, кедров и кипарисов быстро вошло в моду и стало составляющей ландшафтного дизайна в Европе, Америке и у нас в России.

Классический бансаи и ниваки, это не только художественное творчество, но и философия, построенная на многовековой культуре. Сама фигуры миниатюрного растения, направление ствола, расположение и даже количество ветвей – все должно соответствовать стилю и вписываться в строгие каноны. Японские садоводы за долгие годы поиска выработали восемь символичных композиций:

  • Тёкан – строгая форма, крона формируется вокруг единственного ствола;
  • Сякан – одинокий ствол растет с наклоном к земле;
  • Сокан – деревце с раздвоенным от земли стволом;
  • Моёги – ствол дерева изгибается подобно ползущей змее;
  • Кэнгай – вершина ствола клонится ниже уровня земли;
  • Котобуки – деревце оберег, сплетением ветвей образующее иероглиф счастье;
  • Монкабури – дерево над входом в сад, с горизонтальной нижней ветвью;
  • Киотская форма – молодое деревце формируется на пеньке криптомерии.

Конечно современные мастера топиара не придают этим тонкостям особого значения. Находясь в постоянном эксперименте, молодые художники смело придумывают новые формы, при этом черпая вдохновение у японских мастеров. Создание классического бонсаи – кропотливый ритуал, начинающийся с момента появления ростка из земли. Тогда как европейские мастера топиара предпочитают формировать крону уже выросшего до нужных размеров дерева. При этом они используют весь арсенал современных инструментов и технологий, а не только ножнички и архаичные бамбуковые распорки.

Впрочем, кроме экзотичного бансаи, восточные садовники практикуют и вполне привычные приемы топиара. Японские сады Дзен или, как их называют, сады камней часто декорируются кустарниками, аккуратно остриженными в европейской манере. Причем используют как фигурную стрижку – карикоми, так и строгие кубические формы с плоскими гранями – хакозакари. Мастера, создающие сады Дзен, стремятся достичь совершенства. Композиции, сочетающие камень и формованные растения, одинаково прекрасны в любое время года: и зеленым летом, и снежной зимой.

Технологии выращивания и уход за топиарными произведениями

Техника создания растительной скульптуры практически не изменялась на протяжении веков. Классической методикой, практикующейся со времен древнего Рима, является стрижка и обрезка. Хотя эти понятия звучат как синонимы, методика работы с растением в корне различна.

Изготовление топиара начинается с обрезки. Удаление ветвей служит для первоначального придания зеленой скульптуре желаемой формы. Процедура проводится ранней весной, когда растение еще спит и не сильно страдает от нанесенных повреждений. Садовод работает секатором или садовой пилой, по отдельности удаляя лишние ветви.

Обрезка ведется очень аккуратно: кроме общей формы в расчет приходится брать качество ветвей, расположение почек и общее состояние растения. Кроме того, чтобы культура не погибла желательно проводить санитарную обработку наиболее крупных срезов-ран. Процесс сродни обрезке и уходу за плодовыми деревьями и подчиняется тем же правилам.

Стрижка применяется для придания финишной формы крупным объемам, и для нее используют более производительные инструменты. В ход идут крупные садовые ножницы, а чаще электрические или бензиновые кусторезы. Стрижка проводится по мере необходимости, для восстановления четкости формы. Как правило, это происходит несколько раз за сезон, а удаляются все лишние веточки без разбора.

[!] Стрижка повреждает ветви и удаляет листья, необходимые для жизни растения. Для того чтобы не нанести непоправимый вред, ни в коем случае нельзя за один раз удалять более одной трети от кроны культуры.

Стрижкой очень удобно выводить крупные плоскости, вроде стен зеленых ограждений. Стоит упомянуть, что для упрощения процесса иногда применяются специальные сетчатые каркасы, ограничивающие зону действия режущего инструмента. При помощи подобного трафарета придать кустарнику несложную форму может практически любой садовод.

Впрочем, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Даже для того чтобы создать простой зеленый бордюр необходимо потратить много времени и усилий. Сначала нужно с четко заданной частотой высадить и выходить отдельные экземпляры кустарника, а затем на протяжении многих лет подрезкой кропотливо загущать их кроны, формируя цельный объем.

Если вы решите заняться топиаром на своем приусадебном участке, то учтите, что не все виды кустарников и деревьев одинаково хорошо поддаются художественной обработке.

Крона растения должна быть образована множеством густых переплетающихся ветвей, долго сохранять свою форму, а после стрижки покрываться свежей зеленой листвой. Необходимо учесть, что породы с крупной листвой годятся лишь для простых геометрических фигур и грубых форм. Детализированные скульптуры можно создать из растений с густыми тонкими ветвями и мелкой листвой.

Виды кустарников и деревьев в соответствии с типом топиара:

  • Для невысоких, до полуметра бордюров подойдет бирючина обыкновенная, бересклет карликовый, жимолость мелколистная, бересклет японский, самшит обыкновенный, жимолость блестящая, самшит вечнозеленый.
  • Для изгородей высотой до полутора метров годится акация желтая, бирючина обыкновенная, бересклет европейский, вяз приземистый, кизил обыкновенный, жимолость обыкновенная, кизильник обыкновенный, сирень обыкновенная.
  • Для живых изгородей высотой до трех метров выращиваются: граб обыкновенный, клен полевой, яблоня ягодная сибирская, шелковица белая, лавр благородный, пихта обыкновенная, туя восточная, тис ягодный, туя западная.
  • Деревья, подходящие для фигурной стрижки кроны: граб обыкновенный, лавр благородный, дуб каменный, тис обыкновенный, лох колючий, смородина альпийская, барбарис самшитолистный, самшит обыкновенный;
  • Деревья для штамба с формуемой кроной и высотой более полутора метров: клен остролистный, граб обыкновенный, липа, яблоня сибирская, шелковица белая, лавр камфорный, дуб каменный;
  • Деревья с невысоким штамбом до полутора метров, пригодные для топиара: боярышник обыкновенный, рябина обыкновенная, ясень цветочный, черемуха обыкновенная, самшит обыкновенный, бирючина японская, тис ягодный.
  • Карликовые древесные породы для топиара в штамбованной форме: бирючина обыкновенная, смородина золотистая, сирень обыкновенная.

Конечно, отдельные экземпляры топиарного искусства можно просто приобрести в специализированном магазине. Это может быть штамбовое деревце с шаровидной кроной, экзотичный бансаи или куст в виде забавного животного.

Главное не забывать, что топиарный экземпляр капризнее обычных растений, и предъявляет повышенные требования к качеству почвы, освещенности участка и поливу. Без регулярной стрижки крона очень быстро растеряет первоначальную красоту, а значит, за ней придется постоянно ухаживать. Кроме того удаление ветвей ослабляет растение, поэтому все садовые скульптуры требуют защиты от болезней и регулярной подкормки.

Ландшафтный дизайн постоянно развивается. Постоянно появляются новые формы растительного искусства. Из интересных направлений современного топиара нужно упомянуть деревья, выращенные на шпалере. Мастера топиара, изгибая ветви и закрепляя их на экране-каркасе, формируют крону растения в одной плоскости. Такие деревья занимают на участке немного места и выглядят очень декоративно.

Топиарное искусство – изменение естественной формы растений путем стрижки, формовки. Стриженые растения в садах и парках являются настоящей изюминкой. Для этого искусства не помеха наш суровый климат, нужно только правильно подобрать ассортимент растений для стрижки.

История топиарного искусства уходит корнями в древность. В Древнем Риме существовал особый цех садовых мастеров, которые занимались формовкой растений. Из вечнозеленых растений садовники создавали не только строгие живые изгороди, но и огромные вазы, шары, колонны, пирамиды, и даже фигуры птиц и зверей. Искусство стрижки растений римляне привезли в Англию, где поначалу живые изгороди использовались в качестве ограды владений.

Стрижка растений вновь стала очень популярна в эпоху Возрождения, это был золотой век топиарного искусства. Ни один созданный в то время парк не обходился без аккуратных бордюров, обрамлявших дорожки и цветники, без высоких стриженых стен, которые разделяли пространство на зеленые комнаты, без изысканных фигур, созданных при помощи стрижки из привычных растений. В XVII веке право быть законодателем ландшафтных мод перешло от Италии на север, прежде всего во Францию. И в России эта мода нашла свое отражение. Самые яркие барочные сады можно увидеть в окрестностях Санкт-Петербурга.

В настоящее время старые парки восстанавливаются, бережно поддерживаются и доступны для всех людей, а не только особ королевской крови. Каждый может посетить замки Шенонсо и Во-ле-Виконт, Версаль, Хемптон Корт, Вилянув, Петергоф и другие исторические места, полюбоваться прекрасными видами, увидеть разнообразие форм, созданных с помощью стрижки растений, и у вас непременно родятся идеи по оформлению своего сада.

страны юго-восточной Азии сегодня задают тон в развитии и совершенствовании топиарного искусства. Сады, скверы, парки и просто уличные газоны Гонконга, Куала-Лумпур, Сингапура, Чиангмай представляют собой истинные шедевры. В отличие от западных коллег, азиатские ландшафтные дизайнеры не боятся экспериментировать с объёмами, цветами, формами и композициями в целом. Тут можно увидеть множество уровней, различных форм, игру света и тени. А ежегодная цветочная выставка в Чиангмай – это праздник для любителей чудаковатых форм, новаторства и авангарда в мире садово-паркового искусства.

Возможные формы топиари.

Первой, и, пожалуй, самой популярной, является такая форма как живая изгородь. В ней выделяются следующие подвиды: бордюр (высота до 1 метра), изгороди (высота до 2,5 метров) и зелёные стены (высота более 2,5 метров). Это прекрасная форма, которая помимо декоративной функции выполняет ряд других задач по защите территории от пыли, грязи, ветра и шума.

Вторым видом топиари является создание правильных или простых геометрических форм: спиралей, шаров, кубов, пирамид, колонны, конусов, сердечек. Это приятная взору классика, которая украсит любой сад.

Третьим видом можно выделить более сложные формы топиари – фигуры людей, животных, абстрактные образы. Это уже, так сказать, высший пилотаж и проявление профессионализма и фантазии садовника. Такие топиари действительно произведения искусства, выполненные руками садового мастера.

Четвёртым видом являются различные авангардные и новаторские течения. Например, совмещенные стрижки с прививками для создания уникальных форм, где на одном штамбе произрастают зелёные, голубые и золотистые хвойные шары разного размера.

Растения, наиболее подходящие для создания топиари

Ниваки означает «садовое дерево». Это форма, которая выращивается в садовом грунте и является частью садового ландшафта. Высота ниваки может достигать нескольких метров.

Традиции и каноны в японском обществе занимают одни из самых важных мест, поэтому веками вырабатывались стили и стандарты формировки бонсаи и ниваки. Есть восемь канонических стилей ниваки, соблюдение которых священно для японского садовода.

  • Тёкан – классическая прямая форма. У дерева должен быть один прямой ствол.
  • Сокан («раздвоенный ствол») - представляет собой композицию, отличающуюся от остальных наличием двух стволов. Они могут быть разными по размеру и образовывать одну крону. Раздвоение должно начинаться сразу от земли.
  • Сякан (наклонный стиль) - отличается от формального прямого стиля только тем, что рост дерева идёт под углом к земле. Такие ниваки часто высаживаются на берегу водоёмов, чтобы дерево клонилось к воде.
  • Киотоская форма. Это форма возникла в городе Киото, когда при заготовке древесины криптомерии оставались пеньки, на которых из их поросли формировались новые стволы. В Японии такие ниваки создают из криптомерии, в Европе для этого подходит ель обыкновенная .
  • Моёги (извилистый ствол) - сложная и очень красивая форма ниваки, в которой ствол должен быть извивающимся в одной плоскости (как синусоида).
  • Кэнгай (поникающая форма) – форма, при которой ствол дерева направляют вниз, ниже основания ствола.
  • Котобуки - дорогая символичная форма, похожая очертаниями на иероглиф «счастье». Высаживают в японских садах как дерево-оберег.
  • Монкабури (дерево над входом) – такие ниваки формируют таким образом, чтобы одна нижняя ветка была очень длинной и располагалась горизонтально над входом в сад. В этом стиле формируют сосны . Такая форма ниваки считается символом удачи и успеха.

Как уже было сказано, классические традиции формировки ниваки очень почитаются в Японии, но после того как данное искусство начало укореняться в Европе, чётких стилей никто не придерживается. Европейский ниваки – это просто разновидность топиарного искусства. Основным мерилом тут выступает не архаичность, а красота. Европейские садоводы не придерживаются японского культа чисел и правила треугольника (на каждом стволе остаются только три ветки). Формировку японского ниваки начинают с раннего возраста растения и производят специальными маленькими ножницами. Европейские садоводы начинают обрезку дерева в 10-15 летнем возрасте (корда растение достигает необходимых размеров) и используют для этого сначала секатор и пилы , а потом уж садовые ножницы для стрижки. Также для фиксирования при формировании европейского ниваки используют не принятые в Японии бамбуковые палочки, а синтетические ленты.

Сформированное растение каждый год нуждается в стрижке. Кроме этого, все европейские ниваки, так же как и топиары, нуждаются в регулярных подкормках и защите от вредителей и болезней, особенно на этапе формирования.

Для создания ниваки используются как хвойные, так и лиственные растения. Европейские ниваки формируют из кедра гималайского (Cedrus deodara), кипарисовика Лавсона (Chamaecyparis lawsoniana) ,

Ноу-хау в ландшафтном искусстве – деревья, специально сформированные в виде арок. Размер арки примерно 3 х 3 метра, но вы можете выбрать любой, в зависимости от ваших потребностей. Если вы приобретаете такую арку в питомнике, просто высаживаете две ее половинки там, где планировали, например, возле садовой дорожки, и связываете их верхушки. Подобным образом можно сформировать настоящую зеленую беседку. Для этого нужно высадить по кругу 6-8 растений (подойдут только крупные кустарники или деревья), когда они достигнуть нужной высоты, связать в центре их верхушки. С помощью обрезки формируется крыша и стены, а можно устроить открытую зеленую беседку, если удалять поросль со стволов.

Строгие формы (шары, кубы, конусы, спирали) используются для создания садов или отдельных зон сада, оформленных в регулярном стиле. Они могут быть сформированы и на штамбе.

Надо различать понятия «стрижка» и «обрезка». При обрезке имеют дело с каждой веткой индивидуально, работают секатором. Тут есть свои правила относительно того, как выполнять срез, какие почки стимулировать, как обрабатывать ранки и другие. Очень подробные инструкции по обрезке можно найти в книгах о плодовых садах. Именно на примере плодовых растений эта тема разработана очень подробно. А стрижку называют еще «слепой обрезкой», когда не важно, где именно на ветках получаются срезы. Просто все растение подравнивается по установленным габаритам. В этом случае секатором уже не обойтись, ведь нужно срезать очень много веточек. Стрижку проводят садовыми ножницами, бензиновыми или электрическими кусторезами. Обрезку проводят обычно весной, а стрижку несколько раз за сезон.

В топиарном искусстве применяют и обрезку, и стрижку. Последняя используется на живых изгородях, строгих формах, таких как стриженые кубы, полусферы или пирамиды. Более кропотливая обрезка служит для создания садовых бонсаев, шпалер, растений в форме зонтиков и арок.

Растения для стрижки и формовки.

Далеко не все виды растений могут подвергаться стрижке. Тис, бирючина, граб и самшит, которые можно повсеместно видеть в Западной Европе, к большому сожалению, не подходят для формовки в климатических условиях Московской области. Но не стоит отчаиваться, потому что и здесь есть ряд растений, которые можно с успехом превратить в шедевры садово-паркового искусства. Мы перечислим основные из них.

Из хвойных растений для создания изгородей и стен подойдут ель колючая, ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный, туя западная. Можжевельник казацкий очень подходит для устройства бордюров.

Лиственных растений для стрижки гораздо больше, чем хвойных: магония падуболистная, арония черноплодная, барбарисы, бересклеты, боярышники, бузина кистистая, вяз шершавый, дерен белый, жимолости, ивы, ирга канадская, калина гордовина, карагана древовидная, кизильник блестящий, клен Гиннала, клен татарский, клен полевой, лапчатка кустарниковая, лох серебристый, облепиха крушиновидная, пузыреплодник калинолистный, роза ругоза, слива колючая, смородины, снежноягодник белый, спиреи, яблони. При выборе растения нужно руководствоваться следующими правилами: учитывать высоту растения (из крупного дерева практически невозможно сделать низкий бордюр, а из маленького кустазеленую стену), подбирать оптимальный размер листьев (мелкие формы из крупнолистных видов выглядят плохо) и, конечно, учитывать требования растений к почве, свету, влаге, причем относиться к этому более серьезно, чем при выращивании растений без стрижки.

Используя вековой опыт и современные технологии стрижки растений, можно очень эффектно оформить свой сад. К любому ландшафтному стилю легко подобрать топиарные формы. Для регулярного сада подойдут строгие формы и стриженые бордюры, для пейзажного – арки, зеленые беседки и формы-зонтики, для сада в японском стиле – садовые бонсаи.

Компеляция составлена мной на основе статьи канд. биол. наук Светланы Чижовой и материалов сайта arsen-senya livejourmal.com

Мода на декоративные огороды, водоемы и каменистые горки никогда не исчезнет с наших садовых участков. Сейчас в моду входит стрижка кустарников и деревьев в виде различных фигур. Интерес к топиарному искусству сегодня все больше и больше начинает набирать обороты, выставки ландшафтного искусства, не обходятся без топиара.

Стрижка кустарников и деревьев, придание им фантастических и геометрических форм.

Топиарное искусство ещё было в Древнем Риме. В Древнем Риме правильная техника подрезки ценилась весьма высоко. Были профессиональные организации мастеров этой формовки.

Из вечнозеленых лавров, дубов создавали шедевры. С помощью приспособлений кронам растений делали четкие формы.

Второе рождение топиарного искусства было получено в эпоху Ренессанса: аккуратненько стриженые бордюры, обрамляющие цветники и дорожки, зеленые комнаты, образованные зелеными высокими стенами из граба, туи, тиса и липы интересные фигуры и причудливые растительные лабиринты.

Позже, в XVII веке законодательницей топиарного искусства была Франция. При Петре I топиарное искусство проникло в Россию, например - Петродворец с зелеными стенами, шарами, конусами и стрижеными бордюрами.

Потом появилось «новый топиар» – стрижка растений проводилась с помощью металлического каркаса. Некоторые профессионалы против такой техники, потому что большой риск врастания растения в металлический каркас.

Сегодня очень популярен «грин арт» – разнообразные виды топиарных конструкций, заполненные сфагнумом и торфом, куда сажаются растения. Практически забытые технологии формирования кроны начинают возрождаться, и разрабатываются новейшие способы.

К ландшафтному стилю подбирают типичные формы: конус, куб, сфера, пирамида, так и оформление фигур животных или птиц.

Процесс создания топиарных фигур

Трудоемкий и кропотливый, растения формируют постепенно, а затем поддерживают эти формы постоянными стрижками. Самый маленький срок для создания анималистической фигуры 6 лет. Сначала активизируют рост с помощью подкормок, а потом формируют скелетные ветки и лишь через пять лет начинает вырисовываться силуэт.

Сделать геометрические фигуры проще задача, но также требующая терпения и определенных знаний. Из хвойных пород для живых скульптур прекрасно подходит тис - это дерево с плотной кроной. Фаворитом среди лиственных растений является самшит или другое его название буксус.

Бирючина, тис, самшит и граб, которые повсеместно можно увидеть в Западной Европе, к сожалению, не подходят для формовки в климате средней полосы.

Для средней полосы России для создания изгородей и стен из хвойных растений подойдут ель обыкновенная, можжевельник, туя западная. Для бордюров подходит казацкий можжевельник.

Лиственных растений для стрижки намного больше, чем хвойных: арония черноплодная, магония падуболистная, бересклеты, барбарисы, бузина кистистая, боярышники, жимолости, дерен белый, ивы, кизильник блестящий, калина гордовина, клен татарский, лапчатка кустарниковая, пузыреплодник калинолистный, облепиха крушиновидная, слива колючая, роза ругоза, смородины, спиреи, снежноягодник белый, яблони.

При выборе растения необходимо руководствоваться некоторыми правилами: иметь в виду высоту растения (из большого дерева нельзя сделать низенький бордюр, а из малого куста невозможно зеленую стену), подбирать определенный размер листьев и, знать требования растений к свету, почве, влаге.

Растения нужно заранее подбирать с учётом желаемой формы. Для высоких форм (конус, спираль) хорошо подойдёт тис, а для плотных (куб, шарик) самшит.

Для живых изгородей лучшим решением станет туя, ель, желтая акация, бирючина, боярышник и др.

Если вы купили в питомнике стриженое растение, тогда будьте готовы к тому, что ему потребуется особый уход, его необходимо постоянно стричь, поливать, подкармливать, иначе ошибки исправлять будет уже поздно.

Стрижка делает растения слабым, и поэтому некоторым может понадобиться даже укрытие на зиму. Для ухода за топиарами в арсенале нужно иметь хоть минимальный набор, в который должны входить шпалерные ножницы, секатор, сучкорез и садовая пила.

Создание топиарных форм в саду начинается с выбора места, потом подбирается растение и делается шаблон из металлической сетки, совершается стрижка.

Обрезка и стрижка абсолютно два разных приема, и это всегда нужно помнить. Обрезку делают для фигур сложной формы, стрижку – когда надо создать ровную поверхность.

Обрезку производят секатором. Длина каждой ветки рассчитывается персонально в соответствии с замыслом топиарного мастера.

В случае стрижки все веточки обрезаются на одинаковой длине. При стрижке вы можете использовать садовые ножницы или кусторезы.

Идеальным сроком для обрезки является март, а стрижка делается во время роста побегов.

Стриженая изгородь может быть различной формы. В более солнечном климате можно увидеть изгороди прямоугольной и квадратной формы. В средней полосе производить такую стрижку нельзя, иначе нижние ветки не будут дополучать света и начнут оголяться. Изгороди с голым низом смотрятся непривлекательно.

Стрижку изгородей необходимо делать так, чтобы ее боковые стороны были под 10 градусов. Форма может быть треугольная, округлая или трапециевидная. Но, если это невысокий бордюр, то можно делать его боковые стороны вертикальными. Но знайте, что поддерживать в аккуратном виде изгородь с плоским верхом намного труднее, чем изгородь с округлым или острым верхом.

Для живой изгороди можно использовать несколько видов растений, получая красивые цветовые эффекты. При уходе за живыми изгородями есть некоторые тонкости:

Для любой стрижки есть золотое правило – не стричь за один раз больше треть массы растения, не то оно может начать чахнуть.

Уход за топиарами.

Уход подразумевает в себя постоянные подравнивание кроны, полив, подкормку и обрезку.

Приступая к стрижке кустарников, необходимо иметь в виду, что без определенного терпения и навыков, не обойтись. Еще нужно знать, что топиарное искусство должно совмещаться с ландшафтом территории и всем архитектурным комплексом.

Формированием кроны надо заниматься постоянно - это главное условие для получения достойного результата. Оптимальный срок для образки является февраль. Используя современные технологии и вековой опыт, можно создать оригинальный и стильный дизайн для любого садового участка.

Садовый бонсай - вид топиарного искусства. Бонсай пришел к нам из Китая и Японии. Бонсай размещают в японских садиках или перед домом, как ординар.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.И.Н. УЛЬЯНОВА»

ФАКУЛЬТЕТ ДИЗАЙНА И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ДИЗАЙНА

Реферат по декоративно-прикладному искусству

на тему: «Топиарное искусство (Грин-арт)»

Выполнил студент

ДиКТ гр. 62-06

Трифонова Елена

Проверил

Даренков И.И.

Чебоксары 2011

Введение

История топиарного искусства

Классификация топиарного искусства

Стрижка и инструменты

Заключение

Иллюстрации

Введение

Ториарное искусство или грин-арт является элементом декора сада.

Основными формами стрижки деревьев и кустарников, применяемыми в садово-парковом строительстве, являются высокие стриженые стены, живые изгороди, бордюры и фигурно стриженные отдельные деревья и кустарники.

Наибольшего расцвета топиарное искусство достигло в эпоху Возрождения, когда растительная «архитектура» практически вытеснила садовое цветоводство. Сад со стрижеными растениями всегда выглядит ухоженным, являясь предметом гордости своего хозяина. Конечно не каждый может решиться на выращивание растений искусственных форм в своем саду, но некоторые элементы топиарного искусства - создание живых изгородей,под силу даже начинающему садоводу. Благодаря, топиарному искусству, фигурной стрижки сад выглядит более красиво, модно изысканно.

История топиарного искусства

Topiary – топиари, топиарное искусство – орнаментальное или фантазийное садоводство, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.

Английское слово “topiary” происходит от греческого topos (место), и, таким образом, имеет тот же корень, что и “топоним”, “топография”, “утопия”. Уменьшительной формой существительного topos было слово topia/topion, означавшее традиционную тему в риторике, общее место, речевое клише.

В латинском языке это же слово – topiarius;-a; -um;- (прил) – принадлежащит к орнаментальному искусству.

Топиарное искусство по праву считается одним из древнейших видов искусства. Первые письменные упоминания об орнаментальном садоводстве принадлежат римлянам и датируются 38г. до н.э и 14г. н. э. Плиний Старший приписывал это открытие Кнею Матию, другу императора Августа. Возможно, искусство стрижки деревьев и кустарников было привнесено ранее из Средиземноморья и Азии. Каким бы ни было начало, к концу первого столетия н.э, топиари становится естественным украшением садов состоятельных людей.

После падения Римской империи, начинается период, известный, как Смутное время. Это был долгий период общественного хаоса, в течение которого основная борьба была за выживание. Блага цивилизации были оставлены в стороне. Только в монастырях искусство орнаментального садоводства не было забыто.

Период Возрождения дает новый толчок в развитии топиарного искусства. Обращение к классике, поиск стиля и форм его воплощения породили сады, которые существуют и поныне: Сады Виллы Ланте (Баньайя); Кастелло Балдино (Монтальто ди Павиа) и Виллы Гарцони, около Коллоди в Тоскании.

“Золотой век топиарного искусства”, бум на изгороди и сады в “голландском стиле” покорили Европу. Но мода имеет тенденцию меняться, - всегда есть противники, желающие изменить ход событий. На сей раз оппозицию составили поэты и философы, выступавшие за “ненасилие над деревьями и кустарниками”. Результат этих нападок и споров приблизил начало конца «голландского стиля» и расцвет естественной красоты. Многие известные регулярные сады были уничтожены и превращены в пейзажные.

С конца 18 века с переменным успехом появлялся интерес то к пейзажному, то к регулярному стилю. Но никогда эти два направления не были тесно связаны. В дальнейшем происходит одновременное развитие двух диаметрально противоположных стилей, и для каждой страны этот путь свой. Создаются известные сады: Сад Ладью в Мэрилен и сады Лонгвуд в Пенсильвании, Левенс Холл и Грейт Дикстер, Друммонд парк в Шотландии и многие другие.

Сегодня топиарное искусство переживает очередной виток своего развития, и классическое топиари, видимо, от жажды скорейшего результата, переходит к использованию однолетних цветов и лиан на каркасной основе. Темп жизни заставляет подстраивать под себя искусство, которое требует терпения.

Топиарное искусство в России, в частности в Москве, практически отсутствует. Только хорошенько приглядевшись, можно увидеть запущенные изгороди из кизильника блестящего на улицах города, как напоминание о старой школе садово-паркового строительства, да попытки мастеров, пытающихся создать шедевры на отдельно взятых территориях.

Несмотря на то, что климат наш суров, он справедлив. Для жителей средней полосы России непривычны яркие краски и пестрота, скажем, Тайланда, но посостязаться с элегантными садами Англии мы вполне можем. Даже не используя классические растения для топиарной стрижки, такие как тис и самшит, можно добиться интересных результатов. Как оказалось, ассортимент достаточно велик, важно чувствовать материал и его возможности, и, конечно, иметь терпение.

Классификация топиарного искусство

Разновидности:

Живые изгороди - бордюры (до 1 м), изгороди (до 2,5 м) и зеленые стены (2,5-3 м). Различаются и по ширине, могут быть однорядными или многрядными. Расстояние между растениями в изгороди зависит от габаритов самих растений.

Зеленые скульптуры - при стрижке кронам деревьев и кустарников придают форму геометрических или фантазийных фигур. Японский стиль - стрижки под садовые бонсаи, модерн - зеленые колонны и спирали, авангардный стиль - кубы, шары, пирамиды. Особым вниманием пользуются фигуры животных, предметы мебели или, например, автомобиля. Если простые геометрические формы по силам начинающему садоводу, то создание сложных фигур из растений требует мастерства и опыта в подборе растений. При создании фигур используются 2 техники: "новое топиари" - стрижка растений с использованием металлических каркасов; и "грин арт" - использование конструкций, наполненных торфом и сфагнумом (род мхов), куда высаживаются растения.

Штамбовые деревья - можно формировать в виде пальметты, кордона, веера или использовать зонтиковидную стрижку. На пике моды стрижка, совмещенная с прививками - на одном штамбе получают хвойные шары разного размера и цвета или плакучие формы сочетают с геометрическими.

Арки и беседки из деревьев - деревья высаживаются на нужном расстоянии друг от друга и их верхушки связываются, получается арка. Таким же образом можно сформировать зеленую беседку, высадив 6-8 растений.

Живые изгороди по высоте делятся на три группы:

Бордюры (до 1 метра).

Живые изгороди (1-2 метра).

Живые стены (более 3 м).

Бордюры создаются из невысоких кустарников, изгороди – из средних и высоких, зеленые стены – из высоких кустарников и деревьев. Изгороди могут быть однорядными, двухрядными, трехрядными. Расстояние между растениями в изгороди зависит от габаритов самих растений и бывает от 0,2 до 1,2 метров, а между рядами – от 0,3 до 1 метра.

Стрижка и инструменты.

Как правильно стричь:

Стриженые изгороди могут быть разной формы (имеется в виду форма изгороди в разрезе). В странах с более солнечным климатом можно встретить изгороди квадратнои и прямоугольной формы. В наших условиях нельзя производить такую стрижку, иначе нижние ветви не будут получать достаточно света и оголятся. Такие изгороди с голым низом выглядят очень непривлекательно и неопрятно. Стрижку изгородей нужно производить так, чтобы ее боковые стороны находились под не менее 10 градусов. При этом форма может быть треугольная, трапециевидная или округлая. Однако, если это невысокий бордюр из теневыносливого кустарника, то допустимо делать его боковые стороны строго вертикальными. Имейте в виду, что поддерживать изгородь с плоским верхом в аккуратном виде труднее, чем изгородь с острым или округлым верхом.

Стриженая изгородь может быть не только однопородной. Интересного эффекта можно достичь используя различающиеся растения. Например, при посадке живой изгороди чередовать дерен белый с его пестролистной формой, пузыреплодник калинолистный с его формой ‘Диаболо’ (черно-красные листья).

В процессе регулярной стрижки на поверхности формы создается очень плотный слой листвы или хвои, так что внутрь почти не проникают солнечные лучи, и здесь совсем нет зелени, только голые ветви. Поэтому, если вы при стрижке срежете слишком много, получите голые ветви. Хотя бывают случаи, когда хотят омолодить старые сильно разросшиеся изгороди, их очень значительно обрезают, иногда даже «на пень». Правда, такое жестокое обращение могут выдержать не все виды растений. Лучше не доводить до таких крайних мер, ухаживать за ними и из года в год поддерживать нужные габариты.

Инструменты. Рекомендуем использовать качественный инструмент для получения ровного реза, чтобы растения легче переносили обрезку. Вам понадобятся: секатор, шпалерные ножницы, садовая пила, сучкорез, бензиновый или электрический кусторез. В зависимости от вида создаваемой формы, вам понадобятся вспомогательные подпорки, зажимы.

Выбор растений . К выбору растений необходимо отнестись особенно тщательно, так как от этого зависит окончательный результат топиарного искусства. Ваш выбор будет зависеть как от выбранной формы, так и от климатических условий.

Далеко не все виды растений могут подвергаться стрижке. Для формирования используют растения, которые образуют плотную крону, обильно ветвятся и густо покрыты листвой. Мелколистные породы при регулярной стрижке образуют красивую плотную поверхность.

Используемые растения: ель колючая, ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный, туя западная, арония черноплодная, барбарисы, боярышники, бузина кистистая, жимолости, ивы, ирга канадская, калина гордовина, кизильник блестящий, облепиха крушиновидная, спиреи, яблоня, самшит, тисс ягодный, бирючина овальнолистная.

Стрижка и обрезка. Стрижка - все ветви обрезаются по одной длине. Стрижка проводится кусторезами и садовыми ножницами. Стрижкой создают прямую, ровную поверхность. Обрезка - каждая ветка обрезается на индивидуальную длину в соответствии с выбранной формой. Обрезка проводится секатором, применяется при создании фигур сложной формы.

Существует много литературы по правильной обрезке растений, рекомендуем ее изучить. Как выполнять срез, какие почки стимулировать, как обработать ранки, в какое время проводить обрезку - зная ответы на такие вопросы, Вы сможете избежать ошибок.

Заключение

Фантазия и выдумка хозяина как самого большого, так и самого маленького участка земли, всегда направлена на поиск новых подходов к обустройству своего сада.

Добиться его оригинальности и самобытности на основе реализации необычных композиционных решений, а также достичь эффектной декоративности сада на протяжении всего года гораздо легче при использовании приемов топиарного искусства - искусства художественной стрижки кустов и деревьев с целью придания им различной декоративной формы. Вырастить у себя на участке растение или целую группу растений в виде геометрических фигур, создать растительный мини-зоопарк или сказочную миниатюру - этот неполный перечень приемов поможет превратить даже самый скромный дачный уголок в настоящее произведение искусства.

Список использованной литературы

http://www.topiary.ru/ru/topiary/foreignexperience120/

http://www.sad-buduschego.ru/topiarnoe_iskusstvo

http://www.gardener.ru/?id=1020

Топиари - древнейшее ландшафтное искусство. В руках опытных художников каркасы превращаются в настоящие произведения искусства: замысловатые фигуры животных, предметы и фантастические существа, которые идеально впишутся в любой двор.

25. Слово «топиари» произошло от латинского обозначения декоративного садовника, который создавал «топии», что означало «места»


24. Во времена Древнего Рима топиарными садами занимались рабы. Позднее, богатые землевладельцы нанимали профессиональных садовников, которые поддерживали красоту в садах.


23. Эти удивительные статуи джаз-оркестра находятся в Century Park в Шанхае.


22. Гигантский замок из растений расположен в Олимпийских садах Пекина, Китай.


21. Американский компактный стиль топиари был представлен в 1962 году в Диснейленде, Калифорния.


20. Тайвань - еще одно место, где скульптуры из растений набирают все большую популярность. Гигантские совы, состоящие из большого числа различных видов растений, находятся в Наньтоу.


19. Топиари по мотивам знаменитой картины Сера «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», расположенные в парке Columbus Topiary в штате Огайо.


18. Это стадо слонов, пожалуй, одно из самых впечатляющих творений знаменитого английского мастера топиари Стива Мэннинга. Среди его работ можно найти жирафов, гиппопотамов, львов, коров, волков и даже волшебника, выполненного в духе Гарри Поттера.


17. Топиари в виде группы Битлз украшает островок безопасности на железнодорожной станции South Parkway в Ливерпуле, Англия.


16. Никому наверняка неизвестно, где появились первые топиари. Самые ранние рисунки, изображающие топиари, были обнаружены на стенах древних римских гробниц. Кроме того, известно, что древний Китай также практиковал этот вид искусства.


15. Этот милый хамелеон состоит из эчеверии и альтернантеры.


14. Топиари был особенно популярен среди богачей Римской империи, мода украшать свои сады скульптурами из растений продержалась вплоть до 18 века.


13. В сочетании с водоемами, топиари может стать настоящим шедевром.


12. Самые сложные топиари обычно требуют до нескольких лет напряженной работы. Для создания этой скульптуры потребовалось 10 лет.


11. Садовый пруд с дельфином, оседлавшим струи воды в Олимпийском саду, Пекин, Китай.


10. Чтобы сделать ландшафт более ярким и красочным, топиари обычно сочетают с обычными цветочными клумбами.


9. Самые впечатляющие примеры топиари можно увидеть на арт-фестивале Mosaïcultures Internationales в Монреале.


8. Одна из целей этого арт-фестиваля - объединить всех любителей садоводства и ландшафтного дизайна со всего мира.


7. Территория штаб-квартиры Williams F1 в Оксфордшире украшена изгородью в форме болидов Формулы 1.


6. Топиари часто мелькает в поп-культуре. В фильме Тима Бартона «Эдвард руки-ножницы», Эдвард обладает природным даром для этого вида искусства. На протяжении всего фильма показываются многочисленные примеры таких скульптур.


5. Особые фигурные каркасы из проволок обычно используются начинающими любителями топиари.


4. Вечнозеленые кустарники с маленькими блестящими листьями являются самыми популярными растениями, которые применяются в топиари.


3. Еще один впечатляющий пример топиари - прекрасный принц и Золушка на мосту между Великобританией и Францией.


2. Эти милые свинки были созданы художником Стивеном Мэннингом специально для принца Чарльза.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...