Гидрофобное покрытие. Гидрофобные покрытия для автомобиля

Мы любим свои автомобили. Порой, даже слишком сильно, иногда мы их балуем. Но, согласитесь, каждому приятно смотреть на сверкающий ухоженный кузов, сияющие кристально чистые стекла и фары, когда на лаке ни царапинки, а покрышки всегда как с полки магазина. Но за все надо платить, в том числе и за красоту и ухоженность автомобиля. Сколько и чем, вопрос другой. Его мы сегодня и поднимем.

Зачем используют гидрофобные покрытия

Вода - главный враг железа и внешних декоративных элементов, а в комплексе с пылью - это идеальное средство, чтобы за несколько лет уничтожить лакокрасочное покрытие кузова, добраться до металла и раздуть очаги коррозии. Тогда - все, молодость автомобиля заканчивается, начинается лечение. Гидрофобные покрытия для автомобиля способны предотвратить вредные для техники воздействия и продлить молодость любимой машине.

Идеальных условий эксплуатации не существует, как и не существует идеальных средств борьбы с водой, коррозией, царапинами и сколами на стёклах, выгорания краски и помутнения лака. Но попробовать можно. Вот что предлагают многочисленные сервисы, обещающие превосходный внешний вид кузову, фарам, стёклам. Цена обработки автомобиля корректируется в зависимости от размеров кузова и статуса авто, а в этой таблице она указана в вечнозелёных американских долларах.

Эмали и грунтовки с водоотталкивающим действием

Как видим, каждый состав имеет особенности и разную цену. Чем они отличаются и какое покрытие для кузова, стёкол и фар лучше, нужно разбираться. С внутренними поверхностями кузова и обработкой металла перед покраской все более-менее понятно. Для этого есть гидрофобные грунтовки и краски, мастики. Они наносятся либо перед покраской кузова, либо заливаются в полости под давлением и противостоят прямому контакту металла с водой.

Новые поколения гидрофобных покрытий предлагаются под самыми разными соусами. Среди таких материалов есть и бесполезные, или даже вредные для ЛКП или стёкол составы, но есть и такие, за которые стоит заплатить деньги хотя бы ради интереса. К декларациям производителей таких жидкостей и мастик стоит относиться скептически, поскольку их задача - продать и подсадить владельца на состав как можно на более длительное время. Но есть и достойные внимания средства.

Виды покрытий для кузова

Каждый из них можно отнести к определённой группе водоотталкивающих веществ:

    Восковые средства. Самые недорогие и экологически чистые препараты. Они применяются как для полировки лака, так и для обработки сложных поверхностей в салоне. Они не слишком стойкие к царапинам, но пока держатся на поверхности, хорошо отталкивают воду.

    Кремниевые составы. Прочные по части механических повреждений, их продают в виде лаков и эмалей.

    Силиконовые покрытия. Образуют тонкую защитную плёнку. Достаточно прочные и износостойкие. Некоторые из силиконовых составов имеют стойкость к ультрафиолетовым лучам.

    Тефлоновые составы, относятся к группе полимерных покрытий. Прочные и стойкие к царапинам.

    Нано покрытие гидрофобное, отдельный ряд материалов, которые способны связываться с лаком и краской на молекулярном уровне, образуя прочную плёнку, по плотности не уступающую стеклу.

Это не весь ассортимент средств, но основная его часть. Каждый из них работает по-своему и защищает либо весь кузов, либо только фары, стекла. О стёклах, кстати, многие заботятся особенно рьяно.

Средства для стёкол, антидождь

Гидрофобные средства для лобового стекла не только охраняют его от сколов и пыли, но и стараются улучшить видимость во время движения под дождём или снегом. Кроме того, такие покрытия помогают очистить стекло дворникам, поскольку иней практически не намерзает на стекле, насекомые удаляются быстро, а при скорости выше 60-70 км/ч, стекло получает способность к самоочищению.

Стекло с нанесённом гидрофобным составом попросту отталкивает воду, если она и остаётся, то скатывается в капли, которые автоматически удаляются на высокой скорости, поэтому даже после определённого скоростного предела можно не использовать дворники и экономить жидкость в омывателе. Некоторые производители говорят об антибликовом эффекте составов.

Делаем водоотталкивающее покрытие своими руками

Каждое из этих веществ имеет свой определённый срок службы, а это значит, что через месяц-два или полгода придётся снова платить за нанесение, за состав и за полировку. Несмотря на это, можно изготовить гидрофобное покрытие своими руками. Оно не будет так долговечно, как фирменное, но по крайней мере, можно поставить эксперимент и определить, насколько такой состав необходим.

Состав гидрофобного покрытия чрезвычайно прост - парафин и уайт-спирит в соотношении 1/20. Парафин измельчается, заливается уайт-спиритом и очень долго и тщательно перемешивается до тех пор, пока не получится однородная масса. Готовый состав наносят на вымытый кузов, а полировать его можно только тогда, когда растворитель полностью испарится.

Таким образом можно сэкономить на дорогих составах, правда наносить самодельную смесь придётся гораздо чаще, чем заводскую. Удачных всем экспериментов, сухих и чистых дорог!

Для нормальной службы лакокрасочного слоя на авто необходимо использовать эффективные защитные слои. Многие производители продукции для автомобилей сегодня предлагают самые разные товары для отделки верхней части кузова, что дает отличную защиту. Гидрофобное покрытие кузова раньше было диковинкой и использовалось достаточно редко. На сегодняшний день эта технология стала абсолютно привычной, на станциях все чаще заказывают ее реализацию. Можно применить различные технологии, нанести водоотталкивающую поверхность своими руками или на сервисе.

Хорошая служба деталей кузова возможна при защите от влаги. Но для современной машины этого может быть недостаточно. Важно, чтобы остановились процессы коррозии, снизился риск разрушения кузовных деталей, полностью ушел риск повреждения песком и гравием из-под колес. У каждого авто есть свои задачи с точки зрения нанесения защитных покрытий. Самые дорогие и эффективные материалы служат долго и выполняют даже необычные антивандальные свойства. Так что всегда можно подыскать подходящие варианты отделки.

Гидрофобные технологии – основные возможности нанесения

Кузов вашего автомобиля можно отделать различными способами. Вопрос в том, сколько будет держаться произведенная протекция, как она будет защищать кузов. Стоит выбрать одну из традиционных технологий, которые на самом деле работают для защиты покрасочных слоев. Гидрофобное покрытие для автомобиля может быть выполнено несколькими способами. Основные решения, которые применяются в современной отделке машин, следующие:

  • полировочные составы с эффектом профессионального воска, который долго защищает машину от повреждений;
  • перманентные слои в виде лаков и различных прозрачных слоев ЛКП для сохранения краски в идеальном состоянии;
  • гидрофобные слои, которые состоят из различных полимерных ингредиентов и держатся постоянно;
  • продукция для временной защиты металлических деталей автомобиля, которая со временем смывается;
  • специальные смеси для стекла – полировочные и напыляемые элементы с защитой от загрязнения.

Отталкивание воды не только помогает сохранить ЛКП в порядке, но и долго сохраняет кузов вашего автомобиля чистым. Владельцы авто, которые использовали перманентные гидрофобные технологии, замечают отличные результаты экономии на мойке. Особенно важно такое покрытие зимой, когда краска постоянно подвергается воздействиям механических повреждений при низких температурах.

Нанесение защитных слоев на металлические детали авто

Любое покрытие может защитить кузов, но для каждого автомобиля подбор должен быть индивидуальным. Зачастую используют гидрофобные технологии на основе восковых смесей. Это наиболее дешевый вариант. Специалисты не рекомендуют покупать продукцию в аэрозольных баллончиках. Аэрозоли и различные предложения любительского типа для нанесения своими руками работают очень плохо. Стоит заметить такие особенности отделки кузова защитными покрытиями:

  • можно нанести гидрофобные покрытия своими руками, но при этом нужно соблюдать технологию;
  • выбранная технология и тип состава определяют, сколько будет держаться защитный слой;
  • перед нанесением продукции важно полностью очистить кузовные детали, чтобы достичь хорошего результата;
  • после нанесения некоторых восковых составов не нужно часто мыть автомобиль, иначе защита смоется;
  • через некоторое время придется повторить нанесение защитного слоя на поверхность, чтобы продлить эффект.

Купить гидрофобные материалы для отделки автомобиля можно по невысоким ценам. Но стоимость не определяет качество. В этом случае важно учитывать качество подготовки кузова, нанесения жидкостей. Перманентные покрытия также со временем портятся и царапаются, но они сохраняют высокую целостность и качество ЛКП. Износ этого слоя зависит от активности и сферы эксплуатации транспорта.

Стоит ли покрывать стекло гидрофобными материалами?

В последнее время все более популярным становится гидрофобное покрытие для стекла. Это специальный состав на жировой основе, который работает как поверхность для отталкивания воды. Есть несколько противоречий при обработке поверхности стекла. Проблема в том, что некачественный состав быстро размажется дворниками по поверхности и будет создавать препятствия для обзора.

Если вы принимаете решение обработать детали автомобиля такими средствами, лучше избегать попадания частиц жировой смеси на кузов. Для начала следует проверить их работоспособность на небольшом участке. Часто случается так, что покрытие не работает, а лишь загрязняет поверхность. Этого не стоит допускать, так как очистить жировые слои крайне сложно без специальной химии.

Сколько стоит профессиональная отделка кузова для защиты?

Хорошее защитное покрытие на автомобиле будет стоить достаточно дорого. Проблема в том, что самостоятельное нанесение далеко не всегда дает качественные результаты. Приходится обращаться к специалистам. Не следует ехать на обычную мойку и ожидать, что восковая полировка будет держаться очень долго и порадует вас качеством. На деле только хорошая обработка гидрофобными составами в покрасочной камере может быть качественной. При профессиональной обработке есть несколько стадий работы с кузовом:

  • покрытие готовится в соответствии с вашими потребностями, это поможет выполнить поставленные задачи;
  • автомобиль качественно очищается с применением химических средств, удаляется с поверхностей пыль;
  • гидрофобный материал наносится с гарантией качества, так что вы будете уверены в рабочем покрытии;
  • визуальные результаты будут отличными, чего нельзя сказать о попытке самостоятельного нанесения продукции;
  • сроки обработки авто будут минимальными – можно нанести защиту за несколько часов и забрать авто с сервиса.

Многие сервисные станции предлагают удивительные возможности, но нужно смотреть не только на описание. Часто применяемые технологии и материалы оказываются не столь надежными и долговечными, как вам пытаются преподнести. Важно узнать больше о материалах, которые собираются использовать профессионалы, о возможности их смывания при необходимости. Также рекомендуется применять классические и традиционные технологии, чтобы избежать проблем. Новые решения не всегда эффективны.

Подводим итоги

Существуют десятки вариантов обработки кузова для его защиты. Технологии создания гидрофобных слоев на кузовных деталях и на стеклах – прекрасный способ защитить машину от мелких повреждений. Особенно актуально их использовать после нанесения дорогостоящих лакокрасочных материалов, таких как хамелеон или хром. Сверху нанесенной краски обязательно организовать защиту, чтобы не было сколов и царапин. Иначе автомобиль будет выглядеть намного хуже, чем сразу же после профессионального окрашивания.

Покрытия, созданные для защиты от царапин, влияния влаги и других опасностей, могут использоваться на разных авто. Их стоимость зависит от выбранных материалов и способов нанесения. Часто применение вполне простых и качественных составов позволяет своими руками довести кузовную защиту до идеального состояния. Гидрофобные решения – современный способ сделать вашу машину красивой и защищенной от различных влияний. Лучше выбирать классические проверенные технологии.

Большинство поверхностей в жилом помещении очень подвержены воздействию влаги. Не важно – натуральный материал или искусственный, но результат всегда очень схож – постепенное разрушение или даже коррозия поверхностного слоя. Но используя современные средства, можно надолго защитить свой дом от подобных воздействий. Например, водоотталкивающая пропитка или специальные гидрофобные добавки, разработанные для разнообразных материалов, помогут эффективно защитить поверхности от влаги на довольно долгое время. Рассмотрим подробнее каждый вид этих составов, чтобы при необходимости правильно ими воспользоваться.

Пористость – неотъемлемая черта многих строительных материалов. Их структура такова, что любая влага, попадающая на поверхность, способна быстро впитываться и проникать глубоко в ее поры. При этом значительно снижаются теплоизоляционные свойства, постепенно ухудшается внешний вид материала. В результате вода, а с ней и всевозможные примеси, включая агрессивные вещества, губительно воздействуют на строительные конструкции, вызывая их коррозию и последующее разрушение. Чтобы защитить материалы и одновременно усилить их свойства, были разработаны жидкие гидрофобизированные вещества. Многофункциональная водоотталкивающая жидкость способна не только препятствовать проникновению влаги в стройматериалы.

С ее помощью можно:

  • исключить или свести к минимуму возникновение высолов, плесени, нежелательных влажных пятен и ржавчины;
  • защитить окрашенную поверхность, что продлит срок ее службы;
  • увеличить устойчивость поверхности к низким температурам (до 5-ти раз).

Использовать это средство особенно необходимо в местах с повышенной влажностью (включая подвальные помещения, санузлы, бассейны). А также при строительстве дорожек, укладке декоративного и натурального камня, кладке стен из пористых материалов с низкой морозоустойчивостью. Обработка поверхностей может производиться как на этапе строительства и ремонта, так и на уже готовых конструкциях. При этом температура воздуха не должна быть ниже 5 градусов.

Использование гидрофобизирующих жидкостей идеально для пористых поверхностей

Средства для работы с бетонными конструкциями

Для работы с бетоном также было разработано эффективное средство, позволяющее защитить и укрепить пористую бетонную поверхность. Специальная водоотталкивающая пропитка для бетона действует следующим образом:

  • Полимеры, входящие в состав средства, способны проникать внутрь бетона на глубину от 3 мм. При этом пропитка эффективно заполняет поры материала и, соединяясь с верхним слоем, образует прочное соединение.
  • Обработанная поверхность остается паропроницаемой. К тому же усиленный верхний слой приобретает повышенную устойчивость к химическим веществам, влаге, влиянию низких температур и механическим нагрузкам. Нанесение вещества помогает качественно обеспылить поверхность и улучшить ее гигиенические свойства.
  • Водоотталкивающая пропитка очень эффективна: покрытые ею конструкции надежно защищены от воздействия влаги даже при обильных осадках. Благодаря тому, что влага не проникает в пропитанный составом бетон, ему не страшны даже сильные морозы.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

  • Чтобы действие пропитки было максимально эффективным, необходимо правильно подготовить поверхность перед ее нанесением.
  • Нельзя допускать замерзания средства.
  • Вещество не предназначено для пропитки конструкций, которые будут находиться под водой.
  • Наносить его нужно при температуре от 10 до 32 градусов в сухую погоду, желательно днем, когда концентрация влаги в воздухе минимальна.
  • Каждый участок обрабатываемой поверхности следует покрывать равномерно, без остановок.

Использование водоотталкивающих пропиток помогает защитить бетонные конструкции от разрушительного воздействия влаги

Обработка дерева влагозащитными составами

Для обработки всевозможных деревянных поверхностей применяется водоотталкивающая пропитка для дерева – мощный гидрофобизатор с выраженным водоотталкивающим эффектом. Обычно ее используют в санузлах, саунах и других помещениях, где уровень влажности достаточно высокий. Это бесцветная жидкость, не содержащая органических биоцидов, удобна в использовании и очень экономична. Для создания качественного покрытия достаточно нанести один слой пропитки и оставить на 12 часов для полного высыхания. После этого в течение семи дней поверхность необходимо покрыть защитным воском.

Гидрофобизатор важно наносить плавными движениями, полностью проходя кистью весь участок (остановки во время нанесения средства влияют на качество покрытия)

Виды водоотталкивающих покрытий

Существует 4 вида покрытий, предназначенных для защиты от влаги:

  • пропитки,
  • лаки,
  • морилки,
  • особые краски.

О пропитках мы уже рассмотрели достаточно, теперь поговорим о лаках. Эти вещества практически не окрашены (или не окрашены совсем) и помогают подчеркнуть естественную красоту дерева, одновременно покрывая его красивым защитным слоем. Лаки наносятся достаточно легко и долго сохраняют свою привлекательность. Отдельным видом этой группы веществ является особый водоотталкивающий лак (или олифа). Цель его нанесения: предотвратить разбухание дерева, защитить от гниения, усадки и распространения плесени. Олифа наносится очень легко – валиком или кистью. Если детали небольшие, их даже просто окунают в защитный состав.

  1. обработка деталей;
  2. нанесение средства на готовую конструкцию.

На обработанной гидрофобизатором поверхности кирпичной кладки лишь некоторые капли задерживаются на несмачивающейся поверхности

Следует учесть, что олифа – это лишь базовое покрытие и оно имеет свои “сроки годности”. Например, если через некоторое время обработанное дерево теряет цвет, необходимо нанести еще один слой олифы. Этот процесс нужно повторять один раз каждые 3-4 года, но если изделия постоянно находятся во влажной среде, обработку их поверхности следует проводить чаще.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ! Олифа – это защитный, а не декоративный лак, поэтому на него можно и даже нужно наносить краски. Специалисты рекомендуют перед покраской обрабатывать все деревянные элементы в доме олифой, чтобы предотвратить их деформацию и увеличить срок службы. После нанесения необходимо просушить обработанные детали в течение трех суток.

Немного о полупрозрачных морилках

Еще одно популярное водоотталкивающее покрытие называют морилкой. Оно также основано на олифе и способно хорошо проникать в дерево. Наносить его удобно как при помощи распылителя, так и стандартными методами. Если лес недавно куплен и еще достаточно свежий, морилку наносят в два слоя. Если же поверхность уже была когда-то обработана, ее следует покрыть одним слоем морилки, чтобы восстановить защитные функции. Делать это нужно тогда, когда на поверхности начнет обесцвечиваться ранее нанесенное покрытие.

Особенности прозрачных и непрозрачных лаков

Непрозрачные лаки имеют свои особенности:

  • высокая пигментация;
  • большая степень укрывистости.

По своим свойствам они больше напоминают краски: насыщенный цвет и густая фактура практически скрывает рисунок дерева и полностью меняет его окраску. И все же палитра цветов здесь более приближена к натуральной. Наносить их лучше кистью – так гораздо удобнее достичь однородности в оттенке покрытия. Недавно купленное дерево покрывают в два слоя.

Прозрачные лаки, а также их разновидности нельзя применять для покрытия дерева, на которое будут падать прямые солнечные лучи. Это их главное отличие от других подобных продуктов. Чтобы правильно подобрать водоотталкивающее средство необходимо иметь определенные знания. Продавцы не всегда могут дать качественную консультацию, поэтому лучше выбор необходимых покрытий предоставить человеку знающему и разбирающемуся в этом вопросе.

Лаки создают на древесине твердую, водоотталкивающую, устойчивую к истиранию пленку, в то же время, сохраняя и подчеркивая красоту текстуры, а также цвет материала

Специальные краски с водоотталкивающим эффектом

Еще один вид мощных гидрофобизаторов – водоотталкивающая краска для наружных и/или внутренних работ. Применяется для окраски всех типов стен. Достоинства: легкость нанесения, отсутствие резкого запаха, гигиеничность и водостойкость, экономичность, паропроницаемость.

Может наноситься на влажные поверхности. После высыхания создает надежный паропроницаемый гидробарьер. Краска довольно экономичная – например, для обработки поверхности площадью в 14 квадратных метров достаточно всего 1 литра краски. Перед нанесением красящего состава поверхность следует очистить и при необходимости обезжирить. Такая краска быстро высыхает: для одного слоя достаточно часа, для следующего – около четырех.

Водостойкие краски способны изолировать поверхность от попадания влаги, сохраняя паропроницаемость. Их можно наносить даже на влажную поверхность

Добавки для создание водонепроницаемого бетона

Бетон, как материал, имеющий высокую степень водопоглощения, нуждается в специальной обработке. Влага может привести не только к осыпанию бетонной поверхности, но и к ее полному разрушению. Зачастую для защиты конструкций от вредного воздействия достаточно нанести слой гидрофобизирующего вещества. Но иногда этого бывает не достаточно – требуется изменить структуру материала, добиться уменьшения пористости и сделать бетон более плотным. Именно для этих целей были созданы водоотталкивающие добавки для бетона – вещества, способные влиять на пластичность и плотность материала. В результате получается продукт, удобный в укладке и после затвердевания превращающийся в водонепроницаемый, очень прочный, плотный и морозоустойчивый продукт. Этого можно добиться, используя (в комбинации или отдельно) 3 основных типа добавок:

  • Полимерные.
  • Пластифицирующие.
  • Кольматирующие.

Однако, даже применяя одновременно все три компонента, невозможно достичь абсолютной водонепроницаемости конструкции. Особенно это актуально для конструкций, не являющихся монолитными. Наличие швов в бетоне, постепенное появление трещин и другие дефекты – главные причины, по которым желаемая герметичность постройки становится невозможной.

Используя специальные добавки, можно получить высококачественный и водонепроницаемый строительный материал

Использование гидрофобизаторов дает множество преимуществ:

  • они облегчают работу с материалами (например, бетон) и практически не заметны на готовых конструкциях;
  • не создают тяжелую пленку, а напротив, позволяют зданию “дышать”;
  • они не содержат вредных веществ, поэтому безопасны для окружающей среды;
  • применение водоотталкивающих средств на фасадах зданий способствует продлению срока их эксплуатации.

При выборе гидрофобизаторов необходимо учитывать, что для каждого типа поверхности предусмотрены определенные средства. Поручив их выбор и нанесение компетентному человеку или группе мастеров с хорошей репутацией, вы получите уверенность в том, что работа будет выполнена качественно и в срок. Правильно обработанные изделия и конструкции прослужат еще много лет, сохранив превосходный внешний вид.

Зачем нужны водоотталкивающие пропитки, на каких законах физики основано действие Durable Water Repellent, какими бывают современные DWR и как выбрать подходящую пропитку для защиты одежды и снаряжения от влаги

Обладатели современной туристической одежды или обуви часто сталкиваются с рекомендациями производителей периодически обрабатывать изделия водоотталкивающей пропиткой DWR. Это не вызывает возражений, когда речь идет, например, о флисе, но к чему пропитка мембранной одежде? Ведь наличие мембраны уже подразумевает, что изделие будет надежно защищать от дождя или мокрого снега.

О том, как работает сама мембрана, мы писали в статье о . Но эффективность мембраны зависит от многих факторов и не в последнюю очередь от DWR.

Даже самая дорогая мембрана разочарует своего владельца, если дополнительное водоотталкивающее покрытие не будет защищать ее от внешней влаги.

Для чего нужна водоотталкивающая пропитка

Строго говоря, водоотталкивающая пропитка нужна не мембране, а лицевой стороне мембранного сэндвича. Именно наружный слой одежды или обуви в первую очередь подвергается воздействию влаги. К чему приводит намокание внешнего слоя?

    Вода, впитанная волокнами, заполняет все воздушные промежутки в ткани и создает препятствия для свободного выхода испарений. Дышащая способность мембраны резко снижается — испарениям некуда деться и человек начинает потеть.

    В результате замещения воздуха водой повышается общая теплопроводность слоя одежды — в ней становится холоднее.

    Пропитанная водой наружная ткань тяжелеет.

Для того чтобы избавиться от этих проблем, как раз и применяется пропитка DWR.

Как работает водоотталкивающая пропитка DWR

Durable Water Repellent (DWR) — долговременная защита от влаги. Чтобы понять принцип работы пропитки, необходимо вспомнить о некоторых физических свойствах жидкости, а именно об эффекте поверхностного натяжения и капиллярных явлениях, которые еще называют фитильным эффектом.

О важных особенностях воды

Силы поверхностного натяжения возникают из-за того, что молекулы воды притягиваются друг к другу. Взаимное притяжение молекул заставляет воду собираться в капли. Влажный конденсат на охлажденной поверхности, мелкий водяной бисер или барабанящий по зонту дождь — все это водяные капли различных размеров. Силы взаимного притяжения молекул невелики, и крупную каплю можно легко разрушить. Однако законы физики нарушить сложнее: большая капля разобьется на сотни мелких, но принцип их формирования останется таким же.

Какой бы маленькой ни была капля, «сито» климатической мембраны не может пропустить ее сквозь себя — даже самые крошечные из капель слишком велики, чтобы проникнуть сквозь мембранные поры. Чем больший объем воды вбирает в себя капля, тем большая площадь на поверхности материала освобождается от водяной пленки. Это значит, что площадь, через которую испарения выводятся от тела, увеличивается. Можно сказать, что «упитанная» и ясно очерченная капля — залог успешной работы мембраны.

Если притяжение между молекулами воды и молекулами твердого тела намного слабее, чем притяжение молекул воды друг к другу, то капля лежит на поверхности твердого тела и не смачивает его

Но может ли что-то разрушить каплю, размазать ее до бесформенной пленки на поверхности материала? К сожалению, да. Дело в том, что молекулы воды притягиваются не только друг к другу. Между молекулой воды и молекулой любого другого вещества, с которым вода соприкасается, тоже возникает притяжение. В некоторых случаях оно настолько сильно, что молекулы воды буквально тянутся к молекулам иного материала, и если это притяжение сравнимо с силами поверхностного натяжения, капля растягивается, растекается по материалу. В таких случаях обычно говорят, что материал хорошо смачивается.

Но если притяжение между молекулами твердого тела и молекулами воды слабое, то смачивания не произойдет.

Если притяжение между молекулами воды и молекулами твердого тела сильнее, чем притяжение молекул воды друг к другу, то капля растекается по поверхности твердого тела и впитывается в его поры — поверхность твердого тела смачивается

Большая часть текстильных материалов соткана из нитей, а нити скручены из волокон. В их переплетениях множество воздушных полостей-капилляров, и если материал хорошо смачивается, то он втягивает воду во все эти полости. Этот втягивающий эффект и называется фитильным или капиллярным. Понятно, что пока материал пропитан водой, ни о какой транспортировке пара сквозь него не может идти и речи.

Мы знаем, как ведет себя вода на поверхности, обработанной жиром, — она скатывается в капли, похожие на бисер, не растекается и легко стряхивается. Жир не притягивает воду. И мы помним, что происходит с футболкой, когда мы попали под дождь или вспотели, — молекулы воды притягиваются к молекулам материала, и по тончайшим капиллярам жидкость распределяется по ткани, смачивая ее волокна.

Как избежать капиллярного эффекта? Как ослабить притяжение между молекулами воды и молекулами вещества, из которых состоят волокна ткани? Как предотвратить смачивание и сохранить каплю воды «упитанной», самостоятельной и независимой?

Именно эту задачу и решает DWR.

Фокус с подменой

Законы физики изменить нельзя, но что мешает использовать их в своих интересах? Смачиваемость различных материалов зависит от многих факторов, прежде всего от свойств и структуры волокна, шероховатости поверхности, ее форм и размеров. Искусственные волокна, например полиэстер, имеют, как правило, низкую смачиваемость, натуральные — хлопок или шерсть — смачиваются намного лучше. Если материал, применяемый в наружном слое одежды, слишком хорошо смачивается, то, может быть, стоит заменить его на другой, менее дружелюбный по отношению к воде?

Такое решение было бы идеальным, но, к сожалению, оно труднореализуемо. Дело в том, что материал для изделия подбирается по совокупности нескольких параметров, и характеристика смачиваемости — только один из них. Но если нельзя заменить материал, то, может быть, можно изменить его свойства? Например, нанести на смачиваемый материал тончайшую пленку несмачиваемого вещества и тем самым «обмануть» воду?

Пропитка DWR работает именно так. Вещество, практически не притягивающее молекулы воды, наносится на лицевую ткань и покрывает ее нити. Вода перестает впитываться в материал и собирается в капли на его поверхности. Ткань становится гидрофобной, то есть она не смачивается и при этом пропускает сквозь себя пар.

Вещества, снижающие смачиваемость

Жирование и обработка воском — традиционные способы придания материалу гидрофобных свойств. Жир и воск издревле применяют для защиты обуви от промокания, они являются классической водоотталкивающей пропиткой. После нанесения воска между кожей ботинок и внешней влагой образуется дополнительная прослойка из вещества, молекулы которого не притягивают или очень слабо притягивают молекулы воды. В результате такой обработки на какое-то время ботинки будут защищены от намокания.

Но для обработки высокотехнологичных мембранных материалов ни жир, ни воск не подходят. Относительно толстая пленка этих веществ создаст препятствие не только для атмосферной влаги, но и для пара, который мембрана должна выводить наружу.

Современные химические водоотталкивающие пропитки — это растворы или эмульсии, которые при нанесении на ткань или другой материал пропитывают ее волокна, после чего растворитель испаряется, а на поверхности ткани остается тонкий гидрофобный слой водоотталкивающего вещества. Вода, попадая на этот защитный слой, не проникает в ткань, скатывается в капли, стекает и легко стряхивается.

Виды современных водоотталкивающих пропиток

Следует различать первичную заводскую водоотталкивающую обработку, которая осуществляется производителем, и вторичную, восстанавливающую, которую обычно проводит владелец изделия после стирки или определенного срока эксплуатации.

По своему назначению водоотталкивающие пропитки DWR можно условно разделить на несколько групп:

    пропитки для водонепроницаемых дышащих тканей с мембраной;

    пропитки для водонепроницаемых дышащих тканей без мембраны;

    пропитки для изделий с утеплителем;

    пропитки для тканей, где паропроницаемость не важна;

    пропитки для обуви.

Пропитки для тканей с мембраной являются специализированными. Их разрабатывают таким образом, чтобы обеспечить гидрофобность лицевой ткани и в то же время не помешать работе мембраны.

Пропитки для дышащих тканей без мембраны не должны препятствовать транспортировке испарений изнутри.

Пропитки для изделий, где паропроницаемость не важна, подойдут для большинства изделий, не относящихся к одежде, например палаток или рюкзаков.

Средства обработки для обуви могут быть и универсальными, и предназначенными для конкретных видов материалов, например кожи или текстиля.

Поэтому при выборе пропитки следует всегда точно придерживаться назначения данной DWR и инструкции по ее применению.

Долговременное воздействие влаги и ультрафиолетовых лучей, перепады температуры, трение, грязь и стирка постепенно удаляют водоотталкивающее вещество с поверхности и из пор обработанной ткани, поэтому пропитку рекомендуют время от времени обновлять, чтобы восстановить защитные функции одежды и снаряжения.

Особенно внимательно следует относиться к той зоне плеч, которая находится под лямками рюкзака, — водоотталкивающая пропитка стирается там быстрее всего.

Классификация водоотталкивающих пропиток по степени защиты

Водоотталкивающие пропитки разделяют не только по назначению, но и по их устойчивости к смыванию. Эта характеристика отражается в аббревиатуре (WR, DWR или SDWR) и указывает на количество «стирок», после которых водоотталкивающее покрытие сохраняет 80 % эффективности. Под эффективностью в данном случае подразумевается площадь ткани, которая сохранила способность отталкивать воду.

Применяемые аббревиатуры относятся прежде всего к заводским технологиям нанесения водоотталкивающих пропиток. Тип заводской обработки можно узнать либо с ярлыка, либо из описания изделия или материала на сайте производителя.

WR (Water Repellent) — 5/80

Самая слабая устойчивость. В среднем такая пропитка теряет 20 % эффективности уже после 5 стирок.

DWR (Durable Water Repellent) — 10/80-20/80

Нормальная устойчивость. На большую часть мембранных штормовок нанесено именно такое покрытие. Сохраняет 80 % эффективности после 10-20 стирок.

SDWR (Super Durable Water Repellent) — 50/80-100/80

Высокая устойчивость. Характерна для пропиток, применяющихся в мембранных материалах и изделиях топ-класса. Сохраняет 80 % эффективности после 50-100 стирок.

Слово «стирок» взято нами в кавычки не зря. К сожалению, производители предпочитают не упоминать тот факт, что стирка в их понимании — это простое полоскание изделия в теплой воде в щадящем режиме и без всяких моющих средств. Как только владелец изделия начинает пользоваться моющими средствами, картина меняется.

При стирке с применением специальных шампуней, предназначенных для ухода за мембранными тканями, показатели устойчивости пропиток падают примерно в 5 раз. То есть пропитку WR придется восстанавливать уже после первой стирки, а DWR — примерно после третьей.

В случае применения обычного стирального порошка ситуация еще хуже — большая часть водоотталкивающих пропиток не выдержит и одной такой стирки.

Состав пропиток

Всякая пропитка состоит из двух основных компонентов — действующего вещества и растворителя. Современные DWR могут быть на углеводородных растворителях или на водной основе.

Углеводородные DWR содержат фторкарбоновые смолы, где действующим веществом чаще всего является политетрафторэтилен (фторопласт, тефлон). Молекулы политетрафторэтилена примерно в четыре раза «слабее» молекул воды. По притягивающей способности политетрафторэтилен уступает многим веществам, поэтому поверхность, покрытая им, на ощупь кажется скользкой и даже жирной.

Однако такие пропитки считаются не только прочными, но и вредными. Они имеют сильный химический запах растворителя, их следует наносить только на сухие вещи, а обработка должна происходить на открытом воздухе. Однако наибольшие экологические проблемы возникают еще на стадии производства, когда использование вредных веществ осуществляется в промышленных масштабах. Недаром в последние годы в индустрии outdoor все чаще возникают дискуссии о негативном влиянии перфторированных соединений на экологию. Появился запрос на поиск решений, минимизирующих вредное воздействие DWR на человека и природу.

Пропитки на водной основе считаются более экологичными, они не содержат ядовитых растворителей и не имеют такого сильного запаха. Их можно наносить и на сухие, и на мокрые вещи. В составе таких DWR содержится силикон, притягивающий молекулы воды не намного сильнее, чем политетрафторэтилен.

По способу нанесения DWR бывают в виде жидкостей в небольших емкостях или в виде спреев. Жидкие DWR применяются или сразу после стирки — изделие опускают на время в воду с раствором, — или наносят поролоновой губкой, выдавливая раствор из тубы. Спреями удобно пользоваться в походных условиях.

Основное правило обработки любой пропиткой — вещь не должна быть грязной.

Наиболее известными производителями современных водоотталкивающих пропиток на российском рынке являются Granger`s, Nikwax, Storm Waterproofing, Woly Sport, Holmenkol, Toko, Salamander, Kongur, Collonil.

Резюме

    Водоотталкивающая пропитка Durable Water Repellent (DWR) — это средство обработки внешней стороны одежды, обуви или снаряжения для придания им гидрофобных свойств.

  • По степени эффективности пропитки делятся на WR (5/80), DWR (10/80-20/80), SDWR (50/80-100/80) — первое число в отношении указывает на количество стирок, при котором сохраняется 80 % эффективности пропитки.
  • Пропитки DWR обеспечивают эффективную работу мембраны во время дождя или в условиях высокой влажности.

    Трение, длительное воздействие влаги, ультрафиолетовых лучей, загрязнение и частые стирки разрушают водоотталкивающее покрытие, поэтому пропитку следует время от времени обновлять.

    Пропитки DWR различаются по своему назначению. Они используются как для мембранной, так и любой другой водоотталкивающей воздухопроницаемой одежды, а также для одежды с утеплителем и обуви.

  • При выборе DWR следует всегда придерживаться назначения данной пропитки и точно следовать инструкции по ее применению.

Всем доброго времени суток! Недавно прошел сильный дождь, и я придумал новую тему для обсуждения. Причем осень близко, дожди будут идти часто. Потому гидрофобное покрытие может оказаться хорошим решением для защиты вашей машины.

Суть гидрофобного покрытия в его защите от влаги. Если говорить простым языком, после обработки стекла или кузова капли дождя и грязь не будут прилипать к поверхности, а смогут скатываться и разлетаться в стороны от воздействия встречного ветра.

Причем подобные составы для автомобиля я уже испытал на собственном примере и могу сказать, что нанесение гидрофоба дает результат. Использовать его или нет, решайте сами.

Разновидности

Сейчас выпускают гидрофобные составы для ткани, на основе которой шьют одежду и обувь. Она обретает водоотталкивающие свойства. Хорошая вещь. Но для машин производят отдельный вид автохимии.

Использовать защитные нанопокрытия для стекла можно своими руками. Здесь главное купить что-то качественное и от проверенного производителя. Например, Stay Clean и похожие на него средства.


Гидрофобы или просто антидождь бывает нескольких видов. Средство выпускается в виде:

  • спрея;
  • жидкости;
  • пасты;
  • геля и пр.


Но главный вопрос в том, какой состав у этого вещества. В зависимости от этого различают гидрофобные смеси.

  • Воск. Восковые составы позволяют легко обработать внутренние поверхности и разные изгибы. Их плюс в том, что смесь не растекается. Воск обладает водоотталкивающими свойствами и является экологически чистым, безопасным материалом. Это большой плюс при выборе средства.
  • Кремний. Подобные антидожди основаны на лаках и эмалях, в состав которых включена кремниевая смесь. Безопасные, безвредные и очень прочные. Хороший вариант для тех, кто хочет сделать антикоррозийное покрытие на кузове и дополнить его гидрофобными свойствами;
  • Силикон. Создает на поверхности тонкую пленку, которая отличается хорошей прочностью и устойчива к износу. Дополнительно усиливают защиту от коррозии и уменьшают негативное воздействие ультрафиолета. Для водителей, которые часто находятся за рулем, это актуально;
  • Специальные влагостойкие добавки. Вы их просто добавляете к разным шампуням и полиролям. Не самые эффективные, но для периодической профилактики подойдут;
  • Полимер. В состав входит тефлоновое соединение и уретан, что позволяет защитить поверхность от влаги и замаскировать незначительные дефекты. Создается идеальный глянец, словно машина только выпущена с конвейера.


Свойства гидрофобов

Не могу ручаться за все средства категории антидождь, которые до

ступны на рынке. Но ряд средств прошли испытания. Это позволило на практике убедиться, дает ли покрытие то свойство стеклу или кузову, о котором заявляют производители.


Качественное защитное гидрофобное покрытие обладает рядом положительных свойств:

  • облегчает очистку стекла от грязи, воды, насекомых и инея, которые стекают и скатываются;
  • дворники приходится включать реже, поскольку встречный ветер в сочетании с гидрофобом делают эту работу вместо них;
  • уменьшается расход омывателя в бачке;
  • покрытие создает антибликовый эффект и водителя не так слепит свет фар встречных машин;
  • повышается уровень видимости, что снижает вероятность ДТП;
  • водитель частично защищен от ультрафиолета;
  • машина загрязняется менее интенсивно, дополнительная экономия денег и времени на мойку.


Все здесь просто. Специальное покрытие делает поверхность водоотталкивающей. Потому грязь, снег и дождь не размазываются по лобовому стеклу, а собираются в капли и разносятся по сторонам встречными потоками ветра.

Сам кузов остается чище и приобретает приятную глянцевую поверхность.

Процедура нанесения

Теперь о том, как сделать это супер покрытие своими руками. Для начала вы покупаете хорошее средство. Его можно сделать и своими руками, но об этом чуть позже.

Предположим, что вы купили какой-то антидождь в виде спрея, геля или пасты. Теперь его нужно нанести на поверхность кузова и стекла. Запомните, что для стекол и кузовных частей автомобиля применяется разная гидрофобная химия. Может и есть универсальные средства, но я бы не советовал ими пользоваться.


Процесс покрытия антидождем выглядит предельно просто.

  • Машину и обрабатываемые поверхности нужно очистить от всех загрязнений. Автомобиль должен быть чистым. Можете воспользоваться услугами автомоек или своими руками помыть авто;
  • Обработайте кузов и стекла обезжиривателями. Важно добиться сухости и удалить все ненужное с поверхностей;
  • Воспользуйтесь полиролью. Подойдет любое средство для машин с полирующим эффектом. Используйте тряпки, которые не царапают поверхность;
  • Когда машина готова, ее обрабатывают гидрофобом. Он имеет свойство проникать глубоко в поры покрытия и создавать защитный барьер. Для каждого средства есть своя инструкция от производителя, потому опирайтесь на нее;
  • После нанесения антидождя оставьте машину на 1-2 часа в закрытом гараже и не заводите мотор. Также в ближайшие 3-4 дня мыть машину не рекомендуется.


Это придает кузову идеальную гладкость и лучшую обтекаемость.

В зависимости от выбранного гидрофобного покрытия, эффект может сохраняться от нескольких недель до нескольких месяцев. То есть периодически повторять процедуру придется.

Самодельный антидождь

Если вы не хотите тратить деньги на дорогую автохимию, гидрофобный состав можно изготовить самому. Делается это так:

  • возьмите парафин или парафиновую свечку, а также обычный уайт спирит (пропорции должны быть 1 к 20);


  • нарежьте парафин на мелкие кусочки и смешайте с растворителем;
  • перемешайте компоненты до получения однородной массы;
  • полученной смесью обработайте кузов и стекло (можно обе поверхности);


  • дайте покрытию настояться, чтобы весь растворитель испарился;
  • затем возьмите хорошие бумажные салфетки, которые не оставляют ворс, и натрите машину.

Подобный самодельный антидождь держится до 2 месяцев.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...