Отделка деталей из древесины и древесных материалов. Основные виды отделки столярных изделий

Изделия из древесины покрывают бесцветными отделочными материалами, сохраняющими или выявляющими красоту текстуры и цвета древесины.

Этого достигают вощением, лакированием и полированием .

Следует, однако, иметь в виду, что лишь отлично обработанная поверхность может выдержать испытание лаком или воском, так как прозрачная отделка не скрывает, а лишь сильнее подчеркивает несовершенство отделки: риски, царапины, вмятины.

ВОЩЕНИЕ.

Из старых традиционных видов прозрачной отделки в настоящее время применяют отделку восковой мастикой. Она рекомендуется для изделий больших размеров (стеновых панелей, рам, скульптуры).

Для приготовления мастики используют пчелиный воск или его заменитель -церезин 67.

После расплавления воска или церезина на водяной бане к нему добавляют растворитель (скипидар или бензин) в соотношении 1:2 по массе.

После нанесения щеткой горячей мастики и просушки в течение 1,5-2 часов поверхность изделия натирают до блеска мягкой волосяной щеткой или грубым сукном.

Через сутки операцию повторяют.

Восковые мастики хорошо заполняют поры древесины, придавая поверхности мягкий шелковистый блеск. Для защиты воскового покрытия от механических повреждений и воздействия влаги изделие покрывают спиртовым лаком.

Нитролаки для этих целей использовать нельзя из-за отсутствия адгезии к воску.

ЛАКИРОВАНИЕ.

Традиционная отделка спиртовой шеллачной политурой, применяемая в практике народных промыслов, уступила в настоящее время место отделке нитроцеллюлозными составами.

Нитроцеллюлозным лаком (нитролаком) с последующим полированием нитрополитурой отделывают сувенирные изделия, украшенные резьбой.

Перед покрытием лаком изделие грунтуют .

Лакокрасочная промышленность выпускает готовые к употреблению составы для грунтовки. Грунтовать под лаковое покрытие можно олифой или густой политурой. Эти грунты употребляют в чистом виде или их разводят разбавителями и по мере необходимости добавляют порошок пемзы, мел, тальк, каолин, трепел, крахмал, древесную муку или пигменты, если нужно подогнать цвет грунта к цвету самой древесины.

После грунтовки выполняют порозаполнение .

При обработке древесины режущими инструментами происходит перерезание полых анатомических элементов (сосудов) и на поверхности древесины образуются неровности. У таких пород, как дуб, ясень, грецкий орех величина структурных неровностей значительная. Поэтому-перед лакированием или полированием указанных пород необходимо уменьшить величину этих неровностей. Для этого и производят специальную операцию, которая называется порозаполнением.

Порозаполнителями называют составы, предназначенные для втирания в поры древесины с тем, чтобы закрыть их перед нанесением прозрачных покрытий, и образующие так же, как и грунты, нижний слой лакокрасочного покрытия.

В зависимости от свойства порозаполнитель наносят на предварительно загрунтованную или незагрунтованную поверхность. Слой порозаполнителя способствует сокращению расхода лакокрасочных материалов и уменьшению проседания покрытия в поры при эксплуатации изделий.

Порозаполнитель состоит из жидкой части (раствора пленкообразующего, сиккативов и пластификаторов в смеси летучих растворителей) и наполнителя. Жидкая часть порозаполнителя предназначена для связывания наполнителя и проявления текстуры древесины, придания порозаполнителю эластичности и создания тонкого лакового слоя на поверхности.

Наполнитель должен иметь определенную Дисперсность: не быть крупнозернистым, так как это препятствует втиранию его в мелкие поры, а слишком мелкозернистый наполнитель плохо заполняет поры и дает большую объемную усадку.

Порозаполнитель наносят на древесину вручную тампоном или шпателем.

Следует иметь в виду, что порозаполнители вуалируют текстуру древесины, поэтому излишки их необходимо снимать и протирать поверхность.

Порозаполнители обычно поставляются в виде двух компонентов - раствора пленкообразователя и наполнителя.

Смешивают компоненты перед употреблением, так как суспензия порозаполнителей неустойчива- при хранении образуется плотный труднорастворимый осадок (то есть порозаполнитель расслаивается).

Порозаполнители могут быть бесцветными или подкрашенными. Наибольшее применение нашли порозаполнители КФ-1, КФ-2, ПМ-11, ЛК.

Большое значение при эксплуатации имеет прочность сцепления лакокрасочного покрытия с поверхностью древесины, так называемая адгезия. Обусловливается она, прежде всего, качеством лакокрасочных материалов, условиями нанесения их и сушкой покрытия. Высокой адгезии можно добиться только при условии применения в отделке однородных составов: нитролака но нитрогрунту, масляного лака но масляному грунту и т. д. В противном случае отделочный слой быстро растрескивается, а затем, отслаивается.

В настоящее время основным способом достижения прозрачной. отделки является лакирование.

Лаки по характеру образования пленки делят на две группы: образующие пленку только за счет улетучивания растворителей (например, спиртовые, нитроцеллюлозныс) и образующие пленку в результате химических реакций полимеризации и поликонденсации, в результате чего они переходят в нерастворимое состояние (например, масляные, полиэфирные, полиуретановые, мочевиноформальдегидные).

Долгое время имели широкое применение и были незаменимы при отделке изделий из древесины спиртовые лаки - растворы смол (шеллака, идитола и др.) в высокоградусном спирте. В современной же практике наиболее часто применяют нитроцеллюлозные лаки. Они дают прочную, эластичную, достаточно атмосферостойкую, быстросохнущую пленку. Нитролаки разделяются на две группы: лаки горячего нанесения (при температуре 70-75 °С) - НЦ-223, НЦ-225 и лаки холодного нанесения (при температуре 18-23 °С) - НЦ-216, НЦ-218, НЦ-221, НЦ-222, НЦ-224, НЦ-296 (бывший НЦ-316). Лаки НЦ-49, НЦ-243 дают матовую пленку.

До рабочей вязкости нитролаки доводят растворителем № 646, за исключением лака НЦ-223, для которого применяют растворитель РМЛ-315. Все перечисленные нитролаки можно наносить на поверхность изделий кистью, тампоном или методом распыления, лак НЦ-243 можно наносить и наливом.

Масляные лаки образуют прочную, эластичную, атмосферостойкую, но не достаточно декоративную пленку с сильным жестким блеском. По составу они представляют собой растворы твердых природных и синтетических смол в высыхающих маслах с добавлением сиккативов (составов, ускоряющих высыхание масел) и смеси летучих органических растворителей (скипидара, уайт-спирита и др.). К природным легкорастворимым смолам относятся копалы, янтарь, продукты переработки канифоли. Копаловый лак считается одним из лучших масляных лаков. В качестве основных компонентов применяют высыхающие масла - льняное, конопляное, тунговое.

Для отделки древесины раньше применяли масляно-смоляные лаки 4С, 5С, 7С - для светлых пород; 4Т, 5Т, 7Т - для темных пород (высыхающие за 48 часов), а сейчас используют пентафталевые лаки ПФ-231, ПФ-283 (бывший 4С).

Лак ПФ-231 - светлый, образующий прочное глянцевое покрытие, высыхающее за 72 часа при температуре 18-23 °С. Хорошо наносится как кистью, так и методом распыления.

По многим показателям масляные лаки из природных и синтетических смол близки между собой и могут быть взаимозаменяемы.

Хорошей водо-, атмосфере- и износоустойчивостью обладают полиуретановые лаки, которые наносят распылением и наливом с холодным отвердецием или с нагревом до 45-50 °С. По свойствам они близки к полиэфирным лакам, а по некоторым показателям превосходят их. Известны полиуретановые глянцевые лаки марок 1.653.031, 1.641.0231 и 17642.0230, которые наносят наливом и распылением, полуматовый лак 1.653.0300 двухкомпонентный, матовый однокомпонентный, наносимые распылением.

Резчики-любители применяют водостойкий матовый лак УР-277М с отвердителем “Суперсек 3240” и с растворителем РЛ-227 из расчета: на 100 г лака 82,5% отвердителя, а растворителя - до нужной вязкости.

Лаки наносят на сухую поверхность древесины, очищенную от пыли, равномерными тонкими слоями без подтеков примерно 3-5 раз. Каждый слой следует просушить. Перед покрытием следующим слоем предыдущий обрабатывают отработавшей мелкой шлифовальной шкуркой. Этим добиваются выравнивания каждого слоя и лучшего сцепления между слоями.

Готовые изделия можно несколько раз пропитать горячим высыхающим или полувысыхающим растительным маслом или натуральной олифой . Разогревать масло или олифу следует на водяной бане (в клееварке) и наносить на изделие широкой кистью или тампоном, закрепленным на деревянном черенке.

Когда первый слой олифы или масла впитается и высохнет, наносят второй и просушивают, а затем и третий. При пользовании маслом следует иметь в виду, что его сушка происходит очень долго. Для ускорения сушки небольшие изделия можно выдержать в духовке электро- или газовой плиты в течение 10-12 часов при температуре 90-100°С.

Особенности отделки изделий для пищевых продуктов.

Для прозрачного защитного покрытия декоративно-прикладных изделий, предназначенных для пищевых продуктов (конфетницы, солонки, чаши, подносы, хлебницы), следует применять восковые мастики, спиртовые или нитроцеллюлозные лаки, льняное, конопляное, рыжиковое, соевое, маковое или подсолнечное масло. Тунговое масло по высыхаемости идет третьим (за льняным - принято за эталон - и конопляным), но применять его нельзя из-за токсичности. Олифу и масляные лаки применять также нежелательно, так как в них имеются специальные добавки - сиккативы, ускоряющие сушку, в качестве которых, как правило, применяют окиси, перекиси и соли свинца, кобальта и марганца.

ПОЛИРОВАНИЕ.

Для придания поверхности древесины устойчивого бархатного блеска применяют полирование. Это лучший вид отделки, при котором на поверхности выявляются и углубляются все оттенки цвета и текстуры древесины. Особенно красивы полированные поверхности ореха, карельской березы, красного дерева. Естественно, что поверхность должна быть подготовлена под полирование безупречно. Этот способ долгое время был единственным и довольно распространенным, но из-за большой трудоемкости (наносится 150-200 тонких слоев с промежуточной просушкой) и длительности (процесс длится более месяца) его в настоящее время заменили более производительными.

Отделка изделий должна соответствовать их назначению. Например, воском покрывают те изделия, которые не берут или мало берут в руки; мебель должна иметь отделку, которая хорошо чистится,

Глянцевое или матовое покрытие?

В изделиях из древесины отчетливо видно весьма разнообразное отношение художников и мастеров к отделке поверхности. Иные ее полируют до зеркального блеска, отделывают мастиками и лаками, но прослеживается и желание сохранить естественную красоту древесины, то есть оставить изделие неокрашенным и нелакированным. Но неотделанные изделия быстро теряют свой вид. Мастера стремятся найти такую отделку, которая позволила бы, сохраняя первоначальный вид изделия, его новизну, оставить ощущение живой природной красоты древесины. Поэтому все чаще при отделке мастера пользуются восковыми мастиками или специальными матовыми лаками, не дающими блестящей, ярко бликующей (глянцевой) поверхности, оставляющими ее мягкой, бархатистой.

Лак можно сделать матовым. Если вам не удалось приобрести матовый лак, не огорчайтесь.

Его можно сделать из обычного масляного глянцевого лака, добавив до 0,5% хозяйственного мыла и до 10% уайт-спирита.

Мыльный раствор готовят следующимобразом:

хозяйственное мыло (40%-ное) нарезают стружкой, растворяют в небольшом количестве горячей воды (при температуре 70-80 °С).

Полученный раствор смешивают с уайт-спиритом и при перемешивании вводят в масляный глянцевый лак. При добавлении мыла прочность лаковой пленки несколько снижается, поэтому ее нельзя мыть и протирать влажными тряпками. Очищают изделия сухими щетками или с помощью пылесоса

Отделка изделий из древесины - создание на их поверхности защитно-декоративных покрытий. Дерево под воздействием окружающей среды может изменять форму и размеры, выгорать (блекнуть, сереть), ее могут повреждать насекомые (шашель и др.). Чтобы предохранить дерево от нежелательных воздействий, ее покрывают тонким слоем лака или краски, это также улучшает вид изделий, проявляет текстуру древесины, изменяет ее цвет.

Правила безопасного труда при работе

  • При нанесении лакокрасочных покрытий надевать рукавицы.
  • Наносить покрытия только в помещении с хорошей проветренностью (пары лаков и красок вредны для здоровья).
  • В помещении, где производится работа, нельзя пользоваться электронагревательными приборами.
  • После законченной работы тщательно помыть руки водой с мылом, ну а если краска не смывается, обмыть руки растительным маслом или олифой.

Отделка изделий

  1. Отделка столярных изделий из древесины бывает непрозрачная, прозрачная и художественная. При непрозрачной отделке создают пленку, закрывающую цвет и текстуру древесины, а непрозрачную используют при производстве окон, дверей, кухонной и медицинской мебели.
  2. Краску и эмаль наносят на поверхность кисточками, валиками, а нитроцеллюлозные - кистями и пульверизаторами, водоэмульсионные - кистями, валиками, пульверизаторами, уже на подготовленную поверхность изделия наносят краску и эмаль в два-три слоя. Каждый слой хорошо просушивают и шлифуют, а затем наносят следующий.
  3. Во время прозрачной: дерево покрывают бесцветными материалами. Отделочные материалы должны сохранять или еще больше проявлять текстуру, для прозрачной обработки древесины применяют различные лаки(полиэфирные и нитроцеллюлозные), реже - масляные. Часто, прежде чем наносить прозрачные покрытия, древесину подкрашивают прозрачными красителями, и текстура становится более выразительной и красивой.
  4. Полиэфирные лаки используют только в производственных условиях, они образуют высококачественные нерастворимые пленки.
  5. Нитроцеллюлозные лаки наносят кистью и тампоном, их можно наливать и распылять; мелкие детали окунают в лак. Нитроцеллюлозные лаки хорошо сохнут, при этом дают прочную эластичную прозрачную и достаточно атмосферостойкую пленку. Масляные лаки, как и масляные краски, наносят кистями и валиками. Пленка, образуемая этими лаками, более прочна, эластична и самое главное атмосферостойка, но к сожалению не столь красива, кроме того, масляные лаки долго сохнут: от 8 до 24 ч.
  6. Чтобы обеспечить высокое качество покрытий, поверхность подготавливают к отделке: заделывают сучки, трещины, вырывы волокон и другие дефекты, шлифуют, грунтуют.
  7. Лаки наносят на сухую, очищенную от пыли, поверхность равномерными слоями, примерно три-шесть раз. После нанесения каждого слоя поверхность просушивают, отшлифовывают, а затем наносят новый слой. Отделка считается хорошего качества, если поверхность изделия имеет одинаковый и ровный блеск.




Красочное покрытие должно удовлетворять следующим требованиям:

  • Быть влагостойким, теплостойким и светостойким, твердым и эластичным, надежно сцепляться с поверхностью;
  • Не иметь морщин, пузырей, подтеков, быть равномерно глянцевым по всей поверхности;
  • Улучшать внешний вид, проявлять текстуру древесины при прозрачном методе;
  • Закрывать равномерным слоем поверхность изделий из малоценных пород дерева при непрозрачных покрытиях.

Отделка древесины - резьба по дереву, инкрустация, выжигание, роспись и др. Художественный метод придает изделиям красивый внешний вид, применяется при изготовлении мебели, шкатулок, сувениров, детских игрушек, деревянной посуды.

Отделка изделий из древесины видео - инструкция

Столярные изделия отделывают лакокрасочными и пленочными материалами, предохраняющими их от воздействия окружающей среды. Отделанные изделия имеют более привлекательный внешний вид, их легче содержать в чистоте.

Выделяют несколько основных видов отделки: прозрачная, непрозрачная, имитационная и специальная.

При прозрачной отделке поверхность древесины покрывают бесцветными отделочными материалами, сохраняющими и подчеркивающими текстуру древесины. Их используют для отделки мебели и высококачественных строительных изделий: окон, дверей, панелей, изготовленных из древесины ценных пород.

К прозрачной отделке относятся лакирование, полирование, воскование и покрытие прозрачными пленками.

Для лакирования используют лаки, изготовленные из пленкообразующих веществ и органических растворителей. Наиболее часто для отделки древесины применяют полиэфирные, нитроцеллюлозные и мочевиноформальдегидные лаки, реже - масляные и спиртовые.

Нитроцеллюлозные лаки быстро сохнут, дают прочную, эластичную, прозрачную и достаточно атмосфероустойчивую пленку, которая хорошо шлифуется.

Лаки на основе мочевиноформальдегидных смол образуют пленку с блестящей поверхностью, достаточно прозрачную.

Пленка, образуемая масляными лаками, эластична, прочна, атмосфероустойчива, но недостаточно декоративна.

Спиртовые лаки дают пленку со слабым блеском, недостаточной прочностью и атмосфероустойчивостью.

По степени блеска различают покрытия глянцевые, полу-глянцевые и матовые.

Лаковые покрытия по внешнему виду делятся на четыре класса, а по условиям эксплуатации - на восемь групп (в зависимости от стойкости к атмосферным условиям, воде, температуре).

Покрытия первого класса должны иметь ровную и гладкую поверхность без видимых дефектов. На поверхности не допускаются дефекты крашения, побеление порозаполните-лей в порах и т. п.

Покрытия второго класса должны быть гладкими, однотонными или с характерным рисунком. Допускаются отдельные слабозаметные дефекты (штрихи, риски).

Покрытия третьего класса должны быть гладкими, ровными. Допускаются отдельные заметные ворсинки, следы зачистки, неровности, полученные в результате механической обработки древесины до ее отделки. Не допускаются потеки, волнистости, царапины.

Прозрачные покрытия четвертого класса (полуглянце-вые) должны быть гладкими на ощупь, слегка блестящими.

Для покрытий этого класса допускаются дефекты, видимые глазом, но не влияющие на состояние самого покрытия.

Прозрачная отделка получается также при полировании. В качестве основного материала применяют спиртовую политуру, представляющую собой раствор шеллака в этиловом спирте. На поверхность древесины политуру наносят тонкими слоями несколько раз.

При восковании на поверхность древесины наносят смесь воска с летучими растворителями (уайт-спиритом, скипидаром). В результате этого образуется прозрачная пленка из тонкого слоя воска (растворители испаряются в процессе сушки). Восковое покрытие применяют обычно для отделки пористой древесины (дуба, ясеня). Пленка из воска довольно мягкая, поэтому ее дополнительно покрывают слоем спиртового лака. Восковое покрытие имеет матовую поверхность.

При непрозрачной отделке на поверхности создается пленка, закрывающая цвет и текстуру древесины. Непрозрачную отделку применяют при изготовлении школьной, кухонной, медицинской и детской мебели, дверей, окон и т. д. Для получения непрозрачного покрытия используют масляные, нитроцеллюлозные, алкидные, перхлорвиниловые и водоэмульсионные краски и эмали.

При окраске эмалями с большим содержанием пленкообразующих веществ получаются глянцевые покрытия, с меньшим содержанием - полуглянцевые, а при окраске масляными красками - матовые.

С помощью имитационной отделки улучшают внешний вид изделий, изготовленных из древесины, текстура которой не отличается красивым рисунком. Основными методами имитационной отделки являются глубокое крашение, напрессовка текстурной бумаги с нанесенным на нее.рисунком древесины ценных пород, отделка пленкой и листовым пластиком.

Специальная отделка предполагает применение специальных способов, с помощью которых поверхности прида ется оригинальный внешний вид. К таким способам относятся: нанесение на поверхность древесины отделочного слоя из расплавленного или порошкообразного металла (металлизация), обработка расплавленными смолами и другими материалами, выполнение различных декоративных работ по древесине (резьба, инкрустация, выжигание).

Иллюстрация:

etnografiavko.kz


Все люди стараются сделать свое жилье индивидуальным, неповторимым, уютным. Сегодня существует огромное количество способов для получения неповторимого колорита и комфорта, однако наиболее притягательным на протяжении многих лет остается украшение дома обработанными изделиями из древесины. В этой статье мы поговорим о том, какая художественная обработка древесины наиболее популярна.

Виды художественной обработки древесины

К основным видам художественной обработки древесины можно отнести:

  • резьбу
  • мозаику
  • точение
  • выжигание
  • тиснение.

Мозаика - это создание орнаментов или сюжетов при помощи отдельных элементов. Такое изображение собирается из маленьких кусочков одного или нескольких видов древесины на какой-либо поверхности.

Для создания мозаичного рисунка применяются самые разнообразные виды древесины, отличающиеся оттенком и текстурой. Мозаику из дерева можно отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства. Ее используют для отделки помещение и предметов обихода: мебели, шкатулок для украшений и сувениров, картин.

Мозаика содержит такие разновидности:

  • инкрустацию
  • интарсию
  • блочную мозаику.

Инкрустация представляет собой украшение поверхности врезанными в них кусочками древесины. Когда вставки отличаются от основного цвета или фактуры, инкрустация носит название - интарсия. Применяются в оформлении мозаичных полотен декоративные кусочки шпона разных сортов лесоматериалов. Таким образом, можно получить цельное, как - будто нарисованное полотно, называемое маркетри. Блочная мозаика отличается наличием тонких пластин с одинаковым узором, которые приклеиваются на украшаемую поверхность. Мозаикой легко будет заниматься тем, кто владеет навыками столярного дела, а именно, создания предметов мебели. Мебель, украшенная мозаикой, выглядит очень красиво, выгодно отличается от стандартной мебели. Определенные композиционные и технологические приемы, которые используются для создания мозаичного рисунка, будут полезны при настилке паркета.

Резьбой по дереву называют процесс получения рисунка при помощи вырезанных элементов. Этот вид обработки можно назвать самым древним. Но сегодня резьбой по дереву занимаются многие художники и мастера. Плосковыемчатая, к примеру, очерчивает контуры рисунка при помощи выемок, а контурная - создаёт узор при помощи прямых линий. Самого интересного эффекта можно добиться с помощью рельефной резьбы, полученный узор будет объёмным.

Прорезную резьбу можно назвать самым простым типом резьбы, ее выполняют при помощи лобзика или электролобзика. Прорезная резьба, имеющая рельефный рисунок, применяется для украшения предметов мебели в стиле барокко и рококо.

Одним из наиболее востребованных и легких методов обработки лесоматериалов является выжигание. С помощью разогретых металлических штифтов на дерево наносится узор, орнамент или надпись. Очень жаль, что очень не многие люди знают о широких возможностях данного типа художественной обработки.

Некоторые породы лесоматериалов отличаются очень мягкой древесиной, которую легко резать. Основным видом резки дерева является выпиливание лобзиком. Это простой вид обработки, который не требует дорогостоящих инструментов и большого опыта. Именно с этого вида начинается обучение художественной обработке.

В конце прошлого века область использования лазерных технологий существенно увеличилась. Ученые изобрели разные устройства, принцип действия которых основан на работе лазерного излучения. Применяются лазеры и в станках для резания и гравировки разных материалов. На лазерных установках можно резать самые разнообразные материалы, среди которых и дерево.

У лазерного луча имеется целый ряд интересных свойств. Он характеризуется большой теплотой и способен пробивать отверстие в любом материале.

Лазер применяется для художественного оформления сувенирной продукции, выжигания эмблем и товарных знаков из дорогостоящих сортов лесоматериалов, а также художественно инкрустированной паркетной доски.

Точение привлекает легкостью обработки и возможностью получения изделия с гладкой поверхностью и красивым внешним видом поверхности. Таким методом чаще всего делают детские игрушки. Создают точеные предметы на токарном станке, который изобрели древнеегипетские мастера. Самые первые станки работали таким образом, что вращение заготовки мастера приходилось совершать при помощи веревки, один край которой был зафиксирован на тетиве лука, установленного на потолке мастерской, а второй на деревянной педали. В процессе эволюции станки постоянно совершенствовались. Сегодня они оборудованы электроприводом, а есть даже с механическим и автоматическим управлением.

Методика токарной обработки дает возможность добиться округлого сечения с разным профилем. Также можно получить витые колонки, полые детали.

Выбор древесного материала определяется предназначением, параметрами, конструкцией, а также условиями использования предмета. Чаще всего мастера используют лесоматериалы груши, яблони, клена ясеня, дуба, липы, сосны, ели.

Важным методом создания рельефного декора можно назвать и тиснение. Этот процесс заключается в выдавливании рисунка на мягкой поверхности лесоматериала. Орнамент создается в условиях высокого давления и температуры в особых пресс-формах.

Для того, чтобы размягчить древесину ее нужно пропарить или обработать раствором соляной кислоты. После этого на поверхность кладется пресс-форма, чаще всего металлическая, содержащая выгравированный негатив узора. Далее происходит процесс прессования под давлением 200-250 Н на 1 см2. Для тиснения используется буковая, еловая, березовая, липовая, дубовая древесина.

Подученные таким образом изделия не шлифуют, по этой причине можно обработать их мочевино-меламиновой пленкой.

Самым последним этапом работы с деревом всегда является его декоративная обработка, которая включает очистку и покраску. Без этого древесина быстро поглощает жидкость и меняет форму.

Итак, два последних этапа работы с деревом — это очистка и окраска. Первоначально деревянная заготовка должна быть тщательно очищена от мусора, пыли, стружек, жира и любого другого вида грязи. Во время пользования даже прекрасно ошкуренным, но неокрашенным деревянным предметом, высока вероятность занозы. Кроме этого необработанные предметы быстрее загрязняются, могут плесневеть, в результате чего существенно снижается период эксплуатации. Очистка и покраска может кардинально поменять оттенок древесины, акцентировать внимание на текстуре.

Основным видам декоративной обработки можно отнести:

  • обжиг
  • отбеливание
  • вощение
  • покраску
  • морение.

Процедура структурирования дает возможность акцентировать внимание на естественной красоте древесины. Главным условиям является невысокая плотность материала и ярко выраженные годичные кольца. По окончанию сушки и зачистки, специалисты приступают к обжигу.

Его выполняют особой газовой горелкой, которую держат под углом в 45, не задерживаясь на одном месте. В конце этого процесса полученную поверхность зачищают жёсткой щеткой в направлении волокон. Эта процедура очень бюджетна, но внешний вид получается очень необычным.

Отбеливание древесины заключается в окислении соединений, придающих ей естественную окраску. Главная задача отбеливания - смена окраски, устранения изъянов, сглаживание узора. Результатом будет улучшение декоративных свойств и увеличение периода эксплуатации.

Процесс, изменяющий оттенок древесины на более светлый, можно реализовать в несколько этапов. В результате получается белый слой толщиной пару миллиметров, через который видно темную сердцевину. Отбеливание также проводится с минимальными затратами.

После очистки или даже отбеливания древесина отлично демонстрирует свою структуру. Однако еще больше подчеркнуть ее можно с помощью вощения. Материал для этой процедуры выбирается согласно дальнейшей эксплуатации предмета. К примеру, для кухонной посуды необходимо использовать экологически безопасные средства, такие как пчелиный воск. Перед нанесением воска предмет нужно как следует пропитать, после чего создается дополнительная защита верхнего деревянного слоя и воск не будет впитываться.

Обычно в качестве пропитки мастера используют растительные масла. Пропитка наносится в несколько слоев, после чего предмет можно покрывать купленной мастикой или восковым раствором. И масло, и воск нужно обязательно нагреть, примерно до 82 - 91C, все зависит от вида материала.

При условии точного соблюдения правил выполнения, этот процесс позволяет существенно улучшить внешний вид предмета, а также увеличивает период эксплуатации.

Для покраски предметов, находящихся в помещении и на улице, применяются различные краски и подготовительные растворы. Древесина не капризный материал, но соблюдать определенные правила все же необходимо:

  • перед покраской обязательна пропитка антисептиком
  • исключение контакта с прямыми лучами солнца
  • покраска проводится в сухой комнате с нормальной или низкой влажностью.

Для покраски можно использовать масло. Оно создает защитный слой, но оставляет естественный цвет древесины, препятствует потемнению, выделяет текстуру. Перед нанесением масла предмет тщательно зашкуривается наждачной бумагой, далее наносится антисептик, по окончанию высыхания которого можно приступать к покраске.

Во время декоративной обработки нужно очень старательно прокрашивать материал. Для покраски отлично подходят акриловые покрытия. Сегодня в строительных магазинах представлена широкая палитра таких материалов. В качестве финишного материала применяются лаки — чаще бесцветные, но используют и оттеночные.

Придание лесоматериалам определенного оттенка возможно при помощи морилки. Светлые лесоматериалы проще затонировать.

Морение осуществляется двумя методами:

  • глубокий
  • поверхностный.

Глубокое морение дерева осуществляется для отдельных деталей, до того, как они будут соединены в одно целое. Часто для этой цели применяется гнет. Заготовки погружают полностью в краску и выдерживают там некоторое время, после чего их нужно подвесить для стекания лишней жидкости. Эта процедура легко выполняется даже дома. К такому методу часто прибегают для имитации ценных пород лесоматериалов. Специалисты добиваются требуемого оттенка даже с помощью красителей для ткани. Более глубокий цвет получается после многократного морения.

Сегодня наиболее древний строительный материал - древесина может быть изменен до неузнаваемости и применяться в самых разнообразных отраслях. увеличивает период эксплуатации и создает уникальный внешний вид.

Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы: Практическое пособие Костенко Евгений Максимович

1. Виды отделки древесины

1. Виды отделки древесины

Столярные изделия отделывают лакокрасочными материалами, предохраняющими их от воздействия окружающей среды. Окрашенные изделия имеют хороший внешний вид, их легче содержать в чистоте, повышается их долговечность.

Виды отделки могут быть разделены на следующие основные группы: прозрачная, непрозрачная, имитационная и др.

При прозрачной отделке поверхность древесины покрывают бесцветными отделочными материалами, сохраняющими или еще более проявляющими текстуру древесины. Применяют ее для отделки мебели и высококачественных строительных изделий: окон, дверей, панелей, изготовленных из древесины ценных пород.

Прозрачную отделку получают лакированием, полированием, воскованием и покрытием прозрачными пленками. При отделке лакированием используют лаки, имеющие в своем составе пленкообразующие вещества в органических растворителях, растворители и др.

Наиболее часто для отделки древесины применяют полиэфирные, нитроцеллюлозные и мочевиноформальдегидные лаки, реже – масляные и спиртовые лаки. Нитроцеллюлозные лаки хорошо сохнут, дают прозрачную, эластичную, прочную и достаточно атмосферостойкую пленку, которая хорошо шлифуется. Лаки на основе мочевиноформальдегидных смол образуют пленку с блестящей поверхностью, достаточно прозрачную. Пленка, образуемая масляными лаками, эластична, прочна, атмосферостойка, но недостаточно декоративна; спиртовые лаки дают пленку с недостаточной прочностью, атмосферостойкостью, слабым блеском. По степени блеска различают покрытия глянцевые, полуглянцевые и матовые.

При восковании, т. е. нанесении на поверхность древесины смеси воска с летучими растворителями (уайт-спиритом, скипидаром), также получается прозрачная пленка, образуемая тонким слоем воска (летучие растворители испаряются в процессе сушки). Восковое покрытие наносят обычно на пористую древесину (дуб, ясень). Пленка из воска мягка, поэтому ее покрывают дополнительно слоем спиртового лака. Восковое покрытие имеет матовую поверхность.

При непрозрачной отделке на поверхности создается пленка, закрывающая цвет и текстуру древесины. Непрозрачную отделку применяют при изготовлении школьной, кухонной, медицинской, встроенной и детской мебели, дверей, окон.

Для получения непрозрачного покрытия используют масляные, нитроцеллюлозные, алкидные, перхлорвиниловые, водоэмульсионные краски и эмали.

При окраске эмалями с большим содержанием пленкообразующих веществ получаются глянцевые покрытия, с меньшим количеством – полуглянцевые, а при окраске масляными красками – матовые.

Имитационной отделкой улучшают внешний вид изделий, изготовленных из древесины, текстура которых не отличается красивым рисунком. Основными методами имитационной отделки являются глубокое крашение, напрессовка текстурной бумаги с рисунком древесины ценных пород, отделка шпоном, пленками, листовым пластиком.

Отделка поверхности методом аэрографии заключается в нанесении краски аэрографическим пистолетом с созданием рисунка (по трафарету). Посредством аэрографии на поверхности можно нанести рисунки с плоскостным (орнаменты) и объемным изображением.

Ламинирование – один из видов имитационной отделки и состоит в облицовывании древесностружечных или древесноволокнистых плит бумагой, пропитанной синтетическими смолами. При прессовании плит, покрытых бумагой, между металлическими прокладками при давлении 2,5–3 МПа и температуре 140–145 °C на плитах получается гладкая и блестящая поверхность.

Эксплуатационные качества лакокрасочных покрытий должны обладать рядом физико-механических свойств: адгезией с древесиной, твердостью, тепло-, свето– и водостойкостью. Эти свойства имеют существенное значение в условиях эксплуатации изделий. Они определяются качеством лакокрасочных материалов, условиями их нанесения, сушки покрытий.

Под адгезией понимают прочность сцепления лакокрасочного покрытия с поверхностью древесины, под твердостью – сопротивление лакокрасочного покрытия проникновению в него более твердого тела.

Водостойкость – способность покрытия противостоять воздействию воды на поверхность изделия. Она играет очень существенную роль при эксплуатации столярных изделий (оконных блоков, наружных дверей) в условиях переменной влажности.

Лакокрасочные покрытия должны быть теплостойкими, т. е. не разрушаться при нагревании солнечными лучами или другими источниками теплоты. Кроме того, они должны быть эластичными, так как при изменении атмосферных условий лакокрасочные покрытия усыхают или набухают, вследствие чего образуются трещины, покрытия сморщиваются или отслаиваются.

Из книги Уютный дом без особых затрат автора Криксунова Инна Абрамовна

Из книги Новая прихожая, гостиная, спальня. Лучшие проекты по отделке и дизайну автора Соколов Илья Ильич

Из книги Как построить сельский дом автора Шепелев Александр Михайлович

Из книги Здоровый дом автора Федоренко Наталья Петровна

Из книги Домашний мастер автора Онищенко Владимир

ДЕТАЛИ ОТДЕЛКИ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ Наличники (рис. 211, а) не только украшают дом снаружи, но и закрывают щель между стеной и оконной коробкой. В дополнение к рисунку на форзаце приведены различные типы наличников, встречающихся в Московской, Тульской, Смоленской,

Из книги Дизайн дачного дома автора Кашкаров Андрей Петрович

Материалы для внутренней отделки Характерный запах ремонта известен многим новоселам. Летучие вещества лаков, красок, клеев, различных растворителей, цементная и древесная пыль, известь и т. д. во время отделочных работ проникают в дыхательные пути, попадают на кожу и

Из книги Гравировальные работы [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Из книги Справочник мастера столярно-плотничных работ автора Серикова Галина Алексеевна

Из книги Загородное строительство. Самые современные строительные и отделочные материалы автора Страшнов Виктор Григорьевич

Способы отделки изделий Для повышения художественной ценности, выразительности, антикоррозийной стойкости и износостойкости изделий, а также для придания им законченного вида применяют целый комплекс различных отделочных операций. Существует три вида отделки:

Из книги Ремонт дачного дома автора Дмитриева Наталия Юрьевна

Из книги автора

III.8.1. Легкие штукатурки для отделки здания К кладкам из легких строительных материалов относятся основания под штукатурку с объемной (кажущейся) плотностью строительного кирпича менее 1200-1500 кг/м3.К этой группе материалов относятся, как правило, крупноформатные

Из книги автора

IV. Материалы для внутренней отделки помещений IV.1. Декоративные материалы Данные материалы, обладающие целым рядом привлекательных декоративных качеств, используются при отделке внутренних помещений (жилые комнаты, спальни, гостиные, детские комнаты, кухни).

Из книги автора

IV.3. Материалы для художественной отделки помещения Благодаря этим отделочным материалам стены и потолок интерьера дома или офисного помещения могут быть выполнены самым необычным образом: рельефные стены, фактурная отделка, имитация стен под натуральный камень, кирпич

Из книги автора

IV.3.3. Декоративные пластики для отделки интерьеров Пластик производится из полистирола – экологического и износоустойчивого материала, рекомендуемая температура эксплуатации которого от +15 до +60 °С. Изготавливается пластик в листах (980 ? 980, 2600 ? 1000 мм) толщиной 1-1,8 мм.

Из книги автора

IV.6.12. Материалы для отделки интерьеров домов Потолок внутреннего пространства дома – один из важных элементов отделки помещения. Он всегда находится в зоне постоянного визуального внимания человека.Поэтому эта поверхность требует особой тщательности при отделке, а

Из книги автора

Другие виды отделки Мы рассмотрели подробно три самых популярных вида внутренней отделки стен. Но, разумеется, все разнообразие дизайнерских решений ими не исчерпывается. Есть еще много различных отделочных материалов, которые применяют в некоторых случаях, комбинируя



Последние материалы раздела:

Тело поднимают вверх по наклонной плоскости
Тело поднимают вверх по наклонной плоскости

Пусть небольшое тело находится на наклонной плоскости с углом наклона a (рис. 14.3,а ). Выясним: 1) чему равна сила трения, если тело скользит по...

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...